РУБРИКИ

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая

среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.

Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения

в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и

к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли

пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного

состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая

основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это

разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой

среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом

занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы

переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего

присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных

центров досуга является знание специфических особенностей восприятия

культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный

образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира,

непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением

основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность

ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в

ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта,

идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,

изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение

определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но

и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает:

осознание значимости исторического культурного прошлого, современности,

память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства

гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре,

искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта,

микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о

степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры

человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию,

всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия

других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут

группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных

мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию

культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным

потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как

социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными

изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры

гарантируется:

Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.

Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.

Демократичность условий включения личности в активную культурную

деятельность.

Основные функции современного центра досуга, которые определяют его

внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:

- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга

во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями,

интересами и возможностями всех групп населения;

- разработка и распространение новых технологий досуговой

деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры,

отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и

интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

- сальной средой, приближенной к жилью;

- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в

составе клуба;

- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных,

аттракционых, компьютерных и т.д.);

- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов,

особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к

действующим клубам и жилым домам;

- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий,

непроезжих улиц;

- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов,

собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация

любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

В заключение следует подчеркнуть, что:

- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность,

но и в качестве образного представления культурного пространства

культурно-досуговых учреждений;

- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют

собой: художественно-эстетический объект, композиционную

структуру, объект образного решения, художественного творчества

специалиста учреждения культуры;

- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой

среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении

духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой

среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-

культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры,

его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных

тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным

социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-

досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой

среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и

содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей

потребность активного участия в ней.

При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых

центрах, должны учитываться не только психологические закономерности

взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей

между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы

посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций

людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного

клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм

поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами,

архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов

населения и учреждений культуры.

Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица № 3

Формы поведения в досуге.

|Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения |

|с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности |

|предмета занятия |предмета занятия |

|Культурно - ориентированное |Целевая |

|Социально – ориентированное |Поисковая |

|Рекреационно – ориентированное | |

Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения

предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности,

израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту

и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или

иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект,

связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с

гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где

чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на

природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не

означает, что данному типу досугового поведения (как и другим,

рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор

занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный

эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь

может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения

«рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но

главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в

этом.

Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное

здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же

человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном,

оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому

важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их

снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести

речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно

нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою

активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях

незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения

покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин

(социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость

части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную

ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью,

эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В

жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески

мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным

самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо

принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она

протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит

вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни,

от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести

игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие

личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим

игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же

самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены

психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение,

напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не

только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу

которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации

этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных

“официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных

ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным

“ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных

общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к

культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных

сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых

однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами

(хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и

самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-

насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,

культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и

облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой

деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать

общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности,

общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных ,

общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально

значимыми целями.

В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны»,

гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом.

Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать,

что значение таких объединений будет возрастать.

Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на

приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых

занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы

являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным

остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа

новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем

перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования,

бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации

на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые

технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве

овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией».

Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие

формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет

шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой,

комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный

экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового

дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся

практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием

деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют

собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения

стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу

единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к

занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы

научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему

сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,

доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-

подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре,

центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения

с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две

такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той

или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его

вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион,

другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме

досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не

связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета

досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее

выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта

развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее

социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые

знакомства, расширить социальные контакты.

Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной

культурной программы.

Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой

кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее

ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их

получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку

«целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового

поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая

может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

Таблица № 4

|Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип |

|поведения | |клуба-учреждения |

|1.Рекреационно-ориент|Подростковые клубы- |Клубное учреждение с |

|ированное |общности с |доминированием одного |

|целевое поведение |развлекательной |вида или родственных |

| |направленностью; |видов рекреационных услуг|

| |любители какого-либо вида|(видеосалон, дискотека, |

| |развлечений в группе; |оздоровительный комплекс |

| |-оздоровительный клуб и |и т.д.) |

| |т.д. | |

|2.Рекреационно- |Временный игровой |Клубное учреждение с |

|ориентированное |коллектив, возникающий в |набором различных видов |

|поисковое поведение |процессе посещения |рекреационных услуг |

| |рекреационной |(например, клуб-кафе, |

| |развлекательной программы|развлекательный центр, |

| |(например, команды |“кабаре” и т.д.) |

| |участников игры) | |

|3.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубное учреждение, |

|ориентированное |е клубы-общности, |ориентированное на |

|целевое поведение |оформленные |однородный по какому-либо|

| |организационно (членство,|социально |

| |программа, правовой |демографическому признаку|

| |статус) |состав посетителей (по |

| | |полу, возрасту, |

| | |национальности, |

| | |социальному положению, |

| | |религиозному признаку) |

|4.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубные учреждение, |

|ориентированное |е клубы-общности, не |ориентированное на |

|поисковое поведение |оформленные организационо|взаимодействие разных |

| |(объединенные, в |социально-демографических|

| |основном, по образу жизни|групп для решения общей |

| |и социальным проблемам. |социальной проблемы |

| |(Например: «лимитчики» в |(например, клубы |

| |городе) |знакомств) |

|5.Культурно- |-Коллектив |Клубное учреждение как |

|ориентированное |самодеятельного |система кружков, студий, |

|целевое поведение |творчества; |курсов |

| |-постоянная аудитория | |

| |просветительных, учебных | |

| |программ | |

|6.Культурно- |- дискуссионный клуб; |Клуб как система кружков,|

|ориентированное |- «Клуб интересных |студий, курсов |

|поисковое поведение |встреч” | |

Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в

практике наименее распространены поисковые досуговые программ.

Между тем, значительная часть населения ориентирована в первую очередь

на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-

досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного

обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной

активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом

вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для

некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых

программ).

Важно, чтобы все эти возможности были представлены в одном или ином

регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в

организации культурно-досуговой деятельности.

Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения

предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения,

представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно

существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно

уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие

разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее

учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных

жителей.

В зависимости от местных условий возможно и объединение различных

типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы.

Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является

скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой

деятельности.

Подводя итог в рассмотрении основных функций и характеристик

современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают

как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей

в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации,

самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны

заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности.

Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности

однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности

положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно

стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и

нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых

людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах

отрицательно сказывается на их престиже у населения.

ГЛАВА 2 Анализ деятельности культурно – досуговых

центров по организации досуга молодежи

2.2. Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по

организации досуга молодежи.

Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у

них стремление присутствовать на программах, когда они интересны,

привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для

человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного

проведения своего досуга.

Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр»

города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале

1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и

духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного

времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного

досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных

центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к

многопрофильному культурно-досуговому центру.

Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два

прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:

- зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и

конференции работников Компании «Славич» и других организаций,

проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные

мероприятия Культурного центра;

- диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие

игровые и конкурсные программы;

- банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи,

свадьбы;

- спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;

- большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца,

гостиные;

- так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы,

предприятия.

Структура Культурного центра основана на взаимодействии

полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников,

педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех

участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

До недавнего времени Культурный центр являлся структурным

подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе

компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных

мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр

стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого

является ОАО “Компания Славич”.

Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать.

В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный

механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и

поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий,

учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и

арендной платы.

Культурный центр предоставляет населению широкий выбор досуговых

занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так

и взрослых (Приложение № 1), проводятся самые разнообразные мероприятия:

игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.

Культурный центр имеет преимущественно иной, более высокий по

сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-

технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая

и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры,

СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются

высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия,

изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты (см. Приложение

№ 2). В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать

деятельность благодаря новой информации.

Анализируя опыт разных современных культурно-досуговых учреждений,

убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может

выжить без развития платных услуг. Таким образом – это общая тенденция,

характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить,

что все более расширяющиеся платные услуги – это не способ зарабатывания

денег для этого учреждения, а способ его выживания. Перед Культурным

центром эта проблема стояла не так остро, пока он являлся цехом завода и

основное финансирование производило ОАО «Компания Славич». А вот с 1999

года, когда Культурный центр стал обществом с ограниченной

ответственностью, перед коллективом встали новые задачи: как жить без

дотаций, как зарабатывать себе зарплату, как продавать такой товар как

культура, досуг, не изменяя принципам, какие вводить новые, интересные

формы досуга, каких спонсоров можно заинтересовать, как производить ремонт

здания?

