РУБРИКИ |
Страхование: теория и практика |
РЕКЛАМА |
|
Страхование: теория и практика- экономически обоснованные страховые тарифы; - страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования; - собственные средства; - перестрахование. Контрольные функции органа страхового надзора за соблюдением страховщиками своей финансовой устойчивости заключаются в удостоверении факта того, что финансовые показатели субъекта страхового дела соответствуют необходимым нормативным требованиям, установленным органом страхового надзора по тем или иным показателям. Осуществляется данный контроль путем проведения соответствующего экономического анализа финансового положения субъекта страхового дела на основе финансовой отчетности, предоставляемой в орган страхового надзора. Одним из наиболее существенных условий, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщиков, является соблюдение последними соотношения активов и обязательств в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н *(84). Что касается других условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика, они прямо предусмотрены ст. 25 Закона о страховом деле. В частности, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, критерии которых определяются в соответствии с Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" *(85). Структура страховых резервов и методы их расчета установлены Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н. Данная структура такова: - резерв незаработанной премии (РНП); - резерв убытков, в том числе: а) резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); б) резерв произошедших, но не заявленных убытков (ПУРН); - стабилизационный резерв (СР); - резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (РВУ); - резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (стабилизационный резерв); - иные страховые резервы. Собственные средства страховщиков включают: - уставный капитал; - резервный капитал; - добавочный капитал; - нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховом деле). Размер уставного капитала страховщика должен быть полностью оплачен в размере не ниже минимального размера, который определяется умножением 30 млн. руб. на соответствующий объекту страхования коэффициент (п. 3 ст. 25 Закона о страховом деле). В процессе осуществления контроля в необходимых случаях для уточнения финансовых показателей орган страхового надзора может направить к субъекту страхового дела своего представителя для выяснения причин выявленных недостатков и разработки мер по их устранению. Согласно Закону о страховом деле, "выдачу в течение 30 дней, в предусмотренных настоящим Законом случаях, разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями" (пп. 3 п. 4 ст. 30). Указанные методы осуществления контроля со стороны органа страхового надзора корреспондируют с обязанностями, возложенными законодателем на страховые организации. Это следующие обязанности: - представлять установленную отчетность о своей деятельности, а также информацию о своем финансовом положении; - соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; - представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну) (п. 5 ст. 30 Закона о страховом деле). 5.3 Прекращение деятельности страховой организацииЧто касается прекращения деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации, то в соответствии с п. 1 ст. 32.8 Закона о страховом деле основанием для прекращения деятельности субъекта страхового дела являются его заявление, решение суда, решение органа страхового надзора об отзыве лицензии. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается в следующих случаях: - при осуществлении страхового надзора: а) в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии; б) в случае, если субъект страхового дела не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности в течение 12 месяцев со дня получения лицензии или не осуществляет ее (п. 2 ст. 32.8 Закона о страховом деле); - по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности. Прекращение деятельности субъекта страхового дела по его заявлению - достаточно простая процедура, когда субъект страхового дела через свои уполномоченные органы принимает решение о прекращении страховой деятельности и определяет процедуру прекращения исполнения ранее принятых на себя обязательств по договорам страхования. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом (п. 3 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Данное решение направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры (п. 4 ст. 32.8 Закона о страховом деле). До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан провести следующие мероприятия: 1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности; 2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям; 3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера" (п. 5 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Кроме того, страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков (п. 6 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Следует особо отметить, что законодателем введена процедура передачи страхового портфеля страховщиком, у которого отозвана лицензия, другому страховщику. В частности, законодатель определил, что обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора (п. 7 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Свое решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, орган страхового надзора направляет передающему страховщику в письменной форме в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля (п. 7 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Основанием для отказа органом страхового надзора в выдаче согласия на передачу страхового портфеля является недостаточность собственных средств у страховщика, принимающего новые обязательства, т.