РУБРИКИ |
Культурология |
РЕКЛАМА |
|
КультурологияКультурология1. Введение в культурологию. 1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека. 2. Этапы становления культурологии. Структура. 3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии. 1. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, т.к. она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. Немецкий философ Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием. Это определение выражает действительную суть культуры, ее человеческое начало, которое предполагает неразрывное единство природы, человека и его деятельности по целенаправленному преобразованию естественного порядка в природных объектах и в состоянии самого человека. При этом обратное природное воздействие на возникновение и развитие культуры можно проследить начиная от воздействия на производства простых орудий труда и саму технологию трудовой деятельности до особенностей духовной жизни народов. Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую предысторию. Культура – природное продолжение и преобразованное человеческой деятельностью. Только в такой связи она надприродна и внебиологична. Осмысление культуры с т. зрения ее противопоставления природе как исключительной сферы обитания человека в среде ест. предполагает учет их взаимной обусловленности, взаимовлияния и сл. связи. При первом рассмотрении мир культуры видится совокупным результатом материальных и духовных достижений общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и ценность культуры – сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая особь он всего лишь один из представителей мира животных. Человеческая сущность в том, что это существо мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим чувством, т.е. культурное. Отсюда становится ясно, что содержание культуры и ее главная характеристика имеют измерением гуманизм. Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного. В истории этот принцип демонстрируют культурные эпохи, проблема границ которых и есть поиск культурного единства. В поисках основ этого единства культуру анализируют как смысловой мир человека. Ведь отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл следует отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия. Смысл не всегда осознается человеком: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей, и выступая основой их мысли и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, вносит свои оценки, создает коллективными творческими усилиями и сохраняет некую идеальную реальность и мир выступает для человека в своей человеческой значимости. Таким образом, культуру можно определить также через понятие смысла. В этом случае она – универсальный способ смысловой самореализации человека, стремление скрыть и утвердить смысл человеческой жизни. Как производство смысла культура вдохновляет людей и сплачивает их в некоторые сообщества – нация, религиозная группа и др. В смысловом плане культуру следует понимать как средство превращения мира в дом человеческого бытия. Поэтому постижение, изучение культуры приближает человека к истине о себе самом. Еще Сократ определил человека существом, которое постоянно ищет самого себя. 2. Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять и оценить культуру как единый процесс. Эти догадки и учения не только регистрировали те или иные достижения в культурном развитии человека, они были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияние. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Становление культурологии включает три этапа. 1. донаучный (предыстория культурологического знания от древности до момента возникновения науки) Нового времени. Познание собственно культуры приводило к сбору информации о разных народах, обычаях и образе жизни, ее описанию. В этом периоде сложились стихийные представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. 2. Ученые стремятся понять как целостное явление, построить единственную картину культурного развития людей, найти общие основания истории. 3. Научно-философский этап (середина 19 века до настоящего времени). Исторический подход к культуре сохраняется и усугубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами. Культура – совпадение человеческих замыслов и достижений. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом. Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже – социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура». Наиболее значительных результатов достигли в социальной и культурной антропологии. В становлении этого знания выделяют: этнографический (1800- 1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем формирования представлений о предмете исследования, выделения основных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры. Эти изменения были обусловлены следующими факторами: 1. Очевидностью того, что разнообразие культур определяется их своеобразием, а не отставанием в развитии. 