РУБРИКИ

Рекреационная география

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рекреационная география

Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий. Иерархия циклов рекреационных занятий. Основные требования к циклам рекреационных занятий. Отношения между циклами рекреационных занятий. Конструирование циклов рекреационных занятий.

Классификация рекреационной деятельности. Основания классификации рекреационной деятельности. Типология рекреационной деятельности по общественным функциям и технологии. Виды рекреационной деятельности. Лечебно-курортная рекреация: ее разновидности и особенности организации. Условия лечебно-курортной рекреации. Оздоровительная и спортивная рекреация. Пляжно-купальный отдых. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых. Маршрутный туризм. Познавательный краеведческий туризм. Водный туризм. Подводный спортивный туризм. Рыболовный и охотничий туризм. Горнолыжный туризм и альпинизм.  Деление свободного времени. Типология рекреационной деятельности по: характеру организации, числу участников, признаку подвижности, характеру используемых видов транспорта, правовому статусу, продолжительности пребывания и т.д. Сезонность рекреационной деятельности. Климат и погода как основные факторы сезонности в туризме.

Понятие о туризме. Эволюция и разнообразие взглядов на туризм как социально-экономическое явление.  Туризм как особая форма перемещения людей в пространстве. Туризм как род деятельности. Туризм как социо-культурный феномен современности. Туризм как экономическое явление. Туризм как форма умственного и физического воспитания. Туризм как форма организации и проведения досуга. Туризм как отрасль хозяйства и сегмент рынка. Определение понятий «туризм» и «турист». Классификация путешествующих лиц. Базовая концепция туризма. Экономические характеристики туризма. Формы социально-гуманитарного воздействия туризма. Классификация и виды туризма.

Рекреационное районообразование и районирование. Рекреационное районообразование как объективный процесс формирования районов. Суть процесса и причины районообразования. Условия и факторы рекреационного районообразования. Условия воздействия на процесс рекреационного районообразования. Процесс рекреационного районообразования и его этапы. Рекреационное и туристское зонирование и районирование территорий. Главные признаки рекреационного районирования. Определение рекреационного района и его характерные черты. Основные признаки рекреационных районов. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения. Генезис районов массового туризма. Уровень освоенности района и интенсивность туристских потоков. Таксономические единицы рекреационного и туристского районирования. Таксономическая система рекреационных районов. Туристское районирование. Туристские районы: их иерархия и типология. Туристско-рекреационные системы. Композиционные типы туристско-рекреационных систем (по Е.Ю. Колбовскому). Понятие об аттрактивности туристских районов. Основные признаки туристских районов. Классификация туристских районов по времени возникновения, предпосылкам формирования, уровню развития туристской инфраструктуры, туристской специализации. Туристско-рекреационные комплексы и их взаимосвязь с туристскими районами.

Роль природной основы в рекреационном районообразовании. Рекреационное районообразование и природная основа района. Значимость природной основы на разных этапах формирования рекреационного района. Природная основа в рекреационном районообразовании и генерирование «уникальных» рекреационных ресурсов. Причины и механизм генерирования «уникальности» рекреационных ресурсов. Формирование «уникальности» района и развитие массового туризма.

Природные и социальные компоненты в формировании рекреационных районов. Уникальность района в природном отношении – важная составляющая его рекреационного потенциала. Процесс генерирования уникальности района.  Рекреационное районообразование и ресурсы территории. Природные ресурсы и их роль в рекреационном районообразовании. Формирование заданных характеристик района в процессе районообразования.

Районирование как научная процедура. Методы рекреационного районирования. Понятие рекреационного района как отраслевого района. Научные проблемы рекреационного районирования. Объективный процесс изменения сетки рекреационных районов. Прогнозирование эволюции рекреационного районообразования. Графические модели процесса рекреационного районообразования.

Туристский центр и центр туризма: общее и особенное. Туристские центры и их классификация. Типология туристских центров: методические и методологические основы. Факторы формирования туристских центров: генерирующие, реализующие и локализующие. Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России. Шкала оценки рекреационного потенциала территории. Статистическая типология туристских центров.

Международный туризм как глобальное социально-экономическое явление современности. Условия развития международного туризма. Проблемы сезонности в международном туризме. Основные понятия о туристском регионе. Региональный туризм. Туристский центр и центр  туризма. Подходы к определению туристского региона. Основные факторы, условия формирования и развития туристского региона. Особенности и принципы районирования в международном туризме. Районообразующие факторы.

