РУБРИКИ

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

а) формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

б) совершенствования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения;

в) совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

г) определяет с учетом поступивших предложений приоритетные направления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

д) рассматривает вопросы разработки и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения;

е) рассматривает обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для реализации мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения;

ж) обобщает и распространяет положительный опыт работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, оказывает методическую помощь в организации деятельности этих комиссий;

з) содействует совершенствованию работы общественных объединений и развитию связей с соответствующими государственными органами зарубежных стран по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

и) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблем безопасности дорожного движения [24].

Таким образом, в Российской Федерации сформирована довольно разветвленная система управления обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время безопасность дорожного движения выходит за пределы чисто государственного своего понимания и обретает общечеловеческое содержание, ибо человек является высшей ценностью в государстве. Поэтому приоритетностью безопасности дорожного движения вообще становится защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества жизни населения.


1.3 Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения


Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из форм реализации единой государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Данное направление деятельности человечества имеет огромное социальное и экономическое значение.

Стоимостная оценка последствий ДТП (гибель, ранения людей, их инвалидность и реабилитация, экономические и другие факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и профилактических мероприятий в этой сфере.

Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.

Сфера безопасности дорожного движения на федеральном уровне регулируется 14 федеральными законами, 9 указами Президента России, 35 постановлениями Правительства Российской Федерации. Основополагающими из них являются: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями: последнее от 22 августа 2004 г.); Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026 – I «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 15 апреля 2006 г.); Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 (с изменениями от 5 ноября 2004 г.); Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (с изменениями от 2 июля 2002г., 3 мая 2005г.); Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. №1090 (с последующими изменениями, последнее – от 28 февраля 2006г.).

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» должен, судя по его названию, определять правовые основы всех направлений безопасности дорожного движения, в том числе его организацию: правила содержания и ремонта дорог, обустройство сервисных пунктов, ограничения на дорогах и т.д. Ведь от того, как организовано движение на дорогах, зависит его безопасность. Кроме того, Закон регулирует права и обязанности участников дорожного движения, условия получения права на управление транспортным средством, устанавливает требования к подготовке водителей транспортных средств и т.д. Однако в первой статье Закона указывается, что он определяет только правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. То есть, в Законе содержится противоречие между его названием и более широким предметом регулирования. Об этом свидетельствуют и следующие факты: при перечислении основных терминов, которые употребляются в Законе (ст. 2), названы:

1)      обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

2)      организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

В ст. 5 Закона перечисляются основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых есть и направления, относящиеся к организации дорожного движения. Например: установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление деятельности по организации дорожного движения.

Организации дорожного движения посвящена и ст. 21 Закона. Но в ней сами мероприятия по организации дорожного движения не прописаны. В то же время во втором абзаце статьи указывается, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Среди полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации в области обеспечения дорожного движения, в ст. 6 Закона значатся: формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики; установление правовых основ обеспечения безопасности движения; установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики [25].

Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения утверждено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России). Подпунктом 3, пункта 8 Положения о МВД России, утвержденного данным Указом, на МВД России возложены полномочия по разработке и представлению в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по представлению других документов по вопросам, относящимися к установленной сфере деятельности МВД России. Одной из основных задач МВД России является обеспечение безопасности дорожного движения (подпункт 6, пункта 3 Положения). Кроме того, на МВД России возложены задачи по организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения [26].

Статьей 12.8 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) за это нарушение предусмотрено лишение права управлять транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Исполнение данной статьи на сегодня является сложной процедурой. Требуется составление протокола сотрудником Госавтоинспекции, прохождение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении, судебное рассмотрение. Но либерализм судов к нарушителям за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии позволяет лишать водительских прав только одного из шести водителей, что составляет 15% от всех подобных нарушений[27].

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» установлено, что алкогольное опьянение считать при концентрации алкоголя в крови 0,5 и более промилле, или 5 и более миллиграмм абсолютного этилового спирта на литр крови. То есть, практически российская норма содержания алкоголя в крови соответствует норме, установленной в большинстве цивилизованных стран мира [28].

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на территории России, являются Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила). Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им [29].

Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, объединены в самостоятельный документ – «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями) [30].

