РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культурология

потом складывалась особая система. Человек стал творцом и создателем

символов, в которых полагалось закрепить различные стандарты поведения.

Символическая теория также не отвечает на ряд вопросов по проблемам

культурогенеза.

По образному выражению Яскерса то, что сделало человека человеком,

осталось за пределами переданной нам истории. Там, где обыденное мышление

поражает примитивность, культурологическая мысль видит уникальный и

неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной. Космическое

событие, появление существа, в котором природа приобретает завершенность и

способность к «самоосмыслению».

Исследование человеческого первобытия является предметом

культурологии. Культура периода появления человека разумного, деятельность

которого уже основывалась на социальном опыте лежит в основе

функционирования мировой культуры современности, составляющей те

первоначала, которые всегда присутствовали в жизни человека.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества

определяется по материалу изготовления орудий труда и называется каменным

веком. Еще мыслители древности высказывали такое понимание направления в

развитии человека. Первую близкую к современной классификацию начальных

периодов истории дал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». Он

разделил историю на каменный, бронзовый и железный века. В 20 веке ученые

благодаря совокупности различных методов изучения первобытной культуры

получили возможность не только анализировать технику обработки, химический

состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека, но и

оценивать как целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в нем

присутствовали уникальные и неповторимые духовные феномены.

Начало каменного века отстоит от нашей эпохи на 3-5 млн. лет. Этот

период разделен учеными на палеолит (древний каменный), мезолит (средний),

неолит (новокаменный век). При этом, палеолит, подразделяется на нижний,

средний и верхний, а в мезолите и неолите – ранний и поздний периоды.

В 19-20 веке начались исследования социальных отношений, живущих в

наше время племенных сообществ. Они дали возможность использования

этнографического метода в изучении первобытности на базе конкретных форм и

способов жизнедеятельности, существующих племенных образований, их обычаях

и верованиях. Исследователи более или менее точно воспроизвели прошлое

человека, его социальную историю. Ее ступенями были: род, племя, племенные

союзы, государство.

Морган, изучавший в 19 веке образ жизни и социальную организацию

американских индейцев, классифицировал человеческую историю по стадиям:

дикость, варварство, цивилизация.

Интересные трактовки и развернутую панораму духовного творчества

человечества дали такие признанные исследователи первобытности, как Тайлор

и Фрейзер. В своей работе «Первобытная культура» Тайлор развивает

анимистическую теорию происхождения религии. Фрейзер в работе

«Золотая ветвь» детально анализирует первобытную магию, в которой уже

усматриваются зародыши научного мышления.

2. Самым продолжительным в истории человечества был древний каменный

век. Появление человека современного типа обычно связывают с верхним

палеолитом (40-12 тыс. лет до н.э.). Этот век выделяется по применению

техники скола кремниевых пластин. В историческом смысле верхний палеолит

играет ключевое положение в каменном веке. Именно в это время

заканчивается эволюция ископаемых гоменид, и отмечается появление

homosapiens. Резко увеличивается количество видов орудий и предметов труда.

Отмечено применение принципиально новых орудий труда. Но главным событием

является введение экзогамии - исключение из брачных отношений ближайших

родственников. Запрет на кровосмесительство требовал общественного

регулирования брака, появились семья и род. В соответствии с местом

обитания древнего человека ученые выделяют те или иные конкретные типы

культур. В целом палеолит представлен культурами: шель, клактон, ашель,

леваллуа, мустье, перигорд, ориньяк, салютре и мадлен.

Классификация верхнепалеолитских культур ведется на основании

археологического материала юга Франции, части севера Испании, по критерию

техники обработки кремниевых пластин и технологии ретуши.

Перигорд (35-20 тыс. лет до н.э.) представлен кремниевыми пластинами

с ретушированными краями, наконечниками копий. В позднем перигорде

появляются изображения животных и человека.

Ориньяк (30-19 тыс. лет до н.э.) помимо кремниевых полностью

ретушированных пластин представил скребки, резцы, многочисленные лампы –

светильники и искусство малых форм. Появляется резьба, мелкая скульптура,

гравюра на кости, рисунки контуров рук. Обнаруживается много знаков

женского пола. Это первый в истории символ. Конец ориньяка отмечен массовым

изготовлением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола. Так что

весь период выделяют в качестве эпохи палеолитических Венер.