Развитие и география  международного туризма. Факторы развития международного туризма. Масштабы современного туризма.  География туристского спроса. География туризма с целью отдыха и развлечений: Европа, Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африка, Ближний Восток и Южная Азия. География делового туризма. География бизнес-поездок. География конгрессно-выставочного туризма. География инсентив-туризма. География религиозного туризма: Иерусалим – крупнейший религиозный центр мира, центры христианского паломничества, центры мусульманского паломничества, центры паломничества буддистов. География экскурсионного туризма религиозной тематики. География научного туризма с религиоведческими целями. География лечебно-оздоровительного туризма: особенности лечебно-оздоровительного туризма, основные типы курортов, лечебно-оздоровительный туризм в Европе, лечебно-оздоровительный туризм в Америке, лечебно-оздоровительный туризм на Ближнем Востоке, лечебно-оздоровительный туризм в Азии, Африке и Океании.

Международный туризм в Европе: современное состояние, проблемы и  перспективы. Рекреационные ресурсы Западной Европы и их оценка. Туристско-рекреационные зоны и районы Зарубежной Европы. Зоны современного рекреационного освоения в странах Западной Европы.

Восточно-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика. Рекреационные ресурсы Восточной Европы и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в странах Восточной Европы. Прибалтийский район. Туристско-рекреационный потенциал Польши. Центральный макрорайон (Чехия, Словакия, Венгрия). Основные туристские центры и курорты Чехии и Словакии. Венгрия: бальнеологические и культурно-исторические ресурсы. Причерноморский район (Румыния и Болгария). Организация курортного дела в Болгарии и Румынии. Черноморское побережье Болгарии – основной туристско-рекреационный район Восточной Европы.

Северо-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал Скандинавских государств (Норвегия, Швеция, Финляндия). Организация курортного дела в странах Северной Европы. Горнолыжные курорты Скандинавских государств. Финляндия  как основной район зимних видов туризма. Исландия как район природно-познавательного туризма.

Западно-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика. Британский район (Великобритания и Ирландия). Туристско-рекреационные ресурсы Альпийских государств (Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Альпийские районы Франции и Италии). Горнолыжные курорты Швейцарии, Австрии, Италии, Франции. Туристско-рекреационный потенциал ФРГ и стран Бенилюкс. География туризма во Франции. Основные туристские центры и курорты Франции. Лазурный берег – основная зона отдыха Франции.

Южноевропейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика. Адриатический район (бывшая СФРЮ и Албания). Туристские и курортные центры Адриатического побережья. Апеннино-Мальтийский район (Италия, Ватикан, Сан-Марино и Мальта). Организация отдыха и туризма на Мальте. Основные туристские центры  и курорты Италии. Остров Сардиния – потенциальный туристско-рекреационный район Италии. Европейское Средиземноморье: туристско-рекреационный потенциал. Туризм и отдых на Пиренейском полуострове. Туристские центры и курорты Испании и Португалии и Андорры.

Международный туризм в Зарубежной Азии: современное состояние,    проблемы и перспективы. Основные туристские центры и туристские потоки в Зарубежной Азии. Рекреационные ресурсы Азии и их оценка. Организация курортного дела в странах Азии. Основные зоны рекреационного и туристского освоения в Зарубежной Азии.

Юго-Западная Азия: общая характеристика. Туризм и отдых в странах Юго-Западной Азии. Туризм и отдых в Турции и на Кипре. Палестина и Израиль. Ближний Восток. Туристско-рекреационный потенциал стран Ближнего Востока и его использование. Средний Восток (Иран и Афганистан).   

Южная  Азия: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал регионов и стран  Южной  Азии (Пакистан, Индостан, Гималайский район, Цейлон). Туристско-рекреационный потенциал Индии и его использование.

Юго-Восточная Азия: общая характеристика. Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии. Континентальный туристско-рекреационный район (Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа). Островной туристско-рекреационный район (Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней).

Восточная и Центральная  Азия: общая характеристика. География туризма  и отдыха в странах Восточной и Центральной Азии. Туристско-рекреационный потенциал Японии. Корейский туристско-рекреационный район. Туристско-рекреационный потенциал Китая. Северо-Восточный и Восточный Китай. Южный Китай. Западный Китай. Тибет.  Рекреационные ресурсы  Монголии.

Международный туризм в Африке: современное состояние, проблемы и перспективы. Рекреационные ресурсы Африки и их оценка. Туристско-рекреационные зоны и районы  Африки. Зоны современного рекреационного освоения в Африке. Организация курортного дела в странах Африки. Северная Африка: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал стран Африканского Средиземноморья (Тунис, Марокко, Алжир, Ливия, Египет). Марокко – район современного рекреационного освоения. Египет – основной туристско-рекреационный район Африки. Африка  южнее Сахары: общая характеристика.  Западно-Приатлантический район. Западный  Внутренний район (Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад, Центрально-Африканская республика). Восточный район (Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди). Верхне-Нильский район (Судан, Эфиопия, Эритрея, Сомали, Джибути). Островной район (Мадагаскар, Маврикий, Реюньон, Коморские и Сейшельские острова). Южный район.