Всякое отступление от Правил дорожного движения, расхождение с их положениями может нарушить установленный порядок движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники движения будут действовать в соответствии с Правилами и обоснованно рассчитывать на взаимное соблюдение их другими. Вместе с тем даже в Правилах предусмотрены нормы, позволяющие их не выполнять и способствующие созданию угроз безопасности дорожного движения. Это относится к транспортным средствам с установленными специальными сигналами (проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. № 482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» (с последними изменениями от 24 апреля 2006 г.) утвержден перечень оперативных служб, федеральных органов исполнительной власти и организаций, должностных лиц органов государственной власти и организаций, на транспортные средства которых разрешена установка специальных световых и звуковых сигналов. В соответствии с данным Постановлением к оперативным службам, на транспортные средства которых только при наличии на наружных поверхностях специальных цветографических схем могут быть установлены проблесковые маячки синего цвета и специальные звуковые сигналы, относятся: скорая медицинская помощь; пожарная охрана; милиция; военная автомобильная инспекция; службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России; аварийно-спасательные службы; служба специальной связи и федеральное государственное унитарное предприятие «Связь – безопасность» Минсвязи России; органы прокуратуры; органы наркоконтроля; органы и учреждения исполнения уголовных наказаний; служба судебных приставов [31].

Проекты нормативно-правовых актов по дорожному движению и обеспечению его безопасности разрабатываются не только в МВД России. В этой работе участвуют и другие министерства и ведомства, учреждения, транспортные фирмы, природоохранные, медицинские, образовательные и общественные организации, юридические и физические лица, связанные с производством, эксплуатацией, техническим обслуживанием транспортных средств и дорожной инфраструктурой, с подготовкой водителей.

Практика нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что разработка документов во многом осуществляется не систематизировано, слабо координируется на основе единых принципов, поэтому нормативная база в целом ряде случаев содержит внутренние противоречия. Положения актов, разрабатываемых различными субъектами обеспечения дорожного движения, дублируют друг друга, в них имеется много правовых пробелов.

Слабое развитие в нормативных документах находит реализация основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, сформулированных в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», таких, как: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Дублирование задач различных структур власти происходит не только в нормативно-правовых актах, но и в практике исполнения контрольных и надзорных функций. В контроле дорожного движения участвуют МВД России, Российская транспортная инспекция, Гостехнадзор во взаимодействии с Госстандартом, специализированные ведомственные службы – автоинспекции Минобороны России и внутренних войск МВД России, службы безопасности движения автотранспортных предприятий, фирм и т.п.

Практически идентичны задачи, функции, нормативная база и процессуальная деятельность Госавтоинспекции и Гостехнадзора. Различия касаются лишь объектов контроля при параллельной юрисдикции в отношении водителей и должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов и другой специальной техники.

Не менее запутаны процедуры реализации других функций в сфере дорожного движения. Так, согласно действующему законодательству, экологические параметры технических средств могут контролироваться сотрудниками МВД, Минприроды, Минтранса, Госсанэпидемслужбы России. В результате задача полноценно не выполняется ни одним из указанных органов.

Оценка содержания, распределения и сочетания функций, реальных взаимоотношений, сложившихся между различными ведомствами, не позволяет считать связи между ними, эффективно обеспечивающими безопасность дорожного движения. Просматривается стремление разнородных учреждений, привлекаемых в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов нормативно-правовых актов, тех или иных мероприятий, решать лишь те задачи, которые в наибольшей мере отвечают их ведомственным потребностям. В первую очередь это касается неподчиненных друг другу органов, выполняющих основной объем работ по обеспечению безопасности дорожного движения.

Вместе с тем из рассмотренных документов видно, что основным разработчиком проектов нормативно-правовых актов по вопросам безопасности дорожного движения является МВД России. С ним же согласовываются нормативы, разрабатываемые другими министерствами и ведомствами в области дорожного движения; на него возложены контрольные и надзорные функции в этой сфере. Следовательно, МВД России несет основную ответственность как за качество нормативно-правовой базы, так и за ее исполнение всеми участниками дорожного движения.

В настоящий момент назрела необходимость пересмотра всей нормативно-правовой базы в области дорожного движения. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» целесообразно заменить новым законом – «О дорожном движении», который бы регулировал более широкий спектр правоотношений в сфере дорожного движения.