Салютре (18-15 тыс. лет до н.э.) продемонстрировал самую высокую

технику обработки кремния. Появляются наконечники в виде лаврового и

ивового листа, кремниевые проколки, костяные наконечники и иглы,

многочисленные статуэтки, гравюра.

Мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.) это верхнепалеолитная культура в

условиях нового наступления ледника. Кремниевые наконечники и высокая

технология ретуши исчезает. Появляется изображение изделий из кости.

Обнаруживается богатый символизм: круг, спираль, свастика. Вершиной

мадленского и всего первобытного искусства становится пещерная живопись.

Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи:

альтамира, ласко, монтеспан. В большинстве это изображения животных,

которые воссозданы абсолютно точно в целом и в деталях. Редкие изображения

человека во многом схематичны. В целом пещерная живопись во многом

схематична и рисунки напоминают «фотографически» запечатленный образ без

эстетических обобщений. Эти рисунки выявляют суть мироотношения

палеолитического человека, его охотничьи, хозяйственные основы. Зверь в это

время заслоняет самого человека. Охотничья магия выступает первоосновой

духовной жизни, а мышление носит магико-тотемный характер. Оно оперирует

повторами, подражанием и не разделяет вещи и ее образа. Человек еще не

способен к построению стройного сюжета, поэтому связная картина мира

отсутствует. Коллективный психический опыт верхнего палеолита закладывает

основные символы коллективного бессознательного.

В эпоху мезолита человеческое сообщество перестает быть чисто

охотничьим. Лабиринты водных протоков ограничивают странствия. Люди

начинают заниматься больше собирательством, рыбной ловлей, изобретают

лодку. Жизнь становится более спокойной, человек живет дольше, становится

заметнее и приобретает право на имя. Идет дальнейшее совершенствование

основных элементов культуры. Преобладающим в искусстве мезолита становится

орнамент на керамике – это достижение женщины.

Наступивший неолит принес в первобытную культуру переворот,

названный неолитической революцией. В местах произрастания дикого ячменя,

пшеницы, риса зарождается земледелие и животноводство. Человек перешел к

произ. хозяйству. Производящая экономика укрепила экономические

возможности, ослабила родственные связи, стимулировала переход к сельской

территориальной общине.

3. Виды первобытных искусств: музыка, танец, слово, живопись,

скульптура, архитектура, декоративно-прикладные художества, пронизаны

культурным синкретизмом (первоначальное единство). Основой этого единства

было мифическое сознание архаичного общества. У всех известных этнографам

первобытных народов магический ритуал, так или иначе, слит с мифом. Миф

выступает как сценарий ритуального действия. Поэтому энциклопедическим

определением мифа служит указание на собственно повествование, сказку,

особую историю Богов. Но в пору первобытности миф выступил формой

культуры, способом человеческого бытия и ощущения, целиком основанным . на

смысловом породнении человека с мифом. Без такого породнения

существование раннего человека немыслимо. Поскольку иное мироощущение в

условиях отсутствия объективных знаний о мире повергло бы его в состояние

отчаяния и бессилия. Только чувствуя грозные природные стихии, родственными

себе, одушевленными существами, человек может программировать свою

деятельность, ибо грозные силы можно умилостивить, заговорить, даже

запугать. Такие особенности первобытного мышления, как неспособность

провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к

противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно- конкретный

характер, эмоциональность превращали миф в очень своеобразную систему в

терминах которой воспринимался и описывался весь мир.

Мифологический мир выступает магическим космосом, где все одушевлено и

связано со всем мистическим связями и магическим влиянием. Миф выступил

отрицанием индивидуальности и свободы. Человек в нем – часть целого,

вписанная в его незыблемый порядок. Община также часть божественной природы

и порядок ее не менее священен, чем природный. Миф тотально подчиняет

человека, исключая любые шаги не предписанные священным обычаем.

Таким образом, миф выступает и формой сознания и универсальной

системой ориентации человека в природе и обществе. Ярче всего основы

мифологического мировоззрения выявил ритуал. Он явился основным средством

обновления мира ради выживания человека в экстремальных ситуациях. Ритуал в

первобытную эпоху был основной формой бытия человека и воплощением

человеческой способности к деятельности. Из него в последствии развилась

производственно-экономическая, духовно-религиозная, общественная

деятельность человека.

