РУБРИКИ

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ

Необходимо обратить внимание, что информационные технологии не существуют сами по себе, а являются неотъемлемой частью информационных систем [2. ст.2], что продемонстрировано в приложении 1. Их можно сравнить с инструментом, который лежит без дела до тех пор, пока не будет использован мастером по своему прямому назначению. Применение для выполнения несвойственной функции аналогично приводит или к излишнему расходованию ресурса работы, или к неэффективному использованию.

Поэтому рассмотрение и анализ применяемых информационных технологий осуществляется исключительно в комплексе с самими информационными системами.


2.1 Информационные технологии как основа оптимизации

деятельности органов государственной власти

Российской Федерации


Для понимания сущности информационных технологий необходимо обратиться к сущности составляющих этот термин слов: "информация" и "технология".

В различных источниках, в том числе в законе [2. ст.2], дается определение понятия "информация", но они поражают своей упрощенностью, сведением всей полноты сути к простому отождествлению с отображением действительности. Такая трактовка и приводит к ограниченности понимания сути понятия "информационная технология". Непонимание сути термина приводит к тому, что в любого рода документах используется множественное число понятия "информационная технология" - "информационные технологии", что позволяет оперировать термином без осмысления его значения.

Таким образом, несмотря на то, что работа имеет прикладной характер и не имеет цели изучения теории информации и информатики, необходимо четко определить термин "информационная технология".

Безусловно, с системной точки зрения заслуживает внимания определение Симоновича С.В.: "Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов" [34. стр.13], "информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов" [34. стр.15], иными словами - информация - это обработанные в соответствии с определенными требованиями потребителя данные (или сведения) о каких-либо явлениях, объектах, событиях, процессах и лицах.

Понятие "технология" имеет более устойчивое и однородное определение в различных источниках, которое можно сформулировать как определенная документами последовательность (или совокупность) действий, направленных на достижение поставленной цели.

Диалектическое объединение понятий "информация" и "технология" позволяет раскрыть понятие "информационная технология" как установленную нормативными документами систему действий и средств (инструментов) по преобразованию данных (сведений) о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. Упрощенно последовательность преобразования данных представлена в приложении 2.

Корневым стержнем является последовательность действий, которая определяется требованиями пользователя, вырабатываемыми в соответствии с целью его деятельности, регламентирующими документами в сфере приложения информационной технологии, на основе этих параметров определяются формализованные документы, которые должны быть на всех этапах обработки данных и представления информации. Необязательными элементами могут быть оптимизирующие компоненты (например, база данных) и технические средства (например, компьютер или аппаратура связи), которые усовершенствуют работу, а также орган, уполномоченный осуществлять регламентацию деятельности, и специализированная по предоставлению технических средств организация, являющиеся в определенных условиях внешними факторами.

Наглядное представление сущности термина "информационная технология" дано на рис. 5.





Уполномоченный

орган


















Регламентирующие

документы








Требования

пользователя










Объект

изучения

Данные

(сведения)


Формализованные

документы


Информация

Цель

изучения

(обработки)

Пользователь

(заказчик)


Последовательность

действий





Оптимизирующие

компоненты





Операторы

(исполнители)








Технические

средства


















Специализированная

организация






Рис. 5.    Принципиальная схема организации и внешних связей информационной технологии.


Детальное рассмотрение представленной схемы неизбежно подводит к выводу, что информационная технология - это не что иное, как система со своими элементами, подсистемами, связями и внешней средой. Следовательно, информационная технология должна обладать свойствами, присущими только системам: принципом эмерджентности (в соответствии с которым система обладает качествами, не присущими изолированным друг от друга отдельным составляющим ее элементам) и синергическим эффектом (дополнительным эффектом, возникающим при совместном, взаимосвязанном действии элементов системы, который может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от организации системы) [37. стр.49].

Действия должны выполняться каким-либо персоналом, если пользователь является заказчиком и не выполняет определенные действия по обработке данных. В случае, если пользователь самостоятельно выполняет что-либо, то все равно он выполняет функции оператора. Таким образом, кто бы ни исполнял функции непосредственной работы с данными, в структуру информационной технологии включается оператор - человек, непосредственно осуществляющий техническую работу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно окончательно сформулировать определение понятия "информационная технология" - это установленная нормативными документами система действий и средств (инструментов) по преобразованию данных о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. С этой точки зрения, можно уверенно заявить, что информационные технологии являются основой оптимизации работы любого общественного организма в силу своей четкости строения и появления эмерджентности и синергизма.

