РУБРИКИ

Свобода и счастье человека

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Свобода и счастье человека

зародились в недрах средневекового уже в XII, XIII и XIV веках. В позднем

средневековье непрерывно росла роль капитала и усиливался антагонизм между

социальными группами в городах. Как и всегда в истории, все элементы новой

общественной системы развились уже внутри старой. Конечно же, важно знать,

насколько были распространены элементы современного общества в позднем

средневековье и сколько элементов, типичных для средневековья, сохраняется

в современном обществе. Однако, пытаясь приуменьшить фундаментальные

различия между средневековым и современным обществом, выдвигая на первый

план непрерывность исторического процесса, отказываясь от концепций

"средневековое общество" и "капиталистическое общество" как от ненаучных,

мы лишаем себя какой бы то ни было возможности теоретически осмыслить

исторический процесс.

Такие попытки - при их кажущейся научной объективности и достоверности -

практически сводят социальное исследование к собиранию бесчисленных

подробностей и не позволяют понять ни структуру общества, ни динамику его

развития.

(2) Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I СПб., 1905, с.

157.

(2) Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I СПб., 1905, с. 5

.

(4) Там же. с. 129.

(5) Одни авторы поддерживали и развивали главный тезис Буркхардта, другие

оспаривали его. Примерно в том же направлении, что и Буркхардт, шли В.

Дильтей и Э. Кассирер , зато другие резко нападали на него. Так, И.

Хейзинга утверждал, что Буркхардт недооценил сходство жизненных условий

широких масс в Италии и в других странах Европы во время позднего

средневековья; что Буркхардт считает началом Возрождения примерно 1400 год,

но основная масса его иллюстративного материала относится к XV и даже XVI

веку; что Буркхардт недооценил христианский характер Возрождения и

переоценил значение языческих элементов; что индивидуализм является не

главной тенденцией культуры Возрождения, а лишь одной из многих тенденций;

что средние века не настолько были лишены индивидуализма, как это

изображает Буркхардт, и поэтому его противопоставление средних веков и

Возрождения является неверным; что Возрождение оставалось приверженным

власти в той же степени, что и средние века; что средневековый мир был не

так враждебен по отношению к мирским радостям, а Возрождение не так

оптимистично, как считает Буркхардт; что установки современного человека -

в смысле стремлений к личным достижениям и к развитию индивидуальности - в

эпоху Возрождения существовали лишь в зачаточном состоянии; что уже в XIII

веке трубадуры развивали идею о благородстве сердца и душевном

аристократизме, а Возрождение не порвало со средневековой концепцией личной

верности и службы вышестоящему в социальной иерархии.

Я полагаю, однако, что даже если все эти аргументы верны во всех деталях,

они не опровергают главного тезиса Буркхардта. Фактически аргументы

Хейзинги сводятся к следующему: Буркхардт не прав, потому что часть

явлений, относимых им к Возрождению, существовала в Западной и Центральной

Европе уже в конце средних веков, а некоторые другие появились лишь после

эпохи Возрождения. Это аргументы того же рода, как и те, что использовались

против всех концепций, противопоставляющих средневековое феодальное

общество современному капиталистическому. Все сказанное выше о таких

аргументах вообще - справедливо, в частности, и по отношению к критике в

адрес Буркхардта. Буркхардт принимал существенные количественные изменения

за качественные, но он был настолько проницателен, что сумел распознать

именно те особенности развития, именно те тенденции, которые в истории

Европы привели через количественные изменения к качественным. По этой

проблеме существует прекрасное исследование Чарлза Тринкхауза, в котором в

основу конструктивной критики Буркхардта положены взгляды итальянских

гуманистов на счастье. Его замечания (с. 18) по поводу неуверенности,

покорности и отчаяния, возникающих в результате усиления конкурентной

борьбы за выживание и успех, представляются особенно интересными с точки

зрения проблем, рассматриваемых в нашей книге.

(6) Ср.: Хейзинга. Указ. соч., с. 159.

(7) Ср. анализ творчества Петрарки в упомянутой книге Дильтея (с. 19 и

ел.), а также книгу Тринкхауза.

(8) Буркхардт. Указ. соч., с. 139.

(9) См. литературу по этому вопросу, приведенную Кулишером (Указ. соч., с.

192 и сл.)

(10) Тоуни. Указ. соч., с. 28.

(11) Тоуни. Указ. соч., с. 31 и сл.

(12) Ср.: Лампрехт. Указ. соч., с. 207; Андреас. Указ. соч., с. 303.

(13) Шапиро. Указ. соч., с. 59.

(14) Шапиро. Указ. соч., с. 54, 55.

(15) Лампрехт. Указ. соч., с. 200.

(16) Цит. по: Шапиро. Указ. соч., с. 21, 22.

(17) Р. Зееберг. Указ. соч., с. 766.

(18) Ср.: Бартман. Указ. соч., с. 468.