Начали искать выходы. Допустим, нет ничего плохого в том, что

некоторые организации или фирмы арендуют в Культурном центре небольшие

помещения под свои офисы. Ведь аренда помещений – это нелишние финансовые

влияния в общую культурно-досуговую деятельность центра, также Культурный

центр организует и краткосрочную аренду своих помещений и залов для

проведения различных творческих проектов, проводит мероприятия на заказ,

старается приглашать известных артистов. К участию в финансировании

популярных мероприятий и конкурсов привлекаются спонсоры. В первую очередь

это «Компания Славич», завод ЛИТ и др. предприятия и организации города.

Осуществляется ряд следующих платных услуг:

- работа кружков и коллективов;

- прокат сценических костюмов и театрального реквизита;

- изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;

- составление и разработка сценариев на заказ;

- организация творческих выставок в музее;

- демонстрация кинофильмов;

- проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;

- в планах открытия бильярдной комнаты;

- организация - проведение дискотеки.

Чуть подробнее остановимся на дискотеках.

Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой

деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же выступает и

как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве

дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед

самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных

творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей,

открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства,

развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность,

режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами,

участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма

и его расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования

гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том,

чтобы самодеятельных дискотек было больше.

Но дискотека формирует личность не только участника творческого

коллектива. Она – средство идейно-эстетического воспитания всех ее

посетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает

практически целое поколение молодежи, а также людей иных возрастов.

Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее

появления просто не существовало того профессионального образца, на

который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался

постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творческих исканий.

Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления

практических поисков в этой области также принадлежат перу самодеятельных

энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов

дискотеки. Серьезно обогатили ее творческий багаж профессионалы,

работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего

режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев), другие и как педагоги-

методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они ввели в оборот дискотечного

дела знания, накопленные в других областях творческой деятельности задолго

до рождения дискотеки.

Существенной особенностью дискотеки является ее обращенность к

событиям дня, прежде всего к явлениям музыкальной жизни. Молодежь идет в

дискотеку, помимо всего прочего, еще и ради того, чтобы получить свежую

информацию о новинках эстрады, рок-музыки, услышать не только любимые

мелодии, но и новые, еще ни разу не слышанные, получить квалифицированный

комментарий, узнать нечто интересное о певцах, композиторах, группах.

«Отвечать на эту потребность – функция дискотеки.

С самого возникновения дискотеки стали для молодежи своеобразным

информационным центром молодежной музыки, клубом музыкальных новостей.

Диск-жокеи (как они тогда именовались) играли роль самодеятельных

информаторов, обозревателей, комментаторов. Одним из главных направлений в

их деятельности стал поиск, сбор, систематизация новой информации. Недаром

«предками» дискотеки по праву считаются радио и телевидение. Именно от них

она унаследовала эту свои информаторскую суть.

Правильная постановка дискотечного дела предполагает централизованную

систему оперативного сбора необходимой информации, ее быстрой обработки и

рассылки на места, авторам программ и ведущим дискотек. Кроме того, следует

помнить, что дискотека призвана не только реагировать на события

музыкальной жизни мирового и российского масштаба, но и освещать текущие

вопросы жизни (в том числе и музыкальной) на местах. Здесь уже

централизованная информационная служба не поможет, зато очень полезен

оперативный контакт дискотек с местными редакциями радио, телевидения,

газет, т.е. всех местных средств массовой информации. Лишь в этом случае

дискотека сможет полноценным образом выполнять присущую ей функцию одного

из каналов массовой информации. Есть у этого канала свои особенности:

направленность преимущественно на молодежную аудиторию; высокий удельный

вес новостей музыкальной жизни; наличие живого контакта ведущего с

аудиторией; самодеятельный характер. Эти особенности необходимо постоянно

учитывать.

Одной из постоянных тем дископрограмм, как тематических, так и

танцевально-развлекательных, выступают новости музыкальной жизни.

Информацию такого рода можно получать из газетных и журнальных публикаций

(как отечественных, так и зарубежных), из радио и телепередач. Процесс

этот, однако, достаточно трудоемкий, требующий не только больших затрат

времени, но и квалификации, которой авторы и ведущие дискотечных программ

не всегда обладают. Поэтому концентрированная подборка свежей информации,

снабженной квалифицированным комментарием, оказывается очень полезной.

