РУБРИКИ

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

| |стереотипность памятников|свисают уши| |изменения в умах широко |

| |во всех тех случаях, | | |начались только во второй |

| |когда в них идет речь о |С | |половине Кватроченто. |

| |восприятии крестьянина |продолговат| |Выделялись мастерские, |

| |власть имущими. В этих |ой головы | |терявшие |

| |клише запечатлелось |Кошачий | |корпоративно-патриархальны|

| |прежде всего социальное |нос, глаза | |й облик. Сюда охотно |

| |противостояние низов и |совы…» Пер.| |заходили интеллектуалы и |

| |верхов общества и |В. | |вельможи. Здесь не только |

| |«естественная» |Микушевича | |работали, но и вели, по |

| |приниженность и |(см.: | |выражению Вазари, |

| |несовершенство первых, |Ивейн, или | |«прекраснейшие речи и |

| |оправдывающее господство |рыцарь со | |важные диспуты». Художники|

| |вторых. Соответственно и |львом. | |усваивали литературные и |

| |в произведениях, |Средневеков| |теоретические интересы и |

| |воспроизводящих рыцарский|ый роман и | |наравне с гуманистами и |

| |мир, крестьянин |повесть. М.| |поэтами начинали |

| |обрисовывается |1974 г. с. | |осознавать себя носителями|

| |клишированными формулами |37 | |широкой духовности. Для |

| |как существо низшего |«Мужики, | |Леона Альберти бесспорно, |

| |сорта, как моральный и |что злы и | |что художник должен быть |

| |физический урод или даже |грубы, на | |человеком, сведущим в |

| |нелюдь, |дворянство | |словесности. С Альберти |

| |получеловек-полуживотное,|точат зубы,| |дружили Брунеллески и |

| |полуязычник-полудъявол.* |только | |Донателло, Поллайуоло |

| | |нищими мне | |общался с Фичино, молодой |

| |Крестьянство было |любы! | |Микеланжело – с Полициано.|

| |основным производящим |Любо видеть| |Философия, искусство и |

| |классом средневекового |мне народ | |наука воспринимались |

| |общества, но оно не было |голодающим,| |отныне как грани целого. |

| |единым и распадалось на |раздетым, | |Универсализм Леонардо да |

| |разные группы, |страждущим,| |Винчи не удивлял |

| |отличающиеся друг от |не | |современников, удивляла |

| |друга по своему правовому|обогретым!…| |лишь гениальность |

| |статусу и по |Нрав свиньи| |результатов. Художник |

| |экономическому положению,|мужик | |должен был, чтобы |

| |по величине земельных |имеет, жить| |равноправно войти в |

| |держаний, по степени |пристойно | |гуманистическую элиту, |

| |юридической |не умеет, | |стремиться к идеалу «uomo |

| |обеспеченности |если же | |universale». Никогда в |

| |владельческих прав, по |разбогатеет| |европейской истории не |

| |размерам и характеру |, то | |было подобного понимания |

| |повинностей, по степени |безумствова| |универсально-духовных |

| |личной несвободы. В |ть начнет…»| |функций и высокого |

| |экономическом отношении | | |социального места |

| |крестьянство разделялось |(пер. В. А.| |художника. Новая роль |

| |на 2 группы: имеющие дом |Дынник). | |искусства определила и |

| |надельные крестьяне и |См.: | |почетное место, которое |

| |живущие в господском доме|Зарубежная | |занимали живописцы, |

| |дворовые слуги – челядь. |литература | |ваятели и зодчие. Они были|

| |Последняя была занята в |средних | |окружены вниманием, |

| |сеньориальном хозяйстве, |веков. Стр.| |меценаты и городские |

| |обслуживала феодала. |169 | |власти пытались переманить|

| |Объём повинностей челяди |«… есть | |их к себе. Сами мастера |

| |не регламентировался. Они|много | |отчетливо понимали свою |

| |получали содержание из |состояний | |важную миссию; круг их |

| |барских запасов, питались|личной | |гуманистических интересов |

| |за общим столом и ютились|крепостной | |был весьма широк. |

| |в каморках господского |зависимости| |Донателло был сыном |

| |замка. Надельные |… одни из | |чесальщика шерсти, хоронил|

| |крестьяне, напротив были |крепостных | |же его «почти весь народ |

| |тесно связанны с землей, |так | |этого города». |

| |на которой стоял их дом и|подчинены | |«Странность» как |

