РУБРИКИ |
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения |
РЕКЛАМА |
|
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |оставить свой дом и | | |и держаться вне дома с | | |скудные земли, чтобы | | |достоинством. Женой надо | | |отправиться на край | | |руководить при помощи | | |ойкумены – в Испанию или | | |любви, на детей влиять | | |Малую Азию – в поисках | | |личным авторитетом, за | | |славы и добычи. | | |прислугой нужно | | |Профессиональные воины из| | |присматривать и хорошо | | |поколения в поколение, | | |относиться. | | |феодалы выработали особую| | | | | |форму социальной | | | | | |психологии, особое | | | | | |отношение к окружающему | | | | | |миру. Для христианского | | | | | |сострадания там не было | | | | | |места: рыцарство было не | | | | | |просто безжалостным, но и| | | | | |вводили расправу в ранг | | | | | |достоинств. Презрение к | | | | | |смерти сочеталось с | | | | | |презрением к чужой жизни,| | | | | |с неиважением к чужой | | | | | |смерти. Стремясь | | | | | |преодолеть разрыв между | | | | | |“молящимися” и | | | | | |“воюющими”, церковь | | | | | |вводит освящение | | | | | |рыцарского оружия, новые | | | | | |правила ведения войны. С | | | | | |точки зрения | | | | | |современников, сражение –| | | | | |своего рода форма | | | | | |судебного поединка, | | | | | |“Божьего суда” между | | | | | |двумя спорящими | | | | | |сторонами. | | | | | |Класс феодалов – очень | | | | | |сложная социальная | | | | | |категория. Она охватывала| | | | | |самые разные общественные| | | | | |слои – от королей и | | | | | |князей, до неимущих | | | | | |нобилей, которые вели | | | | | |крестьянский образ жизни.| | | | | |Далеко не все феодалы | | | | | |владели замками. Низший | | | | | |слой господствующего | | | | | |класса составляли простые| | | | | |рыцари, рыцарская | | | | | |беднота, не имевшая своих| | | | | |крепостей. Васший слой | | | | | |знати распадался на | | | | | |шатлэнов (обладателей | | | | | |замков), баронов (крупных| | | | | |синьоров) и | | | | | |территориальных князей, | | | | | |включая короля. Но при | | | | | |всем своем различии все | | | | | |они (с сер. 11 в.) | | | | | |рассматривались как | | | | | |единая категория рыцарей,| | | | | |вступление в которую было| | | | | |сопряжено с особой | | | | | |символической церемонией | | | | | |– посвящением. Посвящение| | | | | |знаменовало переход к | | | | | |зрелости и | | | | | |самостоятельности, оно | | | | | |завершало длительный, | | | | | |семилетний, искус, когда | | | | | |юноша в качестве дамуазо,| | | | | |слуги и оруженосца, | | | | | |проходил обучение у | | | | | |опытного рыцаря. | | | | | |Постепенно церковь вводит| | | | | |посвящение в религиозные | | | | | |рамки. Позднее, в | | | | | |некоторых случаях, уже не| | | | | |рыцарь, а епископ | | | | | |совершал основной элемент| | | | | |посвящения – | | | | | |перепоясывание мечом. В | | | | | |ритуале посвящения | | | | | |огромную роль играла | | | | | |символика цвета и | | | | | |предметов. Как рыцарь, | | | | | |посвященный принадлежит | | | | | |классу феодалов и вместе | | | | | |с тем он включается | | | | | |внутри этого класса в | | | | | |гораздо более конкретные | | | | | |– личные и имущественные | | | | | |связи. Он становится | | | | | |вассалом. Центральным | | | | | |моментом вассальных | | | | | |отношений является | | | | | |обязанность верности и | | | | | |любви вассала по | | | | | |отношению к синьору. | | | | | |Феодальное право четко | | | | | |определяло обязанности | | | | | |вассала: consilium | | | | | |(совет) и auxilium | | | | | |(помощь). Оммаж и | | | | | |пожалование фьефы | | | | | |знаменовали включение | | | | | |рыцаря в вассально-ленную| | | | | |систему. Принадлежность к| | | | | |классу профессиональных | | | | | |воинов, внутвенне | | | | | |сплоченному | | | | | |вассально-ленной | | | | | |системой, налогало на | | | | | |человека определенные | | | | | |идеальные