РУБРИКИ

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

содержать такое число жен как великий князь, но не в этом дело. Теперь

предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство

рассматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые

связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически

исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они

рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно что принятие

христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла

пройти без борьбы.

Надо представлять, что языческая культура допускала жестокость во всех

сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или наложницы по смерти

хозяина было обычным делом. Политическая культура также отражала эти

традиции. Один пример: последний князь-язычник Святослав, потерпев неудачу

в балканском походе, в порядке мести приказал посадить на кол (это

мучительная смерть) 20 тысяч пленных болгар. Христианство принесло

смягчение нравов, общую гуманизацию жизни. Утверждалась традиция

милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это

было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных

соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев.

Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок

для такого кардинального перелома. Щвеции понадобилось 250 лет для принятия

христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для

объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на

основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между

русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая

духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском

варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры.

Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский

мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью

христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала

себя с ним

Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад,

оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П.Сорокин

отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской

культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей

представляли собой... воплощение положений христианской религии"6. Принятие

новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные

связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства-

Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, в

которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали

при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки.

При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью

не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. В городах

посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов.

Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток

церкви подчинить общество. Рождались идеи еретиков, которые критиковали

ортодоксальное христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя

некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога.

Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и

нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено

религией.

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело

и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в

отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая

вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н.э. считался Рим. В IV в. в

результате распада Римской империи появилась Византия, которая также

претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие

христианские святыни). Это соперничество не было внешним, на самом деле уже

в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с

Римским Папой, и восточное - во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С

течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации

церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное

провозгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (отсюда

православие — правильная вера). Окончательный раскол на православие и

католичество произошел в XI в.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея

прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на

основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство

расширяло символ веры. Русское православие длительное время

ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко

выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому

русскому православию, постоянно подчеркивали это различие. Архимандрит

Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а

преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого

слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет

говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а

вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело

существенного значения (окончательного разделения христианства на два

направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп

развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось

существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую

деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была

трансформирована под влиянием православия. Русское православие

ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к

самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это

способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному

христианскому миру, как духовность. Но при этом православие не давало

стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения

реальной жизни людей.

Православная церковь на Руси являлась митрополией Константинопольского

Патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх присылал на

митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая оградить

независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во

главе церкви "русина" Илариона, который был выдающимся религиозным

философом. Влияние Византии во всех сферах: культурной, политической,

духовной, было плодотворным. Однако ориентация на Византию имела и другие

стороны. Восточная патристика, восточное монашество через византийское

посредничество принесли на Русь сильную тягу к философии интуитивного,

иррационального, мистического характера, которая отличалась большей

созерцательностью и меньшей прагматической активностью, нежели западная.

Влияние Византии означало также отторженность от латинства, от греко-

римского наследия. Представлявшие византийское христианство на Руси

проповедники, монахи, иконописцы противостояли влиянию античности, клеймили

латинство. Максим Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей

на русский язык. Он считал, что это может оказать вредное влияние, нанести

ущерб истинному христианству. Особенной хуле, как ни странно, подвергалась

эллинская литература, которая вообще не имела отношения к христианству.

Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была.

Вторичное влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру,

которая многое из него вобрала. Греческие колонии в Причерноморье оставили

свой след. В Древней Руси был велик интерес к античной философии.

Сохранились сборники античных авторов, например, "Пчела", были известны

сочинения Демокрита. Однако это была лишь слабая ниточка, связывавшая

Древнюю Русь с античным миром. В первичном варианте античное наследие

усвоить России не удалось. У нее не было того первоначального капитала,

который получила современная европейская цивилизация, воспринявшая античное

наследие.

С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей

перспективы. Оно органично слилось л. христианством. Домовые, лесовики,

русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские

праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример — масленица, в

которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский

культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез

христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-сыра-земля.

Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной

ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели

родовые корпорации знати и территориальные общины свободных крестьян.

