РУБРИКИ

История России 1913 год

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История России 1913 год

| Озерный |1804 |2928 |11 |

| |900 |2000 |14 |

|Мурманско-Беломорский | | | |

|Итого по Европейской |35671 |85231 |263 |

|России | | | |

| Обский |753 |2,370 |4,3 |

| Низовья Енисея |162 |486 |0,9 |

| Прибайкальский |280 |788 |2,5 |

| Якутская обл. |57 |71 |0,5 |

| Дальневосточный |4500 |4200 |8 |

|Итого по Азиатской |8252 |11924 |33,7 |

|России | | | |

|Всего по Империи |43923 |97155 |296,2 |

Источник: Статистический ежегодник России. Изд. ЦСК МВД. Пг., 1915.

Раздел VII, с. 100

* Данные о русско-подданных. Кроме того, на промыслах были заняты

около 10 тыс. японцев.

Таблица 2

Добыча важнейших пород рыбы в 1913 и 1914 гг. (тыс. пуд.)

|Добыто |1913 г. |1914 г. |

|Осетровых |1176,6 |635,8 |

|Сельди |16773,7 |13004,6 |

|Тресковых |606,1 |340,8 |

|Воблы |3817,4 |3981,9 |

|Лососевых |7737,0 |8050,0 |

|Итого |29610,8, |26013,1 |

Источник: Статистический ежегодник России. 1915 г. Пг., 1916. Отдел

VII, с.90.

Из "Объяснительной записки к отчету

государственного контроля по исполнению

государственной росписи и финансовых смет за 1912

г." (СПб., 1913. С. 210-212, 214)

Рыбные промыслы имеют важное значение в экономической жизни России,

являясь одним из существенных источников питания широких масс населения. По

приблизительным подсчетам ежегодное потребление рыбы в Империи составляет

около 100 млн. пудов на сумму до 250 млн. рублей.

Однако, несмотря на благоприятные условия, современная постановка

рыбного дела является у нас несовершенной, и в результате отечественный

улов рыбы не в состоянии удовлетворить потребность в ней населения, что

видно из данных о внешней торговле.

|Годы |Вывоз |Привоз |Превышение ввоза над |

| | | |вывозом |

| |Количество|Стоимость |Количество|Стоимость |Количество|Стоимость |

| |(тыс. |(тыс. |(тыс. |(тыс. |(тыс. |(тыс. |

| |пуд.) |руб.) |пуд.) |руб.) |пуд.) |руб.) |

|1908 |2252 |6209 |19807 |28998 |17555 | 22789 |

|1909 |2909 |8152 |20683 |29939 |17774 |21787 |

|1910 |2695 |8233 |19383 |28157 |16688 | 19924 |

|1911 |2542 |8925 |21611 |32586 |19069 | 23661 |

Недостаточность улова рыбы в России находится в зависимости, прежде

всего, от того обстоятельства, что внутренние воды Европейской России в

районах так называемого малого рыболовства... ныне обеднели рыбой

настолько, что рыболовство в них почти утратило промысловое значение, в

районах же исконно большого рыболовства, как Прикаспийский край, Азовско-

Донской край, наблюдается сильное истощение рыбных богатств. Улов сельди,

например, в Каспийско-Волжском бассейне упал с 1885 г. к 1911 г. с 307 млн.

штук до 96 млн. (с.210).

Объясняется это хищническим истреблением рыбы, неправильной

постановкой рыбного дела. С другой стороны, слабо используются огромные

рыбные богатства на Дальнем Востоке, Севере, где усиливается засилье

иностранцев, слабым техническим оснащением и недостатком рыболовных судов

для морского лова. В 1907 г. японцы сняли в аренду 87 рыболовных участков,

в 1912 г. — 211. Слабы перерабатывающая база и холодильники (стр.212).

(В отчете отмечалось строительство рыбоводных заводов на Волге. К 1912

г. действовало 5 казенных заводов, один — земский и один — Общества

рыбоводства и рыболовства. Стр. 214).

ГЛАВЫ III. TРАНСПОРТ И VI. СВЯЗЬ БУДУТ ДОБАВЛЕНЫ ПОЗЖЕ

V. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

1. Государственный бюджет

Ю.А.Петров

Основу финансового хозяйства Российской империи составлял

государственный бюджет («государственная роспись доходов и расходов»).

Вплоть до начала XX в. проект бюджета утверждался императором по докладу

министра финансов, с 1906 г. утверждение бюджетной росписи входило в

компетенцию Государственной Думы. Сжатые данные об исполнении бюджета

публиковались в «Ежегоднике Министерства финансов», детальные сведения

помещались в выходивших ежегодно «Отчетах Государственного контроля по

исполнению государственной росписи и финансовых смет». Бюджетная статистика

в дореволюционной России относилась к числу наиболее разработанных и

открытых в мире.

На протяжении всего XIX и начала XX в. российский бюджет сводился с

дефицитом. Чтобы несколько скрасить общую картину, общий бюджет

подразделялся на «обыкновенный» и «чрезвычайный». К «чрезвычайным» расходам

относились прежде всего расходы на ведение войн, на борьбу с последствиями

стихийных бедствий и т.п., большую часть «чрезвычайных» доходов казна

получала за счет внутренних и внешних займов. В результате двойного счета

финансовому ведомству удавалось сводить обыкновенный бюджет с положительным

сальдо, реальный же дефицит проходил по графе бюджета чрезвычайного.

