РУБРИКИ |
Пищевая промышленность Хабаровского края |
РЕКЛАМА |
|
Пищевая промышленность Хабаровского краяТаблица 7 - Соотношение объемов собственного производства к объемам потребления продукции в крае (в %)[34]
Значительный удельный вес в продовольственном обеспечении занимает продукция, завозимая по импорту. Предложение внешнего рынка представлено, прежде всего, Китайской народной республикой, Вьетнамом, Новой Зеландией, Республикой Корея, Австралией, Польшей, Голландией, Германией и другими странами. По данным ДВ таможенного управления в 2003 г. импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 8,5% по сравнению с 2002 г. и составил в стоимостном выражении 36,8 млн. долларов США. Их доля в общем объеме импорта составила 13,5% (в 2002 г. – 15,3%). По экспертной оценке министерства экономического развития и внешних связей края поставки по импорту мяса и мясных продуктов составляют 46% от потребляемых в крае, молока и молокопродуктов - 6%, овощных и бахчевых культур - 14%, фруктов и ягод – 61%, крупы (преимущественно риса) - до 90%. Из других регионов страны завозится две трети масла растительного и маргариновой продукции, 36% мяса и мясных продуктов, 63% молочных продуктов. География поставок продуктов питания и сырья на промышленную переработку из других регионов нашей страны обширна. Большую роль в поставках продовольствия в Хабаровский край играют сибирские регионы, Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, Московская область, города Москва и Санкт-Петербург. Тем не менее, в последние годы отрасль интенсивно развивается, вводятся новые производственные мощности, осваиваются новые технологии, обновляется ассортимент продукции и улучшается ее качество. В настоящее время в Хабаровском крае осуществляют производственную деятельность 56 предприятий пищевой промышленности различных форм собственности, в том числе 32 предприятия выпускают мясомолочную продукцию, 7 алкогольную, 6 специализированы на выпуске пива, 4 выпускают питьевую воду, 1 специализировано на производстве спирта, 2 – на производстве кондитерских изделий, 1 – чаеразвесочное, 2 – масложироперерабатывающих предприятия, 1 специализируется на производстве пищеконцентратов. Одно предприятие пищевой промышленности имеет статус краевого государственного унитарного предприятия – «Комбинат детского питания». Долю государства в уставном капитале имеют 28,6 % (16) предприятий. С долей федеральной собственности - 12,5% (7 предприятий), краевой – 12,5% (7 предприятий), муниципальной – 7,2% (4 предприятия). В кооперативной собственности – 3,6% (2 предприятия), в частной – 67,9% (38 предприятий). В структуре пищевой промышленности по объему выпуска продукции (рис.2.3): 36% занимают предприятия, выпускающие пиво; 18% -колбасные изделия; 13% - цельномолочную продукцию; 12% - алкогольную продукцию; 7% - маргариновую продукцию; 4% - полуфабрикаты, пищеконцентраты и спирт этиловый из пищевого сырья; 1% - безалкогольные напитки и кондитерские изделия. Рисунок 2.3 – Структура пищевой промышленности по объёму выпуска продукции По итогам работы предприятий пищевой промышленности с 2001 по 2005 годы превышение объемов производства достигнуто за счет эффективной работы пивобезалкогольной, масложировой, мясной и молочной отраслей. Рост объемов производства по сравнению с 2001 годом наблюдается по: выпуску масла растительного на 3427 тонн, или на 99,9%; цельномолочной продукции на 19811,7 тонн, или на 77,7%; безалкогольных напитков на 936,4 тыс. дал, или на 41,2%; колбасных изделий на 1024,6 тонн, или на 7,7%. Выпуск пива увеличился на 16050,8 тыс. дал, или в 3,5 раза; полуфабрикатов на 4935,6 тонн, или в 1,8 раза. В сравнении с 2001 годом снижены объемы производства спирта этилового из пищевого сырья на 19,4 тыс. дал, или 3,2%; майонеза на 305,4 тонн, или 9%; водки и ликероводочной продукции на 292,8 тыс. дал, или 16,2%; мороженого на 1648,6 тонн, или на 32,5%; кондитерских изделий на 1972,3 тонн, или 57,2% и маргариновой продукции на 2571 тонн, или 96,3%. С 2001 по 2006 годы таблица 8, предприятиями пищевой промышленности произведено товарной продукции на сумму 19 млрд. руб. Объем производства товарной продукции за 2005 год по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах увеличен в 1,5 раза, темп роста составил 148,3%. Таблица 8 - Объем производства пищевой промышленности за 2001 – 2006гг[35].
