РУБРИКИ |
Национальная политика в имперской России |
РЕКЛАМА |
|
Национальная политика в имперской России4) Сделать распоряжение, чтобы войска и команды следовали единственно по военным дорогам; о чем, сверх изъявления воли Моей начальникам войск и комендантам, напечатать объявление и разослать ко всем местам, определенным для ночлегов и растахов. После сего тех нижних чинов, кои не по военной дороге следовать будут, обращать, как беглых, через Земскую Полицию в ближайшее военное начальство для поступления по законам. 5) По военным дорогам, а наипаче где более войска проходят, постоев, кроме квартирования и содержания малых отрядов, отнюдь не иметь на всем пространстве, определенном в учреждении о большой действующей армии. 6) Безопасность жителей, а наипаче по трактам обитающих, охранение их от обид и притеснений, должны составлять существенную обязанность вашу; для чего назначены в распоряжение ваше и казачьи команды. Вы равномерно наблюдать должны и за тем, чтоб войска, у жителей находящиеся и довольствуемые их пищею, не получали уже за то время провианта из магазинов. 7) Суммы, ассигнованные разным учреждениям по воспитанию и народному просвещению Духовным и Гражданским особам, на лицо находящимся, отпускать по-прежнему, надзирая за расходом иных, и чтобы с той стороны не происходило злоупотребления. Остатки же, какие от годового ассигнования случатся, приобщать к прочим доходам Герцогства. Я обращаю при этом случае особенное внимание Совета на ветеранов и инвалидов, чтоб они не были доведены до недостатка, и для того предоставляю Совету принимать просящихся в инвалиды и ветераны по строгому рассмотрению времени службы, их увечья и ран на существующих правилах, лишь бы впрочем содержание этих не превышало штатной суммы. 8) Теперь же заняться Совету соображением с Генерал-Интендантом Герцогства Варшавского о всех магазинах по Герцогству, дабы излишние были уничтожены в облегчение казны народа. 9) Равномерно собрать подробнейшие сведения о всех войсках, в Герцогстве находящихся, не откроется ли таких команд и лиц, кои по обстоятельствам, быв оставлены, соделываются теперь более не нужными. 10) Для доставления больших способов к исправному взносу денежных податей, определить каждому имению количество провианта и фуража, которое могли бы жители доставлять вместо денег войскам нашим или в госпитали по удобности расположения (разумея сверх пропорции по рекруту 1812 года). Сии припасы вменять в число денежных податей, назначая цену оным по рассмотрению Совета. Распорядок сей установить единовременно так, чтоб каждый знал, сколько в год платить он должен деньгами и хлебом, и из денежной подати, какая часть взнесена быть может провиантом и фуражом, и сколько затем частей наличными уже деньгами. 11) О выставленных по военным дорогам подводах сделать особое положение и представить Мне. 12) Воспретив уже Генерал-Интендантам требовать припасы и деньги прямо от Департаментов и поручив особенному наблюдению Совета уравнительность сих сборов, Я поставляю на вид исчисление, сделанное вами обще с Тайным Советником Новосильцовым, о количестве провианта и фуража, назначенном к составлению запасов, в единственном намерении облегчить, сколь можно, жителей Герцогства. Я утвердил исчисление сие, не взирая на то, что предположенный запас мал в соразмерности числа действующих войск, и сверх того, как известно уже из указа, 9 февраля данного, предоставил управляющему Военным Министерством изобрести способы к продовольствию резервной армии до нового урожая. - При таковом внимании к судьбе обывателей, Я надеюсь, что определенный запас учрежден будет в неукоснительном времени. Совет обязан распорядить немедленно уравнительный сбор провианта и фуража, и исполнение сего дела возложить на Комиссию чрезвычайных потребностей под особенным ведением Генерал-Интенданта Графа Санти. К вящшему же достижению цели исправного продовольствия, нахожу нужным запретить вывоз из Герцогства на вольную продажу за границу ржи, овса, ячменю, гречихи, гороха, сена и соломы. 13) Составлением запаса, в предыдущем пункте изъясненного, сделать полный расчет во всех поставках на войска Наши по 1 Генваря 1814 года и представить ко Мне; но в расчет сей внести действительный отпуск по квитанциям, не подлежащим сомнению, а не по требованиям, как ныне составлена ведомость Комиссиею военных надобностей: ибо требования нередко или вовсе не удовлетворялись, или несравненно в меньшей мере были выполнены. Совет должен определить цену всем поставкам и изложить мнение свое на счет приличного вознаграждения жителей. 14) Коль скоро назначаемые теперь запасы учредятся, то, согласно с просьбой центрального Комитета, постановить правилом, чтобы по истечении каждой трети делать расчет в поставке на войска Наши провианта и фуража, и ежели окажется недобор противу хлебной пропорции, определенной в подать, то представлять Мне с изложением способов насчет удовлетворения обывателей за излишние поставки; но представления таковые делать своевременно, дабы не произвести помешательства в исправном взносе денежных податей. А чтобы со всей удобностью можно было составлять третные расчеты (по квитанциям, а не по требованиям), то Генерал-Интенданту Графу Санти теперь же учредить порядок по сему предмету и с утверждения вашего привести немедленно в исполнение. 