РУБРИКИ

Особенности обеспечения безопасности отрасли (торговли)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Особенности обеспечения безопасности отрасли (торговли)

p>     не касаться нагревателя руками;

     не работать без кожуха на блоке вывода информации и при  открытых

дверцах печатающего устройства.

     3.21. При упаковке продуктов с помощью "горячего стола",  сварных терма ножей,    терма усадочного   оборудования   соблюдать   требования инструкций заводов - изготовителей этого оборудования;  беречь руки от ожогов, избегая соприкосновения с горячими поверхностями.

     3.22. При работе  на  установке  для  сварки  пищевой  пленки  не допускается:

     сваривать полимерные материалы,  не  предназначенные  для  данной установки;

     прикасаться к  пластинам,  закрывающим  нагревательные   элементы установки.

     3.23. Соблюдать  меры  предосторожности  при  разделке  и  ручной нарезке продуктов.

     3.24. Для обвязки пакетов, коробок использовать бечевку толщиной, исключающей порезы рук.

     3.25. При  использовании  электромеханического  оборудования   не допускается:

     работать со   снятыми   заградительными   и    предохранительными устройствами, с открытыми дверками, крышками, кожухами;

     поправлять ремни,   цепи   привода,   снимать   и   устанавливать ограждения во время работы оборудования;

     извлекать руками застрявший продукт;

     проталкивать (удерживать)   продукт   руками   или   посторонними предметами;

     убирать просыпанные продукты и пыль во время работы конвейера;

     переносить (передвигать)   включенные   в   электрическую    сеть слайсеры, весы и другое нестационарное оборудование;

     оставлять без надзора работающее оборудование,  допускать  к  его эксплуатации необученных и посторонних лиц;

     складывать на оборудование инструмент, товар, тару;

     наличие напряжения  (бьет  током) на корпусе машины,  корпусе или кожухе  пускорегулирующей   аппаратуры   оборудования,   возникновение постороннего шума, запаха горящей изоляции, самопроизвольная остановка или неправильное действие механизмов  и  элементов  оборудования.  При возникновении   этих   обстоятельств  работу  оборудования  остановить (выключить) кнопкой "стоп" (выключателя) и отключить от  электрической сети   с  помощью  пускового  устройства,  сообщить  непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

     4.1. При  срабатывании  блокировочных  устройств,   возникновении поломки  оборудования,  угрожающей  аварией на рабочем месте,  следует прекратить его эксплуатацию,  а также подачу  к  нему  электроэнергии, товара  и  т.п.  Доложить  о  принятых  мерах лицу,  ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования (непосредственному руководителю), и действовать в соответствии с полученными указаниями.

     4.2. В аварийной обстановке оповестить  об  опасности  окружающих людей,   доложить   непосредственному  руководителю  о  случившемся  и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

     4.3. Если  в процессе работы произошло загрязнение рабочего места пролитым маслом или просыпанными порошкообразными  веществами,  работу следует прекратить до удаления загрязняющих веществ. Пролитое масло  удалить  с  помощью  ветоши,  опилок  или  других жиро поглощающих  материалов.  Загрязненное  место промыть (нагретым не более чем до 50°С) раствором кальцинированной соды и вытереть  насухо. Использованную   ветошь  убрать  в  металлическую  емкость  с  плотной крышкой.

     4.4. При   уборке  просыпанных  пылящих  порошкообразных  веществ надеть очки и респиратор.  Небольшое их количество  осторожно  удалить влажной тряпкой или пылесосом.

     4.5. Пострадавшему  при  травмировании,  отравлении  и  внезапном заболевании  должна  быть  оказана первая (доврачебная) помощь и,  при необходимости, организована доставка его в учреждение здравоохранения.

5. Требования безопасности по окончании работы

     5.1. Выключить   и   надежно    обесточить    электромеханическое оборудование  при  помощи  рубильника или устройства его заменяющего и предотвращающего  случайный  пуск.  На  пусковое  устройство  вывесить плакат "Не включать! Работают люди!".

     5.2. После остановки дискового  ножа  очистить  и  вымыть  детали машины  для  нарезки  гастрономических  товаров (слайсера) от остатков продукта и засаливания.  Для очистки ножа снять  защитное  ограждение, очистку производить деревянным скребком, оберегая руки от порезов.

     5.3. После работы на чека печатающем комплексе:

     отключить электропитание, вынув штепсельную вилку из электрической розетки;

     удалить (при   открытой  дверце)  накопившуюся  бумажную  пыль  с чека печатающего механизма с помощью филеночной кисти.

     5.4. Убрать в отведенные места хранения использованные приспособления, инструмент и упаковочный материал.

     5.5. Не  производить  уборку  мусора,  отходов  со  столов и пола непосредственно руками,  использовать для этих целей  щетки,  совки  и другие приспособления.

Типовая инструкция по охране труда для грузчика, работающего в организации торговли

1. Общие требования безопасности

     1.1. На основании настоящей  типовой  инструкции  разрабатывается инструкция  по  охране  труда для грузчика,  работающего в организации торговли, с учетом условий его работы в конкретной организации.

