РУБРИКИ

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

| |оставить свой дом и | | |и держаться вне дома с |

| |скудные земли, чтобы | | |достоинством. Женой надо |

| |отправиться на край | | |руководить при помощи |

| |ойкумены – в Испанию или | | |любви, на детей влиять |

| |Малую Азию – в поисках | | |личным авторитетом, за |

| |славы и добычи. | | |прислугой нужно |

| |Профессиональные воины из| | |присматривать и хорошо |

| |поколения в поколение, | | |относиться. |

| |феодалы выработали особую| | | |

| |форму социальной | | | |

| |психологии, особое | | | |

| |отношение к окружающему | | | |

| |миру. Для христианского | | | |

| |сострадания там не было | | | |

| |места: рыцарство было не | | | |

| |просто безжалостным, но и| | | |

| |вводили расправу в ранг | | | |

| |достоинств. Презрение к | | | |

| |смерти сочеталось с | | | |

| |презрением к чужой жизни,| | | |

| |с неиважением к чужой | | | |

| |смерти. Стремясь | | | |

| |преодолеть разрыв между | | | |

| |“молящимися” и | | | |

| |“воюющими”, церковь | | | |

| |вводит освящение | | | |

| |рыцарского оружия, новые | | | |

| |правила ведения войны. С | | | |

| |точки зрения | | | |

| |современников, сражение –| | | |

| |своего рода форма | | | |

| |судебного поединка, | | | |

| |“Божьего суда” между | | | |

| |двумя спорящими | | | |

| |сторонами. | | | |

| |Класс феодалов – очень | | | |

| |сложная социальная | | | |

| |категория. Она охватывала| | | |

| |самые разные общественные| | | |

| |слои – от королей и | | | |

| |князей, до неимущих | | | |

| |нобилей, которые вели | | | |

| |крестьянский образ жизни.| | | |

| |Далеко не все феодалы | | | |

| |владели замками. Низший | | | |

| |слой господствующего | | | |

| |класса составляли простые| | | |

| |рыцари, рыцарская | | | |

| |беднота, не имевшая своих| | | |

| |крепостей. Васший слой | | | |

| |знати распадался на | | | |

| |шатлэнов (обладателей | | | |

| |замков), баронов (крупных| | | |

| |синьоров) и | | | |

| |территориальных князей, | | | |

| |включая короля. Но при | | | |

| |всем своем различии все | | | |

| |они (с сер. 11 в.) | | | |

| |рассматривались как | | | |

| |единая категория рыцарей,| | | |

| |вступление в которую было| | | |

| |сопряжено с особой | | | |

| |символической церемонией | | | |

| |– посвящением. Посвящение| | | |

| |знаменовало переход к | | | |

| |зрелости и | | | |

| |самостоятельности, оно | | | |

| |завершало длительный, | | | |

| |семилетний, искус, когда | | | |

| |юноша в качестве дамуазо,| | | |

| |слуги и оруженосца, | | | |

| |проходил обучение у | | | |

| |опытного рыцаря. | | | |

| |Постепенно церковь вводит| | | |

| |посвящение в религиозные | | | |

| |рамки. Позднее, в | | | |

| |некоторых случаях, уже не| | | |

| |рыцарь, а епископ | | | |

| |совершал основной элемент| | | |

| |посвящения – | | | |

| |перепоясывание мечом. В | | | |

| |ритуале посвящения | | | |

| |огромную роль играла | | | |

| |символика цвета и | | | |

| |предметов. Как рыцарь, | | | |

| |посвященный принадлежит | | | |

| |классу феодалов и вместе | | | |

| |с тем он включается | | | |

| |внутри этого класса в | | | |

| |гораздо более конкретные | | | |

| |– личные и имущественные | | | |

| |связи. Он становится | | | |

| |вассалом. Центральным | | | |

| |моментом вассальных | | | |

| |отношений является | | | |

| |обязанность верности и | | | |

| |любви вассала по | | | |

| |отношению к синьору. | | | |

| |Феодальное право четко | | | |