В основе ритуала лежал принцип подражания явлениям природы. Благодаря

этому человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими

ритмами. В эпоху архаики человек интуитивно «схватывал» беспредельную

диалектику, логику развития космоса, улавливливал его ритмичность.

Ритуальное действо включало танец, песнопение, молитву. Мифическое сознание

важную роль отводило магии. Не влияя на объективные свойства вещей, магия в

полной мере овладевала психикой первобытного человека, внушала людям

сплоченность, оптимизм, «программируя» бессознательно на успех в трудном

деле.

Особый интерес представляет феномен шаманизма. Он предстает как

комплекс реальных знаний и умений, фантазии, спонтанных реакций,

иллюзионистского и гипнотического искусства. «Шаман» - обозначает тот, кто

знает.

Мекка была местом паломничества для арабов еще до ислама. Ислам …..

идеи жесткого предопределения, что сближает его с протестантизмом.

Экономическая деятельность человека так же оценивается с точки зрения

морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама в том, что

главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд, и не

создание материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий

путем захвата. Основной политической идеей и является создание халифа.

Дух месопот. культуры отразил сокрушающую силу природы, которая здесь

более своенравна и жестока и иной, отличный от Древнего Египта,

общественный порядок. Космический порядок здесь предстает как что-то

постоянно достигаемое в процессе столкновения пугающих космических волн. В

месопот. Вселенной вст. облад. полей и хар.-. Описывается такой порядок в

терминах гос-ва Судьбы. Великие предст. события, создаются, утверждаются на

собрании Богов, пока не возникает единодушие. Оно обеспечивается единством

мнений у самых выдающихся богов.

Такое представление о действительности возникло в месте с шумерской

культурой около 4 тыс. лет до н.э. и оформлено в разнообразной

мифологической литературе. При этом одной из мифологических концепций

возникновения человека в этом мире было его сотворение из глины и

замешивание на крови богов. Человек был создан, чтобы трудиться вместо

богов и на богов. Главной его добродетелью выступает послушание и

безоговорочное принятие власти во всех ее проявлениях. Путь службы,

покорности выступает средством обретения покровительства, защиты со стороны

богов и достижения земного успеха.

Принципиально по-иному культура Месопотамии решает проблему смерти,

которую рассматривает как неправомерное наказание человека и высшее зло.

Надежду на счастливую жизнь после смерти культура Двуречья исключает.

В знаменитом эпосе в Гильгамеше, проводится мысль, что смерть не

может перечеркнуть ценность жизни, прекратить во всех своих обыденных

проявлениях. Смерть лишь стимулирует человека жить мудро, осмысленно и в

борьбе со злом. В награду за это «имя» и благодарная память потомков. Так

впервые появляется идея вечной славы, заменившая мечту о бессмертии.

Культура Двуречья сделала попытку нравственного преодоления смерти.

Мифология народов Двуречья донесла до нашего времени характер

месопотам. религиозности, сохранила сведения о Понтеоне самых ранних ….

богов. Большинство из них имели антропоморфный характер, но гл. отождеств.

с планетами. Восприятие божеств было связано со звездным небом и неизменным

ходом небесных светил. В небесных темах усматривался первообраз земных

событий и, поэтому большую популярность и развитие получила астрология.

Храм-дворец был символом религиозной связи живых с мертвыми, обиталищем

богов-покровителей и центром всей жизни города – государства.

Месопотамская культура оказалась более рациональной и светской по

характеру. Религиозная система не монополизировала духовную жизнь

полностью. Об этом свидетельствуют законодательные нормы, тщательно

разработанные для всех сфер жизни.

.Образец законодательства – кодекс старовавилонского царя Хаммурапи

оставлял место для взглядов и поступков, не связанных непосредственно с

религией. Особая религиозная предрасположенность выявляется и в

представлениях шумеров, что жизнь во Вселенной управляется божественными

законами «ме». Будучи созданы великими Богами, эти законы существуют вне

Богов, проявляются в движении без личной материи, создают всю мудрость и

науку. В общем плане они представляют совокупность закономерностей и

правил, определяющих поведение человека и божеств, принцип ремесел и

искусств, жизнь и смерть людей.

7. Культура ранних цивилизаций (4 тыс. – 6 в до н.э.)

1. Понятие цивилизации. Признаки и классификация цивилизаций.

