РУБРИКИ

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

пробуждению, формированию и реализации человеческих интересов. Более того,

здесь объединяются частные (индивидуальные) интересы и доводятся до

общественно значимых целей и задач. И наоборот: здесь в клубе, общественные

цели и задачи можно проецировать на отдельного человека, убеждая его в их

правильности и побуждая к действию.

Сюда относится работа всех творческих коллективов художественной

самодеятельности, клубов, кружков, секций по интересам.

Пусть не покажется кому-то, что автор все поделил между этими четырьмя

«Китами». Конечно, у них много точек пересечения между собой. И все-таки,

если начнем подвергать анализу клубную деятельность, то «киты» напомнят о

себе, ибо они фундамент всей этой работы.

В последнее время вновь стали очень распространенными творческие

вечера и вечера чествования. И это очень хорошо, что при жизни общественное

внимание обращено к конкретному человеку творцу и созидателю. О нем говорят

добрые слова, его славят, ему поют песни.

Два этих вечера чем-то похожи друг на друга, но имеют и свои

особенности. Первый строится чаще на этапах творчества, а второй – на

этапах жизни. первый чаще всего предполагает откровенный хороший концерт, а

затем (или по ходу концерта) добрые слова о творчестве именинника. При

втором варианте идет откровенное чествование по этапам жизни. Здесь

“…всякое лыко в строку”, таков основной закон вечера. О чем бы мы ни

говорили, ни пели – все раскрытие главной сюжетной линии.

И заканчиваться вечер должен на высокой ноте – признанием его заслуг и

успехов.

Такие вечера в культурном центре стали популярными. Многие коллективы

устраивают свои творческие вечера и концерты. Эти многочисленные юбилеи,

торжества, праздники как бы подчеркивают, что, несмотря на все трудности,

мы живем, развиваемся и растем, мы добиваемся успехов.

Так в чем же они, эти успехи?

В Культурном центре уже шестой год проводится конкурс-фестиваль

детского художественного творчества “Серебряная нотка” . Проводится он с

целью выявления детских и юных талантов, по нескольким жанрам: вокал,

хореография, художественное чтение. В этом конкурсе принимают участие дети

в возрасте от 5-ти до 16 лет из г.Переславля и Переславского района. На

конкурсе присутствуют все местные средства информации – городская и

заводская газеты и кабельное телевидение. Конкурс оценивает компетентное

жюри – из областной филармонии, областного центра детского творчества. Маша

Осокина, победительница конкурса «Серебряная нотка», принимала участие в

передаче «50/50 буду звездой» и стала победительницей этого телевизионного

конкурса. Но на этом Машины успехи не закончились, ей предложили учебу в

Соединенных Штатах Америки и финансовые вопросы все уже решены. Алена

Логвинова и Елена Росщектаева были участницами другой телевизионной

передачи «Утренняя звезда».

Таким образом, Культурный центр ищет всевозможные пути для того,

чтобы о наших переславских юных талантах узнали во всей России. И не

только в России, но и за рубежом.

В городе есть еще одна знаменитость. Это народный ансамбль бального

танца «Шарм» – лауриат и дипломант областных, всероссийских и

международных смотров, конкурсов и фестивалей в городах: Пенза, Владимир,

Краснодар, Ярославль, Москва, Албена (Болгария). А так же постоянный

участник городских мероприятий и концертов. В ансамбле занимаются ребята от

6 и до 23 лет. Старшие помогают младшим. И весь коллектив как дружная

семья.

В 2002 году коллектив отметил свое 10-летие (Приложение № 4 )

В 2003 году стал лауреатом всероссийского конкурса «Одаренные дети».

Для молодежи и взрослого населения проводится конкурс вокалистов

города и района «Лейся песня», в котором принимали участие желающие от 18-

ти до 50-ти лет. Конечно, в первую очередь конкурс проводится для выявления

талантов, привлечения молодежи для участия в концертных программах. В этом

году стал популярным конкурс «Караоке 2002» и как показала практика, в

дальнейшем он может стать традиционным.

Для молодежи наибольший интерес представляют досуговые программы

чисто рекреационного характера, которые позволяют снять утомление, стресс,

нервное напряжение, отключиться от всех повседневных забот. И поэтому в

культурном центре все чаще стали проводиться концертные программы, по

окончании которых зрителей в уютном баре ждет развлекательная танцевальная

программа. Эта форма проведения досуга нашла отклик у молодого населения:

они смотрят концерт, на котором очень часто они видят своих коллег по

работе или просто знакомых, а потом в баре, сидя за столиками ведут

непринужденную беседу, отдыхают. Такие вечера способствуют получению заряда

бодрости и положительных эмоций, сбыванию дефицита общения.