За четыре года молокоперерабатывающими предприятиями края переработано 86,8 тысяч тонн молока-сырья, что составляет 76,9 % от общего объема молока, произведенного в крае. Наибольший объем производства в молочной отрасли занимают Переяславский и Комсомольские молочные заводы. Удельный вес этих предприятий в выпуске молочной продукции составляет 71,5%. Молокоперерабатывающими предприятиями края вырабатывается более 240 наименований продукции, в том числе традиционные молочные изделия, комбинированная продукция на соевой основе, масло сливочное, мороженое, живые йогурты с добавлением фруктов, творожки с фруктовыми наполнителями, муссы, кремы, полуфабрикаты, майонезы, глазированные сырки. Определенные положительные результаты достигнуты в работе краевого государственного унитарного предприятия «Комбинат детского питания». Выпуск продукции с момента запуска предприятия в 2005 году увеличен на 1473,11 тонны, или в 9,5 раз. Для расширения ассортимента на предприятии введен в эксплуатацию фасовочный автомат для производства кисломолочной продукции. Освоено 4 вида продукции массового потребления: кефир, бифилюкс, бифилайф, варенец. В течение анализируемого периода сохраняется уровень производства колбасных изделий. Стабильный рост объемов производства обеспечили филиал Крайпотребсоюза «Хабаровский пищекомбинат», общество с ограниченной ответственностью «Кооператор – 2». Наряду с крупными перерабатывающими предприятиями, значительный вклад в производство отдельных видов пищевых продуктов вносят предприятия малого бизнеса. В производстве полуфабрикатов они занимают 69 %, в том числе 58 % - общество с ограниченной ответственностью «Мерилен», 3% - частный предприниматель Боровикова, общество с ограниченной ответственностью «Равиоль» - 4%. Производство пива за четыре года выросло в 4,5 раза за счет наращивания производственных мощностей и объемов производства соответственно акционерным обществом «Амур – пиво», а также строительством в Хабаровском крае филиала акционерного общества «Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика – Хабаровск», производственной мощностью 10 миллионов декалитров пива в год. В выпуске безалкогольных напитков объемы предприятий малого бизнеса составляют 67%, в том числе акционерное общество «Дальтрейдсервис» - 14%, общество с ограниченной ответственностью «Фоксель плюс» - 36%. Полностью (на 100%) освоены производственные мощности и технология выпуска высококачественного спирта 3-х сортов, включая спирт «люкс» ОАО «Лазовский спиртовик». С момента запуска в 2001 году в 2 раза увеличено производство водки обществом с ограниченной ответственностью «Корфовский ликероводочный завод». В настоящее время на предприятиях пищевой промышленности работает 8100 человек, что составляет 7,8% от общего числа работающих в промышленном производстве и 1,1% от общего числа работающего населения края. Численность работающих на предприятиях пищевой промышленности и средняя заработная плата показаны в таблице 8. Таблица 9 – Динамика численности работников отрасли и средней заработной платы (2000 -2005 гг.)[36]
Численность работающих на предприятиях пищевой промышленности за четыре года увеличена на 11,2%. По сравнению с 2001 годом заработная плата на предприятиях пищевой промышленности края выросла на 126,8%. Средняя заработная плата по отраслям пищевой промышленности за 2004 год составила 10200 рублей или 87,2% к уровню среднемесячной зарплаты промышленности в целом по краю (рис.2.4). Рисунок 2.4 – Динамика средней заработной платы 2000 – 2005 гг. За четыре года предприятиями пищевой промышленности перечислено налогов в бюджет края 3061,7 млн. рублей или 5,8 % от общего объема налоговых поступлений в бюджет края. Задание по мобилизации доходов было выполнено в 2001 году и в 2003 году на 102,1% и 123,7% соответственно. По итогам 2002 и 2004 годов задание не выполнено на 2% и 3,1% соответственно. Вместе с тем по итогам 2004 года перечислено налогов предприятиями пищевой промышленности в бюджет края 1243,6 млн. руб., что в 1,5 раза выше уровня 2001 года. За 2005 г. предприятиями пищевой промышленности перечислено налогов в бюджет края 1403 млн. руб., что составляет 101,8 % к установленному заданию по мобилизации доходов на 2005 год или 111,8% к уровню 2004 года. (Таблица 8) Таблица 10 - Перечислено налогов в бюджет края за 2001 – 2005 гг[37].
