РУБРИКИ

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

   РЕКЛАМА


 

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)

Пожары при зачистке и ремонте резервуаров возникают при очистке резервуаров перед осмотром и ремонтом, при проведении ремонтных, в том числе огневых работ на предварительно очищенных резервуарах, при ремонте и обслуживании резервуаров и ТРК без их предварительной зачистки, при удалении донного остатка с помощью бензина или дизельного топлива.

Пожары при ремонтных огневых работах происходят из-за неэффективной очистки и контроля ее степени.

Развитие пожаров и взрывов зависит от места возникновения, размеров очага горения, устойчивости технологического оборудования и конструкций АЗС, наличия средств автоматической противопожарной защиты и удаленности сооружений друг от друга, а также своевременности начала мероприятий по тушению очага пожара и времени прибытия подразделения ГПС.


Социальные последствия для персонала и населения

При стечении неблагоприятных обстоятельств в зону воздействия опасных факторов пожара (взрыва) разлива могут попасть:

•   при разливе на ТРК: водитель транспортного средства и заправщик АЗС;

•   при разливе на площадке слива АЦ: оператор АЗС и водитель АЦ, персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

•   при разгерметизации надземного резервуара: производственный персонал АЗС или подрядной организации, выполняющий регламентные работы на надземных резервуарах; персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

•   при разливе на площадке АЦ или надземного резервуара с выходом жидкости за пределы АЗС: персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, а также другие граждане (жители и работники соседних организаций и др.), попавшие в зону разлива;

Возможные варианты развития пожара на АЗС подразделяются на следующие уровни:

А) возникновение пожара в пределах одного резервуара или автоцистерны без влияния на смежные;

Б) распространение пожара с одного резервуара (автоцистерны) на резервуарную группу;

В) развитие пожара с возможным разрушением смежных резервуаров, зданий, сооружений АЗС, а также поражение опасными факторами пожара работников АЗС и людей на близлежащей территории.

1.3.5. Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации.

Персонал АЗС (1-3 чел.) способен ликвидировать небольшие разливы объемом до 20 л (трудозатраты ~0.6 чел./часов). Ликвидация разливов из бензобаков грузовых автомобилей (0.9 м ) потребует до 27 чел./часов. Указанные работы могут быть выполнены в дневное время персоналом данной Организации за 27 часов, персоналом АСФ(Н) менее чем за 2 часа. Технические средства ЛРН, могут быть доставлены из мест дислокации АСФ(Н). Проведение работ по ЛРН на АЗС при разливах, которые могут быть классифицированы как ЧС, может быть возложено только на аттестованные АСФ(Н) (штатные, нештатные или привлеченные). Технические средства (табл. 8) позволяют провести комплекс операций ЛРН в соответствии с нормами безопасности менее, чем за 2 часа. Оборудование для ликвидации разливов максимального разлива может быть доставлено из мест дислокации АСФ(Н). Неснижаемый запас сорбентов (типа «ППЭ-05» - 18 кг) или сорбционные изделия (маты типа «МСВ» - 1 шт.) необходимых для ликвидации разливов до 0.9 м3 должны находиться на АЗС.

Таблица 8. Потребность в основных технических средствах ЛРН на АЗС

Наименование

Показатель

Объем разлива, м

 

До 0.02

До 0.4

До 10

 

Песок (в качестве сорбента) или

м3/т

0.2/0.3

1,4/2,1

28/42

 

Сорбент типа «ППЭ-05»* или

кг

2

40

1000

 

Сорбционные маты типа «МСВ»

шт.

-

2

24

 

Салфетки сорбционные х/б (500x500x100)

шт.

10

-

-

 

Огнестойкие боны типа «Феникс»

м

0/10**

0/10

10/100

 

Искробезопасные совковые лопаты

шт.

1-3

3-5

-50

 

Искробезопасные грабли

шт.