(19) Зееберг. Указ. соч., с. 624.

(20) Практика и теория индульгенций служат особенно яркой иллюстрацией

влияния растущего капитализма. Сама идея, что избавление от наказания можно

купить, выражает новое ощущение особой роли денег; но дело не только в

этом. Теория индульгенций, сформулированная Клементом VI в 1343 году,

демонстрирует дух нового капиталистического мышления. Папа, говорил Клемент

VI, имеет в своем распоряжении неисчислимые заслуги Христа и святых и может

распределить часть этого сокровища между верующими (ср. Р. Зееберг, с.

621). В этой концепции папа выступает в роли монополиста, обладающего

огромным моральным капиталом и использующего этот капитал для получения

финансовой выгоды в обмен на моральную выгоду его "клиентов".

(21) "Естественно и неизбежно злая и порочная природа" {лат.}.- Прим.

перев.

(22) М. Лютер. О "Послании к римлянам", гл. 1,1. (Перевод мой, так как

английского перевода не существует.)

(23) Там же.

(24) Там же, с 79. Эта дихотомия - подчинение высшей власти и господство

над низшими - представляет собой, как мы увидим, характерную установку

авторитарной личности.

(25) Ср.: Вебер. Указ. соч., с. 102; Тоуни. Указ. соч., с. 190; Ранульф.

Указ. соч., с. 66 и далее.

(26) Фрейд увидел враждебность человека, направленную на себя самого и

содержащуюся в том, что он назвал "суперэго".

Глава 4

ДВА АСПЕКТА СВОБОДЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Предыдущая глава была посвящена анализу психологического смысла главных

доктрин протестантства. Мы показали, что новые религиозные доктрины были

ответом на психологические запросы, возникшие в результате крушения

средневековой социальной системы и зарождения капитализма. Основное

внимание при анализе было обращено на проблему свободы в ее двойном смысле:

было показано, что свобода от традиционных уз средневекового общества -

хотя и давала индивиду новое чувство независимости - заставляла его ощутить

одиночество и изоляцию, наполняла его сомнениями и тревогой, вынуждала его

к новому подчинению и к лихорадочной, иррациональной деятельности.

В этой главе я хочу показать, что дальнейшее развитие капитализма

воздействовало на личность в том же направлении, какое было задано во время

Реформации.

Доктрины протестантства психологически подготовили человека к той роли,

которую ему надлежало играть в современной промышленной системе. Эта

система - ее практика и дух, выросший из этой практики,- охватив все

стороны жизни, изменяла всю личность человека и обостряла те противоречия,

о которых мы говорили в предыдущей главе: развивала индивида и делала его

все более беспомощным, расширяла свободу и создавала новый тип зависимости.

Мы не пытаемся описать здесь воздействие капитализма на структуру

человеческого характера в целом, поскольку нас занимает лишь одна сторона

этой общей проблемы - диалектический процесс развития свободы. Мы покажем,

что структура современного общества воздействует на человека одновременно в

двух направлениях: он все более независим, уверен в себе, критичен, но и

все более одинок, изолирован и запуган. Понимание всей проблемы свободы

зиждется на способности видеть обе стороны этого процесса; рассматривая

одну из них, не забывать о второй.

Это трудно, потому что обычно мы мыслим не диалектически и склонны

сомневаться в том, что одна и та же причина может одновременно вызвать два

противоположных следствия. Кроме того, негативную сторону свободы - бремя,

которое она представляет собой для человека,- вообще трудно осознать;

особенно тем, кто всем сердцем стоит за свободу. Происходит это потому, что

в борьбе за свободу внимание всегда было сконцентрировано на ликвидации

старых форм власти и принуждения; в результате естественно появление такого

чувства, что, чем больше этих традиционных форм принуждения уничтожено, тем

свободнее стал человек. При этом мы не в состоянии увидеть, что, хотя

человек избавился от многих старых врагов свободы, в то же время появились

новые враги; причем этими врагами становятся не столько разного рода

внешние препоны, сколько внутренние факторы, блокирующие полную реализацию

свободы личности. Мы полагаем, например, что свобода вероисповедания - это

одна из решающих побед свободы. Но при этом не осознаем, что, хотя это на

самом деле победа над теми силами церкви и государства, которые не

позволяли человеку исповедовать религию в соответствии с его убеждениями,

современный человек в значительной степени вообще утратил способность

верить во что бы то ни было, не доказуемое методами точных наук. Или

возьмем другой пример. Мы полагаем, что свобода слова - это последний шаг в

победном шествии свободы. Но забываем при этом, что, хотя свобода слова

действительно является важной победой над старыми ограничениями,

современный человек находится в таком положении, когда многое из того, что

"он" говорит и думает, думают и говорят все остальные. Пока человек не

приобрел способности мыслить оригинально, то есть самостоятельно, не имеет

смысла требовать, чтобы никто не мешал выражению его мыслей. Или еще: мы

гордимся тем, что в своем образе жизни человек теперь не зависит от внешних

властей, уже не диктующих ему, что делать и чего не делать. Но не замечаем

роли таких анонимных авторитетов, как общественное мнение и "здравый

смысл", которые так сильны именно потому, что мы готовы вести себя в

соответствии с ожиданиями остальных, что мы внутренне боимся как-то

отличаться от них.

