РУБРИКИ

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

Самарский Государственный

Университет

Контрольная работа

по истории культуры

4семестр

студентки второго курса

социологического факультета

группа: культурологи и Борода М. В.

Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В.

Самара2000/2001 гг.

Культура Средневековья и Возрождения.

1. Дайте сравнительную характеристику типологических черт культуры

Средневековья и Возрождения.

2. Продемонстрируйте отличия картины мира и образа человека Средневековья

и Возрождения на материале художественных произведений указанных

периодов.

|Про|Средневековье |Тексты |Тексты |Возрождение |

|стр|История | | | |

|анс|западноевропейского |Земля: «… -|«Взгляните|Темп жизни ускоряется, и |

|тве|средневековья - это в |и видел |на |резко меняется сама оценка|

|нно|первую очередь история |этот шар |огромную |времени. Теперь же |

|-вр|новых народов, ступивших |столь |машину |отношение к нему деловых |

|еме|на историческую арену в |жалким, что|мира, |людей можно определить |

|нны|эпоху заката древнего |не мог не |сработанну|словами одного из них: |

|е |мира. Контрасты |усмехнуться|ю и |«Время – дорого стоящая |

|пон|общественной жизни Европы|». |установлен|вещь для купцов». |

|яти|того времени, бесконечные|Данте |ную для |Рождалось |

|я. |войны, стихийные |«Божественн|творения и|индивидуалистическое |

| |бедствия, эпидемии |ая комедия»|процветани|сознание, давшее мощный |

| |наложили неизгладимый | |я всех |импульс формированию |

| |отпечаток на | |сотворенны|идеологии Возрождения. |

| |мировоззрение, культуру и| |х вещей… |Французское Возрождение |

| |искусство. Особое место в| |Круглое |очень скоро утратило свой |

| |средневековом мире | |небо, |беспечно жизнерадостный, |

| |занимала религия. На | |украшенное|языческий характер, |

| |развалинах римской | |столькими |благодаря возгоревшейся |

| |империи христианская | |звездами, |религиозной борьбе, |

| |церковь приступала к | |а |подобно тому, как это |

| |обращению народов в свою | |посередине|случилось в Германии. Во |

| |веру. Возникающие в самых| |земля… |Франции Возрождение |

| |глухих уголках Европы | |держащаяся|начиналось, как ив Италии,|

| |церкви и монастыри | |собственны|классическими занятиями и |

| |становились центрами | |м весом, |новеллистикою. То и другое|

| |новой культуры. Там, в | |солнце, |отражало общественный |

| |основном, и создавались | |которое, |рост: служило ответом на |

| |выдающиеся произведения | |кружась, |культурные запросы |

| |нового стиля | |освещает |буржуазии, но буржуазии, |

| |В структуре Дантовой | |все… луна,|не ставшей еще «буржуазно |

| |«Комедии» отражена в | |получающая|ограниченной».Яростный |

| |основном средневековая | |от него |напор кальвинизма нарушил |

| |картина мира (в которую | |свет… и |спокойное течение |

| |была включена система | |остальные |культурного процесса, и , |

| |Птоломея): Земной шар | |пять |начиная с Лефевра |

| |является неподвижным |«Мы |звезд, |д,Эстапль, гуманизм стал |

| |центром Вселенной, а |вернемся в |которые |насыщатся религиозными |

| |Солнце - одной из планет,|лес, |ровно |интересами. Выяснить свое |

| |вращающихся вокруг Земли.|который |следуют |отношение к католицизму и |

| |В Северном полушарии |прикроет и |тому же |протестанству стало |

| |находился Ад в виде |защитит |пути….» |обязательным для всякого |

| |постепенно сужающейся |нас. Идем, |Кастильоне|гуманистически |

| |воронки (возникшей в |милая |«Кортеджиа|образованного писателя. |

| |результате низвержения с |Изольда!… |но» |Филология была основным |

| |небес богом Люцифера – |Они идут | |инструментом и фундаментом|

| |сатаны). Её остриё, « где|через | |гуманизма. Безыпречное |

| |гнет всех грузов отовсюду|высокие | |владение «обоих языков», и|

| |слился» (Ад,34,111), |травы и | |особенно искусное владение|

| |является центром и Земли,|вереск, и | |классической латынью, |

| |и Вселенной. Отсюда ход в|вот уже | |составляло условие |

| |камне ведёт на |деревья | |репутации гуманистов; иные|

| |поверхность Южного |смыкают над| |только на этом строили |

| |полушария, где |ними свои | |репутацию. Хотя память в |

| |расположена гора |ветви, и | |известном смысле совпадала|