Родовые корпорации знати строились на принципах кровного родства. Главой

общины был старший в роде. Это была община крупных земельных собственников

(вотчина). Обрабатывали землю и обслуживали знать рабы и полусвободные.

Рабство в Древней Руси не было масштабным (главная добыча в военных походах

- военнопленные, которые становились рабами) и носило патриархальный

характер (рабы считались членами семьи). Вотчина, основанная на рабском

труде, не играла существенной роли в экономике.

Территориальная община свободных крестьян (вервь, мир) была основана

на коллективной форме собственности. Это замкнутая социальная система,

организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую,

культурную. Она многофункциональна, базировалась на принципах

уравнительности. Ее внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии

(выборность старейшин, коллективное принятие решений). Каждая община

владела определенной территорией. Все владения делились на общественные и

личные. В общественном пользовании находились земля, луга, водоемы,

промысловые угодья и т.п. Пахотные земли и покосы подлежали разделу между

членами общины (в пользование). В рамках общины важную роль играла община

семейная — большая семья из нескольких поколений.

Кроме того, функционировали общины ремесленников: кожевенников,

кузнецов и т.д. Церковная община объединяла всех верующих (и знать, и

простых земледельцев).

Во времена Киевской Руси развитие шло динамично. Уже в XI -XII вв.

развернулся процесс классообразования на основе выделения частной

собственности. Крупная собственность выделилась в XI в.:

церковная, княжеская, боярская. Но все же процессы классообразования,

по сравнению с Западной Европой того времени, выражены слабее. В западном

понимании частной собственности еще не существовало, были только права

владения. Купля-продажа земли как важнейший признак утверждения частной

собственности начала проявляться в XIIв.

Классообразование не зашло далеко. В целом, в период Киевского

государства существовала коллективистская структура общества. Она

формировала соответствующую ментальность: стремление к коллективизму,

уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла

колоссальную роль в жизни человека. Если в силу каких-то причин он

оказывался за пределами общины, то терял социальную защиту и превращался в

изгоя. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы ее

наследования. Носителем верховной власти являлся не князь как таковой, а

княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая

передавалась по принципу - старший в роде. После смерти князя на престол

садился не обязательно его сын, а старший в роде, чаще всего, брат. Потере

разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роде становилось все

более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы).

В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства

-коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом.

Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в

восточном варианте, ни в западном). Государство строилось, в буквальном

смысле, на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную

волость, князь должен был заключить "ряд" - договор с народным собранием

(вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной

блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось

на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные

обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало

вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом),

финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы,

входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав

вече - демократический.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его

подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход

общественно-политической жизни.

Западная цивилизация – это городская цивилизация. Древняя Русь »

развивалась в этом же русле. Ее столица - Киев — представляла собой большой

культурный город с прекрасными деревянными и каменными храмами, палатами,

со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Кроме

Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была

даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "страной

городов". Но роль городов была несколько иной, чем в Европе. Там город —

центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим

центром, к которому тяготела округа. Это был город-государство. Жизнь

древних русских была организована на демократических началах, более

демократических, чем в Западной Европе. Демократия по типу была близка к

античной, к демократии античных городов-полисов. Так же, как в античности,

демократия носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены женщины

и рабы.

Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Не только князь и

дружина, но и рядовое население Древней Руси было вооружено. Вооруженный

народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное

ополчение. Именно оно решало исход сражения. Влияние княжеской дружины было

существенным, но не решающим. Это, скорее, "штаб". Подчинялось народное

ополчение не князю, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной

военной опасности. Высокая, как сейчас бы сказали, мобилизационная

готовность населения Руси объяснялась прежде всего постоянной угрозой со

стороны кочевников. Степная полоса на Юге была своеобразным коридором, по

которому прокатывались волны кочевой экспансии.

