РУБРИКИ |
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения |
РЕКЛАМА |
|
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |другого, осмысливались | | | | | |тогда иначе, чем ныне. | | | | | |Знакомые нам брезгливость| | | | | |и стыдливость | | | | | |отсутствовали. | | | | | |Естествеными казались еда| | | | | |из общей миски и питье из| | | | | |общей чаши. На одной | | | | | |постели вповалку спали | | | | | |мужчины и женщины, | | | | | |взрослые и дети. Супруги | | | | | |совокуплялись в | | | | | |присутствии детей и | | | | | |родственников. Детородный| | | | | |акт еще не обрел ореола | | | | | |таинственности. Половая | | | | | |активность мужчины была | | | | | |предметом столь же | | | | | |пристального внимания, | | | | | |что и его воинские | | | | | |доблести. Даже церковью | | | | | |импотенция признавалась | | | | | |одним из главных | | | | | |оснований для развода. | | | | | |В период реннего | | | | | |Средневековья (%-8 вв.) | | | | | |влияние церкви на | | | | | |мировоззрение было | | | | | |особенно сильным. Позже | | | | | |оно стало ослабевать, | | | | | |общество получило доступ | | | | | |к академическому | | | | | |образованию, светской | | | | | |лттературе, воникло | | | | | |философское | | | | | |свободомыслие. | | | | | |Официальная культура | | | | | |эволюционировала от идеи | | | | | |отрицания земных | | | | | |ценностей к их признанию.| | | | | |Мироощущение простого | | | | | |человека было связанно | | | | | |прежде всего с | | | | | |непосредственной | | | | | |деятельностью, с | | | | | |телесностью. | | | | | |Средневековый человек | | | | | |подходил к миру со своей | | | | | |собственной мерой, и | | | | | |такой мерой было его | | | | | |собственное тело. Он не | | | | | |относился к нему как к | | | | | |темнице души, поскольку | | | | | |мало отличал одно от | | | | | |другого. Его собственное | | | | | |сознание обладало для | | | | | |него такой же | | | | | |реальностью, как и его | | | | | |жизненный мир. Но и | | | | | |наоборот, в природе | | | | | |средневековый человек | | | | | |видел то, что было в его | | | | | |сознании. Он | | | | | |действительно видел | | | | | |русалок, леших и домовых,| | | | | |поскольку в них он верил | | | | | |с детства и вырастал в | | | | | |постоянном ожидании | | | | | |встреч с ними. Это было | | | | | |языческое сознание, и не | | | | | |церковь, а город | | | | | |освобождал средневекого | | | | | |человека от языческой | | | | | |близости с природой. | | | | |Свя|Святой. |«Рай только|«Я |Гуманист | |той|Еще в 4-5 вв. появляются |нам |обращаюсь |Ввели это понятие сами | | |первые монастыри, в |принадлежит|с |гуманисты, перетолковав | | |которых принимаются |: |вопросами |по-своему Цицерона. | |Гум|определенные уставы жизни|Святым и |то к |Удивительно новое | |ани|монахов, но монашество |угодникам |одним, то |отношение к книге не | |ст |раннего средневековья |светлым…» |к другим |только как к источнику | | |состояло прежде всего из |«О виллане,|(книгам), |знания, но и как к | | |людей, которые отказались|который |они |близкому другу; Петрарка | | |от мира, уходили в |тяжбой |отвечают |отождествляет с образом её| | |монастыри и там, в этих |приобрел |мне… иные |творца. | | |замкнутых социальнах и |рай». |открывают |Уже к началу 15 в. | | |религиозных ячейках, | |мне тайны |гуманисты сумели | | |заботились прежде всего о| |природы, |гуманизировать некоторые | | |спасении собственной | |иные дают |виды публичной | | |души. Первоначально в | |совет, как|деятельности. Но все же | | |Европе доминировал | |достойнее |гуманистов кормили не | | |бенедиктинский устав 6 | |жить и |собственно гуманистические| | |века, а в 817 г. он | |умереть, |занятия, которые, | | |объявлен обязательным для| |иные |оставаясь их частным | | |всех монастырей.В13 векек| |повествуют|делом, личным достоинством| | |положение меняется. | |о своих и |и увлечением, приносили | | |Возникают нищенствующие | |чужих |полезные для карьеры | | |ордена. Святой Франциск | |высоких |«славу и репутацию», а | | |Ассизский и святой | |подвигах, |иногда и подарки | | |доминик основывают 2 | |напоминая |меценатов; они не стали, | | |новых ордена: | |о давно |строго говоря, профессией.| | |францисканцев и | |прошедших |Вред ли можно указать | | |доминиканцев.. Монахи | |временах,…|фиксированные и чисто | | |этих орденов отказываясь | |шутливыми |социальные признаки, | | |от какой бы то ни было | |словами |которые отличали бы | | |собственности, меняют | |рассеивают|гуманистов от негуманистов| | |вместе с тем образ своей | |мою |и определяли бы границы их| | |жизни и характер своей | |печаль, и |группы. Гуманисты были | | |деятельности. Они видят, | |я вновь |социально-культурной | | |что люди погрязли в | |улыбаюсь |группой, одновременно и | | |грехе, что их нужно | |их шуткам.|реально сплоченной, | | |оттуда вытаскивать, а для| |Иные учат |сознательно выделяющей | | |этого мало сидеть по | |меня |себя, и неформальной. | | |кельям и заботится о | |терпеть, |Некоторые из них были | | |своей душе, для этого | |не лелеять|членами старых корпораций,| | |нужно идти в город и в | |тщетных |но то, что их делало | | |деревню, жить в гуще | |надежд |гуманистами и объединяло, | | |людей, проповедовать | |познать |не имело отношения к цехам| | |среди них и тем самым | |себя». |и университетам. Местом их| | |просвещать. В этой связи | |« Хотя бы |встречи служили загородная| | |огромное значение | |то время, |вилла, монастырская | | |приобретает проповедь. | |которое |библиотека, книжная лавка,| | |Проповедник должен | |оставляют |дворец государя и просто | | |объяснить верующим основы| |тебе |частный дом, где уютно | | |христианского учения. С | |другие |разговаривать, | | |13 века жанр проповеди | |заботы и |перелистывать рукописи, | | |переживает небывалый | |необходимы|разглядывать античные | | |подъем. Самой известной | |е для |медали. Ничто, пожалуй, не| | |из героических жертв | |жизни |могло принести раннему | | |Сатаны был св. Антоний, | |дела, с |гуманисту такого внешнего | | |чьё искушение станет – | |великой |успеха, как искусство | | |уже за рамками средних | |пользой |устной латинской речи. В | | |веков – источником | |присвой и |подражание древним они | | |вдохновения для | |употреби |начали называть свои | | |необузданной фантазии | |на то, в |кружки "«кадемиями"» | | |художников и писателей от| |чем |однако не принадлежность к| | |Иеронима Босха до | |способна |академии делала | | |Флобера. Было | |развиться |гуманистами, а гуманисты | | |двусмысленное, | |твоя |создавали академию. и | | |двойственное отношение к | |одаренност|чтобы войти в их тесный | | |черной и белой магии, | |ь. Нет |круг, требовалось лишь | | |природа воздействия | |ничего |одно условие – блеснуть | | |которой была, как | |более |знаниями и способностями | | |правило, скрыта от | |пригодного|на ниве studia | | |непосвященных. Отсюда и | |и |humanitatis. | | |антиподы – Симон волхв и | |подобающег|Конструирующим признаком | | |Соломон Мудрый. С одной | |о для |служила исключительно | | |стороны – злокозненная | |приобретен|духовная общность, которая| | |порода колдунов, с другой| |ия |отчасти превращалась в | | |– благословенное воинство| |добродетел|общность | | |святых. Несчастье | |ей и |реально-групповую.