РУБРИКИ

КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625

дворянскиго ордена. Эти церемонии, как правило, происходили на территории

королевской резиденции, но формально не входили в непосредственные

служебные обязанности придворных слуг. Поэтому участие королевских слуг в

данных церемониях и в организации последующих празднеств рассматривалось

как дополнительная услуга, которую оплачивал виновник торжества. Поскольку

креации в яковитский период проводились регулярно и нередко число

возведенных в достоинство составляло несколько человек, а иногда было

весьма внушительным, то подобные выплаты оказывались существенным

подспорьем для королевских слуг (300 рыцарей было одновременно возведено

Яковом I в саду Уайтхолла вскоре после прибытия в Англию). В 1610 г. при

возведении 25 человек в рыцари Ордена Бани, каждый из них должен был

заплатить королевскому повару 13 шл. 8п., музыкантам 30 шл., клеркам

различных хозяйственных служб - от 6 до 40 шл. и т.д., всего по 38 ф. 6шл.

8п.[550]

Королевские слуги получали награды и подарки не только от собственного

короля, но и от правителей других государств или их представителей, которые

демонстрировали свое величие и щедрость, но в тоже время ставили придворных

слуг в обязанное положение. В 1606 г. датский король Христиан IV передал

15.000 dollars слугам Хаусхолда, 10.000 – слугам Королевской Палаты, и

5.000 – слугам Конюшни. Дополнительно каждый из членов Королевской Спальни

получил драгоценные украшения.[551] Знаменитые "испанские пенсии", которые

в 1604 г. составили 9.125 ф., и вызвали негативную реакцию в обществе,

получали многие из придворных слуг, их называли простой или "обычной

вежливостью".[552]

Стимулировать работу слуг были призваны чаевые (gratuity, tips) и разного

рода подношения, подарки (presents, rewards). Их возможное отличие в том,

что первые давались сверх установленных выплат, как правило, подчиненным

или низшим по положению слугам, а вторые подносились равным или более

высшим по своему статусу лицам.[553] Отличие от вознаграждений состояло в

том, что чаевые носили разовый, полуофициальный характер, но существовала

ярко выраженная тенденция к приобретению ими регулярного характера.

Постепенно вознаграждения и чаевые потеряли стимулирующую функцию, т.к.

стали восприниматься слугами как естественная компенсация за их услуги.

Традиция устанавливала практику оказания признательности в материальном

выражении, поэтому нередко предусматривались дополнительные вознаграждения

только за "хорошую" работу, будущее расположение или за выполнение

незначительной просьбы, например, за разрешение пройти через служебное

помещение, чтобы искать встречи с королем или придворными.[554]

Подношение подарков при дворе было чрезвычайно формализовано и чуть ли не

обязательно. Кроме презентов за выполнение определенной услуги, каждый год

под Новогоднее торжество происходило всеобщее дарение подарков, т. н. New

Year gifts. Чем выше была должность и положение при дворе, чем больше было

подчиненных и клиентов, тем большего обогащения в эти праздничные дни

следовало ожидать. Главным событием этого действа было поднесение подарков

королю от имени его верных слуг. Почти каждый слуга стремился подобнам

образом выразить свое почтение государю. Подарки были самые различные от

чисто символических стилизованных изображений придворных служб, поднесенных

монарху от слуг данных субдепартаментов, до ювелирных украшений, среди

которых особенно часто встречались серебряные пластины, и обыкновенных

денег.[555]

Была разработана достаточно сложная процедура дарения королю и получения

ответного дара, который обычно представлял собой золотую или серебряную

пластину. Церемония была организована таким образом, что король сам лично

не принимал подарки, которые при Якове I в большинстве своем представляли

кошельки с деньгами, что было похоже на добровольно-обязательное

субсидирование монарха знатью (бароны -по 10 ф., виконты - 15, графы - 20).

Значительная часть сумм поступала в "личный королевский кошелек", а так же

в ювелирный офис двора. Ценные вещи хранились в Гардеробе.

Ключевыми фигурами в этом действе оказывались Лорд-камергер, который

принимал подарки от подданных и департамент драгоценностей двора, который

выдавал ответный дар. При этом дарителям следовало передать соответствующие

выплаты каждому из слуг, который принимал участие в процедуре: будь-то

привратник, который открывал дверь или секретарь ювелирной службы, который

выдавал расписку на получение пластины. Причем все чаевые были заранее

фиксированы и входили в стоимость той суммы, которая передавалась дарителю

для получения ответного дара.[556] Таким образом, в процесс поднесения

подарка включалось значительное количество придворных слуг, между которыми

фактически происходило очередное перераспределение королевских доходов, а

сама церемония теряла свою персонифицированность. Хаусхолд как корпорация

слуг оказывался самым тесным образом включен в обмен подарками между

королем и знатью.