2. Обнаружением признаков глобального культурного кризиса. 3. Выявление несовпадения исторического и культурного процессов. 4. Приданием знаниям по культуре практической ценности и их востребованностью к применению в дипломатии, военном деле, практике массовых коммуникаций. Сегодня культурологию можно рассматривать как интегративную научную общность знания, рожденную потребностями эпохи на самом стыке культурфилософии, культурпсихологии, социологии, культурологии, этнологии, антропологии, социологии культуры, теологии культуры. Культурология – вид социально-гуманитарного знания в котором часто используются методы естественных и технических наук. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам, от социологии – акцент на содержание совместной жизни и деятельности людей. Если социальная философия занята смыслом индивидуального и общественного бытия, а история – теория о событийно-деятельном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно историческими формами общественного бытия, рассматривая его в совокупности элементов культурно-исторического типа и содержания систем ценностей, регулирующих эти типы. Как относительно новая научная дисциплина культурология переживает трудности становления. Сегодня отсутствует единая теория культуры, их количество определяется числом крупных исследований культуры. Все множество учений и концепций объединяются в различные научные направления разделенные по видам к-кого знания: . Философия культуры, которую определяют как теория культуры в смысле осознания ее сущности и значения; . История культуры, предполагающая конкретные знания о культурах; . социология культуры, которую интересует реальное функционирование культуры в целом, сдвиги и изменения в ней, их динамика и реакция на это общества; . психология культуры, изучает индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований выделяют культурно- исторические типы личностей. В западных странах широкое распространение получили: этнология культурология, филология и структурно-семиотические концепции культуры. В самом же общем плане культурологическое знание по структуре делится на: 1) культурфилософию; 2) культурную антропологию. 3. Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество науки. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась главным образом философией, историей государства и права, этикой, эстетикой, теологией. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования. Культурология выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре. При этом ставятся цели: 1. Выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями; 2. Постижение духа культуры; 3. Понимание культуры как своей, так и иной; 4. Восстановление целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса. 5. Создание единой и самоценной теории культуры. 6. Утверждение общей методологии исследования для всех дисциплин, изучающих культуру. В соответствии с этими ценностями культурология вычленяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. Культурология в качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры. Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие: 1. анализ культуры как системы конкретных феноменов; 2. выявление типов связей между элементами культуры; 3. исследование ментального содержания культуры; 4. исследование типологии культуры и культурных единиц; 5. разрешением проблем социокультурной динамики; 6. исследование культурных кодов и коммуникаций. Обретая собственный предмет исследования, культурология вырабатывается соответствующие ему методами. Отметим, что проблема метода культурологии остается открытой. Ситуация осложняется тем, что в сфере теоретического знания наблюдается научный скептицизм, плюрализм мышления и признание в равноценном качестве различных истин знания. К тому же наука о культуре (культурология) – один из видов социогуманитарного знания, где исследователь никогда не может дистанционироваться от объекта в такой мере, чтобы стало возможно строгое использование экспериментального метода. Это знание считается рефлексивным (знание о самих знаниях), а это предполагает адекватную интерпретацию и понимание таких текстов. Речь при этом часто идет не просто о действии психологической установки на понимание, а о диалоге, столкновении, конфликте исследователя и объекта. В настоящее время культурология широко интегрирует методы эмпирического описания, сравнительного анализа, наблюдений и реконструкций с методами логического обоснования, психоанализа, созерцания и мистического погружения. Большое распространение получил метод структурной лингвистики и культурно-мифологический. Все это многообразие методов реализуется в рамках в основном в 3-х подходах: философском, антропологическом, социологическом. При философском подходе анализ культуры сосредоточен на поиске тех черт, закономерностей, которые понимаются в качестве основания культуры или причины ее развития. Суть антропологического подхода в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он не находился и признании равноценности всех культур на земле. Социологический подход старается выявить специфические признаки, выступающие в роли фактора образования общества и его организации. 