РУБРИКИ

Национальная политика в имперской России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Национальная политика в имперской России

2. кто состоит под опекою;

3. кто не числился в мантальных списках края за последние три года;

4. кто не уплатил, по иной причине, кроме удостоверенной общинным

управлением бедности, наложенных на него за последние два года

казенных податей;

5. кто пользуется лично для себя пособием от учреждения общественного

призрения бедных, если пособие это не случайное;

6. кто не уплатил, по иной причине, кроме удостоверенной общинным

управлением бедности, наложенных на него за последние два года

казенных податей;

7. кто приговорен за бродяжничество к общественным работам - до исхода

третьего года после того, в котором он освобожден был из работного

дома;

8. кто на основании законного приговора должен считаться лишенным

неопороченного имени или признан недостойным состоять на службе края

или быть уполномоченным от другого лица;

9. кто уличен в том, что он на сеймовых выборах покупал или продавал

голоса, или покушался на то, или подал голос в разных местах, или же

насилием или угрозою нарушил свободу выборов - до исхода шестого

календарного года после постановления окончательного по делу

приговора.

§ 6. В сеймовые депутаты могут быть избираемы, независимо от

местожительства, все пользующиеся избирательным правом.

§ 7. Должностные лица, за посягательство повлиять своею служебною властью

на сеймовые выборы, лишаются должности.

За нарушение свободы выборов подговорами или обещаниями виновный

подвергается тюремному заключению на срок не свыше трех месяцев. Если

виновный употребил при этом насилие или угрозы, то он подвергается

тюремному заключению на срок от одного месяца до одного года включительно;

должностные лица за такое преступление, кроме того, лишаются должности.

Если работодатель не допустит, по возможности, служащего у него избирателя

к осуществлению избирательного права, то он подвергается денежному

взысканию.

§ 8. Лицо, объявленное на основании Закона о выборах избранным в сеймовые

депутаты, не может быть освобождено от сего поручения, если им не указаны

законные препятствия или иные причины, признанные Сеймом уважительными.

§ 9. Сеймовый депутат обязан при осуществлении своих полномочий

руководствоваться велениями права и правды. Он обязан при этом соблюдать

основные законы и не связан никакими иными указаниями.

§ 10. Сеймовому депутату не должно быть воспрещаемо явиться на Сейм и

осуществить свои полномочия.

§ 11. Сеймовый депутат не может быть привлечен к судебной ответственности

или лишен свободы за выраженные им мнения или вообще за его поведение во

время прений, если Сейм не изъявил на то согласия постановлением, принятым

большинством пяти шестых присутствующих членов.

§ 12. Во время Сейма сеймовый депутат не может быть без согласия Сейма

заключен под стражу за преступное деяние, кроме тех случаев, когда о

задержании его состоялось определение суда или он застигнут при совершении

преступления, влекущего за собой наказание тюремным заключением на срок не

менее шести месяцев.

Сеймовый депутат, арестованный во время следования на Сейм, на ином

основании, кроме упомянутого в пункте первом, должен быть освобожден, буде

о том состоится постановление Сейма.

О заключении сеймового депутата под стражу должно быть немедленно сообщено

Тальману.

§ 13. Если сеймовый депутат во время следования на Сейм или обратно или во

время Сейма оскорблен будет словом или действием и нанесшему оскорбление

известно, что он сеймовый депутат, или если против него учинено насилие

после Сейма, за действия его по званию сеймового депутата, то учинение

такого преступления против сеймового депутата считается особенно

увеличивающим вину обстоятельством.

Сказанное о сеймовых депутатах применяется также к Секретарям и служащим

Сейма.

§ 14. Сеймовые депутаты получают от казны содержание и, кроме того,

вознаграждение за проезд на Сейм и обратно.

Содержание за время очередного Сейма составляет тысячу четыреста марок,

если же Сейм был распущен или полномочия сеймового депутата прекратились до

исхода девяноста дней со дня открытия Сейма, то пятнадцать марок в день. На

очередном Сейме, собравшемся, по распущении Сейма и по производстве новых

выборов, не в установленный законом срок, равно как и на чрезвычайных

Сеймах оклад содержания определяется по приведенному суточному расчету, с

тем однако, чтобы оклад этот в общей сложности не превышал тысячи

четырехсот марок.

§ 15. Если сеймовый депутат не прибудет своевременно на Сейм или, без

согласия Сейма, не явится в заседание, не имея на то причины, уваженной

Сеймом, то Сейм может присудить его к вычету из содержания по пятнадцати

марок за каждый пропущенный день и, кроме того, к денежному взысканию не

свыше суммы вычета. При неявке, несмотря на наложенное денежное взыскание,

Сейм может объявить сеймового депутата лишенным сего звания.

Глава II.

Открытие, распущение и закрытие Сейма.

§ 16. Сейм заседает в главном городе края, кроме случаев, когда это,

вследствие вторжения неприятеля или по другим важным препятствиям, является

невозможным или угрожало бы безопасности Сейма; в таких случаях, место

собрания назначается, в пределах края, Государем Императором и Великим

Князем.

