РУБРИКИ

Пищевая промышленность Хабаровского края

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Пищевая промышленность Хабаровского края


Сокращение производства в АПК привело к ухудшению пи­тания населения. Если Россия по уровню потребления продоволь­ствия на душу населения ранее входила в первую десятку мира, то в настоящее время она занимает 67 место. Потребление основ­ных продуктов питания на душу населения - мясопродуктов, мас­ла животного, молокопродуктов, рыбопродуктов в 2 раза и бо­лее ниже рекомендуемой нормы[19].

С учетом сокращения душевого потребления продуктов пи­тания баланс продовольственных ресурсов в стране складывает­ся напряженно.

Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало ре­зультатом целенаправленной работы федерального центра и органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем. Произошла адаптация работ­ников агропродовольственной сферы к рыночным условиям, изменилась пси­хология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зару­бежных и частных инвесторов к произ­водству продуктов питания.

Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных произ­водителей путем введения соответству­ющих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

Практика подтвердила, что переход от экономики централизованного пла­нирования к социально ориентирован­ному рыночному хозяйству не может происходить стихийно, без государ­ственного регулирования рыночными отношениями. Государство должно компенсировать несовершенство рын­ка. Поэтому необходимо создавать си­стему государственного регулирования экономикой страны, адекватную новым условиям, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с уче­том интересов общественного произ­водства и хозяйствующих субъектов.

Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего про­довольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных ви­дов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, является основной стратегической задачей в экономичес­кой области.

При этом государство исходит из воз­можностей увеличения внутреннего производства. В промышленности пос­ледовательно принимаются меры по созданию специализированных произ­водств и осуществлению разумного тор­гового протекционизма, не допускаю­щего демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и не­добросовестной конкуренции.

Большое внимание в отраслях уделя­ется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продук­ции, внедрению инновационных техно­логий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Се­годня из России экспортируются мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнеч­ное, папиросы и сигареты, водка и дру­гие товары.

Динамичному наращиванию объе­мов производства важнейших видов продовольствия способствовали ста­билизация общеэкономической ситуа­ции в стране, повышение платежеспо­собности населения, создание усло­вий для привлечения частных отече­ственных и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей про­мышленности.

Пищевая промышленность России относится к категории отраслей, произ­водящих продукцию массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что способствует сравнительно быстрой оборачиваемос­ти средств и окупаемости инвестиций. Сегодня к наиболее инвестиционно привлекательным отраслям относят та­бачную, пивобезалкогольную, конди­терскую, масложировую, чайную, пло­доовощную и некоторые другие. В раз­витие этих отраслей вложены значи­тельные инвестиции, в частности, в строительство иностранных предприя­тий, создание совместных производств, приобретение акций акционерных об­ществ.

Развитие пищевой и перерабатываю­щей промышленности в определяющей мере зависит от объемов производства сельскохозяйственного сырья отече­ственным АПК, его качества и стоимос­ти. При производстве многих видов пи­щевой продукции в структуре ее себес­тоимости доля исходного сырья превы­шает 70 %. Поэтому развитие всех сфер АПК должны решаться в комплексе[20].

Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в последние 7 лет способствовали меры, принятые законодательной и исполни­тельной властью. Сделаны серьезные шаги по совершенствованию государ­ственного регулирования АПК.

Таким образом, всесторонний анализ работы отрас­лей пищевой промышленности за годы проведения рыночных преобразований в экономике показывает, что пока не удалось в полном объеме решить все проблемы. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продоволь­ствия. Общий объем импорта продо­вольственных товаров и сельскохозяй­ственного сырья в последние годы рас­тет и в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия превышает 32 %.

Динамика и тенденции развития отрасли во многом определяется той системой государственного регулирования, которая складывается в государстве, в связи с этим для полного анализа состояния развития пищевой промышленности необходимо в рамках исследования проанализировать систему государственного регулирования пищевой промышленности в РФ.

 

1.3 Система государственного регулирования пищевой промышленности



Государственное регулирование имеет большое значение в развитии пищевой промышленности. Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей. Для реализации целей экономической политики государство использует различные методы: методы прямого (административное и экономическое влияние) и косвенного воздействия (реализуется только экономическими средствами).[21]

Государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется в следующих направлениях[22]:

- определение общих для всех регионов путей развития пищевой промышленности;

- объединение интересов государства, потребителей и субъектов хозяйствования;

- обеспечение соблюдения правил производства и реализации продукции массового потребления;

- обеспечение соблюдения финансовой дисциплины и, в отдельных случаях, порядка установления цен.