2. Оформление понятия культуры в классической европейской философии 1. Развитие представлений о культуре от античности до нового времени. 2. Становление понятия культуры в нововременную эпоху. Философия. Просвещение. 3. Классические модели европейской философии. 1. Понятие «культура» впервые начинает употребляться в античности. Однако оно еще не обладает статусом научности. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и образование самого человека. В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Человек свободен в мыслях и действиях. Искусство Древней Греции полностью игнорировало негативное начало в человеке и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство или патологического не находило в нем место. Оно возносило человека и его культуру до недосягаемых высот, идеализируя жизнь. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии. В позднеримский период культура уже традиционно ассоциируется с персональными особенностями человека. Возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни. Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом единстве. Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры: 1. понимание культуры как глобального явления, характеризующего форму человеческого бытия, выраженного в способах и результатах деятельности человека и в этом плане противоположного и противостоящего природе; 2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума; 3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века. Место человека в ней занимает бог, мир получает божественную окраску. Это период изменения основных систем ценностей. С их переориентацией происходит и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в качестве единственно ценного, устраняется, начинает приобретать противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло знание на истине чувств глупостью. Культура Запада средних веков выражала главную ценность – бога. Черты искусства, науки, философии, этики, права, основные формы социальной, политической и экономической организации, нравы и обычаи, образ жизни, все они по-своему выражали эту ценность. В это время в реальном функционировании культуры происходит разделение на два пласта: 1. официальная и «сокральная» культура, идеи и ценности которой освещены католической церковью. Именем Бога они навязываются и внушаются в обыденное сознание, предопределяя его основные черты. Но вместе с тем содержание культуры характеризуется представлениями, противоположными или не совпадающими с официально установленными. 2. Т.е., с другой стороны в средневековье обнаруживается пласт культуры народной, «низовой». В эту эпоху впервые проанализированы тончайшие пласты человеческой души, поставлены проблемы морали. В это время выработан подход к культуре как форме диалога с универсальной системой духовно-нравственных ценностей. Противопоставление природы и культуры в античной ….. с возникновением христианства сменилось другой полярностью: Бог и культура. На место природы как критерия оценки культуры приходит Бог. Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Период возрождения не только принес мировоззренческую парадигму с ее вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности. Формирующееся мировоззрение не восстанавливает и возрождает идеи античности в их оригинале, а адаптирует их к изменяющейся социальной реальности и ее потребностям. Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее. Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется соответствующим содержанием: обзор генезиса представлений о культуре с периода Античности до Нового времени позволяет сделать следующие выводы: . культура не выступает предметом специального изучения мыслителей, но ее проблематика присуща всему процессу теоретических размышлений. . в скрытой форме зародились основные подходы к пониманию культуры, оформились смыслы и цели человеческой жизнедеятельности, а значит решались проблемы культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение – представления о культуре как форме бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности, возвышенные устремления человеческого духа к идеалам Истины, Добра, Любви, Красоты. 