причастн| | |состояло в том, что | |благонрави|ость к новой среде | | |ведуны принимали облик | |я, чем |зависила преимущественно | | |святых; они принадлежали | |усердное |от духовных свойств | | |к большой семье | |чтение |конкретной личности. | | |обманщиков-лжепророков. | |античных |Именно индивидуальность, | | |Но каким образом их | |писателей»|именно перекличка и | | |разоблачить? Одной из | |.[10] |сцепление личных позиций –| | |главных задач истинных | |«Прогулки,|исходный момент | | |святых и было распознание| |которыми |формирования | | |и изгнание тех, кто | |они |гуманистической | | |творил ложные или, | |предавалис|интеллигенции. К 16 в. | | |вернее, дурные чудеса, то| |ь, были |групповой облик гуманистов| | |есть демонов и их земных | |заполнены |начал застывать. | | |преспешников, колдунов. | |рассуждени|Классическая | | |Мастером этого дела слыл | |ями о |образованность обернулась | | |св. Мартин. «Он блистал | |словесност|модой, а сопричастность к | | |умением распознавать | |и, об |ней – почтенным клеймом, | | |демонов, - сказано в | |управлении|уже не обязательно | | |«Золотой легенде», - и | |общественн|соответствующим личным | | |разоблачал их, какой бы | |ыми делами|достоинствам. В | | |облик они не принимали. | |и о других|представлениях | | |Средневековье изобиловало| |достойных |гуманистической среды уже | | |одержимыми, несчастными | |вещах… |со второй половины 14 в. | | |жертвами колдовских чар | |Родились |studia humanitatis | | |или вошедшего в их тело | |между |стереотипно сопряжены с | | |дьявола. Одни лишь святые| |названными|понятием «досуг» (otium), | | |могли их спасти и | |мужами узы|тоже заимствованым у | | |заставить нечистого | |любви |Цицерона. Этот заполненный| | |выпустить свою жертву из | |столь |высокими занятиями, | | |когтей. Изгнание беса | |–великой, |сладостный и отрадный | | |было основной функцией | |что можно |досуг всегда | | |святого. Поскольку всякий| |сказать – |противопоставлен службе и | | |святой стремиться при | |были нои |вообще деловым | | |жизни уподобиться Христу,| |многими |обязанностям. Время | | |то образ его | |душами в |приходилось выкраивать, и | | |представлялся | |одном |гуманистами становятся | | |стереотипным. В | |теле. |именно в эти | | |многочисленных житиях | |Таковы |высвобожденный часы | | |трудно разглядеть черты | |плоды |досуга. Свобода | | |их реального земного | |истинной |распоряжаться собой и | | |бытия, каждое событие и | |дружбы. |своим временем – | | |каждый факт их биографии | |Был столь |преварительное условие для| | |представляются авторами | |силен |того, чтобы стать | | |житий как «фрагменты | |дружеский |гуманистом; причина выбора| | |вечности». У истоков | |союз |необычного пути неизменно | | |средневекового культа | |стольких |описывается как | | |святых стоит | |достойных |неидержимый внутренний | | |позднеантичный культ | |людей, что|порыв, как веление личной | | |мучеников, которых именно| |редкий |судьбы. Конкретные | | |смерть приобщала к | |день они |социальные облики | | |святости, если они | |не |гуманистов разнообразны, | | |погибали за веру. 99% все| |собирались|потому что их функция | | |святых этой эпохи | |вместе |универсальна: они не | | |мужчины, все они | |из-за |«узкие специалисты», а | | |взрослые, их мральное и | |сходства |специалисты по культуре | | |религиозное совершенство | |их нравов |вообще. Все они – | | |тесно связано с их | |(совпадени|личности, пусть | | |аристократическим | |я их |неодинакового масштаба, | | |положением. Но постепенно| |образа |все жеждут самовыражения, | | |основой святости | |жизни)».[1|многим их них изящная | | |становиться личный | |1] |латынь заменяет | | |опытжизни и внутренние | |«С |родословную, а остроумие –| | |моральные требования. Эта| |наступлени|власть, Цицерон и Платон | | |эволюция в восприятии | |ем вечера |прокладывают им дорогу к | | |святости, была усилена | |я |славе. Гуманисты затевали | | |развитием процедуры | |возвращаюс|склоки, осыпали друг друга| | |канонизации. Отныне на | |ь домой и |оскорблениями и тем | | |Западе- две категории | |вхожу в |пародоксально доказывали | | |святых: утвержденные | |свой |свою групповую общность. В| | |папой и поэтому ставшие | |кабинет; у|какой бы город ни прехол | | |объектом литургического | |порога |гуманист, он легко | | |культа, с одной стороны, | |сбрасываю |разыскивал собратьев по | | |и те, кому приходиться | |будничное |духу. Гуманисты обращались| | |довольствоваться лишь | |платье, |лишь к людям, которые | | |местным почитанием, в | |полное |могли прочесть их | | |пределах одного города | |грязи и |латинские или хотя бы | | |или области, - с другой. | |сора, и |итальянские трактаты, | | |Святые из числа королей, | |облачаюсь |правящей верхушке и | | |исцеляющие прикосновением| |в |средним слоям горожан, к | | |рук золотуху, явление | |царственны|своей ближайшей среде, | | |характерное для 11 века. | |е и |которую они пытались | | |Уже в житиях 14 века | |великолепн|наставлять и в которой | | |святость – скорее подвиг | |ые одежды;|пытались утвердиться в | | |всей жизни, чем | |и, |качестве носителей нового | | |совокупность доблестей, | |надлежащим|«благородства». | | |чудесным образом | |образом |«Благородство» | | |переданных индивиду с | |переодетый|рассматривалось ими как | | |самого рождения. | |, вхожу в |производное от овладения | | |Духовенство, хотя и | |античные |«словесностью» и | | |скованное принципами | |дворцы к |«ученостью». Специфическим| | |целибата (безбрачия), | |античным |критерием «благородства» | | |жило в миру и соблюдало | |людям. |стала культура. Гуманисты | | |мирские нормы поведения. | |Там, с |претендовали на то, чтобы | | |Епископы подчас | |любовью |воплощать собою высшую | | |командовали военными | |ими |степень «человеческого | | |отрядами, а каноники | |принятый, |достоинства». Гуманисты | | |охотились с собаками и | |я вкушаю |устанавливали соотношение | | |соколами.