РУБРИКИ |
Рекреационная география |
РЕКЛАМА |
|
Рекреационная географияВсе культурные ландшафты, согласно принятой типологии, подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные (clearly defined or designed landscapes), естественно развившиеся (organically evolved landscapes), среди которых выделяются субкатегории реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся (continuing landscapes) ландшафтов и, наконец, ассоциативные (associatives) ландшафты. Типология, предложенная ЮНЕСКО содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма важны при идентификации ландшафта и определении стратегии управления им как объектом наследия. Целенаправленно созданные ландшафты – это, прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу художника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами. В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Ландшафты "ископаемые", реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправленно созданных ландшафтов. "Ископаемые" ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это "угасающие" ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей. Развивающийся ландшафт, если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования. Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т. д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры. К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры, определяющие облик ландшафта. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и др. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в “рабочем” состоянии. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти – памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы – природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации. Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст "Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention" – основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей. До 1992 года культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоятельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях "Operational Guidelines...". В частности, в Конвенции дается типология объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культурного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность которых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопримечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впоследствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в "Operational Guidelines...", содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства культурного ландшафта (Приложение, табл. 1.). Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понимается как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе. Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. "Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому – культурный ландшафт". & О П Ы Т Особенности историко-культурного и природного наследия как основа экологического каркаса территорий (по Е.В. Евдокимовой)
При рассмотрении территории как ресурса одним из основных ее свойств является способность обладать наследием, в этом случае территория выступает как вместилище природного наследия, что обусловливает особую функцию, которую она выполняет в геосистемных и социокультурных процессах. В данном контексте ценность территории определяется степенью насыщенности объектами наследия, закономерностями пространственного распределения, особенностями исторического развития территории, преемственностью сформировавшихся объектов наследия, их устойчивостью и изменчивостью. Современные подходы к пониманию наследия выделяют его как совокупность природных и культурных элементов, через которые социальные группы признают свою самобытность и обязуются передавать ее будущим поколениям. В последнее время наблюдается переход от локальных объектов к охраняемым территориям наследия. Сегодня признано появление новых категорий наследия – культурных ландшафтов, промышленного наследия, культурного туризма, устных традиций. Можно выделить несколько иерархических уровней системной организации региона, складывающихся в единый каркас: первый, самый низкий – локальные объекты наследия, дисперсного распространения, создающие фон и отдельные места сгущения; второй – территории наследия – историко-культурные и природные, играющие роль центров, ядер и выполняющие функции стабилизатора, объекты культурного ландшафта, имеющие определенную площадь; третий – элементы линейного распространения, играющие соединительную роль элементов кристаллической решетки; четвертый – явления наследия, часто представляющие собой надстройку, атмосферу, заполняющую отдельные площадные и линейные объекты определенной нагрузкой. С точки зрения наследия культурный ландшафт выступает в двойственной роли: с одной стороны, представляет собой объект наследия, включающий культуру как аспект ландшафта, с другой стороны, и сам может рассматриваться как система. Отдельные культурные ландшафты различаются соотношением культурного и природного слоев, элементов традиционной и инновационной культуры, соотношением между наследием и современной культурой. Обычно выделяют четыре типа комплексов: городской, сельский, усадебный и монастырский. Культурный ландшафт формируется как совокупность исторических моментов адаптации человеческих общностей к природной среде данной территории с использованием ее ресурсов при существующих уровнях развития производительных сил и духовной культуры. Устойчивость определяется сохранностью элементов предыдущих культур и постоянством природной среды, а изменчивость – либо изменением технологий (развитием, привнесением извне), экологическими катастрофами природного и антропогенного характера, а также сменой культур, связанной с миграционной активностью населения или увеличением антропогенной нагрузки (высокий естественный прирост, концентрация населения на определенной территории, возникновение различных типов поселений, эксплуатация природных