РУБРИКИ

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

•   обеспечением круглогодичного удобного подъезда средств пожаротушения и других сил и средств ликвидации аварийных разливов к АЗС;

Готовность сил и средств ликвидации ЧС сторонних организаций, обеспечивается в соответствии с существующими ведомственными нормативами.

Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к эффективному проведению работ по ЛРН в уставленные графиком сроки проводятся учебно-тренировочные занятия с отработкой практических навыков.

После каждого использования запасы материалов, инструмента, инвентаря, приспособлений и прочих средств должны пополняться до необходимого уровня.


1.5. Организация управления, система связи и оповещения

1.5.1.Общие принципы управления и структура органов управления

Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации при руководителе ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть создан штаб (оперативная группа), которые формируются из числа руководителей (старших начальников) организаций, на месте принимающих участие в ликвидации ЧС, руководителя Организации, с привлечением необходимых специалистов.

Задачи и решения руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций доводятся письменными приказами и распоряжениями (в безотлагательных случаях - устными, с последующим письменным подтверждением), которые обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации, а также для всех подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ.

Согласно ФЗ-69: 22 при возникновении пожара непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах, единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

После ликвидации пожара руководство ликвидацией ЧС (Н) осуществляет руководитель в соответствии с уровнем ЧС.


Структура органов управления РСЧС и порядок их функционирования

Каждый уровень территориальной подсистемы РСЧС имеет в своем составе:

•  координирующие органы;

•  постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам ГО и ЧС);

•  органы повседневного управления;

•  силы и средства;

•  резервы финансовых и материальных ресурсов;

•  системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

КЧС и ОПБ Н-ской области координирующим органом территориальной подсистемы РСЧС на территориальном уровне, а координирующими органами на местном уровне, охватывающем территорию района, города являются КЧС и ОПБ органов местного самоуправления. На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые КЧС и ОПБ.

Положения о КЧС и ОПБ Н-ской области, органов местного самоуправления, а также об объектовых КЧС и ОПБ и состав этих комиссий утверждаются решениями (постановлениями, приказами) руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС являются:

•  пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно - дежурные службы органов управления по делам МЧС всех уровней;

•  дежурно-диспетчерские  службы  и  специализированные  подразделения  органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Органы повседневного управления, как правило, работают в круглосуточном режиме

Постоянно действующими органами подсистемы « РСЧС» являются:

•  на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам МЧС, создаваемые при органах исполнительной власти администрации субъекта Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

•  на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица).

Постоянно действующим органом управления РСЧС в Н-ской области является Главное управление МЧС, которое является специально уполномоченным органом, призванном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как в мирное, так и в военное время.

Основными функциями Главного Управления МЧС России по Н-ской области являются следующие:

•   организация и контроль осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств территориальной подсистемы РСЧС к действиям по ликвидации ЧС;

•   сбор, обобщение и анализ информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

•   руководство ликвидацией ЧС;

•   представление данных и подготовка предложений в администрацию субъекта Российской Федерации о привлечении сил и средств РСЧС постоянной готовности к ликвидации ЧС для обеспечения постоянной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на местном уровне являются отделы (управления) соответствующих муниципальных образований (районов, городов).


1.5.2. Состав и функциональные обязанности членов КЧС и её рабочих органов

Согласно постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 7 руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.

В целях организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, координации деятельности и руководства органами управления, силами и средствами структурных подразделений по вопросам защиты производственного персонала и территории от чрезвычайных ситуаций, разработана инструкция по действиям персонала АЗС ООО «...» при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, разработан паспорт безопасности АЗС.


1.5.3. Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ним

Вышестоящим координирующим органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. 794 является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации М-ского муниципального района. При выходе разлива за территорию объекта, данная КЧС и ОПБ осуществляет свою деятельность в соответствии с указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации.

1.5.4.Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств

В состав сил и средств, привлекаемых для проведения работ, связанных с ликвидацией разливов нефтепродуктов, входят как сотрудники Организации, так и сторонних организаций. При проведении работ, связанных с ликвидацией разливов нефтепродуктов, задействуется подготовленный штатный производственно-технический персонал АЗС.