| |Чистилища, которую |они | |с культурой именно в |

| |окружает океан. Вершина |скрываются | |средние века (как и во |

| |горы представляет собой |за густой | |всяком обществе, |

| |Земной Рай – Эдем. |листвой». | |ориентированном на |

| |Небесный Рай находится на|«Садитесь |«О дивное |авторитет традиционного |

| |9 небесах – это сферы |на коня и |и |прошлого, заветной |

| |Луны, Меркурия, Венеры, |поезжайте в|возвышенно|мудрости, священного |

| |Солнца, Марса, Юпитера, |лес. Вы там|е |писания, на готовые |

| |Сатурна, неподвижных |развеете |назначение|образцы и формулы) и хотя |

| |звезд и, наконец, девятая|свою |человека, |ренессансное мышление |

| |сфера – Эмпирей, |печаль, |которому |сохраняло отчасти |

| |перводвигатель; здесь |увидите |дано |средневековые свойства, |

| |находится Райская роза, |травы и |достигнуть|все же в характере и |

| |отсюда свет и движение |цветы». |того, к |фунциях культурной памяти |

| |передаются всем остальным| |чему он |происходило существенное |

| |сферам. | |стремиться|изменение. Оно состояло |

| |Страна короля Марка | |, и быть |прежде всего в |

| |(«Тристан и Изольда») – |«Я не |тем, чем |серуляризации памяти, |

| |вовсе не легендарная |царствую, я|он |устремленной к «языческой»|

| |земля, созданная |буду |хочет!». |мудрости и красноречию. |

| |воображением трувера. Это|царствовать|Пико делла|Следовательно память |

| |физическая реальность |, я |Мирандола.|приобщала не к |

| |средневековья. Долгое |царствую, я| |надвременной истине, а к |

| |время средневековый Запад|царствовал.| |истине, развернутой в |

| |оставался скоплением |.» (14 в.) | |истории.память не |

| |поместий, замков и | | |приковывает к тексту, а |

| |городов, возникших среди | | |освобождает. Если |

| |невозделанных и пустынных| | |собственные мысли |

| |пространств. В лес | | |нуждаются в опоре на |

| |удалялись вольные или | | |чужие, зато чужое |

| |невольные адепты бегства |« Мы видим,| |становится своим, |

| |от мира: отшельники, |что мир | |заимствование сливается с |

| |любовники, странствующие |дряхлеет, | |творчеством; помнить здесь|

| |рыцари, разбойники, люди |угасает и, | |означает не только знать, |

| |вне закона. Для крестьян |если можно | |но и уметь жить в |

| |и мелкого трудового люда |так | |античности, отождествлять |

| |лес был источником |сказать, | |себя с нею и свободно |

| |дохода. Но из леса |готов уже | |распоряжаться античной |

| |выходила и угроза, – он |испустить | |культурой. Больше всего |

| |был средоточием |дух». О. | |тогда ценили именно |

| |вымышленных или |Фрейзингенс| |способность претворять |

| |действительных |кий 12 в. | |классическую эрудицию в |

| |опасностей, тревожным |« Ной, | |непосредственное действие |

| |горизонтом средневекового|Авраам и | |и жизненные формы. В этом |

| |мира, границей, «ничейной|Давид – | |смысле Ренессанс предстает|

| |землей». Собственность |имена Богом| |как проникнутая |

| |как материальная или |любимые. Их|«Не думай,|возвышенной серьезностью |

| |психологическая |времена |о |игра в античность. |

| |реальность была почти |Славны и |Пеллегрино|Ренессансный тип мышления,|

| |неизвестна в средние |доблестны. |, что |как известно, отнюдь не |

| |века. Каждый человек не |Ныне одна |бежать от |характеризовал синхронную |

| |только имел над собой |Дряхлость и|толпы, |ему итальянскую культуру в|

| |господина или кого-то |хрупкость, |стараться |целом и не выступал как |

| |обладающего более мощным |упадка |не видеть |нечто тождественное ей. |

| |правом, кто мог насильно |волна. |прекрасные|Этот тип мышления, в |

| |лишить его земли, но и |Все |вещи, |отличие от средневековрй |

| |само право признавало за |размывает, |запираться|религиозности, не имел |

| |синьором легальную |все губит |в |общеобязательной силы. |

| |возможность отнять у |она!» |монастыре |Ренессансная культура была|

| |серва или вассала его |(Жития |и |более или менее элитарна и|

| |земельное имущество. |Алексея, |укрываться|не могла быть иной в виду,|

| |Не только материальный |человека |в скиту – |по крайней мере, двух |

| |интерес не удерживает |Божьего |это и есть|простых причин: новизны и |

| |большинство из них дома, |11в.) |путь к |учености. Тем не менее |

