РУБРИКИ |
Пищевая промышленность Хабаровского края |
РЕКЛАМА |
|
Пищевая промышленность Хабаровского краяСокращение производства в АПК привело к ухудшению питания населения. Если Россия по уровню потребления продовольствия на душу населения ранее входила в первую десятку мира, то в настоящее время она занимает 67 место. Потребление основных продуктов питания на душу населения - мясопродуктов, масла животного, молокопродуктов, рыбопродуктов в 2 раза и более ниже рекомендуемой нормы[19]. С учетом сокращения душевого потребления продуктов питания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало результатом целенаправленной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем. Произошла адаптация работников агропродовольственной сферы к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зарубежных и частных инвесторов к производству продуктов питания. Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов. Практика подтвердила, что переход от экономики централизованного планирования к социально ориентированному рыночному хозяйству не может происходить стихийно, без государственного регулирования рыночными отношениями. Государство должно компенсировать несовершенство рынка. Поэтому необходимо создавать систему государственного регулирования экономикой страны, адекватную новым условиям, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с учетом интересов общественного производства и хозяйствующих субъектов. Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, является основной стратегической задачей в экономической области. При этом государство исходит из возможностей увеличения внутреннего производства. В промышленности последовательно принимаются меры по созданию специализированных производств и осуществлению разумного торгового протекционизма, не допускающего демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестной конкуренции. Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируются мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары. Динамичному наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствовали стабилизация общеэкономической ситуации в стране, повышение платежеспособности населения, создание условий для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Пищевая промышленность России относится к категории отраслей, производящих продукцию массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что способствует сравнительно быстрой оборачиваемости средств и окупаемости инвестиций. Сегодня к наиболее инвестиционно привлекательным отраслям относят табачную, пивобезалкогольную, кондитерскую, масложировую, чайную, плодоовощную и некоторые другие. В развитие этих отраслей вложены значительные инвестиции, в частности, в строительство иностранных предприятий, создание совместных производств, приобретение акций акционерных обществ. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в определяющей мере зависит от объемов производства сельскохозяйственного сырья отечественным АПК, его качества и стоимости. При производстве многих видов пищевой продукции в структуре ее себестоимости доля исходного сырья превышает 70 %. Поэтому развитие всех сфер АПК должны решаться в комплексе[20]. Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в последние 7 лет способствовали меры, принятые законодательной и исполнительной властью. Сделаны серьезные шаги по совершенствованию государственного регулирования АПК. Таким образом, всесторонний анализ работы отраслей пищевой промышленности за годы проведения рыночных преобразований в экономике показывает, что пока не удалось в полном объеме решить все проблемы. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продовольствия. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в последние годы растет и в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия превышает 32 %. Динамика и тенденции развития отрасли во многом определяется той системой государственного регулирования, которая складывается в государстве, в связи с этим для полного анализа состояния развития пищевой промышленности необходимо в рамках исследования проанализировать систему государственного регулирования пищевой промышленности в РФ. 1.3 Система государственного регулирования пищевой промышленностиГосударственное регулирование имеет большое значение в развитии пищевой промышленности. Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей. Для реализации целей экономической политики государство использует различные методы: методы прямого (административное и экономическое влияние) и косвенного воздействия (реализуется только экономическими средствами).[21] Государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется в следующих направлениях[22]: - определение общих для всех регионов путей развития пищевой промышленности; - объединение интересов государства, потребителей и субъектов хозяйствования; - обеспечение соблюдения правил производства и реализации продукции массового потребления; - обеспечение соблюдения финансовой дисциплины и, в отдельных случаях, порядка установления цен. Основными функциями государственного регулирования и управления пищевой промышленностью являются: - формирование государственной политики в области производства продукции в соответствии с интересами государства и населения; - осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность пищевой промышленности в Российской Федерации; - разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; - принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; - разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; - государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; - организация и проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов; - организация и проведение государственного надзора и контроля; - разработка и реализация программ по развитию пищевой промышленности; - организация контроля за качеством пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Российской Федерации; - осуществление международного сотрудничества Российской Федерации. Одной из главных задач власти было и остается продовольственное обеспечение населения страны. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются стратегические подходы к производству пищевой продукции и распределению произведенных продуктов питания. За годы осуществления реформ в развитии пищевой промышленности в результате просчетов, допущенных в переходный период в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике, наметились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе. На уменьшение объемов производства скота и птицы в крупных животноводческих и птицеводческих комплексах негативно повлиял резкий спад производства комбикормов. Это привело к снижению объемов закупок скота, птицы, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, либерализация оптовых и розничных цен, и в первую очередь на топливно-энергетические ресурсы, транспортные перевозки, привела к росту цен на пищевую продукцию превышающему потребительский спрос населения. Нарушение кредитно-финансовой системы создало трудности пищевым предприятиям в приобретении необходимого сырья, материалов и оборудования для производства. Созданная в Минсельхозпроде РФ в конце 1994 г. Федеральная продовольственная корпорация не смогла выполнить задачи, поставленные перед ней Правительством. Вместо того чтобы устранить причины, мешающие ей эффективно организовать работу, корпорацию упразднили в сентябре 1997 г., создав взамен Агентство по регулированию продовольственного рынка с большинством функций, присущих отраслевому НИИ[23]. Из-за отсутствия должного финансового планирования и контроля сложилась ситуация невозврата государственных кредитов на закупку и переработку сельскохозяйственных сырья и продукции. В этой ситуации выделение новых кредитов не улучшало, а ухудшало финансовое положение предприятий. Падение производства также обусловлено нарушением хозяйственных и экономических связей в сложившихся условиях перестройки банковской системы, налоговой и кредитной политики, при росте взаимной задолженности между предприятиями-производителями и потребителями. Как следствие, возникли трудности с обеспечением сырьем и материально-техническими ресурсами, с организацией обновления физически изношенных и морально устаревших производственных фондов. К 1996 г. сложилась ситуация, при которой на предприятиях почти четверть затрат на единицу продукции составляла плата за кредиты банков, взятые на пополнение оборотных средств, что примерно равно затратам на приобретаемое ими сырье. При резком падении темпов производства необоснованно возросли выплаты на заработную плату. Таким образом, предприятия пищевой промышленности потеряли заинтересованность в увеличении объемов производства, особенно трудоемкой продукции, так как оплата труда утратила функции мотивации трудовой деятельности. При таких условиях предприятия потеряли заинтересованность в инвестировании средств для развития производственно-технической базы и увеличения выпуска продукции, а полученная прибыль от реализации стала направляться в основном на повышение заработной платы и другие материальные стимулы. Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и готовую продукцию, а также реализация программы приватизации перерабатывающих предприятий в ряде регионов отразились на ухудшении взаимоотношений между партнерами-поставщиками и переработчиками животноводческого сырья. При резком снижении использования мощностей действующих предприятий, из-за сокращения объемов производимой продукции, возникла тенденция строительства предприятий и цехов малой мощности без должного технико-экономического обоснования, что повлекло за собой еще большее отвлечение сырья у промышленности, потерю значительных объемов вторичных ресурсов и дальнейшее снижение эффективности производства. В течение достаточно продолжительного времени Россия представляла собой зону закрытого экономического пространства. Развитие экономики было плановым и осуществлялось «сверху» - путем разработки руководством страны и выполнения предприятиями жестко регламентированного плана. Критерием развития субъекта или региона служила совокупность количественных показателей: площадь территории, численность населения, запасы полезных ископаемых, объем ВВП. Вопросы качества и безопасности продукции жестко регламентировались государством посредством разработки государственных стандартов, а также ведомственных правил и норм, выполнение которых контролировалось различными государственными инспекциями. Пищевая промышленность являлась одним из самых слабых звеньев агропромышленного комплекса в результате остаточного принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности, сложившегося после создания Минсельхозпрода РФ на базе Минсельхоза, Минпищепрома, Минхлебопродуктов и др. Интеграционные процессы в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности осуществлялись неудовлетворительно. Как показывает опыт, приватизация пищевых и перерабатывающих предприятий с участием сельскохозяйственных производителей вёл к дальнейшей деградации сектора. В настоящее время наряду с крупными пищевыми и перерабатывающими предприятиями имеется значительное число мини-производств по переработке сельскохозяйственной продукции, находящихся в структуре сельскохозяйственных организаций и в ведении частных предпринимателей. В соответствии с Указом Президента № 565 от 16.04.94 г. и постановлением Правительства РФ № 650 от 30.05.97 г. Минсельхозпрод РФ, как головной орган в управлении агропромышленным комплексом, имел в структуре аппарата Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности, проводящий государственную политику и управление агропромышленным комплексом. Кроме Департамента пищевой промышленности в Минсельхозпроде РФ функции регулирования продовольственного рынка были возложены на Федеральное агентство, имеющее двенадцать региональных агентств. На рисунке 1.11 показана система государственных органов регулирующих пищевую промышленность с 1981года до настоящего времени.
