РУБРИКИ

Корабельный устав ВМФ, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ - полные электронные версии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Корабельный устав ВМФ, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ - полные электронные версии

p> 487. Перед тем как поднять человека на высоту для производства работ, руководителю работ следует убедиться в прочности и надежности средств, применяемых для этой цели. Кроме того, получить разрешение у вахтенного офицера (дежурного по кораблю), а при работах в местах расположения антенн
- поставить в известность командиров подразделений, в заведовании которых они находятся. Применяемые работающими на высоте людьми инструменты и предметы оборудования должны крепиться штертами так, чтобы исключить их падение вниз.

488. Спускаться за борт можно только с разрешения вахтенного офицера
(дежурного по кораблю) обязательно в беседке в спасательном жилете и обвязавшись страховочным концом. Спуск за борт должен производить специально назначенный матрос (старшина), который обязан находиться на месте спуска до подъема, работающего за бортом.

Тральные расчеты, лотовые и личный состав постов сбрасывания мин и приема (передачи) грузов на ходу во время работы должны надевать специальные стропы и спасательные жилеты.

489. При стоянке корабля у причальных сооружений или в доке особое внимание должно быть обращено на исправность бортовых ограждений, а также на надежность крепления сходней, трапов и доковых лесов. В ночное время трапы и сходни должны освещаться.

490. Перед выходом в море все предметы, которые могут сместиться под действием качки, необходимо надежно закрепить. Кроме того, проверяются и обтягиваются постоянные и штормовые леера, а их стойки крепятся.

Личный состав, перед выходом на верхнюю палубу, в штормовых условиях и при обледенении палубы надевает спасательные жилеты и страховочные пояса, а на малых кораблях и катерах - постоянно носит их с выходом в море.

Швартовные команды носят спасательные жилеты и каски при выполнении обязанностей по корабельным расписаниям независимо от погоды.

491. В море при благоприятных гидрометеоусловиях личный состав подводных лодок может выходить наверх в ограждение рубки с разрешения командира подводной лодки в количестве, им установленном. Вахтенный офицер обязан знать число лиц, находящихся в ограждении рубки.

492. Запрещается, кому бы то ни было, при следовании подводной лодки в надводном положении без разрешения командира корабля выходить на верхнюю палубу, а также - выходить наверх, в штормовую погоду. Находящиеся на мостике подводной лодки, командование и вахта во избежание смыва их за борт должны иметь страховочные концы (страховочные пояса). Кроме того, необходимо в ограждении рубки надежно закрыть (задраить) двери.

При необходимости выход на палубу отдельных лиц может быть разрешен только командиром подводной лодки. Перед выходом людей на палубу следует лечь на курс и дать ход, при которых качка и заливание палубы водой были бы наименьшими. Выходящие на палубу надевают спасательные жилеты, страховочные пояса и обвязываются страховочными концами. Их выход должны обеспечивать специально назначенные и подготовленные для этого лица.

493. На подводной лодке надлежит систематически вести наблюдение за самочувствием личного состава и содержанием в воздухе отсеков водорода, кислорода, углекислого газа и вредных примесей, концентрация которых должны поддерживаться в пределах установленных норм.

494. Тушение пожара в помещениях корабля, а также работа в задымленных и загазованных помещениях производятся только в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Входить в такие помещения или работать в них должно не менее двух человек. Для оказания срочной помощи работающим и поддержания связи с ними вблизи входа в эти помещения выставляется специальная вахта с изолирующими средствами защиты в положении «наготове».

При производстве работ в изолирующих средствах защиты органов дыхания надлежит строго соблюдать требования безопасности; использовать исправные изолирующие средства защиты, обеспечить надежную взаимную страховку работающих и устойчивую связь с ними, контролировать продолжительность работы и осуществлять другие необходимые мероприятия в зависимости от условий работы.

При использовании системы объемного химического пожаротушения (ОХП,
ЛОХ) органы дыхания личного состава аварийного помещения должны быть защищены.

495. Личный состав, подвергшийся воздействию вредных веществ, после окончания работ по ликвидации аварии должен обследоваться корабельным врачом или в медицинском учреждении на берегу.

Личный состав, подвергшегося воздействию вредных веществ, назначается на дежурство, вахту или работы только после прохождения им медицинского обследования.

496. Междудонные выгородки, топливные и масляные цистерны, цистерны главного балласта, ракетные шахты и контейнеры, другие подобные им изолированные необитаемые помещения перед спуском в них людей должны быть тщательно провентилированы.

В срочных случаях и тогда, когда нет уверенности, что состав воздуха безвреден для нахождения в этих помещениях людей, работы в них должны проводиться в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Один человек, ни при каких обстоятельствах, не должен входить в такое помещение или работать в нем без непрерывной связи со страхующим его лицом.

Работающие в этих помещениях должны быть обвязаны страховочными концами, второй конец которых должен находиться у специально назначенного вахтенного для срочного подъема работающих в случае необходимости.

497. При проведении водолазных работ должны строго выполняться требования безопасности, предусмотренные Правилами водолазной службы.

Запрещается во время работы водолазов у борта корабля выполнение взрывных работ, включение гидроакустических станций на излучение, продувание цистерн главного балласта, проворачивание линий валов, проверка работы успокоителей качки, рулевых и других активных устройств, находящихся в подводной части корабля, за исключением случаев, когда это требуется по ходу водолазных работ; приняв при этом все меры для обеспечения безопасности водолазов.

498. Никому во время работы механизмов не разрешается открывать ограждения, охранные поручни и другие предохранительные приспособления и заходить за них.