монастырь | |ту пищу, |латинского и итальянского | | |представлялся | |которая |языков, языка элитарной | | |средневековому человеку | |–единствен|культуры и языка | | |то островом, оазисом, | |ная моя и |народного. Нередко они, | | |убежищем от мирской | |для |сочиняя на латыни, сами же| | |суеты, то «святым | |которой я |переводили, как, наприме, | | |градом», образцом | |рожден; |Фичино на volgare. | | |идеальной организации | |там я без |Двуязычие гуманистов | | |человеческой общности. В | |стеснения |соответсвовало, как и | | |«золотые века» | |беседую с |философский экзотеризм, их| | |европейского монашества, | |ними и |двойственному | | |наступившие с 10 века, | |расспрашив|общественному положению, | | |эта социальная группа все| |аю о |диалектике | | |больше осознавала себя | |разумных |интеллигентского | | |как «святой коллегиум», | |основаниях|микрокосма и социального | | |находящийся в | |их |макрокосма, к которым они | | |привилегированных | |действий и|одинаково принадлежали. | | |отношениях с | |они мне | | | |Богом.,избравший путь | |приветливо| | | |совершенства и именно | |отвечают. | | | |поэтому незаменимой при | |И я не | | | |определении загробной | |чувствую | | | |судьбы всех людей. Как | |на | | | |излюбленная добыча | |протяжении| | | |Дьявола, монах наделен | |цетырех | | | |опытом противостояния | |часов | | | |натиску сатаны и способен| |никакой | | | |защитить и других людей | |скуки; я | | | |от врага человеческого. | |забываю | | | |Монах – также советник и | |все | | | |посредник в делах знатных| |печали, не| | | |мирян, королей. Наконец, | |боюсь | | | |монах- человек, | |бедности, | | | |наделенный высшими | |и меня не | | | |интеллектуальными | |приводит в| | | |возможностями и | |смятение | | | |средствами, знаток чтения| |смерть: я | | | |и письма, хранитель | |целиком | | | |классической культуры. В | |переношусь| | | |средневековом сознании | |к | | | |именно монах, больше чем | |ним».[12] | | | |преставитель какого-либо | |«Этот дом | | | |другого разряда имел | |поистине | | | |шансы стать святым. | |мог быть | | | |Монастыри обладали | |назван | | | |хозяйственной мощью и, | |приютом | | | |несмотря на все нарушения| |радости…. | | | |бенедиктинского устава, | |Почтеннейш| | | |высоким моральным | |ие нравы | | | |авторитетом. Особое место| |былы | | | |заняли духовно-рыцарские | |соединены | | | |ордена: госпитальеры, | |с | | | |тамплиеры, тевтонские | |величайшей| | | |рыцари, ряд испанских | |свободой, | | | |орденов. Свое назначение | |игры | | | |они видели в борьбе с | |увеселения| | | |врагами христианства. | |– с | | | |Монашеский идеал – идеал | |изящной и | | | |Христа – обладал | |торжествен| | | |исключительной | |ной | | | |притягательностью. Одним | |величестен| | | |из самах серьезных | |ностью, и | | | |последствий этого стала | |сама | | | |низкия оценка мирского | |свобода | | | |существования. | |служила | | | | | |величайшей| | | | | |уздой….» | | | | | |(Кастильон| | | | | |е). | | |Жен|Женщина: прекрасная дама |«Сопровожда|«И мира |Женское любопытство и | |щин|и Богоматерь. |емая |нет – и |болтливость могут | |а |Семья. |похвалой, |нет нигде |оказаться небезопасны. | | |В центре родственных |Она идет; |врагов; |Всегда надежнее, чтобы | |люб|отношений в средние века |смиренья |Страшусь, |женщина не только не | |овь|находились не брачные |ветер веет.|– надеюсь,|хотела бы, но и не могла | | |узы, но кровные связи. | |стыну – и |повредить мужу. Жена | | |Они были более священны, |Узрев |пылаю; |должна слушаться и | | |глубоки и тесны, чем |небесное, |В пыли |почитать мужа. Чистота и | | |брачные. Термин, которым |благоговеет|влачусь – |скромность, почтительность| | |в современность |, |и в |и смирение – вот | | |обозначают семью, мог |Как перед |небесах |добродетели женщины. Ей | | |подразумевать в ту эпоху |чудом, этот|витаю; |прилично скорее слушать, | | |совокупность как широкого|мир |Всем в |нежели говорить. Жена | | |круга людей, связанных |земной». |мире чужд |должна быть тактична: не | | |кровным родством и |«Замолчите,|– и мир |распространяться о своих | | |свойством, так и |- заявляет |обнять |делах и не интересоваться | | |совместно проживавших с |Гарэн |готов. |чужими. Она должна | | |супружеской семьёй в |Лотарингски|У ней в |научиться со слугами | | |одном «домохозяйстве» |й, - герой |плену |держать себя госпожой. Ей | | |людей, не являвшихся их |рыцарской |неволи я |не пристало судачить с | | |родственниками. Членами |эпической |не знаю; |прислугой и верить её | | |«семьи», например, |поэмы |Мной не |доносам. Вне дома ей | | |считались подмастерья и |рубежа 12 |хотят |надлежит держаться с | | |ученики, проживавшие в |–13 вв., |владеть, а|достоинством. Достоинство,| | |доме мастера и |вдове |гнет |однако, должно сочетаться | | |столовавшиеся у него. |своего |суров; |с веселостью. | | |Родичи помогали друг |брата, - |Амур не |Любовь. Смерть Лауры | | |другу мстить за обиду. |«Вы еще |губит – и |ничего не изменила для | | |Месть за родственника – |выйдете |не рвет |Петрарки, т. к. для него | | |моральное обязательство, |замуж за |оков; |была важна не Лаура, а его| | |обладавшее наибольшей |благородног|А жизни |собственное чувство к ней:| | |силой. |о рыцаря. |нет конца |именно оно составляет | | |Воззрения на институт |Это мне |и мукам |содержание его поэзии. Это| | |брака и вообще на |подобает |краю…» |чувство, в отличие от | | |взимоотношения полов |глубокая |Благослове|абстрактной любви | | |пережили в средние века |скорбь». |н день, |предшествовавшего периода | | |весьма глубокую эволющию.