РУБРИКИ

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3- максимально-разовая ( по углеводородам С12-19)




300



1





ГОСТ 12.305-82


ГОСТ 12.1005-88



Сборник «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух»



6.3.


6.4.

Летальная токсодоза LCt30.мг/кг

Пороговая токсодоза HCt30.мг/л


не определялась


38-49

«Вредные вещества в промышленности»

1.

2

3

4

7.

Реакционная способность

Горюч

«Вредные вещества в промышленности» т.1.

8.

Запах

Специфический

- - -

9.

Коррозийное воздействие

Не имеет

- - -

10.

Меры предосторожности

Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные средства защиты

«Вредные вещества в промышленности» т.1.

11.

Информация о воздействии на людей

Раздражает слизистую

Оболочку и кожу человека, пары вызывают заболевания дыхательных путей

- - -

12.

Средства  защиты

Противогазы марки А,

шланговые, респиратор «Астра-2»

- - -

13.

Методы перевода вещества в безвредное состояние

Смывание водой с использование моющих средств

- - -

14.

Меры первой помощи пострадавшим от воздействия веществами

Удалить пострадавшего из загрязненной зоны, свежий воздух, при необходимости искусственное дыхание

 

Дизельное топливо является малотоксичным веществом и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-го классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку и кожу человека.

Оценка риска

На АЗС, имеющих герметичное оборудование, вероятность подземных утечек топлива минимальна. Количество проливов у топливораздаточных колонок и на площадке слива топлива оценивается до 100 г/т бензина и 50 г/т дизельного топлива [Беляев, 2000].

Наиболее часто к ЧС(Н) на АЗС и АЗК приводит разгерметизация резервуаров (табл. 1), а наибольшую частоту вторичных СЧ имеют сценарии, связанные с образованием зоны взрывоопасных концентраций и сгорания облака ТВС в пределах концентраций самовоспламенения в дефлаграционном режиме (табл.2).

Таблица1.  Значения частот инициирующих событий на АЗС

№ п/п

 

Инициирующее событие

Значение частоты (1/год)

 

1

Разгерметизация резервуара хранения нефтепродукта

1,1 х  10-4

2

 

Разгерметизация автоцистерны топливозаправщика на территории АЗС


5,0  х 10-6

 

3

Разгерметизация ж/д цистерны на территории сливной эстакады

5,0  х 10-6

4

Перелив нефтепродукта при заполнении резервуара

5,0 х  10-6

5.

 

Перелив нефтепродукта из горловины бензобака автомобилей из-за отказа автоматики


5,0  х 10-5

 

Таблица 2. Вероятность развития возможных аварий на АЗС

Сценарий развития аварии

Вероятность

Образование зоны токсического поражения

0.7039

Сгорание облака ТВС в дефлаграционном режиме

0.1689

Безопасное рассеивание

0.0292

Горение пролива вытекшей среды

0.0287

Сгорание облака ТВС в детонационном режиме

0.0119

В случае аварийного разлива ЛВЖ и образования паро-воздушного облака вероятность дальнейших событий будет в значительной мере определяться направлением перемещения облака ТВС по территории производства и за его пределы, что в свою очередь в значительной мере определяется господствующей розой ветров в районе размещения площадки объекта.

Социальные последствия для персонала и населения

Проведем расчет индивидуального риска для человека находящегося возле топливно-раздаточной колонки. Расстояние от автоцистерны до ТРК – 20 метров.

Выполним оценку вероятности развития аварии по формуле:

                       Q(Ai) = QавxQ(Ai)ст,

где Q(Ai) – статистическая вероятность развития аварии по i-й ветви логической схемы, по таблице 3.7.;

-         Qав – вероятность разгерметизации автоцистерны и выброса горючего вещества в течении года исходя из статистических данных об авариях.

Вероятность сгорания паровоздушой смеси в открытом пространстве с образованием

волны избыточного давления:


                       Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.


            Вероятность образования «огненного шара»:


                       Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.


