РУБРИКИ |
История России 1913 год |
РЕКЛАМА |
|
История России 1913 годзаконопроектов общеимперского значения. Поэтому в данном случае публикуется текст, помещенный в «Продолжении» Свода законов за 1910 год. См.: Продолжение Свода законов Российской империи 1910 года. СПб., б. г. 3 Ст. 22 «Учреждения Государственной Думы» позволяла правительству привлекать членов Думы к ответственности за преступные деяния, совершенные ими при исполнении или по поводу исполнения депутатских обязанностей, без санкции Государственной Думы. 4 Ст. 31 была дополнена 8-м пунктом в 1910 г. в связи с появлением закона 17 июня 1910 г. (см. примеч.2). Соответственно здесь воспроизводится текст, который был опубликован в «Продолжении» Свода законов за 1910 год. См.: Продолжение Свода законов Российской империи 1910 г. СПб., б. г. 5 Свод законов Российской империи. Изд. 1907 г. Т.1 4.2. СПб., б. г. Действовавшее в 1913 г. «Положение о выборах в Государственную Думу» было утверждено Николаем II 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Государственной Думы. Издание этого «Положения», заменившего соответствующий закон от II декабря 1905 г., нарушало Основные законы Российской империи, поскольку было осуществлено без санкции Думы и Государственного Совета. Публикуемые статьи третьеиюньского избирательного закона определяли порядок производства выборов депутатов Думы почти на всей территории Европейской России, где и сосредоточивалась основная масса избирателей. В других районах империи (например, Царство Польское, Кавказ) избирательная процедура регулировалась специальными нормами и отличалась существенными особенностями. 6 В Европейской России губернские съезды уполномоченных от рабочих образовывались в 43 губерниях из 50 и в Области Войска Донского. 7 К числу этих городов относились Петербург, Москва, Одесса и Рига. 8 «Бродячими инородцами» дореволюционное законодательство считало туземное население Крайнего Севера, лесных районов Сибири и Дальнего Востока, занимавшееся главным образом охотой и рыболовством. Следует отметить, что права посылать своих представителей в Государственную Думу были лишены и многие другие народы Российской империи (например, коренное население Средней Азии). 9 Минимальное количество земли, которым нужно было обладать для того, чтобы иметь право участвовать в работе съезда землевладельцев, на территории Европейской России (а также в Тобольской и Томской губерниях) колебалось в зависимости от местности от 125 до 800 дес. 10 Для исчисления размеров основного промыслового налога, который уплачивался за право заниматься предпринимательской деятельностью, все промышленные предприятия по их величине делились на 8, а торговые — на 5 разрядов. К промышленным предприятиям 1 разряда в зависимости от отрасли обычно относились заведения с числом рабочих свыше 1 тыс. или свыше 500 человек; к предприятиям 2-го разряда — с числом рабочих от 500 до 1 тыс. или от 200 до 500 человек; к предприятиям 3-го разряда — с числом рабочих от 200 до 500 или от 100 до 200 человек; к предприятиям 4-го разряда — с числом рабочих от 50 до 200 (при наличии механического двигателя — от 25 до 200) или от 25 до 100 человек и к предприятиям 5-го разряда — с числом рабочих от 15 до 50 (при наличии механического двигателя — от 10 до 25) или от 10 до 15 (при наличии механического двигателя — от 7 до 10) человек. Торговыми заведениями 1-го разряда считались предприятия оптовой торговли, кредитные и страховые учреждения с основным капиталом более 200 тыс. руб. и пр., а заведениями 2-го разряда — предприятия розничной торговли, кредитные и страховые учреждения с основным капиталом от 50 до 200 тыс. руб. и пр. 11 Государственный квартирный налог — налог, которым в городах и поселениях городского типа облагались лица, занимавшие помещения для жилья как в собственных домах, так и наемные или предоставленные в бесплатное пользование. Отдельные группы населения (рабочие, проживавшие в помещениях при фабриках и заводах, некоторые категории чиновников и пр.) от уплаты квартирного налога освобождались. 