| |располагался участок. |своим | |неотъемлемое свойство |

| |Уровень жизни крестьянина|синьорам, | |художника по-новому |

| |зависел в большей степени|что эти | |связывается с |

| |не от его личного |синьоры | |сатурнинскими мотивами на |

| |статуса, а от статуса |могут | |неоплатонической основе; |

| |земли, которой он владел.|распоряжать| |теперь это дюреровская |

| |Крестьянин, который |ся всем их | |«Меланхолия 1», ставящая |

| |постоянно жил в деревне и|имуществом,| |художника рядом с |

| |лишь изредка оказывался |имеют над | |философом в качестве |

| |за её пределами, |ними право | |«священнослужителя муз». |

| |воспринимал землю как |жизни и | |Теперь экстравагантность |

| |что-то своё, как кровно с|смерти…и | |живописцев и скульпторов |

| |ним связанное. Их |никому за | |есть признак их включения |

| |привязывало к земле и |них не | |в ренессансную элиту и |

| |феодальное право, |ответственн| |приобщения к её ценностным|

| |призванное обеспечить |ы, кроме | |формулам. Замечательно, |

| |поместье трудовыми |как одному | |что художнику отныне |

| |руками. Но в своей |богу. С | |предписывались – как и |

| |хозяйственной |другими | |гуманисту! – одержимость |

| |деятельности они были |обращаются | |учением, безразличие к |

| |относительно |более | |внешнему, духовное |

| |самостоятельны, так как |человечно, | |самоконструирование. |

| |работали на своем наделе,|ибо при их | |Реализация этих |

| |отдавая синьору лишь |жизни | |гуманистических |

| |часть своего времени и |синьоры не | |представлений в социальной|

| |труда либо в форме |могут | |практике оказалась, |

| |барщины, либо в форме |ничего от | |однако, довольно трудным |

| |натурального или |них | |делом; статус художников |

| |денежного оброка – чинша.|требовать, | |менялся куда медленней, |

| |Дугой принцип разделения |если только| |чем у интеллектуалов. Во |

| |крестьянства – правовой. |они не | |второй половине XV в. |

| |Степень правоспособности |провинятся,| |положение если и |

| |крестьянства варьировала |кроме | |изменилось, то не к |

| |очень сильно – от личной |чиншей, | |худшему. (Боттичелли в |

| |зависимости до |рент и | |старости впал в нищету, |

| |обязанности делать чисто |повинностей| |как объясняет Вазари, |

| |символические взносы и |. И лишь | |оттого что бросил живопись|

| |подчиняться |когда они | |и не имел иных источников |

| |сеньориальному суду. |умирают или| |дохода.) только с начала |

| |Непосредственное |женятся на | |16 в. у «художников |

| |присвоение синьором |свободных | |исчезает уверенность в |

| |крестьянского труда |женщинах, | |заработке», но пока не |

| |осуществлялось путем |все их | |обозначился кризис |

| |отработок на господской |имущество –| |Возрождения, пока «не |

| |земле и на господском |движимое и | |начинается период |

| |дворе со своим рабочим |недвижимое | |странствований |

| |скотом и со своими |– переходит| |художников», пока не |

| |орудиями, причем размеры |к синьорам.| |приходит следующая за |

| |этих отработок |Ибо тот, | |Возрождением эпоха |

| |соответствовали площади |кто женится| |«отчаявшихся и отчаянных, |

| |наделов. Размеры |на | |надломленных и неистовых»,|

| |крестьянской ренты |свободной, | |эпоха Бенвенуто Челлини, |

| |определялись обычаем: |должен | |Россо и Торриджано, |

| |количество дней, время и |платить | |неустойчивость положения |

| |характер барщинных работ,|выкуп по | |художников касалась не |

| |тип и объем поставляемых |усмотрению | |только материального |

| |продуктов. Денежные |синьора. И | |достатка, сколько |

| |платежи на первых порах |если | |столкновения творческих |

| |встречались как |умирает, | |устремлений, возросших |

| |исключение и были |нет и него | |социальных претензий и |

| |незначительными. |наследника,| |профессиональной гордости |

| |Зависимость крестьян |кроме | |со вкусами и капризами |

| |проявлялась и в |синьора, и | |заказчиков, особенно если |

| |баналитетах - |дети |«Что такое|речь шла о создании |