15) После распоряжений таковых никакая реквизиция не может быть выполняема без ведома Моего. По мере получения требований от Генерал-Интендантов или других лиц, вы не оставите доносить Мне и в то же время излагать мнение свое, каким образом предполагаете удовлетворять оные. 16) Облегчая таким образом положение Герцогства, Я надеюсь, что во взаимство оказываемого Мною снисхождения, потщатся и обыватели исполнять с своей стороны обязанности граждан исправным взносом податей, которые, за исключением поименованных в 1 пункте, остаются в своей силе и к которым равномерно причитается поставка хлеба и фуража по декрету 4 сентября 1812 года. Никакая недоимка не должна быть после сего терпима, собственная польза обывателей от того зависит: поскольку при неисправном взносе податей конфискуются хлеб и прочие домашние произведения и взяты будут в казну по такой цене, какую Правительство заблагорассудит назначить (все сие постановляется единственно для выгод края сего), ибо остающиеся подати обращаются на расходы по тому же Герцогству; следовательно поступление оных в Казначейство столь же необходимо, коль и верное удовлетворение расходов, от Казначейств зависящих. 17) Для усмотрения прихода и расхода денег по Герцогству, вы не оставите доставлять Мне ежемесячно краткие ведомости с показанием исчисляющейся по разным статьям недоимки. 18) Наконец, утверждая разделение дел между Членами Совета, описанное в представлении оного от 4 августа, Я обязуюсь еще обратить внимание Совета на то, чтобы излишние заведения в Герцогстве, не приносящие пользы ни жителям, ни казне, были уничтожены, вообще, чтобы денежные расходы по Герцогству, сколь можно, были сокращены. В последнем случае указываю Я на предположительное исчисление Совета, по коему на несуществующие Департаменты Министерские, Совет, Сенат и Сеймовую Канцелярию исчислено по прежним штатам в расход более двух миллионов злотых, тогда как сумму сия должна быть остатком; а в первом полагал бы учредить особый Комитет под Председательством Вице-Президента Совета, которому в два месяца рассмотреть, нет ли излишних Присутственных мест, чиновников и заведений по Герцогству, и мнение свое об уничтожении оных представить Совету. Печатается по изданию: Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881). Библиотека окраин России. № 5. Издание Н.Д. Сергеевского. Заслуженного профессора С.-Петербургского Университета. СПб., 1907. С.7-13. № 27. Манифест 9 мая 1815 года. О договорах, заключенных к пользе государственной; о присоединении к Империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского, под наименованием Польского Царства; о поднятии вновь оружия против вышедшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарте. (извлечение) Объявляем всенародно: Господствующий издревле в России закон благочестия, источник обильный народных доблестей, восторжествовал перед лицом Вселенной и к спасению Европы над всеразрушающим неверием, зловредным растлением нравов и бедственными заблуждениями, которым разум человеческий подвержен. Незабвенное сие одоление и торжество, в бытописаниях примера не имущее, по справедливости приписать должно великодушным пожертвованиям и подвигам, коими верные сыны Отечества Нашего ознаменовали любовь и преданность свою. Оно неразрывными узами между собой сопрягло все Европейские Державы, согласило противоборствовавшие дотоле виды и пользы, устремляя оные к единой общеполезной цели, к вожделенному и прочному миру, незыблемо основанному на законных выгодах, предоставляемых каждой Державе, и на внутреннем устройстве, ограждающем благоденствие и независимость народов. С душевной радостью возвещаем Мы ныне любезным нашим подданным, что все договоры, к пользе Государственной относящиеся, заключены сообразно сему правилу и предположенной Нами цели. Не суетное любостяжание внушило Нам искать распространения пределов Наших. Такое чувствование было бы несродно поднявшим оружие для защищения отечественной страны, а не для завоевания. Непреоборимая сила Империи Российской, на вере, на любви, на благополучии основанная, от внешних приобретений возрасти не может. Но соединение под единый Скипетр обширнейшей части бывшего Герцогства Варшавского необходимым представилось к устроению всеобщего в Европе равновесия и порядка. Сим ограждается пределов Наших безопасность, возникает твердый оплот, наветы и вражеские покушения отражающий, возрождаются узы братства племен, взаимно между собой сопряженных единством происхождения. Сего ради признали Мы за благо устроить участь сего края, основав внутренней управление оного на особенных правилах, свойственных наречию, обычаям жителей и к местному их положению примененных. Следуя учению Христианского закона, коего владычество объемлет толикое число разноплеменных народов, но при всем том отличающая их свойства и обычаи сохраняет неизменными, возжелали Мы, созидая благополучие новых подданных, поселить в сердцах их чувство приверженности к Престолу Нашему и тем изгладить навсегда следы прежних бедствий, от пагубного несогласия и долговременной борьбы проистекших. В то самое время однако, когда мнили Мы, возвратясь в пределы благословенной области Нашей, вкусить плод мира, многотрудными попечениями приобретенного, возгорается новая брань неисповедимыми Всевышнего судьбами предустроенная. [Далее в манифесте объявляется о возвращении Наполеона с острова Эльбы и о предстоящей войне с ним, - Ю.