РУБРИКИ

Рекреационная география

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рекреационная география

Рекреационная география





А. С.  КУСКОВ

В. Л.  ГОЛУБЕВА

Т. Н.  ОДИНЦОВА





РЕКРЕАЦИОННАЯ 

ГЕОГРАФИЯ

















СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие


8

1.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

10

1.1.

Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе.


10


Опыт. Терминологический аспект рекреационной географии (по Т.Д. Крысановой, Л.Ю. Горшковой, Н.В. Пичугиной, Л.А. Тарховой, О.В. Ушаковой, Ю.В. Швецовой).



15

1.2.

Место рекреационной географии в системе географических наук (по Д.В. Николаенко).


23

1.3.

Картографический метод исследования в рекреационной географии (по Д.В. Николаенко).


25


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


37

2.

ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИИ. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ

38

2.1.

Рекреация как социокультурный феномен современности.

38


Опыт. Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме (по А.М. Сазыкину)


40

2.2.

Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации

45


Опыт. Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории (по М. Бердусу, М. Богену и др.).


46

2.3.

Отдых и рекреация: общее и особенное.

47


Опыт. Виды и эволюция рекреационной деятельности (по Д.В. Николаенко).


49


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


52

3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕКРЕАЦИЮ


53

3.1.

Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.


53

3.2.

Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции.


54

3.3.

Рекреационное время и пространство и их соотношение.

57

3.4.

Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.

60


Опыт. К  проблеме оценки туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации (по А.В. Логинову).


61


Опыт. К вопросу оценки перспектив развития туристско-рекреационной сферы региона (по Ю.П. Ковалеву).


64


Опыт. Проблемы оценки природно-рекреационного потенциала территории (по Л.Б. Башалхановой, И.А. Башалханову).


66


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


68

4.

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА


69

4.1.

Рекреационные и туристские ресурсы.

69


Опыт. Туристский ресурс и его использование на региональном уровне (по Е. Логиновой).


79

4.2.

Рекреационная оценка природных ресурсов.

81


Опыт. К вопросу о рекреационной оценке природных ресурсов (по В.И. Преловскому).


84


Опыт. Проблемы экономической оценки природных рекреационных ресурсов (по З. Матевосьян).


85


Опыт. Пейзажеобразующее значение элементов ландшафтной структуры (по О.В. Калашниковой).


88


Опыт. Методические основы оценки эстетичности ландшафтов (по О.В. Калашниковой).


90

4.3.

Климатические и гидрологические условия организации отдыха.

94


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


95

5.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

97

5.1.

Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.


97

5.2.

Памятники истории и культуры и их разновидности (по Е.В. Колотовой).


99

5.3.

Историко-культурный потенциал и методика его оценки.

102


Опыт. Культурное наследие – часть туристско-рекреационного потенциала территории (по В.В. Баженову).


104

5.4.

Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.


105


Опыт. Некоторые аспекты использования наследия (по Е.Ю. Мазуровой).


107

5.5.

Природное и культурное наследие в туризме.

110


Опыт. Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма (по Э.Л. Файбусовичу, Е.Я. Черниховой).


113


Опыт. Роль и функции наследия в региональной политике (по Е.В. Евдокимовой).


116


Опыт. Всемирное природное и культурное наследие (по материалам ЮНЕСКО).


117

5.6.

Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма.


119


Опыт. Культурный туризм: особенности и развитие в Центральной России (по Д.А. Цапук).


121

5.7.

Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии.


123


Опыт. Особенности историко-культурного и природного наследия как основа экологического каркаса территорий (по Е.В. Евдокимовой).


130


Опыт. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия (по Ю.А. Веденину, М.Е. Кулешовой).


132


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


136

6.

УЧЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



138

6.1.

Рекреационные и территориальные рекреационные системы.

138

6.2.

Основные подсистемы территориальных рекреационных систем.  

141

6.3.

Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства.