| |но сам дух христианской |И радость, |совершенст|нельзя отрицать, что |

| |религии выталкивает их на|и веселье |ву. Ты |импульсы, шедшие из все |

| |дороги. Средние века |угаснут до |действител|городской пополанской |

| |эпоха пеших и конных |зари, - об |ьно |толщи, и встречные |

| |странствий. Средневековая|этом нынче |веришь, |импульсы гуманистической |

| |дорога была удручающе |всякий со |что богу |среды глубоко проникали |

| |долгой, медленной (прямые|страхом |угодней |друг в друга. Ренессансная|

| |римские дороги были |говорит. |одинокий и|интеллигенция смогла |

| |практически разрушены). |Дрожат |бездеятель|прекрасно ответить на |

| |Лес, дорога и моря |перед |ный Павел,|широкие социальные запросы|

| |возбуждали чувства |грядущим – |чем |и, в свою очередь, |

| |средневековых людей, они |богатый и |трудолюбив|перерасти их, создав |

| |воздействовали на них не |бедняк… |ый Адам?..|громадный исторический |

| |столько своими реальными |Конец не за|Спасаясь |задел. Мир трехмерный – |

| |аспектами и подлинными |горами! |от мира, |объемный, осязаемый – |

| |опасностями, сколько |Клянусь вам|ты можешь |открыт вновь, победно |

| |символами, которые они |– это так!…|низвергнут|утвержден кистью |

| |выражали. Лес – это |(Пер. Д. А.|ься с неба|художника, и новому |

| |сумерки или, как в |Коцюбинског|на землю, |человеку –надлежит |

| |«детской песне» |о) |в то |украсить, облагородить |

| |миннезингера Александра | |время, как|его. Воображение людей |

| |Странника, век с его | |я, |Возрождения оставалось еще|

| |иллюзиями; море – земной | |оставаясь |в рамках средневекового, |

| |мир и его искушения; | |посреди |но жажда познания и |

| |дорога – поиски и | |земных |экономического процветания|

| |паломничество. Этому | |вещей, |городов а также |

| |смешению пространства или|« Молодежь |смогу |религиозный фактор |

| |пространственной |более |возвысить |открывают им новый мир, с |

| |непрерывности, которая |ничему не |свое |помощью техники они |

| |переплетала и соединяла |желает |сердце от |расширяют свои горизонты. |

| |небо и землю, |учиться, |земли к |Культура Возрождения есть |

| |соответствовала |наука в |небу». [1]|локальное по масштабам |

| |аналогичная непрерывность|упадке, | |(только Западная Европа и |

| |времени. Время – лишь |весь мир | |только высшие сферы |

| |момент вечности. Оно |стоит вверх| |культурной деятельности – |

| |принадлежит одному Богу и|ногами, | |главным образом литература|

| |может быть только |слепцы | |и изобразительное |

| |пережито. Овладеть |ведут | |искусство), но глобальное |

| |временем, измерить его, |слепцов и | |по последствиям явление |

| |извлечь из него пользу |заводят их | |мировой культуры. Его |

| |или выгоду считалось |в трясину, | |специфику составляет |

| |грехом. Урвать у него |осел играет| |совмещение двух |

| |хоть одну частицу – |на лире, | |противоположенных |

| |воровством. Это |быка | |импульсов: |

| |божественное время |танцуют, | |традиционалистского (что |

| |непрерывно и линейно. Оно|батраки | |выразилось в отношении к |

| |отличается от времени |идут | |античной культуре как |

| |философов и ученых |служить в | |абсолютной норме) и |

| |греко-римской античности,|войско.… | |нновационного (что |

| |которые, если и не |То, чего | |выразилось в обострении |

| |исповедовали единый |прежде | |внимания к культурному |

| |взгляд на время, |стыдились, | |смыслу индивидуальной |

| |прельщались все же в той |ныне | |деятельности). |

| |или иной мере |превозносит| |Древняя мифологическая |

| |представлением о |ся. Все | |концепция знания как |

| |постоянно возобновляемом |отклонились| |тайны, открытой лишь |

| |циклическом времени, |от своего | |немногим избранным, была с|

| |вечном круговороте. Такое|пути».. ( | |интузиазмом воспринята и |

| |время было и постоянно |Е. Куртис) | |преломлена Возрождением, |

| |новым, исключающим всякое| | |конечно, не случайно. Она |

| |повторение, ибо нельзя | | |прекрасно соответствовала |

| |войти дважды в одну и ту | | |структуре ренессансного |

| |же воду, и постоянно | | |мироощющения, |

| |схожим. Это представление| | |противоречиво |

| |оставило свой след в | | |устремленного к переносу |