Естественно молодежь отдыхает и удовлетворяет свои потребности не

только танцуя на дискотеке или сидя в баре за столиком. Ведь досуг дает

возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей

личности, и свой талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу молодежь

относилась с позиции своего призвания-развития собственных способностей

расширения своего кругозора. А культурно-досуговые учреждения должны

предоставить им такую возможность.

Сегодня в наше время информации, компьютеров и компьютерных сетей,

современнейшей аппаратуры, у молодежи возрастает интерес к «индустриальным»

видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и

компьютеров. К сожалению, у нас пока это только в планах – создание зала

современных игровых автоматов. Эти игры требуют определенных умений,

компьютерной грамотности, новой информации и знаний. И в связи с этим у

молодежи возникает потребность в расширении своего кругозора, приобретении

новых знаний, обмене информацией между сверстниками. И поэтому Культурный

центр подхватил эту инициативу.

В 2001 году создан Клуб интеллектуальной игры. Интеллектуальные и

творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм

организации досуга. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников

всех возрастов, они широко вошли в практику работы школ, библиотек,

учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Клуб интеллектуальной

игры осуществляет не только игровые проекты, но и удовлетворяет другие

многообразные запросы молодых людей. Вместе со школами, колледжем,

университетом Клубом организован и проведен ряд интеллектуальных игр, одна

из них называется – «Штрихи времени» она проходит по принципу телевизионной

игры «Брейн-ринг». Вопросы к игре подбирают сами ребята, участники Клуба.

Игра проходит очень оживленно, интересно, здесь каждый может проявить свои

способности знания и умения. Это тоже одно из нововведений, потому что

раньше подобные игры проводились на местах, в школах, за партами ну в

лучшем случае актовом зале. А теперь Культурный центр – является центром

проведения этих игр, организованных организаторами-специалистами в

прекрасном зале, с современным оборудованием и аппаратурой.

Совершенствования деятельности культурно-досугового учреждения, как

мы уже говорили в первой главе, заключается в первую очередь в улучшении

организации досуга и применении новых форм работы в своей деятельности.

В 2000 году в Культурном центре открылся молодежный театр-студия

«Антреприза». В студии занимаются ребята от14 до 28лет. Хотя театр очень

молод, за его плечами очень много постановок:

- спектакль «Дом окнами в поле»;

- сказка для детей «12 месяцев»;

- новогодняя сказка «Приключения Морозика»;

- комедия «Блэз»;

- сказка-балаган «Дым – коромыслом»;

- литературно- музыкальная композиция «Мы не забудем подвиг твой

солдат»;

- романтическая феерия «Да здравствует любовь»;

- сказка «Золушка»;

- комедия «Мечты по…» (Приложение № 5).

Руководит театром выпускница Московского Университета Культуры и

Искусства – Вероника Иваненко. Вероника уверена, что у театра большое

будущее – ведь в нем занимаются такие молодые творческие люди, которые

после учебы в Университете, или после работы спешат на репетиции, сами

придумывают декорации, подбирают музыку, шьют костюмы.

В 2002 году театр – студия «Антреприза» стал лауреатом

межрегионального театрального фестиваля «Мышкинские театралинки» в г.

Мышкин. «Антреприза» привезла несколько дипломов: Диплом лауреата, Диплом

за лучшую женскую роль, за лучший костюм, за пластическое решение

спектакля, за музыкальное оформление, дебют фестиваля.

В мае этого года театр – студия поедет на Всероссийский фестиваль

«Успех 2003».

Статьи о театральных постановках Культурного центра были опубликованы

в газете “Славич”. Культурный центр очень тесно сотрудничает со средствами

массовой информации города. Корреспонденты городских газет “Коммунар”,

“Переславские вести” и заводской газеты “Славич” практически всегда

присутствуют на мероприятиях центра. Пишут статьи о работе лучших

коллективов и руководителях, об удачных мероприятиях т.е. стараются

полностью освещать всю деятельность Культурного центра. Местное кабельное

телевидение также производит съемки, а затем показ крупных праздников и

концертов (статьи о деятельности Культурного центра даны в Приложении № 6).