Международный туризм  в Северной  Америке: современное состояние,  проблемы и перспективы. Рекреационные ресурсы Северной Америки и их оценка. США: общая характеристика. Организация курортного дела и туризма в США. Рекреационные зоны и районы США. Восток. Запад. Тихоокеанская зона. Туристско-рекреационный потенциал Тихоокеанской рекреационной зоны США и его использование. Туристско-рекреационный потенциал штатов Флорида и Калифорния: сравнительная характеристика. Центр. Юго-Восток. Аляска – перспективная туристская зона США. Гавайи.

Канада – потенциальная туристско-рекреационная зона Северной Америки. Туристско-рекреационный потенциал и основные туристские центры  Канады. Приозерный район. Приатлантический район. Средний Запад. Тихоокеанский район. Северный район. Зоны современного рекреационного освоения в США и Канаде.

Международный туризм в Латинской Америке: современное состояние, проблемы и перспективы. Рекреационные ресурсы Латинской Америки и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в странах Латинской Америки. Карибская зона: общая характеристика. Туризм и отдых в странах Карибского бассейна. Основные туристские центры и зоны отдыха Антильских островов (Островной район, Куба). Центральная Америка. Туристско-рекреационные ресурсы стран Центральной  Америки. Мексика. Южно-Американская зона: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал государств Южной Америки. Север (Венесуэла, Колумбия, Гайана, Гвиана, Суринам). Бразилия. Андский район (Эквадор, Перу, Боливия, Чили). Юг (Парагвай, Уругвай, Аргентина). Туристско-рекреационный потенциал Мексики и Бразилии: сравнительная характеристика.

Международный туризм в Австралии и Океании: современное состояние, проблемы и перспективы. Рекреационные ресурсы Австралии и Океании и их оценка. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Основные турцентры и курорты Австралии и Новой Зеландии. Австралия: общая характеристика. Юго-Восточная Австралия. Восточная Австралия. Северная Австралия. Центральная и Западная Австралия. Южная Австралия. Остров Тасмания. Туристско-рекреационные ресурсы Новой Зеландии. Туристско-рекреационный потенциал островных государств и территорий Океании. Гавайские острова – один из основных рекреационных районов Океании. Зоны современного рекреационного освоения Австралии и Океании.

Международный туризм в Российской Федерации. География туризма в Российской Федерации. Туристские районы Северного Кавказа. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России. Курортные районы и курорты Большого Сочи. Геленджикская и Туапсинская курортные зоны. Кавказские Минеральные Воды. Горно-Кавказский рекреационный район. Нижнедонской рекреационный район. Туристско-рекреационный потенциал Каспийского побережья и Горного Дагестана. Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма. Золотое кольцо России. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. Серебряное кольцо России. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России. Туристские районы Сибири и Дальнего Востока. Обско-Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы.

Туристско-рекреационные зоны и районы новых независимых государств. Кавказско-Черноморский рекреационный район. Закавказский рекреационный район. Туристско-рекреационный потенциал государств Закавказья. Черноморское побережье Грузии. Боржоми-Бакурианская группа курортов (Грузия). Апшеронская группа курортов Азербайджана. Курорты Армении. Севанская группа курортов. Туристско-рекреационный потенциал Украины. Крымский район: территориальная дифференциация рекреационной системы. Южный берег Крыма – основной рекреационный район Украины. Ялтинская курортная зона. Приазовский и Днепровско-Днестровский рекреационные районы. Туристско-рекреационный потенциал Прикарпатья и Закарпатья. Одесская группа курортов. Прибалтийский рекреационный район. Рижское взморье. Туристско-рекреационный потенциал Беларуси. Туристско-рекреационный потенциал Казахстана и его использование. Среднеазиатский туристско-рекреационный район. Историко-культурный потенциал Среднеазиатских государств. Курорты Киргизии. Иссык-Кульская курортная зона.










3.  Тематика и планы семинарских занятий

 

Семинар № 1 «Объект и предмет рекреационной географии

и ее место в системе географических наук»

 

1.     Понятия объекта и предмета научного исследования. Уясните содержание следующих понятий:

§        Объект исследования – предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на познание сущности которых направлено определенное исследование.

§        Субъект исследования – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа) с позиций которого ведется исследование и оценка окружающей действительности; источник активности, направленной на объект.