Сторонние организации (Главное Управление МЧС России по Н-ской области, подразделения ГИБДД, бригады станции скорой помощи М-ского Центра медицины катастроф), участвующие в ликвидации разлива нефтепродуктов на АЗС ООО «...», производят работы по ликвидации ЧС в соответствии со своими уставными задачами.

Другие сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии, могут привлекаться к ликвидации разлива нефтепродуктов на договорной (платной) основе.

Взаимодействие сил и средств ликвидации прогнозируемого разлива нефтепродуктов (как сил Организации, так и сил сторонних организаций) организуется руководителем ликвидации ЧС в целях более полного использования их возможностей при ликвидации ЧС, связанной с разливом.

Общий порядок взаимодействия сил и средств ликвидации ЧС, руководства ликвидацией ЧС установлен и регламентируется: Федеральным Законом Российской Федерации от 14 июля 1995 г. №151-ФЗ; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794;

В соответствии с указанными нормативными актами:

•  руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей лицом, которым он был назначен, приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;

•  руководитель ликвидации ЧС исполняет свои обязанности в соответствии с законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

•  руководитель ликвидации ЧС несет полную ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Таблица 14. Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и ЧС(Н)

Сценарий разлива

Организация

Собственные АСФ(Н)

Договор

Телефон диспетчера

Необходимые Средства ЛРН

Б.4-Б.6

Н-ский филиал ОАО «ЦАСЭО»

аттестованы

№__________ от __________

 

Сорбенты, сорбционные салфетки, транспортировка

отходов, огнестойкие боны

Кроме того:

Сорбционные маты,

нефтесборщик типа «Хенд клинер»

Автомобиль типа УАЗ 3909

Кроме того:

Прицеп для легкового а/м

АЗС ООО «...»

нет


 

ПЧ-4

аттестованы


01

Б.7 Б.9

Н-ский филиал ОАО «ЦАСЭО»

аттестованы

№__________от __________

 

АЗС ООО «...»

нет


 

ПЧ-4

аттестованы


01

В.10-В.11

Н-ский филиал ОАО «ЦАСЭО»

аттестованы

№__________от __________

 

АЗС ООО «...»

нет


 

ПЧ-4

аттестованы


01



1.5.5.Система связи и оповещения и порядок ее функционирования

Доведение речевой информации до персонала и посетителей АЗС об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и правилах поведения в случае ЧС осуществляется по громкоговорящей связи оператором АЗС (старшим смены).

Первичное оповещение органов пожарной охраны, ГИБДД, АСФ(Н), и Главного управления МЧС России по Н-ской области о факте и параметрах разлива нефтепродуктов осуществляется оператором АЗС немедленно по городскому или сотовому телефону в соответствии с утвержденной должностной инструкцией. Как резервный предусмотрен вариант оповещения указанных выше органов посыльным.

Взаимное оповещение о факте разлива осуществляется по линии дежурных служб АСФ(Н), Главного управления МЧС России по Н-ской области, УВД, ГИБДД, согласно установленного порядка взаимодействия между указанными службами.

На место предполагаемой ЧС немедленно выезжают оперативные группы М-ского филиала ОАО «ЦАСЭО» и Главного управления МЧС России по Н-ской области, УВД, ближайший к месту разлива экипаж ГИБДД, караул пожарной охраны, одновременно по ходу оценки обстановки даются указания для направления к месту ЧС необходимых сил и средств. Должностные лица данных служб в рамках своих обязанностей обладают правами отдавать распоряжения, уточнять задачи, осуществлять контроль за действиями подчиненных служб и подразделений и несут персональную ответственность за выполнение поставленных задач.

Порядок и обязанности организаций по совершенствованию оповещения при ЧС установлен и регулируется Единой службой спасения - 01 Правительства Н-ской области.

Оператор АЗС передает в АСФ(Н), и ЕСС-01 Н-ского района следующие данные и информацию:

•   об угрозе или возникновении ЧС;

•   о масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС; о состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов;

•   справочные данные.