|«Что |месяц, |было индивидуально. Оно | | |Католическая церковь |касается |лето, час |ближе к любви современного| | |«признала» брак довольно |тех мужчин,|И миг, |человека, чем | | |поздно. Првоначально отцы|что из |когда мой |средневекового. Любовь у | | |церкви видели в любом |удовольстви|взор те |Петрарки – скорбит, реже | | |браке прежде всего |я возводят |очи |радуется, безуспешно | | |повторение «первородного |напраслину,|встретил! |стремится вырвать из | | |греха». Поэтому любые |то |Благослове|своего сердца чувство, | | |брачные союзы решительно |неудивитель|н тот |сомневается, надеется. Не | | |осуждались и подлинно |но, что они|край, и |имеет большого значения, | | |достойным христианином |клевещут на|дол тот |кем Лаура являлась в | | |считались лишь те, кто |женщин… и |светел, |действительности, важно, | | |отказывался от брака. |заверяю |Где |что эта красавица | | |Браком называли более или|тебя, что |пленником |вдохновила его на любовную| | |менее длительный |всякий, кто|я стал |лирику, которая по праву | | |супружеский половой союз,|открыто |прекрасных|считается одной из вершин | | |нередко сосуществвовавший|клевещет на|глаз! |мировой поэзии. | | |с иной формой |женщин, |«… волосы |Красота женщины | | |сожительства, также |делает это |женщины |проявляется в совершенстве| | |признанной в праве. |по злобе |должны |и ее линий и бесконечном | | |Церковь участвовала в |сердца, |быть |ее становлении. Художник и| | |процедуре бракосочетания,|вопреки |нежными, |поэт прославляет и | | |как правило, только |разуму и |густыми, |утверждает любовь к | | |тогда, когда дело |природе. |длинными и|женщине как символ | | |касалось королевских |Вопреки |волнистыми|радости, и скорбит при ее | | |семей. Знатные нередко |разуму, |, цветом |утрате Ему уже важен | | |оставляли прежнею жену |поскольку |они должны|внутренний мир героини, | | |раду более выгодной |проявляет |уподоблятс|который передается | | |партии. |великую |я золоту |телесной чувственностью. В| | |В условиях цивилизации, |неблагодарн|или же |эпоху Возрождения | | |ориентированной на |ость: |меду, или |изменилось отношение | | |потребительское |благодеяния|же горящим|куртизанкам. В это время | | |хозяйство, именно дом, |женщин |лучам |распространились даже | | |домохозяйство являлись ее|столь |солнечным.|целые трактаты, | | |подлинным ядром, наиболее|велики, что|Телосложен|посвященные этому ремеслу.| | |существенной ячейкой |как бы он |ие должно |Это женщины 12-40 лет, | | |жизни. Именно здесь |ни |быть |которые кроме этого | | |протекала жизнь |–старался, |большое, |занимались физиогномикой, | | |средневекового человека. |он никогда |прочное, |хиромантией, врачеванием и| | |И женщина правила там. |не смог бы |но при |изготовлением лечебных и | | |Господствующий вне сферы |без них |этом |любовных средств. Им | | |домохозяйства мужчина |обойтись, |благородны|запрещалось одевать | | |оказывался как бы |постоянно |х форм. |мужскую одежду и делать | | |зависимым от женщины в |нуждаясь в |Чрезмерно |мужские прически. Институт| | |этой важной сфере. |услугах |рослое |куртизанок поощряли даже | | |Фактически за женщиной |женщин. |тело не |некоторые папы, «поскольку| | |признавалась правовая |Вопреки же |может |уж слишком распространился| | |возможность распоряжаться|природе |нравиться,|«гнусный грех». В Италии | | |имуществом – привнесенным|потому, что|так же как|не существовало никакой | | |ею в семью в виде |нет ни |небольшое |разницы между честными | | |приданого и частью |одной твари|и худое. |женщинами и куртизанками. | | |нажитого совместно с |– ни зверя,|Белый цвет|Образ женщины в эпоху | | |мужем. Правовой статус |ни птицы, -|кожи не |Возрождения в изображении | | |незамужней был выше и |которая не |прекрасен,|художников и поэтов – | | |лучше чем у той, что |любила бы |ибо это |образ юной прекрасной | | |состояла в браке. Идеал |своих |значит, |богини, спустившейся с | | |женщины – смиренная, но |самок, и |что она |небес на землю, ощущающей | | |пользующая авторитетом |было бы |слишком |земную красоту, | | |хозяйка, супруга, мать. |совершенно |бледна; |почувствовавшей себя | | |Воспитание женщины |противоесте|кожа |земной, но не теряющей | | |получали в монастыре. |ственно для|должна |контроля небесной красоты.| | |Имеющее практический |разумного |быть |Облик Мадонны – это и | | |смысл образование – |человека |слегка |чудесное видение земной | | |умение прясть, шить, быть|поступать |красновато|царицы, и человеческая | | |хорошей |наоборот.»[|й от |заступница, и мать, | | |домоправительницей. |13] |кровообращ|отдающая самое драгоценное| | |Исключенные из сферы |«Смертельно|ения... |– сына. В образе древней | | |муниципального |бледен мой |Плечи |богини обаяние сочетается | | |управления, горожанки |лик, |должны |с томностью и | | |были непосредственно, |Причиной |быть |мечтательностью | | |лично причастны к одной |тому – |широкими..|мадонны,она олицетворяет | | |из важнейших городских |любовь, |. На груди|«весну», красоту как | | |функций – экономической. |Груз на |не должна |источник жизни, нечто | | | |плечах |проступать|прекрасное на фоне | | |Нормальным брачным |велик, |ни одна |изменяющегося мира. | | |возрастом для девушек |Так тяжела |кость. |Женщина как и в | | |считалось обычно 15 лет. |любовь. |совершенна|Средневековье находилась в| | |Но женщин из высших слоев|Скрыть ли в|я грудь |подчиненном положении. В | | |старались выдать замуж |морских |повышается|семье женщину воспитывает | | |раньше,чем из низших, что|волнах? |плавно, |муж. Браки заключали в | | |было связано со |В |незаметно |соответствии с социальной | | |стремлением скорейшего |прекрасной |для глаза.|иерархией. У женщин из | | |урегулирования права |дамы глазах|Самые |высших социальных слоев | | |наследования и заключения| |красивые |было много привилегий в | | |выгодных партий. При |Вижу, что |ноги – это|обществе, т.к. вне дома | | |расторжении брака речь |знает она: |длинные, |она должна себя вести | | |шла не о расторжении |Ни здесь, |внизу |тактично и с достоинством.| | |церковного брака, а о |ни в иных |тонкие, с |Замужняя женщина должна | | |разьезде супругов. |мирах |сильными |быть хорошей хозяйкой, | | |Характерная фигура для |Без любви |снежно-бел|верной супругу, | | |средневековья женщина – |мне жизнь |ыми |трудолюбивой скромной и | | |врачевательница. |не нужна». |икрами, |почтительной. | | |Куртуазная любовь. |Гийом Дюфаи|которые | | | |Возникновение куртуазного|(1400-1470)|оканчивают| | | |культа дамы относиться к | |ся | | | |рубежу 11 – 12 вв., когда|«Пожелайте |маленькой,| | | |он впервые обнаруживается|– стану Вам|узкой, но | | | |в рыцарской среде. |слугою |не | | | |Зародившись во Франции он|И любовью |суковатой | | | |широко распространился в |нежною |ступней. | | | |других странах. Главный |своей, |Предплечья| | | |источник знаний о |Где бы я ни|должны | | | |куртуазной любви – |был, до |быть | | | |сочинения южнофранцузских|сконьчанья |белыми, | | | |трубадуров, |дней, |мускулисты| | | |северофранцузских |От невгод и|ми…» | | | |труверов и рыцарские |горестей |Трактат | | | |романы. («Тристан и |укрою. |Аньолофире| | | |Изольда», «Роман о короле|Некогда я |нцуолы «О | | | |Артуре). |не |красоте | | | |Было в эту эпоху чувство,|прельщусь |женщины». | | | |которое явно |другою, | | | | |модернировалось. Это |Преисполнен| | | | |любовь. В обществе, где |счастьем | | | | |ценилась прежде всего |новых дней.