Если подарки, чаевые и другие дополнительные платы должны были лишь

ускорить прохождение дела или улучшить качество выполняемой работы, и

поэтому не вызывали возмущений, то взятка (bribe) должна была убедить кого-

либо дать обратный ход делу, изменить его, направить по незаконному пути. В

этом, по мнению современников, состояло их отличие, и именно в этом была

предосудительность взятки. В 1619 г. Звездная палата определила взятку как

использование "денег, предназначенных для общественной службы в личных

целях" и как деньги, "взятые неправильно для вознаграждения" в личных целях

в благодарность во время несения общественной службы.[557] Годы с 1613 по

1621 многими исследователями рассматриваются как расцвет взяточничества(в

частности, Дж.Эйлмер, Л.Стоун, Л.Пекк). Согласно дебатам 1624 г. взятка

была отнесена к вымогательству, т. е. к чрезмерной оплате, в то время как

подарки и чаевые рассматривались как справедливое вознаграждение (reward).

Уровень реальных доходов королевских слуг показывает, что коррупция вряд

ли была следствием инфляции и роста цен, тем более, что она больше всего

процветала среди обеспеченных категорий слуг.

Таким образом, совокупный годовой доход королевских слуг возрастал в

десятки раз в сравнении с официальным жалованием. Например, должности

“Белого штата” и Гофмаршальской конторы, чей оклад варьировался в пределах

100-200 ф. реально приносили доход в 2-3 тыс. ф. в г., а придворные прачки

позволяли себе содержать прислугу. Главы придворных хозяйственных служб

имели от 300 до 900 ф. в год, камер-юнкеры и камер-пажи — в пределах 100-

200 ф., слуги низшего звена — 20-60 ф. в год. При этом “рыночная”, если так

можно говорить, стоимость должности в случае предложения ее покупки или

продажи возрастала в 2,5 - 3 раза.[558] Тем не менее, для самого низшего

звена слуг реально существовали материальные проблемы. В 1608 г. один из

королевских аптекарей получил 60 ф. для приготовления лекарств "для самых

низших слуг" двора.[559]

Среди современников часто существовали противоположные точки зрения на

финансовую ценность придворных должностей. Неудачные претенденты, как

правило, считали, что должности приносят значительные материальные выгоды,

а сами слуги хаусхолда постоянно жаловались на низкие доходы и частые

задержки с выплатами. Безусловно, среди слуг были как счастливчики, заметно

обогатившиеся, так и неудачники, погрязшие в долгах. Следует отметить, что

именно для яковитского периода значительную роль в поддержании благополучия

придворных слуг стала играть королевская щедрость, еще сильнее

привязывавшая задолжавших слуг к королю. При этом для большинства слуг

главным источником доходов оставалась земля. Яков I, понимая это, с одной

стороны стремился прикрепить своих слуг к земле, чтобы ослабить давление на

бюджет и укоренить шотландских слуг, а с другой, не желая ослаблять их

зависимость от короны, всячески подчеркивал условность держаний. Хотя

следует отметить, что для королевских фаворитов и влиятельных патронов,

контролировавших распределение должностей, земельные и должностные

источники доходов были сопоставимы. В 1619 г. Бэкингем получил 5.000 ф.

дохода от земли и 4.000 ф. - от собственных должностей, 4.500 ф. - от

продажи должностей и титулов, остальные от экономических привилегий, всего

около 18.000 ф.[560]

Не меньше, а часто намного больше доходов были расходы слуг королевского

двора. В первую очередь это относится к высшему звену. Нормы придворной

жизни требовали от них быть одетыми по последней моде (мужской костюм с

вышивкой и отделкой нередко доходил до 1.000 ф.), быть щедрыми со своим

окружением, снимать для себя и для них дома в престижном западном районе

Лондона, заниматься покровительством и меценатством. Л. Стоун оценивает

подобные расходы от 2 до 10 тыс. ф. в год.[561] Особенно велики были

расходы лиц, которые занимали финансово ответственные посты. Им часто

приходилось компенсировать дефицит бюджета своего ведомства из собственного

кармана. К перечисленным расходам необходимо добавить средства, потраченные

на продвижение по службе или покупку должности, которые окупались в среднем

только через 2-4 года. Естественно, что никакие официальные формы оплаты не

могли компенсировать подобные расходы. Приходилось надеяться на

благосклонность и щедрость монарха. Тем не менее, двор всегда оставался в

глазах провинциальной аристократии и, отчасти, джентри тем местом, где

“разыгрываются высокие призы”.

В целом слуги королевского хаусхолда находились в более выгодном

положении, чем служащие других государственных институтов, в связи с тем,

что их причастность ко двору и к королю лично позволяла компенсировать

недостаточно высокий уровень официального жалования, не нарушая придворных

регламентов и ордонансов. В тоже время придворные слуги находились в

гораздо большей зависимости от внутренней политики короны и ее финансового

положения. К тому же, как показывает практика, Якову I и его администрации

было гораздо легче сэкономить на доходах рядовых придворных слуг, чем на

собственных королевских расходах и щедрости к избранным придворным.

Таким образом, в отличие от тюдоровского периода, когда, по мнению

Бреддока, корона осознавала тяжелое финансовое положение придворных слуг в

условиях инфляции и использовала различные способы его поддержания, Яков I

в этом отношении разделил свой двор на две неравные части. К первой

относились избранные высшие слуги, прежде всего шотландцы Королевской

Спальни, которым доставалась львиная доля королевской милости, ко второй –

все остальные слуги, за счет которых проводилась экономия. Тем самым при

яковитском дворе был создан почти непреодолимый социально-экономический

барьер между слугами.