е. несоответствие требованиям платежеспособности финансового положения нового страховщика с учетом вновь принимаемых обязательств (п. 7 ст. 32.8 Закона о страховом деле). До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы: 1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела- юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя; 2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля); 3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии; 4) оригинал лицензии (п. 9 ст. 32.8 Закона о страховом деле). Решение об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела. Действие лицензии прекращается со дня опубликования решения об отзыве лицензии в печатном органе, определенном органом страхового надзора. Следует отметить, что процедура предварительного предупреждения органом страхового надзора об устранении нарушений или предстоящем отзыве лицензии у субъекта страхового дела, причем во всех случаях нарушения, является цивилизованной формой регулирования страховой деятельности в условиях рыночных отношений, тем более если это касается устранимых нарушений. Существующая по этому вопросу судебная практика также исходит из необходимости выдачи нарушителю страхового законодательства предварительного предписания. И только в случае неисполнения субъектом страхового дела требований предписания орган страхового надзора вправе отозвать у нарушителя лицензию. Так, в частности, ФАС Московского округа постановлением от 14 февраля 2001 г. N КА-А40/271-01 вернул на новое рассмотрение дело по спору об отзыве лицензии с целью выяснения обстоятельств и сбора доказательств, подтверждающих факт выдачи органом страхового надзора нарушителю предписания об устранении нарушений, до отзыва у него лицензии *(86). Право субъекта страхового дела на осуществление деятельности прекращается со дня опубликования в средствах массовой информации решения об отзыве лицензии. В процессе осуществления страховой деятельности страховые организации довольно часто вносят изменения либо в учредительные документы, либо в правила страхования. Законодатель и в этих случаях требует от страховых организаций в обязательном порядке в письменной форме сообщать об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений. Глава 6. Формы взаимодействия участников страхования6.1 Общества взаимного страхованияКроме страховых организаций участниками страховых отношений являются общества взаимного страхования, которые также относятся к субъектам страхового дела. Правовой режим деятельности обществ взаимного страхования определен ст. 968 ГК РФ и ст. 7 Закона о страховом деле. ГК РФ определяет, что граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе, путем объединения в общества взаимного страхования необходимых для этого средств. В ст. 7 Закона о страховом деле указано, что юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о взаимном страховании. Анализ указанных норм законов позволяет выделить существенные признаки, характеризующие правовое положение обществ взаимного страхования (далее - ОВС), и в то же время признаки, отличающие их от обычных коммерческих страховщиков. Наиболее существенный характерный признак ОВС - то, что эти общества являются юридическими лицами и создаются в форме некоммерческих организаций, подлежащих государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы РФ. Некоммерческая форма организации ОВС продиктована взаимностью интересов участников обществ, основной целью создания которых является удовлетворение потребностей в страховании имущества и иных имущественных интересов лиц - членов ОВС. Следовательно, осуществлять страхование интересов других лиц ОВС не вправе, так как законодатель фактически предусматривает страхование интересов только участников ОВС. Экономическую основу деятельности ОВС составляет страховой фонд, формируемый за счет взносов страхователей. В качестве страхователей, как было указано выше, праве выступать только участники общества взаимного страхования. Соответственно, и последующее перераспределение указанного фонда осуществляется только между участниками ОВС. Механизм формирования страхового фонда обществами взаимного страхования аналогичен механизму формирования страхового фонда обычного коммерческого страхования, за исключением ограниченного круга лиц, участвующих в формировании данного фонда. Описывая процедуру и цели создания ОВС, К.Е. Турбина указывает, что лица, объединенные, к примеру, принадлежностью к определенной профессиональной деятельности, требующей гарантии защиты имущественных интересов клиентов (нотариусы, врачи и т.