РУБРИКИ

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

2.   Анализ проблем развития и совершенствования государственной системы заказов ВВТ с учетом зарубежного опыта. Отчет о НИР “Вершина”. ЦНИИ ЭК, инв. № 24, 1994.

3. Артюхов В.И. Экономика и конверсия военного производства. М., ГНМЦ, 1992.

4. Артюхов В.И., Воронова А.А. Проблемы сохранения научно-технического потенциала оборонного комплекса России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

5. Астахов А.А. Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией России. Финансы, № 12, 1995.

6. Астахов А.А. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4, Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК,  1995.

7. Астахов А.А. Конверсия в финансовом измерении.  Финансы, № 10, 1992.

8. Астахов А.А. О финансовой ситуации в оборонном комплексе. Финансы, № 2, 1995.

9.  Астахов А.А., Бандурин В.В. Финансово-промышленные группы в оборонном комплексе России. М., Финансы, 1995.

10. Астахов А.А. Расходы на национальную оборону в 1995 году должны быть защищены законом. Красная звезда, сентябрь 1995.

11. Астахов А.А. Финансовые проблемы конверсии: государство вынуждено строить свои отношения с предприятиями на жестких условиях кредита. Деловые люди, № 8, 1994.

12.  Астахов А.А., Бандурин В.В. Особенности создания финансово - промышленных групп в оборонном комплексе России. М., РЖ, сер.Б,        № 4(33), ЦВНИ МО РФ, 1995.

13. Астахов А.А. К вопросу об экономических методах управления конверсией оборонного комплекса. Сб. трудов XVI -й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995.

14. Астахов А.А. О совершенствовании структуры системы управления конверсией оборонной промышленности России. Сб. трудов XVI - й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ,  1995.

15.  Астахов А.А. Российский опыт конверсии: состояние и проблемы. М., Финансы,  1996.

16. Астахов А.А. и др. Программа курса “Финансы промышленности”. М., ВЗФЭИ, 1991.

17. Астахов А.А., Бандурин В.В. К оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса России. Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995.

18.  Астахов А.А.  Выбор внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России. М., Проблемы военной науки   № 3, ЦВНИ  МО РФ, 1995.

19. Астахов А.А. Основы совершенствования управления конверсией в России. Финансы, № 2, 1996.

20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 1993.

21. Бандурин  В.В. Система реализации военно-технической политики в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, 46 ЦНИИ МО РФ, 1995.

22. Бандурин В.В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного заказа. РЭЖ, № 2, 1994.

23. Баумгартен Л.В. ФПГ, принципы и этапы формирования, особенности деятельности в отраслях оборонной промышленности. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1,  ЦНИИ “Электроника”, 1995.  

24.  Везиров В.Н., Котов А.П. О создании финансово-промышленных групп в оборонном комплексе. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4,  ЦНИИ ЭК, 1994.

25. Викулов С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. М., ВФЭФ при МФИ, 1986.

26. Викулов С.Ф. Статистический анализ в финансово-экономической практике.  М., МФИ, 1989.

27. Военная экономика. Часть первая. Общие основы военной экономики, М., ВАГШ, 1992.

28. Военная  экономика  капиталистических государств (теория и практика научных исследований). В/ч 54726, вып. 1782, 1991.

29. Военный энциклопедический словарь. Издание 2-е, М., Воениздат, 1986.

30. Воинова Л.Н. Система финансирования военного производства США. М., ЦИВТИ, вып. 1520, 1987.

31. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Петров Ю.А. Основные направления экономической политики государства. Деловой мир, 20-26 июня 1994.

32. Гусев Н.Ф., Матяш И.Н. Конверсия и мобилизационные возможности оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1995.

33. Джексон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., Советское радио, 1971.

34. Жуков Г.П., Викулов С.Ф..  Военно-экономический  анализ  и исследование операций. М., Воениздат, 1987.

35. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на современном этапе. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 

36.  Закон РСФСР от 20.12.1991г. “Об инвестиционном налоговом кредите”.

37. Закон РФ  от 24.09.1992 г. № 3531-1 "Об обороне".

38. Закон РФ  от 20.03.1992 г. N 2552-1 "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".

39. Закон РФ  от 20.05.1993 г. N 4992-1 "Об оружии".

40. Закон РСФСР  "Об арбитражном суде" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24.06.1992 г. N 3118-1.

