РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии

на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот

фактор имел сильное объединяющее начало особенно на раннем этапе

становления российской государственности. 6.Культурно-исторический ..

История русской культуры свидетельствует о том, что у её истоков

стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура. Это нашло

свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-

эстетического наследия. За период своего развития российская культура

впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением

европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период

российской истории начиная с петровских времен. 7.Внешнеполитический.

Можно привести многочисленные примеры тесных внешнеполитических связей

России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы,

союзные боевые действия. С давних пор российские великие князья и

императоры имели родственные династические связи с королевскими фамилиями

западноевропейских стран, что способствовало объединительной политике.

8.Эмиграционно - переселенческий. История движения народов

свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания

людей. На территории России сотни лет проживают представители немцев,

евреев, поляков и других европейских народов. По переписи 1979 г. на

территории СССР проживало: немцев - 1936 тыс., евреев - 1811 тыс.,

поляков - 1151 тыс., болгар - 361 тыс., греков - 344 тыс., венгров - 171

тыс., румын - 129 тыс., чехов - 18 тыс. человек. (*) В то же время из

России в страны Европы и Америки за

последние 100 лет уехал не один миллион россиян, создавших свои

землячества во многих странах.

Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции

сближения российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией,

вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что

развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и

свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития

общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной

цивилизации имеет прогрессивное значение.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические

корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития. В их

числе следующие: 1.Климатический. Хотя западная часть России

принадлежит к Европе, но климат имеет существенное отличие. Западная Европа

лежит в полосе влажного умеренного климата, а Европейская Россия - это

сочетание арктического, холодного, умеренно -континентального и степного

климата с разностью температур между зимой и летом не менее 23

градусов. Характерно, что нулевая изотерма января проходит от Прибалтики

до Черного моря примерно по западной границе бывшего СССР. Это значит, что

восточнее зима более суровая, чем в Западной Европе, то есть условия для

земледелия, для расходования энергетических ресурсов на отопление более

тяжёлые. 2.Пространственно-географический .. В отличие от Западной

Европы и США Россия более сухопутная, чем морская держава. Её омывают в

основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет

использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России

требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог

протяженностью в несколько тысяч километров. В конце ХIX в. в ходе

промышленной революции, происходившей в России, строилось до 3000 км

железных дорог ежегодно с колеёй больших размеров, чем в Западной Европе,

исходя из соображений надежности. Строительство железных дорог было не под

силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в

форме государственного. И в современных условиях большие

пространственные размеры, различные климатические пояса и зоны усложняют

задачи промышленного и социального развития. *Население СССР: Справочник.

- М.:1983.- С.128-

130.ство, 3.Земельный. Сложные климатические условия, низкий

биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы

способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли

коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства

сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по

сравнению с индивидуально -фермерскими хозяйствами западноевропейских

стран. Для стран Востока характерно тоже общинное землепользование, а

также общественные работы для строительства ирригационных сооружений. Эти

обстоятельства способствуют определенному укладу жизни народа.