обязанности и в| | | | | |очень большой степени | | | | | |определяло его образ | | | | | |жизни. Одна из основных | | | | | |доблестей рыцаря – | | | | | |щедрость. Публичное | | | | | |расточительство | | | | | |рассматривалось как | | | | | |внешнее выражение | | | | | |доблести и удачи. | | | | | |Напротив, корыстолюбие, | | | | | |скупость, расчетливость в| | | | | |глазах рыцарского | | | | | |общества 12-13 вв. | | | | | |оказывается одним из | | | | | |самых позорных пороков. | | | | | |Но наряду с культом | | | | | |щедрости рыцари | | | | | |чрезвычайно заботливо | | | | | |относились к сохранению | | | | | |целостности своих | | | | | |владений – основного | | | | | |источника существования. | | | | | | | | | | | |Другое важнейшее понятие | | | | | |рыцарской морали | | | | | |–служение. Верность – | | | | | |характернейший предикат | | | | | |вассальных отношений – | | | | | |распространяется и на | | | | | |понятие связей человека и| | | | | |Бога, причем верность | | | | | |предпологается не только | | | | | |со стороны человека, но и| | | | | |со стороны Господа. | | | | | |Когда не было войны, | | | | | |жизнь рыцаря | | | | | |ограничивалась охотой, | | | | | |обедом и долгим сном. | | | | | |Утомительно-однообразный | | | | | |распорядок дня нарушался | | | | | |приездом гостей, | | | | | |турнирами или | | | | | |празднествами, когда в | | | | | |замок приходили жонглеры.| | | | | |Из рутины повседневности | | | | | |рыцаря вырывала война. Но| | | | | |и на войне и в мирных | | | | | |условиях феодал всегда | | | | | |выступал членом | | | | | |сплоченной социальной | | | | | |группы или даже | | | | | |нескольких групп – | | | | | |линьяжа. Корпоративность | | | | | |феодального быта отвечала| | | | | |корпоративной организации| | | | | |сословия феодалов. | | | | | |.В жесте «Мене», где | | | | | |рассказывается о детстве | | | | | |Карла Великого, мы видим | | | | | |героя в Толедо на службе | | | | | |у сарацинского короля, | | | | | |который возводит его в | | | | | |сан рыцаря, - эхо | | | | | |историко-легендарных | | | | | |испанских реалий, | | | | | |воплощенных в «Песне о | | | | | |Сиде». Но в то же время | | | | | |Карл и почти все герои | | | | | |шансон-де-жест | | | | | |представлены одержимыми | | | | | |одним желанием: биться с | | | | | |сарацином и победить его.| | | | | |Вся господствующая отныне| | | | | |мифология сводится к | | | | | |поединку христианского | | | | | |рыцаря и мусульманина. | | | | | |Борьба против неверных | | | | | |становится конечной целью| | | | | |рыцарского идеала. | | | | | |Неверный рассматривается | | | | | |отныне как язычник, | | | | | |который заведомо | | | | | |отказывается от истины и | | | | | |обращения в христианство.| | | | | |Война между христианами | | | | | |была злом, но становилась| | | | | |долгом, когда её вели | | | | | |против иноверцев. | | | | | |Удаление рыцаря от мира в| | | | | |пустынь было важной темой| | | | | |эпических песен, особенно| | | | | |пострижение в монахи | | | | | |перед смертью, и наиболее| | | | | |известным произведением | | | | | |на эту тему является | | | | | |«Монашество Гильома». | | | | | |Распространение | | | | | |огнестрельного оружия и | | | | | |наемного войска в 14-15 | | | | | |вв. способствовало упадку| | | | | |военных функций | | | | | |рыцарства, равно как | | | | | |социального и морального | | | | | |престижа этого типа | | | | | |средневекового человека. | | | | | |Но упадок рыцарства не | | | | | |означал прекращения | | | | | |рыцарского образа жизни. | | | | | |Напротив, он был перенят | | | | | |королевским двором и | | | | | |городской элитой – | | | | | |потрициатом. Идея | | | | | |рыцарства оставалась | | | | | |живой врплоть до Нового | | | | | |времени: - от Неистового | | | | | |Орландо до Дон Кихота и | | | | | |Герца Берлинхингера. Лишь| | | | | |Французская революция 18 | | | | | |в. положила конец этой | | | | | |традиции. | | | | |Обр|Около