РУБРИКИ |
Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ |
РЕКЛАМА |
|
Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФИнформационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАслушателя подполковника Приветкина Андрея Анатольевичана тему Применение информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
Руководитель старший преподаватель кафедры № 4 кандидат технических наук подполковник Иванов Д.В. Рецензент доцент кафедры № 6 кандидат экономических наук полковник Коваль А.В.
"Допустить к защите"
Начальник кафедры № 4 полковник А.Батьковский Дата "___" ____________ 2006 года Москва - 2006 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Место и роль военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в структуре Министерства обороны Российской Федерации |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов на современном этапе развития Российского государства |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 Функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы |
13 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации |
22 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Информационные технологии как основа оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации |
23 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 Основные направления применения информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации |
29 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 Применение информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий |
39 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Организация интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации |
49 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 Формирование системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на основе современных информационных технологий |
51 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления |
58 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение |
70 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложения |
73 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень принятых сокращений и терминов |
78 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы |
80 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В наш 21 век никто не представляет без компьютеров жизнь во всех ее сферах: экономической, политической, социальной. Компьютерные игры, банкоматы, Интернет - это только начало длинного перечня услуг, представляемых обществом каждому из нас. Продолжается гонка за более совершенными компьютерами и передовыми удобными программами, компьютеризация становится самоцелью при этом, как правило, забывается, что компьютер - это только инструмент, средство, упрощающее нам работу, выполняющее монотонные и трудоемкие операции: накопление, систематизация, обработка больших массивов разрозненных данных, в конечном итоге - представление в упорядоченном виде - необходимой информации.
Основой такого процесса являются информационные технологии. Они для большинства людей как "черный ящик" - нет необходимости познания изнутри процесса преобразования, достаточно знать входные параметры и характер ожидаемых на выходе результаты. Типичный пример - всемирная паутина Интернет - неизвестно, где хранятся данные, как они преобразуются и отображаются на экране в доступном виде, но возможно получить практически любую информацию в соответствии с запросом.
Ассоциация информационных технологий с компьютерами скрывает то, что информационные технологии всегда существовали всегда и практически использовались, например, финансы. Известно, что финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения выполнения функций государства и других субъектов формирования этих фондов [38. стр.60]. При финансах происходит независимое одностороннее безвозвратное движение денег [38. стр.61]. Финансы выполняют две общепризнанные, единые для всех экономических школ, функции: распределительную и контрольную [38. стр.66]. Если в отношении распределительной функции все понятно: происходит непосредственное движение и распределение денежных средств по фондам и направлениям использования. Но что же происходит при реализации контрольной функции, движение чего осуществляется. Финансы количественно отражают воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения внутреннего валового продукта и национального дохода, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса [38. стр.67]. Иными словами, происходит сбор, систематизация и обобщение данных о состоянии различных объектов экономической, социальной и политической жизни общества, представление необходимой для реализации распределительной функции финансов информации. Сопоставление сущности понятия "информационная технология" и содержания контрольной функции финансов, можно сделать простой вывод: это "близнецы-братья".
Таким образом, постигнув тонкости информационных технологий и овладев ими в процессе своей повседневной деятельности, можно повысить эффективность управления финансами и контроля над ними.
Формируемые в процессе финансовых отношений фонды имеют многоплановую направленность, в том числе являются основой социального обеспечения, которое представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан [38. стр.234]. Следовательно, возможно совершенствование системы социального обеспечения посредством внедрения информационных технологий в этой сфере.
Целью работы является формирование и обоснование организационной структуры, основных элементов и взаимосвязей интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, основанной на широком и грамотном применении информационных технологий. Для ее достижения последовательно решаются задачи:
- изучение и систематизация опыта применения информационных технологий в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации и органах государственного управления;
- выработка рекомендаций по реализации современных информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
- выявление проблем, с которыми можно столкнуться при в процессе практической реализации, и выработка путей их преодоления.
В работе не предусмотрено рассмотрение технической реализации и экономического обоснования практической разработки и внедрения информационных технологий.
В данной работе будут рассмотрены информационные технологии как основа повышения эффективности деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, в первую очередь с точки зрения управления финансами и контроля над ними. Этот выбор объясняется рядом причин. Во-первых, актуальностью деятельности военных комиссариатов, в том числе в системе социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Во-вторых, финансы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации обладают двойственностью: они служат, с одной стороны, для обеспечения служебной деятельности и выполнения поставленных задач, обеспечения личного состава, с другой стороны, для социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В-третьих, в свете тенденции перехода к межведомственной системе тылового обеспечения и к системе территориальных финансово-экономических органов прослеживаются возможности и предпосылки перехода к единой системе социального обеспечения граждан, уволенных с военной и правоохранительной службы, технической основой которой могут стать информационные технологии.