§        Предмет исследования – 1) главные наиболее существенные с точки зрения данного исследования свойства и признаки объекта; 2) существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в данном конкретном исследовании.

§        Процедура исследования – последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.

§        Методика – совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности.

§        Методология – 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

§        Метод исследований – совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания окружающей действительности.

§        Цель исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат; определяется характером исследования.

§        Задача исследования – совокупность конкретных целевых установок, раскрывающих содержание предмета исследования.

2.       Определения объекта и предмета рекреационной географии с начала 1970-х годов. Территориальные рекреационные системы (ТРС) как единственный объект и предмет рекреационной географии.

3.       Причины и факторы акцента на ТРС как основном предмете исследования рекреационной географии. Связь конструктивной направленности советской рекреационной географии и ограниченности ее предмета исследованием ТРС.

4.       Определение объекта и предмета рекреационной географии с конца 1990-х годов.

5.       Рекреационная география как современная фундаментальная и прикладная дисциплина.

6.       Место рекреационной географии в системе географических наук.

7.       Исследование рекреации – комплексное научное направление и задача; рекреационная география – самостоятельная географическая дисциплина.

8.       Основные тенденции развития рекреационной географии в России и за рубежом.

9.       Основные источники рекреационно-географической информации.

10.   Методология и методика рекреационно-географических исследований.

11.   Картографический метод исследования в рекреационной географии. Туристские карты и атласы и их анализ.


Семинар № 2  «Основные термины и понятия

рекреационной географии»

 

1.   Рекреация: понятие, виды и формы. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации и отдыха.

2.   Рекреация и отдых. Основные концепции рекреации и отдыха.

3.   Социальное время и его структура. Понятие свободного и рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени.

4.   Рекреационное время и пространство.

5.   Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.

6.   Структурные особенности рекреационной деятельности.

7.   Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

8.   Учение о территориальных рекреационных системах.

 

Семинар № 3  «Рекреация как социокультурный

феномен современности»

 

1.   Смысл рекреации в контексте социокультурной эволюции человечества.

2.   Рекреация как атрибут человеческой деятельности.

3.   Эволюция и прогресс рекреационной деятельности по мере развития материально-технического уровня человечества.

4.   Типы рекреации с пространственной точки зрения: пассивная и активная.

5.   Типы рекреации на основании критерия повторяемости рекреационной деятельности. Основные фазы рекреации.

6.   Характеристика суточного и недельного отдыха.

7.   Характеристика квартального и ежегодного отдыха. Характеристика рекреации жизненного цикла.


Семинар № 4  «Ресурсная составляющая рекреационной

и туристской деятельности»

 

1.   Рекреационные ресурсы и их виды. Классификация рекреационных ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов. Рекреационный кадастр.

2.   Природные рекреационные ресурсы.

3.   Методология и методика рекреационной оценки природных ресурсов.

4.   Туристские ресурсы и их виды. Кадастр туристских ресурсов. Туристское впечатление и туристский интерес. Объекты туристского интереса.

5.   Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Памятники истории и культуры и их разновидности.

6.   Методика оценки историко-культурного потенциала.

7.   Историко-культурный и природный потенциал территорий в системе международного и внутреннего туризма.

8.   Основные принципы рекреационного освоения природного и историко-культурного наследия.

9.   Природное и историко-культурное наследие в туризме. Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отнесения природных и историко-культурных объектов к памятникам всемирного наследия.


Семинар № 5  «Экологические аспекты и проблемы рекреационной

и туристской деятельности»

 

1.   Рекреационное и туристское природопользование. Рекреационное природопользование и охрана природы.

2.   Функциональная модель и основные типы туристского природопользования.

3.   Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы.

4.   Взаимодействие туризма и окружающей среды.

5.   Основные аспекты влияния туризма на природную и культурную среду.

6.   Экология и туризм.

7.   Экологические проблемы рекреационной деятельности и освоение территорий.

8.   Экологический туризм.

9.   Классификация и рекреационное использование особо охраняемых природных территорий.

10.   Национальные парки и заповедники в системе международного и внутреннего туризма. 

 

Семинар № 6 «Рекреационное районообразование и районирование»

 

1.   Рекреационное районообразование как объективный процесс формирования районов.

2.   Фундаментальные причины и этапы процесса рекреационного районообразования.

3.   Формирование рекреационной специализаций различных районов. Природные и социальные компоненты в формировании рекреационных районов.

4.   Уникальность района в природном отношении – важная составляющая его рекреационного потенциала. Процесс генерирования уникальности района.

5.   Природные ресурсы и их роль в рекреационном районообразовании.

6.   Практическое и теоретическое значение исследования процессов рекреационного районоообразования.