Взаимный обмен информацией производится со следующими временными характеристиками, независимо от времени суток:

•   информация об угрозе или возникновении ЧС - немедленно по всем имеющимся каналам связи;

•   сигналы оповещения ГО - немедленно через автоматизированную   систему централизованного оповещения (АСЦО) Н-ской области;

•   срочная информация о развитии обстановки, ходе работ по ликвидации ЧС, справочная информация - не позднее 2-х часов с момента уведомления о событии;

•   уведомление (оповещение) о факте угрозы ЧС и информация по управлению силами и средствами ликвидации ЧС, если они не носят экстренного (срочного) характера не позднее 8-ми часов с момента получения информации;

•   обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации ЧС - оперативной сводкой к 09.00 следующих суток;

•   информация о состоянии промышленной и экологической безопасности, другая информация не экстренного (не срочного) характера - к 9.00 следующих после истребования суток.





















Схема 1. Схема оповещения при ЧС(Н) на АЗС

 

1.5.6.Организация передачи управления при изменении категории ЧС(Н)

Передача управления при изменении категории ЧС(Н) проводится в соответствии с многоуровневой системой реагирования на ЧС(Н) и классификации ЧС.

Если при реализации плана ЛРН будет установлено, что имеющиеся в распоряжении Организации сил и средств недостаточны или неэффективны для полной и надежной ликвидации разлива, то в соответствии с уровневой концепцией реагирования Руководитель работ по ликвидации РН обязан оповестить об этом уполномоченные органы государственного управления и обратиться с запросом на оказание помощи. Это может происходить в связи с неблагоприятными погодными условиями, неполной или несвоевременной локализацией разлива, авариями и отказами технических средств, ошибками персонала, невозможностью удержания разлива, утратой контроля над разливом, его переходом на уровень регионального или трансграничного значения и другими непредвиденными и непредотвратимыми обстоятельствами.

Ответственность и полномочия штаба ЛРН могут быть досрочно прекращены или приостановлены только после образования соответствующей КЧС и ОПБ (местного, территориального и федерального уровня), официального принятия руководства операциями ЛРН и передачи соответствующей КЧС и ОПБ функций управления текущими операциями ЛРН.

Прекращение или приостановка текущих операций ЛРН, высвобождение ранее локализованных нефтепродуктов, снятие оборудования ограничивающего разлив, вывод сил и средств, прекращение контроля и наблюдения за поведением разлива без прямого указания КЧС и ОПБ не допускаются.

После передачи полномочий соответствующей КЧС и ОПБ, персонал Организации и привлеченных ей организаций действуют в соответствии с указаниями КЧС и ОПБ в порядке, установленном в РСЧС.

Передача функций управления КЧС и ОПБ не означает прекращения материальной ответственности Организации по возмещению затрат на ликвидацию разлива и возмещению вызванного разливом ущерба.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оперативная часть

Вопросы оперативного планирования действий в ЧС(Н), кроме настоящего Плана ЛРН и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы), которые разрабатываются согласно норм приказа МЧС от 28 декабря 2004 г. 621 рассматриваются в:

•  Плане ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС ООО «...», утвержденном в установленном порядке по РД 153-39.2-080-01, который определяет план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций.

2.1. Первоочередные действия при ЧС(Н)

Первоочередные действия персонала обычно утверждается должностных инструкциях оператора АЗС и технического персонала. При угрозе или возникновении разлива нефти или нефтепродуктов первоочередные действия предусматривают:

•  немедленный вызов караула пожарной охраны;

•  немедленное  централизованное обесточивание оборудования АЗС  (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты);

•  прекращение слива нефтепродукта в резервуары (при разливе);

•  оповещение персонала и посетителей по системе громкоговорящей связи;

•  вызов руководителя Организации, на место разлива и ЧС(Н);

•  прекращение  заправки  (реализации)  нефтепродуктов  на АЗС  и  вывод (водителей) покупателей и персонала в безопасную зону;

•  удаление автомобилей из зоны заправки в безопасную зону;

•  оповещение органов ГИБДД, Главное управление МЧС России по Н-ской области и станции скорой помощи;

•  при возникновении пожара разлива - применение при наличии возможности первичных средств пожаротушения, при отсутствии такой возможности - принятие мер по безопасности персонала и посетителей.

2.1.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 4 Организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.