            Вероятность воспламенения пролива:


                       Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.


Вероятности развития аварии в остальных случаях принимаем равными 0.

Определяем значения поражающих факторов с помощью методов, приведенных в приложениях В,Д,Е, (ГОСТ 12.3.047-98).

Согласно расчетам, избыточное давление Δр, импульс i волны давления, интенсивность теплового излучения от «огненного шара», qо.ш. и время его существования ts, интенсивность теплового излучения от пожара пролива qп бензина на расстоянии 20 метров составят:


Δр  = 25,9 кПа, I = 74,38 Па*с,  qо.ш  = 103,4 кВт/м2, ts = 11,95 с., qп  = 1,005 кВт/м2


Для приведенных значений поражающих факторов по формулам (ГОСТ      12.3.047-98) определяем значения «пробит» - функции Рr, которые соответственно составляют:


            Prс.д. =1,709;    Prо.ш. =7,24;     Prп = -9,255.


Для указанных значений «пробит» - функции условная вероятность поражения человека поражающими факторами равна:


            Qпс.д. = 0;        Qпо.ш. = 0,985;                        Qпп = 0;


                                             n

            По формуле R = Σ Qпj х Q(Ai), определяем индивидуальный риск:

                                           i=1

            R = 5,95х10-8 х 0 + 8,4х10-7 х 0,985 + 1,4х10-7 х 0 = 8,27 х 10-7  год-1.


Расчет социального риска при проливе бензина из автоцистерны.

Согласно расчетам проведенным при определении индивидуального риска, вероятности сгорания воздушной смеси с образованием волны давления, образования «огненного шара», и воспламенения пролива соответственно составляют:

            Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.

            Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.

            Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.

Вероятности развития аварии по остальным вариантам принимают равными 0.

В соответствии с приложениями В, Д, Е рассчитываем значения поражающих факторов, соответствующих рассматриваемым вариантам логической схемы, и значения условных вероятностей поражения человека на различных расстояниях от аварийного резервуара.

Выбираем расстояния от 5 до 35 м через каждые 5 метров.

Вычисленные значения  Qп наносим на графики.

Производим разделение территории на зоны поражения с помощью графиков  и формулы                     

                                               k

Ni  = Σ Qni x nj

                         J = 1

            Социальный риск определяем по формуле:


                                 l

                       S  = Σ Q(Ai)

                           i = 1

где l – число ветвей логической схемы, для которых Ni > No (No – ожидаемо число погибших людей, для которых оценивается социальный риск. Принимаем No = 5)


S = 8,4х10-7

Территория АЗС относится к категории В – значительного риска, необходимы меры и контроль безопасности;

Рисунок. Диаграмма летальных потерь при вторичных ЧС на АЗС.

При количественной оценки показателей риска были приняты следующие предпосылки: количество людей, находящихся на объекте в момент аварии принималось по максимальному показателю (30 чел.); в качестве критерия опасного теплового воздействия на границе зоны для людей тепловые нагрузки, превышающие 1.4 кВт/м2; показатели социального риска определялись на основе расчета летального исхода. На основе исходных данных, характеристик полей поражающих факторов и критериев поражения человека построена F/М-диаграмма, характеризующая социальный риск и масштабы последствий вторичных ЧС(Н) на основании данных расчетов.

Оценка количества опасных веществ, способных участвовать в аварии.

В основу количественной оценки опасных веществ были положены следующие предпосылки и допущения:

Каждый технологический блок (элемент) объекта рассматривается как отдельная физическая система.

Начало возникновения (по времени) аварийных ситуаций ограничивается одним технологическим блоком.

Масса нефтепродукта, способного участвовать в аварии, определяется на основе расчета энергетических потенциалов технологических блоков, а также исходя из физики технологических процессов на объекте.

Существует возможность цепного развития аварий с образованием и выбросами нефтепродуктов в окружающую среду.

Эффективность парообразования с поверхности пролитой жидкости определяется в основном сравнительно медленными диффузионными процессами по зеркалу разлива. Формирование облака топливовоздушной смеси в холодное время года практически невозможно.

