РУБРИКИ

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

квалифицированного восприятия художественных ценностей, раскрывая в себе

художника, оказывается иным в жизни, в любой своей деятельности, во

взаимоотношениях с людьми. Культура выступает как источник

интеллектуального и нравственного здоровья человека. Для нее характерны

особые формы человеческого общения. Вопросы, касающиеся взаимоотношений

между людьми, приобретают социальное звучание. Культура направлена на

преодоление всего, что ведет к разобщению людей, к растворению личности в

обществе, к отчуждению ее от общества, а активное общение людей между собой

ведет к познанию и взаимообогащению культур людей разных национальностей.

Цель культуры - развитие этих обогащающих отношений. В процессе общения

неизменно происходит расширение кругозора личности. Интеллектуальная,

эстетическая и нравственная стороны общения выступают как различные формы

«духовного питания», без которого невозможно существование личности и

развитие ее способностей к творчество. Вот почему именно в отношениях между

людьми рождаются прекрасные нравственные ценности.

Культура открывает всем доступ к мировой сокровищнице искусства, к

современным знаниям о других культурах и их взаимодействии. Приобщение к

культуре помогает подготовиться к восприятию искусства всех народов, к

умению пользоваться его дарами и развивать в себе эстетические чувства

художника. Сегодняшняя культура, базирующаяся на идеалах гуманизма,

способствует самовыражению личности, ее активному включению в общественную

жизнь. В этих условиях необычайно возрастает значение культуры, призванной

не только осмысливать всю эту проблематику, но и активно воздействовать на

характер ее решения.

Характерным моментом нашего времени является то, что сейчас культура и

искусство стали проявлять себя как важнейшие динамизирующие элементы жизни.

Поскольку культура и искусство все более активно воздействуют на

формирование личности, ее образ жизни, то культурная деятельность на основе

реальных возможностей превращается в потребность, причем потребность

применять свои способности и заниматься плодотворным творческим трудом

весьма перспективна. В процессе превращения культурной деятельности в

потребность огромное значение придается соотнесенности с историей, как бы

срастанию с ней, появлению ощущения своего единства с ней. Тот, чей мир

практических и духовных взаимосвязей не развит, сведен к минимуму, может

быть только ограниченным, односторонне развитым человеком.

Итак, культура не только формирует систему ценностей, она дает людям в

какой-то мере общую жизненную основу, а уровень культурных потребностей и

интересов человека является одним из показателей реального гуманизма

данного общества. Художественная культура - это не совокупность

произведений в определенный период времени, а многообразие воздействий на

человека. Основой общности художественных культур являются единые идейно-

эстетические, а также социально-эстетическое функционирование

художественных ценностей.

Наше время требует не только своего художественного исследования, но и

своего глубокого философского анализа. Чем в большей мере искусство

наполняется философской культурой, точно также, как философия - богатством

художественной мысли, тем значительнее окажется картина духовной жизни

общества.

Изучение культуры в ее единстве и вместе с тем в ее противоположности

является важной стороной исследования духовной жизни. Разумеется, в

реальной жизни хакасскую и русскую музыкальную культуру точно разграничить

невозможно, поскольку судьбы этих народов переплетены самим ходом

исторического развития. Это проникновение культур народов издавна

составляет один из важнейших факторов прогресса. С диалектической точки

зрения взаимосвязь категорий интернационального и национального правомерно

рассматривать как соотношение общего и особенного. Касаясь диалектической

природы этих категорий, мы, естественно, рассматриваем их в философском

плане, как своего рода противоположности. Но вместе с тем исходим из того,

что они не противостоят друг другу, как раз и навсегда данные неподвижные

сущности, а взаимопроникают, переходят одно в другое. Это происходит в

зависимости от меняющихся исторических и социальных условий. Традиционное

противопоставление основывается на абсолютизации исторических особенностей

социального пути и духовной культуры тех или иных народов.

Конечно, путь социально-культурного развития одной русской культуры не

может быть единственно разумным и универсальным, тогда как все остальные

пути, по которым развивались другие народы, представляли бы собой

историческую и культурную аномалию. Сама жизнь доказывает универсальный

закон общественного развития и раскрывает относительную повторяемость

истории всего мира. Общее не существует отдельно от частного, оно не

противостоит особенному, и вместе с тем не поглощает его. Общее выступает

как сила, объединяющая отдельные культуры, как основа их духовного

развития. Особенное - это то конкретное проявление общего, которое

порождено и закреплено историческим, социальным и художественным опытом

нации. Эти особенности не вступают в противоречие с общими закономерностями

общественного развития, а соединяются с ними.