Уровень развития Древней Руси для своего времени был высоким. В

настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы подтверждают

высокий уровень духовного развития. Это признают и многие западные

историки. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия

была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху: в XVIII

или даже XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный английский

философ Ф.Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской

Руси, Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделять от

Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь к первой

половине XI столетия. Их связывают с выдающимся религиозно-философским

произведением "Слово о законе и благодати", автором которого является

киевский митрополит Иларион (первый митрополит из русских — ранее были

греки).

Любопытно, что Иларион невольно свидетельствует о высокой культуре

Киевской Руси. Он пишет: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то

здесь излагать - пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим

пишем, но к преизобильно несытившимся сладостью книжно..."8. Просвещение,

благодаря международным связям древне русского государства, особенно с

Византией, было развито в стране достаточно широко. До нас дошла

значительная духовная и светская литература — "слова", проповеди, поучения,

такая жемчужина мирового класса, как "Слово о полку Игореве" и др. От этой

эпохи дошел до нас ряд документов общегосударственных и правовых: договоры

с греками и немцами, уставы о церковных судах, первый правовой кодекс

"Русская правда", "Кормчая книга" и др. Дошедший до нас правовой кодекс

"Русская правда" поражает высоким уровнем законотворчества, развитой для

своего времени правовой культурой. Возникли обширные библиотеки при

княжеских дворцах и монастырях. Получило развитие летописание. В первой

половине XI в. совершенствуется древнерусская азбука, утверждается

кириллица. В страну проникали произведения зарубежных авторов, которые

переводились на древнерусский язык, переписывались во многих экземплярах и

распространялись среди жителей городов. Грамотность была распространена

широко. Князья и высшие круги знали иностранные языки. Возможно, что

некоторые русские люди учились в заграничных университетах.

Внешняя политика Киевского государства решала ряд задач: укрепление

государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения, развитие

дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром; расширение

территории, получение дополнительных ресурсов за счет военных походов.

Широкие экономические, политические, династические и другие связи имела

Древняя Русь с Европой. Через ее территорию проходил важнейший в условиях

арабских завоеваний торговый путь - "путь из варяг в греки". Важное место

занимали отношения с Византией. Главнейший неписаный принцип

взаимоотношений с кочевниками состоял в полном отказе от территориальных

приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим

с кочевой культурой. Укрепление границ со степью с целью охраны населения

от грабежей, отражение набегов и упреждающие удары против угрожающих

группировок кочевых племен сочетались с привлечением кочевников для охраны

границ, а также в качестве наемной военной силы.

Обратите внимание, в Киевской Руси формировались предпосылки для

перехода на прогрессивный путь развития. Она развивалась по пути, близкому

к античному. В сущности, она была ближе к прогрессивному типу развития, чем

современная ей средневековая Европа. Можно сказать, что Древняя Русь - это

наша античность. Но все же Русь не Древняя Греция. Важнейшая проблема

соотношения личности и общества разрешалась в Древней Руси в пользу

приоритета коллектива. Но эти особенности Древней Руси на этапе становления

пока еще были вполне совместимы с тенденциями прогрессивного развития.

Причем некоторые особенности уже начали изживать себя. Как говорилось,

началось утверждение частной собственности. Вече как демократический

институт, характерный для традиций прямо! демократии, уже в XI веке теряло

свою главенствующую роль, хотя существовало еще продолжительное время.

Только в Новгороде | Пскове включенное в систему республиканских

демократических институтов вече сохраняло свою силу в течение столетий,

хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов

.1 кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью современен

европейской цивилизации и развиваться по тому же прогрессивном типу. Однако

ситуация на просторах русской равнины коренным образом изменилась.

Проблема цивилизационного выбора в

условиях раздробленности

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло

множество суверенных земель - княжеств, и число их увеличивалось. К

середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже

около 50. Древнерусское государство исчезло. Единого центра власти не было.

Титул великого князя в XII в. применялся к черниговским, владимирским и

другим князьям. Процесс раздробления большого раннесредневекового

государства был естественным. Европа также пережила полосу распада,

раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования

национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор.