1-2

2-4

-10

 

Пакеты / контейнеры для сорбентов

м3

0.01

1.2-8

1400-8600

или Нефтесборщик типа «Хенд клинер»

шт.

-

0-1

1

Автомобили типа УАЗ 3909 «Фермер»

шт.

-

1

1

Прицеп для легкового а/м (мод. 8364)

шт.

-

-

1

Трудозатраты при уборке вручную

чел. -часов

-0.6

-27.0

-300.0

Трудозатраты при уборке нефтесборщиком

чел.-часов

-

-

-1.5

Состав средств ЛРН на АЗС может комплектоваться как сервисными комплектами, так и отдельными техническими средствами. Основными средствами ликвидации разлива моторных топлив являются сорбенты и сорбционные изделия.

Сорбенты и сорбционные изделия - служат для одновременной локализации и ликвидации малых разливов нефтепродуктов или для зачистки территорий после сбора основной массы нефтепродуктов механическими средствами - нефтесборщиками или ручным инструментом. Порядок и условия применения сорбирующих материалов, способы нанесения и сбора, методы утилизации собранной нефтесодержащей смеси и повторного использования сорбентов определяются рекомендациями производителя.

Использование природных сорбентов (вылущенных початков кукурузы, соломы, измельченного торфа, опилок, древесной стружки, рисовой шелухи, сосновой коры, камыша и т.п.), имеющих высокую пожароопасность для ликвидации разливов моторных топлив на АЗС запрещено. Применение синтетических (пенопласт, полиуретан, полипропилен, обрезки ткани), которые часто образуют токсичные продукты горения не желательно по соображениям техники безопасности и проблем с утилизацией. Чаще всего для сорбции нефтепродуктов на промышленных площадках применяются:

•   неорганические   сорбенты   (цеолиты,   перлит,   вермикулит   после   специальной обработки, песок, уголь, дисперсный кремнезем), которые обладают медленной сорбцией и низкой нефтеемкостью;

•   органические (обычно продукты переработки торфа и целлюлозы), которые имею низкий удельный вес и удобны в хранении.

Определяющими показателями при выборе сорбентов являются быстрая сорбция (высокая скорость поглощения нефтепродуктов), позволяющая, произвести локализацию и ликвидацию разлива в кратчайшее время и немедленная готовность к применению на месте аварии (низкая влагоемкость, высокая сорбционная способность при низких температурах). При ликвидации разливов, сорбенты должны обеспечить ликвидацию загрязнения с возможно большей эффективностью и наименьшими затратами. В этой ситуации одним из важнейших показателей сорбента является возможность регенерации, простота утилизации, максимально достижимая остаточная концентрация нефтепродуктов, которые характеризуют органические сорбенты и часть синтетических.

Нефтеудерживающие боны - служат для локализации разливов нефтепродуктов. Их использование позволяет ограничить зону растекания. Выбор вида и типоразмера бонов определяется характером объекта. Учитывая высокую пожароопасность моторных топлив для оснащения АЗС следует предпочесть огнестойкие боковые заграждения (БЗ).

Подпорные стенки - служат для локализации разливов высотой 15-60 см. Время развертывания секции длиной 30 м бригадой из 2-3 человек составляет от 0.5 до 1.25 часа, не позволяет использовать их для локализации в момент разлива. При отсутствии пологих повышений с высотой не менее 0.2 м и дренажных лотков на въезде и выезде с территории АЗС и аварийных резервуаров, подпорные стенки могут быть выбраны в качестве средств для превентивной защиты территорий с уклонами поверхности до -10% (5-6°), ограждения технологической площадки АЦ при сливоналивных операциях на АЗС.

Нефтесборщики (скиммеры) - относятся к основным техническим средствам ликвидации значительных разливов нефтепродуктов. При механическом сборе значительных количеств нефтепродуктов на АЗС рационально использовать вакуумные и щеточные нефтесборщики, предназначенные для нефтепродуктов с низкой вязкостью.