Равновесие общего и национального в культуре очень часто нарушалось в

XX веке. В теории и практике культурного развития еще встречается

недооценка как общих начал, тесных связей, так и значения их своеобразия.

Теоретики, умаляющие роль общего начала единства культур, считают, что это

ограничивает самобытность национальных культур. Их предположения, что

творческий рост национальных культур может происходить только при полной

независимости, несостоятельны. «Всем хорошо известны теории, созданные еще

до первой мировой войны, - теория О. Шпенглера, в 20-е годы XX века -

теория Б. Кроче, в настоящее время - учение А. Тойнби о самоизолированном,

замкнутом, герметическом существовании национальных культур, о

невозможности их общения, взаимного обмена художественными ценностями»16.

В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный

одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических

и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии

полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо

национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но,

будучи обогащенной известным опытом русской и общеевропейской культуры в

этих жанрах, хакасская музыкальная культура сегодня уже имеет свои

значительные достижения: оперы, балет, симфонические произведения. Без

взаимообогащения достигнуть этого в столь короткий исторический период

общественного развития было бы невозможно. В условиях замкнутости и полной

изолированности любая национальная культура не может столь плодотворно

развиваться.

Существует лишь два диалектически связанных прогрессивных процесса в

жизни наций и народностей: расцвет через их сближение и сближение,

благодаря их расцвету. Диалектика национального и общенационального

проявляется в том, что благодаря расцвету национальных культур, все более

ощутимы их общенациональные черты, сближение и взаимное обогащение. В этом

процессе культурные ценности обоих народов сохраняют свою национальную

неповторимость. Однако, доминирующую роль в нем играет национальный фактор,

обеспечивающий формирование и укрепление единой культуры. В диалектике

национального и общенационального преобразуется само содержание

национального. Существенным элементом этого процесса является то, что

традиции, формировавшиеся в течении продолжительного исторического

развития, обогащаются и выражают общенациональные интересы и потребности.

Это особенно ярко проявляется в повышении активности в области культуры.

В условиях нынешнего этапа развития в жизни нашей страны необходимо

учитывать ряд взаимосвязанных тенденций, в том числе и стремление сохранять

и развивать национально-культурную самобытность народов России, одного из

крупнейших в мире многонациональных государств. Все это особо

подчеркивается в утвержденной в июне 1996 года указом президента Российской

Федерации «Концепции государственной национальной политики Российской

Федерации».

Она представляет собой систему современных взглядов, принципов и

приоритетов в деятельности органов государственной власти как на

федеральном, так и на уровне субъектов Федерации в сфере национальных

отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и

целостности страны в новых исторических условиях развития, согласования

общегосударственных интересов с интересами всех населяющих ее народов,

налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и

культур.

Взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур

происходит разными способами. Мы рассмотрели четырнадцать: активное

освоение наиболее значительных художественных ценностей национальных

культур; действительное восприятие и активное освоение творческого опыта

представителей разных национальных культур; использование коллективного

творческого опыта и организация творческих союзов; взаимообогащение на

основе изучения инструментария национальных культур, разработка единых

проблем их развития; непосредственное общение представителей разных

национальных культур; активная помощь и взаимоузнавание фольклорных

традиций в собирании, записи, исследовании и их развитии; взаимообогащение

творческих приемов, стилей, жанров, средств выразительности, богатство и

многообразие творческих поисков; соавторство в создании произведений;

совместный труд в многонациональных коллективах; творчество отдельных

исполнителей и их роль в постоянном обогащении национальных культур;

содействие творчеству самодеятельных композиторов; поиски различных

оригинальных способов популяризации сочинений хакасских композиторов, а

также народных песен (обработка материала); обучение и подготовка

высококвалифицированных специалистов; проведение всевозможных мероприятий в

целях ознакомления с лучшими достижениями национальных культур, организация

и проведение Международных симпозиумов, форумов, фестивалей. Все способы

имеют в основе один главный принцип - принцип глубокой заинтересованности

во взаимообогащении национальных культур.