Недоимка в бюджет края по предприятиям пищевой промышленности на 01.01.2005г. составила 19,9 млн. рублей, по сравнению с недоимкой на начало прошлого года снижена на 2,6 млн. рублей, или на 13%. На 01.01.2006 недоимка составила 31,6 млн. руб., по сравнению с недоимкой на 01.01.2005 г. возросла на 11,0 млн. руб. увеличение суммы недоимки обусловлено в основном за счёт ухудшения финансового состояния предприятий спиртовой и ликёроводочной отрасли. Сумма налогов поступающих в бюджет края на одного работающего по предприятиям пищевой промышленности в 2005 году, составила 206,6 тыс. руб., что на 44,5 тыс. руб. больше, чем за соответствующий период 2004 года. На рисунке 2.5 показано количество платежей перечисленных в бюджет края предприятиями пищевой промышленности за 2000 – 2005 гг. Рисунок 2.5 – Обязательные платежи, перечисляемые в бюджет края предприятиями пищевой промышленности с 2000 по 2005 гг. Доля прибыльно работающих предприятий в пищевой промышленности таблица 11 на протяжении четырех лет составляет около 80%, ежегодно от семи до десяти предприятий работают с убытками. Из 53 работающих предприятий по итогам работы за 2004 год 49 предприятий, в 2005 из 61 предприятия 54 получили прибыль. Количество предприятий работающих с прибылью по сравнению с 2001 годом увеличено на 16,7%. Чистая прибыль по предприятиям пищевой промышленности в 2004 году составила 135,0 млн. рублей, в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной отрасли 70 млн. рублей, по перерабатывающей 65 млн. рублей. В 2005 балансовая прибыль в целом по отрасли составила 175,5 млн. руб., в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной – 113,2 млн. руб, что на 27,2 млн. руб. выше уровня 2004 года. Таблица 11 - Финансовый результат предприятий пищевой промышленности за 2001 – 2005 годы[38]
По итогам работы в 2004 году наблюдается тенденция снижения уровня балансовой прибыли по предприятиям ликероводочной отрасли к уровню 2003 года: ОАО «Комсомольский горпищекомбинат»- на 5,0 млн. рублей, ОАО «Горпищекомбинат «Совгаванский» - на 1,5 млн. рублей. Уменьшение балансовой прибыли ликероводочной отрасли обусловлено снижением уровня рентабельности. В 2005 году наблюдается увеличение обусловленное значительным приростом прибыли на 46,7 млн. руб. ОАО ЛВЗ «Хабаровский». Прибыль, полученная в мясомолочной отрасли составила 62,3 млн. руб. За четыре года (таблица 11) предприятиями пищевой промышленности общая рентабельность снижена с 16,1% в 2001 году до 6,5% в 2005 году, в том числе по алкогольной отрасли с 21,5% до 5,4%, по мясомолочной отрасли рентабельность увеличена с 5,3% до 6,7%. Таблица 12 - Уровень рентабельности по предприятиям пищевой промышленности за 2001 – 2005 годы (по прибыльным предприятиям)[39]
Основную часть полученной прибыли предприятия направляют на техническое перевооружение и обновление производства. В 2004 году по сравнению с 2003 увеличен выпуск пива на 7354 тыс. декалитров или в 1,6 раза, цельномолочной продукции на 14,0%, полуфабрикатов на 1550 тонн или на 25,2%. За 11 месяцев 2006г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск цельномолочной продукции увеличен на 12,5 процента, пива на 18,2, безалкогольных напитков на 10,5, полуфабрикатов - на 3 процента. За 2004 год и 11 месяцев 2005 года молокоперерабатывающими предприятиями края переработано 42,4 тысячи тонн молока-сырья, что составило 73,8 процента от общего объёма молока, вырабатываемого в крае. Из крупных молокоперерабатывающих предприятий наибольшего роста объемов производства по выпуску цельномолочной продукции достигли: акционерные общества «Переяславский молочный завод», ДАКГОМЗ, краевое предприятие "Комбинат детского питания". Удельный вес этих предприятий в выпуске молочной продукции составляет 78%. В 2005 году предприятиями пищевой промышленности края произведено продукции на сумму 9586,7 млн. рублей – 102,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах. Достигнуто превышение объемов производства по выпуску цельномолочной продукции на 12,1%, пива на 19,7%, безалкогольных напитков на 8,7%, полуфабрикатов на 4,9%, комбикормов на 28,0 процентов. За январь-май 2006 года предприятиями края произведено товарной продукции на 3 млрд. 660 млн. рублей, что составляет к аналогичному периоду 2005 года 93,8% в сопоставимых ценах. Рост объемов производства относительно аналогичного периода 2005 года достигнут по цельномолочной продукции на 6,9%, мясным полуфабрикатам – 1,2%, безалкогольным напиткам – 33,3%, комбикормам – 6,0%, кондитерским изделиям на 1%. Предприятиями пищевой промышленности выпускается 1470 наименований продукции, в том числе 628 видов колбасных изделий и полуфабрикатов, 121 наименование молочных, соевых и комбинированных продуктов, 24 наименования пищеконцентратов и консервов, 83 алкогольных и 179 пивобезалкогольных напитков и питьевой воды, 180 наименований хлебобулочной