РУБРИКИ

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

| |другого, осмысливались | | | |

| |тогда иначе, чем ныне. | | | |

| |Знакомые нам брезгливость| | | |

| |и стыдливость | | | |

| |отсутствовали. | | | |

| |Естествеными казались еда| | | |

| |из общей миски и питье из| | | |

| |общей чаши. На одной | | | |

| |постели вповалку спали | | | |

| |мужчины и женщины, | | | |

| |взрослые и дети. Супруги | | | |

| |совокуплялись в | | | |

| |присутствии детей и | | | |

| |родственников. Детородный| | | |

| |акт еще не обрел ореола | | | |

| |таинственности. Половая | | | |

| |активность мужчины была | | | |

| |предметом столь же | | | |

| |пристального внимания, | | | |

| |что и его воинские | | | |

| |доблести. Даже церковью | | | |

| |импотенция признавалась | | | |

| |одним из главных | | | |

| |оснований для развода. | | | |

| |В период реннего | | | |

| |Средневековья (%-8 вв.) | | | |

| |влияние церкви на | | | |

| |мировоззрение было | | | |

| |особенно сильным. Позже | | | |

| |оно стало ослабевать, | | | |

| |общество получило доступ | | | |

| |к академическому | | | |

| |образованию, светской | | | |

| |лттературе, воникло | | | |

| |философское | | | |

| |свободомыслие. | | | |

| |Официальная культура | | | |

| |эволюционировала от идеи | | | |

| |отрицания земных | | | |

| |ценностей к их признанию.| | | |

| |Мироощущение простого | | | |

| |человека было связанно | | | |

| |прежде всего с | | | |

| |непосредственной | | | |

| |деятельностью, с | | | |

| |телесностью. | | | |

| |Средневековый человек | | | |

| |подходил к миру со своей | | | |

| |собственной мерой, и | | | |

| |такой мерой было его | | | |

| |собственное тело. Он не | | | |

| |относился к нему как к | | | |

| |темнице души, поскольку | | | |

| |мало отличал одно от | | | |

| |другого. Его собственное | | | |

| |сознание обладало для | | | |

| |него такой же | | | |

| |реальностью, как и его | | | |

| |жизненный мир. Но и | | | |

| |наоборот, в природе | | | |

| |средневековый человек | | | |

| |видел то, что было в его | | | |

| |сознании. Он | | | |

| |действительно видел | | | |

| |русалок, леших и домовых,| | | |

| |поскольку в них он верил | | | |

| |с детства и вырастал в | | | |

| |постоянном ожидании | | | |

| |встреч с ними. Это было | | | |

| |языческое сознание, и не | | | |

| |церковь, а город | | | |

| |освобождал средневекого | | | |

| |человека от языческой | | | |

| |близости с природой. | | | |

|Свя|Святой. |«Рай только|«Я |Гуманист |

|той|Еще в 4-5 вв. появляются |нам |обращаюсь |Ввели это понятие сами |

| |первые монастыри, в |принадлежит|с |гуманисты, перетолковав |

| |которых принимаются |: |вопросами |по-своему Цицерона. |

|Гум|определенные уставы жизни|Святым и |то к |Удивительно новое |

|ани|монахов, но монашество |угодникам |одним, то |отношение к книге не |

|ст |раннего средневековья |светлым…» |к другим |только как к источнику |

| |состояло прежде всего из |«О виллане,|(книгам), |знания, но и как к |

| |людей, которые отказались|который |они |близкому другу; Петрарка |

| |от мира, уходили в |тяжбой |отвечают |отождествляет с образом её|

| |монастыри и там, в этих |приобрел |мне… иные |творца. |

| |замкнутых социальнах и |рай». |открывают |Уже к началу 15 в. |

| |религиозных ячейках, | |мне тайны |гуманисты сумели |

| |заботились прежде всего о| |природы, |гуманизировать некоторые |

| |спасении собственной | |иные дают |виды публичной |

| |души. Первоначально в | |совет, как|деятельности. Но все же |

| |Европе доминировал | |достойнее |гуманистов кормили не |

| |бенедиктинский устав 6 | |жить и |собственно гуманистические|

| |века, а в 817 г. он | |умереть, |занятия, которые, |

| |объявлен обязательным для| |иные |оставаясь их частным |

| |всех монастырей.В13 векек| |повествуют|делом, личным достоинством|

| |положение меняется. | |о своих и |и увлечением, приносили |

| |Возникают нищенствующие | |чужих |полезные для карьеры |

| |ордена. Святой Франциск | |высоких |«славу и репутацию», а |

| |Ассизский и святой | |подвигах, |иногда и подарки |

| |доминик основывают 2 | |напоминая |меценатов; они не стали, |

| |новых ордена: | |о давно |строго говоря, профессией.|

| |францисканцев и | |прошедших |Вред ли можно указать |

| |доминиканцев.. Монахи | |временах,…|фиксированные и чисто |

| |этих орденов отказываясь | |шутливыми |социальные признаки, |

| |от какой бы то ни было | |словами |которые отличали бы |

| |собственности, меняют | |рассеивают|гуманистов от негуманистов|

| |вместе с тем образ своей | |мою |и определяли бы границы их|

| |жизни и характер своей | |печаль, и |группы. Гуманисты были |

| |деятельности. Они видят, | |я вновь |социально-культурной |

| |что люди погрязли в | |улыбаюсь |группой, одновременно и |

| |грехе, что их нужно | |их шуткам.|реально сплоченной, |

| |оттуда вытаскивать, а для| |Иные учат |сознательно выделяющей |

| |этого мало сидеть по | |меня |себя, и неформальной. |

| |кельям и заботится о | |терпеть, |Некоторые из них были |

| |своей душе, для этого | |не лелеять|членами старых корпораций,|

| |нужно идти в город и в | |тщетных |но то, что их делало |

| |деревню, жить в гуще | |надежд |гуманистами и объединяло, |

| |людей, проповедовать | |познать |не имело отношения к цехам|

| |среди них и тем самым | |себя». |и университетам. Местом их|

| |просвещать. В этой связи | |« Хотя бы |встречи служили загородная|

| |огромное значение | |то время, |вилла, монастырская |

| |приобретает проповедь. | |которое |библиотека, книжная лавка,|

| |Проповедник должен | |оставляют |дворец государя и просто |

| |объяснить верующим основы| |тебе |частный дом, где уютно |

| |христианского учения. С | |другие |разговаривать, |

| |13 века жанр проповеди | |заботы и |перелистывать рукописи, |

| |переживает небывалый | |необходимы|разглядывать античные |

| |подъем. Самой известной | |е для |медали. Ничто, пожалуй, не|

| |из героических жертв | |жизни |могло принести раннему |

| |Сатаны был св. Антоний, | |дела, с |гуманисту такого внешнего |

| |чьё искушение станет – | |великой |успеха, как искусство |

| |уже за рамками средних | |пользой |устной латинской речи. В |

| |веков – источником | |присвой и |подражание древним они |

| |вдохновения для | |употреби |начали называть свои |

