РУБРИКИ

Национальная политика в имперской России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Национальная политика в имперской России

Рассмотрев положение сие, Мы находим начала Комитетом принятые весьма

справедливыми и все статьи оного сообразными сколько умеренности и

попечению о истинном благе Евреев, столько и основанными на пользах

коренных обывателей тех Губерний, где людям сим жить дозволяется.

Утвердив по сему положение сие, препровождаем его при сем в

Правительствующий Сенат вместе с докладом, для приведения в точное

исполнение всех распоряжений в нем содержащихся.

Положение для Евреев.

I. О просвещении.

1. Все дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия

от других детей, во всех Российских народных Училищах, Гимназиях и

Университетах.

2. Никто из детей Еврейских, быв в Училище во время его воспитания, не

должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем

учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может.

3. Дети Еврейские в школах приходских и уездных обучающиеся, могут носить

платье Еврейское; но обучающиеся в Гимназиях, должны быть одеты для

единообразия и благопристойности в Немецком или Польском платье.

4. Дети Еврейские будут принимаемы и в Санкт-Петербургскую Академию

Художеств, если окажут к тому способности и расположения; платье должны они

будут тогда носить Немецкое.

5. Те из Евреев, кои способностями своими достигнут в Университетах

известных степеней отличия в Медицине, Хирургии, Физике, Математике и

других знаниях, будут в оных признаваемы и производимы в Университетские

степени наравне с прочими Российскими подданными.

6. Если, не взирая на все сии побуждения, Евреи не захотят отдавать детей

своих в общие народные Училища, тогда установить на счет их особенные

школы, где бы дети их были обучаемы, определив на сие, по рассмотрению

Правительства, нужную подать. Между предметами их учения, необходимо должен

быть один из языков: Русского, Польского, или Немецкого.

7. По прошествии шести лет от издания сего положения, все бухгалтерские

книги и вообще купеческие всякого рода тетради и записки между Евреями,

должны быть писаны на одном из сих языков, то есть, на Русском, Польском,

или Немецком, или содержать в себе на одной стороне перевод. Без сего при

исках и судах, нигде в уважение принимаемы они не будут.

8. Все Евреи в Империи Российской обитающие, имея полную свободу

употреблять язык их во всех делах, как относящихся до веры, так и в

домашних их упражнениях, обязаны, начиная с 1 Января 1807 года, во всех

актах публичных, в обязательствах, векселях и крепостях всякого рода,

употреблять язык Русский, Польский, или Немецкий. Без сего никакие их акты

записаны и в дело приняты быть не могут.

9. С состояния сего положения, при первом выборе в Члены Магистрата из

Евреев, желающие поступить в сие отличное звание, в Губерниях, от Польши

присоединенных, должны для единообразия и общего порядка носить Польское

или Русское платье, если носить Немецкого не пожелают; а в Губерниях

Российских, где Евреям постоянное пребывание иметь дозволено, Евреи, в

случае такового выбора в Члены Магистрата, должны носить платье Немецкое. -

С 1808 года никто из Евреев не может быть выбран Членом Магистрата, если не

будет он читать и писать на одном из языков Русском, Немецком, или

Польском.

10. С начала 1812 года, никто не может быть избран и определен ни в какую

должность, ни в Кагале, ни в Раввинстве, если не будет знать читать и

писать на одном из означенных языков.

II. О разных состояниях и промыслах Евреев и преимуществах.

11. Все Евреи разделяются на четыре класса. А). Земледельцы. Б). Фабриканты

и ремесленники. В). Купечество. Г) Мещанство.

А. Преимущество земледельцев.

12. Земледельцы из Евреев все свободны и ни под каким видом ни кому

укрепляемы, ни во владение отдаваемы быть не могут.

13. Земледельцы из Евреев, так как фабриканты, ремесленники, купцы и мещане

могут в Губерниях Литовских, Белорусских, Малороссийских, Киевской,

Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской,

Екатеринославской, Херсонской и Таврической, приобретать покупкою

незаселенные земли, продавать их, закладывать, дарить и завещать в

наследство, во всем пространстве указа 12 декабря 1802 года.

14. Пользуюсь правом покупать земли Евреи могут обрабатывать их наемными

работниками по условиям с ними и контрактам.

15. Если Еврей купив ни кем прежде не населенную землю, водворить на ней по

контрактам и условиям не менее 30 домов или семейств наемных работников;

тогда дозволено ему будет в сем новом населении содержать пивную продажу,

если по общему положению в прочих селениях той Губернии она дозволена

будет.

16. Евреям дозволяется брать у помещиков земли в содержание, заключать с

ними условия, и условия сии, быв записаны в Присутственных местах, должны

быть сохраняемы свято и ненарушимо; разумея однако ж, что не будут они ни

под каким видом продавать вина. Евреи, поселившиеся на землях помещичьих,

по добровольным условиям, освобождаются от всех казенных податей на 5 лет.

Льгота сия распространяется только на тех из Евреев, кои поселятся

особенными селениями.

17. Те же из Евреев, кои ни собственных земель приобресть, ни у помещиков

нанять не будут в состоянии, могут переходить на земли казенные в

Губерниях: Литовских, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской,

Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической; в некоторых из сих

Губерний имеет быть для сего отведено на первый раз для желающих до 30.000

десятин.