| |средневековой | | |абсолюта в естественную |

| |ментальности.( Наиболее | |«Есть три |плоскость и к космическому|

| |очевидным и действенным | |вещи, |возвышению земного и |

| |его пережитком среди всех| |которые |человеческого естества. |

| |циклических мифов был миф| |человек |Отсюда в зрелом |

| |о колесе Фортуны. Тот, | |может |ренессансном искусстве |

| |кто сегодня возвышен, | |назвать |постоянная и гармоничная |

| |завтра будет унижен, а | |принадлежв|двойственность |

| |того, кто ныне пребывает | |щими себе;|божественно-значительного,|

| |внизу, поворот Фортуны | |они |ученого, символического |

| |скоро вознесет на самый | |дарованы |смысла и полнейшей |

| |верх. Образ колеса | |природой |телесной достоверности |

| |Фортуны, идущий, | |со дня |изображения. |

| |несомненно, от Боэция, |«Все, что |рождения и|Объединяющим моментом для |

| |пользовался в средние |умрет, и |«до |всей образованной Европы |

| |века удивительным |все, что не|последнего|была латынь,она объединяла|

| |успехом. В это внесли |умрет, - |дня |не только в пространстве, |

| |свою лепту тексты и |Лишь |никогда не|но и во времени. Сочинять |

| |иллюстрации энциклопедий |отблеск |разлучаютс|на чистом языке Цицерона и|

| |12 – 13 вв. Миф о колесе |Мысли, коей|я с тобой»|Квинтилиана – значило |

| |Фортуны занимал важное |Всемогущий |(не |включать написанное в |

| |место в духовном мире |Своей |отделяются|великую историческую |

| |средневекового Запада. |Любовью |от тебя). |традицию, в не прерывный |

| |Однако ему не удалось |бытие дает»|Во-первых,|культурный ряд, облекать |

| |помешать средневековой |Данте. |это душа, |свой труд в бронзу и |

| |мысли отказаться от идеи |«Рай», XII.|ибо «хочет|мрамор, приобщать к |

| |круговорота и придать | |фортуна |вечности. Соотношение |

| |времени линейное, не | |или не |народного и ученого языков|

| |круговое направление. |«Земную |хочет, но |более или менее отвечало |

| |История имеет свое начало|жизнь, |душа |оппозициям времени и |

| |и конец – таков главный |пройдя до |остается |вечности, тела и души, |

| |тезис. Эти главные точки,|половины, |внутри |обыденности и |

| |начало и конец, являются |я очутился |нас». |сублимированности, |

| |одновременно позитивными |в сумрачном|Во-вторых,|невозделанности и |

| |и нормативными, |лесу, |это |искусства, неотесанности и|

| |историческими и |утратив |«инструмен|значительности, vulgus и |

| |теологическими. Вот |правый путь|т души», |sapientes. Гуманистическое|

| |почему хроники начинались|во тьме |тело, : |понимание времени ведет |

| |с сотворения мира, с |долины…» |«оба они, |происхождение от его |

| |Адама, и, если они |Данте. |душа и |сакрального смысла. Время |

| |останавливались на том |«Ад», I. |тело – |– ристалище добродетели. |

| |времени, когда писали | |наши». «А |Не растрачивать его |

| |хронисты, под их истинным| |что же за |впустую – значит, |

| |окончанием всегда | |третья |собственно не упускать ни |

| |подразумевался Страшный | |(вещь)? – |единой возможности, |

| |суд. Время для клириков | |спрашивает|пренебрегая суетным и |

| |Средневековья и тех, кто | |Лионардо, |внешним, возвысить душу и |

| |находился под их | |собеседник|сделать хоть малый шаг к |

| |воздействием, было | |Джанноццо.|славе, к земному |

| |историей, которая имела | |«Э! Вещь |бессмертию. “Время |

| |определенное направление.| |драгоценне|гуманистов” не только |

| |Однако она шла по | |йшая! Она |продолжало сакральную |

| |нисходящей линии, являла | |в большей |традицию, оно и резко |

| |собой картину упадка. В | |мере |отличалось от нее, делая |

| |непрерывность | |(принадлеж|время конкретным |

| |христианской истории | |ит) мне, |достоянием индивида, |

| |вмешивались различные | |чем эти |снимая диализм бренного |

| |факторы периодизации. | |руки и |времени и трансцендентной |

| |Одной из наиболее | |глаза». |вечности, возвышая |

| |действенных схем было | |«Никоим |самоосуществление личности|

| |разделение времени по | |образом |и ее краткий жизненный |

| |дням недели. Макрокосм, | |она не |срок как посюстороннее |

| |вселенная, проходит, как | |может быть|торжество божества в |

| |и микрокосм, человек, | |твоей»; |человеке. Тем самым время |