| |необузданной фантазии | |на то, в |кружки "«кадемиями"» |

| |художников и писателей от| |чем |однако не принадлежность к|

| |Иеронима Босха до | |способна |академии делала |

| |Флобера. Было | |развиться |гуманистами, а гуманисты |

| |двусмысленное, | |твоя |создавали академию. и |

| |двойственное отношение к | |одаренност|чтобы войти в их тесный |

| |черной и белой магии, | |ь. Нет |круг, требовалось лишь |

| |природа воздействия | |ничего |одно условие – блеснуть |

| |которой была, как | |более |знаниями и способностями |

| |правило, скрыта от | |пригодного|на ниве studia |

| |непосвященных. Отсюда и | |и |humanitatis. |

| |антиподы – Симон волхв и | |подобающег|Конструирующим признаком |

| |Соломон Мудрый. С одной | |о для |служила исключительно |

| |стороны – злокозненная | |приобретен|духовная общность, которая|

| |порода колдунов, с другой| |ия |отчасти превращалась в |

| |– благословенное воинство| |добродетел|общность |

| |святых. Несчастье | |ей и |реально-групповую.причастн|

| |состояло в том, что | |благонрави|ость к новой среде |

| |ведуны принимали облик | |я, чем |зависила преимущественно |

| |святых; они принадлежали | |усердное |от духовных свойств |

| |к большой семье | |чтение |конкретной личности. |

| |обманщиков-лжепророков. | |античных |Именно индивидуальность, |

| |Но каким образом их | |писателей»|именно перекличка и |

| |разоблачить? Одной из | |.[10] |сцепление личных позиций –|

| |главных задач истинных | |«Прогулки,|исходный момент |

| |святых и было распознание| |которыми |формирования |

| |и изгнание тех, кто | |они |гуманистической |

| |творил ложные или, | |предавалис|интеллигенции. К 16 в. |

| |вернее, дурные чудеса, то| |ь, были |групповой облик гуманистов|

| |есть демонов и их земных | |заполнены |начал застывать. |

| |преспешников, колдунов. | |рассуждени|Классическая |

| |Мастером этого дела слыл | |ями о |образованность обернулась |

| |св. Мартин. «Он блистал | |словесност|модой, а сопричастность к |

| |умением распознавать | |и, об |ней – почтенным клеймом, |

| |демонов, - сказано в | |управлении|уже не обязательно |

| |«Золотой легенде», - и | |общественн|соответствующим личным |

| |разоблачал их, какой бы | |ыми делами|достоинствам. В |

| |облик они не принимали. | |и о других|представлениях |

| |Средневековье изобиловало| |достойных |гуманистической среды уже |

| |одержимыми, несчастными | |вещах… |со второй половины 14 в. |

| |жертвами колдовских чар | |Родились |studia humanitatis |

| |или вошедшего в их тело | |между |стереотипно сопряжены с |

| |дьявола. Одни лишь святые| |названными|понятием «досуг» (otium), |

| |могли их спасти и | |мужами узы|тоже заимствованым у |

| |заставить нечистого | |любви |Цицерона. Этот заполненный|

| |выпустить свою жертву из | |столь |высокими занятиями, |

| |когтей. Изгнание беса | |–великой, |сладостный и отрадный |

| |было основной функцией | |что можно |досуг всегда |

| |святого. Поскольку всякий| |сказать – |противопоставлен службе и |

| |святой стремиться при | |были нои |вообще деловым |

| |жизни уподобиться Христу,| |многими |обязанностям. Время |

| |то образ его | |душами в |приходилось выкраивать, и |

| |представлялся | |одном |гуманистами становятся |

| |стереотипным. В | |теле. |именно в эти |

| |многочисленных житиях | |Таковы |высвобожденный часы |

| |трудно разглядеть черты | |плоды |досуга. Свобода |

| |их реального земного | |истинной |распоряжаться собой и |

| |бытия, каждое событие и | |дружбы. |своим временем – |

| |каждый факт их биографии | |Был столь |преварительное условие для|

| |представляются авторами | |силен |того, чтобы стать |

| |житий как «фрагменты | |дружеский |гуманистом; причина выбора|

| |вечности». У истоков | |союз |необычного пути неизменно |

| |средневекового культа | |стольких |описывается как |

| |святых стоит | |достойных |неидержимый внутренний |

| |позднеантичный культ | |людей, что|порыв, как веление личной |

| |мучеников, которых именно| |редкий |судьбы. Конкретные |

| |смерть приобщала к | |день они |социальные облики |

| |святости, если они | |не |гуманистов разнообразны, |

| |погибали за веру. 99% все| |собирались|потому что их функция |

| |святых этой эпохи | |вместе |универсальна: они не |

| |мужчины, все они | |из-за |«узкие специалисты», а |

| |взрослые, их мральное и | |сходства |специалисты по культуре |

| |религиозное совершенство | |их нравов |вообще. Все они – |

| |тесно связано с их | |(совпадени|личности, пусть |

| |аристократическим | |я их |неодинакового масштаба, |

| |положением. Но постепенно| |образа |все жеждут самовыражения, |

| |основой святости | |жизни)».[1|многим их них изящная |

| |становиться личный | |1] |латынь заменяет |

| |опытжизни и внутренние | |«С |родословную, а остроумие –|

| |моральные требования. Эта| |наступлени|власть, Цицерон и Платон |

| |эволюция в восприятии | |ем вечера |прокладывают им дорогу к |

| |святости, была усилена | |я |славе. Гуманисты затевали |

| |развитием процедуры | |возвращаюс|склоки, осыпали друг друга|

| |канонизации. Отныне на | |ь домой и |оскорблениями и тем |

| |Западе- две категории | |вхожу в |пародоксально доказывали |

| |святых: утвержденные | |свой |свою групповую общность. В|

| |папой и поэтому ставшие | |кабинет; у|какой бы город ни прехол |

| |объектом литургического | |порога |гуманист, он легко |

| |культа, с одной стороны, | |сбрасываю |разыскивал собратьев по |

| |и те, кому приходиться | |будничное |духу. Гуманисты обращались|

| |довольствоваться лишь | |платье, |лишь к людям, которые |

| |местным почитанием, в | |полное |могли прочесть их |

| |пределах одного города | |грязи и |латинские или хотя бы |

| |или области, - с другой. | |сора, и |итальянские трактаты, |

| |Святые из числа королей, | |облачаюсь |правящей верхушке и |

| |исцеляющие прикосновением| |в |средним слоям горожан, к |

| |рук золотуху, явление | |царственны|своей ближайшей среде, |

| |характерное для 11 века. | |е и |которую они пытались |

| |Уже в житиях 14 века | |великолепн|наставлять и в которой |

| |святость – скорее подвиг | |ые одежды;|пытались утвердиться в |

| |всей жизни, чем | |и, |качестве носителей нового |

| |совокупность доблестей, | |надлежащим|«благородства». |

| |чудесным образом | |образом |«Благородство» |

| |переданных индивиду с | |переодетый|рассматривалось ими как |