18. Никто из Евреев насильно не будет принуждаем к переселению, но те, кои

переселятся, свободны будут от всех податей на 10 лет, кроме земских

повинностей, и получать на заведение заимообразную ссуду, которую они

возвратить обязаны в известное число лет, соответственно правилам на коих

колонистам иностранным ссуда таковая чинится.

19. Евреи, поселившиеся как на помещичьих, так и на казенных землях в

Губерниях вышеупомянутых, по истечении льготных лет, платить будут все

повинности наряду с другими подданными одинакого с ними состояния. Равным

образом в Губерниях, где Евреи уже водворены, те из них, которые в

хлебопашестве обращаться будут, освобождаются от платежа двойных в казну

податей.

Б. Преимущество фабрикантов и ремесленников.

20. Все роды фабрик дозволяется заводить Евреям в Губерниях, где им жить

дозволено, на том же основании и с той же свободой, как и всем подданным

Российским.

21. При заведении фабрик нужнейших, каковы суть суконные, полотняные,

кожевенные и прочие сего рода, Правительство по надлежащем удостоверении

может доставлять Евреем особенные ободрения, отводом нужной земли, и

доставлением им денежной ссуды. Для сего в каждой из Губерний, от Польши

присоединенных, назначаем будет ежегодно капитал до 20.000 рублей с тем,

чтоб из сего капитала, по усмотрению Начальника Губернии и по сношению его

с Министерством Внутренних дел, производимы были ссуды тем из Евреев, кои

нужнейшие и полезнейшие фабрики заводить пожелают, не требуя для сего займа

залогов, но ограничиваясь поручительством других Евреев благонадежных. Для

вящшего же поощрения Евреев к заведению фабрик, те из них, кои в фабричных

работах обращаться будут, имеют платить одинакую подать с того времени, как

собраны будут в каждом городе о таковых фабричных точные сведения.

Дозволяется Евреям заводить фабрики и на землях помещичьих, по добровольным

с ними условиям.

22. Помещикам, кои на землях своих заведут таковые фабрики, коих

производство отправляемо будет Евреями по найму и условиям, будут также

чинимы для сего денежные ссуды под залоги на выгодных условиях, так как и

другие разные оказываемы будут ободрения по рассмотрению обстоятельств и

действительной пользы.

23. Ремесленникам из Евреев, дозволяется в означенных Губерниях упражняться

во всех промыслах, законом не запрещенных, и никакая ремесленная, или

цеховая Управа ни под каким видом не должна им в том препятствовать; при

чем предоставляется им свобода вписываться в цех, если то не будет противно

привилегиям, особенно некоторым городам присвоенным.

24. Ремесленники из Евреев, имеют быть освобождаемы от двойной подати на

том же основании, как выше (§ 21) сказано о фабричных.

25. Если ремесленники не найдут в какой-либо из сих Губерний себе довольно

работы и средств к содержанию, они должны обратиться к Губернатору, который

относится о том к Министру Внутренних дел. В следствие того, назначатся им

способы основать с выгодой свою промышленность в Губерниях менее

населенных, Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Астраханской и

Казанской.

В. и Г. Преимущества купечества и мещанства.

26. Всякого рода торговля внутренняя и внешняя дозволяется в означенных

Губерниях Евреям, на точном основании Городового Положения и последующих

узаконений.

27. Всякого рода промыслы и мелочная продажа, включая и винную, как оптом,

так и в розницу с ограничениями ниже сего (§ 40) постановленными, на том же

основании дозволяется Евреям в тех же Губерниях.

28. Фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам, дозволяемо будет

приезжать по делам их коммерческим для усовершения в художествах или для

показания особливого искусства в ремеслах и фабриках, на известное время во

внутренние Губернии и даже в Столицы, но не иначе, как по паспортам

Губернаторов, коим каждого месяца должны они доставлять ведомости к

Министру Внутренних дел. Сии пребывающие на время Евреи, равно как жены и

дети их должны носить Немецкую одежду без всякого от других отличия; в

случае же употребления ими одежды своей, не должны они быть терпимы, и

имеют Полицею немедленно быть высылаемы.

29. Когда все вообще Евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут

постоянное направление и прилежание; Правительство приимет тогда меры

уравнять их подати со всеми другими подданными.

III. О обязанностях Евреев по вышеозначенным их состояниям.

30. Никто из Евреев нигде в России терпим быть не может, если он не будет

записан в одном из сих состояний. С Евреями, кои не предъявят в том

письменного законом установленного вида, будет поступаемо, как с бродягами,

по всей строгости законов.

31. При сей переписи каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою

наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо

во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к оному

имени, данного по вере или при рождении, мера сия необходима для лучшего

устройства Гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их

собственностей и для разбора тяжб между ими.

33. Само собою в прочем разумеется, что записка в одном состоянии не может

препятствовать переходить в другое; но переход сей должен происходить с

ведома местного Начальства и на основании общих узаконений.

34. Никто из Евреев, начиная с 1 января 1807 года, в Губерниях:

Астраханской и Кавказской, Малороссийских и Новороссийских, а в прочих

начиная с 1 января 1808 года, ни в какой деревни и селе не может содержать

никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов ни под своим, ни под

чужим именем, ни продавать в них вина и даже жить в них, под каким бы то

видом ни было, разве проездом. Запрещение сие распространяется также на все

шинки, постоялые дворы, или другие заведения, на большой дороге состоящие,

кому бы они не принадлежали, обществам, или частным людям.