| |определяло обязанности | | | |

| |вассала: consilium | | | |

| |(совет) и auxilium | | | |

| |(помощь). Оммаж и | | | |

| |пожалование фьефы | | | |

| |знаменовали включение | | | |

| |рыцаря в вассально-ленную| | | |

| |систему. Принадлежность к| | | |

| |классу профессиональных | | | |

| |воинов, внутвенне | | | |

| |сплоченному | | | |

| |вассально-ленной | | | |

| |системой, налогало на | | | |

| |человека определенные | | | |

| |идеальные обязанности и в| | | |

| |очень большой степени | | | |

| |определяло его образ | | | |

| |жизни. Одна из основных | | | |

| |доблестей рыцаря – | | | |

| |щедрость. Публичное | | | |

| |расточительство | | | |

| |рассматривалось как | | | |

| |внешнее выражение | | | |

| |доблести и удачи. | | | |

| |Напротив, корыстолюбие, | | | |

| |скупость, расчетливость в| | | |

| |глазах рыцарского | | | |

| |общества 12-13 вв. | | | |

| |оказывается одним из | | | |

| |самых позорных пороков. | | | |

| |Но наряду с культом | | | |

| |щедрости рыцари | | | |

| |чрезвычайно заботливо | | | |

| |относились к сохранению | | | |

| |целостности своих | | | |

| |владений – основного | | | |

| |источника существования. | | | |

| | | | | |

| |Другое важнейшее понятие | | | |

| |рыцарской морали | | | |

| |–служение. Верность – | | | |

| |характернейший предикат | | | |

| |вассальных отношений – | | | |

| |распространяется и на | | | |

| |понятие связей человека и| | | |

| |Бога, причем верность | | | |

| |предпологается не только | | | |

| |со стороны человека, но и| | | |

| |со стороны Господа. | | | |

| |Когда не было войны, | | | |

| |жизнь рыцаря | | | |

| |ограничивалась охотой, | | | |

| |обедом и долгим сном. | | | |

| |Утомительно-однообразный | | | |

| |распорядок дня нарушался | | | |

| |приездом гостей, | | | |

| |турнирами или | | | |

| |празднествами, когда в | | | |

| |замок приходили жонглеры.| | | |

| |Из рутины повседневности | | | |

| |рыцаря вырывала война. Но| | | |

| |и на войне и в мирных | | | |

| |условиях феодал всегда | | | |

| |выступал членом | | | |

| |сплоченной социальной | | | |

| |группы или даже | | | |

| |нескольких групп – | | | |

| |линьяжа. Корпоративность | | | |

| |феодального быта отвечала| | | |

| |корпоративной организации| | | |

| |сословия феодалов. | | | |

| |.В жесте «Мене», где | | | |

| |рассказывается о детстве | | | |

| |Карла Великого, мы видим | | | |

| |героя в Толедо на службе | | | |

| |у сарацинского короля, | | | |

| |который возводит его в | | | |

| |сан рыцаря, - эхо | | | |

| |историко-легендарных | | | |

| |испанских реалий, | | | |

| |воплощенных в «Песне о | | | |

| |Сиде». Но в то же время | | | |

| |Карл и почти все герои | | | |

| |шансон-де-жест | | | |

| |представлены одержимыми | | | |

| |одним желанием: биться с | | | |

| |сарацином и победить его.| | | |

| |Вся господствующая отныне| | | |

| |мифология сводится к | | | |

| |поединку христианского | | | |

| |рыцаря и мусульманина. | | | |

| |Борьба против неверных | | | |

| |становится конечной целью| | | |

| |рыцарского идеала. | | | |

| |Неверный рассматривается | | | |

| |отныне как язычник, | | | |

| |который заведомо | | | |

| |отказывается от истины и | | | |

| |обращения в христианство.| | | |

| |Война между христианами | | | |

| |была злом, но становилась| | | |

| |долгом, когда её вели | | | |

| |против иноверцев. | | | |

| |Удаление рыцаря от мира в| | | |

| |пустынь было важной темой| | | |