     1.2. Во  время  работы  на  грузчика,  работающего  в организации торговли,  могут воздействовать  опасные  и  вредные  производственные факторы  (движущиеся  машины и механизмы;  подвижные части конвейеров, грузоподъемных  машин;  перемещаемые  товары,   тара;   обрушивающиеся штабели  складируемых  товаров;  пониженная  температура  поверхностей холодильного оборудования,  продуктов;  пониженная температура воздуха рабочей  зоны;  повышенная  подвижность  воздуха;  повышенное значение напряжения  в  электрической  цепи;  повышенный  уровень  статического электричества;  острые  кромки,  заусенцы  и  неровности  поверхностей оборудования,  инструмента,  инвентаря,  товаров  и  тары;  физические перегрузки).

     1.3. Грузчик,  работающий в организации торговли, обязан извещать своего  непосредственного  руководителя  о любой ситуации,  угрожающей жизни и здоровью людей,  о каждом несчастном случае,  произошедшем  на производстве,  об  ухудшении состояния своего здоровья,  в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

     1.4. Грузчику,  работающему в организации торговли,  при работе с пищевыми продуктами следует: оставлять верхнюю  одежду,  обувь,  головной убор,  личные вещи в гардеробной;     перед началом работы надевать чистую санитарную одежду, менять ее по мере загрязнения;

     мыть руки с мылом перед началом работы, после посещения туалета и

соприкосновения с загрязненными предметами;

     не принимать пищу в подсобных и складских помещениях.

2. Требования безопасности перед началом работы

     2.1. Застегнуть   одетую   санитарную   одежду  на  все  пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.      Не закалывать одежду булавками,  иголками,  не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

     2.2. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:

     проверить состояние  полов   (отсутствие   выбоин,   неровностей, скользкости,   открытых   не огражденных   люков,  колодцев  (на  путях

транспортирования грузов);  убедиться в наличии предохранительных скоб у тележек для перемещения бочек, бидонов, тележек-медведок и др.;

     освободить пути  перемещения  груза  и  место  его   укладки   от посторонних  предметов;  уложить  на  пути  перемещения  груза твердое покрытие или настилы шириной не менее  1,5  м  на  мягком  грунте  или неровной  поверхности,  на уровне головки рельса при перемещении груза через рельсовые пути, в других аналогичных ситуациях;

     проверить достаточность  освещения проходов и мест складирования; при необходимости,  потребовать освещения мест  погрузки,  выгрузки  и перемещения грузов;

     обозначить на  площадке  для  укладки  грузов  границы  штабелей, проходов и проездов между ними;

     в холодное время  года  очистить  от  снега  проходы,  проезды  и погрузочно-разгрузочные   площадки;  при  необходимости,  посыпать  их песком, шлаком или другим противоскользящим материалом.

     2.3. Проверить   исправность   и   работу  подъемно-уравнительных площадок,  подъемных  платформ  гидравлических   тележек   и   другого оборудования.

     2.4. Перед началом работы конвейера проверить внешним осмотром:

     степень натяжения  ленты  и,  при  необходимости,  произвести  ее натяжение;

     надежность крепления ограждений приводных и натяжных устройств;

     надежность закрытия движущихся частей  (муфт,  роликов),  наличие смазки в подшипниках;

     наличие и исправность запорных приспособлений пусковых устройств, защитного заземления рамы конвейера.

     2.5. На  холостом  ходу  проверить   работу   кнопок   управления конвейером,  особенно  аварийных  кнопок "стоп" в головной,  хвостовой частях и на всем протяжении конвейера.

     2.6. Включить   (при   наличии)   светозвуковую   сигнализацию  и убедиться в ее исправности.

     2.7. Перед   производством   работ   на   электрокаре  (тельфере) проверить:

     исправность грузозахватных  приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания;

     стропы, изготовленные  из стальных канатов,  на отсутствие обрыва прядей;  коррозии,  износа, обрыва отдельных проволок сверх допустимых пределов;

     цепные стропы на отсутствие вытяжки, износа или трещин;

     наличие и надежность заземления кнопочного аппарата управления;

     отсутствие заедания  кнопок  управления  в   гнездах;   состояние

стального каната и правильность его намотки на барабане;

     состояние крюка  (отсутствие  трещин  и   разогнутости,   наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске). Включить  электрический   рубильник   и   проверить   работу   тормоза контрольным  грузом  или  грузом,  близким  к  грузоподъемности данной машины,  путем подъема на высоту 200-300 мм с последующей выдержкой  в таком положении в течение 10 минут;

     работу ограничителя высоты подъема крюка.

     2.8. При    обнаружении   какой-либо   неисправности   конвейера, грузоподъемной машины  или  грузозахватного  приспособления,  а  также истечении    сроков    очередных    испытаний    сообщить    об   этом непосредственному руководителю или лицу,  ответственному за безопасную эксплуатацию  грузоподъемных  машин и приступить к работе только после устранения неисправностей.

3. Требования безопасности во время работы

     3.1. Выполнять только ту  работу,  по  которой  прошел  обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.

     3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

     3.3. Применять  необходимые  для  безопасной   работы   исправное оборудование,  инструмент,  приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

     3.4. Соблюдать  правила  перемещения  в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

     3.5. Не   загромождать   проходы   и   проезды,   проходы   между оборудованием,  стеллажами,  штабелями,  проходы к пультам управления, рубильникам,   пути   эвакуации   и  другие  проходы  порожней  тарой, инвентарем, грузами.