 

Масса паров нефтепродукта

Масса паров, образующихся в результате теплообмена воздуха с пролитой жидкостью, может определяться по формуле

G = mn Fж и,

где

  Fж – площадь поверхности зеркала испарения жидкости;

и – время испарения жидкости;

mn – удельная скорость парообразования, определяемая зависимостью

mn = 10-6  М РН,

где М – молекулярная масса пролитой жидкости;

Рn – давление насыщенного пара;

- безразмерный коэффициент, учитывающий влияние скорости и температуры воздушного потока над поверхностью (зеркало испарения) жидкости, значения которого представлены в таблице.


Скорость воздушного потока над зеркалом испарения, м/с





10 °С


15 °С


20 °С


30 °С


35 °С


0


1,0


1,0


1,0


1,0


1,0


0,1


3,0


2,6


2,4


1,8


1,6


0,2


4,6


3,8


3,5


2,4


2,3


0,5


6,6


5,7


5,4


3,6


3,2


1,0






10,0


8,7


7,7


5,6


4,6


 

Определение зон воздействия теплового потока при пожаре проливов бензина, вышедшего из резервуара автоцистерны.

Расчет интенсивности теплового излучения при пожарах проливов ГЖ проводим в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047-98 "Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля" (приложение В).


Площадь пролива равна S= 32 м2.


Определяем эффективный диаметр пролива d по формуле:

м

Находим высоту пламени по формуле:

где:

 - удельная массовая скорость выгорания топлива, кг(м2с), =0,06 кг/м2с

 - плотность окружающего воздуха, кг/м3, = 1,2 кг/м3

 - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/см2


Находим угловой коэффициент облученности по формуле:

   - расстояние от геометрического центра пролива до облучаемого объекта.

Определяем коэффициент пропускания атмосферы по формуле:


Находим интенсивность теплового излучения q по формуле:

где:

- среднеповерхностная плотность излучения пламени, находим по табл. В.1. (ГОСТ 12.3.047-98) =40 кВт/м2

В соответствии с табл.3 (ГОСТ) при интенсивности теплового излучения 1,4 кВт/м2 человек может находится без негативных последствий в течении длительного времени, а при интенсивности 4,2 кВт/м2 безопасное нахождение только в брезентовой одежде. Используя методику приложения В (ГОСТ), последовательно проводя расчеты для различных расстояний определяем границы безопасных зон.

Предельно допустимая интенсивность теплового излучения пожаров проливов.

Характер повреждений элементов зданий

И воздействия на человека

Интенсивность излучения, кВт/м2

Без негативных последствий в течении длительного времени

1,4

Безопасно для человека в брезентовой одежде

4,2

Непереносимая боль через 20-30сек

Ожог 1-й степени через 15-20сек

Ожог 2-й степени через 30-40сек

Воспламенение хлопка волокна через 15мин

7,0

Непереносимая боль через 3-5сек

Ожог 1-й степени через 6-8сек

Ожог 2-й степени через 12-16сек

10,5

Воспламенение древесины с шероховатой поверхностью (влажность 12%) при длительности облучения 15мин.

12,9

Воспламенение древесины, окрашенной масляной краской по строганой поверхности; воспламенение фанеры

17,0

Летальный исход

10секунд

45

30секунд

35

1минута

20

10минут

10


Рассчитывая интенсивность теплового излучения с интервалом 0,1 метр и сопоставляя данные с выше приведенной таблицей определим границы зон повреждения зданий (поражения человека)

Расстояние от геометрического центра пролива топлива до места, где человек может находиться безопасно в течении длительного времени составит 21 метр, а расстояние, где человек может находиться безопасно в брезентовой одежде 13,1 метров.

 

Определение зон воздействия теплового потока при пожаре проливов бензина, вышедшего из резервуара автоцистерны при наиболее неблагоприятных погодных условиях.