Только после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. наметился

устойчивый прирост бюджета в целом (доходная часть обыкновенного бюджета за

1900-1913 гг. выросла в 2 раза — см. табл.1). Однако в структуре

государственных доходов преобладали поступления от казенной винной

монополии (в 1913 г. 899,3 млн. руб. — см. табл. 2), что свидетельствовало

о слабости бюджетной политики правительства и дало основание современникам

оценить российский бюджет как «пьяный». В расходной части бюджета, в

течение 1900-1913 гг. также увеличившейся почти вдвое, почти 60% занимали

непроизводительные расходы государства (военные, по государственному долгу,

на содержание полицейско-административного аппарата и др. — см. табл.4).

Царское правительство, таким образом, направляло основные средства

казны на имперские цели, недостаточно заботясь о бюджетном финансировании

производства и социо-культурной сферы.

Таблица 1

Государственный бюджет России за 1900-1913 гг. (млн. руб.)

|Годы |Обыкновенный бюджет |Чрезвычайный бюджет * |Суммарный бюджет |

| |Доходы|Расход|Излише|Доходы|Расход|Излише|Доходы|Расход|Излише|

| | |ы |к(+) | |ы |к(+) | |ы |к(+) |

| | | |или | | |или | | |или |

| | | |дефици| | |дефици| | |дефици|

| | | |т (-) | | |т (-) | | |т (-) |

|1900 |1704,1|1555,4|+148,7|32,6 |333,8 |-301,2|1736,7|1889,2|-152,5|

|1904 |2018,3|1909,8|+111,5|385,4 |830,8 |-445,4|2403,7|2737,6|-333,9|

|1907 |2342,5|2196,0|+146,5|143,0 |386,6 |-243,0|2485,5|2582,6|-97,1 |

|1910 |2781,0|2473,2|+307,8|24,1 |123,5 |-99,4 |2805,1|2596,7|+208,4|

|1913 |3417,4|3094,2|+323,2|13,8 |288,7 |-274,9|3431,2|3382,9|+48,3 |

Источники: Министерство финансов. 1904-1913 гг. СПб., 1913; Ежегодник

Министерства финансов. Вып.1902. СПб.., 1903, С.46-51; Там же. Вып.1912 г.

СПб., 1912, С.56-61; Там же. Вып.1915. Пг.,1915,С.40-45.

* Чрезвычайные доходы на 90% состояли из займовых средств; в расходную

часть включены хозяйственно-операционные суммы военного ведомства (в 1913

г. — 126,5 млн. руб.), суммы, ассигнованные на сооружение и выкуп в казну

железных дорог (в 1913 г. — 115,6 млн. руб.), расходы по ликвидации

последствий русско-японской войны и досрочному выкупу займов.

Таблица 2

Доходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн.

руб.)

|Статьи дохода |Годы |В % к |

| |1900 |1913 |1900 г. |

| |абс. |% |абс. |% | |

|Прямые налоги 1 |131,9 |7,7 |272,5 |8,0 |206,6 |

|Косвенные налоги 2 |658,1 |38,6 |708,1 |20,7 |107,6 |

|Пошлины 3 |88,3 |5,2 |231,2 |6,8 |261,8 |

|Правительственные регалии 4 |176,8 |10,4 |1024,9 |30,0 |579,4 |

|Доходы от казенных имуществ и |473,5 |27,8 |1043,7 |30,6 |220,4 |

|капиталов 5 | | | | | |

|Доходы от отчуждения |0,6 |0,0 |2,9 |0,1 |483,3 |

|государственных имуществ | | | | | |

|Выкупные платежи |96,2 |5,6 |1,2 |0,03 |1,2 |

|Возмещение расходов главного |71,1 |4,2 |116,7 |3,4 |164,1 |

|казначейства | | | | | |

|Прочие статьи доходов |7,5 |0,5 |16,2 |0,4 |216,0 |

|Итого доходов |1704,1 |100 |3417,4 |100 |200,6 |

Источник: Ежегодник Министерства финансов. Вып.1902 г. СПб., 1903.

С.35-36; Там же. Вып.1915 г. Пг., 1915, С.40-42.

1 Налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати (в 1913 г. — 87,3

млн. руб.), государственный промысловый налог (150,1 млн. руб.), сбор с

доходов от денежных капиталов (35,1 млн. руб.). В России до 1917 г.

отсутствовал такой важный вид прямого обложения как прогрессивно-подоходный

налог, проекты которого неоднократно разрабатывались в правящих сферах, но

так и не были реализованы.

2 Главные статьи косвенных налогов — таможенный (в 1900 г. — 204 млн.

руб., в 1913 г. — 352,9 млн. руб.), сахарный и питейный акциз и сборы

(соответственно 63,3 и 149,2 млн. руб. и 316,8 и 59,7 млн. руб.). Косвенное

обложение в форме акцизов и государственной монополии охватывало сахар,

вино, водку, табак, пиво, керосин, спички, дрожжи, папиросные гильзы,

бумагу и др.

3 Основной доход приносили гербовые и судебные пошлины (в 1913 г. —

111,8 млн. руб.), а также сборы с переходящих имуществ, главным образом

пошлины с наследства и за совершение купчих (48,4 млн. руб.).