35. Помещик, по истечении сего срока, дозволивший Еврею в своей деревне,

или селе содержать какую-либо аренду, кабак, шинок, или другое заведение

для продажи вина, по первому доносу быв в сем по исследовании Нижнего

Земского Суда приличен, платить по приговору Поветоваго и Уездного Суда

штрафу в пользу Приказа Общественного Призрения и доносителя по полам, в

первый раз по 5 рублей с каждого дома, в деревне его состоящего, во второй

в двое, а в третий имение его берется в опеку на 10 лет; арендовые же

поссесоры отлучаются вовсе от управления имением и объявляются во всех

ведомостях к тому неспособными.

36. Еврей, в таковой продаже, приличенный, на таковое же употребление

платить в первый раз 100 рублей, во второй 200, в третий ссылается в Сибирь

на поселение; но если бы Еврей не имел денег для заплаты сего штрафа, в

таком случае поступить с ним, как с несостоятельным должником по законам.

37. Все контракты и условия на продажу вина в деревнях и селах, после

означенного срока заключаемые, ничтожны, и действия никакого не имеют.

38. Все долги поселян и другого рода людей в шинках Евреями содержимых, на

том же основании ничтожны и взыскания по ним нет.

39. В казенных селениях подобный штраф в первые два раза полагается на

Земских Исправников, если они о том не донесут, в третий же отрешаются они

от мест, и впредь ни к каким должностям определяемы не будут. В случае же

допущения Казенными Палатами злоупотребления сего, штраф сей взыскивается с

Вице-Губернатора и Членов Палаты. - В старостинских же или арендных имениях

взыскивать штраф с владельцев, и староства отбирать, если в третий раз в

том приличатся.

40. При сем строгом и необходимом запрещении Евреям продажи вина и всяких

контрактов к тому относящихся в селах и деревнях, дозволяется им заниматься

сим промыслом в городах Губернских, уездных и казенных местечках на

основании общих по сей части положений, а в помещичьих местечках

предоставляется право помещикам, когда они пожелают допустить их до продажи

вина и заключат с ними контракты; но само собой разумеется, что никто не

должен, под страхом вышеозначенных наказаний, присвоять селам и деревням

права местечек, и никто вновь местечка учреждать не должен, не относясь о

том к вышшему Начальству; в прочем под именем местечек здесь разумеются те,

кои существуют в Губерниях, от Польши присоединенных.

41. В самых городах и местечках Евреи не должны никогда продавать вина в

долг поселянам; все долги ими по сему сделанные ничтожны, и не только

взыскания им нет, но и те Чиновники и места, кои иски таковые принимать и

вчинять дозволят, сами подвергнутся суду и взысканию.

IV. О гражданском устройстве Евреев.

42. Все Евреи в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим

делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоять под точным

покровительством законов наравне со всеми другими Российскими подданными.

43. Евреи отличившиеся знаниями или важными Государству заслугами, будут

соразмерно тому отличаемы и награждаемы.

44. Никто не может иметь права присваивать себе собственность Евреев,

располагать их трудом, а тем менее укреплять их лично. Никто не может

притеснять, ни даже беспокоить их в отправлении веры и в общей гражданской

жизни ни словом, ни делом; жалобы их на обиды, какого бы рода они ни были,

принимаются в Присутственных местах и удовлетворяются во всей строгости

законов, вообще для всех подданных Российских установленных.

45. Законные и дозволенные контракты, заключаемые между ими и помещиками,

на землях коих они жить пожелают, должны быть сохраняемы ненарушимо.

46. При переходе Евреев с одного места на другое, они обязаны представить

свидетельства от помещиков, на землях коих они жительство имели, что они

удовлетворили всем обязанностям своим в рассуждении их; равно должны они

предъявить в Земский Суд свидетельство их Кагала, что подати подлежащие они

за себя заплатили. По свидетельствам сим Земский Суд выдает переселяющимся

паспорт до того места, куда переселиться они желают. Беспаспортных Полиция

будет брать под стражу и пересылать в степные земли, кои в свое время

назначены к тому будут.

47. Пребывая по контрактам на землях помещичьих, они имеют быть под общим

ведением Земской Полиции, которая и должна по жалобам их чинить управу,

согласно их контрактам.

48. В Губернских и уездных городах Евреи состоят в ведомстве Градской

Полиции и особенно Городничего и Магистрата.

49. Поскольку суд должен быть общий для всех подданных в Государстве, то и

Евреи во всех тяжбах их по имению, в делах вексельных и уголовных имеют

ведаться судом и расправой в обыкновенных Присутственных местах; из сего

следует: 1) Что помещики, на землях коих они живут, не имеют над ними права

суда ни в тяжебных делах, ни в уголовных. 2) Что Третейский Суд в делах

тяжебных могут иметь Евреи на общем основании и во всей той силе, каковая

общими законами Суду сему присвоена.

50. В Городах Губернских и уездных они имеют право избирать одного Раввина

и несколько Кагальных, которые представляются Губернскому Правлению и по

его утверждению вступают в должности, и каждые три года сменяются, если

новым выбором утверждены не будут. В местечках помещичьих Евреи также могут

выбирать Раввинов и Кагальных, без участия в том помещиков, коим

запрещается при сем за Раввинство собирать какую-либо подать.