27 июня 2007г. были официально опубликованы и вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях, которые ужесточили наказание нарушителей Правил дорожного движения. Вступил в силу Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июня 2007 г. Размеры штрафов отныне измеряются в денежном эквиваленте, т.е. в рублях, в санкциях статей исключена формулировка «минимальный размер оплаты труда». Также претерпели изменения все санкции равные ранее 50 рублям – они выросли до 100 рублей, например, забывчивых водителей, оставивших дома водительское удостоверение, не прошедших техосмотр, а так же нарушителей-пешеходов ждет штраф 100 рублей. Более того, выросли штрафы за нарушения скоростного режима и правил остановки и стоянки транспортных средств [32].


Таблица 1

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях

Статья

Краткое содержание

Было (руб.)

Стало (руб.)

12.1

Управление не зарегистрированным транспортным средством

50

100

12.2

нечитаемые номера

50

100

12.3.1

без документов

50

100

12.3.2

без путевого листа и лицензионной карточки

50

100

12.3.3

передача лицу, не имеющему при себе документы

50

100

12.5.1

тех. Неисправность

50

100

12.6

Ремень

50

100

12.9.1

Скорость от 10 до 20

50

100

12.9.2

Скорость от 20 до 40

100

100-200

12.9.3

Скорость от 40 до 60

100-300

200-300

12.13

Проезд перекрестков

50

100

12.14.1

не подал сигнал перед маневром

50

100

12.14.2

Разворот, движение задним, в местах где это запрещено

50

100

12.15.1

Движение по тротуарам

50

100

12.16

Дорожный знак и разметка

50

100

12.19.1

Нарушение правил остановки и стоянки

50

100

12.19.2

Остановка, стоянка в местах для инвалидов

100

200

12.19.3

Остановка, стоянка, повлекшие помехи пешеходам

100-200

200-300

12.19.4

Остановка, стоянка, повлекшие помехи тр. Средствам

100-300

300

12.20

Нарушение правил пользования свет. И звук. Сигналами

50

100

12.29.1

Нарушение ПДД пешеходом

50

100


С 2008г. вступили в силу новые поправки в 12-ю главу Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таблица 2

Новые штрафы

Вид нарушения

Было (руб.)

Стало (руб.)

Управление автомобилем без регистрационных знаков

2500 или лишение прав на 1-3 мес.

5000

Управление автомобилем без прав

700-1000

2500

Управлением автомобилем с непристегнутым ремнем безопасности

100

500

Управление автомобилем, не прошедшим гостехосмотр

100

200

Управление автомобилем лицом, лишенным прав

1000-1500

5000

Передача управления лицу без прав

300-800

2500

Управление в состоянии алкогольного опьянения

лишение прав на 1,5-2 года

лишение прав на

1,5-2 года

Повторное управление в состоянии опьянения

лишение прав на 1,5-2 года

лишение прав на

1,5-2 года или арест на 15 суток

Повторный отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения

лишение прав на 1,5-2 года

лишение прав на

1,5-2 года плюс арест на 15 суток и штраф 5000

Превышение скорости от 10 до 20 км/час

100

100

Превышение скорости от 20 до 40 км/час

100-200

300

Превышение скорости от 40 до 60 км/час

200-300

1000-1500 либо лишение прав на 2-4 мес.

Превышение скорости более чем на 60 км/час

300-500 либо лишение прав на 3-4 мес.

2000-2500 либо лишение прав на 4-6 мес.

Проезд на красный сигнал светофора

100

700 либо лишение прав на 2-4 мес.

Выезд на встречную полосу

300-500 либо лишение прав на 2-4 мес.

Лишение прав на 4-6 мес.

Движение по тротуарам

100

2000

Разговор по телефону (без системы хэндс-фри) во время управления автомобилем

Наказания не было

300


Особо нуждается в корректировке Положение о Госавтоинспекции. Права, которыми наделена Госавтоинспекция, во многом прописаны некорректно. Например, Госавтоинспекция имеет право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральными законами. Используя это право по своему усмотрению, госавтоинспекторы могут остановить любое транспортное средство, в любом месте, в любое время суток и провести его досмотр без всяких на то причин. В результате создаются помехи дорожному движению, происходит его торможение, грубое нарушение прав законопослушных граждан, не говоря уже о возникновении условий для различных злоупотреблений и взяточничества сотрудников ГИБДД.

