РУБРИКИ

История России 1913 год

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История России 1913 год

суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия,

казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не

подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи

огражденные законом интересы и гражданские права.

См. также раздел III. Основные законы об участии монарха.

Государственного Совета и Государственной Думы в законодательстве.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Изд. 1906 г. Т. 1. 4.1. СПб., б. г.

Основные государственные законы (Основные законы) — законодательный

акт, который фиксировал важнейшие принципы общественного и государственного

устройства Российской империи, права и обязанности граждан и т.п. Являлся

юридической базой для текущего законодательства. Действовавшие в 1913 г.

Основные законы были утверждены Николаем II 23 апреля 1906 г.

2 Ст. 11 во многих случаях фактически позволяла императору

законодательствовать в обход Государственного совета и Государственной

Думы, поскольку указы, издававшиеся царем «для устройства и приведения в

действие различных частей государственного управления», зачастую по своей

значимости ничем не отличались от законов.

Высшие и центральные государственные учреждения России с 1905 по 1914

г. (схема)

Аппарат Государственной думы четвертого созыва (1912-1917 гг.)

2. Государственный совет

«Учреждение Государственного Совета»'

1. Государственный Совет составляет государственное установление, в коем

обсуждаются законодательные предположения, восходящие к Верховной

Самодержавной Власти по силе Основных Государственных Законов и в

порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственной

Думы. В Государственном Совете образуются также Департаменты и Особые

Присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных. 2

2. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению

и Членов по выборам.

6. В Государственный Совет воспрещается являться депутациям, а также

представлять словесные или письменные заявления и просьбы.

9. Общее число Членов Государственного Совета, призываемых Высочайшей

Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему

назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам.

Состав присутствующих в Совете Членов по Высочайшему назначению может

быть пополняем из числа сих Членов, как не присутствующих в Совете, так

и вновь назначаемых. Члены по Высочайшему назначению увольняются только

по их о том просьбам.

10. Состав Членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до

истечения срока полномочий сих Членов (ст. 18) по указу Императорского

Величества, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

12. Члены Государственного Совета по выборам избираются: 1) от духовенства

Православной Российской Церкви; 2) от Губернских Земских Собраний; 3) от

Дворянских обществ 3; 4) от Императорской Академии Наук и Императорских

Российских 1 Университетов; 5) от Совета Торговли и Мануфактур,

Московского его Отделения, местных Комитетов Торговли и Мануфактур,

Биржевых Комитетов и Купеческих Управ 4, и 6) от населения Великого

Княжества Финляндского. 5

13. От духовенства Православной Российской Церкви избираются Святейшим

Синодом в порядке, им с Высочайшего утверждения определяемом, шесть

Членов Государственного Совета: трос из монашествующего православного

духовенства и трое из белого православного духовенства.

14. Каждое Губернское Земское Собрание избирает по одному Члену

Государственного Совета.

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся

дворянские выборы, избирают из своей среды, каждое, по два выборщика.

Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей

среды восемнадцать Членов Государственного Совета.

16. Императорская Академия Наук и каждый Императорский Российский

Университет избирают по три выборщика: Академия, в полном Академическом

Собрании, избирает их из числа Ординарных Академиков, а Совет каждого

Университета — из числа Ординарных его Профессоров. Съезд сих выборщиков

собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, шесть Членов

Государственного Совета.

17. Совет Торговли и Мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе

двух от торговли и двух от промышленности. Московское Отделение сего

Совета, а также Иваново-Вознесенский, Костромской и Лодзинский Комитеты

Торговли и Мануфактур — по два выборщика от промышленности, прочие

Комитеты Торговли и Мануфактур — по одному выборщику от промышленности,

Биржевые Комитеты: С.-Петербургский и Московский (общих бирж) — по

четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от

торговли, Варшавский, Одесский, Киевский, Нижегородский, Рижский,

Ростовский на Дону, Харьковский (общей биржи), Самарский, Саратовский,

Лодзинский, Либавский, Бакинский, Екатеринбургский, Пермский, Томский и

Омский — по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по

одному от торговли, Комитет Харьковской Каменноугольной Биржи — одного

выборщика от промышленности, все же прочие Биржевые Комитеты, а также

Купеческие Управы — по одному выборщику от торговли. Съезд сих

выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды

двенадцать Членов Государственного Совета, в том числе шесть от

промышленности и шесть от торговли.