Понимание этого нашло отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 2004 года № 1244-р:

"Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг" [11. п.1].

Отмечено, что "Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере" [11. п.1].

В результате реализации этой Концепции ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, названное "электронное правительство" [11. п.1].

Информационные технологии с применением современной электронно-вычислительной техники и средств связи полномасштабно используются многими органами государственной власти, связывая между собой центральные и территориальные органы. Стимулом к расширению применения информационных технологий во всех сферах деятельности нашего общества стало принятие Федерального закона № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" в 2002 году.

Ярким и достойным подражания примером является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Этой организацией и ее предшественниками разработан целый ряд находящихся во взаимосвязи нормативных документов, регулирующих применение информационных технологий различного направления в системе налогообложения, оптимизирующих работу налоговых органов и взаимоотношения с налогоплательщиками:

-            с 2002 года организована, функционирует и постоянно совершенствуется система взаимодействия с налогоплательщиками и другими организациями, представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи [13,14,16,20,22,23];

-            с 2003 года организовано тесное взаимодействие с Фондом социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде [15];

-            с 2004 года организовано представление сведений, включенных в записи Единого государственного реестра юридических лиц и в записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, для формирования соответствующих баз данных по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом на базе применения современных информационных технологий [17];

-            с 2004 года осуществляется полномасштабный обмен документами в электронном виде между территориальными и центральными органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации [18];

-            с 2005 года организовано взаимодействие и взаимный информационный обмен с Федеральной регистрационной службой в электронном виде [19];

-            с 2005 года внедряется система информирования населения по вопросам налогообложения с использованием средств массовой информации и web-технологий [21].

В представленных для анализа нормативных документах, разработанных налоговыми органами Российской Федерации, прослеживается заинтересованность руководства в создании полной и всеобъемлющей системы, удобной как для работы самих налоговых органов, так и налогоплательщиков, интеграции в мировую информационную среду, оперативного управления центральными и территориальными налоговыми органами.

Аналогичная работа проводится другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации. В 2000 году приказом Министерства юстиции Российской Федерации 2000 года № 10 утверждена Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации [24]. В 2005 году в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 2005 года № 101 введен в промышленную эксплуатацию Программный комплекс централизованной технической поддержки пользователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования на основе Web-технологий [25].

Активно используется с 2004 года электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи, как средство повышения оперативности и эффективности управления органами государственной власти Москвы [33].


2.2 Основные направления применения

информационных технологий военными комиссариатами

субъектов Российской Федерации


Министерство обороны Российской Федерации, как и другие федеральные органы исполнительной власти, интенсивно внедряет информационные технологии по основным направлениям своей деятельности, например генерал армии А.Московский в статье "АСУ только для Минобороны" подчеркнул возрастающую роль автоматизации и информатизации в Вооруженных Силах Российской Федерации: "Анализ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий ... пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники" [43]. Однако увлечение компьютеризацией привело к проблеме: "нарастания негативных тенденций, которые в значительной степени стали тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий … накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства".

Автором отмечено, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена, большинство из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты. Причиной этого названо отсутствие единой программно-технической платформы, проведение сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения. Следствием такой бессистемной политики стало многократное увеличение финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, разрыв информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации на большое количество несовместимых фрагментов, снижение его защищенности, что в конечном счете привело к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве [43].

Положение с применением информационных технологий в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации в полной мере соответствует общей ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации: отсутствует единый подход к разработке и внедрению проектов (все зависит от финансовых возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые раньше являлись основным "спонсором" военных комиссариатов), используются не имеющие общей платформы, разрозненные, малосвязанные и несовместимые между собой программы и аппаратно-программные комплексы, которые не позволяют построить общую картину состояния дел в военном комиссариате субъекта Российской Федерации и в подчиненных военных комиссариатах муниципальных образований.