| |принудительной |крепостного|плебс? Это|монументальных |

| |обязанности крестьянина |ничего не |некий |произведений, требовавших |

| |использовать господский |получают, |полип, то |дорогого материала и |

| |инвентарь, расплачиваясь |если не |есть |многих лет работы. |

| |частью продукта. Господин|заплатят |переменчив|Конфликтные ситуации, |

| |был не только получателем|выкупа |ое и |следовательно, были часто |

| |крестьянской ренты, но и |синьору.… |безголовое|связаны как раз с растущей|

| |судьей над своими людьми.|Эти |животное»;|самооценкой и повышением |

| |Преобладающей формой |последние |«Глупость |роли художника в обществе.|

| |поселения |повинности |толпы и её|Бог - первый художник, он|

| |западноевропейских |носят у |общественн|сотворил мир по образу и |

| |крестьян в 12-13 вв. была|крепостных |ые |подобию своему, поэтому |

| |деревня с 200-400 |Бовэзи |бесчинства|художнику оставалось |

| |жителями. Территория |название |очень |подражать «искусству |

| |деревни распадалась на 3 |мертвой |тяжки; ибо|внутри природы», поэтому |

| |части: внутреннюю – место|руки и |посреди |его труд, чем |

| |поселения, пахотную землю|брачной |ленивого |«искусственней, тем |

| |и альменду – не |пошлины…» |плебса |естественней», он выявлял |

| |поделенную землю, |(Хрестомати|трудно и |гармоничность и разумность|

| |находившуюся в совместном|я по |слишком |естества. Художник творит |

| |пользовании (лес, воды, |истории |тяжко |мир по воле самого бога, |

| |луга, пустоши). В рамках |средних |сберечь |он должен быть образован и|

| |хозяйственной жизни двора|веков. Т. |размеренны|воспитан, должен понимать |

| |крестьянин действовал по |2. М. 1963.|й порядок,|во всех науках и |

| |своему усмотрению и его |Стр. 360). |украшеннос|богословии. Первый учитель|

| |трудовая деятельность |«Обычаи |ть, покой |художника – это |

| |здесь никем не |Бовэзи» |и |математика, затем - |

| |регламентировалась. |Бомануар.12|сладостный|анатомия. Художники |

| |Реальный мир |80-83 гг. |досуг»; |усваивали литературные и |

| |средневекового |«.. |«Для |теоретические интересы и |

| |крестьянина был пронизан |крестьяне, |народа и |наравне с гуманистами и |

| |двойственностью, |видя |толпы, |поэтами начали осознавать |

| |находившей отражение в |бедствия и |коей |себя носителями широкой |

| |противопоставлении |утеснения, |свойственн|духовности. От художника |

| |«своей» возделанной земли|которые со |о всегда |уже требовалось, помимо |

| |и бескрайних массивов |всех сторон|заблуждать|«воздержанного и |

| |«чужого» леса, пустошей, |им учиняли |ся и |умеренного образа жизни», |

| |болот, которые |и от |ничего не |изучения «теологии, |

| |ограничивали его |которых |знать, |философии и др. наук». |

| |пространственный и |дворяне не |ложь |Художник должен был, чтобы|

| |умственный кругозор. |только их |выглядит |равноправно войти в |

| |Хозяйственный прогресс |не |правдоподо|гуманистическую элиту, |

| |Средневековья долгое |защищали, а|бней |стремиться к идеалу «uomo |

| |время сводился к |напротив, |истины». |universale». Своим новым –|

| |выкорчевыванию деревьев и|еще более, | |ренессансным – местом под |

| |распашке пустошей, к |наподобие | |солнцем нои обязаны не |

| |освоению леса. Обнесенная|врагов, их | |происхождению, не |

| |изгородью территория |теснили, с | |традиции, не социальной и |

| |средневекового |оружием в | |профессионально-цеховой |

| |деревенского поселения |руках | |принадлежности, а лишь |

| |располагала особым правом|поднялись | |таланту, силе характера и |

| |(миром) – преступления, |против | |счастливому случаю. |

| |совершенные на территории|французской| |Репутация мастера |

| |деревни, карались с |знати». | |опреднлялась творческой |

| |особой жестокостью. В |Монах Жанн | |индивидуальностью, |

| |отличие от города |де Венетт | |способностью измыслить |

| |средневековой деревне не |(1307-1371 | |нечто созвучное |

| |удалось превратиться в |гг.) | |изменившимся вкусам. Не |