     3.6. Использовать  средства  защиты  рук  при  переносе  грузов в жесткой таре, пищевого льда, замороженных продуктов.

     3.7. При  перемещении  ящичных  грузов  торчащие  гвозди  и концы железной обвязки должны быть забиты, убраны заподлицо.

     3.8. Использовать  для  вскрытия  тары специально предназначенный инструмент (гвоздодеры,  клещи,  сбойники, консервные ножи и т.п.). Не производить  эти  работы  случайными  предметами  или  инструментом  с заусенцами.

     3.9. Своевременно  убирать  с  пола рассыпанные (пролитые) товары (жиры, краски и др.), бой стеклянной посуды.

     3.10. Использовать  для  вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодеры,  клещи,  сбойники, консервные ножи и т.п.). Не производить  эти  работы  случайными  предметами  или  инструментом  с заусенцами.

     3.11. При выполнении работ на высоте не работать на не огражденных эстакадах, площадках, на неисправных или не испытанных в установленном порядке приставных лестницах и стремянках.

     3.12. Передвигать тележки,  передвижные  стеллажи,  контейнеры  в направлении "от себя".

     3.13. Не использовать  для  сидения  случайные  предметы  (ящики, бочки и т.п.), оборудование.

     3.14. Переносить товары только в  исправной  таре.  Не  загружать тару более номинальной массы брутто.

     3.15. Не превышать нормы переноса тяжестей.

     3.16. При  переносе  груза выбирать свободный,  ровный и наиболее короткий путь,  не ходить по уложенным грузам,  не перегонять  впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах).

     3.17. При работе нескольких грузчиков одновременно каждому из них следует   следить   за  тем,  чтобы  не  причинить  друг  другу  травм инструментом или переносимым грузом.

     3.18. Перемещение, погрузку и выгрузку груза производить с учетом его категории и степени опасности.

     3.19. При перемещен и   тяжеловесных   крупногабаритных  грузов вручную:

     применять прочные,  ровные,  одинакового  диаметра  и достаточной длины катки,  концы которых не должны выступать  из-под  перемещаемого груза более чем на 30-40 см;

     катки укладывать  параллельно  и  во  время  передвижения   груза следить, чтобы они не поворачивались относительно направления движения груза;

     для подведения  катков  под груз пользоваться ломами или реечными домкратами;  брать каток для перекладывания  только  тогда,  когда  он полностью  освободится из-под груза,  поправлять его следует ломом или ударами кувалды;

     во время  передвижения груза остерегаться вылетающих из-под груза катков или случайного его срыва;

     витринные стекла  больших  размеров  переносить на ремнях попарно нескольким работникам.

     3.20. При  перемещении  катно-бочковых  грузов  по горизонтальной поверхности соблюдать следующие требования:

     при перекатывании  бочек,  рулонов,  барабанов  и других подобных грузов находиться за перемещаемым грузом;

     не перекатывать грузы,  толкая их за края, во избежание ушиба рук о  другие  предметы,  находящиеся  на  пути  перекатывания  груза;  не переносить катно-бочковые грузы на спине независимо от их массы.

     3.21. Если пол кладовой расположен ниже уровня кузова автомобиля, погрузка  катно-бочковых  грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя грузчиками.

     При перемещении   груза   по  наклонной  плоскости  вниз  следует применять  задерживающие  приспособления  (веревки,  канаты,  тросы  и т.п.).  При этом не допускается:  находиться перед скатываемым грузом, перемещать груз быстрее скорости движения грузчика.

     При массе  одного  места  более  80  кг следует применять прочные канаты или средства механизации.

     3.22. При  выполнении  работ  по  перемещению  сжатых и сжиженных газов в баллонах, опасных и вредных веществ следует:

     перемещать баллоны   с   надетыми  предохранительными  колпаками, закрывающими вентили,  используя специальные  тележки.  Не  переносить баллоны на руках; переносить баллоны  по  лестнице,  используя   носилки,   имеющие

затягивающий ремень;

     агрессивные жидкости в стеклянной таре (кислоты,  щелочи  и  др.) транспортировать   только   в  специально  приспособленных  для  этого носилках, тележках, тачках;

     бутыли с  кислотой  установить в корзину и переносить за ручки не менее чем двум грузчикам, предварительно осмотрев и проверив состояние ручек  и дна корзины.  Не допускается переносить бутыли с кислотой или щелочью на спине, плече и перед собой;

     с порожней тарой из-под кислот обращаться осторожно, не наклонять порожние бутыли.