С.] Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830. С. 117-118. № 28. Акт Венского Конгресса. Мая 28 (июня 9) 1815 года (извлечение) Во имя Пресвятой и Неразделимой Троицы. Дворы, между коими заключен Парижский трактат 18 (30) мая 1814 года, собравшись в Вене, чтоб в следствие XXXII статьи сего Акта, вместе с прочими Государями и Державами, им союзными, дополнить постановления означенного Трактата и прибавить к оным распоряжения, кои сделало необходимыми состояние Европы при окончании последней войны, желая сверх того ввести в один общий договор разные частные положения, в течении переговоров подписанные, и утвердить оные взаимными ратификациями, повелели Своим Полномочным составить из постановлений, до существенной и непременной пользы касающихся, один Главный Трактат и присоединить к оному как неотдельные части, все прочие положения Конгресса: Договоры, Соглашения, Декларации, Уставы и другие частные Акты, означенные в настоящем Трактате. Для сего вышеупомянутые Дворы наименовали своими Полномочными: Те из именованных Полномочных, кои присутствовали при окончательном заключении переговоров, представя свои законные полномочия, согласились внести в Главный Трактат и утвердить своим подписанием следующие статьи: Ст. I. Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской Империи. Оно в силу своей Конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении Его Величества Императора Всероссийского, Наследников Его и преемников на вечные времена. Его Императорское Величество предполагает даровать по Своему благоусмотрению, внутреннее распространение сему Государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его Величество, сообразно с существующими в рассуждении прочих Его титулов обычаем и порядком, присовокупит к оным и титул Царя (Короля) Польского. Поляки, как Российские подданные, так равномерно и Австрийские и Прусские, будут иметь народных представителей и национальные Государственные учреждения, согласные с тем образом политического существования, который каждым из вышеименованных Правительств будет признан за полезнейший и приличнейший для них, в кругу Его владений Ст. CXVIII. Трактаты, Конвенции, Декларации, Уставы и другие отдельные Акты, приложенные к сему главному Трактату, именно же следующие: 1. Трактат между Россией и Австрией 21 апреля (3 мая) 1815 года. 2. Трактат между Россией и Пруссией 21 апреля (3 мая) 1815 года. 3. Дополнительный между Австрией, Пруссией и Россией трактат о г. Кракове 21 апреля (3 мая) 1815 года должны быть почитаемы за неотдельные части общих постановлений Конгресса и везде будут иметь таковую же силу и действие, как если бы оные были от слова до слова внесены в сей главный Трактат. Ст. CXIX. Всем Державам, коих Полномочные присутствуют на Конгрессе, равномерно и Князьям и вольным городам, принимавшим участие в вышеозначенных постановлениях или Актах, сим Главным Трактатом утвержденных, предлагается приступить к оному. Ст. CXX. Хотя во всех списках сего Трактата употреблен один Французский язык, однако Державами, участвовавшими в составлении сего Акта, признано, что сие не должно служить правилом для будущего, что и впредь всякая Держава для переговоров и постановления условий будет употреблять тот же язык, который доселе бы ею употребляем в делах Дипломатических, и что настоящий Трактат не будет почитаем за доказательство перемены прежних обыкновений. Ст. CXXI. Сей Трактат будет ратификован и ратификации оного будут разменены всеми другими Державами через шесть месяцев, а Португальским Двором через год, или, будет возможно, скорее. Экземпляр сего общего Трактата будет положен для хранения в Государственный Придворный Архив Его Императорского и Королевского Апостолического Величества и служить свидетельством, когда который-либо из Европейских Дворов пожелает видеть подлинные слова Трактата. В уверение чего, взаимные Полномочные подписали сей Акт и приложили к оному гербов своих печати. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830. С. 144-147,176-177. № 29. Указ Именной данный Правительствующему Сенату 6 июня 1815 года. О форме Титула Его Императорского Величества. Манифестом, в 9 день мая изданным, возвестили Мы о заключении договоров, к пользе Государственной относящихся, и о присоединении к Империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского, под наименованием Польского Царства. В силу означенных договоров, признав нужным сделать прибавление и в Императорском титуле нашем, препровождаем Правительствующему Сенату описание оного для надлежащего исполнения. Титул. Божиею поспешествующею милостию Мы Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврическаго, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830. С. 195. № 30. Конституционная Хартия Царства Польского 1815 года (перевод с французского оригинала) Титул I. Государственные отношения Царства. 