РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно - долларовой

основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро

разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная

организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет

Экономической Взаимопомощи.

Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической

системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в

социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к

власти демократические правительства, тяготеющие к Западу,

коммунистические партии потеряли свое влияние и

ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В

многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты.

Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом

изменились.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился

объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой

промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие

значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо

внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с

1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая

26 тыс.т. к январю 1991 года, 5(*) 0 не смогла спасти положение. Наряду с

позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере

привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и

освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с

ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало

углублению экономического и политического кризиса.

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и

ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому

всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-

политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был

распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные

конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась. -------------------

---------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году.

- С.36,37.

5. События августа 1991 года.

Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к

середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей

проблемой было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции

стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в

отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два

Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к

другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные

Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и России. Хотя союзное

руководство предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки

были малоэффективными.

Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-

Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто

соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало

отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора

было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому

времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом

изменить ситуацию.

18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был

изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о

своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа

был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в

который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр

обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя

Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго,

председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент

Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о

введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о

расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР

1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений,

запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над

средствами информации, ввел войска в Москву.

Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 августа

было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП

оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам

ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли

оборону вокруг Белого Дома. Путчисты растерялись. 21 августа была

созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая

руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею

руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и

председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили

М.С.Горбачева.

Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы

как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев

отмежевался от своих бывших сподвижников.

24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря

ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ

о ликвидации политорганов и партийных организаций в Вооруженных Силах.

24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета

министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете

деятельности КПСС и РКП на территории России.

После августовских событий Союз советских республик стал быстро

распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и

подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и

Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд

народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам

подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6

сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9

сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение

сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.

В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России,

Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного

Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых

государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и

государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии

ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря

Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия

Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен

флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил

свое существование.

Что означали события августа 1991 года для судьбы страны?

Во-первых, это был крупный политический кризис ., кризис власти.

Руководители, занимавшие ведущие государственные посты, выступили

против главы государства, предприняли попытку переворота.

Во-вторых, основной причиной кризиса явилось противо борство между

союзными структурами власти и вышедшими из под контроля

республиками. . прежде всего Российской Федерацией. Результатом явился

дальнейший распад союзного государства, ликвидация СССР.

В-третьих, в августе 1991 года произошел либерально-де мократический

государственный переворот, . который ознаменовался приходом к власти

либерально-демократических сил, избравших путь капиталистической

ориентации.

В-четвертых, была ликвидирована уже подорванная партий но-государственная

система . на основе руководства коммунистической партии, началось

становление новой политической системы по западноевропейскому образцу.

В-пятых, август 1991 года знаменовал собой начало ново го исторического

периода . в жизни страны, перехода от социализма к капитализму, к

созданию рыночно-капиталистической экономики, соответствующих

общественных отношений и политической структуры.

ЛЕКЦИЯ XVII. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РОССИИ.

В результате либерально-демократического переворота в августе 1991

года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в

стране. Явившиеся результатом экономического, политического и

национального кризиса августовские события способствовали окончательному

распаду Советского Союза, превращению его в группу политически независимых

государств, проводящих самостоятельный экономический и внешнеполитический

курс. К власти в России пришло политическое руководство, избравшее западно-

политический путь развития. Такой выбор явился одним из вариантов выхода из

кризисного состояния, в которое впало Советское государство во второй

половине 80-х годов. Что же привело страну к такому коренному повороту

в своей истории, каковы причины кризиса социалистической общественно-

экономической формации, установившейся в 1917 году и прошедшей 70-летний

путь развития? Последствия кризиса оказались столь существенными, что

привели к кризису всей мировой социалистической системы, к коренному

изменению положения в мире.

1. Причины кризиса советского общества.

В предыдущих разделах отмечалось, что проявления застоя, а затем

спада в развитии экономики СССР были отмечены со второй половины 70-х

годов. Как раз в эти и последующие годы сложились объективные и

субъективные предпосылки кризисного развития советского общества.

Среди объективных при чин . можно назвать следующие: а) непомерная

гонка вооружений ., которая оказала, пожалуй, определяющее влияние на

последующее развитие событий.

Особенностью военно-политической ситуации после второй мировой войны

было то, что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую

так называемую "холодную войну".