Можно сделать вывод:

Древняя Русь, пройдя полосу распада,

могла прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, междоусобные войны

разоряли население. Вместе с тем, в этот период бурно росли города,

древнерусское искусство достигло необычайного расцвета. Закладывались

основы хозяйственного единства. Замкнутое натуральное хозяйство

разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Появилось

ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для

единства на новой основе -экономической, культурной, политической. Здесь, в

перспективе, могло возникнуть национальное государство, сформироваться

единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло

иначе.

Перломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но

если Европа с XIII в. активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного

типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В 1237 г, в русских

пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей,

уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не

только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и

ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь

столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить. Она

оказалась как бы между жерновами Востока и Запада. Причем характерно: с

Востока, от татар, шло разорение, Запад требовал смены веры, принятия

католичества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов,

предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим

русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам,

соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада

сопротивлялись.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в

Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные

набеги, собирая тяжелую дань. В соответствии с распространенной среди

русских историков точкой зрения, с распадом Киевского государства, а затем

и потерей независимости многими княжествами, история здесь как бы замерла и

переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического

развития. Это -промосковская традиция, утвердившаяся в историографии.

Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она шла

свои путем. Галич оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев,

другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от

монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро

увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно, но уже в

XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские

земли - Русь. Позже слово "русское" в названии государства перешло на

второе место после "литовского" -Великое княжество Литовское, Русское и

Жомойтское.

В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного

моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). '/ю территории

Литвы составляли древние русские земли. Не случайно противники

усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Таким образом,

Западные и Юго-Западные земли, где шло формирование Малороссии и

Белоруссии, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции.

Там более глубокие корни прогрессивного типа развития. Русское население

Литвы называло Русью свою державу. Оно считало ее наследницей Киевской

Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями

(вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было

благоприятным. Продолжали развиваться города, наиболее крупные из них

получили магдебургское право. Интересно то, что жители пограничных

территорий, проживавшие в "зоне риска", под угрозой вторжения монголо-татар

или московитов, имели дополнительные привилегии. Например, жители Белой

Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет.

Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое

влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали

древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и

княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна и

определялась обстоятельствами вхождения. В большей или меньшей степени, но

землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-

экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на

принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества. Уже в

конце XV — начале XVI вв. в Литве не прослеживается наличие родовых

корпораций знати. На месте корпоративности утверждалась классовая структура

общества. С 1386 г. в Литве началось утверждение католичества. Принятие

христианства в католическом варианте привязывало Литву к Западу.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с

конца XIV в., католической Литвы развитие русских земель продолжалось в

соответствии с тенденциями прогрессивного типа. Но территория эта

сокращалась. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы,

развернулось становление украинского и белорусского этносов. В современных

условиях историки Украины и Белоруссии складывание украинского и

белорусского этносов представляют как процесс, имеющий своим началом

Киевскую Русь. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов

развернулось в ХУ-ХУ! вв. Самосознание формировалось под влиянием реальной

социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и

антикатолических, анти-польских настроений. Угроза полонизации и

католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе

православия.

Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации.

Крупный центр русских славян - Новгород - развивался относительно

независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно

ярко в период Новгородской республики (конец XI—XV вв.). В XIV в. статус

республики получил Псков, но эта республика просуществовала недолго.

Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию (хотя и платил дань).

Если Древняя Русь демонстрировала близость к античности и погибла как и

греко-латинский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Западной

Европой того времени и являлся ее частью. Фактически Новгородская

республика была аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-

республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Новгород уже в XII в. был

огромным торговым городом, известным всей Европе.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской

демократии. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать

в жизни республики не только знати, владельцам городских дворов и усадеб,

но и городскому плебсу. Высшим органом власти являлось народное собрание

(вече). Вече обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы

внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-

ряд, избирало должностных лиц. К выборным высшим должностным лицам

(исполнительная власть) относились посадник, ведавший управлением и судом,

тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время

исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение

для Новгорода суд по торговым делам, являлось верховным судом республики.

