РУБРИКИ

Рекреационная география

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рекреационная география

 

Ландшафты и уникальная природа, растительный и животный мир находятся в естественном состоянии и защищены от вмешательства человека. В отдельные заповедники не разрешается доступ даже туристам. Значительная часть национальных парков широко используется для туризма, однако туристы следуют по строго определенным маршрутам,  на специальных автомобилях, с проводниками, организуют ночевки в выделенных кемпингах.

К тематическим паркам относятся парки аттракционов или иные предметно-ориентированные парки,  например,  пушкинский заповедник Пушк­инские Горы в Псковской области (Россия). Классический пример развлекательного тематического парка – Disneyland (также Disneyworld,  EuroDisney и др.). Это также дельфинарии,  океанариумы,  зоопарки всех видов, иные парки всевозможных развлечений для широкой публики туристов, детей и взрослых.


&      О  П  Ы  Т


Туризм и экология: аспекты взаимодействия.

Опыт решения проблем устойчивого

экологического развития туризма в России

(по О.Г. Амаровой)

С экологической точки зрения туризм является одним из видов природопользования. Развитие туризма требует вовлечения в человеческую деятельность природных ресурсов. При этом образуется особый вид ландшафта – рекреационный. Во многих развитых странах территории, используемые для отдыха и туризма, занимают третье место по площади после сельскохозяйственных и лесных земель. Быстрые темпы развития мировой индустрии туризма и большая экономическая выгода, которую она приносит, делает рекреационное использование земель перспективным и способным успешно конкурировать и вытеснять другие виды землепользования. Совместно с сельским и лесным хозяйствами рекреационное использование территорий создает «фон», где проявляются и другие виды хозяйственной деятельности. В ряде мест создаются культурные ландшафты: курортные зоны, пляжи, лесопарки и др., где рекреационное использование является основным.

Рекреационные ландшафты легко уязвимы и хрупки, а рекреационные ресурсы исчерпаемы, незаменимы и имеют ограниченные возможности. Их стихийное и нерациональное использование создает ряд экологических проблем в районах интенсивного туристского освоения, как в экономически развитых странах, так и в развивающихся. «Размеры негативного воздействия туризма, которое испытывают сегодня на себе многие развивающиеся страны, не обладающие достаточными техническими и финансовыми возможностями для восполнения использованных туристами ресурсов и удаления произведенных ими отходов, часто значительно превышают ущерб, наносимый окружающей среде местным населением» (Фриц Флингеманн, директор Европейского регионального бюро ЮНЕП)

Негативные воздействия туризма на природную среду, которые еще совсем недавно недооценивались, сегодня становятся объектом все более пристального внимания международного сообщества. Такие воздействия разнообразны и многочисленны: загрязнение природных объектов; потребление природных ресурсов; застройка земель; деградация природных ландшафтов; угроза для дикой природы и мест обитания с вытекающей из этого потерей биоразнообразия, наконец, нарушение местных обычаев и общественных структур.

Наряду с загрязнением остро стоит проблема изменения компонентов природной среды, которые наиболее ярко проявляются в таких зонах отдыха, как национальные парки, заповедники и пригородные зеленые зоны, где при массовой посещаемости, и, особенно, в условиях кратковременного отдыха, уничтожаются листья, ветки, хвоя, иными словами, компоненты, содержащие важнейшие питательные вещества. Нарушается естественный круговорот питания и процессы естественного лесовозобновления, уничтожается подлесок и подрост, снижается биологическая активность почв и полнота насаждения. В результате осветления под пологом насаждений начинает активно развиваться злаковый покров, вытесняя лесной травяной ярус. В почвах в результате уплотнения ухудшается структура, уменьшается скважность (на 18-20%), снижается микробиологическая активность (в 2-3 раза), интенсивность выделения углекислого газа в единицу времени и содержание элементов питания. Расширение инфраструктуры гостеприимства в рекреационных районах и строительство объектов туристского назначения (громадных гостиничных комплексов; портов для спортивных судов, вносящих изменения в пляжный комплекс, но и в само море; специально оборудованных станций для горного туризма и т. п.)  также губительно влияют на природную среду. На средиземноморском побережье между Испанией и Сицилией 3/4 песчаных дюн фактически перестали существовать главным образом в результате отведения их под застройку сооружений, предназначенных для обслуживания туристов. В прежние очертания береговых линий вклиниваются новые силуэты – пирсы для яхт и прогулочных катеров, подступающие к берегу городские строения и сооружения.