тысячного года |«…людей |Промчались|Традиционному для | |аз |западня литература начала|молитвы, |дни мои, |средневековья принижению | |чел|описывать общество по |конных |как бы |человека гуманисты | |ове|новой схеме, сразу же |людей и |оленей |противопоставили | |ка |получившей признание. |людей |Косящий |убеждение, что он является| | |Согласно этим воззрениям |труда»…Альф|бег. Срок |высшей ценностью, | | |общество состоит из 3 |ред Великий|счастья |находится в центре мира. | | |тесно ссотрудничающих |9 век. |был |По мере перерождения | | |между собой ordines, |«Община |короче, |свободной коммуны в | | |условно говоря |верных |Чем взмах |синьорию обнаруживается | | |«сословий». «Троякий люд»|образует |ресницы. |беспочвенность идей | | |составлял |единое |Из |служения обществу. Речь | | |общество:священники, |тело, но |последней |идет о месте человека в | | |воины, крестьяне. Три |три тела |мочи |космосе. Предельное | | |категории были различны, |включает в |Я в горсть|возвеличение человека | | |но дополняли друг друга: |себя |зажал лишь|выразил блестящий гуманист| | |каждая нуждалась в |государство|пепел |– Джованни Пико делла | | |прочих. Это гармоничное |, ибо иной |наслаждени|Мирандола. Он приходит к | | |единство и было «телом» |закон, |й… |смелому выводу, что знания| | |общества. Данная схема |закон |Уходит |и мудрость, накопленные | | |подчеркивает единство 3 |людской, |жизнь – уж|человечеством, проявляются| | |сословий: одни молятся за|различает |так |в разные эпохи в различных| | |все общество, другие |два класса,|заведено |формах; составляя в целом | | |защищают его, третьи |поскольку |Уходит с |непрерывную цепь в | | |кормят это общество. «Дом|дворяне и |каждым |развитии человеческого | | |божий нерушим», - |сервы живут|днем |интеллекта. Истина едина, | | |говорили теоретики этой |по разным |неудержимо|она приводит к | | |схемы. Отдельных лиц не |уставам. |… |«философскому миру». | | |видно, видны только |Один класс | |Свобода,в понимании | | |массовидные |– воины, | |итальянского Ренессанса | | |«сословия».[6] |покровители| |имела в виду отдельную | | |Средневековый индивид |церквей и | |личность. Гуманизм | | |личностьпостольку, |защитники | |доказывал, что человек в | | |поскольку он наиболее |народа, | |своих чувствах, в своих | | |полно соотнесен со |всех без | |мыслях, в свих верованиях | | |всеобщем и выражает его. |исключения,|«Эти тела |не подлежит никакой опеке,| | |Поэтому все индивиды |как |имеют |что над ним не должно быть| | |сопоставими. Но именно |сильных, |между |чужой воли, мешающей ему | | |сопоставимость делает их |так и |собой |чувствовать и думать, как | | |неравными (как |слабых, |такую |хочется. Новоевропейский | | |несопоставимость |заботящиеся|зависимост|индивид – личность | | |уравнивае буржуазных |также и о |ь, |постольку, поскольку он | | |индивидов). Средневековые|своей |определенн|выступает как | | |люди всегда связаны |безопасност|ую столь |имманентно-независимый и | | |корпоративными и т.п. |и. Другой |необходимы|способный накладывать | | |узами – именно |класс – |м |отпечаток на всеобщее; | | |связанность делает их |сервы; сии |порядком, |чтобы быть личностью, ему | | |отношения конкретными и |несчастные |что при |не нужно походить на | | |личностными. Они |людишки |малейшем в|что-либо принадлежащее; но| | |пребывают на разных |имеют |них |именно несопоставимость, | | |ступенях бесконечной |что-либо |изменении |оригинальность, | | |лестницы, различаясь |лишь ценой |они не |качественная несводимость | | |мерой олицетворения |мучительног|могли бы |его личности, в виде | | |принадлежащих истин и |о труда |пребывать |естественного и | | |ценностей. | |вместе и |необходимого дополнения | | |Ведь взаимотношения | |мир бы |предполагают | | |средневекового католика с|«Петр |погиб, но |противостояние приватной | | |богом носят, так сказать,|заболел, и |они также |жизни и жизни публичной; | | |характер натурального |было ему |обладают |две личности, встречаясь, | | |обмена: конкретные |видение ему|такой же |как бы аннигилируют | | |поступки влекут за собой |видение. Он|красотой, |особенное каждой из них, | | |конкретные воздаяния. |увидел себя|что |вступают в | | |Средневековый католик |представшим|человеческ|абстрактно-равные | | |усматривал в невинности |перед |ий ум не |отношения; | | |ребенка, устами которого |Высшим |был бы в |надиндивидуальное берет | | |глаголет истина, некое |Судилищем и|состоянии |реванш.