РУБРИКИ

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

Особенностью системы государственного управления безопасностью дорожного движения в Германии является четкое разделение функций в области государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, глубокое взаимодействие органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, и общественности в лице общественных объединений, союзов предпринимателей, страховщиков, производителей транспортных средств и пр. Разработка программ по повышению безопасности дорожного движения ведется на федеральном уровне, при этом в реализации программ принимают участие как федеральные органы, так и соответствующие органы земель и структуры на местах, что способствует повышению их эффективности.

Главным органом исполнительной власти Германии, формирующим и проводящим единую государственную политику в области безопасности дорожного движения, является Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства (Bundesministerium fuer Verkehr-, Bau- und Wohnungswesen). Министерством транспорта разрабатываются программы по повышению безопасности дорожного движения (Programm fuer mehr Sicherheit im Strassenverkehr) (последняя программа была разработана и утверждена в 2001 г.)

Федеральное автотранспортное ведомство (Kraftfahrt-Bundesamt) находится в ведомственном подчинении Федерального министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства. Задачами Федерального автотранспортного ведомства являются: лицензирование новых типов транспортных средств и запчастей к транспортным средствам; проверка работы отделов технического контроля и гарантий качества, предоставляемых производителями автотранспортных средств; ведение центрального реестра транспортных средств, центрального реестра нарушений правил движения на транспорте и центрального реестра водительских прав, а также выдача справок и публикация статистических материалов, основанных на данных вышеуказанных реестров.

В Центральном реестре транспортных средств собираются, хранятся и перерабатываются данные о транспортных средствах, получаемые от региональных ведомств, выдающих удостоверения о допуске к эксплуатации и страховщиков.

В Центральном реестре нарушений правил движения на транспорте регистрируются только те нарушения правил, на которые накладываются штрафы в размере свыше 40 Евро. При этом производится учет и группировка решений, принимаемых в отношении нарушителей дорожного движения ведомствами, выдающими водительские права (всего в Германии их около 650), ведомствами, ответственными за взыскание штрафных санкций и судами. Решения относительно водительских прав принимаются не Федеральным автотранспортным ведомством, а соответствующими ведомствами, выдающими водительские права.

В Центральный реестре водительских прав хранятся сведения о выданных водительских правах различных категорий, о водительских правах полиции, министерства обороны и федеральной пограничной охраны, зарегистрированные в Германии водительские права стран-членов ЕС и пр.

Федеральное дорожное ведомство ФРГ (BAST) находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства и несет ответственность за разработку норм и предложений во всех областях дорожного движения. Одновременно Федеральное дорожное ведомство выступает главной инстанцией в исследовании аварийности в дорожном движении.

Можно выделить следующие основные функции Федерального дорожного ведомства: разработка концепций БДД, статистический учет ДТП, анализ аварийности на дорогах, оценка безопасности транспортных средств, ведение статистики дорожного движения, организация медицинской помощи на дорогах и пр.

Разработка норм и предложений Федеральным дорожным ведомством ведется в тесном взаимодействии с Советом по безопасности дорожного движения, Институтом нормирования, ответственными за организацию дорожного движения органами исполнительной власти федеральных земель и пр.

Контрольно-надзорные функции в области безопасности дорожного движения осуществляются дорожной полицией Министерства внутренних дел Германии (Bundesministerium des Innern). Задачами дорожной полиции являются: протоколирование ДТП, розыск скрывшихся с места аварии, наблюдение за поточным движением, технический контроль за уличным движением (осуществляемый посредством контроля скорости движения, контроля за соблюдением дистанции, проверки веса), контроль за грузовыми автомобилями и автобусами, контроль за временем непрерывного нахождения водителей за рулем и временем отдыха, контроль за перевозкой опасных грузов.

Кроме органов исполнительной власти, в Германии действует большое количество общественных организаций, ставящих целью повышение безопасности дорожного движения. Дадим краткую характеристику функций, выполняемых некоторыми из них.

Важную роль в содействии проведению мероприятий по повышению безопасности дорожного движения играет Совет по безопасности дорожного движения (Deutscher Verkehrssicherheitsrat).

Совет является некоммерческим объединением и действует с 1969 г. Членами Совета по безопасности дорожного движения являются Федеральное министерство транспорта и министерства транспорта федеральных земель, союзы предпринимателей, производители автомобилей, страховые компании, Служба безопасности дорожного движения и пр. Совет по безопасности дорожного движения разрабатывает программы по повышению безопасности дорожного движения, ориентированные на целевые группы (например, программа «Дети и дорожное движение»), тренинги для водителей различных транспортных средств. Реализация программ осуществляется членами Совета по безопасности дорожного движения. Совет по безопасности дорожного движения осуществляет координацию деятельности своих членов. Доходная часть бюджета Совета на 22 % формируется за счет федерального бюджета, около 60 % - за счет средств союзов предпринимателей.

Служба безопасности дорожного движения (Verkehrswacht) является старейшим объединением в Германии, занимающимся проблемой безопасности дорожного движения, созданным по инициативе граждан.

Служба безопасности дорожного движения была образована в 1924 году путем объединения местных служб безопасности дорожного движения. Финансирование Службы безопасности дорожного движения на 70 % осуществляется за счет средств Федерального министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства (такой порядок финансирования закреплен законодательно), оставшиеся 30 % покрываются за счет членских взносов и пожертвований. Министр транспорта, строительства и жилищного хозяйства осуществляет шефство над Службой безопасности дорожного движения.