§ 17. Очередной Сейм собирается ежегодно, по особому каждый раз сызнову,

первого Февраля, буде Государь Император и Великий Князь не определит иной

день года, и расходится по Высочайшему о том повелению, в девяностый затем

день, за исключением случаев, когда Государь Император и Великий Князь, по

Личному Своему усмотрению или по ходатайству Сейма, постановит, что Сейм

имеет быть закрыт раньше или позже означенного срока.

Если упомянутый в предыдущем пункте или вообще определенный в настоящем

Уставе для известных случаев срок приходится на праздничный день, то

назначенным на такой случай сроком считается ближайший следующий

непраздничный день.

§ 18. Если Государь Император и Великий Князь во время очередного Сейма

постановит о производстве новых выборов, то Сейм распускается в срок,

объявленный по повелению Государя Императора и Великого Князя. В таком

случае после новых выборов очередной Сейм собирается вновь либо первого

числа ближайшего календарного месяца по исходе девяноста дней со дня

распущения, или же раньше, в срок, назначенный Государем Императором и

Великим Князем.

Если постановление о производстве новых выборов издано после закрытия

очередного Сейма и выборы не могут быть окончены ранее первого числа

следующего Февраля месяца, то открытие очередного Сейма отсрочивается до

первого числа календарного месяца после объявления от исходе выборов.

§ 19. Созвание чрезвычайного Сейма и определение срока его закрытия зависит

от Государя Императора и Великого Князя.

Срок открытия чрезвычайного Сейма назначается не ближе пятнадцатого дня,

считая со дня объявления о созыве; заседания же его продолжаются не долее,

как до последнего перед началом очередного Сейма непраздничного дня

включительно.

На чрезвычайном Сейме рассматриваются только дела, послужившие поводом к

созыву Сейма или вообще переданные Сейму Государем Императором и Великим

Князем, равно как и вопросы, находящиеся в неразрывной связи с такими

делами.

§ 20. Постановления Государя Императора и Великого Князя, упоминаемые в §§

16, 18 и 19, объявляются в установленном для обнародования финляндских

постановлений порядке.

Постановление о новых выборах сообщается кроме того Губернаторам, а также

тем властям и Комиссиям, от коих зависят распоряжения о производстве

выборов.

§ 21. В день, назначенный для собрания Сейма, все сеймовые депутаты должны,

с 11 часов утра, в подробно объявленном аншлагом порядке, предъявить свои

полномочия тому или тем лицам, коих Государь Император и Великий Князь

назначит на проверку таковых. При первом предъявлении полномочий

удостоверяется, выданы ли они подлежащею властью и в установленной форме.

Список имеющих надлежащие полномочия депутатов доставляется Сейму на

следующий день, до 10 часов утра.

Сеймовый депутат, явившийся после начала Сейма, допускается к участию в

заседаниях по предъявлении Тальману полномочия, одобренного установленным в

первом пункте порядком.

§ 22. Если полномочие сеймового депутата не одобрено, то Сейм имеет право

решить, может ли он на основании сего полномочия быть допущен на Сейм.

Если во время Сейма на основании сего Устава будет сделано возражение

против правоспособности сеймового депутата, то вопрос также решается

Сеймом, за исключением тех случаев, когда возражение, вследствие

обжалования выборов, уже поступило или может поступить на решение

подлежащей власти.

Засим вопрос о действительности сеймовых выборов не может быть принят к

рассмотрению на Сейм, за исключением тех случаев, когда сделано возражение,

что при выборах или при распоряжениях по производству выборов допущены явно

преступные действия или что при определении исхода выборов произошла

несомненная ошибка. Если к тому же в таких случаях очевидно, что преступное

действие или ошибка могли оказать влияние на исходе выборов и изменение уже

не может состояться в порядке обжалования, то Сейм, в видах исправления

допущенных неправильностей, может принять меры соответственно определениям

Закона о выборах.

Сеймовый депутат, право которого на это звание оспаривается, тем не менее

сохраняет полномочия сеймового депутата, впредь до объявления его неимеющим

на то права.

§ 23. На второй день Сейм собирается в 10 часов утра, на общее собрание,

которое начинается с переклички по упомянутому в § 21 списку. На этом

собрании Сейм избирает из своей среды Тальмана и двух Вице-Тальманов.

Засим Тальман и Вице-Тальманы, в присутствии собравшегося Сейма, дают один

за другим следующее торжественное обещание:

"Я, такой то, обещаю при исполнении своих тальманских обязанностей всеми

силами стараться охранять права как Государя Императора и Великого Князя,

так и Сейма и финского народа, согласно основным законам".

Впредь до сего председательствует старший по возрасту сеймовый депутат.

Протокол ведет лицо, назначенное председательствующим,

Секретари и личный состав Канцелярии назначаются в порядке, определенном

Сеймом.

§ 24. В день и час, объявляемый по повелению Государя Императора и Великого

Князя, члены Сейма, после богослужения, собираются в тронном зале, где

Государь Император и Великий Князь, или кто Им будет вместо Себя назначен,

приветствует Сейм и объявляет его открытым, после чего Сейм через Тальмана

выражает свое верноподданническое высокопочтение.

