РУБРИКИ |
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения |
РЕКЛАМА |
|
Сравнительный анализ культуры Средневековья и ВозрожденияСравнительный анализ культуры Средневековья и ВозрожденияСамарский Государственный Университет Контрольная работа по истории культуры 4семестр студентки второго курса социологического факультета группа: культурологи и Борода М. В. Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В. Самара2000/2001 гг. Культура Средневековья и Возрождения. 1. Дайте сравнительную характеристику типологических черт культуры Средневековья и Возрождения. 2. Продемонстрируйте отличия картины мира и образа человека Средневековья и Возрождения на материале художественных произведений указанных периодов. |Про|Средневековье |Тексты |Тексты |Возрождение | |стр|История | | | | |анс|западноевропейского |Земля: «… -|«Взгляните|Темп жизни ускоряется, и | |тве|средневековья - это в |и видел |на |резко меняется сама оценка| |нно|первую очередь история |этот шар |огромную |времени. Теперь же | |-вр|новых народов, ступивших |столь |машину |отношение к нему деловых | |еме|на историческую арену в |жалким, что|мира, |людей можно определить | |нны|эпоху заката древнего |не мог не |сработанну|словами одного из них: | |е |мира. Контрасты |усмехнуться|ю и |«Время – дорого стоящая | |пон|общественной жизни Европы|». |установлен|вещь для купцов». | |яти|того времени, бесконечные|Данте |ную для |Рождалось | |я. |войны, стихийные |«Божественн|творения и|индивидуалистическое | | |бедствия, эпидемии |ая комедия»|процветани|сознание, давшее мощный | | |наложили неизгладимый | |я всех |импульс формированию | | |отпечаток на | |сотворенны|идеологии Возрождения. | | |мировоззрение, культуру и| |х вещей… |Французское Возрождение | | |искусство. Особое место в| |Круглое |очень скоро утратило свой | | |средневековом мире | |небо, |беспечно жизнерадостный, | | |занимала религия. На | |украшенное|языческий характер, | | |развалинах римской | |столькими |благодаря возгоревшейся | | |империи христианская | |звездами, |религиозной борьбе, | | |церковь приступала к | |а |подобно тому, как это | | |обращению народов в свою | |посередине|случилось в Германии. Во | | |веру. Возникающие в самых| |земля… |Франции Возрождение | | |глухих уголках Европы | |держащаяся|начиналось, как ив Италии,| | |церкви и монастыри | |собственны|классическими занятиями и | | |становились центрами | |м весом, |новеллистикою. То и другое| | |новой культуры. Там, в | |солнце, |отражало общественный | | |основном, и создавались | |которое, |рост: служило ответом на | | |выдающиеся произведения | |кружась, |культурные запросы | | |нового стиля | |освещает |буржуазии, но буржуазии, | | |В структуре Дантовой | |все… луна,|не ставшей еще «буржуазно | | |«Комедии» отражена в | |получающая|ограниченной».Яростный | | |основном средневековая | |от него |напор кальвинизма нарушил | | |картина мира (в которую | |свет… и |спокойное течение | | |была включена система | |остальные |культурного процесса, и , | | |Птоломея): Земной шар | |пять |начиная с Лефевра | | |является неподвижным |«Мы |звезд, |д,Эстапль, гуманизм стал | | |центром Вселенной, а |вернемся в |которые |насыщатся религиозными | | |Солнце - одной из планет,|лес, |ровно |интересами. Выяснить свое | | |вращающихся вокруг Земли.|который |следуют |отношение к католицизму и | | |В Северном полушарии |прикроет и |тому же |протестанству стало | | |находился Ад в виде |защитит |пути….» |обязательным для всякого | | |постепенно сужающейся |нас. Идем, |Кастильоне|гуманистически | | |воронки (возникшей в |милая |«Кортеджиа|образованного писателя. | | |результате низвержения с |Изольда!