18. Члены Государственного Совета по выборам избираются сроком на девять

лет, с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих Членов

выбывала в очередном порядке...

26. Члены Государственного Совета по выборам не обязаны отчетом перед

своими избирателями и, в отношении свободы суждений и мнений по делам,

подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам,

постановленным для Членов Государственной Думы.

29. Законопроекты поступают в Государственный Совет из Государственной

Думы (Учр. Гос. Думы, ст.49). Законопроекты, предначертанные по почину

Государственного Совета, вносятся в Совет либо Министрами и

Главноуправляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными из

Членов Государственного Совета (ст. 56 сего Учр.).

36. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим

отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися

рассматриваемых им дел. Министры и Главноуправляющие имеют право

отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои, по

соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным

образом Министры и Главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании

Государственного Совета каждый раз, когда они о том заявят.

44. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим

отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с

запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или

подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются

незакономерными (ст.57-59).

46. Постановлением Государственного Совета по рассмотренным им делам

почитается мнение, принятое в Общем его Собрании большинством голосов. В

случае разделения голосов поровну, производится новое голосование. Если

и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Совета

дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в Члены Совета, по

неправильности этих выборов, получает силу в том случае, если принято

большинством двух третей наличных Членов Совета.

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены

Государственного Совета подают письменное заявление Председателю

Государственного Совета. К заявлению об изменении действующего или

издании нового закона должен быть приложен проект основных положений

предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к

проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью

Членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Государственного

Совета.

56. Если Государственный Совет разделяет изложенные в заявлении

соображения о желательности отмены или изменения действующего или

издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и

вносится в Государственный Совет подлежащим Министром либо

Главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа Министра или

Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Государственным

Советом может быть образована для его выработки Комиссия из своей среды.

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со

стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно

подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются

незакономерными, Члены Государственного Совета подают письменное

заявление Председателю Государственного Совета. Если заявление подписано

не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на

обсуждение Государственного Совета.

58. Принятое большинством Членов Государственного Совета заявление (ст.57)

сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью,

которые, не далее одного месяца со дня передачи им заявления, либо

сообщают Государственному Совету надлежащие сведения и разъяснения, либо

извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить

требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный Совет большинством двух третей Членов не признает

возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего

отдельной частью (ст. 58), то дело представляется Председателем

Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

Примечания:

1 Свод законов Российской Империи. Издание 1906 г. Т. 1. Ч. 2. СПб.,

б. г.

Учреждение Государственного Совета» (т.е. закон о Государственном

Совете), действовавшее в 1913 г., было утверждено Николаем П 23 апреля 1906

г. в ходе проведенной тогда реформы Государственного Совета.

2 «Учреждение Государственного Совета» установило новую структуру

Совета: Общее собрание, два Особых присутствия (одно — по делам о

принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их

владельцев, другое — для предварительного рассмотрения всеподданнейших

жалоб на определения Департаментов Правительствующего Сената) и два

номерных Департамента (в компетенцию 1 Департамента входили разнообразные

дела, в частности, о привлечении к ответственности высших должностных лиц,

об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и пр.; во 2

Департаменте рассматривался кассовый отчет Министерства финансов, годовые

отчеты Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и др.).

3 Дворянство каждой губернии объединялось в особую корпорацию —

губернское дворянское общество.

4 Совет торговли и мануфактур — совещательный орган при Министерстве

торговли и промышленности. Членами Совета являлись представители ведомств и

торгово-промышленных кругов, которые назначались министром торговли и

промышленности. В составе Московского отделения Совета входили

представители делового мира Москвы, также приглашавшиеся министром торговли

и промышленности. В различных городах «для содействия правительству в

изыскании мер на пользу торговой и мануфактурной промышленности» могли

создаваться Комитеты торговли и мануфактур, члены которых выбирались

купечеством, городскими думами или всем городским обществом.

Биржевые комитеты — предпринимательские организации, образовывавшиеся

теми или иными биржевыми обществами, т.е. обществами членов соответствующей

биржи для руководства биржевой деятельностью и защиты их интересов перед

правительственными и общественными учреждениями.

Купеческие управы — органы купеческого сословного самоуправления,

которые создавались городскими купеческими обществами (т.е. купеческими

корпорациями) в Петербурге, Москве и Одессе для заведования капиталами,

имуществами и учреждениями данного общества, для ведения списков членов

общества, раскладки и взимания с них пошлин, сборов и пр.