41. Федеральный Закон от 31.03.1995г. № 39-ФЗ “О федеральном бюджете на 1995 год”.

42. Федеральный Закон от 13.12.94г. № 60 - ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

43. Федеральный Закон от 30.11.95г. № 190 - ФЗ “О финансово-промышленных группах”.

44. Федеральный Закон от 27.12.95г.  № 213 - ФЗ  “О государственном оборонном заказе”.

45.  Калачанов В.Д.  Ресурсное обеспечение деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Л., ЛФЭИ, 1991.

46.  Кириленко Г.В. Экономика США - основная военно-промышленная база НАТО.  М., ВАГШ СССР, 1986.

47. Кокошин А.А.. Противоречия формирования и пути развития военно-технической политики России. Военная мысль, № 2, 1993.

48.  Кормов Ю.Ф. и др.  Методические рекомендации по определению экономической эффективности сотрудничества на основе прямых связей советских хозяйственных организаций с партнерами из социалистических  стран. М., ВНИИВС, 1989.

49. Королев В.Д.  Повышение эффективности общественного производства в СССР и укрепление экономической базы обороны страны. Диссертация на соискание уч.степени ДЭН, ВПА, 1987.

50. Котов  А.П.  Экономические  проблемы  развития  оборонного комплекса России в условиях перехода к рынку.  Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, ЦНИИ ЭК, 1994.

51. Котов А.П., Богданов Б.М. Микроэкономический анализ и прогноз развития оборонного комплекса России в период с 1990г. по 1997г. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4. Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.

52. Котов А.П. и др. Нормативно-техническое обеспечение конверсии оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

53. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.

54. Красавина Л.Н.  Денежное  обращение и кредит  капиталистических  стран. М., Финансы и статистика, 1989.

55.  Крышталев В.К. Экономический механизм повышения эффективности работы предприятий отраслей радиоэлектроники и связи при переходе к рыночным отношениям. М., Радио и связь, 1991.

56.  Куличков Е.Н., Артюхов В.И., Котов А.П. О концепции конверсии оборонного комплекса РФ. Вопросы экономики и конверсии, №1, ЦНИИ ЭК, 1993.

57.  Куличков Е.Н., Дорошевич Е.Н.. Царев Ю.М. Производственная деятельность оборонных отраслей промышленности России во время реформ 1992-1993гг. Вопросы экономики и конверсии , вып. 2, ЦНИИ ЭК, 1994.

58. Куличков Е.Н., Судариков Ю.А., Волков А.Г. Об отдельных актуальных проблемах военного производства, конверсии оборонной промышленности и мобилизационной подготовки анродного хозяйства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3, ЦНИИ ЭК, 1994.

59. Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности в условиях конверсии военного производства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

60. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и статистика, 1991.

61. Лазинцев Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество оборонного комплекса как фактор стабилизации экономики России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

62.  Лазинцев Ю.Н. и др. Совместное предпринимательство в оборонном комплексе России. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК,  1994.  

63. Макаров М.И. и др.  Теория выбора и принятия решений. М., Наука, 1982.

64. Макгуайр М. Моделирование при решении экономико- стратегических проблем. М., Сов. радио, 1972.

65.  Макиев Ю.Д.  и др. Некоторые вопросы совершенствования системы планирования унификации промышленной продукции. Организация общественного производства и ее воздействие на хозяйственный механизм. М., Институт экономики АН СССР, 1982.

66. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. М., Финансы и статистика, 1982.

67. Никонов   А.М.  Экономическое  обеспечение  стратегических действий Вооруженных Сил в войне, М., ВАГШ, 1992г.

68. Организация  приобретения  МО  США крупных систем оружия и военной техники. В/ч 54726, вып. 1223, 1985.

69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М., Воениздат, 1993г.

70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029, 1995.

71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М., Финансы и статистика, 1989.

72.  Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы,  № 1, 1995.

73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М. , МО СССР, 1991.

74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985.     

75. Постановление  Правительства  РФ от 12.04.1994г.  № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных  фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации Федерального Закона  "О поставках  продукции  для федеральных государственных нужд".

77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии. М., Наука, 1977.

78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов. радио, 1977.

79.  Саати Т.  Принятие решений.  Метод анализа  иерархий.  М., Радио и связь, 1993.

80.  Самсонов К.П. Экономические проблемы конверсии. Известия АН СССР, М.: Серия экономическая, № 3, 1989.    

