РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который

определял новый термин - "разрядка".

В дальнейшем политическое руководство, которое с сентября 1953 года

возглавил Н.С.Хрущев, стремилось ускорить ход экономического развития,

при этом предпринимались попытки ввести в действие материальные стимулы.

Особое внимание было обращено на развитие сельского хозяйства, началось

освоение целинных и залежных земель.За 1954-1956 гг. в районах

Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га новых

земель, создано 425 зерновых совхозов. В июле 1955 года анализ развития

промышленности привел в выводу о необходимости ускорения научно-

технического прогресса с учетом разворачивавшейся в мире НТР.

В середине 50-ых годов в стране начались важнейшие по литические

сдвиги ., значительный импульс которым дал ХХ съезд КПСС (февраль 1956

года). Его решения открыли возможности для многих позитивных перемен,

социально-экономическим и политическим реформам, которые затронули

практически все сферы жизни советского общества. Стали меняться прежние

подходы во внутренней и внешней политике.

К этому времени окрепло международное положение СССР.

Советская Армия и Флот были перевооружены ракетно-ядерным оружием, о

чем заявил на ХХ съезде КПСС министр обороны Маршал Советского Союза

Г.К.Жуков. Возросшая экономическая и оборонная мощь Советского

государства и союзных стран поставила под сомнение всю западную политику

"с позиции силы". Соотношение противостоящих

военно-политических сил приближалось к равновесию, что позволяло переходить

от политики глу хой защиты . к разговору на равных.

Опираясь на анализ тех изменений, которые произошли в мире в

послевоенный период, политическим руководством был сделан ряд

важнейших выводов по вопросам международного развития, ставших основой

внешнеполитической деятельности Советского государства.

Во-первых, применительно к новым условиям были рассмотрены идеи политики

мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Эта

политика стала рассматриваться как долговременная.

Во-вторых, был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны,

что фатальной неизбежности ядерной войны нет.

В-третьих, важное значение имел и сформулированный тогда же вывод о

расширении возможностей для перехода народов различных стран к

социализму.

Эти выводы характерны тем, что они демонстрировали отказ от некоторых

устоявшихся в течении десятилетий представлений о враждебности окружающего

мира, которые перестали отвечать новым историческим реальностям.

Следуя обновленным подходам к мировым процессам, во второй половине

50-ых - начале 60-ых годов политическим руководством были предприняты

внешнеполитические акции ., которые, к сожалению не всегда были

последовательны, но тем не менее отражали изменившуюся в мире ситуацию

и противоречивость международной обстановки.

В 1955 году восстанавливаются отношения с Югославией, тогда же

были установлены дипломатические отношения с ФРГ. По соглашению с КНР и

Финляндией Советский Союз ликвидировал военные базы в Порт-Артуре

(КНР,1955 г.) и в Поркалла-Удд (Финляндия,1956 г.). Предпринимаются

новые шаги в области разоружения: Советская Армия была сокращена на

2,5 млн. человек, уменьшены расходы на оборону. В 1958 году СССР в

одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия, а в 1963 году

СССР, США и Англия подписали Московский договор о запрещении испытаний

ядерного оружия на земле, под водой и в космосе. В эти же годы Советский

Союз оказал активную помощь национально-освободительному движению,

предотвратив агрессию против Египта и Кубы, само советское общество

становилось более открытым.

Противоречивость международной обстановки этого времени проявилась в том,

что в 1954 году ФРГ вступила в НАТО, на ее территории стало размещаться

ядерное оружие. В ответ на это СССР и союзные страны в мае 1955 года

создали Организацию Варшавского Договора. Блоковое

противостояние усилилось. В октябре 1956 года произошли

антиправительственные выступления в Венгрии, которые привели к вводу

советских войск в эту страну. В 1961 году возникла кризисная ситуация в

Центральной Европе, связанная с усилением подрывной деятельности

против ГДР. Тогда была построена берлинская стена, ставшая символом

политического разделения мира на Восток и Запад. В этом же году была

совершена агрессия против революционной Кубы. В октябре 1962 года возник

карибский кризис, в результате которого мир был поставлен на грань ядерной

катастрофы. В итоге интенсивных контактов между руководством СССР и США

кризис был преодолен. Верх взяло благоразумие.