Все предохранительные устройства (предохранительные клапаны, регуляторы и др.) должны содержаться в постоянной исправности и периодически проверяться согласно инструкций. Ответственность за их состояние несут командиры подразделений, в ведении которых эти устройства находятся.

Запрещается в случае несрабатывания гидравлических и воздушных предохранительных устройств создавать давление, превышающее допустимое.
Предохранительные устройства должны быть заново отрегулированы.

499. Запрещается входить (выходить) в помещение (из помещения) корабля при наличии в нем повышенного давления или разряжения. В этом случае нужно предварительно сравнять давление в помещении с наружным.

500. Перед вскрытием механизмов, трубопроводов, арматуры и цистерн следует заранее убедиться, что в них нет давления пара, газа или жидкостей.

501. При ремонте котлов, трубопроводов, систем, арматуры и других подобных механизмов необходимо следить за тем, чтобы клапаны, разобщающие эти механизмы и системы от участков, находящихся под давлением, были закрыты и снабжены табличкой с надписью: «Не трогать! Жизнеопасно!».

Открытые концы трубопроводов должны быть надежно заглушены равнопрочными с этими трубопроводами заглушками.

502. При испытаниях воздушным давлением отсеков, цистерн, шахт у дверей, люков, горловин должны быть выставлены вахтенные и вывешены таблички с надписью: «Не трогать! Жизнеопасно!».

503. Запрещается находиться без разрешения ответственного за производство работ, а в его отсутствие - дежурного по боевой части
(кораблю) в помещениях, где имеются вскрытые механизмы, арматура паровых систем или воздуха высокого давления.

504. В случае, если помещение наполняется паром, необходимо включить систему орошения и вытяжную вентиляцию. Выходить из такого помещения следует через соседнее помещение, вход в которое находится внизу.

505. Нарушенная термическая изоляция паропроводов и газоотводов при первой же возможности должна быть восстановлена. Особенно важно выполнять это требование в жилых помещениях, в местах общего пользования и в районе рабочих мест личного состава.

506. На кораблях разрешается применять переносные лампы с предохранительными сетками и электроинструмент только от сети напряжения не более 27 В. На кораблях, где такой сети нет, вместо переносных ламп следует пользоваться переносными аккумуляторными фонарями.

Работающие в сырых помещениях, где установлено электрооборудование, должны быть в проверенных резиновых перчатках и галошах (резиновых сапогах).

507. Места, где возможно прикосновение людей к механизмам и устройствам, находящимся под напряжением опасным для жизни человека, должны быть ограждены и снабжены надписью: «Не трогать! Жизнеопасно!». У распределительных щитов и агрегатных помещений должны быть ключи для их открытия, резиновые коврики и перчатки.

508. Перед работами с электромеханизмами и устройствами
(распределительные щиты, сети) необходимо убедиться в том, что они не находятся под напряжением.

Запрещается проведение работ с электромеханизмами и устройствами, находящимися под напряжением.

В повседневных условиях перед включением мощных радиолокационных станций и других радиоэлектронных средств на излучение личный состав должен быть удален с опасных от облучения участков верхней палубы и надстроек.
Каждый должен знать, что прикосновение к антенным устройствам опасно и недопустимо.

В исключительных случаях в бою или при аварии с разрешения командира корабля допускается проведение работ при неснятом напряжении. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности.

509. Личный состав, работающий с аккумуляторной батареей, должен быть снабжен специальной одеждой.

Запрещается использовать в аккумуляторных ямах неизолированный инструмент. Переносные лампы должны иметь предохранительные сетки.

Для нейтрализации действия электролита при попадании его на тело, одежду или обувь в аккумуляторных ямах необходимо иметь достаточный запас нейтрализующих веществ.

510. При приемке на корабль и хранении на нем баллонов с воздухом высокого давления, кислородом, ацетиленом и другими газами необходимо соблюдать следующие требования: а) баллоны должны приниматься только при наличии паспортов, клейм об их испытании, предохранительных колец и колпаков, защищающих головки баллонов от ударов; баллоны должны храниться в специально оборудованных стеллажах - ячейках и быть надежно закреплены; б) запрещается хранить в одном помещении баллоны с кислородом и горючими газами, а также баллоны с газами, образующими при их соединении взрывчатые или горючие смеси; в) запрещается хранить баллоны в одном помещении с взрывчатыми веществами и легковоспламеняющимися материалами; г)помещения, в которых хранятся баллоны, должны систематически вентилироваться, а баллоны регулярно проверяться на герметичность; д) запрещается размещать баллоны вблизи нагревательных приборов; е) принимаются все меры, предотвращающие падение баллонов или случайные удары по ним; ж) запрещается изменять установленную окраску баллонов или окрашивать
(восстанавливать окраску) баллоны с взрывоопасными газами (кислород, ацетилен и др.) на корабле.

511. Офицеры, мичманы и старшины, имеющие в заведовании взрывчатые, огнеопасные, ядовитые вещества и агрессивные жидкости, несут ответственность за их хранение и использование.

Ядовитые и другие опасные или вредные для здоровья человека вещества должны храниться в отведенных для них местах и содержаться в исправной таре, снабженной предупредительными надписями.

Помещения, где хранятся ядовитые технические жидкости, должны закрываться на замок и опечатываться.

