РУБРИКИ |
Корабельный устав ВМФ, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ - полные электронные версии |
РЕКЛАМА |
|
Корабельный устав ВМФ, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ - полные электронные версииp> Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения в помещениях на корабле.ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ВЕЩЕСТВ И ОГНЕОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ 387. Приказом по кораблю определяются места и порядок хранения обтирочного материала, лаков, красок, горючих, агрессивных жидкостей и газов, горючих и -смазочных материалов. 388. На надводных кораблях бензин, авиационное топливо и другие легковоспламеняющиеся вещества должны храниться в назначенных приказом по кораблю местах, которые расположены на верхней палубе в удалении от каких либо источников огня, а также специально оборудованы и хорошо вентилируются. Легковоспламеняющиеся вещества должны находиться в цистернах или другой штатной таре готовой к сбросу за борт. Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться. Запрещается использовать бензин, авиационное топливо, спирт и другие огнеопасные материалы для протирания палуб корабля и мебели. Категорически запрещается на подводных лодках хранение бензина, авиационного топлива, растворителей и лакокрасочных материалов, а также проведение каких-либо работ в отсеках с использованием бензина. 389. На корабле должны быть организованы: 1) контроль за температурой жидкого топлива, которая не должна превышать +50 градусов для тяжелых (темных) сортов и +25 градусов для легких (светлых); 2) почасовой контроль за наличием подушки инертных газов над зеркалом испарения авиационного топлива в хранилищах авиационного топлива с ведением графика вентилирования хранилищ и постов приема-раздачи этого вида топлива. Запрещается пользоваться открытым огнем при вскрытии топливных и масляных цистерн и разборке топливных и масляных трубопроводов 390. В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов. Запрещается выбрасывать за борт, на причальные сооружения промасленную ветошь, мусор и другие горючие материалы. Их необходимо удалять с корабля на берег в контейнеры, установленные в специально отведенных для этой цели местах. На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения. 391. Комплекты химической регенерации воздуха, регенеративные патроны,
изолирующие противогазы должны храниться в специально оборудованных ящиках. 392. Электрические кабели должны оберегаться от сырости, попадания на них воды, пара, топлива, горючих и смазочных материалов. Запрещается эксплуатировать электрические кабели, электрооборудование, переносные электрические приборы и инструмент с сопротивлением изоляции ниже установленных норм. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С БОЕПРИПАСАМИ 393. На корабле должно вестись систематическое наблюдение за температурой в погребах (хранилищах) с боеприпасами, ракетных шахтах и контейнерах, торпедных аппаратах. В случае повышения температуры в них свыше допустимых пределов необходимо принять все меры для ее снижения и выявления причин ее повышения. 394. Категорически запрещается в погребах (хранилищах) с боеприпасами, а также в отсеках подводных лодок с открытым хранением торпед,: а) находиться лицам, имеющим при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания; б) устанавливать нештатную электропроводку; в)пользоваться переносными светильниками, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками. 395. Орошение, затопление погребов ( хранилищ) боеприпасов производится по приказанию командира корабля. В случаях, не терпящих отлагательства - пожар в погребе (хранилище)
боеприпасов или в соседнем с погребом (хранилищем) боеприпасов помещении -
и не позволяющих в создавшемся положении получить приказание командира
корабля, тогда приказание об орошении и (или) затоплении погреба В той же обстановке, но при отсутствии связи с указанными лицами,
решение на орошение и (или) затопление погреба (хранилища)может принять
заведующий погребом или командир трюмного боевого поста электромеханической
боевой части, а когда связи с ними нет, вахтенный по пожарной безопасности
погребов без приказания самостоятельно включает орошение погреба На подводных лодках орошение и затопление ракетных шахт (контейнеров), торпедных аппаратов и отсеков с открытым хранением боезапаса производят по приказанию командира или лица его замещающего. При отсутствии экипажа на борту подводной лодки – по приказанию дежурного по кораблю. Включение систем орошения и затопления ракетных шахт (контейнеров) может быть произведено и по решению командира ракетной боевой части согласно правилам и руководствам по борьбе с авариями по каждому виду боезапаса. 396. Лицо, принявшее решение об орошении или затоплении погреба 397. Командир соединения кораблей и командир корабля, в части
касающейся обеспечения взрывопожаробезопасности, организуют подготовку к
приему боеприпасов на корабль и руководят их погрузкой. При погрузке Если погрузка (выгрузка) производится с транспортных средств, на случай угрозы аварии должен быть обеспечен немедленный их отвод (отход) от борта корабля. 398. При погрузке (выгрузке) боеприпасов выставляются вахтенные по