148


Опыт. Проблемы выделения рекреационно-привлекательных территорий (на примере Дальнего Востока) (по О.В. Калашниковой).


158

6.4.

Рекреационная и туристская сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха и туристские учреждения.


160

6.5.

Проблемы размещения рекреационной инфраструктуры.

166


Опыт. Современные особенности развития рекреационно-оздорови-тельной сферы  (по А.В. Туркину, А.А. Клечковской).


170


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


173

7.

РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

175

7.1.

Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель и основные типы туристского природопользования.


175

7.2.

Рекреационное природопользование и охрана природы.

177

7.3.

Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения.


180


Опыт. Нормирование рекреационных нагрузок на городские и пригородные ландшафты: основные аспекты (по Н.Н. Блага, А.Н. Рудык).


182

7.4.

Взаимодействие туризма и окружающей среды.

185


Опыт. Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия (по Т.И. Черняевой).


188

7.5.

Влияние туризма на природную и культурную среду.

192


Опыт. Роль туризма в решении некоторых актуальных проблем развития регионов в современных условиях (по Э.Л. Вдовиной, А.В. Моськину, Е.А. Сыромясской).



198


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


201

8.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

203

8.1.

Особо охраняемые природные территории: классификация и рекреационное использование.


203


Опыт. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий (по Т.В. Архипенко, Г.В. Дудко).


211


Опыт. Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая природных рекреационных ресурсов (по Г.И. Гладкевич).


214

8.2.

Экологический туризм.

217


Опыт. Экотуризм и местное самоуправление (по А.В. Резниковой).

229


Опыт. Экологический туризм как потенциал для рекреационного развития России (по Е.Н. Буховой).


232


Опыт. Экологический туризм в контексте регионального развития (по В.Б. Поздееву).


234

8.3.

Национальные парки их виды.

237


Опыт. Национальные парки как основа развития экотуризма в России (по Н.В. Срыковой).


240

8.4.

Экология и туризм.

241


Опыт. Туризм и экология: аспекты взаимодействия. Опыт решения проблем устойчивого экологического развития туризма в России (по О.Г. Амаровой).



246


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.



250

9.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



252

9.1.

Рекреационные потребности как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности.


252

9.2.

Структурные особенности рекреационной деятельности.

254


Опыт. Эволюция пространственно активной рекреационной деятельности (по Д.В. Николаенко).  


257

9.3.

Понятие о рекреационном проектировании. Принцип В.С. Преображенского.


259

9.4.

Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.


261

9.5.

Циклы рекреационных занятий и их моделирование.

263

9.6.

Классификация рекреационной деятельности.

264


Опыт. Экологические проблемы рекреационной деятельности (по Д. В. Николаенко).


267


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


269

10.

ТУРИЗМ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

270

10.1.

Понятие и цели туризма.

270

10.2.

Классификация, виды и формы туризма.

275

10.3.

Турист: понятие, цели, типы.

282


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


285

11.

ПРОГРАММНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ОБЩИЕ ОСНОВЫ И РАЗНОВИДНОСТИ


286

11.1.

Понятие и основы программного туризма.

286

11.2.

Разновидности программного туризма.

290


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


300

12.

РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ РАЙОНООБРАЗОВАНИЕ И РАЙОНИРОВАНИЕ


301

12.1.

Рекреационное районообразование и районирование (по Д.В. Николаенко).


301


Опыт. Туристский ресурс и его использование на региональном уровне (по Е. Логиновой).


307

12.2.

Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты.


308

12.3.

Особенности рекреационной оценки территорий как основа для проведения рекреационного районирования.


315

12.4.

Основные понятия о туристском регионе. Региональный туризм (по В.А. Квартальнову, И.В. Зорину).


317

12.5.

Особенности и принципы районирования в международном туризме.

324


Опыт. Районирование в системе международного туризма (по А.Ю. Александровой).


326

12.6.

Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации.


327


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.



331

  13.

ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ


333

13.1.

Туристский центр и центр туризма: соотношение понятий. Общие положения типологии туристских центров.


333

13.2.

Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России.


335


Опыт. Статистическая типология туристских центров (по методике А.И. Зорина).


337


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


339

14.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КАРТИНА


340

14.1.

Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности.


340

14.2.

Условия развития международного туризма. Проблемы сезонности в международном туризме.


342

14.3.

Развитие и география международного туризма (по В.П. Максаковскому).


346


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


357

15.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИСТСКОГО СПРОСА (по А.Ю. Александровой)

358

15.1.

География туризма с целью отдыха и развлечений.

358

15.2.

География делового туризма.

370

15.3.

География религиозного туризма.

374

15.4.

География лечебно-оздоровительного туризма.

377


Ключевые понятия и термины. Контрольные вопросы.


384


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

385


Пояснительная записка.

385

1.

Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине.

387

2.

Примерное содержание учебного курса «Рекреационная география»

388

3.

Тематика и планы семинарских занятий.

399

4.

Задания к практическим занятиям.

406

5.

Тематика контрольных работ/рефератов (для студентов заочной/очной формы обучения).


419

6.

Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «Рекреационная география».


424

7.

Перечень обязательной рекреационно-географической номенклатуры.

427

8.

Варианты типовых планов рекреационно-географических характеристик.


438

9.

Список основной и дополнительной литературы.

442

10.

Понятийно-терминологический словарь.

452


ПРИЛОЖЕНИЕ

476







ПРЕДИСЛОВИЕ


Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебными планами различных специальностей (прежде всего специальностей 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и  012500 «География») предусмотрено изучение данной учебной дисциплины в течение одного семестра.

Авторы, основываясь на многолетнем опыте преподавания курса «Рекреационная география» студентам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» подготовили данный учебно-методический комплекс, являющийся по своей сути вводной пропедевтической частью учебного курса вузовской рекреационной географии.

При работе над комплексом авторами был использован весь накопленный за последние 30 лет российский и зарубежный опыт в разработке научных и методических основ данной дисциплины. Детально проанализирована вся имеющаяся литература, изданная в период с 1965 по 2004 гг. Основной текст пособия закономерно завершается подробным библиографическим списком, который включает более 200 источников по разным разделам курса. Он призван оказать посильную помощь студентам в поиске необходимой информации для написания контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовки рефератов и докладов к семинарским занятиям, выполнения комплекса практических работ.

Теоретический (лекционный) материал пособия объединен в 15 глав, включающих в среднем от 3 до 7 параграфов. Каждый параграф по объему и содержанию является законченной дидактической единицей и примерно соответствует одному экзаменационному (зачетному) вопросу. Помимо основного содержания авторы посчитали необходимым ввести в структуру пособия подробный библиографический список; табличное и графическое приложение; понятийно-терминологический словарь, содержащий более 300 терминов и понятий рекреационной географии и смежных с ней наук – экологии и природопользования, экономической географии, курортологии, введения в туризм, экономики рекреации и туризма, менеджмента рекреации и туризма и других; методические указания.

Учитывая особенности подготовки студентов по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» авторы сознательно уделяли меньшее внимание природоведческим основам рекреационной географии, отдавая тем самым «пальму первенства» анализу социально-культурных и экономических факторов пространственной организации рекреационной и туристской  деятельности.

Одним из достоинств предлагаемого учебно-методического комплекса является попытка авторов встроить в него своеобразную хрестоматию, при подборке материалов которой учитывались следующие факторы:

1.   Специфика учебного плана специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм».

2.   Информационное содержание курса и существующие стандарты и учебные программы по учебной дисциплине (в том числе и предлагаемая авторская программа).

3.   Наличие и степень доступности для студентов тех или иных учебных материалов.

4.   Прикладная направленность материалов и, в то же время, доступность их для восприятия студентами 2 курса.