д.), на учредительном собрании могут принять решение о создании общества взаимного страхования. Все лица, принимающие участие в учредительном собрании, становятся действительными членами - вкладчиками общества и обязаны внести пай в уставный капитал общества, размер которого утвержден ими на учредительном собрании. На основании зарегистрированного устава, оплаченного в денежной форме уставного капитала и после получения лицензии (необходимость в лицензировании обществ взаимного страхования законодательно не регламентирована. - В.А.) на проведение страховой деятельности общество начинает функционировать *(87). Деятельность ОВС подлежит регламентации специальным законом о взаимном страховании, который предполагается принять в ближайшее время. До принятия соответствующего закона деятельность обществ взаимного страхования регулируется положениями ГК РФ, а также другими законами, определяющими порядок деятельности некоммерческих организаций. ОВС создаются только для удовлетворения личных потребностей участников общества в страховых услугах, а не для извлечения прибыли. Поэтому они относятся к некоммерческим организациям. В рамках ОВС страховые операции осуществляются с определенными ограничениями по числу привлекаемых страхователей, что отражается на формировании страхового фонда. Однако данный фактор, по нашему мнению, не снижает экономическую привлекательность ОВС, существующих уже несколько столетий. Собственно экономическая привлекательность страхования посредством ОВС заключается в том, что участник ОВС, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, всегда имеет возможность получить необходимую ему страховую защиту и гарантированное ему страховое возмещение. Предпосылкой этого является принцип формирования и расходования денежных средств общества, а также принцип солидарной ответственности участников общества. Денежные средства ОВС формируются, как было отмечено, за счет вступительных взносов его участников. Причем сумма вступительных взносов определяется по единогласному решению всех участников общества, исходя из объема и размера страховых сумм, соответствующих принимаемым обществом на страхование рискам. Одновременно общество должно образовать независимо от страхового фонда определенный резервный фонд для покрытия принимаемых на страхование рисков. Этот резервный фонд в дальнейшем можно использовать для возмещения внезапно возникающих убытков. Более того, принцип солидарной ответственности в обществе позволяет покрывать каждый индивидуальный риск полностью. Еще одна особенность ОВС заключается в ограниченности привлечения страховых рисков, что дает возможность контролировать верхние пределы принимаемых обществом обязательств. Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет в нужный момент прекратить дальнейшее принятие рисков, тем более что общество не зависит от публичных видов страхования (имеются в виду обязательные виды страхования). Представляется, что ограничение принятие рисков должно предусматриваться соответствующей договоренностью между участниками ОВС, для того, чтобы не поставить под угрозу уже принятые обязательства. Однако это не влияет на возможность вступления в общества взаимного страхования желающих. В принципе, любое заинтересованное лицо может стать участником общества. При этом вхождение в общество сопровождается волей участника застраховать свои имущественные интересы именно в рамках ОВС, а не через коммерческое страхование. Поэтому чем больше окажется участников в обществе, тем оно будет финансово устойчивее. Размер страховых премий, виды принимаемых на страхование рисков, их максимальные размеры, а также иные общие условия страхования определяются соглашением между участниками общества взаимного страхования, а в будущем будут установлены законом о взаимном страховании. Поскольку организация и деятельность ОВС построены на принципах страхования взаимных рисков участниками общества по взаимной договоренности и под свою ответственность, возникает вопрос о целесообразности лицензирования деятельности ОВС. Дело в том, что общества взаимного страхования не осуществляют те виды финансово-хозяйственных операций, которые свойственны страховым организациям. Речь идет о возможности и, в определенной степени, необходимости привлечения неограниченного круга страхователей, в том числе с учетом обязательных видов страхования, а также публичных договоров личного страхования. Кроме того, страховые организации должны строго соблюдать нормативы соотношения между принятыми на себя обязательствами с имеющимися у них активами. Сформированный страховыми организациями страховой фонд, в том числе резервный, также подпадает под особый правовой режим управления и распределения. В особенности это касается вопросов размещения средств резервного фонда в высоколиквидные финансовые и инвестиционные активы, с обеспечением возможности их отзыва для реализации по назначению - покрытия страховых убытков. Указанные, а также иные особенности деятельности страховых организаций требуют введения определенного единообразия, необходимости соблюдения ими предписанных нормативов и правил, безукоризненного исполнения принятых на себя обязательств с целью полноценной защиты имущественных интересов страхователей. Для обеспечения эффективного выполнения страховыми организациями перечисленных мероприятий законодатель предусмотрел механизм государственного контроля за деятельностью страховых организаций. Причем деятельность страховых организаций контролируется