3.2.Некоторые особенности механизма получения придворных должностей,

карьеры и статуса королевских слуг.

Занять официальное положение на придворной иерархической лестнице было не

таким простым делом. Двор и его отдельные службы представляли собой

достаточно замкнутую корпорацию в том смысле, что количество страждущих

получить доступ ко двору всегда на много превышало количество свободных

должностей в штате двора. Лица, уже состоящие в штате, рассматривали вновь

прибывших как конкурентов собственной придворной карьере. Конкуренция не

только за свободные места, но и за те посты, которые могли в перспективе

освободиться, была чрезвычайно высока. Например, известный поэт и драматург

начала XVII в. Бен Джонсон являлся вторым (!) наследователем (т. е. получил

грант на право занять эту должность после освобождения ее настоящим

владельцем) поста мастера субдепартамента королевских развлечений, но, к

сожалению, он прожил не слишком долго и не смог получить эту должность.

На любую более или менее значимую должность двора всегда имелось

несколько претендентов. В связи с этим, владельцы придворных должностей

стремились закрепить их пожизненно за собой, а, по возможности, и передать

по наследству.

В некоторых субдепартаментах двора прослеживается семейная

преемственность в занятии определенных должностей. Начиная с XIV в.,

большая преемственность наблюдается среди клерков разного рода придворных

ведомств, в силу специфики секретарской деятельности и особой сложности

выполняемых обязанностей.[562]

Относительным выходом из ситуации, когда количество кандидатов намного

превышало количество существующих постов, и особенно постов достойных для

знати, стало введение в XIV в. посменной или "повременной" службы (service

par terme), которая получила первоначальное развитие при бургундском дворе

и стала примером для остальных европейских дворов.[563]

Посменное пребывание на должности в течение нескольких месяцев в году,

активно вводилось Тюдорами и продолжало практиковаться Стюартами, что

привело к чрезмерному разбуханию придворного штата и к росту расходов на

содержание слуг. Поэтому во второй половине правления Яков I в своей

придворной политике попытался использовать другие способы наделения постами

как можно большего числа желающих: авансирование должностей и введение

внештатных слуг. К концу правления только внештатных камергеров Палаты

насчитывалось около 200 человек.

Обладая правом доступа ко двору, внештатные слуги не получали содержания

и не имели определенных обязанностей. Но когда стало очевидно, что не

только внештатные, но и ординарные слуги лишились доступа к Якову I

вследствие выделения Королевской Спальни, то привлекательность

экстраординарных постов для знати и высшего джентри заметно упала.

Включив в ранестюартовсий двор большое количество шотландцев, Яков I

частично возродил один из традиционных принципов рекрутирования королевских

слуг – территориальный, когда предоставлялось преимущество выходцам из

определенной местности, связанными между собой и с господином кровными,

соседскими и патрон-клиентными отношениями.[564]

Формально назначение на должность происходило пожалованием от имени

короля (grant), но реально право монарха, назначать слуг двора, было

передано главам соответствующих департаментов.

В Хаусхолде контроль со стороны короля за назначениями ограничивался

должностями Гофмаршальской конторы. В Королевской Палате количество

подконтрольных монарху постов было больше. Король прибегал к использованию

своего права только тогда, когда хотел оказать расположение к одному из

претендентов на должность или в случае возникновения спорных, а порой, и

скандальных ситуаций.

Восшествие на престол нового монарха обычно прерывало полномочия высших

слуг двора, так называемого "белого штата" (за исключением поста

Шталмейстера, на который выдавался пожизненный патент) и тех, кто владел

должностью на условиях "королевского расположения" (pleasure), хотя, как

правило, новый король своей прокламацией продлевал их пребывание на постах.

Яков I выпустил аналогичную прокламацию, где провозглашал сохранение постов

за всеми елизаветинскими придворными слугами, но до особого королевского

распоряжения, оставляя тем самым для себя возможность маневра. Что он

вскоре и продемонстрировал, серией новых назначений и структурными

изменениями в хаусхолде.

Большинство низших и средних слуг имели пожизненный срок владения

должностью. Их было чрезвычайно трудно сместить, если только не было какой-

либо ошибки в патенте. Напротив, большинство высших постов находилось в

распоряжении их владельцев в течение "королевского расположения", для

придворных слуг это, как правило, означало на время жизни монарха. В

меньшей степени при выдаче патента использовалась формула в течение

"хорошего поведения" (good behavior).

Естественно, что на высшем уровне придворной службы сохранить должность

от правления к правлению было гораздо сложнее, особенно это было характерно

для Королевской Палаты, что вступление на престол Якова I и подтвердило. В

данной сфере королевская воля была ограничена политической

целесообразностью. Тем не менее, именно при Якове I большинство назначений

имели характер пожизненных. Возможно, он надеялся, тем самым, крепче

привязать к себе придворный истеблишмент, заручиться его лояльностью. В

условиях обострившейся придворной и политической конкуренции, а также

поскольку высший штат двора был непосредственно втянут в политику, то

крайне трудно было гарантировать, что пожизненные должности занимаются

людьми граждански, политически и религиозно преданными короне. Например,

Обер-церемониймейстера Л. Льюкнера, который стал чрезмерно симпатизировать

католикам и испанским послам, нельзя было лишить должности, а только на

время отстранить от выполнения служебных обязанностей.