| |замкнутую сферу действия |« а я | |каждый художник того |

| |особого права. |горжусь, | |времени был ренессансным |

| |Имущественная |что я | |художником, и не каждый |

| |дифференциация очень рано|тружусь и | |мог привести в восхищение |

| |возникла в средневековой |хлеб | |заказчиков нового типа; |

| |деревне. Верхушку |насущный | |выдвинуться помогала |

| |деревенского общества |сею. | |только индивидуальная |

| |составляла малочисленная |Когда б не | |эстетическая ориентация. |

| |группа зажиточных |сеял я | |Некоторых, как Синьорелли |

| |крестьян. Крестьянство, |зерно, не | |и Леонардо, отличала |

| |само существование |рыл бы | |изысканность одежд и |

| |которого зависело от |огород, | |повадка важних синьоров, |

| |непосредственного |Подох бы с | |Рафаэль и Тициан жили в |

| |взаимодействия с |голоду | |палаццо и показавались в |

| |природой, воспринимало |давно твой | |окружении свиты, |

| |себя как её неотъемлемую |знаменитый | |Микеланжело пренебрегал |

| |часть. Вся его трудовая |род»… | |этикетом и держался |

| |деятельность подчинялась |«Крестьянин| |бирюком; все они, однако, |

| |привычной смене времен |и рыцарь» | |обостренно дорожили свим |

| |года и повторяющимся |(15 в.) | |достоинством. |

| |циклам | | |В недолгие годы Высокого |

| |сельскохозяйственных | | |Возрождения нескольким |

| |работ. Именно потому, что| | |художникам удалось достичь|

| |крестьянин и его труд | | |громадного социального |

| |служили источником | | |престижа и богатства, дав |

| |существования и богатства| | |тем самым совершенно новую|

| |своего господина, синьоры| | |меру положения живописца в|

| |в борьбе друг с другом | | |обществе. Великие и |

| |стремились подорвать, а | | |благоденствующие художники|

| |то и вовсе уничтожить | | |бывали и до Ренессанса. Но|

| |этот источник. Господин | | |уровень, на котором |

| |был заинтересован в | | |Рафаэль и Тициан сочетали |

| |жизнеспособности своих | | |гений с общественным |

| |крестьян. Поэтому, если | | |признанием, успех с |

| |богатеющий крестьянин | | |художественной |

| |нередко встречал со | | |целостностью, богатство, |

| |стороны господина | | |славу и популярность с |

| |недоверчиво враждебное | | |непоколебимой преданностью|

| |отношение, то | | |своему искусству, - был |

| |разорившийся бедняк мог | | |беспрецедентным и |

| |получить поддержку и | | |оставался уникальным, пока|

| |помощь зерном, скотом или| | |в эпоху барокко, его не |

| |недостающим инвентарем, | | |повторили Бернини и |

| |особенно в голодный | | |Рубенс.[4] |

| |неурожайный год. | | |Простой люд, крестьяне, |

| |Многочисленные войны и | | |плебс. |

| |междоусобицы 14 века, | | |Каковы бы ни были реальные|

| |кризис | | |поводы для высказывания о |

| |барщинно-домениального | | |«толпе», «черни» и |

| |хозяйства, основательно | | |«плебсе» таких разных |

| |разрушили образ защитника| | |людей как Филичино, Пико |

| |и поколебали престиж | | |делла Мирандола или |

| |синьора в глазах | | |Макъявели, эти |

| |крестьянства. Это | | |высказывания неизменно |

| |способствовало | | |стериотипны. «Толпа» |

| |психологическому и | | |прежде всего |

| |моральному отчуждению | | |невежественна. Прочие её |

| |крестьян от своих господ.| | |свойства – ярость и |

| |Крестьянство разных стран| | |непостоянство, лень и |

| |и регионов несло на себе | | |приверженность к низменным|

| |отпечаток конкретных | | |привычкам – упираются в |

| |географических, |«Люди | |глупость. Эти суждения |

| |климатических, |твоего | |естественно вытекают из |

| |демографических условий |искусства | |лежащего в основе |

| |среды обитания, которые |часто имеют| |гуманизма отождествления |

| |формировали его характер |обыкновение| |«humanitas» и «doktrina», |

| |в историческом процессе |не | |по которому получалось, |

| |борьбы производителей с |сдерживать | |что, поскольку человек – |

| |природой за выживание и |своих | |«ученое животное», ученые |

