РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения

четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй

мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом

развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и

военными державами.

После второй мировой войны международные события так или иначе были

связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя

политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского

Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в

период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы.

В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате

этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических

вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на

строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного

базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись

визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные,

политические и экономические вопросы.

Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели,

было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по

сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания

проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г. был

подписан Заключительный акт совещания,в котором приняли участие главы 33

европейских государств, а также США и Канады.Этот акт зафиксировал и

узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое

сложилось в послевоенной Европе и мире.

Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с

Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган

объявил СССР "империей зла" и провозгласил

"крестовый поход" против коммунизма.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были

отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшим

ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979

года) и "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе

американских ракет средней дальности.

В начале 80-х годов практически прекратились конструктивные контакты с

западными странами. США даже ввели в 1980 году эмбарго на поставки зерна

в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и

капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны".

Нагнетание обстановки происходило всю первую половину 80-х годов, и

сопровождалось форсированной гонкой вооружений.

Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление

позиций в странах "третьего мира", развитие экономического,

политического и военного сотрудничества.

Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой

апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-

70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь

социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и

Азиатского континентов.

В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным

поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых

действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния

СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило

сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими

антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие

движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако

здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое

возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах

большого количества этнических китайцев.

В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические

группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров

некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.

Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода

советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события

понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его

внешнеполитической сферы.

60-70-е годы в международных отношениях были годами "холодной войны",

начатой после второй мировой войны и характеризующейся военно-

политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран,

широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной

войны. Важнейшим направлением внешней политики Советского руководства в

эти годы была борьба за предотвращение мировой войны,

сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США. .

Развернувшаяся "холодная война" потребовала огромных

военных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов

ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной техники.

Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые военные расходы

США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили фантастическую

величину в 3,5 раза больше всего основного капитала обрабатывающей

промышленности США. 5(*) 0 Беспрецедентных 5 0 темпов рост военных

ассигнований в США достиг с приходом в Белый дом президента Р.Рейгана.

Военный бюджет США в 1982 году превысил 219 млрд. долларов, в 1983 -

246, в 1985 - 293, и составил за 1980 1985 гг. более 1000 млрд. долларов,

половину того, что было истрачено за предыдущие 35 лет. 5(**) 0 В

следующие 5 лет расходы составили около 2000 млрд. долларов.

Приведенные данные означают, что крупный скачок в гонке вооружений

развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено

принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Наглядным

примером тому могут служить сравнительные данные производства одного

из самых дорогостоящих и смертоносных видов оружия - атомных подводных

лодок-ракетоносцев:

Количество АПЛР /ядерных зарядов 5 (***)

1960 1967 1970 1975 1981 США

3/48 41/1552 41/2048 41/4536 41/5280 СССР 2/32

20/316 55/724 62/2000

Из таблицы видно, что Советский Союз с 1967 по 1975 год построил 53 АПЛР,

то есть 6-7 в год. Если учитывать, что каждый такой корабль

стоит более 1 млрд. долларов, то есть примерно как крупная ГЭС, можно

представить объем затрат на ----------------------------------------------

------------- 5* 4 См: 5 4Петровский В.Ф. 5 4 Разоружение: 5 4

концепция, 5 4 проблемы, 4механизм.- М,:1982. - С.46. 5** 4

См: 5 4Милитаризм 5 4 США: военная 5 4машина, блоки, базы и акты

4агрессии. Справочник.- М.:1985.- С.11. 5*** 4 Откуда исходит угроза

миру. - 4-е изд.- М.:1987. - С.8. вооружение, изымаемых из народного

хозяйства.

Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное

равновесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный

экономический и научно-технический потенциал, военно-промышленный

комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах,

потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства

оказался непомерным.

Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой. Хотя в этот период в

мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны

удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и военно-

политической деятельности Советского руководства.

Таким образом, пройденные с 1965 по 1985 годы явились новым шагом

вперед в развитии советского государства.

В экономической . области был создан единый народнохозяйственный

комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического

развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения

земного шара производил более 20 процентов мировой промышленной продукции.

В социальной . сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось

в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного

назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения.

Во внешнеполитической . области высокий авторитет Советского Союза

позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопомощи -

союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими

освободившимися государствами и развивать отношения с капиталистическими

государствами на основе паритета.

В военной . области было достигнуто стратегическое военное равновесие

между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и

предотвращению мировой войны.

Вместе с тем, темпы экономическое развития стали неуклонно

снижаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-

технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов,

характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми

капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к

предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства

показывало, что административно-командная система исчерпала свои

возможности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным

механизмом, назрела необходимость новых реформ.

ЛЕКЦИЯ XVI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

1985 - 1991 гг.

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали

перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел

положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста

населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре

1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК

КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966

г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший

председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку

укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За

пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров,

37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика,

повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла

оказать должного воздействия.