Штат Хаусхолда остался почти без изменений, за исключением привезенных из

Шотландии поваров и некоторых других хозяйственных слуг. За время правления

Якова I Стюарта тенденция к пожизненному закреплению за собой высших

придворных должностей еще более укрепилась. Слуги хаусхолда Карла I после

его вступления на престол жаловались, что они не могут получить

причитающиеся им посты, поскольку их продолжают занимать слуги покойного

короля Якова I, в том числе должности Лорда-камергера, Лорда-стюарда и

др.[565]

Должность как правило давалась пожизненно, при этом оговаривалось либо ее

возвращение короне после смерти владельца, либо разрешение передать ее в

наследство. Предоставляя пост с правом наследования, корона на будущее

ограничивала себя в свободе распоряжения должностями. Это вынудило Якова I

в 1615 г. сократить количество данных прав, т. к. стало трудно награждать

королевских слуг и приближенных. Многие доходные должности были заняты на

много лет в перед (in reversion - сохранение за кем-либо, авансирование

должности). Если получатель гранта уже занимал какой-либо пост, то

указывалось сохраняет он его за собой или нет, т. е. оговаривалась

возможность совмещения постов. Например, Т. Корнуоллис и его сын получили в

наследование должность придворного распорядителя игр с отказом от прежнего

патента.[566] Но могла быть и обратная ситуация, когда два человека

назначались на один пост. Например, королевский хранитель лекарственных

трав А. Брайт и королевский хранитель пресной воды Эд. Даблдег получили в

совместное хранение библиотеку Уайтхолла,[567] отец и сын Кэри занимали

пост распорядителя королевских драгоценностей.

Другим способом сохранения контроля короны за распределением постов стала

практика создания новых должностей и перевод "старых", ранее выполнявших

эти функции, в ранг почетных. Срок и условия владения новых должностей

оговаривались более строго.

Некоторые высшие придворные и государственные посты переводились во

временное совместное владение - комиссию из нескольких лиц (commission).

Яков I активно использовал эту практику, которая с одной стороны позволяла

сохранить королевский контроль над осуществлением данных служебных

полномочий, а с другой, — контролировать фракционную борьбу. Назначение

комиссии позволяло Якову I еще более надежно привязать к себе лидеров

придворных группировок, продолжительное время играя фактором возможного

персонального назначения на комиссионную должность. Ведущими посредниками в

этой игре становились ближайшие королевские слуги из Королевской Спальни.

Их голос и покровительство нередко становились решающим фактором при выборе

из нескольких кандидатов (например, поддержка Нортгемптона назначения Карра

на пост Лорда-камергера.). Постоянно в комиссии по статусу занимаемых

должностей назначался административный штат двора (Лорд-камергер,

Шталмейстер, Вице-камергер казначей Хаусхолда и др.). Учитывая, что в

комиссию очень часто переводились высшие государственные посты (Лорд-

казначей, Лорд-канцлер), то лица занимавшие высшие придворные должности

получали первенство в социально-административной иерархии и соответственно

в вопросах управления.

Покупки придворных должностей (purchase) происходили редко и становились

главными светским новостями. Наиболее известные случаи это уже

упоминавшаяся покупка Генри Ричем поста капитана Королевской стражи у графа

Фентона и продажа лордом Уоттоном должности казначея Королевского Хаусхолда

Т. Эдмондсу. Причем во втором случае переговоры велись дважды в 1612 г. и

1617 г. Оба раза предлагалось 5.000 ф., поскольку только стол казначея

оценивался в 1845 ф., а общий доход - около 3.420 ф. в г.[568] Напомню,

что в 1617 г. проводилась административно-финансовая реформа Хаусхолда,

сокращались столы. Видимо этот факт нисколько не повлиял на оценку

участниками переговоров возможных доходов казначея, что еще раз

подчеркивает отношение придворных слуг к этим реформам, их эффективность и

направленность прежде всего на сокращение доходов среднего и низшего звена

слуг хаусхолда.

Следует разделять продажу должностей короной, практика официально

распространенная во Франции и получившая ограниченное применение с середины

правления Якова I, и продажи, осуществлявшиеся владельцами должностей и

главами департаментов при помощи различных посредников (brokers). Второй

способ был признан незаконным уже в конце правления Эдуарда VI, но

продолжал существовать. Г. Тревор-Роупер явно преувеличивал масштабы этой

практики, когда заявлял о том, что она стала всеобщей во время правления

Якова I и якобы была вызвана тем отчаянием, которое овладело

землевладельцами, осознавшими невозможность процветать без каких-либо

должностей.[569] Исследования Дж. Эйлмера, Л. Л. Пек и др. историков

показали, что практика продажи должностей действительно возросла в начале

XVII в., но в хаусхолде, видимо, меньше всего. Это не было напрямую связано

с "кризисом" землевладения, а было связано с ростом привлекательности двора

и государственной администрации, столичного образа жизни как таковых, и с

общими особенностями замещения должностей. Кроме того, должность

предоставляла больше перспектив для аноблирования.