V. О должности Раввинов.

51. Должность Раввинов есть надзирать за обрядами веры и судить все споры

относящиеся до религии; но при сем суждении не дозволяется им в решениях

своих употреблять никаких способов, кроме увещания и убеждения, и

запрещается налагать всякое другое наказание, кроме обличения и выговоров

внутри Синагог; Раввины и другие духовные начальники, кои дерзнут против

сего правила налагать публичные наказания, какого бы рода они ни были, как

то: пени запрещения пасхального брашна и мяс (кошар), а паче проклинания и

извержения, будут за сие сверх взыскания с них убытков от заклинаний

происходящих, наказуемы, в первый раз взысканием 50 рублей, во второй 100

рублей, в пользу Приказа Общественного Призрения, а в третий по обличении

будут отсылаемы в Сибирь на поселение, во всех же случаях клятвы их и

прещения никакого действия иметь не будут.

52. Поскольку Раввинство есть должность почетная, а не доход, то Раввинам

строго запрещается за Раввинство налагать поборы, или требовать себе

возмездия, какого бы рода оно ни было: а должны довольствоваться

определенным от общества жалованьем.

53. Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект, и раскол

прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной

Синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свои Синагогу

и выбрать своих Раввинов; но во всяком городе Кагал должен быть один.

VI. О должности Кагалов.

54. Кагалы должны наблюдать, чтоб казенные сборы, доколе они пребудут в

настоящем их положении, были исправно и бездоимочно вносимы; они должны

распоряжать вверяемыми им от общества суммами, давая в употреблении их

отчет обществу и представляя таковой же на Русском или Польском языке, в

городах Городничим, в казенных селениях Исправникам, в помещичьих местечках

помещикам и во всех сих случаях подвергаются суду и наказанию по всей

строгости законов, если отчеты, даваемые ими Начальству, в чем-либо

найдутся не сходны с подлинными, даваемыми обществу. Впрочем ни под каким

предлогом не должны они, без ведома Начальства, налагать новых податей, под

страхом не только взыскания лично с них всего ими вновь положенного, но и

законного суда и наказания

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание

первое. Том 28. 1804-1805. СПб., 1830. С. 731-737.

№ 57. Указ Сенатский 28 декабря 1828 года с прописанием Высочайше

утвержденного положения Комитета Министров. О воспрещении Евреям, выходящим

из Царства Польского, водворяться в России.

Правительствующий Сенат слушали представление Г. Министра Финансов, что

Киевская Казенная Палата испрашивала разрешения Министерства Финансов:

могут ли быть причисляемы в России и на каком основании выходящие из

Царства Польского Евреи? Хотя и нет постановления, преграждающего переход

Евреев из Царства Польского в Россию; но как положением Комитета Гг.

Министров, Высочайше утвержденным в 15 день марта (29 июля) 1824 года,

воспрещено Евреям переселение из-за границы в Россию и водворение их в

оной, на тот конец, дабы преградить чрезвычайное размножение в России сих

людей более вредных, нежели полезных для Государства; то он Министр

Финансов полагал: по сим же самым причинам распространить силу

вышеозначенного положения и на Евреев Царства Польского, то есть:

воспретить выходящим из оного Евреям, водворяться в России и иметь в оной

постоянное пребывание. Каковое свое мнение и представлял на рассмотрение

Комитета Гг. Министров. Представление сие, быв одобрено Комитетом Гг.

Министров, удостоилось Высочайшего утверждения, объявленного оному в

заседание 24 прошедшего ноября. О сем Высочайше утвержденном положении

Комитета Гг. Министров, он Г. Министр Финансов доносит Правительствующему

Сенату, с тем, не благоугодно ли будет дать об исполнении оного, кому

следует, указы. Приказали: о сем Высочайше утвержденном положении Комитета

Гг. Министров, для надлежащего по оному исполнения, как Киевской, так и

прочим Казенным Палатам тех Губерний, в коих Евреям жить дозволено, и всем

Губернским Правлениям предписать указами, каковыми дать знать: Гг. Военным

Генерал-Губернаторам, Генерал-Губернаторам и Военным Губернаторам, Вице-

Канцлеру, и Министрам Внутренних дел и Финансов; в Святейший же

Правительствующий Синод и во все Департаменты Правительствующего Сената

сообщить ведения

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание

второе. Том 3. 1828. СПб., 1830. С. 1228-1229.

№ 58. Высочайше утвержденное13 апреля 1835 года Положение о Евреях

(извлечение)

Именный указ, данный Сенату. Во внимании к благосостоянию Евреев, в России

обитающих, в 1804 году издано было особое положение о гражданском их

устройстве.

Но при введении сего положения в действие тогда же открылись местные

затруднения, указавшие в самом начале необходимость некоторых в оном

перемен.

Последствием сих затруднений и возникших с течением времени нужд и случаев

были многие частные и отдельные о Евреях постановления.

По разнообразию их начал и по происшедшим от того неудобств в исполнении,

признано было нужным поручить особому Комитету, обозрев все доселе изданные

о Евреях положения и сообразив их с указаниями опыта, составить общее

положение, объемлющее права их и обязанности как личные, так и по

имуществам, с теми из общих законов изъятиями, какие по вере Евреев, образу

их жизни и месту водворения представятся необходимыми. Главной целью сего

положения постановлено было устроить положение Евреев на таких правилах,

кои бы, открывая им свободный путь к снисканию безбедного содержания

упражнениями в земледелии и промышленности и к постепенному образованию их

юношества, в то же время преграждали им поводы к праздности и промыслам

незаконным.