5 Население Великого княжества Финляндского получило право участвовать

в выборах членов Государственного Совета после появления закона 17 июня

1910 г. о порядке издания касающихся Финляндии законов общеимперского

значения. В результате ст.12 «Учреждения Государственного Совета»

подверглась соответствующим изменениям, которые были зафиксированы в

«Продолжении» Свода законов за 1910 год.

Источники:

Приложение к стенографическим отчетам Государственного Совета. Сессия

VIII. 1912-1913 гг. СПб., 1913. Общий список Членов Государственного Совета

со времени его преобразования (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и

Ефрона. Т. 14. С.1-16).

Члены Государственного Совета с 1801 г. (Энциклопедический словарь

Гранат. Т. 23. Стб.642-735).

Левенсон М.Л. Государственный Совет. Изд. 2-е. Пг., 1915.

Списки гражданским чинам первых четырех классов, исправленные по 1

марта 1913 и по 1 марта 1914 гг. СПб., 1913, 1914.

Альманах современных русских государственных деятелей. СПб., 1897.

Формулярные списки Членов Государственного Совета (ф. 1162. Оп. 6.)

Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в

Государственном Совете в 1907-1914 гг. (Вопросы истории. 1977. М 2. С.56-

66).

Состав Членов Государственного Совета на 1913 г.

Таблица 1

Государственный Совет 1913 г. Сословное происхождение

|Группы Государственного |Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспар|Неустановле|Итого|

|Совета: |мичес|а |й |е |тийные|нной | |

| |кая |центр|центр| | |партийной | |

| | |а | | | |принадлежно| |

| | | | | | |сти | |

|Сословия: |

|Дворяне |8 |49 |13 |63 |12 |8 |114 |

|Дети чиновников и |— |2 |— |1 |2 |— |5 |

|офицеров | | | | | | | |

|Духовенство |— |— |1 |6 |— |— |7 |

|Потомственные почетные |— |2 |— |— |— |— |2 |

|граждане | | | | | | | |

|Купцы |2 |4 |— |1 |— |— |7 |

|Мещане |1 |1 |— |2 |— |— |4 |

|Казаки |— |— |— |— |— |— |— |

|Крестьяне |1 |— |— |— |— |— |1 |

|Нет сведений |— |3 |— |— |— |— |3 |

|Всего членов |12 |61 |14 |73 |14 |8 |182 |

Таблица 2

Государственный Совет 1913. Наличие чинов

|Группы Государственного Совета:|Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспа|Неуста|Итог|

| |мичес|а |й |е |ртийн|новлен|о |

| |кая |центр|центр| |ые |ной | |

| | |а | | | |партий| |

| | | | | | |ной | |

| | | | | | |принад| |

| | | | | | |лежнос| |

| | | | | | |ти | |

|Чины и придворные звания: | |

|Военные и морские чины |II-IV|— |2 |— |14 |2 |3 |21 |

| |V-VII|— |— |— |1 |— |— |1 |

| |I | | | | | | | |

| |X-XIV|— |2 |— |2 |— |— |4 |

|в том числе: |

|Генерал-адъютанты и |— |1 |— |4 |— |2 |7 |

|флигель-адъютанты | | | | | | | |

|Гражданские чины |II-IV|7 |20 |5 |24 |10 |2 |68 |

| |V-VII|5 |10 |1 |4 |1 |1 |22 |

| |I | | | | | | | |

| |X-XIV|— |1 |— |2 |— |— |3 |

|Придворные чины |II-IV|— |12 |8 |19 |— |2 |41 |

| |V |— |1 |— |— |— |— |1 |

|в том числе: |

|Статс-секретари |—- |3 |— |4 |2 |2 |11 |

|Камергеры и в звании камергеров|— |3 |1 |3 |3 |— |10 |

|Камер-юнкеры |— |1 |— |— |— |— |1 |

| Всего имели чины 161 член Государственного Совета |

Таблица 3

Государственный Совет 1913 г. Вероисповедание. Возраст

|Группы Государственного |Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспар|Неустановле|Итого|