Последним, итоговым способом взаимообогащении культур, на наш взгляд,

является изучение, анализирование и прогнозирование процессов

взаимообогащения, так как теория, анализ определяют задачи развития

культуры, пути их решения, способствуют росту профессионального уровня и

все более активному участию человека в сознательном творчестве.

Очевидно, что наступило время теоретического осмысления музыкального

опыта, накопленного хакасской музыкальной культурой. Настало время провести

научные исследования, ставящие целью обобщение этого материала. Изучение

происходящих процессов в искусстве настоящего времени с точки зрения

диалектики общего и особенного - задача, позволяющая раскрыть

поступательное движение культуры, как в масштабе культуры в целом, так и по

отношению к культуре каждого входящего в нее народа.

Хакасское национальное искусство, развиваясь в живом взаимодействии с

окружающим нас миром, воспринимает и использует достижения, накопленные не

только в русской, но и в иных художественных культурах. При этом

обновляются, расширяются виды, жанры, создаются новые стилевые формы, не

разрушающие национальной самобытности культуры. В результате такого

взаимодействия перерабатываются национальные традиции, и на основе нового

художественного мировосприятия национальное искусство развивается самобытно

и оригинально. С проявлением новых видов и жанров в национальном искусстве

стали обновляться и фольклорные формы, а также и традиционные

художественные выразительные средства. Вновь родившиеся жанры национального

искусства стали воплощаться в классических, общеевропейских формах,

выработанных многовековым развитием мирового искусства.

Можно с уверенностью сказать, что без взаимодействия с другими

культурами, без взаимного обогащения с ними, хакасской культуре было бы

затруднительно развиваться столь всесторонне и интенсивно. Это еще раз

доказывает, что взаимные контакты ведут не к утрате национальной культурой

ее своеобразия, а к ее расцвету, к наиболее полной реализации заложенных в

ней возможностей. Очевидно, что и творческое содружество художественной

интеллигенции разных национальных культур также содействовало сближению

культур, их расцвету и взаимному обогащению. При анализе сегодняшней

культуры надо отметить, что повысилась общая культура чувств, возрос

творческий потенциал, способность людей понимать и осваивать самые сложные,

тончайшие оттенки музыкального искусства. Сегодня особенно осознанно, как

создателями, так и потребителями художественных ценностей, ставятся в

искусстве вопросы полноты проявления личности, ее разностороннего развития,

повышения художественного уровня произведений, их роли в воспитании

человека, вопросы развития художественного творчества путем обогащения

прогрессивных национальных традиций.

С позиции большой перспективы можно сказать, что мы находимся лишь на

начальной ступени процессов взаимодействия, обогащения и сближения культур,

формирования однородности культурной и духовной жизни. Но уже в настоящее

время очевидно, что эти процессы имеют перспективу и будут приобретать все

большее значение.

Главная задача еще более сложна: нужно приложить все усилия к созданию

прочной теоретической основы для обмена новым. Этой теоретической основой,

которую мы уже начали совместно разрабатывать, может стать концепция

культуры, воспринимаемой не окончательно сложившимся феноменом, а как

явление, которое формируется и развивается, не просто суммой отдельных

произведений, а качественно новым историческим образованием.

Безусловно, отдельные процессы унификации культур сейчас происходят в

связи с распространением новых технических средств, что подтверждает

наличие довольно крупных изменений в самой структуре культуры. Это

порождает новые проблемы: авторов и исполнителей становится порой трудно

различать друг от друга. Создается впечатление, что привычная культура

рушится под давлением современной техники. Под вопрос ставится само

существование культуры. К тому же современная универсализация духовной

жизни отражает тенденцию обезличивания человека, открываются возможности

компьютерного сочинения музыки.

В этих условиях подлинно национальная культура требует еще более

бережного отношения. Сравнение народов, раскрытие черт сходства и различий

в наиболее существенных проявлениях духовной деятельности, открывает

множество вариантов обогащения культуры. Все они национально окрашены и

выработаны разными музыкантами, в своей совокупности составляя богатый

разнообразными оттенками спектр современного искусства. Налицо проявление

диалектики единства и многообразия, единства национально окрашенных

вариантов. Но современная социология отнюдь не выдвигает задачу

«каталогизирования» отличительных признаков. Исследуя духовную жизнь

народов, наука учитывает их специфику и в то же время делает сознательный

акцент на том, что сближает народы. Наши национальные культуры сближает

единство цели, единство идейных устремлений. Оставаясь национальными, не

утрачивая своей национальной первоосновы и самобытности, они одновременно

выступают как культуры, единые по своим нравственным и социальным

устремлениям. Характерной чертой нашей эпохи, особенно последних лет,

является заметная тенденция к расцвету национальной самобытности, активному

возрождению народных традиций.