| |самого рождения. | |, вхожу в |производное от овладения |

| |Духовенство, хотя и | |античные |«словесностью» и |

| |скованное принципами | |дворцы к |«ученостью». Специфическим|

| |целибата (безбрачия), | |античным |критерием «благородства» |

| |жило в миру и соблюдало | |людям. |стала культура. Гуманисты |

| |мирские нормы поведения. | |Там, с |претендовали на то, чтобы |

| |Епископы подчас | |любовью |воплощать собою высшую |

| |командовали военными | |ими |степень «человеческого |

| |отрядами, а каноники | |принятый, |достоинства». Гуманисты |

| |охотились с собаками и | |я вкушаю |устанавливали соотношение |

| |соколами.монастырь | |ту пищу, |латинского и итальянского |

| |представлялся | |которая |языков, языка элитарной |

| |средневековому человеку | |–единствен|культуры и языка |

| |то островом, оазисом, | |ная моя и |народного. Нередко они, |

| |убежищем от мирской | |для |сочиняя на латыни, сами же|

| |суеты, то «святым | |которой я |переводили, как, наприме, |

| |градом», образцом | |рожден; |Фичино на volgare. |

| |идеальной организации | |там я без |Двуязычие гуманистов |

| |человеческой общности. В | |стеснения |соответсвовало, как и |

| |«золотые века» | |беседую с |философский экзотеризм, их|

| |европейского монашества, | |ними и |двойственному |

| |наступившие с 10 века, | |расспрашив|общественному положению, |

| |эта социальная группа все| |аю о |диалектике |

| |больше осознавала себя | |разумных |интеллигентского |

| |как «святой коллегиум», | |основаниях|микрокосма и социального |

| |находящийся в | |их |макрокосма, к которым они |

| |привилегированных | |действий и|одинаково принадлежали. |

| |отношениях с | |они мне | |

| |Богом.,избравший путь | |приветливо| |

| |совершенства и именно | |отвечают. | |

| |поэтому незаменимой при | |И я не | |

| |определении загробной | |чувствую | |

| |судьбы всех людей. Как | |на | |

| |излюбленная добыча | |протяжении| |

| |Дьявола, монах наделен | |цетырех | |

| |опытом противостояния | |часов | |

| |натиску сатаны и способен| |никакой | |

| |защитить и других людей | |скуки; я | |

| |от врага человеческого. | |забываю | |

| |Монах – также советник и | |все | |

| |посредник в делах знатных| |печали, не| |

| |мирян, королей. Наконец, | |боюсь | |

| |монах- человек, | |бедности, | |

| |наделенный высшими | |и меня не | |

| |интеллектуальными | |приводит в| |

| |возможностями и | |смятение | |

| |средствами, знаток чтения| |смерть: я | |

| |и письма, хранитель | |целиком | |

| |классической культуры. В | |переношусь| |

| |средневековом сознании | |к | |

| |именно монах, больше чем | |ним».[12] | |

| |преставитель какого-либо | |«Этот дом | |

| |другого разряда имел | |поистине | |

| |шансы стать святым. | |мог быть | |

| |Монастыри обладали | |назван | |

| |хозяйственной мощью и, | |приютом | |

| |несмотря на все нарушения| |радости…. | |

| |бенедиктинского устава, | |Почтеннейш| |

| |высоким моральным | |ие нравы | |

| |авторитетом. Особое место| |былы | |

| |заняли духовно-рыцарские | |соединены | |

| |ордена: госпитальеры, | |с | |

| |тамплиеры, тевтонские | |величайшей| |

| |рыцари, ряд испанских | |свободой, | |

| |орденов. Свое назначение | |игры | |

| |они видели в борьбе с | |увеселения| |

| |врагами христианства. | |– с | |

| |Монашеский идеал – идеал | |изящной и | |

| |Христа – обладал | |торжествен| |

| |исключительной | |ной | |

| |притягательностью. Одним | |величестен| |

| |из самах серьезных | |ностью, и | |

| |последствий этого стала | |сама | |

| |низкия оценка мирского | |свобода | |

| |существования. | |служила | |

| | | |величайшей| |

| | | |уздой….» | |

| | | |(Кастильон| |

| | | |е). | |

|Жен|Женщина: прекрасная дама |«Сопровожда|«И мира |Женское любопытство и |

|щин|и Богоматерь. |емая |нет – и |болтливость могут |

|а |Семья. |похвалой, |нет нигде |оказаться небезопасны. |

| |В центре родственных |Она идет; |врагов; |Всегда надежнее, чтобы |

|люб|отношений в средние века |смиренья |Страшусь, |женщина не только не |

|овь|находились не брачные |ветер веет.|– надеюсь,|хотела бы, но и не могла |

| |узы, но кровные связи. | |стыну – и |повредить мужу. Жена |

| |Они были более священны, |Узрев |пылаю; |должна слушаться и |

| |глубоки и тесны, чем |небесное, |В пыли |почитать мужа. Чистота и |

| |брачные. Термин, которым |благоговеет|влачусь – |скромность, почтительность|

| |в современность |, |и в |и смирение – вот |

| |обозначают семью, мог |Как перед |небесах |добродетели женщины. Ей |

| |подразумевать в ту эпоху |чудом, этот|витаю; |прилично скорее слушать, |

| |совокупность как широкого|мир |Всем в |нежели говорить. Жена |

| |круга людей, связанных |земной». |мире чужд |должна быть тактична: не |

| |кровным родством и |«Замолчите,|– и мир |распространяться о своих |

| |свойством, так и |- заявляет |обнять |делах и не интересоваться |

| |совместно проживавших с |Гарэн |готов. |чужими. Она должна |

| |супружеской семьёй в |Лотарингски|У ней в |научиться со слугами |

| |одном «домохозяйстве» |й, - герой |плену |держать себя госпожой. Ей |

| |людей, не являвшихся их |рыцарской |неволи я |не пристало судачить с |

| |родственниками. Членами |эпической |не знаю; |прислугой и верить её |

| |«семьи», например, |поэмы |Мной не |доносам. Вне дома ей |

| |считались подмастерья и |рубежа 12 |хотят |надлежит держаться с |

| |ученики, проживавшие в |–13 вв., |владеть, а|достоинством. Достоинство,|

| |доме мастера и |вдове |гнет |однако, должно сочетаться |

| |столовавшиеся у него. |своего |суров; |с веселостью. |

| |Родичи помогали друг |брата, - |Амур не |Любовь. Смерть Лауры |

| |другу мстить за обиду. |«Вы еще |губит – и |ничего не изменила для |

| |Месть за родственника – |выйдете |не рвет |Петрарки, т. к. для него |

| |моральное обязательство, |замуж за |оков; |была важна не Лаура, а его|

| |обладавшее наибольшей |благородног|А жизни |собственное чувство к ней:|

| |силой. |о рыцаря. |нет конца |именно оно составляет |

| |Воззрения на институт |Это мне |и мукам |содержание его поэзии. Это|

| |брака и вообще на |подобает |краю…» |чувство, в отличие от |

| |взимоотношения полов |глубокая |Благослове|абстрактной любви |

| |пережили в средние века |скорбь». |н день, |предшествовавшего периода |

| |весьма глубокую эволющию.|«Что |месяц, |было индивидуально. Оно |