ресурсов и др.). Культурный ландшафт является основой устойчивого развития территорий, сочетая в себе наследие в природной среде, может находиться в устойчивом равновесии, так называемом динамическом равновесии культурного ландшафта. Отсутствие такого равновесия ведет к деградации культурного ландшафта. Таким образом, можно выделить три состояния культурного ландшафта: развитие, стабильность и деградация. Это напрямую зависит от степени сохранности объектов наследия. При этом историко-культурное и природное наследие является опорным каркасом культурного ландшафта, а объекты наследия выступают ядрами концентрации. Таким образом: 1) любая территория обладает историко-культурным наследием, способным вернуть ее на прежний уровень или привести к развитию с изменением качества среды; 2) сохранение наследия гарантирует преемственность в адаптации человека к тем условиям, в которых существовали предыдущие поколения; 3) изменения приводят к заранее неизвестным результатам, они могут быть катастрофическими, наследие может исчезнуть; 4) территория не может сохраниться, так как изменяются и природные, и антропогенные факторы. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия (по Ю.А. Веденину, М.Е. Кулешовой) Культурный ландшафт – объект Всемирного наследия. Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Тогда, в 1972 году, была принята Конвенция о всемирном наследии, в которой в качестве объекта охраны рассматривались достопримечательные места как результат сотворчества человека и природы. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде предметов или информации. В случае если оно является доминирующим фактором, определяя весь жизненный уклад населения данной местности, являясь условием формирования специфической архитектуры, археологии, этнологии, топонимики, фольклора и в целом всех сторон культурной жизни – в этом случае культурный ландшафт сам становится объектом наследия. До 1992 года согласно документам ЮНЕСКО объекты всемирного наследия распределялись по трём категориям: объекты культурного наследия, объекты природного наследия и смешанная группа. Введённое понятие "культурный ландшафт" было формально отнесено к категории "культурное наследие", и рекомендуемые для включения в Список всемирного наследия объекты проходят процедуру оценки только на соответствие критериям ценности объектов культурного наследия, исключая природные ценности. Это послужило причиной появления многих противоречий, так как в объектах всемирного наследия очень часто трудно отделить культурную составляющую от природной. Само понятие "культурный ландшафт" означает, что он является результатом совместного творчества человека и природы и отражает процессы эволюции общества, происходящие под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов. А в качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляются ещё и дополнительные требования. Так, он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Кроме того, во многих культурных ландшафтах заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе. В связи с этим с 1992 года стали проводиться процедуры по реноминации объектов всемирного наследия. Так, на 1 января 2000 года в списке объектов всемирного наследия значилось 638 единиц из 112 стран, из которых 480 относились к культурному наследию, 128 – к природному, 30 – к смешанной группе. Из этого списка было отобрано 13 объектов, отвечающих требованиям культурного ландшафта. 10 из них прежде относились к категории "культурное наследие", 3 – к смешанной группе. В последнее время претендентов на получение нового статуса становится всё больше и больше. Так, например, от Скандинавии в предварительный перечень новых, рекомендуемых для включения в Список всемирного наследия, объектов представлено 20 единиц, из них 9 могут получить статус культурного ландшафта. Хорошие перспективы по расширению списка "культурных ландшафтов" имеются у Южной Америки. Так, культурный ландшафт уже представлен в составе категории "объекты культурного и природного наследия" в Перу, а также он может быть заявлен в качестве самостоятельной номинации от таких стран, как Чили и Венесуэла. Из российских объектов на получение статуса культурного ландшафта предлагаются Кенозерский национальный парк (по одной из классификаций – в качестве естественно сформировавшегося развивающегося ландшафта), музеи-заповедники Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и "Бородино" (как ассоциативный культурный ландшафт). Реноминации подлежат Соловецкий музей-заповедник с его природным окружением (как естественно сформировавшийся реликтовый ландшафт) и дворцово-парковые ансамбли окрестностей Санкт-Петербурга (в качестве целенаправленно созданного ландшафта). В целом, в настоящее время существует два подхода к решению проблемы оценки культурных ландшафтов. Один подход – это механическое соединение критериев ценности культурного и природного наследия и рассмотрение в качестве объекта наследия только культурного ландшафта с упразднением предыдущих номинаций культурного и природного наследия. Второй – адаптация данных критериев к задачам оценки культурного ландшафта с рассмотрением его в качестве самостоятельной номинации как природно-культурной целостности с сохранением ранее существовавших номинаций культурного и природного наследия. Свойства культурного ландшафта. Как объект наследия ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чём зафиксировано в документах ЮНЕСКО – универсальностью, аутентичностью и целостностью. Обладающий универсальностью ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трёх контекстах – географическом (приспособление к местным экологическим условиям), историческом (исторические изменения характера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе). Вторым важным свойством культурного ландшафта является его целостность, то есть завершённость, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих – и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования. Под аутентичностью культурного ландшафта понимается его подлинность, достоверность, неразрывно связанная со свойством целостности. Типология культурных ландшафтов. В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов: 1. По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты) 2. По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т. д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в "рабочем" состоянии. 