Обращение к истокам, к далекому прошлому, продиктовано не только

практическими интересами сегодняшнего дня, оно необходимо для проникновения

в будущее. Концепция развития культуры Хакасии подчеркивает первостепенную

важность национальных особенностей искусства, его самобытного развития. Мы

должны видеть не только данное состояние культуры и искусства, но и

движение, уметь представить перспективу на основе знаний о начале процесса.

Значение переживаемого нами этапа культурного развития не может быть понято

на коротком участке истории развития культуры, вне попытки заглянуть в

будущее, имеющей, кстати, значение не только для раскрытия самого будущего,

но и для того, чтобы лучше осознать настоящее и кроющиеся в нем

возможности. Это научная необходимость, а не любопытство.

С этой точки зрения культура Хакасии находится в каком-то смысле в

более выгодном положении. В современном состоянии более развитых и ушедших

вперед общеевропейских культур Хакасия может увидеть свой грядущий

прообраз, разумеется, с неизбежными поправками и коррективами,

определяемыми и историческими, социальными и национальными особенностями

жизни народа. Само собой разумеется, что используя их опыт, возможно

избежать многих ошибок, а также более сознательно и целенаправленно

управлять процессом культурного развития.

Эта наука носит интегрированный характер, включая в себя и историю,

социологию, психологию, педагогику и другие науки. Она позволяет глубоко

осмыслить актуальные проблемы, так как творчески объединяет методы многих

наук, их данные о духовной жизни общества и духовном мире человека.

Концентрированно проблематика исследований в области духовной культуры

может выглядеть следующим образом: теоретический анализ динамики духовной

культуры и духовной сферы образа жизни людей, исследование процессов

культуры на основе взаимодействия и взаимообогащения культур, изучение

содержания культур, изучение содержания культурного процесса, его

особенностей и социальных функций (художественной, нравственной,

политической), изучение системы создания, потребления, хранения и

распространения духовных ценностей, исследование гуманистических принципов

культуры в формировании человека, как активного субъекта культурно-

исторического процесса и активизации самодеятельной творческой деятельности

в различных сферах духовной жизни, разработка системы логико-

методологических принципов комплексного исследования культуры и выявление

значимости специфических методов изучения культуры, разработка основ

научного руководства развитием духовной культуры, планирование и

прогнозирование в сфере культуры и подготовка теоретических оснований для

построения научно обоснованных прогнозов и планов культурного развития,

изучение принципов работы и взаимодействия учреждений культуры, их

совершенствование и вклад в развитие духовной жизни республики, определение

критериев культурного развития и так далее.

В современной эпохе, условно начинающейся на рубеже XIX-XX веков, в

развитии общеевропейской культуры, также как и музыкального искусства, до

настоящего времени прослеживается очевидная двухстадийность процесса,

причем первая половина века представляет собой период стилевой

множественности. В развитии музыкальной культуры Хакасии эта стилевая

множественность, на наш взгляд, выглядит как проявление многих творчески

ярких и стилистически «автономных» фигур с их предельно индивидуальными

художественными методами. Характерной чертой хакасской культуры этого

периода является самое активное взаимодействие, взаимопроникновение и

взаимообогащение с другими культурами. Вторая половина века в развитии

общеевропейской художественной культуры проявляет себя как своеобразное

«вторичное» освоение художественного опыта первой, как попытка ее

теоретического осмысления. Подобное анализирование и осмысление

накопленного культурой Хакасии опыта явственно проявилось в последние три

десятилетия нашего века. Причем исследования закономерностей искусства, как

и культуры в целом, происходят с различных точек зрения: нравственно-

философской проблематики, выявление закономерностей и особенностей в

исследовании традиций прошлого, исследование путей развития национального

инструментария, выяснение возможных перспектив дальнейшего развития культур

и так далее.