 

При сильном обледенении аварийных сливных отверстий на площадке АЦ площадь разлива составит до S= 440 м2.

Расстояние от геометрического центра пролива топлива до места, где человек может находиться безопасно в течении длительного времени составит 48 метров, а расстояние, где человек может находиться безопасно в брезентовой одежде 31 метр.

 

 

 

Определение параметров ударной волны при разливе бензина из резервуара автоцистерны и сгорании топливовоздушной смеси (ТВС) в открытом пространстве.

 

            Расчет ведем согласно ГОСТ Р 12.3.047-98

Ñ

 

Р=Ро

 
                    (0,8mпр х mпр 0,33 + 3 mпр х mпр0,66 + 5 mпр)

                                                                      r                          r2                    r3

            где:      Ро – атмосферное давление, кПа (Ро=101кПа)

            r – расстояние от геометрического центра облака ТВС, м

            mпр – приведенная масса пара, кг

_Qcr__

  Qo

 
 


mпр =            x  mn x Z

 

Qcr -  удельная теплота сгорания, Дж/кг

Qj        - константа, равная 4,52 х 106 Дж/кг

Z          - коэффициент участия, допускается принимать 0,1

mn        - масса паров, поступивших в результате аварии в окружающее пространство, кг


Импульс волны i, Па с определяется по формуле

123 mпр 0,66

          r

 
 


i =


Массу паров, поступивших в окружающее пространство определяем по формуле

mn = W х Fu x T


W        - интенсивность испарения, кг/м2, с

Fu        - площадь испарения, м2

T          - продолжительность испарения, С


            На основании НПБ 107-97, Т=3600С


W = 10-6ÖM x Pн

где:

M        - молекулярная масса, кг/моль

Рн       - давление насыщенного пара, при расчетной температуре (38°С) Рн = 40,23

           Предельно допустимое избыточное давление при сгорании газо- паро- или пылевоздушных смесей в помещениях или в открытом пространстве приведено в таблице.

Степень поражения

Избыточное давление,

кпА

Полное разрушение зданий

100

50% разрушений зданий

53

Средние повреждения зданий

28

Умеренные повреждения зданий (повреждение внутренних перегородок, рам, дверей и т.п.)

12

Малые повреждения(разбита часть остекления)

3

Нижний порог повреждения человека волной давления

5

Летальный исход маловероятен, временная потеря слуха или травмы от вторичных эффектов ВУВ

16

Летальный исход возможен, травмы серьезные

24

Летальный исход в 50% случаев

55

Летальный исход

70


            Рассчитывая давление волны с интервалом 0,1метр и сопоставляя данные с выше приведенной таблице определим границы зон разрушений (поражения человека)


Степень поражения

Радиус зоны, м.

Полное разрушение зданий

9,2м

50% разрушений зданий

12,9м

Средние повреждения зданий

18,8м

Умеренные повреждения зданий (повреждение внутренних перегородок, рам, дверей и т.п.)

33,5м

Малые повреждения(разбита часть остекления)

104м

Нижний порог повреждения человека волной давления

67м

Летальный исход маловероятен, временная потеря слуха или травмы от вторичных эффектов ВУВ

70

Летальный исход возможен, травмы серьезные

55

Летальный исход в 50% случаев

24

Летальный исход

16

Определение размера зоны, ограничивающей ТВС с концентрацией горючего выше нижнего концентрационного предела распространения пламени.

            Одним из вариантов чрезвычайной ситуации, связанной с выходом бензина из автоцистерны при сливе, может быть выход бензина в окружающую среду без последующего горения.

                        В этом случае важно знать горизонтальный размер зоны, ограничивающий ТВС с концентрацией выше нижнего концентрационного предела распространения пламени.

                        Радиус зоны рассчитываем по формуле:



________M_____________

Vо (1+ 0,00367)  х tp

 
 


рn =


где:

рn         - плотность паров бензина при расчетной температуре, кг/м3

M        - молярная масса, кг/моль

tр          - расчетная температура для данной местности

Рн        - давление насыщенных паров бензина при расчетной температуре, кПа

mn        - масса паров, поступивших в открытое пространство за время полного испарения, но не более 3600°С, кг

T          - продолжительность поступления паров бензина в открытое пространство


R=42,57 м.


