РУБРИКИ |
Культурология |
РЕКЛАМА |
|
Культурологиявнимания внутренним процессам формирования и функционирования личности, из которых и выводятся культурные процессы. При этом большой вклад в культурологию вносит Юнг, который определил психическое состояние личности, ее биологическим началом, личным опытом, и «коллективным бессознат.», находящим выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства и т.д. Популярная игровая теория культуры представлена именами Хейзинги и т.д. Теория утверждает инстинктивно игровое начало зарождения и построения истинной культуры, противопоставляя ее массовой в рамках которой человек приучается потреблять, а не творить. Влиятельным направлением культурологии является символическая концепция культуры (Кассирер, Уайт). Согласно этой концепции человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм культуры – языка, искусства, религии, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы и, индивидуально реализуя его способности к общению и созданию символов. Мир культуры – это идеальная символическая вселенная, которая важнее для людей, чем природный мир. Пони мание культуры, как мира символов, выражает ценности социального общения, глубокие верования и идеалы народов, растворившись в системе коммуникаций, делает язык предметом культурологических исследований. Методы, сложившиеся в науке о языке исследователи символической школы переносят в науки общественные. Общественные отношения стали рассматриваться по аналогии между значимыми единицами языка и речи. В ход пошли методы структ. языкознания, социологии языка, трактовка языка, как голоса бытия, открытие в языке шифров бытия и т.д. Данная методология стала базой для оформления особой линии в изучении культуры – структурализма и постструктурализма. Его представители исходят из того, что культура и все ее формы (экономика, политика, одежда, жилище и т.д.) структурирована как язык и процессы, происходящие в ней можно истолковать как обмен сообщениями. Поэтому и всю культуру можно истолковать, как текст с бесконечным количеством сообщений, но при первом же анализе конкретного текста он начинает до бесконечности рассыпаться на обрывки из других текстов, чужие мысли, слова. По сравнению с распыленностью сообщений, язык, на котором они составлены, представляет прочность своей структуры, способной производить все новые сообщения. Именно механизм порождения текстов, спрятанный в языке, а не сами тексты интересуют структуралистов, которые считают, что язык, средства сообщения струатурируют общественные процессы по своему образу и подобию. Даже менталитет народа зависит от того, каким образом передается сообщение (письменно, устно, по радио, письмом азбучным или иероглифами и т.д.). Работу с текстами продолжил постструктурализм. Чтобы преодолеть противоречие между жизнью и культурой, было предложено брать текст в момент его становления, что и дает возможность заглянуть под маску наличных форм культуры. Туда, где еще нет знакомых форм, все значения смещены. Подобный процесс исследования получил название деконструкции. Деконструкции подверглись не только философские тексты, но и само постмодернистское искусство выступает примером деконстукции классических текстов культуры. Эпоха постмодернизма заставила многих мыслителей Запада четко сформулировать свое отношение к духовному наследию возрождения и нового времени. Постмодернист. разрыв с классической традицией встреч. противодейстие в ….. теоретиков, которые считают, что совокупные проблемы человека сегодня требуют осознания общегуманистических ценностей на базе которых герменефтический разум призван постоянно воссоздавать и переосмысливать культурно-исторический процесс, вести диалог с прошлым, рисовать возможные контуры будущего. 4. Структура и функции культуры. 1. Системная организация культуры и основные компоненты ее структуры. 2. Содержание и классификация языка культуры. 3. Функции культуры. 1. Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Ее исследователи предлагают структурный анализ. Структура – это совокупность установившихся связей культуры, обеспечивающих ее целостность, т.е. сохранение основных свойств, при различных внутренних и внешних изменениях. По смыслу, понятие структура принято соотносить с понятием система, организация. Структ. целостность определена взаимной обусловленностью и взаимовлиянием основных видов и содержания элементов культуры, проявляется в иерархии ценностей, их различном положении в шкале значимости для человека. Целостность культуры – это целостность самой жизни человека, целостность тех материальных и духовных , которые сотворены его трудом и потому выступают как «артефакты» (искусственно созданные). Для удобства научного анализа в структуре культуры выделяют или ее принято делить на материальную, духовную, социальную. 1. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращаются в вещь, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Сюда относят разнообразные средства материального производства, производственные отношения, все виды материальных ценностей - архитектуру, здания, средства коммуникации и транспорта, парки и т.д. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека. 2. Духовная культура включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность. «Артефакты» духовной культуры проявляют себя через такие элементы, как обычаи, нормы и образцы поведения, а также идеалы и ценности, идеи и научные знания. Обычай появляется в архаичных обществах в качестве основного регулятора поведения. Обычай – это привычные целостные образцы поведения людей. Они включают в себя традиции, которые реализуются через обряды и ритуалы. Обычаи закреплены в общественной памяти и передаются из поколения в поколение. Мировоззренческой основой обычая выступают поверья и предания. С появлением государства многие обычаи закрепились в виде правовых норм. Нормы – это общепризнанное правило или образец поведения, действия. Выделяют общекультурные нормы, нормы национальной культуры, а также универсальные, профессиональные нормы. Они отражают отношение человека к культуре данного общества, к окружающим людям (если ваш друг прошел мимо и не поздоровался, вы сразу же встревожитесь, т.к. это не соответствует норме). Норма является не только правилом, она содержит в себе и оценку, выступает образцом, т.е. показателем необходимого уровня поведения. Образцы поведения – это нормальное поведение. Ценности относятся к более высокому уровню духовной культуры. Они включают в себя не только нормы или обычаи, но и интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность предполагает выбор. Иерархия ценности складывается постепенно, как результат опыта культурной деятельности человека и выглядит следующим образом: . сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.); . отдельные духовные ценности (социальные, политические, религиозные, идеологические, художественно-эстетические, семейно-родственные и трудовые); . моральные ценности, прежде всего признание ценности личности. Обогащение культуры происходит путем ассимилирования и синтезирования ценностей. Устойчивость развитых культур обеспечивается наличием механизмов согласования ценностей без взаимного их разрушения. Максимально ограниченные ценности образуют ядро культуры, которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентаций. Ядро формирует основные идеалы. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов (экономическая целостность, этические нормы, эстетические идеалы и критерии удобства). Например, современную культуру часто называют обществом всеобщего потребления, т.к. на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания. Знание – это объем сведений или информации, проверенных практикой и зафиксированных форме представлений, текстов, суждений и теорий. Знание открывает новые виды реальностей, включая их культуру творчества, повышая продуктивность и эффективность деятельности человека. Полнота творческой деятельности человека достигается через создание и использование разнообразных культурных форм. В качестве таковых выступают: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука. Миф – это первоначальная форма духовной культуры, когда человек не выделяет себя из природной и общественной среды, а его мышление было почти неотличимо от эмоциональной сферы Религия выражает потребность человека в ощущении своей сопричастности к основам бытия. Однако эту основу человек ищет в сфере трансцендентного обожествления. Не природа, а сверхъестественные силы человека, прежде всего Дух, с его свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от мифологической слитости с природой. Нравственность возникает после ухода в прошлое мифа. Человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономии от коллектива. Так возникают первые нравственные регуляторы: долг, честь, стыд. Нравственность – это внутренняя саморегуляция в сфере свободы. Искусство – это выражение потребности человека в образно-символическом отражении и переживании значимых моментов в своей жизни. Искусство создает 2вторую реальность» – мир жизненных переживаний. Выражается специальными средствами. Философия возникла как духовное преодоление мифа. Она стремится к рациональному объяснению бытия. Философия выступает как теоретическая душа культуры. Наука – это рациональная реконструкция мира на основе постижения его сущности законом. 3. Социальная культура представляет собой отношения, которые складываются в обществе, и реализуются через социальные институты. В культурологии существует множество критериев, на основании которых классифицируется культура. В зависимости от ее носителей выделяют: мировую и национальные культуры, культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская и др.). В едином поле культуры выделяют два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на: 1. кумулятивный (где накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулятивные ценности); 2. трансляционный. На кумулятивном уровне культура предстает как взаимосвязь элементов отражающих предрасположенность человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая; правовая, философская, религиозная, научно-техническая, художественная. Каждому из элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Экономической культуре соответствует ведение семейного бюджета, домашнего хозяйства. Политической – нравы и обычаи, правовой – мораль. Философии – обычное мировоззрение, религии – суеверие и предрассудки, художественной – обыденная эстетика (архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Каналами связи являются: сфера образования, средства массовой коммуникации, социальные институты, институты культуры. Однако главным средством коммуникации в культуре выступает язык. 2. Язык культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникации друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности. С помощью языка осуществляется понимание, диалог, как между культурами разных эпох (по вертикали), так и между культурами, существующими одновременно (по горизонтали). Трудность заключается в переводе смыслов с одного языка на другой в силу множества систематических и грамматических особенностей. К примеру, как перевести с русского на грузинский язык слово «тоска», если в нем отсутствует понятие, отражающее смысл слова. Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам. Во-первых, освоить культуру, ее ценности, невозможно не овладев системой ее языков. Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет его картину мира. Язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению. В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре. Язык выступает и продуктом культуры и структурным ее элементом и условием культуры. Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни. В культурологии принята следующая классификация языков: . естественные, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, английский, белорусский и т.д.). Они не имеют автора, возникают и изменяются совершенно, закономерно и независимо от воли людей. Для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека, в среднем, 10-15 тысяч слов, часть из них он использует, другие понимает, но не использует сам. . искусственные языки науки, где знание фиксировано и существуют строгие рамки использования – формулы. К искусственным языкам относят и язык условных сигналов (азбука Морзе, дорожные знаки). . вторичные – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (язык живописи, танца, музыки и др.). Т.к. сознание человека есть сознание языковое, то все виды, надстраивающиеся над сознанием людей могут быть определены как вторичные моделирующие системы. Художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка (пересказ стиха обычной речью разрушает структуру, доносит не тот объем информации). Культура способна реализовывать себя через систему знаков и символов. Знак – это материальный предмет (событие, явление), выступающий объектом заместителем некоторого другого предмета, свойства и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации знаний. Его характеризует прямая связь с обозначаемым предметом; бытует в разных сферах общественной жизни: науке, религии, искусстве и т.д. (В письме – буква, музыке – нота). Символ в культуре – это категория, раскрываемая через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символом называют структуру значения, где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Символ возник с развитием психики, когда было осознано разделение на разум и чувства, различают реальный мир и его отражение в иск. формах. Он бытует в культуре. Символ обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, уводит за пределы реальности, тяготеет к графическому изображению, отображает форму. Жизнь человека символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрушая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Знаки видимого мира ведут к миру идей. Через обнаружение смысла формы, человек проникает в смысл содержания. Еще первой важной категорией является текст. Чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте, только в этом случае, культура может выполнить функцию хранения и передачи информации. Существует два канала передачи информации: 1. генетический; 2. через разнообразные знаковые системы, единицы информации, называемые «мемами». Если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культуре мемофонд, выраженный в текстах. В культурологии принято рассматривать как текст все артефакты. Текст отличает от литературного произведения: 1. это не эстетический продукт, а знаковая деятельность; 2. это не структура, а структурно-образный процесс; 3. это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенных смыслом, а производство, где обозначают линии смысловых сдвигов. 4. уровнем текста является не значащие, а означающие. Текстом могут выступать любые знаковые сюжеты: . иконографические; . деятельностные; . вещные. Т.о. к коммуникативным, трансляционным средствам культуры относят язык, знаково-символическую систему. Они являются своеобразными каналами связи между культурой и человеком, обеспечивающими целостность и преемственность культуры. 3. В культурологии функциями культуры обозначаются способы действия культуры в обществе. 1. Важнейшей функцией культуры является информационно-познавательная. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. культура имманентна, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, хранить и систематизировать их Она выступает как социальная и интеллектуальная память человека. Общество настолько интеллектуально, насколько оно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. 2. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаковых систем. Человек, как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий (известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками). Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается по 1 яблоку. Когда обмениваются идеями, остается по две идеи). Обмен идеями взращивает в человеке его личностную культуру. Дело не только в получении знаний, но и в том отклике, который они рождают в человеке. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязаемый. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условия жизнедеятельности людей. Наиболее распространенным способом межкультурной коммуникации выступает язык. В истории Западной Европы универсальными языками общения являются: греческий, латинский, а, примерно с 10 века, - французский, влияние которого в 18 веке достигает невиданной силы. С середины 20 века французский язык уступает место английскому. 3. Аксиологическая функция. Культура – это, прежде всего, нормативная система, а потому она формирует у человека определенные ценностные ориентации. Ценностные ориентации – это действенные предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости. Они могут выступать и в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей. Личные ценностные ориентации показывают степень культурности человека, если мерилом их оценки служат нравственные и эстетические нормы. Данная функция отражает качественное состояние культуры. 4. Функция социализации личности (социокультурной адаптации) ставит перед человеком задачу освоения знаний и навыков, необходимых для превращения его в полноценного члена общества. Он должен научиться самостоятельно формировать свой образ жизни, уметь не просто приспособиться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, но и воздействовать на нее так, чтобы по возможности приспособить к себе и своим нуждам. Именно в ходе социализации люди учатся посредством коммуникаций сначала в семье, затем в школе, в профессиональной среде, уравновешивать разум и эмоции, вытеснять антикультурное на периферию сознания. Особую роль здесь играют традиции, обычаи, умение, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный быт и уклад жизни. Культура при этом выступает в качестве «социальной последовательности». Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком (Маугли). 5. Регулятивная (нормативная функция) связана с регуляцией различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Культура влияет на поведение людей, данная функция опирается на мораль и право. 6. Семиотическая (знаковая) функция направлена на овладение человеком специфическим набором языков, которым пользуются разные сферы культуры: устная и письменная речь, нотная грамота, язык математических формул, стихов, размеры, техника ИЗО. Только такая грамотность может стать реальной предпосылкой обретения человеком свойств культурности. Перечисленные функции не исчерпывают функциональные измерения культуры. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество. 5. Источники динамики и типология культуры. 1. Источники и механизмы культурной динамики. 2. Теоретические модели типологии культуры. 1. Культурная динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Этому термину близок по значению термин развития, который употребляется для обозначения поступательного движения культуры. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре: инновации, новые элементы культуры или новые их комбинации. 1. К категории инновации относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо новые технологии его освоения. Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы деятельности, отличные от принятых, в данном обществе. Большую роль в реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать те, или иные открытия. Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Особенно сильное отторжение нововведений обнаруживают традиции общества. Как гласит древнеегипетское предание, Боги наказали Тота (в Египетской мифологии Бог мудрости, счета и письма) за то, что он раскрыл людям тайну письма. Аналогичная судьба ждала всех «культурных героев» мифической древности. Жизненный путь гениев-самородков в таких обществах всегда трагичен. Показательный пример дает история книгопечатания. В Западной Европе Гутенберг начал печатать книги в середине 15 века. Культурная среда была уже настолько готова к восприятию этого факта, что уже в 1500 г в 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий, которые выпустили около 40000 изданий книг общим тиражом 10-12 млн. экземпляров. В России первая книга была напечатана Федоровым с небольшим опозданием (1564 г.). Однако этот факт не повлек за собой порыва в этой стране. Сам печатник подвергся гонениям, а широкое книгопечатание было отложено на 1,5 столетия. Таким образом, поскольку широкой потребности в новых знаниях, подобных (традиционных) общество не складыв., не формировалась и среда способная поддержать и распространить нововведение. Поэтому, появившись, они обречены либо на скорое забвение, либо на использование в узких границах. Компас, порох, бумага, спички, фарфор – все это изобретения первенство в которых принадлежит китайцам. . Однако к кардинальному перевороту в образе жизни они не привели, хотя ими и пользовались. Зато малой доли этих изобретений, часть из которых была сделана европейцами, самостоятельно (производство фарфора, книгопечатание), а часть позаимствована, оказалось достаточно, чтобы произвести настоящий переворот в образе жизни общества. 