РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и

двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение

отдельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные

должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, невиновен или

виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на

основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор,

принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован

только в случае новооткрывшихся обстоятельств (пример работы такого

суда - в романе Л.Толстого "Воскресение").

Следующей судебной инстанцией в этой системе были Судебные палаты. Они

состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них

решались коллегией из трёх человек при участии сословных

представителей,которыми являлись губернский или уездный предводители

дворянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты

рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (вынесенных

без участия присяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесённые

к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов.

Для разрешения особо важных дел (государственных преступлений) по

высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд.

Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась

прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и

Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде,

следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура.

На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена военно-

судебная реформа.

В 1865 г. был принят Закон о печати ., который смягчил цензурный

надзор, установленный Николаем I. Толстые книги размером более 160 стр.

(оригинальные) и переводные размером 320 стр. не цензурировались, их

издатели отвечали перед судом в том случае, если в книгах содержались

противоправные сведения. Первоначально они получали предупреждение и

только при повторном нарушении им грозило закрытие.

В результате реализации этого закона о печати в России начала

складываться радикальная журналистика.

Александр II провёл две серьёзные реформы местного уп равления .: Земская

1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г. . вводилась на

местах "для обеспечения земских польз и нужд" и предусматривала создание

выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собраний,

избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензовым (а не

сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и

обладали распорядительными и директивными функциями. Постоянными

исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские

управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера

территории, которую они обслуживали). Председателями управ были

предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило практически

всё руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная

промышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельность

земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве

своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих

губерниях.

Городская реформа 1870 г. . заменяла сословные городские Думы

екатерининских времён выборными органами городского самоуправления,

избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами

городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие

распорядительными функциями, и городские управы, наделённые

исполнительными полномочиями. Число членов городских дум зависело от

количества жителей города.

Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их

компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация

рынков, попечение о местной торговле и промышленности,

здравоохранении и просвещении.

Александром II была проведена военная реформа ., разработанная военным

министром П.Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён " Устав о

воинской повинности". Вместо рекрутской вводилась всеобщая воинская

повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21 года. Срок

действительной службы в сухопутных войсках был равен шести годам, а на

флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас на оп

ределённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование,

а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки.

Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, по

принципиальным положениям той или иной религиозной конфессии).

Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в

годы Крымской войны требовали упорядочения финансового дела. Проведение в

60-х годах серии финансо вых реформ . было направлено на централизацию

финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового

управления. Не была изменена сословная направленность финансовой политики

правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на

податном населении. Сохранилась старая, введённая ещё Петром I, подушная

подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия

(дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Бывшие

помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли всю тяжесть

оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей. Подушная

подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли

свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этих доходов

приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податное

население. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и

аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным

долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование, медицину,

призрение составляли менее 0.1 госбюджета.

Капиталистическое развитие страны, рост промышленности,торговли,

сельского хозяйства, транспорта, внедрение в эти отрасли новых

технологий требовали расширения народного образования .. Само

осуществление буржуазных реформ в сфере управления, суда, военного

дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей и расширения

числа учебных заведений.

Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась

три года. 14 июня 1864 г. было издано "Положение о начальных народных

училищах". По этому положению разрешалось открывать начальные школы как

общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных

и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения,

письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В

пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские

(учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при

земствах) и церковно-приходские.

19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В него был введён

буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой

платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцам из

имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное

образование, изучение классических языков; после них - поступление в

университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и

естествознания, поступление после них преимущественно в высшие технические

учебные заведения).

10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий - значительный

шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому

образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве,

Казани. Особую известность получили Бестужевские высшие курсы в

Петербурге, дававшие наиболее основательное образование.

К реформе высшей школы . правительство приступило в 1861 г. под

непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был

утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольно широкую

автономию.

Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого

российского капитализма, однако уровень неграмотности в стране был и в

начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный вес

грамотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%).