| | | | |мужественность и | | | | | |величественнось, большую |Пожелайте –| | | | |изысканность отношений |стану Вам | | | | |между полами |сугою, | | | | |Одним из основателей |Вас любовью| | | | |«нового сладостного |одарю | | | | |стиля» был старший друг |своей…»[14]| | | | |Данте Гвидо Кавальканти. | | | | | |Развивавшийся поэтами |«Мерцало | | | | |этого направления культ |солнце, | | | | |Прекрасной дамы был |мнилось, | | | | |абстрактным, и порой |все слабей,| | | | |трудно –понять, идет ли | | | | | |речь о реально |И звезды | | | | |существующей женщине или |плакали у | | | | |о символе, олицетворявшем|небосклона,| | | | |любовь как средство | | | | | |совершенствования |Взойдя из | | | | |человека. В |ночи лона, | | | | |стихотворениях нового |И птиц | | | | |стиля женщина |летящих | | | | |уподобляется ангелу или |поражала | | | | |мадонне. Данте даже не |смерть, | | | | |помышляет о сближении с |И задрожала| | | | |Беатриче. Герой |твердь...» | | | | |довольствуется |«Не зря | | | | |блаженством, заключенным |зовется | | | | |«в словах, восхваляющих |дураком, | | | | |госпожу». Беатриче |Кто у жены | | | | |изображается как источник|под | | | | |благодати для всех |каблуком. | | | | |окружающих. Средневековой|Сидит и | | | | |поэзии был свойственен |ждет за | | | | |гиперболизм образов: ещё |годом год, | | | | |при жизни Беатриче Данте |Когда она | | | | |посетило видение её |свой раж | | | | |смерти, которую он |уймет. | | | | |воспринимает как |Взглянула | | | | |космическую катастрофу, |косо – вреж| | | | |заимствовав образы |ей в глаз, | | | | |помрачнения солнца и |Чтоб впредь| | | | |землетрясения из |коситься | | | | |Апокалипсиса.Исходный |зареклась, | | | | |принцип куртуазной |Поднимет | | | | |коллизии – поклонение |шум и | | | | |неженатого рыцаря знатной|тарарам – | | | | |матроне – супруге |Ты ей, | | | | |сюзерена этого рыцаря. |злодейке, | | | | |Очень важный стимул этого|по | | | | |поклонения – телесное |губам!»[15]| | | | |влечение рыцаря к Даме. | | | | | |Конфликт обусловливается |«если | | | | |тем, что реализовать это |простолюдин| | | | |влечение почти |ы | | | | |немыслимо:Дама обязана |наказывают | | | | |блюсти верность мужу, |своих жен | | | | |рыцарь не смеет оскорбить|кулаками, | | | | |её насилием, вассальная |то | | | | |верность сюзерену требует|благородных| | | | |от него величайшей |дам лишь | | | | |осторожности. Даме лестно|журят, | | | | |быть окруженной |иначе | | | | |поклонением, и даже ее |поступать | | | | |супруг небезразличен этой|не следует.| | | | |славе жены. |Поэтому | | | | |Правила игры требуют |любая | | | | |соблюдения определенного |благородная| | | | |ритуала. Настойчивому и |дама должна| | | | |верному поклоннику со |показать, | | | | |временем может быть |что у неё | | | | |разрешено прикоснуться к |благородное| | | | |подолу платья Дамы, |сердце, то | | | | |поцеловать ей руку, даже |есть кротко| | | | |заключить ее в объятья. |и с | | | | |Все это – при условии |приличиями | | | | |послушания Даме, |высказать | | | | |готовности выполнять ее |свое | | | | |желания – от чтения |стремление | | | | |стихов известных |к | | | | |трубадуров до совершения |совершенств| | | | |в ее честь подвигов на |ованию, | | | | |турнирах, в борьбе против|покорности | | | | |обидчиков ее мужа или же |и | | | | |в дальних странствиях. |послушанию | | | | |Нетрудно увидеть, что |перед | | | | |этот ритуал воспитывал |господином,| | | | |чувства. Он заставлял |страх и | | | | |женщину дорожить честью, |боязнь | | | | |сдерживать чувственность,|ослушаться.| | | | |требовать от мужчины |Каждая | | | | |уважения к её личности. |должна быть| | | | |Воплощение этого идеала в|готова | | | | |повседневной жизни |выполнить | | | | |встречалось не часто. Но |любой | | | | |и оставаясь несбыточным |приказ, | | | | |идеалом, рыцарский культ |хороший ли,| | | | |Дамы играл немаловажную |плохой ли –| | | | |роль. Он вливался в |все равно. | | | | |процесс высвобождения |И если даже| | | | |личности и роста |приказание | | | | |самосознания индивида. |порочно, | | | | |Все это подготавливало |она не | | | | |идейные и ментальные |будет | | | | |предпосылки для изменений|повинна, | | | | |взаимоотношений полов и |выполнив | | | | |для улучшения статуса |его, ибо | | | | |женщины. |вина ляжет | | | | |В 14 – 15 вв. культ |на | | | | |благородной Дамы, |господина.»| | | | |сложившийся в 12- 13 вв.,|[16] «Пред | | | | |утратил свое влияние. |женской | | | | |Соотвественно и институт |красотой мы| | | | |брака в массовой картине |все | | | | |мира выступает в 14 – 15 |бессильны | | | | |вв. прежде всего как |стали. | | | | |средство реализации чисто|Она сильней| | | | |плотских связей. Для |богов, | | | | |мужчины такой брак – и |людей, огня| | | | |утеха, и объект насмешек,|и стали» | | | | |и вынужденный союз с |(Пьер де | | | | |«погубительницей рода |Ронсар). | | | | |человеческого». Церковный|«Здесь | | | | |брак стал к тому времени |вежество, и| | | | |бесспорным и неотьемлемым|честь, и | | | | |элементом принятой модели|чувства | | | | |поведения. |глубина, | | | | | |И прелесть | | | | | |– все навек| | | | | |отторгнула | | | | | |могила, | | | | | |Ты б | | | | | |красотой | | | | | |своей и | | | | | |мертвых | | | | | |воскресила | | | | | |– Такая | | | | | |красота | | | | | |была тебе | | | | | |дана» (Пюер| | | | | |де Ронсар).| | | | | | | | | | | |«Юность, | | | | | |юность, ты | | | | | |чудесна. | | | | | |Хоть | | | | | |проходишь | | | | | |быстро | | | | | |путь» (Л. | | | | | |Медичи). | | | |Костюм Средневековья |Костюм Возрождения | |Основным источником отражения |К эпохе Возрождения относится | |внешнего облика человека и его |расцвет итальянских городов – | |костюма в изобразительном искусстве|портов Гении и Венеции, | |являются витражи и скульптура |разбогатевших во время крестовых | |средневековых соборов, книжная |походов, Флоренция и Милана – | |миниатюра. |крупных центров производства | |Рост материальной культуры, развите|шелка. Италия становится в 15 в. | |науки и техники, новые общественные|законодателем моды среди | |потребности и эстетические идеалы в|европейских стран. В создании | |значительной степени определили |итальянской моды принимали участие| |развитие моделирования и |крупные художники, которые | |конструирования одежды, которая |разрисовывали ткани, создавали | |должна была воплощать и выявлять |ювелирные украшения, узоры для | |эти идеалы. Возникшее различное |кружев (Б. Челлини, Чезаре | |понимание мужской и женской красоты|Веччелио и др.). | |потребовало разделения мужской и |Широкий, приземестый силуэт | |женской одежды. Пропорции костюма |костюма, стремление к большим | |должны подчеркнуть мужественность |объемам, устойчивые пропорции | |мужчины и женственность женщины, т.