РУБРИКИ

Свобода и счастье человека

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Свобода и счастье человека

не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с

окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я". Если он не

принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то

смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение

собственной ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность

отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и

придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в

конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить.

Прежде чем продолжать исследование, полезно резюмировать наш общий подход к

проблемам социальной психологии. Человеческая натура - это не сумма

врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный

слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в

синтезе с определенными врожденными механизмами и законами. Натуре человека

присущи некоторые неизменные факторы: необходимость удовлетворять

физиологические потребности и необходимость избегать морального

одиночества. Мы видели, что индивид вынужден принять образ жизни,

коренящийся в системе производства и распределения, свойственной каждому

данному обществу. В процессе динамической адаптации к этому образу жизни в

индивиде развивается ряд мощных стимулов, мотивирующих его чувства и

действия. Эти стимулы могут осознаваться индивидом, а могут и не

осознаваться, но в обоих случаях они являются сильными факторами его

психики и, однажды возникнув, требуют удовлетворения. Стремление к

удовлетворению этих новых потребностей побуждает людей к определенным

поступкам и таким образом в свою очередь становится активной силой,

воздействующей на процесс общественного развития. Как именно

взаимодействуют экономические, психологические и идеологические факторы и

какие общие выводы можно сделать в отношении этого взаимодействия, это мы

рассмотрим ниже, при анализе Реформации и фашизма (8) .

В основу нашего исследования будет положена главная идея этой книги:

человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными

людьми, человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс,

тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь

воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти

себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают

его свободу и индивидуальность.

(1) Я употребляю термин "фашизм" для определения диктатуры типа итальянской

или германской. В случае рассмотрения именно германской системы будет

употребляться термин "нацизм".

(2) John Dewey. Freedom and Culture. G.P. Putham`s Sons. New York, 1939.

(3) Психоаналитический подход, хотя и основанный на фундаментальных

достижениях теории Фрейда, но отличающийся во многих важных аспектах от

концепций самого Фрейда, можно найти в работах К. Хорни "Новые пути в

психоанализе" и Г. Салливена "Концепции современной психиатрии". Хотя

подходы этих авторов в ряде отношений различны, наша точка зрения имеет

много общего с их взглядами.

(3) Ср.: Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I. СПб., 1905,

с. 171 и сл.

(4) Там же, с. 299 и сл.

(5) Ср. работы социологов Р. Бенедикт, Дж. Хэлловела, Р. Линтона, М. Мид,

Э. Сэпира, а также приложение понятий психоанализа к этнологии,

принадлежащее А. Кардинеру.

(6) Я хочу предостеречь от одной ошибки, которая часто возникает в связи с

этой проблемой. Экономическая структура общества, определяя образ жизни

индивида, действует лишь как совокупность внешних условий, при которых

развивается его личность. Эти экономические условия нельзя смешивать с

субъективными экономическими мотивами. Например, стремление к материальному

богатству часто считают определяющим мотивом поведения людей; эта точка

зрения высказывалась многими, начиная от авторов эпохи Возрождения и до

некоторых последователей Маркса, которые не сумели понять основных

концепций своего учителя. НА самом деле всепоглащающая страсть к богаству

характерна лишь для определенных культур, а другие условия могут создать

характеры, питающие отвращение к материальному богаству или безраличные к

нему.

(7) "Страдания изобретателя" - 3-я часть романа "Утраченные иллюзии". -

Прим. перев.

(8) Более подробно общая проблема взаимоотношения между психологическими и

социально-экономическими факторами будет рассмотрена в Приложении.

Глава 2

ОБОСОБЛЕНИЕ ИНДИВИДА И ДВОЙСТВЕННОСТЬ СВОБОДЫ

Прежде чем перейти к основной нашей теме - к вопросу о том, что означает

свобода для современного человека, почему и как он стремится избавиться от

нее,- мы должны обсудить концепцию, которая может показаться несколько

отвлеченной. Однако ее понимание очень важно для анализа свободы в

современном обществе. Я имею в виду утверждение, что свобода определяет

человеческое существование как таковое, а кроме того, что понятие свободы

меняется в зависимости от степени осознания человеком себя самого как

независимого и отдельного существа.

Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния

единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего

мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма

смутным. Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром;

уже сознавая себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя

частью окружающего мира. Процесс растущего обособления индивида от

первоначальных связей - мы можем назвать этот процесс "индивидуализацией",-

по-видимому, достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи

Возрождения и до наших дней.