К марту 1881 г. либеральный деятель Лорис-Меликов под готовил проект

государственных реформ, содержавший не только программу административных,

но и широких экономических преобразований. Намерения привлечь цензовую

общественность к подготовке реформ

означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28

февраля Александр II подписал "Манифест" о преобразовании

Государственного Совета, участии в нём народных представителей, что

могло привести к превращению страны в конституционную монархию. Однако 1

марта 1881 г. царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким.

После убийства Александра II его сын Александр III (1881-

1894) . заявил о себе как о "железном государе", и с либеральными реформами

было покончено. "Манифест" был разорван. Либералы: министр внутренних дел

Лорис-Меликов, военный министр Милютин, великий князь Константин ушли в

отставку. На их место пришли консерваторы: Победоносцев, Толстой, Катков.

Правление Александра III традиционно называется периодом контрреформ,

урезавших дарованные прошлым царствованием экономические и политические

свободы. Были ограничены городские, земские, цензурные, университетские

свободы.

3. Россия в пореформенный период

После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной

страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия,

возникали новые виды промышленности, складывались районы

капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства,

создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый

капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.

Для развития капитализма в аграрной России очень показательны те процессы,

которые происходили в сельском хозяйс тве .. 50% крестьян в 80-е годы

относились к беднякам, а 80% бедняков сдавали свои земли богатым за

бесценок. Разложение крестьянства было важным фактором формирования

капиталистического рынка и развития капитализма в целом. Неимущее

крестьянство создавало рынок рабочей силы как для предпринимательского

сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности.

Вместе с тем разорённый крестьянин, живший на заработки, приобретал

теперь предметы потребления на рынке, чем способствовал росту спроса

на предметы потребления. Зажиточная же верхушка предъявляла всё больший

спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемые

капиталы деревенская верхушка вкладывала в

промышленное предпринимательство.

Конечно, развитие капитализма в сельском хозяйстве России шло "по-прусски"

медленно, сдерживающим фактором было сохраняющееся помещичье

землевладение и связанное с этим малоземелье крестьян. Малоземелье, отрезки

от крестьянских наделов наиболее ценных и необходимых угодий

принуждали крестьянина идти в кабалу к прежнему барину.

Оставались ещё и некоторые черты внеэкономического принуждения: круговая

порука, телесные наказания, отдача в общественные работы, выполнение

установленных законом 1861 г. повинностей в пользу помещика и

государства, сословная неполноправность крестьян, наконец, сохранение до

начала 80-х годов временнообязанных отношений. В этих условиях

феодальная система ведения помещичьего хозяйства не могла исчезнуть

сразу. Поэтому в пореформенную эпоху сочетались две формы ренты:

отработочная (окрестные крестьяне обрабатывали помещичью землю своим

инвентарём за предоставление им в аренду пахотных земель и других

угодий) и капиталистическая (наёмные работники обрабатывали землю помещика

его инвентарём).

Для ведения предпринимательского сельского хозяйства по-

капиталистически требовались новые сельскохозяйственные орудия, машины,

удобрения, замена старого трёхполья новыми системами земледелия,

применение более рациональных систем ведения хозяйства. Такое крупное

капиталистическое хозяйство нуждалось в значительных капиталовложениях,

знаниях, опыте. Далеко не все помещики могли перестроить своё

хозяйство подобным образом. Многие ликвидировали его, закладывали и

перезакладывали в кредитных учреждениях. Количество заложенных имений и

продаваемых с молотка быстро росло. Заложено помещиками: 1870 г. - 26%

помещичьих земель, 1880 - 15%, 1895 40%. Если в 1886 г. за долги было

продано 166 помещичьих имений, то в 1893 г. - 2237. Разорялось и

ликвидировало свои имения прежде всего мелкое дворянство, которое не

могло приспособиться к новым условиям капиталистического рынка.

Устойчивее оказались наиболее крупные латифундии.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства России состояла в

том, что оно принимало всё более торговый, предпринимательский характер.