[9] В | | |чистое выражение «святой |как на одну|придумать |гуманистическом взгляде на| | |простоты», высоко ценимой|чашу весов |ничего |ребенка первоначальная | | |во взрослом человеке. Во |черные |прекрасног|невозделанность и | | |взрослом дорожили |дьяволы |о. |незаполненность души не | | |«детскостью» и придавали |клали его |Оставьте |могли иметь средневековую | | |детству сакральное |грехи, а на|природу и |ценность, и путь к | | |значение. Путь к богу и к|другую |перейдите |повзрослению представлялся| | |спасению требует – при |сторону |к |куда более однозначным – | | |обязательном |грустно |искусству…|путем интеллектуального и | | |посредничестве церкви – |стояли |Колонны |морального | | |индивидуальных усилий |одетые в |поддержива|совершенствования, | | |каждого; он пролегает |белое |ют верхние|приобретений, но никак не | | |через глубины каждой |ангелы». |галереи и |утрат. Дети для | | |души, через помыслы, |«Золотоя |не менее |ренессансного педагога – | | |искушения, раскаяние и |легенда» |радуют |только недоразвитые | | |сострадание, могущее |св. иоанна |взор, чем |взрослые; цель | | |остаться неизвестными для|Милостивого|необходимы|гармоничного и | | |окружающих, но ведомые |. |зданию…. |универсального воспитания | | |исповедникому и господу. | |Можно |в том, чтобы дать им | | |Люди никак не равны, ибо | |сказать, |возможность поскорей и | | |каждому – своя доля греха| |что доброе|получше вырасти. Гуманисты| | |или добродетели, падения | |и |полагали, что божественной| | |или избранничества. Но | |красивое в|природой каждому человеку | | |спастись и возвыситься | |известном |дана возможность | | |может каждый, путь не | |смысле |возвыситься и стать более | | |закрыт никому.[7] | |одно и то |или менее исключительным, | | |Средневековый мужчина – | |же… |«героическим» благодаря | | |это сильный, ловкий, | |Красота – |«доблести». Следовательно,| | |физически выносливый воин| |подлинный |признавалось естесственное| | |с подчеркнуто широкими |Одеваться и|трофей |исходное равенство на пути| | |плечами, сильными ногами,|снаряжаться|победы |к превращению в избранных!| | |волевым решительным |нужно так, |души». | | | |лицом. Впервые в |чтобы |Кастильоне|На ренессансной почве | | |эстетических взлядах |честные |. |рождались независимый | | |европейского общества |люди не |«Кортеджиа|авторитет светской | | |мужественность, как |обвинили |но». |культуры, та сила писателя| | |основная черта мужской |вас в | |и ученого в глазах | | |красоты, начинает |излишествах| |обществееного мнения, | | |противопоставляться |, а | |которая впоследствии | | |женственности, |молодежь – | |побудит Екатерину и | | |воплощающей идеал женской|в | |Фридриха переписываться с | | |красоты. |бедности». | |Вольтером, Наполеона | | |Большое значение имел |(Вердикт | |искать свидания с Лапласом| | |ритуал куртуазной любви. |Людовика | |и Гёте. | | |Половая страсть не |Святого). | |Представление о | | |сводилась только к |«Чувствую |«Не |несходности и неравенстве | | |телесной. Соитие |красотою, |родился |природных «семян» было | | |выступало как венец |душа |еще такой |чрезвычайно | | |сближения, а не его |возвышается|человек, |распространено. Оно хорошо| | |единственное оправдание. |к истинной |который, |объясняло неравенство | | |Половое влечение |красоте и |как я был |способностей, | | |наполнялось более сложным|от земли… |бытак |индивидуальные различия | | |психологическим |возносится |склонен |вкусов, интересов и | | |содержанием, его |к |любить |достоинств. Оно