РУБРИКИ

Рекреационная география

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Рекреационная география

 

Ключевые понятия и термины: рекреация, физическая рекреация, отдых, типы рекреации, рекреационная география, рекреалогия, фазы рекреации, рекреационные предприятия, рекреационное хозяйство, рекреационное зонирование.

 

Контрольные вопросы

 

s     Дайте современную трактовку понятия «рекреация».

s     Назовите основных отечественных специалистов, занимающихся исследованиями в области рекреационной географии и географии туризма.

s     Рекреация и туризм: общее и особенное. Определите сферы пересечения рекреации и туризма.

s     Каковы важнейшие особенности рекреации и отдыха? Являются ли понятия «рекреация» и «отдых» синонимами?

s     Назовите основные фазы рекреации и кратко охарактеризуйте их.

s     Каковы особенности «советского» и современного видения рекреации?

s     Какие функции выполняет рекреация? Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее значимыми?

s     Определите содержание понятий «рекреация» и «отдых».

s     Какие выделяются виды деятельности человека во время отдыха?

s     Какие взгляды на понятия рекреационной географии пропагандируют Т.В. и Д.В. Николаенко?

s     Раскройте содержание теории социокультурных систем Д.В. Николаенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕКРЕАЦИЮ

 

3.1.  ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ  РЕКРЕАЦИИ.  РЕКРЕАЦИОННОЕ         ОСВОЕНИЕ  И  РЕКРЕАЦИОННАЯ  ОСВОЕННОСТЬ


Под хозяйственным потенциалом рекреации понимаются основные фонды, с помощью которых осуществляются прямое производство, продажа и предоставление товаров и услуг рекреантам, а также те дополнительные средства труда, которые прямо не участвуют в процессе, но служат улучшению условий рекреации. Хозяйственный потенциал рекреации создается в процессе освоения территорий для рекреационных целей. Сложность этого процесса вызвала необходимость определения таких понятий, как рекреационное освоение и рекреационная освоенность.


Рекреационное освоение – многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

Рекреационная освоенность – это уровень хозяйственного потенциала рекреации в процессе территориального разделения труда (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981). При этом порог освоения конкретной территории зависит от норм физио-психо-социальной комфортности видов рекреационных ресурсов и рекреационных нагрузок.


В связи с этим в последние годы резко возросла популярность агрорекреационных видов деятельности, в которых рекреация сочетается с производством дополнительных сельхозпродуктов. Это отдых на садовых участках, дачах и в сельских домах (В.Б. Нефедова, 2001).


Точка зрения


Несколько иная точка зрения на дефиницию понятия «рекреационная освоенность» у Т.В. Николаенко. Она считает, что рекреационная освоенность есть уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности.

Суть понятия состоит именно в преобразованиях, которые могут носить как природный, так и социокультурный характер. Рекреационная освоенность выражается не только в изменении природных компонент. Основной смысл рекреационного освоения заключается по ее мнению именно в социокультурном преобразовании территорий.  

 

 

 

3.2.  ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ И РЕКРЕАЦИОННОЕ:

ПОНЯТИЕ, СООТНОШЕНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ


Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие – «свободное время».

Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время – динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» свое время.

Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха – недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:

1.     Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2.     Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое отдыху.

3.     Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4.     Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.

Одно из важнейших свойств времени – его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени.  Суточное социальное время  отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки – 8 часов тратится на сон, 8 часов – рабочее время и 8 часов – внерабочее время).        

Свободное время (по Т.В. Николаенко) – часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Точка зрения


В советской литературе основным понятием считалось именно "свободное время". Важно, что речь никогда не шла об усталости и/или потребности в восстановлении сил, то есть собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. Очень строгим было отделение свободного времени от времени внерабочего. Во внерабочее время обычно включались такие занятия как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, собственно свободное время, которое обычно используется для "физического и интеллектуального развития и отдыха". (Т.В. Николаенко, 1998).

Внерабочее время состоит из времени для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); для домашнего труда и бытовых потребностей; для физического, интеллектуального развития и отдыха. Свободное время состоит из двух частей: досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).

В качестве общей особенности литературы можно отметить имевшее место, определенное смешение категорий свободного времени и наличия свободного времени как фактора массовости рекреации. Свободное время рассматривалось как основной фактор массовости рекреации.

