РУБРИКИ

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

Содержание


Введение

1. Теоретико-методологические основы безопасности дорожного движения.

1.1 Обеспечение безопасности дорожного движения как важное условие укрепления национальной безопасности страны

1.2 Система управления безопасности дорожного движения в России

1.3 Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения

2. Анализ системы управления обеспечения безопасности дорожного движения

2.1 Состояние безопасности дорожного движения в РФ

2.2 Анализ обеспечения безопасности дорожного движения в РТ

2.3 Оценка обеспечения безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»

3.Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения

3.1 Зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения

3.2 Отечественный опыт обеспечения безопасности дорожного движения

3.3 План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»

4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложении А. Анкета

Приложение Б. План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в МО НМР

Приложение В. Муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Нижнекамском муниципальном районе в 2007 – 2009 годах»

Приложение Г. Положение о конкурсе на лучший проект социальной рекламы, посвящённой безопасности на дорогах

Приложение Д. Тарифы на размещение информации

Введение


Актуальность темы исследования. Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда.

Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только достижение позитивной цели (в виде пассажирских, грузовых перевозок, осуществления естественного перемещения людей), но и транспортный травматизм, огромные убытки от повреждения техники и грузов. Наибольшие социальные и экономические потери, исчисляемые ежегодно сотнями тысяч травмированных людей, в том числе около 40 тысяч со смертельным исходом, многими триллионами рублей материального ущерба, приносит обществу дорожное движение – процесс сухопутного, наземного перемещения, материальной основой которого являются автомототранспортные средства и автомобильные дороги. По масштабу последствий дорожно-транспортную аварийность (ДТА) можно считать техногенной катастрофой.

В большинстве стран аварийность на автомобильном транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем. Не случайно положение с безопасностью дорожного движения Организация Объединенных Наций характеризует как глобальный кризис. По данным Всемирного Банка ежегодный экономический ущерб превышает 500 млрд. долларов [1].

К сожалению, Россия не является исключением. Сегодня Россия переживает период бурной автомобилизации. Стремительно растет число автомобилей, повышается интенсивность транспортных потоков, меняются традиционные понятия о мобильности человека, о транспортной доступности территорий. По основным показателям аварийности Российская Федерация входит в группу стран с ухудшающейся ситуацией. В России число погибших на 100 тыс. жителей в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза, чем в Германии, Дании и Канаде. Тяжесть последствий ДТП в нашей стране в 10-12 раз превышает значения этого показателя в других странах. При этом только в России темпы прироста погибших и раненых опережают темпы прироста автопарка [2].

Россия значительно выделяется среди экономически развитых стран по уровню дорожно-транспортного травматизма. Число погибших на 10 тыс. транспортных средств в 3–5 раз превышает аналогичные показатели зарубежных стран. Число погибших на 100 тыс. населения в 1,5 – 2 раза выше, чем в странах развитой автомобилизации. Особенно неблагополучное положение сложилось с тяжестью последствий ДТП, которая в 3–10 раз выше, чем в развитых странах [3].

Быстрый рост численности автопарка легковых автомобилей за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения, что оказало негативное влияние на состояние аварийности. В 2007 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. Более четверти погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет). Только за последние 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тыс. человек и почти 2 млн. человек получили увечья.

Дорожно-транспортные аварии наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 – 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей – 227,7 млрд. рублей) [4].

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60 –100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей [5].

Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы прироста числа пострадавших в городах опережают темпы прироста количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), происходящих в городах, приходится на республиканские, краевые и областные центры.

Как показывает анализ, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения. Это говорит о крайне низкой культуре поведения на дорогах, о безответственности и правовом нигилизме.

Современные масштабы потерь от аварийности в нашей стране таковы, что о деятельности, направленной на повышение безопасности дорожного движения (БДД), можно говорить как о решении задач по защите таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина, как право на жизнь, на охрану здоровья, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности [6]. И здесь решающее значение приобретает разработка и реализация системы мер экономического, правового, организационного, технического, медицинского характера, которые бы позволили максимально использовать возможности государства и общества для преодоления негативных последствий автомобилизации.

