РУБРИКИ

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

демократического искусства с высоким художественным профессионализмом и

страстной эмоциональностью являются такие уникальные творческие коллективы,

как хакасский национальный ансамблю «Улгер». В основе его репертуара лежит

фольклор, но он выступает не как верхний слой, не как внешняя сторона, он

как бы глубоко спрятан и переосмыслен с новых позиций. Найден такой аспект

его освоения, который делает фольклор не тяжеловесным и неподвижным

историческим грузом, а активно действующей и непрерывно обновляющейся

творческой силой. Фольклор не является архаическим экзотическим украшением,

способом погружения в мир сказаний, легенд и первозданных человеческих

ассоциаций и восприятий, а служит надежной исторической опорой для

дальнейшего самостоятельного движения и обретения многообразия.

Ценность традиций измеряется ее способностью быть основой для создания

новых культурных ценностей. Тем отраднее появление произведений, в которых

национальные традиции, соединенные с опытом музыкантов-профессионалов,

«работают» с полной силой, образуя оригинальное художественное сочетание. В

этом и заключается эволюция фольклорной традиции в процессе формирования и

развития хакасской музыкальной культуры.

Долгое время фольклор наполнял лишь вокальную музыкальную литературу,

но сегодня уже не всегда достаточно эстетических средств народной традиции

для создания музыкальных произведений, стоящих на высоком уровне

современного искусства. Лишь в сочетании вокальных (песенных) фольклорных

традиций с профессиональным мастерством инструменталистов можно воссоздать

многообразную динамику жизни. Значение фольклора как национального

культурного достояния сохраняется, но, осваивая новые идеи, общественные

явления, обогащая художественные выразительные средства, использование

фольклора приобретает бльшую жизнеспособность, устойчивость и гибкость.

Хакасская национальная культура, как и любая другая, имеет свои

традиции как в плане идейного содержания, так и в отношении конкретных форм

проявления. Эти традиции являются духовными ценностями, родившимися и

развивающимися в ходе длительной истории народа. Они обладают могучей

жизненной силой, вошли в плоть национальной культуры, укоренились в

сознании, в эстетических идеалах народа. Величественное по своим масштабам

и значению народно-художественное творчество – это философия, ум,

нравственность народа, выраженные в концентрированном виде. Свое – это то,

что завещано предками, сохранено и отшлифовано историей.

Традиции – неотъемлемая часть культуры, но, будучи историческими, на

новых этапах развития общества уже не могут полностью удовлетворить его

потребности. Поэтому они подлежат дальнейшему развитию, и сама история

создала условия для того, чтобы они вошли в контакт с лучшими достижениями

мировой общественной культуры. Этот контакт приводит к многообразию, к

органичным творческим формам взаимообогащения культур. Устарелые традиции

обновляются, поднимаются на новые высоты, приобретают современное звучание.

Хакасская музыкальная культура, опираясь на фольклорные традиции, вместе с

тем их преобразует.

Восьмым способом взаимодействия и взаимообогащения культур можно

назвать создание новых музыкальных жанров на основе полного освоения

общеевропейских. Многие сферы культурной духовной деятельности людей,

например, опера, кантата, балет, симфоническая музыка, до революции Хакасия

не знала. Опыт развития доказал, что любой народ в любой сфере человеческой

деятельности может достичь вершин при условии тесного взаимодействия с

другими культурами. Постепенно эстетический опыт одного народа становится

достоянием другого.

Высокий уровень народного песенно-художественного творчества был

важнейшим фактором взаимообогащения культур, что и обусловило в достаточно

короткий отрезок времени появление выдающихся произведений, становящихся

уже межнациональным достоянием: опера А. Кенеля «Чанар Хус и Ах Чибек»,

опера Г. Челборакова «Горная девушка», симфония Ал. Крюкова на хакасские

темы, «Праздничная увертюра» Н. Киркора, «Хакасская сюита» А. Новикова,

«Хакасская поэма» для симфонического оркестра А. Стоянова и другие

произведения.

Хакасская музыкальная культура в своем развитии прошла в высшей

степени насыщенный период. Исчезло понятие «инородец». Произошло событие

чрезвычайно знаменательное для судеб обеих национальных культур:

сократилось историческое расстояние. То, что хакасская культура не прошла

всех этапов развития европейской культуры не отразилось на ее эстетических

качествах, на полноте и силе художественного мышления. Другое дело, что,

как и любая другая культура, хакасская музыкальная культура развивается

неравномерно. В определенный период времени одни жанры музыкального

искусства развиваются успешнее других. Позже эти ранее отстававшие жанры

нередко выдвигаются на первый план, завоевывая новые художественные высоты.

Известная неравномерность свойственная и нынешнему этапу развития

музыкальной культуры Хакасии. То, чего достигло ее песенно-художественное

творчество, еще впереди у симфонической музыки. Решение проблемы не в том,

чтобы от «легких» песенных жанров поднимать людей к «серьезным» жанрам, а в

общем гармоничном широком прогрессе всех жанров искусства.