| |Католическая церковь |касается |лето, час |ближе к любви современного|

| |«признала» брак довольно |тех мужчин,|И миг, |человека, чем |

| |поздно. Првоначально отцы|что из |когда мой |средневекового. Любовь у |

| |церкви видели в любом |удовольстви|взор те |Петрарки – скорбит, реже |

| |браке прежде всего |я возводят |очи |радуется, безуспешно |

| |повторение «первородного |напраслину,|встретил! |стремится вырвать из |

| |греха». Поэтому любые |то |Благослове|своего сердца чувство, |

| |брачные союзы решительно |неудивитель|н тот |сомневается, надеется. Не |

| |осуждались и подлинно |но, что они|край, и |имеет большого значения, |

| |достойным христианином |клевещут на|дол тот |кем Лаура являлась в |

| |считались лишь те, кто |женщин… и |светел, |действительности, важно, |

| |отказывался от брака. |заверяю |Где |что эта красавица |

| |Браком называли более или|тебя, что |пленником |вдохновила его на любовную|

| |менее длительный |всякий, кто|я стал |лирику, которая по праву |

| |супружеский половой союз,|открыто |прекрасных|считается одной из вершин |

| |нередко сосуществвовавший|клевещет на|глаз! |мировой поэзии. |

| |с иной формой |женщин, |«… волосы |Красота женщины |

| |сожительства, также |делает это |женщины |проявляется в совершенстве|

| |признанной в праве. |по злобе |должны |и ее линий и бесконечном |

| |Церковь участвовала в |сердца, |быть |ее становлении. Художник и|

| |процедуре бракосочетания,|вопреки |нежными, |поэт прославляет и |

| |как правило, только |разуму и |густыми, |утверждает любовь к |

| |тогда, когда дело |природе. |длинными и|женщине как символ |

| |касалось королевских |Вопреки |волнистыми|радости, и скорбит при ее |

| |семей. Знатные нередко |разуму, |, цветом |утрате Ему уже важен |

| |оставляли прежнею жену |поскольку |они должны|внутренний мир героини, |

| |раду более выгодной |проявляет |уподоблятс|который передается |

| |партии. |великую |я золоту |телесной чувственностью. В|

| |В условиях цивилизации, |неблагодарн|или же |эпоху Возрождения |

| |ориентированной на |ость: |меду, или |изменилось отношение |

| |потребительское |благодеяния|же горящим|куртизанкам. В это время |

| |хозяйство, именно дом, |женщин |лучам |распространились даже |

| |домохозяйство являлись ее|столь |солнечным.|целые трактаты, |

| |подлинным ядром, наиболее|велики, что|Телосложен|посвященные этому ремеслу.|

| |существенной ячейкой |как бы он |ие должно |Это женщины 12-40 лет, |

| |жизни. Именно здесь |ни |быть |которые кроме этого |

| |протекала жизнь |–старался, |большое, |занимались физиогномикой, |

| |средневекового человека. |он никогда |прочное, |хиромантией, врачеванием и|

| |И женщина правила там. |не смог бы |но при |изготовлением лечебных и |

| |Господствующий вне сферы |без них |этом |любовных средств. Им |

| |домохозяйства мужчина |обойтись, |благородны|запрещалось одевать |

| |оказывался как бы |постоянно |х форм. |мужскую одежду и делать |

| |зависимым от женщины в |нуждаясь в |Чрезмерно |мужские прически. Институт|

| |этой важной сфере. |услугах |рослое |куртизанок поощряли даже |

| |Фактически за женщиной |женщин. |тело не |некоторые папы, «поскольку|

| |признавалась правовая |Вопреки же |может |уж слишком распространился|

| |возможность распоряжаться|природе |нравиться,|«гнусный грех». В Италии |

| |имуществом – привнесенным|потому, что|так же как|не существовало никакой |

| |ею в семью в виде |нет ни |небольшое |разницы между честными |

| |приданого и частью |одной твари|и худое. |женщинами и куртизанками. |

| |нажитого совместно с |– ни зверя,|Белый цвет|Образ женщины в эпоху |

| |мужем. Правовой статус |ни птицы, -|кожи не |Возрождения в изображении |

| |незамужней был выше и |которая не |прекрасен,|художников и поэтов – |

| |лучше чем у той, что |любила бы |ибо это |образ юной прекрасной |

| |состояла в браке. Идеал |своих |значит, |богини, спустившейся с |

| |женщины – смиренная, но |самок, и |что она |небес на землю, ощущающей |

| |пользующая авторитетом |было бы |слишком |земную красоту, |

| |хозяйка, супруга, мать. |совершенно |бледна; |почувствовавшей себя |

| |Воспитание женщины |противоесте|кожа |земной, но не теряющей |

| |получали в монастыре. |ственно для|должна |контроля небесной красоты.|

| |Имеющее практический |разумного |быть |Облик Мадонны – это и |

| |смысл образование – |человека |слегка |чудесное видение земной |

| |умение прясть, шить, быть|поступать |красновато|царицы, и человеческая |

| |хорошей |наоборот.»[|й от |заступница, и мать, |

| |домоправительницей. |13] |кровообращ|отдающая самое драгоценное|

| |Исключенные из сферы |«Смертельно|ения... |– сына. В образе древней |

| |муниципального |бледен мой |Плечи |богини обаяние сочетается |

| |управления, горожанки |лик, |должны |с томностью и |

| |были непосредственно, |Причиной |быть |мечтательностью |

| |лично причастны к одной |тому – |широкими..|мадонны,она олицетворяет |

| |из важнейших городских |любовь, |. На груди|«весну», красоту как |

| |функций – экономической. |Груз на |не должна |источник жизни, нечто |

| | |плечах |проступать|прекрасное на фоне |

| |Нормальным брачным |велик, |ни одна |изменяющегося мира. |

| |возрастом для девушек |Так тяжела |кость. |Женщина как и в |

| |считалось обычно 15 лет. |любовь. |совершенна|Средневековье находилась в|

| |Но женщин из высших слоев|Скрыть ли в|я грудь |подчиненном положении. В |

| |старались выдать замуж |морских |повышается|семье женщину воспитывает |

| |раньше,чем из низших, что|волнах? |плавно, |муж. Браки заключали в |

| |было связано со |В |незаметно |соответствии с социальной |

| |стремлением скорейшего |прекрасной |для глаза.|иерархией. У женщин из |

| |урегулирования права |дамы глазах|Самые |высших социальных слоев |

| |наследования и заключения| |красивые |было много привилегий в |

| |выгодных партий. При |Вижу, что |ноги – это|обществе, т.к. вне дома |

| |расторжении брака речь |знает она: |длинные, |она должна себя вести |

| |шла не о расторжении |Ни здесь, |внизу |тактично и с достоинством.|

| |церковного брака, а о |ни в иных |тонкие, с |Замужняя женщина должна |

| |разьезде супругов. |мирах |сильными |быть хорошей хозяйкой, |

| |Характерная фигура для |Без любви |снежно-бел|верной супругу, |

| |средневековья женщина – |мне жизнь |ыми |трудолюбивой скромной и |

| |врачевательница. |не нужна». |икрами, |почтительной. |