2. Культурные характеристики ранних цивилизаций. Особенности развития

древневосточных обществ.

3. Сходства и различия в культурах Древнего Египта и Месопотамии.

1. Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими

просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят

свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более

широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:

1. как идеал прогрессивного развития человечества;

2. как стадия в процессе всемирного, прогрессивного развития;

3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические,

общественные образования.

Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен

неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей

экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где

происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного

мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной

собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом,

и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и

появление денег; расширение структуры и организованности производства;

дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и

экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами

нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло

государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней

защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные

законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из

множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.

Понятие «цивилизации» применяется почти во всех социально-гуманитарных

дисциплинах: философии, истории, экономике и т.д. Каждая из них высвечивает

определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет

логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и

хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер

– смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль;

Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от

содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.

Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной

деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и

континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды,

то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во

взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и

«закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена

«вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов.

Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории

человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-

Европейские цивилизации).

2. Первые цивилизации возникают в бронзовом веке (4-3 тыс. до

н.э.). Аграрное производство, поставленное на прочный

фундамент, предопределяло направление духовной эволюции

этих обществ. Их мироощущение приобретает четко выраженный

религиозно-мифологический характер. В нем доминируют

религиозные представления, хотя сознание еще прочно

удерживает магико-тотемные пласты.

Человек формирует систему антропоморфных богов, но зооморфизм

устойчиво присутствует в религиозных представлениях ряда культур.

Официальные пантеоны отражают сложившийся общественный порядок, при этом

главную роль играют боги природы, определяющие хозяйственные циклы

аграрного воспроизводства.

Ранние цивилизации представляли тип аграрной культуры, обращенной в

прошлое и связанной с настоящим. Все представление о будущем сводится к

ожиданию урожая, благоприятного сезона и т.д. Время в таких культурах не

имеет протяженности, оно циклично. Смыслы реальности не постигаются, формы

культуры еще, в основном, отражательны. Историки первыми утверждали новый

социально-культурный порядок древневосточных цивилизаций. Безотносительно к

географическому признаку понятие «Восток» определяется как культурно-

цивилизационный комплекс, для которого характерны коллективизм и

тоталитаризм. К древневосточным относятся культуры: Месопотамской,

Египетской, Индийской, Иранской ранних цивилизаций. Возникновение здесь

государственности было связано с решением масштабной задачи – налаживанием

оросительного земледелия.

Из-за их расположения в долинах великих рек и зависимости

общекультурного комплекса от водной стихии эти цивилизации названы речными.

Государственность Древнего Востока обозначают термином «деспотия», под

которым понимают тип неограниченной монархии, где все члены общества в

равной мере бесправны в отношении к властелину. Взаимоотношения между

подданными регулируются определенным правопорядком. В реальной истории

абсолютизму деспота противостояли …… Такой тип государственности родился из

потребности объединения большого количества людских общин в единое целое

для решения единой хозяйственной задачи. По времени это объединение

происходило раньше, чем человек начал обнаруживать ростки внешних

проявлений свободы.

В основу древневосточного государства лег идеал абсолютного единства,

отрицающий проявления индивидуальности и свободы человека. Общество

поглощается государством. Человек низводится до административной функции и

сам верховный властитель выступает как высшая функция государства, как

воплощение божественного величия. Он и почитается за это качество,

приходящее извне, а не за свое мужество, силу, храбрость и т.д. Оно дает

ему абсолютную власть до тех пор, пока не происходит развоплощение. Сама

власть в такого рода государстве не имеет подлинно-светского характера.

Древневосточные властители наследовали некоторые функции царя-жреца

более других времен. Они выступают как посредники между божественной

природой и государством, их власть – земное воплощение божественного

могущества и поэтому не только светская, но и магическая. Но наличие

мощного деспотического государства было условием выживания и получило

смысловое оправдание в культуре и мироощущении человека.

8. Классические культуры Востока.

1. Религиозно-философские основы древнеиндийской культуре.

2. Совмещение человечности и государственности

в конфуцианской культуре Китая.

3. Особенности арабо-мусульманской культуры.