Против него стоял весь капиталистический мир во главе с США, не

пострадавшими в годы второй мировой войны, а наоборот, чрезвычайно

обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые оплачивали

военное снаряжение, исчезавшее в горниле войны.

С 1946 года, со знаменитой речью У.Черчилля, а затем доктрины

Г.Трумена началась "холодная война", то есть конфронтация, доходящая до

войны, военные локальные конфликты и крайне дорогостоящая гонка

вооружений.

Стержнем военных потенциалов противостоящих друг другу США и СССР

стало ядерное оружие, потребовавшее гигантских затрат на производство,

а затем изготовление межконтинентальных средств доставки. Программа

"Манхеттен" по производству первой атомной бомбы обошлась Соединенным

Штатам в 15 млрд. долларов. Можно только догадываться во сколько

обошлось производство первой советской атомной бомбы, испытанной в 1949

году, через 4 года после разрушительной войны. В дальнейшем производство

ядерного оружия шло по нарастающей и достигло огромных размеров. Бывший

министр обороны США Роберт Макнамара представил эту гонку следующим

образом: 5 (*)

Количество стратегических ядерных боезарядов ----------------------------

-----------------------------¬ ¦

1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 ¦ ¦ США 450 4750

6058 5550 4000 8500 10000 11200 18776 ¦ ¦ СССР 20 300 600 1800

2800 6000 9900 20326 ¦ L------------------------------------------------

---------

Приведенные данные показывают, что; во-первых, Советский Союз все время

отставал и стремился догнать США, и, во-вторых, производство ядерного

оружия шло безостановочно.

Для производства ядерных боеголовок, ракет, других видов вооружений

потребовалось создание военно-промышленных комплексов, втянувших в

производство оружия тысячи заводов и -------------------------------------

--------

-------------- 5* 0 4Р.Макнамара. Путем ошибок - к катастрофе: Пер. с

англ. 4М.:1988. - С.134-135. научных учреждений. Тем самым огромные

производственные мощности и людские ресурсы исключались из производства

мирной гражданской продукции. В середине 70-х годов военный бюджет США

достиг астрономической суммы в 300 млрд. долларов в год. Всего же за 1945-

1990 гг. Соединенными Штатами было израсходовано на военные цели около 4

трлн.долларов, причем 3 трлн. пришлось на 80-е годы.Чтобы не отставать,

Советский Союз был вынужден делать соответствующие затраты и создавать

аналогичный военно-промышленный комплекс. Когда в условиях гласности

впервые были опубликованы цифры военного бюджета СССР, они составили в

1989 году 75,2 млрд. рублей, почти половину всех расходов на социально-

культурные мероприятия. 5 (*)

Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить безумную гонку

вооружений? Да, были. В 1972 году удалось заключить договор об ограничении

стратегических вооружений между СССР и США (ОСВ-1), касающийся

межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок-

ракетоносцев и стратегических бомбардировщиков. Но с начала 80-х годов

гонка вооружений резко возросла, перейдя на космическую сферу, что

потребовало новых колоссальных затрат. б) диспропорция в развитии

города и деревни, промышленности и сельского хозяйства . 1.

Известно, что существование и процветание государства зависит от

баланса между промышленностью и сельским хозяйством, причем сельское

хозяйство обеспечивает общество продовольствием и сырьем, а

промышленность - соответствующими орудиями труда и товарами в необходимых

количествах. Нарушение этого баланса приводит к дефициту продуктов и

товаров, напряженности в обществе, способствует кризисному развитию.

Развитие сельского хозяйства зависит от трех основных факторов:

- биоклиматического потенциала почвы, - наличия работников сельского

хозяйства, -----------------------------------------------------------

5* 4 СССР в цифрах в 1990 г. - С.45. - технической оснащенности.

Страны Западной Европы и США, имея высокий биоклиматический потенциал

почвы, в 2-3 раза превышающий состояние земель в Советском Союзе, большая

часть территории которого находится в зоне

рискованного земледелия или непригодна к земледелию, а также добившись

высокой технической и энергетической оснащенности сельского хозяйства,

смогли достичь устойчивого баланса между промышленным и

сельскохозяйственным производством при относительно небольшой

численности сельского населения.

Для России и СССР решение этой задачи было всегда сопряжено с огромными

трудностями.