| |через 6 возрастов как 6 | |это |приобрело неслыханную |

| |дней недели: от | |«время, |активность, оно стало |

| |сотворения Адама до | |мой |“героическим”. |

| |потопа, от потопа до | |Лионардо, |Ренессансное “время |

| |Авраама, от Авраама до | |время, |гуманистов” возникло на |

| |Давида, от Давида до | |дети мои».|скрещении 2 ранее |

| |вавилонского пленения, от| | |известных мировосприятий, |

| |вавилонского пленения до | |«Если кто…|“времени купцов” и |

| |Рождества Христова, от | |использует|“времени церкви”, |

| |Христа до конца света. | |время в |перевоплотившихся в нечто |

| |Таковы же и шесть | |учении, |совсем третье, иное и |

| |возрастов человека: | |размышлени|необычное. Отношение |

| |детство, юность, | |и и в |гуманистов к времени было |

| |молодость, зрелость, | |занятиях |деловым вне дела и |

| |старость и дряхлость (7; | |достохваль|сакральным вне культа. Оба|

| |14; 21; 50; 70; 100 лет | |ными |свойства, устремляясь |

| |или смерть). Шестой | |–вещами, |навстречу и соединяясь, |

| |возраст, которого достиг | |тот делает|меняли друг друга. Это |

| |мир, есть, стало быть, | |время |вообще показательно для |

| |возраст дряхлости. | |своим; а |двойственно-целостной |

| |Средневековое мышление и | |кто |структуры ренессансного |

| |чувствование были | |упускает |стиля мышления. Время |

| |проникнуты глубочайшим | |час за |теряют, не употребляя его,|

| |пессимизмом. Мир стоит на| |часом в |и оно достанется тому, кто|

| |грани гибели, на пороге |«Творец |безднлье, |сумеет употребить его ради|

| |смерти. Тот же |зовется |без |“телесных благ и душевного|

| |погребальный звон слышен |творцом по |всякого |счастья”. Время – |

| |и в поэзии вагантов. |отношению к|благородно|естественное и |

| |Однако в этом необратимом|Своим |го |прирожденное достояние |

| |процессе упадка, |тварям |занятия, |человека. Но, в отличие от|

| |единственном направлении |подобно |тот, |души и тела, оно дано |

| |истории, были если не |тому, как |конечно, |человеку как чистая |

| |купюры, то по крайней |господин |его |возможность, реализация |

| |мере привилегированные |зовется |теряет». |которой всецело зависит от|

| |моменты. Линейное время |господином |Л.Б. |доброй воли человека. |

| |было разрезано надвое в |по |Альберти |Для ранних гуманистов |

| |главном пункте: |отношению к|«О |культура была, во-первых, |

| |воплощении Господа. В 6 |своим |семье»[2] |путем к общественному |

| |веке Дени Малый заложил |слугам» | |благу, во-вторых, путем к |

| |основы христианской |Блаженный | |самоформированию |

| |хронологии, которая вела |Августин. | |целостного человека; |

| |счет времени с | | |в-третьих, путем к богу. |

| |отрицательным и | | |Три значения культуры |

| |положительным знаком от | | |совпадали. Знание вело к |

| |Рождества Христова: до и | | |бессмертию. Высокое |

| |после Иисуса Христа. | | |Возрождение, не |

| |Судьба людей | | |отказываясь от этого |

| |представлялась совершенно| | |исходного представления, |

| |разной в зависимости от | | |подчеркнуло связь знания с|

| |того, по какую сторону от| | |местом человека в |

| |этого центрального | | |мироздании. |

| |события они жили. Кроме | | |Открытие мира не могло |

| |как многочисленным |«Таким | |происходить без карт, |

| |ветхозаветным |образом, | |пусть самых примитивных, |

| |праведникам, спасение |две части | |т.к. в каталонском атласе |

| |было уготовано также |мира | |(1375 г.) по-прежнему |

| |нескольким популярным |наступают | |Иерусалим помещают в |

| |персонажам античности, |на третий, | |центре мира, но этот атлас|

| |которых священное |и Европа, | |уже более точно отражает |

| |предание исторгло |которая | |картину нашей планеты. А |

| |окольным путем из ада. |все-таки не| |существованию современной |

| |Но, как правило, |признает | |картографии мы обязаны |

| |персонажи античной |вся целиком| |Португалии, т.к. с XV в. |

| |истории были осуждены на |Христова | |на картах начали |

| |забвение. Они разделили |имени, | |изображать широты, |

| |судьбу тех идолов, |должна | |определяемые на основе |

| |которых средневековое |сражаться | |наблюдений за солнцами и |

| |христианство вычеркнуло |против двух| |звездами. |