Следовательно, в Хакасии также прослеживается двухстадийность процесса

развития музыкальной художественной культуры, как и в общеевропейской

культуре в целом. Это естественно, ведь музыкальная культура Хакасии

является частью общемировой культуры, развивается по тем же законам

исторического и общественного развития и соотносится с ней диалектически,

как единичное с всеобщим. Она является частью целого.

Чтобы подробнее разобраться в качественном анализе этого процесса

развития культуры, нужно остановиться на самых существенных характеристиках

эпох общемировой художественной культуры.

Получается вполне определенная система сравнительных характеристик:

|Общемировая художественная культура |Музыкальная культура Хакасии |

| А. Гениальная и удивительно | Для первого, основного пласта |

|гармоничная эпоха греческой |хакасской культуры характерны те же |

|классики, с ее уравновешенностью, |особенности: уравновешенность, |

|строгостью форм, ее цельностью, с ее|высокая нравственность, философское |

|приоритетом общественного перед |отношение к действительности, с |

|личным. |приоритетом общественного над личным|

| |и огромной воспитательной |

| |значимостью. Именно этими качествами|

| |можно охарактеризовать героические |

| |сказания. Именно в эпосе заложены |

| |основы дальнейшего культурного |

| |развития. |

| Б. Упадок античности. Поздний | Уже не наблюдается появление |

|Рим: смещение пропорций, увлечение |большого количества героических |

|малыми формами и приоритетом личного|сказаний и легенд, они сохраняются, |

|перед общественным. |но на смену им приходит увлечение |

| |малыми формами. Создается огромное |

| |количество песен. Естественно, в |

| |песенном жанре наблюдается приоритет|

| |личного перед общественным. Именно |

| |этот период развития песенной |

| |музыкальной культуры хакасов станет |

| |основой изучения первых этнографов, |

| |ученых, исследователей: Гмелина, |

| |Потанина, Радлова, Катанова, |

| |Вербицкого, Ельницкого, Кенеля. |

| В. Классицизм, образцовость, | Все эти качества характерны для |

|обращение к античности с ее |этапа развития хакасской музыкальной|

|пропорциями, уравновешенностью, |культуры, к которому мы можем |

|строгостью форм, ее целостностью, |отнести творчество Кенеля и |

|приоритетом общественного перед |Челборакова. У них наблюдается |

|личным. |возвращение к героическим сказаниям |

| |прошлого, к легендам – появление |

| |опер «Чанар Хус» и «Горная девушка».|

| |В произведениях как оперного, так и |

| |симфонического жанров (поэмы, |

| |кантаты, увертюры) наблюдается |

| |сочетание фольклорной основы с |

| |общеевропейскими музыкальными |

| |формами, что обусловило строгость и |

| |уравновешенность форм, целостность |

| |произведений и приоритет |

| |общественного перед личным. Период |

| |продлился, примерно, до 80-х годов. |

| |Кроме Кенеля и Челборакова работали |

| |Крюков, Новиков, Киркор и другие. |

| Г. Романтизм пришел с обновлением| Множество композиторов (Катаева, |

|форм, увлечением малыми формами, |Стоянов, Ким, Токмашов и другие) с |

|идеями о синтезе искусств, |их стилевым разнообразием. Вместе с |

|отрицанием нормативности и |тем, есть черты, характерные для |

|приоритетом личного перед |всех: работа, в основном, в мелких |

|общественным. Наблюдается тенденция |жанрах, направленность на раскрытие |

|к объединению в различные кружки и |мира человека, преобладание |

|творческие группы. |песенности, использование фольклора,|

| |отрицание нормативности, как в |

| |отношении жанров (появление оперы в |

| |тахпаховом стиле в творчестве |

| |Токмашова), так и в отношении |

| |использования национальных |

| |инструментов (традиционно сольной |

| |инструмент чатхан в творчестве Кима |

| |использован в сочетании с другими |

| |национальными инструментами, а в |

| |творчестве Челборакова – даже в |

| |составе общепринятого |

| |общеевропейского симфонического |

| |оркестра (в «Симфонических |

| |размышлениях»). Этот период длится, |

| |примерно, с 80-х годов до сих пор. |

| |Наблюдаемая тенденция к объединению |

| |проявилась в создании Союза |

| |композиторов Хакасии. |

| Д. Реализм с его господством | Хакасская музыкальная культура в |

|объективности, правдивым отражением |связи с активным взаимодействием и |

|действительности во всех видах |взаимообогащением с русской |

|искусств. Взгляд на искусство, как |культурой, а также по причине своего|

|на средство познания |ускоренного развития, не переживала |

|действительности. |реализм как отдельную |

| |самостоятельную эпоху, но, тем не |

| |менее, все характерные для реализма |