Содержанием этого процесса являлись: 1)

превращение земледелия в товарное производство, причём: товаром становились

не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила; 2) чёткое

определение и углубление наметившейся ранее сельскохозяйственной

специализации районов страны. При торговом земледелии выделялся

главный рыночный сельскохозяйственный продукт в данном регионе, остальные

отрасли сельского хозяйства подчинялись или приспосабливались к

производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия,

являлись: рост внутреннего и внешнего рынка; возрастание

неземледельческого населения страны в связи с ростом городов,

развитием промышленности, торговли и транспорта; интенсивное

железнодорожное строительство, втягивавшее в капиталистический рынок самые

отдалённые и прежде отсталые регионы страны.

К концу XIX в. вследствие усиливавшегося крестьянского малоземелья, что

было результатом естественного прироста крестьянского населения при

сохранении в прежнем размере надельного землевладения (в результате размеры

наделов в расчёте на душу мужского пола сократились почти в 2 раза)

аграрный вопрос приобрёл особую остроту. Таким образом, при всей своей

прогрессивности аграрные преобразования ещё более обострили социальные

противоречия, которые к началу XX века вылились в революционную

ситуацию.

Отмена крепостного права способствовала быстрой капитализации страны,

промышленному развитию. Влияние реформ на развитие

промышленности . начинает сказываться постепенно к 70-м - 80-м годам.

К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного

производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо

практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические

станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей,

металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным

показателем промышленного переворота явился бурный рост в 60-е - 70-е

годы парового механизированного транспорта.

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы

потребления, однако начиная с 80-х годов растёт удельный вес

производства средств производства. В первые пореформенные десятилетия

промышленный облик страны определяла лёгкая

промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский,

Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами

России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности

паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в

первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале.

В пореформенной России наряду с развитием старых, традиционных районов -

Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые:

южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина), Бакинский

нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков,

Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь. Значительные успехи сделало отечественное

машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов,

вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами

сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск,

Александровск, Елисаветград.

Промышленность развивалась не только в городах, но и в деревне,

обеспечивая себя дешёвой рабочей силой. В 1879 г. в Европейской России в

таких фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского

пролетариата, в 1890 - уже 51.5% от общего числа рабочих крупной

промышленности. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочих за

период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них - вдвое,

а сумма производства - впятеро. Россия отличалась наиболее высоким

уровнем концентрации промышленности.

Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось

разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а

также с ростом аграрного перенаселения деревня отпускала в город всё

большее количество работников. Если в 60-х гг. ежегодно выдавалось около

1.3 млн. паспортов на отход, то в 90-х уже свыше 7 млн.

Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную

эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии

служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное

крестьянство. Известные династии русских фабрикантов - Гучковы,

Коноваловы, Кокушкины, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы,

Рябушинские - вышли из

крестьян.

В 70-х - 80-х гг. XIX в. возникают организации буржуазии для защиты её

интересов: в 1871 г. "Совет съезда горнопромышленников Юга России", в 1880

г. - "Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области", в 1888

г. - "Совет съезда мукомолов" и "Совет съезда бакинских

нефтепромышленников". В условиях сохранения самодержавия, то есть

политической власти дворянства, позиции буржуазии в политической жизни

были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль. Важными

показателями капиталистического развития пореформенной России являлись

увеличение удельного веса городского населения и изменение сословно-

классовой структуры городов. С 1863 г. (первая перепись городов) до

1897 г. (первая всероссийская перепись населения) при общем росте

населения в полтора раза (с 74 до 125 млн.) городское увеличилось в 2.5

раза (с 6.1 до 16.8 млн.),а удельный вес городских жителей среди населения

страны вырос с 8 до 13.4%. В действительности индустриальное население

превышало городское в полтора-два раза,так как городом считался по

формально - юридическому принципу административный (уездный или

губернский) центр.Поэтому официально городами не считались Юзовка с

населением 20.4 тыс. жителей, Орехово - Зуево (25.5 тыс.), Ижевск (41

тыс.) и др. Официальная статистика насчитывала в 1897 г. 932 города.

Особое значение как крупные промышленно-культурные центры имели Петербург и

Москва. В 1897 г. в Петербурге проживало уже 1.3 млн., а в Москве -

1.04 млн.