512. Перед пуском любого механизма (устройства) об этом должен быть предупрежден личный состав, работающий с этим механизмом (устройством) и находящийся рядом, а также установлено наблюдение за работой механизма
(устройства). На подводных лодках, кроме того, подъем и опускание выдвижных устройств, отваливание и заваливание горизонтальных рулей, подъем и опускание ракетных контейнеров, открытие и закрытие щитов и крышек ракетных шахт (контейнеров), проворачивание линий валов производится с разрешения вахтенного офицера или дежурного по подводной лодке и только после того как, личный состав, находящийся вблизи этих устройств, будет предупрежден.

513. Если для обеспечения безопасности личного состава, производящего какие - либо работы с механизмами (устройствами), необходимо, чтобы эти или связанные с ними механизмы (устройства) находились в отключенном
(обесточенном, остановленном) состоянии, то после отключения указанных механизмов (устройств) на постах управления ими в течение всего времени работ должны быть вывешены таблички с надписью: «Не трогать! Жизнеопасно!».

Запрещается осматривать в стесненных условиях движущиеся детали механизмов и устройств во время их работы, если отсутствуют защитные приспособления (решетки, кожухи, ограждения и т. д.)

514. Лица, временно находящиеся на корабле, в том числе и представители судоремонтных предприятий, сразу же по прибытии на корабль должны быть ознакомлены с корабельными правилами и требованиями безопасности. Это является обязанностью начальников, которые заинтересованы в проведении этими лицами ремонтных (регулировочных, наладочных и т. д.) работ на корабле.

515. На каждом корабле, должен быть полный комплект индивидуальных и коллективных спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков, катеров, шлюпок), изолирующих средств защиты органов дыхания и защитной одежды, согласно установленным нормам.

Спасательные средства, устройства и изолирующие дыхательные аппараты должны быть всегда готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Они должны быть пронумерованы и закреплены за личным составом корабля.

516. На кораблях с ядерными энергетическими установками и судах обеспечивающих их эксплуатацию постоянно действует режим радиационной безопасности. Для его поддержания выполняются следующие мероприятия: производится установленным порядком допуск личного состава корабля и всех, прибывающих на корабль представителей судоремонтных заводов к проведению работ в условиях воздействия радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений; разделяются все корабельные помещения на режимные зоны и в них устанавливается соответствующий порядок выполнения работ с использованием специальной одежды и средств защиты; по радиационным факторам контролируется работающая ядерная энергетическая установка; на корабле проводится постоянный радиационный контроль за обстановкой по всем видам ионизирующих излучений и их воздействию на личный состав; немедленно принимаются меры защиты и нормализации обстановки при превышении установленных контрольных уровней ионизирующих излучений с оповещением, в случае необходимости, личного состава корабля сигналом
«Радиационная опасность»; экипажем корабля выполняются требования режима радиационной безопасности, установленного в пункте постоянного или временного базирования.

517. Любой источник (участок) ионизирующих излучений в корабельных помещениях, на поверхностях палуб и надстроек должен находиться под постоянным контролем, учетом и охраной. Все работы, проводимые на корабле в условиях воздействия радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, организуются в плановом порядке и проводятся с разрешения командира корабля под контролем службы радиационной, химической и биологической защиты.

518. На кораблях должны строго соблюдаться правила химической безопасности, включающие мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций и своевременному принятию мер защиты от возникновения поражающих концентраций токсичных газов и аэрозолей, протечек ядовитых технических жидкостей и нарушений режима эксплуатации устройств, содержащих потенциально опасные химические составы.

На подводных лодках в установленные сроки измеряется содержание в воздухе отсеков кислорода и определяется наличие вредных примесей с помощью стационарных и переносных средств газового контроля. Результаты измерений докладываются на ГКП (в центральный пост подводной лодки). При обнаружении отклонений от установленных норм газового состава принимаются меры по его нормализации.

На надводных кораблях газовый контроль производится при необходимости проверки состава газовой среды помещений для обеспечения безопасности проводимых работ.

Весь личный состав подводных лодок и отдельных боевых постов надводных кораблей должен постоянно иметь при себе портативные устройства экстренной защиты органов дыхания. Эти средства немедленно приводятся личным составом в действие самостоятельно, или по команде старшего в отсеке (помещении) для предотвращения поражения токсичными газами и аэрозолями, появляющимися при возникновении пожаров, протечек ядовитых технических жидкостей и др.

Одновременно отсек (помещение) полностью герметизируется для предотвращения распространения загрязненного воздуха по кораблю, и принимаются меры по выявлению и ликвидации причин аварийной ситуации.

В возможно короткие сроки личный состав в аварийном отсеке (помещении) переключается из портативных защитных устройств в изолирующие средства защиты органов дыхания.

С началом работ в аварийном отсеке (помещении) должен вестись учет продолжительности нахождения личного состава в средствах индивидуальной защиты и поддерживаться с работающими непрерывная связь. Вблизи входа в аварийное помещение для оказания при необходимости срочной помощи выставляется специальная вахта с изолирующими средствами защиты в положении
«наготове».

Все работающие в аварийном отсеке (помещении) должны осуществлять взаимную страховку и наблюдение за самочувствием друг друга. При выполнении поставленной задачи необходимо строго соблюдать требования безопасности при обращении с используемыми устройствами и оборудованием.

Если меры принятые по ликвидации аварии, а также ее последствий не дают должного эффекта и дальнейшее пребывание в условиях аварийной обстановки становится опасным, личный состав с разрешения командира корабля выводится из аварийного отсека (помещения). При этом принимаются меры по обеспечению безопасности смежных отсеков (помещений).

Выход из аварийного отсека (помещения) организуется заблаговременно до истечения срока действия изолирующих средств защиты, которые используются и допустимого времени пребывания личного состава в отсеке (помещении) по физиологическим показателям.