Первичное оповещение об угрозе ЧС (по форме 1/ЧС (см. Приложение 11)) и параметрах ЧС (по форме 2/ЧС (см. Приложение 11)) возложено на оператора АЗС (старшего смены). Оповещение о ЧС(Н) проводится немедленно. Персонал и клиенты, находящиеся на территории АЗС оповещаются об угрозе или о факте возникновения чрезвычайной ситуации и правилах поведения в чрезвычайной ситуации по громкоговорящей связи. Оповещение органов пожарной охраны, ГИБДД и Главное управление МЧС России по Н-ской области о факте и параметрах разлива нефтепродуктов осуществляется немедленно по имеющемуся городскому телефону или с использованием любого другого доступного канала связи в соответствии с утвержденной схемой и порядком оповещения.

2.1.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения.

Первоочередные меры по обеспечению безопасности персонала, клиентов АЗС и населения прилегающих территорий и оказания им своевременной медицинской помощи при ЧС обеспечиваются как организационными мерами, так и материально-техническим обеспечением. Информация о мерах по защите населения доводится до Главного управления МЧС России по Н-ской области по форме 3/ЧС (см. Приложение 11).

К организационным мерам, реализуемым на АЗС относятся:

•   наличие на рабочем месте оператора АЗС в удобном для обозрения месте аварийных карточек установленного образца на реализуемые нефтепродукты (автомобильный бензин и дизельное топливо), в которых указаны основные физико-химические свойства нефтепродуктов, меры безопасности, первичные меры по борьбе разливами нефтепродуктов;

•   обученность производственного персонала навыкам оказания доврачебной помощи;

•   плановое обучение и периодический инструктаж по правилам противопожарной безопасности производственного персонала в объеме пожарного минимума [ФЗ-69];

•   строгое  и  безусловное  исполнение  всех требований  и  норм,  установленных руководящими документами и государственными надзорными органами для АЗС.

К материально-техническим мерам по обеспечению безопасности - относятся:

•   наличие в каждом помещении с постоянным нахождением людей полностью укомплектованной медицинской аптечки с периодически освежаемыми медикаментами;

•   наличие исправных и в достаточном количестве штатных средств и оборудования пожаротушения, включая пожарную сигнализацию с выводом светозвуковой индикации на место оператора АЗС;

•   наличие выходов из помещений, ориентировочных наиболее безопасную зону (в сторону от топливораздаточных колонок и резервуаров);

• другие меры промышленной безопасности в соответствии с настоящим Планом ЛРН. При возникновении ЧС(Н) персонал АЗС перекрывает дороги, оповещает людей об опасности приближения к месту аварии на расстояние не ближе 200 м, при необходимости выставляет предупреждающие и запрещающие знаки. Люди немедленно извещаются по громкоговорителю Оператором АЗС и выводятся в безопасные места, транспортные средства удаляются из аварийной зоны. В случае необходимости оказания медицинской помощи, пораженные вывозятся в ближайший медицинский пункт для оказания медицинской помощи.

При угрозе распространения нефтепродуктов за пределы территории АЗС, ответственный за ликвидацию ЧС(Н) сообщает о возможных последствиях аварии местным органам власти (см. раздел 2.1.1), в случае необходимости привлекает через них службу скорой медицинской помощи, подразделения МВД, ГИБДД.

Перед отправкой пострадавших в медицинское учреждение им оказывается экстренная и неотложная помощь:

•   при отравлении парами моторных топлив пострадавшего выносят из очага поражения, освобождают от стесняющей дыхание одежды, предоставляют покой, тепло,
крепкий чай, настойку валерьянки или пустырника [ПОТ Р О-112-001-95];

•   при потере сознания - подносят нашатырный спирт;

•   при останове или резком ослаблении дыхания - немедленно начинают искусственное дыхание и массаж сердца

•   место ожога смазывают противоожоговой мазью. При средних и тяжелых - на место ожога накладывается чистая повязка;

•   при ушибах - прикладывают холод;

•   при механических травмах открытую рану закрывают чистой повязкой, не прикасаясь к ней руками и не промывая водой. Сильное кровотечение останавливают наложением жгута;

•   при поражении электротоком обеспечивают покой, тепло, дают теплое питье, освобождают от стесняющей дыхание одежды.

Ограничение доступа в зону ЧС(Н)

Ограничение доступа посторонних лиц к месту проведении операций по ЛРН (зону чрезвычайной ситуации) является одной из задач обеспечения безопасности персонала и населения при разливах нефтепродуктов. Режимы ограничения зависят от ситуации сложившейся в зоне ЧС и этапа проведения работ по ликвидации ЧС(Н):

•  пожара;

•  локализации и ликвидации ЧС(Н);

•  ремонтных работах.