… |но» |Филология была основным | | |небес богом Люцифера – |Они идут | |инструментом и фундаментом| | |сатаны). Её остриё, « где|через | |гуманизма. Безыпречное | | |гнет всех грузов отовсюду|высокие | |владение «обоих языков», и| | |слился» (Ад,34,111), |травы и | |особенно искусное владение| | |является центром и Земли,|вереск, и | |классической латынью, | | |и Вселенной. Отсюда ход в|вот уже | |составляло условие | | |камне ведёт на |деревья | |репутации гуманистов; иные| | |поверхность Южного |смыкают над| |только на этом строили | | |полушария, где |ними свои | |репутацию. Хотя память в | | |расположена гора |ветви, и | |известном смысле совпадала| | |Чистилища, которую |они | |с культурой именно в | | |окружает океан. Вершина |скрываются | |средние века (как и во | | |горы представляет собой |за густой | |всяком обществе, | | |Земной Рай – Эдем. |листвой». | |ориентированном на | | |Небесный Рай находится на|«Садитесь |«О дивное |авторитет традиционного | | |9 небесах – это сферы |на коня и |и |прошлого, заветной | | |Луны, Меркурия, Венеры, |поезжайте в|возвышенно|мудрости, священного | | |Солнца, Марса, Юпитера, |лес. Вы там|е |писания, на готовые | | |Сатурна, неподвижных |развеете |назначение|образцы и формулы) и хотя | | |звезд и, наконец, девятая|свою |человека, |ренессансное мышление | | |сфера – Эмпирей, |печаль, |которому |сохраняло отчасти | | |перводвигатель; здесь |увидите |дано |средневековые свойства, | | |находится Райская роза, |травы и |достигнуть|все же в характере и | | |отсюда свет и движение |цветы». |того, к |фунциях культурной памяти | | |передаются всем остальным| |чему он |происходило существенное | | |сферам. | |стремиться|изменение. Оно состояло | | |Страна короля Марка | |, и быть |прежде всего в | | |(«Тристан и Изольда») – |«Я не |тем, чем |серуляризации памяти, | | |вовсе не легендарная |царствую, я|он |устремленной к «языческой»| | |земля, созданная |буду |хочет!». |мудрости и красноречию. | | |воображением трувера. Это|царствовать|Пико делла|Следовательно память | | |физическая реальность |, я |Мирандола.|приобщала не к | | |средневековья. Долгое |царствую, я| |надвременной истине, а к | | |время средневековый Запад|царствовал.| |истине, развернутой в | | |оставался скоплением |.» (14 в.) | |истории.память не | | |поместий, замков и | | |приковывает к тексту, а | | |городов, возникших среди | | |освобождает. Если | | |невозделанных и пустынных| | |собственные мысли | | |пространств. В лес | | |нуждаются в опоре на | | |удалялись вольные или | | |чужие, зато чужое | | |невольные адепты бегства |« Мы видим,| |становится своим, | | |от мира: отшельники, |что мир | |заимствование сливается с | | |любовники, странствующие |дряхлеет, | |творчеством; помнить здесь| | |рыцари, разбойники, люди |угасает и, | |означает не только знать, | | |вне закона. Для крестьян |если можно | |но и уметь жить в | | |и мелкого трудового люда |так | |античности, отождествлять | | |лес был источником |сказать, | |себя с нею и свободно | | |дохода. Но из леса |готов уже | |распоряжаться античной | | |выходила и угроза, – он |испустить | |культурой. Больше всего | | |был средоточием |дух». О. | |тогда ценили именно | | |вымышленных или |Фрейзингенс| |способность претворять | | |действительных |кий 12 в. | |классическую эрудицию в | | |опасностей, тревожным |« Ной, | |непосредственное действие | | |горизонтом средневекового|Авраам и | |и жизненные формы. В этом | | |мира, границей, «ничейной|Давид – | |смысле Ренессанс предстает| | |землей». Собственность |имена Богом| |как проникнутая | | |как материальная или |любимые. Их|«Не думай,|возвышенной серьезностью | | |психологическая |времена |о |игра в античность. | | |реальность была почти |Славны и |Пеллегрино|Ренессансный тип мышления,| | |неизвестна в средние |доблестны. |, что |как известно, отнюдь не | | |века. Каждый человек не |Ныне одна |бежать от |характеризовал синхронную | | |только имел над собой |Дряхлость и|толпы, |ему итальянскую культуру в| | |господина или кого-то |хрупкость, |стараться |целом и не выступал как | | |обладающего более мощным |упадка |не видеть |нечто тождественное ей. | | |правом, кто мог насильно |волна. |прекрасные|Этот тип мышления, в | | |лишить его земли, но и |Все |вещи, |отличие от средневековрй | | |само право признавало за |размывает, |запираться|религиозности, не имел | | |синьором легальную |все губит |в |общеобязательной силы. | | |возможность отнять у |она!» |монастыре |Ренессансная культура была| | |серва или вассала его |(Жития |и |более или менее элитарна и| | |земельное имущество. |Алексея, |укрываться|не могла быть иной в виду,| | |Не только материальный |человека |в скиту – |по крайней мере, двух | | |интерес