| |эпических песен, особенно| | | |

| |пострижение в монахи | | | |

| |перед смертью, и наиболее| | | |

| |известным произведением | | | |

| |на эту тему является | | | |

| |«Монашество Гильома». | | | |

| |Распространение | | | |

| |огнестрельного оружия и | | | |

| |наемного войска в 14-15 | | | |

| |вв. способствовало упадку| | | |

| |военных функций | | | |

| |рыцарства, равно как | | | |

| |социального и морального | | | |

| |престижа этого типа | | | |

| |средневекового человека. | | | |

| |Но упадок рыцарства не | | | |

| |означал прекращения | | | |

| |рыцарского образа жизни. | | | |

| |Напротив, он был перенят | | | |

| |королевским двором и | | | |

| |городской элитой – | | | |

| |потрициатом. Идея | | | |

| |рыцарства оставалась | | | |

| |живой врплоть до Нового | | | |

| |времени: - от Неистового | | | |

| |Орландо до Дон Кихота и | | | |

| |Герца Берлинхингера. Лишь| | | |

| |Французская революция 18 | | | |

| |в. положила конец этой | | | |

| |традиции. | | | |

|Обр|Около тысячного года |«…людей |Промчались|Традиционному для |

|аз |западня литература начала|молитвы, |дни мои, |средневековья принижению |

|чел|описывать общество по |конных |как бы |человека гуманисты |

|ове|новой схеме, сразу же |людей и |оленей |противопоставили |

|ка |получившей признание. |людей |Косящий |убеждение, что он является|

| |Согласно этим воззрениям |труда»…Альф|бег. Срок |высшей ценностью, |

| |общество состоит из 3 |ред Великий|счастья |находится в центре мира. |

| |тесно ссотрудничающих |9 век. |был |По мере перерождения |

| |между собой ordines, |«Община |короче, |свободной коммуны в |

| |условно говоря |верных |Чем взмах |синьорию обнаруживается |

| |«сословий». «Троякий люд»|образует |ресницы. |беспочвенность идей |

| |составлял |единое |Из |служения обществу. Речь |

| |общество:священники, |тело, но |последней |идет о месте человека в |

| |воины, крестьяне. Три |три тела |мочи |космосе. Предельное |

| |категории были различны, |включает в |Я в горсть|возвеличение человека |

| |но дополняли друг друга: |себя |зажал лишь|выразил блестящий гуманист|

| |каждая нуждалась в |государство|пепел |– Джованни Пико делла |

| |прочих. Это гармоничное |, ибо иной |наслаждени|Мирандола. Он приходит к |

| |единство и было «телом» |закон, |й… |смелому выводу, что знания|

| |общества. Данная схема |закон |Уходит |и мудрость, накопленные |

| |подчеркивает единство 3 |людской, |жизнь – уж|человечеством, проявляются|

| |сословий: одни молятся за|различает |так |в разные эпохи в различных|

| |все общество, другие |два класса,|заведено |формах; составляя в целом |

| |защищают его, третьи |поскольку |Уходит с |непрерывную цепь в |

| |кормят это общество. «Дом|дворяне и |каждым |развитии человеческого |

| |божий нерушим», - |сервы живут|днем |интеллекта. Истина едина, |

| |говорили теоретики этой |по разным |неудержимо|она приводит к |

| |схемы. Отдельных лиц не |уставам. |… |«философскому миру». |

| |видно, видны только |Один класс | |Свобода,в понимании |

| |массовидные |– воины, | |итальянского Ренессанса |

| |«сословия».[6] |покровители| |имела в виду отдельную |

| |Средневековый индивид |церквей и | |личность. Гуманизм |

| |личностьпостольку, |защитники | |доказывал, что человек в |

| |поскольку он наиболее |народа, | |своих чувствах, в своих |

| |полно соотнесен со |всех без | |мыслях, в свих верованиях |

| |всеобщем и выражает его. |исключения,|«Эти тела |не подлежит никакой опеке,|

| |Поэтому все индивиды |как |имеют |что над ним не должно быть|