Рисунок 1.11 – формирование системы государственных органов регулирующих пищевую промышленность Таким образом, в настоящее время функции управления пищевой промышленностью возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации установило, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве; б) государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса и рыболовства; в) программы по развитию села; г) племенное животноводство и элитное семеноводство; д) использование земель сельскохозяйственного назначения; е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве; з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции; и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации; л) охота и охотничье хозяйство. Как уже отмечалось, государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется рядом нормативно-правовых актов различных уровней. Они регулируют условия производства, хранения и поставки производимой пищевой продукции и обеспечение качества пищевых продуктов в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу. Изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с утвержденными техническими документами: техническими регламентами и техническими условиями, технологическими инструкциями, рецептурами на производимую продукцию. Нормативными документами, устанавливающими требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования являются государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы. Основным законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оценке соответствия является Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании»[24]. Закон определяет порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов; цели, принципы и формы стандартизации, подтверждения соответствия и обязательной сертификации. Документом, регулирующим правовые отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека, является Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[25]. Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется путем: - государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; - государственной регистрации пищевых продуктов; - оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, а также систем качества; - государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; - мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливается государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами по областям применения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией. Государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, а также пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации. Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской федерации. Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов подлежат предназначенные для реализации определенные виды пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества посредством: подачи деклараций о соответствии; обязательной сертификации. При выборе пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждение соответствия которых требованиям нормативных документов проводится посредством обязательной сертификации, должны учитываться степень опасности для здоровья человека пищевых продуктов, материалов и изделий, условия их изготовления и оборота. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежащих обязательной сертификации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[26]. В отношении пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не подлежат обязательной сертификации и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством подачи декларации о соответствии, лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту таких пищевых продуктов, материалов и изделий, вправе проводить их добровольную сертификацию. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются территориальными федеральными органами исполнительной власти. В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предупреждению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации. Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[27]. Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Данное законодательство определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Порядок закупки и поставки этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации определен Правительством Российской Федерации «Об утверждении положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации»[28]. С целью обеспечения государственной монополии в сфере производства и оборота этилового спирта, усиления контроля за поступлением акцизов и других налоговых платежей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, и защиты интересов отечественных товаропроизводителей и прав потребителей Правительством Российской Федерации утвержден «Порядок квотирования закупки этилового спирта»[29]. Порядок регулирует условия квотирования закупки и иных форм получения этилового спирта из всех видов сырья на пищевые и непищевые цели на территории Российской Федерации. Основными условиями для производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции являются: - наличие соответствующих лицензий; - для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья; - алкогольная продукция, поступающая в розничную торговую сеть на территории Российской Федерации, должна