|Совета: |мичес|а |й |е |тийные|нной | |

| |кая |центр|центр| | |партийной | |

| | |а | | | |принадлежно| |

| | | | | | |сти | |

|Вероисповедание: |

|Православное |11 |36 |13 |69 |13 |6 |148 |

|Лютеранское |1 |9 |1 |4 |1 |2 |18 |

|Римско-католическое |— |14 |— |— |— |— |14 |

|Нет сведений |— |2 |— |— |— |— |2 |

|Возрастные группы |

|до 30 лет |— |— |— |— |— |— |— |

|31-35 |— |— |— |— |— |— |— |

|36-40 |— |— |— |— |— |— |— |

|41-45 |1 |3 |1 |4 |1 |— |10 |

|46-50 |4 |11 |6 |7 |3 |— |31 |

|51-55 |1 |7 |1 |9 |2 |1 |21 |

|56-60 |4 |16 |— |15 |— |1 |36 |

|61-65 |1 |6 |4 |16 |3 |— |30 |

|старше 65 |1 |18 |2 |22 |5 |6 |54 |

|Всего членов |12 |61 |14 |73 |14 |8 |182 |

Таблица 4

Государственный Совет 1913 г. Образование

|Группы Государственного |Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспар|Неустановл|Итог|

|Совета: |мичес|а |й |е |тийные|енной |о |

| |кая |центр|центр| | |партийной | |

| | |а | | | |принадлежн| |

| | | | | | |ости | |

|Уровень и вид образования: |

|Высшее |

| гражданское |12 |52 |11 |45 |11 |5 |136 |

| военное |— |1 |— |9 |2 |1 |13 |

| всего |12 |53 |11 |54 |13 |6 |149 |

| в том числе имели ученые |8 |5 |— |5 |1 |1 |20 |

|степени и звания | | | | | | | |

|Среднее |

| гражданское |— |1 |— |5 |— |— |6 |

| военное |— |6 |3 |14 |1 |2 |26 |

| всего |— |7 |3 |19 |1 |1 |32 |

|Низшее, включая домашнее |— |— |— |— |— |— |— |

|Нет сведений |— |1 |— |— |— |— |1 |

|Всего членов |12 |61 |14 |73 |14 |8 |182 |

Таблица 5

Государственный Совет 1913 г. Профессиональная принадлежность до получения

членства в ГС

|Группы Государственного |Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспар|Неустановле|Итого|