В истории жизни каждого индивида мы видим тот же процесс. Родившись,

ребенок уже не составляет единого целого с матерью и становится

биологическим существом, отдельным от нее. Однако, хотя такое биологическое

разделение является началом индивидуального существования человека, ребенок

в течение долгого времени сохраняет функциональное единство с матерью.

Пока и поскольку индивид, фигурально выражаясь, не порвал пуповину,

связывающую его с внешним миром, он не свободен; но эти узы дают ему

ощущение принадлежности к чему-то, как бы гарантируют ему безопасность

существования за счет корней в какой-то почве. Я предлагаю назвать эти узы,

существующие до того, как процесс индивидуализации приводит к полному

обособлению индивида, "первичными узами". Они органичны - в том смысле, что

являются естественным фактором нормального человеческого развития. Они

предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивиду уверенность и

жизненную ориентацию. Эти узы связывают ребенка с матерью, первобытного

человека с его племенем и с природой, а средневекового - с церковью и с его

сословием. Когда достигается полная индивидуализация, когда человек

освобождается от этих первичных уз, перед ним встает новая задача:

сориентироваться и укорениться в мире, найти для себя какие-то новые

гарантии, которые просто не были нужны при его прежнем существовании. При

этом свобода приобретает другое, новое содержание. Здесь мы должны

остановиться и уточнить эти понятия, рассмотрев их более подробно в связи с

индивидуальным и общественным развитием.

Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному

существованию, обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от

тела матери. Но эту независимость можно понимать лишь в грубом смысле

разделения двух тел. В функциональном смысле младенец остается частью тела

матери. Она его кормит, ухаживает за ним и оберегает его. Постепенно

ребенок приходит к осознанию того, что его мать и другие объекты - это

нечто отдельное от него. Одним из факторов этого процесса является

психическое и общее физическое развитие ребенка, его способность схватывать

объекты - физически и умственно - и овладевать ими. Ребенок осваивает

окружающий мир через посредство собственной деятельности. Процесс

индивидуализации ускоряется воспитанием. При этом возникает ряд фрустраций,

запретов, и роль матери меняется: выясняется, что цели матери не всегда

совпадают с желаниями ребенка, иногда мать превращается во враждебную и

опасную силу (1) . Этот антагонизм, который является неизбежной частью

процесса воспитания, становится важным фактором, обостряющим осознание

различия между "я" и "ты".

Проходит несколько месяцев, прежде чем младенец вообще начинает

воспринимать других людей как других и становится способен реагировать на

них улыбкой, но лишь через годы он перестанет смешивать себя с миром (2) .

До тех пор ребенок проявляет специфический, свойственный детям эгоцентризм,

который вовсе не исключает интереса и нежности к другим людям, но "другие"

еще не вполне осознаются как действительно отдельные от него. По той же

причине отношение к власти в ранние детские годы и в последующее время

принципиально отличается своим содержанием. Родители - или кто-то другой,

кто олицетворяет власть,- еще не осознаются как совершенно отдельные

существа: они являются частью мира ребенка, а весь этот мир еще является

частью его самого. Поэтому подчинение родителям - это совсем не то

подчинение, какое имеет место, когда ребенок становится по-настоящему

отдельным существом.

Р. Хьюз в романе "Сильный ветер на Ямайке" (3) замечательно описал, как

десятилетний ребенок внезапно осознает свою индивидуальность.

"И тут с Эмили что-то случилось, очень важное. Она вдруг поняла, кто она.

Трудно сказать, почему это не произошло за пять лет до этого или не могло

бы произойти еще через пять; и уж совсем непонятно, почему это пришло как

раз в тот день. Только что она играла в дом, на самом носу корабля, в

укромном уголке за брашпилем (на нем висел чертов палец вместо дверного

молотка). Потом игра эта ей как-то наскучила, и она пошла на корму, просто

так. И по дороге что-то думала про пчел и про сказочную принцессу, и вдруг

в мозгу у нее сверкнуло, что она - это она. Эмили остановилась как

вкопанная и стала оглядывать себя всю - все, что можно было увидеть. Видно

было не так уж много - платье спереди да руки, когда подняла их, чтобы

рассмотреть,- но этого оказалось достаточно, чтобы составить представление

о маленьком теле, про которое она вдруг поняла, что это - ее тело.