|обнаруживают связь с | |е. Появляется потребность в |горизонтальными линиями | |облегающих одеждах. |архитектуры и прикладного | |Период готики был временем расцвета|искусства эпохи, помогают | |конструирования и моделирования |воссоздать эстетический идеал | |одежды, формирования всех видов |красоты человека. | |кроя, существующих в настоящее |Мужской костюм. | |время. Появление различных видов |Главным законодателем моды в 15 в.| |рукавов, юбок (прямых, клешеных, из|была Флоренция. В 16 в. – | |клиньев), лифов (узких, широких) |Флоренция. Во Флорентийском | |дало возможность разнообразить |мужском костюме 15 в. применялись | |ассортимент и модели одежды. |яркие цвета, контрастные | |Намечаются первые признаки моды. |сочетания, мех, отделка, вышивка. | |В период раннего средневековья |Преобладающими в костюме были | |наиболее распространенными |горизонтальные линии, которые в | |материалами были лен, домотканный |композиции придавали фигуре | |холст, сукно, мех, кожа, восточный |зрительную устойчивость, а в | |и византийский шелк. Расцвет |сочетании с живописными | |ремесленного производства в городах|драпировками – величественную | |в готический период привел к |простоту. | |развитию ткачества, расширению |В мужском костюме Венеции | |ассортимента, качества материала, |значительно реже прибегают к ярким| |разнообразию их орнаментации. |цветам, тканям, украшениям. Темные| |Используются набивные и тканые |бархатные одежды расширяются в | |узоры, рисунок – фантастические |объеме за счет | |изображения животных и птиц, |конструктивно-декоративные | |«павлинья перья», часто заключаемые|решения: спушенного плеча, широкой| |в круги или овалы. |баски и т.д. одежда этого периода | |Период ранего средневекавья (6-12 |отличается большим разнообразием, | |в.) |обуславливающимся возрастными, | |Форма мужского костюма, манера |сословными и имущественными | |ношения, отделка напоминают |признаками. Большие объемы, пышные| |византийские. Начиная с 11 в. |формы, применение тяжелых богатых | |(романский период) форма мужского |тканей, выразительной отделки | |костюма находиться под влиянием |являются общей чертой костюма 16 | |рыцарских доспехов. Длинные и |в. | |широкие одежды сменяются |Во второй половине 16 в. на одежде| |облегающими и более короткими, т. |появляюися декоративные разрезы, | |н. «блио». Силуэт блио к 11 – |расположенные по все длине ткани, | |началу 12 в. характеризуется узкой |они закрепляются подкладкой | |и покатой линией плеч, |другого цвета, что создает | |подчеркнутыми линиями груди и |совершенно новую живописную | |талией и расширением книзу от линии|фактуру костюма в новой цветовой | |бедер. С конца 12 века цвет одежды |гамме. | |феодалов начинает следовать цветам |Колористическое решение костюма, | |герба, разделенного на 2-4 части |пышность его формы (буфированные | |окрашенные в разные цвета. Так |рукава и баски, широкие, типа | |возникает мода мипарти, согласно |шали, отложные бархатные или | |которой отдельные части одежды |меховые воротники, общее | |(рукава, половины штанов, обувь и |увеличение объема, игра светотени | |т. д.) окрашивались в различные |в складках, ювелирные украшения – | |цвета. |цепи, перстни – все это придает | |Период позднего средневековья |большую художественную | |(13-15 в. в.) |выразительность фигуре итальянца | |Мужской костюм развивается на |15-16 в. Культ роскоши, богатство | |основе 2 силуэтов: прилегающего и |и великолепие становятся | |свободного. Конструктивные и |характерной чертой Венеции этого | |декоративные линии подчеркивают |периода. | |несколько заниженную линию талии. | | |«Пропорции нового мужского костюма | | |в сочетании с остроносой обувью | | |«poulaine» и высоким головным | | |убором слегка конусообразной | | |формы.. как бы вытягивали фигуру, | | |она казалась подчеркнуто гибкой и | | |ловкой…»[17] для одежды | | |прилегающего силуэта характерен | | |пурпуан, детали его кроя повторяли | | |форму рыцарских лат 14 – 15 в.в., в| | |конце периода в костюмах такого | | |типа использовались ватные | | |прокладки для подчеркивания | | |мужественноти облика. Остроносая | | |обувь – пигаш, носочная часть | | |которой с 14 века становится | | |утрированно длинной (до 70 см.) | | |подбиралась в цвет одежды. В | | |контрасте 2 силуэтов эстетические | | |качества мужской фигуры были еще | | |более выразительны. Бархат | | |становится самой модной тканью. | | |Прически мужчины носили длинные с | | |локонами и челкой на лбу. | | |В женском костюме происходят такие | | |же изменения, что и в мужском. | | |Покрывала, как головные уборы | | |исчезают. Женщины начинают носить | | |длинные распущенные волосы, или | | |косы, перевитые парчовыми лентами, | | |венки с подвязкой под подбородком. | | |Обувь по форме и материалу | | |напоминает мужскую. | | |Позднее средневековье. Удлиненные | | |пропорции, легкие, изящные, | | |уходящие ввысь линии готоческой | | |архитектуры, безусловно, оказывают | | |влияние на формы костюма позднего | | |средневековья. | | |Если прилегающий силуэт в мужской | | |одежде подчеркивал мужественность, | | |то в женской, наоборот, - покатые | | |узкие плечи, хрупкость, красоту | | |молодой девушки. От талии силуэт | | |книзу расширялся. В 15 в. пропорции| | |женского прилегающего костюма | | |меняются. Линия талии в сюрко | | |переносится под грудь, появляется | | |шлейф. Спереди сюрко укороченно, | | |как бы вздернуто в центре на талии.| | |–это позволяет видеть украшенный | | |подол котт и создает определенную | | |постановку фигуры – животом вперед,| | |что соответствовало представлениям | | |о красоте женщины. Костюм дополнен | | |конусообразным головным убором с | | |вуалью, высота которого достигала | | |70 см. | | |Как мужскому, так и женскому | | |костюму присуща искусственная | | |вытянутость форм, в линиях | | |сказывается особенность «готической| | |кривой», фигуры приобретают | | |S-образный силуэт. | | |Искусство |Искусство | |Романское искусство12 века, |Для Возрождения характерен культ | |преисполненное пессимизма, |красоты, прежде всего красоты | |довольствовалось изображением |человека. Итальянская живопись, | |животных. В 13 веке рвущаяся к |которая на время становиться | |счастью готика обратилась к цветам |ведущим видом искусства, | |и людям. Готическое искусство |изображает прекрасных, совершенных| |скорее аллегорично, чем символично.