1. Царство Польское навсегда присоединено к Российской Империи. 2. Гражданские и государственные отношения, в которые Мы его ставим, равно как узы, имеющие укрепить это присоединение, определяются настоящей Нами ему даруемой Хартией. 3. Корона Царства Польского наследственна в лице Нашем и Наших потомков, наследников и преемников в порядке престолонаследия, установленного для Императорского Российского престола. 4. Конституционная хартия определяет порядок и принципы отправления верховной власти. 5. Царь, в случае своего отсутствия, назначает Наместника, который должен пребывать в Царстве. Наместник по желанию может быть отозван. 6. Если Царь не назначит своим Наместником Великого Князя Российского Империи, выбор может пасть только на местного уроженца или на лицо, которому Царь предоставит права гражданства, согласно порядку, установленному в ст.33. 7. Назначение наместника совершается посредством акта, подлежащего опубликованию. Означенный акт точно определяет существо и пределы власти, предоставленной наместнику. 8. Внешние политические отношения Империи Нашей распространяются на Царство Польское. 9. Государю одному принадлежит право определять участие Царства Польского в войнах, каковые будет вести Россия, а равно в мирных или торговых трактатах, каковые могла бы заключить сия держава. 10. Во всех случаях введения Российских войск в Польшу или Польских войск в Россию или в случаях прохода означенных войск через какую-нибудь область означенных двух государств, их содержание и расходы по их передвижению относятся в полном размере на счет того края, которому они принадлежат. Польская армия не будет никогда употребляться вне Европы. Титул II. Общие гарантии. 11. Римско-католическая религия, исповедываемая большею частью жителей Царства Польского, будет предметом особенного попечения правительства, без какого-либо нарушения свободы других вероисповеданий, каковые все без изъятия могут быть отправляемы в полной мере и публично и будут пользоваться защитою правительства. Различие христианских вероисповеданий не устанавливает никакого различия в пользовании гражданскими и политическими правами. 12. Духовенство всех вероисповеданий находится под покровительством и надзором законов и правительства. 13. Имущества, коими ныне владеет духовенство римско-католическое и духовенство греко-униатское, а равно те, каковые Мы предоставим им особым распоряжением, будут объявлены неотчуждаемую и общую собственностью всей церковной иерархии, когда правительство укажет и наделит вышеозначенные духовенства государственными землями, каковые составят их обеспечение. 14. В сенате Царства Польского будет заседать столько епископов римско- католического вероисповедания, сколько закон установит воеводств. Кроме того будет заседать один епископ греко-униатский. 15. Духовенство евангелическо-аугсбургского и евангелическо-реформатского вероисповедания будет пользоваться ежегодную субсидией, каковую Мы ему предоставим. 16. Свобода печати гарантируется. Меры к ограничению злоупотреблений ею будут определены законом. 17. Закон покровительствует в равной мере всем гражданам без различия их сословия и звания. 18. Древний основной закон neminem captivari permittemus nisi jure victum будет применяться к жителям всех сословий на нижеследующих основаниях. 19. Никто не может быть взят под стражу иначе, как с соблюдением форм и в случаях, предусмотренных законом. 20. Причины задержания должны быть объявлены взятому под стражу немедленно письменно. 21. Всякое взятое под стражу лицо должно быть доставлено не позднее трех суток в надлежащее судебное место для допроса или разбора дела в установленном порядке. Лицо, признанное невиновным после первого дознания, немедленно отпускается на свободу. 22. В случаях, предусмотренных законом, лицо, представившее поручительство, временно отпускается на свободу. 23. Никто не может подлежат наказанию иначе, как на основании действующих законов и решения соответствующего установления. 24. Каждый поляк имеет свободу передвижения и перемещения своего имущества, с соблюдением порядка, определенного законом. 25. Каждый осужденный отбывает свое наказание в пределах Царства; никто не может быть выслан из края за исключением случаев изгнания, предусмотренных законом. 26. Всякая собственность без различия наименования и рода, находится ли она на поверхности земли, или в ее недрах и кому бы она ни принадлежала, объявляется священною и неприкосновенной. Никакая власть не может посягнуть на нее под каким бы то ни было предлогом. Всякий, посягающий на чужую собственность, почитается нарушителем общественной безопасности и, как таковой, наказывается. 27. Правительство, тем не менее, имеет право требовать от частного лица уступки его собственности в видах общественной пользы за справедливое и предварительное вознаграждение. Закон определит порядок и случаи, в которых может применяться вышеизложенное правило. 28. Все государственные дела по администрации, судебной и военной части без всяких изъятий производятся на польском языке. 