Для пореформенной эпохи характерно было создание новой, капиталистической

кредитной системы. Новые государственные и частные кредитные учреждения

играли важную роль в финансировании развивавшейся промышленности,

железнодорожного строительства, сельского хозяйства. В 1860 г. взамен

упразднённых Заёмного и Коммерческого банков был создан Государственный

банк, который получил право эмиссии денежных знаков. К 90-м годам

Государственный банк уже имел 110 филиалов. Быстро развивались

частные акционерные банки. первый возник в Петербурге в 1864 г. К

середине 70-х гг. существовало уже свыше 40 коммерческих акционерных

банков.

Большую роль в финансировании российского капитализма играл иностранный

капитал, вторжение которого в российскую экономику

особенно усилилось с 80-х гг. Привлекая иностранный капитал, царское

правительство стремилось возместить недостаток отечественного. Преобладал

капитал 4-х держав: Франции, Англии, Германии и Бельгии.

Иностранный капитал способствовал индустриализации страны, но возрастала

зависимость России от развитых государств, прежде всего от Франции, что

впоследствии, в период первой мировой войны сослужило стране плохую

службу.

Развитие капитализма в России характеризовалось рядом

особенностей.: 1) Для России были характерны чрезвычайно высокие

темпы развития в пореформенный период. Они были выше, чем в соответствующий

период в любой из развитых стран, в том числе в

быстропрогрессировавшей Германии. Тем не менее первоначальная отсталость

привела к тому, что по показателям на душу населения угля, например,

добывалось в 2.5 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США,

в 5 раз - чем в Англии. И всё же нельзя забывать, что за 20 - 25 лет

Россия проделала то, что Англия за 1.5 века, Франция за 100 лет,

Германия - за полвека. К началу XX в. Россия по общему объёму промышленного

производства вышла на 5 место в мире (после США, Германии, Англии и

Франции). И всё же отставание было ещё слишком велико, чтобы стать

равным партнёром в приближавшейся мировой войне за передел мира. 2)

Развитие промышленности было крайне неравномерным на громадных

пространствах России. Современные промышленные районы соседствовали

с отсталыми сельскохозяйственными. А такое соседство при сохранении

остатков феодализма вплоть до 1917 г., при варварских способах

хозяйствования и полурабских отношениях в деревне ( особенно в Закавказье,

в Средней Азии) развращало российских промышленников и царское

правительство, позволяя не искать современных форм урегулирования

социальных конфликтов, новых форм организации труда. Это вело к нагнетанию

социальной напряжённости в стране, что в конце концов вылилось в

невиданные трагические потрясения начала XX века в России. 3)

Иная последовательность событий. На Западе промышленный переворот

произошёл после урегулирования аграрных отношений. В России же, как

было сказано выше, реформа проводилась "сверху", а незавершённость

буржуазно-демократического переворота в 1861 г. сделала аграрный вопрос

ключевым в буржуазном развитии страны. Сложившаяся в начале XX в. коренная

потребность

общественного развития заключалась в ликвидации крепостничества,

помещичьего землевладения и служащего им государства. Государственную

систему царизма можно было охарактеризовать как военно-феодальный

империализм, противопоставляя его капиталистическому империализму. Он

отличался тяжёлыми формами эксплуатации, в том числе трудящихся

национальных окраин. 4) Сжатые сроки капиталистического развития,

вмешательство политической надстройки, сохранение пережитков

феодализма привели к нарушению естественноисторической

последовательности складывания форм капитала. Экономика носила

многоукладный характер, который деформировал и усложнял развитие

капитализма, вызывал острые социальные и экономические противоречия.

5) В силу тех же феодальных пережитков российский капитализм не решил

проблему благосостояния масс. Экономическое развитие строилось на

разорении крестьянства и нищенском существовании рабочих. В начале XX в.

Россия отставала от стран Запада в технико-экономическом, социальном и

культурном отношениях. 6) Значительная зависимость от иностранного

капитала, на что Россия вынуждена была пойти с одной стороны для

ускорения темпов развития, а с другой - для сохранения помещичьего

землевладения, самодержавия и для подавления выступлений народных масс.