| |черты отчетливо присутствуют в |

| |творческие композиторов Хакасии, |

| |успешно сочетаясь с особенностями |

| |основных направлений. Так, принципы |

| |реализма, безусловно, проявляются в |

| |творчестве Кенеля и Челборакова. |

В процессе этого очень лаконичного логического анализа даже на первый

взгляд неискушенного в культурологии человека можно заметить, что в истории

развития мировой художественной культуры достаточно ясно и достаточно

регулярно повторяются определенные закономерности развития, что критерии

определенных эпох поразительно похожи. В результате, раскрыв внутренние

противоречия, прослеживается их развитие и выявляется, что все развитие

представляет собой объективный процесс уничтожения одного качественного

состояния и формирования другого. Уточняем, что этот процесс

обуславливается борьбой внутренних противоположных сил и тенденций, а также

то, что этот процесс через отрицание одних качественных состояний другими,

через удержание всего положительного, и есть повторение пройденного на

новой, более высокой основе, что составляет суть диалектического развития.

Приняв все это, можно заключить, что история развития музыкальной

культуры Хакасии прошла все основные этапы развития общемировой культуры,

но в сжатом, ускоренном виде.

Согласно диалектике, можно предположить, что следующий этап развития

будет своеобразным сочетанием «В» и «Г», так как это должен быть светлый

период со стройными уравновешенными классическими формами, с классической

образностью, объективностью, приоритетом общественного перед личным,

логичностью, аналитичностью, глубокой идейностью, нравственно-философской

проблематикой, но уже с использованием многообразных технических приемов и

средств выразительности, найденными в период «Г». Можно предположить отказ

от тональной системы, от функциональности в гармонии, различные достижения

в сочетании тембров, красок, появление новых жанров и так далее. Это,

конечно, не некий сверхэтап развития, но очередное звено в цепи закономерно

сменяющих друг друга звеньев на протяжении всей истории развития культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ формирования и развития музыкальной культуры Хакасии и ее

взаимодействия и взаимообогащения с русской музыкальной культурой

показывает, что единые для всех народов задачи реализуются в конкретных

условиях в соответствии со спецификой национального развития. Музыкальная

культура малых народов, отличаясь от культуры больших наций по темпам и

характеру развития, предполагает особую интенсивность развития. Уровень и

полноценность национальной музыкальной культуры не предполагают

обязательного и полного совпадения с другой музыкальной культурой и не

могут определиться наличием или отсутствием в ней какого-либо звена. Для

анализа духовной жизни важным понятием является понятие культурного

прогресса.

Культурный прогресс предполагает использование духовных ценностей в

интересах людей и рост активного, творческого участия народа в их создании.

Соответствие этому и основной критерий культурного прогресса выражает

степень сознательного участия народа в творчестве, широту его приобщения к

духовной культуре. Понятие «культурный процесс» характеризует объективное

целеустремленное движение культуры к такому историческому типу, который

обеспечивает всестороннее развитие специально активной творческой личности,

способствует интеллектуальному, нравственному, эстетическому

совершенствованию всех членов общества. И именно в качестве важнейшего

критерия культурного и исторического прогресса выдвигается критерий

гуманизма.

В нашем исследовании рассмотрено пятнадцать различных способов

взаимодействия и взаимообогащения культур, способствующих подъему, расцвету

каждой культуры. Развитие музыкальной культуры Хакасии как системы,

отвечающей потребностям общества, характеризуется активизацией

художественного и исполнительского творчества. Анализ современного

состояния профессионального музыкального искусства позволяет заключить, что

оно стало существенной формой социальной активности.

Культура, как историко-социальный феномен, пронизывает все стороны

деятельности человека. Подход к понятию национальной культуры как историко-

социальному явлению дает возможность исследовать специфические особенности

культуры и те ее черты, которые сближают ее с другими культурами. Ее

значение определяется активностью поисков новых идей, новых средств и

приемов выразительности, ее оптимистической направленностью, служением

интересам народа, тем, что она выражает важнейшие процессы развития,

духовную эволюцию народа и отражает общечеловеческую сущность мировой

культуры.