пожарной безопасности из наиболее подготовленного личного состава. Они
подчиняются руководителю работ и в работе по погрузке(выгрузке) боезапаса
не участвуют - наблюдают за соблюдением личным составом правил погрузки 399. В море на ходу корабля горящая мина (бомба) сбрасывается за борт по возможности с кормы, при этом корабль увеличивает ход до полного. При стоянке на швартовах (якоре, бочке) горящая мина (бомба) сбрасывается за борт со стороны, свободной от стоящих рядом кораблей и судов, в этом случае корабль немедленно отводится от стенки и по возможности дает ход. 400. В случае возникновения аварийных ситуаций с ракетами на пусковых установках, в контейнерах или шахтах, создающих угрозу взрыва, по решению командира корабля производится аварийный старт (сброс) ракеты в безопасном для других кораблей или объектов направлении или принимаются другие меры, предусмотренные специальными инструкциями. 401. При постановке корабля в док боеприпасы и взрывчатые вещества сдаются на береговые склады, за исключением тех, которые определяются каждый раз специальным указанием командира соединения. При этом в обязательном порядке производится фактическая проверка исправности действия всех систем и устройств корабля, обеспечивающих взрывопожаробезопасность хранения боезапаса с составлением актов проверки. Все неисправности и поломки устраняются до выхода корабля из дока и приемки боезапаса на корабль. 402. При снятии боевых готовностей артиллерийские установки должны быть разряжены, и боеприпасы убраны с линий подачи. К минам, размещенным на верхней палубе, в каком бы состоянии они не находились, должны быть выставлены вахтенные. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ОРУЖИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 403. Оружие и технические средства должны использоваться в строгом соответствии с действующими инструкциями и правилами. При обнаружении повреждений оружия и технических средств командиры подразделений и боевых постов должны принять меры к их немедленному устранению. В боевой обстановке или аварийной ситуации командир корабля (командир боевой части, начальник службы) принимает решение о возможности использования неисправных оружия и технических средств, неся при этом всю ответственность за последствия. Запрещается использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях. Кораблю должен быть запрещен выход в море или установлены ограничения плавания (по состоянию моря, району плавания, глубине погружения подводной лодки), если из-за его технического состояния не обеспечивается безопасность плавания в любых условиях обстановки. Решения о запрещении выхода в море, на установление ограничений кораблю и их снятие принимает командующий флотом. 404. Корабль должен быть укомплектован документацией по борьбе за
живучесть и использованию технических средств, при различных степенях
боевой готовности и при типовых повреждениях, а также оборудованными
командными пунктами и боевыми постами для руководства борьбой за живучесть. За ее корректуру ответственность несут представители промышленности и флота руководящие переоборудованием, модернизацией или ремонтом кораблей, а за ее наличие отвечают командир электромеханической боевой части и командиры боевых частей корабля в пределах своих функциональных обязанностей. Кроме того, на корабле должна быть документация по организации использования оружия и технических средств при различных степенях боевой готовности и возможных вариантах повреждений (аварийных ситуаций). Командир корабля должен организовать заблаговременную отработку приемов использования оружия и технических средств, при различных вариантах повреждений (аварийных ситуаций). 405. На корабле должен быть полный комплект запасных частей и принадлежностей. При стоянке корабля в базе использование бортового комплекта запасных частей и принадлежностей (ЗИП) запрещено, а при нахождении корабля в море разрешение на его использование может дать командир корабля. С прибытием корабля в базу использованный комплект подлежит немедленному пополнению. Ответственность за содержание, учет и отчетность, укомплектованность
запасными частями и принадлежностями несут командиры боевых частей 406. При обнаружении неисправностей корпуса корабля, его арматуры, средств борьбы за живучесть личный состав обязан принять меры к их немедленному устранению и доложить об этом командирам своих подразделений, а последние - командиру электромеханической боевой части. Глава 10 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА КОРАБЛЕ Общие положения 407. Жилые помещения на корабле разделяются на каюты и помещения для команды (кубрики). На тех кораблях, где весь личный состав не может быть размещен в кубриках, под жилье приспосабливаются палубы, выгородки и другие помещения, на которые в этом случае распространяются все изложенные ниже положения для жилых помещений. Используемые для жилья корабельные помещения другого назначения оборудуются основными предметами бытового обихода, как и жилые помещения. На надводных кораблях не допускается отводить под жилье машинные и котельные отделения, мастерские, ходовые, гидроакустические, радио - и радиолокационные рубки, башни, помещения рулевых машин, дизель или турбогенераторов, прачечные, камбузы, хлебопекарни, кладовые и другие подобные помещения. Личный состав подводных лодок и катеров при стоянке их в базе у причальных сооружений размещается на береговой или плавучей базе. Для лиц дежурной и вахтенной служб на этих кораблях отводятся отдельные помещения. 