РУБРИКИ

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

 

 

 

России  ( 1995 - 2000гг. )

 

 

легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создания и развития производства

 

 

конверсии предприятий

 

 

 

для отраслей АПК

 

 

Минатома России ( 1995 - 2000гг. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа создания и развития

 

 

Программа создания и развития

 

 

 

машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства

 

 

производства оборудования для легкой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития производства оборудования для торговли и общественного питания

 

 

Программа производства

комплекса машин

для ЛПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа “Конверсия - экологии”

 

 

Программа насыщения рынка товарами

 

 

 

 

 

 

длительного пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверсионные программы предприятий

 

 




 

 


-

Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993 - 1995гг. и исключенные из данной Программы


 

 


-

Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993 - 1995гг. и вошедшие во вновь образованные подпрограммы

 

Рис.2.3.   Структура Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы



В контексте общей стратегии основными принципами государственной политики конверсии, определившими и дальнейшие направления совершенствования этого процесса в России на основе новой Государственной программы, признаны:

разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля за процессом выделения, расходования и использования государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса;

создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической  конверсии оборонных предприятий:

более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии:

обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в оборонном комплексе.

Во-вторых,  провозглашенные принципы государственной политики конверсии  требуют обновления системы организационных и институциональных мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий.

В частности, необходимы:

разработка системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;

развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов с участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных начал;

повышение эффективности конверсии с  использованием лизингового механизма;

решение вопросов, связанных с режимностью информации предприятий оборонного комплекса.

В - третьих,  процесс ежегодного сокращения государственного оборонного заказа продолжается. В проекте федерального бюджета на 1996 год ассигнования на закупки вооружения, военной техники и военные НИОКР не имеют тенденции к увеличению. За 1992-1994 годы из военного производства высвобождено 1,5 млн.человек, в том числе более 600 тыс.человек в 1994 году. Расчеты специалистов и экспертов показывают, что дальнейшее высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве, намечаемом на 1995-1997 годы /6/. Для сохранения высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада производства  в предстоящем периоде необходима целевая государственная поддержка из федерального бюджета, направляемая на дополнительное содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по технологическому циклу, а также на  поддержание уникального оборудования, стендов НИИ и КБ.

В-четвертых,  в рамках ограниченных государственных расходов на закупку вооружений  перед оборонной промышленностью по-прежнему стоят  задачи, связанные  с сохранением материально-технического снабжения армии на уровне, не подрывающем ее боеспособность, недопущением разрушения временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного потенциала,  разработкой новейших образцов вооружений и военной техники.  В этой связи концентрация оборонного заказа на ограниченном числе предприятий, проводимая в 1994-1995 годах, рассматривается как  временная мера, вводимая в кризисный период. По мере стабилизации экономической ситуации будет осуществляться  переход к конкурсным  принципам оборонных исследований, разработки, опытного и серийного производства.

В-пятых,    остро встала проблема четкого определения механизма акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного комплекса, доли и места различных форм собственности в соответствии с перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных заданий.

Реформирование предприятий оборонной промышленности не может продолжаться без определения статуса каждого из них (казенное предприятие, государственный научно-производственный центр, акционерное и выведенное из состава оборонной промышленности и т.п.).

Оптимальным объектом приватизации предполагается группа предприятий, технологически и производственно связанных между собой. Концентрация финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств частных инвесторов обеспечит формирование инвестиционных компаний, необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов в рамках новой Государственной программы конверсии, а также использование этих средств для выкупа имущества предприятий.

В  основу  разработки проекта новой Государственной программы конверсии на 1995-1997 годы были положены следующие основные принципы / 6 /:

переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов гражданской продукции, сужение приоритетов по сравнению с действующей Программой. В частности, предусматривается концентрация государственных средств на реализации программ и проектов предприятий, направленных прежде всего на решение важных народнохозяйственных проблем в сфере транспорта, здравоохранения, безопасности производства в добывающих отраслях промышленности, внедрение импортозамещающих технологий и оборудования;

постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов государственной поддержки конверсии на косвенные (организационно-институциональные) методы.

Новая программа конверсии обеспечивает преемственность с предыдущей Государственной программой конверсии и построена по сквозной трехуровневой системе.

На первом уровне разрабатываются и реализуются программы конверсии предприятий и организаций.