4.Экономический. Различие в области экономического развития состоит в том,

что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным

путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в

промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к

тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под

действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности,

транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того,

многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское

государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также

требовавшей государственной централизации. 5.Военно-политический. Русское

государство рождалось в борьбе с враждебными племенами и народами,

окружавшими Русь. IX-XII вв. - непрерывные войны с кочевниками, а также со

шведами и тевтонами ( Великий князь Владимир Мономах участвовал за свою

жизнь в 83 военных походах, ежегодно 2-3); XIII-XV вв. - борьба с татаро-

монгольскими завоевателями, Литвой и Польшей; XVI-XVII - с турками и

шведами, теми же польско-литовскими завоевателями; XVIII в. - 50 лет войн,

XIX- 40 лет войн, XX - кровопролитные мировые и локальные войны,

гражданская война вместе с интервенцией. Россия в своей истории воевала

практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле

были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они

больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и

ненависть. Такая подозрительность не исчезла и в наши дни. Она

подкрепляется материальными факторами: производством вооружений и военной

техники, их совершенствованием, сохранением многочисленных

армий и военной промышленности. 6.Религиозный. Несмотря на то, что Россия

входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в

вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к

католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на

Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих конфессий в России

не удались, русская православная церковь занимает особое положение и

отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и

собственным управлением. Период Реформации в Европе XVI века способствовал

приспособлению католической церкви к буржуазным взглядам и отношением,

чего не случилось с русским православием. Вдобавок ко всему, в современной

России существует немалое количество других религиозных конфессий, которые

не представлены в Западной Европе. 7.Национальный. Государства Западной

Европы преимущественно моно национальные. Даже Федеративная Республика

Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру,

религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из

которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию,

свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия

развития, требующие учитывать национально-государственные различия,

вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной

западным странам.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной,

так и восточной цивилизации. Каким путем идти, какую цивилизацию

выбрать? Ответ таков: опираясь на общемировые тенденции общественного

прогресса Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут

способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые

будут этому препятствовать.

Приведем слова В.О. Ключевского: " усилиями и жертвами Россия образовала

государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не

видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это

государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в

первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным

историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его

международным положением, даже по временам задерживался этим положением. Мы

еще не начали жить в полную меру

своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем

соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во

многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный

запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков,

результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они успели

сделать; их недоимки - это наши задачи." (*)

Эти слова великого русского историка, сказанные в 1895 г., т.е. сто лет

назад, актуальны для наших дней. Они ориентируют на изучение прошлого

нашего Отечества с тем, чтобы уверенно идти в будущее.

II. Предмет и содержание курса "История Отечества".

Что же изучает курс "История Отечества" ? История Отечества

(России) есть наука, изучающая процесс становления и развития Российского

государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и

до наших дней.

Когда же возникло Российское государство? В начале XII века в Киеве, в

Печерском монастыре писал историю Руси монах Нестор. Его большой труд - "

Повесть временных лет " переписывалась русскими людьми на протяжении

столетий. В подзаголовке этого исторического сочинения было написано: "

Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду

Русская земля стала есть".

Древний летописец сообщает, что в 862 г. Ильменские славяне и кривичи

изгнали варягов за море, не дали им дани и стали управляться по старым

родовым обычаям. Но не вышло из этого толку: не было справедливости,

восстал род на род, начались усобицы и брани. Тогда эти племена по совету

старейшины Гостомысла решили: "Поищем себе князя, кто бы ведал нами судил

по праву". Отправились они за море к варягам и пригласили их к себе.

Явились три брата с дружинами и разделили страну между собой. С приглашения

варяга Рюрика с братьями в 862 г. начинают историю Русского государства,

то есть с IX века.

Как показали исследования, примерно в пятом тысячелетии до нашей эры на

обширной территории от Днепро-Донецкого междуречья до Южного Урала

расселяются скотоводческо-земледельческие племена. Однако более или менее

постоянное размещение племен на этой территории восходит к VII-VIII в.

н.э., после Великого переселения народов. Действительно, после распада

Римской империи с IV в. степи Азии и просторы Европы стали

широкой дорогой передвижения различных племен, вовлеченных в

вели*Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1.-

М.: 1987.- С.61. 0 кое переселение. Народы из северных степей и лесов

завоевывали богатые южные города и оседали на новых местах.

В результате к VIII в. на обширной территории Восточной Европы расселилось

около полутора десятков племенных союзов славян. На северо-востоке лесные

просторы были заняты многочисленными финно-угорскими племенами, а южные

степи стали местом проживания кочевых тюрко-хазарских народов. Таким

образом, до IX в. идет древнейший период развития Российского государства.

В IX веке образуется Древнерусское государство- Киевская Русь.

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем

развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям.

Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в

политической жизни (IX-XII вв.). 2. От Андрея Боголюбского до начала XVII

в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся

полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а)

от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время

борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана

III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до

начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного

начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления

России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до

реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. (*)

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю

государственности. По другому подходит В.О. Ключевский, который

определяет периоды развития России по размещению русского народа,

колонизации территории: *Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.1. Курс

русской истории. Ч.1.- М.: 1987.- С 51-53 1. VIII - XIII вв. - Русь

Днепровская, городовая, торговая. 2. XIII - сер. XV вв. - Русь

Верхневолжская, удельно-княжес-кая, вольно-земледельческая. 3. Сер. XV -

второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-

землевладельческая. 4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. -

Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-

крепостного и фабрично-заводского хозяйства.