| |материальное обеспечение |обещаний, | |люди только и могут вполне|

| |своих семей и своих |ссылаясь на| |быть названы людьми. На |

| |господ. Крестьянин должен|то, что у | |языке Джованни Пико, люди,|

| |был поддерживать |них больше | |далекие от философии и |

| |многопрофильность своего |работы, чем| |греховные, «живут с |

| |хозяйства, выращивать |они могут | |плебсом вне шатра авгура».|

| |различные культуры, |выполнить. | |Однако тем самым «толпа» |

| |заниматься домашними |Корыстолюби| |включала в себя (в глазах,|

| |промыслами. В |е – корень | |например, Петрарки, |

| |благосостоянии семьи |всего зла, | |Салютати, бруни) монахов, |

| |вносили свой вклад все ее|но твой | |университетских схоластов,|

| |члены: женщины пряли и |благородный| |надменных богачей. |

| |ткали, дети пасли скот. С|гений, твои| | |

| |монотонностью тяжкого |ловкие и | | |

| |физического труда |трудолюбивы| | |

| |контрастировали яркие и |е руки | | |

| |буйные народные |хранят от | | |

| |празднества, |всех ложных| | |

| |сопровождавшиеся пирами и|подозрений.| | |

| |попойками, танцами и |» | | |

| |играми, многие из которых|Переписка | | |

| |восходили к языческим, |аббата Вибо| | |

| |дохристианским временам. |де | | |

| |Они встречали осуждение |Ставлотом и| | |

| |церкви и светских |золотых дел| | |

| |властей. Именно в |мастером Г.| | |

| |крестьянском быту прочнее|1148 г. | | |

| |всего сохранялись | | | |

| |архаичные верования и | | | |

| |обычаи, да и сами | | | |

| |христианские | | | |

| |представления и мифы | | | |

| |перекраивались на | | | |

| |языческий лад, получая | | | |

| |новое содержание за счет | | | |

| |фольклора, народных | | | |

| |верований и | | | |

| |социально-этических | | | |

| |представлений. Так | | | |

| |возникла народная | | | |

| |трактовка христианства, | | | |

| |или «народная религия». | | | |

| |Если имена средневековых | | | |

| |интеллектуалов известны | | | |

| |хорошо, то творцы | | | |

| |великого средневекового | | | |

| |искусства остались по | | | |

| |большей части безымянны. | | | |

| |Причина заключается в | | | |

| |том, что, как и в | | | |

| |Античности, в | | | |

| |Средневековье, особенно | | | |

| |раннее, труд художника | | | |

| |рассматривался как | | | |

| |близкий ручному, имевшему| | | |

| |низкую общественную | | | |

| |оценку по сравнению с | | | |

| |трудом «словом и | | | |

| |разумом». На живопись | | | |

| |смотрели как на замену | | | |

| |чтения для неграмотных.во| | | |

| |многих средневековых | | | |

| |текстах художник | | | |

| |выступает как просто | | | |

| |ремесленник, статус | | | |

| |архитектора был выше, чем| | | |

| |статус живописца. В | | | |

| |средние века с обликом | | | |

| |художника были | | | |

| |традиционно связаны | | | |

| |представления об | | | |

| |острословии, озорных и | | | |

| |непристойных выходках, | | | |

| |уме пополам с придурью – | | | |

| |нечто шутовское и | | | |

| |карнавальное, излюбленные| | | |

| |сюжеты для новелл. До 14 | | | |

| |века не было специального| | | |

| |термина для художника, | | | |

| |как и для интеллектуала. | | | |

| |Представление о художнике| | | |

| |связывалось скорее с | | | |

| |понятиями «техника», | | | |

| |«ремесло», «умение». | | | |

| |После нескольких веков | | | |

| |полной анонимности | | | |

| |подписи художников на их | | | |

| |творениях появляются, | | | |

| |скорее как исключения, в | | | |

| |Италии 13 века. высокое | | | |

| |общественное положение | | | |

| |занимали золотых дел | | | |

| |мастера. Первой | | | |

| |биографией художника было| | | |

| |Житие святого Элуа. | | | |

| |Клирик Аделем, тоже | | | |

| |церковный художник, ему | | | |

| |принадлежит статуя | | | |

| |клермонского собора Девы | | | |

| |Марии. | | | |

|Рыц|11-12 вв. (до 80-х годов |«…Неважно, |«Злата я |Крестьяне изнуренные |

|арь|12 в.) – этап |четверг иль|не |налогами и тяжелым трудом |

| |формирования и расцвета |среда, |добивался |восстают против дворян, |