Глава 12

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ КОРАБЛЕЙ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

519. Соблюдение положений по обеспечению санитарного состояния корабля и сохранению здоровья военнослужащих является обязанностью каждого члена экипажа.

Все начальники должны показывать пример соблюдения этих положений и требовать от подчиненных точного их выполнения.

520. Общее наблюдение за чистотой в помещениях корабля, температурой воздуха, организацией питания, водоснабжения, условиями обитаемости возлагается на старшего помощника (помощника) командира корабля.

За состояние помещений, подгонку и исправность обмундирования и обуви, выполнение подчиненными правил личной гигиены несут ответственность их непосредственные начальники.

Обеспечение исправного состояния и бесперебойной работы санитарного оборудования и систем водоснабжения является обязанностью тех командиров
(начальников) в ведении которых это оборудование находится. Санитарный надзор за их эксплуатацией организуется в соответствии ст.521-522.

521. Медицинскими мероприятиями по сохранению здоровья личного состава руководит начальник медицинской службы (фельдшер) корабля.

Он обязан: а) организовать и проводить систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием личного состава, его медицинские осмотры и обследования, амбулаторное и стационарное лечение заболевших; б) оказывать личному составу неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях; в) контролировать условия размещения, организацию безопасности службы и состояние быта личного состава, его банно-прачечное обслуживание и докладывать командиру корабля о влиянии этих условий на здоровье членов экипажа и на санитарно-эпидемическое состояние корабля; г) организовать санитарный надзор за питанием личного состава, продовольствием и водоснабжением корабля.

Указания начальника медицинской службы (требования фельдшера) по сохранению здоровья личного состава и поддержанию санитарно-эпидемического благополучия обязательны для всего личного состава корабля.

522. На корабле, где должность начальника медицинской службы
(фельдшера) не предусмотрена, общие обязанности по сохранению здоровья личного состава и поддержанию надлежащего санитарного состояния корабля в соответствии с требованиями настоящего Устава возлагаются на помощника командира. Выполнение специальных медицинских обязанностей - на должностных лиц медицинской службы соединения и его береговой (плавучей) базы.

523. Запрещается привлекать начальника медицинской службы (фельдшера) корабля к выполнению задач, не связанных с медицинским обеспечением.

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

524. Никто не имеет права скрывать болезни. О всяком заболевании необходимо немедленно докладывать своему непосредственному начальнику и обращаться к начальнику медицинской службы (фельдшеру) корабля.

525. Для соблюдения правил личной гигиены в умывальники в установленное время подается пресная вода. Забортная вода при длительном плавании используется на корабле для личной гигиены, а также для мытья столовой и камбузной посуды, только с разрешения начальника медицинской службы
(фельдшера) корабля. При стоянке в базах, портах и гаванях использовать забортную воду для указанных целей запрещается.

526. Не реже одного раза в неделю весь личный состав должен мыться в корабельной или береговой бане и менять нательное и постельное белье. Коки, хлебопеки, хлеборезы и вестовые обязаны ежедневно принимать душ.

Личный состав, выполняющий работу или несущий вахту, связанную с загрязнением тела, должен после окончания работы и каждой вахты мыться в бане или под душем.

527. Белье стирают в корабельных прачечных специально выделенные лица. На кораблях, где нет прачечных, в море личный состав стирает белье самостоятельно в отведенных для этого местах и во время, определенное распорядком дня. При стоянке в базе белье для стирки сдается в банно- прачечный комбинат.

528. В длительном плавании для личного состава корабля организуются ремонт обуви, стирка и глажение постельного, нательного белья и предметов обмундирования. Эти работы выполняют специально назначенные лица.

529. Летом на незагрязненных акваториях при температуре воды не ниже
+16 С, личному составу предоставляется возможность купаться.

На непригодных для купания акваториях и на ходу корабля купание может заменяться душем незагрязненной забортной или пресной водой.

Оценку санитарного состояния акватории дает санитарно эпидемиологическое учреждение в месте дислокации. Перед началом купания прекращается спуск сточных вод и нечистот за борт.

Выстрел для удобства купающихся вооружается дополнительными штормтрапами и шкентелями с муссингами, на верхней палубе приготавливаются спасательные средства и концы для подачи на случай оказания помощи.

Со стороны борта, с которого будет происходить купание, высылаются шлюпки с полным числом гребцов, снабженных спасательными жилетами и кругами.

530. Купанием личного состава руководит дежурный по кораблю. Вахтенный офицер, инструктор по физической подготовке во время купания должны находиться на верхней палубе и вести наблюдение за купающимися военнослужащими. Кроме них, за личным составом, находящимся на воде, наблюдают с корабля и высланной шлюпки, специально назначенные старшины
(матросы), умеющие отлично плавать и обученные оказанию помощи тонущим.
Начальник медицинской службы (фельдшер) корабля обеспечивает немедленное оказание медицинской помощи.

Для того, чтобы проверить, все ли вышли из воды по окончании купания каждый купающийся должен оставить на верхней палубе предметы обмундирования
(ботинки, головной убор).

На каждом корабле должна быть составлена инструкция по организации купания.

531. Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения.

Принадлежности для стрижки, находящиеся в общем пользовании, должны содержаться в чистоте и после каждого пользования обеззараживаться.

532. Личный состав корабля обязан содержать в чистоте одежду, нательное белье и постельные принадлежности. Одежда и постельные принадлежности должны проветриваться и чиститься.

533. В жилых помещениях не допускается скопление грязной одежды и белья, сушка одежды и обуви.