ГЛАВА I
МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРУКТУРЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Среди большого количества организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации военные комиссариаты занимают специфическое место, поскольку являются посредником между гражданской и военной сферами общества, решают важные задачи в области строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, накопления и подготовки военно-обученных ресурсов, мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В вопросах "постоянного воспроизводства" Вооруженных Сил Российской Федерации им в обществе отведена особая роль - военная жизнь гражданина начинается и заканчивается в военном комиссариате: первоначальная постановка на воинский учет, призыв на военную службу, призыв на военные сборы, набор на военную службу по контракту, пенсионное обеспечение граждан, для которых военная служба была профессией.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что одними из его основных задач являются поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил, обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [7. п.3], деятельность в этих и других направлениях осуществляется непосредственно, через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) [7. п.5] во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями [7. п.6].
Участие военных комиссариатов в выполнении задач, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации, влечет за собой возложение на них и исполнение ими особого рода задач, отличных от задач других организаций и учреждений.
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов
на современном этапе развития Российского государства
Служебная деятельность военных комиссариатов подчиняется общим с воинским частями и соединениями Вооруженных Сил Российской Федерации правилам. Но имеются особенности, которые регламентируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 1999 года № 1372. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, создаются в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, возможно создание одного военного комиссариата для обслуживания нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию [5. п.2].
Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов) осуществляют общее руководство и контроль во всех сферах служебной деятельности военных комиссариатов районов, городов без районного деления, административных округов, префектур, равных им административных образований (далее по тексту - военные комиссариаты муниципальных образований) [5. п.14].
Основное предназначение военных комиссариатов – решение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросов в области обороны путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные Силы Российской Федерации (другие войска, воинские формирования и органы). Положением о военных комиссариатах [5. п.12] и другими нормативными правовыми актами определен круг основных задач, которые можно разделить по направлениям (рис.1):
2 - задачи в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил;
3 - задачи в сфере комплектования Вооруженных Сил в мирное время;
4 - задачи в сфере морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежи;
5 - задачи в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
6 - задачи в сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих.
В сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил основными задачами являются:
- разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по удовлетворению мобилизационных потребностей Вооруженных Сил за счет местных ресурсов и совершенствованию базы мобилизационного развертывания;
- реализация этих планов в период мобилизации путем призыва и поставки мобилизационных ресурсов по нарядам штабов военных округов, заявок командиров воинских частей, проведение подготовительных и учебных мероприятий в мирное время;
- организация работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- обеспечение круглосуточного приема по средствам связи телеграммы "Мобилизационная", участие в разработке порядка использования сетей связи при чрезвычайных ситуациях и на период мобилизации;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
мероприятия в сфере мобилизационной
подготовки и мобилизации
Вооруженных Сил Российской Федерации
мероприятия в сфере комплектования
Вооруженных Сил Российской Федерации
в мирное время
мероприятия в сфере морально-
психологической подготовки и
патриотического воспитания молодежи
мероприятия в сфере социального
обеспечения граждан, уволенных
с военной службы
мероприятия в сфере ритуально-
похоронного обеспечения и увековечения
памяти погибших военнослужащих
Рис. 1. Структура основных направлений деятельности военных комиссариатов Российской Федерации.
- участие в проведении государственных технических осмотров отобранной по спискам военных комиссариатов техники, предназначенной для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
- осуществление воинского учета граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе, учета транспортных средств организаций и граждан, накопление в запасе военно-обученных ресурсов;
- оформление отсрочки гражданам Российской Федерации от призыва на военную службу;
- планирование мероприятий по созданию в военное время учебных пунктов обязательного всеобщего военного обучения граждан.
В сфере комплектования Вооруженных Сил в мирное время основными задачами являются:
- проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет;
- проведение призыва граждан на военную службу (граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе) и для прохождения военных сборов;
- проведение медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы;
- отбор граждан для поступления в военные учебные заведения, суворовские и нахимовские;
- организация учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу и самовольно оставивших воинские части, предоставление информации о них правоохранительным органам;
- обеспечение прохождения гражданами альтернативной гражданской службы [4,9,10].
В сфере морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежи основными задачами являются:
- организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту;
- участие в военно-патриотическом воспитании населения и ведение информационно-рекламной работы в целях добровольного поступления граждан на военную службу;
- содействие и оказание практической помощи учебным заведениям и общественным объединениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.
В сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, основными задачами являются:
- ведение учета граждан, пребывающих в запасе, которые принимали участие в боевых действиях по защите Отечества или на территориях других государств, в ликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций, организация работы по вручению им государственных наград;
- взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;
- содействие в реализации социальных льгот и гарантий, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи гражданам, уволенным с военной службы, другим лицам в розыске архивных документов, подтверждающих участие их или членов их семей в Великой Отечественной войне, в боевых действиях на территориях других государств, иных боевых действиях, и документов при решении вопросов об установлении причинной связи ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением военной службы;
- участие в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- организация работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, назначение пенсий, пособий и компенсаций, осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты;
- организация и осуществление работы по разъяснению законодательства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленных гражданам, уволенным с военной службы;
- направление сведений об очередниках на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и документы военнослужащих в органы местного самоуправления, а также участие в работе общественных комиссий по жилищным вопросам [8,27];
- оказание помощи в оформлении и представлении документов в Военно-страховую компанию для получения страховых сумм гражданам, уволенным с военной службы [26];
- выплата ежемесячного пособия детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту [28];
- возмещение расходов членам семьи, вызываемым для опознания погибшего военнослужащего [30].
В сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих основными задачами являются:
- извещение семей или родственников военнослужащих, погибших или умерших при прохождении военной службы;
- оказание содействия в захоронении и организация похорон в местностях, где нет военных гарнизонов, военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны;
- участие в работе органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;
- проведение работы по установке памятников военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий;
- осуществление оплаты ритуальных услуг при погребении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников некоторым категориям граждан [29].
Круг задач, выполняемых военными комиссариатами очень широк и разнопланов, регламентируется большим количеством нормативных правовых документов. Организация их выполнения, всей служебной деятельности военного комиссариата, руководство его работой возложены на военного комиссара, который отвечает за выполнение этих задач и наделен правами и обязанностями. [5. п.13].
1.2 Функции военных комиссариатов субъектов
Российской Федерации в сфере социального обеспечения
граждан, уволенных с военной службы
Социальное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, - это обширный комплекс мероприятий, которые законодательство разграничивает на две составляющие [5. п.12]: пенсионное обеспечение (назначение пенсий в соответствии с действующим законодательством) и социальное обслуживание (содействие в получении установленных законодательством социальных гарантий), которые тесно связаны между собой, но имеют разные правовые основы: одно - это пожизненное или ограниченное определенными условиями государственное содержание, другое - это социальная защищенность определенных категорий граждан (Рис. 2).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
пенсионное обеспечение
социальное обслуживание
установка (оплата расходов) памятников
и оплата ритуальных расходов
Рис. 2. Содержание социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
В эту сферу в настоящее время включается и проведение работы по установке памятников военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, которое по своей сути относится к сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих, но организационно-штатная структура органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предусматривает объединение этих разнородных мероприятий.
В выполнении задач социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, кроме органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации задействовано значительное количество учреждений и организаций, как государственных (например, органы социальной защиты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальные органы медико-социальной экспертизы, Пенсионный фонд Российской Федерации), так и коммерческих и общественных (например, Сберегательный банк Российской Федерации, комитеты и общества ветеранов военной службы) [36. стр.81].
Абзац удален
Рисунок 3 Система органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации удален
Абзац удален
До выхода Федерального закона 2004 года № 122-ФЗ, практически все социальные выплаты гражданам, уволенным с военной службы, производились Центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, однако в настоящее время большинство их осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому возникает необходимость тесного взаимодействия для осуществления оперативного обмена информацией о получателях выплат и контроле за получением во избежание нарушения прав граждан и предотвращения переплат.
Основные функциональные связи, возникающие в процессе деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, представлены на рис. 4. Для упрощения схемы и сосредоточения внимания на системообразующих связях, на рисунке не отражены элементы, включение которых в интегрированную систему на базе современных информационных технологий не имеет принципиального значения в силу незначительного объема документооборота или малого объема совместно выполняемых задач.
Таким образом, функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения вытекают из выполняемых непосредственно военным комиссариатом мероприятий, мероприятий по осуществлению контроля за подчиненными военными комиссариатами муниципальных образований, мероприятий по взаимодействию с другими организациями и учреждениями.