В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский,

3) великорусский, 4) всероссийский. (*)

Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития

России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую

периодизацию: 1. IX-XIII вв. - Киевская Русь. 2. XIV-XVII вв. -

Московская Русь. 3. XVIII - начало XX в. - Российская империя. 4. 1917

г. - н.в. - Советский период. Если соотносить историю России со

всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации,

которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир

рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время -буржуазная

социально-экономическая формация; новейшее время период развитого

капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую

стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу

XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия

феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в

результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием

первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России

представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм,

сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-

феодального самодержавного строя.

Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе

доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на

денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов,

ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной

собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический,

административный путь ., где *Ключевский В.О. Сочинения: Т.1.Курс

русской истории. Ч.1.-М.: 1987.-С. 51-53. основными формами

экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные

поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства. Изучить и

понять особенности исторического развития Российского государства- основная

цель курса истории Отечества. Задачи курса: - изучить основные

исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов; -

привить навык исторического анализа; -

научиться понимать самобытный характер исторического пути России; -

сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине; - заложить

основы для понимания будущего России; - уяснить свое место в

историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории текстильной промышленности

России.

Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает

в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары

выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий,

то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события,

без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены

принимать на веру разные идеологические построения и Чтобы выводы из

истории были действительно научными, необходимо изучить все факты,

относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их

совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Но история - это не бухгалтерский учет фактов, а историк- не хранилище

фактов. Исторические факты нужны для того, чтобы выявить сущностные

процессы, происходящие в обществе, и закономерности их развития. Всё это

представляет собой исторический процесс, как осмысление происходившего не в

статике, а в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. Возьмем,

к примеру, процесс закрепощения крестьян на Руси. Разумеется это был не

однозначный акт, потому, что закрепощение затрагивало жизненно важные

человеческие отношения, приводящие от свободы деятельности до полу

рабского существования в интересах власть имущих. Первый свод законов

"Судебник" 1497 г. ограничивал право перехода крестьян от феодала.

Крестьянин мог еще уйти от феодала после выплаты долгов только раз в

году за неделю до Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и в течение

недели после него. Через полвека в 1550 г. новый "Судебник" Ивана IV

подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил размеры

выплат, что затрудняло переход крестьян даже в Юрьев день. В 1587 г. были

введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян

даже в Юрьев день. В 1597 г. впервые был принят указ о розыске беглых

крестьян в течение 5 лет. Затем этот срок увеличился до 15 лет (по

"уложению" 1607 г.), и до 10 лет (по указу 1642 г.). Окончательное

закрепощение было

проведено " Соборным Уложением" царя Алексея Михайловича 1649 г.,

которое отменило Юрьев день и установило бессрочный розыск беглых крестьян.

Это означало окончательное юридическое оформление системы крепостного

права в России. Как мы видим, этот процесс растянулся на 150 лет. Именно в

этот период происходило складывание русского централизованного

государства, укрепление самодержавно-феодальной власти, сумевшей

сформировать силовые и правовые рычаги для ограничения свободы населения.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то

есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы

проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система

управления, социальные группы со своими интересами и материальными

возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на

основе объективных законов, возникает возможность много вариантности

исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива- это

определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных,

реальных возможностей.

В наше переходное время выбора развития ученые и публицисты все чаще

размышляют об альтернативах истории России. Существовала ли, например,

альтернатива Октябрьской революции 1917 г.? Исторические факты

свидетельствуют, что начиная с 1910 г. революционные выступления в стране

шли по восходящей линии. Революция 1905-1907 гг. не разрешила, а еще более

обострила имеющиеся глубинные противоречия российского общества. Первая

мировая война их усугубила. Восьмимесячное правление буржуазных и

мелкобуржуазных партий не решило проблемы и тогда основная масса

населения выбрала радикальный путь, предложенный большевистской партией.

Так осуществилась Октябрьская революция и стала свершившимся фактом.

Задача изучающих историю: понять объективные и субъективные факторы, их

соотношение, причины произошедшего и сделать выводы.