| |сопоставими. Но именно |сильных, |между |чужой воли, мешающей ему |

| |сопоставимость делает их |так и |собой |чувствовать и думать, как |

| |неравными (как |слабых, |такую |хочется. Новоевропейский |

| |несопоставимость |заботящиеся|зависимост|индивид – личность |

| |уравнивае буржуазных |также и о |ь, |постольку, поскольку он |

| |индивидов). Средневековые|своей |определенн|выступает как |

| |люди всегда связаны |безопасност|ую столь |имманентно-независимый и |

| |корпоративными и т.п. |и. Другой |необходимы|способный накладывать |

| |узами – именно |класс – |м |отпечаток на всеобщее; |

| |связанность делает их |сервы; сии |порядком, |чтобы быть личностью, ему |

| |отношения конкретными и |несчастные |что при |не нужно походить на |

| |личностными. Они |людишки |малейшем в|что-либо принадлежащее; но|

| |пребывают на разных |имеют |них |именно несопоставимость, |

| |ступенях бесконечной |что-либо |изменении |оригинальность, |

| |лестницы, различаясь |лишь ценой |они не |качественная несводимость |

| |мерой олицетворения |мучительног|могли бы |его личности, в виде |

| |принадлежащих истин и |о труда |пребывать |естественного и |

| |ценностей. | |вместе и |необходимого дополнения |

| |Ведь взаимотношения | |мир бы |предполагают |

| |средневекового католика с|«Петр |погиб, но |противостояние приватной |

| |богом носят, так сказать,|заболел, и |они также |жизни и жизни публичной; |

| |характер натурального |было ему |обладают |две личности, встречаясь, |

| |обмена: конкретные |видение ему|такой же |как бы аннигилируют |

| |поступки влекут за собой |видение. Он|красотой, |особенное каждой из них, |

| |конкретные воздаяния. |увидел себя|что |вступают в |

| |Средневековый католик |представшим|человеческ|абстрактно-равные |

| |усматривал в невинности |перед |ий ум не |отношения; |

| |ребенка, устами которого |Высшим |был бы в |надиндивидуальное берет |

| |глаголет истина, некое |Судилищем и|состоянии |реванш.[9] В |

| |чистое выражение «святой |как на одну|придумать |гуманистическом взгляде на|

| |простоты», высоко ценимой|чашу весов |ничего |ребенка первоначальная |

| |во взрослом человеке. Во |черные |прекрасног|невозделанность и |

| |взрослом дорожили |дьяволы |о. |незаполненность души не |

| |«детскостью» и придавали |клали его |Оставьте |могли иметь средневековую |

| |детству сакральное |грехи, а на|природу и |ценность, и путь к |

| |значение. Путь к богу и к|другую |перейдите |повзрослению представлялся|

| |спасению требует – при |сторону |к |куда более однозначным – |

| |обязательном |грустно |искусству…|путем интеллектуального и |

| |посредничестве церкви – |стояли |Колонны |морального |

| |индивидуальных усилий |одетые в |поддержива|совершенствования, |

| |каждого; он пролегает |белое |ют верхние|приобретений, но никак не |

| |через глубины каждой |ангелы». |галереи и |утрат. Дети для |

| |души, через помыслы, |«Золотоя |не менее |ренессансного педагога – |

| |искушения, раскаяние и |легенда» |радуют |только недоразвитые |

| |сострадание, могущее |св. иоанна |взор, чем |взрослые; цель |

| |остаться неизвестными для|Милостивого|необходимы|гармоничного и |

| |окружающих, но ведомые |. |зданию…. |универсального воспитания |

| |исповедникому и господу. | |Можно |в том, чтобы дать им |

| |Люди никак не равны, ибо | |сказать, |возможность поскорей и |

| |каждому – своя доля греха| |что доброе|получше вырасти. Гуманисты|

| |или добродетели, падения | |и |полагали, что божественной|