| |французского рыцарства, |И в небе |- |становятся |

|бур|складывается монополия |какой |Лишь бы |предшественниками |

|жуа|господствующего класса не|зодиак, |кубок |пролетариата, самого |

| |военное дело. Конец 12- |И засуха |наливался |бесправного класса |

| |первая половина 13 в. – |иль холода.|И стоял бы|общества, а зажиточные |

| |начальный этап сословного|– |предо |крестьяне формируют класс |

| |замыкания французского |Жду битвы |мною, |мелкой буржуазии, нечто |

| |рыцарства. Рыцарские |как блага |И приятель|среднее между |

| |социальные представления |из благ: |пил со |пролетариатом и буржуа |

| |не могли не наложить свой|В ней |мною, |основные черты которой |

| |отпечаток на модель мира |доблести |А |становятся: |

| |у хронистов. Вот почему |соль, |работники |Неустойчивость и |

| |небезынтересны |Все прочее |тем часом |противоречивость |

| |высказывания хронистов, |– ноль |Винным |психологии, т.к. стоит |

| |которые констатировали |С ней |ведали |между двумя классами. |

| |известную общность |рядом. |запасом. |Принципиальная |

| |рыцарской мелкоты |Солдат |Вот и все |реакционность. Мелкая |

| |(milites plebei), не |Не знает |мое |буржуазия живет по |

| |имевшей коней, и пеших |утрат. |раченье, |хозяйски, а не по |

| |воинов из крестьян |Вся жизнь –|Достоянье,|пролетарски. |

| |(pedites pauperes). |боевая |сбереженье|Мнимая надклассовость, |

| |Общность, обусловливавшую|страда: |» Я. |т.к. считает себя не |

| |совпадение их забот и |Походный |Кохановски|буржуазией и не |

| |устремлений. Порой |разбить |й. «Спрячь|пролетариатом. |

| |хронисты говорят даже о |бивуак, |недовольст|Индивидуализм, склонность |

| |неком единении господ и |Стеной |во, |к анархизму, т.к. у них |

| |их зависимых крестьян |обнести |хмурость, |отсутствует чувство |

| |(причем крестьяне |города, |злость, |коллективизма, они ревниво|

| |именуются при этом не |Добыть |Когда к |относятся к своей |

| |вилланами, но сервами). |больше |тебе |собственности. |

| |Видимо, с точки зрения |шлемов и |приходит |Миролюбие, стремление к |

| |рыцарства, грань между |шпаг– |гость. |безопасности. Он ищет |

| |ними и простолюдинами – |Господь, не|Радушье |мирных решений и создает |

| |при всей её |неволь |теплым |иллюзию социальной |

| |определённости и четкости|Ждать |встреть |справедливости и стремится|

| |– не нуждалась пока что в|лучшей из |его, |к безопасности, боясь |

| |гиперболизации. Вероятно,|доль: |Себя |потерять все то, что у |

| |эта грань была в 11-12 |Любовных |уважишь |него есть. |

| |вв. настолько бесспорна и|услад |самого» |Бережливость. Сберегать, |

| |общепризнана, что |Мне слаще |С.Брант. |ради того, чтобы накопить |

| |рыцарство могло обойтись |звон лат..»|«В славном|капитал, вести |

| |без её формального | |рожденье |аскетический образ жизни, |

| |закрепления. Рацарство и |Песни |лишь |чтобы иметь свое |

| |в самом деле не стало ещё|трубадуров.|дорога к |имущество. |

| |наследственно замкнутым: |М., 1979. |славе, |Культ денег и мышление в |

| |отдельным неблагородным |С. 78-79 |Славы ж – |денежных категориях. Если |

| |по происхождению людям | |нисколько,|деньги в почете, значит в |

| |ешё дозволялось | |потому не |почете и их хозяин. |

| |включаться в его ряды. | |вправе |Эгоизм. Она борется с |

| |Стоявшее как бы на | |К низким |крупным капиталом ради |

| |“полдороге” между элитой | |забавам |собственной безопасности,|

| |и простолюдинами | |знатный |чтобы требовать гарантий |

| |рыцарство, будучи | |стремится,|для собственного эгоизма. |

| |уверенным в своем | | |Посредственность. Человек |

| |социальном верховенстве | |Не гербом |желает, чтобы все было |

| |над крестьянской массой, | |– делом |среднего уровня. |

| |могло себе позволить | |надобно |Почтение к общественной |

| |относительную умеренность| |тщиться» |иерархии. Его можно водит |

| |в оценках ее | |М. |за нос, при помощи такой |

| |приниженности и | |Шажинский.|приманки, как допуск в |