В этих условиях в последнее десятилетие проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела особую остроту. Именно поэтому сегодня приоритетным направлением государственной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является повышение безопасности дорожного движения. По прогнозам экспертов рост автомобилизации в России будет продолжаться и к 2010 г. достигнет уровня 260–300 автомототранспортных средств на 1 000 жителей [7].

Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. И именно этим определяется выбор и актуальность данной темы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы повышения безопасности дорожного движения постоянно привлекают внимание исследователей различного научного профиля. Основное место в научных разработках по данной тематике занимают работы отраслевой направленности – автомобилестроение, автомобильные перевозки, дорожное и градостроительство, дорожное хозяйство, организация дорожного движения и др. В работах, выполненных специалистами технического профиля, безопасность дорожного движения рассматривалась как совокупность инженерно-технических и организационных мероприятий, позволяющих создать на существующей улично-дорожной сети условия для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов.

Гораздо меньше работ комплексного характера, в которых данная проблема изучалась бы с позиций социального управления, его организационно-правового содержания. В различной степени эти вопросы отражены в трудах В.В. Амбарцумяна, М.Б. Афанасьева, И.И. Веремеенко, Р.И. Денисова, В.И. Жулева, В.Н. Иванова, Л.Н. Игнатова, Г.И. Клинковштейна, В.И. Коноплянко, А.И. Корнеева, В.В. Лукьянова, Л.Л. Попова, М.И. Попова, Б.В. Российского, В.Н. Сытника, Г.А. Туманова, И.К. Шахриманьяна. Ими заложены основы теории обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД), обоснованы подходы к ее практическому решению. Большинство этих работ выполнено в 70 – 80-ые годы. В процессе осуществления правовой реформы возникла необходимость в административно-правовом регулировании ОБДД в новых условиях.

Современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в рассматриваемом нами аспекте характеризуется наличием ряда проблем. Прежде всего, следует констатировать отсутствие должной системности в решении различных задач обеспечения безопасности дорожного движения, в частности, требуемой взаимосвязи между введением какого-либо режима движения и осуществлением контроля его соблюдения, что существенно снижает эффективность всего процесса безопасности дорожного движения.

В 1991 – 1993 гг. в результате экономических и социально-политических преобразований произошли коренные изменения в структуре и отраслевых механизмах предупреждения дорожно-транспортного травматизма. В частности, произошел существенный сдвиг в системе государственного управления в сторону его децентрализации, в сторону резкого увеличения самостоятельности и роли в решении проблемы на уровне республик, краев, областей. Однако до настоящего времени отмечается недостаточная урегулированность процесса управления безопасностью дорожного движения как одного из направлений деятельности органов исполнительной власти по социальному обслуживанию населения, отсутствует четкая регламентация компетенций этих органов по ее осуществлению и ответственности за некачественное исполнение ими соответствующих обязанностей. В этой связи возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Анализ литературных источников показал, что цель управления сложной социотехнической системы, каковой является дорожное движение, достигается различными способами воздействия, в том числе и административно-правового.

Важное значение приобретает не только использование отечественного опыта, но и изучение, обобщение использования зарубежных материалов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем имеющиеся работы не могут восполнить существующий пробел: на сегодняшний день практически отсутствуют комплексные исследования по административно-правовому регулированию обеспечения безопасности дорожного движения применительно к данному уровню государственного управления. Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объект исследования – система управления безопасности дорожного движения.

Предмет исследования: формы и методы управления безопасности дорожного движения.

Цель исследования – изучение системы управления безопасности дорожного движения и разработка плана мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      рассмотреть теоретико-методологические основы безопасности дорожного движения, в том числе государственную политику и систему управления в области обеспечения безопасности дорожного движения в России;

2.      проанализировать состояние безопасности дорожного движения в РФ и РТ;

3.      оценить обеспеченность безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» и определить проблемы в данной области;

4.      рассмотреть зарубежный и отечественный опыт обеспечения безопасности дорожного движения;

5.      дать рекомендации по повышению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».