Главными задачами Службы являются обучение населения правилам дорожного движения, разъяснение и пропаганда правил дорожного движения. Для выполнения этих задач участниками Службы организуются и проводятся в различных учебных и социальных учреждениях тренинги и обучающие семинары, распространяется печатная информация. Федеральная структура Службы безопасности дорожного движения включает службы безопасности дорожного движения земель и службы безопасности дорожного движения на местах. Согласно уставу объединения, утвержденному в 1967 г., правление Службы безопасности дорожного движения разрабатывает и утверждает единые рабочие инструкции по проведению конкретных общефедеральных мероприятий, следование которым является обязательным для региональных служб безопасности дорожного движения [62].

В Японии разрабатывается новая компьютерная система, которая, по мнению специалистов, позволит повысить безопасность движения и уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий.

Новый комплекс получил названием Driving Safety Support System (DSSS), что можно перевести как «система обеспечения безопасности управления транспортными средствами». Принцип её работы основан на применении специальных инфракрасных маяков, установленных на высоте около пяти с половиной метров над дорожным полотном. Эти маяки способны собирать информацию о ситуации на городских улицах или автомагистралях и обмениваться данными с бортовой навигационной системой автомобиля.

Система DSSS предназначена для использования, в первую очередь, на тех участках дорог, на которых наиболее часто происходят аварии или наезды на пешеходов. Комплекс сможет обнаруживать приближающиеся транспортные средства или пешеходов ещё до того, как их увидит водитель. Соответствующий сигнал с предупреждением, например, о быстро приближающемся к перекрёстку автомобиле или человеке, переходящем дорогу, будет немедленно отправляться на бортовой компьютер транспортного средства. Таким образом, водитель сможет заблаговременно снизить скорость, перестроится в другой ряд или предпринять иные меры для предотвращения столкновения [63].

В Канаде действует система поэтапного доступа к управлению транспортным средством. Человек прошел курсы и получил так называемые ученические права. Он имеет право управлять автомобилем только под руководством наставника. Через год – он получает временное водительское удостоверение. Теперь он может передвигаться и без наставника, но с некоторыми ограничениями. Например, только в светлое время суток, перевозить только одного пассажира. Ему также запрещается употреблять за рулем любое количество алкоголя. Отъездив положенный срок с этими ограничениями, он получает уже обычные полноценные права. Надо сказать, что такая система действует не только в Канаде, но и в ряде других стран. Ограничения и сроки в них несколько отличаются. Также в некоторых странах после каждого этапа кандидат в полноценные водители должен сдавать экзамен, для того чтобы повысить свою квалификацию.

В Южной Корее на каждого кандидата в водители заводится пластиковая карта. На ней информация о владельце, об оплате, о посещениях им занятий, о ходе обучения, результаты экзамена. Изучать правила дорожного движения кандидат может самостоятельно. В школе же он учится для начала на тренажере. На нем же он отрабатывает те упражнения, которые должен выполнить в дальнейшем на автодроме. После отработки положенных часов его допускают к занятиям на автодроме. Здесь он обучается не менее 20 часов. И только потом его выпускают на учебный маршрут на реальной дороге. Здесь он должен откатать 15 часов. Контролируется время обучения при помощи той самой пластиковой карты.

Экзамен принимается либо в школе либо на муниципальном автодроме. Трасса и машина оборудованы специальными датчиками. Специальный компьютер считывает с них информацию об ошибках кандидата. На выполнение каждого упражнения отводится определенное время. Экзамен сдан, если кандидат уложился в лимит времени и не превысил допустимого количества штрафных балов. Во время экзамена в машине нет ни инструктора, ни полицейского.

В 1983 году в Сингапуре за нарушения дорожного законодательства была введена балльная система. За 24 штрафных балла водителя лишают права управления на три месяца. К слову, 6 баллов – это проезд на красный свет. При прохождении дополнительного курса обучения по безопасности дорожного движения в автошколе срок лишения прав сокращается на месяц.

Балльная система действует и в отношении дорожников. За 300 баллов организацию на месяц отстраняют от подрядных работ. 200 баллов можно получить уже только за то, что на дороге оставлен предмет, который может помешать движению транспорта.

За управление авто в состоянии опьянения в первый раз – штраф в размере от 1000 до 5000 сингапурских долларов (в среднем от 600 до 3000 американских долларов) и тюремное заключение на срок до 6 месяцев. Второе нарушение – от 3000 до 10 000 сингапурских долларов и заключение на срок до года. За третье нарушение – штраф до 3000 сингапурских долларов и заключение на срок до 3 лет [64].

Во Франции в 2003 году начала действовать автоматизированная система. На дорогах установлено 600 видеокамер. Внесены изменения в законодательство: нарушение фиксируется при помощи радара, ответственность ложится на владельца транспортного средства. Обычный тариф штрафа – 137 евро. Если водитель платит в течение двух недель, то сумма составляет лишь 90 евро. Если штраф не уплачен в течение 45 дней, то нарушителю придется выложить 375 евро. Если штраф не уплачен в течение трех месяцев, то блокируется банковский счет нарушителя. В местах установки радаров количество ДТП снизилось за год на 85 процентов. Если в 2003 году было зарегистрировано около восьми тысяч погибших в ДТП, то в этом году погибших на дорогах около пяти тысяч человек.