К концу XVI в. в корпоративной среде придворных и государственных

департаментов сложились определенные правила и традиции во владении и

наследовании должностей. Проникновение на придворные посты происходило в

основном через наследование или систему патронажа, т. е. благодаря

покровительству высших государственных чиновников, королевских слуг или

фаворитов. Таким же образом совершалось продвижение по служебной лестнице.

В тюдоровских ордонансах специально оговаривалось, что лица, которые

претендуют на придворные посты, должны быть достойными и состоятельными

людьми, принадлежащими к известным фамилиям, и обладающими незапятнанной

честью. Наличие достаточных денежных средств являлось не средством

получения должности, а гарантом материальной незаинтересованности в

осуществлении ее полномочий.

Переход от одной ступени к другой не был строго обязательным, хотя нечто

подобное сложилось в Департаменте Дворцового Хозяйства.

В Королевском Хаусхолде существовали две системы служебного продвижения.

Как уже отмечалось, все хозяйственные службы двора находились в

определенной административной зависимости. Главными субдепартаментами

считались кухня, кладовая для пряностей, кастелянтская, хлебопекарня,

гофинтендантская контора, птичник, посудомоечная, служба для обеспечения

двора топливом (Woodyard), одна из королевских кондитерских (Pastry). Все

они возглавлялись клерками и находились в иерархической зависимости. Кухня

всегда считалась самым старшим департаментом. Из секретарей кухни, кладовой

для пряностей и кастелянтской рекрутировались клерки Гофмаршальской

конторы. Соответственно, освободившееся место занимал клерк из низшего

субдепартамента. Таким образом, при продвижении всех клерков на одну

ступень по направлении к должности клерка-контроллера Гофмаршальской

конторы освобождалась вакансия клерка в кондитерской, которую занимал один

из его помощников.

Параллельно служебной лестнице клерков существовала лестница продвижения

"гражданских" слуг: паж - грум - йоман - сержант. Это разделение видимо

идет от тех времен, когда должности секретарей находились в руках

священнослужителей. В службах Королевской Палаты вершину "гражданской"

пирамиды составлял пост мастера-распорядителя, а в младших департаментах

Хаусхолда — йомана. С XVII в. в некоторых департаментах появляется

должность в ранге джентльмена, следующая за йоманом. Отличие от лестницы

продвижения клерков состояло в том, что максимумом карьеры мог быть только

старший пост данного субдепартамента. Как правило, за время службы

удавалось преодолеть 1-2 ступеньки лестницы. В начале XVII в. ситуация

несколько изменилась. Продвижение по административной лестнице было

коммерциализированно.

В этой связи, примечательный эпизод произошел в 1615 г.[570] В то время

казначеем-кассиром Хаусхолда был Роберт Вернон. Он был уже человеком

достаточно преклонного возраста. Видимо настолько, что его молодая и

предприимчивая супруга решила побеспокоиться о том, чтобы освободить своего

мужа от обременительных обязанностей и одновременно обеспечить ему и себе

достойное будущее. С этой целью была совершена сделка с Артуром Инграмом,

сыном преуспевающего лондонского торговца, о продаже ему должности казначея-

кассира Хаусхолда. Должность переходила к нему за 2.000 ф., которые он

выплачивал бывшему владельцу, и около 110 ф. — его жене. Плюс к этому

пожизненно Вернон должен был получать от Инграма 500 ф. в год, а после его

смерти 200 ф. в год должна была получать его жена. Сделка обеспечивалась

имуществом Инграма в Линкольншире, которое переходило Вернонам под

опекунство. В свою очередь это имущество гарантировалось долговыми

обязательствами купца на 4.000 ф.

Ингрэм пробыл в должности казначея-кассира всего 3 месяца, с февраля по

апрель, когда в дело вмешался Яков I. Инграм был лишен должности под тем

предлогом, что его “плебейское” происхождение не подходит для столь

почетной службы. В действительности, это была реакция на жалобу сера

Даррелла, гофмейстера Хаусхолда, и еще шести слуг, находящихся ниже его на

служебной лестнице департамента. Все они стремились получить продвижение на

одну ступеньку вверх. Они ссылались на королевское обещание, что должности

в Гофмаршальской конторе будут переходить в порядке преемственности (in

succession). Их сторону заняла королева и принц. Яков I обещал исправить,

но утвердил Инграма, на которого он видимо рассчитывал в деле

реформирования хаусхолда и который был связан с семьей Говардов. Как

сообщает Чемберлен, слуги Гофмаршальской конторы организовали целую

компанию против Инграма, "поскольку они не желают иметь такого позорного

человека над собой". Они подключили всех своих "друзей", в том числе

шотландца Д. Марри из Спальни. В результате, хотя пост за Инграмом

сохранялся до октября, но реально его обязанности выполнял М. Даррел.[571]

Должность была объявлена вакантной за нарушением статута Эдуарда VI о

запрещении продажи должностей. Таким образом, фактически подтверждалось

наличие принципа продвижения по служебной лестнице Хаусхолда по

старшинству. Даррелл занял пост казначея-кассира, другие жалобщики также

продвинулись на одну ступень вверх. То, что этот принцип преемственности в

продвижении по службе начал вытесняться покупкой должностей, говорит тот

факт, что Даррелл и его сторонники, еще до решения короля, добровольно

собрали 2110 ф. и заплатили их Ингрэму. Таким образом, они как бы

откупились от него и фактически сами выкупили должность казначея-кассира у

Вернона. Видимо, этот путь продвижения по службе представлялся им уже более

надежным, чем традиционный.