продукции, 20 макаронных изделий, 230 разновидностей тортов, пирожных, рулетов, кексов, печенья и пряников, 5 видов крупы и сортовой муки и комбикормов. Относительно ведущих пищевых предприятий Российской Федерации ассортимент выпускаемой продукции основных групп продовольствия предприятиями Хабаровского края выдерживается практически на уровне, а по отдельным превосходит. Отдельно необходимо отметить определенную работу муниципальных образований края по выполнению Постановления Правительства края от 23.01.2006 №2-пр "Об основных направлениях развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2010 года" в части решения вопросов увеличения реализации продукции краевых производителей. Данная тема стала предметом обсуждения на коллегиях муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванского и Вяземского муниципальных районов, а также на заседании Хабаровского городского Совета по предпринимательству при Мэре города. Для ориентирования предприятий торговли на реализацию продукции местных производителей администрацией города Хабаровска организуются выездные встречи представителей предприятий и специалистов на предприятия пищевой отрасли. В ходе встреч участники знакомятся с процессом производства, лабораторным контролем, высказывают свои пожелания по ассортименту и качеству товаров, маркировке и упаковке, отрабатывают предложения по договорам поставки. В краевом центре в 2005 году проведено 8 таких встреч. В целях привлечения внимания покупателей к местной продукции органы управления используют такой метод, как организация дегустаций. В Хабаровске, например, это позволило увеличить количество заключенных договоров поставки с 5500 до 6700. В условиях жесткой конкуренции на рынке продовольственных товаров предприятия проводят различного рода маркетинговые исследования, создают товарные бренды, проводят рекламные мероприятия, широко используя средства массовой информации. На телевидении и радио постоянно транслируются рекламные ролики, в прессе публикуются информационные статьи. Ряд предприятий отрасли, такие, как ООО «Григ Чернобельского», ООО «Корфовский ЛВЗ», ООО «Мостовик-1», ООО «Кооператор-2», ОАО «Балтика», ОАО "Амур-Пиво" и другие, выступают в качестве спонсоров тематических передач и рубрик на ТВ, организации и проведении культурно-массовых мероприятий, что, несомненно, сказывается на формировании в сознании жителей края положительного отношения к предприятиям и выпускаемой ими продукции. Активно используются возможности Интернета. Предприятиями ОАО ЛВЗ "Хабаровский, ОАО "МЖК "Хабаровский", ООО "Балтимор-Амур" и ОАО "Балтика" и другими созданы и работают Интернет-сайты. Дополнительной рекламой, на наш взгляд, станет разработанный ВЭБ-сайт министерства, в котором будет размещаться информация обо всех подведомственных предприятиях пищевой промышленности и потребительского рынка края. Ряд предприятий, такие, как ОАО ЛВЗ "Хабаровский", ОАО Комсомольский ГПК", ООО "Мерилен" и другие разработали красочные каталоги выпускаемой продукции. В розничной торговой сети городов края применяется более современная "паллетная" выкладка продукции предприятий отрасли, проводятся дегустации и промоакции. Суммарные затраты на проведение рекламных мероприятий предприятий отрасли в 2005 году составили 20 млн. рублей, в 2004 году – 17 млн. рублей. Все это подтверждает, что сегодня для любого руководителя вопросы цены реализации наращивания объемов продаж являются первостепенными. Именно они определяют экономическую стабильность предприятий. Большинство предприятий отрасли пошло по пути создания собственных каналов сбыта – торговые дома, розничная фирменная торговая сеть. Понятно, что при формировании собственной торговой сети предприятия, в меньшей степени, зависят от посредников. Прямой канал сбыта усиливает возможность изучения непосредственного рынка своих товаров, поддержания тесных связей с потребителями, проведения исследования по качеству товаров, воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности в оборотном капитале. В настоящее время фирменная торговая сеть предприятий пищевой промышленности края насчитывает 681 объект торговли. В том числе 4 торговых дома кондитерского комбината Спутник, ДАКГОМЗ, ликеро-водочных заводов Хабаровский и Корфовский, 58 магазинов, 564 отдела и киоска, 9 мелкооптовых магазинов, 42 единицы мелкой розницы. Кроме того, в крае и за его пределами созданы и действуют 8 филиалов и представительств (Комсомольского и Совгаванского горпищекомбинатов, ликеро-водочных заводов Хабаровский и Корфовский, акционерного общества ДАКГОМЗ). За 2005 год и 5 месяцев текущего года предприятиями пищевой промышленности края реализовано через собственную торговую сеть 17% (307,2 тыс. дал) алкогольной продукции, 33% (9,4 тыс. тонн) колбасных изделий и полуфабрикатов, 22% (17,8 тыс. тонн) молочной и комбинированной соевой продукции, 