4 «Правительственными регалиями» в бюджете официально именовались

доходы от введенной со второй половины 1890-х годов казенной винной

монополии (в 1900 г. — 117,9 млн. руб., в 1913 г. — 899,3 млн. руб.), а

также от деятельности почтово-телеграфных и телефонных учреждений (50 и

119,8 млн. руб.), чеканки монеты (4,2 и 5,1 млн. руб.).

5 Главной статьей являлась прибыль от казенных железных дорог (в 1900

г. — 361,7 млн. руб., в 1913 г. — 813,6 млн. руб.). Данные о прибыли

несколько завышены, т.к. в расходы казенных железных дорог не включались

платежи по строительным капиталам. В этой же графе бюджета значились доходы

от казенных заводов, разработки лесных дач, от принадлежащих казне

капиталов и т.п.

Таблица 3

Расходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)

по ведомствам

|Статьи расходов по ведомствам |Годы |В % к |

| |1900 |1913 |1900 г.|

| |абс |% |абс |% | |

|Министерство императорского двора |12,9 |0,9 |17,4 |0,6 |134,6 |

|1 | | | | | |

|Высшие государственные учреждения |3,9 |0,3 |9,4 |0,3 |293,7 |

|2 | | | | | |

|Синод 3 |22,3 |1,5 |45,7 |1,5 |214,0 |

|Министерство внутренних дел 4 |83,6 |5,7 |185,4 |6,0 |221,8 |

|Министерство финансов 5 |264,9 |18,1 |482,3 |15,6 |182,1 |

|Министерство юстиции |44,5 |3,0 |90,6 |2,9 |203,6 |

|Министерство иностранных дел |5,4 |0,4 |11,5 |0,4 |2129 |

|Министерство народного просвещения|30,1 |21 |143,1 |14,6 |475,4 |

|Министерство путей сообщения 6 |296,5 |20,3 |640,7 |20,7 |216,1 |

|Министерство торговли и |— |— |64,6 |2,1 |— |

|промышленности 7 | | | | | |

|Главное Управление землеустройства|39,0 |2,7 |135,8 |4,4 |348,2 |

|и земледелия 8 | | | | | |

|Главное Управление |1,8 |0,1 |3,3 |0,1 |183,3 |

|государственного коннозаводства | | | | | |

|Военное министерство 9 |300,9 |20,6 |581,1 |18,8 |193,1 |

|Морское министерство |78,7 |5,5 |244,8 |7,9 |3110 |

|Государственный контроль |7,7 |0,5 |12,1 |0,4 |157,1 |

|Платежи по займам 10 |267,0 |18,3 |424,4 |13,7 |158,9 |

|Итого 11 |1459,3 |100 |3094,2 |100 |212,0 |

Источник: Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1902 г., СПб., 1903.

С.37-45; Там же. Вып. 1915 г. Пг., 1915. С.36-38.

1 В ведении Министерства, помимо прямого содержания особ императорской

фамилии, находились также Императорские театры с их училищами.

Императорская Академия художеств, Императорская Археологическая комиссия и

музей императора Александра III.

2 Государственный совет, Государственная Дума (с 1906 г.),

Государственная Канцелярия, Канцелярия Совета Министров (до 1906 г. —

Канцелярия Комитета министров), Собственная Е.И.В. Канцелярия, Канцелярия

Е.И.В. по принятию прошений. Согласно Основным законам Российской империи

1906 г., сметы Министерства империи 1906 г., сметы Министерства

императорского двора и императорских канцелярий не подлежали обсуждению в

Государственной Думе.

3 Смета Святейшего Синода включала расходы по центральному управлению,

духовным консисториям, лаврам и монастырям, городскому и сельскому

духовенству, духовно-учебным заведениям, православным духовным учреждениям

за границей и т.п.

4 Расходная часть бюджета МВД состояла из расходов «по общей части»,

т.е. собственно на содержание полицейского аппарата (в 1913 г. — 105,1 млн.

руб.) и по «почтово-телеграфной части» (80,2 млн. руб.).

5 В смету расходов Министерства финансов входили и не относившиеся

непосредственно к задачам ведомства статьи, такие, как содержание

Отдельного корпуса пограничной стражи (в 1913 г. — 15,7 млн. руб.).

Главными статьями расходов являлись затраты на проведение казенной винной

монополии, введенной С.Ю.Витте в 1894 г.; расходы по Главному управлению

неокладных сборов и казенной продажи питий составили в 1900 г. 105,7 млн.

руб., в 1913 г. — 255,3 млн. руб.

6 Основной статьей расходов МПС являлись затраты на эксплуатацию и

строительство железных дорог: в 1900 г. — 231,2 млн. руб., в 1913 г. —

534,1 млн. руб.

7 Министерство торговли и промышленности было образовано 27/Х 1905 г.

Из министерства финансов в него перешли также Горный Департамент (расходы в

1913 г. составили 33,1 млн. руб.) и Управление торгового мореплавания и

портов (21,5 млн. руб.).

8 ГУЗиЗ был образован 6/У 1905 г. из Министерства земледелия и

государственных имуществ. Резкое возрастание расходов по этому ведомству

было связано с реализацией столыпинской аграрной реформы. Основные статьи

расходов составили в 1913 г. ассигнования по Главному переселенческому

управлению (28,2 млн. руб.) и по Департаменту земледелия (29,1 млн. руб.).