Следует заметить, что накопление атомного оружия постепенно подводило

политических деятелей в мире к пониманию необходимости отхода от военного

противостояния и политики "холодной войны". Вместе с тем, в

стратегическом плане мирового развития политическое руководство ведущих

капиталистических стран и СССР оставалось на старых позициях. Крупную

негативную роль для СССР сыграл раскол между Коммунистической партией

Китая и КПСС, который с 1961 года привел к разрыву политических и

экономических связей между СССР и Китаем, к конфронтации вплоть до

враждебности с этой великой страной Азии.

К середине 50-ых годов многое изменилось и в жизни со ветского

общества. . Оно вышло на новые рубежи своего развития. Однако

дальнейшее его развитие объективно требовало проведения преобразований

в политической и социально-экономической сферах.

Процесс обновления начался прежде всего с обновления демократических

основ деятельности Коммунистической партии и осуждения культа личности

Сталина. Критика и осуждение культа

личности Сталина прозвучали с трибуны ХХ съезда КПСС в докладе, с

которым выступил Н.С.Хрущев.

В целом была дана открытая и принципиальная критика культа личности

Салина и его последствий. В этой критике признавались

злоупотребления властью, грубые искажения ленинских принципов социализма,

попирание демократии, вопиющие факты беззакония и произвола.

30 июня 1956 года было принято постановление ЦК КПСС "О преодолении

культа личности и его последствий", которое сыграло важнуюроль в

утверждении демократических принципов в стране и партии.

Политическая система нуждалась в коренной перестройке в связи с новой

политической обстановкой. Однако продолжали сохраняться авторитарные,

волюнтаристские методы управления. Н.С.Хрущев вместе с постом Первого

секретаря ЦК КПСС принял на себя также пост главы правительства,

Председателя Совета Министров СССР.

Действия политического руководства, которое возглавлял Н.С.Хрущев,не

вызвали глубоких перемен в политической жизни и в социальной психологии

народных масс. Практически оказались незатронутыми и старые общественные

структуры: власть, экономические отношения, управление, судопроизводство

и пра во, место партии в обществе и т.д.

Вместе с тем, после развенчания культа личности Сталина и осуществления

некоторых демократических преобразований, полная реставрация порядков

старого режима была уже невозможной. Но командно-административная

система сохранилась, правда, уже в несколько смягченном виде. Это

проявилось в рецидивах применения осужденных методов сталинского

руководства обществом, в том числе гонении на творческую интеллигенцию,

применение силы к выступлениям протеста со стороны рабочих

(Новочеркасск,1962 г.), в нарушении принципов внутрипартийной демократии,

коллективности руководства.

Попытки демократизировать общественную жизнь должны были найти адекватное

продолжение в экономике. Послевоенный восстановительный период

закончился - об этом свидетельствовали показатели развития народного

хозяйства, известные успехи в области науки и техники: 1954 г. - первая в

мире АЭС, 1956 г. - атомный ледокол "Ленин", реактивный пассажирский

самолет ТУ-104, 1957 г. - запуск в космос спутника, 1961 г.

- первый в мире полет советского человека в космическое

пространство. Имелись крупные достижения в области физики, математики,

но сохранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных

наук, кибернетики, химии.

Окрепнувшая экономика позволила решать и социальные вопросы:

принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декретных

отпусков для женщин, отменяется плата за обучение в старших классах школ

и вузах, вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах,

осуществлен перевод рабочих на шести- и семи-часовой рабочий день,

широко развертывается жилищное строительство на основе индустриальных

методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права

репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев,

калмыков.

Экономическая перестройка второй половины 50-х годов по замыслу, была

призвана решить проблему демократизации управ ления .: расширить

хозяйственные права союзных республик путем передачи в их ведение

вопросов, которые раньше решались в центре, приблизить управление к

"местам", выработать новый хозяйственный механизм, сократить

управленческий аппарат и др.

И объективно и субъективно реформа была направлена на модернизацию

громоздкой командно-административной системы управления экономикой.

В 1957 году были упразднены отраслевые министерства и осуществлен

переход на территориальный принцип управления. Страна была разделена на

105 экономических районов, созданы совнархозы, что на первое время

способствовало развитию местной инициативы и дало положительные

результаты. Однако уже через короткий период выявилось влияние

негативных тенденций новой системы управления: быстро расло местничество,

бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и единая

научно-техническая политика.