| |или избранничества. Но | |красивое в|природой каждому человеку |

| |спастись и возвыситься | |известном |дана возможность |

| |может каждый, путь не | |смысле |возвыситься и стать более |

| |закрыт никому.[7] | |одно и то |или менее исключительным, |

| |Средневековый мужчина – | |же… |«героическим» благодаря |

| |это сильный, ловкий, | |Красота – |«доблести». Следовательно,|

| |физически выносливый воин| |подлинный |признавалось естесственное|

| |с подчеркнуто широкими |Одеваться и|трофей |исходное равенство на пути|

| |плечами, сильными ногами,|снаряжаться|победы |к превращению в избранных!|

| |волевым решительным |нужно так, |души». | |

| |лицом. Впервые в |чтобы |Кастильоне|На ренессансной почве |

| |эстетических взлядах |честные |. |рождались независимый |

| |европейского общества |люди не |«Кортеджиа|авторитет светской |

| |мужественность, как |обвинили |но». |культуры, та сила писателя|

| |основная черта мужской |вас в | |и ученого в глазах |

| |красоты, начинает |излишествах| |обществееного мнения, |

| |противопоставляться |, а | |которая впоследствии |

| |женственности, |молодежь – | |побудит Екатерину и |

| |воплощающей идеал женской|в | |Фридриха переписываться с |

| |красоты. |бедности». | |Вольтером, Наполеона |

| |Большое значение имел |(Вердикт | |искать свидания с Лапласом|

| |ритуал куртуазной любви. |Людовика | |и Гёте. |

| |Половая страсть не |Святого). | |Представление о |

| |сводилась только к |«Чувствую |«Не |несходности и неравенстве |

| |телесной. Соитие |красотою, |родился |природных «семян» было |

| |выступало как венец |душа |еще такой |чрезвычайно |

| |сближения, а не его |возвышается|человек, |распространено. Оно хорошо|

| |единственное оправдание. |к истинной |который, |объясняло неравенство |

| |Половое влечение |красоте и |как я был |способностей, |

| |наполнялось более сложным|от земли… |бытак |индивидуальные различия |

| |психологическим |возносится |склонен |вкусов, интересов и |

| |содержанием, его |к |любить |достоинств. Оно сохраняло |

| |обязательным элементом |небесам….» |людей» |средневековый |

| |становилось признание | |Микеландже|иерархический принцип |

| |душевных достоинств |(Аббат |ло. |расположения людей, но не |

| |партнеров. Каждый из них |Cуггерий). | |на феодальной основе |

| |побуждался к |«Десять | |происхождения и не на |

| |самосавершенствованию |человек | |чисто религиозной основе. |

| |ради другого. Но это все |образуют | |Ренессансный натурализм |

| |касалось лишь отношений к|народ, | |придавал этому принципу |

| |знатной Даме. |десять овец| |сдвинутый смысл. |

| |Зрелое городское |– стадо, |«Мы ведь |Натуралистическое |

| |средневековье создало |н6о для |знаем, что|обоснование избранности |

| |многочисленных |стада |человек |совмещалось с концепцией |

| |интеллектуалов, |свиней |это не дух|индивидуального |

| |преподавателей «свободных|достаточно |и не тело,|совершенствования, в |

| |искусств» и прочих, но не|четырех-пят|а нечто |которой самая соль |

| |интеллигенцию, ибо никому|и голов». |третье, |гуманизма. Этим, конечно, |

| |не приходило в голову, |(«Дигест»).|бессмертно|помимо секуляризации самих|

| |что скажем, между | |й и |знаний и доблестей, |

| |нотариусом, философом, | |смертной |подрывалась христианская |

| |иконописцем и астрологом | |природы, |трактовка избранности, |

| |есть что-то общее. | |хотя нам |столь высоко ставившая |

| |Существовали важные виды | |никоим |наивность и простоту веры |

| |духовной деятельности, | |образом не|необразованного ума, |