Акцент делался на свободном времени как основном условии рекреационной деятельности. Несомненно, что отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства, гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но из факта наличия свободного времени отнюдь не следует, что люди должны совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

О значимости свободного времени как фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 года у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки драматически сократились благодаря тяжелому кризису. Постепенно ситуация выравнивается, однако прежние потоки не восстанавливаются ни в количественном отношении, ни в плане их направленности.

В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В. Николаенко, 1998).

Вместе с тем, не следует путать понятие «свободное время» с понятием «рекреационное время», под которым понимается время реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека) деятельности человека. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Рекреационное время (как  и свободное) имеет определенную структуру. Рассмотрим типичный пример – структуру рекреационного времени в течение жизни человека (табл. 1).


Таблица  1


Структура рекреационного времени в течение жизни человека  (1)

Виды рекреационного времени

Продолжительность

тыс. часов

доля, %

Инклюзивное (в течение рабочего дня)

  20,0

  4,0

Ежедневное (после работы)

204,4

40,0

Уик-энд (в конце рабочей недели)

 178,1

34,8

Отпускное

  40,3

 8,0

Пенсионное

  70,1

         13,2

ИТОГО

 512,9

       100,0


(1)  И.В. Зорин, В.А. Квартальнов   Энциклопедия туризма.  М.: 2004.

              

        Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время – это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное – функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:

·     Инклюзивная – рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;

·     Ежедневная – постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение;

·     Еженедельная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т. д.;

·     Отпускная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;

·     Компенсаторная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;

·     Расширенная – рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.   


3.3.  РЕКРЕАЦИОННОЕ  ВРЕМЯ  И  ПРОСТРАНСТВО И  ИХ  СООТНОШЕНИЕ

 

Традиционно, в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. – внерабочее) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т. д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».

Рекреационное время – часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определена как рекреационное. На повестку дня встала новая задача – превращение свободного и нерабочего времени (т. е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.

В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха – это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.

Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

·     В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени – до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

·     Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно-воскресного отдыха.

·     Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени – это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

·     Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве – детство, нахождение на пенсии.

В рамках исследуемого социального времени отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня – это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Режимное время определяется, прежде всего, социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное индивидуальное и групповое время обусловливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.

Рекреационное пространство является неотъемлемой частью социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т. д. Рекреационное пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности: из множества объектов и свойств реальности выбирается то, что соответствует рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности.

В первом приближении можно выделить следующие элементы деятельности по организации рекреационного пространства:

§         освоение (оценка, охват, захват, присвоение) – осуществляется отдыхающими и организаторами;

§         конструирование, комбинирование (экстенсивное) – осуществляются организаторами;

§         рекомбинация – осуществляется отдыхающими;

§         «изобретение» – нахождение принципиально нового занятия и пространства;

§         выбор места для реализации функции;

§         подбор функции для данного места;

§         расширение функций места (геотехсистемы).

Для рекреационного пространства также характерна многомерность, что обусловлено: разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т. д.); социокультурной дифференцированностью отдыхающих; соотношениями между потребностями и возможностями их реализации; функциональными типами деятельности; природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности.

Мерность пространства растет с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируют в зависимости от ранга (индивид, группа или население), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной либо профессиональной группе, от здоровья, активности, интересов и т. д.

Взаимозависимость структуры рекреационного времени и рекреационного пространства проявляется в их дискретности, квантованности – наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течение дискретных, компактных отрезков времени.

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена, прежде всего, объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).

В рамках жизненного пути связи между размерами свободного времени и рекреационного пространства далеко не прямолинейны. Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства. Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимум – у трудящегося населения. С другой стороны, физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше – они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы.


3.4. РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ


Выделение критериев рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения времени является весьма существенной процедурой. По продолжительности рекреации выделяются туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом достаточно однозначно – это суточный цикл. Все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсия; более 24 часов – туризм.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. Так, все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) и кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный. В международной практике выделяется конгрессный туризм (В.Б. Нефедова, 2001).

Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.


Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории (Т.В. Николаенко, 1998).

Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов, что является, по мнению авторов данной работы, не совсем верным утверждением.

Точка зрения


Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена (Т.В. Николаенко, 1998). В понятие рекреационного потенциала входит понятие «условия и факторы развития рекреационной деятельности».