48% (28,8 тыс. тонн) хлебобулочных изделий, 34,1% (1,4 тыс. тонн) кондитерских изделий. Вместе с тем, из-за недостатка финансовых ресурсов, большая часть предприятий продолжает работать на изношенном оборудовании. Моральный износ основных фондов в пищевой промышленности все еще остается на высоком уровне и это говорит о том, что объемов инвестиций недостаточно для их замены на более современные. Пищевая и перерабатывающая промышленность края располагает мощным производственным потенциалом, однако, для восстановления и развития собственной продовольственной базы необходимы значительные средства, повышение эффективного участия Правительства края в управлении предприятиями пищевой промышленности для развития интеграционных процессов между субъектами АПК, совершенствования инвестиционной и ценовой политики, финансово-кредитного механизма. Продовольственная безопасность – важнейший критерий независимости и социально-экономического развития края. Для ее обеспечения необходимы новые подходы, более совершенные технические и технологические решения, создание надежного контроля качества и безвредности пищевой продукции. В настоящее время назрела необходимость решения неотложных управленческих задач, направленных на обеспечение продовольственной безопасности. Проблема отечественного продовольствия должна стать приоритетной, особенно в связи с вступлением России в ВТО. Требуются четко отработанные межведомственные связи, научно-технические программы, коренная реконструкция предприятий пищевой промышленности, оснащение их современной техникой, создание принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую, комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов высокого качества. 2.2 Общая характеристика деятельности по управлению и развитию пищевой промышленности Хабаровского краяВ Хабаровском крае органом, непосредственно осуществляющим регулирование деятельности пищевой промышленности, является Министерство пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края. Министерство является правопреемником министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края. В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Губернатора Хабаровского края и Правительства Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от их организационно-правовых форм. Основными задачами Министерства являются: - Реализация государственной политики в области пищевой промышленности и потребительского рынка. - Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и защита здоровья населения края. - Обеспечение поступления доходов от налогов и сборов, подлежащих уплате подведомственными организациями в краевой бюджет. - Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособности в курируемых отраслях. - Осуществление полномочий Хабаровского края как собственника имущества в пределах своей компетенции. - Обеспечение готовности Министерства и подведомственных организаций к работе в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: - Разрабатывает и реализует целевые программы развития подведомственных отраслей, в том числе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, вносит предложения о разработке и реализации совместных с Российской Федерацией программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также разрабатывает прогнозы социально-экономического развития подведомственных отраслей. - Определяет потребность в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения региона и реализации целевых программ поставки продукции для региональных нужд. Принимает меры по обеспечению жителей края потребительскими товарами в требуемом ассортименте и количестве. - Разрабатывает в установленном порядке предложения по совершенствованию системы государственного регулирования рынка потребительских товаров. - Осуществляет анализ экономической ситуации в подведомственных отраслях, устанавливает тенденции их развития, выявляет диспропорции и определяет пути их устранения. - Взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности Министерства. - Осуществляет в пределах компетенции Министерства контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий края. - Организует и проводит с участием органов государственного надзора и контроля мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. - Осуществляет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов. - Осуществляет подбор кандидатур на должности руководителей и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности Хабаровского края. - Осуществляет через представителей государства в советах директоров (наблюдательных советах) и ревизионных комиссиях обществ контроль за результатами их финансово-хозяйственной деятельности. - Подготавливает предложения и социально-экономические обоснования приватизации краевых государственных унитарных предприятий, а также находящихся в краевой государственной собственности