12 К лицам, уплачивавшим основной промысловый налог на личные промысловые занятия, относились директора и управляющие предприятиями, биржевые маклеры и нотариусы, приказчики и пр. Состав депутатов Государственной Думы IV созыва на 1913 г. Источник: Личный алфавитный указатель к стенографическим отчетам Государственной Думы (Части I-IV). Четвертый созыв. Сессия 1. 1912-1913 гг. Заседания 1-81 (15 ноября 1912 — 25 июня 1913 г.). (Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. (Части I-III). Четвертый созыв. Сессия 1. 1912-1913 гг. Заседания 1-81 (15 ноября 1912 г.-25 июня 1913 г.). СПб., 1913. С.57-224. Таблица 1 Государственная Дума. IV созыв. I. Сословная принадлежность |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Сословия: | |Дворяне |1 |2 |24 |3 |2 |19 | 7 |69 | 24|50 |25 |3 |299 | |(включая | | | | | | | | | | | | | | |личных | | | | | | | | | | | | |52,4| |дворян) | | | | | | | | | | | | |% | |Духовенств|— |— | — |1 | — | 3 | — |2 |2 |18 |21 | — |47 | |о | | | | | | | | | | | | | | |Почетные |1 |— |9 | — | — |3 | — |8 | 1 | — |2 | — |24 | |граждане | | | | | | | | | | | | | | |Купцы |1 | — |— |— |— | 2 | — |2 |— |— |1 |1 |6 | |Мещане |3 |2 |1 |— |1 | 1 |— | 1 |— |1 |1 |— |11 | |Казаки |— |— |7 |— |— | 2 |— |— |— |— |— |— |9 | |Крестьяне |9 |3 |9 |1 |2 |10 |1 |13 |4 |17 |14 |1 |84 | |Нет |— |2 |9 |— |1 |5 |1 |5 |— | 3 | — |1 |27 | |сведений | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 2 Государственная Дума. IV созыв. II. Наличие чинов |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Чины и придворные звания. Классы: | |Воен|II-I|— |— |— |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |1 | |ные |V | | | | | | | | | | | | | | |и | | | | | | | | | | | | | | | |морс| | | | | | | | | | | | | | | |кие | | | | | | | | | | | | | | | | |V-VI|— |— |— |— |— |— |— |— |1 |1 |— |— |2 | | |II | | | | | | | | | | | | | | | |IX-X|— |— |1 |— |— |2 |— |— |— |3 |1 |— |7 | | |IV | | | | | | | | | | | | | | |Генерал- и|— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— | |флигель-ад| | | | | | | | | | | | | | |ъют., | | | | | | | | | | | | | | |генералы | | | | | | | | | | | | | | |свиты | | | | | | | | | | | | | | |Граж|II-I|— |— |1 |1 |— |4 |1 |14 |4 |11 |7 |— |53 | |данс|V | | | | | | | | | | | | | | |кие | | | | | | | | | | | | | | | |чины| | | | | | | | | | | | | | | | |-VII|— |1 |12 |— |— |9 |2 |38 |6 |28 |11 |1 |108 | | |I | | | | | | | | | | | | | | | |IX-X|— |— |2 |— |1 |4 |— |12 |4 |3 |5 |1 |32 | | |IV | | | | | | | | | | | | | | |Прид|II-I|— |— |— |— |— |— |— |1 |1 |2 |— |1 |5 | |ворн|V | | | | | | | | | | | | | | |ые | | | | | | | | | | | | | | | |чины| | | | | | | | | | | | | | | | |V |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— | |Статс-секр|— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— | |етари | | | | | | | | | | | | | | |Камергеры |— |— |— |— |— |1 |— |4 |1 |5 |1 |— |12 | |и лица в | | | | | | | | | | | | | | |звании | | | | | | | | | | | | | | |камергеров| | | | | | | | | | | | | | |Камер-юнке|— |— |— |— |— |— |— |1 |3 |3 |1 |— |8 | |ры | | | | | | | | | | | | | | |Всего во |— |1 |16 |1 |1 |19 |3 |65 |17 |48 |24 |3 |208 | |фракциях | | | | | | | | | | | | | | |депутатов,| | | | | | | | | | | | | | |имевших | | | | | | | | | | | | | | |чины | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 3 Государственная Дума. IV созыв III. Национальная принадлежность |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Национальность: | |Русские |9 |6 |50 |— |— |38 |— |86 |25 |82 |62 |4 |362 | |Украинцы |2 |— | — |— | — |— | — |5 |1 |2 |— | — |10 | |Белорусы |— |— |— | — | — |— | — |— |— |4 |2 | — |6 | |Литовцы |— |2 |— |1 |— |— | — |— |— |— |— |— |4 | |Латыши |— |— |— |— |— |2 |— |— |— |— |— |— |2 | |Эстонцы |— |— |2 |— |— |— |— |— |— |— |— |— |9 | |Татары |— |— |— |— |6 |— |— |— |— |— |— |— |6 | |Зыряне |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |— |— |— |1 | |Молдаване |— |— |— |— |— |— |— |— |3 |— |— |— |3 | |Грузины |2 |1 |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |3 | |Армяне |— |— |2 |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |3 | |Лезгины |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |— |— |— |1 | |Греки |— |— |— |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |1 | |Евреи |— |— |3 |— |— |— |— |— |— |— |— |— |3 | |Караимы |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |1 |1 | |Поляки |2 |— |— |4 |— |— |9 |— |— |— |— |— |15 | |Немцы |— |— |1 |— |— |1 |— |8 |— |— |— |— |10 | |Шведы |— |— |1 |— |— |— |— |— |— |— |— |— |1 | |Голландцы |— |— |— |— |— |1 |— |— |— |— |— |— |1 | |Нет |— |— |— |— |— |— |— |— |1 |— | 1 |— |2 | |сведений | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 4 Государственная Дума. IV созыв IV. Вероисповедная принадлежность |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Вероисповедание: | |Православн|12 |7 |50 |— |— |40 |— |92 |29 |88 |64 |4 |386 | |ые | | | | | | | | | | | | | | |Старообряд|— |— | — |— | — |— | — |1 |— |1 |— | — |2 | |ческое | | | | | | | | | | | | | | |Сектанты |1 |— |— | — | — |— | — |— |— |— |— | — |1 | |Армяно-гри|— |— |2 |— |— |— | — |— |— |— |— |— |2 | |горианское| | | | | | | | | | | | | | |Лютеранско|— |— |4 |— |— |2 |— |6 |— |— |— |— |12 | |е и | | | | | | | | | | | | | | |еванг.-лют| | | | | | | | | | | | | | |ер. | | | | | | | | | | | | | | |Римско-кат|2 |2 |— |5 |— |1 |9 |— |2 |— |— |— |21 | |олическое | | | | | | | | | | | | | | |Менониты |— |— |— |— |— |1 |— |1 |— |— |— |— |2 | |Магометанс|— |— |— |— |6 |1 |— |— |— |— |— |— |7 | |кое | | | | | | | | | | | | | | |Иудейское |— |— |3 |— |— |— |— |— |— |— |— |1 |4 | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 5 Государственная Дума. IV созыв V. Возрастной состав |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Возрастные категории: | |до 30 лет |5 |1 |4 |— |1 |— |— |2 |1 |1 |3 |— |18 | |от 31 до |6 |3 |6 |— | — |4 |2 |7 |3 |6 |4 |1 |42 | |35 | | | | | | | | | | | | | | |от 36 до |3 |2 |12 |2 |1 |12 | — |13 |8 |17 |6 |1 |77 | |40 | | | | | | | | | | | | | | |от 41 до |— |1 |12 |1 |1 |6 |3 |20 |7 |21 |14 |2 |88 | |45 | | | | | | | | | | | | | | |от 46 до |1 |1 |8 |1 |1 |9 |1 |13 |5 |19 |15 |1 |75 | |50 | | | | | | | | | | | | | | |от 51 до |— |1 |9 |— |1 |6 |1 |18 |3 |11 |10 |— |60 | |55 | | | | | | | | | | | | | | |от 56 до |— |— |6 |— |— |3 |1 |16 |4 |5 |6 |— |41 | |60 | | | | | | | | | | | | | | |от 61 до |— |— |— |1 |1 |1 |1 |5 |— |5 |3 |— |17 | |65 | | | | | | | | | | | | | | |Старше 65 |— |— |2 |— |— |1 |— |5 |— |4 |— |— |15 | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 6 Государственная Дума IV созыв VI. Профессиональная принадлежность |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Профессиональные группы: | |Землевладе|— |— |4 |2 |1 |4 |1 |49 |10 |22 |14 |2 |109 | |льцы | | | | | | | | | | | | | | |Предводите|— |— | — |— | — |1 | — |13 |7 |19 |5 |1 |46 | |ли | | | | | | | | | | | | | | |дворянства| | | | | | | | | | | | | | |Офицеры |— |— |— | — | — |— | — |— |— |— |— | — |— | |Государств|— |— |2 |— |— |— | — |1 |— |2 |1 |— |6 | |енные | | | | | | | | | | | | | | |служащие | | | | | | | | | | | | | | |Священносл|— |— |— |1 |— |3 |— |1 |2 |18 |21 |— |46 | |ужители | | | | | | | | | | | | | | |Руководите|— |1 |2 |— |— |8 |— |5 |6 |2 |2 |— |26 | |ли органов| | | | | | | | | | | | | | |земского и| | | | | | | | | | | | | | |городского| | | | | | | | | | | | | | |самоуправл| | | | | | | | | | | | | | |ения | | | | | | | | | | | | | | |Домовладел|— |— |— |1 |1 |1 |— |1 |— |2 |— |— |6 | |ьцы | | | | | | | | | | | | | | |Предприним|— |— |2 |— |— |2 |1 |1 |— |1 |— |— |7 | |атели | | | | | | | | | | | | | | |Торговцы |— |1 |2 |— |1 |5 |— |4 |— |1 |3 |1 |18 | |Служащие |1 |— |3 |— |— |1 |1 |1 |1 |— |— |— |8 | |частных | | | | | | | | | | | | | | |предприяти| | | | | | | | | | | | | | |й | | | | | | | | | | | | | | |Присяжные |— |2 |16 |— |2 |2 |2 |3 |1 |— |— |— |27 | |поверенные| | | | | | | | | | | | | | |Врачи |— |— |6 |— |— |3 |2 |1 |— |— |2 |— |14 | |Преподават|— |— |6 |— |— |1 |1 |2 |— |1 |— |— |11 | |ели высших| | | | | | | | | | | | | | |учеб. | | | | | | | | | | | | | | |заведений | | | | | | | | | | | | | | |Преподават|— |1 |3 |— |— |— |— |1 |— |— |— |1 |6 | |ели ср. и | | | | | | | | | | | | | | |низ. учеб.| | | | | | | | | | | | | | |заведений | | | | | | | | | | | | | | |Издатели |— |1 |1 |— |— |— |— |1 |— |— |— |1 |3 | |Публицисты|2 |— |1 |— |— |— |— |— |— |1 |— |— |4 | |и | | | | | | | | | | | | | | |литераторы| | | | | | | | | | | | | | |Земледельц|1 |2 |7 |1 |1 |7 |1 |9 |3 |15 |12 |— |59 | |ы | | | | | | | | | | | | | | |Рабочие |10 |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |— |10 | |Нет |1 |1 |4 |— |— |7 |— |8 |2 |5 |4 |— |32 | |сведений | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 7 Государственная Дума. IV созыв VII. Образование |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Уровень и вид образования: | |Высшее | | |— |2 |44 |3 |2 |20 |7 |60 |13 |35 |23 |3 |212 | |гражданско| | | | | | | | | | | | | | |е | | | | | | | | | | | | | | | |— |— |1 |— |— |— | — |1 |1 |— |— |— |3 | |военное | | | | | | | | | | | | | | | всего |— |2 |45 |3 |2 |20 |7 |61 |14 |35 |23 |3 |215 | |в том |— |— |6 |1 |— |2 |1 |3 |— |1 |2 |— |16 | |числе | | | | | | | | | | | | | | |имели | | | | | | | | | | | | | | |ученые | | | | | | | | | | | | | | |степени и | | | | | | | | | | | | | | |звания | | | | | | | | | | | | | | |Среднее | | |3 |3 |5 |1 |1 |9 |1 |8 |7 |21 |22 |— |81 | |гражданско| | | | | | | | | | | | | | |е | | | | | | | | | | | | | | | |— |— |1 |— |1 |3 |— |11 |6 |14 |3 |1 |40 | |военное | | | | | | | | | | | | | | | всего |3 |3 |6 |1 |2 |10 |1 |19 |13 |35 |25 |1 |121 | |Низшее, |12 |4 |8 |1 |2 |13 |1 |20 |4 |19 |16 |1 |101 | |включая | | | | | | | | | | | | | | |домашнее | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 8 Государственная Дума. IV созыв. VIII. Землевладение |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Размеры земельных владений: | |Свыше 5000|— |— |— |— |— |2 |— |6 |3 |1 |1 |— |13 | |дес. | | | | | | | | | | | | | | |от 1001 до|— |— |3 |— |1 |3 |1 |24 |9 |12 |5 |2 |60 | |5000 дес. | | | | | | | | | | | | | | |от 501 до |— |1 |2 |1 |— |2 |1 |20 |4 |7 |4 |— |42 | |1000 дес. | | | | | | | | | | | | | | |от 101 до |— |— |3 |1 |1 |9 |2 |19 |6 |22 |14 |1 |78 | |500 дес. | | | | | | | | | | | | | | |от 51 до |— |— |2 |1 |— |2 |— |6 |2 |9 |4 |— |26 | |100 дес. | | | | | | | | | | | | | | |от 11 до |— |1 |5 |— |1 |6 |1 |7 |1 |16 |10 |— |48 | |50 дес. | | | | | | | | | | | | | | |до 10 дес.