В достижении всестороннего подъема национальных культур большую роль

играет такой способ взаимосближения и взаимообогащения, как коллективное

творчество исполнителей разных национальностей.

Межнациональные явления в развитии культуры и искусства в известной

мере стали типичными для нашего времени. Многие творческие коллективы

Абакана, в том числе симфонический оркестр, духовые оркестры, оркестр

русских народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр стали центрами

воспитания интернационалистов. Именно в них создается благоприятные условия

и открываются большие возможности для осмысления культурного наследия и

прогрессивных традиций всех народов.

Совместный труд людей разных национальностей в многонациональных

коллективах, решение единых задач, постоянные контакты, живое общение друг

с другом – все это свидетельствует о духовном единстве общества.

Интенсивное взаимодействие и взаимообогащение национальных культур в

настоящее время является все более актуальным выражением их общности,

воплощая современный уровень их сближения и развития, диалектической

взаимосвязи национального в мировой системе культуры.

Коллективная работа исполнителей разных национальностей над созданием

художественных произведений является интересным и одним из наиболее

распространенных способов взаимодействия и взаимообогащения музыкальных

культур. Решающее значение здесь приобретает содержательный, идейный

критерий. Коллективы с большим успехом представляют лучшие образцы

искусства Хакасии, а также пропагандируют творчество хакасских композиторов

как у нас в стране, так и за рубежом.

Например, симфонический оркестр Абаканского музыкального колледжа в

1992, 1995 годах успешно гастролировал по странам Западной Европы. Концерты

были даны в Германии, Швейцарии, Италии и Франции совместно с хором

кафедрального собора города Фрайбурга. Или: духовой оркестр под управлением

Г. Жульмина неоднократно представлял культуру Хакасии на Всесоюзных и

Международных фестивалях и смотрах-конкурсах духовой музыки. Надо отметить,

что качественный уровень исполнения произведений этими коллективами очень

высок и вполне соответствует международному. Об этом свидетельствует то,

что в 1990 году на Международном смотре-конкурсе духовых оркестров в Москве

духовой оркестр из Хакасии занял почетное II-е место.

Произведения хакасских композиторов, профессиональное мастерство

исполнителей-оркестрантов таким образом становится общим достоянием,

получают признание и оказывают воздействие на развитие общества:

составляются и успешно осуществляются планы сотрудничества, исполнительские

коллективы вносят большой вклад в укрепление дружбы между народами. При

этом результаты совместных усилий и творческих экспериментов оказываются

исключительно успешными. Они способствуют ознакомлению с произведениями

других культур, а также познанию и использованию в разных формах ценных

традиций. Они призваны на языке музыки воплотить дух времени, красоту

человеческой души. Как следствие, многократно возрастает ответственность

авторов и исполнителей за свое творчество перед обществом.

Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур означает не

просто выявление, не пассивную демонстрацию накопленного каждой культурой

прогрессивного художественного опыта, но, прежде всего, создание новых

духовных ценностей, новых черт, особенностей культур, которых не было в них

до процесса взаимообогащения. Открытия и плодотворные новаторские поиски

одной культуры могут стать и часто становятся надежными ориентирами для

других культур. Они помогают им в их собственном национальном развитии.

Взаимодействия и взаимообогащение насущно необходимы каждой национальной

культуре. Они продиктованы задачами, потребностями и необходимостью общего

и внутринационального художественного развития, самой логикой его

общественного развития. У национального искусства не может быть своей

независимой замкнутой жизни. Общность культур составляют: идеологическое

содержание культуры, многообразие ее форм, принципы взаимоотношений

культуры и народа, определяющее значение творческого метода, нацеленного на

правдивое отражение действительности. То есть, в каждом конкретном случае

представляется возможность ставить вопрос не о наличии или отсутствии этих

принципов, а о конкретном характере их действия и применения, отвечающем

национальным особенностям склада и развития той или иной культуры. В

общности этих принципов коренятся закономерности многоаспектного сближения,

взаимообогащения национальных культур и укрепления их межнациональных

связей.

«Национальные культуры наших народов, если так можно сравнить,

представляют многоцветный ковер лугов, где каждый цветок по-своему красив и

приятен, но все цветы вместе составляют еще большую красоту, вызывая

многостороннюю эстетическую радость и духовное наслаждение» (из письма Н.Г.

Доможакова Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от 02.12.1958)12.