|людей. Живопись Раннего | |В «Романе о Розе» отвлеченные |Возрождения представлена | |понятия предстают именно в |творчеством Боттичелли | |человеческом обличье, будь они |(1445-1510), создавшего | |хорошие или плохие: Скупость, |произведения на религиозные и | |Старость, Приветливость, Грубость, |мифологические сюжеты, в том чиле | |Разум, Притворство, Природа. Готика|картины «Весна», «Рождение | |ещё фантастична, но её |Венеры», а также Джотто | |фантастичность скорее причудлива, |(1266-1337), освободившего | |чем отпугивающа. |итальянскую фресковую живопись от | |Иконография становиться |влияния византийской. | |нравоучительной., она стремилась |Реалистическую манеру изображения,| |учить. Жизнь деятельная и жизнь |присущую Джотто, в начале 15 века | |созерцательная, добродетели и |продолжил и развил Мазаччо | |пороки, все с человеческими лицами,|(1401-1428). Используя законы | |распологались в определенном |перспективы, он сумел сделать | |порядке на порталах соборов, |изображения фигур объемными. | |украшая их и обеспечивая |Одним из наиболее известных | |проповедникам иллюстрации к их |скульпторов того времени был | |нравственным проповедям и |Донетелло (1386-1466), автор ряда | |поучениям. Разумеется, задача |реалистических работ портретного | |служить назиданием и раньше всегда |типа, впервые вновь после | |возлагалась церковью на искусство. |античности представившего в | |«Живопись,- говорил Гонорий |скульптуре обнаженное тело. | |Августодунский, - имеет 3 задачи. |Крупнейший архитектор Раннего | |Первой из них является задача |Возрождения – | |обучения основам катехезиса, ибо |Брунеллески(1377-1446). Он | |живопись есть «литература для |стремился сочетать элементы | |мирян», а 2 другие задачи – |древнеримского и готического | |эстетическая и историческая». Уже в|стилей, строил храмы, дворцы, | |1025г. Арраский собор утверждал: |капеллы. | |«Неграмотные созерцают в живописи |Титаном Высокого Возрождения был | |то, что они не могут прочесть». |Леонардо да Винчи (1456-1519). | |Однако первым стремлением было |Леонардо одновременно был | |произвести впечатление и даже |художником, теоретиком искусства, | |напугать. Отныне все становилось |скульптором, архитектором, | |нравоучением: изложение Библии, |математиком, физиком, астрономом, | |псалтыря. Морализирующие травники |физиологом, анатомом; почти все | |трансформировали писание в собрание|области науки обогатил гениальными| |занимательных историй, на которых |догадками. Важнейшие его | |строилось религиозное восприятие. |художественные работы – «Тайная | |Эти изменения имели, однако, не |вечеря»- фреска в миланском | |только положительнле последствие. |монастыре Санта Мария делла | |«Возможно, самое важноеиз всех |Грацие, а также всемирно известный| |изменений, и являет нам |портрет молодой флорентийки Моны | |средневековое искусство, - было то,|Лизы или «Джоконда». | |что породило – вместе с разумом или|Титаном Высокого Возрождения был и| |натурализмом – новый взгляд на мир,|великий живописец Рафаэль Санти | |новую систему ценностей». |(1483-1520), создатель | |Литература |«Сикстинской мадонны», величайшего| |Важным элементом художественной |произведения мировой живописи. | |культуры Средневековья было |Последним великим представителем | |литературное творчество. Одним из |культуры Высокого Возрождения был | |наиболее образованных людей своего |Микеланджело Буонаротти | |времени был Беда Достопочтенный, |(1475-1564) – скульптор, | |автор первого крупного сочинения по|архитектор и поэт, создатель | |истории. К доминиканскому ордену |знаменитой статуи Давида, | |принадлежал философ Средневековья |скульптурных фигуг «Утро», | |Фома Аквинский (1225 или |«Вечер», «День», «Ночь», | |1226-1274), сформулировавшего 5 |выполненных для гробниц в капелле | |доказательств бытия Бога. Высокого |Медичи. Микеланджело расписал | |развития достигает устная поэзия. |потолок и стены Сикстинской | |Лучшими образцами её являются |капеллы Ватиканского дворца; одной| |произведения героического эпоса |из самых впечатляющих фресок | |Англии и Скандинавии: «Поэма о |является сцена Страшного суда. | |Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда».|Замечательными художниками этого | |Весьма важный элемент устного |периода был Джорджоне (1477-1576),| |творчества –саги, сохранившие |зоздавший знаменитые полотна | |память народа о действительных |«Юдифь» и «Спящая Венера», и | |исторических событиях («Сага о |Тициан (1477-1576), воспевавший | |Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об |красоту окружающего мира и | |Эрике Рыжем» и др.). |человека. | |Еще одно крупное направление |Многие живописцы, поэты, | |художественного творчества – |скульпторы, архитекторы отказались| |рыцарская литература, получившая |от идей гуманизма, стремясь | |развитие в период Классического |освоить лишь «манеру» великих | |Средневековья. Героем ее был |деятелей Возрождения. Наиболее | |воин-феодал, совершающий подвиги. |крупными художниками, работающими | |Наиболее известны «Песнь о Роланде»|в стиле маньеризма, были Понтормо | |Готфридат Страсбургского (Франция),|(1494-1557), Бронзино (1503-1572),| |рыцарский стихотворный роман |скульптор Челлини(1500-1573). Их | |«Тристан и Изольда» (Германия), |произведения отличались | |«Песнь о Нибелунгах» (Германия), |усложненностью и напряженностью | |«Песнь о моем Сиде» и «Родриго» |образов. В то же время некоторые | |(Испания) и др. |живописцы продолжают развивать | |К западноевропейской литературе |реалистическую традицию в | |относится и распространенная |живописи: Веронезе (1528-1588), | |рыцарская лирическая поэзия, |Тинторетто (1518-1594), Караваджо | |воспевавшая образцы верности Даме |(1573-1610), братья Караччи. | |сердца, ради которой рыцари |Победа Реформации с середине 16 | |подвергали себя возможным |века вызвала общественный подьем и| |испытаниям с риском для жизни. |рост национальной культуры. | |Поэты-певцы,прославлявшие в своих |Замечательного расвета достигло | |песнях рыцарскую любовь, в Германии|изобразительное искусство. В этой | |назывались миннезингерами (певцы |области работали знаменитый | |высокой любви), на юге Франции – |живописец и гравер Альбрехт Дюрер | |трубадурами, а на севере страны - |(1471-1528), художники Ганс | |труверами. Наиболее извесные авторы|Гольбейн Младший (1497-1543), | |– Бертран де Брон (ок. 1140-1215), |Лукас Кранах Старший (1472-1553). | |Джаурфре Рюдель (1140-1170), Арно |Литература. | |Даниэль. |У истоков Возрождения в Италии | |Важнейший памятник английской |стоял великий Данте Алигьери(1265 | |литературы 13 в. – знаменитые |– 1321), автор «Божественной | |Баллады о Робин Гуде. |комедии». Данте взял привычный для| |Итальянская литература представлена|Средневековья сюжет и сумел силой | |в основном лирической поэзией, т.