Теоретико-методологическую базу исследования составляют теоретические труды в области отраслевой направленности: дорожное хозяйство, организация дорожного движения, а также работы в области социологии управления и менеджмента. Поскольку проблема обеспечения безопасности дорожного движения полидисциплинарна, в качестве методологической основой исследования выступает междисциплинарный подход, позволяющий применять методы целого спектра общественных наук: истории, социологии, менеджмента и др. Однако использовались и методы, общие для всех общественных наук. Исторический метод способствовал изучению развития объекта в интервалах времени. Статистический метод позволял рассмотреть количественные параметры формирования системы безопасности дорожного движения и динамику её развития. Анализ документов использовался при изучении нормативно-правовых основ деятельности системы безопасности дорожного движения. Социологический метод использовался для проведения собственного социологического исследования по проблеме изучения.

Эмпирическую базу дипломного исследования составляют:

— материалы анализа документов — законов и иных нормативных правовых актов в области государственной политики Российской Федерации и Республики Татарстан, программ и документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— данные социологического исследования, проведённого в Исполнительном комитете МО «НМР» (анкетирование, n=100 человек);

— вторичный анализ данных социологического исследования ВЦИОМ за 2008г. о том, как россияне относятся к ужесточению системы наказаний за нарушения Правил дорожного движения (выборка репрезентативная, n=1600).

Научная новизна дипломного сочинения состоит в том, что автором впервые комплексно изучены проблемы в области обеспечения безопасности дорожного движения в МО «НМР» и даны рекомендации по повышению безопасности дорожного движения.

Научно-практическая значимость проведённого исследования: его результаты могут быть использованы для разработки научных основ государственной политики в Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, в дальнейших научных исследованиях и прикладных разработках по данной проблеме, а также при подготовке учебных пособий для специалистов и руководителей органов местного самоуправления.

Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников и приложений.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы безопасности дорожного движения» рассмотрены основные концепции к определению «безопасность», описана система управления безопасности дорожного движения в России, выделены направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Во втором разделе «Анализ системы управления обеспечения безопасности дорожного движения» проанализировано состояние безопасности дорожного движения в РФ и РТ, дана оценка обеспеченности безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» и определены проблемы в данной области.

В третьем разделе «Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения» приводится отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения и предлагается программа по повышению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».

Четвертый раздел содержит программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы: обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий; обзор нормативно-законодательной базы по теме выпускной квалификационной работы, описание программы социологического исследования, описание компьютерного обеспечения дипломной работы.

В заключении формулируются выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы и выводы, сделанные на основе проведенного исследования.


1. Теоретические основы обеспечения безопасности дорожного движения


1.1 Обеспечение безопасности дорожного движения как важное условие укрепления национальной безопасности страны


Российская Федерация переживает период становления новой российской государственности, осуществления демократических реформ и формирования новой системы общественных отношений. Переход к этим новым формам происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере безопасности, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран использовать ситуацию России в своих интересах. Это определяет актуальность целенаправленной деятельности по обеспечению общественной безопасности в России на основе государственной стратегии, имеющей целью создание необходимых материальных условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию потенциальных и реальных угроз.

По существу проблема безопасности становится важнейшим критерием выживания человека и устойчивого социального развития. Поэтому приоритетностью безопасности вообще становится защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность общественной безопасности [8].

Понятие «безопасность» встречается у полицеистов XVIII – первой половины XIX вв., которые полагали, что безопасность в смысле охраны своих подданных (граждан) «составляет как бы жизнь и душу государства». Понятие «безопасность» также использовал в конце XVIII в. знаменитый немецкий ученый В.Гумбольдт, при этом отмечал, что основное призвание государства сводится исключительно к обеспечению безопасности своих подданных (граждан) [9].