акций открытых акционерных обществ и иного краевого имущества. - Проводит мониторинг финансового состояния краевых государственных унитарных предприятий, обществ, пакеты акций (доли) которых находятся в собственности Хабаровского края, контроль за выполнением ими финансово-экономических показателей, а также распределение чистой прибыли и дивидендов в соответствии с установленным порядком. - Осуществляет права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий в пределах предоставленных полномочий. - Разрабатывает и реализует меры по повышению доходности отраслей, сохранению и увеличению налогооблагаемой базы, полноте налоговых поступлений в краевой бюджет. - Организует закупку товаров (работ, услуг) для краевых государственных нужд в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством. - Организует проведение конкурсных торгов по закупкам товаров для краевых государственных нужд, в том числе для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с действующим законодательством. - Лицензирует отдельные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством. - Осуществляет декларирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края. - Осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных выдаваемыми лицензиями, в пределах своей компетенции. - Разрабатывает и осуществляет мероприятия по соблюдению организациями и предпринимателями требований к оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты прав потребителей. - Проводит аккредитацию организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания. - Представляет предложения по формированию и реализации инвестиционной политики, организует реализацию инвестиционных проектов, осуществляет контроль за эффективным использованием средств, выделяемых на эти цели. - Разрабатывает предложения по повышению социальной защищенности работников подведомственной сферы во взаимодействии с профессиональными союзами и иными общественными организациями. - Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении структур и организаций по их мобилизационной подготовке. - Взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам мобилизационной подготовки, обеспечения оборонных нужд государства и повышения устойчивости работы предприятий в условиях военного времени. - Организует при объявлении мобилизации перевод Министерства на работу в условиях военного времени и осуществляет контроль проведения мероприятий по плану нормированного снабжения населения в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края и в организациях, деятельность которых связана с Министерством или которые находятся в сфере его ведения. - Принимает меры в случае несостоятельности (банкротства) организаций, деятельность которых связана с деятельностью Министерства или которые находятся в сфере его ведения, имеющих мобилизационные задания (заказы), по передаче заданий (заказов) другим организациям. - Осуществляет контроль за созданием, хранением и использованием страхового фонда документации на предприятиях повышенного риска. - Разрабатывает мобилизационный план в пределах своих полномочий. - Осуществляет контроль за готовностью организаций к выполнению установленных мобилизационных заданий. - Организует работу по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. - Обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на повышение эффективности контроля за качеством и своевременным выполнением поручений, распоряжений и постановлений Губернатора и Правительства края. - Выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами и функциями имеет право в установленном порядке: разрабатывать правовые акты и нормативно-методические документы, отнесенные к его компетенции; запрашивать в органах местного самоуправления, подведомственных организациях всех форм собственности и у индивидуальных предпринимателей статистические и бухгалтерские данные, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач и функций; привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, к разработке проектов, прогнозов, региональных программ социально-экономического развития, экономической экспертизе и консультациям научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения и другие учреждения, а также отдельных ученых и специалистов; получать от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю все статистические материалы, необходимые для разработки проектов прогнозов и предложений по отдельным производственным и экономическим вопросам. В целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации и осуществления профилактических мероприятий, направленных на здоровое и безопасное питание жителей Хабаровского края, охрану их здоровья и улучшение структуры питания Губернатором Хабаровского края утверждены «Основные направления реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2002 – 2006 годы» и «Мероприятия по реализации