Трудность первая. . Зона рискованного земледелия, низкий

биоклиматический потенциал почвы не позволял получать высокие урожаю даже

при условиях хорошей обработки пахотных земель. Например, в

дореволюционные годы 1911-1915 средняя урожайность зерновых (пшеница,

рожь, овес) составляла в России 8 цетнеров с гектара, в то время как в

Англии и Германии в среднем 20,7. 5 (*) 0 За период с 1913 по 1966 гг.

урожайность зерновых в России - СССР составила в среднем 9,6 ц/га, 5 (**)

а с 1971 по 1986 - 15,5 ц/га. 5 (***) 0 Приведенные данные показывают,

что зерновое хозяйство России, основная отрасль сельского хозяйства,

развивается на более низком уровне, чем в западно-европейских странах. И

это положение трудно изменить в силу объективных причин.

Трудность вторая .. Она связана со слишком быстрыми темпами уменьшения

сельского населения, что произошло в силу ускоренной индустриализации в

довоенные годы и форсированного промышленного подъема в послевоенный

период. Строительство десятков тысяч новых промышленных предприятий

приводило к быстрому росту городского населения, которое пополнялось в

----------------------------------------------------------- 5* 0 См.: Мы

и планета: Цифры и факты. - М,:1982. - С.26. 5** 0 См.: Страна

Советов за 50 лет. - С.132-133. 5*** 0 См 4. 0: Народное хозяйство

СССР за 70 лет. - С.227. основном за счет жителей села, уходивших в

город на учебу или на работу.

Статистика свидетельствует о кардинальных переменах в соотношении

городского и сельского населения в годы Советской власти.

Численность населения в % 5 (*) ------------------------------------------

--------¬ ¦

1913 1940 1959 1970 1979 1987 ¦ ¦

¦ ¦ городское 17,9 32,5 47,9 56,3 62,3 66 ¦ ¦ сельское

82,1 67,5 52,1 43,7 37,7 34 ¦ L----------------------------------

----------------

Эти показатели означают, что если в 1913 году на одного городского

жителя приходилось 5 сельских, большая часть которых трудилась в

сельском хозяйстве, то 75 лет спустя на двух городских жителей

приходился один сельский. Производительность сельскохозяйственного труда

должна была бы возрасти по меньшей мере в 10 раз, но судя по урожайности

этого не произошло.

Численность сельских жителей уменьшалась в 70-е годы на полтора миллиона

человек ежегодно, а в 80-е 5 0-на 0.9 млн. 5(**) Для Российской

Федерации показатели соотношения сельского и городского населения еще

более значительны. В 1987 году 74% россиян жило в городах, а лишь 26%

- в сельской местности, то есть 3:1. Количество же работающих в колхозах

и совхозах РСФСР составляло всего лишь около 7 млн. человек, то есть

1:20 в соотношении населения.

Положение значительно обострилось в Нечерноземной зоне, где наибольшая

плотность промышленных предприятий и где за последние два десятилетия

фактически обезлюдело около 100 тыс. сел. Таким образом, значительные

социальные сдвиги яви-------------------------------------------------------

---- 5* 0 4См.: Народное хозяйство СССР за 70 лет.- С.373. 5** 4

Аргументы и факты. - 1990. - И 11. - С.7. лись объективной причиной

кризиса.

Трудность третья .. В силу того, что объекты сельскохозяйственного

производства страны расположены на огромных пространствах, не

удалось за все годы создать достаточно прочную инфраструктуру, в том

числе энергоснабжение многочисленных сел, обеспечить сельское хозяйство

перерабатывающими предприятиями и хранилищами, построить дороги. В связи

с этим ежегодно теряется большая часть урожая и сельскохозяйственной

продукции.

Все указанные трудности, накапливавшиеся много лет, привели к

дисбалансу между городом и деревней, между промышленностью и сельским

хозяйством, стали одной из важнейших причин кризиса. в) большое

отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока.

К 70-м годам обстановка в топливно-энергетическом комплексе страны

существенно изменилась. Возросший промышленный потенциал потребовал

значительного прироста топливно-энергетических ресурсов, которые можно

было получить лишь за счет освоения отдаленных районов Сибири и

Дальнего Востока. Угольные бассейны и нефтяные месторождения,

расположенные вблизи промышленных предприятий в

европейской части СССР, практически истощились, себестоимость добычи

значительно возросла.