29. Государственные должности гражданские и военные могут замещаться исключительно поляками. Должности председателей судов первой инстанции, воеводских комиссий и апелляционных палат, членов воеводских советов, звание послов и депутатов сейма, а равно должности сенаторов могут быть предоставлены исключительно землевладельцам. 30. Все государственные чиновники по ведомству администрации могут быть смещаемы по усмотрению власти, назначившей их. Все они без исключения ответственны за свою служебную деятельность. 31. Польский народ будет иметь на вечные времена народное представительство. Оно заключается в сейме, состоящем из Царя и из двух палат. Первая образуется из сената, вторая из послов и депутатов от гмин. 32. Каждый иностранец, по установлении своей личности, будет пользоваться наравне с другими жителями защитою закона и преимуществами, гарантированными им. Наравне с местными жителями, он может оставаться в крае, оставить его, соблюдая правила, которые будут установлены, возвратиться, приобретать земельную собственность и заявить о желании принять местное гражданство. 33. Каждый иностранец, сделавшийся собственником, получивший право гражданства и изучивший польский язык, может быть допущен к отправлению государственных должностей после пятилетнего пребывания в крае при беспорочном поведении. 34. Тем не менее Царь может, по непосредственному усмотрению или по представлению государственного совета, допускать иностранцев, отличенных своими талантами, на государственные должности, кроме означенных в ст.90. Титул III. О правительстве. Глава I. О Царе. 35. Правительство зиждется в Особе Царя. Он отправляет во всей полноте функции исполнительной власти. Всякая исполнительная и административная власть исходит токмо от Него. 36. Особа Царя священна и неприкосновенна. 37. Все государственные акты судов, палат и каких бы то ни было присутственных мест издаются от имени Царя. Монеты и гербовые знаки носят изображение, им определенное. 38. Заведывание военной силой как в мирное, так и в военное время, а равно назначение командующих и офицеров принадлежат исключительно Царю. 39. Царь распоряжается доходами Государства согласно составленному бюджету, одобренному Им. 40. Право объявления войны и заключение договоров и трактатов всякого рода принадлежит Царю. 41. Царь назначает сенаторов, министров, членов государственного совета, референдариев, председателей воеводских комиссий, председателей и судей различных судебных установлений, назначение коих принадлежит Ему, дипломатических и торговых агентов, а равно всех остальных должностных лиц по администрации или непосредственно своею властью, или при посредстве властей, Им на то уполномоченных. 42. Царь назначает архиепископов и епископов разных вероисповеданий, суфраганов, прелатов и каноников. 43. Право помилования принадлежит исключительно Царю. Он может отменить или смягчить наказание. 44. Учреждение, статуты и пожалование гражданских и военных орденов принадлежит Государю. 45. Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен, и приносит следующую клятву: "Обещаюсь и клянусь пред Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдений Конституционной Хартии всею Моею властью". 46. Царю принадлежит право возведения в дворянское достоинство, предоставление прав гражданства и почетных званий. 47. Все повеления и указы Царя контрасигнуются министром-начальником департамента, который ответствен за все, что сии повеления и указы могли бы заключать в себе противного конституции и законам. Глава II. О регентстве 48. Случаи регентства, которые установлены или будут установлены в России, равно как власть и полномочия регента, будут общи Царству Польскому и определяются теми же правилами. 49. В случае регентства, министр статс-секретарь обязан под личную свою ответственность донести наместнику об учреждении в России регентства. 50. Наместник по получении сообщения о регентстве в России и донесения министра статс-секретаря созывает сенат для избрания членов регентства Царства. 51. Регентство Царства образуется из регента России, четырех членов, избранных сенатом, и министра статс-секретаря. Оно заседает в столице Российской Империи. Регент председательствует. 52. Власть регентства Царства равна власти Царя, с теми изъятиями, что оно не может назначать сенаторов, что все его назначения должны быть представлены на одобрение Царя, который, приняв бразды правления, может их отменить, и что указы регентства издаются от имени Царя. 53. Во время управления регентства назначение и отозвание наместника зависит от него. 54. Царь, приняв бразды правления, повелевает регентству представить отчет о его действиях. 55. Члены регентства Царства ответственны лично и имущественно за все, совершенное вопреки конституции и законам. 56. В случае смерти одного из членов регентства сенат, созванный наместником, принимает меры для его замещения. Регентство назначает министра статс-секретаря. 57. Члены регентства раньше отправления в столицу Российской империи приносят присягу в присутствии сената и обещают соблюдать верность конституции и законам. 58. Регент России приносит такую же присягу в присутствии членов регентства Царства. 59. Министр статс-секретарь обязан принести такую же присягу. 60. Акт принесения присяги регентом препровождается в польский сенат. 