Основных направлений государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2002 – 2006 годы»[40] в соответствии, с которыми министерству пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края необходимо скоординировать деятельность предприятий пищевой промышленности по производству продуктов питания массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами. В декабре 2002 года Губернатором Хабаровского края утвержден перечень органов, уполномоченных на лицензирование отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края, а также дополнительный перечень органов по лицензированию некоторых видов деятельности, право на лицензирование, которых передано субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством или по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти.[41] В соответствии с данным постановлением органом по лицензированию является министерство пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края. В целях защиты потребительского рынка Хабаровского края от некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, наполнения бюджетов всех уровней и обеспечения общественной безопасности в 2003 году Губернатором Хабаровского края было принято постановление «Об упорядочении оборота алкогольной продукции на территории Хабаровского края»,[42] исполнение которого направлено на поддержку местного производителя и развитие пищевой промышленности в крае. В целях стабилизации работы предприятий пищевой промышленности края разработаны и утверждены мероприятия по развитию предприятий пищевой промышленности, определены задачи по повышению эффективности работы отрасли. В 2004 году по итогам выполнения постановления Правительства Хабаровского края «Об итогах работы предприятий пищевой промышленности за 9 месяцев 2002г. и о перспективах развития отрасли на 2003 – 2005 годы» Правительством края поставлены задачи по обеспечению безусловного выполнения мероприятий по развитию предприятий пищевой промышленности и разработана программа перспективного развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края на 2005 – 2010 годы.[43] Таким образом, в результате рассмотренной выше деятельности Министерства пищевой промышленности Хабаровского края можно сделать вывод: во-первых, работа Министерства направлена на обеспечение населения края продуктами питания, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, выполнение заданий по выпуску продукции и мобилизации доходов в бюджет края; во-вторых, по итогам работы предприятий пищевой промышленности с 2001 по 2005 годы превышение объемов производства достигнуто за счет эффективной работы пивобезалкогольной, масложировой, мясной и молочной отраслей; снижены объемы выпуска кондитерских изделий, водки и ликероводочных изделий, спирта этилового из пищевого сырья, майонеза, мороженого; в-третьих, несмотря на специфические проблемы отраслей, предприятия пищевой промышленности края нацелены на освоение и внедрение новых технологий, увеличение выпуска и расширение ассортимента продукции, улучшения ее качества и повышение конкурентоспособности на потребительском рынке, расширение зоны реализации продовольственных товаров, совершенствование связей с сельскими товаропроизводителями, активизацию работы по развитию интеграционных структур по производству сырья для перерабатывающих предприятий. 2.3 Проблемы пищевой промышленности Хабаровского краяПищевая промышленность Хабаровского края – одна из базовых отраслей экономики края, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания. Она представлена разнообразными отраслями, способными в полной мере обеспечить потребности населения качественными продуктами в широком ассортименте. В последние годы пищевая промышленность Хабаровского края интенсивно развивается, вводятся новые производственные мощности, обновляется и расширяется ассортимент продукции, улучшается ее качество. В целом за последние четыре года инвестиции в пищевую промышленность составили 4052 млн. рублей. Проводилась модернизация и ввод новых мощностей в молокоперерабатывающей, спиртовой, пивоваренной, кондитерской промышленности. В период 2001-2005 годов на производственных площадях ОАО Мясокомбинат «Хабаровский» предприятием ООО «Балтимор-Амур» налажено производство пищевых концентратов, кетчупов, овощных консервов. Проведена реконструкция пивоваренного производства в ОАО «Амур-Пиво». В ОАО «ДАКГОМЗ» освоена технология производства комбинированных продуктов с применением соевой белковой основы. Введено в строй краевое государственное унитарное предприятие «Комбинат детского питания», введены в эксплуатацию мощности по производству спирта этилового из пищевого сырья краевого государственного унитарного предприятия «Лазовский спиртовик», обеспечивающего сырьем все ликероводочные предприятия края. В 2003 году построен современный пивоваренный завод «Балтика-Хабаровск», производительная