РУБРИКИ

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

позволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм,

принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности

(общении, признания), а удовлетворить их можно через ближайшее окружение.

На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных,

эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит

как уже было сказано выше ее социализация, приобщение к определенном микро

социализации.

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в

ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека

и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый

этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и

социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая

жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие

общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны

выступать важным средством повышения органичности социально-культурного

развития.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна

решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели

образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких

социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах

жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и

др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере

способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные,

социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность

досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее

благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и

творческих способностей молодого человека.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной

деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как

для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При

этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала,

формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных

форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее

полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит

предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института.

Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей,

для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей

человека и решению конкретных социально-культурных задач.

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-

культурным институтом относятся современные культурно-досуговые центры. Они

являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не

случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере

свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно-

досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих

основ.Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые

являются основой создания центров досуга: собственно культурного,

отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего

состояние тенденции развития социальной сферы; чисто территориального,

представляющего экономико-географические, этические и другие особенности

данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе

служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-

культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.

Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации

свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные

сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном

назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных

интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и

формировании культурной среды».(21, с. 3)

Культурные центры создаются на основе добровольного объединения

государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных

учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации,

рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие

осуществляется по территориально-производственному принципу, путем

объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных,

досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус

самостоятельного юридического лица. Цель их создания – интеграция

родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование

благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала

входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных

крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация

социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный

механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований,

дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий

учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг,

самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

Структура культурного центра основана на взаимодействии

профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице

штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с

другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной

деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей,

школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры

для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра

структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам

соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг

к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и

коллектива.

Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый

социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение

данного типа) он может проявляться в своей специфической форме,

определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить

следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов,

традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть

преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-

оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности

населения (например, выступать как база деятельности различных любительских

объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды.

Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших

городов, а также средних и малых.

Принципиальным отличием современных культурных центров от

функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными

тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их

деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными

социально-демократическими группами населения, особенно с подростками,

молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-

культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы

демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному

самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и

потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой

или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

Отсюда следует, что сущность культурного центра «видится, прежде

всего, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-

досуговая деятельность социальной общности, связанной единством территории

проживания».(22, с 98.) А так же следует учесть, что пространственные

границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может

представляет собой и совокупность зданий, предназначенных для осуществления

различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной

территории. И тогда культурный центр окажется более привлекательным для

людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест

отдыха, наиболее часто используемые населением для встреч, общения,

массовых гуляний и т.д. (например, какой-либо парк, улица города,

набережная протекающей в городе реки и т.д.).

Действительно, культурные центры являются местом определенной

концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга,

местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве

самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего

благоприятствования для развития личности. В арсенале культурного центра –

неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека,

что благотворно сказывается на укреплении его достоинства, высокий уровень

культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых

технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий

художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для

человека превращается в образ жизни в заполнении свободного времени

разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

В рамках социально-культурных центров создаются все условия для снятия

определенного психологического напряжения раскрываются интеллектуальные,

психолого-педагогические, образовательно-развивающиеся качества личности,

раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Во многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым

и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного

проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения

(детей, подростков, молодежи, пенсионеров и т.д.), а другие центры,

наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей,

которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

Из этого следует рассмотреть следующую классификацию социально-

культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:

1. По основному профилю деятельности – полу функциональные

(многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих

видах досуговых занятий:

социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие);

художественно-эстетические;

спортивно-оздоровительные;

научно-технические;

2. По социальной ориентации:

дошкольные;

детские;

подростковые;

молодежные и т.д.

Конечно, на практике деятельность центров досуга не выделяется в

обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть

единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и

внешними связями. Очень ощутима многовариантность в содержании и

направленности социальных заказов, обусловленная региональными,

экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к

возникновению многочисленных разновидностей современного культурного центра

открытого типа. К наиболее характерным из них относятся:

межведомственные, многопрофильные городские и поселковые государственно-

общественные центры клубного типа;

инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра

общегородского или поселкового типа, организующего досуговую деятельность

во взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями,

предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными

и любительскими объединениями (культурно-спортивный центр «Атлант» города

Ярославля и др.);

-инвариантные модели современного одно- и многофункционального

подросткового клуба или центра на межведомственной основе, предлагающие

полноценное свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в

микрорайоне (клуб “Романтик” г.Переславль, Яр.область; подростковый центр

“Юность” г.Переславль и др.).

семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия,

реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства

культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности (клуб “Дочки-

матери”, на базе центра внешкольной работы «Ювента» г.Переславль);

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков

на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для

создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные

стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных

конструкций (центр технического творчества).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры

развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба,

предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся

программы по направлениям, способствующие духовному, физическому

формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

Исходя из этого, становится ясно, что каждый культурный центр – это

своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей,

творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности как различных

групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют

в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении,

семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих в жизни и в проектах социально-

культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их

разновидность является естественной реакцией общества на возникающие

разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере.

Большая часть государственно-общественных, ведомственных и

межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров обладают

целым рядом общих исходных функциональных особенностей. Они выявляются еще

в процессе проектирования центров и занятости досуга.

Дадим перечисление наиболее важных характеристик центров досуга:

Центр досуга представляет населению широкий выбор «технологий досуговых

занятий» или же создает для них подходящие условия и в этом смысле не имеет

место заданного, преопределенного, узкого профиля деятельности, его

функциональная модель подвижна во времени содержит некоторый комплекс

досуговых занятий

Функциональная и организационная модель каждого конкретного центра досуга

формируется (проектируется) ситуативно, в зависимости от ряда факторов:

состава существующих учреждений культуры и искусства на данной территории,

профиля актуализированных досуговых инициатив населения и степени их

практической реализованности, социально-демографической и хозяйственной

ситуации и т.п.

Центр досуга имеет принципиально иной, более высокий по сравнению с

существующими учреждениями культуры и искусства уровень материально-

технического обеспечения, он функционирует на базе современных технологий и

новых видов техники, проектируется с учетом последних достижений в области

управления, социального и технического творчества

Деятельность центра досуга строится на хозрасчетных началах. Силами

подразделений любительских объединений осуществляет самостоятельную

производственную деятельность на основе платности. Центр должен стать

конкурентоспособным относительно других видов и форм организации досуга

(прежде всего домашних его форм).

Центр ориентируется на массового посетителя. Вместе с тем в нем

предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную

структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель постоянный

клиент-член клуба (студии, кружка, секции) – член оргкомитета или совета

директоров и т.п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки

для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой

квалификации его посетителей.

Центр досуга, имея гибкую организационную и функциональную модель,

использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые

изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной

взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

Обзор концепций центра досуга убедительно свидетельствует о том, что

они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта.

Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять

свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

Практически все из представленных концепций центра досуга должны

пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти

одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым

творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

При создании современных культурно – досуговых центров важно

учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг,

необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха,

развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих

формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами,

лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений

культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности

и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности,

подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В основе концепции лежит модель рекреационной и досуговой

деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих

способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его

основной жизнедеятельности.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение

следующих целей:

удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения

вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым

занятиям;

предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей

центра полной возможности реализации досуговой активности;

обеспечение поступательного процесса включения населения в современную

сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного

времени;

активизация деятельности всех существующих учреждений общественного

обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных,

современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие

функции:

разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и

мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической

базы:

переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и

осуществление соответствующих досуговых программ;

прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на

базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и

организаций.

Прокатными площадками могут служить практически все учреждения:

клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы,

детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы,

подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как

работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными

сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе;

апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые

составляющие следующие виды занятий:

культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в

театрализованное действие;

подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие

подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;

оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки,

балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные

ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание,

реакцию;

досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие

культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра

присутствуют обеспечивающие подразделения:

информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его

индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых

программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными

проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной

работы оборудования и оснащения центра.

каждому направлению работы центра досуга соответствует специально

оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной

аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности

обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-

шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего

пространства и т.д.

Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения

культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг,

но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и

обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем

основным показателям деятельности другие учреждения общественного

обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры

досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим

показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы

досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает

центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере

досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга

потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических

средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-

правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в

формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым

шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,

обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для

формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться

специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,

режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс

переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной

позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее

аспектах;

все современные технические средства, используемые как для

непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения

условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их

реализации;

искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их

собственной деятельности;

логику разработки и постановки новых досуговых программ;

методику организации деятельности творческих мастерских, формирования

постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан

с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации

интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются

в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит

отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,

мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию

и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,

подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума

гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус

авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,

а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для

творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен

вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным

образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и

необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные

социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей

интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На

основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга

через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с

семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров

как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры

внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и

нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой

направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,

«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;

Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;

«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы

семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;

читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,

подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,

фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических

экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации

детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,

малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые

телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные

гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и

других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный

опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,

дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для

осуществления творческих замыслов.

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра

«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра

нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную

программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и

малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной

«Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки,

хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были

задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась

великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией:

Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы

социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-

творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную

доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет –

чувствовали себя в общем доме.

Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно

высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и,

конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея

(концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные

методы обеспечения).

Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое

время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный

человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-

юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от

античности до русского классического театра, а также в организации

постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными

коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на

себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она

реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению,

постоянному анализу и контролю выполнения».

Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не

обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские

идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно

приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение

человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка”

культуры труда, поведения, отношений».

Одним из подразделений городского культурного центра является центр

социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает

в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков

уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей

и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся

в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на

помощь.

Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной

справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в

том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям

и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные

отечеству, что у каждого есть будущее.

Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и

откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».

Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных»

подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

«Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления

семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или

психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей

правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде

всего, проблема родителей.

«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить

не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться

панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в

незнакомом коллективе.

-«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи

несовершеннолетним, их родителям.

«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира

ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями

великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных

и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в

художественной самодеятельности.

Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр

проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями

и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует

постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до

этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью

центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По

окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в

осуществлении волонтерской программы.

Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного

центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10

самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия,

доброжелательности и перспективной программы действий, создать

многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-

творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже

испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы

«управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения

«Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на

энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается

каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети

улицы».

Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала

“Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-

психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные

Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную

направленность.

Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в

журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех

культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:

Пушкиниана (модель)

Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он

был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого

российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто

жители города, независимо от возраста и положения.

На вечере можно читать:

любые произведения до 5-20 минут по времени;

стихи А.С.Пушкина;

стихи о Пушкине;

стихи поэтов времен А.С.Пушкина;

стихи собственного сочинения…

Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.

Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два

раза в месяц.

Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.

Клубные выставки (модель)

Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме

культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади

(стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и

организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых,

тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК

могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! –

выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам

сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан

города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов,

экономической и политической ситуации.

Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или

другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа

работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров,

самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в Клубе (модель)

Музыкальный салон;

Литературный закон;

«Мой край родной»;

Театральный салон;

Юридический салон;

«Из недр земли»;

Программа салона:

встреча гостей;

знакомства и представления;

обозначение темы ведущим;

несколько взглядов на тему (выступление гостей);

о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);

короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;

выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);

кофе, чай;

слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;

внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;

внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;

- уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга

необходимо для каждого социального работника, социального педагога,

культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в

одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров,

нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе

молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых

программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи

любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего

досуга.

В современных культурных центрах основой содержания работы является

самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в

рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно

эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить

процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В

региональных программах социально-культурного развития предусматривается

совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и

физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с

наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены

по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной

среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда

необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-

досуговая среда как часть общей среды существования и более всего

соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-

досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями

мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек

пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других

людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает

большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения

уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная

окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря

этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от

любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека

использует здесь особенности пространственно-временного устройства

культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых

здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой

самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую

собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее

человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и

отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется

деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с

актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным

залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового

пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-

пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и

деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к

культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по

особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему

эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его

различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в

котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей

целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек

сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его

оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно

воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,

временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются

предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая

среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,

рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-

досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,

музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают

прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают

следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные

праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены

пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:

декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и

ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,

насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу

высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-

досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек

включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во

взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда

как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая

среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть

ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.

Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,

духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное

переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого

поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может

измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление

представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса

деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.