3. По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным "почерком" освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, военно-исторический (ландшафты полей сражений), горнозаводской, архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы). 4. По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт – это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т. д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т. д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта. В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами. Культурный ландшафт и особо охраняемые территории. Концепция культурного ландшафта является принципиально новым подходом к сохранению культурного и природного наследия. Поскольку в ней важное место отводится сохранению природного ландшафта, то её некоторые идеи легли в основу концепции биосферных резерватов, принятой ЮНЕСКО в 1995 году и получившей название "Севильская стратегия биосферных резерватов". Суть биосферного подхода – это учёт взаимосвязи между сохранением биоразнообразия и потребностями развития местного населения, что является ключевым фактором эффективного управления национальными парками, природными резерватами и другими особо охраняемыми территориями. Основной целью биосферных резерватов является сохранение традиционного образа жизни местного населения, включая традиции природопользования и сакральную деятельность; сохранение и практическое применение накопленных веками знаний в различных областях – метеорологической, биологической, строительной, сельскохозяйственной, биологической, кулинарной, медицинской и т. п.; поддержание устойчивости природной и культурной среды; обеспечение продуктивного взаимодействия между природным и культурным разнообразием. При этом за биосферными резерватами закреплены 3 основные функции: 1) консервационная – сохранение биоразнообразия, а также ландшафтного (включая культурное) разнообразия; 2) функция развития – регулирование взаимоотношений между природой и человеком на всех уровнях экосистем – от относительно нетронутых природных комплексов до урбанизированных территорий; 3) функция логистики – экологическое образование и профессиональная подготовка, научные исследования и мониторинг. Таким образом, биосферные резерваты, как и культурные ландшафты, являются моделью гармоничных взаимоотношений между человеком и Природой, способствующих устойчивому развитию цивилизации. Отличие же этих двух форм сохранения культурного и природного наследия заключается в том, что концепция культурного ландшафта имеет более высокий уровень понимания современных проблем человеческой цивилизации, главным образом экологических. Её сутью является осознание человечеством важности восстановления и сохранения экологического баланса между современной цивилизацией и природой – единственного условия самого существования социума. Таким образом, основным объектом охраны становится исторически сложившийся культурный ландшафт с явно выраженной природной основой. В России одной из важнейших форм сохранения культурных ландшафтов являются музеи-заповедники, где в основном сохраняются целенаправленно созданные (рукотворные) или ассоциативные культурные ландшафты. Это могут быть районы исторической застройки в городах, имеющих длительную историю существования, царские дворцово-парковые ансамбли, бывшие дворянские усадьбы с окружающими их угодьями, культовые сооружения, монастырские комплексы. Культурный ландшафт и стратегия защиты окружающей среды. Культурный ландшафт является частью географического природно-территориального комплекса и включает в себя, кроме природных компонентов, ещё и компоненты культурной среды. Взаимодействие природной и культурной составляющих определяет инвариантность культурного ландшафта – свойственный ему индивидуальный и уникальный характер. Снижение качества природных компонентов (воздушного и водного бассейнов, почвенного и растительного покровов, недр, животного мира) и преобразующей природу антропогенной деятельности (промышленной, строительной, транспортной, сельскохозяйственной и прочей) способствует снижению качества и культурного ландшафта. Поскольку человек ежедневно пребывает в ландшафте, состояние которого – важнейшее условие физического и психологического здоровья человека и в целом цивилизации, то сохранение качества культурного ландшафта является одним из главных направлений стратегии охраны окружающей природной и историко-культурной среды. Кроме того, ландшафт рассматривается как территориальная ячейка экологически сбалансированного развития, и в свете современных тенденций в области охраны природного и культурного наследия он является моделью устойчивого развития. В связи с этим решение проблем по сохранению ландшафтов должно иметь международный уровень. Таким образом, при разработке стратегии охраны окружающей среды очень важное место занимает сохранение наследия как одного из главных факторов устойчивого развития. Именно культурные ландшафты в сочетании с уникальными природными комплексами составляют единый природно-культурный каркас мира, страны, региона и являются условием сохранения и устойчивого развития биосферы. Ключевые понятия и термины: культурно-исторические ресурсы, памятники истории и культуры, культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательное место, природное наследие, Список Всемирного Наследия, национальное наследие, концепция адекватного туризма, адекватный туризм, культурный ландшафт.