408. Инвентарь для любого жилого помещения должен приниматься от службы снабжения корабля заведующим помещением или лицом, живущим в каюте (если в каюте живет несколько человек – старшим по каюте). В случае смены заведующих (старших) или освобождения каюты лицом, жившим в ней, инвентарь должен передаваться через службу снабжения. 409. Живущий в помещениях личный состав должен соблюдать корабельные правила, требования безопасности и поддерживать в них чистоту и порядок. Жилые помещения команды и порядок, соблюдаемый в них 410. Все старшины и матросы, живущие в каютах и кубриках, получают стационарные койки и рундуки для вещей согласно расписанию по каютам и кубрикам для жилья. Это расписание должно предусматривать размещение матросов и старшин в жилых помещениях, наиболее близко расположенных к их боевым постам, на которых они расписаны по боевой тревоге. 411. Жилые помещения команды и помещения, приспособленные под жилье,
должны быть оборудованы достаточным числом коек, рундуков, вешалок, банок,
столов и бачков с питьевой водой. Постели военнослужащих, размещенных в
жилых помещениях, должны состоять из одеял, простыней, подушек с
наволочками, матрацев, подстилок. Кроме того, в каждом помещении должны
быть шкафы или рундуки для хранения предметов для чистки обуви и
обмундирования, для хранения ниток, пуговиц, приборочного материала. 412. Для поддержания порядка и соблюдения необходимых условий гигиены в жилых помещениях должны устанавливаться единые по всему кораблю правила хранения предметов обмундирования, личных вещей и заправки коек, утвержденные командиром соединения (корабля). Эти правила обязан выполнять весь экипаж корабля. 413. На каждое жилое помещение назначается заведующий им офицер или мичман. А из числа живущих в нем лиц, старший по должности (воинскому званию), назначается старшим по помещению, в обязанность которого входит наблюдение за исполнением всеми живущими в помещении корабельных правил и распорядка дня. 414. В жилых помещениях не разрешается находиться в верхней одежде и головных уборах, а также отдыхать лежа (спать) в не установленное время без разрешения командира боевой части или начальника службы (о полученном разрешении следует уведомить дежурного по боевой части, службе). В период от подъема флага и до окончания вечерней поверки личный состав, находящийся в жилых помещениях, обязан быть в объявленной форме одежды. 415. Во время корабельных работ, тревог, учений и занятий в жилых помещениях могут находиться лишь те старшины и матросы, которым определено местопребывание в них по соответствующему расписанию, а также имеющие освобождение по болезни. 416. В каждом помещении на специальных досках или в рамках вывешиваются
опись инвентарного, аварийно-спасательного имущества и необходимые
инструкции. Портреты, картины, плакаты и им подобные предметы развешиваются
только в жилых и культурно-просветительных помещениях. Портреты и картины
должны быть в рамках, а плакаты и другие наглядные пособия на рейках. Каюты, их распределение и порядок использования 417. Все офицеры, а также мичманы и старшины, проходящие службу по
контракту, распределяются по каютам согласно расписанию по каютам и
кубрикам для жилья. Один из проживающих в каюте, старший по должности Ответственность за сохранность оборудования и имущества кают возлагается на лиц проживающих в них. Для временного размещения большого числа офицеров и других лиц, временно прибывших на корабль, и при недостатке свободных мест в каютах допускается их размещение в кубриках. 418. План распределения кают составляет помощник командира, утверждает его командир корабля. На кораблях, где размещен штаб и офицеры управления соединения, план распределения кают утверждает начальник штаба соединения. Каюты, имеющие специальное техническое оборудование, не включаются в общее число кают, подлежащих распределению между временно прибывшими на корабль офицерами и другими лицами. 419. Помещения, занимаемые офицерами и мичманами, прибирают старшины и матросы согласно расписанию по приборкам. 420. Уходя из каюты, даже на короткое время, военнослужащий, ее занимающий, должен выключить освещение и электронагревательные приборы. Запрещается закрывать каюту на ключ, если иллюминаторы в ней не задраены. Перед сходом с корабля на берег военнослужащий обязан задраить все имеющиеся в каюте иллюминаторы и выключить громкоговоритель корабельной радиотрансляции. Если каюту занимают двое или более военнослужащих, ответственность за задраивание иллюминаторов в каюте несет тот из них, кто сходит с корабля последним. 