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

-          установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-          координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

-          регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

-          разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

-          осуществления деятельности по организации дорожного движения;

-          материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

-          организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

-          проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

-          осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

-          лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;

-          проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

-          осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к приоритетным задачам развития нашей страны. Это подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В.Путин [33] . Именно поэтому Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 гг.» (далее – Программа).

Целью Программы является сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортного происшествия в 2012 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза. Это позволит России приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизив показатели дорожно-транспортной аварийности и тем самым уменьшив социальную остроту проблемы.

Реализация Программы предполагает проведение комплекса мероприятий по снижению смертности на дорогах. Предусмотрены три условных сценария (варианта) снижения числа погибших в ДТП.

Первый вариант (здесь и далее – по сравнению с показателями 2004г.) предполагает снижение числа погибших в ДТП на 33%, снижение количества ДТП с пострадавшими на 10 %.

Второй вариант – снижение числа погибших в ДТП на 10%, снижение количества ДТП с пострадавшими на 5%.

Третий вариант – снижение числа погибших в ДТП на 5%, снижение количества ДТП с пострадавшими на 2%.

Таким образом, при реализации первого сценария количество погибших в ДТП, по сравнению с 2004 г., будет снижено к 2012 г. в 1,5 раза, а количество ДТП с пострадавшими – на 10%. При этом в рамках осуществления мероприятий Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения [34].

Однако анализ Программы показывает, что большинство её положений носит излишне обобщенный характер. Предусмотренные мероприятия касаются научных разработок и мониторинга исследований, а также изучения отдельных причин, приводящих к высокой смертности на дорогах. Что касается конкретных, практических мероприятий, которые могли бы кардинально изменить ситуацию с аварийностью на российских дорогах, Программа почти не предусматривает.

Только единая политика и согласованные усилия органов государственной власти, общественных объединений позволит решить задачу по обеспечению безопасности дорожного движения.



2.  Анализ системы управления обеспечения безопасности дорожного движения

2.1 Состояние безопасности дорожного движения в РФ


Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ежегодно на дорогах России погибает почти полторы тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. Около 30 тысяч юных пешеходов, велосипедистов и пассажиров получают травмы и ранения. При этом, как свидетельствует мировая статистика здравоохранения, более 5% травмированных в дорожно-транспортных происшествиях детей остаются пожизненными инвалидами, более 90% получают длительные психические травмы [35].

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В каждом восьмом происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии опьянения. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13% дорожно-транспортных происшествий. Аварийность увеличивается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% происшествий, совершаемых по вине водителей. Две трети всех происшествий из-за нарушений Правил дорожного движения водителями совершается водителями легковых автомобилей [36].

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в России [37].

По данным органов ГИБДД на дорогах ежегодно гибнет людей больше, чем за 10 лет боевых действий в Афганистане. Показательны в этом плане ежегодные доклады правительству РФ о состоянии безопасности на автомобильных дорогах. Например, в 2000 году на дорогах страны погибли более 30 тысяч человек. Показатели аварийности на дорогах приведены в таблице 3 [38].


Таблица 3

Показатели аварийности на дорогах

Показатели аварийности

Количество ДТП

Погибло, чел.

Ранено, чел.

В городах и населенных пунктах

115045

15366

126169

Вне городов

41969

14030

52601

ВСЕГО

157014

29396

178770


По данным аналогичного доклада Правительству РФ в 2003 году число погибших достигло 34,6 тыс. человек, в 2004 году эта цифра достигла 35 тыс. человек [39].

Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» дает прогноз динамики погибших на автомобильных дорогах и расчет потребности финансовых средств на снижение уровня ДТП с гибелью людей (Таблица 4) [40].


Таблица 4

Прогноз показателей безопасности дорожного движения до 2012 года

Показатели

Ед. измерен., всего

2006 -2012 гг. всего

В том числе по годам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Число погибших

Тыс. чел.

265,3

35,8

36,5

37,2

37,9

38,6

39,3

40

Количество ДТП с пострадавшими

Тыс. случаев

1473,5

209

209,5

210

210,5

211

211,5

212


В Российской Федерации в 2007 году было зарегистрировано около 230 тысяч ДТП, в которых погибли более 32,5 тыс. и ранены 285 тыс. человек.

За 4 месяца (январь-апрель) 2008 года в Российской Федерации произошло 52 376 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 6 930 человек, а 63 482 человека получили ранения. 2 587 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, 10 963 ДТП произошло по вине пешеходов.