     3.23. При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ  и  укладке груза на автомобиль следует:

     при подаче  автомобиля  к  месту  погрузки  (выгрузки)  отойти  в безопасное место;

     подложить под   колеса   стоящего   автомобиля  упоры  (башмаки). Автомобиль,  поставленный под погрузку (выгрузку), должен быть надежно заторможен стояночным тормозом;

     во время выгрузки автомобиля-самосвала не находиться в его кузове или на подножке;

     перед открыванием  бортов  автомобиля  убедиться   в   безопасном расположении груза в кузове;

     открывать и закрывать борта под  контролем  водителя  автомобиля. Открывать борт должны одновременно два грузчика, находящиеся по разные стороны открываемого борта;

     выгрузку грузов,  которые разрешается сбрасывать,  производить на эстакаде, огражденной с боков предохранительными брусьями; бревна и   пиломатериалы  не  грузить  выше  стоек,  а  также  не

размещать  длинномерный  груз  по   диагонали   в   кузове,   оставляя выступающие  за  боковые габариты автомобиля концы,  и не загораживать грузом двери кабины водителя;

     при перевозке  грузов  (доски,  бревна)  длиной более 6 м надежно крепить их к прицепу,  при одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие располагать сверху; при погрузке навалом груз располагать равномерно по всей  площади кузова, при этом он не должен возвышаться над бортами;

     ящики, бочки  и  другой  штучный  груз  укладывать  плотно,   без промежутков,  чтобы  при  движении  он  не мог перемещаться по кузову. Бочки с жидким грузом устанавливать пробкой вверх.  Каждый  ряд  бочек должен  быть  установлен  на  прокладках  из  досок и все крайние ряды подклинены;

     стеклянную тару   с  жидкостями  устанавливать  пробкой  вверх  в специальной упаковке,  каждое место груза в  отдельности  должно  быть хорошо  укреплено  в  кузове,  чтобы  во  время  движения  груз не мог переместиться  или  опрокинуться.  Стеклянная   тара   с   агрессивной жидкостью  должна  находиться  в  деревянных  или  плетеных корзинах с перекладкой соломой или стружкой;

     штучные грузы,   возвышающиеся   над  бортом  кузова,  необходимо увязать прочными канатами (увязка грузов металлическими  канатами  или проволокой  не  допускается).  Высота груза не должна превышать высоты проездов под мостами и путепроводами,  и общая высота  от  поверхности дороги до высшей точки груза не должна быть более 3,8 м. 3.24. Прекратить работы при:

     обнаружении несоответствия   тары  установленным  требованиям,  а также отсутствии на ней четкой маркировки или ярлыков; возникновении опасных   и   вредных   производственных   факторов вследствие воздействия метеоусловий на физико-химический состав  груза (если  не  приняты  меры  по  созданию безопасных условий производства работ).

     3.25. При штабелировании стройматериалов:

     штучный камень укладывать на высоту не более 1,5 м (во  избежание

самообрушения);

     кирпич укладывать на ровной поверхности не более чем в 25 рядов;

     высота штабеля  пиломатериалов  при  рядовой  укладке  не  должна превышать половины ширины штабеля,  а при укладке в клетки должна быть не более ширины штабеля;

     штабелям из песка,  гравия,  щебня и  других  сыпучих  материалов придавать   естественный   угол   откоса  или  ограждать  их  прочными подпорными стенками;

     ящики со стеклом укладывать в один ряд по высоте. При укладывании и съеме ящиков  со  стеклом  грузчики  должны  находиться  с  торцевой стороны ящика.

     3.26. Дештабелирование грузов производить только сверху вниз.

     3.27. При   взятии   сыпучих   грузов  из  штабеля  не  допускать

образования подкопа.  Сыпучие пылящие грузы (цемент,  алебастр и  др.) выгружать  в  лари  и  другие  закрытые емкости,  предохраняющие их от распыления. Грузить и выгружать навалом известь и другие едкие пылящие вещества  только  механизированным  способом,  исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны.

     3.28. Для предотвращения аварийных ситуаций грузчик должен: знать и применять условную  сигнализацию  при  погрузке  и  выгрузке  грузов подъемно-транспортными механизмами; при загрузке (выгрузке) холодильных  камер  соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность случайной изоляции в них работников.

     3.29. Запрещается:

     находиться и  производить  работы  под поднятым грузом,  на путях движения транспорта;

     разгружать груз  в  местах,  для  этого  не  приспособленных  (на временные перекрытия,  непосредственно на трубы пара- и  газопроводов, электрические кабели, вплотную к заборам и стенам различных сооружений и устройств).

     3.30. Во  время  работы  с  использованием подъемно-транспортного оборудования:

     соблюдать требования безопасности,  изложенные в эксплуатационной документации заводов - изготовителей оборудования;

     предупреждать о   предстоящем   пуске   оборудования  работников, находящихся рядом;

     включать и  выключать  оборудование  сухими  руками  и только при помощи кнопок "пуск" и "стоп";

     не прикасаться  к  открытым  и  не огражденным  токоведущим частям оборудования, оголенным и с поврежденной изоляцией проводам; не перегружать применяемое оборудование;

     осматривать, регулировать,  устранять возникшую пробуксовку ленты конвейера  и другие его неисправности,  извлекать застрявшие предметы, товары,  очищать использованное оборудование можно только после  того, как  оно  остановлено с помощью кнопки "стоп",  отключено от источника питания и на пусковом устройстве вывешен плакат "Не включать! Работают люди!",  и  после  полной  остановки  вращающихся  и подвижных частей, имеющих опасный инерционный ход.