государственными органами начиная с момента образования страховых организаций и до момента прекращения их деятельности, как в добровольном порядке, так и в принудительном. Наиболее тщательный контроль осуществляется на стадии образования страховой организации, когда орган страхового надзора принимает решение о выдаче страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности по определенным видам страхования. Применительно к ОВС необходимости в проведении столь формализованных мероприятий, в том числе контроля со стороны органа страхового надзора, как нам представляется, нет по следующим причинам. Во-первых, создавая ОВС, его участники не преследуют цель извлечения прибыли, что уже исключает риск, связанный с предпринимательской деятельностью страховщика, так как не влечет риска неполучения дохода от этой деятельности и последующей самоликвидации или банкротства. ОВС данные последствия не грозят, так как его участники не зависят от результатов деятельности общества взаимного страхования, тем более что кредиторами общества взаимного страхования являются только его участники, несущие солидарную ответственность. Во-вторых, при образовании общества взаимного страхования между его участниками и непосредственно обществом не возникает никаких обязательственных отношений, поэтому его участники сами определяют порядок осуществления обществом страховых операций. В-третьих, вступая в ОВС, его участник, с одной стороны, является страховщиком, так как принимает активное участие в решениях общества о принятии на страхование того или иного риска. Он участвует в оценке принимаемого обществом на страхование риска, в страховом расследовании при наступлении страхового случая и принятии решения о страховой выплате. С другой стороны, участник ОВС вправе застраховать в обществе свой риск, при этом сохраняя все перечисленные выше права полноценного участника общества взаимного страхования. В процессе организации деятельности ОВС может возникнуть вопрос о цели создания общества. По сути, это вопрос о том, создается ли общество для консолидации взносов определенного круга лиц с целью принятия на страхование совершенно определенного и конкретного перечня рисков, или его цель - консолидация взносов определенного круга лиц для последующего страхования имущественных интересов участников, если в этом возникнет необходимость у одного из участников или у нескольких участников одновременно. Общество взаимного страхования может создаваться с любой из названных целей. Не менее существенным является вопрос о последующем перераспределении средств страхового фонда, специально сформированного для покрытия определенных рисков, но не реализованных. Решение данного вопроса возможно двумя путями. Во-первых, пропорциональное перераспределение нереализованного резерва между участниками общества соразмерно их взносам, путем повторного реинвестирования в общество с целью покрытия новых рисков. Во втором случае можно предусмотреть аналогичное перераспределение, но не для реинвестирования в общество, а для возврата участникам общества. Эти и некоторые другие обстоятельства характеризуют ОВС как коммерческую организацию (прежде всего имеется в виду, что страхование - это коммерческий вид деятельности, подлежащий в обязательном порядке лицензированию). Однако возникает вопрос о необходимости и целесообразности в таком случае образования ОВС, если страхование интересов определенного круга страхователей вполне успешно можно осуществлять и на коммерческой основе, при этом не ограничиваясь интересами определенного круга страхователей. В качестве примера можно привести издавна существующее на российском страховом рынке кэптивное страхование, которое по сути призвано обеспечивать интересы определенных страхователей. Но при этом данная форма организации коммерческого страхования отнюдь не ограничивает свою страховую деятельность только интересами этих страхователей. Напротив, практика последних лет показывает, что кэптивное страхование вполне успешно совмещается с дифференцированным страхованием, постепенно отходя от кэптива. В противном случае кэптивное страхование постепенно нивелируется во взаимное страхование, переходит на некоммерческую основу. Представляется, что закон о взаимном страховании внесет ясность в вопрос о необходимости лицензирования деятельности ОВС. Если предполагается коммерческая основа деятельности таких обществ, то это, несомненно, повлечет за собой необходимость лицензирования их деятельности и, как следствие, определенного государственного контроля за деятельностью ОВС. Рассматриваемый вопрос в свое время получил разрешение через судебные органы. Так, в частности, ФАС Московского округа постановлением от 20 июля 1998 г. N КА-А40/1572-98, оставив в силе решение суда первой инстанции, фактически указал, что для установления факта правомерности осуществления некоммерческим партнерством деятельности по страхованию имущественных интересов своих членов не требуется получения специального разрешения (лицензии) на страховую деятельность *(88). Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы. Целью организации и осуществления взаимного страхования является удовлетворение потребностей в страховании интересов только участников общества взаимного страхования без права страхования интересов лиц, не являющихся участниками общества. Особенностью взаимного страхования является бесприбыльная основа деятельности, в отличие от обычного коммерческого страхования. Итогом характеристики обществ взаимного страхования может послужить определение, данное обществам взаимного страхования Г.В. Гришиным, который считает, что взаимное страхование - это осуществляемое страхователями, имеющие схожие имущественные интересы и риски в хозяйственной или повседневной жизни, деятельность по созданию и управлению страховым фондом в специфической форме обществ взаимного страхования, функционирующих на бесприбыльной основе *(89). 6.2 СострахованиеСострахование является одной из разновидностей страхования, регламентированных страховым законодательством. В ст. 953 ГК РФ предусмотрено, что объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). Если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования. В ст. 12 Закона о страховом деле сострахование также, как и в ГК, определено как страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования. В принципе, данное определение сострахования полностью совпадает со ст. 953 ГК РФ. Сострахование относится к тем видам страхования, по условиям которого страховой риск подлежит передаче или перераспределению между несколькими страховщиками. Другими словами, сострахование - это вид обязательства, по условиям которого один кредитор - страхователь передает на страхование свой риск нескольким должникам - страховщикам (имеются в виду несколько страховых организаций). Обязательство с множественностью лиц на стороне кредитора или должника допускается законом и прямо предусмотрено ст. 308 ГК РФ, регламентирующей порядок исполнения обязательства, в котором участвуют множество лиц. Применительно к рассматриваемой разновидности страхового обязательства сострахование, в котором участвует несколько должников (ст. 321 ГК РФ), предоставляет кредитору (страхователю) право требовать исполнения от каждого должника (состраховщика), а каждый должник (состраховщик), в свою очередь, обязан исполнить обязательство в равной мере с другим, если иное не предусмотрено законом или договором. Что касается исполнения обязательств солидарными должниками по договорам сострахования, законодатель предоставил состраховщикам диспозитивное право на согласование условий по размеру ответственности каждого из состраховщиков. Так, в частности, М.Я. Шиминова отмечает, что при долевом обязательстве каждый из нескольких должников отвечает только за себя, только в своей доле, а каждый из нескольких кредиторов имеет право требовать исполнения лишь в определенной, принадлежащей ему доле. В обязательстве с солидарной обязанностью кредитору предоставлено право выбора требовать надлежащего исполнения этого обязательства как от всех содолжников совместно, так и от любого их них в отдельности и полностью, и в части долга *(90). Право выбора вида ответственности - совместной или долевой, является предметом договоренности между состраховщиками, которые, как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев договариваются о долевой ответственности. К этому их побуждает экономическая составляющая страховой сделки, а именно стоимость принятого на страхование риска (имеются в виду доля страховой премии и, соответственно, размер ответственности). Дело в том, что страхователи, как правило, передают в сострахование крупные риски - риски со значительной страховой суммой, которая по своим размерам при наступлении страхового случая может отрицательно повлиять на финансовое положение страховщика и нарушить положительный баланс его страхового портфеля. Да и сами страховщики стараются не возлагать на себя индивидуальную ответственность по крупным рискам. Поэтому и страхователей, и страховщиков при страховании крупных рисков вполне устраивает конструкция долевого сострахования, в соответствии с которой совокупная ответственность состраховщиков строго разделена на конкретные и определенные доли. Очевидно, данные обстоятельства также были учтены законодателем при предоставлении состраховщикам диспозитивного права, связанного с выбором вида ответственности в договорах сострахования. Ю.Б. Фогельсон считает, что по договорам сострахования обязанности между состраховщиками могут перераспределяться не только по выплате страхового возмещения, но и по видам застрахованных интересов, если в договоре страхования предусмотрено страхование нескольких объектов одновременно. Например, по его мнению, можно предусмотреть, что один страховщик обязан выплатить возмещение при возникновении убытков в застрахованном имуществе, а другой - при наступлении ответственности за причинение вреда третьим лицам *(91). В принципе, данное мнение заслуживает внимания с точки зрения теории и интересно для страхового права в целом. Но с точки зрения практики оно является дискуссионным, так как законодатель в ст. 953 ГК РФ, регламентируя порядок передачи в сострахование страхового риска, имеет в виду только один объект страхования - в единственном числе и, соответственно, только один страховой интерес. Это следует исходя из прямого толкования нормы закона. Причем данное положение предусмотрено и ст. 12 Закона о страховом деле, которая указывает, что в сострахование передается один и тот же объект страхования, а не несколько. Данная регламентация законодателя вполне разумна, так как для сострахования существенным является разделения риска страховой выплаты, а не разделение объектов страхования. Это прямо следует из нормы закона, в которой речь идет только о долевой ответственности состраховщиков за выплату страхового возмещения. Если следовать концепции Ю.