1.3.6. Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)

Нормативные требования к мероприятиям по предотвращению ЧС(Н) на ОПО нефтепродуктообеспечения

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. № 240: все организации обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий. С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на объектах нефтепродуктообеспечения, предусматривается выполнение инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение разливов нефтепродуктов, на локализацию разливов, обеспечение взрыво-, пожаробезопасности и борьбы с возможными пожарами, обеспечение оповещения о чрезвычайных ситуациях и беспрепятственной эвакуации людей с территории опасного производственного объекта в соответствии с утвержденной схемой. Предотвращение и предупреждение ЧС(Н) в первую очередь, направлено на предотвращение разлив нефтепродуктов, уменьшение их испарения (образование взрывоопасных концентраций паров углеводородов), а также образование (внесение) в опасное паровоздушное пространство источников зажигания.

Противопожарные мероприятия включают оборудование сооружений и помещений АЗС средствами пожарной автоматики, первичными средствами пожаротушения и противопожарное водоснабжение. При этом персонал АЗС должен знать и указать прибывшим силам ГПС источники водоснабжения (водоемы (количество и объем); два ближайших гидранта, находящихся на расстоянии не более 200 м (диаметр водопровода, давление); иные пожарные гидранты (расстояние до них от площадки АЗС); другие водоисточники - реки, водоемы (возможность забора воды и расстояние до них). Источники водоснабжения на территории АЗС должны быть указаны на план-схеме объекта, ближайшие водоисточники - на генеральном плане.

Безопасность работы АЗС должна обеспечиваться выполнением персоналом правил технической эксплуатации и правил пожарной безопасности. Технический персонал обязан проходить производственное обучение по противопожарному минимуму и периодический инструктаж по правилам пожарной безопасности, обучение безопасному ведению работ, согласно требований органов Госпожнадзора и Госгортехнадзора. Командир нештатного звена пожаротушения, кроме того, должен проходить периодическое (1 раз в 3 года) обучение с получением удостоверения установленного образца.

Автозаправочные станции (АЗС)

К территории АЗС  и опасным участкам (топливно-заправочным колонкам, резервуарам хранения нефтепродуктов, трубопроводам и площадке слива нефтепродуктов из автоцистерны (АЦ)) предъявляются специфические нормативные требования по предупреждению и предотвращению ЧС(Н). Общим требованием является ежесменный (ежедневный) осмотр наземной части технологических трубопроводов, арматуры и устройств ответственным лицом с целью выявления утечек топлива [РД 153-39.2-080-01].

На территории АЗС:

• планировка территории должна исключать возможность растекания топлива, как по территории, так и за ее пределы;

•  на въезде и выезде с территории должны быть созданы пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения [НПБ 111-98];

•  территория должна быть покрыта материалами, обеспечивающими защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами и максимально эффективный сбор пролитых нефтепродуктов специальными средствами, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов - твердым водонепроницаемым покрытием, с ограждением по периметру бортиком высотой 200 мм;

•  с уклон территории должен быть спланирован в сторону лотков или колодцев, а лотки - с уклоном к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы;

•  АЗС, подъезды к ней и прилегающая  территория  должны  иметь  достаточное искусственное освещение [НПБ 111-98];

•  электрооборудование должно быть во взрывозащищенном исполнение [НПБ 111-98].

•  помещения и резервуары должны быть оборудованы системой охранно-пожарной сигнализации с выводом на оператора АЗС [НПБ 111-98];

•  здание  и  оборудование должны  быть оснащены системой защиты от разрядов атмосферного электричества [РД 34.21.122-87].

•  площадка должны быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной  аварийной утечки нефтепродуктов  в случае разгерметизации топливной емкости (котла) АЦ [РД 153-39.2-080-01];

•  для сбора разлитых нефтепродуктов на каждой станции должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива [РД 153-39.2-080-01];

•  движение транспортных средств должно быть односторонним по раздельным въезду и выезду, а движение АЦ - по наиболее короткому пути [НПБ 111 -98].