* * *

Таким образом, реформы, проведённые Александром II, были серьёзным

политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического

развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической

жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным

причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических

форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления

самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и

последовательными потому, что господствующим классом было

феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных

преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической

самостоятельности России на международ

ной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться

современного уровня производительности труда и демократичных отношений

между владельцами предприятий и рабочими.

Главный социально-экономический вопрос - о земле - был решён не в пользу

самого многочисленного слоя производителей-крестьян. Ограбленные и

разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности

противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация.

Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших

затем трёх русских революций.

Лекция VIII. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг. И РЕФОРМЫ П.А.СТОЛЫПИНА

1. Революция и политические партии .

Российская революция 1905-1907 гг. относится к числу поздних

буржуазных революций. Специфика её обусловлена спецификой российского типа

капитализма. Совмещённость феодально-самодержавных и капиталистических

общественных форм порождали появление движений, носящих антифеодальный,

антиимпериалистический и антикапиталистический характер.

Революция в России продолжалась 2.5 года и прошла три этапа: январь-

сентябрь 1905 г. - развитие революции по восходящей линии; октябрь-декабрь

1905 г. - высший подъём революции; январь 1906 г. - 3 июля 1907 г. -

отступление революции.

Революция началась "кровавым воскресеньем" - 9 января 1905 г.

правительство Николая II расстреляло мирную многотысячную демонстрацию

рабочих Петербурга. В ходе революции перековывалось сознание пролетариата,

возникла новая рабочая власть - Советы, которая становилась популярной

в массах. К активной политической жизни пробуждалось крестьянство,

трудящиеся национальных окраин. революционные настроения проникли в армию

и флот (июнь 1905 г. - восстание на броненосце "Потёмкин"; восстание

команды крейсера "Очаков" и т.д.).

Революция 1905 г. заставила царизм вернуться к вопросам назревших

социально-экономических преобразований. 6 августа 1905 г. царизм

объявил об учреждении Государственной Думы (Булыгинской - по имени

министра внутренних дел А.Г.Булыгина). Но уступка царизма оказалась

недостаточной: Булыгинская Дума бойкотировалась.

Осенью 1905 г. революция вступила в высший этап своего развития, стачка

стала Всероссийской. Из 71 губернии Европейской части бастовало 66, общее

число участников - 2 млн. человек. Такого грандиозного выступления не

знала ни одна страна в мире. В ряде крупных промышленных центров

стачка сопровождалась вооружёнными столкновениями рабочих с

полицейскими и войсками. Народ силой освобождал из тюрем политических

заключённых. Повсеместно проходили массовые митинги с участием рабочих,

студентов, интеллигенции.

Началась паника в правящих сферах. Попытка установить военную диктатуру

не удалась. В правительстве победило течение, возглавляемое видным

реформатором С.Ю.Витте, который, поддерживая самодержавную власть,

добивался политического союза с буржуазией, стремился к

конституционным гарантиям буржуазного правопорядка.

С.Ю.Витте был автором манифеста 17 октября 1905 г., который содержал три

основных положения: первое - царь "давал" гражданские свободы -

неприкосновенность личности, свободу совести,слова, собраний,союзов;

второе - расширялся круг избирателей; третье - Дума получила

законодательные права.

Однако эти меры не могли приостановить революционного движения. Октябрь-

декабрь 1905 г. был периодом расцвета революционного творчества масс,

свидетельством максимального накала этой энергии явилось перерастание

стачки в восстание. Очагами восстания стали рабочие окраины Москвы:

Пресня, Рогожско-Симоновский и Бутырский районы, Хамовники, Замоскворечье

и районы Московско-Казанской железной дороги. Почин Москвы был

подхвачен во всех концах страны. Советы рабочих депутатов стали штабами

восстания и органами новой революционной власти. Однако, правительство

сумело подавить разрозненные очаги революции.

С января 1906 г. начался третий этап - отступление революции.