В Израиле наблюдение за дорогами ведется из Центра контроля и управления движением. Помимо стационарных камер слежения, за дорогами наблюдают с вертолетов и дирижаблей. Даже специальные таблички на трассах установлены: «Эта трасса контролируется с воздуха». Нарушения фиксируются тут же. Тем не менее, в стране в последнее время наблюдается рост аварийности. Поэтому в этом году была принята программа по снижению смертности на дорогах с 500 до 300 человек в год. В частности, со следующего года изучение правил дорожного движения становится обязательным школьным предметом. Без сдачи экзамена по нему не будет выдаваться аттестат зрелости.

В Финляндии деятельность полиции по обеспечению безопасности дорожного движения детей направлена на воспитание и обучение правильному поведению на дороге. Полиция участвует в разработке планов по обеспечению безопасности на муниципальном уровне. Контроль со стороны полиции, как показывают исследования, эффективен. Помощь школам в этой сфере оказывают также общественные объединения родителей и другие общественные объединения и организации. Организация «Лайонс», например, регулярно проводит раздачу школьникам светоотражателей. В реализации мер по обеспечению безопасности детей на дорогах ключевое положение занимают муниципальные органы, занимающиеся совершенствованием дорожной инфраструктуры, обеспечением применения средств безопасности перевозки детей в автомобилях.

Центральной организацией безопасности дорожного движения Финляндии является организация «Лиикеннетурва», учреждённая Правительством страны и имеющая статус государственно-общественной организации. Её правление определяет общую политику деятельности организации, управляет бюджетом, формируемым, в основном, за счёт отчислений от обязательных страховых взносов владельцев транспортных средств и членских взносов. Основная цель деятельности данной организации – обеспечение безопасности дорожного движения посредством обучения, воспитания и пропаганды в целях совершенствования навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников движения, формирования общественного мнения по важнейшим проблемам профилактики ДТП, оказания влияния на должностных лиц для решения вопросов безопасности дорожного движения [65].

Основной акцент в зарубежном законодательстве делается на материальную ответственность нарушителей дорожного движения.

В Германии, если водитель набирает за год штрафные очки за допущенные нарушения правил дорожного движения, сумма его страховки[1], которая составляет до 1000 евро, увеличивается еще на 500 евро, на второй год – на 1000 евро, на третий – на 2000 евро. При зарплате 3000 – 5000 евро – это очень существенные траты, которые может себе позволить далеко не каждый немец. Поэтому некоторые из нарушителей вынуждены целый год не пользоваться автомобилем, чтобы не платить тройную цену за страховку.

В зависимости от количества набранных штрафных баллов увеличивается стоимость годовой страховки автомобиля и в США.

В зарубежном законодательстве обозначился и новый подход к исчислению штрафов за нарушения правил дорожного движения:

-          сумма штрафа ставится в прямую зависимость от:

а) месячного оклада нарушителя (за вычетом налогов) или минимального заработка, установленного в стране (в Финляндии при заработке водителя ниже 50 долл. Штраф не взимается);

б) годовому заработку (доходу) нарушителя (за вычетом налогов);

-          от 2-х до 10 раз увеличены минимальные штрафы за особо опасные нарушения на дороге;

-          нарушителям, которые платят штраф на месте полицейским (там, где это не запрещено законодательно), или в течение 3-х – 7-ми банковских дней, размер штрафа снижается от 30 до 50 %;

-          сумма штрафа увеличивается в 2 – 3 раза (за счет пени) в том случае, если нарушитель не оплатил его в течение 1 месяца и более;

-          в некоторых странах (Бельгия, Израиль, Испания, США) за неуплату штрафа предусматривается конфискация транспортного средства под залог или с уплатой за хранение на штрафной стоянке, лишение водительских прав (Япония).

В последние годы в законодательстве ряда стран появились новые определения составов дорожных правонарушений. Прежде всего, это касается ведения телефонных разговоров при управлении транспортным средством.

Практически все развитые страны ввели запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем без гарнитуры hands–free. Исключение составляют пока некоторые штаты в США, Канада, Кувейт, в Европе – Швеция.

Полностью запрещены телефонные разговоры за рулем в Австралии, Швейцарии. А в некоторых штатах Австралии, Бельгии, Кении, Малайзии, Сингапуре, кроме внушительного штрафа, за это правонарушение предусмотрено тюремное заключение [66].

Министерством внутренних дел Казахстана, Комитетом дорожной полиции проводится целенаправленная и разносторонняя работа по предупреждению случаев детского дорожно-транспортного травматизма. Так, в целях обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах более 90% школьных учебных заведений республики оборудовано классами БДД, и почти половина — автоплощадками. За каждой школой закреплен сотрудник дорожной полиции, который два раза в месяц проводит занятия по БДД. Кроме того, адаптированные к возрасту занятия по БДД проводятся и в детских дошкольных учреждениях. Стали традиционными проведение совместно с органами образования «Дней юных пешеходов», специализированных мероприятий «Посвящение первоклассников в пешеходы», различных тематических конкурсов.