На их базе разработаны и реализуются целевые конверсионные программы по приоритетным направлениям структурной перестройки экономики, направленные на создание конкретных видов гражданской продукции. Это второй уровень.

Третий уровень - Государственная программа конверсии, позволяющая агрегировать задачи, решаемые целевыми программами и максимально использовать научно-технические разработки и наукоемкие технологии в создании конечного продукта.

Реализуемые в рамках Программы конверсии конкурсные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений конверсии направлены на оказание помощи большинству предприятий для адаптации и выработки новых моделей поведения с учетом определенных задач и устанавливаемых государством "правил  игры" и нацелены на развитие процессов саморегуляции на микроуровне. Так, предприятия самостоятельно, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", выбирают наиболее оптимальные пути перепрофилирования производства, привлекая для этого, прежде всего, собственные средства, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи.

Конкретные требования, которым должна удовлетворять конверсионная программа предприятия, получающего на ее реализацию государственную поддержку, являются неотъемлемой частью проекта Государственной программы конверсии на 1995-1997 годы. Анализ этих  требований показывает, что включению программы предприятия в Государственную программу конверсии предшествовала большая подготовительная финансово-экономическая, маркетинговая и организационная работа, проведенная Госкомоборонпромом, Минфином и Минэкономики России.

Реализация Государственной программы конверсии на 1995-1997 годы предусматривает решение следующих задач:

перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции для полномасштабного переоснащения важнейших отраслей народного хозяйства и снятия экономической зависимости от импорта продукции;

завершение структурной перестройки оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных, устойчивых, интегрированных, межотраслевых структур;

сохранение и эффективное использование конкурентоспособного на мировом уровне         научного потенциала;

обеспечение социальных гарантий работникам, высвобождаемым из военного производства, путем создания рабочих мест в гражданской сфере производства;

развитие экспорта машиностроительной продукции и научных разработок и включение в международную систему разделения труда;

создание условий для привлечения государственными заказчиками частного капитала для реализации важнейших видов продукции народнохозяйственного значения в условиях ограниченного финансирования государственных нужд.

Важнейшим целевым показателем Программы является обеспечение ввода в действие дополнительных производственных мощностей по приоритетным направлениям на сумму более 40 трлн.рублей (в ценах 1995 года), в том числе в 1995-1996 годах - свыше 20 трлн.рублей. Создание такой производственной базы должно обеспечить стабилизацию выпуска гражданской продукции в оборонно-промышленном комплексе в 1996 году к уровню 1995 года и прирост объема ее производства в 1997 году на 3-5% к 1996 году, увеличение удельного веса гражданской продукции в общих объемах производства к 1997 году более, чем на 8 процентов по сравнению с 1994 годом.

Реализация  Государственной программы конверсии потребует финансирования в объеме около 19 трлн.рублей (в ценах 1995 года),  из которого  на федеральный бюджет на безвозвратной основе (дотации) приходится  39% общего объема финансирования,  на возвратной основе (конверсионный кредит) - 34%.  Причем финансирование НИОКР по конверсионным программам предприятий полностью намечено обеспечивать за счет средств федерального бюджета / 6 /.

На внебюджетные источники ( в основном средства предприятий и заказчиков) приходится менее 27% общей потребности в средствах.

Новая Государственная программа конверсии основывается на действующих законодательных и нормативных актах и, прежде всего, Законе Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Вместе с тем, изменения, произошедшие со времени принятия действующей программы  и ряд положений вновь разработанной  программы требуют внесения уточнений в действующую нормативно-правовую базу и принятия  дополнительных решений на правительственном уровне.

Прежде всего это касается образования Государственного фонда конверсии, необходимость создания которого закреплена в программе Правительства Российской Федерации  "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". Образование Государственного фонда конверсии оборонной промышленности, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных источников, призвано обеспечить непрерывность финансирования программ конверсии.

Государственная программа предусматривает соответствующую трехуровневую систему контроля за исполнением конверсионных программ: Минэкономики, Минфин, Госкомоборонпром  - за исполнением Программы в целом, государственные заказчики (Минтранс, Минтопэнерго, Минсвязи и т.д.) - на уровне приоритетных направлений (подпрограмм),  предприятия и организации, финансирующие банки - за реализацией программ непосредственно на уровне предприятий.