Ход общественного развития выдвинул в повестку дня необходимость создания

организаций, объединение активных представителей различных классов или

социальных групп, способных вести борьбу самостоятельно и сплачивать

вокруг себя сочувствующую часть населения, выражать и

защищать её интересы. В начале XIX в. человечество уже располагало

таким опытом строительства политических партий. В России же этот

процесс начался позже, так как самодержавие тормозило какую-либо

политическую деятельность. Если господствующие классы помещиков и крупной

буржуазии ещё не ощутили грозящую опасность их интересам, то

демократические слои общества увидели в организационной оппозиции реальную

альтернативу существующей политической власти. И не случайно, что генезис

образования партий шёл с появления радикальных партий. Первыми

образовывались социалистические партии.

В 1892 г. образовалась Польская социалистическая партия, в 1893 г. -

социал-демократия Королевства Польского и Литвы, в 1898 г. - Российская

социал-демократическая партия, затем Литовская и Латышская социал-

демократические партии.

Наряду с этими партиями на окраинах страны стали возникать национальные

партии, выдвигающие общедемократические требования в национальном

вопросе - польская, литовская, латышская, армянская, грузинская, еврейская.

Возникновение российского социал-демократизма как идейного течения связано

с группой "Освобождения труда", созданной под руководством Г.В.Плеханова в

1883 г.в Женеве. В России создаются социал-демократические кружки и группы.

Зачатком социал-демократической партии, способной руководить

освободительной борьбой пролетариата, стал созданный в 1895 г. "Союз

борьбы за освобождение рабочего класса". Крупной вехой в истории

создания социал - демократической партии . стал I съезд РСДРП (1898

г.). Процесс объединения марксистских организаций в единую партию

рабочего класса завершил II съезд РСДРП (1903 г.), на котором была

принята Программа, выдержанная в духе классовой борьбы пролетариата.

Пролетарская партия ( большевики) отличалась ото всех тем, что она

боролась за уничтожение монархии, класса буржуазии, за победу буржуазно-

демократической, а затем социалистической революции. Лидеры:

Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов и др. Особенностью российской

социал-демократии стало её размежевание на две самостоятельные фракции -

большевиков и меньшевиков ., которые всё более расходились в тактике, а

затем и в стратегии революционной борьбы.

В результате объединения ряда народнических кружков и групп в конце

1901 - начале 1902 гг. оформились в партию социалисты-революционеры

(эсеры).. Главной социальной силой они считали "трудовой народ"

(крестьянство и пролетариат, демократическую интеллигенцию). Их

привлекала идея всемирной борьбы труда против эксплуатации

человеческой личности, воодушевляла вера в достижение "царства социализма"

("царства всеобщего организованного труда на всеобщую пользу"). Путь

развития - социальная революция. Важнейшие требования программы -

социализация земли, т.е. переход земель к общинам и распределение их по

уравнительному признаку между крестьянами; развитие кооперации и широкого

самоуправления. Эти положения обеспечили им понимание и поддержку в

демократической среде. Политические требования эсеров: демократическая

республика, автономия общин, гражданские права. В конце 1906 начале 1907

гг. в партии состояло более 65 тыс. человек. По социальному составу:

свыше 43% рабочих, более 45% крестьян (вместе с солдатами), 11.6%

интеллигентов. Эсеры участвовали в вооружённых выступлениях, вели

политическую агитацию. Одним из главных методов борьбы был индивидуальный

террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от

ЦК Боевая организация. Во главе партии стояли: Натансон, В.М.Чернов,

Г.А.Гершуни и др.

Трудовики (Трудовая группа) . - возникли в апреле 1906 г. как группа

депутатов из крестьян и интеллигенции народнического направления в I-й

Государственной Думе. Лидеры трудовиков - С.В.Аникин, И.В.Жилкин и др.

Трудовики отражали социально-экономические требования крестьянских масс.

Буржуазных партий . в годы революции было 39. Из них 15 были

либеральными, т.е. находились в оппозиции царскому правительству и 24

реакционными - поддерживали его. Деление было условным и временным. Между

ними было много общего, имелись и различия.

Основными причинами, побудившими буржуазию форсировать оформление своих

политических партий, были как открытые выступления народных масс на

политической арене и вынужденная необходимость в тех или иных пределах

апеллировать к народу, так и появление в России представительного

учреждения - Думы.

