РУБРИКИ

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься

юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это

предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в

различных видах отдыха и развлечений.

Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью – любительские

объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они прежде

всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья,

любителей природы, научно-технического творчества, читателей,

самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой

семьи и др.

Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим

интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В

клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием,

досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже

организуют соответствующие формы занятий.

Но клуб по интересам – это также искусный воспитатель. Может быть, в

этом состоит главный критерий его деятельности. Дело в том, что каждый из

членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения.

Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию.

Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб,

чтобы научиться чему-то, а научась не хочет уходить, потому что по-

настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,

доброжелательности и самодеятельности.

Наблюдения за работой клубных объединений убеждают: чтобы досуг стал

действительно привлекательным для молодежи, необходимо строить работу

обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого молодого

человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы

молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них

регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.

Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все

больше входят социологические исследования, с помощью которых они пытаются

изучать досуговые запросы молодежи.

Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи

(на примере г.Зеленограда

Таблица № 1

Предпочтения молодежи по проведению досуга

| |Виды досуга |Доля |

| | |опрошенных |

|1 |2 |3 |

|Дома |Чтение книг, журналов |54,0 |

| |Просмотр телепередач, видеофильмов; |77,6 |

| |прослушивание радиопередач, аудиокассет | |

| |Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, |10,5 |

| |вышивание) | |

| |Художественные промыслы (рисование, лепка, |11,1 |

| |фитодизайн, роспись по различным материалам и | |

| |др.) | |

| |Сочинение (стихи, проза) |9,7 |

| |Компьютер (игры) |39,7 |

| |Компьютер (программирование, отладка) |19,4 |

| |Спорт, здоровый образ жизни |44,2 |

| |Уход за домашними животными |28,2 |

| |Общение с друзьями |73,6 |

| |Другое |2,8 |

| |Затруднились ответить |1,2 |

|Вне дома |Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой |9,1 |

| |песни, экологи, любители бега, футбола) | |

| |Спортивные секции |27,4 |

| |Посещение катка, бассейна, спортплощадок |33,1 |

| |самостоятельно | |

| |Курсы иностранных языков |19,6 |

| |Секции и кружки технического творчества |1,2 |

| |Секции и кружки народных промыслов |0,8 |

| |Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |14,7 |

| |Факультативы при учебных заведениях |6,5 |

| |Посещение библиотеки, читальных залов |14,5 |

| |Посещение кинотеатров |30,0 |

| |Посещение театров |32,3 |

| |Дискотеки |57,3 |

| |Посещение кафе-баров |40,9 |

| |Дача, приусадебное хозяйство |24,2 |

| |Массовые праздники, гулянья |37,1 |

| |Профессиональная ассоциация |3,6 |

| |Политические объединения |2,4 |

| |Общение со сверстниками в клубах свободного |46,4 |

| |посещения | |

| |Другое |2,6 |

| |Затруднились ответить |2 |

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной

молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не

значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию,

познанию и саморазвитию.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и

привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного

воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек

соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и

художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так

и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения

к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное

проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны,

только не она сама.

Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению

молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не

должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно

пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его

проведения с учетом различных групп молодежи. В возрастном,

профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная

группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных

сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что

все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем

культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного

времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы

досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия,

развлечения, игры.

Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга

доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье,

нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом.

Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является

показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру.

Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции,

группы здоровья. Как свидетельствует опыт Северодонецка, где большой

популярностью пользуются клубы любителей бега, подростковый клуб спортивной

борьбы, клуб тяжелой атлетики, школа большого тенниса, кафе – клуб

«Шахматное», туристские объединения, спортивно-технические секции, дружба

населения со спортом и физкультурой способна не только его оздоровить, но и

создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди не только

лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга. Владение специальными

психическими, упражнениями создает основы психического саморегулирования,

сокращает время восстановления нервных сил.

Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем

юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем

не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для

себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у

телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное.

Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще

не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-

клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать

игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и

простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать

сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать,

выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей,

детьми.

Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых

автоматов и компьютеров.

Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы

развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры

–зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых,

роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью

молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов

проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность

информацией, возможность творчества и познания нового. Такими

«синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам,

любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и

технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени,

рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных

ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы

молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без

исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их

суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию

чего-то нового.