При пожаре за пределы объекта или из опасной зоны удаляются все кто, не занят ликвидацией пожара. Доступ к месту пожара до их ликвидации производиться только с разрешения начальника объекта, а после прибытия - руководителем тушения пожара.

При локализации и ликвидации ЧС(Н) вводится режим, обеспечивающий безопасность персонала и населения на территории газоопасных зон. В соответствии с постановлением Правительства от 15.04.2002№ 240 к локализации и ликвидации ЧС(Н) могут привлекаться собственные формирования (подразделения) аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащенные специальными техническими средствами или профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), выполняющие работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке на основании заключенных договоров.

При возникновении разлива нефтепродукта, обнаружении аварии или ликвидации ее последствий территория объекта огораживается запрещающими знаками на расстояние, достаточное для предупреждения об опасности и организует наблюдение за периметром района разлива нефтепродукта. Ответственность за проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка и ограничению доступа посторонних в районы чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов возлагается на председателя КСЧ и ОПБ Организации. Для проведения таких мероприятий привлекаются штатные формирования ОВД городов и районов, транспортная милиция, службы охраны общественного порядка. К мероприятиям по перекрытию дорог, оповещению людей об опасности также может привлекаться также персонал служб безопасности объекта и Организации. Основными задачи по охране общественного порядка являются:

•  оцепление зоны чрезвычайной ситуации;

•  оповещение населения об угрозе при возникновении чрезвычайной ситуации с использованием специальной техники с громкоговорящими установками;

•  остановка общественного транспорта, высадку пассажиров и направление этого транспорта в район чрезвычайной ситуации для эвакуации населения в безопасные места;

•  организация контрольно-пропускного режима в зону чрезвычайной ситуации;

•  регулирование движения в районе чрезвычайной ситуации;

•  обеспечение охраны общественного порядка при выводе (эвакуации) населения из зоны чрезвычайной ситуации;

•  охрана материальных ценностей, оставшихся без присмотра;

•  охрана материальных средств для ведения аварийно- спасательных и других неотложных работ;

•  охрана важных и жизнеобеспечивающих объектов;

•  патрулирование в зоне чрезвычайной ситуации с целью поддержания общественного порядка;

•  регулирование движения транспорта на объектах работ и прилегающих магистралях, контроль использования техники;

•  прием и учет обнаруженных в ходе спасательных работ ценностей (деньги, облигации, ювелирные изделия, драгоценные металлы и т.д.);

•  принятие неотложных мер по спасению людей и оказание первой медицинской помощи, оказание содействия в доставке пострадавших в медицин с кие учреждения;

•  участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

•  поквартирный обход в зоне чрезвычайной ситуации после эвакуации населения с целью обнаружения случайно оставшихся людей;

•  пресечение и раскрытие совершаемых преступлений;

•  розыск пропавших и учет погибшего населения.

При разливе нефтепродукта в опасной близости от автомагистралей и железных дорог ГИБДД и диспетчерская служба железных дорог останавливает на них движение до полной ликвидации взрывопожароопасной ситуации.

При ремонтных работах руководствуются правилами ПОТ Р О-112-001-95 и ТОЙ Р-112-17-95. Перед началом работ в котловане переносным газоанализатором проверяется уровень загазованности воздушной среды. При этом содержание паров нефтепродуктов и газов не должно превышать предельно допустимой концентрации (ПДК) по санитарным нормам. Работа разрешается только после устранения опасных условий. В процессе работы следует периодически контролировать загазованность, а в случае необходимости - обеспечить принудительную вентиляцию. Во время ремонтных работ на местах должны находиться только те лица, которые заняты выполнением конкретной работы в данное время.

Уточнения категории ЧС(Н) группой патрулирования

Согласно постановлению Правительства от 15.04.2002 г. 240: 7 для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

После получения сообщения о разливе нефтепродуктов, при необходимости, руководитель аттестованных АСФ(Н) проводит сбор и выезд патрульной (разведывательной) группы для контрольного осмотра технологического оборудования объекта нефтепродуктообеспечения и прилегающих участков с целью определения точного места и масштабов аварии.