2. Культура становится объектом философско-теоретического интереса, обретая значение самостоятельного понятия. Немецкий правовед и философ Пуффендорф впервые употребил термин «культура» в самостоятельном значении в своей работе «О естественном праве народа». Он сформулировал понятие культуры на основе его противопоставления природе, придал ему самостоятельность и порвал с ограничением его содержания исключительно духовной и интеллектуальной деятельности. На смену традиции от Цицерона, согласно которой понималось совершенствование внутреннего мира человека приходит более широкое толкование культуры. Культура у Пуффендорфа выступает как средство совершенствования человека, не только как процесс совершенствования мира людьми, но и как результат этого преобразования. Таким образом культура по Пуффендорфу: . улучшение самих себя (самосовершенствование); . «улучшение жизни». Так как Пуффендорф, определяя культуру, имеет в виду не только процесс совершения, но и его результат, он включил в нее не только различные виды человеческой деятельности (ремесло, торговля, строительство городов и архитектурное дело, составление конституции, воспитание, совершенствование нравов); но и их предметное вещественное содержание: различные технические усовершенствования и изобретения, одежду, жилища, государство, мораль, знание, искусство, язык и т.д. Развитие культуры («улучшение природы») начинается, по мнению Пуффендорфа, уже на ранних этапах человеческих историй. Накопление материальных благ, жилищных удобств, происходит очень медленно. Однако понятие культуры служит у Пуффендорфа не только для обозначения этого постепенного процесса «улучшения жизни», ее облагораживания, сколько для фиксации определенного состояния «облагороженности», «образованности», т.е. для обозначения особой ступени развития творческих способностей общества, которое уже достигло богатства и изобилия жизни, материальных и духовных благ. При этом культура рассматривается в 2-х планах: 1. как средство совершения человека, 2. как цель человеческой деятельности. В конце 17 века в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке истинной теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Вико впервые высказывает идею целостности культуры. Он утверждает, что целостность культуры является орг-ским свойством, обнаруживаемым в процессе исторического развития. Вико считает, что культурно-исторический процесс – результат деятельности людей, результат божеств, провидения. Наступившая эпоха Просвещения провозгласила разум единственным мерилом человека. Французские просветители ставили на первое место искусство, этику и науку, как наиболее могучее орудие социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: развитие знаний, гражданское воспитание, пропаганда новых идей, разрушение старого мировоззрения. Культура разума становится синонимом культуры. Для деятелей Просвещения характерен поиск смысла истории в связи с понятием культура. Все чаще употребляется термин «гуманитарность» применительно к образованному человеку с обширными познаниями во всех сферах деятельности. Формировалась представление о культурном уровне. Вольтер – родоначальник новой «философии историй», подчеркивал ценность культуры и понимал как борьбу за прогресс и образование. Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на позиции самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма. Особую роль в культуре своей эпохи сыграл Руссо. Он предпринял попытку использовать культуру как противоречивое единство природного и социального, общественного и индивидуального и создал теорию, в которой подвергнул критике культурные основы человеческого общества. Анализируя пороки, негативные стороны и процессы современного ему состояния общества Руссо приходит к выводу, что общественное развитие характеризуется ростом деструктивных тенденций. По его мнению, все люди своей деятельностью привели себя к несчастьям и страданиям. Культура обличалась как отделяющая человека от природы, разрушающая естественные человеческие связи. «Культурные народы» воспринимались как испорченные, им противопоставлялась чистота и простота нравов, т.н. «варварских первобытных народов» Культура рассматривается Руссо как ист., а с другой стороны как результат зла. Руссо волновали проблемы человеческих цивилизаций. Он обращает внимание на то, что цивилизация поражена варварством, несет в себе как противоположность. Цивилизованные народы не должны присваивать себе право «развивать народы варварские». Они не менее самобытны, чем культурные Западно-Европейские сообщества. Руссо настаивал, что прогресс культуры относителен, каждая культура уникальна. Мысли французских просветителей относительно культуры характеризовались высокой гуманностью. Именно человек, его интересы и потребности были центром их внимания. Понимая противоречивость прогресса, они тем не менее верили в него. Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры. Особая роль придается Гердеру. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей природой, в числе естественных факторов развития культуры Гердер выделил природную среду обитания людей и многообразие окружающего животного мира. Он утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из себя. Это составляет закон прогресса в истории. Он заключен в устремленности человеческого общества к гуманности. Гуманность при этом не сводится к простой человечности, а понимается как всестороннее развитие человеческого общества и отдельного человека. Пробуждающей силой разума прир-го чел-ва Гердер считал речь, язык, т.