При подборке хрестоматийных материалов авторами использовались учебные пособия, монографии, научные сборники, статьи, электронные публикации (в том числе и доступные через Internet) ведущих специалистов в области рекреационной географии из России, Украины, Казахстана, Киргизии, Германии, США, Эстонии, Польши, Беларуси и ряда других стран. Хрестоматийные выдержки оформлены в виде отдельных статей, представленных в рубрике «Опыт» и иллюстрирующих теоретические положения, являющиеся содержанием предыдущих параграфов. Они также могут иметь статус самостоятельных дидактических единиц и по усмотрению преподавателя оформляться в качестве экзаменационных (зачетных) вопросов. Кроме того, данные материалы целесообразно использовать на практических и семинарских занятиях для закрепления теоретических положений и понятий курса, раскрываемых на лекциях, а также для организации самостоятельной работы студентов.

Предлагаемый вниманию читателя учебно-методический комплекс предназначен в первую очередь для студентов, обучающихся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Он также может быть использован студентами, обучающимся по специальностям «Менеджмент туризма», «Туризм и гостиничное хозяйство», «География», «Социокультурная деятельность», «Экскурсионное дело», «Туризм».

В связи с ограниченностью и недоступностью для большинства студентов и преподавателей современной  литературы по указанной  дисциплине, авторы своей работой попытались восполнить образовавшуюся нишу в данной области научного знания и надеются на отклики и пожелания студентов и преподавателей, изучающих и преподающих курс современной рекреационной географии.

Все замечания и предложения по поводу содержания пособия принимаются по адресу: 410054, г. Саратов, Саратовский государственный технический университет, ул. Политехническая, 77, кафедра менеджмента туристического бизнеса (тел. 50-14-20). E-mail: askuskov@mail.ru.            


1.  РЕКРЕАЦИОННАЯ  ГЕОГРАФИЯ  КАК  НАУКА


1.1.  ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУРСА. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины рекреационной географии.

В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом – В.С. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом – А.А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 60-х годов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает  МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии явилось выдвинутое В.С. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (ТРС).

В рекреационной географии рассматривается деятельность человека, которая носит социологический характер. Но, наряду с этим, рекреационная география определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:

·     средовой подход (изучаются физико-географические направления),

·     деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей),

·     субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности).


***


Точка  зрения


В последние годы все чаще встречаются подходы, в которых отрицается преобладающая роль ТРС как основного объекта исследования науки.

При определении объекта и предмета рекреационной географии Д.В. Николаенко к примеру полагает, что изначально следует исходить из следующих тезисов:

·     географическое познание не универсально – оно тесно связано со своим социокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокультурного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии;

·     каждое социокультурное образование имеет собственную логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах образований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в такой области познания как рекреационная география.

Эти два тезиса очень важны для понимания относительности объекта и предмета рекреационной географии. Нужно избегать неоправданной универсальности определения объекта и предмета, когда они представляются едиными и неизменными для всех времен и народов. Рекреационная география – очень частный случай рефлексии, имеющей место лишь в рамках определенного социокультурного образования, и все особенности рекреационной географии определяются именно этим. Факт наличия или отсутствия самой рекреационной географии, а также конкретные формы ее реализации как области познания определяются теми внутренними и внешними задачами, которые решаются социокультурными образованиями в процессе их эволюции.

На определенном уровне и этапе эволюции в социокультурном образовании может возникнуть потребность в такой области познания как рекреационная география. Формулируются ее объект, определяющий основную область исследований, и вытекающий из него весьма изменчивый предмет исследования. Все это происходит не абстрактно, а в рамках эволюции того или иного социокультурного образования.

Таким образом, объектом исследования рекреационной географии, по мнению ученого, являются объекты и субъекты рекреации в различных социокультурных образованиях.


Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.



Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования – системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции СКС и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социокультурного образования. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они – проявления рекреационной деятельности.