Контрольные вопросы
s Как производится оценка культурно-исторических ресурсов? s Какова роль историко-культурного потенциала в туризме? s Перечислите основные виды памятников истории и культуры. s Информативность культурно-исторических объектов и ее измерение. s Перечислите основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия. s Что следует относить к национальному наследию, а что к всемирному? s Расскажите об объектах всемирного культурного и природного наследия и порядке включения в особый список ЮНЕСКО. s Какие виды объектов культурного и природного наследия относятся к числу внесенных в список ЮНЕСКО? s Назовите систему критериев оценки для включения в Список Всемирного Наследия (культурных и природных объектов). s Назовите и охарактеризуйте объекты культурного и природного наследия России. s Назовите и охарактеризуйте 5 объектов культурного и природного населения для зарубежных стран (по вашему выбору). s Сколько объектов входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО? Приведите примеры наиболее значимых из них. s Какова сущность политики туристского развития? Назовите основные принципы концепции адекватного туризма. s Дайте определение понятию «культурный ландшафт»? С чем связано повышенное внимание со стороны ученых к данному понятию? s Какие разновидности культурных ландшафтов вы знаете? s Как производится процедура определения ценности культурных ландшафтов?
6. УЧЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В отечественной рекреационной географии обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий этого научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма, что означает замыкание всех системных связей на потребности туриста. На этой методологической основе были разработаны принципы оценки рекреационного спроса, природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие рекреационных районов. Основы этой теории были разработаны еще в дорыночную эпоху России. Этим объясняется недостаточная разработанность экономических и управленческих аспектов туризма. Достаточно слабо оказались разработанными многие прикладные вопросы организации и информации в области туризма и рекреации. Существует большое количество определений данных понятий. Учение о рекреационных системах, разработанное профессором В.С. Преображенским еще в 60-х годах XX века было центральным во всех научных исследованиях, посвященных такому многогранному явлению как рекреация. При этом базисным понятием для подобного рода исследованием является понятие «рекреационная система».
Рекреационная система состоит из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, туристов, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления (Приложение, рис. 1.).Природный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание природных объектов и явлений – выступает не только как ресурс, но и как условие удовлетворения рекреационных потребностей людей. Специфическими характеристиками природных комплексов являются их емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие, привлекательность. Группа отдыхающих характеризуется параметрами поведения, описываемыми с помощью циклов рекреационных занятий. Отношения с другими подсистемами дифференцируются в зависимости от социальной, возрастной, психологической, национальной, профессиональной, региональной и индивидуальной избирательности определенных групп людей, условий и ресурсов рекреации. Технические системы обеспечивают обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала и удовлетворяют специфические рекреационные потребности туристов. Обслуживающий персонал с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет и утилизирует отходы. Орган управления сопоставляет информацию о мере удовлетворения потребностей туристов с информацией о состоянии других подсистем и о наличии материальных и финансовых резервов, принимает хозяйственные решения. Помимо субстрата рекреационной системы исследователей рекреации в большей степени интересуют отношения между элементами и свойства рекреационной системы, такие как взаимодействие – всеобщая форма связи подсистем рекреационной системы, предметов, явлений объективной действительности, которая проявляется в том, что изменение одного объекта вызывает изменение другого. Наиболее значимые при исследовании виды взаимодействия: культурное, межличностное, социальное, социально-политическое, экономическое (Приложение, табл. 2). В рекреационной системе важно учитывать такие свойства как целостность, динамичность, надежность, эффективность, иерархичность и т. д. Оценка эффективности функционирования рекреационной системы может производиться по двум критериям: внешнему и внутреннему. Внутренний критерий может быть по содержанию социальным (уровень удовлетворения потребностей, удовлетворенность отдыхом); экономическим (максимизация прибыли); социально-экономическим (удовлетворение спроса). Согласно мнению авторов приведенного выше определения понятия «рекреационная система», к территориальной рекреационной системе относится рекреационная система, у которой отношения между элементами опосредованы территорией. К одному из основных типов рекреационных систем относятся агломерации.