| |Куртуазная любовь. |Гийом Дюфаи|которые | |

| |Возникновение куртуазного|(1400-1470)|оканчивают| |

| |культа дамы относиться к | |ся | |

| |рубежу 11 – 12 вв., когда|«Пожелайте |маленькой,| |

| |он впервые обнаруживается|– стану Вам|узкой, но | |

| |в рыцарской среде. |слугою |не | |

| |Зародившись во Франции он|И любовью |суковатой | |

| |широко распространился в |нежною |ступней. | |

| |других странах. Главный |своей, |Предплечья| |

| |источник знаний о |Где бы я ни|должны | |

| |куртуазной любви – |был, до |быть | |

| |сочинения южнофранцузских|сконьчанья |белыми, | |

| |трубадуров, |дней, |мускулисты| |

| |северофранцузских |От невгод и|ми…» | |

| |труверов и рыцарские |горестей |Трактат | |

| |романы. («Тристан и |укрою. |Аньолофире| |

| |Изольда», «Роман о короле|Некогда я |нцуолы «О | |

| |Артуре). |не |красоте | |

| |Было в эту эпоху чувство,|прельщусь |женщины». | |

| |которое явно |другою, | | |

| |модернировалось. Это |Преисполнен| | |

| |любовь. В обществе, где |счастьем | | |

| |ценилась прежде всего |новых дней.| | |

| |мужественность и | | | |

| |величественнось, большую |Пожелайте –| | |

| |изысканность отношений |стану Вам | | |

| |между полами |сугою, | | |

| |Одним из основателей |Вас любовью| | |

| |«нового сладостного |одарю | | |

| |стиля» был старший друг |своей…»[14]| | |

| |Данте Гвидо Кавальканти. | | | |

| |Развивавшийся поэтами |«Мерцало | | |

| |этого направления культ |солнце, | | |

| |Прекрасной дамы был |мнилось, | | |

| |абстрактным, и порой |все слабей,| | |

| |трудно –понять, идет ли | | | |

| |речь о реально |И звезды | | |

| |существующей женщине или |плакали у | | |

| |о символе, олицетворявшем|небосклона,| | |

| |любовь как средство | | | |

| |совершенствования |Взойдя из | | |

| |человека. В |ночи лона, | | |

| |стихотворениях нового |И птиц | | |

| |стиля женщина |летящих | | |

| |уподобляется ангелу или |поражала | | |

| |мадонне. Данте даже не |смерть, | | |

| |помышляет о сближении с |И задрожала| | |

| |Беатриче. Герой |твердь...» | | |

| |довольствуется |«Не зря | | |

| |блаженством, заключенным |зовется | | |

| |«в словах, восхваляющих |дураком, | | |

| |госпожу». Беатриче |Кто у жены | | |

| |изображается как источник|под | | |

| |благодати для всех |каблуком. | | |

| |окружающих. Средневековой|Сидит и | | |

| |поэзии был свойственен |ждет за | | |

| |гиперболизм образов: ещё |годом год, | | |

| |при жизни Беатриче Данте |Когда она | | |

| |посетило видение её |свой раж | | |

| |смерти, которую он |уймет. | | |

| |воспринимает как |Взглянула | | |

| |космическую катастрофу, |косо – вреж| | |

| |заимствовав образы |ей в глаз, | | |

| |помрачнения солнца и |Чтоб впредь| | |

| |землетрясения из |коситься | | |

| |Апокалипсиса.Исходный |зареклась, | | |

| |принцип куртуазной |Поднимет | | |

| |коллизии – поклонение |шум и | | |

| |неженатого рыцаря знатной|тарарам – | | |

| |матроне – супруге |Ты ей, | | |

| |сюзерена этого рыцаря. |злодейке, | | |

| |Очень важный стимул этого|по | | |

| |поклонения – телесное |губам!»[15]| | |

| |влечение рыцаря к Даме. | | | |

| |Конфликт обусловливается |«если | | |

| |тем, что реализовать это |простолюдин| | |

| |влечение почти |ы | | |

| |немыслимо:Дама обязана |наказывают | | |

| |блюсти верность мужу, |своих жен | | |

| |рыцарь не смеет оскорбить|кулаками, | | |

| |её насилием, вассальная |то | | |

| |верность сюзерену требует|благородных| | |

| |от него величайшей |дам лишь | | |

| |осторожности. Даме лестно|журят, | | |

| |быть окруженной |иначе | | |

| |поклонением, и даже ее |поступать | | |

| |супруг небезразличен этой|не следует.| | |

| |славе жены. |Поэтому | | |

| |Правила игры требуют |любая | | |

| |соблюдения определенного |благородная| | |

| |ритуала. Настойчивому и |дама должна| | |

| |верному поклоннику со |показать, | | |

| |временем может быть |что у неё | | |

| |разрешено прикоснуться к |благородное| | |

| |подолу платья Дамы, |сердце, то | | |

| |поцеловать ей руку, даже |есть кротко| | |

| |заключить ее в объятья. |и с | | |

| |Все это – при условии |приличиями | | |

| |послушания Даме, |высказать | | |

| |готовности выполнять ее |свое | | |

| |желания – от чтения |стремление | | |

| |стихов известных |к | | |

| |трубадуров до совершения |совершенств| | |

| |в ее честь подвигов на |ованию, | | |

| |турнирах, в борьбе против|покорности | | |

| |обидчиков ее мужа или же |и | | |

| |в дальних странствиях. |послушанию | | |

| |Нетрудно увидеть, что |перед | | |

| |этот ритуал воспитывал |господином,| | |

| |чувства. Он заставлял |страх и | | |

| |женщину дорожить честью, |боязнь | | |

| |сдерживать чувственность,|ослушаться.| | |

| |требовать от мужчины |Каждая | | |

| |уважения к её личности. |должна быть| | |

| |Воплощение этого идеала в|готова | | |

| |повседневной жизни |выполнить | | |

| |встречалось не часто. Но |любой | | |

| |и оставаясь несбыточным |приказ, | | |

| |идеалом, рыцарский культ |хороший ли,| | |

| |Дамы играл немаловажную |плохой ли –| | |

| |роль. Он вливался в |все равно. | | |

| |процесс высвобождения |И если даже| | |

| |личности и роста |приказание | | |

| |самосознания индивида. |порочно, | | |

| |Все это подготавливало |она не | | |

| |идейные и ментальные |будет | | |

| |предпосылки для изменений|повинна, | | |

| |взаимоотношений полов и |выполнив | | |

| |для улучшения статуса |его, ибо | | |

| |женщины. |вина ляжет | | |

| |В 14 – 15 вв. культ |на | | |

| |благородной Дамы, |господина.»| | |

| |сложившийся в 12- 13 вв.,|[16] «Пред | | |

| |утратил свое влияние. |женской | | |

| |Соотвественно и институт |красотой мы| | |

| |брака в массовой картине |все | | |

| |мира выступает в 14 – 15 |бессильны | | |

| |вв. прежде всего как |стали. | | |

| |средство реализации чисто|Она сильней| | |

| |плотских связей. Для |богов, | | |

| |мужчины такой брак – и |людей, огня| | |

| |утеха, и объект насмешек,|и стали» | | |

| |и вынужденный союз с |(Пьер де | | |

| |«погубительницей рода |Ронсар). | | |

| |человеческого». Церковный|«Здесь | | |

| |брак стал к тому времени |вежество, и| | |

| |бесспорным и неотьемлемым|честь, и | | |

| |элементом принятой модели|чувства | | |

| |поведения. |глубина, | | |

| | |И прелесть | | |

| | |– все навек| | |

| | |отторгнула | | |

| | |могила, | | |