Поиски причин сбоев экономической реформы привели к возврату к

методам нажима и диктата.

В действиях политического руководства страны по проведению преобразований

все больше ощущалась непоследовательность. Были допущены и ошибки в

определении перспектив развития советского общества.

Анализ объективных изменений, которые произошли в мире и внутри страны

привели политическое руководство к выводу, сделанному на ХХI съезде КПСС

(январь-февраль 1959 г.), о полной и окончательной победе социализма в

СССР. Это положение трактовалось как завершение строительства в СССР

первой фазы коммунистической формации - социализма и вступлении

страны в новый исторический период развития - в период развернутого

строительства коммунизма.

При этом решение задач строительства коммунизма мыслилось главным образом

в рамках уже существовавших форм политической и экономической организации

общества. Какие-либо новые формы его

организации предложены не были.

В октябре 1961 года на ХХII съезде КПСС была принята третья

Программа партии, в которой ставилась задача строительства

коммунистического общества, на что отводилось 20 лет. Такие сроки

явились результатом поспешных умозрительных выводов, основанных на

волюнтаризме.

Жизнь, вместе с тем, все более настоятельно требовала отказа от

умозрительных представлений о перспективах общественного развития, властно

диктовала необходимость творческого анализа состояния дел в обществе и

принятия адекватных практических шагов.

Однако вместо коренных преобразований политических и экономических

отношений,принципиального пересмотра основ научно-технической политики

руководство страны упорно предлагало различные варианты реорганизации

партийного и государственного аппарата.

Венцом этих реорганизаций явилось разделение в ноябре 1962 года

партийных и советских органов по производственному принципу, на

промышленные и сельскохозяйственные. Абсурдность этих решений показывала,

что реорганизаторская деятельность зашла в тупик.

Реформа хозяйственной системы во многом оказалась формальной.

Хозяйственный механизм не обновился и продолжал работать, ориентируясь на

количественные показатели. Авторитарно-командные отношения в экономике

оказались незатронутыми. Повышения темпов роста промышленного

производства не произошло. Более того, новые капитальные вложения давали

все меньшую отдачу. Развитие научно-технического прогресса замедлилось.

Особенно заметное отставание наблюдалось в сельском хозяйстве.

Многочисленные планы подъема сельскохозяйственного производства

оставались нереальными. Более того, по отношению к сельскому хозяйству во

второй половине 50-х годов стали проявляться рецидивы старых подходов, то

есть изъятие средств из этой отрасли на иные нужды, в том числе было

принято решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяйственной техники

колхозам по высоким ценам, о сокращении приусадебных участков и

части домашнего скота, обложении крестьян высокими налогами и др.

В первой половине 60-х годов ежегодно рассматривались проблемы

развития сельского хозяйства. Однако ситуация в этой отрасли

продолжала ухудшаться. Критическим стал 1963 год, когда производство

зерна было ниже уровня 1913 года. Закончилось дело тем, что страна

стала делать массовые закупки зерна за рубежом.

Жизнь диктовала проведение коренных преобразований во всем народном

хозяйстве с учетом требований научно-технической революции. Развитые

капиталистические страны на основе НТР начали осуществлять переход на

интенсивный путь развития. Наша страна продолжала ориентироваться на

экстенсивный путь и на количественные показатели.

Таким образом, многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х

годов не состоялись. Они сошли постепенно на нет и уступили место

прежним методам руководства и управления.

Вторая половина 50-х и начало 60-х годов прошла под знаком борьбы

демократической и бюрократической тенденций в развитии общественной

жизни. В конце этого периода в результате ошибок руководства

демократическая тенденция стала ослабевать, что впоследствии послужило

прямой предпосылкой для укрепления позиций командно-административной

системы.

Одним из результов неосуществившихся преобразований второй половины

50-х - начала 60-х годов явилась отставка Н.С.Хрущева.

В октябре 1964 года неожиданно прозвучало сообщение о том, что

внеочередной Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу Хрущева об

освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиум

ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным

возрастом и ухудшением состояния здоровья.

На Пленуме ЦК в докладе, с которым выступил М.А.Суслов, Н.С.Хрущев

обвинялся в волюнтаризме, субъективизме, некомптентности руководства,

грубости, личной нескромности и т.д.