Она рассмеялась, даже с издевкой, пожалуй. Подумала: "Вот это да! Это ж

надо, что тебя - из всех людей как раз тебя - вот так поймали! И теперь

ведь никуда не деться, не вылезть. Во всяком случае, не скоро: это надо

вырасти, прожить всю жизнь, состариться - тогда только избавишься от этого

дурацкого наряда!"

Дело было исключительно важное: она решила уберечься от возможных помех и

полезла по выбленкам на свою любимую смотровую площадку у самого верха

мачты. Лезть было совсем просто, но каждый раз, как она двигала ногой или

рукой, ее снова и снова изумляло, до чего послушно они двигаются. Память

ей, конечно, подсказывала, что так было всегда, но раньше она не замечала,

насколько это удивительно. Устроившись на своей площадке, она занялась

изучением кожи на руках и делала это чрезвычайно внимательно: ведь эта была

ее кожа. Потом высвободила плечо из-под платья, заглянула себе за пазуху -

убедиться, что под одеждой она тоже есть, и при этом коснулась плечом щеки.

Когда теплая ямка голого плеча коснулась лица, ощущение было такое, будто

ее приласкал кто-то добрый-добрый. Но откуда пришло это ощущение - от щеки

или от плеча-и кто кого погладил - щека плечо или плечо щеку,- этого она

никак не могла понять.

Окончательно убедившись в том потрясающем факте, что теперь она - Эмили Бас-

Торнтон (откуда взялось это "теперь", она не знала; уж конечно, ей не

приходила в голову такая чушь, будто раньше она была кем-то другим), она

стала размышлять, что же теперь

будет".

По мере роста ребенка - по мере того, как рвутся первичные связи,- у него

развивается стремление к свободе и независимости. Но что происходит с этим

стремлением, это мы можем понять лишь в том случае, если примем во внимание

диалектический характер процесса растущей индивидуализации. Этот процесс

имеет два аспекта.

Прежде всего, ребенок становится сильнее и физически, и эмоционально, и

интеллектуально; активность и энергия развиваются в каждой из этих сфер. В

то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается определенная

структура, руководимая волей и разумом индивида. Если мы назовем эту

структуру - совокупность черт характера, стремлений, разума и воли индивида

- личностью, то можно сказать, что первым аспектом растущей

индивидуальности является развитие личности. Границы роста индивидуализации

и развитие личности в какой-то мере определяются и индивидуальными

условиями, но в основном - социальными. Различия между индивидами в каждом

обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный

предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может.

Другой аспект процесса индивидуализации - растущее одиночество. Первичные

узы обеспечивают фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение

безопасности. По мере того как ребенок обособляется от этого мира, он

начинает осознавать свое одиночество, свою отдельность от других. Эта

отделенность от мира, который в сравнении с индивидуальным существом

представляется ошеломляюще громадным, мощным - а иногда и опасным,

урожающим,- порождает чувство беззащитности и тревоги. Пока человек был

неотделимой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий

индивидуальных действий, ему не приходилось и бояться его. Но,

превратившись в индивида, он остается один на один с этим миром,

ошеломляющим и грозным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство

одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром,

раствориться в нем. Однако новые узы, возникающие из этого стремления, не

идентичны первичным связям, которые были оборваны в процессе роста. Ребенок

не может физически вернуться в материнское лоно; точно так же невозможно

повернуть вспять и психический процесс индивидуализации. Попытки такого

возврата неминуемо принимают характер подчинения, при котором, однако,

никогда не исчезают противоречия между властью и ребенком, подчиняющимся

этой власти. Сознательно ребенок может считать себя удовлетворенным, но

подсознательно он чувствует, что платит за ощущение безопасности

полноценностью и силой своей личности. В конечном итоге подчинение приводит

к обратному результату: неуверенность ребенка возрастает, и в то же время в

нем развивается враждебность и мятежность, которые тем более опасны, что

направлены против людей, от которых он продолжает зависеть (или стал

зависим).

Однако подчинение - это не единственный способ избавиться от одиночества и

тревоги. Другой путь - единственно продуктивный, не приводящий к

неразрешимым конфликтам,- это путь спонтанных связей с людьми и природой,

то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его

индивидуальности. Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются

любовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и

поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому развитию до

максимально возможных пределов.

Итак, растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к

спонтанной активности. Ниже мы обсудим эту проблему более детально; здесь

же я хочу указать на общий принцип: процесс, который развивается на основе

растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, является

диалектическим. Ребенок становится более свободным, он может развивать и

выражать свою сущность, не стесненную больше теми узами, которые

ограничивали ее прежде. Но при этом ребенок освобождается от мира,

дававшего ему безопасность и покой. Процесс индивидуализации - это процесс

усиления и развития его личности, его собственного "я"; но в ходе этого

процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, ребенок отделяется

от них. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая

перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность;

оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с

другими людьми, если ребенок окажется в состоянии развить в себе внутреннюю

силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового

типа связанности с миром.

Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался

соответствующим ростом личности, развитие ребенка было бы гармонично.

Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации

происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом

психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями

приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь

приводит в действие психические механизмы, которые будут описаны ниже как

механизмы избавления, бегства.

Историю человека можно рассматривать как процесс растущей индивидуализации

и растущего освобождения также и в филогенетическом плане. Именно первые

шаги, направленные к освобождению от принуждающих инстинктов, вывели

человека из дочеловеческого состояния. Под инстинктами мы понимаем

специфические шаблоны деятельности, обусловленные наследственными нервными

структурами, которые в чистом виде можно наблюдать только в животном мире

(4) . Чем ниже уровень развития животного, тем в большей степени его

приспособление к природе и вся его деятельность определяются механизмами

инстинктивных и рефлекторных действий. Знаменитая сложная организация жизни

некоторых насекомых основана исключительно на инстинктах. Но чем уровень

развития животного выше, тем более гибким является его поведение. И тем

менее всеохватывающей оказывается врожденная адаптация при его появлении на

свет. Эта тенденция достигает вершины у человека. При рождении он самое

беспомощное из всех животных; его приспособление к природе основано главным

образом на процессе обучения, а не на инстинктивной предопределенности.

"Инстинкт... это ослабленная, если не исчезающая категория у высших форм

животных, в особенности у человека" (5).

Человеческое существование начинается тогда, когда достигает определенного

предела развитие деятельности, не обусловленной врожденными механизмами:

приспособление к природе утрачивает принудительный характер, и способы

действий уже не определяются наследственностью, инстинктами. Иными словами,

человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы. Здесь

имеется в виду не позитивная "свобода чего-то" а негативная "свобода от

чего-то" - в данном случае свобода от инстинктивной предопределенности

действий.

Такая свобода представляет собой весьма сомнительное преимущество. Человек

рождается без врожденной способности к необходимым действиям, какая есть у

животных (6) ; он зависит от родителей дольше, чем любое из них; его

реакции на окружающую обстановку не так быстры и не так эффективны, как

инстинктивные действия, выполняемые автоматически. Он подвержен всем

опасностям и страхам, проистекающим из этой недостаточности его врожденных

инстинктов. Однако именно эта беспомощность явилась той почвой, на которой

развился и вырос человек: биологическое несовершенство человека обусловило

появление цивилизации.

С самого начала своего существования человек сталкивается с выбором между

различными способами действий. У животных существуют непрерывные цепи

рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, например голода, и

ведут к более или менее строго определенному поведению, позволяющему

избавиться от напряжения, вызываемого стимулом. У человека эти цепи

разорваны. Стимулы присутствуют, но способы удовлетворения - "открытые", то

есть человек должен выбирать между различными действиями; он начинает

думать. Его роль по отношению к природе меняется: вместо того, чтобы

действовать на основе инстинктивной предопределенности, человеку приходится

оценить в уме различные способы действия; от пассивного приспособления он

переходит к активному, то есть начинает трудиться. Он изобретает орудия

труда и тем самым, овладевая природой, отделяется от нее все больше и

больше. Он начинает смутно осознавать, что он - или, точнее, группа, к

которой он принадлежит,- это не то же самое, что природа вокруг. В нем

пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью природы, но не

вписываться в нее. Он осознает, что в конце концов его ожидает смерть, хотя

и пытается отрицать это в различных фантазиях.

Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно

отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало

человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает

греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его

следствием. Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с

другом и природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет

свободы, даже размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа

познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с

природой, частью которой он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки

зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот

поступок является бесспорно греховным. Однако с точки зрения человека, это

- начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он

освободился от принуждения, возвысился от бессознательного

предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета,

грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом

выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно

мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания.

Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом

человеческого мышления.

Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается

первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну

между мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от

природы; став "индивидом", он сделал первый шаг к тому, чтобы стать

человеком. Он совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания,

возникшие в результате этого акта. Обособившись от природы, отделившись от

другого человеческого существа, человек видит себя нагим и ощущает стыд. Он

одинок и свободен, но беспомощен и напуган. Только что обретенная свобода

оборачивается проклятием: человек свободен от сладостных уз рая, но не

свободен сам собой руководить, не может реализовать свою личность. "Свобода

от..." не идентична позитивной свободе. Выход человека из природы - это

длительный процесс; человек остается в значительной степени привязан к тому

миру, из которого вышел; он остается частью природы. Тут и земля, на

которой он живет, и солнце, и луна, и звезды; деревья, и цветы, и животные,

и люди, с которыми он связан кровным родством. Первобытные религии

свидетельствуют о чувстве единства человека с природой. Живая и даже

неживая природа является в них частью человеческого мира; иными словами,

человек сам остается еще частью мира природы.

Первичные узы блокируют его человеческое развитие. Они стоят на пути

развития его разума и критических способностей; они позволяют ему

осознавать себя и других лишь в качестве членов племени, социальной или

религиозной общины, а не в качестве самостоятельных человеческих существ.

Другими словами, первичные узы мешают человеку стать свободным творческим

индивидом, самостоятельно определяющим собственную жизнь. Но это лишь одна

сторона дела, а есть еще и другая. Та же идентичность с природой, племенем,

религией дает индивиду ощущение уверенности. Он принадлежит к какой-то

целостной структуре, он является частью этой структуры и занимает в ней

определенное, бесспорное место. Он может страдать от голода или угнетения,

но ему не приходится страдать от наихудшего - от полного одиночества и

сомнений.

Как видим, процесс развития человеческой свободы имеет тот же

диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального

роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой,

возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой

- усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности; а

следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и

смысл его жизни. Вместе с этим растет и чувство бессилия и ничтожности

отдельного человека.

Если бы процесс развития человечества был гармоничным, если бы он следовал

определенному плану, то обе стороны этого развития - растущее могущество и

растущая индивидуализация - могли бы уравновеситься. На самом же деле

история человечества - это история конфликта и разлада.

Каждый шаг по пути большей индивидуализации угрожал людям новыми

опасностями. Первичные узы, уже разорванные, невосстановимы; человек не

может вернуться в потерянный рай. Для связи индивидуализированного человека

с миром существует только один продуктивный путь: активная солидарность с

другими людьми, спонтанная деятельность (любовь и труд), которые снова

соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного и

независимого индивида.

Однако если экономические, социальные и политические условия, от которых

зависит весь процесс индивидуализации человека, не могут стать основой для

такой позитивной реализации личности, но в то же время люди утрачивают

первичные связи, дававшие им ощущение уверенности, то такой разрыв

превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений,

влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная

тенденция избавиться от такой свободы: уйти в подчинение или найти какой-то

другой способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности

даже ценой свободы.

История Европы и Америки с конца средних веков - это история полного

обособления индивида. Этот процесс начался в Италии в эпоху Возрождения и,

по-видимому, достиг своей наивысшей точки только сейчас. Потребовалось

больше четырехсот лет, чтобы разрушить средневековый мир и освободить людей

от самых явных ограничений. Во многих отношениях индивид вырос, развился

умственно и эмоционально; степень его участия в культурных достижениях

приобрела не слыханные прежде масштабы. Но в то же время диспропорция между

свободой от каких-либо связей и ограниченными возможностями для позитивной

реализации свободы и индивидуальности привела в Европе к паническому

бегству от свободы в новые узы или по меньшей мере к позиции полного

безразличия.

Наше исследование значения свободы для современного человека мы начнем с

анализа той обстановки, которая существовала в Европе в средние века и в

начале Нового времени. В этот период экономический базис западного общества

претерпел радикальные перемены, которые сопровождались столь же

радикальными изменениями в психике человека. Тогда же возникла и новая

концепция свободы, получившая наиболее яркое идеологическое выражение в

новых религиозных доктринах Реформации. Понимание свободы в современном

обществе невозможно без рассмотрения этого периода, в течение которого

закладывались основы современной культуры. Именно тогда - в начале

формирования современного человека - яснее, чем в любое последующее время,

проявилась та cвойственность свободы, с которой мы имеем дело в течение

всего Нового времени: с одной стороны, растущая независимость человека от

внешних властей, с другой - его растущая изолированность, а в результате и

растущее чувство ничтожности и бессилия. Мы сможем лучше понять новые

элементы в характере современного человека, если проследим их

возникновение. Изучая основные особенности капитализма и индивидуализма у

самых истоков их появления, мы можем сопоставить их с экономической

системой и с типом характера личности, которые фундаментально отличались от

наших. Именно этот контраст позволяет лучше осветить характерные черты

современной социальной системы и то влияние, которое она оказывает на

характеры людей, живущих в этой системе. А отсюда и особенности нового

духа, возникшего в результате этих изменений в человеческой психике.