§ 25. При закрытии Сейма, сеймовые депутаты, после богослужения, в

назначенное Государем Императором и Великим Князем время, собираются в

тронном зале, где Тальман пред Государем Императором или тем, кто им вместо

Себя назначен, выражает верноподданническое высокопочитание и

благопожелания Сейма и передает свод сеймовых определений, после чего

Государь Император и Великий Князь, или кто Им будет к сему назначен

объявляет Сейм закрытым.

Глава III.

О порядке поступления дел на рассмотрение Сейма.

§ 26. При открытии Сейма сообщается, по повелению Государя Императора и

Великого Князя, какие предложения Он передает при этом на рассмотрение

Сейма.

В начале каждого очередного Сейма ему передается предложение о доставлении

средств на те потребности, для покрытия которых ординарные статные доходы

являются недостаточными; для разъяснения сего к предложению прилагается

расчет ординарных средств и потребностей казны на следующий финансовый год.

Предложения, которые к тому времени не могли быть переданы Сейму, могут,

однако, быть переданы на рассмотрение его также и впоследствии.

Повеления и предложения Государя Императора и Великого Князя, передаваемые

Сейму после открытия его, доставляются Сейму одним из членов Сената.

§ 27. Немедленно после открытия очередного Сейма ему должно быть сообщено о

состоянии статного ведомства, дабы Сейм мог удостовериться, каким образом

доходы казны употреблены на пользу и благо края.

§ 28. Согласно представленному пред сим Земским Чином праву, очередной Сейм

может представлять Государю Императору и Великому Князю петиции, которые

Государь Император и Великий Князь принимает во уважение, поскольку

признает это для края полезным.

Проекты адресов, представляемых Сеймом на имя Государя Императора и

Великого Князя в исключительных случаях или по поводу особых событий,

предварительно рассматриваются в подлежащей комиссии, в порядке,

установленном для петиций.

§ 29. Сейм имеет право принимать к рассмотрению внесенные сеймовыми

депутатами в надлежащем порядке моции об издании, изменении или отмене

таких законов, которые зависят от согласного решения Государя Императора и

Великого Князя и Сейма.

Не разрешается, однако, вносить на Сейм моции, касающиеся основных законов

или законов об организации сухопутной или морской обороны; относительно

издания церковных законов применяются правила, постановленные особо.

§ 30. Моции или проекты петиций могут быть вносимы сеймовыми депутатами в

четырнадцатидневный срок по открытии Сейма, в письменном изложении. После

сего срока сеймовым депутатам не разрешается вносить моции или проекты

петиций, буде таковые не вызываются непосредственно состоявшимся уже

решением Сейма или другим происшедшим во время Сейма случаем.

Моции должны содержать изложенный в форме закона проект, а также

соображения, на которых он основывается.

Не разрешается в одном представлении соединять дела разнородные.

§ 31. Если Государем Императором и Великим Князем затребовано заключение

Сейма по делу, о котором Государь Император и Великий Князь может

постановить без согласия Сейма, то Сейму надлежит в таковых видах

рассмотреть дело и предоставить по оному заключение.

§ 32. Сеймовый депутат, желающий сделать запрос члену Сената, по делам его

ведомства, с целью рассмотрения его, в виде отдельного вопроса, в общем

собрании, должен представить Тальману точно формулированный запрос, в

письменном изложении. Отложив слушание запроса до одного из следующих

заседаний, Сейм постановляет, без предварительного обсуждения, может ли

быть сделан данный запрос или нет. В утвердительном случае запрос

сообщается, распоряжением Тальмана, подлежащему члену Сената, который, буде

он не признает запрос подлежащим отклонению, входит в соглашение с

Тальманом относительно времени сообщения разъяснений по этому запросу.

§ 33. Право Сейма входить в обсуждение закономерности служебных

распоряжений членов правительства и порядок рассмотрения таких дел

определяются особым законом.

Глава IV.

О подготовке дел.

§ 34. В трехдневный срок по открытии, Сейм избирает не менее тридцати пяти

выборщиков и необходимое число кандидатов к ним для выбора членов сеймовых

Комиссий.

Выборщики и кандидаты к ним назначаются посредством пропорциональных

выборов. Подробные правила о порядке производства выборов издаются Сеймом к

руководству впредь до иного о том определения.

§ 35. На очередных Сеймах, в пятидневный срок по открытии, назначаются:

Комиссия Основных Законов, Комиссия Законов, Комиссия Хозяйственная и

Комиссия Бюджетная, каждая в составе не менее шестнадцати членов, и

Банковая Комиссия в составе не менее двенадцати членов. Одновременно с

выбором членов комиссий избираются также кандидаты к ним в числе не менее

четвертой части членов комиссий.

Сейм может также, в случае необходимости, назначать другие комиссии, причем

в такие комиссии, если в состав их входят не менее двенадцати членов, могут

быть передаваемы также дела, подготовка которых вообще, по свойству их,

относится к ведению установленных в законе комиссий.

Комиссиям представляется, когда дела того требуют, разделяться на

отделения, которые, каждое от себя, представляют заключения от имени

комиссии. Если в таком случае окажется необходимость усилить состав

комиссии, то дело представляется на решение Сейма.