Основными функциями государственного регулирования и управления пищевой промышленностью являются:

- формирование государственной политики в области  производства  продукции в соответствии с интересами государства и населения;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность пищевой промышленности в Российской Федерации;

- разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- организация и проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов;

- организация и проведение государственного надзора и контроля;

- разработка и реализация программ по развитию пищевой промышленности;

- организация контроля за качеством пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Российской Федерации;

- осуществление международного сотрудничества Российской Федерации.

Одной из главных задач власти было и остается продовольственное   обеспечение населения страны. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются стратегические подходы к производству пищевой продукции и распределению произведенных продуктов питания. 

За годы осуществления реформ в раз­витии пищевой промышленности в результате просчетов, допущенных в переходный период в орга­низационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике, наметились негативные тенденции, приведшие к ка­тастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что явля­ется одной из причин социальной напря­женности в обществе.

На уменьшение объемов производ­ства скота и птицы в крупных животновод­ческих и птицеводческих комплексах не­гативно повлиял резкий спад производ­ства комбикормов. Это привело к сниже­нию объемов закупок скота, птицы, молока и другой сельскохозяйственной продук­ции. Кроме того, либерализация оптовых и розничных цен, и в первую очередь на топливно-энергетические ресурсы, транс­портные перевозки, привела к росту цен на пищевую продукцию превышающему потребительский спрос населения.

Нарушение кредитно-финансовой си­стемы создало трудности пищевым предприятиям в приоб­ретении необходимого сырья, материа­лов и оборудования для производства.

Созданная в Минсельхозпроде РФ в конце 1994 г. Федеральная продоволь­ственная корпорация не смогла выпол­нить задачи, поставленные перед ней Правительством. Вместо того чтобы ус­транить причины, мешающие ей эффек­тивно организовать работу, корпорацию упразднили в сентябре 1997 г., создав взамен Агентство по регулированию про­довольственного рынка с большинством функций, присущих отраслевому НИИ[23].

Из-за отсутствия должного финансо­вого планирования и контроля сложилась ситуация невозврата государственных кредитов на закупку и переработку сель­скохозяйственных сырья и продукции. В этой ситуации выделение новых кредитов не улучшало, а ухудшало финансовое по­ложение предприятий.

Падение производства также обус­ловлено нарушением хозяйственных и экономических связей в сложившихся ус­ловиях перестройки банковской системы, налоговой и кредитной политики, при ро­сте взаимной  задолженности   между предприятиями-производителями и по­требителями.

Как следствие, возникли трудности с обеспечением сырьем и материально-техническими ресурсами, с организаци­ей обновления физически изношенных и морально устаревших производственных фондов.

К 1996 г. сложилась ситуация, при ко­торой на предприятиях почти четверть затрат на единицу продукции составля­ла плата за кредиты банков, взятые на пополнение оборотных средств, что при­мерно равно затратам на приобретаемое ими сырье.

При резком падении темпов произ­водства необоснованно возросли выпла­ты на заработную плату. Таким образом, предприятия пищевой промышленности потеряли заинте­ресованность в увеличении объемов про­изводства, особенно трудоемкой продук­ции, так как оплата труда утратила фун­кции мотивации трудовой деятельности.

При таких условиях предприятия поте­ряли заинтересованность в инвестирова­нии средств для развития производствен­но-технической базы и увеличения выпус­ка продукции, а полученная прибыль от реализации стала направляться в основ­ном на повышение заработной платы и другие материальные стимулы.

Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и гото­вую продукцию, а также реализация про­граммы приватизации перерабатываю­щих предприятий в ряде регионов отра­зились на ухудшении взаимоотношений между партнерами-поставщиками и пе­реработчиками животноводческого сы­рья. При резком снижении использования мощностей действующих предприятий, из-за сокращения объемов производи­мой продукции, возникла тенденция стро­ительства предприятий и цехов малой мощности без должного технико-эконо­мического обоснования, что повлекло за собой еще большее отвлечение сырья у промышленности, потерю значительных объемов вторичных ресурсов и дальней­шее снижение эффективности производ­ства.