     3.31. При  использовании  подъемно-транспортного  оборудования не допускается:

     поправлять ремни,   цепи   привода,   снимать   и   устанавливать ограждения во время работы оборудования;

     превышать допустимые скорости работы оборудования;

     оставлять без надзора работающее оборудование,  допускать  к  его эксплуатации необученных и посторонних лиц;

     наличие напряжения (бьет током) на его корпусе, раме или кожухе пускорегулирующей аппаратуры,  возникновение постороннего шума, запаха горящей изоляции, самопроизвольная остановка или неправильное действие механизмов   и   элементов   оборудования. При возникновении этих обстоятельств  работу  оборудования  остановить  (выключить) кнопкой "стоп" (выключателя)  и  отключить  от  электрической  сети с помощью

пускового устройства,  сообщить об этом непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.

     3.32. При эксплуатации конвейера:

     соблюдать установленные  (шириной  не  менее  1 м) проходы по обе стороны конвейера;

     устанавливать наклонный  конвейер  под  углом,  не превышающим 30 град.;

     запускать конвейер    в    незагруженном   состоянии;   загружать грузонесущий  орган  конвейера  равномерно.  Масса  груза  не   должна превышать допустимых нагрузок;

     укладывать груз устойчиво,  симметрично  относительно  продольной оси конвейера. Груз, уложенный на конвейер, не должен выступать за его габариты.  Если размеры груза меньше расстояния между тремя  роликами, то его следует размещать на поддоне.

     3.33. Во время работы конвейера не допускается:

     устранять пробуксовку  ленты  подсыпанием песка,  земли или путем набрасывания  каких-либо   предметов   на   приводной   барабан.   При пробуксовке   или   перекосе   ленты   конвейера  работа  должна  быть прекращена;

     руками очищать ленту, помогать ее движению;

     переходить через движущуюся ленту;

     производить уборку   просыпанных   веществ  под  транспортирующей лентой или барабаном;

     проворачивать остановившиеся ролики, поправлять груз вручную;

     работать без приемного и подающего столиков;

     производить регулирование и натяжение ленты.

     3.34. При эксплуатации электрокаре (тельфера):

     поднимать и   перемещать   груз,   вес   которого   не  превышает грузоподъемности тали;

     следить за  надежностью обвязки и крепления груза грузозахватными приспособлениями (крюками,  стропами,  захватами),  чтобы  исключалось падение груза или его отдельных частей;

     перемещать груз в горизонтальном направлении не менее чем на  0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

     во время перемещения  груза  находиться  от  него  на  безопасном расстоянии;

     для обвязки  груза  применять   стропы,   соответствующие   массе поднимаемого груза;

     при перемещении грузов в таре не загружать ее выше бортов;

     перед началом  перемещения грузов в специальной таре проверять ее исправность, маркировку (номер, грузоподъемность, собственную массу);

     при подъеме   и   перемещении   длинномерных   грузов   применять специальные оттяжки (крючья и т.п.);

     поднимать и перемещать грузы плавно, без рывков и раскачивания;

     опускать груз на  место,  исключающее  возможность  его  падения, опрокидывания или сползания;

     выключать главный рубильник по окончании или перерыве в работе.

     3.35. Во время работы электрокаре не допускается:

     подтаскивать груз по полу с помощью грузозахватных приспособлений при косом натяжении каната;

     останавливать подъем  груза  доведением   обоймы   до   концевого выключателя;

     выравнивать груз массой своего тела;

     перемещать груз над людьми;

     проходить по загроможденным проходам при перемещении груза;

     оставлять груз   и   грузозахватные   приспособления  в  поднятом положении при перерыве в работе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

     4.1. При возникновении поломки оборудования,  угрожающей  аварией на рабочем месте,  прекратить его эксплуатацию,  а также подачу к нему электроэнергии,  груза,  товара  и  т.п.  Доложить  о  принятых  мерах непосредственному  руководителю  (лицу,  ответственному  за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с  полученными указаниями.

     4.2. В аварийной обстановке оповестить  об  опасности  окружающих людей,   доложить   непосредственному  руководителю  о  случившемся  и действовать в соответствии с планом ликвидации аварии.

     4.3. Если в процессе работы произошло загрязнение места разгрузки

жирами или просыпанными порошкообразными веществами (мукой, цементом и

т.п.), работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.

     4.4. Пролитый  жир  удалить   с   помощью   ветоши   или   других жиро поглощающих  материалов.  Загрязненное  место промыть (нагретым не более чем до 50град.С)  раствором  кальцинированной  соды  и  вытереть насухо.

     4.5. Для удаления  просыпанных  пылящих  порошкообразных  веществ надеть  очки  и респиратор.  Небольшое их количество осторожно удалить влажной тряпкой или пылесосом.

     4.6. Пострадавшему  при  травмировании,  отравлении  и  внезапном заболевании должна быть оказана первая  (доврачебная)  помощь  и,  при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.

5. Требования безопасности по окончании работы

     5.1. Выключить  и  обесточить применяемое оборудование при помощи рубильника или устройства его заменяющего и предотвращающего случайный пуск.  На  пусковом устройстве вывесить плакат "Не включать!  Работают люди!".

     5.2. Освободить  конвейер  от  груза  и  очистить от загрязнений. Очистку конвейера производить щеткой,  сухой  ветошью  и  т.п.  только после   полной  остановки  движущихся  частей  и  механизмов.  Закрыть запорное  приспособление  пускового  устройства.  Наклонный   конвейер опустить в крайнее нижнее положение.