|Совета: |мичес|а |й |е |тийные|нной | |

| |кая |центр|центр| | |партийной | |

| | |а | | | |принадлежно| |

| | | | | | |сти | |

|Профессии: |

|Землевладельцы |2 |14 |3 |8 |1 |— |28 |

|Предводители дворянства |1 |8 |4 |14 |1 |— |28 |

|Бывшие высшие должностные|— |2 |2 |11 |2 |2 |19 |

|лица местного управления | | | | | | | |

|Бывшие высшие должностные|— |15 |5 |25 |7 |4 |56 |

|лица центрального | | | | | | | |

|управления | | | | | | | |

|Генералитет |— |— |— |2 |— |1 |3 |

|Государственные служащие |1 |— |— |— |— |— |1 |

|Священнослужители |— |— |— |6 |— |— |6 |

|Руководители земских и |— |5 |— |3 |2 |2 |11 |

|городских органов | | | | | | | |

|управления | | | | | | | |

|Предприниматели |1 |11 |— |2 |1 |— |15 |

|Служащие частных |— |1 |— |— |— |— |1 |

|предприятий | | | | | | | |

|Преподаватели в учебных |7 |3 |— |— |— |— |10 |

|заведениях, профессура | | | | | | | |

|Публицисты и литераторы |— |1 |— |2 |— |— |3 |

|Нет сведений |— |1 |— |— |— |— |1 |

|Всего членов |12 |61 |14 |73 |14 |8 |182 |

Таблица 6

Государственный Совет 1913 г. Наличие недвижимого имущества

|Группы Государственного |Акаде|Групп|Правы|Правы|Беспар|Неустановле|Итого|

|Совета: |мичес|а |й |е |тийные|нной | |

| |кая |центр|центр| | |партийной | |

| | |а | | | |принадлежно| |

| | | | | | |сти | |

|Наличие земельной собственности: |

|Имели до 10 дес. земли |— |— |— |— |— |— |— |

|от 11 до 50 дес. |— |— |— |— |— |— |— |

|от 51 до 100 дес. |— |— |— |— |2 |— |2 |

|от 101 до 500 дес. |1 |1 |1 |6 |1 |1 |11 |

|от 501 до 1000 дес. |1 |2 |— |5 |— |— |8 |

|от 1001 до 5000 дес. |1 |16 |7 |16 |2 |— |42 |

|свыше 5000 дес. |1 |9 |5 |10 |2 |1 |28 |

|Без указания размера |1 |15 |— |4 |— |— |20 |

|Нет земли |7 |16 |1 |30 |7 |6 |67 |

|Служащие частных |— |1 |— |— |— |— |1 |

|предприятий | | | | | | | |

|Всего членов |12 |61 |14 |73 |14 |8 |182 |

|Виды другого недвижимого имущества: |

|Дома |— |9 |1 |10 |— |2 |22 |

|Типографии, газеты |— |1 |— |1 |— |— |2 |

|Торговые предприятия |— |2 |— |— |2 |— |2 |

|Заводы, фабрики |1 |3 |— |3 |— |— |7 |

|Дачи |— |3 |— |— |— |— |3 |

|Нет сведений |— |2 |— |— |— |— |3 |

Таблица 7

Политическая ориентация членов Государственного Совета (1906-1914 гг.)

|Группы |Число членов |

|Правые |63 |

|Умеренно-правые |1 |

|Левое крыло группы правых |1 |

|Центр |50 |

|Правое крыло группы центр |11 |

|Националисты |4 |

|Левые (прогрессивная академическая |7 |

|группы) | |

|Внепартийные |6 |

|Беспартийные |8 |

|Неизвестно |42 |

|Всего |193 |

Источник: М.Л. Левенсон. Государственный Совет (Портреты и биографии).

Пг., 1915. Составитель включил в книгу биографии назначенных и избранных

членов Госсовета после его преобразования, т.е. с 1906 г. по январь 1915 г.

Получить сведения и портреты по всем членам Совета ему не удалось.

3. Государственная Дума

«Учреждение Государственной Думы» 1

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных

предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти по силе

Основных Государственных Законов и в порядке, установленном в сем

Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением

Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о

Выборах в Думу.

Дополнение. В состав Государственной Думы входят Члены от населения

Великого Княжества Финляндского, избираемые на основании Положения о

выборах в Государственную Думу. 2

3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего срока

полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем

же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их

перерыва в течение года определяются указами Императорского

Величества.

14. Члены Государственной Думы пользуются полной свободой суждений и

мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед

своими избирателями. 15. Член Государственной Думы может быть

подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по

распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию

за долги.

16. Для лишения свободы Члена Государственной Думы во время ее сессии

должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая

привлечения Члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье

22 3 равно как случая задержания при самом совершении преступного

деяния или на следующий день.

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их

изменения, дополнения, приостановления: действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми

сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денежные из

казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании

установленных правил;

3) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной

росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ,

требующем Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением

казны и за ее счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются

изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим

повелениям;

8) предметы, требующие издания распространяющихся на Великое

Княжество Финляндское законов, если они относятся не ю одним

только внутренним делам этого края. 4

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и

раскладки земских повинностей в местностях, в которых не

введены земские учреждения, а также дела о повышении

земского или городского обложения против размера,

определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами.

33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим

отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с

запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или

подведомственных им лиц и установлении, действий, кои представляются

незакономерными (ст.58-60).

34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу Министрами, либо

Главно-управляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными

из Членов Думы (ст.57), или же поступают в Думу из Государственного

Совета (ст.49).

40. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим

отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися

рассматриваемых ею дел. Министры и Главноуправляющие имеют право

отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои, по

соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным

образом Министры и Главноуправляющие должны быть выслушаны в

заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

48. Постановлением Государственной Думы по рассмотренным ею делам

почитается мнение, принятое в Общем ее Собрании большинством голосов.

В случае разделения голосов поровну, производится новое голосование.

Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя

Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу, по

неправильности их, получает силу в том случае, если принято

большинством двух третей наличных Членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и ею одобренные,

передаются в Государственный Совет. Законопроекты, предначертанные по

почину Государственного Совета и им одобренные, поступают в

Государственную Думу.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены

Государственной Думы подают письменное заявление ее Председателю. К

заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен

быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в

законе или нового закона, с объяснительной к проекту запискою. Если

заявление это подписано не менее, чем тридцатью Членами, то

Председатель вносит его на рассмотрение Думы.

57. Если Государственная Дума разделяет изложенные в заявлении

соображения о желательности отмены или изменения действующего или

издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается

и вносится в Думу подлежащим Министром либо Главноуправляющим

отдельною частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от

составления такого законопроекта, Думой может быть образована для его

выработки Комиссия из своей среды.

58. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со

стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно

подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются

незакономерными, Члены Думы подают письменное заявление Председателю

Думы. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью Членами, то

Председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством Членов Государственной Думы заявление (ст.58)

сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной

частью, которые, не далее одного месяца со дня передачи им заявления,

либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают

Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые

сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей ее Членов не

признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или

Главноуправляющего отдельною частью (ст.59), то дело представляется

Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутациям, а также

представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

«Положение о выборах в Государственную Думу» 5

6. Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям...

производится губернским избирательным собранием. Собрание это

образуется под председательством губернского предводителя дворянства

или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде:

1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей;

3) вторым съездом городских избирателей; 4) съездом уполномоченных от

волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях,

где таковые имеются. Сверх того в губерниях, указанных в расписании,

приложенном к статье 8, в избрании членов Государственной Думы в

составе губернского избирательного собрания участвуют выборщики,

избираемые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в

предприятиях фабрично-заводской и горно-заводской промышленности. 6

7. Избрание членов Государственной Думы от указанных в статье 2 городов

производится посредством прямой подачи голосов. 7

9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе

двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские

чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5)

бродячие инородцы 8 и 6) иностранные подданные.

27. Съезды избирателей созываются в губернском или уездном городе по

принадлежности, под председательством: съезды землевладельцев и

уполномоченных от волостей — Уездного Предводителя Дворянства, съезды

городских избирателей, а также съезды уполномоченных от рабочих — под

председательством Городского Головы губернского или уездного города,

по принадлежности, или лиц, из заменяющих. Для уездов указанных в

статье 2 городов образуются в сих городах отдельные съезды городских

избирателей уезда. В случае невозможности для Предводителя Дворянства

или Городского Головы председательствовать в каком-либо из отделений

избирательного съезда (ст. 29 и 35), председательство в оном

возлагается на особое лицо, приглашаемое Губернатором из числа

избирателей.

28. В съезде землевладельцев участвуют: 1) лица, владеющие не менее

одного года в уезде на праве собственности или пожизненного владения

обложенною сбором на земские повинности землею в количестве,

определенном для каждого уезда в приложенном к сей статье расписании

9; 2) лица, владеющие в уезде на посессионном праве горнозаводскими

дачами в количестве, указанном в том же расписании; 3) лица, владеющие

не менее одного года в уезде на праве собственности или пожизненного

владения иным, кроме земли, недвижимым, не составляющим торгово-

промышленного заведения, имуществом, стоимостью по земской оценке не

ниже пятнадцати тысяч рублей; 4) уполномоченные от лиц, владеющих в

уезде землею (п. 1) или иным недвижимым имуществом (п. З), если

количество такой земли либо стоимость такого имущества не достигают

размеров, дающих право непосредственного участия в съезде

землевладельцев, и 5) уполномоченные от настоятелей церкви и

молитвенных домов всех вероисповеданий, если церковь, или причт, либо

молитвенный дом владеют в уезде землею.

32. В первом съезде городских избирателей участвуют: 1) лица, владеющие

не менее года, в пределах городских поселений уезда, на праве

собственности или пожизненного владения, недвижимым имуществом,

стоящим по оценке, определенной для взимания земского или городского

сбора: в городах губернских, областных или входящих в состав

градоначальств, а равно в тех, население коих превышает двадцать тысяч

душ, — не менее тысячи рублей, а в остальных городских поселениях — не

менее трехсот рублей, и 2) лица, не менее года владеющие в пределах

уезда требующим выборки промыслового свидетельства торгово-

промышленным предприятием: торговым — одного из первых двух разрядов,

промышленным — одного из первых пяти разрядов 10 или пароходным, с

которого уплачивается основного промыслового налога не менее

пятидесяти рублей в год.