На вооружении военных комиссариатов субъектов Российской Федерации находятся несколько информационных систем постоянного применения. Особое значение отводиться информационным системам специального назначения. К ним относятся системы военного назначения, создаваемые под эгидой Министерства обороны Российской Федерации. Важную роль играют также общие информационные системы, в которых военные комиссариаты находятся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениям. Например, в военном комиссариате Смоленской области совместно со Смоленским государственным педагогическим университетом и администрацией области создана Электронная книга памяти, программная оболочка которой была продемонстрирована на выставке-семинаре "Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере управления и образования" [42].

В работе не рассматриваются общепринятые информационные системы обработки цифровой и текстовой информации, например, пакет Microsoft Office, и информационно-справочные правовые системы "Гарант" и "КонсультантПлюс", однако следует отметить последовательность и целостность применяемых в них информационных технологий, позволяющих пользователям эффективно использовать эти программы в практической деятельности.

Анализ применяемых в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации информационных технологий можно провести по направлениям: воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов, организация связи между военными комиссариатами, организация работы финансово-экономических органов, учет пенсионеров и назначение пенсий. Выбор направлений осуществлен по следующим основаниям: охвачены практически все направления служебной деятельности военных комиссариатов; применяемые информационные технологии наиболее развиты и применяются, как правило, большинством военных комиссариатов.


Воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов

Раздел удален

Организация оповещения и связи между военными комиссариатами

На более высоком организационном и техническом уровне находится система оповещения и связи между военными комиссариатами. В первую очередь это можно объяснить тем, что используются системы, разработанные или эксплуатируемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако они различаются между собой (по крайней мере, в рассматриваемых в данной работе военных комиссариатах субъектов Российской Федерации).

Раздел удален

Организация работы финансово-экономических органов

Раздел удален

Таким образом, в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации широко и многопланово реализованы информационные технологии в работе информационных систем по различным направлениям служебной деятельности. Их внедрение и эксплуатация осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями и учреждениями.


2.3 Применение информационных технологий

военными комиссариатами субъектов Российской Федерации

для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий


Данное направление применения информационных технологий будет рассмотрено отдельно и более полно вследствие особой значимости социальной защиты граждан, уволенных с военной службы.

В настоящее время для обеспечения автоматизированного учета по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания граждан, уволенных с военной службы Министерством обороны была разработана и внедрена в служебную деятельность отделов социального и финансового обеспечения (с 1 января 2004 года - центров (отделов) социального обеспечения) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации программа "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей", позволяющая автоматизировать весь процесс назначения (перерасчета) пенсий, выплаты денежных компенсаций, пособий, материальной помощи, печати расчетов на пенсию, оформлять необходимые распорядительные (разрешение на выплату пенсии, поручения на единовременную выплату, распоряжения) и отчетные документы, распечатывать списки пенсионеров, осуществлять учет пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, вести учетные и алфавитные карточки. Внедрение данной программы позволяет в кратчайшие сроки вносить любые изменения в расчеты по начислению пенсий и пособий.

Технической основой работы программы в центрах (отделах) социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации являются локальные вычислительные сети, как правило, с выделенным сервером.

Программа позволяет вести и оперативно уточнять следующие базы данных [31. стр.61]:

-            реестр пенсионных дел;

-            действующих пенсионных дел;

-            прекращенных (отправленных, уничтоженных) пенсионных дел;

-            иждивенцев (членов семей) пенсионеров;

-            выплат пенсий, пособий, компенсаций;

-            учета бланков строгой отчетности (разрешений на выплату пенсии, поручений на единовременную выплату);

-            адресов пенсионеров;

-            архивов перерасчетов пенсий;

-            выписок из лицевых счетов пенсионеров, выдачи санаторно-курортных путевок.

Должностными лицами военных комиссариатов муниципальных образований, ответственными за социальную работу, ведутся базы данных, которые не имеют связи с общей базой данных [31. стр.62]:

-            действующих пенсионных дел;

-            иждивенцев (членов семей) пенсионеров;

-            адресов пенсионеров.

Приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначаются ответственные за программное обеспечение должностные лица. Для обеспечения возможности восстановления работоспособности системы у этих должностных лиц находятся на хранении эталонный вариант программы. Для обеспечения сохранности баз данных производится их периодическое (как правило, ежемесячное) копирование на съемные магнитные носители (дискеты, флэш-карты, лазерные диски) или отдельном каталоге жесткого диска одного или нескольких компьютеров. Все эталонные базы данных учитываются ответственным должностным лицом в книге учета. Съемные магнитные носители с резервными копиями баз данных хранятся в сейфе ответственного должностного лица или начальника центра (отдела) социального обеспечения.

В целях создания единой базы данных в финансово-экономическом управлении военного округа и Главном финансово-экономическом управлении военные комиссариаты субъектов Российской Федерации ежеквартально к 15 числу следующего за отчетным кварталом месяца передают на магнитных носителях или по каналам связи передают базы данных по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября.

Однако при всем своем удобстве в работе программа не позволяет построить интегрированную систему в настоящих условиях в силу ограниченности ее возможностей, например, таких как:

-            отсутствия оперативной связи между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и военными комиссариатами муниципальных образований, вследствие чего возникает необходимость ведения объемной служебной переписки;

-            отсутствия взаимодействия между центром (отделом) социального обеспечения и другими структурными подразделениями военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

-            отсутствия возможности осуществления электронного документооборота между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и организациями, с которыми происходит взаимодействие;

-            отсутствия возможности оперативного контроля за полнотой и правильностью выплат, производимых учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации.

Но, несмотря на такую ситуацию, программа является отличным помощником в работе: удобный и простой интерфейс, простота работы, доступность в обучении, удобство настроек и большой перечень функций, практически полностью охватывающий объем выполняемых работ. К программе приложена компактная и простая, но полная Инструкция [32]. В процессе работы из любого места программы доступна простая справка, описывающая все операции, функции и настройки. Оценивая удобство и простоту этой программы, можно сделать вывод, что разработка программы осуществлялась в тесном взаимодействии с грамотными специалистов в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Положительной чертой является регулярное обновление программы в соответствии с изменениями законодательства.

Основное меню программы имеет семь пунктов и показано на рис.8, раскрытые функции пунктов меню в порядке их следования представлены на рис.9.

Рисунок 8 Рабочее окно программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей"

Рисунок 9 Окна функций меню программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей" удален

Рисунок 10 Окно справки программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей" удален

Таким образом, учет пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и назначение пенсий и пособий осуществляется с применением описанной выше информационной технологии, представляющей образец тесного и плодотворного сотрудничества между заказчиками и разработчиками, значительно облегчающей выполнение центрами (отделами) социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации стоящих перед ними задач.

Представленные в данной работе информационные технологии, используемые военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, охватывают практически весь спектр задач военных комиссариатов. Неодинаковый эффект от их применения можно объяснить, в первую очередь, отсутствием единой плановой работы по разработке, внедрению и эксплуатации. Изолированность баз данных, отсутствие возможности их интеграции между собой и программами, используемыми другими организациями и учреждениями становится камнем преткновения для широкого применения информационных технологий.

Преодолеть это можно путем разработки интегрированных комплексно или в одной сфере деятельности военных комиссариатов, информационных технологий, объединяющих военные комиссариаты и другие органы военного управления, территориальные органы министерств и ведомств, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и другие организации. В этой работе необходимо использовать опыт и практические наработки других федеральных министерств и ведомств.

ГЛАВА III

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ

С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НА БАЗЕ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Выше уже было показано, что изолированность баз данных и обособленность программ значительно снижают синергический эффект от внедрения и эксплуатации информационных технологий. Вследствие этого возникает необходимость разработки и применения интегрированных информационных систем, которые объединяют разнородные элементы, позволяют наиболее эффективно и рационально использовать накопленные данные различным пользователям, имеющим полномочия доступа к ним, широко и целенаправленно реализуя современные информационные технологии.

Предпосылки создания интегрированных систем указаны в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: "В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" [11. п.2]. Отмечено, что повышается обеспеченность современными персональными компьютерами, созданы и функционируют территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет, успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, реализуются проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставления государственных услуг [11. п.2].

В главе 2 была раскрыта структурная схема информационной технологии, в которую включаются следующие элементы: регламентирующие документы, требования пользователя, формализованные документы, последовательность действий, оптимизирующие компоненты, операторы, технические средства.