не удерживает |Божьего |это и есть|простых причин: новизны и | | |большинство из них дома, |11в.) |путь к |учености. Тем не менее | | |но сам дух христианской |И радость, |совершенст|нельзя отрицать, что | | |религии выталкивает их на|и веселье |ву. Ты |импульсы, шедшие из все | | |дороги. Средние века |угаснут до |действител|городской пополанской | | |эпоха пеших и конных |зари, - об |ьно |толщи, и встречные | | |странствий. Средневековая|этом нынче |веришь, |импульсы гуманистической | | |дорога была удручающе |всякий со |что богу |среды глубоко проникали | | |долгой, медленной (прямые|страхом |угодней |друг в друга. Ренессансная| | |римские дороги были |говорит. |одинокий и|интеллигенция смогла | | |практически разрушены). |Дрожат |бездеятель|прекрасно ответить на | | |Лес, дорога и моря |перед |ный Павел,|широкие социальные запросы| | |возбуждали чувства |грядущим – |чем |и, в свою очередь, | | |средневековых людей, они |богатый и |трудолюбив|перерасти их, создав | | |воздействовали на них не |бедняк… |ый Адам?..|громадный исторический | | |столько своими реальными |Конец не за|Спасаясь |задел. Мир трехмерный – | | |аспектами и подлинными |горами! |от мира, |объемный, осязаемый – | | |опасностями, сколько |Клянусь вам|ты можешь |открыт вновь, победно | | |символами, которые они |– это так!…|низвергнут|утвержден кистью | | |выражали. Лес – это |(Пер. Д. А.|ься с неба|художника, и новому | | |сумерки или, как в |Коцюбинског|на землю, |человеку –надлежит | | |«детской песне» |о) |в то |украсить, облагородить | | |миннезингера Александра | |время, как|его. Воображение людей | | |Странника, век с его | |я, |Возрождения оставалось еще| | |иллюзиями; море – земной | |оставаясь |в рамках средневекового, | | |мир и его искушения; | |посреди |но жажда познания и | | |дорога – поиски и | |земных |экономического процветания| | |паломничество. Этому | |вещей, |городов а также | | |смешению пространства или|« Молодежь |смогу |религиозный фактор | | |пространственной |более |возвысить |открывают им новый мир, с | | |непрерывности, которая |ничему не |свое |помощью техники они | | |переплетала и соединяла |желает |сердце от |расширяют свои горизонты. | | |небо и землю, |учиться, |земли к |Культура Возрождения есть | | |соответствовала |наука в |небу». [1]|локальное по масштабам | | |аналогичная непрерывность|упадке, | |(только Западная Европа и | | |времени. Время – лишь |весь мир | |только высшие сферы | | |момент вечности. Оно |стоит вверх| |культурной деятельности – | | |принадлежит одному Богу и|ногами, | |главным образом литература| | |может быть только |слепцы | |и изобразительное | | |пережито. Овладеть |ведут | |искусство), но глобальное | | |временем, измерить его, |слепцов и | |по последствиям явление | | |извлечь из него пользу |заводят их | |мировой культуры. Его | | |или выгоду считалось |в трясину, | |специфику составляет | | |грехом. Урвать у него |осел играет| |совмещение двух | | |хоть одну частицу – |на лире, | |противоположенных | | |воровством. Это |быка | |импульсов: | | |божественное время |танцуют, | |традиционалистского (что | | |непрерывно и линейно. Оно|батраки | |выразилось в отношении к | | |отличается от времени |идут | |античной культуре как | | |философов и ученых |служить в | |абсолютной норме) и | | |греко-римской античности,|войско.… | |нновационного (что | | |которые, если и не |То, чего | |выразилось в обострении | | |исповедовали единый |прежде | |внимания к культурному | | |взгляд на время, |стыдились, | |смыслу индивидуальной | | |прельщались все же в той |ныне | |деятельности). | | |или иной мере |превозносит| |Древняя мифологическая | | |представлением о |ся. Все | |концепция знания как | | |постоянно возобновляемом |отклонились| |тайны, открытой лишь | | |циклическом времени, |от своего | |немногим избранным, была с| | |вечном круговороте. Такое|пути».. ( | |интузиазмом воспринята и | | |время было и постоянно |Е. Куртис) | |преломлена Возрождением, | | |новым, исключающим всякое| | |конечно, не случайно. Она | | |повторение, ибо нельзя | | |прекрасно соответствовала | | |войти дважды в одну и ту | | |структуре ренессансного | | |же воду, и постоянно | | |мироощющения, | | |схожим. Это представление| | |противоречиво | | |оставило свой след в | | |устремленного к переносу | | |средневековой | | |абсолюта в естественную | | |ментальности.