Территория АЗС ООО «...» спланирована с учетом требований руководящих документов.

Топливозаправочные колонки:

•  не должны иметь подтеканий и не должны допускать проливов нефтепродуктов;

•  должны обеспечивать автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства и оборудованы раздаточными рукавами с разрывными муфтами и раздаточными кранами, имеющими запорное устройство для предотвращения перелива топлива при заправке автомобиля и отключения подачи топлива при достижении критического уровня в бензобаках [НПБ 111-98];

•  должны  быть  установлены на островках безопасности, исключающих непосредственный заезд на них автомобилей [Категорирование по взрывопожарной опасности]

•  рекомендуется оснастить устройствами, предотвращающими выход топлива при их повреждении [НПБ 111-98];

Данные требования реализованы в используемых топливораздаточных колонках «Север-3» ТУ112-052-86.

Резервуары для хранения топлива:

• емкости должны иметь трехкратный запас прочности, качество сварных швов и остаточная прочность металла проверены методами неразрушающего контроля, снаружи и внутри обработаны от коррозии [НПБ 111-98];

•  емкости оборудуются дыхательной системой, клапанами аварийного   перелива топлива; системой контроля утечки топлива [НПБ 111-98];

•  системы предотвращения от переполнения при достижении 90% заполнения резервуара должны обеспечивать сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу, а при 95% заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (на технологической системе с   прекращением   наполнения резервуара в автоматическом режиме, допускается   сигнализация   об   автоматическом   прекращении наполнения при достижении 95% заполнения);

•  подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров;

•  на   двустенном  резервуаре для хранения топлива следует предусматривать конструктивные  мероприятия,  направленные  на  исключение  возможности  образования взрывоопасной смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном  пространстве  (в  случае заполнения межстенного  пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100°С);

•  двустенный резервуар следует  оборудовать    системой    объединенного    или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации   световым   и   звуковым   сигналами персоналу и автоматическое прекращение   наполнения   резервуара   (для   двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности);

•  ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня запрещается [НПБ 111-98].

Резервуары, используемые на АЗС ООО «...» имеют заглубленное положение и установлены в железобетонных основаниях (колодцах), что предотвращает возможный выход топлива на поверхность при их повреждении.

Технологические трубопроводы:

•  подземные участки трубопроводов должны быть подвергнуты антикоррозионной защите в соответствии с требованиями государственных стандартов, наземные - окрашены;

•  подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0.4 м в заглубленных лотках или в металлических кожухах, исключающих проникновение топлива (при возможных утечках) за их пределы (после монтажа технологический трубопровод долже быть испытан на герметичность и прочность, лотки заполнены негорючим материалом, металлические кожухи с обеих сторон герметично заделаны) [РД 153-39.2-080-01];

•  соединения подземных трубопроводов должны  быть выполнены сваркой, за исключением мест присоединения фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых заглушек (соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, иметь устройства, исключающие их саморазъединение, и быть опломбированы) [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  фланцевая или муфтовая арматура, фланцевые заглушки должны располагаться в колодцах, которые должны быть засыпаны песком;

•  запорная арматура должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544 [НПБ111-98];

•  все фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования должны быть плотно соединены через прокладки из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  при техническом обслуживании запорной арматуры должно контролироваться отсутствие  утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  один раз в год паровоздушные трубопроводы технологической системы должны продуваться воздухом с целью очистки от осадков внутренней поверхности трубопровода, не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы должны подвергаться испытаниям на герметичность (трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене) [РД 153-39.2-080-01].

            Технологические трубопроводы АЗС ООО «...» спроектированы с учетом требований руководящих документов.