После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем

был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся

ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост

руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому

хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого

связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название

"перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего

состояния советского и российского общества.

Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг.

- попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе

сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-

1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе

коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной

экономики.

К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким

политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране

("путч" августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в

новый исторический период.

1.Экономическое содержание "перестройки".

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на

радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была

положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны".

Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII

съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла

свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального

развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года."

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за

15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при

удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в

2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной

интенсификации производства на базе научно-технического прогресса,

структурной перестройки экономики, эффективных форм управления,

организации и стимулирования труда.

Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги,

проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная

кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация

человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два

месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была

объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны

были сказаться на

значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую

дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы,

вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство

винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году

выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в

1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали

изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено

160 млн. декалитров. 5 (*)

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала

нежелательные явления, а именно: - была подорвана экономическая

база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в

Азербайджане, Молдавии и др; - увеличились потери рабочего времени в

силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; -

участились случаи отравления людей от самодельных и технических

спиртосодержащих жидкостей; - значительно сократились поступления в

доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы,

правительство начало денежную эмиссию.

Впервые после войны был включен денежный станок.

В результате подобного рода кампаний государственный финансово-

кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления

стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности

продолжали оставаться низкими:

Индексы в процентах к предыдущему году . 5 (**)

----------------------------------------------------------- 5* 0

4СССР в цифрах в 1990 году: Краткий статистический сборник. 4-

М.:1991. - С.137. 5** 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.40,41.

5¦ 0 1985 5¦ 01986 5¦ 0 1987 5 ¦ 5+-------------------------

+------+-----+------+ 5¦ 0 Национальный доход

5¦ 0 1,6 5¦ 0 2,3 5¦ 0 1,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция промышленности

5¦ 0 3,4 5¦ 0 4,4 5¦ 0 3,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция сельского 5

¦ ¦ ¦ ¦ 5¦ 0 хозяйства

5¦ 0 0,2 5¦ 0 5,3 5¦ 0 -0,6 5 ¦ 5¦ 0 Производительность труда

5¦ 0 1,3 5¦ 0 2,1 5¦ 0 1,6 5 ¦ 5L--------------------------+-

-----+-----+-------

Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась.

Начались поиски иных путей реформирования.В июне 1987 года Пленумом ЦК

КПСС были приняты "Основные положения коренной

перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство

сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством.

Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч

предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был

определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" существенно

расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет,

самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был

заменен госзаказом. Был принят также закон "О кооперации", который

стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и

обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения

значительных субсидий из государственной казны.

В условиях господства государственной экономической системы без

налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к

негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые кооперативы,

не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих

социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые

кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали

оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более,

что налог на кооперативы был установлен в размере всего лишь 3 процентов.

Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы

при минимальном росте выпуска продукции. Если прирост денежных доходов

населения в процентах к предыдущему году в 1987 году составил 3,9,то в

1988 - 9,2, в 1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990 году эмиссия

наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза 5(*) 0.

В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала

приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве

финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся

инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских

товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась

серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в

Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вызвало

взрыв недовольства.

Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых

конфликтов не дал результатов.

Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг.

в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается

идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 года правительство

продолжило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике",

рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) должен был

осуществиться комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как

директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль

которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995

гг.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ,в том числе

программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая

предлагала более радикальные --------------------------------------------

--------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.41,6. меры,

ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского

рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать

два сектора на рынке: 1. Ввести карточки и обеспечить всех

необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам. 2.

Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно

расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу.

Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не

действует.Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся

обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета

законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной

экономике.

На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой

программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в

которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и

на промышленные товары с частичной компенсацией.

В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и

Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была

достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была

создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и

заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.

Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике

одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина -

Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюзную

"Программу 500 дней". В ее разработке принимали участие представители

почти всех союзных республик.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация

финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и

товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере

стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при

сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы

расписали по периодам - какие меры должны быть осуществлены в течении

каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный

контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно

проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики,

вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической

деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом

одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1

октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет

СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета

Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе.

Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой

программы.Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти

программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный

Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы "Основные

направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной

экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический,

чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала

сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от " Программы 500 дней

" предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую

программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы.

Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение

"Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.

Однако в 1991 году разразился экономический кризис ., который принял

комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В

1990 году, впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт

снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный

доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось.

Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по

продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый

национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до

уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция

переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году.

Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного

хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более

того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений,

недооценка происшедших качественных изменений в международной политике

и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые

воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных до конца

экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и

межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости

коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе

политической системы советского общества.

2. Политические преобразования в период "перестройки".

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования

вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики.