В течение достаточно продолжитель­ного времени Россия представля­ла собой зону закрытого экономичес­кого пространства. Развитие экономи­ки было плановым и осуществлялось «сверху» - путем разработки руковод­ством страны и выполнения предприя­тиями жестко регламентированного плана. Критерием развития субъекта или региона служила совокупность ко­личественных показателей: площадь территории, численность населения, запасы полезных ископаемых, объем ВВП. Вопросы качества и безопасности продукции жестко регламентирова­лись государством посредством разра­ботки государственных стандартов, а также ведомственных правил и норм, выполнение которых контролирова­лось различными государственными инспекциями.

Пищевая промышленность являлась одним из самых слабых звеньев агропромышленного ком­плекса в результате остаточного принци­па формирования и материально-техни­ческого обеспечения промышленности, сложившегося после создания Минсель­хозпрода РФ на базе Минсельхоза, Минпищепрома, Минхлебопродуктов и др.

Интеграционные процессы в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатываю­щей промышленности осуществлялись неудовлетворительно. Как показывает опыт, приватизация пищевых и перера­батывающих предприятий с участием сельскохозяйственных производителей вёл к дальнейшей деградации сектора.

В настоящее время наряду с крупными пищевыми и перерабатывающими пред­приятиями имеется значительное число мини-производств по переработке сель­скохозяйственной продукции, находящих­ся в структуре сельскохозяйственных организаций и в ведении частных пред­принимателей.

В соответствии с Указом Президента № 565 от 16.04.94 г. и постановлением Пра­вительства РФ № 650 от 30.05.97 г. Мин­сельхозпрод РФ, как головной орган в уп­равлении агропромышленным комплек­сом, имел в структуре аппарата Депар­тамент пищевой и перерабатывающей промышленности, проводящий государ­ственную политику и управление агропро­мышленным комплексом.

Кроме Департамента пищевой промышленности в Мин­сельхозпроде РФ функции регулирования продовольственного рынка были возложены на Федеральное агентство, имеющее две­надцать региональных агентств.

На рисунке 1.11 показана система государственных органов регулирующих пищевую промышленность с 1981года до настоящего времени.

Минмясомолпром (1981 г.)

 

 




Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности  (1993 г.)

 

Минпищепром (1994 г.)

 













Рисунок 1.11 – формирование системы государственных органов регулирующих пищевую промышленность

Таким образом, в настоящее время функции управления пищевой промышленностью возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. В  соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации от 9 марта  2004 г.  № 314  «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации установило, что Министерство сельского хозяйства Российской  Федерации  является  федеральным органом исполнительной власти,   осуществляющим   функции   по выработке государственной политики и нормативно-правовому    регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения,  воспроизводства  и использования объектов  животного  мира,  отнесенных  к  объектам охоты,   водных   биологических   ресурсов   и  среды  их  обитания.       

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности  находящихся в его  ведении Федеральной службы  по ветеринарному  и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству.      

Министерство  сельского  хозяйства  Российской Федерации на основании   и   во  исполнение  Конституции  Российской  Федерации, федеральных  конституционных  законов,  федеральных  законов, актов Президента   Российской   Федерации   и   Правительства  Российской Федерации  самостоятельно  осуществляет  правовое  регулирование, а также  разрабатывает  и  представляет  в  Правительство  Российской Федерации  проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов  и  актов  Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) реформирование  и  финансовое  развитие  в агропромышленном комплексе и рыболовстве;   б) государственная поддержка  организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;  в) программы по развитию села;  г) племенное животноводство и элитное семеноводство; д) использование земель сельскохозяйственного назначения; е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве; з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и  непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции; и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных  биологических  ресурсов  и  производственная деятельность в морских   рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации; л) охота и охотничье хозяйство.

Как уже отмечалось, государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется рядом нормативно-правовых актов различных уровней. Они регулируют условия производства, хранения и поставки производимой пищевой продукции и обеспечение качества пищевых продуктов  в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.

Изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с утвержденными техническими документами: техническими регламентами и техническими условиями, технологическими инструкциями, рецептурами  на производимую продукцию. Нормативными документами, устанавливающими требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования являются государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оценке соответствия является Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании»[24]. Закон определяет порядок разработки, принятия, изменения и отмены  технических регламентов;  цели, принципы и формы  стандартизации, подтверждения соответствия и обязательной сертификации. 

Документом,  регулирующим правовые отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека, является Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[25].

Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется путем:

- государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- государственной регистрации пищевых продуктов;

- оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, а также систем качества;

- государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.

Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливается государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами по областям применения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией.

Государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, а также пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации. Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской федерации.

Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов подлежат предназначенные для реализации определенные виды пищевых продуктов,  материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества посредством: подачи деклараций о соответствии; обязательной сертификации.

При выборе пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждение соответствия которых требованиям нормативных документов проводится посредством обязательной сертификации, должны учитываться степень опасности для здоровья человека пищевых продуктов, материалов и изделий, условия их изготовления и оборота. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежащих обязательной сертификации  утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[26].

В отношении пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не подлежат обязательной сертификации и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством подачи декларации о соответствии, лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту таких пищевых продуктов, материалов и изделий, вправе проводить их добровольную сертификацию.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются территориальными федеральными органами исполнительной власти.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предупреждению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.

Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации   «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[27]. Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Данное законодательство определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и  полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 Порядок закупки и поставки этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации определен Правительством Российской Федерации «Об утверждении положения о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации»[28].

С целью обеспечения государственной монополии в сфере производства и оборота этилового спирта, усиления контроля за поступлением акцизов и других налоговых платежей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, и защиты интересов отечественных товаропроизводителей и прав потребителей Правительством Российской Федерации  утвержден «Порядок квотирования закупки этилового спирта»[29]. Порядок регулирует условия квотирования закупки и иных форм получения этилового спирта из всех видов сырья на пищевые и непищевые цели на территории Российской Федерации.

Основными условиями для производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:

-  наличие соответствующих лицензий;

- для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья;

- алкогольная продукция, поступающая в розничную торговую сеть на территории Российской Федерации, должна сопровождаться информацией в порядке, установленном  Законом Российской Федерации « О защите  прав потребителей».

С целью усиления контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Правительством Российской Федерации утверждено положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которым определен порядок декларирования производства и оборота этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, виноматериалов, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данным положением определены формы отчетности по производству и обороту этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, виноматериалов, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде деклараций.

С целью создания благоприятных условий роста отечественного производ­ства продовольствия требуется осуще­ствить ряд мер по развитию АПК как на законодательном, так и на правитель­ственном уровне. Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия и сельскохозяйствен­ной продукции, принять меры, стиму­лирующие проведение технического перевооружения производства и вне­дрение новейших технологий, техники и оборудования.

В настоящее время разработка и ре­ализация таких мер ведется. В частно­сти, активно проводится работа по под­готовке к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основные направления которого: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Общий объем финансиро­вания этого проекта в 2006-2007 гг. со­ставит 30,9 млрд руб.[30]

Кроме того, Правительством Россий­ской Федерации разработана и одобре­на «Стратегия развития АПК и рыболов­ства до 2015 г.». Предполагается, что в результате реализации этой стратегии будет сформировано масштабное кон­курентоспособное ядро АПК, обладаю­щее способностью к устойчивому само­развитию в условиях глобальной эконо­мики.

Активно ведется работа над специ­альным Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», кото­рый должен определить основы госу­дарственной агропродовольственной политики на долгосрочную перспек­тиву.

Таким образом, проведенный выше анализ свидетельствует о том, что в Российской Федерации уже сложилась система государственного регулирования, однако условия изменяются. В настоящее время сложилась  система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей:

во-первых, одной из главных задач власти было и остается продовольственное обеспечение населения страны. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются стратегические подходы к производству пищевой продукции и распределению произведенных продуктов питания;

во-вторых, основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели и наиболее важной  составляющей выступает формирование потенциала развития промышленности, в частности пищевой промышленности, как одного из условий экономического роста в целом;

в-третьих, основной задачей регулирования российского рынка была и остается поддержка товаропроизводителя с целью создания необходимых условий для эффективной деятельности отечественных предприятий, а также обеспечение им равных возможностей с товаропроизводителями из зарубежных стран, что определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства;

в-четвертых, государственное регулирование пищевой промышленности заключается в определении  путей развития пищевой промышленности; объединении интересов государства, потребителей и субъектов хозяйствования; обеспечении соблюдения правил производства и реализации продукции массового потребления; обеспечении соблюдения финансовой дисциплины и, в отдельных случаях, порядка установления цен;

в-пятых,  необходимо отметить, что пищевая промышленность не может развиваться без поддержки и стимулирования со стороны государства,  создания экономических условий для значительного увеличения объемов производства, повышения эффективности использования производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.