Проект положения, в особом Комитете на сих основаниях составлены и, по

рассмотрении его в Государственном Совете, Нами утвержденный, препровождая

при сем в Правительствующий Сенат, Повелеваем учинить распоряжения к

надлежащему его исполнению.

Положение.

Гл. I. - Положения общие.

§ 1. Евреи, состоящие в подданстве России, подлежат общим законам во всех

тех случаях, о коих в сем положении не постановлено особых правил. - (В

пояснение Т.9 Зак. о Сост. ст.860 и 862 и в замену ст.845 и 846 тех же

Законов).

§ 2. Евреи, пользуясь общим покровительством законов, имеют свободу не

только в личном их состоянии, но и в законном приобретении имуществ, в

земледельческих занятиях и в производстве торговли, промышленности и

ремесел, на правилах и с ограничениями, в сем положении изображенными. Те

из них, кои отличатся полезными знаниями и занятиями, или окажут какие-либо

важные государству услуги, будут по достоинству награждаемы. - (В пояснение

Т.9 Зак. о Сост. ст. 862 и в замену части ст. 861).

§ 3. Евреям дозволяется постоянное жительство:

I. В губерниях: 1) Гродненской. 2) Виленской. 3) Волынской. 4) Подольской.

5) Минской. 6) Екатеринославской.

II. В областях: 7) Бессарабской. 8) Белостокской. - (В замен. Т. 14 Уст. о

Пасп. и Бегл. ст. 11).

§ 4. Сверх губерний и областей, в предыдущем § означенных, дозволяется

Евреям постоянное жительство с ограничениями, ниже сего изложенными: 1) В

губернии Киевской, кроме губернского города Киева. 2) В губернии

Херсонской, кроме города Николаева. 3) В губернии Таврической, кроме города

Севастополя. 4) и 5) В губерниях: Могилевской и Витебской, кроме селений.

6) и 7) В губерниях: Черниговской и Полтавской, кроме казенных и казачьих

селений, из коих совершилась уже высылка Евреев. 8) В губернии Курляндской

дозволяется постоянное жительство тем только Евреям, кои доселе там

записаны по ревизии с семействами их; переселение же туда Евреев из других

губерний запрещается. 9) и 10) Лифляндской губернии в городе Риге и посаде

Шлоке, с тем же ограничением, как по губернии Курляндской. - (В замену Т.14

Уст. о Пасп. и Бегл. ст. 11).

§ 5. В западных пограничных губерниях, в селах и деревнях, отстоящих от

границы ближе 50 верст, Евреям всякое новое водворение воспрещается. - (В

замену Т.14 Уст. о Пасп. и Бегл. ст.11).

§ 6. Как жены, по общему закону, следуют состоянию своих мужей, то

Еврейские жены, состоящие в замужестве за Христианами, имеют жительство с

их мужьями.

§ 7. Вне черты постоянного жительства Евреев дозволяется им пребывание

только временно: 1) Для принятия наследства. 2) Для отыскания законных прав

собственности в местах судебных и правительственных. 3) Для торговых дел и

для торгов на подряды, поставки и откупа, имеющие совершаться в местах, для

постоянной оседлости Евреев определенных.

В сих трех случаях полицейское начальство само собою может дозволять

пребывание Евреям не более шести недель, а дальнейшее пребывание зависит от

Губернского Правления, по причинам, заслуживающим уважение. Но Губернское

Правление не может дать отсрочки далее двух месяцев без решения высшего

начальства.

4) Для усовершенствования себя в науках, художествах и ремеслах, на

основании III и VI главы сего положения. - (В замену Т.14 Уст. о Пасп. и

Бегл. ст. 1834, 184, 185 и 188).

§ 8. При перевозках водяных и сухопутных, пребывание Евреев вне черты их

оседлости ограничивается: 1) временем сплавов и перевозок, 2) расстоянием

не далее первой губернии, с местом их оседлости смежной. - (В замен Т. 14

Уст. о Паспор. и Бегл. ст. 183, 184, 185 и 188).

§ 9. Отлучки внутри черты, назначенной для постоянного жительства Евреев,

равно как и те, кои упомянуты в предыдущем 8 §, разрешаются им по паспортам

обыкновенным, из Уездного Казначейства или из Городских Дум и Магистратов

выдаваемым, с означением, что паспорты сии имеют действие единственно в

местах, для постоянного их жительства определенных, или же с объяснением,

когда сие нужно, что они выданы для предъявления при перевозках водяных и

сухопутных, ограничиваемых чертой ближайшей к оседлости Евреев губернии. -

(В замен Т.14 Уст. о Пасп. и Бегл. ст.183, 184, 185 и 188).

§ 10. На отлучки за черту, для постоянного жительства Евреев назначенную,

кроме случаев, в § 8 упомянутых, они должны испрашивать паспорты от

Начальников губернии сверх плакатных. Во время же самого пребывания за

чертой, Евреи, кроме тех же случаев, обязаны носить одежду, употребляемую в

местах временного пребывания, без всякого отличия от прочих обитателей

одинакового с ними гражданского состояния. - (В замен. Т. 14 Уст.о Пас. и

Бегл. ст. 183, 184, 185 и 188).

§ 11. Евреи, отличившиеся за границу без узаконенного дозволения,

исключаются из подданства России и к возврату в оную не допускаются. - (В

замен.Т.14 Уст. о Пасп. и Бегл. ст. 183, 184, 185 и 188).