Патрульная группа, направленная для контрольного визуального осмотра места разлива и прилегающих участков территории (акватории) для определения точного места аварии и ее масштабов должна иметь необходимое оборудование, инструмент, инвентарь для определения места разлива и безопасного ведения работ (табл.12).

Таблица 14. Типовое оснащение патрульной группы АСФ (по [РД 153-39.4-074- 1; РД 153-39.4-073-01], изм.)

Наименование

Количество

Газоанализатор переносной

Шт.

1

Лопата штыковая

Шт.

1

Лопата совковая

Шт.

1

Обтирочный материал

Кг

1

Канат пеньковый с карабином

М

20

Рукавицы брезентовые

пар./чел.

1

Сумка санитарная с набором медикаментов

компл.

1

Фонарь искробезопасный

Шт.

2

Радиостанция

Шт.

1

Технологическая схема объекта

Шт.

1

Флажки, сигнальные или предупредительные знаки (плакаты)

шт./чел

10

Средства индивидуальной защиты (в т.ч. самоспасатели)

Компл./че л

1

При обнаружении разлива нефтепродуктов старший патрульной группы сообщает руководителю (диспетчеру) ДДС Организации (диспетчеру подразделения ЛРН), а в случае отсутствия связи начальнику смены (оператору пульта управления ЕДДС) о точном месте аварии, обстановке на местности, характере растекания нефтепродуктов, наличие вблизи места аварии людей. После уточнения установки на месте ЧС(Н) разведывательная группа ограждает место аварии по периметру газоопасной зоны (на расстоянии не менее 200 м от границы разлива) знаками, запрещающими приближение людей и техники к месту ЧС(Н). Вблизи населенных пунктов, производственных объектов, на пересечениях с автомобильными, пешеходными и железными дорогами, должны быть устанавливаться предупредительные и запрещающие знаки. Их количество выбирается из расчета их видимости с любой точки периметра опасной зоны. Места разлива нефтепродуктов могут ограждаться, красными флажками, а в темное время суток - световыми сигналами и освещаться фонарями напряжением не более 12 В с уровнем взрывозащиты, соответствующим категории и группе взрывоопасной смеси. При угрозе попадания нефтепродуктов в район транспортных магистралей останавливает движение по автодорогам, железной дороге и водным объектам. При дальнейшей разведке местности устанавливаются подъезды к местам разлива, определяются меры безопасности


2.1.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 4: Организации обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Для организации операций ЛРН, в случае разлива нефтепродуктов, превышающих нижний уровень разлива легких нефтепродуктов проводится уточнение обстоятельств разлива, а перед началом операций ЛРН измеряется загрязнение приземного слоя атмосферы и водной среды (в случае загрязнения поверхностных и подземных вод). Собранная информация используется для определения уровня ЧС(Н), уточнения оперативного плана ЛРН и определения необходимости привлечения дополнительных сил и средств. После завершения сбора нефтепродуктов - организуется контроль загрязнения почвы (в случае загрязнения территории за пределами объекта нефтепродуктообеспечения) и водной среды (в случае загрязнения поверхностных и подземных вод).

Общие принципы организации работ по мониторингу и прогнозированию при ЧС(Н)

Для уточнения масштабов разливов нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование ее развития выделяются представители ООО «...».

Их количество определяется председателем КЧС и ОПБ в зависимости от масштабов, мест и условий РН. Их основное внимание следует сосредоточить мерам по предотвращению расширения зон загрязнения на селитебные территории и объекты жизнеобеспечения населения, водоохранные и прибрежные зоны водных объектов, особо охраняемые территорий и зоны повышенного риска.

Основной задачей  является определении сценариев развития ЧС, для каждой ожидаемой стадии (уровня реагирования), проведение анализа условий перехода ЧС на более высокую стадию (уровень реагирования), оценка ее последствий, определение оптимальных способов и средств предупреждения и локализации разлива на нижних значениях ЧС, документирование работ по локализации и ликвидации разлива (ситуационный план и оперативный план-график локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, а также Оперативный журнал по ликвидации разлива нефтепродуктов на объектах нефтепродуктообеспечения, где фиксируются распоряжения руководителя работ, сообщения руководителей рабочих групп о ходе выполнения работ и оперативной обстановке и т.д.).