Иными словами, мы зачарованы ростом свободы от сил , внешних по отношению к

нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов,

которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над

традиционными ее врагами. В результате мы склонны считать, что проблема

свободы состоит исключительно в том, чтобы обеспечить еще больше той самой

свободы, которая уже получена нами в период Новой истории; мы полагаем, что

защита свободы от тех сил, которые на нее покушаются,- это единственное,

что необходимо. Мы забываем, что проблема свободы является не только

количественной, но и качественной. Разумеется, необходимо защищать и

отстаивать каждую из уже завоеванных свобод, необходимо их сохранять и

развивать, но вместе с тем необходимо добиться свободы нового типа: такой

свободы, которая позволит нам реализовать свою личность, поверить в себя и

в жизнь вообще.

Любая оценка воздействия индустриальной системы на эту внутреннюю свободу

должна исходить из понимания громадного прогресса, которым отмечено

развитие человеческой личности при капитализме. Любая критика современного

общества - если она отворачивается от этой стороны дела - наверняка

основана на бессмысленной романтизации средневековья и критикует капитализм

не ради прогресса, а ради разрушения важнейших достижений человека в Новой

истории.

Протестантство дало толчок духовному освобождению человека. Капитализм

продолжил это освобождение в психологическом, социальном и политическом

плане. Экономическая свобода была основой этого развития, а средний класс -

его поборником. Индивид не был больше связан жесткой социальной системой,

основанной на традициях и почти не оставлявшей возможностей для личного

продвижения за пределы традиционных границ. Ему было дозволено и от него

ожидалось, что в своих собственных экономических делах он достигнет тех

высот, до каких позволят ему подняться его усердие, ум, храбрость,

бережливость или удача. Он рисковал проиграть и оказаться в числе убитых

или раненных в этой жестокой экономической битве каждого с каждым, но мог и

выиграть. При феодальной системе пределы его жизненному развитию были

положены еще до его рождения. При капиталистической системе индивид - в

особенности представитель, среднего класса,- несмотря на массу ограничении,

имел шанс преуспеть за счет собственных достоинств и усилий. Перед ним была

цель, к которой он мог стремиться, и нередко была перспектива эту цель

достигнуть. Он учился полагаться на себя, принимать ответственные решения,

отбрасывать любые предрассудки - и утешающие, и устрашающие...

Человек все более освобождался от уз природы; он овладел ее силами до такой

степени, о какой нельзя было и мечтать в прежние времена. Люди становились

равными; исчезали кастовые и религиозные различия, которые прежде были

естественными границами, запрещавшими объединение человечества, и люди

учились узнавать друг в друге людей. Мир все больше освобождался от

таинственности: человек начинал смотреть на себя объективно, все меньше

поддаваясь иллюзиям. Развивалась и политическая свобода. В силу своего

нового экономического положения поднимавшийся средний класс смог завоевать

политическую власть; а вновь завоеванная власть создала новые возможности

для экономического прогресса. Основными вехами на этом пути были великие

революции в Англии и во Франции и борьба за независимость Америки. Вершиной

этой эволюции политической свободы явилось современное демократическое

государство, основанное на принципе равенства всех людей и равного права

каждого участвовать в управлении через выборные представительные органы.

При этом предполагается, что каждый человек способен действовать в

соответствии с собственными интересами, в то же время имея в виду благо

всей нации.

Одним словом, капитализм не только освободил человека от традиционных уз,

но и внес громадный вклад в развитие позитивной свободы, в развитие

активной, критической и ответственной личности.

Однако это лишь одна сторона воздействия капитализма на развитие свободы.

Другая состоит в том, что капитализм сделал индивида еще более одиноким,

изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия.

Прежде всего нужно отметить один из основных факторов капиталистической

экономики - принцип частной инициативы. В отличие от феодального

средневековья, когда человек занимал определенное место в упорядоченной и

понятной социальной системе, капиталистическая экономика поставила каждого

на собственные ноги. Что он делал, как делал, выгадал или прогадал - это

никого больше не касалось, только его. Очевидно, что принцип частной

инициативы способствовал процессу индивидуализации, и об этом всегда

говорят как о важном вкладе в развитие современной культуры. Но,

способствуя развитию "свободы от ...", этот принцип помог и уничтожить все

связи между отдельными индивидами, изолировал человека от его собратьев.