9 Основные расходы Военного Министерства числились по Главному

Интендантскому управлению (в 1913 г. — 387,1 млн. руб.). Прямые военные

расходы России с учетом чрезвычайного бюджета и расходов военного

характера, проходивших по сметам гражданских ведомств, оценивались в 1913

г. в 965 млн. руб. (28,5% от общей суммы расходов). Возрастание военных

расходов в 1913 г. по сравнению с 1900 г. (данные за этот год в

обыкновенном бюджете занижены, т.к. расходы по подавлению «боксерского

восстания» в Китае в 1900 г. были проведены по чрезвычайному бюджету)

объясняется реализацией принятых в канун первой мировой войны военных

программ. (Ср. военные расходы других европейских стран по данным за 1913

г.: Германия — 865 млн. руб., Англия — 705 млн. руб., Франция — 552, Италия

— 262, Австрия — 258 млн. руб.).

10 В графе приведены данные по внутренним и внешним займам, из них

заграничные платежи составляли в 1900 г. — 64,8 млн. руб., в 1913 г. — 183

млн. руб. Государственный долг России к 1913 г. составлял 8858 млн. руб.

(Ср.: Франция — 12209 млн. руб. (на 1911 г.), Германия — 9491 млн. руб. (на

1912 г.), Англия — 6727 млн. руб. (на 1913 г.), Австрия — 6953 млн. руб.,

Италия — 5259 млн. руб. (на 1912 г.).

11 Ср. с суммами государственных расходов по бюджетам за 1913 г.:

Германия — 4512 млн. руб., Австрия — 2251 млн. руб., Франция — 2083 млн.

руб., Англия — 1850 млн. руб., Италия — 993 млн. руб. (См.: Министерство

финансов. 1904-1913 гг. Обзор деятельности. СПб., 1914. Гл.1

Государственные доходы и расходы. Диаграммы V-VI).

Таблица 4

Структура расходной части государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг.

(млн. руб.)

|Статьи расходов |Годы |

| |1900 |1913 |

| |сумма |процент к |сумма |процент к |

| | |общему | |общему |

| | |итогу | |итогу |

|Непроизводительные расходы: |

|1) Военные расходы |483 |25,6 |965 |28,5 |

|2) Расходы по государственному| | | | |

|долгу: | | | | |

|а) по железнодорожным займам |112 |5,9 |142 |42 |

|б) по займам на«общие |205 |10,8 |282 |8,3 |

|государственные потребности» | | | | |

|Итого платежи по займам |317 |16,7 |424 |12,5 |

|в том числе платежи за границу|130 |6,7 |183 |5,4 |

|3) Расходы на содержание |151 |7,9 |295 |8,7 |

|полицейско-административного | | | | |

|аппарата | | | | |

|4) Расходы по сбору налогов |187 |9,8 |297 |8,8 |

|5) Прочие расходы |40 |1,6 |23 |0,6 |

|Всего непроизводительных |1168 |61,8 |2004 |59,1 |

|расходов | | | | |

|Производительные и социально-культурные расходы |

|1) Вложения в государственные |572 |30,2 |1108 |32,7 |

|имущества и предприятия | | | | |

|2) Бюджетные вложения в |104 |5,6 |98 |29 |

|частный сектор | | | | |

|3) Расходы на просвещение |34 |1,8 |143 |4,3 |

|4) Прочие расходы |11 |0,5 |30 |0,9 |

|Всего производительных и |721 |38,2 |1379 |40,9 |

|социально-культурных расходов | | | | |

|Итого |1889 |100 |3383 |100 |

Источник: Таблица составлена Ю.Н. Шебалдиным по данным «Отчетов

государственного контроля» за 1900 и 1913 гг. (См.: Шебалдин Ю.Н.

Государственный бюджет царской России в начале XX в. (Исторические записки.

Т.65. М., 1959. С. 190).

Таблица 5

Платежный баланс России за 1898-1913 гг.

|Актив платежного баланса |(млн. |Пассив платежного баланса |(млн. |

| |руб.) | |руб.) |

|Поступления от экспорта |17435 |Платежи по импорту |13313 |

|Инвестиции иностранных | |Проценты, дивиденды и выкуп |5400 |

|капиталов в промышленность, | |ценных бумаг | |

|банки, | | | |

|другие отрасли |2225 |Расходы русских за границей |2000 |

|Государственные займы |2000 |Прочие расходы |415 |

|Прочие поступления |240 |Увеличение золотого фонда |772 |

|Итого |21900 |Итого |21900 |

Источник: Хромов П.А. Экономическое развитие России. М., 1967. С. 490;

Вестник финансов. 1928. № 5, С.82.

2. Кредитная система

А. Банковский кредит

Ю.А.Петров

Сложившаяся во второй половине XIX в. кредитная система России была

вызвана к жизни потребностями капиталистической модернизации народного

хозяйства и отражала аграрно-индустриальный характер экономики страны. На

ее формирование и механизм функционирования заметный отпечаток накладывала

экономическая политика самодержавия, направленная на регулирование

экономических процессов через систему учреждений государственного кредита.