Для предотвращения ДТП с участием детей вблизи образовательных учреждений ведется установка искусственных дорожных неровностей «лежачий полицейский».

В Акмолинской области в День защиты детей проводилась акция «Защитим детей от дорожно-транспортных происшествий».

Сотрудниками Управления ДПДВД Кустанайской области разработана и утверждена областным Советом по экспертизе и лицензированию инновация «Учебно-методический комплекс по профилактике дорожно-транспортного травматизма», который с успехом применяется во всех школах области. В области ежегодно проводятся олимпиада по ПДД среди учащихся начальных классов, семинары для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов и классных руководителей по методике обучения детей Правилам дорожного движения на базе института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

УДП ДВД г. Алматы была разработана Программа «Детская безопасность», благодаря которой удалось значительно снизить количество ДТП с участием детей вблизи детских общеобразовательных учреждений.

Согласно программам обучения, утвержденным Министерством образования и науки, на занятия по изучению ПДД в 1-4 классах предусмотрено 16 часов в год (т.е. в среднем 1,5 урока в месяц), а в 5-8 классах и того меньше — 10 часов. В старших классах вообще не предусмотрено изучение Правил дорожного движения. Кроме того, такие занятия, согласно указаниям Министерства образования и науки, проводятся за счет классных часов и факультативов, которые, как правило, не оплачиваются учителям, которые их проводят.

Ежегодно МВД выходит с предложениями в Министерство образования и науки об увеличении количества часов для обучения детей безопасному поведению на дороге, о введении специального предмета. Однако постоянно получаем отказ. Ссылаются на большую загруженность учебного процесса. Согласитесь, что не каждый ученик, закончив школу, станет знаменитым химиком или математиком, а вот пешеходами мы становимся практически с рождения. А ведь в Казахстане нет ни одного учебного пособия по ПДД, рекомендованного органами образования. Тогда как в России в каждом регионе свои учебники, одобренные Министерством образования.

В настоящее время в соответствии с поручением главы государства, данным на заседании Совета безопасности Республики Казахстан от 13 ноября 2006 г., Министерство образования и науки совместно с Министерствами внутренних дел и здравоохранения рассматривают вопросы включения в государственные стандарты среднего общего образования обязательных программ изучения Правил дорожного движения, обучения вождению автомототранспорта и оказанию неотложной медицинской помощи.

Неблагополучное положение с детским дорожно-транспортным травматизмом (далее – ДДТТ) объясняется прежде всего неудовлетворительным состоянием культуры всего общества. Дети лишь повторяют поступки взрослых и нередко сами становятся жертвами беспечности и невнимательности на дороге.

Мы надеемся, что поставленные здесь вопросы не останутся без внимания, что в каждом регионе найдутся точки соприкосновения всех заинтересованных организаций в деле предупреждения ДДТТ [67].

Таким образом, опыт по обеспечению безопасности дорожного движения, как в дальнем, так и в ближнем зарубежье свидетельствует о том, что основной акцент в зарубежном законодательстве делается на материальную ответственность нарушителей дорожного движения. Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.


3.2 Отечественный опыт обеспечения безопасности дорожного движения


Для повышение уровня безопасности движения путем пропаганды правильного поведения на дорогах и использования технически безопасного транспорта, а также изучение способов и методов просветительской работы, направленной, в том числе, на обеспечение безопасности детей, как участников дорожного движения Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление «Об основных мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2005-2007 годы». ГИБДД для всех первоклассников Санкт-Петербурга перед началом зимних каникул организовала акцию «Стань заметней» с выдачей светоотражающих фликеров, предназначенных для крепления на верхней одежде, что особенно актуально в темный зимний период времени. В период с 2003 по 2006 год в местах расположения учебных заведений был установлен 31 «лежачий полицейский», осуществлена замена 250 дорожных знаков «Дети», построено 44 светофорных объекта, нанесено более 330 тыс. кв. метров дорожной разметки по программе «Школа». В настоящее время при активной поддержке ГИБДД практически во всех субъектах Российской Федерации работают отряды юных инспекторов движения (ЮИД), членами которых являются учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 10 до 15 лет. Сегодня в отрядах ЮИД состоят более 200 тыс. школьников по всей стране [68].

В 2000 году Управлением ГИБДД УВД по Тверской области совместно с руководством средней общеобразовательной школы № 16 города Твери был создан профильный класс с юридической подготовкой по специализации ГИБДД. Основными задачами данного класса являются:

-           осуществление раннего профессионального ориентирования и подготовки несовершеннолетних граждан к выбору профессии, учебе и работе в системе МВД России;

-          реализация правового и патриотического воспитания подрастающего поколения и включение детей в активное участие по пропаганде БДД путем выступления курсантов в агитбригаде;

-          формирование здорового образа жизни и физического воспитания учащихся.

С момента создания класса проведено шесть выпусков курсантов. В высшие и средние учебные заведения по профилю обучения поступило более 70% выпускников специализированного класса. По окончании средних специальных учебных заведений в системе МВД России на данный момент работают 23 человека [69].