Туристские агломерации отличаются высшей степенью концентрации объектов индустрии туризма, а также высокой плотностью туристов и экскурсантов и высокой степенью комплексности и интеграции индустрии туризма; оказывают значительное влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения. Примеры туристских агломераций: Сочи, Лазурный Берег, Балеарские, Канарские, Сейшельские и пр. острова, Кавказские Минеральные Воды, Коста-Брава, Коста-дель-Соль, Долина Луары, Иль-де-Франс, Майами, Акапулько, Калифорнийское побережье и т. д. Любые сложные рекреационные системы имеют и соответствующие типы структуры. Выделяют два основных типа структур – иерархический и территориальный. Иерархическая структура характерна для сложной рекреационной системы, в которой существует разделение множества составляющих ее элементов на подмножества разных уровней – подсистемы, обладающие свойством целостности, определенной степенью саморегулирования и связанные многоступенчатыми отношениями подчинения подсистем одних уровней другим – более высоким. Территориальная структура представляет собой совокупность территориальных связей между элементами системы. Территориальная структура реализуется в туризме как совокупность территориальных связей между подсистемами рекреационной системы. К территориальной структуре, например, относятся: планировочная структура курорта; территориальная структура туристских потоков; территориальная организация рекреационной деятельности; территориальная организация туристского обслуживания; территориальная структура туристского спроса; территориальная структура туристского рынка и т. д. Выделяют также и некоторые разновидности композиционных элементов рекреационных систем, к которым относятся в частности, такие компоненты как субстрат, элемент и структурный элемент рекреационной системы. Под субстратом понимается каркас рекреационной системы, обязательный набор ее подсистем, составляющий основу ее функционирования. Элементом рекреационной системы является объект, принимаемый единым, неразложимым в данном конкретном исследовании, часть системы, выполняющая в ней определенную функцию. В рекреационных системах за элементы принимаются: турист, рекреационное занятие, служащий туристской организации, ландшафт, гостиничный номер и т. д. Структурный элементом называется компонент рекреационной системы, который выполняет определенную функцию.
Точка зрения Несколько отличное определение ТРС дает Т.В. Николаенко. Территориальная рекреационная система – форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. Фактически, ТРС как форма организации рекреационной деятельности – явление крайне редкое, но исключительно важное для интенсивного освоения определенной территории. Создание на интересующей территории ТРС гарантирует максимальную рекреационную освоенность в минимальные сроки. В целом же, ТРС – лишь крайняя форма территориальной организации рекреации. В большинстве случаев освоение территории в рекреационных целях не достигает подобного уровня (Т.В. Николаенко, 1998). 6.2. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Целостность системы определяется ее функциями в жизни, человека, группы, общества, положением в социально-экономической и демоэкологической суперсистеме. Системообразующей связью выступает рекреационная деятельность – как отдыхающих, так и организаторов отдыха. Только она связывает воедино весьма различные по своему генезису и субстрату подсистемы. Одно из своеобразных черт этой связи является цикличность. Вместе с тем формирование и функционирование системы зависит и от множества других связей, возникающих между подсистемами и определяющих их свойства. Рассмотрим теперь подсистемы рекреационной системы более подробно (Приложение, табл. 2.). Отдыхающие
Отдыхающие – центральный элемент рекреационной системы, определяющий сам факт ее возникновения и развития. С позиций социологии и экологии это событийная группа, то есть обязанная своим существованием некоторому событию – в данном случае возникновению свободного от непреложных занятий времени. По мере развития систем рекреационного обслуживания и углубления знаний о рекреационной деятельности возрастала потребность в еще более углубленном изучении отдыхающих. Было обращено внимание на то, что на характер потребностей, избирательность к видам, формам и условиям рекреационной деятельности влияют принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт рекреационной деятельности, имеющаяся информация о возможностях удовлетворения потребностей и реальная (доступная) сеть рекреационных учреждений и мест отдыха. В последнее время внимание привлекается не только к социопсихологическим и культурно-психологическим группам, но и к группам, выделяющимся по специфике темперамента, мобильности