Восшествие Якова I и новый стиль двора несколько изменили традиционно-

консервативную тюдоровскую систему. Уже в 1605 г. старейшие слуги двора

жаловались, что ими пренебрегают, и они остаются не удел, в то время как

"более молодым с их деньгами позволено покупать продвижение".[572] Джон

Холлз, когда ему было отказано в должности при дворе, принца Карла с

горечью заметил, что "деньги превалируют над всеми обязательствами,

заслугами и происхождением".[573]

В отличие от других придворных структур продвижение в Королевскую Спальню

напрямую зависело от Якова I. Он был привязан к своим старым слугам и

осторожен в приближении к себе новых людей, хотя и мог поддаться

эмоциональному впечатлению, как в случае с Карром. Только Яков I принимал

окончательное решение о включении кого-либо в штат Спальни, несмотря на то,

что об этом могли просить и настаивать многие. Обычно перед продвижением в

камергеры или камер-юнкеры Спальни претендент назначался на какой-либо пост

в Королевской Палате или младший пост в самой Спальне. Карр еще в 1603 г.

был пажом Спальни и только поэтому король его вспомнил. Виллерс, будущий

Бэкингем был виночерпием, Гамильтон был камергером Ближней Палаты. В 1618

г. Чемберлен отмечал главную ошибку тех, кто пытался выдвинуть сера У.

Монсона в качестве нового фаворита в том, что они сразу толкали его вперед

вместо того, чтобы сначала занять более обычное место при дворе.[574] В

тоже время, Яков I не преследовал и не изгонял из Спальни сторонников

бывших фаворитов. Консерватизм Якова I в отношении к его ближайшему

окружению до момента возвышения Бекингема сдерживал использование механизма

наполнения и очищения Спальни как инструмента в политико-фракционной

борьбе, а в конце яковитского правления этот механизм находился под

контролем единственного фаворита.

Для вступления в должность королевские слуги должны были принести клятву,

в которой обязывались быть верными слугами короля и честно выполнять

обязанности связанные с занимаемой должностью. Слуги высшего ранга, а также

те из низ, кто нес военно-полицейские обязанности, клялись в том, что они

откроют и обличат любую измену при дворе.[575]

Владение должностью формализовало положение при дворе отдельных персон и

их политическое влияние, которое в условиях церемониально организованного и

иерархизированного общества наполнялось должностными полномочиями и

привилегиями. В этой связи интересно обратить внимание на соперничество

Эрандела и Бекингема за почетные придворные должности Констебля и Графа-

маршала. Обладание ими стало инструментом в остром соперничестве политиков.

Констебль считался старшим тайным советником. Его суд использовался для

борьбы с политической оппозицией. Когда должность была вакантна, ее

полномочия переходили в распоряжение Графа-маршала, который являлся высшим

арбитром в вопросах чести и титулатуры, контролировал службу герольдов.

Таким образом, Эрандел, заняв пост Графа-маршала, создал серьезную угрозу

официальному первенству Бекингема. Чтобы восстановить лидирующее положение

друзья советовали Бекингему оставить пост Адмирала в обмен на пост Лорда-

стюарда, который, как было показано выше, обладал высшим авторитетом при

дворе.[576] Бекингему стоило больших усилий удалить Эрандела от двора. В

последующем он стремился сократить его влияние через ограничение служебных

полномочий соперника.

Высшие должности являлись титулярными, своего рода нарицательными

именами их владельцев. Главы придворных департаментов и их ближайшие

заместители почти автоматически включались в большинство правительственных

комиссий и комитетов. Ограничение этой возможности рассматривалось как

нарушение должностных привилегий. На этом основании в 1624 г. Лорд-стюард и

Лорд-камергер высказывали свое недовольство, когда под давлением Бэкингема,

они были выведены из состава комиссии по переговорам с Францией. Только

так, через введение формальных, должностных ограничений Бэкингем мог

ограничить политическое влияние своих соперников.

Положение высших слуг, особенно слуг важнейших субдепартаментов

Королевской Палаты, а также входящих в “Белый штат”, было менее надежным и

более рискованным в силу близости к монарху и к политической игре. Но этот

риск, в свою очередь, был оправдан значительно более высокими ставками,

которые стояли на кону в этой игре. В тоже время отмечается резкий рост

числа низших и средних королевских слуг и государственных служащих. Многие

из них были личными заместителями владельцев должностей и даже теоретически

не были королевскими слугами.[577]

В целом королевские слуги имели достаточно стабильное положение. Оно

обеспечивалось разнообразием возможностей для увеличения своего дохода и

гарантированным местоположением в придворной иерархии. Задержки с выплатами

одних форм вознаграждения (например, регулярное жалование) компенсировались

другими (пенсионы, ренты). Особенно привлекательной придворная служба стала

в раннестюартовский период, когда Яков I резко увеличил бюджет двора за

счет пожалований королевским слугам.