Таким образом, Программа  конверсии на 1995-1997 годы позволит реализовать основные направления совершенствования системы государственного управления этим процессом, связанные с сохранением и развитием научно-технического потенциала оборонной промышленности, созданием условий для выхода ее на новый качественный уровень, отвечающий требованиям экономики развитых стран и обеспечивающий планомерное вхождение России в систему международного разделения труда.

                                   Выводы


1. Стратегическая цель конверсии военного производства -  преобразование оборонного  сектора  России и связанных с ним социально-экономических отношений,  обеспечивающее укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны.

В основу конверсии положены следующие принципы:

согласованность принимаемых  решений  по  разоружению с готовностью военного производства осуществить их в установленные  сроки при сохранении необходимого оборонного потенциала без дезорганизации производства и социальных издержек;

сбалансированность процессов  разоружения и конверсии военного производства по ресурсам и сроками;

сочетание методов  государственного  регулирования  и рыночных преобразований;

ориентация на  создание  наукоемкой и технически сложной гражданской продукции,  конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках;

ответственность государства  за  социально-экономические  последствия конверсии военного производства;

сочетание государственной поддержки с  мобилизацией  свободных кредитных ресурсов в народном хозяйстве;

конструктивно-технологическая общность  снимаемой  военной   и планируемой гражданской продукции;

поддержание мобилизационного потенциала конверсируемых  предприятий.

2. Разработка и корректировка Государственной  программы  конверсии оборонной  промышленности  должны  учитывать состоявшиеся и прогнозируемые внешнеполитические решения в области  разоружения, а также регламентировать и предусматривать:

дифференцированный подход к различным по  приоритетности  направлениям разработки и производства гражданской продукции;

необходимость отбора наиболее эффективных конверсионных проектов;

необходимость решения социально-экономических проблем;

порядок функционирования системы управления конверсией и распределение прав и обязанностей между ее субъектами;

порядок поощрения конверсионных программ,  направленных на освоение новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России.

3. Основным субъектом формирования и  реализации  промышленной политики в  оборонном комплексе является государство,  реализующее свои стратегические функции при одновременном обеспечении развития экономического и научно-технического потенциалов предприятий государственного и негосударственного секторов экономики,  децентрализации принятия  хозяйственных  решений и ориентации предприятий на усиливающуюся конкуренцию.

В сложной системе государственного управления конверсией можно выделить три уровня:

первый - органы законодательной и исполнительной власти страны;

второй - средний эшелон государственной исполнительной  власти (министерства и ведомства, заказывающие продукцию оборонного комплекса);

третий - непосредственные субъекты промышленной политики (предприятия и организации оборонного комплекса).

В целях регламентации отношений субъектов  системы  управления конверсией необходимо  разработать новые нормативно-правовые документы и внести дополнения и изменения в соответствующие  действующие законодательные акты.

4. Система управления конверсией является сложной  иерархической организационной  системой,  реализующей  функции планирования, организации управления и связи.  На эффективность системы управления конверсией существенное влияние оказывают факторы, появившиеся в экономике страны в результате проводимых реформ и  характеризующие неустойчивое  ценовое и финансовое положение предприятий и организаций оборонного комплекса. Критерии и показатели эффективности системы управления конверсией определяются ее целями, задачами, условиями функционирования и должны удовлетворять следующим требованиям:

полнота учета значимых факторов, отражающих свойства системы;

возможность вычисления;

критичность к изменению параметров;

устойчивость (малым изменениям параметров системы соответствуют малые изменения значений показателей).

Определение эффективности функционирования системы  управления конверсией является  многокритериальной лексикографической задачей оптимизации, сводящейся к последовательности обычных задач  максимизации, решаемых методом экспертных оценок.

5. Необходимость реализации новых подходов к системе управления конверсией обусловила разработку Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Эта программа обеспечивает преемственность с предыдущей и основана  на следующих принципах:

переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов гражданской продукции, сужение приоритетов по сравнению с действующей программой;

постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов   государственной   поддержки   конверсии        на     косвенные                         ( организационно - институциональные).

В целом Программа конверсии на 1995-1997 годы позволит реализовать основные направления совершенствования системы государственного управления процессом конверсии, связанные с сохранением и развитием научно-технического потенциала оборонного комплекса, созданием условий для его выхода на качественно новый уровень, отвечающий требованиям экономики развитых стран.



3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

         РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА


Система управления государственными финансами , постоянно совершенствующаяся под воздействием  требований реальной рыночной экономики,  непосредственно влияет на процессы, протекающие в оборонном комплексе.