В следующей главе будет показано, что условия эпохи Реформации были гораздо

ближе к современным, чем это кажется на первый взгляд. Несмотря на все

очевидные различия между двумя эпохами, с XVI века, пожалуй, не было

другого периода, который был бы настолько похож на нынешнее время - с точки

зрения двойственного смысла свободы,- как период Реформации. Реформация -

это один из источников идеи свободы и автономии человека в том виде, как

эта идея представлена в современных демократиях. Всегда подчеркивается

именно этот аспект Реформации, особенно в некатолических странах. При этом,

однако, забывают о другом аспекте Реформации: об ее акценте на порочность

человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на

необходимость подчинения индивида внешней силе. Та же идея ничтожности

отдельной личности, ее принципиальной неспособности полагаться на себя, ее

потребности в подчинении составляет главный тезис идеологии Гитлера, в

которой, однако, не нашлось места для понятий свободы и моральных

принципов, характерных для протестантства.

Это идеологическое подобие не единственное, что делает изучение XV и XVI

веков особенно полезным для понимания современной картины. Налицо также

фундаментальное сходство социальной обстановки. Я постараюсь показать, как

от этого сходства зависит сходство идеологическое и психологическое. В те

времена, как и ныне, традиционные жизненные устои значительной части

населения находились под угрозой вследствие революционных перемен в

экономическом и социальном плане; средний класс, как и теперь, испытывал

особенно сильный страх перед подавляющей мощью крупного капитала и

монополий, и этот страх оказывал существенное влияние на дух и идеологию

той части общества, которая находилась под угрозой, обостряя чувства

одиночества и бессилия, присущие отдельно взятым людям.

(1) Здесь надо отметить, что фрустрация инстинктов сама по себе

враждебности не вызывает. Что возбуждает в ребенке чувство бессилия и

вытекающую из него враждебность, это - подавление его

(2) Jean Piaget. The Moral Judgment of the Child. Harcourt, Brace & Co.,

New York, 1932, p. 407, а также Г. Салливен (Указ. соч., с. 10 и сл.).

(3) R. Hughes. High Wind in Jamaica.

(4) Эту концепцию инстинкта нельзя смешивать с той, которая определяет

инстинкты как физиологически обусловленные потребности (голод, жажда и

т.д.), способы удовлетворения которых не фиксированы и не предопределены

наследственностью.

(5) L. Bernard. Instinct. Hpol&Co., New York, 1924, р. 509.

(6) Ср.: Ralph Linton. The Study of Van. D. Appleton-Century Company, New

York, 1936, Chapter IV.

Глава 3

СВОБОДА В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ

1. Средневековая предыстория и Возрождение

Картина средних веков искажалась двояко (1). Современный рационализм

рассматривал средние века как мрачный период истории. Подчеркивались

отсутствие личной свободы, эксплуатация массы населения незначительным

меньшинством, узость взглядов, при которой даже крестьянин из соседней

деревни - не говоря уж об иностранце - казался горожанину подозрительным и

опасным чужаком, а также всеобщее невежество и власть предрассудков. Вместе

с тем средние века идеализировались. Как правило, это делали реакционные

философы, но иногда и прогрессивные критики современного капитализма. Они

указывали на чувство солидарности, на подчиненность экономики человеческим

нуждам, на прямоту и конкретность человеческих взаимоотношении,

наднациональный характер католической церкви и чувство уверенности, которое

было свойственно человеку средних веков. Обе эти картины верны, но каждая

становится неверной, если рисовать лишь ее, закрывая глаза на другую.

Средневековое общество в отличие от современного характеризовалось

отсутствием личной свободы. В раннем средневековье каждый был прикован к

своей роли в социальном порядке. Человек почти не имел шансов переместиться

социально - из одного класса в другой - и едва мог перемещаться даже

географически, из города в город или из страны в страну. За немногими

исключениями, он должен был оставаться там, где родился. Часто он даже не

имел права одеваться как ему нравилось или есть что ему хотелось.

Ремесленник был обязан продавать за определенную цену, а крестьянин - в

определенном месте, на городском рынке. Член цеха не имел права передавать

технические секреты своего производства кому бы то ни было за пределами

цеха и был обязан допускать своих коллег по цеху к участию в каждой

выгодной сделке по приобретению материалов. Личная, экономическая и

общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые

распространялись практически на все сферы деятельности.