В городе Березовске Кемеровской области руководителями одной из организаций угольной отрасли уже более года реализуется специальная программа под названием «Безопасность для всех, безопасность во всем, безопасность превыше всего!». При этом внимание уделяется не только соблюдению требований правил техники безопасности, но и Правил дорожного движения. Все находящиеся на предприятии автомобили, включая грузовики и автобусы, сегодня оборудованы ремнями безопасности. За их использованием, как и за соблюдением требований Правил дорожного движения в общем, ведется строгий контроль. Что очень важно, так это то, что установку ремней безопасности на грузовиках и автобусах согласовали с предприятиями-изготовителями. По словам сотрудников предприятия, поначалу сработал страх перед экономическими санкциями — еще бы, наказание вплоть до увольнения. Теперь же люди действительно научились самостоятельно заботиться о своей и чужой безопасности. Практика показывает, что использование ремней безопасности может снизить риск всех травм при ДТП на 40-50%, а смертельных — на 40-60%.Ремни безопасности на сегодняшний день спасли больше жизней, чем все другие устройства, направленные на повышение безопасности в момент аварии [70].

В ГИБДД Тюменской области встали в строй два передвижных поста медицинского освидетельствования на базе автомобилей ЗИЛ. Автомобили закуплены по инициативе правительства Тюменской области в соответствии с «Комплексной программой по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2006-2008 гг.».

Салоны автомобилей оборудованы отдельным помещением с биотуапетом, умывальником, оснащены мебелью и кондиционером. «Новобранцы» укомплектованы абсолютно всем необходимым для медицинского освидетельствования на состояние алкогольного и наркотического опьянения: от стерильных флаконов, реактивов, резиновых перчаток и апкометров до холодильной камеры и носилок. Подобная практика уже имела место в нашем регионе. В конце 80-х в Тюменской области дежурили 10 автомобилей «скорой помощи», созданных на базе микроавтобусов РАФ и УАЗ-452.

Сегодня 3-4 экипажа ДПС в круглосуточном режиме доставляют для медицинского освидетельствования граждан, подозреваемых в нетрезвом вождении. По соглашению с главным врачом ГЛПУ «Областной наркологический диспансер» И.И. Казанцевым на данных постах дежурят врач-нарколог и медсестра соответствующей квалификации. У инспекторов ГИБДД появилось больше времени для выявления нарушителей Правил дорожного движения.

Зимой основное место дислокации передвижных постов — федеральные трассы юга области. В летнее время планируется обеспечить несение службы этими пунктами у «злачных» мест отдыха в окрестностях областного центра.

В ближайшее время на дорогах Тюменской области появятся еще 4 подобных передвижных пункта, но уже на базе автомобилей «Форд-Транзит» [71].

Эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть обязанностью только Госавтоинспекции. Отрадно, что в субъектах Российской Федерации эта мысль находит полное понимание. Сегодня Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Белгородской области полковник милиции Валерий Алексеевич Маматов, возглавляющий областное Управление ГИБДД, рассказывает о ходе выполнения Федеральной целевой программы в этом российском регионе.

В ноябре 2007 года в Белгороде состоялось Координационное совещание по вопросам повышения эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Центральном федеральном округе. Между МВД Российской Федерации и Правительством Белгородской области подписано Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации Федеральной целевой программы по БДД в 2006-2012 годах.

Постановлением Правительства Белгородской области от 7 июля 2006 г. утверждена «Областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы». При губернаторе области создана областная межведомственная комиссия по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения.

Управлением внутренних дел области во взаимодействии с территориальными подразделениями, органами местного самоуправления и владельцами автодорог целенаправленно осуществляется комплекс мероприятий, включенный в первый этап программы на 2006-2007 годы. Среди первоочередных задач — повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, организационно-планировочные и инженерные меры совершенствования организации движения транспорта и пешеходов, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

На выполнение программных мероприятий в 2007г. запланированы бюджетные ассигнования в сумме 309,333 млн. рублей, в том числе из средств областного бюджета предусмотрено выделение 92,8 млн. рублей.

Для подразделений, несущих непосредственно патрульно-постовую службу на дорогах Белгородчины, приобретены 40 патрульных автомобилей Chery Amulet, оборудованных средствами контроля и фиксации в атоматическом режиме нарушений Правил дорожного движения. В настоящее время решен вопрос приобретения для этой цели еще 25 автомобилей.

С учетом ежегодного увеличения транспорта (в среднем на 5 %), которое значительно опережает развитие улично-дорожной сети, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения невозможно без внедрения передовых форм и методов работы. В областном центре внедрена вторая очередь автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), которая охватывает 60% светофорных объектов Белгорода. Система позволяет водителю при скорости 60 км/час беспрепятственно проехать несколько перекрестков подряд на зеленый сигнал светофора.

За счет федеральных средств приобретена передвижная дорожная лаборатория на базе автомобиля «Соболь». С ее помощью можно определять параметры дороги и их соответствие нормативным требованиям. Автомобиль оснащен современной компьютерной техникой с приборами видеофиксации недостатков, что несомненно повысит уровень надзора за эксплуатационным состоянием дорог, а соответственно для водителей создаются более безопасные условия движения.

Используются и другие передовые технологии в организации дорожного движения — это обустройство кольцевых развязок мигающими элементами различного цвета, применение светодиодных светофоров. Впервые использованы износоустойчивые материалы для разметки дорог, увеличивающие срок ее службы. В рамках повышения безопасных условий движения пешеходов изучается опыт Краснодарского края и Республики Беларусь по обустройству дорог шумовыми полосами на подходах к пешеходным переходам.