| |неотчетливо или вовсе не | |следует |смиренность и нищету духа,|

| |профессионализированные: | |сомневатьс|недоверчивая к |

| |в глазах современников и | |я, что |самоуверенному |

| |в собственных глазах | |телесные |умствованию. |

| |Бертран де Борн и | |свойствадо|Географические открытия и |

| |Виллардуэн, Дешан и | |лжны быть |освоение новых пространств|

| |Виллани были рыцарями, а | |подчинены |раздвинули горизонты |

| |не поэтами и хронистами. | |душевным, |мироощущения людей эпохи |

| |Тысячи профессоров и | |как и тело|Возрождения. Естественно, |

| |студентов выступали как | |душе» |что к духу странствий |

| |жестко разграниченные | |Фильефо. |«были причатны» неслабые |

| |общественные группы. | |«Размышлен|люди. Титанизм Возрождения|

| |Однако это обособление | |ия об |проявился не в |

| |было рождено не | |изгнании».|произведениях искусства, а|

| |потребностью выделить | | |в произведении человека, |

| |специфически духовный | | |способного оценить себя и |

| |труд, а лишь | | |быть самому себе опорой. В|

| |универсальным | | |этом отношении важна |

| |средневековым принципом, | | |автохарактеристика |

| |согласно которому |«Царь царей| |Джероламо Кардано(1501 или|

| |дифференциации подлежали |организует | |1506-1576), итальянского |

| |даже ангельские чины. |по | |математика, философа и |

| |«Инетеллигентные» цеха |различным | |врача. Возрождение было |

| |стояли в одном ряду с |чинам | |восстановлением античного |

| |торгово-ремесленными; |небесное, | |понимания человека, |

| |представление об особой, |духовное | |согласно которому его |

| |не узкотехнической, а |общество, | |достоинство определяется |

| |социально-культурной |ровно как и| |здесь, в условиях земной |

| |функции всех подобных |общество | |жизни, а не в загробном |

| |профессий, об |земное, | |мире. Географические |

| |интеллигенте вообще как |мирское. | |открытия и освоения новых |

| |носителе |Сам Бог | |земель стали возможны |

| |концентрированной |установил | |благодаря такому |

| |образованности и |священный | |мировоззрению. Открытие |

| |духовности отсутствовало.|распорядок | |мира и его конечности |

| |Вернее, оно было |чинов на | |привело к переоткрытию |

| |сакрализовано. Целостная |небе и на | |человека, но уже на |

| |духовность составляла |земле». | |новоевропейский лад: |

| |специальность клириков. |(Епископ | |истина человека в ег |

| |Единственными подлинными |Камбрэ и | |земном конечном |

| |искателями приключений в|Араса - | |существовании, на которое |

| |глазах средневековых |Жерар). | |он и должен нести |

| |христиан были те, кто | | |ответсвенность. |

| |пересекал границы | | |Европейская культура |

| |христианского мира: | | |возрождает убеждение, что |

| |миссионеры или купцы, | | |человек – хозяин Земли. И |

| |которые высаживались в | | |должен сам себя вести по |

| |Африке и в Крыму, | | |дороге жизни. |

| |проникали в Азию. | | |Стремление сохранить свое |

| |Средневековое общество | | |имя в веках – важный |

| |определялось подлинным, | | |гуманистический мотив в |

| |религиозным расизмом. | | |произведениях и жизни |

| |Принадлежность к | | |Петрарки. Однако одним из |

| |христианству была | | |истоков его желания |

| |критерием его ценностей и| | |увековечить своё имя был |

| |поведения. Черное и | | |страх смерти |

| |белое, без середины – | | |Человек поднимается над |

| |такова была | | |миром, впервые ощущая |

| |действительность для | | |власть над природой. Купол|

| |средневековых людей. | | |врезается в небо всей |