Но хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был при этом ни

одинок, ни изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место

в социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-

то структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена

смыслом, что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность

отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, ремесленник или

рыцарь, но не индивид, который по своему выбору занимается тем или иным

делом. Социальный строй рассматривался как естественный порядок, и, будучи

определенной частью этого порядка, человек ощущал уверенность, чувство

принадлежности к нему. Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении

человек попадал в определенное экономическое положение, которое

гарантировало ему определенный, освященный традицией жизненный уровень,

хотя и влекло за собой экономические обязательства по отношению к

вышестоящим в социальной иерархии. Однако в пределах своей социальной сферы

индивид имел достаточную свободу выражения собственной личности в труде и в

эмоциональной жизни. Хотя в то время не существовало индивидуализма в

современном смысле неограниченного выбора жизненных путей (эта свобода

выбора в значительной мере абстрактна), зато было достаточно много

проявлений конкретного индивидуализма в реальной жизни.

Было много страданий, много боли, но была и церковь, которая в какой-то

степени облегчала эти страдания, объясняя их как расплату за грех Адама и

собственные грехи каждого страждущего. Церковь внушала индивиду чувство

вины, но в то же время заверяла его в своей безусловной любви и давала

возможность всем своим детям верить в то, что Господь их любит и простит. В

отношении к богу было гораздо больше доверия и любви, чем сомнения и

страха. И крестьянин, и горожанин редко выходили за пределы небольшой

географической области, где протекала их жизнь, так что мир был ограничен и

понятен. Земля и человек были в центре этого мира; в будущей жизни каждого

ожидал или рай, или ад; и вся жизнь от рождения и до смерти была ясна и

понятна в причинной взаимосвязи поступков человека.

Таким образом, средневековое общество, с одной стороны, было

структурировано и давало человеку ощущение уверенности, а с другой -

держало его в оковах. Однако эти оковы имели совсем не тот характер, какой

присущ авторитаризму и угнетению последующих веков. Средневековое общество

не лишало индивида свободы уже потому, что "индивида" как такового еще не

существовало. Человек еще был связан с миром первичными узами; он видел

себя лишь через призму своей общественной роли (которая была в то же время

и его естественной ролью), а не в качестве индивидуальной личности. Точно

так же и любой другой человек не воспринимался как "индивид". Крестьянин,

приехавший в город, был чужаком; даже внутри города представители разных

социальных групп рассматривали друг друга как чужих. Осознание человеческой

индивидуальности, индивидуальной личности еще не было развито, как и

осознание того, что другие люди - и мир вообще - представляют собой нечто

отдельное.

Недостаток самосознания индивида в средневековом обществе нашел

классическое выражение в описании средневековой культуры, которое дал Якоб

Буркхардт.

"В средние века обе стороны самосознания по отношению к внешнему миру и

своему внутреннему "я" как бы дремали под одним общим покрывалом. Покрывало

было соткано из бессознательных верований, наивных воззрений и

предрассудков; весь мир с его историей представлялся сквозь это покрывало в

своеобразной окраске, и человек познавал себя только по расовым

особенностям или по признакам, различающим народ, партию, корпорацию,

семью, другими словами, понятие личности связывалось всегда с какой-нибудь

общей формой" (2).

В позднем средневековье структура общества и личности стала меняться.

Единство и централизация средневекового общества ослабевали. Росло значение

капитала, индивидуальной экономической инициативы и конкуренции; развивался

новый денежный класс. Во всех классах общества было заметно развитие

индивидуализма, который оказывал влияние на все сферы человеческой

деятельности: на вкусы и моды, на искусство и философию, даже на теологию.

Я хочу подчеркнуть, что этот процесс имел совершенно различное значение для

небольшой группы богатых и преуспевающих капиталистов, с одной стороны, и

для массы крестьянства и особенно для городского среднего класса - с

другой. Для этих последних новые тенденции в какой-то мере означали и

возможность проявления личной инициативы, возможность обогащения, но, что

гораздо существеннее, угрожали им разрушением их традиционного образа

жизни. Об этом различии необходимо помнить прежде всего, так как именно от

него зависели разные психологические и идеологические реакции разных

классов на новую обстановку.