В Шебекинском районе области проходит испытание программного обеспечения «Рабочее место госинспектора». Его внедрение позволит объединить базы данных всех подразделений технического надзора, в автоматическом режиме проводить проверку по базам розыска, формировать статистическую отчетность, вносить информацию о страховых полисах и медицинских справках.

Наряду с этим мы видим множество других проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, в том числе и с внедрением передовых технологий, изучением опыта работы других регионов.

Первая из них — ликвидация заторов и задержек в движении транспорта. Это касается, прежде всего, оживленных перекрестков областного центра в часы пик. Проблему надо решать во взаимодействии с органами власти путем совершенствования условий движения, оборудования улиц техническими средствами регулирования и др.

Вторая проблема — организация работы по выявлению лиц, не уплативших своевременно административные штрафы за нарушения ПДД. Уклонение от уплаты наложенных штрафов порождает у некоторых граждан чувство безнаказанности, вседозволенности. Такого быть не должно. Сейчас мы прорабатываем систему, в том числе и с применением комплексных систем, по выявлению таких лиц и привлечению их к ответственности по ст. 20.25 Административного кодекса РФ.

Около 30% ДТП происходит у нас из-за превышения водителями скоростных режимов. Поэтому профилактике этого вида нарушений мы уделяем особое внимание. В рамках реализации комплексной системы «Безопасный город» в настоящее время в 4 местах улично-дорожной сети города установлено 22 видеокамеры и 2 радара с системами «Поток». Ежедневно ими фиксируется до 40 нарушений скоростного режима, по которым принимаются меры реагирования в соответствии с КоАП. Применяется ряд других методов работы по пресечению данного вида нарушений.

Большое внимание уделяем пропаганде соблюдения Правил дорожного движения юными гражданами. Во всех образовательных учреждениях области организовано системное изучение Правил дорожного движения в объеме не менее 10 часов в год через классные часы, внеклассные уроки, занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Действуют 192 детские автоплощадки для проведения занятий. По инициативе УГИБДД в городе Белгороде на базе городского Дворца творчества детей и подростков в отделе профилактики детского дорожного травматизма используются компьютерные обучающие программы по безопасности дорожного движения.

За 9 месяцев 2007 г. на территории области с участием детей в возрасте до 16 лет достигнуто снижение основных показателей аварийности, в том числе по числу погибших — на 46%.

В учебных заведениях области действуют более 500 отрядов юных инспекторов движения, насчитывающих около 4 тыс. детей и подростков.

Подразделения ГИБДД области регулярно сотрудничают с 27 редакциями областных печатных изданий, 17 радиостанциями и 8 телекомпаниями, Интернет-сайтом BEL.RU, агентством ИТАР-ТАСС. Материалы о деятельности Госавтоинспекции области по обеспечению безопасности дорожного движения публикуются в центральных печатных изданиях.

В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий на территории области и своевременного информирования населения об изменениях ситуации на дорогах, Управлением ГИБДД во взаимодействии с редакцией радиостанции «Авторадио-Белгород» создана программа «Дорожные пробки», которая ежедневно выходит в эфир.

В сотрудничестве с радиостанцией «Русское радио» подготовлены и распространены для практического использования в районах области аудиоролики социальной рекламы по ОБДД.

Для формирования правосознания у населения в сфере дорожного движения на 5 плазменных экранах, принадлежащих рекламному агентству «Третий глаз» и расположенных в местах массового притяжения пешеходов, транслируются видеоролики социальной рекламы по БДД, в том числе по использованию световозвращающих элементов на верхней детской одежде.

По инициативе Управления ГИБДД, совместно с областным отделением Союза журналистов, регулярно (один раз в два года) проводится творческий конкурс среди редакций областных СМИ и отдельных авторов на лучшую публикацию по проблемам ОБДД «Зеленая волна». Проведение конкурса регламентируется постановлением Губернатора Белгородской области.

Работа по реализации программных мероприятий позволила достичь определенных положительных результатов. Снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них людей. Показатель аварийности из расчета на 10 тыс. транспортных средств ниже среднероссийского показателя на 24%, а число пострадавших на 100 тыс. жителей — на 29% [72].

В целях реализации мероприятий ФЦП руководители ряда областных Управлений ГИБДД Центрального федерального округа стали инициаторами создания аналогичных региональных программ.

Среди основных мер достижения целей Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» важное место занимают формирование общественного правосознания и пропаганда правомерного поведения на дорогах.

Используя возможности средств массовой информации, учитывая особенности возрастных и социальных категорий граждан, создаются тематические передачи и рубрики, продукты социальной рекламы. В Тамбовской области выпускается специализированная газета «Полоса безопасности», в Москве в эфир канала «Столица» еженедельно выходит рубрика о детском дорожно-транспортном травматизме. В Тульской области создана телепрограмма «Автопульс».