Такое развитие было подготовлено учениями Реформации. У католиков отношение

индивида к богу было основано на принадлежности индивида к церкви. Церковь

была связующим звеном между ним и господом и таким образом, в чем-то

ограничивая индивидуальность человека, позволяла ему предстать перед богом

в качестве неотъемлемой части некоторой общности, группы. Протестантство

оставило индивида одного лицом к лицу с богом. Вера в понимании Лютера

приобрела сугубо субъективный характер; у Кальвина столь же субъективный

характер приобрела убежденность в спасении. Индивид, в одиночку стоящий

перед могуществом бога, неизбежно ощущал себя сокрушенным и искал спасения

в полнейшей покорности. Психологически этот духовный индивидуализм мало

отличался от индивидуализма экономического: в обоих случаях индивид

совершенно одинок, в обоих случаях он сталкивается с подавляющей силой,

будь то господь, конкуренты или безликие экономические силы.

Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к

индивидуализму человека в мирской жизни.

Индивидуалистический характер экономической системы капитализма является

бесспорным; усиление одиночества индивида под воздействием этого

экономического индивидуализма может показаться сомнительным; теперь же мы

переходим к пункту, который будет противоречить некоторым из наиболее

распространенных и общепринятых концепций капитализма. Эти концепции

предполагают, что в современном обществе человек стал центром и целью

всякой деятельности; что все, что он делает, он делает для себя; что

всемогущими движущими силами человеческой деятельности являются собственные

интересы и эгоцентризм. Как видно из сказанного в начале этой главы, мы в

какой-то степени признаем справедливость этих утверждений. За последние

четыре столетия человек много сделал для себя, для своих целей. Однако то,

что кажется ему его целью, в значительной степени вовсе не является

таковой, если понимать под словом "он" не "труженика", не "производителя",

а конкретное человеческое существо, со всеми его эмоциональными и

интеллектуальными способностями. Вместе с самоутверждением индивида

капитализм нес с собой также самоотрицание и аскетизм.

Чтобы разъяснить этот тезис, напомним сначала факт, уже упомянутый в

предыдущей главе: в средневековой системе капитал был слугой человека, в

современной - стал его хозяином. В средневековом мире экономическая

деятельность была лишь средством достижения цели; целью являлась сама жизнь

или - как это понималось католической церковью - спасение души человека.

Экономическая деятельность необходима, даже богатство может послужить

промыслу божьему, но любые внешние усилия осмысленны и достойны лишь

постольку, поскольку они способствуют достижению главной жизненной цели.

Экономическая деятельность, направленная на получение прибыли ради самой

прибыли, показалась бы средневековому мыслителю столь же бессмысленной,

сколь бессмысленным кажется сейчас отсутствие такой деятельности.

При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода

стали самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту

экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного

счастья, а ради самого капитала. Человек превратился в деталь гигантской

экономической машины. Если у него большой капитал, то он - большая

шестерня; если у него ничего нет, он - винтик; но в любом случае он - лишь

деталь машины и служит целям, внешним по отношению к себе. Эта готовность

подчинить свою личность внечеловеческим целям была фактически подготовлена

Реформацией. Хотя, разумеется, ни Лютеру, ни Кальвину и в голову не

приходила возможность подобного порабощения человека экономической

деятельностью, в своих богословских концепциях они заложили основу именно

такого развития, сломав духовный стержень человека - его чувство гордости и

достоинства - и внушив ему, что с точки зрения высших целей, лежащих вне

его жизни, его усилия бессмысленны.

Как мы показали в предыдущей главе, один из главных тезисов Лютера состоял

в том, что человек порочен по своей природе и, следовательно, его усилия

бесполезны. Кальвин точно так же подчеркивал греховность человека и

построил всю свою систему на идее, что человек должен до последней степени

смирить свою гордыню и - больше того - что целью человеческой жизни

является исключительно слава господня, а собственных целей у человека быть

не должно. Таким образом, Лютер и Кальвин подготовили человека

психологически к той роли, которую ему пришлось взять на себя в современном

обществе: он чувствует себя ничтожным и готов подчинить свою жизнь

исключительно внешним целям. Если человек может превратиться лишь в

средство для возвышения славы господней, а господь не отмечен ни любовью,

ни справедливостью, то такой человек достаточно подготовлен и к роли раба

экономической машины, а со временем и какого-нибудь "фюрера".

Превращение индивида в средство достижения экономических целей коренится в

особенностях капиталистического способа производства, при котором

накопление капитала стало единственной целью экономической деятельности.

Работают ради прибылей, но полученные прибыли не расходуются, а снова

вкладываются в производство в виде нового капитала; этот возросший капитал

приносит новые прибыли, которые вновь вкладываются в производство, и т.д.