Содержание курса "История Отечества" включает в себя основные черты,

тенденции и противоречия в историческом пути России, основные

закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского

государства и превращения его в могучую империю; - характер

освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; -

формирование основных народностей, составляющих базу народа России:

великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других

народов к России, создание многонационального государства; - складывание

феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; -

динамика революционных изменений двадцатого века и создание

социалистического государства; - развитие самобытной культуры и

формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной

культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных

деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и

внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской

текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно

многообразна. Она включает в себя: 1) исторические памятники, такие

как "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", "Задонщина";

2) документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов,

хрестоматиях; 3) воспоминания политических деятелей и свидетельства

очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II,

воспоминания декабристов и др.; 4) научные труды русских и советских

историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В.

Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших

времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших

деятелей; современных ученых: Б. Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;

5) литературные произведения таких выдающихся писателей как Н.

Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян , Л.Н. Толстой, А.Н.

Толстой, М. Шолохов и др.

Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования

завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в

осмыслении современного периода. * * *

Таким образом, заканчивая вводную лекцию, надо определить, каков же

ожидаемый результат изучения курса "Истории Отечества". Изучающий этот

курс должен получить цельное представление о содержании, сущности и

характере исторического процесса развития России в контексте мирового

общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности

помогут расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие

и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных

событий.

Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах,

славе наших предков, не помня имен знаменитых и праведных. Зная прошлое, мы

можем понять настоящее и активно участвовать в его преобразовании.

Лекция II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX-XIII вв.).

1.Образование Древнерусского государства. .

Образование Киевского государства - это длительный, сложный

процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные

свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О

славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне

тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от

германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского

поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение

в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров,

на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее

Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение

славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви

восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская

народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых

насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя

отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное

племя в свою очередь делилось на множество родов.

Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя

полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы

древнерусского государства). (*)Земля полян носила название "русь"

или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению

академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название

затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также

и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем

князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и

сестрой Лыбедью в среднем

Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город.

К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от

полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра

и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили

ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже

- родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи.

Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные

славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке -

Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их

оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу,

капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки

позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На

севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была

подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй

год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой

урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ,

серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили

название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей".

(Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.).

Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако

большинство современных ученых отрицают существование такого племени.

Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского

происхождения, "русью" называли княжеских дружинников.

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там

плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х

лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного

орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным

лемехом.

Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий

рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в

лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать

рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).

Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат

труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому

славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами ( родами ) , они носили

название " мир " ,"вервь" (**).родов имели общее имущество. Во главе

родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании

(вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем

несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого

пополнялась княжеская военная дружина. Князь и военные вожди также

выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация

совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых

приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе

которых также стояли князья.

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись

родоплеменные связи, развивается торговля. Происходит дальнейшее развитие

пашенного земледелия, из которого выделяются ремесла. Распадаются

родовые общины, из них выделяются парные семьи, которые становятся

отдельной производственной единицей. Несколько семей объединяются в

соседскую общину. Каждая такая община владела определенной территорией.

Её владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля,

скот, инвентарь составляли личную собственность семьи. В общем

пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, угодья. Пахотная земля

и покосы подлежали разделу между семьями.

Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли

бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военными вождями в

наследственную собственность (феод), к появлению богатых *

"Деревня" - от слова "дерн" - верхний слой почвы. ** "Вервь" - веревка,

которой отмеряли участок земли людей. Они использовали

родоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей власти над

рядовыми общинниками. Постепенно шёл процесс формирования классового

феодального общества. Крестьян называли смердами. Большинство из них

платили дань непосредственно князю. Постепенно всё большее количество

смердов попадали в зависимость от бояр, дружинников. Складывалась лично

зависимая от феодалов категория крестьян: холоп - раб, не имеющий своего

хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший

с

феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанности,

закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабатывал на

феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк, барщина .(*)

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер.

Они стремились обеспечить себя всем необходимым. На рынок они ещё не

работали. Однако, с ростом производительных сил, совершенствованием орудий

труда, появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на

ремесленные товары. Стали складываться города как центры торговли,

ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная

часть города носила название Кремля, Крома или Детинца. Она была защищена

валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы

князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму

треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная

преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом

располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная

часть города называлась посадом, а отдельные ремесленные районы,

населенные людьми одной специальности, назывались слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из

важнейших торговых путей был путь из "варяг в греки": через Западную Двину

и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в

Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до

Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. *“Оброк ”-плата феодалу

деньгами или продуктами. “Барщина”-отработка повинностей на феодала

Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь

со странами Востока.Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным

дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало

уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль,

Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.

Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX

в. К моменту образования Древнерусского государства произошло

объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг

Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно

район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-

восточная Русь.

Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор

связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новгород

варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора (*). По этой

легенде северные племена, ильменские славяне платили дань варягам, а

южные славяне, поляне и их соседи находились в зависимости от хазар. В 859

г. новгородцы изгнали варягов за море. Но никак не могли прекратить

междоусобную войну между собой. Собравшиеся на Совет новгородцы решили

послать за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда

(порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами" (*), сказано в

летописи. Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки

варяжских князей: Рюрик осел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в

Изборске. Есть и другие исторические версии. Так в новгородской

летописи конца XV в. появилась новая версия появления варягов, согласно

которой Рюрик со своей дружиной был призван служить в Новгород по

совету посадника Гостомысла. После смерти бездетного Гостомысла власть в

городе захватил Рюрик.

На рубеже XV - XVI вв. в " Сказании о великих князьях Владимирских",

написанном тверским иноком Спиридоном, Рюрик - это потомок Кесаря

Августа, приглашенный на княжение из Пруссии.

В Иоакимовской летописи XVII в. в изложении первого русского историка

Василия Никитича Татищева, Рюрик - выходец из западно-славянских земель,

внук Гостомысла, сын его любимой дочери Умилы. “Варяги” (норманны)-

выходцы из Скандинавии.

В 1724 г. Пётр I пригласил в Академию Наук двух немецких учёных Иогана

Готфрида Баера и Герарда Фридриха Миллера, которые показали, что летопись

искажена, т.к. имена братьев Рюрика - это скандинавские слова,

обозначавшие, что Рюрик пришёл со своей дружиной ("Трувор") и своим

домом ("синехус"). Они показали, что название "Русь" скандинавского

происхождения.

Императрица Елизавета Петровна поручила Ломоносову написать обобщающий

труд по русской истории. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова

"Русь", версию об организующей роли варягов в истории России. Опираясь на

"Сказание о великих князьях Владимирских"

Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это " по-руссия

", а руссы - славяне.В XVIII, XIX, нач. XX вв. нормандское (варяжское)

происхождение Руси не вызывало сомнений у ученых Н.М. Карамзина, М.Н.

Погодина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н. Покровского, В.В.

Мавродина.

С 30-х гг. скандинавская версия пересматривается видимо по политическим

причинам. Она была использована Гитлером как практическое руководство к

захватническим действиям. Доказывалась неполноценность славян, их

неспособность к самостоятельному развитию. Выдвигался тезис об

организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Одним из известных русских

антинорманистов был академик Рыбаков, автор солидных монографий по истории

древней Руси.

До сих пор наука не в состоянии подробно осветить древнюю историю

восточных славян. Большинство ученых считают, что у истоков

государственности восточных славян стояли варяжские князья. Однако

процесс образования государства у славян уже шел и мог быть завершен и

без вмешательства норманнов.

Наиболее приемлемой следует считать версию о том, что варяги были

приглашены как наёмное войско для защиты славян, что было обычным для того

времени.

После прихода Рюрика в Новгород власть в Киеве, в земле полян, где когда-то

правили братья Кий, Хорив и Щек, захватили другие варяги - Аскольд и Дир,

но по некоторым источникам Аскольд и Дир были не варягами, а продолжателями

династии Кия. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег, на

попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего Игоря.В 882 г.

* Повесть Древней Руси. Л. 1983. С. 132. Олег совершил поход на

Смоленск, Любеч и Киев, где были схвачены, а затем убиты Аскольд и Дир.

Олег стал княжить в Киеве, сделал его столицей объединенного государства.

Он покорил древлян, северян и радимичей, прежде плативших дань хазарам,

воевал с уличами и тиверцами. Продвижение по Дунаю, стремление овладеть

торговым путем по Чёрному морю, Крымским побережьем привело к столкновению

с Византией. В 907 г. Олег организовал поход морем на Константинополь. В

русском флоте было 2 тыс. ладей, в каждой по 40 человек. Поход был

успешным, русичи получили дани в 24 тыс. гривен, Олег повесил свой щит

на воротах города. Византия запросила мира. По мирному договору

911 г. Русь получала право беспошлинной торговли в Константинополе.