психики. В этом видится стремление приблизиться к самой личности отдыхающих. Предложены десятки классификаций подобных групп. Так, в типологии, разработанной У. Шелдоном, учитываются взаимосвязи людей с природой. Им выделены следующие типы: Ø Эктоморфный тип – отличается стремлением сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, воспринимать окружающий мир исходя из своего настроения, а не таким, каким он является на самом деле. Ø Мезоморфный тип – характеризуется любовью к природе, как источнику оптимизма, месту деятельности. Для них природа – объект воздействия. Ø Эндоморфный тип – тип релаксирующий, чувственный, открытый для восприятия природы, чувствующий ее нюансы – физические и эстетические. Характеристики групп отдыхающих не являются чем-то стабильным. Они меняются по мере изменения общества. В частности, рост подвижности населения в результате развития транспорта, расширения возможностей выбора видов, форм и условий рекреационной деятельности, естественно, должны расширить возможности удовлетворения потребностей людей типа «спринтеров» или «бегущих лошадей». Вместе с тем наличие стабильной группы типа «стайеров» или «черепах» предопределяет определенный консерватизм поведения массы отдыхающих. Таким образом, подсистему «отдыхающие» составляет множество гетерогенных групп, отличающихся как потребностями, так и ценностными установками в рамках их удовлетворения, различным восприятием элементов других подсистем и других групп отдыхающих. Важнейшими общими чертами группы отдыхающих выступают избирательность, способность к адаптации, самоорганизация. Избирательность определяется как формирование отдыхающими своего отношения к другим подсистемам и к другим малым группам самой подсистемы на основе не просто информации, а оценочных суждений в условиях более высокой, чем в условиях труда, свободы выбора. Основу этого свойства составляет различие требований к условиям деятельности. Адаптацией называют процесс приспособления к изменяющимся свойствами каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов. Адаптационные возможности человека играют особо важную роль в организации рекреационной деятельности, поскольку сама суть этой деятельности заключается в стремлении к перемене мест и посещению районов, обладающих иными, чем место проживания, природными и климатическими условиями. Одним из свойств подсистемы «отдыхающие» выступает тенденция к самоорганизации малых партнерских групп, выступающих ячейками самоорганизации деятельности, которая по мере развития рекреационной культуры населения и совершенствования рекреационных систем получает возможность проявляться все в большей мере. Рекреационная самоорганизация населения сопряжена с высокой значимостью характерного времени, связанного с физиологическими и психическими возможностями осуществления тех или иных занятий, реагировать на определенные характеристики внешней среды с наличием жизненного пути отдыхающих, фиксирующего существенные различия в характере рекреационных потребностей на разных этапах жизни одного и того же человека, отражающихся в активности поведения, в дальности рекреационных поездок, в разнообразии видов и мест отдыха.
Природные и культурные комплексы
Природные и культурно-исторические комплексы в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления – пространственной и временной емкостью и надежностью. Комфортность физиологическая и психофизиологическая. Если первая наиболее тесно связана с климатическими условиями, то вторая во многом определяется характером открытости или закрытости пейзажей, ощущением тесноты от скопления людей или наоборот одиночества, сенсорной избыточности или недостаточности, темпа смены впечатлений, звуковой насыщенности и др. Надежность – способность безотказно удовлетворять потребности. Понятие это охватывает как устойчивость комфортных погод, так и возможность посещений культурного комплекса в любое удобное для отдыхающих время. В первом приближении могут быть выделены системы, в которых ведущая роль принадлежит либо природным, либо культурным комплексам. Примером первых могут служить бальнеологические курорты, примером вторых – известные города (Москва, Санкт-Петербург, Рим, Венеция, Нью-Йорк и др.). Природные комплексы являются ведущими при организации курортно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха. Роль культурных комплексов особенно велика в культурно-познавательном туризме. Природные комплексы. В качестве природных комплексов рассматриваются целостные сочетания природных компонентов, обеспечивающих осуществление циклов рекреационной деятельности при соответствующей степени комфортности условий отдыха. Природные комплексы составляют одну из самых важных подсистем рекреационной системы, поскольку уже само