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству

противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула

идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе

развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев

и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических

страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах

власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было

совершено 2080 тыс. преступлений,а в 1990 - 2787 тыс., при этом

осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. 5 (*) 0

Количество

осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами

политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической

борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от

официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое

распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и

политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным

духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве

происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие

пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли

коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В

июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX

партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан

без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения

доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства,

сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции

означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического

государства.Были определены основные направления политической реформы:

- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;

- формирование Советов на альтернативной демократической основе и

утверждение их полновластия; - демократизация органов

государственной власти; - расширение гласности и плюрализм в

идеологической сфере; - перестройка национальных отношений на

демократической основе. --------------------------------------------------

--------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.104,105.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой

партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку"

третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями

конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989

году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн.

человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и

Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической

ориентации. Компартии Грузии, Армении,

Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII

съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее

влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение

в реформировании политической системы.В их числе закон "Об изменениях и

дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о

руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов",

утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали

изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным

органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал

двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост

Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного

надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти

альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло

оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в

истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной

власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления

явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации

деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией

провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988

года возникают Народные фронты, первые национальные организации,

носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт

Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во

всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления

многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие

направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял

"Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому

же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое

движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-

демократическую партию России" и др. Первыми представителями

либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза",

"Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три

конституционно-

демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия

либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре -

"Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе

движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе

выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась

одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая

партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными

организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-

демократической партией России". В июне 1990 года была основана

"Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в

деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-

коммунистического революционного союза".

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной

организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В

1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-

демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское,

"Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них

предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии

социалистическое направленности (Народная партия свободной России,

Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации

(Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская

коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий,

выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская

национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации

российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-

социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское

христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При все

многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два

направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали

сторонниками коренных

реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией

на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося

положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная

политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти,

сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический

кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического

развития: а) реформаторско-демократическая .. Представленная

партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление

к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами

и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. б) национально-

патриотическая .. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и

выражалась в образовании националистических партий и движений, в том

числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и

культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями

в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-

коммунистическая. . Сформированный десятилетиями социалистический образ

жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения

остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного

партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям

политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с

неизбежностью острую политическую борьбу.

3. Обострение национальных отношений.

Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как

уникальное многонациональное федеративное государство, которое

объединяло 53 национально-государственных формирования и более 100 наций

и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов,

присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеванных.

Многие из этих народов имели многовековую самобытную историю и

гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные,

национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России

и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимопомощь, общие

интересы в борьбе с

завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксированных

границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и

взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными

экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных,

энергетических, информационных систем, единого военно-промышленного

комплекса, а также государственной системой с одной централизованной

интернациональной партией. Такая структура показала свою эффективность и

жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны.

Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться

центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться

межнациональные противоречия. . В условиях разрушения прежней политической

системы центробежные процессы приобрели обвальный характер,

национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на

карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт

между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии

поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые

события в Фергане (1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.), где

жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились

отношения между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией - с

другой, которые превратились в вооруженные конфликты . с

многочисленными жертвами. В кровавые погромы вылилось противостояние

между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка

сложилась в Прибалтийских республиках, где нарастала напряженность между

коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим

фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по

стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под

знаменем многочисленных политических партий и движений, открывая свои

темные стороны.

Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей

своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и

поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с

помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс

вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где в результате

пресечения войсками несанкционированной

демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в

Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В январе

1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге,

сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обострили

противоречия между центром и республиками, усилили стремление к

суверенизации ..

С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался

процесс отделения национальных республик . от общесоюзного центра. В

ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции

Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990

года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении

независимости литовского государства".

К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В

представительных органах союзных республик под влиянием национальных

фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза

ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в

апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах

экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О

порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из

СССР".

Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую

Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной политике

коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое равенство всех

республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете

национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн.

населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с

ее 140 млн. населением. Эти и другие несоответствия привели в тому,

что в печати все чаще стали появляться статьи, показывающие, что Россия

обделена, является донором других республик. В результате I Съезд народных

депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял

Декларацию о государственном суверенитете России. Этот день был объявлен

национальным праздником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным

голосованием Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.

Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти

Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV

Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был проведен

первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР.

76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмотря на то,

что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии

отказались участвовать в референдуме.

Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союзного

договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года.

4. Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные

изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция,

получившая название нового политического мышления .. Эта концепция

провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из

тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе

взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения,

экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из

признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед

классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной

форме международных отношений. в) деидеологизации международных

отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный

выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения

межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им

Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде

КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета

общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому

политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из

Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из

Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали

оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось

несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами

США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации

ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано

соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных

вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами

в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную

Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991

года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового

сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый

случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против

своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях.

Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи

ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались

меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и

переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения

заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние,

уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической

поддержки.

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной

мощи,отказ от прежних приоритетов,таких как помощь и поддержка

коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению,

все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада

вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того,как с января

1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.