| |Итак, человек | | |своей стройной громадой, |

| |Средневековья был вечным | | |знаменуя торжество |

| |яблоком раздора между | | |человеческой воли. Человек|

| |Богом и Сатаной. | | |как бы вступает в диалог с|

| |Существование Дьявола | | |природой, проповедуя, он |

| |представлялось столь же | | |начинает слышать ее голос.|

| |реальным, как и бытие | | |С природы снимается |

| |бога; он даже испытывал | | |тяготевшее над нею |

| |меньшую нужду в том, | | |проклятие греховности. |

| |чтобы представать перед | | |Восхищенная любовь к |

| |человеком в | | |природе естественно |

| |перевоплощенном виде или | | |рождала желание полнее и |

| |в видениях. Главным | | |глубже познать природу, |

| |образом он принимал | | |изобразить ее как можно |

| |различный антропоморфный | | |правдивее. Человек |

| |вид. Особо избранные | | |занимает место Бога, |

| |жертвы подвергались | | |однако Бог не перестает |

| |неоднократным натискам | | |быть творцом всего сущего,|

| |Сатаны, который | | |он берет на себя |

| |использовал все уловки, | | |божественную функцию, |

| |маскировки, искушения и | | |человеческая личность |

| |пытки. Объект | |«Я обладаю|представляется творческой.|

| |препирательства между | |от природы|Человек мыслится как |

| |Богом и дьяволом на | |философски|овладевший природой, но |

| |земле, человек, после | |м и наукам|художественно – это титан.|

| |смерти становился ставкой| |пригодным |Эстетика Возрождения |

| |в их последнем и решающем| |умом. Я |исповедует подражание |

| |споре. Средневековое | |остроумен,|природе, но человек хочет |

| |искусство насыщено | |изящен, |вскрыть красоту, которая |

| |изображениями финальной | |находчив, |скрывается в тайниках |

| |сцены земного | |интеллиген|природы, поэтому он |

| |существования, когда душа| |тен, |считает, что искусство |

| |умершего раздиралась | |похотлив, |выше природы. |

| |между Сатаной и | |весел, |Гуманисты мыслили человека|

| |архангелом Михаилом | |праведен, |так: сильным, смелым, |

| |прежде, чем победитель | |верен, |развитым физически и |

| |уводил её в рай или ад. | |мудр, |духовно, прекрасным и |

| |Эта сцена, которой | |мыслящ, |гордым, подлинным хозяином|

| |заканчивалась жизнь | |любопытен,|своей судьбы и устроителем|

| |средневекового человека, | |услужлив, |лучшего мира, нашедшим |

| |подчеркивает пассивность | |завистлив,|свое воплощение в |

| |его существования. Она | |изобретате|искусстве. «Только |

| |представляет собой самое | |лен, учен,|благодаря искусству, мы |

| |сильное и впечатляющее | |благодаря |можем перешагнуть границы |

| |выражение того, что он не| |собственны|собственного «я», узнать, |

| |принадлежал самому себе. | |м |как другой видит мир…». |

| |В чем не сомневался | |стараниям,|Человек может подняться к |

| |средневековый человек, | |люблю |ангелам, и может упасть |

| |так это в том, что не | |чудеса,хит|так низко. Эта свобода |

| |только дьявол мог, | |ер, |воли человека делает его |

| |подобно Богу (разумеется | |жесток, |индивидуальностью. Отныне |

| |с его дозволения) творить| |знаю |он упирается своим |

| |чудеса, но этой | |множество |решением на себя, делая |

| |способностью обладали | |тайн, |себя, собственное «я» |

| |также и смертные, обращая| |мстителен,|мерой всех вещей. При этом|

| |её во благо или во зло. | |меленхолич|он может быть чудовищем, |

| |Каждый человек имел | |ен, |так как человек был |

| |своего ангела,и на земле | |коварен, |безответственен перед |