о. определяющий показатель перехода человека от природного состояния, к культурному 3. Немецкая классическая философия выступила как продолжение, критика, идеология просвещения. Ее родоначальник Кант, поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Канта история культуры сост. грубости и животности, в развитии его нравственных качеств. Назначение культуры – моральное совершенствование человека, следование нравственности, долгу. Нравственность возвышает человека над его повседневностью, делает культурным существом. Однако нравственные принципы должны выполняться добровольно. Внутренняя свобода человека – мера самоуважения и достоинства. Если человек с уважением относится к себе, то с таким же уважением он должен относится и к другим. Исходя из представления о культуре, суть, смысл и ценность которой – человек, Кант более четко проводит разграничение культуры и цивилизации. Апогеем рационализма в понимании культуры явились взгляды Гегеля. История культуры предстает как процесс самореализации, саморазвертывания идеи (мирового разума) и одновременно ее самопознания. Материальное тело культуры – мышление в его чувственно-предметном осуществлении. Соответственно и процесс эволюции человеческой культуры рассматривается им через эволюцию духа. В этом плане реальный исторический процесс представлен как закономерно сменяющие друг друга ступени саморазвития и самопознания мирового духа. В качестве их он выделяет восточный мир, античность, христианство. Гегелевская модель культуры европоцентрична. Т.о. Гегель представил культуру как процесс самореализации мирового разума, возможности которого в состоянии решить все проблемы. Притязания на разум и его беспредельные возможности явились следствием осознания реалий середины 19 века. Достижения человеческого разума в этот период породили иллюзию всепоглощающей силы разума, но, объясняя логику, гегелевская концепция не в состоянии объяснить закономерности функционирования общества и культуры. Кульминационной точкой, возносящей разум, является диалектико- материалистическая концепция, связанная с Марксом и Энгельсом. Проблемы культуры рассматривались ими исходя из материалистического понимания культуры. Согласно ему культура практикуется как процесс и результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, направляя на преобразование действительности, выявление и развитие сущностных сил человека. Культура характеризует человека как общественное, деятельное существо. К явлениям культуры приложим всеобщий закон общественного развития об определяющей роли общественного бытия к общественному сознанию. Материальное производство определяет культуру, хотя ее творцом выступает человек. Существенную роль в развитии культуры играет уровень жизни, материальное благосостояние, его обеспеченность средствами жизни. Но прямая зависимость отсутствует. К середине 19 века завершается формирование т.н. «классических» моделей культуры. Для них характерны: 1. разведение субъекта и объекта познания по разным полюсам; 2. в их основе лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма; 3. они представлены с позиций идеалистической и материалистической идеологии. С точки зрения 1-й культура трактуется как духовное . В материалистической – понимается как сфера создания условий для всестороннего развития человека. 4. классические модели культуры воплощали идею европоцентризма, в соответствии с которой, неевропейские формы культуры рассматривались как неполноценные и недоразвитые. К концу века классическая методология вступает в кризис, который вызван: . ее недостаточной теоретической и . Стали очевидными несостоятельность претензий на абсолютизацию способностей и возможностей разума в познании феномена культуры. Сама общественная реальность Европы начала демонстрировать деструктивные последствия разумной деятельности культуры. . расширение контактов с неевропейскими культурами, заметно наметившийся диалог между ними и другими, не могли быть о классическими моделями. 5. буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества. Обнаружившееся противоречие между идеалом и действительностью становится движущим мотивом социокультурного развития. На смену эпохи Просвещения приходит Романтизм. 6. Т.н. разум доказал свою неспособность предвидеть ход истории, ее задачи. Единственно надежным источником познания остается интуиция, разум. Если разум претендует на всеобщность, то чувства индивидуальны. Отсюда вытекает важная черта романтического мировоззрения – индивидуалистический субъективизм – черта подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. Романтизму характерна идея уникальности и неповторимости личности. Романтизм бежит от совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в 3-х основных формах: 1. уход в природу, фантастические миры; 2. уход от действительности в иное время; 3. уход в собственный внутренний мир. Все это подводит к выделению двух важнейших, идейных комплексов романтизма – «романтичный историзм» и «индивидуалистичный субъективизм». Все эти обстоятельства привели к появлению неклассических моделей культуры. 