|1 |1 |3 |— |— |1 |— |2 |1 |7 |6 |— |22 *| |Без |1 |— |4 |— |— |2 |— |5 |3 |5 |6 |— |26 | |указания | | | | | | | | | | | | | | |размера | | | | | | | | | | | | | | |Нет земли |13 |6 |37 |2 |3 |18 |4 |11 |2 |10 |14 |2 |122 | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |членов | | | | | | | | | | | | | | * Среди лиц, имевших до 10 дес. земли, было 2литератора публициста, 1 врач, 1 торговец, 1 священник, и 2 владельца дач. (Всего 7 человек). Остальные были земледельцами. Таблица 9 Государственная Дума. IV созыв. IX. Наличие недвижимого имущества помимо земли |Фракции |Соц|Труд|Кад|Бел.|Мусу|Прог|Поль|Сою|Гру|Наци|Прав|Бесп|Итог| |Государств|.-д|овик|еты|-пол|льма|ресс|ское|з |ппа|онал|ые |арти|о | |. Думы. |ем.|и | |ьс.-|нска|исты|коло|17 |цен|исты| |йные| | |1913 год | | | |лито|я | | |окт|тра| | | | | | | | | |в. |груп| | |ябр| | | | | | | | | | |груп|па | | |я | | | | | | | | | | |па | | | | | | | | | | |Виды недвижимости: | | | | | | | | | | | | | | |Заводы, |— |— |2 |— |— |1 |1 |5 |3 |3 |— |— |15 | |фабрики, | | | | | | | | | | | | | | |рудники | | | | | | | | | | | | | | |Торговые |— |1 |2 |— | — |3 |— |2 |— |1 |3 |1 |13 | |предприяти| | | | | | | | | | | | | | |я | | | | | | | | | | | | | | |Дома |— |4 |14 |2 |3 |12 |3 |21 |10 |12 |10 |1 |92 | |Типографии|— |1 |1 |— |— |— |— |1 |— |1 |— |— |4 | |, газеты | | | | | | | | | | | | | | |Дачи |— |— |3 |— |— |1 |— |— |— |1 |— |— |5 | |Недвижимое|— |— |5 |— |1 |5 |— |4 |— |1 |1 |— |17 | |имущество | | | | | | | | | | | | | | |без | | | | | | | | | | | | | | |указания | | | | | | | | | | | | | | |вида | | | | | | | | | | | | | | |Всего |15 |9 |59 |5 |6 |45 |9 |100|31 |89 |64 |5 |437 | |депутатов | | | | | | | | | | | | | | |по | | | | | | | | | | | | | | |фракциям | | | | | | | | | | | | | | Таблица 10 Государственная Дума. IV созыв Политическая ориентация членов Думы (15 ноября 1912 г. — 26 июня 1913 г.) |Фракции |Число депутатов| |Правая часть Думы: | | Правые |65 | | Русские националисты и |89 | |умеренно-правые | | |Центральные группы: | | Центр |33 | | «Союз 17 октября» |98 | |Оппозиционные группы: | | «Народная свобода» (кадеты) |58 | | Прогрессисты |48 | | «Польское коло» |9 | | Мусульманская группа |6 | | Белорусско-литовско-польская |6 | |группа | | | Трудовая группа |10 | | Социал-демократическая фракция * |14 | | Беспартийные |6 | |Всего |442 | * В начале второй сессии, открывшейся 15 октября 1913 г., из данной фракции выделилась Российская с.-д. рабочая фракция (фракция большевиков) — 5 человек (Указатель к стенографическим отчетам Государственной Думы. Созыв IV. Сессия 2. СПб., 1914. С. 19-20). Источник: Четвертая Государственная Дума. Портреты и биографии. СПб., 1913. С.233-236: Первый год жизни Четвертой Государственной Думы. СПб., 1913. С.10. 4. Основные законы об участии монарха, Государственного Совета и Государственной Думы в законодательстве Свод основных государственных законов 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора. 87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. 96. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств по рассмотрении Военным и Адмиралтейств Советам, по принадлежности, непосредственно представляются Государю Императору, если только сии постановления, положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается отдельными сбережениями по финансовой смете Военного или Морского Министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на Высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита. 1 106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. 