7.   Районирование как научная процедура. Методы рекреационного районирования. Научные проблемы рекреационного районирования.

8.   Понятие рекреационного района и его характерные черты.

9.   Изменение специализации рекреационных районов как объективный процесс. Прогнозирование эволюции рекреационного районообразования.


Семинар № 7-8  «Рекреационная география зарубежной Европы»

 

1.   Международный туризм в Европе: современное состояние, проблемы и  перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы зарубежной Европы и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в странах зарубежной Европы.

3.   Туристско-рекреационный потенциал Польши.

4.   Туристские и рекреационные ресурсы прибалтийских государств (Литва, Латвия, Эстония).

5.   Основные туристские центры и курорты Чехии, Словакии и Венгрии.

6.   Организация курортного дела в Болгарии и Румынии. Черноморское побережье Болгарии – основной туристско-рекреационный район Восточной Европы.

7.   Туристско-рекреационный потенциал Скандинавских государств.

8.   Финляндия  как основной район зимних видов туризма. Исландия  как район природно-познавательного туризма.

9.   Британский район (Великобритания и Ирландия): основные туристские центры и достопримечательности.

10.   Туристско-рекреационные ресурсы Альпийских государств. Горнолыжные курорты Швейцарии, Австрии, Италии и Франции.

11.   Туристско-рекреационный потенциал ФРГ и стран Бенилюкс.

12.   Основные туристские центры и курорты Франции. Лазурный берег – основная зона отдыха Франции.

13.   Туристские и курортные центры Адриатического побережья.

14.   Апеннино-Мальтийский район (Италия, Ватикан, Сан-Марино и Мальта). Организация отдыха и туризма на Мальте.

15.   Основные туристские центры и курорты Италии. Остров Сардиния – потенциальный туристско-рекреационный район Италии.

16.   Туристские центры и курорты Испании, Португалии и Андорры.


Семинар № 9  «Рекреационная география зарубежной Азии»


1.   Международный туризм в зарубежной Азии: современное состояние,  проблемы и перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы Азии и их оценка. Основные зоны рекреационного и туристского освоения в зарубежной Азии.

3.   Туризм и отдых в странах Юго-Западной Азии.

4.   Туризм и отдых в Турции и на Кипре.

5.   Туристско-рекреационный потенциал стран Ближнего и Среднего Востока и его использование.

6.   Туристско-рекреационный потенциал регионов и стран  Южной  Азии (Пакистан, Индостан, Гималайский район, Цейлон).

7.   Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии: Континентальный туристско-рекреационный район (Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа).

8.   Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии: Островной туристско-рекреационный район (Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней).

9.   Туристско-рекреационный потенциал Японии. Корейский туристско-рекреационный район.

10.   Туристско-рекреационный потенциал Китая и Монголии.


Семинар № 10  «Рекреационная география Африки»


1.   Международный туризм в Африке: современное состояние, проблемы и перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы Африки и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в Африке.

3.   Туристско-рекреационный потенциал стран Африканского Средиземноморья (Тунис, Марокко, Алжир, Ливия, Египет).

4.   Египет как основной туристско-рекреационный район Африки.

5.   Африка  южнее Сахары: общая характеристика.

6.   Туризм и отдых в Кении, Танзании,  Эфиопии и ЮАР.

7.   Туристско-рекреационный потенциал островных государств Африки (Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские и Коморские острова).

Семинар № 11  «Рекреационная география Северной Америки»


1.   Международный туризм в Северной  Америке: современное состояние, проблемы и перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы Северной Америки и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в США и Канаде.

3.   США: общая характеристика. Организация курортного дела и туризма в США.

4.   Рекреационные зоны и районы США. Туристско-рекреационный потенциал Тихоокеанской рекреационной зоны США и его использование.

5.   Туристско-рекреационный потенциал штатов Флорида и Калифорния: сравнительная характеристика.

6.   Аляска – перспективная туристская зона США. Гавайи.

7.   Канада как потенциальная туристско-рекреационная зона Северной Америки. Туристско-рекреационный потенциал и основные туристские центры  Канады.

Семинар № 12  «Рекреационная география Латинской Америки»


1.   Международный туризм в Латинской Америке: современное состояние, проблемы и перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы Латинской Америки и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения в странах Латинской Америки.

3.   Туризм и отдых в странах Карибского бассейна.

4.   Туристско-рекреационный потенциал государств Центральной Америки.

5.   Туристско-рекреационный потенциал государств Южной Америки.

6.   Туристско-рекреационный потенциал Мексики и Бразилии: сравнительная характеристика.

Семинар № 13  «Рекреационная география Австралии и Океании»


1.   Международный туризм в Австралии и Океании: современное состояние, проблемы и перспективы.