О Комиссиях Экспедиционной и Поверочной постановлено в § 76. Чрезвычайный

Сейм назначает лишь те комиссии, которые необходимы для подготовки дел,

подлежащих рассмотрению Сейма.

§ 36. Если выборщики при назначении какой-либо комиссии не могут прийти к

соглашению относительно состава ее, то выборы членов производятся в

порядке, установленном в § 34.

§ 37. В восьмидневный срок по открытии Сейм назначает, для предусмотренного

в § 57 обсуждения особых дел, Большую Комиссию, в составе шестидесяти

членов, избираемых в порядке, установленном относительно назначения

выборщиков.

§ 38. Члены сената не могут состоять членами комиссий. Равным образом в

комиссии вообще не могут быть избираемы лица, отчет о служебной

деятельности которых может подлежать поверке данной комиссии.

В отношении выборов членов Большой Комиссии применяется однако только

ограничение, установленное в первом пункте.

§ 39. Сеймовые Комиссии избираются, каждая из своей среды, Председателя и

Вице-Председателя и назначают Секретарей и других служащих, по мере

надобности.

Первое заседание созывается и на нем председательствует, впредь до выбора

Председателя, старший член Комиссии.

Комиссиям предоставляется для известного дела избирать из своей среды

одного или нескольких докладчиков, которые при обсуждении дела на общем

собрании Сейма или в Большой Комиссии сообщают необходимые сведения.

§ 40. К ведению Комиссии Основных Законов относится подготовка переданных в

нее вопросов об издании, изменении, пояснении или отмене основных законов.

Комиссиею Основных Законов подготовляются также вопросы, возникшие

вследствие права Сейма поверять закономерность служебных распоряжений

членов правительства.

§ 41. Комиссия Законов представляет заключения по переданным в нее проектам

об издании, изменении, пояснении или отмене общих законов.

Представление решений и заключений Сейма.

§ 75. Если Сейм по поводу предложения Государя Императора и Великого Князя

об издании, изменении, пояснении или отмене основного закона или по поводу

предложения или моции, относительно другого закона, зависящего от

согласного решения Государя Императора и Великого Князя и Сейма, постановил

принять законопроект, то таковой проект повергается, при представлении

Сейма, на Высочайшее Государя Императора и Великого Князя благовоззрение,

на предмет утверждения и издания закона. Если же Государь Император и

Великий Князь не признает возможным утвердить проект без изменений,

вследствие чего проект всецело останется без последствий, то об этом

сообщается ближайшему, по воспоследовании повеления Государя Императора и

Великого Князя, Сейму.

Прочие постановленные Сеймом решения и заключения, содержащие ответ на

переданные Сейму предложения и запросы Государя Императора и Великого

Князя, равно как и те ходатайства на Высочайшее Имя, относительно которых

состоялось определение Сейма, повергаются на благовоззрение Государя

Императора и Великого Князя в виде представлений.

< ... >

Заключительное определение

§ 80. Настоящий Сеймовый Устав, коим отменяются Сеймовый Устав для Великого

Княжества Финляндского от 15 Апреля 1869 года и Манифесты от 20 Марта 1879

года, 25 Июня 1886 года и 14 Декабря 1897 года, должен оставаться в силе во

всех частях, как незыблемый основной закон, впредь до изменения или отмены

его по согласному решению Монарха и Сейма Финляндии.

Определения, действующие по закону в отношении Земских Чинов края,

применяются впредь к Сейму, в том составе, который он имеет по сему

основному закону, буде в настоящем Сеймовом Уставе не имеется иного о том

постановления.

Для вящего утверждения подписали Мы сие Собственноручно.

НИКОЛАЙ.

В Петергофе 7 (20) Июля 1906 года.

Министр Статс-Секретарь А. Лангоф.

Печатается про изданию: Корево Н. Сеймовый устав для Великого Княжества

Финляндского высочайше утвержденный 20 июля 1906 года. С приложением и

алфавитным указателем. СПб., 1913. С.7-85.

№ 23. Высочайший Манифест 14 (27) Марта 1910 года по поводу законопроекта о

порядке издания касающихся Великого Княжества Финляндского законов и

постановлений общегосударственного значения.

Божией Милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский,

Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем Нашим верным подданным:

Утвердив Манифестом 20 Февраля 1906 года главные основания осуществления

Нами законодательной власти в единении с Государственным Советом и

Государственною Думою, Мы, с тем вместе, объявили, что о порядке обсуждения

законопроектов общих для Империи и Великого Княжества Финляндского Нами в

свое время будут преподаны надлежащие указания.

Во исполнение сего, повелели Мы 28 Марта минувшего 1909 года образовать для

выработки новых по указанному предмету правил Особую Комиссию из

представителей Империи и Финляндии в равном числе. По обсуждении в Совете

Министров предположенных Комиссиею правил, составлен законопроект о порядке

издания законов общегосударственных, который Мы признаем за благо

подвергнуть окончательному рассмотрению в общем законодательном порядке.