61. Акт принесения присяги министром статс-секретарем препровождается равным образом в польский сенат. 62. Акт принесения присяги членами регентства препровождается польским сенатом регенту России. Глава III. О наместнике и государственном совете. 63. Государственный совет под председательством Царя или Его наместника состоит из министров, членов государственного совета, референдариев, а равно из лиц, которых Царю угодно будет призвать туда особо. 64. В отсутствии Царя, наместник и государственный совет управляют от Его имени государственными делами Царства. 65. Государственный совет разделяется на совет управления и общее собрание. 66. Совет управления составляется из наместника, министров-начальников пяти департаментов управления и других лиц, особо призванных Царем. 67. Члены совета управления имеют совещательный голос. Решает единственно мнение наместника. Он принимает свои решения в совете, согласно Конституционной Хартии, законам и полномочиям, предоставленным ему Царем. 68. Всякий указ наместника, для получения обязательной силы, должен быть объявлен в совете управления и контрасигнован министром-начальником департамента. 69. Наместник представляет, для назначения Царем согласно положениям особого регламента, двух кандидатов на каждое вакантное место архиепископа, епископа, сенатора, министра, высшего судьи, члена государственного совета и референдария. 70. Наместник приносит пред лицом Царя, в присутствии сената следующую присягу: "Клянусь всемогущим Богом управлять делами Польши именем Царя, согласно конституционному акту, законам и полномочию Царя, и возвратить Царю власть, вверенную Им мне, как только это будет угодно Его Величеству". В случае отсутствия Царя в царстве акт принесения наместником присяги пред лицом Царя доставляется сенату министром статс-секретарем. 71. В присутствии Царя власть наместника приостанавливается. В таком случае от усмотрения Царя зависит заниматься с отдельными министрами или созывать совет управления. 72. В случае смерти наместника или если Царь не признает нужным назначить такого, Царь заменяет его ad interim назначением президента. 73. Общее собрание государственного совета составляется из всех членов, указанных в ст. 63. В общем собрании председательствует Царь или наместник, а в случае их отсутствия, первый из членов совета в порядке, указанном в ст. 63 и 66. Предметы ведения собрания суть: 1) Обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем. 2) Постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду. 3) Разрешение пререканий о пределах ведомства и власти. 4) Рассмотрение ежегодно отчетов, представляемых каждою из главных частей управления. 5) Замечания относительно злоупотреблений и всего, что могло бы нарушить Конституционную Хартию, и составление на этом основании общего отчета, представляемого Государю, который определяет предметы, по их существу подлежащие направлению, по Его повелениям, в сенат или в сейм. 74. Общее собрание государственного совета заседает по повелению Царя, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. 75. Постановления общего собрания государственного совета представляются на утверждение Царя или наместника. Постановления же, касающиеся предания суду должностных лиц и пререканий о подсудности, немедленно приводятся в исполнение. Глава IV. Об отдельных частях управления. 76. Исполнение законов вверяется нижеследующим отдельным частям государственного управления, каковы суть: 1. Комиссия вероисповедания и народного просвещения. 2. Комиссия юстиции, избранная из членов Высшего Суда. 3. Комиссия внутренних дел и полиции. 4. Комиссия военная. 5. Комиссия финансов и казначейства. Эти различные комиссии состоят под председательством и управлением назначенного на тот предмет министра. 77. Учреждается должность министра статс-секретаря, который находится постоянно при особе Царя. 78. Учреждается контрольная палата для окончательной проверки счетов и расчетов с представляющими отчеты. Палата будет зависеть от одного только Царя. 79. Органический статус определит состав и компетенцию комиссии народного просвещения, а равно и судебного порядка. 80. Комиссии внутренних дел, военная и финансов состоят из министра и государственных советников главных директоров, согласно определению органических статутов. 81. Министр статс-секретарь представляет Царю дела, которые будут ему доставлены наместником, и отправляет наместнику указы Царя. Внешние сношения, поскольку они касаются Царства Польского, вверяются ему. 82. Министры-начальники департаментов и члены правительственных комиссий ответственны и подлежат Верховному суду за всякое нарушение конституционного акта, законов и указов Царя, в коем они окажутся виновными. Глава V. О воеводских управлениях. 83. В каждом воеводстве учреждается воеводская комиссия, состоящая из президента и комиссаров для исполнения распоряжений правительственных комиссий согласно особому регламенту. 84. В городах учреждаются должности городского управления. В каждой гмине исполнение распоряжений правительства возлагается на войта, представляющего собой последнее звено административной службы. Титул IV. О народном представительстве. 85. Народное представительство образуется в порядке, изъясненном в ст.31. 