РУБРИКИ

Страхование: теория и практика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Страхование: теория и практика

Особое место среди законов, регламентирующих страхование, занимает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ *(57) (далее - КТМ). Причиной этого является то, что в КТМ страхованию посвящена отдельная специальная гл. XV "Договор морского страхования", состоящая из 37 статей. Для сравнения: в ГК РФ страхованию уделено 44 статьи, а Закон о страховом деле в ныне действующей редакции состоит из 47 статей.

Следует отметить, что несколько положений КТМ отличаются от общих правил, содержащихся в других нормах страхового законодательства. В частности, достаточно специфичным является положение КТМ о возникновении убытков до заключения договора морского страхования (ст. 261 КТМ), определяющее, что действие договора морского страхования сохраняется, даже если к моменту его заключения миновала возможность возникновения убытков, подлежащих возмещению, или такие убытки уже возникли. ГК РФ в этом вопросе определяет иной порядок, устанавливая, что если после вступления договора страхования в силу возможность наступления страхового случая отпала (имеется в виду возможность наступления убытков) и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай, то и договор страхования прекращается (ст. 958 ГК РФ).

Необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" *(58) (далее - Закон об ОСАГО), провозгласившего принцип о всеобщем страховании владельцами источников повышенной опасности (транспортных средств) своей гражданской ответственности, этот вид страхования получил широкое распространение. Данным законом определены правила компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, пострадавших от воздействия указанных источников. Поскольку Закон об ОСАГО предусматривает практически безусловное возмещение ущерба при наличии факта наступления страхового случая, причем ущерба не только имущественного характера, но и ущерба здоровью, на практике часто возникает потребность в определении, в каком порядке, размере и при наличии каких документов подлежит возмещению тот или иной вид ущерба. Действующее законодательство, в том числе ГК РФ, не описывает в полном объеме процедуру и порядок возмещения вреда здоровью и имуществу физических и юридических лиц. Более того, данная процедура не полностью определена и в Законе об ОСАГО. В настоящее время компенсация вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших осуществляется с учетом судебной практики и выработанных обычаев.

Кроме законов в структуру нормативно-правовой базы, регулирующей страховую деятельность, входят подзаконные акты.

К первой группе подзаконных актов можно отнести следующие указы Президента РФ:

- Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" *(59);

- Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" *(60).

Вторую группу составляют нормативные акты, издаваемые Правительством РФ:

- Постановление Совета Министров РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" *(61);

- Постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 251 "Об утверждении Правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование" *(62);

- Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации" *(63);

- Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" *(64).

Третью группу составляют ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти, издаваемые соответствующими отраслевыми государственными ведомствами. Особое место в данной группе нормативных актов занимают акты, издаваемые Министерством финансов РФ, Федеральной службой страхового надзора, и акты Федеральной антимонопольной службы.

Акты, издаваемые указанными ведомствами, определяют специальные условия и порядок осуществления на территории Российской Федерации страховой деятельности, предусмотренные правилами гл. IV Закона о страховом деле, которая, в свою очередь, регламентирует общий порядок осуществления надзора за страховой деятельностью. В частности, это следующие акты:

- Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/8 "Об утверждении новой редакции "Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ"" - утратил силу. Однако, по мнению автора, этот документ вполне может использоваться на практике в качестве методического материала по вопросам характеристики и описания страховых событий (рисков);

- Письмо Минфина РФ от 18 октября 2002 г. N 24-08/13 "О Примерах расчета страховщиками резерва происшедших, но незаявленных убытков, и стабилизационного резерва";

- Разъяснения Минфина РФ от 18 декабря 2001 г. N 24-08/13 "О порядке внесения изменений в правила формирования страховых резервов в связи с переходом страховых организаций с 2002 г. на учет страховых премий (взносов) методом начисления" *(65);

- Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни" *(66);

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг";

- Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467 "Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги" *(67).