            Вывод: на расстоянии  42,57м от аварийной автоцистерны может иметь место взрывоопасная концентрация выше низшего концентрационного предела распространения пламени. За начало отсчета размера зоны принимаются внешние габариты автоцистерны.


Определение интенсивности теплового излучения и времени существования «огненного шара».

Расчет интенсивности теплового излучения “огненного шара” q кВт/м2, проводим  по формуле:

q = Ef  x  Fq   x  i


Ef            - среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт/м2 для бензина Ef= 450

Fq           - угловой коэффициент облучения

i           - коэффициент пропускания атмосферы


Fq = ________Н /  Ds________________

`                                                              4/(H/Ds + 0,5)2 + (r/Ds)2/1,5

где:

Н         - высота центра “огненного шара”, м допускается принимать равной Ds

Ds           - эффективный диаметр “огненного шара”, м.

r           - расстояние от облучаемого объекта до эпицентра “огненного шара”


Ds = 5,33 m0,327


m   - масса горючего вещества, кг


      Время существования “огненного шара” t3 c, рассчитываем по формуле:

t3 = 0,92 m0,303

i = exp/-7,0 х 10-4 (4Ör2 + H2 –Ds/2)/


m = Vra

r    - плотность бензина

a         - процент заполнения емкости


            Определим интенсивность теплового излучения при различных r, с шагом 0,1 метр и определим границу зоны, на которой человек может получить ожоги выше 1-й степени.


№ п/п

Степень поражения

Доза теплового

Излучения, Дж/м2

Расстояние, м

1.

Ожог 1-й степени

1,2х105

160

2.

Ожог 2-степени

2,2х105

126

3.

Ожог 3-степени

3,2х105

104

 Экологические последствия

Разливы моторных топлив, которые обладают высокой испаряемостью, приводят к загрязнению приземного слоя воздуха. Летом при температурах поверхности и воздуха выше 20°С и ветре, бензины испаряются практически полностью за 3-4 часа [РД 153-39.4-058-00].

Таблица. Испарение бензина за 1 час после разлива (в % от 10 м3)

Температура поверхности, °С

0

5

10

15

20

25

30

35

40

Испарившийся бензин

63

66

69

72

76

79

81

84

85

При температуре 0-15°С и растекании по влажной (не впитывающей поверхности) в течение часа испаряются на 60~70%. Дизельные топлива за 5 суток испаряются на 40-80%.

При стечении неблагоприятных обстоятельств (появлении источника инициирования взрыва и пожара) разливы моторных топлив могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Поэтому операции по ЛРН на АЗС необходимо планировать в минимально возможные сроки с учетом испарения.

При этом масса испарившихся углеводородов (Мих), определяется по формуле Методика определения ущерба ..., 1995]:


Ми.х.=qи.п.*Fзр*10-6, где

 

Р3р - площадь загрязнения (м2);

qи.п. - удельная величина выбросов углеводородов с 1 м2 (по таблице).

Таблица. Удельная скорость испарения бензина (А-72) [РД 153-39.4-058-00].

Температура воздуха (,°С

Скорость воздуха (V), м/сек

Скорость испарения (qи.п.), г/сек* м2

5




0.2

0.296

0.5

0.425

1.0

0.760

10




0.2

0.355

0.5

0.535

1.0

1.060

15




0.2

0.435

0.5

0.670

1.0

1.520

25




0.2

0.676

0.5

0.970

1.0

2.140

35




0.2

0.890

0.5

1.340

1.0

2.660

Средняя температура поверхности испарения (tпи.) определяется по формуле (4.3.3.2): tп.и.=0.5 (tп+tвоз), где

tп - температура верхнего слоя поверхности (земли или воды)

tвоз - (воз. - температура воздуха (°С).