Наше утверждение об огромной значимости и равноценности культур всех

народов, о плодотворности и бесценном значении процессов взаимодействия и

взаимообогащения культур для их развития приобретает сегодня еще большую

актуальность и подтверждает глубокое убеждение Н. Ядринцева, что «народы

Сибири внесут свой вклад в мировую цивилизацию и окажут великую услугу

общечеловеческому прогрессу»17.

ПРИМЕЧАНИЯ

К ВВЕДЕНИЮ

1. Ленин В.И. О государстве. Собр. Соч., т.24. - М., 1935, с.364.

К ГЛАВЕ 1

1. Елпатьевский С.А. Абаканские степи/Сибирь в художественной

литературе. - Новосибирск, 1938, с.3-4.

2. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. -

Абакан, 1991, с.29.

3. Там же, с.43.

4. Кызласов Л.Р. О литературе и фольклоре средневековых

хакасов//Вестник МГУ, серия-9, История. – 1968. - №2, с.80.

5. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.109.

6. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.154.

7. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. -Горно-Алтайск,

1994, с.19.

8. Там же, с.19.

9. Патачаков К.М., Тугужекова В.Н. Семантика рисунков на бубне

хакасский шаманов//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан:

история и современность». - Абакан, 1996, с.45.

10. Там же, с.44.

11. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке в Минусинский округ Енисейской губернии

в 1896 году. - Казань, 1897, с.74.

12. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.160.

13. Арсеньев В.К. Сочинения, т.5. - Владивосток, 1948, с.88-89.

14. Кенель А.А. Музыка хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.96.

15. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.5.

16. Вербицкий В. Миросозерцание и народное творчество сибирских

инородческих племен//Литературный сборник. – М.: Восточное

образование Н.М. Ядринцева, 1892, с.338-339, или: Кенель А.А.

Хакасская музыка, т.1. - Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ. - №166, с.11.

17. Асиновская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.74.

18. Там же, с.76.

19. Котожеков Г.Г. Чатхан как символ духовной культуры хакасского

народа//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан: история и

современность». - Абакан, 1996, с.4.

20. Асимовская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.76.

21. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.17, или: Ельницкий К. Инородцы Сибири,

1895, с.95.

22. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.15.

23. Кенель А.А. Музыка Хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.20.

24. Стоянов А.К. Хакасский чатхан//Материалы I Международного симпозиума

«Чатхан: история и современность». - Абакан, 1996, с.8.

25. Майногашева В.Е. Хакасский чатхан и вопросы его происхождения (по

мотивам фольклора)//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан:

история и современность». - Абакан, 1996, с.6.

26. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.132.

27. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.10.

28. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.25.

29. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.128.

30. Там же, с.144-146.

31. Кенель А.А. Музыка хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.149.

32. Анжиганова Л.В. Чатхан и возрождение хакасов как этноса//Материалы I

Международного симпозиума «Чатхан: история и современность». -

Абакан, 1996, с.14.

33. Катанов Н.Ф. Заметки о богатырских поэмах минусинских тюрков. - СПб,

1885, с.30.

34. Асимовская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.95.

35. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.5.

36. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. -

Абакан, 1991, с.7.

37. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.5.

38. Там же, с.6.

39. Там же, с.6.

40. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.146, или: Вербицкий А. Алтайские инородцы, 1898, с.167.

41. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.146, или: Ельницкий К. Сибирские инородцы, 1899, с.95.

42. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.7.

43. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.148.

44. Брошюра Хакасские и ойротские национальные инструменты. – М.:

Центральный Дом им. Н.К. Крупской, 1937, с.24.

45. Левашова В. Из прошлого Хакасии. - Абакан, 1945, или: газ.

«Советская Хакасия» от 04.01.1946.

46. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.169.

47. Табастаев Г.С. Хакасский областной краеведческий музей. – М.:

Внешторгиздат, 1991, с.8.

48. Наумов Н.И. Горная идиллия, очерк//Новая Шория, сост. Кенель А.А.. -

Новосибирск, 1937, с.3.

49. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. - Горно-Алтайск,

1994, с.8.

50. Там же, с.8.

51. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.354.