Сочетание всего лучшего, что есть в национальной культуре, с

передовыми достижениями мировой культуры – это залог формирования новых,

огромных по своему значению эстетических ценностей. Теперь возникает

необходимость отметить особенности и значение самих художественных

ценностей, в которых в единое целое сливаются познавательные, идейные,

эстетические и эмоциональные начала. Художественные ценности характеризуют

качества творческих созданий, которое обуславливает длительность и

своеобразие их функционирования. Поэтому художественные ценности следует

рассматривать не как отвлеченную категорию, не как нечто обособленное от

самих произведений искусства, а как их важнейшие свойства. Можно сказать,

что художественные ценности равнозначны силе и глубине образного

проникновения в процессы жизни, внутренний мир людей, равнозначны

объемности творческих обобщений. Нетрудно заметить, что художественные

ценности и творческие обобщения – понятия, тесно связанные между собой, но

не тождественные друг другу. Творческие обобщения в искусстве составляют

неотъемлемое свойство многих видов и жанров музыкального творчества. Само

это понятие предполагает образное претворение реальных явлений

действительности, духовной жизни людей, черты художественного анализа и

синтеза. Изучение процессов взаимодействия и взаимообогащения культур дает

возможность проанализировать и рельефно показать реальное функционирование

эстетических ценностей, созданных разными народами и в разных условиях.

Особенность произведений искусства, возникающих в той или иной

национальной культуре, заключается сегодня во все возрастающей общности

проблематики, которая не только не ведет к нивелированию особых черт, но и

является основой для раскрытия богатства культур. Они воспринимаются

другими национальностями не только как чужие, то есть возникшие в других

конкретно-исторических и национальных условиях, но и как свои, то есть

ставящие близкие всем проблемы, порожденные общими процессами. Внутреннее

содержание художественных ценностей характеризуется тем, что оно сильно,

концентрированно и ярко передает богатство и многообразие действительности.

Тематика и проблематика произведение на современном этапе широка и

разнообразна, она отражает многие стороны человеческого бытия.

Современные произведения воплощают гуманизм, широту философских

концепций, интернационалистический пафос, углубление национального

самосознания. Современное искусство талантливо, многозначно, прогрессивно,

утверждает нравственное значение и гуманистические ценности. Очевидно, что

своеобразие национальной художественной культуры не является свойством,

которое по самой своей природе ей присуще и вытекает из одних лишь

особенностей национального характера. Оно, это своеобразие, - результат

развития и неотделимо от тех реальных достижений крупных мастеров

музыкального искусства, которые основываются на глубоком осмыслении и

образном претворении исторического духовного опыта народа. Глубоким

содержанием, профессиональным мастерством и своеобразием отмечено

творчество композиторов Хакасии: А.А. Кенеля, Г. И. Челборакова, Н. В.

Катаевой, А.К. Стоянова и других.

Признавая важной особенностью эстетических ценностей высокую меру

раскрытия общезначимого, меру совершенства его воплощения, к

межнациональным явлениям может быть причислено творчество отдельных

исполнителей. Художественные произведения, созданные ими, их творческие

обобщения стали активным фактором взаимодействия и плодотворного

взаимообогащения культур. Сегодня Хакасия располагает многочисленными

исполнительскими кадрами разных национальностей. Расцветает национальное

музыкальное искусство. Его серьезные достижения продолжают богатые традиции

фольклора и обогащают профессиональное искусство.

Среди популярных и любимых в Хакасии исполнителей следует назвать

народных артистов Республики Хакасия, заслуженных артистов Тувинской АССР,

заслуженных работников культуры РСФСР Клару Сунчугашеву и Владимира

Чаптыкова, народного артиста Республики Хакасия, заслуженного работника

культуры РСФСР Владимира Терешкова, заслуженных артистов РСФСР, заслуженных

артистов Республики Хакасия и Республики Бурятия Екатерину Кыштымову и

Леонида Третьякова, заслуженного работника культуры Республики Хакасия

Ирину Малину и других.

Творчество отдельных исполнителей и их огромную роль в развитии

культуры, на наш взгляд, можно определить как один из самых активных

способов взаимообогащения культур.

Контакты между авторами и исполнителями произведений приносят богатые,

многообразные плоды и углубляют чувство сопричастности и ответственности за

общее дело. Произведения, в которых они раскрывают процессы глубоких

социальных преобразований на хакасской земле и духовного возрождения ее

народа, становятся подлинно общественно и художественно значимыми.

Художественные ценности не обособлены от ценностей, накопленных

искусством прошлого. В процессе дальнейшего функционирования крупные

художественные произведения прошлого раскрывают разнообразные свойства

воплощенных в них идейно-эстетических обобщений. Вступая в соприкосновение

с новыми явлениями действительности, с явлениями духовной жизни общества,

творческие обобщения загораются новым светом, причем более ярким. Так

произошло в 1996 году с постановкой оперы Верди «Травиата» в концертном

варианте силами артистов Хакасской филармонии, ими же в 1998 году была

поставлена и другая опера Верни – «Аида».

Важной особенностью современной художественной культуры Хакасии

является то, что она развивается усилиями не только профессиональных

мастеров искусства, но и активным творчеством самодеятельных композиторов.