Оставляя в силе существующая правила об издании местных узаконений,

исключительно до нужд Финляндского края относящихся, Мы нашли полезным

Сейму Финляндии высказать свое заключение по содержанию упомянутого

законопроекта с тем, чтобы заключение Сейма было внесено затем на

обсуждение Государственной Думы и Государственного Совета.

Придавая настоящему делу существенное значение в устроении Державы Нашей,

Мы твердо уповаем, что Государственная Дума и Государственный Совет

исполнят упадающую на них задачу, къ вящшему укреплению единства и

нераздельности Государства Российского и ко благу всех верных подданных

Наших. Вследствие сего повелеваем:

1. Представленный Нам Советом Министров законопроект о порядке издания

касающихся Великого Княжества Финляндского законов и постановлений

общегосударственного значения внести на рассмотрение Государственной

Думы и Государственного Совета.

2. Предоставить Финляндскому Сейму сообщить свое заключение по содержанию

сего законопроекта, подлежащее передаче на обсуждение Государственной

Думы и Государственного Совета.

3. Назначить Сейму для сообщения заключения месячный со дня получения им

упомянутого законопроекта срок.

Дан в Царском Селе, в 14 день Марта, в лето от Рождества Христова тысяча

девятьсот десятое, Царствования же Нашего в шестнадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано:

"НИКОЛАЙ".

Печатается про изданию: Корево Н. Сеймовый устав для Великого Княжества

Финляндского высочайше утвержденный 20 июля 1906 года. С приложением и

алфавитным указателем. СПб., 1913. С. 211-212.

№ 24. Высочайше утвержденный 17 (30) июня 1910 года одобренный

Государственным Советом и Государственной Думой закон о порядке издания

касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения.

I. В разъяснение, изменение, дополнение и отмену подлежащих узаконений, в

том числе изданных по Великому Княжеству Финляндскому в порядке особого

законодательства ( Свода Зак., т. 1. ч. 1, Зак. Осн.., изд. 1906 г., ст. 2)

постановить:

1. Законы и постановления, действие коих распространяется на Великое

Княжество Финляндское, издаются: 1) в порядке, установленном общим

законодательством, если они относятся не к одним только внутренним делам

этого края, и 2) в порядке, установленном особым законодательством (Зак.

Осн., изд. 1906 г., ст.2), если они относятся к одним только внутренним

делам этого края.

2. Независимо от Основных Государственных Законов, а также других, изданных

в общем порядке, законов и постановлений, действие коих распространено на

Финляндию до издания настоящего закона, равно как узаконений, их изменяющих

или дополняющих, к числу указанных в пункте 1 статьи 1 законов и

постановлений относятся те, коими определяются:

1. участие Финляндии в государственных расходах и установление для сего

взносов, сборов и налогов;

2. отбывание населением Финляндии воинской повинности, а также других

повинностей, служащих для военных надобностей;

3. права в Финляндии не состоящих Финляндскими гражданами русских

подданных;

4. употребление в Финляндии государственного языка;

5. основные начала управления Финляндии особыми установлениями на

основании особого законодательства (Зак. Осн., изд.1906 г., ст.2);

6. права, обязанности и порядок действий в Финляндии Имперских учреждений

и властей;

7. исполнение в Финляндии приговоров, решений и постановлений судебных

мест и требований властей других частей Империи, а также совершенных в

них договоров и актов;

8. установление в государственных интересах изъятий из финляндских

уголовных и судопроизводственных законов;

9. обеспечение государственных интересов в деле установления программ

преподавания и надзора за ним;

10. правила о публичных собраниях, обществах и союзах;

11. права и условия деятельности в Финляндии обществ и компаний,

учрежденных в других местностях Империи и за границей;

12. законодательство о печати в Финляндии и привоз в нее произведений

печати из-за границы;

13. таможенная часть и таможенные тарифы в Финляндии;

14. охрана в Финляндии торговых и промышленных знаков и привилегий, а

также прав литературной и художественной собственности;

15. денежная система в Финляндии;

16. почта, телефоны, воздухоплавание и тому подобные способы сношений в

Финляндии;

17. железные дороги и иные пути сообщения в Финляндии в их отношениях к

обороне государства, а также к сообщениям между Финляндией и прочими

частями Империи и к сообщениям международным; железнодорожный

телеграф;

18. мореплавание и лоцманская и маячная части в Финляндии;

19. права в Финляндии иностранцев.

3. Изменение и дополнение приведенного в статье 2 перечня законов и

постановлений производится в общем законодательном порядке единственно по

почину Государя Императора.

4. По предметам законодательства, указанным в пунктах 1-19 статьи 2, почин

принадлежит единственно Государю Императору.

5. Законодательные предположения по предметам, указанным в пунктах 1-19

статьи 2 и в статье 3, выработанные Министрами и Главноуправляющими

отдельными частями, передаются, до внесения таковых предположений в Совет

Министров, подлежащим Министром или Главноуправляющим, через Финляндского

Генерал-Губернатора, на заключение Императорского Финляндского Сената.

Передача на заключение Финляндского Сената предложений Министров и

Главноуправляющих по другим, указанным в статье 2, касающимся Финляндии

делам зависит от Совета Министров и производится тем же порядком.