На площадке слива нефтепродуктов из АЦ:

•  должны быть отбортовка высотой не менее 150 мм, пандусы (пологие борта площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ и трубопровод для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;

•  сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснастить запорной арматурой;

•  трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна аварийного резервуара;

•  сливной трубопровод и аварийный резервуар должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию, а глубина их заложения - предотвращать замерзание воды в холодный период;

•  объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем АЦ максимальной вместимости;

•  аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт, оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для опорожнения закрытым способом и замера уровня воды;

•  патрубки опорожнения и замера уровня воды должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками [НПБ 111-98];

•  сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения трубопроводов со сливными рукавами АЦ [РД 153-39.2-080-01].

•  весь процесс слива нефтепродукта из АЦ в резервуар должен производиться в присутствии водителя и оператора, который должен следить за герметичностью сливного устройства и контролировать слив по уровнемеру;

•  при обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив [ПОТ Р О-112-001-95]

На АЗС ООО «...» выполнены необходимые мероприятия для предотвращения возможных разливов топлива при повреждении АЦ или соединительных рукавов.

Автомобильные цистерны (АЦ)

К оборудованию автоцистерн, доставляющих на АЗС моторные топлива, предъявляются следующие основные требования:

•   сливные устройства должны находится в исправном состоянии и обеспечивать герметичность процесса слива нефтепродуктов в резервуары АЗС;

•   сливные рукава должны быть маслобензостойкими и токопроводящими и не должны иметь расслоения, трещины и т.д., нарушающих их герметичность [РД 153-39.2-080-01];

•   наконечники рукавов должны быть изготовлены из не искрящих при ударе материалов и должны обеспечивать герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов [постановление № 33 Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций];

•   крышки сливных и замерных труб, люков смотровых и сливных колодцев должны быть оборудованы в местах соприкосновения с корпусом неискрообразующими прокладками и обеспечивать их герметичность [ВППБ 01-01-94];

•   должно быть предусмотрено устройство для отвода статического электричества при сливе нефтепродуктов [ПОТ Р О-112-001-95];

•   противопожарный инвентарь и средства пожаротушения должны быть в исправном состоянии и в количестве, предусмотренным действующими нормами.

           

1.4. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)

1.4.1.Уровни реагирования

Уровни реагирования на ЧС(Н) определяются уровнями ЧС, зависят от местоположения разлива, объема нефтепродуктов и последствий аварий. В соответствии с постановлением Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240: 2 разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации. До определения фактических значений разлива они могут классифицироваться в соответствии с критериями постановлений Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 и № 240 от 15.04.2002, приказа МЧС № 105 от 28.02.2003.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения разливов нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации производится территориальными органами МПР. Для предварительного ориентировочного определения уровня разлива нефти и нефтепродуктов руководствуются критериями, определенными приказом МПР № 156 от 03.03.2003 (табл. 9).

Таблица 9. Нижние уровни разлива легких нефтепродуктов на местности для отнесения разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации (в тоннах) [приказ МПР № 156]

Источник загрязнения

Вид территории



Промышленные площадки

Территории населенных пунктов

Водоохранные зоны

Прочие территории



С твердым покрытием

Без

покрытия

С твердым покрытием

Без покрытия





Автоцистерны

5.0

3.0

3.0

1.0

Любой факт разлива

1.0

Объекты розничной реализации

10.0

5.0

6.0

0.5



0.5

Таким образом разлив свыше 5.0 тонн из автоцистерны или резервуара на территории АЗС с твердым покрытием и ее расположении на промышленных площадках, классифицируется как ЧС(Н).

Чрезвычайные ситуации, связанные с разливами нефти и нефтепродуктов, классифицируются уполномоченными государственными органами в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996, № 613 от 21.08.2000. № 240 от 15.04.2002. (табл. 1.4.5.2). Кроме того, критерии чрезвычайных ситуаций определены постановлением Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г. (табл. 10).