2 Анализ состояния и направления регулирования пищевой промышленности Хабаровского края


 

2.1 Анализ пищевой промышленности Хабаровского края



Пищевая и перерабатывающая промышленность – одна из стратегических отраслей экономики Хабаровского края, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания[31]. Производимые пищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособны как на внутреннем рынке края, так и за его пределами.

Успешное решение этих задач зависит от создания устойчивой базы производства сельскохозяйственной продукции, наличия современной пищевой индустрии и производства доступных продуктов питания для всех слоев населения. В центре внимания должны быть проблемы продовольственной безопасности, которая базируется на надежном самообеспечении региона основными видами продовольствия. Замыкая технологическую цепочку от поля, фермы до потребителя, пищевая и перерабатывающая промышленность во многом определяет эффективность всего агропромышленного комплекса.

Продукция пищевой промышленности занимает 14% в общем объеме промышленного производства в крае (таблица 5).


Таблица 5 – Отраслевая структура промышленного производства в процентах к общему объёму производства (в %)[32]


Показатели/годы

2002

2003

2004

2005

2006

Продукция промышленности всего

100

100

100

100

100

В том числе:






Электроэнергетика

8,5

9,6

12,8

14

15,2

Топливная

7,9

6,4

5,7

3,9

4,1

Чёрная металлургия

3,3

2,7

3,4

4,1

7,5

Цветная металлургия

8,4

9,8

9,8

10,9

13

Машиностроение

50,4

47,2

43,1

40,1

28,5

Химическая

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Лесная деревообрабатывающая

8

9,7

11,1

11

12,5

Промстройматериалы

1,3

1,9

2

2,2

3,4

Лёгкая промышленность

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

Пищевая промышленность

9,3

10,1

10

11,9

14

В том числе рыбная

3,1

3,6

3,5

3,9

4,2

Медицинская промышленность


1,6


1,3


0,9


0,8


0,8


Рисунок 2.1 - Отраслевая структура промышленного производства в процентах к общему объёму производства (в %)


Данные таблицы показывают, что объёмы производства практически по всей продукции промышленности повышаются, следовательно, потребление удовлетворительно. В общем объеме товарооборота в крае продовольственные товары занимают 53,8%.  Доля продукции предприятий пищевой промышленности края по основным видам продуктов питания составляет: хлеб и хлебобулочные изделия – 100%, цельномолочная продукция – 88%, колбасные изделия – 60%, водка и ликероводочные изделия – 53%, кремовые кондитерские изделия и пряники – 90% .

Современное состояние пищевой промышленности Хабаровского края не позволяет сделать вывод о надежном и стабильном ее развитии. За период 1990-2003 гг. по основным видам пищевой продукции наблюдается значительное сокращение производства (табл. 6).


Таблица 6 - Производство важнейших видов продукции пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности[33]


Продукция

1990

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т


185,3


113,0


71,0


69,2


69,2


83,5


82,4


81,0

Кондитерские изделия, тыс. т


37,2


17,2


6,8


5,7


5,3


6,1


5,1


5,1

Макаронные изделия, тыс. т


13,2


6,5


6,8


5,5


5,5


4,3


4,3


4,3

Маргариновая продукция, тыс. т


30,6


5,6


4,0


1,5


2,7


-*


-*


-*

Водка и ликероводочные изделия, тыс. дал


1565


1773


1675


1701


1648


1509,9


1348,5


1225,9

Пиво, тыс. дал

2240

2226

3614

5416

13375

20651

24728

25085

Безалкогольные напитки, тыс. дал


4026


514


1186


438


570


402


438


482

Мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т


36,9


10,1


4,2


4,8


5,7


7,8


8,2


8,3

Колбасные изделия, тыс. т

28,5

9,8

13,0

13,7

14,3

14,1

12,1

11,1

Цельномолочная продукция, тыс. т

203,6

33,5

37,0

47,4

50,5

53,7

50,9

54,4

Товарная рыбная пищевая продукция, тыс. т

126,7

56,4

196,0

122,7

138,4

153,3

164,3

172,1

Мука, тыс. т

207,7

99,4

66,1

43,6

45,3

52,2

41,9

42,2

Крупа, тыс. т

34,0

8,9

1,6

0,4

1,3

0,5

1,0

0,25

Комбикорм, тыс. т

355,7

161,7

64,6

55,2

49,1

56,2

72,1

71,7

Удельный вес пищевой промышленности в общих объемах промышленного производства края сократился с 13,8% в 1990 г. до 9,3 в 2001 г., 9,6 - в 2002 г., 11,1% - в 2003 г.