Наиболее откровенно действовала крупная буржуазия, безоговорочно

поддерживая правительство. Её партия " Союз 17 октября ."

объединяла

правое крыло либерализма в России во главе с Д.Н.Шиповым,

М.А.Стаховичем и другими, а также представителями торгово-промышленных

группировок.

Социальной опорой октябристов была крупная промышленная буржуазия и

крупные помещики, перестраивающие хозяйство на капиталистический лад.

Лидером партии стал видный представитель московской буржуазии А.И.Гучков.

Общая численность октябристов в 1905-1907 гг. около 60-70 тыс. человек.

Октябристы требовали защиты правительством интересов буржуазии,

государственной поддержки крупной промышленности, рабочего

законодательства в целях урегулирования экономических конфликтов за счёт

государства и принятия решительных мер против забастовочного движения.

Аграрная программа октябристов, отстаивая неприкосновенность помещичьего

землевладения, предусматривала насаждение мелкой крестьянской

частной земельной собственности взамен общинной.

Учредительный съезд конституционно-демократической пар тии . (кадетов)

состоялся в Москве 12-18 октября 1905 г., впоследствии (в январе 1906 г.)

принявший название партии Народной свободы. По социальному составу кадеты

объединяли либеральных помещиков, среднюю и мелкую буржуазию,

преимущественно городскую. Большую роль в партии играла высокооплачиваемая

буржуазная интеллигенция - инженеры, профессура, адвокаты.

Более гибкие, чем октябристы, кадеты придавали первостепенное значение

обеспечению поддержки масс. Лавирование, заигрывание с массами, разрыв

между лозунгами и практикой были типичными чертами этой крупнейшей

либеральной партии (около 50 тыс. человек).

Кадеты отрицали революцию и противопоставляли ей путь мирного

конституционного развития России. Они выступали за всеобщее

избирательное право, созыв Учредительного собрания, осуществление

гражданских свобод. Политическая платформа партии предусматривала

сохранение монархии с двухпалатным парламентом. В рабочем вопросе

кадеты с оговорками высказывались за 8-часовой рабочий день, в аграрном

- за принудительное отчуждение в пользу крестьян части помещичьей земли

за выгодный помещикам выкуп. Лидером партии был П.Н.Милюков. В

руководство партии входили публицист П.Б.Струве,

адвокат В.А.Маклаев, профессор В.И.Вернадский, помещик - земский деятель

- П.Н.Долгоруков и др.

Господствующий помещичий класс . в России во время революции создал 6

политических партий. Они были только русскими. Возникли они позже других

партий в ответ на политическую консолидацию других классов. Наиболее

крупными из них были: "Союз русского народа", насчитывающий более 100

тыс. человек; " Русский Народный союз имени Михаила Архангела" - 20

тыс. человек; "Русская монархическая партия" - более 2 тыс. человек.

В основе политической программы крайне правых лежала старая формула:

православие, самодержавие, народность. Царское самодержавие

рассматривалось в качестве главной созидательной силы. Православие

объявлялось главным духовным началом России, средоточением лучших

нравственных традиций русского народа. Принцип народности превратился в

проповедь национализма.

В программах монархистов содержались идеи демократии и правопорядка,

сохранения всей помещичьей земли, единой и неделимой Российской империи,

ограждённой от мировой капиталистической системы.

2. Реформы П.А.Столыпина и Государственная Дума

Революция вызвала необходимость в проведении реформ по основным

вопросам экономической и политической жизни.

С.Ю.Витте ещё в 1893-1899 гг. выдвинул программу реорганизации сельского

хозяйства на путях фермерства, которую затем в 1907-1911 гг. начал

осуществлять П.А.Столыпин. При С.Ю.Витте началось поощряемое

правительством переселение безземельных крестьян Центральной России в

Сибирь и их расселение вокруг Турксиба (к 1899 г. переселилось около 1 млн.

человек).

Внутренняя политика самодержавия в последний период своего

существования связана прежде всего с именем П.А.Столыпина, ставшего в день

роспуска первой Государственной Думы председателем Совета Министров.