Все это говорит о деятельности Культурного центра, с положительных

сторон.

Традиционным в Культурном центре стало проведение игры КВН, совместно

с Управлением культуры, молодежи и спорта. Переславская команда КВН

«Перцы» участвовала в областных играх и становилась победителем. В городе

участники команды очень известны и сотрудники Культурного центра часто

приглашают ребят для ведения молодежных программ и Дня молодежи.

В Культурном центре функционируют также несколько клубных

объединений для молодежи:

- Клуб авторской песни “Метроном”, который постоянно проводит

концерты, встречи бардов и даже сумели организовать ежегодный

фестиваль исполнителей авторской песни “Открытие”, который успел

стать традиционным. Участники клуба «Метроном» собираются вместе,

поют песни бардов и свои, общаются и делятся впечатлениями;

- Клуб любителей танца был открыт недавно по желанию переславцев.

Здесь собираются те, кто хочет научиться танцевать вальс, танго и

др. танцы; подробнее узнать об удивительном мире движений. Идет

просмотр конкурсов и выступлений по видеозаписям, а также посещение

конкурсов бального танца.

Практика показала, что массовое посещение культурно-досугового

учреждения уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые

группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении. И поэтому сегодня

перед коллективом Культурного центра стоит задача – вновь собрать и

организовать под своей крышей самые разнообразные клубы по интересам и

любительские объединения.

Нововведением для Культурного центра стало анкетирование посетителей

(Приложение № 7).

Да, анкетирование постоянных посетителей Культурного центра и тех, кто

никогда здесь не бывает, тоже можно отнести к путям совершенствования

деятельности Культурного центра. Потому что когда не было проблем с

финансированием, с посещаемостью мероприятий и занятий художественной

самодеятельности, вопросы “Бываете ли Вы в Культурном центре?, как часто?,

каких кружков и мероприятий, на Ваш взгляд мало в Культурном центре?” особо

остро не стояли. Но сегодня действительность заставляет нас работать по-

новому.

Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать задачи,

диктуемые жизнью. Поэтому, вероятно, надо начинать с создания банков данных

– и о людях, и о досуговых коллективах, сформировать центр инициативы,

например молодежи, ведь молодые люди лучше знают вкусы и интересы своих

сверстников, поэтому могут лучше организовать свой досуг т.е. надо чтобы

инициатива шла от молодежи, нужны лидеры. Важно умело использовать

способность молодежи к самореализации и самоорганизации и банк идей. В

культурном центре такой центр молодежной инициативы, можно сказать, уже

есть. Несколько молодых ребят (студенты колледжа и университета) ежедневно

приходят сюда. Они помогают в распространении рекламы и билетов в

оформлении сцены, в проведении мероприятий и других важных делах

Культурного центра. Часто сами выступают инициаторами многих досуговых

программ. Коллективу центра легко работать, когда у него есть такие

помощники и такая поддержка.

Необходима связь с социологами, которые бы проводили для нас

социологические исследования – ведь мы действуем порой интуитивно,

руководствуясь скорее привычкой, сложившимися давно стереотипами, не исходя

из сегодняшних запросов, настроений. Мы не работаем на перспективу, идем

вслед за событиями, чаще констатируем, чем влияем, мало знаем о людях, кто

обладает потенциальными организаторскими способностями.

Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из

профессиональных журналов «Клуб» и «Встреча», из различной методической

литературы. Но никакие издания не заменят живого общения с коллегами,

непосредственных впечатлений. Нужно больше выезжать в другие регионы,

обмениваться опытом.

Выше мы говорили о том, что сегодня в деятельность Культурного центра

внедряют множество альтернативных, а также и традиционных массовых и

групповых форм, где задействованы такие механизмы общения: семья – дети,

семья-семья, дети-дети и т.д.

В Культурном центре эти формы широко распространены: это ставшие

традиционными дни семейного отдыха, которые проводятся два раза в месяц по

воскресеньям. Стали популярными семейные конкурсы – викторины «Сказочный

калейдоскоп», «Мы – дружная семья». Культурный центр уделяет большое

внимание досугу семьи и семья здесь задействована не только в праздничные

или выходные дни. К семейным формам досуга можно отнести участие сразу

нескольких членов семьи в художественной самодеятельности, и посещение

ребенком какого-либо кружка – ведь сюда тоже вовлекается семья: родители

приводят его на занятия, приходят на концерты, вместе с ребенком готовятся

к выступлениям.