§ 12. В черте общей оседлости Евреев, равно как и везде, где дозволено им

постоянное пребывание, они могут не только переселяться с одного места на

другое на общих правилах, но и приобретать недвижимую собственность всякого

рода, кроме имений населенных, владение коими Евреям вовсе воспрещается. -

(В замен.Т.9 Зак. о Сост. ст. 869).

§ 13. Если бы Еврею досталось по наследству имение населенное, то он обязан

в течении шести месяцев продать оное; если же сего не исполнить, то оное,

по распоряжению правительства, имеет быть продано в его пользу с публичного

торга. До продажи имение отдается в опеку, а доходы поступают к тому, кому

оное по наследству досталось. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 869).

§ 14. Имение недвижимое ненаселенное, доставшееся Евреям по наследству вне

тех мест, где им владение таковым дозволяется, они обязаны продать в тот же

срок, какой постановлением выше для имений населенных. - (В замен.Т. 9 Зак.

о Сост. ст. 869).

§ 15. Запрещается Евреям держать у себя Христиан для постоянных домашних

услуг, но дозволяется нанимать их: а) Для работ кратковременных, каковые

требуются от извозчиков, судорабочих, плотников, каменщиков и проч. б) Для

пособия в хлебопашестве, садоводстве и огородных работах на землях,

собственно Евреям принадлежащих, и особенно в то время, когда нужна

первоначальная обработка сих земель. в) Для работ на фабриках и заводах,

кроме однако заводов винокуренных. г) Для должностей комиссионеров и

приказчиков по делам торговым. д) Для должностей поверенных, приказчиков и

служителей по винным откупам. е) Для должностей приказчиков и писарей по

содержанию почтовых станций.

Примечание. Лица женского пола Христианской веры, нанимаемые Евреями для

приготовления пищи и белья служителям из Христиан, также для работ на

Еврейских фабриках, должны жить не в одних домах с Евреями, но отдельно.

Без сего условия наем их запрещается. - (В замен.Т. 5 Уст. Пит. Сбор. ст.

574; Т.10 Зак. Граж. ст. 1404 и Т.14 Уст. о Предупрежд. Прест. ст.85, 86 и

87 и в пояс. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 875).

§ 16. Каждый Еврей должен навсегда сохранять известную наследственную, или

же на основании законов принятую фамилию, или прозвание, без перемены, с

присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении. - (В

замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 834).

§ 17. Браки между Евреями не дозволяются прежде достижения женихом 18-ти и

невестою 16-ти лет. Те же, кои впредь вступят в брак прежде сего возраста,

а равно родители или старшие родственники, к тому их побудившие или

допустившие, и самые лица, брак таковой совершившие, подвергаются тюремному

заключению от двух до шести месяцев, по усмотрению Суда. - (В ограничение

Т. 10 Зак. Гражд. ст. 70).

§ 18. Евреи во всех публичных актах и во всех бумагах, подаваемых или

присылаемых ими местам и лицам правительственным, судебным и полицейским,

должны употреблять язык Российский, или тот, на котором в месте их

пребывания дела производятся, но отнюдь не Еврейский. Сие же самое правило

наблюдается ими и при ведении книг, установленных законом для торговых дел.

- (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 847).

§ 19. Подписи Евреев на актах, объяснениях и прочих бумагах, правительству

или Суду представляемых, при неумении писать на другом языке, допускаются

по Еврейски, но с переводом на тот язык, на коем самая бумага писана, и с

надлежащим засвидетельствованием подписи. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост.

ст.847).

§ 20. Как Еврейские общества состоят в ведомстве Министерства Внутренних

Дел, то все дела, производящиеся в Правительствующем Сенате, по судебной и

по правительственной части, касающиеся обществ Евреев городских и сельских,

исключая дел уголовных и тяжебных о частной собственности, в потребных

случаях обращаются к Министру Внутренних Дел для предварительного

заключения. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 843).

§ 21. Караимы, где таковые находятся, сверх прав, сим положением Евреям

предоставляемых, пользуются еще и теми, кои предоставлены им особенными

грамотами и постановлениями.

§ 22. Существующий особенный Устав о рекрутской повинности Евреев и

постановления, дополнением к оному служащие, сохраняют свою силу. -

(Подтверждение прежнего Устава).

§ 23. Каждый Еврей должен быть приписан на законном основании к одному из

установленных в государстве состояний. В случае несоблюдения сего, с ним

поступается как с бродягой. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 833).

Гл.IV. - О сельских и городских Еврейских обществах.

§ 65. Сельские общества Евреев земледельцев учреждаются отдельно от поселян

другой веры; порядок же управления сих обществ учреждается по примеру

других обществ одинакового с ними состояния. - (В перем. Т. 5 Уст. о Подат.

ст. 160 и в замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст.836).

§ 66. В городах, где Евреи приписаны, они суть члены тамошних обществ; но

для управления делами, особенно касающимися до них по раскладке податей и

повинностей, собственно на Евреях лежащих, они избирают из среды своей

особенных уполномоченных от 3 до 5, кои составляют кагал. - (В перем. Т. 5

Уст. о Подат. ст. 160 и в замен.Т. 9 Зак. о Сост. ст. 836).