421. Во время боя, тревог и осмотров каюты не должны запираться на ключ. Правом входа в каюты пользуются лица, имеющие необходимость в этом для исполнения обязанностей по расписаниям, а также лица, производящие осмотр корабля. ПОРЯДОК ПРИЕМА ПИЩИ СТАРШИНАМИ И МАТРОСАМИ 422. Старшины и матросы принимают пищу в столовой личного состава. На кораблях, не имеющих специального помещения (столовой), пищу принимают в жилых помещениях. Если позволяет обстановка, прием пищи разрешается на верхней палубе на выносных столах. 423. Старшины и матросы для приема пищи расписываются по столам и бачкам в тех помещениях, в которых они размещены для жилья, и так, чтобы старшины и матросы одного отделения получали питание из одного бачка. 424. За каждым столом один из старшин назначается старшим по столу. Он обязан: а) убедиться перед едой, что стол приготовлен для приема пищи и вся необходимая посуда и столовые принадлежности находятся в надлежащем порядке; б) наблюдать во время еды за порядком; в) убедиться после еды, что посуда и принадлежности вымыты и установлены на место, а стол очищен и приведен в исходное состояние. Старший за каждым столом назначает бачковыми по очереди всех столующихся из бачка для сбора стола, получения пищи на камбузе, уборки его и мытья посуды. 425. К часу, установленному корабельным распорядком дня, приготовление пищи должно быть закончено. Дежурный по кораблю с привлечением корабельного врача (фельдшера)
до начала раздачи пищи должен проверить качество ее приготовления,
санитарное состояние столовой, посуды и инвентаря, произвести контрольное
взвешивание порций. Пища, кроме того, опробуется ежедневно командиром
корабля или по его указанию одним из заместителей командира корабля. В установленное время с разрешения командира корабля дежурный по кораблю (на ходу - вахтенный офицер) дает разрешение на выдачу пищи. Для лиц, не явившихся без уважительных причин в определенное
корабельным распорядком дня время к обеду и ужину, пища не оставляется. Оставляемая для расхода пища должна храниться в холодном месте не более
двух часов и перед выдачей подвергаться тщательной тепловой обработке Личному составу, назначенному в наряд на работы вне корабля, пища доставляется на место выполнения работ. Если же доставка приготовленной пищи невозможна, то перед отправкой на работы команде выдается продовольствие сухим пайком. Лица корабельного наряда заступающей смены принимают пищу до раздачи ее всему личному составу. О КАЮТ-КОМПАНИИ 426. Кают-компания на корабле является помещением для коллективного
отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров. Она должна быть тем
центром, который способствует воспитанию их в духе верности отечеству. 427. Первенствующим лицом в кают-компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие - старший по должности (воинскому званию) из присутствующих в ней. В тех случаях, когда в кают-компании находятся командир корабля или его прямые начальники, первенствующее положение занимают они. 428. В каждом отдельном случае с разрешения старшего помощника или командира корабля в кают-компанию могут быть приглашены во внеслужебное время мичманы, старшины и матросы. 429. Общим столом в кают-компании заведует офицер, которого выбирают каждые полгода. Помощники командира корабля и лица старше их по служебному положению заведующими столом не выбираются. По истечении трех месяцев после избрания заведующий столом имеет право
поставить вопрос о переизбрании на этот общественный пост другого офицера. 430. Заведующий столом в своей работе руководствуется указаниями старшего помощника командира корабля. Он несет ответственность за состояние инвентаря кают-компании, руководит работой вестовых, организует закупку продуктов для кают-компании и приготовление пищи. Решение о выделении заведующему столом денежных средств на улучшение питания (приобретение фруктов, свежих овощей и др.) принимается на собрании офицеров корабля. 431. Для приготовления пищи офицерам на корабле отводится отдельный камбуз или часть корабельного камбуза. Пищу к столу подают матросы (нештатные вестовые), назначенные с согласия командиров боевых частей (начальников служб) старшим помощником командира корабля. 432. Время приема пищи в кают-компании устанавливает командир корабля. Дополнительный ужин устанавливается по общему желанию столующихся в
кают-компании во время, утвержденное старшим помощником командира корабля. 433. Командир корабля, если он не имеет специально оборудованного салона, столуется в кают-компании совместно с офицерами. 434. Места офицеров за столами в кают-компании определяет старший помощник командира корабля. В кают-компании офицеры должны быть в установленной форме одежды, находиться в верхней или рабочей одежде и головных уборах не разрешается. 435. Приборки кают-компании производятся согласно корабельному расписанию по приборкам, а между приборками - вестовыми. 436. Для кают-компании мичманов, старшин контрактной службы (если
позволяет спецификация корабля) на корабле отводится отдельное помещение. На подводных лодках мичманы могут принимать пищу в одном помещении со старшинами и матросами. ПОРЯДОК ДОПУСКА НА КОРАБЛЬ 437. Офицеры и мичманы своего корабля, прямые начальники командира
корабля, а также офицеры штаба своего соединения допускаются на корабль без