А в то время, когда дети занимаются в коллективах художественной

самодеятельности, чтобы родителям не терять напрасно время, несколько

активистов предложили собираться всем вместе в аудитории и обсуждать

насущные проблемы. Это вопросы воспитания, питания правила поведения и

этикета, здоровье детей и т.д. Администрация Культурного центра одобрила

эту инициативу, и на такие встречи стали приглашать психологов, педагогов,

врачей.

Совместно со спортивным комитетом «Компании Славич» Культурный центр

проводит спортивные состязания между семьями «Папа, мама, я – спортивная

семья». Это одна из очень полюбившихся переславцам семейных игр. Здесь

спорт – а это движенье и здоровье, и разрядка, и сплоченность всей семьи,

масс положительных эмоций. Участвуют в этом состязании несколько семей и

болеть приходят тоже семьями. Такие мероприятия как воздух необходимы и

взрослым и детям, это наилучший отдых, снятие стресса и усталости.

Родители, наблюдая за своими детьми, лучше узнают их в свободной

раскованной обстановке, в общении со сверстниками и взрослыми. Они видят,

каков он в игре, как он относится к друзьям, как переживает неудачи и

успехи друзей и свои. А дети, радуются, наблюдая за тем, как мама прыгает

через скакалку, папа поет песни, рассказывает стихи и т.д. Можно еще много

раскрыть положительных сторон семейных праздников, но важно отметить

главное – внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на

создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на

организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности

взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Так же на базе современных культурно-досуговых центрах должны

функционировать различные модели детских, подростковых и смешанных семейных

клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных

ансамблей, семейных мастерских прикладного творчества. Создание этих

досуговых форм в Культурном центре еще только планируется.

Заслуживает внимания практика организации совместно с центром

социального обслуживания «Надежда» форм социальной психологической

реабилитации детей, подростков и взрослых, в первую очередь из неполных,

трудных, малоимущих, многодетных семей. Культурный центр очень часто дает

концерты, проводит игровые и театрализованные программы для этих категорий

населения в центре социального обслуживания.

Совместная деятельность организаторов досуга и социальных работников

осуществляется уже в течении 5 лет. Культурный центр и ЦСО «Надежда» очень

тесно сотрудничают. Распространение получают не только выездные

мероприятия, проводимые в ЦСО, и благотворительные, которые Культурный

центр организует непосредственно у себя (семейные праздники, музыкальные

детские спектакли, интеллектуальные и развлекательные игровые программы,

дискотеки и т.д.), а так же консультации психологов, юристов, врачей,

педагогов, клубы семейного воспитания. В этих и других формах дети и

взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной

деятельности, преодолевают межличностные и внутренние конфликты, восполняют

дефицит общения и взаимного доверия как в семьях, так и в центре, получают

возможность для реализации своих творческих способностей.

Был проведен сравнительный анализ деятельности Культурного центра. В

таблице даны количественные показатели – число кружков, мероприятий для

различных категорий населения, и качественные – число дипломов коллективов

и участников за победы в тех или иных фестивалях и конкурсах. Это число за

последние годы увеличивается.

Таблица № 5

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

|Содержание деятельности |ГОД |

| |1998 |2000 |2002 |

|Количество кружков и коллективов |19 |20 |21 |

|Руководители коллективов |14 |15 |21 |

|Количество учеников художественной |350 |365 |400 |

|самодеятельности | | | |

|Социологические исследования |1 |2 |5 |

|Клубы по интересам и любительским |3 |3 |3 |

|объединениям | | | |

|Коллективы, награжденные дипломами конкурсов и фестивалей: |

|Городские |8 |10 |12 |

|Областные |10 |11 |15 |

|Международные |- |2 |3 |

|Звание образцового коллектива | |1 |1 |

|Звание народного коллектива |- |1 |1 |

|Количество мероприятий |

|Для детей |38 |40 |44 |

|Для молодежи |27 |48 |57 |

|Прочие |24 |35 |137 |

Следует отметить, что Культурный центр стал и для славичан и для всех

переславцев любимым местом отдыха и общения, местом разумного проведения

своего досуга. Мероприятия, проводимые здесь интересны, привлекательны и

доступны как для молодежи, так и для всех категорий населения.