| | |Ты б | | |

| | |красотой | | |

| | |своей и | | |

| | |мертвых | | |

| | |воскресила | | |

| | |– Такая | | |

| | |красота | | |

| | |была тебе | | |

| | |дана» (Пюер| | |

| | |де Ронсар).| | |

| | | | | |

| | |«Юность, | | |

| | |юность, ты | | |

| | |чудесна. | | |

| | |Хоть | | |

| | |проходишь | | |

| | |быстро | | |

| | |путь» (Л. | | |

| | |Медичи). | | |

|Костюм Средневековья |Костюм Возрождения |

|Основным источником отражения |К эпохе Возрождения относится |

|внешнего облика человека и его |расцвет итальянских городов – |

|костюма в изобразительном искусстве|портов Гении и Венеции, |

|являются витражи и скульптура |разбогатевших во время крестовых |

|средневековых соборов, книжная |походов, Флоренция и Милана – |

|миниатюра. |крупных центров производства |

|Рост материальной культуры, развите|шелка. Италия становится в 15 в. |

|науки и техники, новые общественные|законодателем моды среди |

|потребности и эстетические идеалы в|европейских стран. В создании |

|значительной степени определили |итальянской моды принимали участие|

|развитие моделирования и |крупные художники, которые |

|конструирования одежды, которая |разрисовывали ткани, создавали |

|должна была воплощать и выявлять |ювелирные украшения, узоры для |

|эти идеалы. Возникшее различное |кружев (Б. Челлини, Чезаре |

|понимание мужской и женской красоты|Веччелио и др.). |

|потребовало разделения мужской и |Широкий, приземестый силуэт |

|женской одежды. Пропорции костюма |костюма, стремление к большим |

|должны подчеркнуть мужественность |объемам, устойчивые пропорции |

|мужчины и женственность женщины, т.|обнаруживают связь с |

|е. Появляется потребность в |горизонтальными линиями |

|облегающих одеждах. |архитектуры и прикладного |

|Период готики был временем расцвета|искусства эпохи, помогают |

|конструирования и моделирования |воссоздать эстетический идеал |

|одежды, формирования всех видов |красоты человека. |

|кроя, существующих в настоящее |Мужской костюм. |

|время. Появление различных видов |Главным законодателем моды в 15 в.|

|рукавов, юбок (прямых, клешеных, из|была Флоренция. В 16 в. – |

|клиньев), лифов (узких, широких) |Флоренция. Во Флорентийском |

|дало возможность разнообразить |мужском костюме 15 в. применялись |

|ассортимент и модели одежды. |яркие цвета, контрастные |

|Намечаются первые признаки моды. |сочетания, мех, отделка, вышивка. |

|В период раннего средневековья |Преобладающими в костюме были |

|наиболее распространенными |горизонтальные линии, которые в |

|материалами были лен, домотканный |композиции придавали фигуре |

|холст, сукно, мех, кожа, восточный |зрительную устойчивость, а в |

|и византийский шелк. Расцвет |сочетании с живописными |

|ремесленного производства в городах|драпировками – величественную |

|в готический период привел к |простоту. |

|развитию ткачества, расширению |В мужском костюме Венеции |

|ассортимента, качества материала, |значительно реже прибегают к ярким|

|разнообразию их орнаментации. |цветам, тканям, украшениям. Темные|

|Используются набивные и тканые |бархатные одежды расширяются в |

|узоры, рисунок – фантастические |объеме за счет |

|изображения животных и птиц, |конструктивно-декоративные |

|«павлинья перья», часто заключаемые|решения: спушенного плеча, широкой|

|в круги или овалы. |баски и т.д. одежда этого периода |

|Период ранего средневекавья (6-12 |отличается большим разнообразием, |

|в.) |обуславливающимся возрастными, |

|Форма мужского костюма, манера |сословными и имущественными |

|ношения, отделка напоминают |признаками. Большие объемы, пышные|

|византийские. Начиная с 11 в. |формы, применение тяжелых богатых |

|(романский период) форма мужского |тканей, выразительной отделки |

|костюма находиться под влиянием |являются общей чертой костюма 16 |

|рыцарских доспехов. Длинные и |в. |

|широкие одежды сменяются |Во второй половине 16 в. на одежде|

|облегающими и более короткими, т. |появляюися декоративные разрезы, |

|н. «блио». Силуэт блио к 11 – |расположенные по все длине ткани, |

|началу 12 в. характеризуется узкой |они закрепляются подкладкой |

|и покатой линией плеч, |другого цвета, что создает |

|подчеркнутыми линиями груди и |совершенно новую живописную |

|талией и расширением книзу от линии|фактуру костюма в новой цветовой |

|бедер. С конца 12 века цвет одежды |гамме. |

|феодалов начинает следовать цветам |Колористическое решение костюма, |

|герба, разделенного на 2-4 части |пышность его формы (буфированные |

|окрашенные в разные цвета. Так |рукава и баски, широкие, типа |

|возникает мода мипарти, согласно |шали, отложные бархатные или |

|которой отдельные части одежды |меховые воротники, общее |

|(рукава, половины штанов, обувь и |увеличение объема, игра светотени |

|т. д.) окрашивались в различные |в складках, ювелирные украшения – |

|цвета. |цепи, перстни – все это придает |

|Период позднего средневековья |большую художественную |

|(13-15 в. в.) |выразительность фигуре итальянца |

|Мужской костюм развивается на |15-16 в. Культ роскоши, богатство |

|основе 2 силуэтов: прилегающего и |и великолепие становятся |

|свободного. Конструктивные и |характерной чертой Венеции этого |

|декоративные линии подчеркивают |периода. |

|несколько заниженную линию талии. | |

|«Пропорции нового мужского костюма | |

|в сочетании с остроносой обувью | |

|«poulaine» и высоким головным | |

|убором слегка конусообразной | |

|формы.. как бы вытягивали фигуру, | |

|она казалась подчеркнуто гибкой и | |

|ловкой…»[17] для одежды | |

|прилегающего силуэта характерен | |

|пурпуан, детали его кроя повторяли | |

|форму рыцарских лат 14 – 15 в.в., в| |

|конце периода в костюмах такого | |

|типа использовались ватные | |

|прокладки для подчеркивания | |

|мужественноти облика. Остроносая | |

|обувь – пигаш, носочная часть | |

|которой с 14 века становится | |

|утрированно длинной (до 70 см.) | |

|подбиралась в цвет одежды. В | |

|контрасте 2 силуэтов эстетические | |

|качества мужской фигуры были еще | |

|более выразительны. Бархат | |

|становится самой модной тканью. | |

|Прически мужчины носили длинные с | |

|локонами и челкой на лбу. | |

|В женском костюме происходят такие | |

|же изменения, что и в мужском. | |

|Покрывала, как головные уборы | |

|исчезают. Женщины начинают носить | |

|длинные распущенные волосы, или | |