н.|своего воображения провести | |«новый сладостный стиль», |читателей по всем кругам Ада, | |прославляющий любовь к женщине. |Чистилища и Рая; некоторые его | |Основатель этого стиля – болонский |современники полагали, что Данте | |поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), |действительно побывал там. Данте, | |а крупнейшие представители – |Франческо Петрарка(1304-1274) и | |флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо|Джованни Бокаччо (1313-1375_ - | |Кавальканти (1259-1300). |знаменитые поэты Возрождения, были| |Представителями городской культуры |создателями итальянского | |были Чекко Анджольери, Гвидо |литературного языка. Всемирную | |Орланди (конец 13 в.). |известность получили сонеты | |Весьма значительным явлением в |Петрарки на жизнь и смерть иадонны| |литературном творчестве |Лауры. | |средневековой Европы была поэзия |В ней сочетал Господь любовь и | |вагантов (от лат. Vagari – |честь, | |бродить), родиной которой считается|Очарованьем наделя под стать | |Франция. Вместе с появлением |Природой красоте – очам на | |нецерковных школ в 12 веке и |радость. | |возникает данная субкультура – в |И что-то у нее во взоре есть, | |форме поэтического творчества |Что в полночь день сиять заставит,| |учащихся этих школ, бродивших по |засиять, | |городам и весям. Особенностью |Даст горечь меду и полыни | |творчества вагантов была его яркая |сладость. | |антиклерикальная направленность, |Последователем Петрарки был | |что безусловно вызывало ответные |Бокаччо, автор «Декамерона»- | |репрессивные меры со стороны |собрания реалистических новелл, | |церкви. |объединенных общим гуманистическим| |«Эй, - раздался светлый зов, - |идеалом и представляющих единое | |началось веселье! |целое. | |Поп, забудь про часослов! |К концу 15 – первой трети 16 вв. | |Прочь, монах, из кельи!» |относится расцвет творчества | |Сам профессор, как школяр, |Ариосто (1474-1537), итальянского | |Выбежал из класса, |поэта, автора поэмы «Неистовый | |Ощутив священный жар |Роланд». | |Сладостного часа. |Выдающимся представителем немецкой| | |гуманистической литературы был | | |Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор | | |сатирического произведения «Письма| | |темных людей». Крупнейшими | | |немецками поэтами эпохи Реформации| | |были Ганс Сакс (1494-1576) и | | |Иоганн Фишарт (1546-1590). | | |Крупнейшим представителем культуры| | |Возрождения в Нидерландах был | | |Эразм Роттердамский (1496-1536)., | | |ему принадлежит «Похвала | | |глупости». | | |Величайшей фигурой английского | | |Возрождения был Вильям Шекспир | | |(1564-1616), создатель трагедий | | |«Гамлет», «Король Лир», «Отелло», | | |исторических пьес «Генрих | | |VI»,«Ричард 111», сонетов. | | |В Испании в жанре плутовского | | |романа впервые выступил Фернандо | | |де Рохас, автор трагикомедии | | |«Селестина», его продолжил Мигель | | |де Сервантес (1547-1616), автор | | |«Дон-Кихота». Основоположник | | |испанской драмы Лопе де Вега, | | |автор «Собака на сене», «Учитель | | |танцев». | | |Во Франции представителем | | |гуманизма был Француа Рабле | | |(1494-1553), автор сатирического | | |романа «Гаргантюа и пантагрюэль». | | |Направление «Плеяды» возглавляли | | |знаменитые поэты Пьер де Ронсар | | |(1524-1585) и Жоакен Дю Белле | | |(1525-1565) | | |До той поры, как в мир любовь | | |пришла | | |И первый све из хаоса явила, | | |Не созданы, кишели в нем светила | | |Без облика, без формы, без числа… | Список используемой литературы: 1. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» М. «Прогресс» 1992г. 2. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение. М. «Наука» 1988г. 3. «Средневековая Европа глазами современников и историков». М. «Интерпракс» 1994г. 3 – 4 т. 4. «Культура и искусство средневекового города» под ред. И. П. Русанова М. «Наука» 1984г. 5. «Искусство» И.Д.Д. Москва «Аванта+»1999г. (стр.222 – 260; 402 – 480) 6. Л. М. Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». М. «Наука» 1978 г. 7. «Средневековое городское право XII – XIII веков. Сборник текстов. Под ред. С. М. Стама. Саратов 1989 8. «Всемирная история». Крестовые походы. У истоков Ренессанса. М.-Минск 1999 г. 9. А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. «История Средних веков». М. «Интерпракс»1994 г. 10. А. К. Дживелегов «Рабле» Вступительная статья. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле Ф. М. «Правда». 1981 г. 11. М. Н. Мерцалова «История костюма» М. 1972 г. 12. «Культурология. История мировой культуры» под ред А. Н. Марковой. М. 1998г. 13. «Культура и общество Западноевропейского Средневековья». Лучицкая С.И.. – М.: Интерпакс,1994. 14. «Культура эпохи Возрождения.» Мирецкая Н.В. Мирецкая Е В.– М.: Просвещение,1996 ----------------------- ( [1] см сноску № 2 стр.82 [2] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления». «Наука». 1978г. стр 79. [3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1996. - С – 185. [4] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления». «Наука». 1978 г. с.47 [5] «Песни трубадуров.» песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности. М. 1979 г. стр. 182-183. [6] А. Я. Гуревич «Культура Средневековья» стр 300-301 [7] См. сноску №2. [8] Цит. По: Рабинович. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979 стр. 347. [9] См. сноску №2. [10] См. письмо Поджио Браччолини к Гуарино (1416 г.) см. сноску №2 [11] см. сноску № 2 стр. 31. [12] См. сноску № 1 стр 59. [13] «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов 14 – 15 вв. под ред. Ю. Л. Бессмертного. Стр. 218 –229. М 1991г. [14] см сноску №10 стр 257-260 [15] см сноску №10 стр 139-142 «Стриженный луг» [16] см сноску №10 «Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание дочерям» [17] Мерцалова М.Н. «История костюма». М.,1972 г. стр 32. |
|
© 2000 |
|