Объект исследования рекреационной географии определяется независимо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рекреационных процессов. Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, то есть в рамках одной из СКС, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.

Географическая наука занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, и единственная, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий – промышленности, населения, сферы обслуживания и так далее. Рекреационная география – только одна из областей географического познания.

Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки. Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (то есть рекреации) и его состояния в различных СКС.

С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования – территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все книги и статьи недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.

Важнейшей отличительной особенностью советской рекреационной географии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне тривиальным.

Почти до конца 1980-х годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно-географическая дисциплина, занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 1990-х годов давать такое определение уже немыслимо. В период "смутного времени" после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.

С конца 1990-х годов и на перспективу предметом исследования рекреационной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов. В определении предмета исследования рекреационной географии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период, с его целевыми инвестициями в избранные регионы, и категорически не соответствует реальности российской СКС после 1991 года.

Рекреационная география должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль, как частное приложение общего знания. Рекреационная география – фундаментальная географическая дисциплина. Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но очень частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии. Такую точку зрения на объект, предмет и содержание рекреационной географии пропагандируют  Д.В. и Т.В. Николаенко. 


***


Представленная выше точка зрения отражена в их многочисленных работах, затрагивающих вопросы рекреационной географии и теории социокультурных систем и миров. Все работы указанных авторов можно прочитать на персональном сайте Д.В. Николаенко (www.nikolaenko.ru.)  В частности, на данной Интернет-странице «выставлены» избранные главы курса лекций по рекреационной географии. Особую ценность здесь представляет, по нашему мнению, солидный библиографический список, содержащий более 400 источников. На порталах «Рекреационные ресурсы Острова», «Русский архипелаг» и «Остров Крым» представлены оригинальные учебные пособия  Т.В. и Д.В. Николаенко «Введение в рекреационную географию», «История и региональные особенности мирового туризма» и некоторые другие, а также ряд научных публикаций по проблемам рекреационной географии.

Среди других порталов сети, затрагивающих проблематику рекреационной географии  и туризма следует отдельно отметить сайт Таврического национального университета (представлены электронные публикации по рекреационной географии в журнале Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География») и сайт www.itravel.ru. Некоторые учебные материалы можно найти на официальном (и неофициальном) сайте МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые учебные и научные работы студентов представленного университета  можно посмотреть на сайте Ю. Росича «Учебные материалы по экономической географии» (www.rosich.ru). В частности на данном сайте представлены работы по природно-культурным комплексам, а также вопросам, касающимся понятий «бюджет времени», «свободное время», «рекреационные ресурсы» и др. Достаточно показателен и информативен пример неофициального сайта Омского государственного университета сервиса (www.ogis.ru), на котором представлены учебные и методические работы по вопросам рекреационной географии и туризма (в частности, работа доцента П.В. Большаника «Региональные туристические центры России»).


Отметим, что, совместно с другими науками, рекреационная география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем; проектированию систем с заданными свойствами; определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов изучения и проектирования ТРС, снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС.

Следовательно, рекреационная география принадлежит к семейству общественных специальных географических наук,

в которых целевая функция объекта и предмета изучения

 может быть определена как социальная.

Рекреационная география широко использует такие общепризнанные научные методы системы географических наук как исторический, сравнительный, картографический, аналитико-статистический,  экспедиционных исследований, математического моделирования. Социальный характер предмета исследования обусловливает применение в рекреационной географии способов и приемов, сложившихся в других общественных и медико-биологических науках (балансовый, социологических исследований и другие).

Главной задачей рекреационной географии считается выявление объективных закономерностей формирования и развития ТРС и механизма их действия в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных стран и районов. Среди других задач рекреационной географии особую важность имеет изучение отдельных ТРС различных видов и рангов с целью обоснования их специализации и уровня концентрации, установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах надежного удовлетворения требований рекреантов и создания комфортных условий для рекреационной деятельности. Кроме того, немаловажная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.