Министрам и Главноуправляющим предоставляется, при передаче дела на

заключение Императорского Финляндского Сената, назначать для сообщения

заключения определенный срок, по истечении коего дело получает дальнейшее

движение без такового заключения, если последнее к сроку не доставлено.

Постановленные Императорским Финляндским Сенатом заключения сообщаются

Финляндским Генерал-Губернатором подлежащему Министру или

Главноуправляющему.

6. Предположения по предметам законов и постановлений, указанных в пункте 1

статьи 1, выработанные Финляндским Генерал-Губернатором или Императорским

Финляндским Сенатом, вносятся Генерал-Губернатором в Совет Министров.

7. Законопроекты по предметам, указанным в пунктах 1-19 статьи 2 и в статье

3, касающиеся притом ведения Финляндского Сейма или затрагивающие прошедшие

через Сейм местные финляндские законы, передаются Советом Министров, до

внесения этих законопроектов в Государственную Думу, на заключение

Финляндского Сейма. Передача на заключение Сейма законопроектов по другим,

указанным в статьях 2 и 3, касающимся Финляндии делам зависит от Совета

Министров и производится также до внесения сих законопроектов в

Государственную Думу.

Касающиеся Финляндии законопроекты (ст.2 и 3), по коим заключение

Финляндского Сейма не было спрошено Советом Министров, могут быть

передаваемы на заключение Сейма в силу постановления Государственной Думы,

причем таковая передача может последовать лишь до принятия законопроекта

Общим Собранием Государственной Думы.

Законопроекты, подлежащие передаче на заключение Сейма согласно

постановлениям Совета Министров или Государственной Думы, сообщаются Сейму

Председателем Совета Министров, через Финляндского Генерал-Губернатора.

Заключения Сейма по переданным ему таким образом законопроектам

постановляются в течение той, очередной или чрезвычайной, его сессии, на

рассмотрение которой они поступили, если передача законопроекта состоялась

не позже, как за два месяца до закрытия сессии; в противном случае

заключение постановляется в течение ближайшей, очередной или чрезвычайной,

сессии. Сии заключения, а равно все относящиеся к ним приложения,

сообщаются на русском языке, через Финляндского Генерал-Губернатора,

Председателю Совета Министров, для дальнейшего направления, по

принадлежности. Если заключение Сейма не последует в течение означенного

выше срока, то подлежащий законопроект получает дальнейшее движение без

такового заключения.

8. Обнародование указанных в пункте 2 статьи 1 законов и постановлений в

общеустановленном порядке Правительствующим Сенатом почитается их

обнародованием и в Финляндии.

Финляндский Генерал-Губернатор принимает, с своей стороны, надлежащие меры

к переводу сих законов и постановлений на финский и шведский языки и к

оповещанию об их содержании местного населения.

9. Высший надзор за исполнением указанных в пункте 1 статьи 1 законов и

постановлений, равно как их пояснение и подтверждение, а также разрешение

возникающих по ним пререканий и сомнений, принадлежат, на общем основании,

Правительствующему Сенату. Финляндский Генерал-Губернатор принимает, с

своей стороны, необходимые меры к приведению указов Правительствующего

Сената в надлежащее по Финляндии исполнение.

10. Изданные в общем порядке законы и постановления (ст.1, п.1) сами собой

отменяют все несогласные с ними правила финляндских законов и

постановлений, изданных в особом порядке (ст.1, п.2), и применяются

несмотря ни на какие противные правила означенных местных узаконений.

11. Законы и постановления, изданные в особом порядке (ст.1, п.2), не могут

ни отменять, ни изменять или дополнять, ни приостанавливать, ни разъяснять

законов и постановлений, изданных в общем порядке (ст.1, п.1).

II. В состав Государственного Совета и Государственной Думы включить Членов

от населения Великого Княжества Финляндского, избираемых на основании

Учреждения Государственного Совета и Положения о выборах в Государственную

Думу, со следующими изменениями и дополнениями.

А. По выборам в Государственный Совет.

1. Финляндский Сейм избирает, сроком на три года, двух Членов

Государственного Совета из числа лиц, имеющих право участия в сеймовых

выборах и удовлетворяющих требованиям, означенных ниже в статьях 2 и 3.

Подробные правила о порядке избрания означенных членов устанавливаются

Сеймом.

2. В Великом Княжестве Финляндском в Члены Государственного Совета не могут

быть избираемы, сверх лиц, указанных в статье 20 Учреждения

Государственного Совета (Свода Зак., т. 1, ч. 2, изд. 1906 г. и по Прод.

1908 г.): 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой, на

основании местного Уголовного Уложения, заключение в смирительном доме или

признание виновного лишенным гражданского доверия, либо недостойным

состоять на службе края, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя

бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за

давностью, силой Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего

повеления; 2) отстраненные по приговорам судебных установлений Великого

Княжества от исполнения службы - в течение трех лет со времени отстранения,

хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силой

Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления, и 3)

обвиняемые в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или

влекущих за собой отстранение от исполнения службы.

3. В Великом Княжестве Финляндском в Члены Государственного Совета не могут

быть избираемы лица, не знающие русского языка.