Административные части республики имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели государственной власти и приглашались в Новгород для

исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать город от

врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять

представительские функции - князь представлял Новгород в отношениях с

другими землями. Он обладал также функциями судебной власти, но судить мог

только с посадником. На имя князя шла дань. Для того, чтобы князь не

превышал власти, ему было запрещено владеть собственностью на территории

Новгорода. Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с

небольшим лет (с 1095 до 1304 г.) на новгородском столе побывало около 40

человек. Некоторые князья не по одному разу. В общем, смена княжеской

власти за этот период происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по

положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в

Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа,

главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы и в церковных делах

обособились. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря. Вече называло

трех кандидатов: наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена

записывались на пергаменте, посадник запечатывал записи своей печатью.

Затем эти записи несли на другой берег Волхова в главный Софийский собор,

где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из

записей, и написанное на ней имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ

ехал к«митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской

республики, ни после, православная церковь не знала такого Демократического

порядка, чтобы сами верующие выбирали себе Духовного пастыря. Этот порядок

близок к протестантской традиции.

Любопытно, что в Новгороде процветали ереси. Еретические учения

представляли собой смесь иудейства с христианством. Приверженцы ересей

выступали за то, чтобы признать Ветхий Завет и даже ставили его выше Нового

Завета. Новгородские еретики отрицали монашескую и церковную иерархию,

отвергали поклонение иконам, отрицали троичность божества и божественность

Христа. Некоторые отказывались верить я бессмертие души. Попы часто

выступали против канонического византийского православия. В XIV — XV вв.

Новгород явился источником церковных ересей, которые потрясали православие.

Обратите внимание, гораздо раньше, чем на Западе, в Новгороде проявлялись

реформаторские тенденции по отношению к церкви и даже атеистические

настроения. Многое напоминало будущую европейскую Реформацию. После падения

Новгорода церковный Собор 1504 г. принял решение о беспощадном искоренении

ереси. Многие еретики были казнены жестоким образом: сожжены в клетке.

Другие попали в заточение.

В Новгородской и развивавшейся аналогично Псковской республиках,

активно шел процесс, формирования класса собственников. В Псковской судной

грамоте частная собственность была закреплена законодательно. Новгород

активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. С

XI в. началась активная колонизация Карелии, Подвинья и обширного Северного

Поморья. Снаряжались торгово-промысловые экспедиции в Печорскую и Югорскую

земли. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей,

связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл

посредническую роль в торговле.

Грамотность в Новгородской республике была распространена широко.

Читать и писать умели не только зажиточные люди, но и многие посадские, а

также крестьяне. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные

археологами на раскопках в Новгороде. Уровень грамотности был выше, чем в

других русских землях. Уже в XI—XII вв. велась оживленная деловая, бытовая

переписка. Грамотой владели и женщины, о чем свидетельствует любовная

переписка. В одной из берестяных грамот читаем: "Я посылала к тебе трижды.

Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?"9.

Это письмо было написано девятьсот лет назад, на рубеже XI—XII вв., но

звучит вполне современно, так как касается вечных проблем любви и измены.

В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика

стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за

независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он

проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя

сопротивление наступлению католичества с Запада. Дореволюционная Россия

высоко ценила подвиг Александра Невского. Вот как писал о нем С.Соловьев:

"Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за

веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на

Руси"10. Однако в самом Новгороде отношение к Александру было иное. Там

сохранялись устойчивые западнические настроения и ориентации, поэтому

Александра осуждали за то, что он делал уступки Золотой Орде.

Новгородская республика продержалась почти до конца XV в. С появлением

и усилением Московского государства стала ощутимой потеря независимости.

Стремление подавить новгородские вольности, симпатии к "латинству"

наблюдались со стороны Москвы с середины XV в. Давление Москвы усиливало

прозападные настроения в новгородском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., то

есть накануне падения, высказывались настойчивые предложения о

присоединении к Литве. Негативно воспринималось все промосковское. В мае

1477 г. на вече были убиты три посадника по обвинению в предательстве

интересов Новгорода. У великого князя Московского они' пытались найти

помощь в борьбе с противной им группировкой бояр. Летопись объясняя это,

свидетельствует, что "не было от начала, как земля их стала" такого. Однако

принявшая католичество Литва не казалась большинству спасением.