Большую часть дохода мы получаем на проведения подростковых («Хит-

Топ») и молодежных («Вечерний экспресс») дискотек. Здесь важно отметить,

что дискотека – это одно из самых популярных платных развлечений

предлагаемых в Культурном центре. В 2002 году в Культурном центре открылся

ночной клуб «Армада». Профессиональные ди-джеи подбирают репертуар, в

котором сочетается российская и зарубежная современная музыка, а также

мелодии прошлых лет, оформляют зал по тематике вечера, подбирают костюмы

для танцевальной группы, информируют подростков и молодежь о новостях

музыкальной жизни, особенностях тех или иных групп и исполнителей. В

праздничные дни на дискотеках организуются мини-концерты и интересные

конкурсы, для выступлений приглашаются известные российские звезды – Лика

Стар, группа 140 ударов в минуту. Посещаемость дискотеки за последний год

возросла.

Недавно в Культурном центре был осуществлен такой проект (опыт взят из

журнала «Встреча») – «Танцующий город». Это своеобразный танцевальный

марафон. Под одной крышей Культурного центра собрались все дискотеки

города: «Элвис» - молодежного центра, танцевальный клуб «Фантазия», ди-

джеи университета, колледжа, школ и каждая представляла свою небольшую

программу, и свои ремиксы на популярные хиты отечественной и зарубежной

эстрады. А потом, по зрительским аплодисментам, были выбраны лучшие

ведущие и лучшая дискотека в городе.

Культурный центр – единственное учреждение культуры в городе, которое

вновь пробует возродить старую добрую традицию – показ художественных

фильмов на большом экране. И проводил акцию “Пойдем в кино”. Она носила

общенациональный характер и проводилась во многих крупнейших городах России

и СНГ. Главная и единственная ее задача – чтобы зритель не ждал годами

выхода отечественных фильмов на экран, чтобы фильмокопии не пылились на

складах, а люди вернулись к старой доброй традиции семейных походов в

кинотеатр.

Цель проекта «Пойдем в кино» - возрождение кинопроката отечественных

фильмов в национальном масштабе и возвращение зрителей в пустующие

кинотеатры. После этой акции в Культурном Центре вновь возродился прокат

фильмов на большом экране. Каждую неделю демонстрируются фильмы как для

детей, так и для взрослых (Гари Потер, Властелин колец, Мулен Руж).

Естественно, что кинопрокат, пусть не как предыдущие года, но приносит

свой доход..

Расширение платных услуг в учреждениях культуры стимулирует

деятельность работников культурно-досуговых сферы, и конечно же, повышает

ответственность за выполнение работ. А это в свою очередь способствует

наиболее полному удовлетворению культурных потребностей людей, развитию их

творческих способностей.

И так, мы говорим о совершенствовании деятельности современного

Культурного центра по организации досуга молодежи. Одно из главных

направлений в этой ситуации – это развитие новых форм. Сегодня каждое

культурно-досуговое учреждение ищет свой неповторимый путь повышения

эффективности своей деятельности – ведь готовых рецептов на этот счет нет

(поиск и обеспечивает залог успеха). Любой опыт работы в этом направлении

ценен и важен. Обратимся к опыту деятельности Культурного центра

(Приложение 3).

Начнем с того, что уже много лет в Культурном центре организуются и

проводятся полюбившиеся всем переславцам традиционные мероприятия, которые

даже не нуждаются в рекламе, зал всегда полон:

- большое театрализованное представление приуроченное к дню знаний;

- праздничные концерты к дню пожилого человека;

- новогодняя сказка (спектакль) для детей;

- новогодние балы для молодежи и вечера отдыха для взрослых;

- вечер отдыха для ветеранов завода в «старый новый год» и 9 мая;

- вечер романса;

- рождественский и крещенский театрализованные концерты (с

развлекательной программой в банкетном зале;

- в каникулы – игровые, конкурсные программы «Ура каникулы»;

- большой праздник «Для дам города» - 8 марта;

- вечер выпускников всех школ города;

- концертная программа к профессиональному празднику «День Химика»;

- творческие Вечера и концерты коллективов художественной само

деятельности Культурного центра.

В последнее время коллектив Культурного центра выходит за пределы

своего здания, и все больше мероприятий проводит совместно с городским и

районным отделами культуры, а так же с другим общественными организациями

на открытых площадках: на стадионе, на берегу озера, на центральной площади

города.