Принятой Ясперсом типологии культур Древне-Индийской и Древне-

Китайской цивилизации представлен послеосевой тип. В них очень сильно

проявился рефлексирующий элемент, выявивший Восточную мудрость. Она

предстала как многоликий комплекс идей, где истинно философское мышление

выливалось через суть религиозного поиска истины. Особенно отчетливо это

зафиксировала Древне-Индийская культурная традиция. Первые центры культуры

в Индии существовали уже в 3 и 2 тысячелетиях до н.э. Открытая в 20 веке

индская цивилизация была самой большой из культур того времени и очевидно

ее сходство с цивилизацией Древнего Египта и Двуречья.

В первой половине 2 тысячелетия до н.э. в Индию проникли арийцы со

своей системой верований, которая впоследствии была зафиксирована в

письменных источниках в Великом собрании текстов священных гимнов и

жертвенных ф-л – «Ведах» (Знание).Среди этих текстов особо по своему

значению выделяется «Ригведа» – древнейший памятник философского и

религиозного смыслов.

Ведийская мифология относила к разряду высших 33 бога. Главным

принципом ее видения мира было обожествление природы как целого и

отдельного явления природной и социальной жизни. С Ведических Времен в

Индии сложилась система замкнутых каст из отдельных маленьких групп. Она

выступила как детально разработанный свод правил в отношении социальной

группы, строго регламентирующей нормы поведения и взаимоотношений каждого

человека.

Основы кастового строя, его иерархия и существование деспотического

гос-ва были закреплены в индийской религии в 1 тысячелетии до н.э.

Ведический период религий Древней Индии сменился брахманским. Утвержден

верховный бог – Брахма. Из разных частей тела которого и произошли касты

брахманов (жрецов), кшатриев (благородных воинов), вайшьев (торговцев),

шудров (слуг). Древняя брахманская религия развивалась в направлении от

жертвоприношения к знанию. Появляются философские и богословские сочинения

по проблемам жизни и смерти, истинной реальности, а также истинной сущности

человека.

Как плод мысли различных эпох и школ возникло религиозно-философское

сочинение («Унанишады»). В нем представлена первая попытка дать ответ на

вопрос «как научиться жить?» При этом всячески подчеркивалась

сосредоточение на высшей реальности.

Постепенно брахманская религия превратилась в индуизм, выступивший

учением о любви и почитании, религией успокоения человека в едином

теоретическом обосновании кастового порядка. В этом превращении

значительную роль сыграли борьба старой брахманской религии с буддизмом и

джайнизмом и Древнеиндийским эпосом. Великую эпическую поэму «Бхагават

Гита» называют новым заветом индуизма. Тексты индийского эпоса сформировали

модель понимания основных философских идей на примерах. Большую часть этой

поэмы составляют рассуждения Кришны о смерти, реальности, долге, действии и

высшем понимании, Индуизм признает авторитет ведической мифологии и

сохраняет многочисленные магические приемы, на основе которых возникли

священные заклинания.

В то же время в индуизме устанавливается строгая иерархия богов:

триединство главных божеств – Брахмы (создатель и правитель мира), Вишну

(охранитель), Шивы (разрушитель). Как совокупность религиозных форм и

философских взглядов индуизм стал духовной основой Древнеиндийской

культуры, ее миросозерцания.

В Древнеиндийском миросозерцании присутствует особая безличная

реальность. Человек выступает частью никогда не прекращающегося цикла бытия

и смерти (Сан Сара), постоянного перерождения души, потока перемен всего

существующего. Это колесо времени есть тюрьма, где страдания и боль

являются нормой и из которой можно бежать лишь по прошествии длительного

времени и накопления кармы. Карма – закон Вселенной, подразумевающий

перемещение души. Она же означает действие или поступок, закон возмездия и

воздаяния за соответствующее поведение. Только через конечную реализацию

своей истинной природы человек может избежать бесконечного цикла рождения и

смертей, разорвать колеса Сан Сары и достичь мокши (нирваны). Мокша

означает подлинное духовное пробуждение или истинное просветление. Она же

означает обретение состояния покоя и блаженства, слияние с высшей

реальностью.

Религиозно-философские учения Древней Индии, и в первую очередь

индуизм, строятся на представлениях о мире, как упорядоченном целом.

Всеобщий и Вечный порядок, удерживающий Вселенную, называется дхарма –

это значит, истина утверждения. Она охватывает все и всех и может означать

принцип существования. Этот великий мировой закон бытия в человеческом мире

проявляется через дифференцированный кастовый закон. Кастовый строй

укоренен в Вечном порядке вещей и смысл поддержания его разграничений

заключен именно в сохранении вечного мирового порядка.