Противостоять же Московскому князю Ивану III, имея только ополчение, было

нереально. В результате, в 1478 г., Новгород потерпел поражение. Москва

жестоко расправилась с прозападно настроенными представителями боярства,

торговыми людьми. Республика ушла в прошлое. После падения республики была

предпринята коренная ломка землевладения в Новгороде, конфискация у

опальных бояр земли. Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения,

некоторое время Москва сохраняла отдельные традиции республиканского

Новгорода. Продолжали существовать непосредственные отношения с Ганзой,

прибалтийскими, скандинавскими государствами. В оформлении дипломатических

актов участвовали, наряду с наместниками Московского ^великого князя,

представители старого Новгорода — бояре и купеческие старшины.

В 1510г. Псковская республика была ликвидирована Василием III, который

предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться

великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум.

300 наиболее богатых семейств по приказу Василия III были выселены из

Пскова. Итак, исчез последний независимый островок на территории России,

имевший прогрессивный тип развития.

ЛЕКЦИЯ 2. ОТ РУСИ К РОССИИ

Московское государство: особенности возникновения

и развития

Колонизация земель на Северо-Востоке началась примерно в Х — Х! вв.

Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали

окружающие территории. Миграция из района Киева интенсивно началась в XII

в., а может быть и несколько раньше. Междуречье Волги и Оки было заселено

народами финской (или финно-Угорской группы): меря, мордва, марийцы

(черемисы), мурома. Жили здесь также вятичи, кривичи. О жизни этих народов

в древности известно мало. До наших дней сохранились мордва, марийцы. По

особенностям их культуры можно судить о прошлом. Большинство финских племен

было постепенно ассимилировано (обрусели). Земли заселялись быстро, однако

в отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом

селений были деревни. Считается, что именно смешение русских славян с

финнами положило начало формированию русского народа — великороссов. Они

отличались от русских славян Киевской Руси. Жили в другой географической

среде - в лесах, а не в степи. Другим был и образ жизни, а жизнеобеспечение

требовало больших физических усилий, тяжелого труда Произошло некоторое

изменение физиологического типа. Если на древних киевских иконах мы видим

овальные, тонкие лица, то в Суздальской земле тип другой: круглое лицо,

мягкие (невыраженные) черты лица и т.д.

Произошли изменения и в ментальности. Это отразилось прежде всего в

языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Приверженность

православию сохранилась, но языческие традиции усилились.

Однако не меньшее, а, может, большее влияние по сравнению ^ финским

элементом на формирование русского народа и его общественной организации

оказал монголо-татарский фактор. Проблем. монголо-татарского влияния всегда

волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.

1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало

развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их

государственность. Эту позицию защищали С. Соловьев, В. Ключевский, С.

Платонов, М. Покровский. Традиционна она и для советской историографии на

протяжении 75 лет. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в

период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала

отставать из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости

платить дань.

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную

организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.

Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзина затем ее развили Н.И. Костомаров,

Н. П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали евразийцы, которые считали

Московское государство частью Великого Монгольского государства. Есть

авторы (например, В.В. Леонтович), которые утверждали, что и крепостное

право было заимствовано Россией у монголов.

Прежде чем определить позицию, давайте посмотрим на исторические

реалии. Обратите внимание: общеупотребительное название по отношению к

нашествию - моиголо-питчарское — имеет чисто символический характер.