81.  Самсонов К.П. Проблемы планирования конверсии. М., Институт США и Канады АН СССР, 1989.

82. Система финансирования военных приготовлений Великобритании, ФРГ, Франции и Италии. В/ч 54726, вып. 1658, 1989.

83. Тропин Ю.А. Военно-экономические основы ценообразования на новую военную технику. М., ВФЭФ при МФИ, 1990.

84. Указ Президента РФ от 07.08.1992г. № 826 "О мерах по формированию федеральной контрактной системы".

85. Указ Президента  РФ от 19.08.1993г. № 1267 "Об  особенностях приватизации и  дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности".

86. Указ Президента РФ от 06.11.1993г.  № 1850 "О стабилизации экономического  положения  предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечении государственного оборонного  заказа".

87. Указ Президента РФ от 2.11.1993г. № 1833 "Об  основных положениях военной доктрины РФ".

88. Указ Президента РФ от 5.12.1993г. № 2096 "О создании финансово-промышленных групп  в РФ".

89. Указ Президента РФ от 08.07.1994г. № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета".

90. Управление  военным  производством США.  В/ч 54726,  вып. 1767, 1990.

91. Фарамазян  Р.А. Военная экономика американского империализма.  М., Мысль, 1983.

92. Фастенко О.В., Чистова В.Е. К вопросу о ситуации в оборонной промышленности.  Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.











                                         ПРИЛОЖЕНИЯ




















                                             Приложение 1


                   Анализ зарубежного опыта функционирования

                              финансово-промышленные групп


Финансово - промышленные группы и концерны, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, мирового хозяйства в целом.

 Интеграция промышленного и банковского капитала стала заметным явлением уже с начала XX века. Исходными преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы промежуточное положение между чисто рыночными отношениями и внутрифирменной организацией продолжается и сегодня. Это диктуется стремлением к получению наивысшей экономической эффективности за счет сочетания преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с достоинствами децентрализации управления и ответственности.

Сегодня структура и характер промышленных групп в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему способствует деятельность транснациональных групп), так и заметные отличия. В значительной степени эти отличия обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, в том числе в законодательном регулировании роли финансовых организаций в отношении корпоративной собственности и управления.

К странам, в которых поиски эффективных форм группирования предприятий развернулись по широкому ряду направлений, относятся, например, ФРГ и Япония.

Экономики этих стран демонстрируют многообразие организационно-хозяйственных форм межкорпоративных объединений. Среди них присутствуют как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые ФПГ, сформировавшиеся вокруг банков.

На основе механизма акционерных и других форм финансовых и деловых связей происходит горизонтальная межотраслевая интеграция нефинансовых концернов в финансовые группы гроссбанков ФРГ.

В ядро финансовых групп входят концерны: "Сименс", "Бош", "Даймлер-Бенц", "Тиссен" и др. - финансовая группа "Дойче банк"; "Хёхст", "Крупп", "Грюндиг" и др. - финансовая группа "Дрезденер Банк". Деятельность концерна чаще всего распространяется на одну отрасль или даже подотрасль экономики. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль, как, например, концерн Сименса - электротехническую, а концерн Тиссена - сталелитейную промышленность.

Координация в германских ФПГ обеспечивается несколькими механизмами.

Одним из них выступает наличие сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правлений различных компаний. Из 100 крупнейших компаний Германии примерно в 80 один из членов наблюдательного совета был при этом членом правления другой из 100 рассматриваемых компаний. В 20 из них примерно от 17 до 36 должностных лиц являлись одновременно членами наблюдательных советов других компаний.

Еще одним механизмом межкорпоративной интеграции служит взаимоучастие в капитале. В 1984 г. среди 100 крупнейших корпораций Германии действовало 88 соглашений о перекрестном участии в акционерном капитале.

Координирующую роль выполняют и входящие в ФПГ финансовые институты. Они - второй по размерам участия собственник германских компаний после промышленных корпораций. Deutsche Bank, например, владеет 28,5% капитала Daimler-Benz. Германским банкам принадлежит по крайней мере 25% акций 25 крупнейших промышленных корпораций страны.

Помимо прямого владения акциями, банки ФРГ выступают также в качестве депозитариев акций, принадлежащих другим категориям собственников. В этом качестве банки приобретают право голоса от лица собственников акций. В результате банки ФРГ прямо или косвенно управляют около 50% акций ведущих корпораций страны.