Восточная мудрость учит, что человек может получать чувственные

наслаждения и достигать приход счастья, если он действовал в соответствии

со своей дхармой. Но смысл существования сводится к пониманию, что есть

одна жизнь, одна сущность, одна цель. В постижении этого единства

величайшее благо, спасение и высшее назначение: познать Вселенную в самом

себе, обрести любовь, которая дает возможность еще в этом мире жить

безграничной жизнью. Совокупность средств в постижении реальности называют

йогой.

Таким образом, Древневосточная мысль безоговорочно верит во

взаимосвязь всех явлений и необходимость избавиться от узости

индивидуализма, связанного с физическими наслаждениями и иллюзиями

изолированности. В поисках главных ответов о природе человека

Древнеиндийская культура стремиться заглянуть внутрь. Наиболее отчетливо

личностный пафос религиозно- духовной культуры выразил буддизм.

Это учение возникло в 6 веке до н.э. Основателем является принц

Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (Просветленный). Избегая

ритуалов и элитарности ведической философии, отрицая кастовый строй,

буддизм сохраняет основные темы ведической культуры, признает перерождение

и карму, но при этом выделяет особую роль человека в иерархии живых существ

и вопрос очеловечивания жизненном пути и избавление от страданий. Прежде

всего, буддизм утверждает истину, что все существование наполнено

страданием, а страдание вызывается желанием. Освобождение от страданий идет

через освобождение от желаний. Дорога к освобождению – это восьмикратный

путь праведных веры, решения слова, дела, жизни, стремления, воспоминания,

самоуглубления. Этот путь формирует особый тип культуры, психической

деятельности, главным следствием которой выступает терпимость, не нанесение

вреда окружающему. Такие культурные ориентации ограничивают включение

личности в мировой порядок.

2. Фундаментальное отличие китайской культуры – это ее чувство

гармонии, внутренняя согласованность, язык и постоянство. Жители древнего

Китая создали самобытную культуру. Во 2 тысячелетии до н.э. китайцам были

свойственны культ природы. Китайцы признавали обожествление царской власти.

Царь был признан сыном неба. Период формирования культуры Китая относится к

5-2 векам до н.э.

Преемственность культур данного периода позволила создать уникальный,

неповторимый культурный тип цивилизации, который можно рассматривать как

разновидность ирригационной культуры с единой системой административно-

хозяйственного управления, сокрализации власти императора.

В Китае были четко выражены элементы феодализма. Это породило сильную

тенденцию в древнекитайской религии и философии, ориентироваться на

проблемы гибкого управления огромным государством, основанным на мелких

частных хозяйствах. Китай рационализировал административное управление,

сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Государственные

чиновники не превратились в замкнутую касту. Именно в Китае утверждена

знаменитая экзаменационная система занятия вакантных должностей в

государстве. Рационализм как культура управления был неискореним в

истории Китая. В середине 1 тысячелетия до н.э. в Китае оформились три

главные идеологические направления: конфуцианство, даосизм, буддизм.

Главной задачей конфуцианства было стремление совместить

государственность и человечность. В духе Восточных традиций, Конфуций

предлагал распространить принцип отношений в большой семье на все общество

и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного

этикета. Отношение к государям подданных здесь строятся по образу отношений

«отца» и «сыновей». И каждый должен исполнять положенную ему роль.

Конфуций сформулировал моральный принцип взаимности. Установление

порядка в государстве начиналось с овладения собой и наведения порядка в

собственной душе. Делая ритуализированный этикет своим внутренним

содержанием человек обретает жень- человеколюбие, основой которого

выступает семейный дол, уважение человека, как носителя родовых связей.

Жень становится всеобщим этическим нормативом.

Доминирование этического момента определяет специфику конфуцианской

теории государственного управления. Конфуций провозгласил мораль,

основанную не на личной совести, а построенную на чувстве стыда и

корпоративного долга. Конфуцианство отстояло человечность (жень) и

относительную автономность общества перед деспотизмом государственной

власти, но сделала это через опору на традиционные семейно-клановые связи и

безраздельное подчинение человека своему клановому долгу. Конфуцианство

легло в фундамент позднейшей китайской цивилизации, определило социальный

порядок, принцип организации государства и превратило символ всего

«китайского».