86. Законодательная власть пребывает в Особе Царя и в двух палатах сейма согласно указаниям той же ст. 31. 87. Очередной сейм собирается каждые два года в Варшаве в срок, указанный в акте созыва, исходящем от Царя. Сессия продолжается тридцать дней. Один Царь может продолжить, отсрочить и распустить его. 88. Царь созывает чрезвычайный сейм, когда Он признает это нужным. 89. Член сейма не может быть взят под стражу, пока сейм продолжается, ни судим уголовным судом, иначе как с согласия палаты, членом которой он состоит. 90. Сейм обсуждает все проекты законов гражданских, уголовных и административных, которые будут ему переданы от имени Царя государственным советом. Он обсуждает все, переданные ему от Царя проекты изменения или замены предметов ведения конституционных установлений и властей, как-то: сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий. 91. Сейм обсуждает, по предложению Государя, вопросы об увеличении или уменьшении податей, налогов, пошлин и государственных повинностей, а равно о желательных изменениях таковых, о лучшем и наиболее справедливом их распределении, о составлении бюджета доходов и расходов, урегулировании монетной системы, наборе новобранцев, а равно другие предметы, которые будут ему переданы Государем. 92. Сейм обсуждает также сообщения, которые будут ему сделаны со стороны Царя вследствие общего отчета, составление которого возложено на общее собрание государственного совета по ст. 73. Наконец сейм, по разрешении всех сих предметов, принимает сообщения, заявления, представления и запросы послов и депутатов о благе и пользах их доверителей. Он препровождает их государственному совету, который подносит их Государю. В случае, когда таковые будут переданы Царем сейму через посредство государственного совета, сейм обсуждает проекты законов, составленные вследствие таковых заявлений. 93. В случае непринятия сеймом нового бюджета, прежний сохраняет силу закона до ближайшей сессии. Тем не менее бюджет теряет силу по прошествии четырех лет, если в течении этого промежутка времени сейм не будет созван. 94. Сейм не может заниматься ничем другим, кроме предметов, входящих в круг его ведения, или указанных в акте его созыва. 95. Обе палаты совещаются публично. Они могут однако собираться в закрытые заседания по заявлению одной десятой части присутствующих членов. 96. Проекты законов, составленные государственным советом, вносятся в сейм, по повелению Царя, членами названного совета. 97. По усмотрению Царя проекты вносятся или в палату сенаторов, или в палату послов. Из сего исключаются проекты финансовых законов, которые предварительно должны быть вносимы в палату послов. 98. Для обсуждения проектов каждая палата избирает закрытой баллотировкой три комиссии. Они составляют в палате сенаторов из трех, в палате послов из пяти членов, а именно: финансовая комиссия, комиссия законодательства гражданского и уголовного, комиссия законодательства органического и административного. Каждая палата извещает государственный совет об избрании означенных комиссий. Комиссии сносятся с государственным советом. 99. Проекты, вносимые по повелению Царя, не могут изменяться иначе, как государственным советом вследствие замечаний, представленных соответствующими комиссиями сейма. 100. Члены государственного совета в обеих палатах и члены комиссий в соответствующих палатах одни только имеют право произносить написанные речи. Другие члены могут говорить не иначе, как по памяти. 101. Члены государственного совета имеют право заседать и участвовать в прениях в обеих палатах при обсуждении правительственных проектов. Они не участвуют в подаче голосов, если не состоят сенаторами, послами или депутатами. 102. Проекты решаются большинством голосов. Голоса подаются вслух. Проект закона, таким образом принятый большинством голосов одной палатой, передается в другую, которая обсуждает его и постановляет тем же способом. При равенстве голосов проект считается принятым. 103. Проект, принятый одной палатой, не может быть изменен другой; он должен быть или принят, или отвергнут. 104. Проект, принятый обеими палатами, подносится на утверждение Царя. 105. Если Царь утверждает, проект становится законом. Царь повелевает обнародовать его в установленной форме. Если Царь откажет в утверждении, проект падает. 106. Общий отчет о положении края, составленный государственным советом и отправленный в сенат, прочитывается в соединенном заседании обеих палат. 107. Каждая палата поручает рассмотреть означенный отчет соответствующим комиссиям и представляет о нем свое заключение Царю. Означенный отчет может быть напечатан. Глава II. О сенате. 108. Сенат состоит: из принцев Императорской и Царской крови, из епископов, из воевод, из кастеллянов. 109. Число сенаторов не может превышать половины числа послов и депутатов. 110. Царь назначает сенаторов. Их должности пожизненны. Сенат представляет Царю, при посредстве наместника, двух кандидатов на каждую открывшуюся должность: сенатора, воеводы или кастелляна. 111. Чтобы иметь право быть избранным в кандидаты в сенаторы, воеводы или кастелляны, необходимо иметь возраст не менее полных 35 лет, уплачивать 2000 флоринов польских годового налога и удовлетворять условиям, требуемым органическими законами. 