3. Понимание культуры, европейской культурфилософии (конец 19-20 в) 1. Кризис рационализма и становление неклассической культурфилософии. 2. Модернистские и постмодернистские теории культуры 20 века. 1. В середине 19 века реальность европейской жизни и культуры выявило несоответствие идеалам Французской революции, которые согласно философии Просвещения утверждались в качестве разумных потребностей природы человека. Появление романтического течения, философия которого строится на критике культа рационализма, приоритета художественного творчества, попыткой поставить культуру над наукой, признание интуиции источником познания. Одновременно приобретает широкую известность пессимистическая философия иррационализма Шопенгауэра. Европейская ситуация к 19 веку характеризовалась экономической нестабильностью и растерянностью общества перед лицом новых революционных потрясений. Она показывает несостоятельность притязаний человеческого разума на свои возможности в разрешении жизненных проблем. Становится еще более очевидным, что поведение человека определяется не только рассудком, но и бесконечным количеством внешних и внутренних факторов (в т.ч. интуицией, волей, фантазией, предрассудками и т.д.). Черты кризисного состояния общества, разрушение построенных «от ума» порядков потребовали осмысления. Была поставлена проблематика кризиса культуры, повлекшая переосмысление ее сущности, значения и роли в жизни человека. Классическая методология уже исчерпала свои возможности, и европейская философия переходит от проблемы познания к проблемам жизни. При этом в начале 20 века популярность приобретает марксизм, выступивший как соц. теория развития общества на базе противоречивости классовых институтов, борьбы классов. В то же время философия романтизма и иррационализма дали ……… Под влиянием философии жизни возникает ряд иррационалистических концепций культуры, в числе которых культурантропологическая, игровая, символическая, концепция Кассирера, психологическая, культурфилософия Ницше и др. Ницше выступил ключевой фигурой философской переоценки классической европейской культуры. Философия Ницше строится на отрицании крестьянской религии ,морали, прежней философии, которые в качестве духовных культурных норм подавляют природный человеческий инстинкт, выступающий в виде воли к власти, могуществу. Критикуя омертвление современной культуры, которая в процессе созидания будущего подавляет творческий потенциал. Ницше построил свою концепцию на оппозиции 2-х начал. Апполонистического и дионистического как 2-х миропониманий, появляющихся их хаоса жизни. Основы культуры, по мнению Ницше, закладываются в стихии самой жизни народной массы, формирующей мораль и фиксирующей социальные отношения. Абсолютный иррационализм философии приводил к отрицанию в культуре любого рационального начала. Ряд крупнейших ученых критически отнеслись к крайним положениям взглядов Ницше. Но Ницше вводит идеи «смерти Бога», «европейского нигилизма», «сверхчеловека», «переоценки всех ценностей», которые в дальнейшем развивают философы. Его взгляд на культуру разделяли представители многих направлений. С помощью репрессивного аппарата в 20 веке культура создает превращенные формы реальности, вступающие в непримиримый конфликт с жизнью. Фрейд определяет сущность человека через бессознательное начало его психики, темную и древнюю психологическую силу, в которой сосредоточены первичные инстинкты, безотчетные влечения и душевные движения. В основе его воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом – сексуальностью и насилием в человеке и нормами культуры, которые всегда стоят над отдельным человеком в виде своеобразного механизма, социального подавления внутреннего мира индивида, сознательного отказа людей от удовлетворения природных страстей ради неизбежного компромисса с реальностью. По Фрейду развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья, усиливая чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Постклассическая культурфилософия Запада выразила сомнение относительно существования универсальных ценностей, способности разума постигнуть культурно-истинный процесс в перспективе его единства, прогрессивного движения к осуществлению высшей цели человеческого сообщества. Постановке этих тем во многом способствовала концепция локальных цивилизаций, представленная именами Сорокина, Данилевского, Тойнби. В их произведениях отчетливо звучит идея отречения от единства человечества и социокультурного прогресса. Данилевский назвал принцип исторического упорядочивания событий бессмысленным и искусственным, т.