проверки документов. Допуск осуществляется лишь при том условии, что все
указанные лица хорошо известны вахтенному офицеру корабля (на кораблях 3 и Старшины и матросы своего корабля при одиночном возвращении из увольнения на берег, из отпуска, госпиталя и командировки допускаются на корабль только после проверки соответствующих документов. 438. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, не принадлежащие к экипажу корабля, допускаются на корабль после выяснения цели их прибытия. Для этого вахтенный офицер (командир вахтенного поста) обращается к прибывшему военнослужащему с вопросом. Например: «Товарищ капитан 2 ранга, кому и как о Вас доложить?». После проверки документов, удостоверяющих личность прибывшего, и выяснения цели его прибытия вахтенный офицер (командир вахтенного поста) докладывает дежурному по кораблю, который принимает решение о допуске посетителя на корабль. В необходимых случаях дежурный по кораблю направляет прибывшего к названному им лицу в сопровождении рассыльного. 439. Гражданские лица, в том числе экскурсии, допускаются на корабль по специальным пропускам или спискам, утвержденным штабом флота (объединения, соединения), и после проверки документов, удостоверяющих личность. Члены семей военнослужащих корабля допускаются на корабль по списку, утвержденному командиром соединения кораблей (корабля), и в сопровождении лица, к которому они прибыли. Представители судоремонтных предприятий, выполняющие работы на корабле,
находящемся в заводе, допускаются на него по списку, утвержденному
командиром корабля и после проверки заводского пропуска (с фотокарточкой). 440. Обо всех посторонних лицах прибывших на корабль, как военнослужащих, так и гражданских дежурный по кораблю докладывает старшему помощнику (помощнику) командира корабля и делает запись в вахтенный журнал, кроме лиц, предприятий, указанных ст. 439. Принимать посетителей разрешается только в жилых помещениях, кают- компаниях, каютах и клубах. Перечень помещений, разрешаемых для осмотра посетителями, устанавливает командир корабля. Об убытии всех посетителей дежурный по кораблю докладывает старшему помощнику (помощнику) командира корабля (дежурный по подводной лодке после осмотра отсеков). 441. Пребывание допущенных на корабль по личным делам не входящих в
состав экипажа старшин и матросов, проходящих службу по призыву,
разрешается только до 21 часа. Офицерам, мичманам, старшинам и матросам,
проходящим службу по контракту, разрешается оставаться на корабле до 442. На подводную лодку в период отсутствия командования или в ночное время с разрешения дежурного по кораблю допускается только личный состав экипажа, прибывший для несения службы корабельных нарядов. Должностные лица своего соединения допускаются на корабль с разрешения дежурного по соединению, в соответствии с указаниями командира соединения, начальника штаба или заместителя командира соединения по электромеханической части. Другие члены экипажа не относящиеся к лицам дежурной и вахтенной службы
для срочного устранения неисправности, ремонта или в других экстренных
случаях (авария, перевод в боевую готовность, учения и т.д.) могут
допускаться на подводную лодку с разрешения командира подводной лодки Представители судоремонтных предприятий допускаются на подводную лодку, находящуюся в пункте постоянного базирования только по соответствующим распоряжениям (спискам), при наличии пропусков, действующих на соединении, где дислоцируется подводная лодка. Допуск осуществляется в сопровождении офицера соответствующей боевой части (по распоряжению дежурного по соединению - в сопровождении лиц дежурной и вахтенной службы). О прибытии и убытии лиц, не относящихся к дежурной и вахтенной службам подводной лодки, делается запись в журнале вахтенного центрального поста. 443. Никто, кроме дежурного по соединению, его помощника по живучести и прямых начальников командира подводной лодки не имеет права осматривать подводную лодку и проверять ее состояние, не получив на то разрешения командира подводной лодки. Ремонт или осмотр оружия и технических средств подводной лодки во всех случаях должен производиться в присутствии заведующих оружием и техническими средствами. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 444. Порядок и места хранения стрелкового оружия и боеприпасов определяются инструкциями, которые утверждаются командиром соединения. 445. Приказом командира корабля назначаются заведующие, которые отвечают за учет, хранение, сбережение, выдачу стрелкового оружия и боеприпасов, определяется порядок их выдачи и приема, порядок хранения ключей от арсеналов, погребов, пирамид, места для заряжания оружия и его чистки. 446. Стрелковое оружие и боеприпасы хранятся в отдельных пирамидах Вскрытие корабельного арсенала и погреба с боеприпасами производится заведующим только в присутствии дежурного по кораблю. 447. На подводных лодках, не имеющих специальных помещений для хранения стрелкового оружия и боеприпасов, пирамиды с оружием и сейфы с боеприпасами могут устанавливаться в одном из отсеков. Пирамиды и сейфы должны быть надежно закреплены, закрываться на замок и опечатываться заведующими. Они оснащаются надежной автономной электрозвуковой и световой сигнализацией, выведенной в центральный пост подводной лодки, и сдаются под охрану лицам суточного наряда. 448. Стрелковое оружие, выданное для несения дежурной и вахтенной служб