Французский ученый-административист Ж. Ведель безопасность определяет как деятельность, направленную на предупреждение опасности, угрожающей коллективу или частным лицам, начиная от предотвращения заговоров против безопасности государства и кончая предотвращением несчастных случаев [10].

Универсальный характер понятию «безопасность» придали два законодательных акта, принятых в Российской Федерации в 90-х годах: Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» [11] и Закон РФ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [12]. В указанном законе РФ под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства от внутренних и внешних угроз». В Законе «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - безопасность трактуется как защищенность населения от чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия и принесшая ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, значительные материальные потери. Анализ названных законодательных актов помогает раскрыть понятие общественной безопасности через характеристику его основных признаков и сформулировать достаточно объемное определение.

Общественная безопасность является разновидностью национальной безопасности. Она представляет собой емкую социально-правовую категорию. Ее значение на современном этапе развития Российской государственности возрастает. Однако, к всеобщему сожалению, сегодня можно констатировать, что у нас нет, достаточно научно-обоснованной, Концепции общественной безопасности Российской Федерации и понятия общественной безопасности, в частности.

При разработке понятия общественной безопасности, представляется, необходимо максимально учитывать соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», Закона РФ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также взгляды ученых на эту проблему.

Принимая данный подход к уяснению сущности и понятия общественной безопасности, хотелось бы подчеркнуть следующее.

Во-первых, общественная безопасность – это самостоятельное явление, имеющее историческую форму, содержание, механизмы возникновения, развития и поддержания.

Во-вторых, общественная безопасность – это одна из характеристик социальной действительности, которая свидетельствует о состоянии удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В-третьих, общественная безопасность в терминологическом аспекте исходит от антонима «опасность». В связи с этим безопасность в филологическом смысле представляет собой состояние, при котором не угрожает опасность; есть защита от опасности.

Под опасностью понимается способность причинить какой-нибудь вред, а также угроза жизни и здоровью человека, иным его ценностям [13].

В то же время, законодатель до сих пор так и не дает определения общественной безопасности. Хотя эта категория широко используется в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.

В российском законодательстве понятие «общественная безопасность» впервые встречается в законодательном акте Российской империи «Общее губернское учреждение», принятом в царствование Николая I в 1845 г.[14].

В современном российском законодательстве (УК РФ, КоАП РФ, Закон РФ «О безопасности» и др.), а также в правоведении общественная безопасность выступает как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов внутренних дел, выделяется в качестве родового и непосредственного объекта посягательства конкретных видов преступлений и административных деликтов.

В юридической литературе на понимание общественной безопасности высказаны различные взгляды. В этой связи анализ ведущихся в научной литературе дискуссий говорит о том, что не выработан единый подход к пониманию общественной безопасности [15].

Общественная безопасность в философском и филологическом смысле включает в себя два начала: безопасность и общество, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, иными словами, совокупность общественных отношений.

В настоящее время Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года утверждена «Концепция национальной безопасности Российской федерации». Согласно данной Концепции национальная безопасность подразделяется на два вида: общественную и государственную [16].

Теоретическое рассмотрение объектов общественной безопасности позволяет выделить пять административно-правовых режимов общественной безопасности:

1)      административно-правовой режим социальной безопасности;

2)      административно-правовой режим безопасности дорожного движения;

3)      административно-правовой режим пожарной безопасности;

4)      административно-правовой режим санитарной безопасности;

5)      административно-правовой режим безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Каждый из них представляет собой своеобразный институт (правовой, с организационными обеспечивающими элементами), нацеленный на установление оптимальных, с точки зрения государства, отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей общественную безопасность.

Обеспечение общественной безопасности, на сегодняшний день в целом непосредственно формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества делового климата, инвестиционной активности. В наше время становится более очевидным, что XXI век должен стать веком безопасности человечества, так как по мере вхождения в новый постиндустриальный мир число проблем, составляющих угрозу общественной безопасности множится.

В современных условиях для общественной безопасности в России явную и скрытую угрозу несут не столько внешние, сколько внутренние факторы, которые при формировании концепции общественной безопасности бесспорно следует учитывать. Одна из важнейших концепций общественной безопасности является безопасность на дорогах.