Опыт японских ФПГ все чаще становится основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающиеся оптимальной организации обменов в любой экономике.

Предприятия, входящие в какую-либо из шести ведущих японских финансово-промышленных групп ("Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Санва", "Фуё", "Дай-Ити-Кангё"), представляя только 10 процентов компаний, включенных в листинг токийской фондовой биржи, обеспечивают более половины общих продаж в ряде отраслей промышленности.

Торговые фирмы групп осуществляют более половины экспортно- импортных операций, а их доля в импорте отдельных товаров достигает 90%.

Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40 процентов общего капитала банков, страховым компаниям групп принадлежит 53-57 процентов всего страхового капитала.

Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ разворачивается по следующим направлениям.

1. Создание клуба высших менеджеров с проведением регулярных совещаний.

2. Система внутригрупповых контрактных отношений и обменов, охватывающая циркуляцию финансовых ресурсов, товаров, научно-технической информации между участниками группы. Распространен обмен специалистами, особенно между банками и их клиентами, крупными производителями и их поставщиками.

3. Реализация общегрупповых проектов, раскрывающая организационную роль ФПГ.

4. Для универсальных японских ФПГ характерно объединение ведущих корпораций через взаимоучастие в акционерном капитале (перекрестное владение акциями). О масштабах этого взаимоучастия в рамках 6 наиболее крупных японских ФПГ можно судить по следующим данным (табл. 1):

                                                                                                          табл.1                                                  

                       Мицуи   Мицу-    Суми-    Санва       Фуё       Дай-Ити

                                     биси      томо                                         -Кангё

Доля акций,

охватываемых

взаимоучастием      18,0       25,3         24,5         10,9         18,2          14,6

в капитале в

рамках группы (%)


Хотя конкретных причин для группирований предприятий может быть несколько и они могут меняться от случая к случаю, обеспечение долгосрочной жизнеспособности участников финансово-промышленной группы выступает в качестве основополагающей роли японских ФПГ. Банкротства компаний, ассоциируемых с репутацией главного банка ФПГ, редко встречается в японской практике.

Источником стратегических выгод для всех участников ФПГ предстают обеспечиваемые интеграцией конкурентные преимущества в сфере технологического развития. Соединение ресурсов отдельных фирм все чаще выступает необходимым средством для:

разработки или приобретения новой технологии;

реализации накопленных знаний и опыта;

организации новых отраслей или преодоления барьеров вхождения в уже существующие;

освоения зарубежных рынков.

Мощным фактором стратегических выгод, связанных с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала, является вхождение в ФПГ финансово-кредитных организаций. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Широкое использование корпорациями привлеченных средств - один из факторов японских экономических достижений.

Среднее отношение долг / собственные средства в обрабатывающей промышленности Японии 1.6 : 1, тогда как в США оно составляет 0.6 : 1.

Хотя в настоящее время крупнейшие корпорации Японии приближаются по структуре пассивов к американскому типу, существенно то, что доля собственного капитала была значительно ниже, когда японские корпорации осуществляли технологический рывок.

Соотношение между собственными и заемными средствами в финансировании корпоративного развития зависит, с одной стороны, от целей корпораций, с другой, от степени риска, который несут финансовые институты. Обстоятельством, снижающим риск для кредиторов, является высокая доля стабильных акционеров в японских корпорациях, обеспечиваемая взаимоучастием в капитале. Финансовые институты в Японии уменьшают свой риск через тесное взаимодействие с клиентами. В отличие от американских банков, ограниченных в своих действиях Законом Гласса - Стигалла, японские банки обычно имеют долю участия в капитале своих главных клиентов.

Ряд общих черт с японскими и германскими ФПГ демонстрируют финансово-промышленные группы Швеции, хотя для последней характерно превалирование промышленных групп, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов, промышленников и финансистов (табл. 2).

При этом масштабы перекрестного владения акциями среди котируемых на бирже шведских компаний достигают 25%.

Мощные группировки предприятий наблюдаются и в других странах Европы.

Характерной чертой развития производства Франции в течение последних десятилетий является формирование и рост групп, которым принадлежит одно из ведущих мест в списке 100 промышленных корпораций Западной Европы. Крупнейшая промышленная группа Франции - "Эльф-Акитен".