Промокшее обмундирование должно сушиться в специально оборудованных помещениях.

Грязное белье разрешается хранить в жилом помещении отдельно от чистого и в специальных рундуках или мешках и только до очередной стирки.

534. Форма одежды экипажа корабля устанавливается в зависимости от климата, погоды и рода деятельности личного состава.

Личный состав, несущий службу на наружных постах, в холодное и дождливое время обеспечивается специальной одеждой.

Команды катеров, гребцы шлюпок и назначенный для работ на катерах и шлюпках личный состав должны иметь с собой верхнюю одежду - теплую или от дождя - в зависимости от погоды.

При выполнении работ, сопряженных с загрязнением, должны надеваться специальная одежда, обувь и рукавицы.

Во время перерывов в работах и занятиях личному составу разрешается находиться на верхней палубе в головном уборе и в той одежде, в которой он работал (занимался).

535. В жаркое время года как на верхней палубе, так и внутри корабля командир может разрешить личному составу раздеться до пояса или быть в трусах. При этом военнослужащие должны соблюдать предосторожность - не допускать излишнего перегревания или загрязнения тела.

536. На кораблях следует вести постоянное наблюдение за состоянием воздуха в помещениях и вентилировать их согласно расписанию и по необходимости.

Расписание работы вентиляторов, утверждаемое командиром корабля, составляет командир электромеханической боевой части совместно с начальником медицинской службы (фельдшером) корабля применительно к климатическим условиям.

537. Отопление регулируется по показаниям термометров, которые должны быть во всех жилых и служебных помещениях корабля. Зимой в жилых помещениях должна поддерживаться температура не ниже +18 С (в медицинских - не ниже
+20 С), в остальных помещениях - согласно установленным нормам.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ

538. Медицинская служба корабля (соединения) согласно особым правилам осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль за качеством питьевой воды и санитарным состоянием системы водоснабжения. При доставке на корабль, наполнении цистерн и хранении питьевой воды принимаются меры для предупреждения ее загрязнения. Питьевая вода принимается на корабль с разрешения начальника медицинской службы (фельдшера) корабля и только при наличии анализов, подтверждающих ее доброкачественность.

539. Цистерны питьевой воды периодически осматриваются, подвергаются очистке, антикоррозионному покрытию, а при необходимости - дезинфекции.
Открывать их следует обязательно в присутствии начальника медицинской службы (фельдшера) корабля. Военнослужащие, назначенные для чистки или цементирования цистерн питьевой воды, должны перед работой вымыться, пройти медицинский осмотр, переодеться в чистую рабочую одежду и надеть резиновые сапоги, специально подготовленные для этой работы.

Бачки с питьевой водой должны быть закрыты на замок. Ежедневно дневальные по помещениям их прополаскивают и наполняют кипяченой водой.

540. Насосы и шланги, предназначенные для приема (передачи) питьевой воды, должны содержаться в чистоте и применяться только для этой цели.
Концевые части шлангов окрашиваются в отличительные цвета и имеют пояснительные надписи:

"Питьевая" (цвет белый), "Мытьевая" (цвет шаровый), "Забортная" (цвет зеленый).

Клапаны, сообщающие трубопроводы питьевой воды с мытьевой и забортной водой, запираются на замок (пломбируются) и открываются в случаях необходимости только по распоряжению командира электромеханической боевой части и с ведома начальника медицинской службы (фельдшера) корабля.

541. Помощник командира корабля по снабжению (на кораблях 3 ранга - помощник командира корабля) несет ответственность за доставку и хранение на корабле продуктов и отвечает за приготовление пищи, ее раздачу, хранение готовых блюд, мытье и обезжиривание камбузной и столовой посуды, а также за выполнение всех санитарных правил на камбузе и в кладовых.

542. Продовольствие, доставляемое на корабль, должно быть доброкачественным. За качество продуктов при хранении на корабле отвечает помощник командира по снабжению (начальник службы снабжения), а начальник медицинской службы (фельдшер) корабля контролирует качество используемого продовольствия.

543. Камбуз и камбузная посуда должны содержаться в чистоте.

544. Меню-раскладку продуктов питания личного состава, как правило на неделю, составляет помощник командира корабля по снабжению (на надводных кораблях 3 ранга и подводных лодках - помощник командира корабля) совместно с начальником медицинской службы (фельдшером) корабля. После утверждения командиром корабля, меню-раскладка вывешивается в назначенных местах.

545. На подводных лодках ответственность за получение, хранение и выдачу личному составу запасов продовольствия возлагается на помощника командира подводной лодки. На подводных лодках, где он штатом не предусмотрен, - на старшину команды снабжения.

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

546. Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются ежегодная диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Мероприятия, проводимые в лечебно-профилактических целях медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.

547. Для наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием матросов и старшин корабля, проходящих военную службу по призыву, и для своевременного выявления лиц, нуждающихся в укреплении здоровья или лечении, два раза в год (перед началом зимнего и летнего периодом обучения) проводится их медицинское обследование.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, проходят углубленное медицинское обследование в четвертом квартале, а во втором квартале - контрольное медицинское обследование.

Для медицинского обследования личного состава корабля, начальником медицинской службы корабля (соединения) разрабатывается план, который утверждает командир корабля (соединения). Проводить обследование в дни отдыха запрещается.

Командир корабля отвечает за полный охват военнослужащих медицинским обследованием, обеспечивает своевременную реализацию назначенных военнослужащим лечебно - профилактических мероприятий.