Примеры негативного воздействия туризма на природную среду многочисленны. Но вместе с тем туризм может оказывать и позитивное воздействие, способствовать устойчивому развитию, обеспечивая благосостояние и социальный прогресс. Если сам туризм носит устойчивый характер и правильно организован, он может внести существенный вклад в сохранение окружающей и культурной среды. Например, благодаря развитию туризма за последние 50 лет на порядок увеличилось количество природных заповедных зон (сегодня насчитывается почти 10 тыс. национальных парков и заповедников). Туризм – мощный стимул для создания водоочистных сооружений, удаления мусора и прочих отходов, так как большинство туристов считают оптимальным именно то место отдыха, где не наблюдается вредного воздействия производственных предприятий и транспортных средств, а благоприятная экологическая обстановка остается основным требованием туристов.

Кроме того, туризм имеет потенциал для создания рабочих мест, а также в борьбе с нищетой, так как способен обеспечить многие бедные страны финансовыми ресурсами, в которых они так остро нуждаются для погашения долговых обязательств и импорта продукции. В этом случае туризм является исключительно действенным средством и позволяет за короткий промежуток времени, без привлечения больших объемов капитала и длительных сроков подготовки создать новые рабочие места, используя при этом труд молодежи, женщин и мелких предпринимателей. Виды занятости в сфере туризма многочисленны и разнообразны, начиная с работы в гостиницах и отелях, заканчивая экскурсоводами и водителями такси. В развивающихся странах туризм является движущей силой практически во всех секторах экономики: сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, развитии инфраструктуры, а также в сферах образования, культуры, спорта и индустрии развлечений. Росту туризма ведет к повышению местного спроса на товарную продукцию и развитию местных рынков в каждом секторе экономики.

Вывод из всего сказанного однозначен: между туризмом и окружающей средой наблюдается четкая взаимозависимость. За хорошее состояние окружающей среды отвечает правильная организация туристской деятельности. В то же время ни одна отрасль мировой экономики не зависит в такой степени от чистоты воды, пляжей, воздуха и вообще от идеального состояния природы, как туризм. Первозданная природа для одних обеспечивает соответствующее качество жизни, а для других является стимулом путешествий по миру, чтобы увидеть природные достопримечательности. Таким образом, индустрия туризма сможет успешно развиваться лишь при рациональном, устойчивом использовании природных ресурсов. Ухудшение состояния окружающей среды создает угрозу для жизнеспособности туризма. Такая угроза вытекает из деятельности других секторов экономики, а также непосредственно или косвенно из деятельности, связанной собственно с туризмом. В числе основных экологических угроз – глобальное потепление, потеря биоразнообразия и разрушение ландшафтов, загрязнение прибрежных вод и дефицит пресной воды, загрязнение воздуха на локальном уровне.

Мировой опыт в решении этой проблемы довольно богат. Сегодня в свете бурного развития туризма, которое ожидается в ближайшие годы, и возрастания его нагрузки на среду крупнейшие туристские организации ставят перед собой задачу свести к минимуму негативные экологические последствия туризма, заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного развития. Среди таких организаций можно назвать: Международный туристский союз, Всемирный совет путешествий и туризма, крупные авиакомпании (например, «British Airways» и ее дочерние компании), региональные организации (Карибская туристская организация, Туристский совет южной части Тихого океана, Средиземноморская комиссия устойчивого развития и т. д.).

В России еще до недавнего времени  понятия экотуризма как такового не существовало и его развитие шло преимущественно на самодеятельном уровне, хотя условия для его возникновения и процветания оптимальны: ни одна страна мира не располагает таким колоссальным и, главное, нетронутым пространством.

Как правило, большинство зарубежных  туристов едут полюбоваться красотами двух российских столиц – Москвой и Санкт-Петербургом. Оно и понятно: Кремль, «Эрмитаж», Троице-Сергиева Лавра – всемирно известные сокровищницы и гордость нашей страны, увидеть их – стремление всех культурных людей. Но нельзя забывать, что Россия не ограничивается двумя городами, «Золотым кольцом», островами Валаам или Кижи.

«Нам надо активнее развивать приключенческий, охотничий, паломнический, наконец, экологический туризм. Сейчас западные туристы увлечены путешествиями в экологически чистые и девственно дикие места земли. Вот где у нас преимущество перед другими странами. Российский «конек» – сибирская тайга, северная тундра и ни на что не похожая дельта Волги, уникальный Байкал и его побережья, прозрачные реки Урала, красноярские Столбы, заповедный горный Алтай, снежный Эльбрус, сказочные Камчатка и Курилы, остров Сахалин…» (Сергей Шпилько, президент РАТА, из интервью «Российской газете»).