Помимо названных ведомственных нормативных актов, регулирующих страховую деятельность, следует указать акты и других ведомств, которые также определяют порядок осуществления страхования по некоторым видам страхования. В частности, это следующие акты:

- Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" *(68);

- Приказ ФСБ России от 15 февраля 1999 г. N 57 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы" *(69);

- Приказ Госстроя РФ от 28 июня 2000 г. N 149 "Об утверждении рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно-коммунальном комплексе" *(70).

Значительное место в структуре страхового права занимает судебная практика. Страховое право является одной из комплексных отраслей российского права. В новых экономических условиях действующая система страхового права существует немногим более 10 лет. Причем процесс становления страхового права не закончен и продолжается с учетом потребностей рынка.

В практике между участниками страховых правоотношений возникает немало спорных ситуаций по вопросам, связанным с применением и толкованием норм страхового права. Разрешать данные спорные ситуации призвана, в соответствии с гл. 7 Конституции РФ, судебная власть, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Важными функциями судебной власти являются обеспечение единообразия применения и толкования норм права, обобщение судебно-арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных к применению разъяснений и осуществление надзора за судебной деятельностью арбитражных и других судов, составляющих судебную систему РФ *(71). Достигается это путем реализации принципа судебного надзора при обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и принятии Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлений, разъясняющих вопросы судебной практики (ст. 126, 127 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ, обобщив сформировавшуюся судебную практику по страховым спорам, Информационным письмом от 28 ноября 2003 г. N 75 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования" *(72) рекомендовал судам порядок применения положений страхового законодательства. В основном это коснулось положений страхового законодательства, определяющих страховые элементы и термины, содержащих порядок изменения условия договоров страхования, их досрочного прекращения или признания их недействительными. Особое внимание ВАС РФ уделил вопросам перестрахования и переходу прав требований к страховщикам по страховым выплатам.

В целом все 25 пунктов данного обзора ВАС РФ имеют существенное значение не только при разрешении спорных ситуаций, но и при заключении и исполнении договоров страхования. В частности, ВАС РФ дал несколько рекомендаций, связанных с определением страхового интереса у тех или иных участников страховой сделки (п. 2, 3, 4, 5). Определен правовой режим заявления на страхование, передаваемого страхователем страховщику при заключении договора страхования (п. 11, 13), порядок оформления изменений к действующим договорам страхования (п. 12). Заслуживает внимания п. 6, в котором ВАС РФ охарактеризовал признаки страхового случая. Наиболее подробная характеристика и комментарии всех положений указанного обзора ВАС РФ будут даны в следующих главах, специально посвященных соответствующим вопросам.

Особое место среди источников страхового права занимают обычаи делового оборота, а также местные (локальные) нормативные документы. Обычай делового оборота как институт права в российской гражданско-правовой системе появился сравнительно недавно, а именно в 1994 г., с принятием первой части ГК РФ. Правовой режим обычая делового оборота регламентирован ст. 5 ГК РФ, которая определяет его как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от фиксации в каком-либо документе.

Обычай делового оборота получил наибольшее распространение в перестраховании. Это объясняется отсутствием в российском праве стройной системы норм, посвященных институту перестрахования, часто применяемому с участием зарубежных контрагентов. Поэтому для перестрахования обычай делового оборота, наряду с обыкновениями, является достаточно распространенным источником права. В прямом страховании он встречается в основном при проведении процедур страхового расследования, оценки страхового риска и т.д.

По общему правилу, обычаи делового оборота исполняются в силу привычки. Однако, будучи источником права, в том числе страхового, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая - отсылка к нему в законодательстве, указание в судебной практике. Обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка. Это вполне обоснованно отмечают В.С. Белых и И.В. Кривошеев, характеризуя обычай делового оборота как источник страхового права *(73).

Поэтому при разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров, судами могут приниматься в качестве правовых норм сложившиеся и устоявшиеся определенные правила поведения, которые законодательно не регламентированы, но прочно заняли место в практике. На данное обстоятельство было обращено внимание в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" *(74).