Последние годы жизни Олега овеяны легендами. Историю " вещего" Олега (*)

предсказанной ему волхвами смерти от своего коня рассказал А.С. Пушкин.

Игорь, правивший после Олега (912 - 945 гг.), совершил еще два похода на

Византию. Первый поход в 941 г. закончился неудачей. В решающей битве

византийцы нанесли поражение русскому флоту, спалив его " греческим огнем"

(горючей смесью). Второй поход в 944 г. закончился новым мирным договором,

менее выгодным для Руси, чем договор 911 г.

В результате упорной борьбы Игорь подчинил уличей и тиверцев, граница

Киевской Руси была продвинута за Днепр.

Длительная борьба продолжалась с древлянами. Игорь увеличил размеры

взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в земли

древлян, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую

дружину и убили Игоря. Его жена Ольга (945-969 гг.) жестоко отомстила

древлянам. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в

мужья своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе - сожжено в

бане в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга приказала древлянам выдать ей в

качестве дани по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам

голубей была привязана зажжёная пакля и когда те прилетели в свои

старые гнёзда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате г.

Коротень сгорел. В огне пожара погибло около 5 тыс. человек. Земля древлян

была окончательно присоединена к Киеву. Однако Ольга была вынуждена

пойти на упорядочение сбора дани. * “Вещий”-мудрый, хитрый.

Она установила "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.

Территориальный рост и укрепление Руси продолжалось при Святославе

Игоревиче (969 - 972 гг.) (*) и Владимире Святославиче (980 - 1015 гг.).

В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей (по Оке). Власть

Руси распространялась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского

государства расширилась в западном направлении, включив Червенские города

и Карпатскую Русь. В княжение Ярослава Владимировича (1019-1054 гг.)

продолжалось дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. В

1030 г. в Прибалтике был построен Юрьев (Тарту), в 1031 г. вновь

присоединены Червенские города юго-западной Руси, в 1036 г. подчинены

Черниговская и

Тмутараканская земли. В 1038-1040 гг. Ярослав совершил поход в Литовские

земли и в 1040 г. подчинил Южную Финляндию. В 1036 г. разбил печенегов,

вынудил их уйти за Дунай. Их место в южнорусских степях заняли сперва

турки-огузы, затем половцы, которые с 60-х гг. XI в. совершали набеги на

русские земли.

Киевская Русь была раннефеодальным государством, так как в нем сочетались

пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть

принадлежала в нем великому киевскому князю. В руках князя находилась

власть административная и судебная ( не было разделения этих функций). Его

обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от

нападения врагов. Князь вёл внешнюю политику, заключал договоры с другими

государствами. князя была наследственная.

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому

типу: от государственных форм к вотчинным. . Но в отличие от Западной

Европы на Руси этот процесс шёл гораздо медленнее. *Святослав был

человеком среднего роста, стройный, с голубыми глазами, плоским носом. Он

брил бороду и голову, оставляя на голове длинный пучок волос и длинные усы.

В его ухе блестела золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином. Святослав

ходил как барс. Во время походов он спал под открытым небом, положив голову

на седло. Отправляясь в походы он предупреждал своих противников: "Иду на

вы". Святослав воевал с печенегами, которые постоянно угрожали Руси своими

набегами. Разгромил хазарский Каганат. Воевал с Византией за Балканский п-

ов. По дороге из Византии в Киев Святослав попал в засаду печенегов и был

убит. Из черепа Святослава печенежский хан приказал сделать чашу, окованную

золотом.

В IX веке формируется система эксплуатации лично свободного населения

военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани

"полюдье". При княжеском дворе жила его дружина. С её помощью князь

правил государством. С ней советовался, решал государственные и военные

вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой).

Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население

выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в

постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с

Советом бояр. Существовал особый суд князя.

В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные великому

киевскому князю. Киевский князь стремился заменить их своими

ставленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые

области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем,

назывались "посадниками"). Вначале дань взималась во время "полюдья"

-периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала

вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были

определены места сбора и размер дани.

В X в. возникает вотчинное землевладение киевских князей. В XI в.

появляется земельная собственность у представителей верхушки, служилой

знати, бояр и христианской церкви. В XII- первой половине XIII вв.

вотчинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-

феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян

продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной власти и

эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей.

Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины великого

князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.