4. Выборные производства Финляндского Сейма (ст.1.), а равно жалобы на

неправильности выборов и объяснения по этим жалобам Тальмана Сейма,

представляются на русском языке, в месячный по производстве выборов срок,

Финляндскому Генерал-Губернатору, который направляет их установленным

порядком, по принадлежности (Учр. Гос. Сов., изд. 1906 г., ст.22).

Б. По выборам в Государственную Думу.

1. В состав Государственной Думы входят четыре Члена от населения Великого

Княжества Финляндского.

2. Члены Государственной Думы от населения Великого Княжества Финляндского

избираются Финляндским Сеймом из числа лиц, имеющих право участия в

сеймовых выборах и удовлетворяющих требованиям, означенным ниже в статьях 3

и 4.

Подробные правила о порядке избрания означенных Членов Государственной Думы

устанавливаются Сеймом.

3. В Великом Княжестве Финляндском не могут быть избираемы в Члены

Государственной Думы, сверх лиц, указанных в статьях 9-11 Положения о

выборах в Государственную Думу (Свода Зак., . 1, ч. 2. Изд. 1907 г.): 1)

подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой, на основании

местного Уголовного Уложения, заключение в смирительном доме или признание

виновного лишенным гражданского доверия, либо недостойным состоять на

службе края, когда они судебными приговорами не оправданы, хоты бы после

состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью,

силой Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; 2)

отстраненные по приговорам судебных установлений Великого Княжества от

исполнения службы - в течение трех лет со времени отстранения, хотя бы они

и были освобождены от сего наказания за давностью, силой Всемилостивейшего

манифеста или особого Высочайшего повеления, и 3) обвиняемые в преступных

деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собой отстранение

от исполнения службы.

4. В Члены Государственной Думы не могут быть избираемы лица, не знающие

русского языка.

5. Выборные производства Сейма (ст.2), а равно жалобы на неправильности

произведенных им выборов и объяснений по этим жалобам Тальмана Сейма,

представляются на русском языке, в месячный по производстве выборов срок,

Финляндскому Генерал-Губернатору, который представляет список лиц,

избранных в Члены Государственной Думы, Правительствующему Сенату для

распубликования во всеобщее сведение, а выборные производства, жалобы и

объяснения препровождает в Государственную Думу.

III. Расходы по производству установленного довольствия и возмещению

путевых издержек Членам Государственного Совета и Государственной Думы от

населения Великого Княжества Финляндского (Учр. Гос. Сов.., изд. 1906 г.,

ст. 28; Учр. Гос. Думы, изд. 1908 г., ст. 23) относить за счет

Государственного Казначейства, с возмещением ему равных сумм из Финляндской

казны.

Печатается про изданию: Корево Н. Сеймовый устав для Великого Княжества

Финляндского высочайше утвержденный 20 июля 1906 года. С приложением и

алфавитным указателем. СПб., 1913. С.212-226.

№ 25. Высочайше утвержденный, 20 Января 1912 года, закон об уравнении в

правах с финляндскими гражданами других русских подданных

I. Русским подданным, не принадлежащим к числу финляндских граждан,

предоставить в Финляндии равные с местными гражданами права.

II. Взимание казенных, а равно и городских и сельских общинных сборов с

военнослужащих расположенных в Финляндии русских войск производить на

существующих ныне основаниях.

III. Лицам, получившим образование в Имперских учебных заведениях или

выдержавшим установленные в Империи соответствующие курсу сих заведений

испытания, предоставить в Финляндии равные права с лицами, получившими

образование в соответствующих финляндских учебных заведениях или

выдержавшими на основании местных правил соответствующие испытания;

определение соответствия между Имперскими и финляндскими учебными

заведениями и соответствующими им испытаниями предоставить Финляндскому

Генерал-Губернатору, по соглашению его с подлежащими Министрами и

Главноуправляющими отдельными частями.

IV. Право занимать должности преподавателя истории во всех финляндских

учебных заведениях предоставить всем исповедывающим христианскую веру

русским подданным на одинаковых с финляндскими гражданами основаниях.

V. Постановить, что русским подданным предоставляется подавать в учреждения

и должностным лицам Великого Княжества Финляндского бумаги и прошения на

русском языке, и что ответы на такие бумаги и прошения должны быть сообщены

также на русском языке.

VI. Постановить, что исходящие непосредственно от учреждений и должностных

лиц Великого Княжества Финляндского и обращаемые к русским подданным бумаги

могут быть излагаемы и на местном языке, но, по письменному требованию о

том получателей, бумаги эти должны быть сообщаемы им в переводе на русский

язык.

VII. Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных (Свода Зак., т. XV)

дополнить статьею 1423.1 следующего содержания:

1423.1. Финляндские должностные лица, как состоящие на государственной

службе, так и служащие по выборам или вольному найму, а равно Председатели

и члены Избирательных Комиссий по выборам как сеймовым, так и общинным,

виновные в умышленном воспрепятствовании применению закона об уравнении в

правах с финляндскими гражданами других русских подданных, - подвергаются:

денежному взысканию от ста до пятисот рублей, или аресту на время от одного

до трех месяцев, или заключению в тюрьме на время от двух месяцев до одного

года и четырех месяцев.