2.   Рекреационные ресурсы Австралии и Океании и их оценка. Зоны современного рекреационного освоения Австралии и Океании.

3.   Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Основные турцентры и курорты Австралии и Новой Зеландии.

4.   Туристско-рекреационный потенциал островных государств и территорий Океании.


Семинар № 14-15  «Рекреационная география Российской Федерации»


1.   Международный туризм в Российской Федерации.

2.   Туристские районы Северного Кавказа.

3.   Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России.

4.   Курортные районы и курорты Большого Сочи. Геленджикская и Туапсинская курортные зоны.

5.   Кавказские Минеральные Воды. Горно-Кавказский рекреационный район.

6.   Туристско-рекреационный потенциал Каспийского побережья и Горного Дагестана. Нижнедонской рекреационный район.

7.   Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма.

8.   Золотое кольцо России.

9.   Туристские районы Северо-запада и Европейского Севера России. Серебряное кольцо России.

10.   Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России.

11.   Туристские районы Сибири и Дальнего Востока.

12.   Обско-Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы.


Семинар № 16-17  «Рекреационная география

новых независимых государств»


1.   Туристско-рекреационные зоны и районы новых независимых государств.

2.   Кавказско-Черноморский рекреационный район.

3.   Туристско-рекреационный потенциал государств Закавказья.

4.   Туристско-рекреационный потенциал Украины.

5.   Крымский район. Южный берег Крыма – основной рекреационный район Украины.

6.   Ялтинская курортная зона.

7.   Приазовский и Днепровско-Днестровский рекреационные районы.

8.   Туристско-рекреационный потенциал Прикарпатья и Закарпатья. Одесская группа курортов.

9.   Туристско-рекреационный потенциал Беларуси.

10.   Туристские и рекреационные ресурсы Казахстана и их использование.

11.   Историко-культурный и рекреационный потенциал Среднеазиатских государств.

 

 

 

 

 

4. Задания к практическим занятиям

 

Задание № 1.  «Проект концептуального анализа развития

рекреации и туризма в регионе»

 

Рекреационные регионы России:

1.     Центральная Россия.

2.     Северо-запад и Европейский Север России.

3.     Северо-Кавказский рекреационный район.

4.     Черноморское побережье Кавказа.

5.     Волжский рекреационный район.

6.     Уральский рекреационный район.

7.     Обско-Алтайский рекреационный район.

8.     Дальневосточный рекреационный район.


Рекреационные регионы  зарубежного мира:

1.     Центрально-Восточная Европа.

2.     Восточная Европа.

3.     Средиземноморский район.

4.     Западная Европа.

5.     Юго-Восточная и Восточная Азия.

6.     Южная Азия.

7.     Средняя Азия и Ближний Восток.

8.     Северная Африка.

9.     Африка южнее Сахары.

10.  Австралия и Океания.

11.  Латинская Америка.

12.  Северная Америка.


I. Объект анализа (характеристика туристского региона)

1.   Обоснование выбора конкретного региона и территорий, выбранных для анализа.

2.   Географическое положение региона.

3.   Природные условия (общая физико-географическая структура региона):

Ø  Рельеф.

Ø  Климатические особенности и ресурсы.

Ø  Растительный и животный мир.

Ø  Ландшафтная структура. Уникальные природные особенности территории.

Ø  Особо охраняемые природные территории и памятники природы. Необычные явления природы и стихийные бедствия.

4.   Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, расселение населения и т. д.).

5.   История формирования и развития региона.

6.   Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.).

7.   Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона.

8.   Объекты всемирного природного и культурного наследия.

9.   Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.

10.  Материально-техническая база рекреации и туризма.

11.  Основные туристские центры региона: их профиль и специфика.

12.  Основные направления туристских потоков в регионе.

13.   Оценка современного социально-экономического, политического и  экологического положения в регионе.

14.  Социально-экономический и политический прогноз развития региона.

15.  Проблемы и перспективы развития рекреации и туризма в регионе.


II. Предмет анализа

 

1.   Определение современного состояния и перспектив развития рекреационной и туристской деятельности в регионе.

2.   Основные параметры формирования спроса (географические, временные, социальные, видовые, демографические и др.).

3.   Анализ и характеристика структуры реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов).

4.   Выявление преимуществ и недостатков исследуемого региона по отношению к остальным.

5.   Определение географии основных туристских центров и направлений действительных и перспективных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических и экологических последствий развития туризма.

6.   Разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров.

7.   Определение ведущей и ведомой групп туристских ресурсов.

8.   Характеристика возможностей инфраструктуры, объем и качественные характеристики мест размещения туристов, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое и медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и др.).