Столыпинский курс сочетал в себе жестокую борьбу против революционного

движения с постепенными шагами по обновлению старого строя.

П.А.Столыпин предлагал осуществить ряд реформ: аграрно-крестьянскую,

местного самоуправления, судебную, просвещения,

введение страхования рабочих. Цель столыпинского курса - укрепление

государственности, модернизация общества, создание условий для новой

социальной опоры существовавшей власти.

Двойственность политики Столыпина проявилась в стремлении обеспечить

максимум полномочий правящей бюрократии и сохранения выборной Думы.

Поддерживая местное дворянство, он, разрушая крестьянскую общину и

раскалывая крестьянство,стремился создать условия для расширения

социальной опоры строя за счёт крупной буржуазии и зажиточного

крестьянства.

В соответствии с главным актом столыпинской аграрной крестьянской

реформы (Указ 9 ноября 1906 г.) каждому крестьянину, входившему в общину,

давалось право употребить причитавшуюся ему часть земли в частную

собственность. Важное звено аграрной реформы - переселение крестьян на

казённые земли в малообжитые азиатские районы России.

Переселенческая политика играла двойственную роль: способствуя развитию

капитализма вширь в новых районах, она сдерживала его развитие вглубь,

замедляя ликвидацию крепостнических порядков в центре России. Главная цель

правительства - разрядить атмосферу в России, переместив наиболее

ожесточённую часть населения на окраины, преимущественно в Сибирь.

Реформа включала также содействие формированию отрубного и хуторского

крестьянского хозяйства, активизацию деятельности крестьянского банка.

Столыпинская аграрная реформа не затрагивала помещичье землевладение.

Это была буржуазная мера, безусловно давшая толчок развитию

производительных сил в сельском хозяйстве. Однако реформа не сняла

основного противоречия между крестьянством, положение которого не

улучшилось, и помещиками. Царизм, таким образом, с одной стороны сделал

шаг в сторону перевода сельского хозяйства на буржуазные рельсы, с

другой - пытался сохранить в деревне свою старую патриархальную

опору - помещичье землевладение. Несмотря на определённые результаты

аграрной реформы (к 1916 г. из общины выделилось 2.5 млн. крестьян или

22% всех крестьянских хозяйств, многие продавали землю, скупаемую

"крепкими хозяевами"), П.А.Столыпину не удалось разрешить коренного вопроса

о земле.

Крах столыпинской аграрной политики выразился в том, что реформа

усилила процесс классовой дифференциации, не обеспечила экономические

условия для дальнейшего укрепления хозяйств, новых земельных

собственников. Главные задачи не были выполнены. Самодержавие по-

прежнему опиралось на консервативные слои помещиков. Это не могло не

сказаться на позиции буржуазии, которая объективно должна была войти в стан

противников существующего строя. Продолжали обостряться противоречия

между помещиками и крестьянами.

Столыпинские реформы оказались половинчатыми и незавершёнными.

Для сдерживания революционного движения правительство применило и

такое средство как Государственная Дума ., которая могла стать основой

российского парламентаризма.

Однако революционный кризис в стране и радикальный состав I Думы

определили остроту развернувшейся в ней борьбы (апрель-июль 1906 г.).

13 мая 1906 г. правительство Горемыкина в своей декларации отвергло

пожелание кадетов о создании кабинета министров, ответственного перед

Думой, о расширении законодательных прав Думы и политической амнистии.

Кульминационным пунктом деятельности Думы было обсуждение вопроса о земле.

Правительством были полностью отвергнуты проекты всех партий, посягнувших

на помещичью землю. А 8 июля Николай II распустил Думу, обвинив её в

посягательстве на права монарха и в якобы незаконных действиях -

обращении к населению.

II Дума (январь-февраль 1907 г.), которая была ещё радикальнее, чем

предыдущая, также не была результативна. Консервативные партии

объединились, чтобы не допустить принятия аграрного закона, направленного

против помещичьей собственности. Тактика кадетов определялась лозунгом

"берегите Думу" и означала на деле поддержку царизма. В свою аграрную

программу кадеты внесли ряд изменений и приблизили её к столыпинской.

Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.