К началу первой мировой войны Россия обладала достаточно развитой

кредитно-банковской структурой, отвечающей запросам различных секторов

народного хозяйства в финансировании. В рамках ее действовали как

государственные, так и частные кредитные учреждения, а также муниципальные

и сословно-корпоративные. Сферой их деятельности являлось снабжение

средствами капиталистического торгово-промышленного оборота (коммерческий

кредит, см. табл. 1) и операции с недвижимостью (ссуды ипотечные под залог

земли и городской собственности — см. табл.2, 3).

Потребительский кредит под заклад движимости предоставляли ломбарды

(см. табл.4). Приводимые сведения извлечены из выходивших периодически

официальных статистических справочников «Ежегодник Министерства финансов»,

в котором публиковались балансовые данные учреждений потребительского и

коммерческого кредита, и «Статистика долгосрочного кредита в России», где

отражены операции кредита ипотечного. Для отражения динамики развития

представлены данные 1913 г. в сравнении с 1900 г.

Таблица 1

Система коммерческого кредита в России на 1 января 1900 и 1914 гг. (млн.

руб.)

в числителе — данные за 1900 г., в знаменателе — данные за 1914 г.

|Кредитны|Число|Число|Капитал|Пассив|Учет |Ссуды|Ценны|Суммы |В % к|Удель|

|е |учреж|филиа|ы |ы * |** |*** |е |баланс|1900 |ный |

|учрежден|дений|лов |(основн| | | |бумаг|ов |г. |вес %|

|ия | | |ые, | | | |и | | |к |

| | | |запасны| | | | | | |итогу|

| | | |е и | | | | | | | |

| | | |пр.) | | | | | | | |

|Государс|1 |122 |53 |594,0 |225,0|1205 |51,6 |1594,0|290 |46,7 |

|твенный | | | | | | | | | | |

|банк 1 | | | | | | | | | | |

| |1 |146 |55 |1228,2|594,4|361,7|107,9|4624,0| |37,8 |

|Акционер|42 |274 |2826 |570,5 |421,5|3455 |1120 |14239 |441 |41,7 |

|ные | | | | | | | | | | |

|коммерче| | | | | | | | | | |

|ские | | | | | | | | | | |

|банки 2 | | | | | | | | | | |

| |50 |778 |836,5 |2539,0|1546,|1615,|314,9|6284,6| |51,4 |

| | | | | |5 |1 | | | | |

|Общества|111 |— |37,9 |168,3 |127,1|766 |9,2 |2482 |427 |7,3 |

|взаимног| | | | | | | | | | |

|о | | | | | | | | | | |

|кредита | | | | | | | | | | |

|3 | | | | | | | | | | |

| |1108 |— |151,0 |869,0 |609,1|2446 |212 |1059,7| |8,7 |

|Городски|241 |— |39,0 |97,2 |70,3 |431 |141 |1451 |180 |4,3 |

|е | | | | | | | | | | |

|обществе| | | | | | | | | | |

|нные | | | | | | | | | | |

|банки 4 | | | | | | | | | | |

| |319 | |462 |180,0 |126,1|103,0|17,6 |261,3 | |21 |

|Итого 5 |821 | |412,5 |1430,0|844,3|584,7|186,9|3411,2| |100 |

| |2402 | |1088,7 |4816,2|2876,|3415,|461,6|12229,|358 |100 |

| | | | | |1 |6 | |6 | | |

Источники: Ежегодник Министерства финансов. Вып.1901 г. СПб., 1902.

С.336-347, 348-359; Там же. Вып. 1902 г. СПб., 1903. С.234-275; Там же.

вып.1914 г. Пг., 1914. С.155-162, 200-313, 324-349; Сводный баланс

городских и сельских общественных банков на 1 января 1914 г. СПб., 1914.

* Вклады срочные и бессрочные, а также текущие счета в Государственном

банке; кроме того — средства казны.

** Учет векселей с двумя подписями и соло-векселей с обеспечением,

вышедших в тираж ценных бумаг (государственных и частных) и торговых

обязательств.

*** Ссуды срочные и бессрочные (специальные текущие счета или онколь),

под залог ценных бумаг (государственных и частных), векселей и товаров,

драгоценных металлов, недвижимости и т.п.

1 Государственный банк России — центральный эмиссионный и коммерческий

банк, сочетавший эмиссионные и коммерческие операции. Находился в

непосредственном подчинении министра финансов, вел операции промышленного

кредитования, выдавал подтоварные ссуды (особенно под зерно), кредитовал

также землевладельцев, поддерживал ссудами мелкий крестьянский и

кооперативный кредит, активно содействовал хлебной торговле, поддерживал

ведущие акционерные коммерческие банки. Служил важным средством проведения

экономической политики правительства. (См.: Государственный банк. 1860-1910

гг. СПб., 1910).

2 Акционерные коммерческие банки — основное звено системы

коммерческого кредита. Вели кредитование промышленности, торговли, отчасти

сельского хозяйства за счет денежных капиталов, мобилизованных в форме

вкладов, а также за счет выпуска собственных акций и облигаций. Главными

банковскими центрами страны к 1914 г. являлись Петербург (13 банков),

Москва (7 банков), Варшава (5 банков), Рига (3 банка), Одесса и Лодзь ( по

два банка). Петербургские банки (сумма балансов к 1914 г. — 4432,7 млн.