И то, что в культурном центре все чаще и чаще стали внедрять платные

услуги, посетители твердо убеждены в том, что Культурный центр существует

не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы удовлетворять их

потребности. А это и есть самое главное в сложившейся ситуации.

Несмотря ни на какие трудности и проблемы, коллектив Культурного

центра полон решимости и совершенствует досуговую деятельность, обогащает

ее новыми идеями, проектами и программами, ведет свои коллективы и их

участников вверх по творческой лестнице и стараться способствовать созданию

цивилизованной культурной среды.

2.2. Методические рекомендации по организации досуга молодежи.

Проанализировав опыт работы ООО « Культурный центр», мы выявили, что

деятельность этого учреждения по организации досуга молодежи ведется в

различных направлениях. Нами разработана программа по совершенствованию

досуга молодежи в ООО «Культурный центр»

Предложенные мероприятия могут дополнить мероприятия по организации

культурно-досуговой деятельности молодежи и способствовать ее

совершенствованию, в данной программе предложены новые формы работы,

которые ранее не использовались в практике ООО «Культурный центр», что

также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.

ПРОГРАММА

работы ООО «Культурный центр» г. Переславля – Залесского

по организации досуга молодежи

Обоснование Программы.

Для решения задач по организации досуга молодежи и совершенствования

работы в данном направлении есть необходимость развивать деятельность

Культурного центра, согласно разработанной Программы.

Программа основана на анализе предшествующей работы Культурного

центра, изучении положительного опыта других учреждений культуры,

разработке новых форм и методов организации досуга молодежи.

Определены силы, средства и условия для реализации Программы.

Цель - совершенствование и повышение эффективности деятельности ООО

«Культурный центр» по организации молодежного досуга, удовлетворение

духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской

позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодежи.

Задачи:

Содействие духовному, культурному, интеллектуальному и физическому

развитию молодежи

Создание условий для развития молодежного творчества, организации их

досуга.

Формирование здорового образа жизни.

Создание условий для эффективного использования досуга молодежью

Осуществление мер по поддержке молодой семьи, в сфере образования,

культуры, науки, спорта

Объединение усилий, материальных средств различных ведомств и организаций:

учреждений образования, культуры, здравоохранения, правопорядка, используя

формы спонсорства и меценатства.

Срок реализации Программы – один год.

Разделы Программы:

Развитие художественного творчества молодежи.

Поддержка талантливой молодежи

Информационное обеспечение молодежи города

Воспитание гражданственности и патриотизма

Создание новых форм физкультурно-спортивной работы с молодежью

Организация молодежных мероприятий и отдыха

Раздел 1.