     5.3. Убрать съемные грузозахватные  приспособления,  инвентарь  в отведенные  места  хранения.  Грузовую  тележку  установить  на ровную поверхность,  рама гидравлической тележки должна быть опущена в нижнее положение.

     5.4. Не  производить  уборку  мусора,   отходов   непосредственно руками,   использовать   для   этих   целей   щетки,  совки  и  другие приспособления.

Производственный травматизм

Введение


Занимаясь вопросом производственного травматизма, следует понимать коренные причины этого явления. Таковыми можно считать не те причины, что напрямую приводят к травматизму (например, низкое качество оборудования, отсутствие защитных средств, отсутствие контроля, низкая квалификация персонала – все они будут рассмотрены ниже), а такие, что создают условия для их возникновения.

Так, в первую очередь, стоит отметить общее положение на внутреннем рынке начиная с 90-х годов – это стремление захватить как можно больший сегмент рынка, делая упор не на интенсивный, а на экстенсивный способ развития, что порождало малую заботу о средствах достижения целей. В этом случае, человек выступал как средство, и качествам условий труда внимания уделялось крайне мало.

Постепенно рыночные отношения становились более цивилизованными, чаще стали возникать такие производства, где высококлассные специалисты были крайне необходимы, которые, в свою очередь, стали предъявлять все большие требования к условиям труда. Как результат в таких отраслях травматизм весьма низок.

Однако, на сегодняшний день, не смотря на внедрение новых, более современных и безопасных для человека технологий, остается много отраслей, где травматизм являет собой значительную проблему. Таким образом, можно сказать, что Уровень производственного травматизма в России сегодня в первую очередь определяется технологическим уровнем производства. Кроме того, статистические данные, сильно отличаются от региона к региону по уровню регистрируемости этого показателя.

Наиболее высоким травматизмом в России отличаются лесодобывающие области Европейского Севера. Лесозаготовки и вывоз древесины на переработку содержат преимущественно низкотехнологичные производственные операции с высокой долей ручного труда и большим количеством рискованных действий.

Конечно же, понимание глобальных проблем без понимания тех причин, о которых говорилось выше, не может дать полного представления о проблеме травматизма на производстве.

Определения

Производственная травма представляет собой внезап­ное повреждение организма человека и потерю им трудо­способности, вызванные несчастным случаем на производ­стве. Повторение несчастных случаев, связанных с произ­водством, называется производственным травматизмом.

Не­счастные случаи делятся:

-        по количеству пострадавших – на одиночные (пост­радал один человек) и групповые (пострадало одновремен­но два и более человека);

-        по тяжести – легкие (уколы, царапины, ссадины), Тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга), с леталь­ным исходом (пострадавший умирает);

-        в зависимости от обстоятельств – связанные с про­изводством, не связанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.

Несчастные случаи, не связанные с производством, Могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой (согласно перечню, приведенному в приложении 2 и. 63 Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию), или к не­счастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких-либо действий в интересах предприятия за его пре­делами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни и т. п. Обстоятельства несчастных случаев, связанных с работой, а также бытовых травм выясняют страховые делегаты профгруппы и сообщают комиссии охраны труда профсоюзного комитета.

Несчастные случаи, происшедшие на территории предприятия и в местах, специально оговоренных в положении расследовании несчастных случаев на производстве, должны быть расследованы.

Руководитель участка, где произошел несчастный случай, обязан:

-        организовать меры доврачебной помощи пострадавшему и госпитализировать его;

-        принять меры по предупреждению повторного случая;

-        срочно сообщить о несчастном случае руководителю предприятия и в профсоюзный комитет;

-        в течение 3 суток расследовать несчастный случай совместно со старшим общественным инспектором по ох­ране труда и инженером по технике безопасности;

-        составить акт о несчастном случае по форме Н-1 в двух экземплярах и направить руководителю предприятия.

Акт утверждает руководитель предприятия и заверя­ет печатью организации. Один экземпляр акта выдают по­страдавшему. Второй экземпляр хранится вместе с мате­риалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая.

О групповом, смертельном или тяжелом случае руко­водитель обязан немедленно сообщить техническому инс­пектору профсоюза, обслуживающему предприятие, вы­шестоящему хозяйственному органу, в прокуратуру по месту нахождения предприятия, Госгортехнадзору или Энергонадзору по подконтрольным им объектам.

Каждый такой случай подлежит специальному рассле­дованию техническим инспектором профсоюза с участием представителей администрации, профсоюзного комитета, вышестоящего хозяйственного органа, а в необходимых случаях – Госгортехнадзора или Энергонадзора в срок не более семи дней. О последствиях несчастного случая с пострадавшим администрация посылает сообщение в адрес профсоюзного комитета, технического инспектора профсоюза и отдела инженера) охраны труда.

Несчастный случай не признается связанным с произ­водством, если он произошел с работником при изготовлении им каких-либо предметов в личных целях или хищении материалов; в результате опьянения, которое не является результатом воздействия применяемых на производстве вещей, и т. п.

Если администрация пришла к выводу об отсутствии вязи несчастного случая с производством, то она обязана нести этот вопрос на рассмотрение профсоюзного комитета. При согласии профсоюзного органа с предложением администрации на акте формы Н-1 (в правом верхнем углу) делается надпись: «Несчастный случай не связан с производством», – и заверяется председателем профсоюзного комитета. Такие несчастные случаи в отчет не включают.