107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене, или изменении действующих или издании новых законов, за исключением Основных государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору. 115. Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения Императорской фамилии 2 соответственно происшедшим в ней переменам. 116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная роспись с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Главных Управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов. 117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам в порядке верховного управления на основаниях, в законе определенных. 119. Если по заблаговременном внесении в Государственную Думу предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 мая, то указом Государя Императора призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году. Примечания. 1 Подготовленные Советом Министров и одобренные 24 августа 1909 г. Николаем II Правила о порядке применения 96 статьи Основных законов еще более расширили сферу единоличной компетенции монарха в области руководства вооруженными силами. Дума и Государственный Совет лишились права рассматривать штаты военных и военно-морских учреждений. Законопроекты, касающиеся управления армией и флотом, должны были представляться на обсуждение Государственного Совета и Государственной Думы не целиком, а лишь в тех частях, которые затрагивали вопросы общего законодательства. 2 «Учреждение о императорской фамилии» — законодательный акт, регламентировавший состав российского императорского дома (т.е. правящей династии), их права и обязанности. 4.1. Правительство (Совет Министров) «Учреждение Совета Министров» 1 Ст. 1. На Совет Министров возлагается направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления. 2. Совет Министров состоит из Министров и Главноуправляющих отдельными частями, принадлежащими к общему министерскому устройству. 2 Главные начальники прочих ведомств участвуют в Совете лишь по предметам своего ведомства. 3 9. Председатель Совета Министров по тем, подлежащим ведению Совета делам, кои требуют высочайшего разрешения, входит со всеподданнейшими докладами к Императорскому Величеству, а о прочих предметах повергает на высочайшее благовоззрение в случаях, заслуживающих Монаршего внимания. 14. Предположения главных начальников ведомств, равно особых совещаний, комитетов и комиссий по предметам законодательства, а также иным, подлежащим ведению Государственного Совета и Государственной Думы, не могут быть внесены в спи установления без предварительного рассмотрения в Совете Министров главных оснований этих предположений и существенных их частей. 15. Никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета Министров. Председателю Совета доставляются Министрами и Главноуправляющими отдельными частями безотлагательно сведения о всех выдающихся происходящих в государственной жизни событиях и вызванных ими мерах и распоряжениях. Таковые меры и распоряжения Председатель Совета, если признает нужным, предлагает на обсуждение Совета. 16. Дела, относящиеся до ведомства императорского двора и уделов, государственной обороны и внешней политики, вносятся в Совет Министров, когда последует на то высочайшее повеление, или когда начальники подлежащих ведомств признают сие необходимым, или когда упомянутые дела касаются других ведомств. 