9.   Определение туристской специализации  региона, его места на российском и международном туристских рынках.

10.   Выявление приоритетных видов туризма, которые определяют туристскую уникальность территории.

11.   Обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации концепции туристского развития региона, а также источники их получения.


Задание № 2.  «Разработка туристского маршрута по России и СНГ»

 

1.     Необходимо разбиться на группы по 5 человек.

2.     Каждой группе нужно выбрать маршрут протяженностью более 1000 км.

3.     Составить паспорт разрабатываемого маршрута, который должен содержать следующую информацию:

·        Название маршрута;

·        Цели и задачи маршрута, тип маршрута;

·        Протяженность маршрута;

·        Продолжительность маршрута;

·        Фактор сезонности;

·        Начальная, конечная и промежуточные точки маршрута;

·        Категории людей, на которые рассчитан маршрут;

·        Использование транспортных средств;

·        Примерная стоимость маршрута;

4.     Разработать информационное содержание маршрута (содержание всей экскурсионной программы). Составление программы тура.

5.     Организация культурно-развлекательной программы на маршруте.

6.     Организация проживания и питания туристов на туре.

7.     Организация перевозочного обслуживания туристов.

8.     Туристские формальности и безопасность путешествия. Разработка памятки для туристов. Паспортные, таможенные, визовые и фискальные формальности и др.

9.     Все полученные результаты должны быть оформлены в письменном виде!

 

Методические  указания  к  разработке  туристского  маршрута

I.  Введение.

Цель настоящего методического указания: помочь студентам правильно выполнить практическую работу по разработке тура в любую страну мира с разнообразной программой пребывания, развивать задатки туроператорской работы у будущих работников туристской индустрии, стимулировать творчество в работе, интерес к будущей профессии. 

II. Задачи разработки.

Согласно учебному плану предусмотрено изучение основ турагентской и туроператорской деятельности, разнообразных видов туризма и многообразия форм туристских путешествий, а также многочисленные виды досуговой деятельности. Все эти сведения студенты должны применять разрабатывая путешествия в каком-либо регионе мира, используя для этого многочисленные источники, справочники, каталоги, туристские энциклопедии, журналы, карты, схемы и другую справочно-информационную литературу. Результатом такой разработки должно стать туристское путешествие по выбранному самостоятельно маршруту с интересной, разнообразной досуговой программой. 

III. Выбор темы разработки.

При выборе темы разработки студент должен учесть свой интерес к определённому виду туризма, к какому-либо региону мира, либо своей собственной страны, в определённой сфере человеческой жизни. Кроме того, выбор темы может зависеть от знания или интереса к какой либо стороне туристского бизнеса (путешествия, походы, экскурсии, отдых, лечение и т. д.) Изначально тема разработки зависит от цели разрабатываемого путешествия. Например, целью разрабатываемого путешествия могут быть: отдых;  познавательный интерес;  спорт;  оздоровление, лечение; самодеятельный поход; деловые интересы; хобби; праздники, фестивали, конкурсы; рыбалка, охота; коммерческий интерес; учёба, наука; природа, экология; религия, духовные учения; приключения  и т. д.;

Определив цель путешествия, студент может увязать её с каким-либо географическим районом, объектом туризма и выбрать форму путешествия (поход, экскурсия, стационарный отдых и т. д.) 

IV. План разработки тура

1.   Собрать краткую географическую характеристику района путешествия (географическое положение, территориальная принадлежность, климат, природа, ресурсы и т. д.) 

2.   Краткая историческая справка (происхождение местности, важнейшие события, роль в международной истории и др.) 

3.   Указать сезонность путешествия (круглогодичный, сезонный маршрут, предпочтительное время для путешествия.) 

4.   Выбрать форму участия в путешествии (индивидуальное, групповое, семейный) 

5.   Указать возраст туристов, для которых разработан тур (детский, молодёжный, зрелый, смешанный) 

6.   Указать продолжительность путешествия (от 1 суток до 6 месяцев) 

7.   Выяснить возможности выбора способов передвижения по пути к месту начала путешествия, а также все виды транспорта, которые могут быть предоставлены туристу во время тура (авиационный, железнодорожный, водный, автомобильный, конный, велосипедный транспорт, а также канатная, монорельсовая дороги, фуникулёр, дирижабль, дельтаплан, воздушный шар и др.)

8.   Выбрать формы проживания в месте отдыха или путешествия (гостиница, мотель, ротель, кемпинг, пансионат, турбаза, приют, хостель, таймшер, флотель, ботель и т. д.).