33. Во втором съезде городских избирателей участвуют: 1) лица, владеющие

не менее года, в пределах городских поселений уезда, на праве

собственности или пожизненного владения, недвижимым имуществом,

стоящим по оценке, определенной для взимания земского или городского

сбора: в городах губернских, областных или входящих в состав

градоначальств, а равно в тех, население коих превышает двадцать тысяч

душ, —менее тысячи рублей, а в остальных городских поселениях — менее

трехсот рублей; 2) лица, владеющие в пределах уезда не менее года

торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового

свидетельства, за исключением тех, которые участвуют в первом съезде

городских избирателей; 3) лица, уплачивающие в пределах уезда не менее

года государственный квартирный налог 11; 4) лица, уплачивающие в

пределах уезда не менее года основной промысловый налог на личные

промысловые занятия 12; 5) лица, не менее года занимающие в пределах

городских поселений уезда на свое имя отдельную квартиру, и 6) лица

(за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года

проживающие в пределах уезда и не менее года получающие определенное

содержание или пенсию по службе государственной или по службе в

земских, городских, либо сословных учреждениях, или на железных

дорогах.

37. В съезде уполномоченных от волостей участвуют выборные от волостных

сходов уезда, по два от каждого схода. Выборные эти избираются

волостными сходами из числа крестьян-домохозяев, принадлежащих к

составу сельских обществ данной волости или приписанных к ней,

которые, владея в пределах волости надельной или приобретенной в

собственность землей и проживая в ней нс менее года, лично ведут

хозяйство. В съезде уполномоченных от казачьих станиц участвуют

выборные от станичных сборов уезда в числе двух от каждой станицы.

Выборные эти избираются станичными сборами из числа членов станичных

обществ войскового сословия домохозяев, владеющих казачьей или

приобретенной в собственность землей и лично ведущих на ней хозяйство.

42. В указанных в статье 2 городах избрание Членов Государственной Думы

производится отдельно двумя разрядами избирателей:

I. В выборах по первому разряду участвуют: 1) лица, владеющие в

пределах города, на праве собственности или пожизненного владения,

не менее года недвижимым имуществом, стоящим по оценке, определенной

для взимания городского сбора: в столицах — не менее трех тысяч

рублей, а в остальных городах не менее тысячи пятисот рублей; 2)

лица, владеющие я пределах города не менее года требующим выборки

промыслового свидетельства торгово-промышленным предприятием: а) в

столицах'- торговым — первого разряда, промышленным — одного из

первых трех разрядов или пароходным, по содержанию которого

уплачивается не менее пятисот рублей в год основного промыслового

налога, б) в прочих городах — торговым — первых двух разрядов,

промышленным — одного из первых пяти разрядов или пароходным, по

содержанию которого уплачивается не менее пятидесяти рублей в год

основного промыслового налога.

II. В выборах по второму разряду участвуют: 1) лица, владеющие в

пределах города не менее года на праве собственности или

пожизненного владения, недвижимым имуществом, оцененным для взимания

городского сбора в сумме ниже: в столицах — трех тысяч рублей, а в

остальных городах — тысячи пятисот рублей; 2) лица, владеющие в

пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием,

требующим выборки промыслового свидетельства, за исключением тех,

которые дают право участия в выборах по первому разряду; 3) лица,

уплачивающие в пределах города не менее года основной промысловый

налог на личные промысловые занятия; 4) лица, уплачивающие в

пределах города не менее года государственный квартирный налог; 5)

лица, не менее года занимающие в пределах города на свое имя

отдельную квартиру, и 6) лица (за исключением нижних служителей и

рабочих), не менее года проживающие в пределах города и не менее

года получающие определенное содержание или пенсию по службе

государственной или по службе в земских, городских, либо сословных

учреждениях, или на железных дорогах.

43. В губернском съезде уполномоченных от рабочих участвуют

уполномоченные от рабочих тех, находящихся в поименованных в

приложении к статье 8 губерниях, предприятий фабрично-заводской,

горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих

мужского подано менее пятидесяти, кому бы они предприятия ни

принадлежали.

Примечание. К предприятиям фабрично-заводской промышленности

причисляются и железнодорожные мастерские, с указанным в сей

(43) статье общим числом рабочих мужского пола.

44. Рабочие избирают из своей среды уполномоченных по следующему расчету:

в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до

тысячи — одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом

рабочих свыше тысячи — по одному уполномоченному на каждую полную

тысячу рабочих. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского

пола, работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не

менее шести месяцев.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Изд. 1908 г. Т.1 4.2 СПб., б. г.

«Учреждение Государственной Думы» (т.е. закон о Государственной Думе),

действовавшее в 1913 г., было утверждено Николаем II 20 февраля 1906 г.

2 Дополнение к ст. 2 появилось в 1910 г. после принятия закона 17 июня

1910 г. о порядке издания касающихся Великого княжества Финляндского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.