сопровождаться информацией в порядке, установленном Законом Российской Федерации « О защите прав потребителей». С целью усиления контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Правительством Российской Федерации утверждено положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которым определен порядок декларирования производства и оборота этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, виноматериалов, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данным положением определены формы отчетности по производству и обороту этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, виноматериалов, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде деклараций. С целью создания благоприятных условий роста отечественного производства продовольствия требуется осуществить ряд мер по развитию АПК как на законодательном, так и на правительственном уровне. Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия и сельскохозяйственной продукции, принять меры, стимулирующие проведение технического перевооружения производства и внедрение новейших технологий, техники и оборудования. В настоящее время разработка и реализация таких мер ведется. В частности, активно проводится работа по подготовке к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основные направления которого: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Общий объем финансирования этого проекта в 2006-2007 гг. составит 30,9 млрд руб.[30] Кроме того, Правительством Российской Федерации разработана и одобрена «Стратегия развития АПК и рыболовства до 2015 г.». Предполагается, что в результате реализации этой стратегии будет сформировано масштабное конкурентоспособное ядро АПК, обладающее способностью к устойчивому саморазвитию в условиях глобальной экономики. Активно ведется работа над специальным Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», который должен определить основы государственной агропродовольственной политики на долгосрочную перспективу. Таким образом, проведенный выше анализ свидетельствует о том, что в Российской Федерации уже сложилась система государственного регулирования, однако условия изменяются. В настоящее время сложилась система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей: во-первых, одной из главных задач власти было и остается продовольственное обеспечение населения страны. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются стратегические подходы к производству пищевой продукции и распределению произведенных продуктов питания; во-вторых, основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели и наиболее важной составляющей выступает формирование потенциала развития промышленности, в частности пищевой промышленности, как одного из условий экономического роста в целом; в-третьих, основной задачей регулирования российского рынка была и остается поддержка товаропроизводителя с целью создания необходимых условий для эффективной деятельности отечественных предприятий, а также обеспечение им равных возможностей с товаропроизводителями из зарубежных стран, что определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства; в-четвертых, государственное регулирование пищевой промышленности заключается в определении путей развития пищевой промышленности; объединении интересов государства, потребителей и субъектов хозяйствования; обеспечении соблюдения правил производства и реализации продукции массового потребления; обеспечении соблюдения финансовой дисциплины и, в отдельных случаях, порядка установления цен; в-пятых, необходимо отметить, что пищевая промышленность не может развиваться без поддержки и стимулирования со стороны государства, создания экономических условий для значительного увеличения объемов производства, повышения эффективности использования производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции. 2 Анализ состояния и направления регулирования пищевой промышленности Хабаровского края2.1 Анализ пищевой промышленности Хабаровского краяПищевая и перерабатывающая промышленность – одна из стратегических отраслей экономики Хабаровского края, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания[31]. Производимые пищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособны как на внутреннем рынке края, так и за его пределами. Успешное решение этих задач зависит от создания устойчивой базы производства сельскохозяйственной продукции, наличия современной пищевой индустрии и производства доступных продуктов питания для всех слоев населения. В центре внимания должны быть проблемы продовольственной безопасности, которая базируется на надежном самообеспечении региона основными видами продовольствия. Замыкая технологическую цепочку от поля, фермы до потребителя, пищевая и перерабатывающая промышленность во многом определяет эффективность всего агропромышленного комплекса. Продукция пищевой промышленности занимает 14% в общем объеме промышленного производства в крае (таблица 5). Таблица 5 – Отраслевая структура промышленного производства в процентах к общему объёму производства (в %)[32]