Начальник медицинской службы (фельдшер) корабля отвечает за качество медицинского обследования военнослужащих, организацию диспансерного динамического наблюдения и выполнение военнослужащими лечебных и профилактических мероприятий. Результаты медицинского обследования личного состава, а также предложения по проведению необходимых оздоровительных мероприятий он докладывает командиру корабля.

548. Летный состав проходит предполетный медицинский осмотр перед каждым вылетом.

Лица, постоянно работающие на камбузе, в пекарнях, продовольственных кладовых, столовых, на объектах водоснабжения, в банях, прачечных, а также санитары проходят медицинский осмотр один раз в неделю. Лабораторное обследование работников питания и водоснабжения проводится согласно специальным правилам. Результаты обследования и осмотров начальник медицинской службы (фельдшер) корабля заносит в санитарные книжки.
Медицинский осмотр матросов, назначенных для работы на камбузе, проводится до развода нового суточного наряда.

Еженедельно в банные дни начальник медицинской службы (фельдшер) корабля должен осматривать матросов и старшин для выявления у них кожных заболеваний, травм и наблюдать за выполнением ими правил личной гигиены.

549. Прибывающее на корабль пополнение, а также лица, возвращающиеся из отпуска, командировки, с гауптвахты и из госпиталя, которые расположены вне
ВМБ, в день прибытия должны пройти медицинский осмотр и санитарную обработку и только после этого с разрешения начальник медицинской службы
(фельдшер) корабля могут быть размещены по кубрикам.

550. Предохранительные прививки экипажу корабля проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям - по приказу старшего командира (начальника).

Лица, имеющие медицинские противопоказания по заключению начальника медицинской службы (фельдшера) корабля, от той или иной прививки освобождаются. Отметки о прививках и их результаты заносятся в медицинские книжки и военные билеты военнослужащих.

Всем вновь прибывшим военнослужащим делают необходимые прививки, если в их медицинских книжках нет соответствующих отметок.

551. Военнослужащие, нуждающиеся в медицинской помощи, докладывают об этом своим непосредственным начальникам и с их разрешения отправляются на амбулаторный прием.

Амбулаторный прием военнослужащих проводится в часы, установленные командиром корабля (соединения).

После осмотра обратившегося за медицинской помощью начальник медицинской службы (фельдшер) корабля записывает свое заключение в медицинскую книжку военнослужащего и в книгу записи больных.

552. Больные в зависимости от характера заболевания подлежат амбулаторному лечению на корабле, стационарному лечению в лазарете корабля или в береговых лечебных учреждениях.

О поступлении военнослужащих в госпиталь, а также о выписке их по выздоровлении начальник госпиталя обязан в тот же день выслать письменное извещение командиру корабля.

В иностранных портах в береговые лечебные учреждения по согласованию с местными властями отправляют только тех больных, которые нуждаются в немедленной изоляции или по характеру заболевания не могут оставаться на корабле без опасности для их жизни.

553. Заключение о необходимости частичного или полного освобождения военнослужащего от выполнения служебных обязанностей дает начальник медицинской службы, а там, где его нет - фельдшер корабля на срок не более трех суток.

Если по истечении повторного освобождения военнослужащий не может приступить к исполнению своих служебных обязанностей, то он направляется по ходатайству командира подразделения в лазарет корабля или береговое лечебное учреждение.

Рекомендации начальника медицинской службы (фельдшера) корабля о частичном или полном освобождении от служебных обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

554. О больных, помещенных в лазарете корабля, нуждающихся в госпитализации и подлежащих освобождению от работ и занятий, начальник медицинской службы (фельдшер) корабля докладывает старшему помощнику командира корабля.

555. На стационарное лечение в лечебные учреждения военнослужащие направляются командиром корабля по заключению начальника медицинской службы
(фельдшера) корабля.

При направлении в госпиталь военнослужащие должны быть одеты в соответствии с временем года и иметь при себе направление, подписанное командиром корабля, медицинскую книжку, документ, удостоверяющий личность, необходимые личные вещи и аттестат на продовольствие, а при направлении на лечение за пределы гарнизона, кроме того, аттестаты на вещевое и денежное довольствие и проездные документы.

Тяжелобольных, направленных в госпиталь, сопровождает начальник медицинской службы (фельдшер) корабля.

556. В целях ознакомления с характером и течением заболевания военнослужащих, находящихся на излечении в береговых лечебных учреждениях, начальник медицинской службы (фельдшер) корабля обязан навещать их и получать нужные сведения от лечащих врачей. О результатах посещения докладывает командиру корабля и информирует командиров подразделений.

557. В период подготовки корабля к длительному плаванию начальник медицинской службы (фельдшер) корабля должен выяснить, кто из больных, находящихся на излечении, может быть возвращен на корабль до его выхода.

Лица, прикомандированные на корабли без заключения военно-врачебной комиссии о их годности к плавающему составу и военнослужащие, признанные по состоянию здоровья негодными к плавающему составу ВМФ, к службе на кораблях не допускаются.

558. На кораблях перед уходом в длительное плавание и после возвращения из плавания проводится медицинский осмотр личного состава.

Личному составу, уходящему в плавание, предоставляется предпоходовый, а возвратившемуся - послепоходовый отдых.

559. Медицинская служба постоянно должна быть готова к оказанию неотложной медицинской помощи. Медицинская помощь, если позволяет обстановка, обязательно оказывается и в случае поступления об этом просьбы с берега или с другого корабля.

При необходимости начальник медицинской службы (фельдшер) корабля получает консультацию медицинских специалистов через консультативные медицинские центры ВМФ или флота (флотилии), флагманского специалиста соединения по средствам связи.