В Хакасии имеется широкий простор для развития художественной

самодеятельности и большие возможности для раскрытия своих способностей и

дарований. Самодеятельное народное творчество является полноправным

компонентом многонациональной культуры Хакасии, поэтому творчество

самодеятельных композиторов следует определить как следующий, десятый,

способ взаимообогащения культур. В его основе лежат те же общие

закономерности сближения и взаимовлияния культур.

В Хакасии имеется Республиканский научно-методический центр народного

творчества, который способствует развитию художественного творчества масс.

Оно проявляется в различных формах, большое распространение получило

сотрудничество музыкантов-профессионалов с самодеятельными композиторами.

творчество народных талантов содействует повышению культурного уровня

народа и совершенствованию его эстетического восприятия. Безусловно, это

необходимо для дальнейшего обогащения национальной культуры.

Исходя из того, что народ является основным творцом культуры, и именно

он пользуется ее богатствами, необходимо заботиться о привлечении

самодеятельных музыкантов к активной творческой деятельности. Диапазон

проявлений у музыкантов очень широк: лирическая откровенность,

доверительность сочетаются с философскими размышлениями о проблемах жизни.

Эпик спокойно и неторопливо исследует события и характеры, обстоятельно, с

исторической точностью. Эмоционально приподнято может быть творчество

другого композитора, оно сродни шумному всплеску, переполнено неукротимой

энергией. Именно так можно охарактеризовать творчество Анатолия

Иннокентьевича Токмашова.

А. Токмашов - самодеятельный композитор, энтузиаст, талантливый певец,

разноплановый инструменталист, играющий на чатхане, баяне, рояле, гитаре.

Это человек увлеченный, ищущий, неугомонный. Самая характерная его черта -

доброта, и тем удивительнее его бесконечная доброта, чем больше узнаешь о

его детдомовском детстве. Его жизненная позиция выражена следующим образом:

"Меня окружали и окружают добрые люди, таких людей большинство в этой

жизни, иначе она бы прекратилась". С этой позиции и исходит его творчество,

его направленность: любовь к жизни, любовь к родному краю, любовь к

женщине, призыв к доброте и милосердию.

Общение с его произведениями - это всегда задушевный разговор, дающий

многое для сердца, для души. Его произведения лаконичны, задушевны,

отмечены господством светлого колорита с оттенками моментов грусти. это

лирические импровизации, картины-настроения, поэтические чувства,

охватывающие при созерцании просторов Родины. Сделать людям добро,

доставить человеку радость - такова суть его творчества.

Жанры творчества Токмашова разнообразны. Большое место среди них, как

у всех хакасских композиторов, занимают песни. В них поэтическое видение

композитора, принципы изображения действительности какое-то время остаются

в рамках фольклорного мышления. Именно фольклор стал основой его образности

и тематизма. Диапазон этой образности довольно большой: от лирических

образов покоя и созерцательности до активных народных празднеств. Наиболее

популярны его детские песни, песни об Афганистане и о скоротечности

времени.

Творческое общение с композиторами-профессионалами оказало на него

очень большое влияние. Желание учиться давало стимулы для творческого

развития и появления новых качеств его художественного мышления, что было

бы совершенно невозможно при вынужденной учебе. Как результат – творчество

Токмашова обогащается новыми формами и жанрами. Появилась 4-х частная

оркестровая сюита «Цвети, Хакасия», симфоническая поэма «Алтын-Арыг».

Из фортепианных пьес наиболее интересны, на наш взгляд, три. 1)

«Шаман». Это жанровая миниатюра, свидетельствующая об обращении композитора

к фольклору, к его истокам. 2) «У подножия Саян». Это лирическая камерная

пьеса прозрачного звучания, оставляющая тонкое ощущение пейзажа одного из

художников Хакасии А.Ф. Калинина. Пейзаж – очень трудный жанр, передающий

состояние природы, которая ассоциируется с человеческими чувствами. На

первом плане здесь находятся не виртуозно-технические задачи, а задачи

более высокие – эстетические, передающие восхищенное отношение к природе.

3) «Токката». Уже первыми звуками, тревожными ритмами, гулкостью фактуры

вызывающая ассоциации с работами другого художника Хакасии – В.А. Тодыкова:

мужественные всадники-хакасы на неутомимых конях несутся в стремительной

скачке, и кажется, ничто не в состоянии сдержать их бег навстречу свободе и

простору. Так в творчестве самодеятельного композитора А. Токмашова

происходит своеобразное и смелое использование фольклорных сюжетов и

мотивов. В концертной обработке преподавателей-пианистов музыкального

колледжа все эти пьесы часто звучат на сцене.