Таблица 10. Классификация чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов [постановление Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 г. (с изменениями от 15.04.2002 г.); приказ МЧС России № 105 от 28.02.2003]

Класс ОПО

Значение ЧС

Объем, т

Характеристика зоны ЧС

н/о

Авария        или повреждение

2

не выходит за пределы территории объекта производственного или социального

назначения

5

Локальная

До 100

 

4

Муниципальная (Местная)

До 100

выходит за пределы территории объекта производственного или социального

 назначения

Примечания: - верхняя граница разлива и нижняя граница ЧС локального значения определяется ориентировочно. Территориальные органы МПР России по согласованию  с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям [приказ МПР России № 156 от 03.0.3.2003 г.]; * - в зависимости от местоположения разлива от любого факта разлива до 10 тонн (см. табл. 11).

Таблица 11. Классификация чрезвычайных ситуаций [постановление Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г.]

Значение ЧС

Пострадало, чел.

Нарушена жизнедеятельность, чел.

Материальный ущерб, МРОТ

Авария или

повреждение

Отсутствуют

Отсутствуют

Не определен

Локальная

Не более 10

Не более 100

Не более 1000

Муниципальная

11-50

101-300

1001-5000

Так как резервуары для хранения топлива имеют заглубленное расположение, а вместимость АЦ не превышает 22 м3 [НПБ 111-98], на АЗС могут случиться ЧС(Н) двух уровней:

•   локальная ЧС, если разлив не выходит за пределы территории объекта;

•   местная (муниципальная) ЧС, если разлив выходит за пределы территории объекта. Выход разлива за пределы территории АЗС потенциально возможен при авариях с автоцистернами и надземными резервуарами хранения топлива.

Так как на территории АЗС ООО «...» выполнены требования нормативных документов [НПБ 111-98; ; РД 153-39.2-080-01] в части предупреждения возникновения и распространения разливов нефтепродуктов на территории АЗС (площадка для сливов нефтепродуктов из АЦ имеет отбортовку, по контуру АЗС имеется желоб для стока ливневых вод с бензомаслоуловителем) выход разлива нефтепродукта за границы маловероятен.

Таким образом на АЗС ООО «...»  возможны аварийные проливы нефтепродуктов и ЧС(Н) локального уровня.

При локализации проливов нефтепродуктов и ЧС(Н) используется уровневый подход, который позволяет обеспечить управление мероприятиями ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом. Эффективное функционирование системы управления ЛРН определяется фундаментальными принципами построения систем управления в целом и в условиях ЧС в частности и характеризуется:

•   исключением дублирования основных функций ЛРН;

•   четким распределением полномочий и ответственности при операциях ЛРН между КЧС  и ОПБ территориального, местного уровней и руководством ООО «...»  для  каждой  из составляющих подсистем РСЧС,

•   использованием единой терминологии для операций ЛРН.

Уровень А. Аварийный. Аварийная ситуация характеризуется развитием в пределах одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка), являющегося структурным подразделением организации [РД 09-536-03]. Уровень реагирования «А» соответствует, аварийной ситуации на АЗС, связанной с утечкой нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара, проливом или переливом при приеме нефтепродуктов [Сборник типовых инструкций ..., 1995], не подпадающий под характеристики ЧС локального значения. Локализация и ликвидация разлива нефтепродуктов проводится силами и техническими средствами объекта на котором произошел разлив и эксплуатирующей Организации. При недостатке указанных сил и специальных технических средств, к работам по ЛРН на договорной основе могут привлекаться АСФ(Н), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющие соответствующие лицензии. Разлив нефтепродуктов, соответствующий уровню реагирования «А», может быть признан руководителем работ или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на локальный уровень «Б» с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень Б. Локальный. Аварийная ситуация характеризуется переходом за пределы одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка) и развитием ее в пределах организации [РД 09-536-03], но не входит за пределы границ объекта. Уровень реагирования «Б» соответствует ЧС локального значения. Локализация разлива нефтепродуктов проводится АСФ(Н) и техническими средствами Организации, на объекте которой произошел разлив. При отсутствии или недостатке сил и специальных технических средств ликвидации разлива, к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются АСФ(Н), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющие соответствующие лицензии. Разлив нефтепродуктов, соответствующий уровню реагирования «Б», может быть признан руководителем работ и органами местного самоуправления ЧС более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на местный уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