Сравнительно низкий доход среднего и низшего звена слуг компенсировался

стабильностью их положения и существования, гарантированным пожизненным

обеспечением. Кроме того, занятие пусть самой незначительно придворной

должности повышало статус ее обладателя как королевского слуги. За счет

престижа королевской службы он всегда занимал несколько более высокую

позицию в обществе, чем ее предоставляло то или иное звание, тот или иной

ранг сам по себе.

В начале XVII в. в обществе термин "слуга" (Servant) понимался в широком

и узком значении. Парламентарии к слугам относили как лиц, находящихся на

иждивении короля, так и людей, находящихся в любом личном услужении.[578] В

первом случае, они подразумевали всех, кто входит в штат государственных и

придворных департаментов или получает жалование короля. В другом случае,

подразумевались лица, состоявшие в свите знатного человека, в том числе и

короля, и выполнявшие лакейские или почетные обязанности. Особенность

положения придворных слуг состола в том, что они сочетали в себе оба

значения.

Профессор Дж.Эйлмер считает, что в начале нового времени в Англии

должность в значительной мере рассматривалась ее владельцем как реальная

собственность, наделенная строго определенным, а если и изменяемым, то

только за соответствующую компенсацию, набором прав и привилегий.[579] Он

считает, что коронная должность рассматривалась в равной мере как личное

право и как гражданская служба. Должность являлась для современников своего

рода "фригольдом", т.е. частью собственности. Поэтому любые изменения в

сложившейся практике владения должностью, в содержании ее прав и привилегий

вызывали поток прошений и петиций с просьбами восстановить прежний порядок.

Выделяя общие особенности владения должностью в раннее новое время, Эйлмер

пренебрегает спецификой королевского хаусхолда, где значение термина

"королевский слуга" по прежнему наполнялось реальным содержанием, в отличие

от других государственных институтов, где на первое место выдвигается не

личное служение государю, а сам факт занимания должности (Officer).

Вместе с тем существовала другая, "официальная" точка зрения,

рассматривавшая должность в качестве условного держания (tenement) и,

соответственно, подтверждавшая право короны на изменение содержания

должностных прав и привилегий.[580]

В целом вопросы связанные с определением статуса королевских слуг и его

соотношения с положением служащих центральных ведомств требуют более

тщательного изучения, которое выходит за рамки данной работы.

Заключение

Яков I унаследовал один из наиболее сложных в институциональном и

церемониальном отношениях дворов Европы. Английский двор с его

репрезентативной системой развивался в течении нескольких веков на основе

как национальных, так и континентальных традиций. Весь комплекс английской

придворной практики сочетал черты, имеющие различные исторические и

географические корни.

Королевский хаусхолд с его слугами, рассматривался в качестве социально-

политического ядра государства, связующего звена между столицей и

провинцией, посредника между отдельными магнатами. В силу этого,

обязательное периодическое присутствие пэров и высшего джентри при

королевском дворе, их назначение на придворные должности утверждало короля

в качестве центра дворянского общества. Блеск, который распространял

королевский двор, был амбивалентен: королю было престижно иметь подобающее

окружение, а избранным подданным было почетно состоять в королевском круге.

По мнению Р. Сматса, быстрый рост двора Якова I отражал его приверженность

к средневековым принципам королевской власти[581].

Многолюдный двор и особенно знатные придворные должны поддерживать

впечатление королевского великолепия, впитывая королевскую милость. Престиж

монарха и блеск двора должны были выражаться через богатые столы, роскошные

одежды, щедрые подарки и пожалования для королевских слуг и придворных. Вне

двора как средства королевской пропаганды были направлены праздники и

маскарады, королевские путешествия и выезды, свадебные церемонии и похороны

членов королевской семьи и его свиты. Но из-за нехватки средств чрезмерное

количество придворных отрицательно сказалось на репутации короля, поскольку

новый монарх оказался не в состоянии обеспечить всех присутствующих своей

милостью. Огромный двор требовал внушительных расходов, а финансовые

возможности короны в раннее новое время были весьма ограничены отсутствием

регулярных налогов. Р. Сесил в 1610 г. утверждал на конференции обоих Палат

парламента, что "щедрость неотделима от короля...и если он не жалует,

то...его подданные живут в дурном климате"[582]. Яков I нашел выход из

данной ситуации в направлении потоков королевской милости прежде всего на

избранный круг королевских слуг.

В предшествующий период в среде высшего и, отчасти, среднего звена

придворных слуг присутствовала тенденция к постепенному девальвированию

служебных обязанностей и превращению должностей в почетное держание,

отделяя их владельцев от остальных слуг двора. Строгая подотчетность и

подконтрольность административно-финансовым службам двора постепенно

разрушалась. Общие богослужения в королевской капелле и совместные трапезы

слуг хаусхолда в Холле становились нерегулярными. Для владельца придворной

должности, особенно в Королевской Палате, определяющим оказывалось не

исполнение служебных обязанностей как таковых, а возможность присутствия

близ монарха и участия в придворном церемониале, патрон-клиентных связях.