В результате творческого взаимодействия в современном музыкальном

искусстве Хакасии происходит своеобразный двойной процесс: во-первых,

благодаря развитию творческих сил и раскрытию духовного потенциала

самодеятельных национальных композиторов обогащается свое национальное

музыкальное искусство, во-вторых, благодаря формированию новых стилевых

форм и жанров происходит процесс дальнейшего взаимообогащения культур. При

этом новые жанры и идеи во многом обусловлены эстетическими нормами и

законами фольклора: в данное время А. Токмашов работает над 2-х актной

оперой в тахпаховом стиле «Лебединая песня» по произведению Н. Тинникова

«На рассвете». Так художественная энергия самодеятельных авторов, ранее как

бы дремавшая, вырывается наружу и оказывает свое влияние на развитие

искусства. Скрытый творческий потенциал трудно поддается конкретному

анализу, но он представляет собой реальную величину, которую нельзя не

учитывать при рассмотрении вопроса взаимодействия художественных культур.

Искусство любой национальной культуры на том или ином этапе

формирования и развития нуждается в том влиянии, в тех стимулах, которые

отвечают ее внутренним потребностям, и особенно стимулирующее воздействие

оказывает те произведения, в которых заключен сплав фольклорных истоков и

актуальности содержания.

В разных жанрах искусства создается немало произведений, и само собой

разумеется, что лишь небольшая их часть является подлинными ценностями, и

эти истинные творения оказывают непреходящее обогащающее воздействие,

захватывают самые глубины человеческой души. Возникает необходимость

содействия созданию новых художественных ценностей, а также – необходимость

самого бережного отношения к традиционным особенностям национальной

культуры.

Так был вызван к жизни еще один (одиннадцатый) способ взаимообогащения

культур – создание целого ряда обработок произведений хакасских

композиторов или обработок народных песен.

Способ обработки материала можно считать одним из вариантов

совместного создания художественных ценностей. Этот творческий метод

предполагает особый тип художественного мышления. Для достижения

результатов в создании концертной обработки сначала необходимо обеспечить

ценностный подход к отбору произведений, так как показывать богатства

национальной культуры можно только на ее лучших достижениях. Потом, после

отбора, автор ищет множество вариантов обработки материала и вновь

производит отбор. Лучшие из вариантов остаются и служат популяризации

выбранного материала, либо народной песни, либо произведения композитора.

Это пример наглядного плодотворного взаимообогащения культур:

национальная музыкальная культура дала основу, базу для развития

творческого дарования талантливых музыкантов, а они, в свою очередь,

обогатили ее своими маленькими шедеврами.

Речь идет о музыкантах инструментального квартета «Аллегро». Этот

известный в Хакасии коллектив был создан выпускниками Абаканского

музыкального колледжа: Дмитрием Крупиным, Денисом Сусликом, Вячеславом

Инкижековым и Леонидом Танеевым. Нетривиальный состав (скрипка, кларнет,

баян и балалайка-контрабас), мягкая интеллигентная манера исполнения

принесли ансамблю известность среди слушателей. Начав с исполнения

произведений В.Н. Галочкина, музыканты создали собственные обработки.

Сейчас в их репертуаре довольно много мелодий разных народов – русские,

болгарские, еврейские, корейские и другие, а также обработки произведений

хакасских композиторов. Особенно удачны «Ах хазын» Челборакова и «У

подножия Саян» Токмашова.

Касаясь существа взаимообогащения национальных художественных культур,

мы имеем в виду не только содержательные моменты, но и обогащение

художественных средств познания интенсивно развивающейся действительности,

многообразных связей человека с прошлым и настоящим, способов типизации

образности, характеров, усовершенствование многокрасочной жанрово-стилевой

палитры изобразительных средств – эпических, лирических, романтических и

других, которые позволяют более полное раскрытие богатств внутреннего мира

человека, охватывают во всей ее полноте чрезвычайно усложнившийся мир

человеческих отношений.

Музыканты с интересом изучают опыт других национальных художественных

культур, стремясь освоить отдельные открытия в сфере современного мышления.

Закономерно их обращение к изучению новейших авангардных систем, к более

широкой и свободной трактовке современных музыкальных средств. Безусловно,

все это расширяет и обогащает возможности искусства. Такого рода

достижения, если они по-настоящему весомы, не только осваиваются родной для

художника национальной культурой, но в условиях интенсивных творческих

контактов становятся межнациональным достоянием.

Непрерывное взаимоознакомление с творческими достижениями других

народов и проведение всевозможных мероприятий является необходимым

источником и еще одним способом взаимообогащения культур. Это характерно

для всех народов, потому что музыкальный язык, являющийся основным

средством взаимного обогащения в музыкальном искусстве, понятен людям всех

национальностей. Главным началом в этом процессе является принцип глубокой

заинтересованности во взаимном творческом обмене всех наций и народностей,

создающих реальные художественные ценности.