На стадионе проходят концерты, организованные силами художественной

самодеятельности Культурного центра к дню рождения «Компании Славич», день

города спортивный праздник к дню защиты детей – большое карнавальное

шествие с игровой программой, прекрасный праздник ко дню Молодежи.

На площади города – Проводы зимы, Масленица, Рождественская елка.

А на берегу озера Плещеева проходит большой праздник, посвященный дню

рождения российского флота «Петровская ассамблея» (в 1688 году Петр 1

строил на берегу Плещеева озера свою «потешную флотилию», здесь построен

музей и памятник великому Петру) недаром Переславль-Залесский называют

колыбелью русского флота. Поэтому каждое лето Переславцы широко отмечают

эту дату.

Можно сказать, что Культурный центр в своей деятельности уделяет

большое внимание организации и проведению всевозможных праздников и

театрализованных представлений и большинство и них для молодежи. Ведь

праздники были, есть и будут всегда у человека. Праздник – это состояние

души в период наивысшего эмоционального подъема, это радость от красоты,

добра, достигнутого результата. Это духовная перезарядка на будущее.

праздники могут быть постановочными (со сценарием и режиссурой), могут быть

построены на традициях, обычаях и обрядах и просто спонтанными по

сиюминутным событиям и фактам. Разделенная радость с другими людьми

удесятеряется на основе законов подражательности и заразительности. И чем

значительнее события, лежащее в основе праздника, тем больше у человека

потребность ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение,

объединить свои чувства с чувствами других людей.

Это ощущение дает человеку проявить себя в праздничном действие. Таким

образом, происходит активизация зрителей, а от этого как раз и зависит

успех любого мероприятия и в целом всей деятельности культурно-досугового

учреждения. Нужно научиться на любом мероприятии создавать атмосферу

праздничности.

Примечательно то, что в этом плане Культурный центр нашел своих

единомышленников. В журнале «Встреча» № 6, 7 за 1998г. делится своим опытом

Городской культурный центр города Пскова. И автор статьи «Клубный клубок»

Иван Калинин, пишет о повышении эффективности досуговой сферы, и он

предлагает «четыре кита», на которых должна сегодня держаться клубная

работа:

- праздники;

- фольклор, традиции, обычаи, обряды;

- клубные встречи;

- интересы, хобби;

О праздниках, сказано выше, а вот что он пишет о других «китах»:

Фольклор, традиции, обычаи, обряды – это родник, вечный источник, из

которого черпаем мы силы, сверяем свою самобытность, национальные

особенности. Нет-нет, здесь не идет речь о том, чтобы в наши Дома культуры

силой “привлечь” стариков и старух в лаптях. Вопрос в другом, не дать себя

растворить в массовой культуре, превратить в роботов, не помнящих своей

истории. А ведь она, историческая культура, культура наших предков

передается от поколения к поколению. Кому-то очень бы хотелось все

очернить, все вытравить из нас, доказать, что все прошлое на Руси – плохо.

И некоторые подхватывают эти идеи, не задумываясь о том: откуда взялись

«такие хорошие» фольклор, традиции, обычаи, обряды? Это лакмусовая бумага

для проверки всего того, что мы творим сегодня: это сверка на народность,

на наши национальные особенности. И хорошо бы, если бы она происходила в

семье, где свои традиции, обычаи, обряды, а затем – в школе, на работе и в

обществе…

Клубные встречи – это основное направление в жизнедеятельности всех

клубных учреждений, построенное на человеческом общении. Я отмечаю

полностью всякие крикливые формы культпросвет работы и категорически

заявляю, что в конечном итоге, все те изобретенные названия и формы

сводятся к одному понятию: клубные встречи. Поводом и стимулом для них

могут быть самые разные обстоятельства и причины. Например: тема,

вызывающая большой интерес; идея – политическая, партийная и прочая;

проблема, требующая обсуждения и тому подобное. Сразу заметить, что клубные

встречи могут быть и без повода, а ради самой встречи за чашкой чая –

ветеранов, женщин, молодежи и др. И пока клуб будет оставаться местом, где

удовлетворяется самая насущная потребность человека в общении, он будет

жить как самостоятельный социальный институт.

Интересы, хобби – избирательная направленность человека на какие-то

виды деятельности или увлечения. Клуб предоставляет реальную возможность по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.