( Наиболее | |«Есть три |плоскость и к космическому| | |очевидным и действенным | |вещи, |возвышению земного и | | |его пережитком среди всех| |которые |человеческого естества. | | |циклических мифов был миф| |человек |Отсюда в зрелом | | |о колесе Фортуны. Тот, | |может |ренессансном искусстве | | |кто сегодня возвышен, | |назвать |постоянная и гармоничная | | |завтра будет унижен, а | |принадлежв|двойственность | | |того, кто ныне пребывает | |щими себе;|божественно-значительного,| | |внизу, поворот Фортуны | |они |ученого, символического | | |скоро вознесет на самый | |дарованы |смысла и полнейшей | | |верх. Образ колеса | |природой |телесной достоверности | | |Фортуны, идущий, | |со дня |изображения. | | |несомненно, от Боэция, |«Все, что |рождения и|Объединяющим моментом для | | |пользовался в средние |умрет, и |«до |всей образованной Европы | | |века удивительным |все, что не|последнего|была латынь,она объединяла| | |успехом. В это внесли |умрет, - |дня |не только в пространстве, | | |свою лепту тексты и |Лишь |никогда не|но и во времени. Сочинять | | |иллюстрации энциклопедий |отблеск |разлучаютс|на чистом языке Цицерона и| | |12 – 13 вв. Миф о колесе |Мысли, коей|я с тобой»|Квинтилиана – значило | | |Фортуны занимал важное |Всемогущий |(не |включать написанное в | | |место в духовном мире |Своей |отделяются|великую историческую | | |средневекового Запада. |Любовью |от тебя). |традицию, в не прерывный | | |Однако ему не удалось |бытие дает»|Во-первых,|культурный ряд, облекать | | |помешать средневековой |Данте. |это душа, |свой труд в бронзу и | | |мысли отказаться от идеи |«Рай», XII.|ибо «хочет|мрамор, приобщать к | | |круговорота и придать | |фортуна |вечности. Соотношение | | |времени линейное, не | |или не |народного и ученого языков| | |круговое направление. |«Земную |хочет, но |более или менее отвечало | | |История имеет свое начало|жизнь, |душа |оппозициям времени и | | |и конец – таков главный |пройдя до |остается |вечности, тела и души, | | |тезис. Эти главные точки,|половины, |внутри |обыденности и | | |начало и конец, являются |я очутился |нас». |сублимированности, | | |одновременно позитивными |в сумрачном|Во-вторых,|невозделанности и | | |и нормативными, |лесу, |это |искусства, неотесанности и| | |историческими и |утратив |«инструмен|значительности, vulgus и | | |теологическими. Вот |правый путь|т души», |sapientes. Гуманистическое| | |почему хроники начинались|во тьме |тело, : |понимание времени ведет | | |с сотворения мира, с |долины…» |«оба они, |происхождение от его | | |Адама, и, если они |Данте. |душа и |сакрального смысла. Время | | |останавливались на том |«Ад», I. |тело – |– ристалище добродетели. | | |времени, когда писали | |наши». «А |Не растрачивать его | | |хронисты, под их истинным| |что же за |впустую – значит, | | |окончанием всегда | |третья |собственно не упускать ни | | |подразумевался Страшный | |(вещь)? – |единой возможности, | | |суд. Время для клириков | |спрашивает|пренебрегая суетным и | | |Средневековья и тех, кто | |Лионардо, |внешним, возвысить душу и | | |находился под их | |собеседник|сделать хоть малый шаг к | | |воздействием, было | |Джанноццо.|славе, к земному | | |историей, которая имела | |«Э! Вещь |бессмертию. “Время | | |определенное направление.| |драгоценне|гуманистов” не только | | |Однако она шла по | |йшая! Она |продолжало сакральную | | |нисходящей линии, являла | |в большей |традицию, оно и резко | | |собой картину упадка. В | |мере |отличалось от нее, делая | | |непрерывность | |(принадлеж|время конкретным | | |христианской истории | |ит) мне, |достоянием индивида, | | |вмешивались различные | |чем эти |снимая диализм бренного | | |факторы периодизации. | |руки и |времени и трансцендентной | | |Одной из наиболее | |глаза». |вечности, возвышая | | |действенных схем было | |«Никоим |самоосуществление личности| | |разделение времени по | |образом |и ее краткий жизненный | | |дням недели. Макрокосм, | |она не |срок как посюстороннее | | |вселенная, проходит, как | |может быть|торжество божества в | | |и микрокосм, человек, | |твоей»; |человеке. Тем самым время | | |через 6 возрастов как 6 | |это |приобрело неслыханную | | |дней недели: от | |«время, |активность, оно стало | | |сотворения Адама до | |мой |“героическим”. | | |потопа, от потопа до | |Лионардо, |Ренессансное “время | | |Авраама, от Авраама до | |время, |гуманистов” возникло на | | |Давида, от Давида до | |дети мои».