Русский летописец, описывая битву на реке Калка в 1223 г., характеризовал

их как "языци незнаеми... их же никто же добре н( весть, кто суть". Прошло

более семи с половиной столетий. Но историки, как и древний летописец,

констатируют, что этническая принадлежность народа, пришедшего на берега

реки Калка в 1223 г., не ясна. Собственно монголы составляли лишь небольшую

часть огромной армии завоевателей- (Вряд ли современные монголы имеют

прямые этнические связи с древними монголами, которые или погибли в бою,

или остались в завоеванных странах). Более определенно можно сказать о

населении Золотой Орды. Известно, например, что в XIV в. основную массу ее

населения составляли потомки половцев и других кочевых народов

причерноморских степей. Таким образом, когда речь идет о "монголо-татарах"

или "татаро-монголах", либо просто "татарах" или "монголах", под этим

названием подразумевается не полностью определенный народ, а возникшее в

начале XIII в. объединение десятков кочевых племен, где монголы составляли

малую часть. Кто бы они ни были, нашествие крайне разрушительно сказалось

на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад. В чем

это выразилось? В районах нашествия были разрушены города, села, культурное

земледелие, ремесла. По подсчетам археологов, в XII - XIII вв. на Руси было

74 города. 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь не

возобновилась, а 15 городов превратились в села. Запустели пашни, зарастая

бурьяном и лесом, исчезли многие ремесла.

Сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в

плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в

Орде. Если речь идет о тысячах, то по отношению к численности населения

того времени это много. Ведь средние города -Ростов, Рязань — имели

население не более 1000 человек. А самые крупные - Киев, Чернигов, Владимир

- 20-30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство

уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов

продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников

продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились

русские женщины. Известно, что в 1429 г. за 17-летнюю русскую девушку была

заплачена самая высокая цена, которую когда-либо платили за рабов, - 2093

лиры. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в

других азиатских странах.

Как видно, основания для утверждения первой точки зрения есть. Но

только ли этим ограничивались последствия нашествия? Ведь Русь попала в

зависимость от Золотой Орды. Разоренная, она платила тяжелую дань серебром.

Более того, русские князья ездили в Орду, чтобы получить ярлык (право) на

княжение. Первым за ярлыком отправился в 1242 г. Александр Невский,

Последнее упоминание о поездке русского князя в Орду отмечено 1434 г.

(Василий Косой). Князья подвергались неслыханным унижениям, их могли просто

убить. Неужели это не оказывало существенного влияния? На этом основании

отдельные историки защищают вторую позицию, делают вывод, что Русь в период

монголо-татарского нашествия являлась частью Золотой Орды. Указывают, что с

разложением Золотой Орды, которое развернулось в XV в., Москва постепенно

взяла на себя управление ее территориями. Важным считается, что уже в XV в.

ряд татарских князей и мурз перешли на службу к князю Московскому. Однако

вряд ли с этой позицией можно согласиться в полной мере. Каковы очевидные

аргументы против?

1. Яса Чингисхана, правовой кодекс монголов, на территории Руси не

действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси

действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках).

2. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей

династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и

постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки

назначались спорадически в отдельные места, не имели функций управления, а

наблюдали главным образом за сбором дани. Таким образом, систематического

управления Русью со стороны Золотой Орды не было. Управление находилось в

руках русских князей, а сношение с Ордой — главным образом в руках великого

князя

3. Русь сохранила свою духовную основу - православие. Сначала

языческая, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры.

Из сказанного очевидно - нет оснований говорить, что в период монголо-

татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой

Орды. Речь может идти о ее зависимости от Золотой Орды и монголо-татарском

влиянии на процесс формирования русского народа и Московского государства.

Причем это влияние было не прямое, а опосредованное. Влияли сам факт

господства на русской земле и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним

столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с

центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации

противника. С XII по XVII вв. в Европе шло складывание современной

цивилизации в острой политической и религиозной борьбе. В общественно-

политической жизни боролись две тенденции.

Первая тенденция - сохранение средневекового общества с приоритетом

католических ценностей Священная Римская империя, или, как было

сформулировано в XVв., "Священная Римская империя германской нации",

наиболее ярко представляла эту тенденцию. Максимилиан I видел в Римской

империи осуществление идеи "Божьего государства" на Земле. Наибольшего

расцвета эта империя достигла при Карле V, последнем императоре, получившем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.