Обсуждая локальные нормативные акты, применяемые в страховых правоотношениях, и их правовую регламентацию, следует отметить, что среди них особое положение занимают правила страхования, разрабатываемые страховщиками, на основе которых заключаются договоры страхования. Порядок и условия применения правил страхования участниками страховых отношений определены ст. 943 ГК РФ, а также рекомендациями Высшего Арбитражного Суда в п. 17 вышеупомянутого Обзора. Страховые организации разрабатывают правила страхования в качестве условий страхования и направляют в Федеральную службу страхового надзора для получения лицензии на осуществление страховой деятельности. К правилам страхования прилагаются разработанные типовые договоры страхования и страховые тарифы. В последующем в конкретные договоры страхования можно вносить изменения по согласованию со страхователями.

Доктрина страхового права допускает, что в структуру страхового права помимо источников частноправового характера входят и источники права, относящиеся к публично-правовым: акты административного, налогового, государственного и финансового права. Поэтому представляется, что источники публично-правового характера, помимо надзорных и фискальных функций, должны выполнять обеспечительные функции. При этом основной целью следует признать создание правовых условий для успешной реализации участниками страховых правоотношений своих прав и обязанностей.

В свое время Г.Ф. Шершеневич отмечал, что страховое право может иметь или публичный, или частный характер. Первое определяет отношение государства к делу страхования *(75).

Основываясь на этой мысли классика российской цивилистики, следует отметить, что отношение государства к страхованию должно способствовать развитию и укреплению страхового рынка. Это обусловлено тем, что финансовые потоки, идущие через страховой механизм, переводят деньги из средств накопления в средства обращения, что благотворно влияет на инвестиционный финансовый климат государства.


Глава 5. Особенности создания, лицензирования и прекращения деятельности страховой организации


5.1 Особенности создания страховой организации и порядок выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности


В соответствии с законодательством страховой деятельностью вправе заниматься только юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию (ст. 49 и 51 ГК РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" *(76), вновь создаваемое юридическое лицо для осуществления страховой деятельности должно быть зарегистрировано в Министерстве РФ по налогам и сборам *(77).

Для ведения страхового дела важна организационно-правовая форма юридического лица. В практике организации страхового дела обычно используются две формы - общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Но предпочтение отдается все же акционерной форме. Аргументами в его пользу являются следующие обстоятельства.

Во-первых, в акционерных обществах уставный капитал формируется с помощью оборотных ценных бумаг - акций. Подобная форма дает возможность привлечь в создаваемую страховую организацию большой капитал.

Во-вторых, права и статус акционера закрепляются путем приобретения определенного количества акций, дающих право на долю в уставном капитале общества. Причем прекращение этих прав возможно только путем передачи соответствующих акций другому лицу, путем их отчуждения в предусмотренном законом порядке. При этом, выходя из общества, акционер обычно не вправе потребовать от общества денежных выплат в размере стоимости принадлежащих ему акций. Данная особенность акционерного общества обеспечивает сохранность основного капитала общества и его имущественных активов. Именно это обстоятельство является привлекательным для страховой деятельности, так как гарантирует сохранность активов, обеспечивающих обязательства страховой организации перед страхователями, а также финансовую устойчивость страховщика.

В-третьих, возможность продать акции позволяет укрепить финансовую устойчивость страховой организации. Данная возможность отсутствует в закрытых акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (ООО). В указанных обществах их участники не вправе отчуждать акции или доли в ООО без согласия других участников, что мешает быстрому привлечению в страховые организации дополнительных капиталов путем открытой подписки на акции.

Более того, для акционерного общества характерно также оптимальное распределение капитала путем разделения его на расходы, связанные с организацией и ведением предпринимательской деятельности, в том числе расходы на управленческий аппарат, что поглощает значительный объем активов общества, и на расходы, связанные с выплатой дивидендов собственникам, что называется капиталом собственников. Подобное распределение активов акционерного общества является наиболее оптимальным для осуществления страховой деятельности. Это, в свою очередь, предоставляет возможность акционерам, как отмечал М.И. Кулагин, освободиться от забот по управлению производством, переложив их на плечи профессиональных управляющих, и сохранить за собой единственную "обязанность" - получать прибыль *(78).