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать

многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого

необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи,

своего призвания – всесторонне развивать собственные способности,

сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы

современного молодежного досуга?

Рассмотрим досуг молодежи как особой социальной группы в целом. Можно

«посидеть компанией», что является жгучей потребностью, формой

самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых, да и простейшие

житейские наблюдения, показывают, что при всей важности и силе

социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе,

при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей

масштабности роста индустрии свободного времени – туризма, спорта,

библиотечного и клубного дела и т. п. - при всем этом, молодежь упрямо

«сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании —

это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Ясно, что

ввиду всего этого домашний досуг, словно магнит, притягивает к себе юношей

и девушек. Его благородного, развивающего влияния на личность молодого

человека нельзя отрицать. И все же этот вид досуга не лишен минусов:

изолированность человека в «коробке» четырех стек, общение с, духовными

ценностями только «на прием», отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга,

а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека.

Несомненно, домашний досуг юношей и девушек требует корректного

участия старших, в особенности родителей, их помощи и контроля. Удобной в

этом отношении формой выступают поездки на отдых всей семьей и организация

досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень сплачивает

и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока не всегда возможен.

Что должен учитывать молодой человек, избирая те или иные формы

досуга? Прежде всего его отношение к ним не должно быть односторонним.

Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание

(познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные элементы).

Это поможет правильно управлять своим собственным развитием.

Помочь человеку избавиться от однообразия будней, скучных, никому не

нужных, если они истрачены зря, вечеров, найти рациональные способы и

формы проведения досуга—все это актуальная и далеко не простая задача,

решение которой, безусловно, позволит многим придать свободному времени

высший смысл, очистить его от влияний антикультуры, расширить рамки своей

«возвышенной деятельности», познать радость творчества.

Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования

механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью,

стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в

творчестве, образовательной, культурной и социально – досуговой

деятельности.

Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени

неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку:

самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное

общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все

так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема

совершенствования досуга молодежи.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи

существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его

специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально

психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную

эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений,

зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе

все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится

преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее

привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка,

танцы, игры, телепрограммы типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду

возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования,

культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является

возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного

времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией,

возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами

организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения,

семейные клубы, кружки художественного и технического творчества,

дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является

максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в

основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения

незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных

форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения,

творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать

воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

2 Психолого-педагогические принципы досуговой

деятельности молодежи в культурных центрах.

Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального

положения различных групп населения, в том числе и таких которые

традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в

новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во

многом определяет будущее общества.

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда

человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница

молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней

взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это,

прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время

освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни

и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к

реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания

осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной

деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее

легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и

любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им

сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности

достижения целей.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?»

молодой человек формирует:

самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное

отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных,

волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего

возникают возможности целенаправленного самосовершенствования,

самовоспитания;

собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений

своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее

значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-

теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в

единую систему;

стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою

самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла

жизни, любви, счастья, политики и т п.

Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир»,

существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~

физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в

социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих

всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни,

выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический

процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности,

своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира — восприятие своих эмоций не как

производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется

чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и

чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности

своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет

человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем

будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как

абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться

несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми

предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного

самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор

профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных

устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе,

причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела,

внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические,

интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых

результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и

самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется

самоуважение — обобщенное отношение к себе:

4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся

сексуальной чувственности.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее

психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными

способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего

приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки,

развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества

(организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость,

четкость и аккуратность и т.д.).