| |неравноправия. В | | |«хорошее общество». |

| |памятниках 12-13 веков | |«Пусть ты |Сентиментальность. Они все|

| |настойчиво акцентируется | |человек |воспринимали мистически. |

| |приоритет рыцарства перед| |степенный,|Филистерство и серость. |

| |всеми прочими социальными| |достойный,|Филистер – человек, |

| |разрядами. Его | | |обеспечивший себя |

| |прерогативы как высшего | |В заботах |материально, замкнувшийся |

| |сословия предлагается | |прожил |в своем мирке и не |

| |теперь признавать всем, | |свой век |ощущающий ответственность |

| |включая и церковь. | |беспокойны|за жизнь общества в целом.|

| |Признавая духовное | |й, |«Серый человек» - то же, |

| |руководство церкви, | |Но все же |что и филистер, только еще|

| |рыцрство развивало и свою| |порой на |и не расширил свой |

| |собственную культуру. |«Мне б Дамы|вольном |кругозор образованием. |

| |Грани социальных разрядов|благородной|досуге |Буржуа – это люди, |

| |видятся теперь все более |став рабом,|Денек |занимающие имущественное |

| |жесткими, все менее | |проведешь |положение, имеющие слуг, |

| |проницаемыми. Известная |Жить у |в |владеющие средствами |

| |трехфункциональная модель|любви и |приятельск|передвижения, образование.|

| |общества становиться |радости в |ом круге» |Буржуа должен иметь |

| |общепризнанным идеалом. |плену, |Ян |достойную внешность, |

| |Идеологи рыцарства |И чтоб за |Кохановски|респектабельность, мужская|

| |используют её для |мной сто |й. |красота перестает играть |

| |обоснования самоценности |всадников | |определенную роль для этой|

| |этой прослойки: сколь ни |верхом | |категории людей. |

| |славен монашеский |Скакало на | |Различаются понятия |

| |постриг, рыцарь не должен|турнир иль | |«буржуа» - высшая ступень |

| |видеть в нем единственный|на войну, | |общества; «мелкий буржуа» |

| |путь к душевному |И сам я | |- промежуточный класс |

| |спасению; рыцарский |выбрал им | |между буржуазией и |

| |статус возвеличивает |плащи и | |пролетариатом. |

| |человека и сам по себе. |латы; | |Буржуа - новая категория |

| |Господствующий класс |Мои ж | |людей, в которой |

| |светских феодалов |владенья | |соединились рыцарские и |

| |выработал к 13 веку |были б | |бюргерские элементы. |

| |сложный ритуал обычаев, |столь | |Признаки, отличающие эту |

| |манер, светских, |богаты, | |категорию людей, изложены |

| |придворных и |Что я | |в трактате Альберти «О |

| |военно-рыцарских |купить или | |семье». |

| |развлечений. В 12 веке |продать на | |Основные черты буржуа : |

| |появились, быстро получив|спор | |Стремление к славе и |

| |широкое распространение, |Мог все, | |личному отличию. Этао |

| |рыцарские романы. Большое|чего не | |проявление буйного |

| |место в рыцарской |пожелал мой| |индивидуализма |

| |литературе занимала |взор…»[5] | |Возрождения, которая |

| |любовная лирика. | | |объясняется потребностью |

| |Миннезингеры и труверы в | | |раскрепощения личности от |

| |Северной Франции, | | |запретов и ограничений |

| |воспевавшие любовь | | |Средневековья. |

| |рыцарей к их дамам, были | | |Богатство и щедрость, |

| |непременной | | |которые возникают |

| |принадлежностью | | |благодаря состоянию, |

| |королевских дворов и | | |которое накоплено |

| |замков крупнейших | | |ежедневным трудом и |

| |феодалов. Идеальный | | |рациональным |

| |рыцарь, фигурирующий в | | |хозяйствованием, |

| |назидательных текстах, | | |основанным на |

| |чужд неприязни по | | |уравновешенном бюджете, |

| |отношению к виллану, хотя| | |благодаря бережливости, - |

| |тот и грязен, и лохмат, и| | |гарантии независимости. |

| |груб. Рыцарь славен | | |Однако нельзя уподобляться|

| |“добрым” отношением к | | |скупости, держаться |

| |своим вилланам, он должен| | |золотой середины - |

| |любить их, ведь они | | |умеренности. Нельзя |

| |обеспечивают всех хлебом | | |скупиться на расходы, |

| |насущным; не забыват | | |которые обеспечивают |

| |идеальный рыцарь и о том,| | |престиж семьи, ее доброе |