наличие участка природы с благоприятными климатическими условиями, красивыми пейзажами, разнообразной растительностью и близостью водоема обусловливает возникновение здесь простейшей рекреационной системы (отдыхающие – природный комплекс). В настоящее время природные комплексы почти всегда включают в себя и искусственные образования и элементы. Вместе с тем роль природных комплексов в рекреационных системах остается весьма существенной. Характеризуя такие места отдыха как ценные в рекреационном отношении, мы подчеркиваем прежде всего чистоту воздуха и воды, красоту и уникальность пейзажей, роль лечебно-терапевтических факторов, богатство ягодных и грибных угодий, разнообразие фауны и флоры. В настоящее время роль малоизмененных природных комплексов сократилась, одновременно с этим возросла их ценность. Заметно усилился интерес к созданию и развитию особо охраняемых природных территорий – заповедников и особенно национальных парков. Одновременно с этими тенденциями изменяется и характер использования природных комплексов. Этот процесс был прослежен Б.Б. Родоманом, выделившим ряд стадий: 1. Изъятие природных тел из ландшафта в процессе любительских занятий (охоты, рыбной ловли, сбора грибов и ягод). 2. Использование природных факторов без изъятия их из природы (купание, солнечные ванны). 3. Восприятие познавательной и эстетической информации (туризм, прогулки). 4. Передача другим людям своих знаний о природе, ее красоте (организатор туристских групп). В числе таких же стадий могут быть названы сопереживание, стремление людей сохранить наиболее ценные естественные природные биоценозы, благоустроить, восстановить разрушенные участки природы. Таким образом, намечается как бы два типа отношений к природе в рамках рекреационной системы: 1) преобразование природы в соответствии с требованиями населения по организации мест массового отдыха, приспособленных для размещения там многочисленного контингента отдыхающих. 2) приспособление, адаптация отдыхающих к уже существующим природным комплексам, стремление людей построить свои взаимоотношения с природой на основе сохранения уже сформировавшихся ранее природных комплексов. Среди важнейших свойств природных комплексов как подсистем рекреационной системы называют прежде всего аттрактивность, надежность и емкость. Аттрактивность природных комплексов определяется комфортностью условий отдыха и соответствием между свойствами природного комплекса и технологией рекреационной деятельности их эстетическими качествами. Комфортность отдыха обусловлена прежде всего климатическими и микроклиматическими характеристиками природного комплекса – температурным режимом, режимом влажности и осадков, атмосферным давлением, числом дней солнечного сияния и др. Однако не менее важную роль играют психологические эмоциональные характеристики природы. Привлекательность природных комплексов тесно связана с технологией отдыха, стремлением людей выбрать именно такие сочетания природных элементов, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям тех или иных циклов занятий. Эстетические свойства природы также влияют на аттрактивность природных комплексов. При этом следует иметь в виду, что эстетическая оценка любых объектов во многом субъективна и зависит от самого субъекта – его культуры, происхождения, традиционной среды жизнедеятельности. Надежность природных комплексов определяется прежде всего их устойчивостью к рекреационным нагрузкам, а также их разнообразием, поскольку это дает возможность отдыхающим менять характер использования этого комплекса, предопределяет лабильность их поведения. Устойчивость природных комплексов объясняется их возможностями противостоять различным воздействиям – природным и антропогены. Наиболее хорошо изучена устойчивость природных комплексов как прогулочных угодий, что нашло отражение в представлении об их рекреационной дигрессии. Надежность природных комплексов во многом зависит от разнообразия входящих в него компонентов, предопределяющих возможность продолжения рекреационного природопользования при смене занятий. В этом случае исчезновение того или иного природного компонента не приведет к полному прекращению рекреационного использования природного комплекса, поскольку всегда возможно сориентировать отдыхающего на другой вид деятельности. Культурные комплексы. Это сочетание объектов материальной и духовной культуры. Среди них и искусственные сооружения и сами люди с их языком, обычаями, традициями, обрядами и др. Когда говорят о крупном территориальном культурном комплексе, имеют в виду не только архитектурные ансамбли, но и всю социокультурную среду, традиции и обычаи, сохранившиеся в народе, особенности его быта и хозяйственной деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
© 2000 |
|