Разумеется, всегда были капиталисты, которые тратили деньги на роскошь,

"проматывали" свои прибыли, но классические представители капитализма

наслаждались работой, а не расточительством. Этот принцип накопления

капитала - вместо его использования в потребительских целях - явился

предпосылкой грандиозных достижений современной промышленной системы. Без

такого аскетического отношения к жизни, без стремления вложить плоды своего

труда в развитие производительных сил экономической системы наш прогресс в

овладении силами природы был бы невозможен. Именно этот рост

производительных сил общества позволяет нам - впервые в истории -

представить себе такое будущее, в котором прекратится непрерывная борьба за

удовлетворение самых насущных материальных нужд. Таким образом, принцип

работы ради накопления капитала объективно сыграл громадную положительную

роль в развитии человечества. Но субъективно он заставил человека работать

ради внеличностных целей, превратил его в слугу сооруженной им самим машины

и тем самым усилил в нем чувство личной ничтожности и бессилия.

До сих пор мы говорили о тех индивидах в современном обществе, которые

имели капитал и могли превращать его, свои прибыли в новые

капиталовложения. Независимо от того, какими они были капиталистами -

крупными или мелкими,- их жизнь была посвящена выполнению их экономической

функции, умножению капитала. Ну, а что с теми, у кого капитала не было, кто

должен был зарабатывать себе на жизнь, продавая свой труд? Психологический

эффект их экономического положения был, по существу, таким же. Во-первых,

их наемный труд означает, что они зависят от законов рынка, подъемов и

спадов производства, эффективности технологических усовершенствований в

руках их нанимателя. Наниматель непосредственно манипулировал наемными

работниками и олицетворял для них высшую власть, которой им приходилось

подчиняться. Особенно это относится к положению рабочих до и в течение XIX

века. С тех пор профсоюзное движение дало рабочим определенную силу и тем

изменило прежнее положение, при котором они были лишь объектом манипуляций.

Но кроме этой прямой и личной зависимости рабочего от нанимателя,

существует и другая: рабочий, как и все общество, был охвачен тем же духом

аскетизма и подчинения надличностным целям, который характерен, как мы

видели, для владельцев капитала. Это неудивительно: в любом обществе дух

культуры в целом определяется духом господствующих в этом обществе групп.

Отчасти это происходит потому, что эти группы контролируют систему

воспитания, школу, церковь, прессу, театр и таким образом имеют возможность

внушать свои идеи всему населению; но, кроме того, эти властвующие группы

обладают и таким престижем, что низшие классы более чем готовы принять их

ценности, подражать им, психологически отождествлять себя с ними.

До сих пор мы утверждали, что капиталистический способ производства

превратил человека в инструмент для достижения надличностных экономических

целей и усилил тот дух аскетизма, индивидуальной ничтожности, который был

подготовлен Реформацией. Этот тезис, однако, противоречит тому факту, что

современный человек, очевидно, побуждается к деятельности отнюдь не

аскетизмом и не жертвенностью, а, напротив, крайним эгоизмом и

своекорыстием. Как же совместить тот объективный факт, что он превратился в

слугу чуждых ему целей, с его субъективной уверенностью, будто им движет

собственный интерес? Как примирить дух протестантства, внушаемое им

подчеркнутое самоотречение, с современной доктриной эгоизма, которая

провозглашает, говоря словами Макиавелли, что эгоизм является мощнейшей

движущей силой человеческого поведения, что стремление к личной выгоде

сильнее любых моральных соображений, что человек скорее готов потерять

родного отца, чем наследство? Быть может, это противоречие можно объяснить,

предположив, что настойчивое самоотречение было всего лишь идеологической

ширмой, а под ней прятался эгоизм, который нужно было скрыть? Такое

предположение может оказаться в какой-то мере справедливым, но мы не

считаем, что это полный ответ. Чтобы указать, где, по-видимому, скрывается

разгадка, нам придется вникнуть в психологические тонкости проблемы эгоизма

(1).

Мышление Лютера и Кальвина - как и мышление Канта и Фрейда - основано на

предположении, что эгоизм и любовь к себе - это понятия идентичные. Любить

другого - добродетель, любить себя - грех; и вообще любовь к другим и

любовь к себе друг друга исключают.

С точки зрения теории здесь допускается ошибка в понимании природы любви.

Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно

присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в

действие" определенным объектом. Как ненависть - это страстное желание

уничтожить, так и любовь - страстное утверждение "объекта"; это не

"аффект", а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и

свободе объекта любви (2) . Любовь - это готовность, которая в принципе

может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Исключительная

любовь лишь к одному "объекту" внутренне противоречива. Конечно же, не

случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность.

Факторы, определяющие выбор в каждом отдельном случае, слишком

многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь; важно, однако,

что любовь к определенному "объекту" является лишь актуализацией и

концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или

иным причинам обратилась на данного человека.

Дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви: что

существует только один человек на свете, которого вы можете полюбить, что

найти . этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему

приведет вас к удалению от всех остальных людей. Любовь такого рода,

которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом

доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность.