Организацию работ по мониторингу и прогнозированию РН можно условно разделить на три этапа аналогичных действиям по локализации и ликвидации разливов нефти:

•  первый этап - принятие экстренных мер ЛРН и передача информации согласно схемы оповещения;

•  второй этап - принятие решения на ЛРН и оперативное планирование действий;

•  третий этап - организация проведения мероприятий ЛРН.

На первом этапе выполнение мероприятий начинается дежурными силами и средствами под руководством должностного лица ответственного за эксплуатацию АЗС ООО «...», а в его отсутствии - оператором. Имеющиеся силы и специальные технические средства привлекаются в соответствии с планом ЛРН по мере прибытия и приведения в готовность:

•  определяются задачи предстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложившейся в результате разлива нефтепродуктов;

•  готовится информация и передается в соответствии со схемой оповещения;

•  организуется круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующими органами управления, а также с территориями и объектами, которые могут быть подвержены загрязнению;

• осуществляется перевод узлов связи на режим работы в чрезвычайных ситуациях. При предварительной оценке обстановки уточняются: местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из ТРК, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.); приблизительный объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологические условия в районе разлива нефтепродуктов; меры, предпринятые для локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов и объектов жизнеобеспечения населения; оценивается опасность разлива нефтепродуктов для населения; учитывается прогноз гидрометеорологической службы.

На втором этапе:

• продолжаются начатые на первом этапе мероприятия;

•   проводится уточнение характера (значения) разлива нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

•   разрабатывается план-график проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов;

•   определяется достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств.

Для уточнения масштабов последствий разлива нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития используются патрульная группа. В ее состав включается представитель ООО «...» - виновника разлива нефтепродуктов, представители Главного управления МЧС России по Н-ской области, представители природоохранных, а при необходимости медицинских и других органов.

Разведывательные группы допускаются в район аварийного объекта только при отсутствии угрозы для их жизни и при условии соблюдения ими правил техники безопасности.

В соответствии с общепринятой мировой практикой операции ЛРН не определяются в качестве точных и четких инженерных терминов в отношении какой бы то ни было стадии. Выбор и реализация стратегии и тактики на любой стадии проведения мероприятий ЛРН в реальной ситуации разлива нефтепродуктов должен осуществляться на основе сравнения преимуществ и недостатков различных стратегий и тактик между собой. На основе полученных данных уточняется сложившаяся обстановка и уровень ЧС, определяются работы ЛРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения, потребность в силах и специальных технических средствах для их выполнения. Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основании получаемых данных. Работы ЛРН организуются и проводятся в соответствии с оперативным Планом действий, который готовится ООО «...» на основании собранных данных. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за достоверность информации и прогнозных характеристик, эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.

На третьем этапе:

•   силами  и  средствами  ЛРН  проводятся мероприятия  по  ликвидации разлива нефтепродуктов;

            продолжаются мероприятия второго этапа:

•   уточнение характера (значения) разлива нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

•   уточнение и корректировка плана-графика проведения работ по ликвидации разлива нефтепродуктов;

•   уточнение достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств в соответствии с обстановкой.

Завершение работы принимается одновременно с решением о завершении работ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности, которое принимается руководителем работ или председателем КЧС, осуществляющим непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации о завершении мероприятия по ликвидации разлива нефтепродуктов.

По завершении операций ЛРН руководитель ООО «...» готовит отчет установленной формы.


2.1.4. Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов

Работы по локализации и ликвидации разливов включают:

-  проведение своевременного оповещения населения, органов управления сил и средств ликвидации аварии;

-  оцепление (ограждение) зоны распространения паров нефтепродуктов;

-  проведение своевременной эвакуации населения из опасной зоны;

-  проведение мероприятий по недопущению посторонних лиц в район ликвидации ЧС;

-  привлечение дополнительных сил и средств РСЧС г. Н-ска;

-  строительство временных обвалований для локализации разливов нефтепродуктов, дренажных каналов и канав для их отвода;

-  оказание медицинской помощи пострадавшим.