Поскольку основной целью создания страховых организаций является осуществление хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли, то, соответственно, страховые организации создаются исключительно как коммерческие. Поэтому страховые организации в "чистом виде" следует рассматривать только как коммерческие организации.

Кроме акционерных обществ коммерческой деятельность вправе заниматься общества с ограниченной ответственностью, а также хозяйственные товарищества.

Хозяйственные товарищества отличаются от обществ тем, что в товариществах взаимоотношения между участниками устанавливаются на основании договора, который является учредительным документом товарищества (ст. 70 ГК РФ). Кроме того, каждый участник товарищества вправе действовать от имени товарищества и вести его дела (ст. 72 ГК РФ), в то время как в обществах делами общества занимаются исполнительные органы управления - коллегиальный или единоличный. Еще одним существенным отличием товарищества от общества является то, что по долгам товарищества его участники отвечают солидарно, причем всем своим имуществом, а в обществах ответственность участников ограничена только размерами их вкладов.

В ГК РФ и в Законе о страховом деле определено, что страховой деятельностью вправе заниматься юридические лица, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).

Обязательное наличие лицензии у страховой организации является наиболее существенным признаком, характеризующим ее правовое положение. Как отметили К.И. Пылов и Л.Н. Клоченко, страховая организация создается для осуществления страховой деятельности, которая является для нее непосредственной и исключительной, иными словами, единственным видом деятельности *(79).

Указанное ограничение налагается применительно к основной деятельности страховых организаций: кроме страховой им запрещено заниматься какой-либо другой деятельностью в сфере оказания услуг. В частности, страховым организациям запрещено заниматься банковской, торговой, торгово-посреднической, производственной, строительной деятельностью и т.д.

Тем не менее предусмотренная законодателем ограниченная правоспособность страховых организаций не исключает для них возможность извлечения прибыли путем размещения активов в ликвидные инвестиционные инструменты.

Для осуществления страховой деятельности субъект страхового дела после регистрации в государственных органах, в частности, в ИМНС РФ, в качестве юридического лица должен осуществить ряд обязательных процедур, связанных с получением лицензии в органе страхового надзора. Порядок и условия лицензирования страховой деятельности определены ст. 30, 31, 32 Закона о страховом деле, а также Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 (далее - Условия лицензирования). Следует отметить, что в настоящее время данный приказ отменен, однако условия лицензирования можно использовать в качестве методического пособия.

Поскольку в ст. 938 ГК РФ и ст. 32 Закона о страховом деле говорится не о страховании вообще, а об определенных видах страховой деятельности, то, соответственно, лицензированию подлежит определенный вид страхования, упомянутый в п. 2-5 ст. 32 Закона о страховом деле, которым желает заниматься соискатель на получение лицензии. В то же время в Условиях лицензирования (п. 1.3) предусмотрено, что лицензированию подлежит страховая деятельность, связанная только с формированием денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. На первый взгляд, прослеживается некоторое несоответствие в вопросе предмета лицензирования между Законом о страховом деле и Условиями лицензирования. Но так как необходимость в формировании резервов непосредственно и напрямую связана с осуществлением определенного вида страхования, Условия лицензирования именно в этой части дополняют положения Закона. Кроме того, следует отметить, что источником формирования страховых резервов являются взносы страхователей, которые подлежат перераспределению на страховые выплаты в строго установленном законом порядке. Именно с учетом данного обстоятельства организация страховой деятельности приобретает публично-правовой характер.