Сегодня в России наблюдается тенденция на развитие экологического туризма. Иностранные инвесторы проявляют огромный интерес прежде всего к развитию экотуризма в Центральной России и Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, Камчатке и Алтае, где экотуристский потенциал наиболее высок, благодаря удачному сочетанию обширных малоосвоенных территорий, в том числе государственных заповедников, являющихся хранителями геофондов растительного и животного мира регионов; а также уникальному набору рекреационных ресурсов (горы, леса, лугово-болотные, степные территории, побережья и акватории рек и озер и т. п.).

Развитие экологического туризма в России поможет:

1)    сохранить природную красоту уникальных территорий;

2)    снизить прессинг на природную среду в целом;

3)    повысить грамотность населения и других природопользователей в части эксплуатации природной среды, а также увеличить объем знаний у школьников и опыт общения с природой;

4)    повысить эффективность деятельности госструктуры в области контроля и профилактики экологических правонарушений;

5)    создать и систематически пополнять базы данных о состоянии природной среды, экологических нарушениях природопользователями.

Возрастающий спрос на экологический туризм приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь заповедников, национальных и природных парков. В настоящее время именно эти территории являются основными объектами экотуризма в России.

Однако, несмотря на рост числа заповедников, в последние годы их состояние оставляет желать лучшего, так как правительство практически не выделяет никаких средств на их содержание. В данной ситуации именно экотуризм представляется одним из наиболее приемлемых способов выхода из сложившейся ситуации и помощью заповедникам в их нелегком деле сохранения природы.

К сожалению, сегодня российские турфирмы и турагентства пропагандируют далеко не экотуризм, да и сами российские граждане больше предпочитают поездки не по родной стране, а за границу, где качество обслуживания намного выше. Однако положение экотуризма в России необходимо активизировать. Развивая экотуризм, наша страна в кратчайшие сроки может стать мировым лидером этой отрасли туризма. Чтобы это произошло, требуются не только немалые средства, но и изучение принципов воздействия туризма и экотуризма, в частности, на окружающую среду регионов России, а также использования опыта других стран в организации экотуризма.


Ключевые понятия и термины: особо охраняемая природная территория, памятник природы, заповедные участки леса, государственный природный заповедник, биосферный заповедник, национальный парк, природный парк, природный парк регионального значения, государственный природный заказник, дендрологический парк, ботанический сад, экологический туризм, экотуристские ресурсы, экотуристский потенциал, ландшафтный парк, лесопарк, спортивный парк, аквапарк, тематический парк, режим особой охраны территории национального парка, экологичность туризма, ресурсный потенциал территории, пропускной потенциал, охраняемый ландшафт.


Контрольные вопросы


s     Особо охраняемые природные территории: понятие и значение. Приведите примеры наиболее известных особо охраняемых природных территорий.

s     Что вы знаете о глобальной сети охраняемых природных территорий?

s     Какие категории особо охраняемых природных территорий приняты в российской законодательной практике?

s     Как классифицируются особо охраняемые территории?  Назовите основные категории охраняемых природных территорий (ОПТ), выделяемые согласно международной номенклатуре.

s     Как осуществляется процедура зонирования заповедников и национальных парков? Какие функции выполняет каждая из выделенных зон?

s     Туристская специализация и направления развития туризма в особо охраняемых природных территорий.

s     Каковы общие направления и принципы рационального использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

s     Расскажите об основных, территориально ограниченных и сопутствующих задачах национальных парков.

s     Дайте определение экологического туризма как одной из форм рекреационной деятельности. Чем объясняется сложившееся многообразие взглядов на определение данного вида деятельности?  

s     Каковы основные цели, принципы и формы экологического туризма?

s     Что вы знаете о видах экологического туризма?

s     Расскажите о современном состоянии экологического туризма в мире, Каковы данные ВТО относительно доли экологического туризма в общем объеме мировой туристской индустрии? Как оценивает ВТО перспективы развития экологического туризма?

s     Какие направления экотуристской деятельности являются в настоящее время особенно актуальными и перспективными?

s     Назовите основные причины бурного роста экологического туризма в мире.

s     Разработайте эколого-этнографический продукт для одной из ООПТ РФ.

s     Какие негативные последствия сопровождают массовую туристскую деятельность? Когда и в какие годы такие последствия стали проявляться?