руб.) и московские (1050,4 млн. руб.) представляли собой две ведущие

банковские группировки. Пользовались широкой поддержкой правительства:

кредиты Государственного банка, предоставленные коммерческим акционерным

банкам, достигали к 1914 г. 388 млн. руб. С конца XIX в. крупнейшие

российские банки были тесно связаны с европейскими банками: к 1914 г. они

имели 17 заграничных филиалов, в том числе 5 в Париже, по 3 в Лондоне и

Берлине.

Десятка крупнейших российских банков по сумме балансов к 1914 г. (в млн.

руб.):

Русско-Азиатский — 834,9 (правление в Петербурге);

Русский для внешней торговли — 628,4 (правление в Петербурге);

Петербургский Международный — 617,5 (правление в Петербурге);

Азовско-Донской — 543,5 (правление в Петербурге);

Русский Торгово-промышленный — 496,2 (правление в Петербурге);

Волжско-Камский — 424,7 (правление в Петербурге);

Соединенный — 333,8 (правление в Москве);

Сибирский Торговый — 279,5 (правление в Петербурге);

Московский Купеческий — 279,5 (правление в Москве);

Коммерческий банк в Варшаве — 217,4 млн. руб.(правление в Варшаве).

(См: Гиндин И.Ф. Русские коммерческие банки. Из истории финансового

капитала в России. М., 1948).

3 Общества взаимного кредита осуществляли взаимное кредитование своих

членов за счет их вступительных взносов (оборотный капитал) и

мобилизованных пассивов. Член общества нес ответственность за его операции

в десятикратном размере, в отличие от акционерных банков, где акционер

отвечал только суммой внесенного капитала. Вели те же операции, что и

акционерные банки, за исключением покупки ценных бумаг за собственный счет

(обществам разрешалось приобретать бумаги только за счет клиентов), и

являлись одной из наиболее динамично развивавшихся структур кредитной

системы (с 1900 по 1914 гг. количество обществ выросло в 9 раз, а число

членов — в 8 раз, с 83 до 634 тыс. человек).

С 1909 г. действовал единый расчетный и координационный центр —

Центральный банк обществ взаимного кредита. В Петербурге и Москве вели

операции 39 наиболее крупных учреждений, в губернских городах — 172, а

основная масса (897) действовала в уездных городах и селениях, обслуживая,

главным образом, мелких и средних торгово-промышленных и сельских

предпринимателей.

4 Городские общественные банки — муниципальные кредитные учреждения,

находившиеся в ведении органов городского самоуправления (городских дум).

Капитал образовывался из средств городского бюджета. Кредитовались в них в

основном средние и мелкие предприниматели. К 1914 г. в губернских городах

действовали 48 банков, остальные — в уездных центрах. Городские банки вели

те же операции, что и акционерные коммерческие банки и общества взаимного

кредита, а также выдавали ссуды под залог городской недвижимости (дома,

лавки, фабричные заведения и т.п.) на срок до 15 лет (к 1914 г. таких ссуд

было на 79 млн. руб.). Кредиты, помимо частных лиц, предоставлялись также

городской управе и местному земству, прибыль от операций отчислялась на

нужды городского благоустройства и благотворительные цели.

5 В подсчетах не учтены сведения о банкирских домах(конторах) —

частных кредитных учреждениях в форме товариществ полного и на вере,

возникавшие явочным порядком и не обязанных публиковать свои балансы. По

имеющимся неполным данным, к 1913 г. в России действовало около 300

банкирских домов, сведения об операциях имеются относительно 158 наиболее

крупных из них. Основной активной операцией у них являлись бессрочные

(онкольные, специальные текущие счета) ссуды под залог ценных бумаг (79,4

млн. руб.) и покупка последних (63 млн. руб.), а также учет векселей (73,4

млн. руб.). Основные ресурсы (пассивы) составляли 280,8 млн. руб., сумма

балансов — 352,6 млн. руб.

Таблица 2

Ипотечный кредит (под залог частновладельческих земель) на 1 января 1900 и

1913 гг.