|скрещении 2 ранее | | |вавилонского пленения, от| | |известных мировосприятий, | | |вавилонского пленения до | |«Если кто…|“времени купцов” и | | |Рождества Христова, от | |использует|“времени церкви”, | | |Христа до конца света. | |время в |перевоплотившихся в нечто | | |Таковы же и шесть | |учении, |совсем третье, иное и | | |возрастов человека: | |размышлени|необычное. Отношение | | |детство, юность, | |и и в |гуманистов к времени было | | |молодость, зрелость, | |занятиях |деловым вне дела и | | |старость и дряхлость (7; | |достохваль|сакральным вне культа. Оба| | |14; 21; 50; 70; 100 лет | |ными |свойства, устремляясь | | |или смерть). Шестой | |–вещами, |навстречу и соединяясь, | | |возраст, которого достиг | |тот делает|меняли друг друга. Это | | |мир, есть, стало быть, | |время |вообще показательно для | | |возраст дряхлости. | |своим; а |двойственно-целостной | | |Средневековое мышление и | |кто |структуры ренессансного | | |чувствование были | |упускает |стиля мышления. Время | | |проникнуты глубочайшим | |час за |теряют, не употребляя его,| | |пессимизмом. Мир стоит на| |часом в |и оно достанется тому, кто| | |грани гибели, на пороге |«Творец |безднлье, |сумеет употребить его ради| | |смерти. Тот же |зовется |без |“телесных благ и душевного| | |погребальный звон слышен |творцом по |всякого |счастья”. Время – | | |и в поэзии вагантов. |отношению к|благородно|естественное и | | |Однако в этом необратимом|Своим |го |прирожденное достояние | | |процессе упадка, |тварям |занятия, |человека. Но, в отличие от| | |единственном направлении |подобно |тот, |души и тела, оно дано | | |истории, были если не |тому, как |конечно, |человеку как чистая | | |купюры, то по крайней |господин |его |возможность, реализация | | |мере привилегированные |зовется |теряет». |которой всецело зависит от| | |моменты. Линейное время |господином |Л.Б. |доброй воли человека. | | |было разрезано надвое в |по |Альберти |Для ранних гуманистов | | |главном пункте: |отношению к|«О |культура была, во-первых, | | |воплощении Господа. В 6 |своим |семье»[2] |путем к общественному | | |веке Дени Малый заложил |слугам» | |благу, во-вторых, путем к | | |основы христианской |Блаженный | |самоформированию | | |хронологии, которая вела |Августин. | |целостного человека; | | |счет времени с | | |в-третьих, путем к богу. | | |отрицательным и | | |Три значения культуры | | |положительным знаком от | | |совпадали. Знание вело к | | |Рождества Христова: до и | | |бессмертию. Высокое | | |после Иисуса Христа. | | |Возрождение, не | | |Судьба людей | | |отказываясь от этого | | |представлялась совершенно| | |исходного представления, | | |разной в зависимости от | | |подчеркнуло связь знания с| | |того, по какую сторону от| | |местом человека в | | |этого центрального | | |мироздании. | | |события они жили. Кроме | | |Открытие мира не могло | | |как многочисленным |«Таким | |происходить без карт, | | |ветхозаветным |образом, | |пусть самых примитивных, | | |праведникам, спасение |две части | |т.к. в каталонском атласе | | |было уготовано также |мира | |(1375 г.) по-прежнему | | |нескольким популярным |наступают | |Иерусалим помещают в | | |персонажам античности, |на третий, | |центре мира, но этот атлас| | |которых священное |и Европа, | |уже более точно отражает | | |предание исторгло |которая | |картину нашей планеты. А | | |окольным путем из ада. |все-таки не| |существованию современной | | |Но, как правило, |признает | |картографии мы обязаны | | |персонажи античной |вся целиком| |Португалии, т.