|косы, перевитые парчовыми лентами, | |

|венки с подвязкой под подбородком. | |

|Обувь по форме и материалу | |

|напоминает мужскую. | |

|Позднее средневековье. Удлиненные | |

|пропорции, легкие, изящные, | |

|уходящие ввысь линии готоческой | |

|архитектуры, безусловно, оказывают | |

|влияние на формы костюма позднего | |

|средневековья. | |

|Если прилегающий силуэт в мужской | |

|одежде подчеркивал мужественность, | |

|то в женской, наоборот, - покатые | |

|узкие плечи, хрупкость, красоту | |

|молодой девушки. От талии силуэт | |

|книзу расширялся. В 15 в. пропорции| |

|женского прилегающего костюма | |

|меняются. Линия талии в сюрко | |

|переносится под грудь, появляется | |

|шлейф. Спереди сюрко укороченно, | |

|как бы вздернуто в центре на талии.| |

|–это позволяет видеть украшенный | |

|подол котт и создает определенную | |

|постановку фигуры – животом вперед,| |

|что соответствовало представлениям | |

|о красоте женщины. Костюм дополнен | |

|конусообразным головным убором с | |

|вуалью, высота которого достигала | |

|70 см. | |

|Как мужскому, так и женскому | |

|костюму присуща искусственная | |

|вытянутость форм, в линиях | |

|сказывается особенность «готической| |

|кривой», фигуры приобретают | |

|S-образный силуэт. | |

|Искусство |Искусство |

|Романское искусство12 века, |Для Возрождения характерен культ |

|преисполненное пессимизма, |красоты, прежде всего красоты |

|довольствовалось изображением |человека. Итальянская живопись, |

|животных. В 13 веке рвущаяся к |которая на время становиться |

|счастью готика обратилась к цветам |ведущим видом искусства, |

|и людям. Готическое искусство |изображает прекрасных, совершенных|

|скорее аллегорично, чем символично.|людей. Живопись Раннего |

|В «Романе о Розе» отвлеченные |Возрождения представлена |

|понятия предстают именно в |творчеством Боттичелли |

|человеческом обличье, будь они |(1445-1510), создавшего |

|хорошие или плохие: Скупость, |произведения на религиозные и |

|Старость, Приветливость, Грубость, |мифологические сюжеты, в том чиле |

|Разум, Притворство, Природа. Готика|картины «Весна», «Рождение |

|ещё фантастична, но её |Венеры», а также Джотто |

|фантастичность скорее причудлива, |(1266-1337), освободившего |

|чем отпугивающа. |итальянскую фресковую живопись от |

|Иконография становиться |влияния византийской. |

|нравоучительной., она стремилась |Реалистическую манеру изображения,|

|учить. Жизнь деятельная и жизнь |присущую Джотто, в начале 15 века |

|созерцательная, добродетели и |продолжил и развил Мазаччо |

|пороки, все с человеческими лицами,|(1401-1428). Используя законы |

|распологались в определенном |перспективы, он сумел сделать |

|порядке на порталах соборов, |изображения фигур объемными. |

|украшая их и обеспечивая |Одним из наиболее известных |

|проповедникам иллюстрации к их |скульпторов того времени был |

|нравственным проповедям и |Донетелло (1386-1466), автор ряда |

|поучениям. Разумеется, задача |реалистических работ портретного |

|служить назиданием и раньше всегда |типа, впервые вновь после |

|возлагалась церковью на искусство. |античности представившего в |

|«Живопись,- говорил Гонорий |скульптуре обнаженное тело. |

|Августодунский, - имеет 3 задачи. |Крупнейший архитектор Раннего |

|Первой из них является задача |Возрождения – |

|обучения основам катехезиса, ибо |Брунеллески(1377-1446). Он |

|живопись есть «литература для |стремился сочетать элементы |

|мирян», а 2 другие задачи – |древнеримского и готического |

|эстетическая и историческая». Уже в|стилей, строил храмы, дворцы, |

|1025г. Арраский собор утверждал: |капеллы. |

|«Неграмотные созерцают в живописи |Титаном Высокого Возрождения был |

|то, что они не могут прочесть». |Леонардо да Винчи (1456-1519). |

|Однако первым стремлением было |Леонардо одновременно был |

|произвести впечатление и даже |художником, теоретиком искусства, |

|напугать. Отныне все становилось |скульптором, архитектором, |

|нравоучением: изложение Библии, |математиком, физиком, астрономом, |

|псалтыря. Морализирующие травники |физиологом, анатомом; почти все |

|трансформировали писание в собрание|области науки обогатил гениальными|

|занимательных историй, на которых |догадками. Важнейшие его |

|строилось религиозное восприятие. |художественные работы – «Тайная |

|Эти изменения имели, однако, не |вечеря»- фреска в миланском |

|только положительнле последствие. |монастыре Санта Мария делла |

|«Возможно, самое важноеиз всех |Грацие, а также всемирно известный|

|изменений, и являет нам |портрет молодой флорентийки Моны |

|средневековое искусство, - было то,|Лизы или «Джоконда». |

|что породило – вместе с разумом или|Титаном Высокого Возрождения был и|

|натурализмом – новый взгляд на мир,|великий живописец Рафаэль Санти |

|новую систему ценностей». |(1483-1520), создатель |

|Литература |«Сикстинской мадонны», величайшего|

|Важным элементом художественной |произведения мировой живописи. |

|культуры Средневековья было |Последним великим представителем |

|литературное творчество. Одним из |культуры Высокого Возрождения был |

|наиболее образованных людей своего |Микеланджело Буонаротти |

|времени был Беда Достопочтенный, |(1475-1564) – скульптор, |

|автор первого крупного сочинения по|архитектор и поэт, создатель |

|истории. К доминиканскому ордену |знаменитой статуи Давида, |

|принадлежал философ Средневековья |скульптурных фигуг «Утро», |

|Фома Аквинский (1225 или |«Вечер», «День», «Ночь», |

|1226-1274), сформулировавшего 5 |выполненных для гробниц в капелле |

|доказательств бытия Бога. Высокого |Медичи. Микеланджело расписал |

|развития достигает устная поэзия. |потолок и стены Сикстинской |

|Лучшими образцами её являются |капеллы Ватиканского дворца; одной|

|произведения героического эпоса |из самых впечатляющих фресок |

|Англии и Скандинавии: «Поэма о |является сцена Страшного суда. |

|Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда».|Замечательными художниками этого |

|Весьма важный элемент устного |периода был Джорджоне (1477-1576),|

|творчества –саги, сохранившие |зоздавший знаменитые полотна |

|память народа о действительных |«Юдифь» и «Спящая Венера», и |

|исторических событиях («Сага о |Тициан (1477-1576), воспевавший |

|Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об |красоту окружающего мира и |