Б. Фогельсона о возможности передать в сострахование два объекта страхования и более, то для страховщиков в этом случае теряется экономический смысл сострахования. Страховщикам проще поделить объекты страхования путем вступления в самостоятельные обязательственные отношения по отдельным договорам страхования, чем обязательства по выплате страхового возмещения, или же в рамках одного договора сострахования поделить между собой ответственность по страховому возмещению. Другими словами, если речь идет о разделении объектов страхования, каждому страховщику целесообразно заключить самостоятельный договор на один объект страхования. Следовательно, в первом случае речь идет о разделении страховых рисков, что называется комбинированным страхованием, а во втором - о разделении ответственности по страховой выплате (возмещении или обеспечении), что называется сострахованием. По большому счету, для страховщиков с экономической, а не с правовой точки зрения, это - однородные виды страхования с применением различных способов правового оформления и правовой конструкции. Поэтому применять концепцию Ю.Б. Фогельсона целесообразно в комбинированном страховании (ст. 952 ГК РФ), учитывая, что оно допускает одновременное страхование разных страховых рисков, причем как по одному договору, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками. Следовательно, если разные риски передаются нескольким страховщикам, они должны оформляться одним или несколькими договорами. Порядок и условия заключения договоров страхования от разных рисков или комбинированных договоров страхования определены в ст. 952 ГК РФ. В комбинированном страховании есть несколько обязательных правил, которые требуют непременного соблюдения. Одним из них является правило, предусмотренное п. 2 ст. 952 ГК РФ, определяющее, что если из двух или нескольких договоров, заключенных в соответствии с п. 1 ст. 952 ГК РФ, у страховщиков возникает обязанность по выплате страхового возмещения при наступлении одного и того же страхового случая, к таким договорам, в соответствующей части, применяются правила, предусмотренные п. 4 ст. 951 ГК РФ. Данная норма закона определяет последствия страхования сверх страховой стоимости при двойном страховании, предусматривающие сокращение суммы страхового возмещения каждым из страховщиков по двойному страхованию пропорционально уменьшению первоначальной страховой суммы по соответствующему договору страхования. Кроме комбинированного страхования, сострахование имеет некоторое внешнее сходство и с перестрахованием, в особенности в том, что касается вопроса перераспределения риска по объекту страхования между несколькими страховщиками. Различие заключается в том, что в соответствии с условиями сострахования при наступлении страхового случая ответственными за страховую выплату становятся сразу все состраховщики, каждый в своей доле ответственности. Более того, в состраховании у страхователя имеется право предъявления требования о выплате страхового возмещения любому из состраховщиков, соразмерно его доле ответственности по договору сострахования. В перестраховании ответственным лицом перед страхователем за выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая является только страховщик по прямому страхованию, так как другие страховщики- перестраховщики не имеют никаких обязательственных отношений со страхователем. Соответственно, перестраховщики не являются солидарными или долевыми должниками перед страхователем по договорам перестрахования, что лишает последнего права предъявления требования о выплате какому-либо из перестраховщиков в отдельности. Это объясняется тем, что перестраховщики несут ответственность только перед перестрахователем - страховщиком по прямому договору страхования в пределах своей доли ответственности. В договорах сострахования, как правило, страховщики назначают лидера - состраховщика, который фактически обеспечивает исполнение всех технических условий договора сострахования (имеется в виду обеспечение обмена документами между участниками сделки, предоставление документов, проведение осмотра места страхового события, расчета ущерба, назначение сюрвейера и т.п.). Очень большое значение имеет наличие у страховщиков - участников договора сострахования лицензий на осуществление тех видов страхования, которые являются содержанием договора сострахования. Отсутствие лицензии у состраховщика на осуществление того или иного вида страхования влечет за собой последствия, связанные с признанием части договора сострахования недействительным (в части доли состраховщика, у которого отсутствует лицензия). 6.3 Страховые пулыСтраховые пулы как форма объединения страховщиков существуют в России более 10 лет, т.