Возвышающее утверждение личности, заключенное в любви, направлено на

возлюбленного как на воплощение всех лучших человеческих качеств; любовь к

одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще. А

любовь к человеку вообще вовсе не является, как часто думают, некоторым

обобщением, возникающим "после" любви к определенной личности, или

экстраполяцией опыта, пережитого с определенным "объектом"; напротив, это

предпосылка такого переживания, хотя такая предпосылка и возникает лишь из

общения с конкретными индивидами.

Из этого следует, что моя собственная личность в принципе также может быть

объектом моей любви, как и любая другая. Утверждение моей собственной

жизни, счастья, роста, свободы предполагает, что я вообще готов и способен

к такому утверждению. Если у индивида есть такая способность, то ее должно

хватать и на него самого; если он может "любить" только других, он вообще

на любовь не способен.

Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Эгоизм - это

вид жадности, и, как всякая жадность, он включает в себя ненасытность, в

результате которой истинное удовлетворение в принципе недостижимо. Алчность

- это бездонный, истощающий человека колодец; человек тратит себя в

бесконечных стараниях удовлетворить такую потребность, которая не

удовлетворяется никогда. Внимательное наблюдение показывает, что эгоист,

хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. Он

всегда беспокоен, его постоянно гонит страх где-то чего-то недобрать, что-

то упустить, чего-то лишиться; он преисполнен жгучей зависти к каждому,

кому досталось больше. Если присмотреться еще ближе, заглянуть в динамику

подсознания, мы обнаружим, что человек такого типа далеко не в восторге от

себя самого, что в глубине души он себя ненавидит.

Загадка этого кажущегося противоречия разрешается очень легко: эгоизм

коренится именно в недостатке любви к себе. Кто себя не любит, не одобряет,

тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней

уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и

утверждения. Он вынужден заниматься собой, жадно доставать себе все, что

есть у других. Поскольку у него нет ни уверенности, ни удовлетворенности,

он должен доказывать себе, что он не хуже остальных. То же справедливо и в

отношении так называемой нарциссической личности, занятой не приобретением

для себя, а самолюбованием. Кажется, будто такой человек любит себя до

крайности; на самом же деле он себе не нравится, и нарциссизм - как и

эгоизм - это избыточная компенсация за недостаточность любви к себе. Фрейд

полагал, что при нарциссизме любовь отбирается у всех остальных и вся

направляется на себя самого. Верна лишь первая половина этого утверждения:

такой человек не любит не только других, но и себя.

Но давайте вернемся к тому вопросу, с которого начался наш психологический

анализ эгоизма. Мы столкнулись с противоречием: современный человек

полагает, что его поступки мотивируются его интересами, однако на самом

деле его жизнь посвящена целям, которые нужны не ему, то есть в

соответствии с убеждением Кальвина, что единственной целью человеческого

существования должна быть слава господня, а отнюдь не человек. Мы

постарались показать, что эгоизм коренится в недостаточности уважения к

себе и любви к своему истинному "я", то есть к конкретному человеческому

существу в целом, со всеми его возможностями. "Личность", в интересах

которой действует современный человек,- это социальное "я"; эта "личность"

в основном состоит из роли, взятой на себя индивидом, и в действительности

является лишь субъективной маскировкой его объективной социальной функции.

Современный эгоизм - это жадность, происходящая из фрустрации подлинной

личности и направленная на утверждение личности социальной. Для

современного человека кажется характерной высшая степень утверждения своей

личности; на самом же деле его целостная личность ослаблена, сведена лишь к

одному сегменту целого - это интеллект и сила воли, а все другие

составляющие его личности вообще отсечены.

Но даже если это так, разве усиление господства над природой не привело к

усилению личности? В какой-то степени это верно, поэтому мы относим власть

над природой к позитивной стороне развития индивида, о которой вовсе не

хотим забывать. Но хотя человек достиг замечательных успехов в господстве

над природой, общество оказалось не в состоянии управлять теми силами,

которые само же и породило. Рациональность системы производства в

технологическом аспекте уживается с иррациональностью той же системы в

аспекте социальном. Людьми управляют экономические кризисы, безработица,

войны. Человек построил свой мир; он построил дома и заводы, производит

автомашины и одежду, выращивает хлеб и плоды. Но он отчужден от продуктов

своего труда, он больше не хозяин построенного им мира, наоборот, этот мир,

созданный человеком, превратился в хозяина, перед которым человек

склоняется, пытаясь его как-то умилостивить или по возможности перехитрить.

Своими руками человек сотворил себе бога. Кажется, будто человек действует

в соответствии со своими интересами; на самом же деле его целостная

личность, со всеми ее возможностями, превратилась в орудие, служащее целям

машины, которую он построил собственными руками. Человек тешится иллюзией,

будто он является центром мира, но при этом он проникнут тем же гнетущим

чувством ничтожности и бессилия, какое его предки испытывали перед богом,

осознавая это чувство.