2. Трансмиссия – обращение к культурному наследию. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохранилось все то, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Это крайнее направление в отстаивании культурного наследия, которое проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиций, ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания (наиболее яркие образцы движения фундаменталистов – исламская революция в Иране и движение гандизма в Индии). 3. Заимствование или диффузия – это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве из одного общества в другое. Среди факторов, влияющих на характер заимствований выделяют следующие: . степень интенсивности контактов. Постоянное или частое заимствование обществ ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так люди, живущие на национальных окраинах, или в торговых центрах обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки; . условия контактов: насильственное навязывание культуры неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления «оккупационной культуре»; . состояние и степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает, и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни. С другой стороны, общество, сохраняющее определенную меру устойчивости и стабильности, имеет больше возможностей для результативного усвоения нового без разрушительных последствий для своего развития. . синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникло качественно новое культурное явление. Он имеет место, когда осваиваются сферы недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет свою самобытность. Примером синтеза античной и иудео- христианской культур стало европейское сообщество. Синтезом культур европейских народов – многонациональная российская общность. . конфликт – столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами. Конфликт нередко возникает в результате быстрой смены общественного строя. В таких условиях часто рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего достояния. Причем, отвергается не только своя национальная, но и мировая культура. Ярким образцом такого мышления было течение – пролетарская культура (пролеткульт) в России после октября 1917 г. Культурология предлагает следующую классификацию типов и форм культурных преобразований: фазовый или этапный тип. Сегодня часто выделяют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное – но их включают в фабричное производство. Если применить другую оценку, например, господствующий способ производства, то периодизация выстроится следующим образом: . патриархальное; . рабовладельческое; . феодальное; . капиталистическое; социалистическое. Если же рассматривать культурную динамику как общемировой процесс смены исторических эпох, то картина будет такая: 1. первобытность, древность, средние века, новое и новейшее время; 2. изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Отчетливое деление – это смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский стиль, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм и т.д. 3. изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры, что означает формирование новых факторов и видов искусства, в результате творческого процесса или внешних влияний. 4. культурный застой, как приверженность общественным неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. 5. изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, что определяется как упадок и деградация культуры 6. кризис культуры, определяемый как ситуация между ослаблением и разрушением прежних духовных культур и формирование новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества. 7. циклические изменения отличаются от эволюционных, тем, что они повторимы. Под их воздействием общество движется по сходным циклам, повторяя себя на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о золотом веке. 8. инверсия – описывает изменения, которые совершают маятниковые качания – от одного полюса культурного значения к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось центральное ядро, «золотая середина». Поэтому ослабление норм и ограничение может приводить к распущенности нравов. Бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам может сменяться беспощадным бунтом. Разгул страстей и чувств может уступить место крайнему аскетизму. Чем меньше степень стабильности общества, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни. Сегодня существуют различные подходы к трактовке источников культурной динамики. Среди наиболее популярных, выделяют эволюционную и циклическую теорию. Эволюционизм опирается на представление о единстве законов истории, природы и человека. Исходным убеждением эволюционистов является то, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур. Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейная и многолинейная. Согласно однолинейной концепции Тайлора, Моргана, Фрейзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяют три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем организации общества и человека. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизм. По мнению Маркса в своем развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, общественно- экономической информации, стремясь к воплощению идеала коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное развитие, в основе которого лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. У Маркса основной источник культурной динамики содержат противоречия. Преобладающим в развитии культуры является экономическое начало. Немецкий философ Ницше, для различных типов культур, используя образы богов греческого, Олимпа выделил два начала бытия и художественного творчества: апполонистическое и дионистическое. Все многообразие культуры Ницше сводил к двум типам противоположных по природе своего рождения. Через человека – творца. Через человека-творца проявляются противоположные образы мира, которые обусловливают наличие в культуре двух начал: «аполлонистического и дианистического». Именно с этой двойственностью и связано поступательное движение культуры. Многоликая эволюционная модель отказыв. от всеобщих законов эволюции и признает множество путей социокультурного развития. Основное внимание сосредоточено на проблеме культ. адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде в ходе которой происходит усложнение культуры, возникновение новых культурных феноменов. Циклическая модель культурной динамики представлена в работах Данилевского, Шпетлера, Тойнби, Гумилева. Основной ее идеал – каждая культура, проходящая определенный жизненный цикл, от рождения до смерти, двигается по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Данилевский отрицал существование всеобщего исторического закона возникновения культуры. Само понятие прогресса в истории связывает не с тем «чтобы идти всем в одном направлении, а с тем, чтобы исходить все поле, составляющее поприще истории». Для Шпенглера возникновение культуры связано со стремлением к самовыражению, которое находит себя в архитектурных, художественных, языковых, философских формах. По мнению Тойнби, развитие любой культуры обусловлено действиями т.н. «вызова и ответа». В основе истории лежит взаимодействие мирового закона Бога (это и есть вызов) и человечества (ответ). При этом «вызов» и «ответ» могут проявляться в различных формах, а историческое движение определяется интенсивностью и наполненностью «ответа» и «вызова». Более того, всегда возможны различные варианты развития, и разные ответы на один вызов. В теории этногенеза Гумилева, рождение культуры связано с появлением нового этноса. Процесс этногенеза, а вместе с тем, и культурогенеза, состоит из цикла, включающего и фазы: возникновение, подъем, упадок, умирание. По мнению Гумилева, при возникновении этноса и культуры действует импульс пассионарности (пассио – страсть). Пассионарность – способность и стремление к изменению окружения, это неодолимое стремление людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность лежит в основе всяких деяний, оставляющих след в истории. К пассионариям – носителям этого признака, Гумилев относил Македонского, Цезаря, Невского, Наполеона и др. Пассионарии переносят свою избыточную энергию на управление соплеменниками. В результате деятельности на протяжении одного – двух поколений некоторой массы пассионариев, возникает новый этнос и культура. 2. Для наиболее полного изучения феномена культуры применяется метод классификации или типологии. Типология – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. У истоков современных историко-типологических представлений о культуре стоит немецкий социолог М.Вебер. Он предложил теорию, так называемых, идеальных типов культуры, которые представляют собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в истории культуры. Вебер выделил три идеальных типа культуры: . рациональный, . традиционный, . хоризматический. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением закону, а не авторитету. Традиционный тип основывается на святости обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность. Третий тип связан с хоризмой – определенными качествами личности, позволяющими вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу, хоризмой обладают основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед, великие полководцы, выдающиеся политики). Теоретическую модель культуры можно представить следующим образом: этнонациональный, социальный и исторический типы культуры. Этнонациональные типы включают в себя региональную, локальную и национальную культуру. В основе региональной лежит деление миров культуры на культурные регионы: европейско-североафриканский (культура Древнего Египта, Античности, Романского, Германского и Славянского культурных миров), Дальневосточный, Арабо-мусульманский; Тропические – Африканский, Латиноамериканский. Локальная культура обозначает разнообразие географических и социальных параметров, которые с одной стороны накладываются на культуру, а с другой – осваивают ее, что ведет к складыванию конкретных исторических типов культуры. Национальная культура – это символы, верования, нормы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. По социальному основанию типы культуры подразделяются следующим образом: . субкультура; . народная; . элитарная; . массовая. Под субкультурой понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, стилем поведения и т.д. Характерными чертами субкультуры являются: стиль, предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.); манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.); жаргон. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают: элитарную (высокую), народную (фольклор), массовую культуру. Элитарная культура создается привилегированной частью общества и включает в себя: изящное искусство, классическую музыку, классическую литературу. В отличие от элитарной, народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Она включает: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания и ориентирована на коммерческие цели. Массовая культура порождена научно-технической революцией, притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. 6. Первобытная культура. 1. Понятие первобытной культуры. Проблема культурогенеза. 2. Периодизация культуры эпохи первобытности. 3. Характер первобытной культуры. Миф. Магия. Ритуал. 1. Становление мира и культуры прямо сопряжено с процессом гоминизации, т.е. выделения человека из мира животных. Наука считает, что этот период растянулся на 3-3,5 млн. лет и выступил как единый в своей основе процесс становления и человека и общества. В самом начале человеческое развитие подчинялось законам биологическим и в меньшей степени культурной эволюции. Приблизительно 40-35 тысяч лет тому назад человек приобрел современный физический облик. Культурная эволюция стала решающей. Переход из мира естественной природы в мир культуры зафиксировал появление человека разумного, которому предшествовал человек умелый и прямоходящий. Но наука не может дать достоверных представлений о причинах этого превращения. Есть несколько научных теорий, объясняющих истоки культурогенеза, т.е. появления существа мыслящего, творческого, социального. Наиболее обстоятельно разработана орудийно-трудовая теория, особенно в марксистских традициях. Согласно этой концепции человек выделился из животного мира благодаря труду, как целесообразной деятельности. Сознание и речь, социальное общение рассматриваются в качестве результатов деятельности по производству орудий труда. Орудия труда действительно играли огромную роль в жизни и развитии человека. Но новейшие исследования доказывают, что моторно-сенсорные координации, в производстве и использовании простейших орудий не требуют значительной остроты мысли. Поэтому спорным становится предположение о развитии на такой основе высшего человеческого интеллекта. К тому же теория не дает ответа на вопрос о том, откуда появляется нечто подобное интеллекту, чтобы заняться трудом? Основатель психоанализа Фрейд в книге « Тотем и Табу» раскрывает культурогенез через разгадку первоначального смысла тотемизма. По его мнению, ритуальное убийство тотема свидетельствует, что был первоначальный грех: убийство пралюдьми первобытного «отца» из-за сексуального соперничества. Проснувшееся раскаяние вызвало к жизни феномен совести и породило культуру как средство преодоления навязчивых видений. Возник аппарат запрета на каннибализм, страсть к убийству, кровосмешению. Пралюди сорганизовались в экзогамный род, т.е. обретают способность к социальной жизни. Даже этнографическая версия Фрейда не подтверждена. Еще в начале 20 века учеными было установлено, что тотемизм не является древнейшей формой религии, и далеко не все народы прошли через тотемическую стадию; к тому же почти вся теория Фрейда строится на идее приобретения совести, но если этого социального чувства не было у пралюдей, то откуда было взяться раскаянию. Психоаналитическая версия культурогенеза выглядит малоубедительной и в силу того факта, что именно история и культура раскрывают в человеке разрушительные потенции, тогда как у Фрейда культура – есть средство их обуздания. К числу достаточно популярных концепций культурогенеза можно отнести теорию игры, как предвестия культуры. Она наиболее разработана в трудах голландского историка культуры Хейзинга. Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в животных, и она перешагивает рамки биологической или физической деятельности. По Хейзингу культура первоначально разыгрывалась раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении в сфере игры. По мере развития культуры игровой момент отступал на задний план, но во все времена и всюду, даже форма высокоразвитой культуры может проявляться в полную силу. Выделив символический характер игровой деятельности, Хейзинг не ответил на главный вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к игре. Откуда берется непреодолимая тяга к игре у одного вида? Человек не только играет, но и создает культуру. Почему другие живые существа этого не делают? Большое распространение в настоящее время получила символическая концепция культурогенеза. Ее создатель Кассирер выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека, который утратил свою природу по неизвестным причинам. Прачеловек оказался существом свободным, но лишь негативно свободным. Он вышел за рамки вида, не имея позитивной программы существования. При отсутствии полной программы инстинктов прачеловек бессознательно присматривался и подражал животным. Эта склонность к подражанию изменила сам способ человеческого существования. Превращаясь как бы то в одно, то в другое существо, человек наработал определенную систему ориентиров, символов, которые надстраивались над его первоначальными инстинктами, по-своему дополняли их. Так, по мнению Кассирера, из самой природы, из подражания возникла социальная программа, |
|
© 2000 |
|