&     О  П  Ы  Т

 

К  проблеме оценки туристско-рекреационного

потенциала субъектов Российской Федерации

(по А.В. Логинову)

 

Пространство России весьма разнообразно по природно-климатическим условиям, что предопределяет специфику каждой отдельной территории по рекреационным возможностям. Изучение туристско-рекреационного потенциала предполагает оценку величины и особен­ностей ресурса, оценку потребностей в нем и оценку возможностей использования.

Важным индикатором рекреационного потенциала территории является количество коек в туристско-рекреационных учреждениях. По суммарному количеству мест безоговорочно лидирует Краснодар­ский край, имеющий более 117 тысяч коек. За ним следуют Московская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Та­тарстан. Число мест в санаториях, пансионатах, домах отдыха и турба­зах в них составляет от 22 до 40 тысяч. По 17-18 тысяч мест в специа­лизированных учреждениях отдыха имеют Республика Башкортостан, Нижегородская область и г. Санкт-Петербург. Ведущие позиции Красно­дарского края объясняются в первую очередь природно-рекреационными возможностями территории. Этот же фактор является ключевым и для Ставрополья. Однако для этого региона, с богатыми бальнеологи­ческими ресурсами, но не имеющего непосредственного выхода к морю и с преобладанием степных ландшафтов, характерна яркая специали­зация на рекреационных услугах, связанных с лечением. Доля санато­риев и пансионатов в общей структуре учреждений отдыха составляет 99,2%, тогда как в Краснодарском крае – 41,6%.

В числе регионов с развитой туристско-рекреационной инфра­структурой находятся субъекты, выделяющиеся относительно высоким уровнем жизни населения. Отсутствуют либо развиты в ограниченном количестве рекреационные учреждения в автономных округах, а также в образованиях Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Адыгея, Кара­чаево-Черкесия) и регионах с экстремальными природными усло­виями (Мурманская, Амурская, Сахалинская области, Республики Ал­тай, Тыва, Якутия, Калмыкия, Коми). Северные и северо-восточные субъекты не имеют возможностей развития санаторно-курортной базы в силу жесткого ограничения этой деятельности природными условиями. К этой же группе относится значительная группа территорий с широкими возможностями рекреации, но сдерживающим фак­тором оказываются крайне низкие уровень и качество жизни насе­ления. Все эти территории находятся ниже 50-го места по уровню социально-экономического развития, а семь из них входят в после­днюю десятку субъектов Российской Федерации.

Суммарное количество мест в рекреационных учреждениях не дает представления о структуре и, следовательно, о спектре рекреационных возможностей территории. Структура туристско-рекреационных объек­тов включает в себя санатории и пансионаты с лечением, детские ле­чебно-оздоровительные учреждения, дома отдыха и пансионаты без лечения с предоставлением повышенного уровня сервиса, базы отды­ха. Развитие туристических баз отдыха экономически целесообразнее, но предполагает сезонность использования и ограниченное развитие инфраструктуры туризма.

Интересен тот факт, что Краснодарский край, далеко опережая все прочие субъекты России по числу санаторно-курортных учреждений от­дыха, по числу коек в детских санаториях и пансионатах занимает вто­рое место, несколько уступая Московской области, которая по природ­ным условиям, безусловно, не может соперничать с юго-западными регионами России. Ее лидерство свидетельствует о тенденции макси­мального использования рекреационных возможностей среды при на­личии спроса. Московский регион выделяется не только по числу жите­лей, но и по уровню развития социально-экономических показателей, прежде всего по покупательской способности населения, главным об­разом жителей столицы.

Таким образом, при изучении туристско-рекреационного потенциа­ла территории выявляется проблема реализации рекреационных воз­можностей пространства. Она наиболее наглядно обозначается при со­отнесении фактического развития инфраструктуры туризма и отдыха с природно-рекреационным потенциалом данной территории. Учитывая, что в настоящее время приоритетным природным фактором в дальних поездках населения на отдых является выход к морскому побережью, была предпринята попытка расчета природно-рекреационных воз­можностей территории по степени удаленности от моря. Территория страны была разделена на десять зон по степени удаленности от мор­ского побережья, для них устанавливались коэффициенты благоприятно­сти условий. Максимальное значение получило побережье Черного моря, среднее – Балтийского, минимальное – Каспийское и тихоокеанское в районе Владивостока. Холодные Охотское и Берингово моря в расчет не брались. Субъекты, непосредственно выходящие на побережье, получи­ли премиальные баллы.