Чувства изоляции и беспомощности еще более усиливаются новым характером

человеческих взаимоотношений. Конкретные связи одного индивида с другим

утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где

человек используется как средство. Во всех общественных и личных отношениях

господствует закон рынка. Очевидно, что взаимоотношения между конкурентами

должны быть основаны на взаимном безразличии. В противном случае любой из

них был бы парализован в выполнении своей экономической задачи: сражаться с

конкурентами, не останавливаясь в случае необходимости перед их

экономическим уничтожением.

Тем же безразличием проникнуты отношения между нанимателем и наемным

работником. Слово " employer" (3) содержит в себе все существо дела:

владелец капитала так же "использует" другого человека, как использует

машину, станок, но и работник использует нанимателя для достижения своих

экономических целей. Их отношения таковы, что оба являются друг для друга

лишь средством достижения цели, каждый является для другого лишь орудием,

инструментом. Такие отношения не представляют собой, собственно, отношений

между двумя человеческими существами, поскольку вне этой взаимной

полезности они вовсе не заинтересованы друг в друге. Такой же

инструментальный характер носят отношения между предпринимателем и

потребителем. Потребитель не является для дельца конкретной личностью, чьи

потребности он хотел бы удовлетворить,- это лишь объект его манипуляций.

Таким же инструментальным стало и отношение к труду; в отличие от

средневекового ремесленника современный производитель не заинтересован в

своей продукции как таковой; он производит, по существу, для получения

прибыли от вложенного им капитала, а что именно он производит - это зависит

в основном от рынка, обещающего выгодное вложение капитала в ту или иную

отрасль производства.

Не только экономические, но и личные отношения между людьми приобрели тот

же характер отчуждения; вместо человеческих отношений они стали напоминать

отношения вещей. Но, может быть, ни в чем этот дух отчуждения не проявился

так сильно и разрушительно, как в отношении индивида к самому себе (4) .

Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя

товаром. Рабочий продает свою физическую энергию; предприниматель, врач,

наемный служащий продают свою "личность". Они должны иметь эту "личность",

если хотят продать свои товары или услуги ; эта личность должна быть

привлекательной, а, кроме того, ее обладатель должен соответствовать целому

ряду других требований: например, он должен быть энергичен, инициативен и

т.д. и т.д.- в соответствии с ситуацией. И - как со всяким другим товаром -

рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже

определяет само их существование. Если качества, которые может предложить

человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств; точно

так же товар, который нельзя продать, ничего не стоит, хотя и обладает

потребительной стоимостью. Таким образом, уверенность в себе, "чувство

собственного достоинства" превращаются лишь в отражение того, что думают о

человеке другие. У него нет никакой уверенности в собственной ценности, не

зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если на него есть спрос,

то он считает себя ".кем-то"; если же он непопулярен, он и в собственных

глазах попросту никто. Эта зависимость самоуважения от успеха предлагаемой

"личности" объясняет, почему для современного человека популярность стала

настолько важной. От нее зависит не только успех в практических делах, но и

способность человека сохранить самоуважение; без нее человек скатывается в

пропасть неполноценности (5).

Как мы видим, новая свобода, которую принес индивиду капитализм, усугубила

воздействие, уже оказанное религиозной свободой протестантства. Индивид

стал еще более одинок; стал инструментом в руках подавляюще превосходящих

сил, внешних по отношению к нему; он стал "индивидом", но индивидом

неуверенным и запуганным. Некоторые факторы помогали ему справиться с

внешним проявлением его внутренней неуверенности. Прежде всего его "я"

могло опереться на обладание какой-то собственностью. "Он" как личность и

принадлежащая ему собственность были неразделимы; одежда человека или его

дом были частью его личности в той же мере, как и его тело. Чем меньше он

чувствовал, что он "кто-то", тем больше нуждался в собственности. Если у

индивида не было собственности или он ее терял, то ему недоставало

существенной части нормального "я", его не считали полноценной личностью ни

другие, ни он сам.

Другие факторы, на которые опиралось "я",- это престиж и власть. Частично

они были производными от обладания собственностью, а частично являлись

прямым результатом успеха в сфере конкуренции. Восхищение других людей и

власть над ними укрепляли ту поддержку, которую давала собственность,

составлявшая опору неуверенного индивида.

Для тех, у кого не было ни собственности, ни социального престижа,

источником личного престижа становилась семья. Там индивид мог ощутить, что

он "кто-то". Жена и дети ему подчинялись, он играл главную роль на домашней

сцене и наивно воспринимал эту роль как свое естественное право. В

социальном плане он мог быть никем, зато дома царствовал. Кроме семьи,

чувство значительности давала человеку и национальная гордость (а в Европе

нередко и классовая, сословная). Даже если он сам, лично ничего из себя не

представлял, он был горд принадлежностью к группе, которую считал высшей по

отношению к другим сравнимым группам.

Эти факторы, поддерживающие ослабленную личность, необходимо отличать от

тех, о которых шла речь в начале главы: от действительной экономической и

политической свободы, возможностей личной инициативы, развития просвещения.