е. с момента принятия Закона о страховом деле. Однако законодательную регламентацию они получили лишь в декабре 2003 г., когда Закон о страховом деле был дополнен ст. 14.1, определяющий правовое положение страховых пулов. Согласно указанной норме закона на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы). Первое, что следует отметить, это форма объединения страховых организаций в страховые пулы - простое товарищество. Конструкция договора простого товарищества, регламентированная ст. 1041 ГК РФ, определяет, что по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. ГК РФ определяет несколько целей, для реализации которых субъекты гражданского права могут объединяться в форме простых товариществ. Одной из них является извлечение прибыли путем объедения вкладов или совместной деятельности товарищей. Что касается деятельности непосредственно объединений страховщиков, ст. 14.1 Закона о страховом деле называет целью подобного объединения обеспечение финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам деятельности (страхование и перестрахование). При этом названные виды страхования являются самостоятельной предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Следовательно, с одной стороны, целью создания страховых пулов является извлечение субъектами страхового дела прибыли от страховой или перестраховочной деятельности, а с другой - обеспечение финансовой устойчивости страховых операций. О многоцелевом назначении страховых пулов в свое время говорил В.К. Райхер, полагая, что страховые пулы подразделяются на две основные категории. "В первой из них предприятия делят между собой в конце хозяйственного года на указанных в договоре основаниях соединяемую в общий котел чистую прибыль всего пула. Но самое дело страхования в таком пуле не объединяется, а осуществляется каждым предприятием самостоятельно и независимо от другого. Во второй категории страховых пулов соучастие в прибыли вытекает из соучастия в страховых операциях. Для этой цели создается центральная контора, распределяющая принятые отдельными предприятиями страхования между всеми членами пула по установленным в их договоре квотам" *(92). Следует отметить, что точка зрения В.К. Райхера была сформирована с учетом практики и опыта деятельности страховых пулов других государств времен первой половины ХХ в. В современном страховом законодательстве акцент делается на обеспечении финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования путем создания страховых пулов. Поэтому описанная В.К. Райхером вторая категория страховых пулов наиболее привлекательна для современного страхования. К отдельным видам страхования по рассматриваемому вопросу относятся те виды, которые характеризуются двумя следующими признаками: - значительность размеров страховых сумм; - повышенная степень вероятности страховых рисков. Поэтому при создании страховых пулов страховщики преследуют следующие цели: - обеспечение финансовой устойчивости отдельных видов страхования; - пополнение финансовой емкости; - реализация возможности участия в крупных рисках; - обеспечение страховых выплат клиентам по крупным рискам. Порядок осуществления страховых операций через страховые пулы основан на солидарной форме ответственности. В договоре о совместной деятельности (простого товарищества) участники страхового пула указывают взаимные обязательства, своего рода декларацию о взаимодействии, условиям которой должны строго следовать все участники пула. В частности, это договоренность о том, что страховать через пул можно только риски, определенные участниками пула (как правило, это крупные по масштабам убытков риски), и о том, что перераспределять страховые риски следует между всеми участниками пула соразмерно соответствующей доле ответственности каждого участника, по его желанию. Страхование крупных рисков (авиационные, атомные, военные и т.д.) через страховые пулы предоставляет страховщикам возможность перераспределять эти риски с другими страховщиками, что положительно влияет на финансовую устойчивость страхования. Организация деятельности страховых пулов основана на принципах, которые сформулированы Л.И. Рейтманом: "Страховойпул - это объединение страховых компаний для совместного страхования определенных рисков, который создается преимущественно при приеме на страхование крупных и опасных рисков. Деятельность пула строится на принципе сострахования. Обычно компания, принимающая риски на страхование, выдает единый полис от имени всех членов пула в доле их участия в нем. Принимающая компания может произвести перестрахование таких рисков за общий счет или в общую пользу" *(93). Ответственность участников пула перед страхователями устанавливается по взаимному соглашению всех участников пула и, как правило, в порядке совместной солидарной ответственности, в отличие от практики, которая принята в состраховании (имеется в виду долевая ответственность). При заключении договора страхования участниками пула во вводной части договора, в отличие от обычного договора страхования, перечисляются все участники пула и, соответственно, доля ответственности каждого из участников пула. В пулах не принято назначать страховщика-лидера, а лишь указывается один из страховщиков - участников пула, к которому страхователь направляет заявление о наступлении страхового случая или иные требования по условиям исполнения договора страхования. В дальнейшем данный страховщик доводит до сведения остальных участников полученную от страхователя информацию для общего рассмотрения и принятия совместного решения. Предпосылкой для создания пула является намерение страховщиков о проведении, как отмечает Т.