Рисунок 2.1 - Отраслевая структура промышленного производства в процентах к общему объёму производства (в %) Данные таблицы показывают, что объёмы производства практически по всей продукции промышленности повышаются, следовательно, потребление удовлетворительно. В общем объеме товарооборота в крае продовольственные товары занимают 53,8%. Доля продукции предприятий пищевой промышленности края по основным видам продуктов питания составляет: хлеб и хлебобулочные изделия – 100%, цельномолочная продукция – 88%, колбасные изделия – 60%, водка и ликероводочные изделия – 53%, кремовые кондитерские изделия и пряники – 90% . Современное состояние пищевой промышленности Хабаровского края не позволяет сделать вывод о надежном и стабильном ее развитии. За период 1990-2003 гг. по основным видам пищевой продукции наблюдается значительное сокращение производства (табл. 6). Таблица 6 - Производство важнейших видов продукции пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности[33]
Удельный вес пищевой промышленности в общих объемах промышленного производства края сократился с 13,8% в 1990 г. до 9,3 в 2001 г., 9,6 - в 2002 г., 11,1% - в 2003 г. Пищевая промышленность в большей степени, чем другие отрасли, страдает от последствий либерализации цен. На себестоимость производимых продовольственных товаров тяжелым бременем легло резкое удорожание не только собственных издержек производства, но и сырья, высокие ставки за кредиты, которые должны брать предприятия для своего существования. Это повлекло за собой резкое увеличение стоимости производимой продукции, что наряду со значительным снижением покупательской способности населения и наполнением рынков сбыта более дешевой продукцией, поставляемой по импорту и из других регионов страны, привело к значительному спаду объемов производства. По сравнению с уровнем 1990 г. производство пищевой продукции в крае уменьшилось вдвое. За 2003 г. в сравнении с 1990 г. объемы переработки мяса на предприятиях снизились в 6,5 раза, уменьшился выпуск колбасных изделий в 2 раза, цельномолочной продукции – в 4 раза, маргариновой продукции – в 11 раз, масла растительного – 3 раза, кондитерских изделий – в 7 раз. Крайне неудовлетворительно работают предприятия по производству хлебопродуктов. В 2003 г. ими выработано меньше, чем в 1990 г. крупы в 26 раз, муки – в 4,6 раз, макаронных изделий – в 2,4 раза. Производственные мощности пищевых предприятий используются менее чем на 30-40%. В 2005 г. коэффициент использования среднегодовой мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий составил 30%, макаронных изделий – 28%, муки – 25%, масла растительного – 20%, безалкогольных напитков и кондитерских изделий – 15%, маргариновой продукции – 6%, крупы и виноградных вин – 3%, шампанских вин – 2%. На рисунке 2.2 показано использование производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности. Рисунок 2.2 – Использование производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности Хабаровского края С 2004 г. полностью прекращен выпуск маргариновой продукции ОАО «Масложиркомбинат «Хабаровский». Одной из причин снижения производства пищевой продукции является сокращение собственной сырьевой базы Хабаровского края. Снижение реальных доходов населения и широкий нерегулируемый поток завозимого и импортного продовольствия в 90-х гг. ограничили выход местных товаропроизводителей на рынок, вызвали резкий спад производства в сельском хозяйстве, сокращение выпуска продукции перерабатывающими предприятиями края. Сегодня сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции является одной из проблем, требующих пристального внимания для предотвращения национальной угрозы для края. Объем производства сельскохозяйственной продукции в крае в 2004 г. сократился по сравнению с уровнем 1990 г. на 36%. Во всех категориях сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края посевные площади уменьшились по сравнению с 1990 г. на 25,9 тыс. га (21%), в том числе по сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности – на 42%, поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,8 раза, свиней - в 5 раз, птицы - в 3,4 раза. Реализация скота и птицы на убой уменьшилась в 2,9 раза, производство молока - в 1,9 раза, яиц - в 2,1 раза. Производство зерновых снижено на 49%, сои – на 57%. Высокие цены на концентрированные корма отрицательно сказываются на себестоимости производимой продукции и служат одной из причин сокращения поголовья, как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в хозяйствах населения. Ухудшение кормления скота, отсутствие полноценных комбикормов привело к снижению продуктивности скота в сельскохозяйственных предприятиях. Удой на одну корову составил в 2003 г. 2409 кг или 83% к уровню 1990 г., среднесуточный привес крупного рогатого скота на откорме – 309 грамм или 68 %, свиней – 272 грамма или 73% к уровню 1990 г. Численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности сократилось в 3,7 раза, в том числе дойное стадо – в 1,7, свиней – в 4,7 раз. Объем продукции, производимой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, не позволяет удовлетворять потребность населения края, что ставит край в продовольственную зависимость от внешних поставщиков. Так, за счет собственного производства спрос потребительского рынка в 2002 г. на мясо и мясопродукты удовлетворялся только на 19%, маргариновую продукцию – на 25%, масло растительное – на 26%, молоко и молокопродукты – на 30% (табл. 2). |
|
© 2000 |
|