Изначально стоит необходимость определить взаимосвязи: существующие внутри информационной технологии, существующие во взаимоотношениях с внешней средой, необходимость создания новых, правила их регламентирования и коммутации.

В комплексе информационных технологий одно из центральных мест принадлежит технологиям баз данных, которые обеспечивают широкие возможности управления данными, организованными в виде файлов или упорядоченных совокупностей (современные учебные пособия довольно часто соотносят базы данных с компьютерами, однако существование баз данных не зависит от существования компьютеров, они могут представлять собой обычную библиографическую картотеку в библиотеке - компьютер только средство оптимизации работы, как показано в приложении 1).

В данной главе предложен вариант организации интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, которую возможно создать на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, с применением информационных технологий. Внимание уделено описанию элементов, которые необходимо включить в эту систему, выявлению и описанию внешних и внутренних взаимосвязей, принципов их реализации.

 

3.1 Формирование системы социального обеспечения

граждан, уволенных с военной службы, на основе

современных информационных технологий


Непосредственной правовой основой реализации интегрированной системы является Федеральный закон 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" [3]. В соответствии с законом электронная цифровая подпись в электронном документе (т.е. в котором информация представлена в электронно-цифровой форме) равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении определенных законом условий, при этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Осуществление электронного документооборота позволит, во-первых, повысить оперативность управления и передачи информации, во-вторых, перейти на безбумажную технологию работы, в-третьих, осуществлять предварительный и текущий контроль осуществляемых выплат.

Предлагаемый вариант интегрированной системы подразумевает разделение всей системы на несколько уровней, каждый последующий является развитием нижестоящего и не может функционировать без него. Графически это представлено в приложении 3.

Первый уровень - базовый - является основой всей системы, может функционировать самостоятельно в пределах субъекта Российской Федерации и опирается на существующую иерархическую систему военных комиссариатов. Организация работы уровня большей частью возможна нормативными правовыми актами военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Второй уровень - стандартный - расширяет возможности базового уровня, опирается на действующую в настоящее время систему социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, без необходимости организации и правового обеспечения включения новых элементов и новых взаимосвязей. Организация работы уровня возможна нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и дополнительным соглашением со Сберегательным банком Российской Федерации.

Третий уровень - расширенный - подразумевает создание полнофункциональной системы, в которую по мере технической, программной и правовой готовности возможно включение различных учреждений. Организация работы уровня возможна только законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Структура базового уровня

Регламентирующими документами являются Методические рекомендации [31] и приказ военного комиссара субъекта Российской Федерации, в котором определяются правила документооборота, назначены ответственные должностные лица, утверждены Инструкции, требования к системе, формализованные документы и другие вопросы.

Выполнение всех функций возможно штатным личным составом военных комиссариатов на базе имеющихся вычислительных сетей и каналов междугородней и городской связи. Использование электронной цифровой подписи на данном уровне необязательно.

Оптимизация работы происходит за счет распределения управления базой данных между военными комиссариатами. При описании работы привязка мероприятий осуществляется применительно к организационно-штатной структуре военных комиссариатов муниципальных образований внеразрядных, 1 и 2 разрядов (что позволит адаптировать в последствии к организационно-штатной структуре военных комиссариатов муниципальных образований 3 разряда).

Минимально необходимыми элементами, обеспечивающими функционирование информационных технологий на базовом уровне системы, являются центр (отдел) социального обеспечения и 4-й отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации, отделения социального и пенсионного обеспечения и 4-е отделения военных комиссариатов муниципальных образований, допустимо включение территориальных представительств Военно-мемориальной компании.