| |что крестьянин | | |имя и славу. В отношениях |

| |принадлежит к тому же | | |с другом надо быть щедрым,|

| |роду людскому, что и сам | | |но это может привести и к |

| |рыцарь. Основным | | |ссорам из-за долгов. А |

| |оборонительным | | |самому надор быть |

| |вооружением рыцаря была | | |самодостаточным, не кому |

| |кольчуга, сплетенная из | | |не быть обязанным. |

| |стальных колец, она имела| | |Стремление к прекрасному. |

| |разрез спереди и сзади и | | |Т.к. добродетель – это |

| |свисала до колен. На | | |нечто радостное и |

| |щите, а иногда и на сюрко| | |очаровательное. |

| |(безрукавка из дорогой | | |Повседневная жизнь должна |

| |материи), надевавшемся | | |быть радостной, но следует|

| |поверх кольчуги, был | | |избегать корыстолюбия, |

| |изображен герб рыцаря. Из| | |развязности и сварливости,|

| |военного обихода гербы | | |чтобы сохранить свое |

| |очень скоро проникают в | | |доброе имя, любовь и |

| |повседневную жмзнь, ими | | |уважение сограждан. |

| |украшают мебель. Военная | | |Терпимость и |

| |служба в рядах | | |снисходительность к людям,|

| |тяжеловооруженной | | |т.е. гуманность, т.к. в |

| |кавалерии предпологала | | |поведении должно |

| |природные качества, | | |проявиться его подлинное |

| |длительную подготовку и | | |достоинство, в любом жесте|

| |постоянные тренировки. | | |серьезность и зрелость. Но|

| |Образ жизни у рыцаря был | | |в отношениях с врагами |

| |иным, нежели у школяра: | | |наподвох отвечать |

| |охота и ттурниры | | |подвохом, на насилие – |

| |составляли существенный | | |насилием. |

| |компонент его | | |Светское отношение к |

| |времяпрепровождения. | | |христианству. Божья |

| |Турниры устраивали короли| | |благодать – это награда за|

| |и бароны, и на эти | | |добродетельную жизнь на |

| |состязания собирались | | |земле, - в виде достатка, |

| |рыцари с разных концов | | |любви и уважения |

| |Европы, причем среди них | | |окружающих. Потому что |

| |могли быть и | | |католическая церковь |

| |рпедставители высшей | | |позволяла обогатиться, т.к|

| |аристократии. Участие в | | |действительная нищета |

| |турнире преследовало | | |считалась «нищетой духа», |

| |разные цели: быть | | |под которой |

| |замеченным, добиться | | |подразумевалась духовная |

| |успеха, престижа, но | | |свобода от нажитого |

| |также и денежного | | |богатства. |

| |вознаграждения. Величина | | |Новое отношение к времени.|

| |выкупа постепенно | | |Время – одна из тех вещей,|

| |возрастала, а турниры | | |которыми следует |

| |становились источником | | |распоряжаться планомерно. |

| |прибыли. Это не был еще | | |Чтобы реализовать свои |

| |тот дух наживы, которым | | |потенции, нужно быть уметь|

| |были заражены купцы: | | |распоряжаться своими |

| |этика требовала от рыцаря| | |вещами: управлять своим |

| |презирать наживу и | | |телом, страстями, своим |

| |деньги.хотя со временем | | |временем. Жизнь буржуа |

| |мечи и копья для турниров| | |должна быть наполнена |

| |стали притуплять, жертв | | |разнообразными занятиями: |

| |бывало много и подчас | | |хозяйственными делами, |

| |раненых увозили в | | |строительством, |

| |повозках. Церковь | | |рисованием, писанием |

| |осуждала турниры, видя в | | |произведений, он должен |

| |них суетное развлечение, | | |интересоваться |

| |отвлекавшее от борьбы за | | |техническими изобретениями|

| |освобождение гроба | | |и т.д. |

| |Господня и нарушавшее | | |Патриархальное отношение к|

| |мир. Война была | | |семье. В доме должны |

| |профессией рыцарей. Война| | |царить мир и согласие, |

| |воспринималась не только | | |уважительное отношение к |

| |как развлечение, но как | | |старшим и главе семьи – |

| |источник доходов. В | | |мужу. Жена должна |

| |Европе к концу 11 века | | |воспитывать детей, |

| |выделяктся широкий слой | | |заниматься домашним трудом|

| |бродячих рыцарей, готовых| | |и не вредить ни в чем мужу|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.