9.  РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. 

ОСНОВЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


9.1. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических  сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.

Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:

·     восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);

·     развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

·     формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.

Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности  определяют общественные, групповые и индивидуальные рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.

Рекреационные потребности проявляются

на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.

·     Общественные рекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.

·     Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.

·     Индивидуальные рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.

Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.

Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

1.   Социально-экономические факторы: уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.

2.   Демографические факторы:  урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.

3.   Социально-психологические факторы: коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.

4.   Медико-биологические  факторы: состояние здоровья населения.

5.   Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам.

Один из важнейших вопросов экономической оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей опосредует другие аспекты оценок – медико-биологический, социологический и социально-психологический.

Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).

Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы и т. д. Социологические и социально-психологические исследования рекреационных потребностей направлены на изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.


9.2.  СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Можно выделить 2 основные функции свободного времени:

1.     Функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;

2.     Функция духовного и физического развития.

Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

       

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.

       

        Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

        По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить 2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.

1.   Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия;

                                                  б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия;

                                     б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.


Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности (ЦРД).


ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.

Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:

 χ1 – водный;

 χ2 – альпийский;

 χ3 – альпинистский;

 χ4 – активно-оздоровительный;

 χ5 – коммерческо-деловой;

 χ6 – курортный;

 χ7 – культурно-исторический;

 χ8 – охотничье-рыболовный;

 χ9 – паломнический;

χ10 – приморский;

χ11 – приключенческий;

χ12 – развлекательный;

χ13 – спортивный;

χ14 – фестивально-конгрессный;

χ15 – экологический;

χ16 – экзотический;

χ17 – этнографический.

Суточный цикл рекреационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т. д.).

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В заключение необходимо отметить 3 основные тенденции  в эволюции рекреационной деятельности:

·     возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.

·     относительное снижение лечебных занятий при абсолютном росте всех видов занятий.

·     возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.






&      О  П  Ы  Т

 

Эволюция пространственно активной

рекреационной деятельности

(по Д.В. Николаенко)

Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социокультурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации – дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристских компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.

Учитывались следующие характеристики и параметры:

1.     Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.

2.     Уровни освоенности пространства. Выделяются следующие типы освоенности пространства:  

ü     “Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социокультурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Это во многом пройденный этап освоения Земли.  

ü     “Место” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социокультурной общности.

ü     “Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социокультурной общностью людей. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социокультурным стандартом.  

ü     “Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социокультурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

ü     “Периферия” – закрепленное за определенным социокультурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социокультурного образованиям. Периферия – понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

ü     “Чужое пространство” – закрепленное за иным социокультурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социокультурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер.  

Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”. 

3. Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий. 

Пространственно активная рекреация – во многом результат определенного уровня освоенности территории и путь ее дальнейшего освоения.

Для начального этапа социокультурного освоения территорий (отсутствие государственности, большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация общества) характерно следующее:

·        слабая различимость таких видов рекреационной деятельности как экскурсии и туризм. Они протекают в рамках “места” и “своего пространства”, но четкого различия между ними нет;

·        полная неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно активной рекреации.

Для развитого уровня социокультурного освоения территории (появляется государственность, которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств; нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социокультурной  принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социокультурных образований; активно формируется социокультурная структура организации пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:

·        появляется четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;

·        туризм приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий. Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в рамках “своего пространства” и периферии;

·        очень активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;

·        миграции с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются на пионерное пространство;

·        весьма активным может стать иностранный туризм, связанный с выходом за пределы своей СКС. Он также во многом связан с исследованием пространства в пределах иных социокультурных образований.

Для высокой степени освоенности территории (определенность внутренних политических границ, отсутствие вакантных внутренних территорий, наличие сформированной сложной структуры социокультурной организации пространства) характерно следующее:

·        по-прежнему существует четкое разделение различных видов пространственно активного туризма (экскурсии, туризм, спортивный туризм);

·        происходит разделение пространства социокультурной освоенности. Появляется четкое деление на “свое” и “чужое” пространство;

·        понятие периферии теряет смысл. Появляется относительно равномерно освоенное пространство своей СКС, без резких градиентов в уровне освоенности;

·        миграции, ориентированные на освоение территорий, сохраняются только в пределах “своего пространства”.

9.3. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ.

ПРИНЦИП  В.С. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО


Туроператор – специалист, который наряду с другими задачами занимается проектированием тура: определением рекреационной специализации туристских центров; прокладкой туристских маршрутов; разработкой программ отдыха; измерением эффективности программ отдыха; расчетом параметров тура.