Работы по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов требуют поддержания табельной техники в исправном состоянии, приспособлений и другого имущества - в постоянной готовности к применению, своевременном пополнении расходными материалами. Запасы материальных ресурсов должны отвечать требованиям постановлений Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 1340 и от 21.08.2000 613. Все оборудование, транспорт и имущество, предназначенные для предупреждения разливов нефтепродуктов и ликвидации их последствий, должно находиться на максимально возможном близком расстоянии от вероятных мест разливов и уязвимых мест в постоянной исправности и готовности к немедленному выезду и применению.

После каждого использования запасы материалов, инструмента, инвентаря, приспособлений и прочих средств должны пополняться до нормы, указанной в «Перечне неснижаемого запаса материалов и инструмента», который разрабатывается в АСФ. Восполнение необходимых материально-технических средств и расходных материалов, используемых при проведении мероприятий по ликвидации разливов нефтепродуктов, а также компенсации взаимодействующим силам, осуществляется за счет резерва финансовых средств Организации, который создается при обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, определено статьей 15 Федерального Закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.

Организация доставки сил и средств оперативных групп ЛРН в зону ЧС(Н)

При обеспечении на АЗС неснижаемого запаса сорбентов и сорбционных изделий  необходимые для ликвидации разливов, не подпадающими под критерии ЧС(Н), доставка технических средств ЛРН и аттестованных спасателей для ликвидации ЧС(Н) может проведена из мест дислокации АСФ(Н), расположенных на расстоянии до ~20 км от места разлива нефтепродуктов.

 

 

2.2. Оперативный план ЛЧС(Н)

2.2.1.Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС(Н)

Работы по ликвидации разливов нефтепродуктов включают последовательное выполнение операций по:

•   локализации разлива;

•   сбору разлитых нефтепродуктов;

•   ликвидации последствий разлива нефтепродуктов (рекультивацию и реабилитацию загрязненных территорий и водных объектов).

При ЛРН на территориях тактикой реагирования в первую очередь предусматриваются меры ограничивающие загрязнения объектов повышенного риска, систем жизнеобеспечения, ООПТ и территории с особым правовым статусом, а также водоохранных зон. Алгоритмы действий персонала АЗС предусматривают реагирование на ЧС(Н), аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов (утечки нефтепродукта из ТРК и резервуаров; пролив и перелив при приеме нефтепродуктов [Сборник типовых инструкций ..., 1995]), а также на проливы ГСМ не подпадающих под классификацию аварий.

Алгоритмы принятия решений и последовательность операций ЛРН при разливах нефтепродуктов на АЗС ООО «...»

Алгоритмы принятия решений и действий при:

•   небольших разливах топлива (до 4 л), не подпадающих под классификации аварий на АЗС, предусматривают действия по сценариям № А.1-А.2;

•   аварийных ситуациях, связанных с разливом топлива на ТРК, сливной площадке АЦ и значительных разливах - по сценариям № Б.З-Б.9.

Действия при ЧС(Н) проводятся аттестованными АС(Ф). Принятие решений и действия при пожарах регламентируются действующим планом ППЛ.

Оператор АЗС, при возникновении разливов моторных топлив (пожароопасных ситуаций) на АЗС независимо от сценария выполняет экстренные и обязательные действия:

•   немедленно отключает электропитание технологических систем  (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты);

•   по громкоговорящей связи объявляет о приостановке эксплуатации АЗС (заправки автомобилей) и эвакуации людей;

•   до ликвидации разлива запрещает запуск двигателей автомобилей;

•   освобождает территорию от посетителей;

•   обязательно руководит локализацией и ликвидацией пожароопасных ситуаций;

•   осуществляет охрану помещения и территории АЗС;

•   готовит всю документацию и материальные средства к эвакуации в безопасное место;

•   освобождает территорию от транспортных средств только в том случае если включение двигателей не может послужить источником зажигания.

•   периодически (каждые 2 часа) регистрирует ход выполнения работ и расход материалов в Оперативном журнале ликвидации аварии на АЗС и формах 3/ЧС, 4/ЧС;

•   приступает к отпуску нефтепродуктов только после ликвидации пожароопасной ситуаций и доклада Директору (управляющему) АЗС ООО «...»;

•  при сдаче смены делает запись в журнале о случившемся.

Персонал АЗС независимо от сценария, немедленно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.