сохраняло | | |обязательным элементом |небесам….» |людей» |средневековый | | |становилось признание | |Микеландже|иерархический принцип | | |душевных достоинств |(Аббат |ло. |расположения людей, но не | | |партнеров. Каждый из них |Cуггерий). | |на феодальной основе | | |побуждался к |«Десять | |происхождения и не на | | |самосавершенствованию |человек | |чисто религиозной основе. | | |ради другого. Но это все |образуют | |Ренессансный натурализм | | |касалось лишь отношений к|народ, | |придавал этому принципу | | |знатной Даме. |десять овец| |сдвинутый смысл. | | |Зрелое городское |– стадо, |«Мы ведь |Натуралистическое | | |средневековье создало |н6о для |знаем, что|обоснование избранности | | |многочисленных |стада |человек |совмещалось с концепцией | | |интеллектуалов, |свиней |это не дух|индивидуального | | |преподавателей «свободных|достаточно |и не тело,|совершенствования, в | | |искусств» и прочих, но не|четырех-пят|а нечто |которой самая соль | | |интеллигенцию, ибо никому|и голов». |третье, |гуманизма. Этим, конечно, | | |не приходило в голову, |(«Дигест»).|бессмертно|помимо секуляризации самих| | |что скажем, между | |й и |знаний и доблестей, | | |нотариусом, философом, | |смертной |подрывалась христианская | | |иконописцем и астрологом | |природы, |трактовка избранности, | | |есть что-то общее. | |хотя нам |столь высоко ставившая | | |Существовали важные виды | |никоим |наивность и простоту веры | | |духовной деятельности, | |образом не|необразованного ума, | | |неотчетливо или вовсе не | |следует |смиренность и нищету духа,| | |профессионализированные: | |сомневатьс|недоверчивая к | | |в глазах современников и | |я, что |самоуверенному | | |в собственных глазах | |телесные |умствованию. | | |Бертран де Борн и | |свойствадо|Географические открытия и | | |Виллардуэн, Дешан и | |лжны быть |освоение новых пространств| | |Виллани были рыцарями, а | |подчинены |раздвинули горизонты | | |не поэтами и хронистами. | |душевным, |мироощущения людей эпохи | | |Тысячи профессоров и | |как и тело|Возрождения. Естественно, | | |студентов выступали как | |душе» |что к духу странствий | | |жестко разграниченные | |Фильефо. |«были причатны» неслабые | | |общественные группы. | |«Размышлен|люди. Титанизм Возрождения| | |Однако это обособление | |ия об |проявился не в | | |было рождено не | |изгнании».|произведениях искусства, а| | |потребностью выделить | | |в произведении человека, | | |специфически духовный | | |способного оценить себя и | | |труд, а лишь | | |быть самому себе опорой. В| | |универсальным | | |этом отношении важна | | |средневековым принципом, | | |автохарактеристика | | |согласно которому |«Царь царей| |Джероламо Кардано(1501 или| | |дифференциации подлежали |организует | |1506-1576), итальянского | | |даже ангельские чины. |по | |математика, философа и | | |«Инетеллигентные» цеха |различным | |врача. Возрождение было | | |стояли в одном ряду с |чинам | |восстановлением античного | | |торгово-ремесленными; |небесное, | |понимания человека, | | |представление об особой, |духовное | |согласно которому его | | |не узкотехнической, а |общество, | |достоинство определяется | | |социально-культурной |ровно как и| |здесь, в условиях земной | | |функции всех подобных |общество | |жизни, а не в загробном | | |профессий, об |земное, | |мире. Географические | | |интеллигенте вообще как |мирское. | |открытия и освоения новых | | |носителе |Сам Бог | |земель стали возможны | | |концентрированной |установил | |благодаря такому | | |образованности и |священный | |мировоззрению. Открытие | | |духовности отсутствовало.