А. Федорова, страхования по какому-либо конкретному виду страховой деятельности. Пул образуется на определенный срок или без прямого ограничения срока действия на основе соглашения между участниками. Участие в пуле основано на добровольных началах. Страховщик, вступающий в пул, должен иметь лицензию на проведение соответствующего вида страхования. Число страховщиков - участников пула не ограничивается. Вполне возможна ситуация, когда к существующему пулу присоединяются новые участники *(94). Страховые пулы кроме договора о совместной деятельности действуют также на основании положения, разрабатываемого и утверждаемого участниками пула. В положении о страховом пуле должны предусматриваться органы управления - общее собрание участников пула, правление (комитет), единоличный исполнительный орган, осуществляющий оперативное руководство пулом, а также порядок вступления в пул и выхода из него и прочие положения организационного характера. 6.4 Союзы и ассоциации страховщиковСтатьей 14 Закона о страховом деле определено, что субъекты страхового дела, в целях координации деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения. Поскольку указанные формы объединения страховщиков - некоммерческие организации, то законодатель не требует лицензирования деятельности союзов или ассоциаций страховщиков. Порядок образования и деятельности объединений субъектов страхового дела в форме союзов или ассоциаций определен нормами гражданского законодательства, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, а именно ст. 50 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" *(95). Кроме того, следует отметить, что порядок создания объединений субъектов страхового дела носит разрешительный характер, так как в соответствии с Приказом МАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков в обязательном порядке должны получить согласие Федеральной антимонопольной службы РФ для государственной регистрации объединений страховщиков в Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Процедура получения данного согласия установлена Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденного названным выше Приказом МАП РФ. В частности, учредители объединения страховщиков для получения согласия на регистрацию обязаны представить в Федеральную антимонопольную службу РФ или его территориальное управление следующие документы: - ходатайство о даче согласия на регистрацию объединения страховщиков; - копии учредительного договора и протокола учредительного собрания; - копия устава объединения; - копии лицензий участников объединения на осуществление страховой деятельности; - сведения о страховых суммах, страховых взносах (страховых премиях) и страховых выплатах за прошедший финансовый год каждого участника объединения по отдельным видам страхования. "После получения согласия Федеральной антимонопольной службы РФ на регистрацию объединения страховщиков, необходимо также направить определенный перечень документов в ФССН для внесения в реестр объединений субъектов страхового дела. Ранее данный перечень документов был определен Приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. N 9н "О порядке внесения объединений страховщиков в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков", который с 30.01.2006 г. не действует и отменен Приказом Минфина от 30.01.2006 г. N 13н. Но, так как требование о внесении сведений об объединении субъектов страхового дела в реестр страховщиков прямо предусмотрено п. 2 ст. 14 Закона о страховом деле, то помимо представления копий свидетельств о государственной регистрации объединений страховщиков и их учредительных документов, на наш взгляд, следует также представлять заявление о внесении в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, как это было предусмотрено ранее Приказом Минфина от 28.01.2003 г. N 9н. В настоящее время в Российской Федерации создано и действует порядка 73 объединений субъектов страхового дела, которые внесены в Государственный реестр страховщиков" Предпосылками, побуждающими субъектов страхового дела к объединению, являются объективные и субъективные причины. В общих чертах их достаточно обоснованно в свое время указывал К.Г. Воблый, полагая, что таковыми могут быть следующие причины: - обострение конкуренции; - понижение прибыли; - рост капиталов, вкладываемых в страховые предприятия; - возникновение и расширение государственного контроля; - законодательное регулирование страхования; - необходимость усовершенствования технической базы и т.д. *(96) Существует еще одна причина - необходимость объединения страховщиков по виду страхуемых объектов. По законам рыночной экономики конкуренция является одним из существенных факторов, побуждающих субъектов предпринимательской деятельности к экономическому развитию. Соответственно, в данных условиях объективно находятся и субъекты страхового дела. Это обстоятельство, в свою очередь, влечет за собой необходимость добросовестной конкуренции, обмена профессиональным опытом и прочих форм экономического и профессионального взаимодействия. Причем интеграции как внутрироссийской - региональной, так и международной страховой деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
© 2000 |
|