Основной формой группирования предприятий в Италии является концерн. Ведущие позиции среди итальянских концернов занимают ФИАТ, "Монтэдиссон", "Пирелли". Велика роль в итальянской экономике государственных холдингов, в первую очередь, ИРИ, ЭНИ, ЭФИМ. Катализатором интеграции промышленного и банковского капитала Италии стала задолженность банкам крупных частных компаний, которая к началу 80-х годов составила две трети всего их капитала. Кроме того, банки приобрели также весьма существенную часть и акционерного капитала этих компаний. Представители банков стали наиболее влиятельными членами административных советов крупных промышленных компаний.

В США союз банковского и промышленного капитала закрепился в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.) и

региональных групп - кливлендская, чикагская, ряд калифорнийских, техасская.

Подспудный характер интеграционных процессов в американской экономике все чаще сопровождается постановкой вопроса о необходимости устранения препятствий к более тесному контакту промышленных и финансовых секторов, к повышению роли крупных финансовых учреждений в корпоративном управлении.

К этому подталкивает не только все более очевидная ошибочность опасений о несовместимости ФПГ и конкуренции. Экономики Германии, Японии, Швеции демонстрируют острую конкуренцию среди вертикально интегрированных групп.

В Японии насчитывается по меньшей мере 15 национальных производителей легковых автомобилей и треллеров, в то время как в США их насчитывается только 6. В Швеции 2 национальных конкурента мирового уровня в автомобилестроении (Volvo и Saab), а в Германии 4 таких конкурента.

В японской сталелитейной промышленности в настоящее время конкурируют 15 основных фирм с объемом продукции на сумму около 1 млрд. долл. В США конкурируют только 8 сталелитейных фирм.

К переходу от традиционных контрактных, к долгосрочным партнерским отношениям с поставщиками вынуждают новые экономические реалии американской экономики. Так, сложившиеся условия конкуренции на американском автомобильном рынке требуют, чтобы процесс разработки и перехода к выпуску новых моделей занимал не более трех лет. Этого не добиться, если отношения с поставщиками будут по прежнему строиться на заключении контрактов на 1 год по договорным ценам.

Японские финансово-промышленные группы оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как примером становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственным участием в их экономической жизни.

Японскую модель использовала в своей экономике Республика Корея. Ее корпоративная структура при значительных заимствованиях имеет и собственную специфику. Так, типичными для Республики Корея остаются семейные группы. В частности, контролирующая доля акций групп "Самсунг", "Лаки Голдстар" принадлежит семейным холдингам.

Наиболее крупными из южнокорейских ФПГ, известных как "чеболи", являются: "Самсунг", "Дэву", "Хёндэ", "Лаки Голдстар".

В середине 80-х годов 11 ведущих южнокорейских корпораций владели примерно 40% уставного капитала пяти крупнейших банков страны. При этом наиболее крупные "чеболи", такие как "Хёндэ", "Дэву", "Самсунг", имели свои интересы почти во всех этих банках.

Начиная с 1975 г. южнокорейское правительство на базе крупнейших финансово-промышленных групп, копируя японскую модель, создало 13 универсальных торговых компаний. Влияние их на экономическое развитие Южной Кореи, на динамику ее внешнеэкономических связей значительно возросло уже к середине 80-х годов. Эти компании стали крупнейшими экспортерами промышленной продукции и предпринимательского капитала.

С 80-х годов наблюдается эволюция японских ФПГ, которая порой интерпретируется как процесс "размывания" традиционных японских групп. Возникло явление, именуемое в японской экономической литературе "отрывом корпораций от банков".

Наиболее могущественные концерны, такие как "Хитачи Сэйсакусё", "Ниссан дзидося" и другие, уже в первой половине 70-х годов рассчитались по кредитам.

В 1980-е годы наметилась тенденция к снижению роли долгосрочного банковского кредита в финансировании японских корпораций. С одной стороны, расширились возможности их самофинансирования, с другой, для привлечения средств чаще стало использоваться увеличение акционерного капитала. Другими словами, средства привлекаются через продажу эмитируемых акций. Эти тенденции свидетельствуют об эволюции банковского контроля над хозяйственной деятельностью крупных корпораций.

Однако привлечение нового акционерного капитала происходит во многом через те же структуры, через которые корпорации получали заемный капитал. Финансовые институты, распределявшие сбережения домашних хозяйств между корпорациями-заемщиками, выполняют эту распределяющую функцию и при покупке ценных бумаг корпораций.