За указанный период произошло 4 867 ДТП с участием детей, в которых 218 детей погибли, а 5 001 ребенок получил ранения [41].

Дорожно-транспортный травматизм является одной из основных причин смертности среди детей и молодежи в возрасте от 5 до 25 лет. Гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной, трудоспособной части населения, что приводит к невосполнимым потерям для будущего страны, подрывает ее демографический резерв.

Большое число ДТП связано как с неправильным поведением пешеходов, так и с грубейшими нарушениями правил дорожного движения со стороны водителей. Например, за прошлый год в России было задержано более миллиона нетрезвых водителей.

Кроме того статистика показывает, что каждое четвертое ДТП связано с неправильным выбором скорости движения (обычно речь идет о превышении скорости), каждое пятое — с выездом на полосу встречного движения и несоблюдением очередности проезда автомобилей на перекрестке [42].

Ежегодно на дорогах и улицах страны в процесс движения вовлекаются все больше «молодых» неопытных водителей. Только в 2007 году число лиц, получивших водительские удостоверения на право управления транспортным средством, составило 2 млн. человек. О несовершенстве системы подготовки водителей говорят следующие цифры: с первого раза квалификационные экзамены на право управления транспортным средством сдали 1,2 млн. человек (58,1%). Плюс к этой причине – низкая водительская дисциплина и правовой нигилизм молодежи на дорогах. Во многом именно по этим причинам в 2007 году водителями со стажем управления транспортом до 3-х лет совершено 28365 дорожно-транспортных происшествий, в которых 3745 человек погибли и 39965 получили ранения [43].

Из-за нарушений ПДД мотоциклистами со стажем до трех лет произошло 1169 (-28%) ДТП, в результате которых погибло 113 (-36,2%) и ранено 1391 (-31,6%) человек. Характерно, что многие мотоциклисты и их пассажиры в момент ДТП находились без мотошлема.

При совершении каждого третьего (30,2%) ДТП по вине «молодых» водителей отмечалось несоответствие скорости конкретным условиям движения, причина каждого седьмого (14,6%) происшествия – несоблюдение очередности проезда, вследствие выезда на полосу встречного движения произошло каждое девятое (10,6%) ДТП, а каждое пятнадцатое (6,7%) ДТП совершено ими в состоянии опьянения. Причем, по всем этим показателям наблюдается рост [44].

Отдельная проблема – детский дорожно-транспортный травматизм. Как отмечает Начальник Департамента ОБДД МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, проблема детского травматизма на дорогах – это лишь составная часть нашей общей проблемы – низкой культуры поведения на дорогах, грубейших нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Пока каждый гражданин не осознает личную ответственность за соблюдение ПДД, мы по-прежнему будем терять на дорогах самое дорогое – наших детей [45].

Ежегодно в каждом десятом дорожно-транспортном происшествие гибнут и получают ранения несовершеннолетние. Как показали итоги прошедшего года, детский травматизм на дорогах по-прежнему вызывает повышенную тревогу. В 2007 году в целом по стране снизились основные показатели аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Однако в абсолютных цифрах эти показатели очень велики: 24930 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1276 и ранено 25720 несовершеннолетних. Большинство ДТП (79,8%) с участием детей произошло на территории городов и населенных пунктов. Свыше половины (51,4%) всех пострадавших в ДТП детей и подростков участвовали в ДТП в качестве пешеходов.

В 2007 году увеличилось количество ДТП, в которых пострадали дети, являющиеся пассажирами. В результате таких происшествий 579 детей погибли и 9378 получили ранения. В подавляющем большинстве дети страдают по вине взрослых, которые управляли транспортом в состоянии опьянения, превысили скорость, выехали на полосу встречного движения и т.д. Практически во всех случаях дети-пассажиры в момент ДТП не были пристегнуты ремнями безопасности или не находились в детских удерживающих устройствах. Это тоже на совести взрослых.

В 2007 году зарегистрировано 1835 ДТП, в которых пострадали дети-велосипедисты: 92 погибли и 1753 несовершеннолетних получили ранения. Каждое седьмое (14,0%) ДТП, в которых пострадали дети – велосипедисты, связано с наличием на местах происшествий неудовлетворительных дорожных условий [46].