Обращает на себя внимание и другое положение Условий лицензирования, которым установлены исключения по видам деятельности соискателя, для осуществления которых не требуется получение лицензии. Согласно п. 1.4 Условий лицензирования не требуется получение лицензии для осуществления деятельности, связанной с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иной консультационной и исследовательской деятельности в области страхования. Перечисленные виды деятельности напрямую не связаны с оказанием страховых услуг по видам страхования, а тем более с формированием страховых резервов, поэтому они исключены из страховой деятельности. Но тем не менее они составляют перечень необходимых и сопутствующих страхованию видов деятельности, без которых невозможно осуществлять страховую деятельность.

В процессе лицензирования страховой деятельности на практике зачастую возникает вопрос о соотношении положений Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" *(80) (далее - Закон о лицензировании) и положений ст. 32 Закона о страховом деле. Ответ на данный вопрос дан в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, в котором прямо определено, что действие этого закона не распространяется на страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, так как порядок лицензирования страховой деятельности определен Законом о страховом деле. Данное положение ст. 1 Закона о лицензировании получило практическое применение в судебной практике Федерального арбитражного суда Московского округа, который своим постановлением от 26 апреля 2002 г. по делу N КА-А40/1336-02 *(81) отказал страховой организации ООО "Наш страховой Дом XXI века" в удовлетворении жалобы в части применения Закона о лицензировании к спорным отношениям с Министерством финансов РФ по вопросу процедуры отзыва лицензии. Так, в частности, Министерство финансов за невыполнение страховой организацией предписания отозвало лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховая организация полагала, что при применении процедуры принятия решения об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности следовало бы применить Закон о лицензировании, который предусматривает судебную процедуру отзыва лицензии. Однако Федеральный арбитражный суд Московского округа вполне правомерно, по мотивам указанным выше, указал, что к спорным отношениям Закон о лицензировании не применим.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле обязан представить в орган страхового надзора следующие документы:

- заявление о предоставлении лицензии;

- учредительные документы соискателя лицензии;

- документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

- сведения о составе акционеров (участников);

- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

- сведения о страховом актуарии;

- правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом, с приложением образцов используемых документов;

- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

- положение о формировании страховых резервов;

- экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные пп. 1, 10-13 п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле.

Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные пп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), пп. 11 п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле, соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона о страховом деле).

Кроме изложенного, заслуживают внимания положения закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле, является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона о страховом деле). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 4 тыс. руб., который поступает в доход федерального бюджета.

После получения всех необходимых документов, орган страхового надзора обязан осуществить следующие действия:

- выдать соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов (п. 9 ст. 32 Закона о страховом деле);

- в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех документов, принять решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным ст. 32.3 Закона о страховом деле (п. 11 ст. 32 Закона о страховом деле).

В частности, отказать соискателю в выдаче лицензии можно в том случае, если соискатель лицензии - юридическое лицо, обратившееся в орган страхового надзора за лицензией, использует полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела (пп. 1 п. 1 ст. 32.3).

В ранее действовавшей редакции Закона о страховом деле подобного условия для отказа в выдаче лицензии не было, оно появилось сравнительно недавно, 21 июля 2005 г.(дата последней редакции Закона о страховом деле).

Другие основания для отказа в виде лицензии:

- наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства (пп. 2 п. 1 ст. 32.3);

- несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования (пп. 3 п. 1 ст. 32.3);

- несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 32.3);

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации (пп. 5 п. 1 ст. 32.3);

- наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости (пп. 6 п. 1 ст. 32.3);

- необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования (пп. 7 п. 1 ст. 32.3);

- наличие неисполненного предписания органа страхового надзора (пп. 8 п. 1 ст. 32.3);

- несостоятельность (банкротство) в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии (пп. 9 п. 1 ст. 32.3).

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии, содержащее основания отказа, с обязательной ссылкой на допущенные нарушения, должно быть принято органом страхового надзора не позднее 60 дней со дня поступления документов. Оно направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа (п. 2 ст. 32.3).