§ 67. Должность кагала есть наблюдать, под строгой ответственностью: 1)

Чтобы предписания начальства, собственно к сословию местных жителей из

Евреев принадлежащие, были исполняемы в точности. 2) Чтобы исправно

поступали с каждого лица, или Еврейского семейства, подати казенные, сборы

и доходы городские и общественные. 3) Чтобы деньги, подлежащие передаче в

Уездные Казначейства и другие места, отсылаемы были без промедления, по

принадлежности. 4) Чтобы расходы, возложенные на сословие Евреев его

ведомства, были выполняемы надлежащим образом. 5) Чтобы суммы, в кагал

поступающие, хранимы были в целости. Посему вступающие в кагал деньги

хранятся за ключом приемщика, но за печатями всех членов. - (В замен. Т. 5

Уст. о Подат. ст. 161 и Т. 9 Зак. о Сост. ст. 842).

§ 68. Кагал в действиях своих по сборам и доходам дает местному сословию

Евреев ежегодный отчет, и сверх того представляет подробные отчеты с

шнуровыми книгами о приходах и расходах в Казенную Палату. - (В замен. Т. 5

Уст. о Подат. ст. 161 и Т. 9 Зак. о Сост. ст. 842).

§ 69. Кагальные избираются местным сословием Евреев из наличных членов его,

умеющих читать и писать по-русски, или на том языке, на котором в том месте

дела производятся. Они утверждаются Губернским Правлением на каждые три

года. Занятия между ними разделяются по общему их согласию. Тот из

кагальных, коему поручается приход и расход денег и ведение расчетных и

кассовых книг, имеет звание Казначея. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 840

и 841).

§ 70. Кагальные, во время исправления сей должности, пользуются за уряд

почетными правами купцов 2-й гильдии, буде не принадлежат к высшей; но

права торговли по сему одному званию без платежа гильдейских повинностей

они не имеют. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 840 и 841).

§ 71. Кагал может содержать по найму несколько писцов и нужных служителей,

с жалованьем по назначению местного сословия Евреев. - (В замен. Т. 9 Зак.

о Сост. ст. 840 и 841).

§ 72. Сельские общества и городские сословия Евреев, участвуя в платеже

податей и других общественных сборов, по числу ревизских душ, делают

внутренние раскладки между собой по общему приговору, сообразно с

состоянием и средствами каждого. - (В замен.Т.5 Уст. о Подат. ст. 160 и 161

и Т. 9 Зак. о Сост. ст.837).

§ 73. При раскладках убылые, старые, увечные и убогие Евреи причисляются к

тем обществам, к коим кто из них по родству принадлежит, а неимеющие

родственников, распределяются для платежа податей по всем Еврейским

обществам той губернии, по соразмерности числа душ. - (В замен. Т. 5 Уст. о

Подат. ст.160 и 161 и Т. 9 Зак. о Сост. ст. 837).

§ 74. Евреи купцы участвуют по тому городу, к коему приписаны, в платеже

податей и повинностей за мещан, буде гильдейские сих купцов повинности

составляют менее, нежели по положению общества следовало бы им платить

мещанских окладов с надбавочными за неимущих. В таком случае взыскивается с

них обществом то только, что превышает производимый ими платеж гильдейских

повинностей. - (В замен. Т. 5 Уст. о Подат. ст. 160 и 161 и Т. 9 Зак. о

Сост. ст. 837).

§ 75. Сверх тех сборов и податей, кои установлены с Евреев по состояниям

городских и сельских обывателей, производится с них еще особенный сбор, под

наименованием коробочного. О сем сборе имеет быть составлено особенное

подробное положение, а до того времени остается оный на правилах, доселе

для него постановленных. - (В перемену Т. 5 Уст. о Подат. ст. 163).

§ 76. Еврейские сельские общества и городские сословия, сверх обязанностей,

выше изложенных, должны: 1) наравне с обществами других вероисповеданий,

иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих

единоверцев. На сей конец дозволяется им устраивать особенные больницы и

богадельни, при чем, по усмотрению начальства, допускаются и

вспомоществования из Приказов Общественного Призрения; 2) пещись об

отвращении бродяжества, учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить

работу и содержание. - (В замен. Т. 9 Зак. о Сост. ст. 837 и в дополнение

Т. 13 Уст. Общест. Призр. ст. 969-981).

§ 77. Еврейские городские сословия участвуют в выборах в общественные

должности; при чем Евреи, умеющие читать и писать по-русски, могут быть

избираемы в члены Городских Дум, Магистратов и Ратуш, на том же основании,

как избираются в сии должности, лица других вероисповеданий. - (В перемену

Т.3 Уст. о Служ. по Выбор. ст. 948).

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание

второе. Том 10. Отделение первое. 1835. СПб., 1836. С. 308-311,316-318.

№ 59. Высочайше утвержденное19 декабря 1844 года. Положение о подчинении

Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских

кагалов

§ 1. Во всех местах, где дозволено Евреям постоянное пребывание, они по

делам полицейским находятся в непосредственной зависимости городской или

земской полиции, смотря по месту их жительства; по делам же о правах

состояния, хозяйственным и податным, заведываются Думами или Ратушами тех

городов, к коим приписаны, хотя бы некоторые из Евреев и проживали в

местечках, селениях и деревнях.

Примечание. Постановленные в сем положении правила не распространяются: 1)

на Евреев, живущих в Риге, и в тех городах Курляндской губернии, кои

пользуются особыми привилегиями; 2) на Евреев, поселенных в Сибири, которые

управляются по особому положению; 3) на Караимов и 4) на Евреев-

земледельцев, для коих существуют особые постановления.