должно храниться в пирамидах, а боеприпасы - в металлических ящиках Глава 11 КОРАБЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА КОРАБЛЕ 449. Весь личный состав корабля обязан строго выполнять настоящие правила поведения на корабле. Вновь назначенные военнослужащие по прибытии на корабль должны быть проинструктированы по корабельным правилам и требованиям безопасности. Лиц, временно находящихся на корабле, надлежит ознакомить с корабельными правилами, а прибывающих на корабль представителей судоремонтных предприятий кроме того, - и с требованиями безопасности при выполнении ремонтных работ. 450. На корабле личному составу запрещается: а) подниматься на корабль или сходить с него иначе, чем по назначенным
для этого трапам (сходням); б) находиться в неположенных местах на верхней палубе и надстройках 451. На кораблях личному составу без предварительного разрешения запрещается: а) ходить по наружным трапам, садиться в корабельные шлюпки и катера, подниматься на мачты, ходить по выстрелам или спускаться за борт корабля; б) переговариваться с людьми, находящимися на берегу, а также на стоящих или проходящих мимо шлюпках и кораблях; в) открывать иллюминаторы на ходу корабля или в ночное время; г) грузить на корабль или передавать с него какие-либо предметы (в том числе личные); д) удить рыбу с борта корабля или со шлюпки, стоящей у борта корабля, или причальных сооружений; е) отдавать собственные продукты на камбуз для приготовления пищи; ж) приносить на корабль и хранить огнестрельное, газовое и прочее оружие и боеприпасы за исключением случаев, вызванных служебной необходимостью. 452. Во избежание встречных потоков личный состав по тревогам движется: в направлении носа корабля по правому борту, а в направлении кормы по левому. В холодное время личный состав боевых постов находящихся на верхней палубе, занимая места по тревогам, должен иметь при себе необходимое обмундирование. 453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных приказом по кораблю. Кроме того, курить запрещается: а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а также на постах несения службы корабельных нарядов; б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля; в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе. В местах, отведенных для курения, должны быть установлены пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам. 454. Запрещается во всех помещениях корабля во избежание аварий и несчастных случаев держать какие-либо инструменты, материалы, предметы обмундирования или личного обихода в непосредственной близости от механизмов, приводов, паропроводов, вентиляционных и других систем. А также крепить что-либо к электрическим кабелям, трубопроводам и воздуховодам, проводить непредусмотренную технической документацией электропроводку. 455. Стрелковое оружие и боеприпасы к нему, принадлежащие отдельным лицам, должны сдаваться на хранение в корабельный арсенал или в специально оборудованное место. 456. Держать на корабле животных личному составу разрешается лишь с разрешения командира корабля. Животные должны быть немедленно удалены с корабля, если есть подозрение, что у них появилась болезнь, опасная для здоровья людей, а также если замечены недостаточно хороший присмотр за животными и дурное обращение с ними личного состава. 457. Вещи, выносимые с корабля и приносимые на корабль должен осматривать вахтенный офицер (дежурный по кораблю). При этом посылки необходимо вскрывать на берегу Старшина команды сообщает на вахту фамилии старшин и матросов подразделения, уволенных на берег, которым разрешен вынос с корабля личных вещей. 458. Всякий нашедший на корабле деньги или какую-либо вещь должен передать их дежурному по кораблю (дежурному по низам), а последний обязан записать об этом в вахтенный журнал. 459. Запрещается без разрешения командира корабля пользоваться на
корабле личными фотоаппаратами, магнитофонами, кино- и видеокамерами,
радиоприемниками, пишущими машинками, копировальными и факсимильными
устройствами, персональными компьютерами и другими электронными средствами. За хранение данных предметов и организацию фоторабот назначаются ответственные лица. Хранение этих предметов в кубриках, каютах и непосредственно на боевых постах запрещается. Фотографирование и получение разрешения на использование фотоснимков, кино-видео - и аудиозаписей владельцами фотоаппаратов, магнитофонов, кино - и видеокамер производится в соответствии со специальными указаниями. 460. Спортивные мероприятия (стрельба, плавание, хождение на шлюпках, игры на воде и т.д.) проводятся с разрешения командира корабля или его старшего помощника. Наблюдение за безопасностью проведения этих мероприятий ведет вахтенный офицер, а где его нет - дежурный по кораблю или специально назначенный офицер (мичман). ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОРАБЕЛЬНЫМИ КАТЕРАМИ И ШЛЮПКАМИ 461. Каждый катер и шлюпка на корабле поручаются в заведование офицеру. 