9.   Составить интересную и разнообразную программу путешествия, включая досуговые развлечения. В качестве основной программы путешествия может быть осмотр исторических достопримечательностей; лечение грязями, водами; обучение иностранным языкам; изучение ремёсел, обычаев; прохождение туристского маршрута и т. д.

Досуговые развлечения предполагают: посещение кинотеатров, концертных залов; посещение выставок, вернисажей, галерей; участие в праздниках, шоу, дискотеках; посещение спортивных комплексов, тренажёрных залов, бассейнов, теннисных кортов; экскурсии; катание на лодках, яхтах, сёрфинг, водные лыжи и др.; посещение зоопарков, заповедников, аквариумов; посещение казино, залов игровых автоматов игровых автоматов, компьютерных игр и др.;

V. Оформление разработки тура.

Текст тура может быть рукописным, либо машинописным, объёмом 5-10 листов, с титульным листом, оформленным по установленным учебным заведением требованиям. Работа по желанию студента может быть оформлена вырезками из журналов, газет, фотографиями, рисунками, схемами. Тексты работы должны быть скреплены, либо прошиты, страницы пронумерованы. 


Задание № 3  «Разработка программы тура»

Структура проекта:

1.     Определение и характеристика объекта путешествий и обоснование вида тура, включая характеристику факторов, определяющий аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал.

2.     Основание и характеристика целевого сегмента спроса на данный вид тура:

Ø     сегментирование рынка спроса по географическим и социально-демографическим критериям, выделение целевой аудитории труда;

Ø     характеристика целевой группы по определению возможных мотивов и особенностей потребительского поведения;

Ø     дальнейшее сегментирование дифференциация субрынка спроса (по критериям сезонности, по средствам размещения, по длительности турпоездки, по форме организации поездки, по использованию транспортных средств, по источникам финансирования);

Ø     определение потенциала сегмента туристского спроса.

3.     Разработка общей концепции тура:

Ø     определение видов, форм и элементов продукта;

Ø     разработка вербальной модели туристского продукта с описанием потребительских качеств входящих в него услуг;

Ø     определение критериев и способов позиционирования тура (выявление тех его свойств, которые обеспечивают превосходство его потребительских характеристик и культурно-статусных свойств над аналогичными продуктами конкурентов).

4.     Оценка экономической эффективности и целесообразности внедрения   тура:

Ø     технико-экономическое обоснование труда;

Ø     определение наиболее оптимальной для турфирмы цены на турпродукт и нормы прибыли (с учетом себестоимости турпродукта, аттрактивности территории, цен конкурентов, уровня потребительского спроса на тур);

Ø     определение верхней и нижней границ цены, системы льгот (скидок), условий изменения цены в связи с насыщением рынка, действиями конкурентов, в зависимости от стадии жизненного цикла товара.

5.     Разработка программы апробации и экспериментального внедрения тура  на примере тура “Рождество в Париже”.

Первый день. Прибытие в аэропорт Орли. Группу встречает гид. По пути гид дает информацию о стране и городе. Размещение в гостинице, завтрак. Далее – свободное время. Вечером – приглашение на ужин. Задача дня – не перегружать впечатлениями.

Второй день. Знакомство с городом. Обед. После обеда туристы совершают пешую прогулку по Монмартру,  вечер проводят в семье, где им предоставляется возможность узнать французов поближе.

Третий день. Приготовление к празднику. Выезд на экскурсию в одну из  королевских резиденций (Версаль, Фонтенбло, Марли). После обеда время проводят в кругу друзей. Вечер в ресторане с карнавальным праздником.

Четвертый день. Игры, маскарады, балы, вечер в театре.

Пятый день. Экскурсия по замкам Луары, вечер в ресторане.

Шестой день. После завтрака – экскурсия в Лувр. После обеда в ресторане – время посещения магазинов.

Седьмой день. Рождественские праздники, экскурсия по местам “Трех мушкетеров” в Париже. Вечер в ресторане. Отъезд в аэропорт.



Задание № 4.  «Оценка рекреационной информации,

доступной рядовому потребителю и необходимой

для принятия решений о ежегодном отдыхе»

 

Задание:

1.   Проанализируйте месячный объем региональных периодических изданий – еженедельников и журналов, а также специализированных туристских изданий на предмет содержания в них информации рекреационного плана о вашем регионе.

2.   Если у вас есть доступ к Интернету, попытайтесь также найти там рекламные/справочные сведения о регионе вашего проживания.

3.   Посетите книжные магазины и киоски, распространяющие периодические издания, и составьте список имеющейся в данный момент в продаже рекламно-справочной и специальной туристской литературы о вашем регионе (специализированные периодические издания, справочники-путеводители по городам региона, буклеты/брошюры отдельных достопримечательностей, туристские карты и т. п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.