В Италии новое экономическое и культурное развитие происходило более

интенсивно, чем в Центральной и Западной Европе, и оказывало более заметное

влияние на философию, искусство, на весь образ жизни. Именно в Италии

человек впервые вырвался из феодального общества и разорвал те узы, которые

одновременно и придавали ему чувство уверенности, и ограничивали его.

Италии, по словам Буркхардта, принадлежит "первородство в отношении

развития личности в европейской семье", а итальянец - это первый индивид.

Тот факт, что в Италии средневековое общество начало разрушаться раньше,

чем в Центральной и Западной Европе, имеет целый ряд экономических и

политических причин. Среди них и географическое положение Италии, и

торговые преимущества, вытекавшие из него, когда Средиземное море было

торговым путем для Европы; и борьба между папами и императорами, в

результате которой возникло множество независимых политических образований;

и близость к Востоку, благодаря которой ряд технологических знаний, важных

для развития промышленности, например шелковой, попали в Италию гораздо

раньше, чем дошли до остальной Европы.

В результате этих и других причин в Италии возник сильный денежный класс,

члены которого были преисполнены духом инициативы, мощи и честолюбия. При

этом феодальное классовое расслоение утратило свое значение. Начиная с XII

века и позже аристократы и бюргеры жили вместе, за общими стенами городов;

кастовые различия начинали стираться, богатство становилось важнее

родовитости.

Одновременно пошатнулось и традиционное социальное расслоение в массах.

Вместо него мы видим в городах массу рабочих, эксплуатируемых и политически

задавленных. Как указывает Буркхардт, уже в 1231 году политические меры

Фридриха Второго "клонятся... к полному уничтожению ленной системы и к

превращению народа в безоружную массу, платящую подати в наивысшем размере

и лишенную всякой собственной воли" (3).

Результатом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры

было возникновение индивида в современном смысле этого. слова. Буркхардт

писал: "В Италии впервые это покрывало (из бессознательных верований и

т.д.) отбрасывается прочь, впервые зарождается объективизм в отношении к

государству и человеческим делам вообще, а рядом с этим возникает и быстро

растет также и субъективизм как противовес, и человек, познав самого себя,

приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Так некогда

греки возвысились над варварами, а арабы, благодаря их более яркой

индивидуальности,- над другими азиатскими племенами" (3).

Это описание Буркхардта, изображающее дух нового индивида, иллюстрирует

освобождение человека от первичных уз, о котором мы говорили в предыдущей

главе. Человек обнаруживает, что и он, и другие - это индивиды, отдельные

существа; он открывает, что природа - нечто отдельное от него и что эта

отдельность имеет два аспекта: во-первых, нужно теоретически и практически

ею овладеть, а во-вторых, можно наслаждаться ее красотой. Человек открывает

мир и практически - открывая новые сказать: "Моя страна - весь мир" (4).

Возрождение было культурой богатого и сильного класса, который оказался на

гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил. Простой народ,

которому не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в

безликую массу, потерявшую уверенность своего прежнего положения; этой

массе льстили или угрожали, но власть имущие всегда манипулировали ею и

эксплуатировали ее. Бок о бок с новым индивидуализмом поднимался и новый

деспотизм. Свобода и тирания, индивидуализм и анархия тесно переплелись.

Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых

аристократов и бюргеров. Их экономическая деятельность, их богатство давали

им чувство свободы и сознание индивидуальности. Но и они тоже понесли

потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые

обеспечивала им средневековая социальная структура. Они стали более

свободны, но и более одиноки. Они пользовались своей властью и богатством,

чтобы выжать из жизни все радости, до последней капли; но при этом им

приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до

физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри

собственного класса. Все человеческие отношения были отравлены этой

смертельной борьбой за сохранение власти и богатства. Солидарность с

собратьями, или по крайней мере с членами своего класса, сменилась циничным

обособлением; другие люди рассматривались как "объекты" использования и

манипуляций либо безжалостно уничтожались, если это способствовало

достижению собственных целей. Индивид был охвачен страстным эгоцентризмом,

ненасытной жаждой богатства и власти. В результате было отравлено и

отношение преуспевающего индивида к своей собственной личности, его чувство

уверенности в себе и ощущение безопасности. Он сам превратился в такой же

объект собственных манипуляций, в какой раньше превратились все остальные.

Есть основания сомневаться в том, что полновластные хозяева капитализма

эпохи Возрождения были так счастливы и уверены в себе, как это часто

изображают. По-видимому, новая свобода принесла им не только возросшее

чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм (6) и, как

результат всего этого, тревогу. Это противоречие мы находим в философских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.