462. Офицер, назначенный заведовать катером или шлюпкой, обязан следить за их исправностью, полной укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем порядке, иметь допуск к самостоятельному управлению катером или шлюпкой. 463. Старшинами катеров и шлюпок назначаются мичманы, а также старшины и матросы, прошедшие специальную подготовку и допущенные к управлению катером или шлюпкой. Об их допуске к управлению катером (шлюпкой) объявляется приказом по кораблю и выдается соответствующее удостоверение. 464. Старшина катера (шлюпки) отвечает за содержание порученного ему катера или шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. Обо всех недостатках и неисправностях, необходимости окраски или ремонта он докладывает офицеру, в заведовании которого находится катер или шлюпка. 465. При посылке шлюпки с корабля на нее назначаются старшина шлюпки и полное число гребцов. Если плавание шлюпки предполагается в сложных условиях, назначается командир шлюпки из подготовленных офицеров или мичманов. Назначенный на шлюпку старшина (командир) шлюпки принимает от заведующего ее вооружение и имущество, а при возвращении на корабль сдает ему шлюпку в том же порядке. 466. Весь личный состав, назначенный на шлюпку гребцами, подчиняется старшине шлюпки. Во время пребывания у причального сооружения (на берегу) старшина и гребцы шлюпки могут отлучиться от нее только с разрешения лица, в распоряжение которого шлюпка предоставлена. При этом на шлюпке оставляется вахтенный, который должен знать, где находятся старшина и гребцы шлюпки. 467. Катера (шлюпки) могут отправляться с корабля только по приказанию
командира или его помощников, заместителя командира и вахтенного офицера 468. Катера (шлюпки) никогда не должны перегружаться. Для каждого из них должны быть определены грузоподъемность и пассажировместимость как в свежую так и в тихую погоду. Кроме того, для шлюпки – на веслах и под парусом. Эти данные накрашиваются: на катерах - в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски - и должны быть известны вахтенному офицеру (дежурному по кораблю). За соблюдение норм грузоподъемности ответственность несет старший из присутствующих на катере (шлюпке) лиц корабельного состава, а при отправлении с корабля - вахтенный офицер (дежурный по кораблю). При следовании шлюпки под парусами, а также при ее буксировке личный состав должен размещаться на днище (на рыбинах). 469. Катер или шлюпка при посылке с корабля должны быть полностью снабжены положенным по табелю имуществом. 470. При отправлении катера или шлюпки вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен убедиться: а) при отправлении шлюпки: в полном числе гребцов, наличии средств связи, сигнализации, фонаря и спасательных средств; б) при отправлении катера: в том, что он снабжен в достаточной мере топливом, водой и противопожарным имуществом, а также в исправности ходовых огней и в наличии средств связи, сигнализации, фонаря и спасательных средств. При отправлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен удостовериться в полном уяснении старшиной (командиром) катера (шлюпки) поставленной перед ним задачи, в наличии компаса, карты или схемы района, дрека с дректовом, комплекта сигнальных ракет и в исправности корпуса и механизмов. На катер выделяются сигнальщик и радист с рацией. 471. Старшина катера (шлюпки), на котором находятся офицеры, отходит по приказанию старшего из них. Офицеры, кроме помощников (заместителя) командира своего корабля, командиров кораблей всех рангов и вышестоящих начальников, прежде чем отдать приказание отходить, спрашивают разрешение у вахтенного офицера. Если убывающих лиц провожает вышестоящий начальник, указанное разрешение на отход надлежит спросить у него. При съезде с корабля старшин и матросов старшина катера (шлюпки) отходит от борта по приказанию или с разрешения вахтенного офицера. 472. При входе на катер или шлюпку или при сходе с них офицеров, адмиралов и генералов старшина катера (шлюпки) командует: «Смирно» - и приветствует их. Присутствующие на шлюпке продолжают сидеть и соблюдать тишину. В присутствии на катере (шлюпке) старшего начальника старшина катера (шлюпки) команду «Смирно» не подает. 473. Личный состав, находящийся на катере (шлюпке), как на ходу, так и
при стоянке катера (шлюпки) у борта корабля или у причального сооружения
приветствует начальников по команде старшего из присутствующих на катере При воинском приветствии лица, находящиеся на малых катерах (на всех шлюпках), с мест не встают. На шлюпках, идущих на веслах, гребцы для приветствия по команде сушат весла. При буксировке, на гонках при значительном волнении и в других подобных случаях команда для приветствия не подается. Старшины катеров во время управления катером воинское приветствие не выполняют. 