|распорядок | |мира и его конечности | | |Вернее, оно было |чинов на | |привело к переоткрытию | | |сакрализовано. Целостная |небе и на | |человека, но уже на | | |духовность составляла |земле». | |новоевропейский лад: | | |специальность клириков. |(Епископ | |истина человека в ег | | |Единственными подлинными |Камбрэ и | |земном конечном | | |искателями приключений в|Араса - | |существовании, на которое | | |глазах средневековых |Жерар). | |он и должен нести | | |христиан были те, кто | | |ответсвенность. | | |пересекал границы | | |Европейская культура | | |христианского мира: | | |возрождает убеждение, что | | |миссионеры или купцы, | | |человек – хозяин Земли. И | | |которые высаживались в | | |должен сам себя вести по | | |Африке и в Крыму, | | |дороге жизни. | | |проникали в Азию. | | |Стремление сохранить свое | | |Средневековое общество | | |имя в веках – важный | | |определялось подлинным, | | |гуманистический мотив в | | |религиозным расизмом. | | |произведениях и жизни | | |Принадлежность к | | |Петрарки. Однако одним из | | |христианству была | | |истоков его желания | | |критерием его ценностей и| | |увековечить своё имя был | | |поведения. Черное и | | |страх смерти | | |белое, без середины – | | |Человек поднимается над | | |такова была | | |миром, впервые ощущая | | |действительность для | | |власть над природой. Купол| | |средневековых людей. | | |врезается в небо всей | | |Итак, человек | | |своей стройной громадой, | | |Средневековья был вечным | | |знаменуя торжество | | |яблоком раздора между | | |человеческой воли. Человек| | |Богом и Сатаной. | | |как бы вступает в диалог с| | |Существование Дьявола | | |природой, проповедуя, он | | |представлялось столь же | | |начинает слышать ее голос.| | |реальным, как и бытие | | |С природы снимается | | |бога; он даже испытывал | | |тяготевшее над нею | | |меньшую нужду в том, | | |проклятие греховности. | | |чтобы представать перед | | |Восхищенная любовь к | | |человеком в | | |природе естественно | | |перевоплощенном виде или | | |рождала желание полнее и | | |в видениях. Главным | | |глубже познать природу, | | |образом он принимал | | |изобразить ее как можно | | |различный антропоморфный | | |правдивее. Человек | | |вид. Особо избранные | | |занимает место Бога, | | |жертвы подвергались | | |однако Бог не перестает | | |неоднократным натискам | | |быть творцом всего сущего,| | |Сатаны, который | | |он берет на себя | | |использовал все уловки, | | |божественную функцию, | | |маскировки, искушения и | | |человеческая личность | | |пытки. Объект | |«Я обладаю|представляется творческой.| | |препирательства между | |от природы|Человек мыслится как | | |Богом и дьяволом на | |философски|овладевший природой, но | | |земле, человек, после | |м и наукам|художественно – это титан.| | |смерти становился ставкой| |пригодным |Эстетика Возрождения | | |в их последнем и решающем| |умом. Я |исповедует подражание | | |споре. Средневековое | |остроумен,|природе, но человек хочет | | |искусство насыщено | |изящен, |вскрыть красоту, которая | | |изображениями финальной | |находчив, |скрывается в тайниках | | |сцены земного | |интеллиген|природы, поэтому он | | |существования, когда душа| |тен, |считает, что искусство | | |умершего раздиралась | |похотлив, |выше природы. | | |между Сатаной и | |весел, |Гуманисты мыслили человека| | |архангелом Михаилом | |праведен, |так: сильным, смелым, | | |прежде, чем победитель | |верен, |развитым физически и | | |уводил её в рай или ад. | |мудр, |духовно, прекрасным и | | |Эта сцена, которой | |мыслящ, |гордым, подлинным хозяином| | |заканчивалась жизнь | |любопытен,|своей судьбы и устроителем| | |средневекового человека, | |услужлив, |лучшего мира, нашедшим | | |подчеркивает пассивность | |завистлив,|свое воплощение в | | |его существования. Она | |изобретате|искусстве. «Только | | |представляет собой самое | |лен, учен,|благодаря искусству, мы | | |сильное и впечатляющее | |благодаря |можем перешагнуть границы | | |выражение того, что он не| |собственны|собственного «я», узнать, | | |принадлежал самому себе. | |м |как другой видит мир…». | | |В чем не сомневался | |стараниям,|Человек может подняться к | | |средневековый человек, | |люблю |ангелам, и может упасть | | |так это в том, что не | |чудеса,хит|так низко. Эта свобода | | |только дьявол мог, | |ер, |воли человека