| |обитало двойное | |предатель,|Богом, «потому, что |

| |население, люди и их | |колдун, |последним критерием для |

| |небесные спутники, или, | |маг, |человеческого поведения |

| |вернее, тройное, т.к. к | |несчастен,|считалась тогда сама же |

| |ним прибавлялся | |не люблю |изолированно чувствовавшая|

| |подстерегавший их мир | |своих, |себя личность». Человек |

| |демонов. Земное общество | |отвратител|этой эпохи знал, что есть |

| |было лишь сколком с | |ен, |добро и что – зло, он |

| |общества небесного. | |сумрачен, |принадлежал самому себе, |

| |Представление о небесной | |вещун, |поэтому мог сам сделать |

| |иерархии сковывало волю | |ревнив, |выбор между добром и злом.|

| |людей, мешало им касаться| |шутник, |Но совершая зло, он не |

| |здания земного общества, | |клеветник,|отвечал за содеянное перед|

| |не расшатывая | |изменчив, |Богом, почувствовав себя |

| |одновременно общество | |слабохарак|творцом, властелином мира.|

| |небесное. Средневековые | |терен; вот|Лишь фортуна направляет |

| |люди доводили до | |какие во |его по жизни. Вечное |

| |крайности аллегорическое | |мне |борение добра и зла |

| |толкование содержавшихся | |противореч|трактовалось уже не как |

| |в Библии более или менее | |ия |борьба Сатаны и Архангела |

| |символических дат и | |характера |Михаила, которые раздирали|

| |сроков творения. | |и |на небе душу умершего, а |

| |Предвестники | |поведения.|как борьба двух начал, |

| |светопреставления – | |»[8] |которые заложены в |

| |войны, голод, эпидемии – | | |человеке, которая |

| |казались особенно явными | | |подчеркивает активность |

| |людям Раннего | | |земного существования. |

| |Средневековья. | | |Важно было самостоятельно |

| |Разрушительные варварские| | |созерцаемое и измеряемое |

| |нашествия, страшная чума | | |человеческое тело. |

| |6 в. и неурожаи | | |Художник в вглядывается в |

| |непрерывной своей чередой| | |человеческое тело, |

| |держали людей в | | |погружается в него как в |

| |напряженном ожидании, в | | |самостоятельную |

| |котором страх смешивался | | |эстетическую данность. |

| |с надеждой, но наиболее | | |Человеческое тело – |

| |сильным был все же страх,| | |носитель артистической |

| |панический ужас, | | |мудрости, |

| |владевший массами людей. | | |индивидуалистического |

| | | | |мышления – трехмерно, |

| |Люди средневековья вообще| | |рельефно. Искусство |

| |не считали нужным | | |ренессанса основывалось на|

| |стесняться проявления | | |логике, на откровениях |

| |чувствжаркие объятия, как| | |человеческого разума, |

| |и «потоки слез», не | | |подтвержденных |

| |случайно сплошь и рядом | | |математическими расчетами.|

| |упоминаются в самых | | |Человеческий разум – |

| |разных литературных | | |движущая сила искусства. |

| |сочинениях 11 – 13 вв. и | | |Человек мера всех вещей |

| |гнев, и страх, и | | |постольку, поскольку он |

| |ненависть выражались | | |задает эту меру. |

| |неприкрыто и прямо. | | |Гармоничный человек должен|

| |Хитрость и скрытность | | |обладать как физическим, |

| |выступали скорее в | | |так и духовным |

| |качестве отклонения от | | |совершенством: благородной|

| |нормы, чем правила. | | |красотой, грацией, |

| |Своеобразным было и | | |чувством меры, логикой, и |

| |восприятие собственного | | |разумом, которые |

| |тела. Граница, незримо | | |главенствуют над чувством,|

| |отделяющая одно | | |смиряют самые безудержные |

| |человеческое существо от | | |порывы. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.