В настоящее время взаимное общение деятелей искусства и его

потребителей с творческими достижениями других народов происходит очень

интенсивно и в разных формах. Огромную роль в этом выполняют проводимые по

всей стране дни и декады той или иной национальной культуры. Самую

существенную часть таких мероприятий составляет ознакомление слушателей

республики, в которой проходят дни культуры, с художественной жизнью других

народов. Организовываются встречи с деятелями культуры и мастерами

искусств, творческие выступления художественных коллективов, как

профессиональных, так и самодеятельных, авторские вечера композиторов.

Лучшие произведения исполняются на сценах концертных залов, издаются и

распространяются в массах. Устраиваются всевозможные представительные

выставки.

Все это приносит свои положительные результаты. Переход к комплексным

формам художественного обмена играет исключительно важную роль. Крупные

совместные мероприятия способствуют обогащению национальной культурной

традиции, лучшие произведения пополняют исполнительский репертуар, а

главное - эти мероприятия дают плодотворные идеологические результаты,

вводя в активное обращение все самое лучшее из художественной практики.

В Хакасии проводится целый ряд культурных мероприятий: всевозможные

конкурсы бальных и современных танцев, эстрадной и национальной эстрадной

песни, фольклорные фестивали, фестивали эстрадно-джазовой музыки,

многочисленные концерты камерной, симфонической и духовой музыки,

профессиональные конкурсы юных музыкантов имени А. Кенеля. В целях

пропаганды искусства успешно проводятся различные дискуссии. Доступ к

знаниям, к богатству духовной культуры обеспечил неисчерпаемые возможности

для подъема художественного творчества. Выявлению дарований, раскрытию

творческих способностей служат фестивали самодеятельного творчества.

Широкую популярность приобрела и такая форма, как шефство, оказание

методической помощи самодеятельному творчеству, как проявление обоюдной

заинтересованности: профессионалы готовят себе кадры для обучения, а

самодеятельные артисты, в результате оказания методической помощи, получают

определенные знания. Трудно переоценить в этом процессе ту роль, которую

играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио),

опирающиеся на современную технику.

Они вывели музыкальное искусство за пределы концертных залов, они

необозримо расширили его возможности в идейно-эмоциональном воздействии на

человека. Их значение в деле сближения и взаимообогащения культур народов,

разумеется, никак не сводится к простому показу достижений. Они содействуют

освоению того лучшего, что создано мастерами разных национальных культур,

позволяя увидеть развитие художественной культуры в некоторой общей

перспективе.

К следующему способу взаимодействия и взаимообогащения культур можно

отнести такие формы культурного сотрудничества народов, как организация

международных форумов, семинаров, симпозиумов.

В 1994 году в г. Алматы прошел I Международный симпозиум «Музыка

тюркских народов», в котором участвовали специалисты из США, Германии,

Франции, Венгрии, Испании, Турции, Казахстана, Азербайджана и многих

республик Российской Федерации. Основные задачи этого форума заключались в

активизации обмена опытом между различными этно-музыковедческими школами, в

утверждении научного статуса музыкальной тюркологии как самостоятельной

дисциплины и выработке перспективной программы ее развития. Много внимания

было уделено общим и методическим проблемам музыкальной тюркологии и

проблемам взаимодействия культур.

Республику Хакасия на симпозиуме представляли артисты национального

ансамбля «Улгер» (руководитель фольклорной группы - Юрий Кыштеев). На

форуме четко обозначалась тенденция к единению тюркских народов,

возрождению национальных традиций и обрядов. I Международный симпозиум

«Музыка тюркских народов», проведенные в г. Алматы, и I Международный

симпозиум «Чатхан: история и современность», проведенный в г. Абакане в

1996 году, безусловно, еще более углубили сотрудничество в области

художественной культуры, дали большой импульс, внесли определенный вклад во

взаимообогащение культур.

Основные черты такой формы сотрудничества можно выразить так:

1. полное равноправие при сотрудничестве и культурном обмене,

совершенное отсутствие тенденции доминирования одной культуры над

другой;

2. широкий обмен как результат высокой активности в передаче своих

достижений, равно и в усвоении достижений других народов;

3. широкий диапазон демонстрации и восприятия произведений музыкального

искусства всех народов;

4. постоянный обмен наиболее выдающимися идейно-полноценными,

интересными в художественном плане произведениями, как результат

компетентного и вдумчивого отбора эстетических ценностей;

5. потребность в сотрудничестве, становящаяся необходимостью.

Утверждаются национальные убеждения, взаимное доверие в укреплении

духовной жизни, мировоззренческих и нравственных принципов. «Каждая нация

значительна и нужна для истории, иначе она не возникла бы, а возникнув,

распалась бы мгновенно»13. Каждая национальная культура, взаимодействуя с

другими, воспринимая и преобразуя их опыт, сопоставляя его с собственными

традициями, обретает новую энергию для продвижения вперед, развивая свою

национальную культуру. Причем, это взаимодействие происходит очень активно,

культуры как бы чувствуют жизненную необходимость этого взаимодействия.