Разработаны многочисленные процедуры туроперейтинга, помогающие туроператору эффективно решать эти задачи. В данной главе предлагается концепция рекреационного проектирования туров, основанная на принципе рекреационного проектирования В.С. Преображенского.

Рекреалогия – наука о расширенном воспроизводстве живых сил человека – физических, интеллектуальных и духовных. Соответственно предмету ее исследования наиболее важными для нее выступают вопросы оптимизации рекреации с помощью специальных технологий рекреационного проектирования.

В.С. Преображенский противопоставляет две исследовательские позиции в решении данной проблемы: «от ресурса» и «от потребностей». Анализируя базисную модель рекреационной системы, он указывает на ведущую роль в ней человека-туриста как центральной подсистемы, отмечая, что состояния и свойства всех остальных подсистем зависят от требований центральной подсистемы, а целевая функция рекреационной системы определяется как максимально возможное удовлетворение рекреационных потребностей человека.

В основу анализа возникающих субъект-объектных отношений, согласно В.С. Преображенскому, положена простая схема взаимоотношения человека-туриста и среды. Согласно этой схеме, если исследователь отдает предпочтение человеческому фактору, то он работает с классом антропоцентрических систем, т. е. систем, хозяином которых выступает человек с его потребностями, мотивациями, предпочтениями, системой оценок. Если исследователь обозначает в качестве ведущей подсистемы окружающий мир (неважно, природный или культурно-исторический комплекс), он вынужденно работает с классом натуроцентрических моделей, где «правят» другие ценности: охрана природы, регламентация деятельности человека.

В.С. Преображенский был одним из первых ученых в России, кто не только осознал необходимость системного подхода при анализе сложных процессов, но и реализовал его. Принцип Преображенского в исследовании рекреации основан на принципе целостности общей теории систем, согласно которому отличительным качеством системы является тот факт, что в системе возникает новое свойство, которым не обладает ни одна из образующих ее подсистем.           

Согласно учению В.С. Преображенского деятельность – это инвариантная часть системы, связывающая субъекта с ландшафтом. При этом связь несет в себе как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта. Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определяют специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в рекреационной системе.

 

Рекреационное проектирование – вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации.

 

Рекреационное проектирование рассматривается как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер – разработать рекреационную программу тура. Пользуясь моделью рекреационного проектирования, можно значительно упростить и ускорить его конкретную реализацию.            

В основу моделирования положены принцип иерархии рекреационной деятельности (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, 1994), а также деятельностно-ландшафтный принцип рекреационного проектирования В.С. Преображенского. Эти два принципа позволяют рассматривать рекреационное проектирование как структурно-модульный процесс, схожий с задачей составления слов из букв, предложений – из слов и, наконец, текста – из предложений.

Азбука туроператора, исходя из этих принципов, должна содержать вместо букв комбинации рекреационной деятельности. Основные понятия: рекреационная деятельность; элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ); типы рекреационной деятельности (ТРД); циклы рекреационной деятельности (ЦРД). Речь об этих понятиях пойдет в следующих параграфах.

9.4. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ  РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ 

КАК  КОМПОНЕНТЫ  РЕКРЕАЦИОННОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.

Элементарные рекреационные занятия – внутренне целостная, однородная, не разделимая на технологические компоненты рекреационная деятельность.

Основой для программ отдыха, конструирования циклов рекреационных занятий служат элементарные рекреационные занятия. По данным зарубежных социологов, число элементарных рекреационных занятий удваивается каждые 10 лет, к началу XXI века их насчитывалось уже более 100 тыс. видов. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы – типы рекреационной деятельности (Приложение, табл. 6, 7.).

Тип рекреационной деятельности – однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы. Иначе говоря, к одному типу рекреационной деятельности относятся взаимозаменяемые элементарные рекреационные занятия. Это условие окажется очень важным в практике конкретного туроперейтинга, когда возможностей для осуществления какого-либо ЭРЗ может и не быть, но необходимо компенсировать этот недостаток предложением туристу других ЭРЗ. Например, в негрибной период можно предложить туристам собирать ягоды, травы, орехи и т. п.

Главным обоснованием типизации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация. Выделяют рекреационные функции: лечебная – направленная на восстановление здоровья человека; познавательная – направленная на развитие духовного потенциала личности; спортивная – направленная на развитие физических сил человека.