За несчастные случаи, связанные с производством, администрация несет ответственность, а пострадавшему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка за счет средств предприятия.

В случае инвалидности, возникшей в результате увечья, либо иного повреждения здоровья, потерпевшему назначают пенсию. Кроме того, ему возмещается материальный ущерб из-за потери трудоспособности в размере разницы между утраченным среднемесячным заработком и пенсией по инвалидности.

Причины возникновения производственного травматизма

Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на технические и организационные.

Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостат­ков оборудования, недостаточности освещения, неисправ­ности защитных средств, оградительных устройств и т. п.

К организационным причинам относятся несоблюдение пра­вил техники безопасности из-за неподготовленности работ­ников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

Результаты анализа травматизма зависят в значитель­ной мере от достоверности и тщательности оформления ак­тов о несчастных случаях на производстве. Очень внима­тельно следует заполнять п. 15 указанного акта, в котором четко и ясно сформулировать техническую (отсутствие предохранительных устройств, неисправность оборудова­ния) или организационную (необученность пострадавшего, неправильный прием работы) причину несчастного случая.

На основании актов формы Н-1 администрация органи­зации составляет отчет о пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством, по форме 7-Н. В этот отчет включают только те несчастные случаи, которые вызвали утрату трудоспособности продолжительностью свы­ше трех рабочих дней (в том числе случаи со смертельным исходом и при переводе на другую работу с основной про­фессии по заключению лечащего врача).

 

Методы анализа причин травматизма


Анализ причин несчастных случаев на производстве проводят с целью выработки мероприятий по их устране­нию и предупреждению. Для этого используются моногра­фический, топографический и статистический методы.

Монографический метод предусматривает многосторон­ний анализ причин травматизма непосредственно на рабо­чих местах. При этом изучают организацию и условия тру­да, состояние оборудования, инвентаря, инструментов. Этот метод эффективен при статистическом анализе состояния охраны труда.

Топографический метод анализа позволяет установить место наиболее частых случаев травматизма. Для этого на плане-схеме предприятия, где обозначены рабочие места и оборудование, отмечают количество несчастных случаев за анализируемый период. Это позволяет уделить больше внимания улучшению условий труда на рабочих местах, где наиболее часто происходят несчастные случаи.

Статистический метод анализа основан на изучении количественных показателей данных отчетов о несчастных случаях на предприятиях и в организациях. При этом ис­пользуются в основном коэффициенты частоты и тяжести травматизма.

Коэффициент частоты (Кч) определяет число несчаст­ных случаев на 1000 работающих за отчетный период и рас­считывается по формуле:

Кч = Н с*1000/Ср,

где Нс – число несчастных случаев за отчетный пери­од с потерей трудоспособности свыше трех дней; Ср – среднесписочное число работающих.

Коэффициент тяжести травматизма (Кт) показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходяще­еся на один несчастный случай за отчетный период, и опре­деляется по формуле:

Кт = Дн / Нс,

где Дн – общее количество дней нетрудоспособности из-за несчастных случаев; Нс – количество несчастных слу­чаев за отчетный период.

На основе всестороннего анализа условий труда адми­нистрация и служба охраны труда предприятий проводят:

-        инструктаж и обучение работников по технике бе­зопасности;

-        оперативный контроль за исправностью оборудова­ния, обеспечением работников индивидуальными защитны­ми средствами и спецзащитой;

-        контроль за выполнением трудового законодатель­ства, инструкций и положений по технике безопасности;

-        проведение дней охраны труда и общественных смот­ров по технике безопасности на предприятиях и стройках;

-        выполнение соглашения с профсоюзной организаци­ей по охране труда.

Предупреждение травматизма


К эффективным мероприятиям относятся квалифици­рованное проведение вводного, на рабочем месте, перио­дического (повторный), внепланового и текущего инструк­тажей работников по технике безопасности.

Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, на­правленные для производственной практики. Вводный ин­структаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причи­нами несчастных случаев и порядком оказания первой ме­дицинской помощи при несчастном случае.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, про­ходящие производственную практику. Этот инструктаж зна­комит с правилами техники безопасности непосредственно на рабочем месте, а также с индивидуальными защитными средствами.

Периодический (повторный) инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применяв навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны походить работников торговли и общественного питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).

Внеплановый инструктаж проводится на рабочем ме­сте при замене оборудования, изменении технологическо­го процесса или после несчастных случаев из-за недоста­точности предыдущего инструктажа.

Текущий инструктаж проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску-наряду.

Инструктаж на рабочих местах в производственных пред­приятиях проводят мастера участков; на предприятиях об­щественного питания в цехах – заведующие производством; в торговом зале, складских и подсобных помещениях – за­ведующие предприятием; в магазинах – заведующие отде­лом (в небольших магазинах, где нет отделов, – заведую­щие магазинами). На каждом предприятии должна быть книга для записи инструктажа по технике безопасности.

Специальное курсовое обучение по технике безопас­ности организуется для лиц, которые по условиям работы подвергаются повышенной опасности (кочегары, машинис­ты, электромонтеры и др.). Курсовое обучение обязатель­но также и для бригадиров, организующих выполнение такелажных, монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Знания слушателей курсов проверяет комиссия и за­писывает в протокол, на основе которого выдержавшим экзамены выдают удостоверение. Переаттестация проводится в установленные для каждой специальности сроки.