|Число |Кол-во принятой в |Оценка |Сумма |Остаток долга |

|заложенных |залог земли в млн. |заложенной |выданных |(млн. руб.) |

|имуществ |дес. и в процентном |земли (млн. |ссуд (млн. | |

| |отношении к общей |руб.) |руб.) | |

| |площади | | | |

| |землевладения | | | |

|Учреждения ипотечного кредита |

|1900 |1913 |1900 |1913 |1900 |1913 |1900 |1913 |1900 |1913 |

|Государственный Дворянский земельный банк и его Особый отдел 1 |

|25637 |27317 |19,0(16%|155(13%) |1205,|1384,|704,6|806,6|682,9|764,9 |

| | |) | |6 |3 | | | | |

|Государственный Крестьянский поземельный банк 2 |

|27379 |331975|3,9(3%) |15,4(13%) |229,9|1564,|171,5|1303,|166,3|242,4 |

| | | | | |4 | |6 |1 | |

|Акционерные земельные банки 3 |

|39635 |57891 |18,7(15%|24,1(19%) |904,7|1598,|501,0|8966 |476,6|838,6 |

| | |) | | |7 | | | | |

|Херсонский земский банк 4 |

|4336 |5067 |3,3(3%) |3,2(3%) |274,8|453,1|137,4|226,5|117,0|194,4 |

|Эстляндское Дворянское кредитное общество |

|8691 |9349 |1,4(1%) |1,1(1%) |36,0 |41,9 |18,7 |23,3 |17,8 |21,0 |

|Лифляндское Дворянское общество |

|20272 |18849 |2,8(2%) |2,6(2%) |98,8 |102,9|48,3 |53,3 |42,1 |47,2 |

|Курляндское кредитное общество |

|10341 |6955 |1,0(1%) |0,8(1%) |56,0 |51,2 |25,5 |23,8 |19,4 |20,1 |

|Земское кредитное общество Царства Польского |

|9641 |9578 |3,5(3%) |2,5(2%) |301,7|402,2|139,5|191,8|125,3|173,4 |

|Тифлисский Дворянский банк |

|621 |1166 |0,6(1%) |0,6(1%) |73 |18,7 |3,6 |8,0 |3,3 |7,7 |

|Кутаисский Михайловский Дворянский банк |

|1020 |1261 |0,3(—) |0,1(—) |30 |4,2 |1,4 |1,9 |1,3 |1,5 |

|Нижегородский Александровский банк |

|385 |222 |0,1(—) |0,04(—) |3,5 |1,7 |2,6 |1,3 |2,3 |0,8 |

|Ликвидированный Саратовско-Симбирский банк |

|84 |— |0,2(—) |—(—) |3,6 |— |1,9 |— |1,6 |— |

|Итого |

|148042|473936|54,5(5%)|65,8(55%) |3125,|5623,|1756,|3536,|1655,|3311,5 |

| | | | |0 |2 |0 |3 |9 | |

Источник: Статистика долгосрочного кредита в России. 1900 г. Вып. III.

СПб., 1903; То же. 1914 г. Вып.1. СПб., 1914.

1 Государственный Дворянский земельный банк был основан в 1885 г. с

целью «поддержания землевладения потомственных дворян». Выдавал ссуды под

залог земельной собственности на срок до 66 лет. Действовал на территории

Европейской России, за исключением Финляндии, Польши и прибалтийских

губерний. С 1906 г. выдавал ссуды, выпускавшиеся закладными листами

(разновидность биржевых ценностей с твердой доходностью в размере 60-75

процентов оценки имения на льготных условиях (взимавшийся по ссудам процент

был на 1,5-2% ниже рыночного). Особый отдел Дворянского банка был образован

в 1890 г. на основе Общества взаимного поземельного кредита, учрежденного

еще в 1866 г. крупнейшими дворянами-латифундистами и затем в связи с

неудачными действиями перешедшего под опеку правительства.

2 Государственный Крестьянский поземельный банк был учрежден в 1883 г.

с целью «оказать содействие крестьянам к приобретению в собственность

предлагаемых для продажи земель». Выдавал отдельным крестьянам и сельским

обществам ссуды на срок от 13 лет до 51 года 9 месяцев в размере 80-90

процентов стоимости покупаемой земли. Действовал на всей территории

Российской империи, за исключением Финляндии, Польши и прибалтийских

губерний. Служил эффективным орудием реализации столыпинской аграрной

реформы: по указам 9 и 15 ноября 1906 г. банк обязывался выдавать ссуды под

залог надельных земель, продавать и содействовать продаже крестьянам

частновладельческих земель с проведением землеустройства, способствуя

образованию «правильно поставленных единоличных владений». Отдельным

покупателям ссуды выдавались в размере 90-100%, тогда как сельским

обществам — 80-85%.

3 К 1913 г. действовали 10 акционерных земельных банков, основанных

еще в первой половине 70-х годов XIX в.: Харьковский, Полтавский,

Петербургско-Тульский, Московский, Бессарабско-Таврический, Нижегородско-

Самарский, Киевский, Виленский, Ярославско-Костромской, Донской

(перечислены по времени основания). В целом они охватывали территорию

Европейской России, Кавказа, Средней Азии. Вне сферы деятельности этих

банков были Польша, Финляндия и Прибалтика, где действовали исключительно

местные кредитные учреждения. Выдавали ссуды на срок от 10 до 66 лет 10

месяцев под залог земельных владений, кроме надельных крестьянских земель,

и городской недвижимости — путем выпуска закладных листов. Крупнейшими

среди них были банки Московский (выпустил в 1914 г. закладных листов на

169,6 млн. руб.). Донской (на 158,3 млн. ). Харьковский (на 152,7 млн. ).

4 Остальные учреждения системы ипотечного кредита представляли собой

заведения, действовавшие на принципе взаимной ответственности заемщиков и

на их капиталы. Большая часть их представляла собой дворянские сословно-

корпоративные учреждения, действовавшие при поддержке государства.

Херсонский земельный банк (осн. в 1864 г.) обслуживал землевладельцев

четырех южных губерний (Бессарабской, Таврической, Херсонской и

Екатеринославской); Эстляндское (1802 г.), Лифляндское (1803 г.) и

Курляндское (1832 г.) общества — дворянство прибалтийских губерний; Земское

кредитное общество Царства Польского (1825 г.) — землевладельцев-поляков,

три дворянских банка (Тифлисский, Кутаисский, Нижегородский) действовали на

складки дворянских обществ.

(См.: Материалы по истории аграрных отношений в России в конце XIX —

начале XX вв. Статистика долгосрочного кредита в России. М., 1980).