к. с XV в. | | |истории были осуждены на |Христова | |на картах начали | | |забвение. Они разделили |имени, | |изображать широты, | | |судьбу тех идолов, |должна | |определяемые на основе | | |которых средневековое |сражаться | |наблюдений за солнцами и | | |христианство вычеркнуло |против двух| |звездами. | | |из своей памяти как « |других» | |Также, чтобы бороздить | | |отклонение от истории». «|(«Путь | |просторы Атлантики, | | |Вандализм» средневекового|паломников»| |необходимы суда другого | | |христианства – независимо|). | |типа – каравеллы, хорошо | | |от того, был ли он | | |управляемые судна при | | |направлен против | | |встречном ветре, | | |античного язычества или | | |изобретенные португальцами| | |средневековых ересей, | | |в XVв. Позже появляются | | |книги и памятники которых| | |более крупные виды судов –| | |беспощадно уничтожались, | | |нефы и галионы. | | |- представлял собой лишь | | |Колонизация завоеванных | | |одну из форм того | | |земель являлась | | |исторического | | |преимущественно | | |тоталитаризма, который | | |государственной политикой,| | |побуждал вырывать с | | |хотя большую роль играла и| | |корнем все сорняки на | | |частная инициатива, за | | |поле истории. Священная | | |счет нее государство | | |история начиналась с | | |обогащалось. Также темпы | | |первичного события: акта | | |колонизации были | | |творения. Самая | | |результатом устремлений | | |популярная библейская | | |различных слоев и | | |книга «Бытие», вернее её | | |соперничества между | | |начало, которое | | |буржуазией и дворянством. | | |трактовалось как | | |Но колонизация связана с | | |шестидневная история, | | |религиозным фактором. | | |«Hexameron». Под | | |Церковь и миссионеры | | |естественной историей | | |сыграли большую роль в | | |понималось сотворение | | |обучении туземцев, но | | |неба и земли, животных и | | |также распространение | | |растений; под | | |христианства повлекло за | | |человеческой -–прежде | | |собой уничтожение | | |всего история главных | | |индейской цивилизации. | | |действующих лиц, ставших |«Подобает | |Итак, мир оказался | | |основой и символами |теперь | |объемнее, чем думали до | | |средневекового гуманизма,|повести | |этого. Европа встретилась | | |Адама и Евы. История |речь о | |с народами, о которых она | | |определялась |реке, | |ничего не знала. Появление| | |драматическим |которая | |европейцев было подобно | | |происшествием, из |пересекает | |взрыву, от которого | | |которого проистекало все |Египет и | |некоторые туземные | | |остальное: искушением и |вытекает из| |общества пострадали, но со| | |первородным грехом. Затем|земного | |временем превосходство | | |история как бы |рая…. В том| |Европы сменится взаимным | | |разделялась на 2 большие |месте, где | |влиянием, а конфронтация | | |створки: сакральную и |Нил | |цивилизаций – более | | |мирскую, причем в каждой |проникает в| |глубоким | | |господствовала одна |Египет, | |взаимопроникновением | | |главная тема. В |местные | |внутри единой человеческой| | |сакральной истории такой |жители | |семьи. | | |доминантой было |имеют | |Мир создан Богом, он | | |предвозвестие. Ветхий |обыкновение| |бесконечен, время - | | |завет возвещал Новый в |расставлять| |необратимый, непрерывный | | |доходившем до абсурда |по вечерам | |исторический процесс, а | | |параллелизме. Каждый |сети, а по | |обожествленный человек | | |персонаж и эпизод имели |утру | |должен владеть им, чтобы | | |свои соответствия. Эта |находят в | |творить. С изобретением | | |тема пробилась в |них | |часов для итальянской | | |готическую иконографию и |драгоценные| |торгово-промышленной среды| | |расцвела на порталах |предметы,… | |была характерна привычка | | |кафедральных соборов, в |имбирь, | |вести точный отсчет | | |фигурах ветхозаветных |ревень, | |времени и не упускать его | | |пророков и евангельских |алоэ и | |попусту. «Время купцов» – | | |апостолов. В ней |корицу. | |это расчетливость, время | | |воплотилось основное |Говорят, | |гуманистов – расчетливость| | |свойство средневекового |что эти | |в осуществлении целей, | | |восприятия времени: через|пряности | |далеких от утилитарного | | |аналогию, как эхо. В |происходят | |расчета. Гуманистическое | | |мирской истории |из земного | |восприятие времени ведет | | |господствовала тема |рая, падая | |отсчет от сакрального | | |перехода власти. |под ветром | |смысла. «Время гуманистов»| | |Проникнутая