Сверх того, суду предоставляется удалить виновного от должности, а также

лишить его права состоять на государственной службе и занимать должности по

выборам или по вольному найму в правительственных и общественных

установлениях всей Империи, со включением Финляндии, на срок от одного года

до десяти лет.

VIII. Финляндских должностных лиц, как состоящих на государственной службе,

так и служащих по выборам или по вольному найму, а равно Председателей и

членов Избирательных Комиссий по выборам как сеймовым, так и общинным,

обвиняемых в преступном деянии, предусмотренном статьею 1423.1 Уложения о

Наказаниях Уголовных и Исправительных, подчинить за сии деяния

ответственности по общим законам Империи, с соблюдением следующих правил:

1) уголовное преследование против означенных лиц возбуждается, по

сообщениям Финляндского Генерал-Губернатора Прокурором С.-Петербургской

Судебной палаты, 2) Финляндскому Генерал-Губернатору предоставляется, в

случае возбуждения уголовного преследования против упомянутых лиц, кроме

Судей, временно устранять их от должностей; 3) дела указанного рода

производятся в общем порядке уголовного судопроизводства; 4)

предварительные следствия производятся Судебными Следователями С.-

Петербургского окружного суда; 5) обвиняемые судятся в судебных местах С.-

Петербургского судебного округа; 6) пререкания о подсудности между

судебными установлениями Империи и финляндскими учреждениями разрешаются

Общим Собранием Кассационных Департаментов Правительствующего Сената, и 7)

определенные судебными приговорами, на основании настоящего закона, личные

наказания отбываются в пределах Империи.

IX. Действие особых финляндских узаконений, относящихся к евреям, сохранить

в силе.

X. Настоящий закон ввести в действие с 1 (14) Мая 1912 года.

Печатается про изданию: Корево Н. Сеймовый устав для Великого Княжества

Финландского высочайше утвержденный 20 июля 1906 года. С приложением и

алфавитным указателем. СПб., 1913. С. 233-235.

II.Польша (Царство Польское, Привислинский край)

№ 26. Указ Именной данный Варшавскому Генерал-Губернатору Ланскому 1

февраля 1814 года. Об облегчении Герцогства Варшавского в податях и

повинностях и о разрешении выпускать из России в оное Герцогство скот,

кожи, вино и все то, что приобретало Герцогство по торговле с Россией.

С того самого времени, как Верховный Совет довел до сведения Моего

различные недостатки и по Герцогству Варшавскому, Я обратил внимание на

доставление возможных выгод краю сему, несколько уже лет разоряемому и

оставленному наконец Правительством, коль скоро победоносные войска наши

приблизились. И тогда же положил поддержать совершенный упадок Герцогства,

лишенного способов к существованию.

Таким образом: соединив в Верховном Совете все части управления Герцогством

и назначив членами оного природных Поляков, дал надлежащий ход делам и

способ снискивать обиженным правосудие под защиту своих соотчичей;

учреждением лучшего Полицейского надзора по указу от 30 августа уважил

личную безопасность каждого жителя; разрешением привоза Иностранных товаров

возобновил торговлю, вовсе уже несуществовавшую; уничтожил сбор мяса и вина

на продовольствие войск, в Герцогстве расположенных; утвердил положение

Совета о обеспечении Варшавского края солью, о почтовом сообщении, и выпуск

заграницу железной руды с платежом прежней пошлины, до 1811 года бывшей;

напоследок предоставил Совету сделать положение и по наряду обывательских

подвод для воинских надобностей, которое равномерно послужило бы к

облегчению обывателей.

Не преставая заниматься с тех пор благом Герцогства Варшавского, достигшего

жребием войны Российского управления, и сообразив представления Совета от 4

августа с другими дошедшими до Меня бумагами, Я повелеваю ныне:

1) Уничтожить вовсе подати под названием: чоповой по деревням за патенты,

ремесленникам и художникам выдаваемые, и фортификационную, какие составляют

вообще по исчислению Совета более 8000000 злотых в год. Уничтожение считать

с 21 мая (1 июня) текущего года и ежели по сим статьям существуют недоимки,

то, не взыскивая, иметь их только на счету до окончательного расчета; но

тот класс людей, до коих не коснулись реквизиции, обязан вносить означенные

подати до показанного срока и взнос таковой хранить до расчета с жителями в

перебранных припасах.

2) В рассуждении содержания госпиталей от земли постановить, чтоб кроме

следуемого из магазинов провианта, ничего от жителей требовано в натуре не

было; все прочие жизненные припасы, одежда и белье должны быть покупаемы из

общих доходов Герцогства и снабжение госпиталей дровами предоставляется

распоряжению Совета. По госпиталям представлять Мне ежемесячно ведомости о

числе больных и во что содержание их обходится в месяц.

3) Объявить, что Я разрешаю выпуск из России в Герцогство: скота, кож, вина

и словом и всего того, что приобретало Герцогство по торговле из Империи

Нашей до начатия нынешней войны. Совету же войти между тем немедленно в

рассмотрение, что нужно получать из России и с какою пошлиною.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.