Все разнообразие элементарных рекреационных занятий в классификации представлено 67 типами рекреационной деятельности (Приложение, табл. 6). В сущности, типы рекреационной деятельности и представляют собой своеобразные буквы, из которых туроператор может составить слова – циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения – программу отдыха.

Каждое из ЭРЗ может быть отнесено к классу лидирующих или «ведомых», в зависимости от того, является ли оно целевым занятием с позиции рекреационных функций. По этому основанию выделяются:

Ø     целевые ЭРЗ, явившиеся главным мотивом рекреационной деятельности;

Ø     дополнительные ЭРЗ, не реализующие основную цель рекреации, но разнообразящие цикл рекреационных занятий, оживляющие его;

Ø     сопутствующие ЭРЗ, не дающие специфического рекреационного эффекта, но необходимые по физиологическим и технологическим ограничениям.

ЭРЗ находятся в определенной взаимозависимости в рамках одного цикла. С этих позиций  их характеризуют: взаимозаменяемость (альтернативность) – возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ на другое; взаимообусловленность – отношение, приводящее к понятию «режим рекреационной деятельности», к построению циклов, рекреационный режим – это последовательность ЭРЗ с фиксацией их продолжительности и интенсивности в цикле рекреационных занятий; противопоказанность – несовместимость некоторых ЭРЗ между собой в данный отрезок времени.


Важнейшей характеристикой ЭРЗ является аттрактивность рекреационной деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельности и их сочетаний.  


Наиболее предпочтительными для ежедневного отдыха являются следующие типы рекреационной деятельности: прогулочный отдых, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, игры в помещении и т. д.; для еженедельного отдыха – подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий туризм, любительские занятия на открытом воздухе и т. д.; для отпуска – климатический, спортивный, рыболовно-охотничий, бальнеологический, экскурсионный туризм,  занятия на воде.

Конкретные виды деятельности в свободное время, выполняющие функции восстановления сил индивида, в своей последовательности образуют комбинации суточного, недельного, годового и жизненного циклов рекреационной деятельности. Они различаются по возможностям удовлетворять те или иные рекреационные действия в единицу времени, что и определяет их интенсивность. Под интенсивностью рекреационной деятельности понимают оценку уровня удовлетворения рекреационных потребностей. Туризм является самым интенсивным видом рекреационных занятий, поскольку в единицу времени способен удовлетворить максимум рекреационных потребностей человека.  

9.5. ЦИКЛ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Цикл рекреационных занятий – 1) программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивации и притязания в конкретных условиях; 2) взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание  ЭРЗ, возникающее на базе ведущего (основного) занятия.

Каждый человек, самостоятельно, чаще неосознанно, конструирует циклы рекреационных занятий исходя из собственных представлений о полезности элементарных занятий, их аттрактивности, величины рекреационного времени, привычек, моды, цен на услуги и товары, денежных доходов и  других факторов. Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям.

        ЦРЗ должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям: полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность). ЦРЗ формируются из оптимальных сочетаний ЭРЗ, соответствующих понятию «рекреационный режим», и образуют иерархию: суточные, недельные, годовые и жизненные ЦРЗ. 

        В циклах рекреационных занятий ЭРЗ подразделяются на целевые, дополнительные и сопутствующие, исходя из функциональной ориентации. Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными для оздоровительной и сопутствующими для лечебной.

        При моделировании циклов рекреационных занятий в качестве основных рассматриваются различные типы отношений:

·        взаимодополняемость – возможность некоторых рекреационных  занятий использоваться обязательно в комплекте, в определенной пропорции. Отношения взаимодополняемости определяет включение и последовательность некоторых дополнительных рекреационных занятий; определяются ведущими рекреационными занятиями цикла.

·        взаимозаменяемость – возможность альтернативного использования разных видов рекреационной деятельности, а также возможность альтернативы для данного вида деятельности. Отношения взаимозаменяемости чрезвычайно важны в организации туристской деятельности для достижения оптимальных параметров ЦРЗ и определяют возможности не только моделирования, но и выбора туристом цикла рекреационной деятельности.

При конструировании ЦРЗ учитывается также следующее:

1.     Каждый целевой тип рекреационной деятельности образует один или несколько циклов;

2.     Специфика циклов формируется на основе одного и того же целевого занятия;

3.     Определяются дополнительные типы рекреационной деятельности, получившие наиболее высокие значения коэффициентов аттрактивности.

 

9.6.  КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д. (Приложение, таблица 9).

По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны соответствовать медико-биологическим нормам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.