страстным |с райских | |пронизано, как и «время | | |национальным чувством |деревьев…. | |монахов» в Средневековье, | | |концепция перехода власти|Они | |жаждой высшей мудрости и | | |внушала прежде всего |рассказали,| |избранничества. Время – | | |средневековым историкам и|что дошли | |ристалище добродетели | | |теологам веру в подъем |до великого| |(virtus). Не растрачивать | | |Запада. Эта упрощенная и |нагроможден| |впустую время – значит не | | |упрощающая концепция |ия скал, на| |упускать ни единой | | |имела, однако, ту |которое | |возможности возвести душу | | |заслугу, что она |невозможно | |и сделать хоть малый шаг к| | |связывала историю и |было | |славе, бессмертию земному.| | |географию и подчеркивала |добраться. | |Но “время гуманистов” | | |единство цивилизации. |С этой горы| |делалось конкретным | | |Средневековые |падала | |достоянием индивида, | | |христианские мыслители |река, и им | |снимая дуализм бренного | | |пытались остановить |показалось,| |времени к трансцендентной | | |историю, завершить её. |что на ее | |вечности, возвышая | | |Феодальное общество с его|вершине | |самоосуществление личности| | |2 господствующими |росло | |и ее краткий жизненный | | |классами, рыцарством и |множество | |срок как посюстороннее | | |духовенством, |деревьев…» | |торжество божества в | | |рассматривалось как конец|Жуанвиль в | |человеке. Время приобрело | | |истории. Схоласты |рассказе о | |неслыханную активность, | | |старались обосновать и |VII | |оно стало “героическим”. | | |укрепить представление об|крестовом | |“Время гуманистов” | | |остановке истории, исходя|походе. | |возникло на скрещении двух| | |из того, что историчность| | |ранее восприятии “времени | | |обманчива и опасна, а | | |купцов” и “времени | | |подлинную ценность имеет | | |церкви”. Они вносили в | | |одна лишь вневременная | | |свои “труды” отрешенность | | |вечность. 12 век был | | |и возвышенность, а в | | |заполнен борьбой между | | |“досуги” – неутомимую | | |сторонниками учения о | | |деловитость. “Время | | |постепенно открываемой | | |гуманистов” было деловым | | |истине (« Истина – дочь | | |вне дела и сакральным вне | | |времени»,- сказал якобы | | |культа. | | |Б. Шартрский) и | | |Время для человека | | |приверженцами теории | | |Возрождения – “истребитель| | |неизменной истины. | | |вещей”; все изменяется, | | |Марк Блок нашел | | |преображается, глаз | | |поразительную формулу, | | |воспринимает лишь то, что | | |которая резюмировала | | |рождается перед человеком | | |отношение средневековых | | |в данный миг, “ибо в | | |людей ко времени: полное | | |следующий время уже | | |безразличие. Это | | |совершит свое неизбежное и| | |безразличие выражалось у | | |необратимое | | |скупых на даты хронистов | | |дело”.[3]Человеку | | |в неопределенных | | |открылась неустойчивость, | | |выражениях типа «в это | | |текучесть видимого мира: | | |время», «тем временем», | | |время быстротечно, и | | |«вскоре после этого». | | |отсутствует вера в | | |Смешение времен было в | | |грядущий день, т.к. | | |первую очередь | | |понимает свою | | |свойственно массовому | | |беспомощность перед | | |сознанию, которое путало | | |громадой бесконечной жизни| | |прошлое, настоящее и | | |и космоса. Но это | | |будущее. Это смешение | | |уравновешивается | | |проявлялось особенно | | |безграничной верой в | | |отчетливо в стойкости | | |победу гармонии и красоты| | |чувства коллективной | | |человека, который не | | |ответственности. Все ныне| | |потерял еще чувства меры, | | |живущие люди отвечают за | | |т.