|Эрике Рыжем» и др.). |человека. |

|Еще одно крупное направление |Многие живописцы, поэты, |

|художественного творчества – |скульпторы, архитекторы отказались|

|рыцарская литература, получившая |от идей гуманизма, стремясь |

|развитие в период Классического |освоить лишь «манеру» великих |

|Средневековья. Героем ее был |деятелей Возрождения. Наиболее |

|воин-феодал, совершающий подвиги. |крупными художниками, работающими |

|Наиболее известны «Песнь о Роланде»|в стиле маньеризма, были Понтормо |

|Готфридат Страсбургского (Франция),|(1494-1557), Бронзино (1503-1572),|

|рыцарский стихотворный роман |скульптор Челлини(1500-1573). Их |

|«Тристан и Изольда» (Германия), |произведения отличались |

|«Песнь о Нибелунгах» (Германия), |усложненностью и напряженностью |

|«Песнь о моем Сиде» и «Родриго» |образов. В то же время некоторые |

|(Испания) и др. |живописцы продолжают развивать |

|К западноевропейской литературе |реалистическую традицию в |

|относится и распространенная |живописи: Веронезе (1528-1588), |

|рыцарская лирическая поэзия, |Тинторетто (1518-1594), Караваджо |

|воспевавшая образцы верности Даме |(1573-1610), братья Караччи. |

|сердца, ради которой рыцари |Победа Реформации с середине 16 |

|подвергали себя возможным |века вызвала общественный подьем и|

|испытаниям с риском для жизни. |рост национальной культуры. |

|Поэты-певцы,прославлявшие в своих |Замечательного расвета достигло |

|песнях рыцарскую любовь, в Германии|изобразительное искусство. В этой |

|назывались миннезингерами (певцы |области работали знаменитый |

|высокой любви), на юге Франции – |живописец и гравер Альбрехт Дюрер |

|трубадурами, а на севере страны - |(1471-1528), художники Ганс |

|труверами. Наиболее извесные авторы|Гольбейн Младший (1497-1543), |

|– Бертран де Брон (ок. 1140-1215), |Лукас Кранах Старший (1472-1553). |

|Джаурфре Рюдель (1140-1170), Арно |Литература. |

|Даниэль. |У истоков Возрождения в Италии |

|Важнейший памятник английской |стоял великий Данте Алигьери(1265 |

|литературы 13 в. – знаменитые |– 1321), автор «Божественной |

|Баллады о Робин Гуде. |комедии». Данте взял привычный для|

|Итальянская литература представлена|Средневековья сюжет и сумел силой |

|в основном лирической поэзией, т.н.|своего воображения провести |

|«новый сладостный стиль», |читателей по всем кругам Ада, |

|прославляющий любовь к женщине. |Чистилища и Рая; некоторые его |

|Основатель этого стиля – болонский |современники полагали, что Данте |

|поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), |действительно побывал там. Данте, |

|а крупнейшие представители – |Франческо Петрарка(1304-1274) и |

|флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо|Джованни Бокаччо (1313-1375_ - |

|Кавальканти (1259-1300). |знаменитые поэты Возрождения, были|

|Представителями городской культуры |создателями итальянского |

|были Чекко Анджольери, Гвидо |литературного языка. Всемирную |

|Орланди (конец 13 в.). |известность получили сонеты |

|Весьма значительным явлением в |Петрарки на жизнь и смерть иадонны|

|литературном творчестве |Лауры. |

|средневековой Европы была поэзия |В ней сочетал Господь любовь и |

|вагантов (от лат. Vagari – |честь, |

|бродить), родиной которой считается|Очарованьем наделя под стать |

|Франция. Вместе с появлением |Природой красоте – очам на |

|нецерковных школ в 12 веке и |радость. |

|возникает данная субкультура – в |И что-то у нее во взоре есть, |

|форме поэтического творчества |Что в полночь день сиять заставит,|

|учащихся этих школ, бродивших по |засиять, |

|городам и весям. Особенностью |Даст горечь меду и полыни |

|творчества вагантов была его яркая |сладость. |

|антиклерикальная направленность, |Последователем Петрарки был |

|что безусловно вызывало ответные |Бокаччо, автор «Декамерона»- |

|репрессивные меры со стороны |собрания реалистических новелл, |

|церкви. |объединенных общим гуманистическим|

|«Эй, - раздался светлый зов, - |идеалом и представляющих единое |

|началось веселье! |целое. |

|Поп, забудь про часослов! |К концу 15 – первой трети 16 вв. |

|Прочь, монах, из кельи!» |относится расцвет творчества |

|Сам профессор, как школяр, |Ариосто (1474-1537), итальянского |

|Выбежал из класса, |поэта, автора поэмы «Неистовый |

|Ощутив священный жар |Роланд». |

|Сладостного часа. |Выдающимся представителем немецкой|

| |гуманистической литературы был |

| |Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор |

| |сатирического произведения «Письма|

| |темных людей». Крупнейшими |

| |немецками поэтами эпохи Реформации|

| |были Ганс Сакс (1494-1576) и |

| |Иоганн Фишарт (1546-1590). |

| |Крупнейшим представителем культуры|

| |Возрождения в Нидерландах был |

| |Эразм Роттердамский (1496-1536)., |

| |ему принадлежит «Похвала |

| |глупости». |

| |Величайшей фигурой английского |

| |Возрождения был Вильям Шекспир |

| |(1564-1616), создатель трагедий |

| |«Гамлет», «Король Лир», «Отелло», |

| |исторических пьес «Генрих |

| |VI»,«Ричард 111», сонетов. |

| |В Испании в жанре плутовского |

| |романа впервые выступил Фернандо |

| |де Рохас, автор трагикомедии |

| |«Селестина», его продолжил Мигель |

| |де Сервантес (1547-1616), автор |

| |«Дон-Кихота». Основоположник |

| |испанской драмы Лопе де Вега, |

| |автор «Собака на сене», «Учитель |

| |танцев». |

| |Во Франции представителем |

| |гуманизма был Француа Рабле |

| |(1494-1553), автор сатирического |

| |романа «Гаргантюа и пантагрюэль». |

| |Направление «Плеяды» возглавляли |

| |знаменитые поэты Пьер де Ронсар |

| |(1524-1585) и Жоакен Дю Белле |

| |(1525-1565) |

| |До той поры, как в мир любовь |

| |пришла |

| |И первый све из хаоса явила, |

| |Не созданы, кишели в нем светила |

| |Без облика, без формы, без числа… |

Список используемой литературы:

1. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» М. «Прогресс» 1992г.

2. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение.

М. «Наука» 1988г.

3. «Средневековая Европа глазами современников и историков». М.

«Интерпракс» 1994г. 3 – 4 т.

4. «Культура и искусство средневекового города»

под ред. И. П. Русанова М. «Наука» 1984г.

5. «Искусство» И.Д.Д. Москва «Аванта+»1999г. (стр.222 – 260; 402 – 480)

6. Л. М. Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». М.

«Наука» 1978 г.

7. «Средневековое городское право XII – XIII веков. Сборник текстов. Под

ред. С. М. Стама. Саратов 1989

8. «Всемирная история». Крестовые походы. У истоков Ренессанса. М.-Минск

1999 г.

9. А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. «История Средних веков». М.

«Интерпракс»1994 г.

10. А. К. Дживелегов «Рабле» Вступительная статья. «Гаргантюа и

Пантагрюэль». Рабле Ф. М. «Правда». 1981 г.

11. М. Н. Мерцалова «История костюма» М. 1972 г.

12. «Культурология. История мировой культуры» под ред А. Н. Марковой. М.

1998г.

13. «Культура и общество Западноевропейского Средневековья». Лучицкая С.И..

– М.: Интерпакс,1994.

14. «Культура эпохи Возрождения.» Мирецкая Н.В. Мирецкая Е В.– М.:

Просвещение,1996

-----------------------

(

[1] см сноску № 2 стр.82

[2] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».

«Наука». 1978г. стр 79.

[3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1996. - С –

185.

[4] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».

«Наука». 1978 г. с.47

[5] «Песни трубадуров.» песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности.

М. 1979 г. стр. 182-183.

[6] А. Я. Гуревич «Культура Средневековья» стр 300-301

[7] См. сноску №2.

[8] Цит. По: Рабинович. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.

М., 1979 стр. 347.

[9] См. сноску №2.

[10] См. письмо Поджио Браччолини к Гуарино (1416 г.) см. сноску №2

[11] см. сноску № 2 стр. 31.

[12] См. сноску № 1 стр 59.

[13] «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов 14 –

15 вв. под ред. Ю. Л. Бессмертного. Стр. 218 –229. М 1991г.

[14] см сноску №10 стр 257-260

[15] см сноску №10 стр 139-142 «Стриженный луг»

[16] см сноску №10 «Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание

дочерям»

[17] Мерцалова М.Н. «История костюма». М.,1972 г. стр 32.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.