52. Там же, с.355.

53. Кызласов Л.Р. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков. – М.:

Восточная литература, РАН, 1994, с.7.

54. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.32, или: Гмегин И. Путешествие по Сибири.

- Геттинген, 1752, с.426.

55. Там же, с.19-20.

56. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.6, или: Ершов П. Юношеские стихи. - СПб, 1872.

57. Кузнецова А., Кулаков Н. Минусинские и ачинские инородцы. –

Красноярск: Енисейский губернский статистический комитет, 1893,

с.44.

58. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.18.

59. Народы России. Этнографические очерки, ч.2. - СПб, 1880, с.49.

60. Роменская Т.А. Об источниках изучения музыкальной культуры народов

Сибири XVIII - первой половины XIX веков//Музыкальное творчество

народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986, с.163.

61. Кузнецова А., Кулаков Н. Минусинские и ачинские инородцы. –

Красноярск: Енисейский губернский статистический комитет, 1893,

с.44.

62. Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда.

Протоколы и резолюции, т.1. - Новосибирск, 1927, с.258.

63. Там же, с.258.

64. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.38.

65. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.40.

66. Там же, с.73.

67. Новосибирск. Материалы ЦИМКС и ДВ, коллекция 52, 1987, кас. 3,

запись 22.

68. Там же, колл. 14, 1985, кас. 1, зап. 63.

69. Там же, колл. 14, 1985, кас. 1, зап. 68.

70. Там же, колл. 52, 1987, кас. 3, зап. 15.

71. Там же, записи 20, 26, 19.

72. Об этом: Шевцов В.Н. Охотничье-скотоводческие звукоподражания и

возгласы у хакасов//Музыкальная этнография Северной Азии. -

Новосибирск, 1989.

73. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.3. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№168, с.571.

74. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.31.

75. Там же, с.31.

76. Там же, с.32.

77. Путешествие А. Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири (1835-

1844, 1845-1849)//Собрание старых и новых путешествий, ч.2. - М.,

1860, с.304.

78. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. - Горно-Алтайск,

1994, с.13-14.

79. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.112.

80. Оба примера: там же, с.112-113.

81. Там же, с.187.

82. Оба примера: там же, с.120.

83. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.16.

84. Стоянов А.К. Кенель А.А.//Зажги свою звезду. - Абакан, 1975, с.81.

К ГЛАВЕ 2

1. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.99.

2. К новому расцвету многонациональной советской культуры. Материалы

объединенного пленума правлений творческих союзов СССР. Ноябрь 1972

года. - М., 1973, с.96.

3. Пертров В. Творческое сотрудничество народов СССР. - М.: Мысль,

1979, с.46.

4. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.104.

5. Майногашева В.Е. Музыка весны//газ. «Хакасия». - 1996. - №55, от

21.03.96.

6. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.193.

7. Там же, с.176.

8. Малышева С. Могучая кучка «Хакасии»//газ. «Абакан». - 1996. - №71,

от 02.04.96.

9. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.123.

10. Владимирский А. О законах музыкальной гармонии национальных

инструментов. Отчет этнографической выставки. - СПб, 1868, с.16,

или: Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ,

1948. - №167, с.125.

11. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах, т.3, с.643.

12. Из письма Н.Г. Доможакова первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от

02.12.1958//газ. «Хакасия». – 1996. - №58, от 26.03.96.

13. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.95.

14. Ломидзе Г. Интернациональный характер социалистической

культуры//Взаимодействие социалистических культур. - М.: Мысль,

1980, с.86.

15. Лукин Ю.А. Многогранная социалистическая культура. - М.: Мысль,

1977, с.23, или: Луначарский А.В. Десятилетие революции и культура.

- М.-Л., 1927, с.4.

16. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.193.

17. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.99.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………… 001

Глава 1. Формирование и развитие хакасской музыкальной культуры.

Формирование основных жанров хакасской музыки, развитие

инструментария. Начало взаимодействия хакасской и русской

музыкальных культур. Вклад А.А. Кенеля в развитие музыкальной

культуры Хакасии ………………… 002

Глава 2. Многообразие способов взаимодействия и взаимообогащения

музыкальных культур. Современное состояние и проблемы развития

музыкальной культуры Хакасии ………………… 003

Заключение ………………………… 004

Примечания ………………………… 005

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.