мощность которого составляет 10 млн. дал пива в год. С вводом в эксплуатацию предприятия дополнительно создано свыше 500 новых рабочих мест. Острая конкуренция на потребительском рынке заставляет предприятия постоянно работать над обновлением ассортимента и дизайна выпускаемой продукции, улучшением качества, применением современной упаковки. Для продвижения продукции потребителю большая часть пищевых предприятий имеет фирменную торговлю. Через собственную торговую сеть реализуется более 30 % молочной продукции, колбасных изделий и полуфабрикатов. Финансово-экономическое состояние отраслей достаточно стабильное. Вместе с тем, после проведения комплексного анализа организационной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно определить основные проблемы развития пищевой промышленности Хабаровского края: 1) Снижение объемов выпускаемой предприятиями края пищевой продукции, низкая загрузка существующих производственных мощностей. Основными причинами падения объемов производства в ряде отраслей пищевой промышленности являются снижение объемов реализации произведенной продукции. На снижение объемов производства и объемов реализации влияет ряд факторов, таких как недостаток сырья и его высокая стоимость при низком качестве; снижение конкурентоспособности производимой продукции в связи с постоянным повышением цен на энергоносители и железнодорожные перевозки; неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, предприятиями пищевой промышленности и торговыми организациями; непомерная плата за пользование кредитами. 2) Высокий уровень физического и морального износа технологического оборудования. Морально устаревшее и физически изношенное оборудование предприятий пищевой промышленности не обеспечивает должного уровня экономической эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой производителями пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Современные условия требуют ускоренного обновления технологического оборудования, внедрения новых технологий по глубокой и комплексной переработке исходного сырья. 3) Низкая обеспеченность предприятий пищевой промышленности сырьем. Сегодня остро встает вопрос восстановления отечественной сырьевой базы для пищевой промышленности. Дефицит отечественного сырья покрывается за счет дорогостоящего и не всегда качественного импортного сырья, что удорожает производство, зачастую ухудшает качество продукции и приводит к необеспеченности внутреннего продовольственного рынка продуктами собственного производства. В 2003 году Правительством Российской Федерации введено тарифное квотирование ввоза мяса, что привело к сокращению объемов его импорта. В результате из-за отсутствия квот на ввоз импортного мяса предприятия мясной промышленности Хабаровского края работают «с колёс». Сложившееся положение в животноводстве страны приводит к сокращению выработки молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшению поступления его на промышленную переработку, в результате в производстве цельномолочной продукции растет использование сухого молока, которое в настоящее время составляет в целом по отрасли 34%. 4) Снижение качества производимой в Хабаровском крае продукции. Предприятиями пищевой промышленности Хабаровского края уделяется огромное значение обеспечению качества производимой продукции. В настоящее время качество и безопасность являются самыми важными аспектами производства продукции пищевой промышленности в связи с возрастающей конкуренцией на потребительском рынке и более высокими требованиями к продукции со стороны потребителей. Поиск оптимальных путей обеспечения качества производимой продукции, приемлемых для всего мирового сообщества, обусловил разработку и широкое внедрение в концепции международных стандартов ИСО серии 9000. Нынешний этап развития системы контроля качества требует не только дальнейшего проведения работ в области теоретических исследований, но и создания реальных методических, организационно-распорядительных и других документов для практического внедрения. 5) Снижение ассортимента выпускаемой продукции в крае. Эффективное управление ассортиментом выпускаемой продукции позволяет увеличить прибыль и приток денежных средств в сжатые сроки и без значительных инвестиций. Для достижения максимального эффекта от продажи товаров необходимо манипулировать ассортиментом, т.е. выявлять, каким товарам отдать предпочтение и в какой пропорции выпускать различные виды продукции. С 2003 года предприятиями пищевой промышленности края стали проводиться исследования ассортимента производимой продукции: его оптимизация, рейтинг продаж и уделяться этому все больше внимания, так как при сохранении ассортимента производимой продукции на одном и том же уровне в подавляющем большинстве случаев предприятия обречены на ухудшение финансового состояния и потерю своих позиций на рынке. |
|
© 2000 |
|