Глава 13

СХОД (СЪЕЗД), УВОЛЬНЕНИЕ С КОРАБЛЯ НА БЕРЕГ

И УБЫТИЕ В ОТПУСК

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

560. Сход (съезд), увольнение с кораблей на берег разрешается старшим на рейде и командиром соединения (в отдельном плавании - командиром корабля) в дни и часы, установленные приказом командующего флотом
(флотилией), а по уважительным причинам - и в иное время.

561. Ежедневно назначается дежурная смена оповестителей для экстренного вызова на корабль любого из членов экипажа, которые находятся на берегу.

Книга адресов военнослужащих, проживающих на берегу, должна находиться у дежурного по кораблю.

562. Для поддержания установленной степени боевой готовности корабля и соблюдения требований по обеспечению его безопасности и живучести, никто из офицеров, мичманов и старшин не имеет права сойти с корабля, не оставив за себя заместителя.

СХОД НА БЕРЕГ ОФИЦЕРОВ, МИЧМАНОВ, СТАРШИН И МАТРОСОВ

КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

563. Норма схода офицеров и мичманов на берег устанавливается командующим флотом (флотилией), а в отдельном плавании - старшим похода или командиром корабля, исходя из условий плавания и обстановки и не должна превышать две трети общего числа офицеров и мичманов корабля.

564. В целях постоянного и полноценного обеспечения боевой готовности корабля и руководства борьбой за его живучесть офицеры, замещающие убывших на берег командира корабля и командира электромеханической боевой части, должны быть допущены к выполнению обязанностей указанных лиц приказом командира соединения.

565. Командир корабля убывает на берег с разрешения своего непосредственного начальника.

Убывая на берег, он должен оставить за себя на корабле старшего помощника (помощника) и проследить за тем, чтобы на корабле остался командир электромеханической боевой части или его заместитель, удовлетворяющий указанным в ст.563 требованиям.

566. Офицеры и мичманы, получившие разрешение на сход на берег, могут отбывать с корабля в рабочие дни после окончания занятий, учений и работ, а в выходные и праздничные дни - в соответствии с графиком, утвержденным командиром корабля.

Отбывающий на берег должен получить разрешение своего непосредственного начальника. О своем сходе с корабля он должен сообщить дежурному по кораблю, а так же вахтенному офицеру и дежурному по команде.

567. Убывшие на берег офицеры и мичманы обязаны явиться на корабль за полчаса до подъема Военно-морского флага, если не было установлено иного срока. По прибытии с берега офицеры и мичманы обязаны сообщить об этом дежурному по кораблю, вахтенному офицеру (дежурному по команде).

568. Командир соединения, убывая на берег, оставляет за себя заместителя командира соединения, или начальника штаба, или одного из командиров кораблей.

569. Порядок схода на берег офицеров и мичманов плавающего штаба устанавливает начальник штаба соединения.

570. Старшины и матросы, проходящие службу по контракту, увольняются на берег на одинаковых основаниях с офицерами и мичманами, но обязаны возвращаться на корабль к началу утренней приборки.

УВОЛЬНЕНИЕ НА БЕРЕГ СТАРШИН И МАТРОСОВ ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ

571. Норму увольнения матросов и старшин, проходящих службу по призыву, устанавливает командир соединения (отдельно плавающего корабля). Эта норма не должна превышать 30 % общего наличного состава.

Увольнять старшин и матросов, проходящих службу по призыву, на берег следует с таким расчетом, чтобы остающийся на корабле личный состав мог обслужить боевые посты по боевой тревоге, при борьбе за живучесть корабля и съемке его с якоря (бочки, швартовов).

Срок возвращения на корабль устанавливает старший на рейде (командир соединения), а в отдельном плавании - командир корабля. Матросы первого года службы увольняются с корабля после приведения их к Военной присяге.

572. Матросы и старшины, проходящие военную службу по призыву, если они не лишены очередного увольнения с корабля на берег за нарушение воинской дисциплины, то имеют право (матросы - на одно, а старшины - на два) увольнения в неделю с корабля в пределах гарнизона.

Увольнение производится в порядке очередности. Очередность увольнения ведут командиры отделений, а в командах - старшины команд.

Старшины и матросы, проходящие службу по призыву, могут в отдельных случаях увольняться на берег, на ночь только с разрешения командира корабля, и обязаны явиться на корабль к началу утренней приборки.

573. За разрешением на увольнение военнослужащие обращаются к своему непосредственному начальнику.

Командиры отделений заблаговременно представляют по команде списки матросов, получивших от них разрешение на увольнение, для занесения в книгу увольняемых боевой части (службы, дивизиона).

Книгу увольняемых подписывает командир боевой части (начальник службы) или командир дивизиона, а на малых надводных кораблях и подводных лодках - помощник командира корабля.

574. В зависимости от числа увольняемых помощник командира приказывает готовить необходимое количество катеров (шлюпок); при отсутствии своих плавсредств он запрашивает их у старшего на рейде или у штаба ВМБ.

575. За 15 минут до схода на берег или отправления катеров (шлюпок) по команде с вахты все увольняемые выстраиваются в установленном месте.

Старшины команд в присутствии дежурных по подразделениям производят осмотр внешнего вида увольняемых (хорошо ли они выбриты и подстрижены, в каком состоянии содержится и как подогнано их обмундирование, обувь), проверяют знание ими правил воинского приветствия, поведения на улице и в общественных местах. Затем дежурные по подразделениям раздают им увольнительные записки и принимают от них книжки боевой номер, после чего дежурный по низам докладывает дежурному по кораблю (вахтенному офицеру) о готовности личного состава к увольнению. Увольняемые на берег старшины и матросы должны иметь при себе военные билеты.