«Взаимные встречи, взаимное узнавание братских культур – это своего рода

кислород, необходимый для свободного и здорового роста»14.

Постоянно развивающееся современное национальное искусство Хакасии, ее

огромный культурный потенциал, полезный опыт, делают Хакасию равноправным

партнером в культурном сотрудничестве. Тенденция к взаимопониманию,

взаимообогащению и сотрудничеству всегда будет брать верх и, в конечном

итоге, станет главной тенденцией времени. Культура нашей страны

многонациональна, она служит всем народам и выражает их общие идеалы. Она

вбирает в себя все общезначимое в достижениях и самобытных традициях

национальных культур. Сегодня культура становится силой идейно-

нравственного сплочения. Этот прогрессивный процесс отвечает интересам всех

народов, культура не имеет национальных барьеров, она представляет собой

органический сплав духовных ценностей, создаваемый всеми народами.

Следует подчеркнуть, что духовная культура общества – это не комплекс

явлений, отражающих процессы действительности, а активная сила, оказывающая

мощное воздействие на общественную жизнь и внутренний мир человека. А.В.

Луначарский в свое время отмечал, что «под культурой подразумеваются все те

усилия человека и достижения его, которые направлены на то, чтобы улучшать

самого человека и всю природу вокруг него, приспособить обстановку человека

к его потребностям и дать, таким образом, возможность широко и вольно

развертываться всем хорошим задаткам, имеющимся у человека, приблизить

человека к подлинно человеческому, высокому, светлому, братскому

счастью»15.

Итак, духовная жизнь целенаправленно развивается в двух направлениях.

Первое направление связано с общим духовным ростом общества, оно определяет

новые способы отношений человека со своим природным окружением. Второе

направление связано с большим вниманием к человеку, как личности, с

развитием его способностей, дарований и самосовершенствованием.

Взаимодействие этих направлений обусловливает более полное, глубокое

понимание людьми самих себя, а также тех исторических обстоятельств, в

которых они живут. Это взаимодействие способствует зарождению новых

общественных идеалов.

В центре культуры стоит человек, и она призвана обеспечить условия для

полного и свободного раскрытия всех его способностей, формирование и

воспитание всесторонне развитой, творческой и социально активной личности;

ее рост, прежде всего, обусловливается общим прогрессом общества, его

технической базой, совершенствованием общественных отношений и системы

культуры. Но для этого необходимо целенаправить усилия самого общества, в

первую очередь, путем использования исключительно богатого арсенала средств

и возможностей культуры, а также собственным стремлением каждой личности к

самосовершенствованию. Надо подчеркнуть, что это должно быть не однократным

действием, а постоянным процессом. И художественной культуре в этом

процессе принадлежит исключительная роль.

Дело в том, что искусство в большей мере, чем другие сферы духовного

освоения действительности, оказываясь в центре человеческих интересов,

вбирает в себя и философскую, и нравственную проблематику. В этом искусство

оказывается сходным с философией. Философия и искусство в системе духовной

культуры играют колоссальную роль в воспитании человека как всесторонне

развитой личности. Они формируют его мировоззрение, его жизненные позиции,

мораль, культуру. В ходе исторического развития общества диапазон

воспитательного воздействия искусства постоянно расширяется, усиливается

его гуманистически-общечеловеческих пафос. Опять-таки, говоря о гуманизме

культуры, мы имеем ввиду ее двуединую функцию преобразования человека и

окружающего его мира. Общество поставило на службу человеку все созданные и

создаваемые ценности культуры и искусства, дало ему возможность развивать

свои способности и таланты, подчеркнуло его активное, сознательное участие

в деле развития культуры. Всесторонний и постоянный рост жизненного и

культурного уровня народов, составной частью которого стало динамичное

развитие культур, является одним из важнейших проявлений гуманизма на

практике. Идеи гуманизма составляют живительный источник замыслов и

творчества, раскрывающих и защищающих новые отношения равенства между

людьми разных национальностей.

Плодотворное взаимообогащение культур включает в себя в виде своей

неотъемлемой части освоения людьми, потребителями искусства, наиболее

значительных художественных ценностей. Активное приобщение их к

художественным ценностям вызвано потребностями разных слоев населения

расширить свой духовный горизонт и стремлением удовлетворить свои

эстетические запросы.

В связи с изложенным, четырнадцатый способ взаимообогащения культур

можно определить как успешное воплощение программ действительного

распространения и демократизации культуры, позволяющее культуре, с

социологической точки зрения, стать всеобщим достоянием, предоставив все

более широким слоям общества возможность проявления творческой активности.

Эта программа распространения и демократизации культуры основывается на

осуществлении трех взаимосвязанных задач:

1. обеспечение полной доступности культуры народу;

2. активное распространение гуманистических ценностей прошлой и

современной культуры;

3. всемерное поощрение и развитие творческого участия масс в создании и

освоении ценностей культуры.