Первым секретарем ЦК КПСС на Пленуме был избран Л.И.Брежнев, а

на пост Председателя Совета Министров СССР был рекомендован А.Н.Косыгин.

Кроме того, было признано целесообразным не соединять в одном лице

должности 1-го секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР. Освобождение

Н.С.Хрущева от первых должностей в партии и государстве подвело черту

под одним из наиболее значительных и непростых периодов в истории нашей

страны.

Именно тогда была предпринята существенная попытка определить и

реализовать новый политический курс страны. Именно тогда советское общество

вдохнуло воздух обновления, жило в атмосфере оттепели, переживало

переломный момент.

В этот период в области международной . сохранились позиции Советского

Союза как одной из великих держав мира. Не удались попытки диктата

США в мировой политике, Советский Союз успешно противостоял им в

различных районах земного шара, в значительной мере способствовал крушению

колониальной системы путем поддержки национально-освободительного

движения.

В области экономической . наша страна сделала новый крупный шаг вперед,

сохранив позиции второй в мире промышленной державы. В 1960 году в

результате успешной реализации трех послевоенных пятилеток основные

производственные фонды возросли по сравнению с 1940 годом в 3,3 раза.

Произведенный национальный доход увеличился в 4,4 раза,

производительность общественного труда в народном хозяйстве повысилась в

4 раза.

Крупные сдвиги произошли в области социальной.. Значительно выросли

реальные доходы населения, улучшились жилищно-бытовые----------------------

-------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.48. условия людей. Только за период с 1950 по 1966 гг. получили

квартиры в новых домах или улучшили свои жилищные условия 155 млн. ч.

Значительно возрос научно-образовательный потенциал страны.

Но, пожалуй, самыми существенными явились достижения в военной

области.. Несмотря на огромные трудности, нехватку средств, было

проведено полное перевооружение армии на новое ракетно-ядерное оружие,

реактивную авиацию и артиллерию. Пехота как род войск изжила

себя. Ее заменили механизированные войска. Главным итогом военной

политики Советского государства явился срыв планов развязывания мировой

термоядерной войны, обеспечение мирных условий экономического

строительства.

Не все проводимые преобразования оказались удачными. Многие

эксперименты структурного плана в народном хозяйстве показали свою

несостоятельность, страна оказалась не готовой к глубинным перестроечным

процессам в области политической, экономической и духовной. В

значительной степени сказывались еще последствия разрушительной войны,

отставание в области научно-технического прогресса, тяжелое бремя гонки

вооружений и "холодная война". Необходимы были новые реформы.

----------------------------------------------------------- 5* 0

4Страна Советов за 50 лет. - С.8.

ЛЕКЦИЯ XV. ОТ РЕФОРМ К КРИЗИСНЫМ ЯВЛЕНИЯМВ СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(1965 - 1985 гг.)

Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание

механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены

публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки

совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый

этап развития нашего общества.

Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем

руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как

застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна

столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем

глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного

строя.

1.Трудности и проблемы социально-экономического развития

СССР.

В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения

одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного

механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но

была реализована при Брежневе.

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов

ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил

внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались

реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности

колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план

обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет.

Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам.

Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве.

Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования,

в частности, тенденция к занижению объемов плановых поставок

сельскохозяйственной продукции.

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения

сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в

совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30

сентября 1965 года "Об улучшении управления промышленностью" и от 4

октября 1965 года "О совершенствовании планирования и усилении

экономического стимулирования промышленного производства". Инициатором

хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель

Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Суть реформы мыслилась как сочетание

комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить

самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации),

усовершенствовать централизованное планирование.

Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных

плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и

оценочного показателя объемов реализации; 2) укрепление хозрасчета

предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли; 3)

перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику

поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне,

обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг.

была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности). 4)

восстановление отраслевого принципа управления промышленностью.

Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации. Оставлялось

пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации

продукции, основная номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и

рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Однако административная обязанность заданий даже при этих чисто

экономических показателях должна была сохраниться.

Однако реформа не меняла основ командно-административной системы

управления и была направлена лишь на ограничение пользования

преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми

экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные

результаты. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода и

валового общественного продукта составили в 1961-1965 годах 6,5

процентов, то в 1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно.