За 6 часов, отведенных постановлением Правительства от 15.04.2002 г. № 240 на локализацию разлива нефтепродуктов при неблагоприятных условиях испарения (температура воздуха 5°С, скорость воздуха 0.2 м/сек) с поверхности 1м испариться (4.3.3.3) ~640 г (или 0.9-0.8 л (при ро=0.70-0.78 кг/л)) бензина:

Мих=Тауи.п* qи.п. (639.36=0.296*6*60*60), где

Тауи.п - продолжительность испарения (сек.);

qи.п. - удельная величина выбросов углеводородов с 1 м2

Принимая во внимание, что на твердой поверхности 1 л бензина разольется на площади Рзр~0.15 м2 его испарение при благоприятных условиях (температура воздуха 5°С, скорость воздуха 0.2 м/сек) займет -10.5 часов. При температуре воздуха 25°С и скорости воздуха 1.0 м/сек с поверхности 0.15 м2 за 1 час испариться ~90% объема разлива:

Мих=Тауи.п* qи.п.* Fзр, где

Тауи.п - продолжительность испарения (сек.);

qи.п.- удельная величина выбросов углеводородов с 1 м2.

Fзр  площадь загрязнения (м2);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.

 

Характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 5 целью прогнозирования является определение границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов ... и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

При авариях на объектах хранения нефтепродуктов  наибольшую опасность представляют разлив больших количеств топлива, пожар и взрыв топливовоздушной смеси при разгерметизации одностенных надземных резервуаров и/или автоцистерны. Вероятными последствиями возможного разлива нефтепродуктов на площадке склада ГСМ являются разлив нефтепродуктов на прилегающей территории, их испарение, воспламенение и/или взрыв. При определении последствий вторичных ЧС(Н) необходимо учитывать куда и в каком количестве могут попасть нефтепродукты при разливе и загрязненная нефтепродуктами вода и пенообразователь, образующиеся в процессе тушения пожара.

Разлив топлива на территории АЗС ООО «...» может произойти при переливе ГСМ при заправке автомобилей или переливе в резервуары, вытекании топлива из поврежденной ТРК или бака автомобиля.

Разлив топлива по прилегающей территории и загрязнение почвы и грунтовых вод может стать следствием истечения горючего из автоцистерны или наземного резервуара. На складе ГСМ в селитебной территории вероятность такого сценария должна рассматривается в обязательном порядке [Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности ..., 1997].

Пожары от утечки нефтепродуктов возникают при ремонте трубопроводов, арматуры, а также на пропитанных нефтепродуктами поверхностях.

Пожар автомобилей может стать следствием перелива горючего при заправке.

Пожар на дыхательной арматуре - вследствие перелива горючего, нарушения герметичности резервуара, задвижек, фланцевых соединений.

Пожар разлива может привести к образованию обширной площади горящих нефтепродуктов и локальных очагов (факелов) на ТРК, с последующим вовлечением окружающего оборудования и транспортных средств, несущих конструкций навеса над топливораздаточными колонками, трубопроводов, сооружений склада ГСМ.

Образование и дрейф облака топливовоздушной смеси может привести к взрыву - детонации облака, образованию воздушной ударной волны, формирование огневого шара паровоздушной смеси с разрушениями автоцистерны-топливозаправщика, оборудования сооружений склада ГСМ, трубопроводов, резерву пожарного парка и транспортных средств.

Кроме того, возможны ЧС не связанные с разливом ГСМ, но способные инициировать их.

Пожары от удара молнии и вторичного проявления атмосферного электричества.

Пожары от загазованности возникают от различных источников зажигания при повышенной загазованности территории у резервуаров, автоцистерн и ТРК. Источниками зажигания могут быть автомобили, неисправные электроустановки, несоблюдение правил при курении и другие источники открытого огня.

Пожары на резервуарном парке при замере уровня горючего и отборе проб, как правило, начинаются со взрыва в газовом пространстве резервуара.