Безусловно, подготовка законопослушного участника дорожного движения должна начинаться со школьной скамьи и невозможна без тесного взаимодействия Госавтоинспекции и органов образования. Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве и Департаментом образования г. Москвы ежегодно разрабатывается План совместной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Предложенные Правительству Москвы меры решения данной проблемы легли в основу Комплексной программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год. В учебные программы общеобразовательных учебных учреждений во всех классах включены обязательные занятия по тематике БДД, обучающие школьников навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В Орловской области осуществляется проект совершенствования работы образовательных учреждений по изучению ПДД. Участие в нем принимают 10 дошкольных и 15 общеобразовательных учреждений. В Костромской области в целях улучшения учебно-методической базы детских учреждений разработаны настольные игры «Приключения Оранжика» (для дошкольников) и «Найди свой путь» (для детей младшего и школьного возраста).

В рамках проведения месячника «Внимание, дети!» в мае и августе 2007г. все общеобразовательные и дошкольные учреждения города Воронежа обеспечены уголками по БДД.

Результаты проделанной работы легко увидеть в период проведения специальных конкурсов, викторин, различного рода соревнований. Так, в 2007 г. в Костроме Управлением ГИБДД совместно с Департаментом образования и науки подведены итоги конкурса среди воспитателей ДОУ на лучшую дидактическую игру по Правилам дорожного движения, а также конкурса среди общеобразовательных учреждений «Правила дорожные будем выполнять». В Москве в сентябре-ноябре среди школьников будет проведен конкурс «Мы рисуем улицу». Конкурс состоит из нескольких этапов: районного, окружного и городского. В состав жюри вошли видные деятели искусства, преподаватели художественных школ, сотрудники ГИБДД. В рамках проходившего с 15 по 31 марта 2007 г. на территории Москвы общегородского профилактического рейда «Весенние каникулы» Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве совместно с Юношеской автомобильной школой г. Москвы провело занятия с учащимися 1-11 классов общеобразовательных школ города Москвы по обучению начальному курсу безопасности дорожного движения и навыкам управления автомобилем.

Помимо Всероссийской акции «Внимание, дети!» на территории Москвы совместно с редакцией газеты «Новые известия» ежегодно проводится операция «Зебра», направленная на воспитание у водителей вежливого отношения к пешеходам. Вместе с этим с 1 сентября Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве совместно с газетой «Новые Известия» и радиостанцией «Авторадио» проводится акция «Маленький пассажир», направленная на пропаганду выполнения пункта 22.9 Правил дорожного движения, предписывающего перевозить детей в возрасте до 12 лет с использованием специальных детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности.

В рамках I Глобальной недели безопасности на территории Ивановской области были проведены целевые профилактические операции — «Ремень безопасности», «На дороге молодой водитель» и др.

В Липецкой области с 2003г. активно действует региональная общественная детско-юношеская организация «Союз юных инспекторов движения», которая в настоящее время насчитывает более 12 тысяч членов и пользуется государственной поддержкой. Привлечение в период проведения различных рейдов и акций членов этой организации к совместной работе с инспекторами ГИБДД давно доказало свою профилактическую эффективность.

Еще 25 лет назад нами выделялись три категории детей — участников дорожного движения: пешеходы, пассажиры и велосипедисты. Сегодня к ним прибавились роллеры, мотоциклисты и несовершеннолетние водители автомобилей. На наш взгляд, одним из наиболее действенных способов подготовки грамотных молодых участников дорожного движения, а соответственно профилактики детского травматизма на дорогах, может считаться проведение с детьми занятий по безопасности дорожного движения в условиях, максимально приближенных к действительности. Эти условия можно воссоздать на территории специально оборудованных автогородков, где используются различные средства передвижения, такие как велосипеды, мопеды, электромобили. В настоящий момент в Центральном федеральном округе создано около 220 автогородков и автоплощадок. Однако если учесть, что свыше 180 из них находятся в Белгородской области, 33 — в Москве, то видно, насколько отстают в этом деле остальные регионы [73].

Важное место в работе по пропаганде безопасности дорожного движения отводится системному взаимодействию государственных, правоохранительных органов, средств массовой информации. В первую очередь оно проводится через областные целевые программы по безопасности дорожного движения. Средства, а соответственно возможности, закладываются разные, но в целом реализация на местах ФЦП осуществляется нарастающими темпами. Здесь применяются самые разные формы. Например, в Ханты-Мансийском округе для информирования населения используются возможности сайта администрации округа, в Тюмени — телевидения «Регион-Тюмень». В Свердловской области на областном телевидении функционирует телепрограмма «Патрульный участок». По линии ГИБДД выходит от 3 до 6 сюжетов в неделю по наиболее значимым событиям. Особое значение придается вопросам реализации ФЦП в интервью руководителей и должностных лиц различного ранга.

Работа в рамках ФЦП ведется с учетом возрастных категорий жителей региона. И в первую очередь внимание всех задействованных исполнителей программы нацелено на подрастающее поколение.

Например, в Курганской области в течение последней четверти учебного года проходила акция «Ваше внимание — наша безопасность». В рамках акции дети рисовали рисунки-обращения к водителям, а также дорожные ситуации, в которые они не хотели бы попасть. В День защиты детей в ходе специализированного рейда такие рисунки вручались водителям с соответствующим освещением в СМИ. Для привлечения внимания к проблеме безопасности детей и подростов в летний период прошел конкурс мотоциклистов.