Остановимся на основных понятиях, применяемых в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [17].

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн. человек и около 50 млн. получают травмы.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма в России показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность – в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще [18].

Эти неутешительные цифры могут создать прямую угрозу экономической и социально-демографической безопасности государства. По расчетам специалистов экономический ущерб от последствий аварийности на дорогах в 2005 году составил 369 млрд. руб., в том числе от гибели людей – 186, 2 млрд. руб. Таким образом, экономический ущерб в сфере безопасности движения составляет от 70 до 85% общих потерь экономики страны в дорожной отрасли.

В этих общих цифрах значительная доля потерь приходится на крупные города, на дорогах которых совершается 70 – 75% всех ДТП в стране, и приходится 50 – 60% погибших. Поэтому проблема организации движения в крупных городах вполне правомерно выделена в самостоятельную проблему, обсуждаемую не только на отечественном, но и на международном уровне.

О роли дорог в экономике свидетельствуют и такие факты: 1 рубль, вложенный в дорожное строительство, дает в экономике прибыль от 3 до 7 рублей [19].

Постоянное снижение инвестиций в дорожную отрасль страны, сокращение источников ее финансирования, привели к тому, что в России на 2006 год имелось всего 47 тыс. км федеральных дорог (требуется для создания опорной сети не менее 100 тыс. км), сеть региональных дорог не отвечает требованиям по пропускной способности и нагрузкам на ось. Большинство существующих дорог, в том числе и федеральных, спроектированы более 25 лет назад по нагрузки 5 тонн на ось, сегодня этот показатель равен 12 – 20 тоннам и имеет тенденцию увеличения. Десятая часть населения России (12 млн. чел.) проживает в условиях бездорожья, ряд регионов имеют сезонные транспортные связи, а отдельные районы страны не имеют постоянных связей вообще.

Все это позволяет заключить, что в России сложилась критическая ситуация в дорожной отрасли, ставящая под угрозу нормальное функционирование экономики, обеспечения экономической, социально-демографической и других видов национальной безопасности государства. За последние 5 лет сформировалось понятие «транспортная безопасность государства». В рамках этого понятия мы вправе говорить об автомобильно-дорожной безопасности или о «дорожном обеспечении экономической и даже национальной безопасности». Концептуальное представление транспортного и дорожного обеспечения экономической безопасности как составляющей безопасности отражено на рисунке 1 [20].

Рисунок 1 – Концептуальное представление транспортного и дорожного обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности России

Таким образом, безопасность дорожного движения является составной частью общественной безопасности и выдвигается в ряд важнейших государственных проблем, решение которых связано с сохранением здоровья и жизни людей. Сегодня достаточно четко определен круг проблем в области безопасности дорожного движения. Практическая реализация этих проблем связана с огромными затратами, однако цена вопроса настолько высока, что государственные органы начинают все больше осознавать ее значимость для обеспечения национальной безопасности в целом. Об этом говорят выступления руководства страны, законодателей в Государственной Думе о необходимости придания обеспеченности безопасности дорожного движения статуса национального проекта.


1.2 Система управления безопасности дорожного движения в России


Система управления безопасности дорожного движения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Департамент ОБДД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент ОБДД МВД России обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Основными задачами Департамента являются:

-          совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-          организация и принятие в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности дорожного движения;

-          обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-          совершенствование системы государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-          организация и координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения;

-          организационно-методическое руководство органами управления и подразделениями, входящими в систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее – Госавтоинспекция).

 В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Департаменте ОБДД МВД России.

 Департамент осуществляет руководство деятельностью Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центра оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, департамент обязан выполнять задачи федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее – Госавтоинспекция), а начальник департамента является по должности главным инспектором безопасности дорожного движения [21].

Госавтоинспекция наделена специальными, контрольными, надзорными и разрешительными функциями в области обеспечения безопасности дорожного движения и входит в состав милиции общественной безопасности. Основной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства, иных нормативно-правовых актов в сфере дорожного движения.

Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина гласности.

Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О милиции», Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001, редакция от 06.12.2007), Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711).

Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Органы управления и подразделения Государственной инспекции образуют систему Государственной инспекции, в которую входят: федеральный орган управления Государственной инспекции, территориальные органы управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации подразделения Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Государственной инспекции, научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.

Федеральный орган управления Государственной инспекции самостоятельное структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему Государственной инспекции [22].

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения дорожного движения, которыми устанавливаются требования, осуществляется:

-          к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

-          к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

-          к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

-          к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

-          к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Кроме того, на Госавтоинспекцию возложен еще широкий круг обязанностей – от подготовки водителей автомототранспортных средств, их учета, регулирования дорожного движения до выработки предложений по повышению безопасности дорожного движения. Противоречивость полномочий Госавтоинспекции заключается в том, что за ней не закреплена разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения, а, с другой стороны, она наделяется правом участвовать в разработке таких проектов, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию.

В подчинении главного государственного инспектора безопасности дорожного движения находится Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России (далее – Центр). В соответствии с Уставом Центра, утвержденным приказом МВД России от 5 января 1999 г. № 5, одним из предметов его деятельности является участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы МВД России, регламентирующей деятельность Госавтоинспекции. Анализ содержания Устава Центра показывает, что предметом его деятельности являются исследования и подготовка предложений по всем направлениям деятельности Госавтоинспекции. Следовательно, качество законодательной и другой нормативно-правовой базы в области безопасности дорожного движения зависит от содержания и качества проектов, подготавливаемых Центром.

Центр является некоммерческим государственным учреждением. Поэтому он должен финансироваться из бюджетных ассигнований МВД России. Однако Уставом Центра предусмотрено получение доходов от выполнения научно-технических работ, оказания услуг на договорной основе, а также от добровольных и имущественных взносов и пожертвований.

Исходя из того, что Госавтоинспекция относится к милиции общественной безопасности, статьей 10 Федерального закона «О милиции» на милицию в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены следующие обязанности:

-          осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

-          принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;

-          организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;

-          производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

-          регулировать дорожное движение;

-          осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

-          контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности;

-          в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования [23].

К техническим средства системы управления безопасности дорожного движения относятся: знаки сигнальные и дорожные, оборудование и установки для регулирования дорожного движения, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства, разметка, средства технического контроля состояния дорожного покрытия, обустройство дорог. К транспортным средствам системы управления безопасности дорожного движения относятся: специальный транспорт, аварийно-спасательное оборудование, оборудование для организации парковок, приборы подачи специальных световых и звуковых сигналов, системы обеспечения безопасности водителя и пассажиров, системы навигации и охранная сигнализация.

К средствам контроля и надзора относятся:

-          средства технического диагностирования транспортных средств,

-          средства контроля экологической безопасности,

-          средства надзора за соблюдением скоростного режима движения автотранспортных средств,

-          средства освидетельствования водителей на состояние опьянения,

-          приборы и оборудование для проведения технического осмотра.

К информационным системам, средства связи и автоматизации относятся:

-          интегрированные автоматизированные системы,

-          информационно-поисковые системы,

-          автоматизирование системы управлением дорожного движения,

-          средства связи и коммуникации.

Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679).

Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а их заместители – заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции (Указ Президента РФ от 02.07.2002 N 679).

Руководители подразделений Госавтоинспекции (управлений, отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители – заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими руководителями органов управления Госавтоинспекции (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)

Согласно поручению президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета РФ в 2006г. создана правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Положением о Правительственной комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основными задачами Комиссии являются:

-          обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-          разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-          координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения;

-          совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:

-          рассматривает проект государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и другие вопросы, связанные с оценкой ситуации в сфере безопасности дорожного движения;

-          организует изучение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий;

-          рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

-          заинтересованных организаций и общественных объединений по вопросам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.