§ 2. В городах, где не имеется ни Дум ни Ратуш, равно и в уездах тех

городов, в коих постоянное пребывание Евреям воспрещено, хозяйственное

управление ими относится к Думам ближайших городов, по удобности, с

разрешения Генерал-Губернатора. - В тех же городах, где вместо Думы и

Ратуши, хозяйственная часть находится в ведении Магистратов, оные

заведывают Евреями на правах Дум и Ратуш.

§ 3. Думы, Ратуши или Магистраты в заведывании Евреями, как живущими в том

самом городе и уезде, так и причисленными на основании предыдущего §,

руководствуются общими правилами учреждения Городской Думы. К обязанностям

сих мест между прочим относится: 1) исправное содержание посемейных и

алфавитных списков о Евреях, рекрутских очередей, податных раскладок и

приходо-расходных шнуровых книг; 2) ведомство коробочных доходов и прочих

сборов и расходов Евреев, и 3) записка их в подлежащие состояния,

перечисление, увольнение в другие города и снабжение паспортами. - По

каждому из сих предметов соблюдаются установленные правила.

§ 4. За сим никакое особое Еврейское управление существовать не должно и

потому все кагалы и прикагалки уничтожаются, а дела их немедленно

передаются по принадлежности в Городские Думы и Ратуши.

§ 5. По передаче кагальных дел в Городские Думы или Ратуши, оне обязаны

содержать во всегдашней исправности: 1) посемейные списки всем

подведомственным Евреям с означением звания каждого. При переходе Евреев в

другие состояния и перемене места жительства делаются в сих списках

немедленно надлежащие отметки; а дабы во всякое время можно было иметь

определительное сведение о состоянии Евреев и мест их жительства, то

сказанные списки должны быть возобновляемы чрез каждые два года; 2)

алфавитные списки начальников семейств Евреев, с означением под каким №

состоит в посемейном списке ; 3) очередные рекрутские списки по участкам;

4) верные копии с ревизских сказок; 5) ведомости о недоимках: податных,

земской повинности и прочих сборов; 6) контракты на коробочные сборы; 7)

ведомости о общественных долгах, и 8) окладные книги податей,

вспомогательного коробочного сбора, с раскладочными реестрами и другие

сведения, и необходимые для хозяйственного управления и наблюдения.

§ 6. Посемейные и алфавитные списки евреев первоначально составляются

Думами и Ратушами из сведений, которые поступят к ним от упраздненных

кагалов. Для соблюдения правильности, они поверяются на месте посредством

сборщиков податей, или особо избранных депутатов из местных Евреев, при

наблюдении и, в чем нужно будет, при содействии губернского начальства.

Таким образом, по приведении сих списков в совершенную исправность,

делаются в них в свое время отметки, указанные в предыдущем §.

§ 7. Каждому Еврею, главе семейства, объявляется, каким именем и прозванием

он записан по ревизии, внесен в посемейный и алфавитный списки и должен

именоваться в паспортах и во всяких актах (Свода Зак. о Сост. Т. 9, ст.

1293 изд. 1842 года). Все сие означается в выдаваемых от Дум упомянутым

Евреям особых на печатных бланках билетах. С переменившим сие имя или

прозвание поступается на основании общих о том законов. Сами же Думы и

Ратуши обязаны соблюдать совершенную правильность в написании имен и

прозваний каждого Еврея.

§ 8. Губернские Правления, собрав подробные сведения о всех расходах

Еврейских обществ по содержанию синагог, школ, богаделен, Раввинов и по

другим предметам и означив в какой степени все сии расходы в каждом уезде и

местечке могут быть допущены и покрываемы коробочными сборами и местными

раскладками, составляют табели расходов, собственно по Еврейским обществам

в каждом уезде и местечке и рассылают оные в подлежащие Думы или Ратуши, в

городские и земские полиции, для руководства при раскладке общественных

сборов. Табели сии возобновляются, судя по изменению потребности расходов,

падающих на местные раскладки, каждый год, или по истечении трех лет, или

по возобновлении контрактов на содержание коробочных сборов.

Примечание. Возлагаемые по силе сего § на Губернские Правления обязанности

исполняются в отношении Евреев, жительствующих в городе Одессе и черте

оного Одесским Военным Губернатором, в Керчи же и Таганроге тамошними

Градоначальниками.

§ 9. Кроме государственных податей и земской повинности, никакие сборы и

раскладки с Евреев не должны быть производимы без особого письменного

разрешения или предписания губернского начальства на имя Думы или Ратуши,

заведывающей Евреями, которые приводят таковые распоряжения в исполнение.

Сами же Думы и Ратуши когда усмотрят необходимость в каких-либо новых

сборах, не приступая к раскладке оных, представляют о том на разрешение

губернского начальства.

§ 10. Думы и Ратуши должны быть уведомляемы своевременно от Казенной Палаты

о всякой прибыли или убыли в ведомстве их ревизских Еврейских душ, а от

Губернского Правления: 1) о всяких переменах, признанных необходимыми по

содержанию синагог, молитвенных школ, богаделен, раввинов и проч., 2) о

всяком увеличении или уменьшении губернского начальства содержания каких-

либо лиц и предметов на счет коробочного сбора или местной раскладки с

Еврейских обществ.

§ 11. Думы и Ратуши, из имеющихся у них сведений о всех доходах общего и

вспомогательного коробочного сбора, и о всех предметах расходов по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.