| |из своей памяти как « |других» | |Также, чтобы бороздить |

| |отклонение от истории». «|(«Путь | |просторы Атлантики, |

| |Вандализм» средневекового|паломников»| |необходимы суда другого |

| |христианства – независимо|). | |типа – каравеллы, хорошо |

| |от того, был ли он | | |управляемые судна при |

| |направлен против | | |встречном ветре, |

| |античного язычества или | | |изобретенные португальцами|

| |средневековых ересей, | | |в XVв. Позже появляются |

| |книги и памятники которых| | |более крупные виды судов –|

| |беспощадно уничтожались, | | |нефы и галионы. |

| |- представлял собой лишь | | |Колонизация завоеванных |

| |одну из форм того | | |земель являлась |

| |исторического | | |преимущественно |

| |тоталитаризма, который | | |государственной политикой,|

| |побуждал вырывать с | | |хотя большую роль играла и|

| |корнем все сорняки на | | |частная инициатива, за |

| |поле истории. Священная | | |счет нее государство |

| |история начиналась с | | |обогащалось. Также темпы |

| |первичного события: акта | | |колонизации были |

| |творения. Самая | | |результатом устремлений |

| |популярная библейская | | |различных слоев и |

| |книга «Бытие», вернее её | | |соперничества между |

| |начало, которое | | |буржуазией и дворянством. |

| |трактовалось как | | |Но колонизация связана с |

| |шестидневная история, | | |религиозным фактором. |

| |«Hexameron». Под | | |Церковь и миссионеры |

| |естественной историей | | |сыграли большую роль в |

| |понималось сотворение | | |обучении туземцев, но |

| |неба и земли, животных и | | |также распространение |

| |растений; под | | |христианства повлекло за |

| |человеческой -–прежде | | |собой уничтожение |

| |всего история главных | | |индейской цивилизации. |

| |действующих лиц, ставших |«Подобает | |Итак, мир оказался |

| |основой и символами |теперь | |объемнее, чем думали до |

| |средневекового гуманизма,|повести | |этого. Европа встретилась |

| |Адама и Евы. История |речь о | |с народами, о которых она |

| |определялась |реке, | |ничего не знала. Появление|

| |драматическим |которая | |европейцев было подобно |

| |происшествием, из |пересекает | |взрыву, от которого |

| |которого проистекало все |Египет и | |некоторые туземные |

| |остальное: искушением и |вытекает из| |общества пострадали, но со|

| |первородным грехом. Затем|земного | |временем превосходство |

| |история как бы |рая…. В том| |Европы сменится взаимным |

| |разделялась на 2 большие |месте, где | |влиянием, а конфронтация |

| |створки: сакральную и |Нил | |цивилизаций – более |

| |мирскую, причем в каждой |проникает в| |глубоким |

| |господствовала одна |Египет, | |взаимопроникновением |

| |главная тема. В |местные | |внутри единой человеческой|

| |сакральной истории такой |жители | |семьи. |

| |доминантой было |имеют | |Мир создан Богом, он |

| |предвозвестие. Ветхий |обыкновение| |бесконечен, время - |

| |завет возвещал Новый в |расставлять| |необратимый, непрерывный |

| |доходившем до абсурда |по вечерам | |исторический процесс, а |

| |параллелизме. Каждый |сети, а по | |обожествленный человек |

| |персонаж и эпизод имели |утру | |должен владеть им, чтобы |

| |свои соответствия. Эта |находят в | |творить. С изобретением |

| |тема пробилась в |них | |часов для итальянской |

| |готическую иконографию и |драгоценные| |торгово-промышленной среды|

| |расцвела на порталах |предметы,… | |была характерна привычка |

| |кафедральных соборов, в |имбирь, | |вести точный отсчет |

| |фигурах ветхозаветных |ревень, | |времени и не упускать его |

| |пророков и евангельских |алоэ и | |попусту. «Время купцов» – |

| |апостолов. В ней |корицу. | |это расчетливость, время |

| |воплотилось основное |Говорят, | |гуманистов – расчетливость|

| |свойство средневекового |что эти | |в осуществлении целей, |

| |восприятия времени: через|пряности | |далеких от утилитарного |

| |аналогию, как эхо. В |происходят | |расчета. Гуманистическое |

| |мирской истории |из земного | |восприятие времени ведет |

| |господствовала тема |рая, падая | |отсчет от сакрального |

| |перехода власти. |под ветром | |смысла. «Время гуманистов»|

| |Проникнутая страстным |с райских | |пронизано, как и «время |