В апреле 2008г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, как россияне относятся к ужесточению системы наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 15-16 марта 2008г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [47].

По данным опроса большинство россиян – 84% информировано о том, что в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, ужесточающие систему наказаний за нарушения Правил дорожного движения, в их числе 40% отмечают, что хорошо знают об этом, и 44% что-то слышали.

Год назад, когда в Государственную думу был внесен проект закона, содержащий эти изменения, о нем были осведомлены 77% респондентов, в их числе 23% - хорошо осведомлены. Уровень информированности тех опрошенных, у кого в семье имеется автомобиль (таковых 40%), выше, чем тех, у кого этого транспортного средства нет: о том, что система наказаний изменена, осведомлены почти все автомобилисты (96%) и три четверти пешеходов (76%); если среди первых хорошо информированы о данных поправках 70%, то среди пешеходов меньшая часть – 21%.

Данные изменения законодательства общество воспринимает скорее позитивно (+65%, -19%). Автомобилисты и пешеходы положительно отзываются об этих изменениях одинаково часто. При этом автомобилисты чаще пешеходов критикуют поправки (25% и 12%) и реже затрудняются с оценкой (9% и 21%).

Причины ужесточения наказаний, увеличения штрафов за нарушения Правил дорожного движения респонденты связывают в первую очередь с ростом аварий (18%) и правонарушений (15%) на дорогах, безответственным поведением водителей (14%), в частности вождением в нетрезвом виде (6%), с ростом смертности на дорогах (5%), увеличением общего числа автомобилей (4%). Реже объясняют нововведения заботой государства о гражданах (3%) или попытками государства пополнить таким образом бюджет (3%), или видят в этом способ обогащения работников ГИБДД (2%). У автомобилистов ответ на этот вопрос вызывает меньше затруднений, чем у пешеходов (соответственно, 22% и 41% затруднившихся с оценкой).

Негативно данные нововведения воспринимают от 15 до 20% опрошенных. Каждый третий (31-34%) ожидает положительных сдвигов в скором времени. Каждый пятый (21-22%) считает, что эти меры уже теперь полностью оправдали себя; причем для автомобилистов такое мнение более характерно (26-28%), чем для пешеходов (17-18%).

Как показало исследование, к ужесточению наказаний за нарушения Правил дорожного движения большинство населения России отнеслись с пониманием и как к необходимому условию в повышении безопасности дорожного движения.

Таким образом, к основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в России, следует отнести:

-          недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (БДД), отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на федеральном и региональном уровнях;

-          массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;

-          низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

-          недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.

В стране, на различных уровнях государственного управления достигнуто понимание важности и необходимости безотлагательного решения проблемы безопасности дорожного движения.

За прошедшее время проведен ряд международных и общероссийских конференций по вопросу безопасности дорожного движения. В ноябре 2005 года состоялось заседание президиума Государственного совета РФ под председательством Владимира Путина, на котором был рассмотрен вопрос «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения». В феврале 2006г. РФ утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», предусматривающая сокращение к 2012 году количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России в полтора раза. Созданию этого документа предшествовала большая аналитическая работа ряда специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения, ученых, экспертов. Это конкретный программный документ по всем аспектам деятельности в данной сфере.

Положение с безопасностью дорожного движения настоятельно требует повышения правового сознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения.


2.2 Анализ обеспечения безопасности дорожного движения в РТ


Анализ обеспечения безопасности дорожного движения в республике Татарстан необходимо начать с описания ситуации на дорогах и факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП).

Ежегодно в республике в результате ДТП погибают в среднем 650 человек, получают ранения более 3 тыс. человек.

На улицах городов и дорогах Татарстана в 2006 году было совершено 783 ДТП с участием детей, в которых 38 детей погибли и 806 ребенка получили травмы различной степени тяжести. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков увеличилось на 6,4%, погибших – на 72,7%, раненых – на 4,5% [48].


Таблица 5

Статистика ДТП по вине детей за 12 месяцев по годам

Статистика ДТП

2001г.

2002г

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Общее количество ДТП с детьми до 16 лет

602

667

730

725

736

783

Из них ДТП по вине детей

266

230

254

229

243

229

% по вине детей от общего кол-ва ДТП с детьми

44.2 %

34. 5%

34,8 %

31,6 %

33,0 %

29,3 %

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.