Работа в военном комиссариате муниципального образования. Первоначальное формирование базы данных и представление документов для назначения пенсий и пособий на данном уровне осуществляется отделением социального и пенсионного обеспечения. В идеальном варианте необходима была бы интеграция с базой данных автоматизированной системы управления "Зарница-М", однако она в принципе не имеет таких возможностей, а замена ее на альтернативную на современном этапе развития общества не возможна. Кроме отделения социального и пенсионного обеспечения, целесообразно оборудование автоматизированных рабочих мест (терминалов) в 4-м и 3-м отделениях, которые будут вносить в базу данных сведения о гражданах, уволенных с военной службы, имеющих право на социальное обеспечение через органы Министерства обороны Российской Федерации, для должностных лиц, ответственных за оформление документов в Военно-страховую компанию. Эти автоматизированные рабочие места необходимо соединить локальной вычислительной сетью. Ответственность за ведение локальной базы данных и представление документов в военный комиссариат субъекта Российской Федерации целесообразно возложить на начальника отделения социального и пенсионного обеспечения - помощника военного комиссара. Осуществление документооборота возможно с помощью электронной почты или в режиме терминала стандартными программами операционной системы.

Работа в военном комиссариате субъекта Российской Федерации. Основная база данных формируется центром (отделом) социального обеспечения. В военный комиссариат муниципального образования направляется информация, предусмотренная карточкой персонального учета пенсионера, и другая по мере необходимости. Включение 4-го отдела необходимо вследствие особенностей выполняемых им задач: работа с гражданами, имеющими право на льготы и не являющимися пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, и выполнение обязанностей по ритуально-похоронному обеспечению погибших военнослужащих. Целесообразно включение финансово-экономического отделения, осуществляющего выплату окладов по воинскому званию, правового органа для совместного ведения базы данных исков пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и других граждан.

Практическая реализация данного уровня интегрированной системы позволит уменьшить объем бумажного документооборота, отойти от использования учетных и алфавитных карточек в центре (отделе) социального обеспечения, избавит от необходимости высылки карточек персонального учета пенсионера, обеспечит оперативность работы по поддержанию базы данных пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, базы данных ветеранов Великой Отечественной войны и других баз в актуальном состоянии.


Структура стандартного уровня

Регламентирующими документами являются приказ министра обороны Российской Федерации, которым определяются правила документооборота, требования к системе, формализованные документы и другие вопросы, назначаются ответственные должностные лица, Методические рекомендации [31], дополнительное соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации.

Выполнение всех функций возможно штатным (возможно необходимо перераспределение) личным составом военных комиссариатов и других органов военного управления на базе имеющихся вычислительных сетей, каналов междугородней и городской связи и технологий Интернета. Вследствие возникновения движения распорядительных документов и наличия договорных отношений, использование электронной цифровой подписи является обязательным. Технической проблемой станет сопряжение компьютерной сети Министерства обороны Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации.

Оптимизация работы происходит за счет возможности организации предварительного и текущего контроля за осуществлением различных выплат, движением бланков строгого учета и решения других вопросов.

Работа в Главном финансово-экономическом управлении. Прослеживаются три главных направления работы, два из них - организация работы и контроль за деятельностью органов социального обеспечения дополнятся новыми функциями (например, содержание и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения, доступной по средствам Интернета всем органам военного управления, органам социальной защиты населения, Пенсионному фонду Российской Федерации и другим, имеющим соответствующие полномочия доступа, информацию по тарификации должностей, похищенных и утерянных денежных аттестатах). Третье направление можно рассматривать как организацию взаимодействия, будет заключаться в выдаче (или проведении работы по выдаче уполномоченным федеральным органом) сертификатов ключей подписей [3. ст.8,9] и выполнению других функций, связанных с применением электронных цифровых подписей (возможно, потребуется создание самостоятельного отдела в составе Управления социального обеспечения).

Работа в финансово-экономическом управлении военного округа (мероприятия в части расчета выслуги лет распространяются на 3-й отдел Управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации). Первоначальное формирование базы данных осуществляется отделом социального обеспечения. Каждому расчету выслуги лет присваивается индивидуальный код, на основе которого ведется база данных пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, которая в процессе дальнейшей работы дополняется сведениями об уточнении выслуги лет на пенсию, о распорядительных документах, на основании которых осуществляются различные выплаты (разрешение на выплату пенсии, поручение на единовременную выплату), переездах пенсионера и другими. Данный подход позволяет организовать контроль за движением бланков строгого учета (бумажных или электронных), расчетом на пенсию, сведениями о произведенных перерасчетах, произведенных выплатах, численностью пенсионеров, расходованием бюджетных средств и другими вопросами социального обеспечения.