1.4.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС(Н)

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 6, 7 Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов ...не более 6 часов - при разливе на почве, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

Прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов проводится в соответствии с нормативными алгоритмами. Расчет достаточности сил и средств в настоящем Плане ЛРН выполнен с учетом свойств автомобильных топлив и исходя из принципа многоуровнего подхода:

•  до 20 литров, не подпадающих под классификацию ЧС;

•  до 400 литров, которые могут классифицироваться как ЧС локального уровня;

•  при ЧС(Н) при максимальном разливе нефтепродуктов 50 м3.

Таблица 12 Основные сведения о подразделениях пожарной охраны

№ПЧ

Расст

ояние до

АЗС,

км

Пожарная техника

Запас пенообразователя,

Телефон

Тип

Кол-во

ПЧ-4

5,2

АЦ-40131

4

2 т

01

АВ-40(53215)

1

АВ-2(43101)

1

ПНС-110(43101)

1

Противопожарная защита АЗС обеспечивается первичными средствами пожаротушения и источниками противопожарного водоснабжения.

На территории установлены 3 пожарных щита. Имеется пожарный водопровод Æ55 мм.

Таблица 13. Первичные средства пожаротушения АЗС

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Огнетушитель ОП-4

4 шт.

Кошма

2 шт.

Огнетушитель ОВП-100

1 шт.

Ящики с песком

0,5м3

Расчет доставки сил и средств ЛЧС(Н) от мест дислокации к месту ЧС(Н)

Время локализации разлива нефтепродуктов любого уровня на почве (территории) не должно превышать 6-ти часов, с момента обнаружения разлива или с момента поступления информации о разливе. За указанное время необходимо провести как собственно операции по локализации разлива, так и доставку сил и средств на место проведения работ. При этом время локализации (Тлн=6 час) можно представить тремя последовательными технологическими операциями и оценить по формуле:

Тлн=Топ+Тпб+ТБЗ (О.З+Тпб+1.0), где

Топ - время, затраченное на оповещение о разливе (до определения хронометражным методом ориентировочно принимается 0.3 часа);

Тпб - время перебазирования механизмов на место аварии (час) складывается из времени движения (Тдв) и затрат на погрузку-разгрузку (Тп-г);

ТБЗ - время локализации (до определения хронометражным методом ориентировочно принимается 1.2 часа).

Расстояние (L, км) на которое может перемещено оборудование ЛРН, которое храниться за пределами объекта можно оценить по формуле:

L=Тпб*V,где

Тпб - время перебазирования механизмов на место аварии (час) складывается из времени движения (Тдв) и затрат на погрузку-разгрузку (Тп-г);

V - средняя скорость передвижения при перебазировании техники (км/час).

Принимая среднюю скорость передвижения (V, км/час) при перебазировании техники с понижающим коэффициентом 0.83 от максимальной (60 км/час) за 0.6 часа средства ЛРН могут быть перемещены на необходимое расстояние. При этом для перевозки средств ЛРН для ликвидации разлива более 0.9 м3 необходим автомобиль, а максимального разлива, кроме того, прицеп.

1.4.3 Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны

Распределение обязанностей между отдельными службами и лицами, участвующими в ликвидации разливов нефтепродуктов на территории объектов нефтепродуктообеспечения, не подпадающих под критерии ЧС(Н) (см. табл. 1.4.5.1) порядок их взаимодействия, участки работ и границы зон ответственности определяются приказом по Организации.

Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований (служб) определяются при их аттестации и указывается в паспорте АСФ(С) на картах зон ответственности, планах обслуживаемых объектов и в перечнях выполняемых видов работ. При заключении договоров с АСФ(С), выполняющими работы по ликвидации разливов нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке зоны ответственности определяются условиями договора. Действия личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров), определены Боевым уставом пожарной охраны (БУПО). Согласно БУПО-95 (в ред. приказа МВД России от 06.05.2000 № 477) основная боевая задача при тушении пожаров - спасание людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах,, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов при возникновении пожара заключается в:

1)  спасении и выводе людей из зоны воздействия опасных факторов пожара;

2)  тушении пожара, защита зданий и сооружений АЗС и соседних объектов;

3)  организации взаимодействия со службами объекта (города, населенного пункта) по бесперебойному обеспечению водой для тушения пожара.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации ЧС(Н) без воспламенения заключается в:

1)  организации и проведении мероприятий по эвакуации персонала, посетителей АЗС и населения из опасной зоны;

2)    организации и проведении мероприятий по предотвращению образования топливовоздушного облака и его воспламенения (покрытие нефтепродуктов слоем пены, смывание их водой с площадки объекта нефтепродуктообеспечения, организация отключения электрооборудования и др. мероприятия);

3)   подготовке сил и средств пожарной охраны к ликвидации возможного пожара (установка пожарной техники на водоисточники, прокладка рукавных линий, организация подвоза воды и пенообразователя и т.п.).

1.4.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н)

Поддержание в готовности органов управления, сил и средств ЛЧС(Н) и их действия в условиях ЧС(Н) решается путем создания финансовых резервов, материально-техническим обеспечением работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, ЧС(Н) и вторичных ЧС, организации питания и отдыха лиц, участвующих в ликвидации аварии (при аварийных работах более 6 часов), информационным обеспечением ЛЧС(Н) (созданием локальных систем дистанционного контроля и оповещения о ЧС, гидрометеорологическим обеспечением операций по ЛЧС(Н)), предоставлением информации подразделениям МЧС и местным органам самоуправления, средствам массовой информации, организационными мероприятиями, созданием аттестованных АСФ(Н) или привлечением имеющихся АСФ(Н) к выполнению работ по ЛЧС(Н) на договорных началах .

Основными задачами АСФ, которые возлагаются на них в обязательном порядке [151-ФЗ], являются:

•   поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•   контроль готовности обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. 794 готовность АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России, органами государственного надзора, органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования.

Готовность АСФ к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [151-ФЗ].

В соответствии с «Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, Протокол от 18.12.1997 № 4) аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования (АСФ(С)) должны быть оснащены табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач и функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с «Табелем оснащения ...», установленным нормативными документами учредителя. АСФ(С) должны иметь помещения и оборудование, обеспечивающие несение дежурства, надежную связь с обслуживаемыми объектами и органами управления, систему оповещения личного состава, места для размещения транспорта, помещения для имущества и установленных запасов материальных средств.

Постоянная готовность сил и средств ЛСЧ(Н) обеспечивается в соответствии с планом мероприятий. Для подготовки к эффективному проведению работ по ЛРН проводятся учебно-тренировочные занятия с отработкой практических навыков.

Повседневные мероприятия по предотвращению ЧС(Н) и обеспечению
готовности сил и средств ЛЧС(Н) и органов управления операциями по ЛЧС(Н)

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ликвидации разлива нефтепродуктов на АЗС достигается:

•   нахождением на рабочих местах персонала, включенного в состав нештатного звена пожаротушения АЗС;

•   обученностью производственного персонала АЗС правилам противопожарной безопасности, проведением вводного и периодического инструктажа по правилам противопожарной безопасности, плановых занятий с персоналом в объеме пожарного минимума согласно норм пожарной безопасности;

•   наличием в максимально доступных местах и в готовности к немедленному применению исправного и в достаточном количестве пожарного инвентаря и оборудования по ЛЧС(Н);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.