Выявилась следующая картина. Максимально благоприятные ус­ловия у Краснодарского края. Большие потенциальные возможности рекреации имеют Дагестан, Калмыкия, Астраханская область, которые отличаются низким социально-экономическим развитием и политиче­ской нестабильностью и по этим причинам неспособны реализовать имеющиеся рекреационные ресурсы. В следующей группе оказались Северо-Кавказские территории, Северо-Запад (Санкт-Петербург и Ле­нинградская область, Калининградская область) и Юг России (Ставро­польский край, Ростовская и Волгоградская области).

Характерно, что при такой методике расчета виден очевидный недостаток тихоокеанских курортов – их значительная удаленность от цен­тральных районов – мест сосредоточения населения в целом и населе­ния обеспеченного в частности.

Сопоставление интегральных результатов оценки обеспеченности туристско-рекреационными учреждениями, степени благоприятности природно-климатических условий и степени удаленности от морских по­бережий в сочетании со степенью качества жизни населения регионов, проведенное по 29 показателям, позволяет выделить следующие группы субъектов территории по степени туристско-рекреационного потенциала.

1.   Районы с положительным балансом туристских потоков:

1.1.  Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относи­тельно развитой производственной  и социальной  инфраструктурой (Краснодарский край).

1.2.  Территории с благоприятными природно-климатическими ус­ловиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край).

1.3.  Территории с благоприятными в летний сезон природно-кли­матическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ле­нинградская область, Калининградская область).

1.4.  Территории европейской части России с относительно благо­приятными природно-климатическими условиями в летний сезон и име­ющие высокие показатели социально-экономического развития (Моск­ва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы развития рекреа­ции, а также отличающийся инновационными разработками в индуст­рии отдыха.

2.   Районы с отрицательным балансом туристских потоков:

2.1.  Территории с благоприятными природно-климатическими ус­ловиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Са­халинская и Амурская области, Приморский край).

2.2.  Территории России с относительно благоприятными природ­но-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европей­ской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока).

2.3.  Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севе­ре и северо-востоке страны).

Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рек­реационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.

 

К вопросу оценки перспектив развития

туристско-рекреационной сферы региона

(по Ю.П. Ковалеву)

 

Развитие туризма значительной частью населения рассматривается как один из главных путей активизации социально-экономического развития территории, уменьшения различий в уровне и условиях жизни между регионами, чуть ли не как своего рода панацея в увеличении занятости. Значение развития сферы туризма для большинства российских регионов в условиях российской действительности нельзя абсолютизировать.

Что необходимо учитывать при определении перспектив туриндустрии в том или ином регионе? При проведении данных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:

ü     выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

ü     оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

ü     оценка современного состояния использования туристско-рекреационного потенциала;

ü     оценка возможностей интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала;

ü     оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;

ü     подготовка перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1)    уникальность имеющихся объектов;

2)    различия в доступности объектов;

3)    различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

4)    разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

5)    физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам РФ, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах РФ имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.

Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов в сопоставление с возможностями приема туристов.

Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств, которые должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в данной сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с различными категориями туристов и отдыхающих. Это рекламная деятельность, позволяющая определить приоритеты в выборе места отдыха потенциальному рекреанту. Пока российская действительность не вселяет оптимизма при оценке каждого из этих направлений, хотя и имеются отдельные подвижки.

Несмотря на сложности в использовании туристско-рекреационного потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристско-рекреационной сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

 

Проблемы оценки природно-рекреационного

потенциала территории

(по Л.Б. Башалхановой, И.А. Башалханову)

 

Природно-рекреационный потенциал территории является одной из ведущих предпосылок развития туризма. Содержательный (всесторонний) анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании ме­тодологии системного порядка, предполагает следующее. Для устойчи­вого развития таких территорий, предназначенных для эффективного восстановления здоровья населения, природные и социально-эконо­мические комплексы на ней должны представлять собой целостную самоорганизующуюся систему различной иерархической сложности и пространственного охвата, которые могут находиться в различных структурно-динамических состояниях.