Основные функции военных комиссариатов детально изложены в Методических рекомендациях по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров из числа лиц, уволенных с военной службы, и их семей [31. стр.8-10]. В настоящей работе приводятся только те из них, которые непосредственно создают предпосылки широкого внедрения информационных технологий:
- назначение гражданам, уволенным с военной службы, предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций, обеспечение выплаты и перерасчета назначенных пенсий, пособий и компенсаций и своевременного прекращения их выплаты в установленных случаях;
- руководство и контроль за работой военных комиссариатов муниципальных образований по социальному обеспечению уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, организация обмена опытом в этой работе;
Государственная Дума Российской Федерации
Правительство
Российской Федерации
Президент
Российской Федерации
Министерство
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Министерство обороны
Российской Федерации
Служба экономики
и финансов
Главное финансово-
экономическое управление
Органы
государственной
власти субъектов
Российской Федерации
Управление социального
обеспечения
Финансово-
экономическое
управление
военного округа
Главные управления
социальной защиты
населения субъектов
Российской Федерации
Отдел социального
обеспечения
Военный комиссариат
субъекта
Российской Федерации
Учреждения
Сберегательного банка
Граждане, уволенные
с военной службы
Военные комиссариаты
муниципальных
образований
нормативные правовые акты органов государственной власти
приказы, разъяснения, указания, разъяснения законодательства
контроль деятельности и обеспечение бланками строгого учета
взаимодействие по вопросам социального обеспечения
документы, оказание помощи, разъяснение законодательства
документы на осуществление денежных выплат и контроль выплат
Рис. 4. Функциональные связи военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
- осуществление ревизий и проверок работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в военных комиссариатах муниципальных образований, анализ состояния работы по результатам этих ревизий и проверок, отчетных данных и сообщений военных комиссариатов муниципальных образований по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы, установленных льгот и преимуществ;
- организация и осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых, с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее их получение, денежной компенсации на эксплуатационные расходы и на транспортное обслуживание, осуществление мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат;
- разрешение поступающих в военный комиссариат предложений, заявлений и жалоб по вопросам социального обеспечения уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам.
Для исполнения этих функций военные комиссариаты субъектов Российской Федерации используют данные и документы, получаемые от других элементов системы социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, других учреждений и организаций:
- основой всей работы по пенсионному обеспечению является исчисление выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, отделом социального обеспечения финансово-экономического управления военного округа в тесном взаимодействии с кадровыми органами, расчет выслуги лет на пенсию поступает в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с личным делом уволенного с военной службы гражданина;
- из финансово-экономического управления военного округа поступают руководящие документы по вопросам социального обеспечения пенсионеров, указания и разъяснения законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления льгот, установленных гражданам, уволенной с военной службы, осуществляется обеспечение военных комиссариатов бланками строгого учета;
- из военных комиссариатов муниципальных образований поступают документы для назначения пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы, и семьям умерших военнослужащих, сведения об изменении места жительства пенсионеров и изменении условий, влияющих на размер пенсии или определяющих, право на дальнейшее ее получение;
- военные комиссариаты муниципальных образований представляют установленную отчетность по вопросам социального обеспечения, сведения об оформленных материалах на выплату единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а также документы для замены в установленном порядке гражданам, уволенным с военной службы, свидетельств и других документов о праве на установленные для них льготы;
- из учреждений медико-социальной экспертизы поступают документы об установлении группы и причины инвалидности гражданам, уволенным с военной службы, если это влияет на размер пенсии или пособия, в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации направляются разрешения на выплату пенсии и поручения на единовременную выплату, а также осуществляется широкопрофильный документооборот с другими учреждениями и организациями.
Таким образом, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются главным исполнительным и связывающим звеном во всей деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, через которое проходит большой поток документов. Если принять во внимание, что в подчинении военного комиссариата субъекта Российской Федерации находится от 15 до 65 военных комиссариатов муниципальных образований, состоит на учете от 10 тыс. до 200 тыс. пенсионеров, а Законом Российской Федерации установлен 10-дневный срок для назначения пенсии [1. ст.52], то правомерно встает вопрос об автоматизации работы по социальному обеспечению. В настоящее время центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации эксплуатируется программа, автоматизирующая выполнение расчетных и учетных задач.
Однако необходимо рассмотреть возможность более широкого и планомерного внедрения современных информационных технологий в этом направлении с учетом практического опыта использования информационных технологий, как военными комиссариатами, так и федеральными органами государственной власти и управления.
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационные технологии - это загадочное для многих понятие, которое не имеет четко определенного значения, до настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств обработки информации, не определено само понятие "информационная технология". Законодатель определил многие термины, например "информация", "информатизация", "информационные процессы", "информационная система", "информационные ресурсы" [2. ст.2], однако понятие "информационная технология" было им упущено из внимания, несмотря на то, что оно широко использует в тексте многих нормативных правовых актов Российской Федерации и существует система ГОСТов "Информационная технология".
В настоящее время информационные технологии понимаются как работа на компьютере или упрощаются исключительно до ассоциаций с компьютерами и программным обеспечением, например, Министерством финансов Российской Федерации в форме Сведений об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения, утвержденной Инструкций о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности [12]. Это в корне неправильно и не допустимо, потому что компьютер - это только инструмент, который позволяет упростить и ускорить работу.
Иной подход к пониманию сущности информационных технологий прослеживается в разных учебных пособиях по информатике, в которых дается определение этого понятия. Однако и в них все сводится к узкому пониманию информационных технологий как комплекса методов, способов и средств автоматизации информационной деятельности [35. стр.4] и обеспечения информационного процесса [39. стр.232]. Эти определения не являются полными и всеобъемлющими по той причине, что существенно снижают роль информационных технологий как основы построения систем управления и массового обслуживания, оптимизации работы информационной системы или коллектива организации.
|
© 2000 |
|