е. чувства своей | | |проступок Адама и Евы, | | |фактической | | |все современные евреи | | |неограниченности. | | |ответственны за страсти | | |Антропоцентризм отличался | | |Христовы, а все | | |артистичным характером, | | |мусульмане – за | | |человек мыслил себя в | | |магометову ересь. | | |первую очередь творцом и | | |Крестоносцы конца 11 века| | |художником, наподобие той | | |считали, что они | | |абсолютной личности, | | |отправляются за море, что| | |творением которой он себя | | |бы покарать не потомков | | |сознавал. Чтобы полностью | | |палачей Христа, а самих | | |проявить свои возможности,| | |палачей. Равным образом и| | |ему надлежало обеспечить | | |долго сохранявшийся | | |для своей деятельности | | |анахронизм костюмов в | | |наиболее благоприятные | | |изобразительном искусстве| | |условия в уделенный ему | | |и театре свидетельствует | | |для жизни срок. Характер | | |не только о смешении | | |этого человека, | | |эпох, но о чувстве и вере| | |пытавшегося сбросить все | | |средневековых людей в то,| | |нормы, состоит во | | |что все существенное для | | |всепоглощающем стремлении | | |человечества является | | |к истине, в каком-то даре | | |современным. Каждый год | | |предвидения. Для него было| | |на протяжении тысячелетий| | |мало природы, то ли в виде| | |литургия заставляла | | |извечной и прекрасной | | |христиан заново | | |данности, то ли в виде | | |переживать сжатую в ней с|« Дивная | |результатов творения | | |необычайной силой |Мине рва | |надприродной личности. | | |священную историю. Здесь |обходит | |Мир в эпоху Возрождения | | |мы имеем дело с |разные | |представляется открытым, | | |магической ментальностью,|нации и | |прекрасным, безграничным, | | |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, | | |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:| | |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы | | |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт | | |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся | | |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие | | |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность| | |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на| | |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и | | |такова реальность для |видим, что | |возвышенности | | |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и | | |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для | | |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не | | |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,| | |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть| | |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха | | |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает | | |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на | | |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий | | |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему | | |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, | | |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого | | |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек | | |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, | | |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над | | |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит | | |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, | | |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе | | |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем | | |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него | | |оставались либо |его из | |различных форм и образов. | | |связанными с капризами |островов, | | | | |природы – таковы |микрокосма | | | | |солнечные часы, либо |Вселенной».| | | | |определяли лишь отдельные|Ричард | | | | |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | | | |песочные или водяные | | | | | |часы. Использовались и | | | | | |заменители часов, которые| | | | | |не измеряли время в | | | | | |цифрах, но определяли | | | | | |конкретные временные | | | | | |вехи: ночь разделялась на| | | | | |«3 свечи», короткие | | | | | |промежутки определяли | | | | | |временем, потребным для | | | | | |чтения молитв «Miserere” | | | | | |или „Отче наш“. | | | | | |В разных странах год | | | | | |начинался по-разному, | | | | | |согласно религиозной | | | | | |традиции, которая | | | | | |отталкивалась от | | | | | |различных моментов | | | | | |искупления человечества и| | | | | |обновления времени: с | | | | | |Рождества, Страстей | | | | | |Господних, Воскресения | | | | | |Христова и даже с | | | | | |Благовещенья.Самый | | | | | |распростра-нёный | | | | | |хронологический „стиль“ | | | | | |на средневековом Западе | | | | | |начинал год с Пасхи. | | | | | |Очень мало был | | | | | |распространён стиль, | | | | |
|
© 2000 |
|