Перечень видов страхования, которыми вправе заниматься субъекты страхового дела, определен законодателем в ст. 32.9 Закона о страховом деле:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

Для получения лицензии страховщики представляют в орган страхового надзора также правила страхования, которые могут быть отнесены к перечисленным выше видам страхования (п. 2 ст. 32.9). Кроме того, в целях конкретизации отдельных условий страхования страховщики вправе разрабатывать дополнительные правила страхования. Указанные правила страхования направляются в орган страхового надзора в порядке уведомления (п. 3 ст. 32.9).

О принятии решения о выдаче соискателю лицензии или об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 32). Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных Законом о страховом деле.

В частности, ст. 32.5 Закона о страховом деле предусматривает выдачу временной лицензии на срок, указанный в заявлении соискателя, но не более чем на три года; от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок (п. 3 ст. 32.5).

В тех случаях, когда орган страхового надзора принял решение о выдаче соискателю лицензии, но последний в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии не принимает соответствующие меры для получения лицензии, выданная лицензия подлежит аннулированию. Кроме того, принятое решение о выдаче соискателю лицензии подлежит отмене, если до момента выдачи лицензии будет установлен факт представления соискателем в орган страхового надзора недостоверной информации (ст. 32.4 Закона о страховом деле).

В процессе осуществления страховой деятельности часто возникают вопросы, связанные с процедурой ограничения, приостановления, отзыва и возобновления лицензии. Порой решение данных вопросов доходит до судебного разбирательства между страховыми организациями и органом страхового надзора. Причиной тому является, как нам представляется, отсутствие последовательного законодательного регламента, предусматривающего превентивные и предупредительные мероприятия в отношении страховых организаций, особенно при отзыве у них лицензий. В случае ограничения или приостановления лицензии Закон о страховом деле предусматривает все же процедуру по выдаче субъекту страхового дела предписания для устранения выявленных нарушений. Однако при отзыве лицензии подобная процедура Законом о страховом деле не предусмотрена, что является, на наш взгляд, пробелом, подлежащим устранению.

Основанием для ограничения или приостановления действия лицензии в соответствии со ст. 32.6 Закона о страховом деле является нарушение субъектом страхового дела страхового законодательства. В этом случае субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения (далее - предписание). В частности, предписание дается в следующих случаях:

- осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии. (Здесь имеются в виду обстоятельства, когда страховая организация кроме страховой деятельности занимается еще и деятельностью по оказанию иных услуг или выполнению работ или теми видами страхования, которые не предусмотрены ее лицензией. В действительности подобного рода нарушения могут быть быстро устранены субъектом страхового дела. Очевидно, поэтому законодатель ограничился установления меры воздействия в виде выдачи предписания о прекращении нарушений.);

- несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

- несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

- нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

- непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

- установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

- непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, указанные в п. 10 ст. 32 Закона о страховом деле (с приложением документов, подтверждающих такие изменения и дополнения).

После получения предписания субъект страхового дела в установленный предписанием срок обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Орган страхового надзора, в свою очередь, обязан в течение 30 дней рассмотреть документы, представленные субъектом страхового дела, подтверждающие исполнение предписания в полном объеме (п. 3 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

В случае если по представленным документам орган страхового надзора установит, что субъектом страхового дела были устранены выявленные нарушения, данный факт является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания субъекту страхового дела сообщается в течение пяти рабочих дней со дня принятия органом страхового надзора такого решения. Однако если в последующем будет установлен факт представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, то данное обстоятельство повлечет за собой признание ранее данного предписания неисполненным (п. 3 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном органом страхового надзора (п. 4 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

Ограничение действия лицензии означает следующее:

- запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования;

- запрет на внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры (п. 5 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

Приостановление действия лицензии означает следующее:

- запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера;

- запрет на внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры (п. 6 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования в печатном органе, определенном органом страхового надзора, решения об ограничении или приостановлении действия лицензии (п. 7 ст. 32.6 Закона о страховом деле).