Наряду с конфуцианством в Китае получило развитие учение даоизма.

Основная философская категория даосизма – это "Дао»: «Дао» – путь единой

жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь

в бесконечной череде приходящих вещей и состояний. Определяющим признаком

является естественность. Человек не в силах изменить естественный порядок

вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода

событий и стремление постичь «Дао». Даосизм утверждает принцип не деяния.

Его смысл заключается в продуманном спокойствии, при котором возможны

только самые необходимые действия. Чтобы сохранить себя необходимо

сообразовать собственное поведение с непреложными законами природы. Это

этика невзыскательности, удовлетворения своей судьбой, отказа от желаний и

стремлений.

Китайская культура является философской и светской в широком смысле

слова. Здесь уже в древности этико-ритуальные принципы и соответствующие

формы поведения были решительно поставлены на первый план. Со временем они

заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира. Не мистические

ощущения и верования, а ритуалы и церемонии определяли облик этой

цивилизации. Человек в Древнекитайской культурной системе стремился к жизни

в ее природной полноте и рациональной устроенности.

3. Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение

целостного торгового и налогового пространства в ореоле караванного пути из

Индии в страны Средиземноморья. Объединение племен и стирание различий

между ними, а также замирание торговых городов и воинственных бедуинов,

живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов

сотен родовых божеств и провозглашения единым богом Аллаха.

Пятью столпами (основные элементы) являются: вера в единственность

Аллаха; почитание пророка Мухаммеда; молитва; пост; паломничество в Мекку.

Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не

с христианским богом, а с иудейским. Коран запрещает поклонение ангелам и

пророкам, кроме Мухаммеда. Обычай молиться Мухаммеду, заимствован у иудеев.

Мусульмане молятся в течение суток 5 раз. Перед молитвой обязательно

совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку,

земле и пыли с одежды. Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан и

заключен он в том, что есть и пить разрешено только ночью, после захода

солнца. Милостыня для мусульман означает в первую очередь уплату налога

казне.

Мекка была местом паломничества для арабов еще до ислама. Ислам

характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с

протестантизмом. Экономическая деятельность человека также оценивается с

точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама

в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд

и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых

территорий путем захвата. Основной политической идеей ислама является

создание халифата – мощной целостной империи.

Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е.

потомок пророка Мухаммеда. Между общиной и халифом заключается договор,

который является основой государственного строя. Теоретически халиф не

пользуется никакими привилегиями. Он следит за соблюдением законов, и сам

подчинен нормам мусульманского права.

Таким образом, существенной чертой исламского общественного устройства

является то, что хотя глава государства выбирается большинством

мусульманского населения исполняет он не его волю, а незыблемые законы

шариата. Исламскую цивилизацию, по мнению Тойнби, можно отнести к

цивилизациям задержанным, т.е. зафиксированным в определенном состоянии.

Секрет долгожительства этой цивилизации Тойнби объясняет тем, что иерархия

и механизм управления обществом были отделены от носителей власти, не

только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.

Военная и управленческая иерархии состоят из маммонов – янычар,

воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на

дипломатической службе после падения Византии в Османской империи стояли

образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по

иерархической лестнице было неограниченно, но подконтрольно. Смерть могла

угрожать за любой проступок. Положение завоевателей, оставалось незыблемым,

и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби

связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.

Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в

странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития исторического

жанра и литературы. Если в Западноевропейской историографии единая

хронология формировалась, начиная с 11 века, то исламские историки,

датируют события и располагают их в хронологическом порядке, уже с 8 века.

Кочевое прошлое арабов сказалось и на мусульманской культуре. Она не

стала городской в смысле дискретности восприятия пр-ва, где она вне города

воспринималась как пустота. Весь природный ландшафт для кочевника

представляет самостоятельную ценность. При распространении ислама вся

территория, начиная с Мекки,, приобрела непрерывную религиозную значимость.

Мусульманские храмы, где бы они не находились, ориентировались на Мекку. В

этом смысле все пространство мира для мусульманина организовано вокруг

единого религиозного центра. Понятие природы, как среды чуждой для человека

в исламе не существует. Все пространство являлось сферой человеческой

деятельности. Такое восприятие пространства обуславливает активное освоение

всех завоеваний мусульманских земель. Вся территория империи покрылась

сетью дорог, соединяющих города с промежуточными селениями. Каждый город

был очередным рубежом распространения веры и цивилизации.