Не лишены обоснований опасения, что неэкономичное использование избыточной наличности отделившимися фирмами в конечном итоге отрицательно скажется на их долгосрочной жизнеспособности.

Хотя представленные тенденции сильны, преждевременно делать вывод о том, что системы контрактного регулирования, используемые в промышленных группах, распадутся и скоро приблизятся к системам регулирования, присущим англо-американским корпорациям. В действительности, наоборот многие американские и британские предприятия начинают перенимать практику долгосрочных отношений своих немецких и японских конкурентов.

















                                              Приложение 2



                      Показатели финансирования оборонного

                                         комплекса России







                                                                                                                  Таблица 1

Государственная поддержка конверсии

оборонной промышленности России

в 1992 - 1995 годах в миллиардах рублей

( в ценах соответствующих лет )

 

 

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

1. Дотации из федерального бюджета на конверсию

 

 

 

 

всего

112,8

254,5

643,8

850,4

в том числе на:

 

 

 

 

пополнение фонда потребления конверсионных предприятий

 

49,6

 

143,0

 

274,0

 

452,0

социальную инфраструктуру

52,7

87,5

305,0

287,4*

содержание научных стендов и полигонов

 

10,5

 

24,0

 

64,8

 

86,0

списание НЗП и товарно- материальных ценностей

 

-

 

-

 

-

 

25,0

2. Бюджетные средства на возвратной основе ( конверсионный кредит )

 

77,0

 

300,0

 

579,1

 

750,0

3. Бюджетные ссуды на структурную перестройку производства

 

-

 

-

 

55,8

 

130,3

*Кроме того, передано субъектам Федерации 65,0 млрд. руб. на содержание объектов соцсферы, переданных с балансов оборонных предприятий в муниципальную собственность ( Удмуртии – 40,0 млрд. руб., Курганской области – 15,0 млрд. руб., Республики Мари Эл – 10 млрд. руб. ) .


Рис. 1. Виды и объемы государственной поддержки конверсии

оборонной промышленности



                                                                                                                 Таблица 2

Использование выделенных бюджетных средств

на возвратной основе ( кредитов ) на финансирование

программ конверсии оборонной промышленности

( млрд. руб. в ценах соответствующих лет )

 

 

Бюджетные средства на возвратной основе ( конверсионный кредит )

Ввод в действие мощностей по выпуску гражданской продукции

 

Предусмо-трено бюджетом на соот-ветствую-щий год

Фактичес-ки выдано

+ , – / %

Предусмо-трено ут-вержден-ными Перечнями

Фактичес-ки введено в действие

+ , – / %

1992

77

76,70*

-0,3

233

103,60

-129,4

 

 

 

99,6%

 

 

44,5%

1993

450

300

-150

2549,90

1251,90

-1298

 

 

 

66,7%

 

 

49,1%

1994

1400

579,10**

-820,9

6755

2484,40

-4270,6

 

 

 

41,4%

 

 

36,8%

1995

1400

750***

-650

8092

1472,70

-6619,3

 

 

 

53,6%

 

 

18,2%

Всего за

3327

1705,80

-1621,2

17629,90

5312,60

-12317,3

1992-1995 годы

 

 

51,3%

 

 

30,1%


*30 млрд. рублей перечислено Центральным банком России Минфину России 26 декабря 1992 года, т.е. освоение указанных средств осуществлялось в 1 квартале 1993 года.


**Средства в сумме 100 млрд. рублей перечислены конверсируемым предприятиям 29-30 декабря 1994 года. В связи с этим процент выполнения заданий по вводу в действие мощностей ниже процента фактического освоения средств.


***В связи с необходимостью первоочередного финансирования защищенных статей текущих расходов федерального бюджета, а также не предусмотренных бюджетом расходов, по которым приняты решения законодательных органов, в т.ч. повышения заработной платы в бюджетной сфере и денежного довольствия военнослужащих, до конца текущего года предусматривается выделить только 750 млрд. рублей на пусковые программы 1995 года.





 

                                                                                                                 Таблица 3

 

Итоги реализации конверсионных программ

оборонных предприятий в 1994 году

( млрд. рублей )

 

 

 

Ввод в действие мощностей

гражданского назначения – всего

 

 

в т.ч. по программам, полностью

завершенным в 1994 году

 

Задание по

утвержденным

Перечням

Фактически

введено ( полн.