Развитие художественного творчества молодежи

Для воспитания у молодежи потребности в освоении национальной

культуры; развития эстетического вкуса, самодеятельного творчества через

имеющиеся базы досуговых центров

|Система мероприятий по|Сроки |Ответственные |Источник |Смежные |

|реализации направлений|Выполнен|исполнители |фин.- я |организации |

|работы |ия | | | |

|1.Скорректировать | |Культурно-масс| |Департамент |

|планы работы, | |овый отдел ООО| |культуры по |

|определить |Январь |«Культурный | |делам |

|первоочередные задачи,| |центр» | |молодежи и |

|поиск средств | | | |спорта |

|финансирования. | | | | |

|2. Оказание | |Культурно-масс| |Департамент |

|методической помощи | |овый отдел ООО| |культуры по |

|центрам досуга и |Январь-ф|«Культурный | |делам |

|художественного |евраль |центр» | |молодежи и |

|творчества | | | |спорта |

|3. Изучить: | | | | |

|культурно-досуговые | |Культурно-масс| |ЦВР «Ювента»,|

|потребности молодежи; | |овый отдел ООО| |Молодежный |

|-количество свободного|Январь |«Культурный | |центр, клубы |

|времени и приспособить| |центр» | |по месту |

|режим работы | | | |жительства |

|учреждений культуры к | | | | |

|досуговым потребностям| | | | |

|молодежи | | | | |

|Проведение областных | | | |Департамент |

|конкурсов и фестивалей|Весь |ООО |Привлечение |культуры по |

|для молодежи: - |период |«Культурный |бюджетных и |делам |

|фестиваль команд КВН | |центр» |спонсорских |молодежи, |

|фестиваль эстрадного | | |средств | |

|танца «Овация» | | | |Молодежный |

|фестиваль бардовской |Март | | |центр |

|песни «Открытие» и |Октябрь | | | |

|т.д. | | | | |

|- фестиваль творчества| | | | |

|молодежи области и |Ноябрь | | | |

|района | | | | |

|5.Ориентировать КДУ на| |ООО | |Департамент |

|поиск новых форм |В |«Культурный | |культуры по |

|работы с молодежью |течение |центр» | |делам |

| |года | | |молодежи и |

| | | | |спорта |

|6. Использовать опыт | |ООО | |ЦВР «Ювента»,|

|семейных клубов и |Весь |«Культурный | |Молодежный |

|клубов по интересам |период |центр» | |центр |

|других КДУ. | | | | |

|7.Способствовать | | | |ЦВР «Ювента»,|

|развитию досуговой |Весь |ООО | |Молодежный |

|самодеятельности |период |«Культурный | |центр, ПК |

|молодежи, создавать | |центр» | |«Романтик», |

|условия, стимулирующие| | | |ПК «7-Я»; |

|самодеятельность | | | | |

|участников клубного | | | | |

|объединения. | | | | |

|8.Проводить семейные | |ООО | |ЦВР «Ювента»,|

|праздники, дни |Весь год|«Культурный | |Молодежный |

|рождения, юбилеи, | |центр» | |центр, ПК |

|смотры-выставки | | | |«Романтик», |

|семейных реликвий. | | | |ПК «7-Я»; |

|9. Привлекать |Весь | | |Музей, |

|творческие коллективы,|период | | |библиотека, |

|работников культуры, | | | |отдел |

|музеев, библиотек | | | |культуры |

Раздел 2.

Поддержка талантливой молодежи

Создание единого банка данных талантливой молодежи города, поддержка

юных дарований с целью развития интеллектуального и творческого потенциала

города, повышение индивидуального мастерства.

|Система мероприятий по|Сроки |Ответственные |Источник |Смежные |

|реализации направлений|выполнен|исполнители |фин.- я |организации |

|работы |ия | | | |

|1.Организация и | |Департамент | | Университет, |

|проведение |Сентябрь|культуры по | |Колледж, ПУ_6,|

|научно-практических |, |делам молодежи| |ПУ_37, |

|конференций учащихся и|Апрель; |и спорту | |Школы города |

|студенческой молодежи | | | | |

|2.Присуждение и | | |Привлечение |Департамент |

|вручение стипендий за |март |Управление |спонсоров и |культуры по |

|особые заслуги | |образования |меценатов |делам молодежи|

|талантливой, | | | |и спорту |

|трудолюбивой молодежи | | | | |

|3. Организация | |Департамент |Спонсорство |Управление |

|конкурса молодых |сентябрь|культуры по | |образования |

|поэтов и писателей | |делам молодежи| | |

|города «Полет души» | | | | |

|4. Организация и | |ООО | |Департамент |

|проведение конкурса |апрель |«Культурный | |культуры по |

|молодых педагогов | |центр» | |делам молодежи|

|«Вдохновение» | | | | |

Раздел 3.

Информационное обеспечение молодежи

Удовлетворение потребностей молодежи в информации, создание

городского информационного центра

|Система мероприятий |Сроки |Ответственные|Источник|Смежные |

|по реализации |выполнения |исполнители |фиия |организации |

|основных направлений | | | | |

|работы | | | | |

|1.Создание |январь |Департамент | |Управление |

|информационного | |культуры по | |образования, |

|центра | |делам | |библиотека |

| | |молодежи | | |

|2. Издание |февраль |Департамент |спонсорс|Переславская |

|молодежного печатного| |культуры по |тво |газета |

|органа «Крепкий | |делам | | |

|орешек» | |молодежи | | |

|3. Организация цикла |Весь период |Телеканал |Привлече|ООО «Культурный|

|молодежных программ | |«Переславль» |ние |центр» |

|на местном | | |спонсоро| |

|телевиденьи | | |в | |

Раздел 4.