Иррационализм мусульманского бога влечет за собой и неопределенность

его внешнего облика. Причем иррационализм ислама настолько последователен,

что существует поговорка: «Не думай, есть тот, кто уже подумал». В этих

целях любое изображение божества воспринималось бы как покушение на

религию. Значение религиозного изображения преобразует священный текст, его

каллиграфическое воплощение.

Не менее святотатственным представляется мусульманам изображение

людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен

только богу.

Графическое изображение слова по мусульманским представлениям

является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и

словом, звучанием.

Арабская вязь не просто образец каллиграфии и эстетического письма,

она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо

арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила – с духами. В поэзии

красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность не только не

допускает изображение бога, но и значительно увеличивает сакральный смысл

его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть – моделью

и символом мира как бога.

Тип мусульманского храма, колонная мечеть, сложился в 7 веке. Основные

архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования

мусульманского понятия о красоте: «джамал» – божественная, совершенная

красота (купол мечети); «джалал» – божественное величие (минарет); «сифат»

– божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).

1. Истоки, этапы и характер Древнегреческой культуры.

2. Зарождение рац-ти. Древнегреческая философия и наука.

Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения

закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их

фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры

стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции,

расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была

близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой

управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в

силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен

происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их

окончательная гибель в 12 веке.

Следующий этап (11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к. основным

источником информации о культуре этого времени являются «Илиада» и

«Одиссея». Для указанной эпохи характерны общий застой и культурный

упадок, утрата обществом письменной и профессиональной традиции, разрушение

старой религиозности. Но, переселившиеся северо-балканские народы (дорийцы)

обладали железным оружием. Они начали железный век, заложили предпосылки

великого подъема Древней Греции. 11-9 века до н.э. стали временем борьбы

родовой знати этих народов за славу, доблесть, богатство. Достижение этих

целей было рагламентировано «героическим кодексом» и ….

Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от

имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа

греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм

культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием

мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями

и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех –

превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.

Последующая эпоха стала временем экономического подъема и интенсивного

духовного творческого поиска. Греки проводят внутреннюю и внешнюю

колонизацию. Их выход на побережье Средиземного, Черного и Мраморного морей

утверждает открытость в характере греческой культуры и способность к

заимствованию культурных традиций иных народов. Происходит окончательное

разложение родовой общины, формируется этнический полис – город –

государство, который можно определить как форму человеческого общежития,

где община свободных граждан выступает собственником средств производства и

политического организма. В материальном производстве закрепляется труд

раба. Раздробленная в политическом отношении Греция в эту же эпоху

объединяется со знанием духовного единства и утверждает охватывающее весь

греческий мир понятие «Эллада». Зримым выражением единства служат греческие

святилища и единый пантеон греческих богов-олимпийцев, возглавляемый

Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги поддерживают установленный

космический и социальный порядок, покровительствуют всем видам деятельности

людей. Игры (Олимпийские) в честь некоторых богов выступают важным фактором

культурного развития. Полисная жизнь укоренена в священном, божественном

законе, реализуемом через закон общественный. Последний, выступает как

безличная правовая норма, равнообязательная для всех. Равное положение

граждан перед законом ограничивает состязательную культуру и ставит в

позицию принудительного социального творчества. Важную роль в этом переходе

сыграли социально-политические и экономические реформы афинского

политического деятеля и поэта Солона. Их содержание определялось интересами

афинского демоса.

Эпоха классики (5-4 века до н.э.) – взлет греческого гения, его полное

и завершенное выявление во всех областях культуры: искусстве, архитектуре,

литературе, философии и науке. Она была подготовлена складыванием системы

рабовладения, полным развитием полисной демократии, накоплением

гражданского самосознания, преимуществом закона перед деспотизмом. Классика

формирует представление о – человеке, как самостоятельной личности.

Подтверждение – общественная жизнь Афин в пору правления Перикла.

Складывается общественный идеал полноценного гражданина полиса – личности

сильной, энергичной, полной достоинства. Культура предстает как целостная

интегрированная система, где все подчинено задаче утверждения общезначимых

ценностей. Общественная связь регулируется законом, который приобретает

характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что

повлекло …….

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.