Действие лицензии, которое было ограничено или приостановлено, подлежит возобновлению после устранения субъектом страхового дела выявленных нарушений в полном объеме и в сроки, установленные органом страхового надзора (п. 1, 2 ст. 32.7 Закона о страховом деле). Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и в течение 15 дней доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц. Решение о возобновлении действия лицензии должно быть опубликовано в печатном органе, определенном органом страхового надзора (п. 3 ст. 32.7 Закона о страховом деле).


5.2 Государственный надзор за страховой деятельностью


Страховая деятельность, как и любая лицензируемая деятельность, предусматривает определенные публично-правовые отношения с государственными органами. Суть данных отношений заключается в государственном надзоре за страховой деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью определен гл. IV Закона о страховом деле.

Необходимость в государственном надзоре обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.

Целями государственного надзора за страховой деятельностью согласно ст. 30 Закона о страховом деле являются:

- соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства;

- предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, в том числе Закона о страховом деле;

- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;

- эффективное развитие страхового дела.

Страховой надзор должен осуществляться на принципах законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле).

Органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее надзорными функциями наделена также Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.

Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:

- обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;

- добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;

- добровольному имущественному страхованию;

- добровольному страхованию ответственности;

- перестрахованию;

- взаимному страхованию.

Антимонопольному контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ. Данное требование установлено Приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков" *(82).

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).

Одна из основных обязанностей субъекта страхового дела - представление в орган страхового надзора необходимых документов, указанных в Условиях лицензирования. В представляемых соискателем лицензии документах должны содержаться сведения, позволяющие оценить его финансовое положение, предоставляющее ему возможность заниматься в последующем лицензируемой страховой деятельностью.

На основе анализа представленных документов орган страхового надзора должен оценить готовность соискателя к осуществлению страховой деятельности, соответствие руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела предъявляемым квалификационным и иным требованиям согласно ст. 32.1 Закона о страховом деле.

Существенным мероприятием, осуществляемым органом страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.

Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.

Очень важен контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой им отчетности, а также контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности (см.: пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).

Такой контроль осуществляется в трех формах.

1. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Что касается наличия законодательного или нормативного регулирования порядка проведения органом страхового надзора проверок на местах, непосредственно в страховых организациях, подобного рода нормативного акта нет. Очевидно, законодатель имеет в виду проверки, проводимые органом страхового надзора выборочно, по факту выявления нарушения, требующие комплексной и объемной проверки на месте. Подобного рода проверки могут осуществляться на основании ненормативного акта органа страхового надзора в форме решения о проведении выездной проверки субъекта страхового дела на месте.

2. Проверка достоверности, полноты и правомерности предоставляемой страховыми организациями в орган страхового надзора отчетности. Общий порядок ведения учета и отчетности страховыми организациями, а также опубликования годовых бухгалтерских отчетов определен ст. 28, 29 Закона о страховом деле. Так, в частности, п. 3 ст. 28 Закона о страховом деле прямо предписывает страховым организациям предоставлять в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленном органом страхового регулирования. Данные формы утверждены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора" *(83). В соответствии с названным Приказом установлено 15 форм отчетности, в частности, следующие:

- форма N 1 - бухгалтерский баланс страховой организации;

- форма N 2 - отчет о прибылях и убытках страховой организации;

- форма N 3 - отчет об изменении капитала страховой организации;

- форма N 4 - отчет о движении денежных средств страховой организации;

- форма N 5 - приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации;

- форма N 6 - отчет о платежеспособности страховой организации.

Объем представляемой по вышеуказанным формам отчетности определен Инструкцией, являющейся Приложением N 5 к Приказу Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н.

Кроме представления указанных форм отчетности страховые организации обязаны в соответствии со ст. 29 Закона о страховом деле ежегодно публиковать свои бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, но только после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

3. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Процедура обеспечения финансовой устойчивости страховщиков представляет собой постоянный непрерывный процесс создания и поддержания на определенном уровне необходимого денежного фонда, имеющего несколько источников формирования. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.