к. в одно и то же время жизнь различных народов протекала по - разному. И часто в культурном плане развивалась изолированно и несопоставимо. Теория локальных цивилизаций строится на утверждении самобытности, замкнутости отдельных культур, которые не передают своих начал другим, совершают круг в своем историческом развитии, внутри которого переживают эволюцию от рождения до смерти. Наибольший резонанс в рамках данной теории имела концепция Шпенглера, который выступает с критикой европоцентризма и выдвигает идею сравнительной морфологии культуры. Шпенглер трактует культуру как организм, появляющийся в результате «пульсации жизни» на основе своего собственного уникального способа переживания жизни. Рациональный анализ культуры невозможен. Ее постижение возможно на интуитивном уровне путем «чувствования и образно-символического выявления души культуры». В своем труде «Закат Европы» Шпенглер анализирует 8 типов культур. Культурно-истинный процесс в рамках 1000-1500 лет разворачивался по фазам: . мифосимволическая; . ранняя; . метофизикорелигиозная высокая; . поздняя культура, окостеневшая и переходящая в цивилизацию. Мировая культура – не единство культурного развития, а совокупная биография разных культур проходящих различные фазы своей жизни. Т.о. с конца 19 – начала 20 веков идет становление новых, неклассических получивших название модернистских моделей культуры, для которых характерно: 1. вывод культуры в сферу иррационального, область, которую нельзя адекватно описать и исчерпать в сетке понятий; 2. переход от познания жизни к ее переживанию, оценке, постижению; 3. критика европоцентризма; 4. отрицание истории или ее новое толкование: по форме – циклизм, по содержанию – преобладание духовного; 5. отход от исторического прогресса в области культуры, либо его ограничение рамками отдельных культурных циклов; 6. стремление выделить первооснову культуры и создать типологию культур. 2. В течение 20 века в Западной философии во всех ее течениях наблюдалось движение к культурологии, которая, по существу превращалась в философствование послеклассического периода. При этом до середины века не наблюдалось тотального нигилистского отрицания всех классовых установок. В 60-70 г.г. 20 века появляется философия постмодернизма, которую многие назвали экстравагантной. Постмодернизм философии пытается полностью пересмотреть и развенчать классический способ теоретизирования, делает главной темой кризис гуманизма, возлагает на разум ответственность за производство новых культурных форм, которые стандартизируют человека, отказываются от прогрессистско-оптимистического взгляда на историю. Постмодернисты готовы к резким выводам и стремятся расшатать то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схемы, окончательные выводы, поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, поиск единообразия, стремление к согласию между людьми, культивирование устаревших моральных идеалов и т.д. Постмодернистская эпоха рождает и теоретиков, которые сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и понимают необходимость строить целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры: модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека; постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека. Модернистские (неклассические) теории культуры оказались под большим влиянием феноменологии, экзистенциализма, герменевтики. Феноменологи (Гартман, Лосев и др.) озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами и впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув науки, оказывается сухим, безжизненным. Чтобы избежать этого феноменология строит учение о бытии сознания и разрабатывает особый феноменологический метод. Экзистенциалисты (Хойдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев и др.) предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования и сделали главным пунктом индивида, взятого самого по себе, вне его общественных связей. Эта культурфилософия предложила достаточно глубокий взгляд на симптомы деградации гуманистической культуры, заставила задуматься о бедах человечества в 20 веке, дала собственно понимание тоталитаризма, культа безудержного покорения мира и т.д. Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики. К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев); которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее. В рамках герменевтики, как философии, и способа философствования центром которого является интерпретация, понимание текстов. Ее представители (Булгаков, Флорентийский. Бетти и др.) разработали учение об особой роли языка в культуре, анализируют коммуникативные способности человека, связи между людьми, выдвигают тему диалога культуры. Широкое распространение в 20 веке получила аналитическая психология. Несмотря на серьезную критику Фрейда, это учение имело многочисленных последователей, что и предопределило оформление психоаналитической концепции культурологии (Юнг, Фромм). Последователи Фрейда уделили много |
|
© 2000 |
|