Особенно это касается  налоговых и кредитных аспектов ее функционирования. Задачи укрепления финансовой системы страны, достижения стабилизации производства и начала экономического роста не могут быть решены без реформирования налоговой системы и методов кредитного регулирования экономики.

Необходимость совершенствования этих основных рычагов экономического управления  вызывается причинами / 3, 8, 19, 53, 55, 57/:

политическими (большая самостоятельность региональных и местных властей и связанное с этим перераспределение доходов и расходов между бюджетами различного уровня, необходимость демократических преобразований и, в частности, во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками);

экономическими ( дальнейшее развитие рыночной экономики, появление финансового, фондового рынка, нарастание процесса интегрирования российской экономики в мировую);

правовыми ( отсутствие единой законодательной или нормативной базы, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве).

Указанные причины создают основания для реформирования налоговой и кредитной системы с учетом конкретных методов использования объективно присущих им функций: фискальной и регулирующей.

        

         3. 1. Финансово-кредитные методы управления

                      развитием оборонного комплекса

Экономическое и политическое преобразования в России поставили перед ее оборонной промышленностью ряд специфических проблем,  которые не могут игнорироваться при  применении экономических методов управления этим сектором экономики /67, 86/ :

относительно высокий уровень расходов на национальную оборону в  федеральном бюджете страны (20-21%) при деформированной структуре этих расходов (расходы на закупки вооружения и военной техники и военные НИОКР составляют менее 30% всех расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил);

резкое сокращение ассигнований на материальное оснащение армии при необходимости обеспечения безопасности России;

недостаток финансовых ресурсов на развитие производственной базы оборонной индустрии и конверсию.

Приближение экономической политики к  реалиям оборонной промышленности требует выработки определенных целевых приоритетов в отношении предприятий и организаций оборонного комплекса независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, как  основы  перспективного индустриального развития страны и потенциала структурного обновления.

Рационализация экономических методов управления, в частности основных из них - налоговых и кредитных - предполагает "очищение" их от таких форм, которые тормозят, либо деформируют рыночные отношения, развивающиеся в обществе, при  унификации общих подходов к экономической среде их применения.

Предполагается, что государственная финансовая политика должна быть нацелена на создание благоприятных экономических условий для эффективного развития военных и конверсируемых производств. Имеются в виду высокое качество, своевременность разработки и производства, экономичность и экологичность военной и гражданской продукции,  ее прогрессивная структура.

Финансы - надежный индикатор состояния экономики страны. В них отражаются все наиболее болезненные аспекты нынешней хозяйственной жизни: нерациональная структура производства, сложившиеся межотраслевые и территориальные диспропорции, последствия снижения эффективности деятельности отраслей материального производства.

Анализ этих процессов позволяет определить принципиально важные аспекты  первоочередных мероприятий по оздоровлению финансов и денежного обращения, которые призваны способствовать повышению стимулов производства и трудовой активности.

В центре этих мероприятий должны быть финансовые взаимоотношения между бюджетной системой и основным звеном производства - предприятием, строящиеся на принципиально новой основе государственных приоритетов эффективности использования денежных ресурсов.

Перестройка финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом на  базе финансовых нормативов (ставок налогов, норм амортизации), создающих равнонапряженные требования к эффективности хозяйственной деятельности в совокупности с системой финансовых льгот и санкций является принципиальной чертой финансовой стороны экономических методов управления.

Это предполагает окончательный отказ и устранение из хозяйственной практики произвольного перераспределения финансовых ресурсов, не связанного с добровольным участием предприятий в проектах отраслевого и регионального уровня.

Важнейшим инструментом экономического управления в современных условиях выступают налоги, являющиеся методом реализации общественных интересов экономической системы в целом. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц участвовать в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов -  консолидированного бюджета страны.

Основные черты налогов, позволяющие  управлять экономикой предприятий, заключаются в следующем /7, 8, 22/ :

в налогах воплощаются общественные народнохозяйственные требования к конечным результатам работы предприятий и организаций;

рациональное построение налоговой системы, основанное на доступных, единых и обязательных для всех  ставках налогов, является сильным рычагом воздействия на эффективность производства;

налоги устанавливаются законодательно, тем самым исключается  волевое вмешательство в отношения "предприятие - бюджет";

налоги  стимулируют увеличение дохода (прибыли), поскольку предприятия  самостоятельно определяют перспективы своего развития и  планируют на основе бизнес-планов размеры остающейся в их распоряжении прибыли.

Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла быть совершенной. Сейчас имеются экономические и политические предпосылки внесения в действующую налоговую систему существенных изменений. Они, однако, не предполагают радикального преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных  налогов должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов  при улучшении порядка их исчисления и сбора, в целом, соответствуют условиям развития российской экономики.

Основные направления налоговой реформы сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах":

снижение налогового бремени и упрощение  налоговой системы за счет отмены неэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

расширение налоговой базы за счет отмены неоправдавших себя налоговых льгот, расширение круга плательщиков и состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости";

постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

расширение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В результате проведения налоговой реформы, принятия Налогового кодекса Российской Федерации предполагается наряду с улучшением положения с формированием доходной базы бюджетов существенно снизить номинальное налоговое бремя на предприятия, что крайне важно  учитывать при совершенствовании методов формировании и реализации налоговой политики в оборонном комплексе.


3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики

                              в оборонном комплексе

Как уже отмечалось, милитаризованность советской экономики относится к одному из истоков переживаемого страной глубокого социально-экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, наращивание военных расходов сужало возможности расширенного воспроизводства, порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные антагонизмы.

На наш взгляд, это несколько упрощенное понимание влияния военных расходов на экономические процессы, без должной увязки их структуры с научно-производственным потенциалом промышленности и его ролью в индустриальном развитии экономики. Проблему эффективности этих расходов необходимо рассматривать с точки зрения минимизации затрат (материальных, трудовых, финансовых) при поддержании необходимого, определенного военной доктриной, уровня обороноспособности страны.

Согласование политических целей с имеющимися финансово-экономическими возможностями составляет основу механизма хозяйствования в сфере государственного регулирования военной экономики - специфической части национального хозяйства.

До недавних пор оборонная промышленность - основное производственное звено военной экономики определяла масштабы производства вооружения и военной техники. В современной экономической ситуации резко возросло влияние сферы распределения на военную экономику. Именно здесь предопределяется часть государственных ресурсов, направляемых на военные цели, следовательно, именно здесь устанавливаются конкретные границы загрузки оборонным заказом предприятий-производителей.

В общем механизме распределения важнейшее место занимает финансовая система и прежде всего ее центральное звено - федеральный бюджет. Военные финансы, являясь частью государственных финансов, представляют собой систему экономических отношений , складывающихся при формировании и использовании государственных фондов денежных средств в целях экономического обеспечения военных функций государства.  До определенного этапа военный бюджет разрабатывался и исполнялся в значительной мере независимо от общего состояния в финансовой сфере. Практически обеспечивалась приоритетность бюджетного финансирования военных расходов.

Начало радикальной экономической реформы, протекавшее в исключительно неблагоприятных условиях, отмечено ограничением дефицита бюджета прежде всего на основе сокращения расходов государства, в том числе и военных.

Этот фактор, а также активная антиинфляционная политика государства предопределили ограничительный характер методов государственного регулирования военной экономики, носящий административный характер. Так, были введены параметры цен на изделия военной техники: регламентирован фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость военной продукции, установлен предельный уровень рентабельности военных изделий.

Однако развитие рыночных отношений в условиях  набирающего силу процесса акционирования и приватизации  объективно требует  сужения сферы административного регулирования и расширения финансово-экономических  и, в частности, налоговых методов регулирования экономики предприятий, включая оборонный сектор промышленности и науки.

Традиционный для капитализма метод "высокоприбыльных военных контрактов", основанный на теории благотворного влияния мер государственного регулирования военной экономики на социально-экономическое развитие страны как средства борьбы с экономическим кризисом, безработицей и падением промышленного производства, оказывается неприемлемым для нашей экономики не по каким-либо политико-теоретическим обоснованиям, а прежде всего из-за ограниченности бюджетных ресурсов для реализации высоких прибылей военных заказов.

Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых инструментов обеспечивает баланс целей, интересов и возможностей государства по координируемому использованию в оборонном секторе экономики как государственных средств, так и средств других инвесторов.

Налоговое регулирование  представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительственной концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает и всю экономику в целом во всем многообразии ее форм, и  отдельные отрасли и сферы влияния.

Как известно, в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.