17. Предположения начальников ведомств, принадлежащих к общему министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и местного управления поступают на обсуждение Совета Министров. Правило сие не распространяется на должности по ведомству императорского двора и уделов и по управлению армией и флотом, а также на должности дипломатические. 19. Главными начальниками ведомств сообщаются председателю Совета Министров предварительно все подлежащие представлению на высочайшее благоусмотрение всеподданнейшие доклады, имеющие общее значение или касающиеся других ведомств. Такие всеподданнейшие доклады вносятся на рассмотрение Совета его председателем или же по соглашению его с подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью докладываются сими последними непосредственно Государю Императору, при том в случае надобности в присутствии председателя Совета Министров. Примечания. 1 Продолжение Свода Законов Российской империи 1906 года. Ч. 1. СПб., б. г. 2 «Учреждение Совета Министров» ( т.е. закон о Совете Министров) было разработано в соответствии с именным указом 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». Этот акт превратил собиравшийся ранее крайне нерегулярно (обычно — под председательством царя) Совет Министров в постоянно действующую высшую коллегию, игравшую под руководством особого должностного лица — председателя Совета Министров — роль правительства Российской империи. 3 К Главноуправляющим «отдельными частями, принадлежащими к общему министерскому устройству», относились Главноуправляющий землеустройством и земледелием, Государственный контролер и Обер-прокурор Синода. 4 В число этих ведомств входили Собственная Его Императорского Величества (Е.И.В.) канцелярия, Собственная Е.И.В. канцелярия по учреждениям императрицы Марии, Канцелярия Е.И.В. по принятию прошений и Главное управление государственного коннозаводства. Состав Совета Министров на 1913 год Сведения о составе высшего чиновничества (Министров и Главноуправляющих, товарищей Министров и директоров Департаментов) почерпнуты из личных дел и формулярных списков высших должностных лиц, хранящихся в фондах ГИА РФ, а также из опубликованных списков чинов Министерств и Главных управлений, списка гражданским чинам первых четырех классов на 1913 г. Данные о губернаторах взяты из «Списка высших чинов местных установлений Министерства внутренних дел» (СПб., 1913). Министры и Главноуправляющие. (Всего 18 человек) Сословное происхождение |Крестья|Казак|Мещане|Купцы|Потомстве|Духовенств|Дети |Дворяне |Нет | |не |и | | |нные |о |офицеров и | |сведе| | | | | |почетные | |чиновников | |ний | | | | | |граждане | | | | | |— |— |— |— |— |— |2 |16 |— | Наличие чинов |Классы |XIV-IX |VIII-V |IV-II |Имели звания | |Чины | | | |генерал-ад|камергер |статс-секр| | | | | |ъютант и | |етарь | | | | | |генерал | | | | | | | |свиты | | | |Военные и |— |— |3 |3 |— |— | |морские | | | | | | | |Граждански|— |— |9 |— |1 |— | |е | | | | | | | |Придворные|— |— |6 |— |— |7 | |Всего |— |— |18 |11 | | | Вероисповедание |Православное |Евангелическо-|Римско-католич|Магометанское |Иудейское | | |лютеранское |еское | | | |17 |1 |— |— |— | Возраст |до 30 |31-35 |36-40 |41-45 |46-50 |51-55 |56-60 |61-65 |Старше 65 | |лет | | | | | | | | | |— |— |— |2 |2 |5 |3 |4 |2 | Образование |Высшее |Наличие |Среднее |Низшее, | | |ученой | |включая | | |степени | |домашнее | |гражданское |военное | |гражданское |военное | | |15 |1 |1 |— |1 |1 | |16 | |1 | | Наличие земли |До 10 |11-50|50-10|101-50|501-10|1001-50|Свыше 5000|Без |Нет земли | |дес. | |0 |0 |00 |00 | |указания | | | | | | | | | |размера | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
© 2000 |
|