или частично )

Задание по

утвержденным

Перечням

Фактически

введено

 

Кол-во прогр.

ГП

Количество

ГП

Количество

ГП

Количество

ГП

Всего

545

6755

431

2484,4

449

5863,9

107

739,9

 

в том числе по конверсируемым предприятиям,

 финансирующимся через:

 

Промстрой-банк

330

4158,6

275

1437,6

287

3975,8

61

430,7

Авиабанк

87

747,6

68

327,1

58

303,6

31

76,9

Промрадтехбанк

91

1264

58

451,9

75

1131,1

9

90,6

Автобанк

3

41,9

3

26,6

2

20,4

2

20,4

Конверс-банк

26

473,5

22

221

25

399,8

4

121,3

Нижегород-ский банкирский дом

1

7,8

1

8

-

-

-

-

Банк “Мир”

3

40,4

1

7

1

20,1

-

-

Банк “Элек-троника”

4

21,2

3

5,2

1

13,1

-

-


 

 

                                                                                                                Таблица 4

Размеры государственной финансовой

поддержки предприятий оборонного комплекса

для реализации конверсионных программ

в 1992-1995 годах ( в разрезе финансирующих банков )

млрд. рублей

 

 

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год (оценка)

Кредитные ресурсы ( бюджетные средства на возвратной основе ) на финансирование программ конверсии

 

 

 

 

Всего

76,70

300,00

579,10

750,0

в том числе выделяемые через:

 

 

 

 

Промстройбанк России

46,55

174,45

331,92

310,7

Авиабанк

13,87

57,00

80,49

125,3

Промрадтехбанк

7,50

41,13

91,15

240,0

Конверсбанк

8,68

26,13

35,46

25,0

Нижегородский Банкирский Дом

-

0,45

2,24

3,7

Автобанк

0,10

0,84

5,59

9,2

Банк “Мир”

-

-

9,13

23,3

Банк “Электроника”

-

-

23,12

12,8

 

Рис. 2. Доля финансирования конверсии различными банками.


                                                                                                                Таблица 5

Финансирование конверсионных программ предприятий

в 1992-1995 годах ( в разрезе ведомственного управления ) млрд. руб.

 

 


В том числе

 

Всего

Госкомоборонпром

Минатом России

Роском-маш

Прочие

1992 -1993 годы: лимит – 377 млрд. Рублей

Сумма фактически выданного кредита

376,7

307

34,80

23,30

11,60

Ввод мощностей по выпуску гражданской продукции ( по отчетам банков )

1355,51

1129,20

31,22

96,77

98,32

1994 год: лимит – 1400 млрд. Рублей

Фактически выдано кредитов

579,10

481,86

35,45

37,63

24,16

Ввод мощностей по выпуску гражданской продукции за 1994 год ( по отчетам банков )

2484,40

1880,50

221

274

108,90

Всего за 1992-1994 годы: лимит – 1776,7 млрд. Рублей

Фактически выдано кредитов

955,80

788,86

70,25

60,93

35,76

Ввод в действие мощностей гражданского назначения

3839,91

3009,70

252,22

370,77

207,22

Эффективность: прирост мощности по выпуску ГП на 1 рубль конверсионного кредита ( в руб. ) 1992-1994 годы

4,0

3,8

3,6

6,1

5,7

1995 год: лимит – 1400 млрд. Рублей

Фактически профинансировано

177,72

143,22

5,9

12,4

16,2

Ожидаемое выделение средств за 1995 год

750

619

25

48

58

Количество конверсируемых предприятий

1992 год

848

634

65

109

40

1993 год

734

563

46

91

34

1994 год

564

461

27

48

28

1995 год

160

135

5

13

7


Примечание: Тенденция снижения количества программ обусловлена недостатком выделения средств и неудовлетворительным финансированием. В течение 1993-1995 годов средства на финансирование вновь начинаемых программ практически не выделялись.

1. Полностью завершено конверсионных программ: всего 267, в т.ч.: в 1992 году – 38; в 1993 году – 122; в 1994 году – 107 программ; 1995 г. ожидаемое – 0.

2. Финансирование конверсионных программ в 1992 году открыта в июне, в 1993 году – 3 августа, в 1994 году – 16 марта, в 1995 году – 29 сентября.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.