Действительно, на сегодняшний день можно отметить значительное

расширение публики, пользующейся достижениями культуры и искусства,

постоянный эстетический рост новой аудитории потребителей искусства. Этот

рост происходит не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но он

характеризуется непрерывным расширением горизонтов национальных и общих

зрительских интересов. Сегодняшний потребитель культуры и искусства не

является пассивным. Он достаточно активно воспринимает процессы,

происходящие в области искусства, он высказывает свое мнение, может

оценивать реальные творческие успехи или заявить о своей

неудовлетворенности. И если искусство сегодня оказывает мощное воздействие

на огромную аудиторию, то, в свою очередь, духовные запросы потребителей

искусства, их мнения и оценки существенно влияют на его рост. Развитые

эстетические вкусы, обостренность и чуткость восприятия явлений искусства

благотворно сказываются на качестве художественной культуры. В этом

заключается диалектичность отношений между создателями и потребителями

эстетических ценностей.

В результате определенных достижений в развитии культуры уже

сформировался определенный «массовый потребитель искусства», отличительной

чертой которого является постоянное повышение заинтересованности в развитии

национальной культуры и искусства. Безусловно, проводится большая работа по

усвоению и распространению всего самого значительного в художественном

наследии прошлого и современного, но особое значение имеет то, что

расширились наши представления о собственном национальном художественном

наследии. Это и позволяет по-новому оценить богатство национальной культуры

и открыть в ней много новых жемчужин.

Исключительную актуальность сегодня приобретает задача поисков путей и

средств того, чтобы лучшие достижения национальной культуры и искусства

стали достоянием широкого круга трудящихся. Один из них – ознакомление

людей с художественными ценностями современного искусства Хакасии,

требующий определенной подготовки эмоционального и интеллектуального мира

потребителей художественных ценностей в освоении новых форм, видов и жанров

искусства. Другой путь – обучение национальных кадров. Конечно, необходимо

приобщение всех слоев населения к знаниям, науке, искусству, и чем

основательнее мы сумеем понять общую и специальную культуру населения в

соответствии с требованиями времени, тем эффективнее сможем осуществить

основные цели развития общества.

Такое огромное внимание повышению общей и специальной культуры всех

членов общества уделяется потому, что в наши дни вся система культуры

развивается небывалыми темпами. В последнее время достигнуты значительные

успехи в обеспечении всех необходимых условий для самосовершенствования

человека. Сегодняшняя задача - подготовка специалистов с высшим

образованием, что, в свою очередь, позволит ставить и разрешать более

масштабные и перспективные задачи в области культуры.

На сегодняшний день уже создана единая и стройная система образования

- Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова - система,

которая обеспечивает выявление и развитие способностей и дарований в

области музыкального образования и художественного творчества, дающая

необходимые знания и подготовку по специальности. Анализируя наши общие

творческие достижения, можно с уверенностью сказать, что в Хакасии созданы

условия для сотрудничества национальной интеллигенции в формировании кадров

науки и искусства. Если хотите, это уже программа всенародного

эстетического воспитания. Она имеет многоаспектный характер, но ее основой

является приобщение населения и каждой личности к искусству, повышение роли

искусства в эстетической культуре и, вообще, в духовном формировании

человека. Именно искусство является наиболее концентрированным выражением

эстетического, самым свободным проявлением творческих сил и возможностей

человека. При университете для подготовки научно-педагогических кадров

открыта аспирантура, где могут обучаться представители всех народов,

проживающих в Хакасии. И если в данной связи проводятся разнообразные

организационные и другие мероприятия, используется богатый арсенал средств,

то отнюдь не для того, чтобы навязать личности нечто ей чуждое, а с целью

пробудить в ней внутреннюю индивидуальную и свободную потребность в

творчестве. Именно в этом наиболее полно и осязаемо проявляется социальная

активность эстетического воспитания.

Создавая и утверждая новые художественные ценности, культура, в своем

огромном разнообразии, выявляет себя как сила, преобразующая человека. Люди

не только пользуются духовным богатством общества, но и, на более высоком

качественном уровне, выступают его создателями. Таков один из кардинальных

признаков сегодняшней культуры. Человек всегда был и остается в центре

интересов и усилий культуры и искусства. Он не только тот, кому

предназначены лучшие художественные ценности прошлого и современного

искусства, но и тот, что непосредственно своим трудом, способом жизни,

мышления, своей моралью и эстетическим отношением к действительности

участвует в их создании. Другими словами, по мере того, как возрастает

значение субъективного фактора - сознательного творчества, возрастает и

значение культуры в жизни общества.

Культура и искусство способны в единстве и взаимодействии со всеми

элементами общественного развития (решение политических, социально-

экономических и идейно-воспитательных проблем) существенным образом

помогать росту сознательного творчества. Человек, который органично

приобщился к искусству, то есть посредством постоянного и притом все более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.