Освоение же восточных и северных районов было чрезвычайно дорогостоящим

делом, как из-за отдаленности, так и из-за сложных климатических

условий. В 80-е годы практически весь прирост нефти и газа приходился

на восточные районы. Затраты существенно возросли. Примером тому могут

служить данные о построенных нефте- и газопроводах. Если в 1960 году

длина нефтепроводов составляла 17,3 тыс. км, газопроводов 21 тыс. км, то

в 1985 году уже соответственно 81 и 185 тыс. км, то есть увеличилась в

4,7 и 8,8 раза. 5 (*) 0 Учитывая, что неф-----------------------------------

------------------------ 5* 4 Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.353.

те- и газопроводы представляют собой сложную систему насосных станций,

коммуникаций, нуждаются в постоянном контроле и обслуживании, можно

видеть, что затраты, которые увеличивают себестоимость конечной

продукции, представляются весьма существенными.

Гигантских затрат потребовало строительство Байкало-Амурской

магистрали, подходившей к уникальному Нерюнгринскому угольному и

железнорудному бассейну, разработка которого могла бы дать значительный

эффект для народного хозяйства, но было приостановлено впоследствии из-за

нехватки средств.

Состояние экономики, когда топливо-энергетические мощности находятся вдали

от промышленных комплексов, увеличивает себестоимость продукции, делает ее

нерентабельной, требует отвлечения дополнительных средств, что в конечном

итоге способствует усилению кризисных явлений. г) запаздывание в

области научно-технического развития по сравнению с западными

странами ..

70-80-е годы во всем мире знаменовались быстрым развитием новых технологий

на базе электронно-вычислительной техники, принявшим характер научно-

технической революции. В Советском Союзе самые передовые достижения науки и

техники использовались прежде всего в военной области, крайне медленно

внедряясь в гражданскую сферу. В то же время западные развитые

капиталистические страны в условиях острой конкуренции на рынке

промышленных товаров стремились использовать новые технологии в

области продукции общего пользования, в чем достигли значительных

успехов. В странах Западной Европы, США и

Японии происходило быстрое обновление производственных фондов на основе

передовой технологии. По некоторым данным, развитые капиталистические

страны в период 80-х годов обновили промышленную базу на 70-80 процентов,

то есть по 7 - 8 процентов в год.

В Советском Союзе процесс обновление производства шел в два-три раза

медленнее. Так, темпы освоения новой техники: машин, оборудования,

приборов и средств автоматизации составили за 1981-1985 гг. 2,6 процента,

за 1986-1989 - 2,9 процента, то есть в среднем 2,8 процента в год. 5 (*) 0

Такими темпами обновления производства могло произойти за 30-40 лет, то

есть отставание было весьма существенным. Неблагоприятная ситуация в

этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором,

повлиявшим на кризисное развитие страны. д) экономическая

замкнутость, отрыв от мирового рынка.

Политическая конфронтация между Советским государством и западными

капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического

общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и

в экономической области. С началом "холодной войны" Соединенные Штаты

создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли,

экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в

международные валютно-финансовые фонды. По эгидой США была создана

организация КОКОМ, которая контролировала торговые отношения с

социалистическими государствами, создавая экспортно-импортные

ограничения на тысячи наименований товаров, вводя таможенные барьеры

прежде всего на продукцию высоких технологий. Критерием ограничений была

возможность какого-либо применения промышленной продукции для военных

нужд. Под эти ограничения подходило почти все, что производилось и

выпускалось.

В результате социалистические страны Восточной Европы были вынуждены

перейти на замкнутый режим торговли в рамках СЭВ, когда основным видом

торговых отношений был бартер, обмен товара на товар в так называемых

"переводных рублях". Тем самым социалистические страны были фактически

отстранены от мирового рынка на основе товарно-денежных отношений с

помощью конвертируемой валюты. Такое положение пагубно сказывалось на

развитии экономики социалистических стран в усло---------------------------

-------------------------------- 5* 4СССР в

цифрах в 1990 году. - С.187. виях бурного развития всемирного рынка на

основе передовых технологий.

В то же время даже небольшие страны, используя конвертируемость своей

валюты, имели возможность быстрого экономического развития с приобщением к

мировому рынку.