Для предупреждения несчастных случаев и професси­ональных заболеваний на предприятиях оборудуются кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и так  далее. Систематичес­кое проведение лекций, бесед, инструктажей с использо­ванием наглядных пособий, кинофильмов и телевизионных передач, является действенным способом пропаганды тех­ники безопасности на производстве.

На основе анализа причин несчастных случаев и забо­леваний на производстве администрация предприятия и профсоюзный комитет составляют план мероприятий по охране труда. Он включается в раздел "Охрана труда" кол­лективного договора или в соглашение по охране труда, которое прилагается к коллективному договору. После одоб­рения проекта коллективного договора на общем собрании работников предприятия администрация заключает договор с профсоюзным комитетом не позднее февраля текущего года. Администрация предприятия и профком должны ре­гулярно отчитываться перед коллективом рабочих и слу­жащих о выполнении обязательств по коллективному до­говору.

Финансирование мероприятий по охране труда осу­ществляется предприятиями и организациями за счет:

-        издержек обращения производства, себестоимости го­товой продукции или сметы расходов, если эти мероприя­тия носят некапитальный характер;

-        фонда финансирования капитального ремонта, если ме­роприятия проводятся одновременно с капитальным ремон­том основных средств;

-        фонда финансирования капитальных вложений, вклю­чая фонд развития производства, если мероприятия явля­ются капитальными;

-        кредита и целевого отчисления части прибыли.

 

Факторы риска бытовой и производственной среды. Образ жизни и индивидуальная безопасность

Факторы риска бытовой и производственной среды


Жизнь и деятельность человека протекают в окружающей его среде, прямо или косвенно воздействующей на его здоровье.

В окружающей среде принято выделять такие понятия, как среда обитания и среда производственной деятельности человека.

В среде обитания деятельность человека не связана с созданием материальных, духовных и общественных ценностей. Среда обитания — это жилой дом, место отдыха, больница, салон транспортного средства и т. д. Деятельность человека в среде обитания происходит вне производства.

Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Централизованное тепло и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, бытовая химия и многое другое облегчили и ускорили выполнение многих домашних работ, сделали жизнь более комфортной.

Вместе с тем желание жить в условиях все большего комфорта неизбежно приводит к снижению безопасности и повышению риска. Так, внедрение в жизнь некоторых достижений научно-технического прогресса дало не только положительные результаты, но одновременно принесло в наш быт целый комплекс неблагоприятных факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, токсичные вещества, пожароопасные горючие материалы, шум. Таких примеров можно привести множество.

Бытовую среду разделяют на физическую и социальную. К физической среде относят санитарно-гигиенические условия — показатели микроклимата, освещенность, химический состав воздушной среды, уровень шума. Социальная среда включает семью, товарищей и друзей.

Наши жилища предназначены для создания искусственным путем микроклимата, т.е. определенных климатических условий, более благоприятных, чем существующий в данной местности естественный климат. Микроклимат жилищ оказывает большое влияние на организм человека, определяет его самочувствие, настроение, отражается на здоровье. Основные его компоненты: температура, влажность и подвижность воздуха. Причем каждый из Компонентов микроклимата не должен выходить за рамки физиологически допустимых границ, давать резких колебаний, которые нарушают нормальное тепло ощущение человека и неблагоприятно влияют на здоровье.

При значительном повышении влажности жилых помещений ухудшается состояние здоровья, обостряются некоторые хронические заболевания. Причинами повышенной влажности являются неисправности систем тепло- и водоснабжения, а также нерегулярное проветривание комнат, длительное кипячение белья и т. д.

В домах с центральным отоплением относительная влажность воздуха в отопительный период резко снижается. Дышать таким воздухом не очень-то полезно для здоровья: появляется ощущение сухости, першения в горле. Из-за сухости слизистой оболочки носа могут возникать носовые кровотечения.

Большую роль в сохранении здоровья и работоспособности человека играет свет. При хорошем освещении устраняется напряжение глаз, облегчается распознавание предметов бытовой среды и сохраняется хорошее самочувствие человека. Недостаточное освещение ведет к перенапряжению глаз и общему утомлению организма. В результате снижается внимание, ухудшается координация движений, что приводит к снижению качества труда и увеличению числа несчастных случаев. Кроме того, работа при низкой освещенности способствует развитию близорукости и других заболеваний, а также расстройству нервной системы.

Важное гигиеническое значение имеет рациональный выбор источника света. Для большинства видов домашних работ наиболее оптимальным является естественный дневной свет, поэтому при любой возможности его надо максимально использовать. Для поддержания хорошей естественной освещенности необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол. При недостаточной освещенности естественным светом целесообразно пользоваться смешанным освещением — естественное плюс искусственное.

Для искусственного освещения используются лампы двух типов: накаливания и люминесцентные («дневного света»). Для зрительной работы в домашних условиях больше подходят светильники с лампами накаливания. Микропульсации светового потока ламп дневного света воздействуют на глаза, вызывают мигрень, а в некоторых случаях — начинается повышенное сердцебиение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.