Пожары при зачистке и ремонте резервуаров возникают при очистке резервуаров перед осмотром и ремонтом, при проведении ремонтных, в том числе огневых работ на предварительно очищенных резервуарах, при ремонте и обслуживании резервуаров и ТРК без их предварительной зачистки, при удалении донного остатка с помощью бензина или дизельного топлива.

Пожары при ремонтных огневых работах происходят из-за неэффективной очистки и контроля ее степени.

Развитие пожаров и взрывов зависит от места возникновения, размеров очага горения, устойчивости технологического оборудования и конструкций, наличия средств автоматической противопожарной защиты и удаленности сооружений друг от друга, а также своевременности начала мероприятий по тушению очага пожара и времени прибытия подразделения ГПС.

Социальные последствия для персонала и населения

При стечении неблагоприятных обстоятельств в зону воздействия опасных факторов пожара (взрыва) разлива могут попасть:

•   при разливе на ТРК: водитель транспортного средства;

•   при разливе на площадке слива АЦ: оператор и водитель АЦ, персонал, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

•   при разгерметизации надземного резервуара: производственный персонал АЗС ООО «...» или подрядной организации, выполняющий регламентные работы на надземных резервуарах; персонал, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

•   при разливе на площадке АЦ или надземного резервуара с выходом жидкости за пределы АЗС ООО «...»: персонал, водители и пассажиры транспортных средств, а также другие граждане (жители и работники соседних организаций и др.), попавшие в зону разлива;

Возможные варианты развития пожара на объектах хранения нефтепродуктов  подразделяются на следующие уровни:

А) возникновение пожара в пределах одного резервуара или автоцистерны без влияния на смежные;

Б) распространение пожара с одного резервуара (автоцистерны) на резервуарную группу;

В) развитие пожара с возможным разрушением смежных резервуаров, зданий, сооружений АЗС ООО «...», а также поражение опасными факторами пожара работников и людей на близлежащей территории.

Сценарии разливов:

Сценарий № 1: Утечка топлива из автоцистерны (нарушение герметичности) без разлива за пределы места выгрузки.

Сценарий № 2: Интенсивная утечка с разливом и перетеканием топлива из автоцистерны за пределы места выгрузки (без возгорания).

Сценарий № 3: Образование горящего пролива топлива на сливной площадке при сливе из автоцистерны.

Сценарий № 4:: Утечка топлива из трубопровода.

Сценарий № 5: Образование горящего пролива топлива при утечке из трубопровода.

Сценарий № 6: Образование облака топливовоздушной смеси из и его сгорание в детонационном режиме.

Сценарий № 7: Образование облака топливовоздушной смеси из и его сгорание в дефлаграционном режиме.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Календарные планы оперативных мероприятий ЧС(Н).

При составлении календарных планов учитывались выполнение контрольных сроков мероприятий по ЛРН:

•   локализация разлива нефтепродуктов - 6 часов [ПП №№ 240, 613];

•   ликвидация максимального разлива нефтепродуктов на территории АЗС - до 24 часов;

•   отчетность - до 30 суток после окончания ликвидации ЧС(Н) [ПП №№ 240, 613];

В соответствии с приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621: 8 календарные планы оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) и проведении оперативных мероприятий по ЛЧС(Н) разрабатываются и подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник отдела ГО и ЧС

администрации Н-ского

муниципального района

                             _______________

«_____» ____________2006 г.

 

       «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ООО «...»

____________

«_____» ____________2006 г.

 
 


Календарный план

основных мероприятий АЗС ООО «...»

при угрозе и возникновении разливов нефтепродуктов.

п/п

Наименование

мероприятий

Время выполнения

Исполнитель

первые сутки

последующие сутки

минуты

часы

10

20

30

40

50

60

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

2

3

4

5

6

При угрозе возникновения аварий с разливом нефтепродуктов

1

Оповещение об угрозе

возникновения аварии с разливом нефтепродуктов

ООО «...»























Дежурный оператор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.