В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений;

замена одних способов или форм обложения другими;

дифференциация ставок налога;

изменение налоговых льгот и скидок;

их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

изменение сфер распространения налогов.

Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода налоги оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.

Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. В  ситуации депрессивного производства необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию. Этот вывод, широко распространенный среди ученых экономистов, крайне тяжело пробивает себе дорогу  в практических решениях.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство должно создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Именно к таким отраслям и относится оборонная промышленность.

Основным инструментом налогового регулирования выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы можно рассматривать с широкой и узкой точек зрения. Они могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных групп.

В узком смысле, из всего перечня налоговых льгот обычно выделяют самостоятельные группы - налоговые скидки и налоговые кредиты.

Налоговые скидки представляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. Наиболее распространенные - инвестиционные.  Так, с 1 января 1993 года (а для конверсионных предприятий на полгода раньше) законодательством введена льгота по прибыли (в виде исключения из облагаемой суммы), направляемой на производственное и непроизводственное строительство. Однако практика показала, что в условиях высоких инфляционных ожиданий эта льгота не дала практических результатов и не оживила инвестиционную активность предприятий.

В отличие от обычных скидок, налоговый кредит представляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогооблагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.

Положительный опыт использования инвестиционного налогового кредита в целях конверсии военных производств накоплен в Нижегородской области. Специфика этого региона заключается в преимущественной ориентации промышленных предприятий на выпуск продукции оборонного назначения. Поэтому все кризисные явления оборонной промышленности проявились здесь с очевидной остротой. Для преодоления этих негативных явлений и финансовой поддержки предприятий оборонного комплекса на правительственном уровне были приняты решения о предоставлении предприятиям оборонных отраслей промышленности области начиная с 1993 года инвестиционного налогового кредита и направлении этих средств на осуществление конверсионных программ предприятий в дополнение к льготным централизованным кредитам. Финансирование конверсионных программ велось за счет этого источника в объемах, определенных налоговыми кредитными соглашениями, заключенными предприятиями и организациями с государственными налоговыми инспекциями, в пределах общей суммы, определенной Минфином России.

Создание инвестиционно-финансового механизма с использованием  налогового кредита показало высокую эффективность данного вида налогового регулирования для конверсионных целей. По прогнозным оценкам (подтвержденным уже в отчетном периоде), завершение программ конверсии, осуществляемых за счет налогового кредита, даст следующие результаты:

рост численности персонала, занятого на выпуске продукции с 47 тыс.человек  в 1994 году до 68 тыс.человек в 1996 году;

прибыль, полученная за счет реализации конверсионных программ, увеличится с 27,3 млрд.рублей в 1994 году до 53,7 млрд.рублей (в сопоставимых ценах) в 1996 году.

Таким образом, предоставление такого рода льгот полностью соответствует необходимости селективного подхода к государственной поддержке предприятий и решает одновременно ряд проблем:

наибольшую сумму налогового кредита получают высокоэффективные и прибыльные предприятия;

предприятия заинтересованы своевременно и в полном объеме исчислять налоги, так как они законным образом возвращаются предприятиям и идут на их техническое переоснащение;

оборонные предприятия получают стимул к качественной работе, так как увеличение прибыли за счет модернизации производства ведет в свою очередь к увеличению налогов, которые  вновь возвращаются к ним в виде увеличенной суммы кредита.

Увеличивая или уменьшая размер налоговых скидок и кредитов, государство регулирует масштабы и темпы накопления капитала, сообразуясь с реальными экономическими тенденциями в стране.

Своеобразной формой налоговой скидки, преследующей цели стимулирования роста инвестиций и ускорения процесса обновления активной части основных производственных фондов, выступает ускоренная амортизация.

Эта скрытая форма субсидирования предприятий формально допустима с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Однако она не получила широкого распространения в силу различных бюрократических и процедурных препонов.

Проектом Налогового кодекса предусматривается иной подход к амортизации;  будет разрешена нелинейная и более быстрая по сравнению с действующими правилами амортизация. Предполагается, что в течение первых лет можно будет списывать большую часть стоимости приобретенного оборудования, а это в известной мере нейтрализует действие инфляционных факторов.