112. Принцы крови имеют право заседать и подавать голос в сенате по достижении восемнадцати лет. 113. В сенате председательствует первый из его членов в порядке, который будет определен особым указом. 114. Кроме законодательных, сенат отправляет и другие функции, особо указанные. 115. Для отправления законодательных функций сенат собирается не иначе, как по созыву Царя, во время сейма. Для исполнения прочих своих обязанностей сенат созывается председателем. 116. Сенат постановляет относительно предания суду: сенаторов, министров- начальников департаментов, государственных советников и референдариев за преступления по службе, по предложению Царя или наместника и по обвинению их палатой послов. 117. Сенат решает окончательно вопросы относительно действительности сеймиков, гминных собраний, выборов, а равно составления списков избирателей как на сеймики, так и на гминные собрания. Глава III. О палате послов. 118. Палата послов состоит: 10. Из семидесяти семи послов, избранных сеймиками, то есть собраниями дворянства, считая по одному на повет. 11. Из пятидесяти одного депутата, избираемых гминами. В палате председательствует маршал, назначаемый Царем из числа его членов. 119. Вся территория Царства Польского для народного представительства и выборов разделяется на семьдесят семь поветов и пятьдесят один гминный округ, из коих восемь полагается для города Варшавы и сорок три для остального края. 120. Члены палаты послов исполняют свои функции в течение шести лет. Каждые два года выбывает третья часть членов. Вследствие сего и на первый только раз одна треть членов палаты послов будет исполнять свои функции только в течение двух лет, а другая треть в течение четырех лет. Список членов, выбывающих по истечении указанных выше сроков, определяется жребием. Выбывающие члены могут быть избираемы вновь без ограничения. 121. Чтобы иметь право быть избранным в члены палаты послов необходимо иметь возраст не менее тридцати лет, пользоваться своими гражданскими правами и уплачивать налог сто флоринов польских. 122. В члены палаты послов не может быть избран чиновник, состоящий на государственной службе как гражданской, так и военной, без предварительного согласия начальства, от коего он зависит. 123. Если посол или депутат, не занимавший до своего избрания никакой должности, соединенной с получением жалования из государственного казначейства, примет таковую должность после своего избрания, то созывается новый сеймик или гминное собрание для нового выбора посла или депутата. 124. Царь имеет право распустить палату послов. Если он воспользуется этим правом, палата расходится и Царь повелевает произвести новые выборы послов и депутатов в течение двух месяцев. Глава IV. О сеймиках. 125. Дворяне собственники каждого повета, собравшись на сеймики, избирают одного посла, двух членов совета воеводства и составляют список кандидатов на административные должности. 126. Сеймики не могут собираться иначе, как по созыву Царя, который назначает день, продолжительность и предметы занятий собрания. 127. Ни один дворянин не может быть допущен к голосованию на сеймиках, если он не внесен в дворянскую книгу повета, если он не пользуется своими гражданскими правами, если он не имеет полных двадцати одного года и если он не владеет недвижимою собственностью. 128. Дворянская книга повета составляется воеводским советом и утверждается сенатом. 129. На сеймиках председательствует маршал, назначаемый Царем. Глава V. О гминных собраниях. 130. В каждом гминном округе созывается гминное собрание; оно избирает одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляет список кандидатов на административные должности. 131. В гминных собраниях участвуют: 4. Каждый гражданин собственник не дворянин, уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог. 5. Каждый фабрикант и хозяин мастерской, каждый торговец, владеющий лавкою или магазином стоимостью на сумму не менее десяти тысяч флоринов польских. 6. Все настоятели и викарии. 7. Профессора, учителя и лица, на которых возложено народное просвещение. 8. Всякий художник, отличенный своими талантами, знаниями или заслугами по торговле или искусствам. 132. Никто не может подавать голоса на гминном собрании, если он не внесен в книгу граждан гмины, если не пользуется своими гражданскими правами и если не достиг полных двадцати одного года. 133. Список собственников, имеющих право подавать голос, составляется советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и граждан, отличенных своими талантами и заслугами, составляется комиссией внутренних дел. Список настоятелей и викариев, а равно чинов народного просвещения составляется комиссией вероисповеданий и народного просвещения. 134. На гминных собраниях председательствует маршал, назначаемый Царем. Глава VI. О совете воеводства. 135. В каждом воеводстве учреждается совет воеводства, состоящий из советников, избираемых сеймиками и гминными собраниями. 136. В совете воеводства председательствует советник старший по возрасту. 137. Главные предметы ведомства совета воеводства суть: 20. Избрание судей двух первых инстанций. |
|
© 2000 |
|