В Ханты-Мансийском автономном округе проведена профилактическая акция «Пусть детство будет безопасным», в рамках которой по центральным улицам г. Югры прошла демонстрация детей с лозунгами и призывами по безопасности дорожного движения. Её проведению предшествовала большая подготовительная работа. Ребята вместе с педагогами мастерили знаки дорожного движения, писали лозунги и призывы на транспарантах, выучили стихи и песни о Правилах дорожного движения. Одним шествием дело не ограничилось. На центральной площади города состоялось театрализованное представление по тематике БДД. Аналогичные акции проведены в Тюмени, где дети с плакатами «Моя жизнь — в твоих руках!», «Берегите детей на дорогах» вышли на улицы города. Также в Тюмени с целью обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах проведена акция «Вежливый водитель». Водителям, пропускающим пешеходов, сотрудниками ГИБДД в присутствии телекамер вручались наклейки «Я люблю пешехода». Была проведена акция листовок-рисунков «Спасите наши жизни!». Детские рисунки и обращения сотрудники ГИБДД распространили среди взрослых водителей.

При поддержке Управления ГИБДД Челябинской области для детей разных возрастов на сцене театров демонстрируются три спектакля по Правилам дорожного движения, регулярно выходит детская познавательная телепередача. В Тюменской области изготовлены два выпуска детского фильма «Зебра», организован показ спектакля «Умный светофор» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В Свердловской области с прошлого учебного года в рамках региональной программы «Культура безопасности жизнедеятельности» количество учебных часов с 5-го по 9-й классы по изучению ПДД увеличено с 1 часа до 4-6 часов в год. Активное сотрудничество с институтом регионального развития образования Свердловской области позволило направить усилия преподавателей ОБЖ в сторону безопасности дорожного движения, на постоянной основе привлекать инспекторов по пропаганде для выступления с лекциями по данному направлению в педагогических коллективах, использовать возможности различного рода конкурсов кабинетов ОБЖ, проводимых с уклоном безопасности дорожного движения.

Судить о результатах информированности населения об основных положениях ФЦП позволяет мониторинг общественного мнения. Как показывает анализ анкет, с каждым кварталом все большее количество респондентов начинают понимать цели и задачи ФЦП. Есть и критические замечания в адрес Госавтоинспекции. Они принципиально проверяются. В этом плане со службами КПО и УСБ ГУВД— полное взаимопонимание. Кроме телефона доверия, в Свердловской области работает круглосуточный бесплатный пейджер, где можно позвонить по номеру телефона «002» и для абонента «Госавтоинспекция» оставить сообщение. В Тюменской области в ходе подготовки и проведения всероссийской акции «Внимание, дети!» открыта «горячая линия», куда родители, пешеходы сообщают информацию о недостатках в организации дорожного движения.

Руководители всех подразделений пропаганды отмечают огромную практическую ценность регулярных изданий «Stop-газета» и «Добрая Дорога Детства», откуда черпаются новые идеи, направленные на профилактику безопасности дорожного движения. На территориях всех субъектов проводится активная подписная кампания, даже если это сопряжено с определенными финансовыми затруднениями.

Немаловажным фактором в психологической борьбе с нарушителями ПДД является серия сюжетов об оснащении Госавтоинспекции новейшими приборами для видеофиксации нарушений, в том числе в ночное время, поиске и задержании преступников. Так, в преддверии 71-й годовщины Госавтоинспекции администрация Свердловской области в торжественной обстановке передала в службу ГИБДД 380 новых патрульных автомобилей. Они были построены на центральной площади г. Екатеринбурга. Конечно, это событие стало основной новостью для водителей на ближайшие несколько дней. Ведь обсуждение в шоферских курилках вопросов технического оснащения ГИБДД напрямую влияет на количество нарушений ПДД водителями. Аналогичная широкомасштабная информационная кампания была проведена в Челябинской области, где только за последнее время приобретено 25 видеофиксаторов, свыше 100 скоростемеров, работает многопараметрическая лаборатория, внедряется система маршрутного ориентирования.

Без финансового обеспечения невозможно проводить и развивать пропагандистские мероприятия. Одним из вариантов решения проблемы может явиться профицит бюджета субъекта, возникающий из-за превышения доходов над расходами. «Излишние» деньги депутаты начнут распределять на осенней сессии областной (краевой) думы. И здесь имеется реальная возможность получить дополнительное финансирование на осуществление информационных проектов [74].

Таким образом, можно говорить о большом отечественном позитивном опыте в области обеспечения безопасности дорожного движения, который возможно применить с учётом специфики того или иного субъекта РФ. Но только совместными усилиями всех сторон на местном, региональном и общенациональном уровне можно добиться необходимых результатов.

3.3 Программа мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в МО «НМР»


Дорожно-транспортные происшествия – это неизбежные издержки цивилизации: освоение новых скоростей и повышение мобильности человечества, некая плата за сокращение времени и расстояний. В результате в настоящее время ежегодно на дорогах планеты в дорожно-транспортных происшествиях погибают 1,2 миллиона человек и еще 50 миллионов получают ранения. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и более серьезной проблемой для здоровья людей, чем даже такие заболевания, как малярия, туберкулез и СПИД.

Вместе с тем, современный опыт ряда стран показывает, что эти издержки вполне преодолимы.

Для повышения уровня безопасности дорожного движения в МО «НМР» необходимо:

1.      Совершенствование системы информатизации и просвещения населения о безопасности дорожного движения в целях усиления профилактики нарушений ПДД среди пешеходов и водителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.