576. Помощник командира корабля или по его поручению дежурный по кораблю объявляет личному составу о сроке возвращения с берега, о санитарном состоянии данного порта или пункта, о том, когда отходят катера, шлюпки на корабль, а также особые, касающиеся увольняемых, распоряжения командира корабля, действующие местные правила и обычаи, напоминает о сигнале для немедленного возвращения на корабль.

577. Посадка на катера, шлюпки или движение на берег по сходне начинается по команде дежурного по кораблю (вахтенного офицера):
«Увольняемые, на берег (на катер, в шлюпку)». Посадкой увольняемых на плавсредства руководит вахтенный офицер. Катера и шлюпки с должны отходить от корабля по приказанию вахтенного офицера точно в назначенное время.

578. При размещении экипажей кораблей на береговой базе построение увольняемых производится по экипажам. Увольнением руководит дежурный по казарме, он же и принимает доклады о прибытии личного состава из увольнения.

579. Отставшие по уважительным причинам от общего увольнения матросы и старшины сходят на берег во вторую очередь.

580. При использовании для перевозки не корабельных плавсредств помощник командира корабля заботится о своевременном прибытии катеров
(шлюпок) к месту посадки увольняемых.

Для наблюдения за порядком следования личного состава на берег и с берега на корабль, а также посадкой (высадкой) его на катера (шлюпки), назначается один из офицеров (мичманов) корабля.

581. При стоянке корабля на рейде, старшины и матросы, возвратившиеся с берега, выстраиваются на верхней палубе. Для их проверки вахтенный офицер вызывает дежурных по подразделениям, которые проверяют возвратившихся с берега, отмечают их явку в книгах увольняемых, отбирают у старшин и матросов увольнительные записки, возвращают им книжки боевой номер и докладывают дежурному по кораблю (вахтенному офицеру) о результатах проверки. Получив разрешение дежурного по кораблю (вахтенного офицера), дежурные по подразделениям отправляют возвратившихся с берега в жилые помещения.

При стоянке корабля у причальных сооружений, когда личный состав прибывает поодиночке, возвратившиеся из увольнения не выстраиваются. Они докладывают о своем прибытии дежурному по кораблю и сдают дежурным по подразделениям увольнительные записки, а затем прибывают с докладом к своему непосредственному начальнику.

582. О возвращении уволенных дежурный по кораблю (вахтенный офицер) докладывает командиру корабля или лицу его замещающему, и дежурному по соединению. О возвращении уволенных не позднее. чем через 15 минут после установленного времени.

УБЫТИЕ В ОТПУСК

583. Убытие личного состава в отпуск производится с таким расчетом, чтобы это не отражалось на боеспособности корабля и выполнении плана боевой подготовки.

584. На каждом соединении и корабле должен составляться годовой план отпусков. В плане указываются сроки отпусков всех офицеров, мичманов, старшин и матросов.

585. Убытие в отпуск командиров кораблей, их заместителей и помощников производится с разрешения командира соединения. Остальные офицеры, мичманы, старшины и матросы корабля убывают в отпуск по приказу командира корабля, на кораблях 4 ранга - по приказу командира соединения.

586. При убытии в отпуск командира корабля его обязанности согласно приказу командира соединения исполняет старший помощник (помощник) командира корабля.

587. Старшины и матросы убывают в отпуск по ходатайству непосредственных начальников с разрешения командира корабля.

588. Старшина или матрос, убывающий с корабля более чем на трое суток, обязан сдать свои личные вещи командиру отделения (старшине команды) на хранение, инвентарные вещи - в службу снабжения.

589. Непосредственные начальники должны своевременно подготовить старшин и матросов к убытию в отпуск, позаботиться об оформлении для них документов и удовлетворении их положенным довольствием, проверить форму одежды и вещи отпускников, обеспечить сдачу на хранение вещей, оставляемых на корабле.

590. Помощник командира корабля должен организовать отправление убывающих в отпуск с корабля и посадку их на транспортные средства
(самолет, поезд, теплоход, автотранспорт и т. д.).

На кораблях 3 и 4 ранга организация отправки отпускников возлагается на офицера или мичмана, назначенного командиром соединения.

По возвращении из отпуска военнослужащий должен доложить по команде о прибытии и о замечаниях, если они были им получены, за период отпуска.
Отпускной билет с отметками, проездные документы и платежные квитанции военнослужащий сдает в канцелярию корабля.

Глава 14

БАЗИРОВАНИЕ КОРАБЛЕЙ И ИХ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

591. Базирование – использование кораблями (соединением кораблей) специально оборудованных на побережье пунктов базирования, которые обеспечивают им необходимые условия размещения, поддержания установленной степени боевой готовности, всестороннего боевого, технического и тылового обеспечения для выполнения задач в соответствии с их боевым предназначением.

592. Несколько пунктов базирования с прилегающей к ним акваторией составляют район базирования сил флота.

Районы базирования подразделяются на районы постоянного и временного базирования.

593. Районы постоянного базирования включают в свой состав несколько основных пунктов базирования (ОПБ).

594. Основные пункты базирования предназначены для рассредоточенного размещения и стоянки кораблей, восстановления их боеспособности, проведения боевой подготовки и организации обеспечения всех видов деятельности в мирное и военное время. ОПБ создаются заблаговременно и оборудуются стационарными объектами различного назначения. В них размещаются органы управления соединений с пунктами управления и средствами связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.