С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным

сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось

ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка

является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского

Союза. е) неповоротливость сверхцентрализованной системы

управле ния народным хозяйством.

В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности

новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до

внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной

системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны.

Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать большие средства

для решения крупных народнохозяйственных задач в обстановке,

требующей быстрого реагирования на изменения, в условиях монополизации

ряда отраслей проявляли себя слабо. В конечном итоге это приводило к

тому, что медленно обновлялись производственные фонды, оборудование

быстро старело. Средний срок службы производственного оборудования в

промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как нормативы

составляли 13 лет. 5(*) 0 Такое положение сказывалось на низком росте

производительности труда, способствовало нарастанию кризисных явлений.

ж) отсутствие эффективных побудительных мотивов для повыше ния

производительности труда в условиях уравнительного расп . ределения

материальных благ.

Если в капиталистических странах побудительными мотивами, раскрывающими

энергию работников, являются жесткая кон------------------------------------

----------------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. куренция и

борьба за выживание в условиях господства частной собственности, то

социалистический строй с его уравнительным распределением значительной

части материальных благ может опираться в основном на сознательность

тружеников и моральные стимулы. В обстановке войны или других чрезвычайных

обстоятельствах

они дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисциплины,

что не давало должного эффекта в длительных мирных условиях. В

соответствии с программными установками правящей коммунистической партии

многие материальные блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на

строительство которого в 80-е годы выделялось более 30 млрд. рублей

ежегодно. Бесплатное всеобщее образование, медицинское обслуживание,

дотации на содержание детей в дошкольных учреждениях, стипендии

студентам вузов и техникумов, дотации на поддержание низких цен на

предметы первой необходимости требовали немалых затрат, что составляло

до 40% от расходов госбюджета. 5 (*) 0 Такие значительные выплаты могли

компенсироваться высоким уровнем производительности труда, чего, к

сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания кризисных

явлений производительность общественного труда в 80-е годы постоянно

снижалась. Новых побудительных мотивов, способных поднять энтузиазм

масс, не находилось. Коммунистическая партия ,отказавшись от руководства ,

потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на трудовую

деятельность , что также способствовало снижению роста производительности

труда ,как основного фактора развития,и, в конечном счете , углублению

кризиса.

Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей

совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они

усугубились субъективными причинами ., связанными с деятельностью

политического руководства.

В их числе можно назвать следующие: 1) увеличение бюрократического

аппарата, его неповоротли--------------------------------------------------

--------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126. вости в принятии

решений.

С ростом масштабов промышленного развития, объемов производства

усложнялись экономические и социальные связи в стране, отношения

между отраслями и регионами. К примеру, Государственный комитет по

снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал распределение

продукции, включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования,

утряски, преодоления бюрократических прелон занимал много времени.

Особенно явственно бюрократическая волокита проявлялась в области

внешнеэкономических связей, так как внешняя

торговля являлась государственной монополией и была строго

централизованна. При этом наблюдался рост бюрократического аппарата,

эффективность его работы была низкой, государственная машина превращалась

в неповоротливый механизм. 2) перерождение партийного руководства,

консерватизм и обю рокрачивание партийных структур.

Превратившись из небольшой группы профессиональных революционеров,

фанатично преданных коммунистической идее, в массовую, а затем и

правящую организацию, партия вовлекала в свои ряды все большее количество

людей, вступавших в партию ради карьеры. В первые советские годы

проводились периодические чистки партии, проходившие в виде общественного

обсуждения деятельности коммунистов и исключение недобросовестных из ее

рядов. В конце 30-х годов эти чистки приняли характер политических

репрессий.

С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым сокращением

ее рядов сопровождались обмены партийных документов. К середине 80-х

годов КПСС насчитывала в своем составе около 20 млн. человек с

громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном управлении

государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции,

что привлекало в его состав карьеристов и беспринципных людей.

Партийный аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы

коррупции, распространялось взяточничество. В условиях углубления

объективных трудностей он оказался неспособным стать главным орудием

преобразований. 3) преклонный возраст членов высшего руководства.

С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было связано

такое явление, как длительная несменяемость высшего руководства.

Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах

преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые

нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоятельные и

оставались невостребованными, хотя объективная ситуация требовала

решительных шагов. Такие субъективные качества руководства являлись

тормозом в проведении необходимых кардинальных преобразований и послужили

одной из причин кризиса. 4) непродуманные волюнтаристские

эксперименты в экономике и социальной жизни.

В практике политического руководства, облеченного большой властью и

опиравшегося на партийно-государственную структуру, эффективно

проявлявшую себя в трудные времена, нередко возникало желание

волевыми действиями сверху осуществлять преобразования. Такие

волюнтаристские действия ярко проявились во времена Н.С.Хрущева,

пытавшегося решить многие проблемы волевыми директивами без всестороннего

анализа и последовательного практического внедрения. Так, например,

получилось с попыткой внедрить повсеместно кукурузу по опыту ее

выращивания в США. При этом не учитывались климатические особенности нашей

страны и отсутствие соответствующей техники.

С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные

тенденции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым также

широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения

позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие

намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не

затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как

было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то

не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших

средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из

стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья

и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется

перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных

заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых

средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во

внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие,

так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге

способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5)

приоритет теоретических схем в методах руководства без учета

практических условий.

Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое

руководство стремилось учитывать опыт других стран, что было

необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной

научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих

странах, каковы формы их государственного,

экономического и социального устройства. Например, много внимания

уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая

социальная защищенность народа, говорилось о модели "шведского

социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятельства,

присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и

нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения,

составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение,

позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней

торговли и другие.

Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм

западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до

копирования, что выражалось в появлении института президентства,

муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно

зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут

жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое

копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь

страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально-

экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной

жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению

политического, а также и экономического кризиса.

Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую

державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим,

интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему

комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось:

- в области экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска

продукции, остановке предприятий; - в области политической . - в

разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли

коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности

управления обществом; - в области социальной . - в снижении

жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной

защищенности; - в области духовной . - в подрыве коммунистических

идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области

национальной . - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся

межнациональных связей; - в области внешнеполитической .- в потере

бывших союзников и значительном

ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области

военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной

структуры и кризисном состоянии армии.

Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний

кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос

о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: -

первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел

испытания в начальный период перестройки и осуществления программы

"ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связанный

с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический

рынок.

Был избран второй вариант, который и определил последующие события.

Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сближение

с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой

капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и

демократической поли тической структуры. . Страна вступила в переходный

период своего развития.

2. Основные направления внутренней и внешней политики.

Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим

Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед

решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную

западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе

торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно

такие условия были поставлены перед страной для вступления в

финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на

Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть

обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних

цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась

чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на

внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного

потребления, значительно ниже мировых.

Для решения главной задачи в области экономической, . а именно:

перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие

основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий

и передача их в частные руки в виде акционерной или

индивидуальной частной собственности; - введение свободной

торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация

внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным

предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг;

- создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; -

введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;

- свобода предпринимательской деятельности.

До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О

собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности",

антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую

возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный

характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов

Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной

экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия.

В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых

критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его

словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация

экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года,

однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года.

Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация

цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени

Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу

действий.

2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении

свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был

объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Стартовые условия для

проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. В

условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной

экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что

не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в

26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические

связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в

Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными

денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие

союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции,

свертывания экономических связей ускорился, что не могло не

способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и

странах СНГ.

Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение

приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992 года было

принято постановление российского правительства, подкрепленное Указом

Президента от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы

приватизационных чеков в Российской Федерации", которыми объявлялся порядок

расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки.

Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений,

оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из 152 млн.

жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки

("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий

или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный

капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо

других частных лиц.

Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых

стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года было

приватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были

предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственная сфера

приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между

производством товаров и ценами, которые формировали ставшие частными

предприятия торговли. Дефицит все более стал пополняться товарами,

ввозимыми из других стран.

В этот период были приняты другие нормативные акты, которые отменяли

ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводились

обменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввоз

валюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданы

фондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и

правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как

внутри страны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин

подписал Указ о передаче земли в частную собственность, однако его

выполнение было связано с

преодолением многовековых традиций коллективной (общинной)

собственности на землю, и не могло быть решено одноразовым актом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.