Эти последние факторы на самом деле усиливали личность и вели к развитию

индивидуальности, независимости и рациональности. "Поддерживающие" факторы

лишь помогали компенсировать неуверенность и беспокойство; они не

излечивали, а только залечивали эти недуги, маскировали их и тем самым

помогали индивиду не испытывать свою ущербность. Однако чувство

уверенности, основанное на поддерживающих факторах, всегда было лишь

поверхностным и сохранялось, лишь пока и поскольку эти факторы продолжали

существовать.

Подробный анализ истории Европы и Америки в период от Реформации до наших

дней мог бы показать, как две противоположные тенденции, присущие эволюции

свободы, идут параллельно, или, скорее, переплетаются друг с другом, на

протяжении всего этого времени. К сожалению, такой анализ выходит за рамки

этой книги и должен быть отложен до будущих публикаций. В некоторые периоды

и в определенных социальных группах свобода человека в ее позитивном смысле

- независимость и достоинство личности - была доминирующим фактором. Так в

общих чертах обстояло дело в Англии, во Франции, в Америке и Германии в те

моменты, когда средний класс одерживал свои экономические и политические

победы над представителями старого порядка. В этой борьбе за позитивную

свободу средний класс мог опираться на те доктрины протестантства, которые

подчеркивали независимость и достоинство человека; в то же время

католическая церковь объединялась с теми группами, которым приходилось

бороться против освобождения человека ради сохранения своих привилегий.

В философской мысли Нового времени мы находим такое же переплетение двух

главных аспектов свободы, как и в теологических доктринах Реформации. Так,

для Канта и Гегеля независимость и свобода индивида являются центральными

постулатами их систем, однако они заставляют индивида подчиниться целям

всемогущего государства. Философы периода Французской революции, а в XIX

веке Фейербах, Маркс, Штирнер и Ницше снова бескомпромиссно выразили мысль,

что индивид не должен быть подчинен никаким внешним целям, чуждым его

собственному развитию и счастью. Однако в том же XIX веке реакционные

философы недвусмысленно требовали подчинения индивида духовной и светской

власти. Вторая половина XIX и начало XX века показали наивысшее развитие

свободы в ее позитивном смысле. Не только средний класс, но и рабочий класс

превратился в независимого и активного представителя новой свободы, борясь

за собственные цели и в то же время за общие цели всего человечества.

С переходом капитализма в монополистическую фазу, что происходило в

последние десятилетия, относительный вес двух тенденций свободы, по-

видимому, изменился. Более весомы стали факторы, ослабляющие личность.

Чувства бессилия и одиночества усилились, "свобода" индивида от всех

традиционных связей стала более явственной, его возможности личного

экономического успеха сузились. Он ощущает угрозу со стороны гигантских

сил, и ситуация во многом напоминает ситуацию XV и XVI веков.

Наиболее важным фактором в этом процессе является возрастание силы и власти

монополистического капитала. Концентрация капитала (не богатства) в

определенных секторах экономической системы ограничила возможности успеха

частной инициативы. Там, где побеждает монополистический капитал, с

экономической независимостью большинства уже покончено. Для тех, кто

продолжает бороться, - особенно для большей части среднего класса - эта

борьба приобретает характер сражения против сил, настолько превосходящих,

что прежние храбрость и вера в инициативу сменяются чувствами безнадежности

и бессилия. Небольшая группа монополистов обладает огромной, хотя и неявной

властью над всем обществом; судьба большей части общества зависит от

решений этой группы. Инфляция в Германии в 1923 году и кризис в США в 1929-

м усилили чувство неуверенности, разбили у громадного большинства надежду

преуспеть за счет собственных усилий и традиционную веру в свои

неограниченные возможности.

Мелкий или средний предприниматель, испытывающий угрозу со стороны крупного

капитала, в ряде случаев может прекрасно продолжать свое дело: и получать

прибыли, и сохранять независимость, но нависшая над ним угроза чрезвычайно

усилила его чувство неуверенности. До сих пор он боролся с равными, но в

конкурентной борьбе с монополиями он стоит против гигантов. Те из

независимых предпринимателей, для которых развитие современной индустрии

создало новые экономические функции, также находятся не в той

психологической ситуации, как независимый предприниматель прошлого. Для

иллюстрации рассмотрим положение группы независимых предпринимателей,

которую иногда приводят в качестве примера нового образа жизни среднего

класса: владельцев бензоколонок. Многие из них экономически независимы; они

владеют своими предприятиями точно так же, как в прошлом владел своим

заведением бакалейщик или портной. Но разница между ними есть, и разница

громадная. Владелец магазина должен был обладать немалыми знаниями и

опытом. Он имел выбор между несколькими оптовыми торговцами и мог

обращаться к тому из них, кто обеспечивал ему наилучшее сочетание цен и

качества товара; он имел свою клиентуру, потребности которой обязан был

знать, каждому отдельному покупателю он должен был помочь советом при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.