474. После отхода катера (шлюпки) от трапа (причального сооружения) и в течение всего следования старшина катера (шлюпки) следит за внешним состоянием катера (шлюпки), положением флага, за тем, чтобы за бортом не было кранцев, концов и других предметов. При движении катера (шлюпки) старшина катера (шлюпки) должен строго руководствоваться Международными правилами предупреждения столкновения судов в море, Шлюпочной сигнальной книгой, Правилами рейдовой службы, местными портовыми правилами, а также указаниями вахтенного офицера (дежурного по кораблю), полученными при отходе от борта корабля (причального сооружения). Старшина катера (шлюпки) должен соблюдать меры предосторожности, выработанные морской практикой, строго следить за изменениями метеорологической обстановки и предпринимать заблаговременно необходимые действия на случай изменения погоды. При аварии катера (шлюпки) старшина руководит борьбой за живучесть и принимает все меры для спасения личного состава. В темное время все катера (шлюпки) должны нести установленные огни. Старшина катера (шлюпки) обязан оказывать возможное содействие бедствующим катерам (шлюпкам) и людям оказавшимся на воде. 475. При обходе корабля, стоящего на якоре, катер (шлюпка), огибающий корабль против хода часовой стрелки, должен располагать свои курсы на таком расстоянии от корабля, чтобы встречные катера (шлюпки), огибающие корабль по ходу часовой стрелки, могли свободно пройти между ним и кораблем, т.е. катера (шлюпки) должны расходиться левыми бортами. 476. За безопасность плавания катера (шлюпки) отвечает старший по должности (воинскому званию) из находящихся на нем офицеров корабля, который в случае обнаружения неправильных действий старшины (командира) катера (шлюпки) обязан дать необходимые указания. При его отсутствии, за безопасность плавания отвечает старшина (командир) катера (шлюпки). 477. Старшина (командир) катера (шлюпки), получив приказание подойти к трапу или борту корабля, мимо которого катер (шлюпка) проходит, обязан выполнить это приказание (за исключением случая, когда им получено иное распоряжение старшего из присутствующих начальников). Выполняя срочное поручение (задание), старшина (командир) катера (шлюпки) при подходе обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, с которого он был подозван, и действовать в дальнейшем согласно его указаниям. О случаях задержки в пути, а также ее причинах, если они ему известны, он докладывает вахтенному офицеру своего корабля тотчас же по возвращении. 478. Катера (шлюпки) кораблей, находящиеся на ходу, носят присвоенный их кораблю флаг. Флаг на катере (шлюпке) поднимается перед отходом от борта корабля или причального сооружения и спускается независимо от времени суток по приходе катера (шлюпки) к месту назначения. 479. Катера и идущие на веслах шлюпки поднимают флаг на кормовом флагштоке. При буксировке одновременно нескольких шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней шкаторине у нок-бензельного угла (на двухмачтовых шлюпках - на гроте, на одномачтовых - на фоке). Корабельная шлюпка не несет флага только в том случае, если она послана для спасения упавшего за борт человека. Флаг в этом случае поднимается после подъема человека в шлюпку. 480. Каждому катеру и шлюпке присваиваются особые флажные позывные, которые накрашиваются на катерах в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски. На наружной стороне транцевой доски и носовой части обоих бортов
корабельных катеров и шлюпок накрашиваются корабельные флюгарки 481. Катера (шлюпки) не должны стоять у трапов без необходимости. Они протягиваются под выстрела, сдаются на бакштов или, если не получено особого приказания, удерживаются на траверзе корабля. Шлюпка сдается на бакштов при наличии в ней не менее двух гребцов. 482. При стоянке на открытых рейдах на ночь, а также при наступлении свежей погоды катера (шлюпки) должны подниматься на корабль или отправляться в укрытое место стоянки. При стоянке в закрытых бухтах, гаванях в темное время суток разрешается
оставлять на воде только необходимое число шлюпок. Проверяет надежность их
крепления и организовывает за ними постоянное наблюдение вахтенный офицер ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ 483. Командиры боевых частей (начальники служб) обязаны обеспечить
безопасность проводимых в их подразделениях работ. Контроль за соблюдением
личным составом корабельных правил и требований безопасности при проведении
ремонтных и других работ возлагается на помощника командира корабля 484. Для предупреждения несчастных случаев перед началом работ
производится инструктаж личного состава, участвующего в работах, по
требованиям безопасности, о чем делается запись в вахтенном журнале. 485. Помощник командира корабля отвечает за общее состояние всех грузоподъемных устройств корабля. Он обязан организовывать один раз в году проверку грузоподъемных устройств корабля в соответствии с действующими нормами и правилами. На кранах, стрелах, шлюпбалках и талях должны быть надписи с указанием грузоподъемности и даты очередного испытания. За техническое состояние грузоподъемных устройств отвечают командиры подразделений, в ведении которых эти устройства находятся. 486. Запрещается находиться под поднимаемыми тяжестями, в опасной близости от крышек ракетных шахт и контейнеров, башен и от других устройств, при их эксплуатации, на пути выбираемых или стравливаемых тросов и якорных цепей, высовываться из иллюминаторов и облокачиваться на планширы и леера. |
|
© 2000 |
|