Таблица № 2

Периодизация развития личности

|Возраст |Психологическое содержание возрастного периода |

|Юность |Порог взрослой жизни; поиск своего мета в обществе. |

|(18-23 года) |Личностное и профессиональное самоопределение. |

|Молодость |Выработка индивидуальности, осознание нереальности |

|(24-30 лет) |юношеских мечтаний. |

| |Более конкретные представления о будущей жизни. |

| |Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». |

| |Специализация в выбранной профессии. |

|Расцвет |Время высокой работоспособности и отдачи. |

|(31-40 лет) |Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится |

| |полноценным специалистом и семьянином. |

Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания

семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле,

приобретая профессиональное мастерство и компетентность.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать

семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает

экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые

итоги.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного

прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития

молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия

макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру

общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого

поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой

стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых

людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их

поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на

социальном облике молодёжи.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и

общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-

демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде

всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи

определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе

воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только

наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого

комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства

характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и

процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление

социального качества молодёжи связано со спецификой её социального

положения и определяется закономерностями процесса социализации в

конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности

молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов

которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи.

Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций,

опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и

мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе

развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга,

обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством

деятельности.

Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций

развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.

Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности

ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и

унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности

образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентацией,

выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам,

для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь – это социально- демографическая группа, переживающая период

становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие

изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от

социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает

физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью

(период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется

достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной

стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной

социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения

ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную

социально-демографическую группу.

Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные

с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов,

социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и

представителей многих других отраслей науки. Философов, например,

интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов –

как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений,

психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования

различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это

разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками

не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку

личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для

которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением,

предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект

познания и преобразования мира.

Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во

всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры,

приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности –

процесс длительный, сложный и противоречивый.

Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого

общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и

формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к

другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от

особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно

состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными

группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот

эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем

фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на

общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила

поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений,

навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим

ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися

через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются

основными в формировании личности человека, его сознания.

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга

людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение

проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их

соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение

эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в

соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как

интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых»

занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть,

разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать

позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные,

с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на

развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо

опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы

переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет

психофизиологическую ценность для разных людей.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя

занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и

другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия

на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры,

праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для

отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче

тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится

утомительным и даже начинает раздражать.

У современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная

специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека –

создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей.

Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление

гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами,

поднимала их.

Не должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и

эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии

с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо

организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение

бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают

недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию

целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и

содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного

участия в них.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения,

состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно

более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,

которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и

глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект,

нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-

досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой

системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в

отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности.

Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности

усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение

является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной

жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный

процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с

младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество

постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и

нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются

его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение

своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы,

привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди

реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают

нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными

институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им

чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта.

Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или

менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных

обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет

фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и

целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со

счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего

неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может

быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому

нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои

существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает

несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к

жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым

агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей

оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей

близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом

этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками,

осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с

образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда,

когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию

личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры

внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие

программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном»,

«трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и

молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают

формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают

в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В

социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это –

возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые

несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во

многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию

подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно

нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому

добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы,

которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения,

умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей

характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность,

общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения

культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих

трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации

человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят

еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,

присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным

смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых

аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это

можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения

ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации

деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех

процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта

деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит

расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,

углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь

происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение

ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов

деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности

человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь

осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта

деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности,

формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что

это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением

социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений

всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся

действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым

осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных

отношений (1,с. 280). Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт,

творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы

освоения действительности. Это и является важным положением, которое

означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на

каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением

социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и

реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-

досуговые учреждения.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по

интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по

интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально

насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие

личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что

здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в

профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня

социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых

социокультурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных

вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по

интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и

организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые

увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников

любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных

коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких

ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами

(хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации

и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные

отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-

творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают

процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В

них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции

человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В

качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий

интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную

направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и

микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,

определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской деятельности

имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания

досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива,

любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой

деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к

разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом

приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее

социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное

досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять

степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии

со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня

свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора

различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов

досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного

досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми

учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и

качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных

потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития

культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки

механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру

индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может

выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе,

другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных

показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной

деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание

определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е.

социальных стандартов, признанных в конкретном социокультурной среде,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.