Под саморегулирующейся системой, как известно, в общем случае подразумевается система, способная адаптироваться к воздействиям среды (подчиняясь собственным правилам и закономерностям) путем генерации новых свойств и структур. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал, природно-социально-экономическую целост­ность, востребованность в настоящем и будущем.

Под рекреационными ресурсами понимается совокупность ком­понентов природных комплексов и объектов историко-культурного на­следия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воз­действие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие челове­ком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной фор­ме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. Посколь­ку эстетическое восприятие, в отличие от физического, индивидуально и вместе с тем выражает принадлежность человека к определенной этнической культуре, а использование отдельных свойств рекреационных ресурсов многогранно и неоднозначно, в основу оценки по­ложены следующие положения:

ü     высокое качество отдыха обеспечивается только многообрази­ем возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетиче­ских и пр.);

ü     первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

ü     потребность человека в общении с "дикой природой" естествен­на и должна быть непременно удовлетворена;

ü     природные рекреационные ресурсы исчерпаемы, имеют ограни­ченные возможности к восстановлению, незаменимы.

На основе исходных положений разработан методический подход по оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компо­ненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и живот­ному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-исто­рическим памятникам.

Ресурсы климата через продолжительность комфортного и дис­комфортного периодов благоприятствуют отдыху или ограничивают пре­бывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфорт­ности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Одним из важных для человека компонентов ландшафта, опре­деляющим качество его отдыха, является вода: как поверхностная, так и подземная. В зависимости от температурного режима открытых во­доемов, являющегося одним из основных ограничительных факторов, а также площади акватории водоемов, наличия естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, наличия ка­чественной питьевой и разнообразия минеральных вод дифференци­руется рекреационная значимость той или иной территории.

При оценке достоинств других природных компонентов привлека­тельность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кро­ме того, дополнительно учитывались: при оценке рельефа – панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира – редкие и исчезающие виды, в том числе занесен­ные в Красную книгу России и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплекс­ные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов – их количество, значимость для областного и регионального использова­ния. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, являющиеся сокровищницами гено­фонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных ус­луг, которые оставляют право выбора вида отдыха за человеком. Рек­реационная ценность территории снижается по мере уменьшения раз­нообразия компонентов ландшафта и имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничиваю­щем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяет­ся в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0,2) до очень высокого (1,0) и отражает степень суще­ствующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памят­ников природы и историко-культурного наследия, благоприятности кли­мата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990) – 4 человеко-дня в год на 1 га. Такие низкие норма­тивы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.

 

Ключевые понятия и термины: хозяйственный потенциал рекреации, рекреационное освоение, рекреационная освоенность, свободное время, внерабочее время, рекреационное время, рекреационное пространство, рекреационная деятельность, рекреационный потенциал, условия и факторы развития рекреационной деятельности.


Контрольные вопросы

 

s     Понятие и структура социального времени.

s     Дайте определение понятию «свободное время».  

s     Выделите структурные особенности внерабочего и свободного времени.

s     Каково соотношение понятий рекреационное время и свободное время?

s     В чем заключается значимость категории «рекреационное время» для современных рекреационно-географических исследований?

s     Перечислите структурные компоненты рекреационного времени и типы рекреации им соответствующие.

s     Какие функции выполняют рекреационное и свободное время?

s     Раскройте содержание понятия «рекреационная деятельность». В чем заключается отличие туристской деятельности от экскурсионной?

s     Чем объясняется многообразие точек зрения на содержание понятия «рекреационный потенциал»? Какая из них является на ваш взгляд наиболее приемлемой и точной?  

s     Выявите основные особенности организации рекреационного пространства.

4.  РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА


4.1.  РЕКРЕАЦИОННЫЕ  И  ТУРИСТСКИЕ  РЕСУРСЫ


Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.


Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.


Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие  элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы. Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Известный ученый А.А. Минц отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.

Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия». Однако авторы вообще не разграничивают эти понятия, используя их как синонимы, а другие считают, что природные ресурсы входят составной частью в природные условия и, следовательно, являются более узким понятием по отношению к последним. Некоторые из авторов отмечают, что природные условия часто ограничивают возможности использования ресурсов или же, наоборот, способствуют их эффективному использованию, но не могут компенсировать их отсутствия.


В связи с этим для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – это разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.


Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления,  процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.