Воспитание гражданственности и патриотизма

Формирование условий для гражданского становления духовно-

нравственного и патриотического воспитания. Работа по созданию позитивного

общественного и личностного отношения к службе в армии и защите Отечества,

приобретение военно-спортивных навыков и умений.

|Система мероприятий |Сроки |Ответственные|Источник |Смежные |

|по реализации |выполнения |исполнители |фин.-ия |организации |

|основных направлений | | | | |

|работы | | | | |

|1. Методическое | | | | |

|обеспечение работы по|Весь период |Департамент | |Управление |

|патриотическому | |культуры | |образования |

|становлению молодежи,| |молодежи и | | |

|поддержка | |спорта | | |

|общественных | | | | |

|объединений, ведущих | | | | |

|данную работу | | | | |

|2.Организация и | | | |Департамент |

|проведение областных |В течение |ООО | |культуры |

|и городских |года |«Культурный | |молодежи и |

|мероприятий, | |центр» | |спорта, |

|посвященным памятным | | | |Молодежный |

|датам и | | | |центр |

|истории культуры | | | | |

|Ярославского края | | | | |

|3. Организация и | |ООО | |Молодежный |

|проведение конкурса |май |«Культурный | |центр |

|патриотической песни | |центр» | | |

|4. Организация и | |Клуб юных | |Депатамент |

|проведение «Звездных |июль |моряков | |культуры |

|походов» студентов | | | | |

Раздел 5.

Создание новых форм физкультурно-спортвной работы с молодежью

Создание такой формы как спортклуб, который позволит

диффиринцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом.

Вести консультационную работу среди них, предоставить молодежи более

широкие возможности для реализации своих способностей.

|Система мероприятий |Сроки |Ответственные|Источник |Смежные |

|по реализации |выполнения |исполнители |фин.-ия |организации |

|основных направлений | | | | |

|работы | | | | |

|1.Создание сорт |январь |Департамент | |Спорт школа, |

|клубов | |культуры по | |клубы по месту|

| | |делам | |жительства |

| | |молодежи с | | |

| | |спорта | | |

|2. Создание школьных |Февраль-март|Управление | |Спорт школа, |

|инициативных спорт | |образования | | |

|клубов, организация | | | |ЦВР«Ювента» |

|соревнований . | | | | |

|3. Создание клуба по | |ООО | |Музей, |

|изучению истории |октябрь |«Культурный | |библиотека |

|рукопашного боя, | |центр» | | |

|русских кулачных боев| | | | |

|4.Организация |Весь период |ООО | |Департамент |

|спортивных | |«Культурный | |культуры |

|мероприятий, эстафет,| |центр» | | |

|забегов | | | | |

|5.Организация слета |Июнь – июль |Департамент | |Спорт школа, |

|молодых туристов | |культуры | |школа юных |

| | | | |туристов |

|6. Организация |Июнь- |Департамент | |Спорт школа, |

|экскурсий, походов, |сентябрь |культуры | |школа юных |

|марафонов | | | |туристов |

|7.Организация | |Департамент | |ДОЦ «Сосновый»|

|городского конкурса | |культуры по | | |

|вариативных программ |Август |делам | | |

|в сфере отдыха и | |молодежи и | | |

|оздоровления молодежи| |спорта | | |

| | | | | |

|8. Организация и |Июнь – |Департамент | | Школа |

|поддержка передвижных|август |культуры по | |туристов , |

|палаточных лагерей, | |делам | |клуб юных |

|экспедиций, | |молодежи и | |моряков |

|раскрывающих | |спорта | | |

|творческий потенциал | | | | |

|молодежи | | | | |

Раздел 6

Организация молодежного отдыха и развлечений

|Система мероприятий |Сроки |Ответственные|Источник |Смежные |

|по реализации |проведения |исполнители |фин.- ия |организации |

|основных направлений | | | | |

|работы | | | | |

|1.Проведение | Весь период|ООО | |Молодежный |

|молодежных | |«Культурный | |центр |

|развлекательных | |центр» | | |

|программ и шоу | | | | |

|2. Проведение | |Клуб | |Управление |

|интеллектуальных игр | |интеллектуаль| |образования |

| | |ной игры | | |

|3. Организация встреч|Весь год |Культурный | |Молодежный |

|с интересными людьми | |центр | |центр |

Данная программа начала процесс реализации в ООО «Культурный центр» с

января 2003 года и может быть использована в работе других учреждений

культуры и дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по

организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они

переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими

негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у

населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их

посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др.

Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в

формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой

сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры.

Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной

мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту

деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью

совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах.и

ставились следующие задачи:

Определить сущность и функции досуга

При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная

литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его

основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы

общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает

свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и

способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой

деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных

интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество,

физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть

занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый

уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част

социального времени личности, группы, или общества в целом, которая

используется для сохранения, восстановления развития физического и

духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым

отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение

общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и

совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное

самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга

было выявлено следующее:

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи

существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его

специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально

психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную

эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений,

зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе

все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится

преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно –

досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых

программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации,

массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование

организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность

неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет

способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

При анализе опыта деятельности Культурно-досуговых центров был

изучен опыт работы ООО «Культурный центр» города Переславля – Залесского

Ярославской области, который является базой исследования, а также в

журналах «Клуб» и «Встреча» был найден опыт работы аналогичных культурных

центров, описаны удачные моменты по организации молодежного досуга.

Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной

деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки

самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В

основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов

молодежи, пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы

развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи. Положительным на

наш взгляд в организации работы Культурного центра является:

- Создание банка идей и центра молодой инициативы.

- Участие молодежи в различных коллективах и кружках художественной

самодеятельности.

- Создание и организация клубов по интересам гостиных и любительских

объединений.

- Творческие достижения работы молодежного театра-студии «Антреприза».

И на основе изученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были

предложены конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность

ООО «Культурный центр» по организации молодежного досуга по следующим

разделам:

- Развитие художественного творчества молодежи

- Информационное обеспечение молодежи

- Воспитание гражданственности и патриотизма

- Создание новых форм по спортивной работе

- Организация молодежного досуга

Возможно этот перечень не исчерпывает себя, но пожалуй это наиболее

значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры,

ведь они призваны создавать условия для творческой самореализации личности

всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на

индивидуальности каждого из них.

Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые

могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых,

нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их

выбора.

Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя

почувствовали различные слои населения.

Создание банка идей и центра молодых инициатив.

Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного

возраста.

Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских

объединений.

Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и

участников художественной самодеятельности.

Создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп

общения, консультаций психологов, центров социально-психологической

реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

Итоги определенного анализа позволят сделать вывод, что поставленные нами

задачи выполнены.

Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования

педагогами организаторами в образовательных учреждениях, а также

специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических

рекомендаций по организации молодежного досуга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. -

С.137-303.

2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых

социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-

86.

4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая

школа, 1988-53с.

5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-

С.3-62.

6. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 1997 - №12.-

С.4-6.

7. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М: Политиздат, 1989.-С.190-238.

8. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.

9. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-

С 5-27.

10. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий

обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

11. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-

С.10-13.

12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-

досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая

деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

13. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. –

М.: Экономика, 1990.-107с.

14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект

пресс, 1997.-С.196-233.

15. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.-

М.: НГИК, 1994.-32с.

16. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.:

Просвещение, 1989.-С.217-233.

17. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987-167с.

18. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.

19. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№5.-С.19-21.

20. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях:

Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.

21. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые

центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски,

решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.

22. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной

деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

23. Клуб: Культура досуга. – М.: Профиздат, 1987.-184с.

24. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,

1972.-С.29-46.

25. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры

досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

26. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

27. Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина

Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

28. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый

цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии

«Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

29. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.

30. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова

А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

31. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 1986-203с.

32. Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во

культуры, 1988.-С.112-137.

33. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития

личностиной активности. – М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.

34. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.

35. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – М., 1998.- № 10.-

С.23-25.

36. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе

перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.-16с.

37. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987.-62с.

38. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих

экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.-С.10-13.

39. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований

культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.-

С.92-108.

40. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000

годов./ Российская газета, 12 марта, 1997.-С.2-3.

41. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-

психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.:

Лениздат, 1987.-С.87.-88.

42. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели

учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,1990, С.22-91.

43. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./

НИИ культуры. – М., 1987.-144с.

44. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995.-

С.141-163.

45. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи //

Социс- М., №1 2002.- С105-110.

46. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.:

Просвещение , 1979.-С.27-74.

47. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное

пособие. – М: Просвещение 1988.-С.31-41.

48. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 1984.-

С.29-31.

49. Федеральная целевая программа “Развитие и сохранение культуры и

искусства Российской Федерации” на 1997-1999 годы / Российская газета.

1997., 27 июля.-С.2-3.

50. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-

Дону, 1997.-С.230-235.

51. Чуть чуть полюбить (о работе центра социально-психологической

реабилитации “Трудных подростков”).// Клуб .- М., 1998.-№ 10.-С.25-27.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.