А.П.Корелин

Таблица 3

Ипотечный кредит под залог городской недвижимости на 1 января 1900 и 1913

гг. *

|Число заложенных |Оценка залогов |Сумма выданных 1|Остаток долга к |

|имуществ (млн. руб.)|ссуд (млн. руб.) |января (млн. | |

| | |руб.) | |

|1900 |1913 |1900 |1913 |1900 |1913 |1900 |1913 |

|Учреждения ипотечного кредита |

|Акционерные земельные банки 1 |

|41895 |35103 |730,7 |832,8 |414,1 |461,0 |377,8 |375,2 |

|Городские кредитные общества 2 |

|31979 |49619 |1304,8 |2243,7 |759,3 |1431,1 |579,6 |1213,0 |

|Нижегородский Александровский банк |

|412 |— |4,6 |— |2,5 |— |1,6 |— |

|Тифлисский и Кутаисский Михайловский банки |

|3363 |7789 |40,1 |110,0 |20,2 |59,7 |18,2 |54,4 |

|Итого |

|77739 |92511 |2080,2 |3186,5 |1196,8 |1951,8 |9772 |16426 |

Источник: Статистика долгосрочного кредита в России. 1900 г. Вып. III.

СПб., 1903; То же. 1914 г. Вып.1. СПб., 1914.

* Ссуды под городскую недвижимость, кроме того, выдавали городские

общественные банки (к 1900 г. — 24,4 млн. руб., в 1913 г. — 79 млн. руб.).

К 1913 г. ссуды были выданы 581 городу (к 1900 г. — 480 городам).

Наибольшая задолженность была у Петербурга — 453,1 млн. (в 1900 г. — 252

млн. руб.), Москвы — 302,9 млн. (184), Одессы — 117,9 (94), Варшавы —

631,2 (62), Риги — 78,6(26), Киева — 73,7 млн. руб. (46 млн. руб.).

1 По закону 9 апреля 1902 г. объем ссуд, выдававшихся акционерными

земельными банками под залог городской недвижимости, был ограничен 1/3 от

общего объема ссуд.

2 Городские кредитные общества возникли в России в 60-х годах XIX века

(Петербургское — в 1861 г., Московское — в 1865 г.), вели операции

исключительно с городской недвижимостью (жилые дома, торговые помещения и

т.п., за исключением фабрично-заводских заведений). К 1900 г. операции вели

24 общества, к 1913 г. — 36. Наиболее крупные из них по сумме балансов к 1

января 1914 г. — Петербургское (445,1 млн. руб.), Московское (306,2),

Варшавское (157,9), Одесское (121,9), Киевское (51,9). Рост операций

городских кредитных обществ в начале XX в. отражал интенсивный процесс

градостроительства в России.

Таблица 4

Кредит под заклад движимости к 1 января 1900 и 1914 (т. (млн. руб.)

| |Казенные ломбарды * |Акционерные ломбарды|Городские ломбарды |

| | |** |*** |

| |1900 |1914 |1900 |1914 |1900 |1914 |

|Число |2 |2 |11 |18 |66 |105 |

|учреждений | | | | | | |

|Капиталы |4,1 |8,6 |10,9 |25,8 |1,2 |12,7 |

|Пассивы |4,4 |15,5 |7,7 |18,7 |3,7 |10,4 |

|(займы) | | | | | | |

|Остаток ссуд |8,3 |22,5 |15,0 |30,6 |3,7 |15,5 |

|Баланс |8,8 |24,9 |22,4 |50,2 |5,3 |24,6 |

|% к 1900 |100 |238 |100 |224 |100 |464 |

Источник: Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1901. СПб., 1902.

С.366-373; То же. Вып. 1915 г., Пг., 1915. С.296-309.

* Московская и Петербургская Сохранная казна.

** В России учреждались с 1840-х гг. (первый в 1840 г. — Петербургская

компания для хранения и залога разных движимостей и товаров).

К 1914 г. в Петербурге действовали 5 акционерных ломбардов, в Москве —

4, в Варшаве — 2. Наиболее крупные — Петербургский столичный ломбард (ссуды

к 1914 — 7,3 млн. руб.), Общество для заклада движимых имуществ в

Петербурге — 4,8 млн. и Петербургский частный ломбард — 3,4 млн. руб.

*** В России основывались с 1887 г. (Вологодский городской ломбард) с

целью «доставлять вещный кредит недостаточному населению на

необременительных, по сравнению с частными залогами, условиях». К 1914 г.

самый крупный городской ломбард — Московский (основан в 1896 г., остаток

ссуд — 3,5 млн. руб.) и Петербургский (1899, 2,3 млн. руб.), 57 ломбардов

действовало в губернских городах и 48-в уездных.

Б. Мелкий кредит

А.П.Корелин

Система кредита для мелких производителей, начавшая складываться в

России в рамках общей «попечительной» политики правительства еще в

дореформенную эпоху, была окончательно кодифицирована Положениями о мелком

кредите от 1 июня 1895 г. и 7 июня 1904 г. Законом предусматривались

следующие виды кредитных учреждений: 1) кредитные и ссудо-сберегательные

товарищества, представлявшие собой кредитные кооперативы; 2) крестьянские

сословно-общественные заведения — как старого, дореформенного типа, так и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.