Пищевая промышленность в большей степени, чем другие отрасли, страдает от последствий либерализации цен. На себестоимость производимых продовольственных товаров тяжелым бременем легло резкое удорожание не только собственных издержек производства, но и сырья, высокие  ставки за кредиты, которые должны брать предприятия для своего существования. Это повлекло за собой резкое увеличение стоимости  производимой продукции, что наряду со значительным снижением покупательской способности населения и наполнением рынков сбыта более дешевой продукцией, поставляемой по импорту и из других регионов страны,  привело к значительному спаду объемов производства. По сравнению с уровнем 1990 г. производство пищевой продукции в крае уменьшилось вдвое.

За 2003 г. в сравнении с 1990 г. объемы переработки мяса на предприятиях снизились в 6,5 раза,  уменьшился выпуск колбасных изделий в 2 раза, цельномолочной продукции – в 4 раза, маргариновой продукции – в 11 раз, масла растительного – 3 раза,  кондитерских изделий – в 7 раз.

Крайне неудовлетворительно работают предприятия по производству хлебопродуктов. В 2003 г. ими выработано меньше, чем в 1990 г. крупы в 26 раз, муки – в 4,6 раз, макаронных изделий – в 2,4 раза. 

Производственные мощности пищевых предприятий используются менее чем на 30-40%. В 2005 г. коэффициент использования среднегодовой мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий составил 30%, макаронных изделий – 28%, муки – 25%, масла растительного – 20%, безалкогольных напитков и кондитерских изделий – 15%, маргариновой продукции – 6%, крупы и виноградных вин – 3%, шампанских вин – 2%.  На рисунке 2.2 показано использование производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности.



Рисунок 2.2 – Использование производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности Хабаровского края


С 2004 г. полностью прекращен выпуск маргариновой продукции ОАО «Масложиркомбинат «Хабаровский».

Одной из причин снижения производства пищевой продукции является сокращение собственной сырьевой базы Хабаровского края. Снижение реальных доходов населения и широкий нерегулируемый поток завозимого и импортного продовольствия  в 90-х гг. ограничили выход местных товаропроизводителей  на рынок, вызвали резкий спад производства в сельском хозяйстве, сокращение выпуска продукции перерабатывающими предприятиями края. 

Сегодня сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции является одной из проблем, требующих пристального внимания для предотвращения национальной угрозы для края.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в крае в 2004 г. сократился по сравнению с уровнем 1990 г.  на 36%. 

Во всех категориях сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края посевные площади уменьшились по сравнению с 1990 г. на 25,9 тыс. га (21%), в том числе по сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности  – на 42%,  поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,8 раза, свиней - в 5 раз, птицы - в 3,4 раза. Реализация скота и птицы на убой уменьшилась в 2,9 раза, производство молока - в 1,9 раза, яиц - в 2,1 раза. Производство зерновых снижено на 49%, сои – на 57%.

Высокие цены на концентрированные корма отрицательно сказываются на себестоимости производимой продукции и служат одной из причин сокращения поголовья, как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в хозяйствах населения.

Ухудшение кормления скота, отсутствие полноценных комбикормов привело к снижению продуктивности скота в сельскохозяйственных предприятиях. Удой на одну корову составил в 2003 г. 2409 кг или 83% к уровню 1990 г., среднесуточный привес крупного рогатого скота на откорме – 309 грамм или 68 %, свиней – 272 грамма  или 73% к уровню 1990 г.

Численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности сократилось в 3,7 раза, в том числе дойное стадо – в 1,7, свиней – в 4,7 раз. 

Объем продукции, производимой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, не позволяет удовлетворять потребность населения края, что ставит край в продовольственную зависимость от внешних поставщиков. Так, за счет собственного производства спрос потребительского рынка в 2002 г. на мясо и мясопродукты удовлетворялся только на 19%, маргариновую продукцию – на 25%, масло растительное – на 26%, молоко и молокопродукты – на 30% (табл. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.