| |национальным чувством |деревьев…. | |монахов» в Средневековье, |

| |концепция перехода власти|Они | |жаждой высшей мудрости и |

| |внушала прежде всего |рассказали,| |избранничества. Время – |

| |средневековым историкам и|что дошли | |ристалище добродетели |

| |теологам веру в подъем |до великого| |(virtus). Не растрачивать |

| |Запада. Эта упрощенная и |нагроможден| |впустую время – значит не |

| |упрощающая концепция |ия скал, на| |упускать ни единой |

| |имела, однако, ту |которое | |возможности возвести душу |

| |заслугу, что она |невозможно | |и сделать хоть малый шаг к|

| |связывала историю и |было | |славе, бессмертию земному.|

| |географию и подчеркивала |добраться. | |Но “время гуманистов” |

| |единство цивилизации. |С этой горы| |делалось конкретным |

| |Средневековые |падала | |достоянием индивида, |

| |христианские мыслители |река, и им | |снимая дуализм бренного |

| |пытались остановить |показалось,| |времени к трансцендентной |

| |историю, завершить её. |что на ее | |вечности, возвышая |

| |Феодальное общество с его|вершине | |самоосуществление личности|

| |2 господствующими |росло | |и ее краткий жизненный |

| |классами, рыцарством и |множество | |срок как посюстороннее |

| |духовенством, |деревьев…» | |торжество божества в |

| |рассматривалось как конец|Жуанвиль в | |человеке. Время приобрело |

| |истории. Схоласты |рассказе о | |неслыханную активность, |

| |старались обосновать и |VII | |оно стало “героическим”. |

| |укрепить представление об|крестовом | |“Время гуманистов” |

| |остановке истории, исходя|походе. | |возникло на скрещении двух|

| |из того, что историчность| | |ранее восприятии “времени |

| |обманчива и опасна, а | | |купцов” и “времени |

| |подлинную ценность имеет | | |церкви”. Они вносили в |

| |одна лишь вневременная | | |свои “труды” отрешенность |

| |вечность. 12 век был | | |и возвышенность, а в |

| |заполнен борьбой между | | |“досуги” – неутомимую |

| |сторонниками учения о | | |деловитость. “Время |

| |постепенно открываемой | | |гуманистов” было деловым |

| |истине (« Истина – дочь | | |вне дела и сакральным вне |

| |времени»,- сказал якобы | | |культа. |

| |Б. Шартрский) и | | |Время для человека |

| |приверженцами теории | | |Возрождения – “истребитель|

| |неизменной истины. | | |вещей”; все изменяется, |

| |Марк Блок нашел | | |преображается, глаз |

| |поразительную формулу, | | |воспринимает лишь то, что |

| |которая резюмировала | | |рождается перед человеком |

| |отношение средневековых | | |в данный миг, “ибо в |

| |людей ко времени: полное | | |следующий время уже |

| |безразличие. Это | | |совершит свое неизбежное и|

| |безразличие выражалось у | | |необратимое |

| |скупых на даты хронистов | | |дело”.[3]Человеку |

| |в неопределенных | | |открылась неустойчивость, |

| |выражениях типа «в это | | |текучесть видимого мира: |

| |время», «тем временем», | | |время быстротечно, и |

| |«вскоре после этого». | | |отсутствует вера в |

| |Смешение времен было в | | |грядущий день, т.к. |

| |первую очередь | | |понимает свою |

| |свойственно массовому | | |беспомощность перед |

| |сознанию, которое путало | | |громадой бесконечной жизни|

| |прошлое, настоящее и | | |и космоса. Но это |

| |будущее. Это смешение | | |уравновешивается |

| |проявлялось особенно | | |безграничной верой в |

| |отчетливо в стойкости | | |победу гармонии и красоты|

| |чувства коллективной | | |человека, который не |

| |ответственности. Все ныне| | |потерял еще чувства меры, |

| |живущие люди отвечают за | | |т.е. чувства своей |

| |проступок Адама и Евы, | | |фактической |

| |все современные евреи | | |неограниченности. |

| |ответственны за страсти | | |Антропоцентризм отличался |

| |Христовы, а все | | |артистичным характером, |

| |мусульмане – за | | |человек мыслил себя в |

| |магометову ересь. | | |первую очередь творцом и |

| |Крестоносцы конца 11 века| | |художником, наподобие той |

| |считали, что они | | |абсолютной личности, |

| |отправляются за море, что| | |творением которой он себя |

| |бы покарать не потомков | | |сознавал. Чтобы полностью |

| |палачей Христа, а самих | | |проявить свои возможности,|

| |палачей. Равным образом и| | |ему надлежало обеспечить |