Это тем более важно, что вопрос источников финансирования капитальных вложений в оборонные отрасли не потерял актуальности, хотя у отдельных экспертов имеется мнение, что сокращение оборонного заказа по количеству и номенклатуре выпускаемых изделий высвободило огромные производственные мощности и создания новых не потребуется, по крайней мере, в ближайшие годы. Однако у этого процесса есть другая сторона. Специалистами подсчитано, что недогрузка производственных мощностей вызывает необходимость переналадки производств, что требует дополнительных средств едва ли не равных затратам на выпуск в размерах проектной мощности.

Аналогичны расходы, связанные с новым территориальным сосредоточением производства однотипных видов техники на ограниченном круге предприятий. Требуются затраты на проектирование и доработку технологического процесса. В условиях существующего сложного положения возможности прямого бюджетного финансирования государством расходов капитального характера весьма ограничены. Вместе с тем эти мероприятия являются ключевым моментом в перестройке оборонных предприятий и в формировании оптимальной структуры производства, и амортизационные отчисления как источник финансирования этих затрат могли бы играть не последнюю роль.

Необходимо в дальнейшем либерализировать порядок переноса убытков на будущие периоды. Сегодня они списываются равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Более рационально предусматривать, что убытки можно  списывать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать. Если же нет, то  они будут переноситься на следующие годы.

Говоря о налоговом регулировании, нельзя снимать со счетов до настоящего времени не решенную проблему источника пополнения собственных оборотных средств. Инициировать направление прибыли на эту цель в условиях низкорентабельного производства предприятий оборонного комплекса могло быть освобождение этой части прибыли от налогообложения. Нельзя не отметить, что на съезде товаропроизводителей России в сентябре 1994 года  введение этой нормы  было едва ли ни основным требованием в области совершенствования налогообложения.

Наконец, еще один важный момент по налогу на прибыль. Сегодня региональные власти самостоятельно определяют ставку налога на прибыль, которая относится к поступлениям в их бюджет. В этом смысле их полномочия необходимо расширять. Целесообразно налог формально разделить на два налога - федеральный налог на прибыль предприятий и региональный налог на прибыль предприятий. Первый должен уплачиваться по единой ставке и правилам по всей России, а по второму круг плательщиков, льготы, ставки и ряд других моментов регламентируется регионами. При этом общий уровень изъятия по этим налогам должен быть ограничен. Такие права  особенно важны для регионов  концентрации оборонных предприятий.

Варианты дальнейшего совершенствования налогообложения прибыли очень разнообразны.  Весьма привлекательным представляется в перспективе механизм обложения налогом на прибыль только корпоративных (акционированных) фирм. Предприятия же мелкого и среднего бизнеса подлежат налогообложению доходов на декларативной основе.

Проект Налогового кодекса предусматривает интересный новый для России механизм консолидации налогоплательщиков. Это может серьезно изменить подход предприятий к экономической деятельности, главным образом - к инвестициям.

Консолидация означает, что в качестве единого налогоплательщика может рассматриваться их группа, состоящая из материнской кампании и одного или нескольких дочерних предприятий. Они смогут, например, при налогообложении прибыли, подавать консолидированный баланс и консолидированно уплачивать этот налог. Все операции внутри группы могут рассматриваться как внутризаводской оборот и выводиться из-под налогообложения. Возникает возможность погашать убытки одного предприятия за счет прибыли другого, а не переносить на будущее, как это делается сегодня. Можно будет централизованно покупать оборудование и передавать его без налогового сопровождения, так же передавать финансовые ресурсы в рамках группы.

Если указанное положение войдет в силу, возможна, на наш взгляд, отмена инвестиционной льготы, которая позволяет в настоящее время выводить из-под налогообложения до 50 процентов прибыли, направляемой на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, однако как уже указывалось, она малоэффективна. Новый механизм справедливее этой льготы, которой сегодня могут воспользоваться только стабильно работающие предприятия с большим объемом прибыли. Мелкий бизнес, новые производства воспользоваться ею практически не могут.

Как известно, в конце 1991 года в российское налоговое законодательство были внесены существенные новшества, которые в корне изменили структуру доходов бюджета. В созданной налоговой системе упор был сделан на новый для нашей экономики налог - налог на добавленную стоимость.

Этот налог в условиях инфляции обеспечивает рост поступлений в бюджет в меру роста цен и тем самым облегчает его сбалансирование.

 Основные отличительные черты этого налога состоят в следующем:

в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;

облагаемый оборот и налог учитываются и указываются  в счетах предприятий отдельно, в составе цены товара;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.