Должностные обязанности передавались личной прислуге, заместителям и

секретарям, отрываясь от придворного звания. Средневековая тенденция к

превращению действительных придворных и государственных должностей в

почетные сохраняла свою актуальность на протяжении раннего нового времени.

Она доминировала в позднетюдоровский период, когда Елизавета рассматривала

продвижение по придворной служебной лестнице как заслуженную награду за

долгую преданность. В условиях, когда властные полномочия не зависели от

занимаемой должности расположение в придворной иерархии характеризовало

лишь степень высочайшего расположения и подтверждала социальный статус.

С приходом Якова I ситуация начинает кардинально меняться. Новый король

стремится восстановить двор как инструмент королевского управления. Разрыв

между придворными титулами и их служебными функциями постепенно

ликвидируется. Яков I Стюарт пытается, по крайней мере внешне, восстановить

единство придворного сообщества посредством тщательно организованного

церемониала. Осознавая открывающиеся перспективы, знать стремиться занять

любые придворные посты, дающие хоть какой-то доступ к "источнику" почестей,

доходов и власти. Ранее почетные должности хранителей парков, камергеров,

хранителей гардеробов, управляющих королевскими резиденциями и т.д.

наполняются реальным присутствием, учитывая, что Яков Стюарт значительную

часть времени проводил вне Уайтхолла.

Ведущие службы двора сочетали почетный и действительный статусы. В

ближайшем окружении Якова I наблюдается тенденция, когда только

непосредственное выполнение служебных обязанностей и постоянное присутствие

в Королевской Спальне обеспечивало причастность к отправлению королевской

воли, и в конечном счете к государственному управлению. Близость к монарху

являлась знаком социально-политического статуса и предоставляла источник

опосредованной власти. Ее неформальная природа порождала ревность у

конкурентов и пребывала под постоянной угрозой, требуя официального

закрепления в придворной или государственной иерархии должностей.

Конкуренция обостряла борьбу за придворные посты и их реальные полномочия.

Актуализация служебного потенциала придворных должностей позволяла

превратить неформальное влияние королевских фаворитов и друзей в

официальные властные полномочия, которые в условиях яковитского правления

имели тенденцию к выходу за пределы королевского хаусхолда.

Среди придворных структур ведущую роль играл Департамент Королевской

Палаты, обслуживавший повседневную жизнь монарха и выполнявший различные

репрезентативные, церемониальные и увеселительные функции. С одной стороны,

он был призван обеспечить личные и повседневные потребности государя, а с

другой — способствовать реализации его властных полномочий.

Королевская Палата представляла собой комплекс апартаментов (chambers),

имевших статус отдельных субдепартаментов (offices), каждый из которых имел

собственный церемониал и штат, со специфическим набором функций и

полномочий.

Королевская Палата являлась довольно гибким механизмом, способным

перестраиваться и находить внутренние резервы для распространения

королевского влияния на государственное управление в целом. При Якове I

этим резервом стало выделение департамента Королевской Спальни.

В результате расстановки политических сил, сложившейся после смерти

Елизаветы, Яков I не смог сразу подчинить своему контролю ни Тайный совет,

ни другие властные институты. Неудачная попытка распространить свое влияние

на традиционные правительственные структуры была компенсирована

изменениями, осуществленными в королевском хаусхолде. Ведущей службой

Королевской Палаты, а также социально-политическим и пространственным

центром всего раннестюартовскогo двора стала Королевская Спальня.

Встретив со стороны елизаветинской элиты сопротивление своим планам

продвижения шотландцев в Совет и на государственные посты, Яков I

использовал Спальню как одно из средств для инкорпорирования своих

соотечественников в английские административную и социальную структуры.

Несмотря на то, что некоторые исследователи отвергают какую-либо

значимость придворных реформ Якова I, считая их формальными и

незначительными, я полагаю, что изменение отдельных элементов придворной

машины, в частности организация Королевской Спальни и Экспедиции

церемониальных дел, привело к смещению акцентов в расстановке политических

сил. Эти и другие нововведения ставили своей целью вывести короля и

хаусхолд из-под политико-административного и финансового контроля Тайного

совета, государственных департаментов и даже отчасти парламента.

На первый план в придворных и политических кругах выдвинулись слуги

королевской Спальни, подавляющее большинство которых составили шотландцы.

Их активность выходила за рамки повседневных бытовых функций. Штат Спальни

получал чрезвычайные привилегии, открывавшие свободный доступ к монарху,

стала своеобразной закрытой элитой стюартовского двора, которую монарх

рассматривал как собственную семью. Они получали львиную долю королевской

щедрости.

По мысли Якова I, двор должен был стать пробной моделью для заключения

союза на основе паритетного англо-шотландского представительства в

государственных институтах. Яков I активно использовал репрезентативные и

эстетические возможности двора для пропаганды объединительных настроений в

обществе и продвижения планов союза в парламенте. Несмотря на то, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.