| |долго сохранявшийся | | |для своей деятельности |

| |анахронизм костюмов в | | |наиболее благоприятные |

| |изобразительном искусстве| | |условия в уделенный ему |

| |и театре свидетельствует | | |для жизни срок. Характер |

| |не только о смешении | | |этого человека, |

| |эпох, но о чувстве и вере| | |пытавшегося сбросить все |

| |средневековых людей в то,| | |нормы, состоит во |

| |что все существенное для | | |всепоглощающем стремлении |

| |человечества является | | |к истине, в каком-то даре |

| |современным. Каждый год | | |предвидения. Для него было|

| |на протяжении тысячелетий| | |мало природы, то ли в виде|

| |литургия заставляла | | |извечной и прекрасной |

| |христиан заново | | |данности, то ли в виде |

| |переживать сжатую в ней с|« Дивная | |результатов творения |

| |необычайной силой |Мине рва | |надприродной личности. |

| |священную историю. Здесь |обходит | |Мир в эпоху Возрождения |

| |мы имеем дело с |разные | |представляется открытым, |

| |магической ментальностью,|нации и | |прекрасным, безграничным, |

| |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, |

| |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:|

| |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы |

| |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт |

| |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся |

| |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие |

| |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность|

| |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на|

| |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и |

| |такова реальность для |видим, что | |возвышенности |

| |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и |

| |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для |

| |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не |

| |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,|

| |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть|

| |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха |

| |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает |

| |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на |

| |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий |

| |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему |

| |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, |

| |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого |

| |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек |

| |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, |

| |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над |

| |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит |

| |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, |

| |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе |

| |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем |

| |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него |

| |оставались либо |его из | |различных форм и образов. |

| |связанными с капризами |островов, | | |

| |природы – таковы |микрокосма | | |

| |солнечные часы, либо |Вселенной».| | |

| |определяли лишь отдельные|Ричард | | |

| |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | |

| |песочные или водяные | | | |

| |часы. Использовались и | | | |

| |заменители часов, которые| | | |

| |не измеряли время в | | | |

| |цифрах, но определяли | | | |

| |конкретные временные | | | |

| |вехи: ночь разделялась на| | | |

| |«3 свечи», короткие | | | |

| |промежутки определяли | | | |

| |временем, потребным для | | | |

| |чтения молитв «Miserere” | | | |

| |или „Отче наш“. | | | |

| |В разных странах год | | | |

| |начинался по-разному, | | | |

| |согласно религиозной | | | |

| |традиции, которая | | | |

| |отталкивалась от | | | |

| |различных моментов | | | |

| |искупления человечества и| | | |

| |обновления времени: с | | | |

| |Рождества, Страстей | | | |

| |Господних, Воскресения | | | |

| |Христова и даже с | | | |

| |Благовещенья.Самый | | | |

| |распростра-нёный | | | |

| |хронологический „стиль“ | | | |

| |на средневековом Западе | | | |

| |начинал год с Пасхи. | | | |

| |Очень мало был | | | |

| |распространён стиль, | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.