делает его | | |подобно Богу (разумеется | |жесток, |индивидуальностью. Отныне | | |с его дозволения) творить| |знаю |он упирается своим | | |чудеса, но этой | |множество |решением на себя, делая | | |способностью обладали | |тайн, |себя, собственное «я» | | |также и смертные, обращая| |мстителен,|мерой всех вещей. При этом| | |её во благо или во зло. | |меленхолич|он может быть чудовищем, | | |Каждый человек имел | |ен, |так как человек был | | |своего ангела,и на земле | |коварен, |безответственен перед | | |обитало двойное | |предатель,|Богом, «потому, что | | |население, люди и их | |колдун, |последним критерием для | | |небесные спутники, или, | |маг, |человеческого поведения | | |вернее, тройное, т.к. к | |несчастен,|считалась тогда сама же | | |ним прибавлялся | |не люблю |изолированно чувствовавшая| | |подстерегавший их мир | |своих, |себя личность». Человек | | |демонов. Земное общество | |отвратител|этой эпохи знал, что есть | | |было лишь сколком с | |ен, |добро и что – зло, он | | |общества небесного. | |сумрачен, |принадлежал самому себе, | | |Представление о небесной | |вещун, |поэтому мог сам сделать | | |иерархии сковывало волю | |ревнив, |выбор между добром и злом.| | |людей, мешало им касаться| |шутник, |Но совершая зло, он не | | |здания земного общества, | |клеветник,|отвечал за содеянное перед| | |не расшатывая | |изменчив, |Богом, почувствовав себя | | |одновременно общество | |слабохарак|творцом, властелином мира.| | |небесное. Средневековые | |терен; вот|Лишь фортуна направляет | | |люди доводили до | |какие во |его по жизни. Вечное | | |крайности аллегорическое | |мне |борение добра и зла | | |толкование содержавшихся | |противореч|трактовалось уже не как | | |в Библии более или менее | |ия |борьба Сатаны и Архангела | | |символических дат и | |характера |Михаила, которые раздирали| | |сроков творения. | |и |на небе душу умершего, а | | |Предвестники | |поведения.|как борьба двух начал, | | |светопреставления – | |»[8] |которые заложены в | | |войны, голод, эпидемии – | | |человеке, которая | | |казались особенно явными | | |подчеркивает активность | | |людям Раннего | | |земного существования. | | |Средневековья. | | |Важно было самостоятельно | | |Разрушительные варварские| | |созерцаемое и измеряемое | | |нашествия, страшная чума | | |человеческое тело. | | |6 в. и неурожаи | | |Художник в вглядывается в | | |непрерывной своей чередой| | |человеческое тело, | | |держали людей в | | |погружается в него как в | | |напряженном ожидании, в | | |самостоятельную | | |котором страх смешивался | | |эстетическую данность. | | |с надеждой, но наиболее | | |Человеческое тело – | | |сильным был все же страх,| | |носитель артистической | | |панический ужас, | | |мудрости, | | |владевший массами людей. | | |индивидуалистического | | | | | |мышления – трехмерно, | | |Люди средневековья вообще| | |рельефно. Искусство | | |не считали нужным | | |ренессанса основывалось на| | |стесняться проявления | | |логике, на откровениях | | |чувствжаркие объятия, как| | |человеческого разума, | | |и «потоки слез», не | | |подтвержденных | | |случайно сплошь и рядом | | |математическими расчетами.| | |упоминаются в самых | | |Человеческий разум – | | |разных литературных | | |движущая сила искусства. | | |сочинениях 11 – 13 вв. и | | |Человек мера всех вещей | | |гнев, и страх, и | | |постольку, поскольку он | | |ненависть выражались | | |задает эту меру. | | |неприкрыто и прямо. | | |Гармоничный человек должен| | |Хитрость и скрытность | | |обладать как физическим, | | |выступали скорее в | | |так и духовным | | |качестве отклонения от | | |совершенством: благородной| | |нормы, чем правила. | | |красотой, грацией, | | |Своеобразным было и | | |чувством меры, логикой, и | | |восприятие собственного | | |разумом, которые | | |тела. Граница, незримо | | |главенствуют над чувством,| | |отделяющая одно | | |смиряют самые безудержные | | |человеческое существо от | | |порывы. | |
|
© 2000 |
|