Работа в военном комиссариате субъекта Российской Федерации. Применение электронной цифровой подписи даст возможность осуществлять электронный документооборот с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации. Электронное разрешение на выплату пенсии направляется в отделение Сберегательного банка Российской Федерации, извещение к нему направляется в отдел социального обеспечения финансово-экономического управления военного округа, подтверждение к нему направляется отделением Сберегательного банка Российской Федерации в отдел социального обеспечения финансово-экономического управления военного округа и в центр (отдел) социального обеспечения. Такой порядок обеспечит целевое и законное расходование бюджетных средств, выделенных на социальное обеспечение граждан, уволенных с военной службы. На всех пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации формируются электронные пенсионные дела, данные в которых заполняются военными комиссариатами на основании служебных сведений и информации отделений Сберегательного банка Российской Федерации.

Работа в военном комиссариате муниципального образования. Применение электронной цифровой подписи даст возможность представлять в Военно-страховую компанию документы на получение страховых выплат. Заявление и другие документы в электронном виде направляются в Военно-страховую компанию, в центр (отдел) социального обеспечения военного комиссариата субъекта Российской Федерации и в Управление социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации извещения об отправке документов для осуществления контроля. Военно-страховая компания после выплаты положенных денежных сумм направляет извещения об этом во все адреса, на основании которых военные комиссариаты снимают данные документы с контроля и извещают заявителей о результатах рассмотрения дела, Главное финансово-экономическое управление осуществляет контроль за размером произведенных выплат.


Структура расширенного уровня

Регламентирующими документами являются Федеральный закон, Указ Президента Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации, во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включенных в интегрированную систему.

Выполнение всех функций потребует изменения штатов военных комиссариатов и других органов военного управления, с созданием новых или расширения имеющихся вычислительных сетей, каналов междугородней и городской связи и технологий Интернета. Вследствие движения распорядительных документов и наличия договорных отношений, использование электронной цифровой подписи является обязательным. Технической проблемой станет сопряжение компьютерных сетей Министерства обороны Российской Федерации и других элементов интегрированной системы.

Основной документооборот, кроме описанного ранее, осуществляется с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет выплату некоторых компенсаций пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, выплачивает пенсии отдельным категориям граждан.

Между органами социальной защиты населения и военными комиссариатами осуществляется обмен информацией (ведение общей базы данных) по вопросам выдачи бесплатных транспортных средств, обеспечения путевками, реализации федеральных и региональных целевых программ и по другим вопросам.

Паспортно-визовая служба органов внутренних дел обеспечивает достоверную и оперативную информацию об изменении места жительства граждан, уволенных с военной службы.

Данные органы приведены в качестве примера, включение других организаций и учреждений возможно после согласования всех вопросов организации обмена информацией, распределения обязанностей и ответственности по ведению баз данных, определения порядка сопряжения различных компьютерных сетей и программного обеспечения (или путем интеграции, или путем оборудования абонентских терминалов (автоматизированных рабочих мест)).


3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и

эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления


Предлагаемая интегрированная система социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, является сложным образованием с множеством разнородных элементов и взаимосвязей между ними, ранее не разрабатывалась и практически не реализовывалась. Эти факторы вызовут большое количество проблем как на стадии разработки и внедрения, так и на стадии эксплуатации. На основе анализа современного состояния применения информационных технологий в военных комиссариатах и других органах военного управления существует возможность спрогнозировать и выявить большинство этих проблем, разработать и предложить пути их преодоления.

Рассмотрение проблем целесообразнее производить на стандартном уровне организации интегрированной системы, поскольку базовый уровень не подразумевает обмен денежными документами и может быть реализован на основе эксплуатируемой в настоящее время программы, а реализация расширенного уровня расширит имеющиеся связи без изменения принципов обмена информацией. Проблемы можно классифицировать по источникам возникновения: экономические, технические, правовые, организационные и безопасности информации. По способам решения проблемы разделяются на законодательные, ведомственные и межведомственные (рис. 11).


ПО ИСТОЧНИКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ









технические



экономические



правовые





организационные






безопасности информации



ведомственные


межведомственные


законодательные







ПО СПОСОБАМ РЕШЕНИЯ


Рис. 11.   Проблемы практической разработки и внедрения интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.