Прирост валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965

годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента. 5 (*)

Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы,

причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее

половинчатость. Главным недостатком было то, что интересы общества и

предприятия стали все больше и больше расходиться. Предприятию было

выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.

Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма

страны и могло привести к быстрому и глубокому экономическому

кризису. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение

вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном

планировании номенклатурной продукции и других показателей с

ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически

полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в

экономической жизни.

Реформа 1965 года предусматривала дальнейшее развитие сельского

хозяйства. Ее важным решением было принятие Примерного Устава колхозов в

ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов,

сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный

участок, личный скот и птицу.

Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась ещё ------------------

-----------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет.

- С.51. достаточно высокими темпами роста. Несмотря на всю

половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько

задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали

снижаться.

Если прирост национального дохода в 1967-1970 годах составлял в среднем

за год 7,8 процента ,то в 1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5

процента.

Следует подчеркнуть, что в эти годы существовало понимание необходимости

эффективнее использовать экономические законы социализма, усилить

внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-

технического прогресса.

В рассматриваемый период принимались правильные решения о необходимости

смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения

центра тяжести с количественных показателей на качественные, с волевых

методов управления на экономические.

В 70-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики

выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их

результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы

выросли более чем в три раза, численность научных работников

увеличилась вдвое. На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-

производственные объединения (НПО), которых в 1985 году насчитывалось

250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов

техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу

того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений.

Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение

развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и

использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования

как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно

отставали от США и других европейский стран.

XXV съезд КПСС определил 10 пятилетку (1976 - 1980 гг.) как "пятилетку

эффективности и качества". Однако, в действительности-----------------------

------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.51. 10 пятилетка таковой не стала. Промышленность, сельское

хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с

планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй

половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия.

Это признавалось на самом высоком уровне.

Реформы 1965-1970гг. при всей своей ограниченности и

непоследовательности оказали значительное позитивное воздействие на

народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался новыми

крупными успехами в области экономики и социально-культурной жизни. За

1961-1985 гг. валовый общественный продукт вырос на 387 процентов, так же

вырос национальный доход. Это означало, что страна стала производить в

4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это

время увеличилась на 485 процентов,

продукция сельского хозяйства -на 171 процент. 5 (*)

Крупные структурные изменения характеризовали развитие народного

хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс,

включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти

годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий, в том

числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в

мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-

энергетические комплексы.

В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе

место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процентов мировой

промышленной продукции.К 1985 году наша страна вышла на первое место в

мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и

газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50

процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.

Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по

1985 было построено 34 млн. новых квартир,что ----------------------------

------------------------------- 5* 0 4Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.49. позволило улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы

выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и

низкие цены на товары народного потребления.

Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен

переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц,

окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников,

достигнув 1,5 млн. человек (в 1913 году в России насчитывалось 11,6 тыс.

научных работников. 5 (*)

В общем и целом этот период явился периодом наибольших достижений

Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни.

Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по

сравнению с 1913 годом почти в 50 раз. Великий русский и

многонациональный советский народ мог гордиться этими достижениями.

Однако со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки

экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства

реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.

Серьезную тревогу вызывал разрыв между приростом мощностей и невысоким

уровнем отдачи капитальных вложений. Положение особенно ухудшилось во

второй половине 70-х годов.

Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное

освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных

показателей. Срок окупаемости капитальных вложений в промышленности

вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов

он уже втрое превышал допустимые нормативы.

Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер.

Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже

уровня развитых стран. Если в 1966-1970 г. годовой прирост

производительности труда составлял 6,8 про---------------------------------

-------------------------- 5* 0 4См: Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.64; Мы и плане 4та: Цифры и факты. - 5-е изд.,доп. - М.:1982. - С.67.

цента, то в 1981-1985 - всего 3,1 процента, то есть снизился в два

раза. 5 (*)

Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельско-

хозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой

продукции.

Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании

крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на

элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Значительный

урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор

зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым

сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.

В мае 1982 года была принята продовольственная программа, которая

представляла собой систему мер, охватывающих все основные стороны

агропромышленного комплекса. Однако негативная тенденция не была сломлена.

Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно

улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в

продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского

обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике

уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем

более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные

категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных,

увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда

недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт,

отдых.

Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности

достигло своего максимума.Граждане страны с определенными трудностями,

но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого

ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей.

Главная проблема была не в отсутствии товаров,а в их низком качестве,

поэтому ----------------------------------------------------------- 5* 0

4Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.51. покупатели старались

закупить импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный

уровень стал падать лишь с начала 80-х годов.

Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни,

усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к

предкризисной ситуации.

Каковы признаки этого явления?

В экономической области: - тенденция к замедлению роста основных

показателей развития народного хозяйства; - отставание в научно-

техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических

стран; - неэффективное использование материальных и трудовых

ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства; -

инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос.

В социальной области: - остаточный принцип выделения средств на

социальные нужды; - преобладание уравнительности в распределении и

систематическое нарушение социалистического принципа распределения по

труду; - нарастание таких негативных явлений, как пьянство,

алкоголизм, спекуляция, коррупция.

В политической области: - неспособность руководства страны оценить

назревшие перемены и принять адекватные меры; -

бюрократизация управленческого аппарата, волюнтаристические способы

принятия решений и проведения их в жизнь; - отсутствие гласности по

важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; -

пассивность и апатия масс, значительная утрата ими доверия к традиционным

политическим институтам.

В духовной области: - отрыв теории, идеологической работы от

жизни, формализм пропаганды и агитации; - застой в обществоведении,

литературе, искусстве; - широкое распространение потребительской

психологии.

Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить

как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся

особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла

сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и

энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение

экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура,

возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета

и на помощь союзникам. В этой связи стоит обратить внимание на то, что

доля СССР в рамках Варшавского договора составляла 90% совокупных

расходов и лишь 10% приходилось на долю союзников ( для сравнения: в

рамках НАТО расходы США составляют 54%).

Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали

складыванию предкризисного состояния. Такие процессы, как, например,

чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление

кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо

раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они

стали проявляться более отчетливо.

Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества -

застой. По сути дела возникла целая система ослабления инструментов

власти, образовался своего рода механизм торможения социально-

экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять

причины застойных явлений в жизни общества.

Механизм торможения - это совокупность застойных явлений во всех сферах

жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной,

духовной, международной. Механизм торможения есть следствие, а точнее

проявление противоречий между производительными

силами и производственными отношениями. В складывании механизма торможения

значительную роль играл субъективный фактор. В 70-е - начале 80-х

годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным

активно и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во

всех областях жизни страны.

2. Международная военно-политическая конфронтация и ее

последствия для СССР.

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была

направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития

общества, на формирование и утверждение нового типа международных

отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя"

сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные

просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным

направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами;

- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;

- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися

государствами; - борьба за предотвращение мировой войны,

сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими

странами было то, что все большее значение приобретало экономическое

сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это

проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ),

основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество

экономической интеграцией.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических

стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления

сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных

направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми

энергоносителями и сырьем.Крупными совместными экономическими проектами

были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая

программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в

разных странах.Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965

г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508

млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой.

Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского

Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие

военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и

ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный

Комитет министров обороны.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых

странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под

угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод

советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и

подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов

польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х

антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.

Благодаря экономической и политической помощи из СССР, польскому

руководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря

1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской

объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это

прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,

существовали социалистические государства, проводившие независимый

внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские

отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с

Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и

советское правительства проводили в отношении друг друга политику

сдержанного сотрудничества. Наряду с усиленными экономическими связями

политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию

занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось

проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как

внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам

социализма.

Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно

подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году.

В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.

Обострение отношений между ними началось еще в конце

50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции",

китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с

СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане,

прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более

политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли

вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и

Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская

Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный

противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти

Л.И.Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый,

но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов

началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции

Шарль де Гопль посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты

французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были

продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско -

французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и

Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы

сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой

Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ.

Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в

Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой

заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом

договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница

между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические

отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй

половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных

внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и

неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении

всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы

лейбористов в Англии в 1974 году начался

процесс улучшения англо-советских политических и экономических

отношений. Несмотря на то, что экономических связи СССР и Японии были

достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на

весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и,

следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.